Что такое синонимы 4 класс – Задание 72 Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Русский язык.4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. ГДЗ

Методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме: Словарик синонимов к урокам развития речи

А)

Дети, детвора, ребята

 Забава, развлечение, потеха

 Свобода, независимость, воля

Восторг, восхищение, ликование,

веселье, радость, умиление

 Друг, приятель, товарищ

Враг, противник, неприятель, недруг

Задира, забияка, драчун

Праздник, торжество, триумф

Разведка, поиск

Разведчик, агент, шпион,

лазутчик, резидент

Предлог, причина, повод,

 основание, оправдание, отговорка

Комната, светлица, светелка,

горница, каморка

Мир, вселенная, космос

Предсказатель, пророк, предвестник,

 вещий, провидец

Ровесник, сверстник, одногодок,

однолеток

Страх, боязнь, испуг, ужас,

паника, трепет

Плут, жулик, мошенник,

обманщик, шарлатан

Дело, занятие

(Первый, главный) зачинщик, запевала,

застрельщик, затейник, инициатор, пионер

Дармоед, тунеядец, прихлебатель,

трутень

Лентяй, лодырь, ленивец

Раскаяние, сожаление, угрызение

Расставание, разлука, прощание

Походка (усталая, летящая, журавлиная),

поступь (важная, горделивая),

 шаг (бодрый, тихий, черепаший)


Покровитель, защитник, заступник,

 опекун

Пища* кушанье, снедь, еда, яства

Произведение, творение, создание,

 Работа, дело, изделие, поделка

Путник, странник, пилигрим

Сноровка, хватка

Удача, счастье, везение, фортуна

Ханжа, лицемер, фарисей

Шалун, проказник, баловник, озорник,

сорванец, постреленок, бедокур

Эгоист, себялюб, самолюбец

Равнодушие, безразличие, безучастие

Событие, случай, происшествие,

приключение, эпизод

Волшебник, колдун, кудесник,

маг, чародей

Поэт, стихотворец, певец,

бард, трубадур, пиит

Свидание* встреча

В)

Веспокоиться. тревожиться, волноваться

Спешить, торопиться

Гюяться. пугаться, страшиться, робеть, дрожать от страха

Заглядеться* засмотреться, залюбоваться

Сказать, молвить, проговорить, произнести, болтать, лепетать, сообщать, заявлять, изрекать

Видеть, наблюдать, замечать, примечать, любоваться

Вкушать, есть, отведывать, пробовать

Воевать, бороться, драться, биться, ополчаться, сражаться

Воровать, красть, похищать, прикарманивать, присваивать, таскать

Врать, лгать, выдумывать, обманывать, сочинять, фантазировать

Выучить, затвердить, усвоить, вызубрить

Горевать, скорбить, сокрушаться, убиваться, тужить

Грустить, печалиться, унывать, кручиниться

Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать

Осмеливаться, дерзать, отваживаться, пробовать, рисковать, решаться

Отчаиваться, унывать, терять надежду, предаваться отчаянию

Охранять, беречь, оберегать, караулить, сторожить, стоять на страже, стоять на часах


Петь, напевать, заливаться, выводитьголосом, затягивать(песню), подтягивать голосом, вторить

Писать* записывать, строчить, выводить, черкать, чертить

Побеждать* одолевать, осиливать, одержать победу, выиграть сражение

Подозревать* заподозрить, сомневаться, усомниться

Подчиняться* сдаваться, смиряться, капитулировать, просить пощады, повиноваться, слушаться, быть под игом, быть в порабощении, зависеть от кого-либо, стать жертвой, плясать под чужую дудку

, унижаться

Поймать* изловить, задержать,

выследить, обнаружить, отыскать,

подцепить, разыскать,

напасть на след

Почитать, чтить, уважать, ценить, боготворить, дорожить, оказывать почтение (уважение, внимание)

Приближаться, подкрадываться, подползать, подходить, подступать

Просить, упрашивать, молить, умолять, заклинать

Радовать, веселить, тешить, лелеять, услаждать, ласкать

Развлекать, забавлять, веселить, увеселять, тешить, потешать

Важничать, кичиться, хвалиться, зазнаваться, задаваться

Растеряться, оторопеть, опешить

Рисоваться, красоваться, позировать

Сердиться, дуться, злиться, гневаться, выходить из себя, доходить до белого каления, рвать и метать

Скитаться, кочевать, мыкаться

(по свету)


Упрямиться, упорствовать, упираться, артачиться

 Скрывать, таить, прятать

Править, управлять, руководить, командовать, распоряжаться, верховодить

Б)

Аккуратный, опрятный, чистый

Неловкий, неуклюжий

Старательный, прилежный, усердный, ретивый

Чувствительный, чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчивый, тонкий, щепетильный

Благородный, аристократический, рыцарский, достойный, доблестный, джентльменский

Трудный, сложный, непростой,

 Мудреный,хитрый

Бдительный, бодрый, зоркий,

чуткий, неусыпный,

 наблюдательный, недремлющий,

заметливый, внимательный

Неспособный, неумелый, бездарный

Безжалостный, бессердечный, бездушный,

бесчеловечный, бесчувственный,

 беспощадный, кровожадный,

свирепый, жестокий, немилосердный,

 черствый, холодный

зверский, лютый, варварский

Беззаботный, беспечный, неунывающий, беспечальный, бескручинный, равнодушный

Безнравственный, распущенный, дурной, непристойный, неприличный

Беспокойный, неугомонный, баловливый, суетливый, непоседливый, подвижный, шустрый, юркий, шаловливый, егозливый

Миловидный, пригожий, осанистый, видный

Ленивый, нерадивый

Болтливый, говорливый, многоречивый, разговорчивый,

 словообильный, словоохотливый, экспансивный, велеречивый.

