Что такое земная кора определение 5 класс – Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Строение земной коры

Из чего состоит земная кора. 5-й класс

2 Актуализация знаний, мотивация Повторение изученного

– На протяжении нескольких уроков мы ведём речь о Внутреннем строении Земли, повторим.

1. У доски назвать часть Земли и из скольких частей она состоит.

2. Что  в себя включает литосфера?
– Из чего она состоит?

– Как называются зоны взаимодействия литосферных плит?
– Какие явления в этих зонах происходят?

3. Строение вулкана. По-очереди выйти к доске, взять карточку и поместить на своё место, дать определение (очаг магмы, жерло, кратер, лава)

4. Назовите  продукты извержения вулкана

 

5. Какие бывают вулканы по жизнедеятельности? (Картинки, показ на карте)

Оцените  свою деятельность  на этапе  повторения.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

 

– ядро, мантия, земная кора

– Земная кора и верхняя часть мантии.
Она состоит из литосферных плит.
– Сейсмические зоны.
– Вулканизм, землетрясения

Работа у доски (на доске нарисована схема вулкана)
Ответы учащихся.

– Пепел, вулканические бомбы, лава, газы.

– Действующие, потухшие, уснувшие.

Работа у карты

В опорном конспекте графа – оценивание, закрасить цветом

3 Постановка учебной задачи Организация ситуации формулирования проблемы

Вот, такие явление происходят в земной коре. Как вы думаете, где чаще извергаются вулканы: на   материках или океанах? Одинаковая ли толщина земной коры?
– Из чего состоит земная  кора? вы затрудняетесь ответить на этот вопрос?

– Какова тема нашего урока?
– Сформулируйте цель, задачи на урок.

Дети формулируют проблему.

В океанах, там кора тоньше
«Из чего состоит земная кора»
– формирование  представлений об основных группах горных пород и их    происхождении

4 Решение учебной задачи Верхняя твёрдая оболочка Земли состоит из разнообразных минералов и горных пород. Давайте разберёмся, чем отличаются горные породы и минералы?

1. Минералы – однородные по своим свойствам вещества.
Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый мягкийтальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем.

Полная противоположность – алмаз, он тверже всех минералов.     Есть минералы, которые называются слюдой.  Они обладают необыкновенным свойством – от них можно осторожно отделить тонкую пластинку, от которой можно отделить еще более тонкую.
Можно ли есть камни? Конечно, существуют минералы, пригодные в пищу – поваренная соль, графит – в карандашах
Вывод (учитель и учащиеся): В мире существует около 3000 минералов. Большинство минералов встречаются в твердом состоянии. Минералы могут быть и в жидком и газообразном состоянии.
Все они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности, твердости.
Минералы встречаются в твердой оболочке Земли как самостоятельно, так и в соединении друг с другом
Горные породы
– природные тела, состоящие из нескольких минералов (гранит – полевой  шпат, слюда, кварц)
– Все горные породы  и минералы отличаются. Чем? Почему?
ГП: магматические, осадочные, метаморфические.
Магматические горные породы
образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли.  
Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы (гранит)
Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся, их остывание происходит быстро и кристаллы образуются мелкие, (базальт,  без кристаллов – обсидиан).
Осадочные  горные породы.  Как только образовались магматические горные породы, за них берутся внешние силы земли: ветер, текучие воды, солнце, микроорганизмы. По их законам земная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой. Поэтому они начинают разрушать горы, скалы, их обломки измельчать и переносить на разные участки земной поверхности, заполнять впадины и низины на суше; осаждать на дне океанов и морей и других водоемов.
Одни возникли в результате жизнедеятельности организмов и образовались из остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоемов. На них можно увидеть остатки древних растений и насекомых. Их назвали органическими (известняк – ракушечник, торф, мел, каменный уголь)
Происхождение других связано с неживой природой, поэтому они получили название неорганические:
В свою очередь их разделили еще на две группы: те, которые образовались из обломков разрушенных скал, осели во впадинах и уплотнились в горные породы, назвали
обломочными (щебень, галька, песок)                                                              
А те, которые образовались из химических веществ, содержащихся в воде морей и океанов, уплотнились, осели на дно и превратились в горные породы, назвали химическими (гипс, каменная соль)
Метаморфические. Горные породы обладают прочностью, но при попадании в другие условия их состав и свойства начинают меняться. Так, в результате тектонических движений горные породы могут быть перемещены с поверхности земли в ее глубины. Под давлением пластов других пород, воздействия высоких t глубин Земли, новых потоков магмы горные породы изменяются и превращаются в совершенно другие, которые называются
метаморфическими
(с греческого «метаморфоз» – превращение).  Гранит – гнейс ,  известняк – мрамор