Вежливый,  внимательный,  обходительный, почтительный, предупредительный, участливый,

 учтивый, светский, благовоспитанный,  воспитанный, любезный,

приветливый, галантный, тактичный

Верный, надежный, преданный

Старый, пожилой, престарелый

Грустный, печальный, скучный, невеселый

Веселый, радостный, ликующий, жизнерадостный

Гостеприимный, радушный, хлебосольный

Враждебный, злобный, злостный, злоумышленный, недружелюбный

Вспыльчивый, гневливый, запальчивый, раздражительный, неуравновешенный

Робкий, несмелый, малодушный, боязливый, пугливый, трусливый

Дерзкий, резкий, грубый, вызывающий

Добродушный, благодушный, беззлобный, доброжелательный, душевный, сердечный

Податливый, покладистый, гибкий, сговорчивый, уступчивый

Подлый, бесчестный, гнусный, грязный, низкий, позорный

Легкомысленный, ветреный, неосмотрительный, неосторожный-

Осторожный, благоразумный, недоверчивый, опасливый, внимательный, осмотрительный

Откровенный, открытый, искренний, прямой, прямодушный, прямолинейный, чистосердечный, бесхитростный, наивный

Лицемерный, двуличный, двуязычный, криводушный, лукавый, притворный, фальшивый

Льстивый, вкрадчивый, угодливый, елейный

Подробный* обстоятельный, обширный, полный, доскональный, основательный, исчерпывающий

Несчастный, несчастливый, бедный, злополучный, горемычный, многострадальный, обездоленный

Порядочный, добропорядочный, благородный, достойный, нравственный, честный, благопристойный

Догадливый, дальновидный, прозорливый, проницательный, сметливый, смышленый, сообразительный, понятливый, находчивый, изобретательный, смекалистый

Глупый, неразумный, несмышленый

Самоотверженный, беззаветный

Сварливый, вздорный, бранчливый

Разборчивый, требовательный, прихотливый, капризный, привередливый

(Друг)задушевный, закадычный, близкий, искренний, неизменный

Бессовестный, непозволительный, неблаговидный, темный, грешный

Сильный, мощный, могучий


Трудолюбивый, работящий, радивый

Умный, неглупый, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, мозговитый, головастый

Слабохарактерный, бесхарактерный, безвольный, слабодушный

Хладнокровный, выдержанный, сдержанный, невозмутимый, спокойный, уравновешенный

Честный, беспорочный, непорочный

Честолюбивый, тщеславный

Чопорный, церемонный

Чуткий, отзывчивый, участливый, внимательный, душевный, сердечный

Обыкновенный, обычный, заурядный

Иностранный, заграничный, зарубежный

Щедрый, тороватый

Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный, лихой, удалой, бравый, предприимчивый, решительный, не робкого десятка

Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный

Печальный, безотрадный, безрассветный, горестный, горький, грустный, жалобный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, меланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый

Жадный, алчный, ненасытный, скупой,корыстолюбивый, прижимистый, скаредный

Искренний, бесхитростный, откровенный

Вялый, безжизненный, апатичный, неповоротливый, медлительный, нерасторопный


Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветливый, обходительный

Смешной, забавный, комичный, потешный, уморительный, остроумный

Тест по русскому языку (4 класс) на тему: Проверочная работа по русскому языку по теме «Синонимы». «Антонимы»

_________           _______________________________________

Синонимы

1)К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их.

путь

страх

работа

дело

метель

дорога

грусть

вьюга

тревога

нищета

бедность

тоска

родник

лошадь

тропинка

несчастье

друг

противник

враг

приятель

горе

дорожка

конь

ключ

2) Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.

  • Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
  • Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

3) Найдите «лишнее» слово в каждом  синонимическом ряду, зачеркни его.

  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
  • храбрый, бесстрашный, мудрый,  решительный, смелый

4) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

____________       _____________             _______________

____________       _____________             _______________

          ____________       _____________             _______________

5) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

    Пользуйтесь словами для справок.

           Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

Антонимы

1)      Подберите антонимы к данным словам.

Тьма — _______ , вверх —  _________, холодный — ___________, помогать__________.

2)     Продолжите  начатые  предложения  антонимами.

В поле холодно, а в доме _____________. 

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает  ______________ .

3) Подбери антонимы к подчеркнутым словам.

лёгкий чемодан -________,  лёгкая  задача -_________, лёгкий  мороз —  ___________,          мелкий   почерк-__________, мелкое  озеро-___________

4)  Найди     в словаре       антонимы     к  словам .

Успех-_____________,  родина-______________ ,   активный-____________.

Омонимы   

  1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,

      запиши их рядом.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

— Где вы были?

— У лисички!

— Что вы  ели там?

— Лисички!              ____________   ,   ____________

 

2)   Шуточные вопросы.

 Каким ключом нельзя отвернуть гайку?  ______________

 Какую соль не кладут в суп? _________________

       Какой кистью   не  красят  стену? ______________________

Открытый урок по русскому языку в 4 классе «Синонимы и антонимы»

МКОУ «Мугинская гимназия»

Открытый урок по

русскому языку в 4 классе

hello_html_234ba498.png«Синонимы и антонимы»

Автор:

Касумова Заира Закаргиевна,

учитель начальных классов

МКОУ «Мугинская гимназия»

2017год

Тема урока: Закрепление ранее изученного по теме «Синонимы, антонимы».

Цель урока: Закрепить знания по теме «Синонимы, антонимы», формировать умение грамотно использовать в речи синонимы и антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

Задачи:

образовательные

:

  • закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об предложение, грамматической основе предложения;

  • обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;

  • расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;

  • учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника;

развивающие:

  • развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность;

  • развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся;

  • развивать интерес детей к предмету;

  • развивать общеучебные навыки;

 воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, ответственность, уважение к собеседнику;

  • способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;

оздоровительная:

  • создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

Планируемые результаты (УУД):

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения;

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию;

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Оборудование:  магнитная доска.

Раздаточный и демонстрационный материал:  карточки с дифференцированными заданиями,  демонстрационный материал, карточки для парной работы (словосочетания).

Ход урока

1. Организационный момент:

— Сегодня к нам на урок пришли гости. Как гостеприимные хозяева давайте поприветствуем их.

— Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой

Слушаем, как садятся девочки. А теперь слушаем, как садятся мальчики. Начинаем урок русского языка. Мы с вами совершим путешествие на поляну «Знаний» Как вы думаете какие знания нам пригодятся .? (умение писать красиво, правописание жи-ши деление слов на слоги, постановка ударения, умение составлять слова и предложения )

Закрыли глазки (звучит музыка) .Открыли глазки.

2 Актуализация знаний.

На Поляне растет дерево. Как оно называется?(клен)На полянке сейчас осень. Что происходит с листочками на деревьях осенью?(Листочки желтеют и опадают )Деревья готовятся к зиме. Если оно не сбросит листики то оно замерзнет зимой и погибнет. Но на нашем дереве есть несколько листочков . Поможем деревцу сбросить последние листочки ?.(ДА)

Минутка чистописания.

  • Ветер принес вам на парту листочек клена. Какая буква написана?(К-а)А какой звук(к).Расскажите какой это звук? (согласный, твердый или мягкий если есть е ,е,ю,я).Мы читаем буквы, а произносим слоги.

Запишем строчку заглавной буквы К-а. Сели ровно, спина прямо , ноги на полу, проверили кулачком расстояние между животом и партой. Пишем. Отложили ручку и взяли карандаш и нашли самую красивую букву среди тех ,что вы написали.

Подведение к теме урока

(впомним какие виды звуков вы знаете?( гласные и согласные звуки ) 1уч-ся

  • Задание из слогов составь слова (лис-ток, ка -мыш, шиш-ка,чаш-ка,мыш-ка).(фронтальная работа 5 уч-ся по очереди) Словесная оценка МОЛОДЦЫ

-Самостоятельно запишите в тетрадь, поставьте ударение.Пишем с новой строки с большой буквы ,через запятую в конце поставим точку.

Задание на кленовом листочке

  • 1вариант укажите только согласные звуки в словах (листок, шишка) 1ученик .(характеристика звуков) Словесная оценка МОЛОДЕЦ

  • 2 вариант только гласные звуки (камыш, чашка)

1ученик (характеристика звуков) Словесная оценка МОЛОДЕЦ

3 Работа по теме урока

Задание разминка Игра “Скажи наоборот”

(надо “досказать словечко”).

И вот пришёл теперь черёд сыграть в игру “наоборот”.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь ….(низко)

Скажу я слово далеко.

А ты ответишь …(близко)

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь …(пол)

Скажу, что слово потерял,

И скажешь ты: …(нашел)

-Скажите , а что за слова вы использовали при игре наоборот?(антонимы)

-Какие знания вам пригодились? (надо знать что такое слова антонимы?)

-Что такое слова антонимы?

Работа со словами — антонимами. (Устно)

а) дополните пословицу:

Осенью дни ненастные, а весной -…

Найдите слова, противоположные по смыслу (Ненастные — ясные). Как называются слова, противоположные по смыслу?

б) прочитай и дополни пословицы антонимами.

Ученье — свет, а неученье -…

Платье лучше новое, а друг лучше -…

В умной беседе ума наберёшься, а в … свой потеряешь.

4Физминутка

Наши нежные цветы(сидим на корточках руки внизу)

Раскрывают лепестки.

Раз цветок, два цветок(поднялись рука правая вверх, рука левая вверх)

Раскрывают лепесток(руки округлили в форме цветка).

-Спасибо! сели .Продолжим наше путешествие по поляна знаний.

-Следующий кленовый листок вот с каким заданием.

Задание3 (упражнение в подборе синонимов и антонимов к словам). 

Давайте раскроем тайны русского языка. «Корзинка вопросов»

— Что такое предложение?

— Какие бывают предложения по интонации?

-С какой буквы начинают писать предложение?

-Что ставим в конце?

— Что такое грамматическая основа предложения?

задание 4 Принес ветер кленовый листок

— Составьте предложения, используя слова – антонимы.

-Что такое слова антонимы?

(на доске 3 уч. по очереди составляют, читаем)(Коллективная проверка)(оцениваю работу уч-ся)

Дерево ________________, а куст _________________.

Чай ___________________, а мороженое ____________________.

Грач ___________________, а снег ______________________.

(слова помощники: низкий, высокое, холодный, горячий, белый, черный)

Загрустил, серый, кормушки, у, воробьишка , пустой. (Загрустил у пустой кормушки серый воробьишка .) 1уч-ся на доске записывает.(находим подлежащее и сказуемое).