Запись темы, определений в опорном конспекте (Приложение 3)

Минералы – однородные по своим свойствам вещества.
(тальк, алмаз, слюда)

 

 

Горные породы – природное соединение минералов

– Цветом, твердостью, прозрачностью, блеском.
– Разное происхождение ГП и М.Заполнение схемы в опорном конспекте.

6 Итог занятия. Рефлексия деятельности – Ребята, как вы думаете, работая на уроке, мы достигли поставленной цели?
– Из чего же состоит земная кора?
– По какому признаку мы объединили ГП в 3 группы?
Домашнее задание: параграф 8, ознакомиться с  «Школой географа-следопыта».
Оцените  свою работу на уроке.

Приём «Пять пальцев»

М – (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?
Б – (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?
С – (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?
У– (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?
Б – (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?
Возьмите ранее подготовленную «ладошку» из бумаги.
– На мизинце продолжите: Я узнал о…
– На безымянном продолжите: Я сделал…
– На среднем пальце продолжите:

Настроение у меня …
– На указательном – продолжите: Я помог …
– На большом пальце – продолжите:
Мое самочувствие …
Урок окончен.

– Да.

– Из горных пород и минералов.
– По происхождению.

Литосфера — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 февраля 2019; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 февраля 2019; проверки требуют 10 правок. Типы литосферы

Литосфе́ра (от греч. λίθος «камень» + σφαίρα «шар») — твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии, до астеносферы, где скорости сейсмических волн понижаются, свидетельствуя об изменении пластичности пород. В строении литосферы выделяют подвижные области (складчатые пояса) и относительно стабильные платформы.

Блоки литосферы — литосферные плиты — двигаются по относительно пластичной астеносфере. Изучению и описанию этих движений посвящён раздел геологии о тектонике плит.

Земная кора под океанами и континентами значительно различается. Земная кора под континентами состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев общей мощностью до 80 км. Земная кора под океанами претерпела множество этапов частичного плавления в результате образования океанической коры, она сильно обеднена легкоплавкими редкими элементами, в основном состоит из дунитов и гарцбургитов, её толщина составляет 5—10 км, а гранитный слой полностью отсутствует.

Для обозначения внешней оболочки литосферы применялся ныне устаревший термин сиаль, происходящий от названия основных элементов горных пород Si (лат. Silicium — кремний) и AL (лат. Aluminium — алюминий)

Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Строение земной коры

Конспект урока 5 класс

Тема : Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Строение земной коры.

Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных особенностях, о движении литосферных плит.

Задачи:

Ознакомить учащихся с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро и их отличительными особенностями. Дать понятие – литосфера.

Продемонстрировать результат движения литосферных плит.

Развивать умения учащихся анализировать информацию, читать схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию, работать с географической картой.

Обучать учащихся работе с электронными учебниками.

Способствовать формированию географического мышления школьников, географической культуры.

Ход урока:

Организационный момент

    Эмоциональный настрой.

    — Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.

    Актуализация знаний

      Космонавты, летавшие в космическом пространстве, говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина.

      Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и тем, что Мировой океан покрывает 71% её площади.

      — О чём или о ком идет речь? (О планете Земля)

      — Ребята, я вам сейчас прочитаю текст. Вы его внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов.