-О ком или о чем говорится в предложении (о воробьишке) -Задаем вопрос( кто ? воробьишка ,а почему кто ? (это одушевленный предмет) подлежащее подчеркиваем одной чертой)Воробьишка что сделал? загрустил –это сказуемое подчеркиваем двумя чертами). (оцениваю работу уч-ся)

Задание 5 Подбери антонимы к словам (устно)Учитель читает

Слабый____________________________________

Добрый____________________________________

Сладкий____________________________________

Легко______________________________________

Светло_____________________________________

Подбери антонимы к словам:

Горячий____________________________________________

Высокий____________________________________________

Сильный____________________________________________

Громко_____________________________________________

Весело_____________________________

6 на парте лежит листок клена

Заглянем в корзинку вопросов Что такое синонимы?

1в Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками:(работа по карточкам)

неразговорчивый отважный

неудачный алчный

несложный чудесный

жадный молчаливый

смелый ошибочный

прекрасный простой

2в Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками:

сиять буря

ветер отец

лгать черта

жаркий потчевать

линия блестеть

метель вьюга

угощать обманывать

(2 у доски)проверяем. –Ручку положили ,взяли простой карандаш если верно ставим + неверно –

Поднимите руку у кого нет ошибок. У кого есть (оцените свою работу) (!+?)

Все из рук убрали глазки закрыли(звучит музыка )Мы с вами вернулись обратно но ко мне прилетел последний листочек.

5 ДЗ Вам дома надо придумать по картинке 4 предложения и записать их в тетрадь.

6.Итог: Где мы побывали на уроке русского языка? Что мы делали на полянке Знаний? Какие слова мы искали ? (синонимы и антонимы) Какие знания нам помогли справится с заданиями? Кому было сложно? Помогли дереву подготовится к зиме? Молодцы! Спасибо за урок!

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Русский язык. 4 класс. Синонимы

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в

деятельности.

   ( 5 – 7  мин.)

3. Постановка учебной задачи

( 2 – 3 мин.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

( 2 – 3 мин.)

 

5. Первичное закрепление с проговариванием

во внешней речи.

(3 – 5 мин. )

Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону.

( 5 – 7 мин.)

Рефлексия

(3мин. )

Включение в систему знаний

Итог урока

Домашнее задание

 Предлагает задание для самостоятельной работы – работу на карточках.

2)  — Выберите синонимы к глаголу идти. Подчеркните.

 — Назовите.

 — Проверьте.

— Одинаковые оттенки значения имеют выбранные синонимы?

— Объясните оттенки значения синонимов.

 

— В русском языке не так много слов синонимов, которые абсолютно ничем не различаются. Чаще всего синонимы  имеют разные оттенки значения.

 — Роль синонимов?

 

3) – Вернемся к заданию на карточке. Есть ли еще синонимы среди заданных слов?

— Одинаковые оттенки значения имеют выбранные синонимы?

— Объясните оттенки значения синонимов.

— Роль синонимов?

 

 

— Будем обогащать наш словарный запас синонимами.

 — Словарь человека ( то есть общее количество используемых слов) обычно составляет 5000 – 6000 слов. А, например, словарь Александра Сергеевича Пушкина включал в себя более 22000 слов. поэтому поэт мог так точно и образно выражать свои мысли и передавать самые тонкие душевные переживания.

3) — Запишите строки из стихотворения А.Пушкина.

Мчатся тучи, вьются тучи,

 Невидимкою луна

 Освещает снег летучий.                     (А.Пушкин)

 — Какие орфограммы повторили?

 

— Подчеркнем главные члены предложения.

 — Объясним постановку знаков препинания.

Задает проблемный вопрос:

-Назовите синоним к слову «мчатся».

— Но «мчаться» — быстро бежать.

 

мчаться – 1) быстро бежать;

                   2) быстро плыть.

Проблема?

— Почему синонимы разные?

 — В каком значении употребляется в стихотворных строках слово «мчится»?

     прямое значение        

     переносное значение

 несколько значений

многозначные слова

— Кто знает, как называются слова, у которых – несколько значений?

Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи.

— Какова тема нашего урока? О чем мы будем говорить?

Тема: Синонимы.

— Сформулируем цель урока.

— Вспомним: почему синонимы разные?

Цели урока: 1. Научиться подбирать к данным словам

синонимы.

2. К разным значениям многозначных слов подбирать разные синонимы.

— Составим план действий.

 — Подбираем к слову…

— Следующий шаг.

  — Является ли слово многозначным?

— Вспомним: мчатся…тучи, мчится человек.

— Мы получили  план действий.

Предлагает задание:

Свежий воздух  

Свежий хлеб

Свежая новость

— Подобрать синонимы.

— Что поможет подобрать синонимы?

— У вас на столах – лист « Словарь синонимов».

— Вывод?

 

 —  Кто не испытывал затруднений в подборе синонимов?

Предлагает задание для самостоятельной работы.

— Откроем учебники — стр.88. упр.142.

 — Прочитайте задание.

1)Работа в парах.

Темная ночь –.

Темное лицо –

Темная рубашка

 Вывод?

— Кто не испытывал затруднений в подборе синонимов?

2)Индивидуальная работа

— Вывод?

 — Кто не испытывал затруднений в подборе синонимов?

 3)- Дополним план действий.

— Заполним таблицу. (+. ? )

1. Знаю, что такое «синоним».

2.Найду в предложенном тексте синонимы.

3. Не затруднюсь в подборе своих   примеров – слов– синонимов.

4.

5.