      «Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а впоследствии стала, вновь остывать. При этом «лёгкие» элементы поднимались, а «тяжёлые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора. Тяжёлые элементы образовали внутреннее вещество планеты – ядро и мантию».

      — О чём говорят эти строки? (О гипотезе происхождения Земли. Гипотеза Шмидта – Фесенкова имеет меньше противоречий и отвечает на большее количество вопросов.)

      — Из какого облака образовалась наша планета? (Из холодного газопылевого облака.)

      — Какова форма Земли? (Форма Земли шарообразная.)

      — Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли вам известны? (Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.)

      — Оболочки взаимодействуют между собой? (Да)

      Мотивация учебной деятельности.

        Раз – кружочек,

        Два – кружочек,

        Три – кружочек,

        Снова круг…

        Сколько разных оболочек!

        Не Земля, а просто лук!

        Земля устроена хитро

        Сложней любой игрушки:

        Внутри находится ЯДРО,

        Но не ядро от пушки!

        Потом, представьте, МАНТИЯ

        Лежит внутри Земли.

        Но не такая мантия,

        Что носят короли!

        Потом – ЛИТОСФЕРА

        (Земная кора).

        Выбрались мы на поверхность,

        Ура!

        А посреди этой ЛИТО —

        ГИДРОСФЕРА разлита.

        ГИДРО не ГИДРА.

        Еще иногда

        Люди ее называют –

        ВОДА!

        Ну, а за этою сферой

        Встречаемся мы с АТМОСФЕРОЙ.

        (Это и воздух, и облака…)

        А что там за ней? – Неизвестно пока!

        (А. Усачёв)

        Задание «Шифровка».

        — Расшифруйте тему урока

        С О Р Л А И Ф Т Е

        Ответ: ЛИТОСФЕРА

        Подготовка учащихся к усвоению новой темы.

          -Ребята, а вы любите сказки? Сейчас я вам хочу рассказать одну сказку. Готовы слушать?

          В некотором царстве, в некотором государстве жил — был царь Закир. Был у него сын – удалой добрый молодец Иван – царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.

          Решил царь Закир испытать своего сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван – царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».

          Отправился Иван Закиров сын в путь – дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства – государства. Видит: перед ним 4 белых дворца стоят с золотыми крышами, а над ними надпись — «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера», «Литосфера». Прочитал Иван надписи и призадумался, что это такое.

          — Ребята, давайте подскажем Ивану, что обозначают эти слова.

          Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил? »

          «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать, да только не могу определить, куда мне направиться. Помоги мне, добрый человек.

          Старец объяснил, что нужно идти Ивану во дворец под названием «Литосфера».

          « Есть ли в этой стране ключ Земли?»- спрашивает царевич. «Есть — то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна».

          «А как же мне туда попасть?»- спрашивает Иван.

          «Нужно вырыть глубокий колодец», — отвечает ему старик».

          Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная. Глубже роет Иван, тверже становятся породы. Попадаются ему железняки — бурый, магнитный, руды полезных металлов.

          Увлекся работой Иван – царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне нужен, обещал я батюшке добыть его!»

          «Ну что ж, отгадаешь мои задания, отдам тебе заветный ключ!»- ответила царевна и протянула Ивану конверт с заданиями.

          «Загадывай, — сказал Иван – царевич, — попробую отгадать!».

          Каково внутренне строение Земли?

          Внутреннее строение Земли сложное. В ее центре расположено ядро. Затем следует мантия, и земная кора. Строение Земли можно сравнить с яйцом.

          Оно состоит из скорлупы, белка и желтка. Скорлупа — это словно дышащая земная кора. Она очень тонкая. Белок – мантия. Желток – ядро.

          В виде схемы это можно изобразить так:

          Внутренне строение Земли = ядро + мантия + земная кора.

          Что представляет собой ядро?

          Ядро делится на два слоя: внутренне ядро — твердое, внешнее — жидкое. Состоит из железа и никеля.

          Раньше считали, что ядро Земли гладкое, почти как пушечное ядро.

          Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница внешнего ядра находится на глубине 2900км.