— Что не включено в таблицу, а мы узнали на сегодняшнем уроке?

— А может ли использование синонимов испортить художественное произведение?

— Ученики соседнего класса изучали синонимы и заменили некоторые слова в стихотворных строках А.С.Пушкина.

Вот что у них получилось.

Ураган мглою небо покрывает,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она закричит,

То заплачет, как малыш.

 — Восстановим авторский текст.

 — Правильно выполнили задание ученики соседнего класса? Проверим.

 

— Как вы объясните учащимся, что в художественном произведении не следует заменять слова автора другими словами?

Предлагает уточнить учебную задачу, оценить чему планировали учиться, чему научились, чему предстоит учиться. Просит выделить трудности, с которыми столкнулись, определить причины успешности или неуспешности.

«Шесть шляп мышления.»

 -Те, кто получил БЕЛУЮ шляпу перечисляют с чем познакомились на уроке.

-Те, кто получил ЖЁЛТУЮ шляпу говорят, что интересного, полезного узнали на уроке.

-Те, кто получил ЧЁРНУЮ шляпу, делятся с трудностями, рассказывают, что было непонятно.

-Те, у кого КРАСНАЯ шляпа, делятся какие эмоции испытали на уроке.

-Те, кто получил ЗЕЛЁНУЮ

шляпу, пробуют предположить, где могут пригодиться знания, полученные на уроке.

-Те, у кого СИНЯЯ шляпа, должны внимательно выслушать ответы всех и сделать вывод по уроку.

Предлагает в домашнем задание:

1) Тетрадь – подобрать к словам синонимы.

2) Найти и записать многозначные слова – к разным значениям многозначных слов подобрать разные синонимы. 

3) Найти в художественных текстах многозначные слова (слово употреблено в переносном значении) – подобрать синонимы.

(Карточка)

1. Вставь пропущенные буквы.

2. Расположи глаголы в порядке возрастания действия.  Расставь цифры.

        

Разб…гаться, и…ти, п…лзти, ш…гать,

мч…ться, пл…стись, б…жать, с…менить.

 1. Сначала выполни задание сам.

 2. Расскажи соседу, а сосед расскажет тебе.

 3. Придите к общему мнению.

Работа в парах.

Объясняют написание слов с изученными орфограммами.

Работают с орфографическим словарем.

Систематизируют. Расставляют цифры.

Вступают в общение, соблюдая правила общения.

Сравнивают записи, различают правильные и неправильные, аргументируют решение.

Проверяют.

Ползти, плестись, семенить, идти,  шагать, разбегаться, бежать, мчаться.

Ставят на полях значки: +, ?

Работа в парах.

Анализируют. Подчеркивают.

Проверяют.

Ползти, плестись, семенить, идти,  шагать.

Ставят на полях значки: +, ?

— Разные.

 

— В порядке возрастания действия.         

—  Разные оттенки значения:

 — Синонимы позволяют более точно выразить мысль.

 —  Помогают избежать повторений одного и того же слова.

 

— Бежать, мчаться.

Ставят на полях значки: +, ?

— Разные.

— «Мчаться» — очень быстрый бег. 

—  Помогают избежать повторений одного и того же слова.

— Синонимы позволяют более точно выразить мысль.

 

Систематизируют.

Подбирают слова к изученным орфограммам.

Подчеркивают  главные члены предложения.

Объясняют  постановку знаков препинания.

— Быстро плывут.

— Проблема: слово одно, а синонимы – разные.

— Мчатся тучи, мчится человек.

 

— В переносном значении.

— Многозначные слова.

— Синонимы.

—  Переносное значение.  (несколько значений)

—  Многозначные слова.

— Научиться подбирать к данным словам

синонимы.

— К разным значениям многозначных слов

подбирать разные синонимы.

Планируют.

 — Синоним. 

— Определяю: в каком значении употреблено

слово – в прямом или переносном (многозначное).

— Надо обратить внимание на слово, с которым данное слово употреблено.

 

     

1.   ===    ——-         

         гл.+ сущ.            

                                           …

2. Многозначное?

3. Синоним

По составленной модели воспроизводят план действий

Ставят на полях значки: +, ?

— Словарь синонимов:

 — В учебнике.

 — «Словарь синонимов и антонимов» Федорова.

Работают со словарем.

Действуют по плану.

 — Свежий воздух  — прохладный, чистый воздух.

 — Свежий хлеб – мягкий хлеб.

 — Свежая новость – сегодняшняя новость.

 

Пишут.

Сравнивают записи. Делают вывод.

 — К разным значениям многозначных слов подбирали разные синонимы.

Ставят на полях значки: +, ?

— К данным группам словосочетаний подобрать синонимы.

Работают со словарем.

Действуют по плану.

Анализируют модель, с опорой

на нее строят сообщения.

Работа в парах.

Вступают в общение, соблюдая правила общения.

Работают со словарем.

Темная ночь – непроглядная, беспросветная ночь.

Темное лицо – мрачное лицо.

Темная рубашка – черная рубашка.

Самопроверка  по эталону.

Сравнивают записи. Делают вывод.

 — К разным значениям многозначных слов подбирали разные синонимы.

Ставят на полях значки: +, ?

Индивидуальная работа

Работают со словарем.

Легкая ноша – легковесная ноша.

Легкая задача – несложная, простая задача.

Легкая жизнь —  жизнь без проблем, нетрудная.

Самопроверка  по эталону.

Сравнивают записи. Делают вывод.

 — К разным значениям многозначных слов подбирали разные синонимы.