          А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5100км, ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1, 3 млн. атмосфер. А в центре достигает 3 млн. атмосфер. Температура здесь может превышать 10 000 С°.

          Возможно, вещество внешнего ядра включает относительно легкий элемент, скорее всего серу.

          Состав ядра = железо + никель

          Какими свойствами обладает вещество мантии?

          Мантия в переводе с лат. языка означает «покрывало». Она занимает до 83% объема планеты и подразделяется на верхнюю и нижнюю мантию. Вещество мантии из – за большого давления находится в твердом состоянии, хотя температура мантии равна 2000 С°. Средний слой мантии немного размягчен, а внутренний и наружный слои находятся в твердом состоянии.

          Первая залегает до глубины 670 км. Быстрое падение давления в верхней части мантии и высокая температура приводят к плавлению вещества.

          На глубине от 400 км под материками и 10 — 150 км под океанами, т. е в верхней мантии, был обнаружен слой, где сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Этот слой назвали астеносферой (от греч. «астенес» слабый). Астеносфера более пластичная, чем остальная мантия, служит «смазкой», по которой перемещаются жесткие литосферные плиты.

          Из чего же она состоит? Главным образом из горных пород, богатых магнием и железом. Породы мантии отличаются большой плотностью.

          Из чего состоит нижняя мантия, пока остается загадкой.

          Что такое земная кора?

          Земная кора — это твердая верхняя оболочка Земли. Она в масштабе всей Земли представляет тончайшую пленку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Она достигает максимальной толщины 75 км над горными массивами Памира, Тибета, Гималаев. Несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение.

          Земная кора

          океаническая материковая

          5-10км 30-80 км

          Верхние границы земной коры изучены хорошо при помощи бурения скважин (метод глубинного бурения).

          Самая глубока скважина имеет глубину всего лишь 15 км. По сравнению с размерами Земли эта величина очень мала. Но, несмотря на то, что вглубь Земли человек проник всего на несколько километров, кое – какие сведения о внутреннем ее строении ученые получили с помощью геофизических методов. Геофизики на поверхности или на некоторой глубине от поверхности производят взрывы. Специальные, очень чуткие, приборы записывают, с какой скоростью распространяются колебания внутри Земли. Так, геофизики установили, что до глубины в среднем 30 км земной шар состоит из песка, известняка, гранита и др. пород.

          С глубиной в земной коре изменяется и температура. Температура верхнего слоя литосферы изменяется по сезонам года. Ниже этого слоя до глубины около 1000 м наблюдается закономерность: на каждые 100м глубины температура земной коры возрастает в среднем на 3 градуса.

          Как происходило образование земной коры?

          Образование земной коры происходило миллиарды лет назад из вязко–жидкого вещества мантии – магмы.Входившие в его состав наиболее распространенные и легкие химические вещества – кремний и алюминий – застывали в верхних слоях. Затвердев, они больше не тонули и оставались на плаву в виде своеобразных островков. Но эти островки не были устойчивыми, они находились во власти внутренних мантийных течений, которые увлекали их вниз, и нередко попросту тонули в раскаленной магме. Магма (от греческого таgmа –густая грязь) – расплавленная масса, образующаяся в мантии Земли. Но шло время, и первые небольшие твердые массивы постепенно соединялись между собой, образуя территории уже значительной площади. Подобно льдинам в открытом океане, они перемещались по планете по воле внутренних мантийных течений.

          Как же удалось людям составить представление о внутреннем строении Земли?

          Ценную информацию о строении Земли человечество получает в результате бурения сверхглубоких скважин, а также с помощью специальных сейсмических методов исследования (от греч. «seismos» – колебание). Так изучают геофизики нашу Землю. Этот метод основан на изучении скорости распространения в Земле колебаний, возникающих при землетрясениях, извержениях вулканов или взрывах. С этой целью используют специальный прибор – сейсмограф. Уникальную информацию о недрах Земли ученые–сейсмологи получают из наблюдений за извержениями вулканов. Наука сейсмология – наука о землетрясениях. На основании сейсмических данных в строении Земли выделяют 3