Ставят на полях значки: +, ?

1.   ===    ——-                     словосочетание

         гл.+ им.сущ.            им.прилаг. .+ им.сущ.            

                                           …

2. Многозначное?

3. Синоним

Заполняют таблицу.

Записывают в таблицу:

4.Смогу подобрать синоним к многозначному слову.

5. Знаю роль синонимов в художественных текстах.

 

Читают.

Восстанавливают авторский текст.

 

— Ураган – буря

 — покрывает – кроет

 — закричит – заплачет

 — малыш — дитя

Проверяют, правильно ли подобраны синонимы.

Объясняют.

Называют учебную задачу, анализируют степень ее решения. Делают выводы.

Слушают и записывают задание.

 

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Урок по русскому языку 4 класс «Синонимы, антонимы, омонимы».

№ п/п

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный

Метапредметные УУД

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль,

-овладевать умением прогнозировать.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других,

-уметь достаточно  полно и точно выражать свои мысли,

-владеть диалогической формой  речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Реализация общеучебных умений и навыков.

Итак, развитие речи, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас! Хотите учиться?

Значит можно всем садиться.

Правила посадки:

-Руки на месте?

-Ноги на месте?

-Локти у края?

-Спина прямая?

Чтобы наш урок прошёл успешно, какими нужно быть?

Молодцы!

Я желаю Вам хорошего настроения и успехов на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

ДА!

Отвечают хором:

-На месте!

-На месте!

-У края!

-Прямая!

Активными, внимательными, помогать друг другу.

2

Лингвистический

Общеучебные  УУД

 Смысловое чтение.

Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

Выразительное чтение, выбор вида чтения в зависимости от цели (Как? Каким образом?)

Эмоционально-речевая разминка.

СЛАЙД 1. Прочитайте пословицу сначала с вопросительной,  затем с восклицательной интонацией.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе. (? !)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

лучше иметь что — либо здесь и сейчас, чем стремится к чему — то большему, ведь не факт, что из этого что — то получится. То есть, синица здесь играет роль чего — то уже имеющегося, реального, доступного, она уже имеется, она в руках. А журавль — он высоко в небе, символизирует что — то далёкое, недоступное.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Предметные УУД:

-распознавать синонимы, антонимы,омонимы,

-разграничивать эти понятия.

 Метапредметные УУД

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний(определять границы знания/незнания),

Регулятивные:

-высказывать свое мнение, предположение,

Коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли

Ребята, послушайте стихотворение Е. Бобылевой.

           Гиппопотама бегемот

           Однажды повстречал:

            -Вы кто? – Спросил..

          СЛАЙД 2, 3

-Как вы думаете,что привело к ссоре этих двух персонажей?

          СЛАЙД 4, 5

А теперь послушайте стихотворение –загадку Н.Найденовой и назовите в ней слова, противоположные по значению.

           Бывает он в холод,

           Бывает он в зной,

           Бывает он добрый,

           Бывает он злой…

          СЛАЙД 6, 7

-Как называются слова, противоположные по значению?

           СЛАЙД 8, 9

-Назовите слова, которые вы видете на картинках.

-Что это за слова, которые звучат и пишутся одинакого, но  имеют разное  значение?

           СЛАЙД 10

— Сегодня на уроке мы будем продолжаем изучение лексического значения слов.

— О каких словах мы будем говорить?

— Сформулируйте задачи урока.

           СЛАЙД 11, 12

Нет, им не было смыслассориться, потому что слова «бегемот» и « гиппопотам» — синонимы.

Ветер

Антонимы

Тёплый-холодный-АНТОНИМЫ

Жаркий-знойный-СИНОНИМЫ

КОСА девичья,

КОСА с/х инструмент

КОСА берега водоема  

ОМОНИМЫ

Синонимы, антонимы, омонимы.

Повторить, как называются слова близкие и противоположные по значению. Узнать, какую роль играют

эти слова в русском языке. Научиться употреблять такие  слова в речи.

Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.

Антонимы-это слова с противоположными значениями.

Омонимы- звучат одинаково, значения разные.

Вспомним о словах антонимах, синонимах, омонимах.

Узнаем о них что-то новое.

4.

Актуализация знаний.

Предметные УУД:

-умение работать с информацией.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

-выполнять классификацию,

— ориентироваться в своей системе знаний(определять границы знания/незнания).

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других,

— владеть диалогической формой  речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

— умение работать в паре.

Итак, мы вспомнили , что такое синонимы, омонимы, антонимы.

Работа по учебнику. Упражнение138 с. 86

 

Выполнять его нужно в парах. Распределите слова на три группы. Посовещайтесь в паре и  запишите слова в нужные группы.

Белый-чёрный;       ручка-ручка;       багаж, вещи;          горячий-холодный;   почки-почки;    ветер, ураган;

Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.

Антонимы-это слова с противоположными значениями.

Омонимы- звучат одинаково, значения разные.

Выполняют задание в парах.

Взаимопроверка.

5.

Первичное усвоение новых знаний.

Предметные УУД:

— уметь определять значения слов,

— учиться выяснять значения новых слов.

 ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ. Все эти слова древние, и пришли они к нам из греческого языка.

Информация от Дедуса.         СЛАЙД 6

Омонимы  — слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Слово омоним произошло от греч. ОМ — одинаковый + ОНИМ— имя.

 

Причины появления в языке омонимов: случайное совпадение слов.                               Виды омонимов

Омонимы

Омоформы

Омофоны

Омографы

слова одной части речи, различаются значением:

 

почитать

 родителей — почитать книгу

слова разных частей речи, различаются значением:

 

острая пила (сущ.) –

с удовольствием пила 

(гл.)

различаются написанием и значением:

  

полОскать бельё – полАскать

 ребёнка

различаются ударением и значением:

 

рыцарский зАмок — ржавый замОк

Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковы или близки по значению.  

Слово синоним произошло от греч. СИМ —единый— ОНИМ— имя , т.е. одноименный.

Пример:

Слова ВЛАЖНЫЙ, СЫРОЙ и МОКРЫЙ — синонимы, так как

  1. называют один и тот же признак предмета —

«не сухой»;

2) относятся к одной и той же части речи — прилагательные;

3) отличаются оттенками значения — СЫРОЙ — «сильнее, чем влажный», МОКРЫЙ — «насквозь пропитанный влагой».

Синонимы обогащают нашу речь. Они помогают выразить нашу мысль точнее, ярче передать самые тонкие оттенки смысла, делают нашу речь образной, выразительной.

Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Слово антоним произошло от греч. АНТ— против + ОНИМ — имя.

 

Антонимы позволяют увидеть предметы, явления, признаки по контрасту.

Пример:

жар ↔ холод, громкий ↔ тихий, идти ↔ стоять, далеко ↔ близко

Работа с ИКТ презентацией.

6.

Физкультминутка.

Регулятивные УУД:

—  формируют умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

Коммуникативные УУД:

—  обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности

Личностные УУД:         -Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

Отдыхать нам поможет Шпуля.

Игра «ДЕЛАЙ ВСЁ НАОБОРОТ»

 Попрошу всех встать. Я называю действие, а вы выполняете противоположное  ему действие.

1)Опустите руки вниз

2)Поднимите руки вверх.

3) Поднимите руки вверх.

4)Поднимите голову.

5)Закройте глаза.

6)Откройте глаза.

7) Закройте глаза.

8)Встаньте из-за парты.

СПАСИБО за внимание.

Выполняют противоположные действия.

ПОДНЯТЬ руки

ОПУСТИТЬ руки

ОПУСТИТЬ руки

ОПУСТИТЬ голову

ОТКРЫТЬ глаза

ЗАКРЫТЬ глаза

ОТКРЫТЬ глаза

СЕСТЬ за парту.

7.

Первичная проверка понимания и закрепления.

ЛичностныеУУД:

— определять общие для всех правила поведения,

— устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Работать по предложенному плану,

-осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

— ориентироваться в своей системе знаний(определять границы знания/незнания).

— умение находить и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

— умение работать в группе,

— слушать и понимать речь других,

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Молодцы! Отдохнули ? Пора за работу. Нам нужно выполнить задания от ПАПУСА И МАСИ.

Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы.

Каждая группа получает своё задание.

1ГРУППА.

1.Прочитайте слова. МОРОЗ-ХОЛОД. Что это?

Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.

Антонимы-это слова с противоположными значениями.

Омонимы — звучат одинаково, значения разные.

2.Как Вы думаете, какие птицы любят МОРОЗ и ХОЛОД перелётные или зимующие?

3.Раскрасьте птиц по образцу.

2ГРУППА.

1.Выберите  среди слов  тепло, стул, польза, окно, дерево, птица   АНТОНИМ  к слову   ВРЕД.

Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.

Антонимы-это слова с противоположными значениями.

Омонимы — звучат одинаково, значения разные.

2.Ребята, а вы знаете, что без помощи человека  зимующие птицы не все смогут выжить. Поэтому мы строим кормушки и подкармливают птиц. Для кормления зимующих птиц есть полезные  и вредные для организма продукты. Постарайтесь отобрать только полезные продукты  для птиц.  (КАРТИНКИ)

3. Раскрасьте птиц по образцу.

3ГРУППА.

1.Ваша группа поработает с омонимами. Найдите и прочитайте значение омонимов.

Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.

Антонимы-это слова с противоположными значениями.

Омонимы — звучат одинаково, значения разные.

2.Постарайтесь отобрать из картинок  только ОМОНИМЫ.

Переверните картинки, которые Вы отобрали. Выложите их по порядку возрастания цифр. У Вас должно получиться слово.

3. Раскрасьте птиц по образцу.

ЗАКАНЧИВАЕМ РАБОТУ.ОТЧЁТ ГРУПП.

Делятся на 3 группы.

СИНОНИМЫ

ЗИМУЮЩИЕ, они привыкли к такой погоде .

Раскрашивают трафарет.

ПОЛЬЗА

Выбирают полезные продукты.(семена……..)

Раскрашивают трафарет.

Находят и читают понятие ОМОНИМЫ.

ЗАЩИТА

Раскрашивают трафарет.

Зачитывают и показывают результат работы в группах.

8

Рефлексия. (Подведение итогов урока)

Личностные УУД:

— устанавливат связь между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль,

— давать оценку деятельности на уроке совместно  с учителем и одн6оклассниками,

— выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Вспомним тему урока.

Какую цель ставили?

 

Как достигали поставленную цель?

Что помогало в достижении цели?

Что нового узнали?

 Сейчас я проверю, чему вы научились.         ПРОДОЛЖИТЕ предложения:

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь :…..(низко).

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь : ….(близко).

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:……(пол).

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты:…. (нашёл).

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты :…. (храбрец).

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай….. (конец)  

МОЛОДЦЫ.

Оцените свою работу, своё настроение, самочувствие на уроке с помощью СМС – ТЕЛЕГРАММЫ. (Полоска листка на парте.) Оценивание.

Всем спасибо. Урок окончен.

Синонимы, антонимы, омонимы.

Вспомнить о словах антонимах, синонимах, омонимах.

Узнать о них что-то новое.

Выполняли работу в парах, группах, рисовали…….

О том, что  слова О, С, О греческого происхождения……..

Выполняют по ходу чтения.

Пишут короткое  сообщение учителю на полосках листка. Передают  учителю.

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»


 

по теме

 


 


 

Провела

Шахбанова Эльмира Зейнутдиновна

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

(УМК «Школа России)

Тип: повторение изученного материала

Цель: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах

Планируемые результаты

Предметные:

— определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

— различать синонимы, антонимы, омонимы

— подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы

Метапредметные:

— понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

— высказывать и обосновывать свое мнение

— осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками

— сличать способ действия и его результат с эталоном

Личностные:

— уважительно относиться к русскому слову

Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса)

Ресурсы урока: учебник Канакина «Русский язык», ч.

Ход урока

Организационный момент

    У. — Ребята к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их пожалуйста. Они пришли посмотреть, как мы с вами умеем работать, чётко и правильно излагать свои мысли. Я желаю вам на этом уроке продуктивной работы и взаимопонимания. У вас на парте есть тетради для работы на уроке. Подпишите их.

    II. Актуализация знаний

    — Узнайте слова по их лексическому значению, запишите. Подчеркните непроверяемые безударные гласные.

    Поток воздуха. (Ветер)

    Время еды, обычно в середине дня. (Обед)

    Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)

    Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)

      — К какой части речи относятся все слова? (Имя существительное)

      — выполните звукобуквенный разбор слова обед. (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка)

      — Составьте с любым из слов предложение.

      — Запись на оценку с комментированием предложения:

      С севера подул холодный ветер.

      Синтаксический разбор предложения.

      VI. Самоопределение к деятельности

      -Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

      Зябнет осинка

      Дрожит на ветру

      Стынет на солнышке

      Мерзнет в жару.

      (Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

      — Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

      — К какой части речи они относятся? ( Глагол)

      — Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

      Далеко мой стук

      Слышится вокруг.

      Червякам я враг,

      А деревьям друг.

      (Это дятел. Враг – друг)

      — Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

      — Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

      — Отгадайте следующую загадку?

      Из меня берут порою

      Реки свой исток.

      А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

      — Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

      — Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

      — Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

      Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)

      V. Работа по теме урока

      1. Работа по учебнику

      Упр. 70 (с.47)

      (Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)

      — При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.

      — Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

      Длительный

       тёмный

      храбрый

       скупой

      искусственный

      медлительный

      светлый

      иностранный

      расторопный

      трусливый

      отечественный

       натуральный

      ошибочный

       кратковременный

      щедрый

       правильный

      Упр. 69 (с. 47) – устно

      (Работа в парах. Коллективная проверка)

      — Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

      … слава лежит, а … бежит.

      … дело лучше …безделья.

      … всегда становится … .

      На … собака лает, а … кусает.

      Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

      Проверка. (слайд 11)

      2. Беседа

      — Для чего в языке нужны слова синонимы? (Ответы детей)

      — Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.

      — Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.

      Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.

      храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

      великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный

      Определить синонимический ряд (знаком +)

      Бездушный, чёрствый, отзывчивый

      Смелый, храбрый, мужественный

      Добрый, жадный, щедрый

      Вечный, бессмертный, временный

      Глупый, неумный, недалёкий

        1 2 3 4 5


         

        Подбери к словам антонимы и синонимы:

        2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 20)

        Слово

        Синоним

        Антоним

        знойный

         

         

        быстрый

         

         

        скрытный

         

         

        древний

         

         

        тяжёлый

         

         

        пустой

         

         

        Графический диктант

        (Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с – синонимы, а — антонимы, о – омонимы.)

        1.Жди горе от моря, а беды от воды.

        2.Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

        3.Солнце на ели, а мы еще не ели.

        4.Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

        5.В глаза хвалит, а за глаза бранит.

        — Коллективная проверка.

        — Оцените специальным знаком свою работу на уроке.

        Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

         

        Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

        YI.Физминутка

        Игра «Топайте – хлопайте»

        — Если я называю пару синонимов — вы топаете, если услышите антонимы — хлопаете……

        Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ

         

        VII.Закрепление изученного материала

        5. Работа капитанов

        — Составьте из слов синонимические рядыСобрать цветок)

        Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.

        [На слайде «собираются» цветы]

        — Какие получились цветы? Подберите синонимы (красивые, чудесные, прекрасные, живописные). (слайд 17)

        Прочитать стихотворение и найти в нём слова- омонимы и записать их.

        Работа в группах:

        Дети получают карточки со словами .Дети должны их распределить по домикам.

        Самостоятельная работа, один человек работает на откидной доске. Коллективная проверка. Взаимооценка.

        VIII. Рефлексия

        IX. Подведение итога

        Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами? Приведите примеры.

        Оценивание.

        — закрасьте ту часть круга , которая . (слайд 21)

        X. Домашнее задание

        Упр. 72 (с. 48)

        1 уровень — выполнить задание по странице учебника;

        2 уровень – во 2 и 3 предложении подчеркнуть орфограммы в словах на изученные правила, уметь объяснить;

        3 уровень – подчеркнуть орфограммы во всем упражнении, уметь объяснить.

        Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:

        приложение Тетрадь для работы в классе
        DOCX / 449.98 Кб
        презентация к уроку
        PPTX / 1.2 Мб

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *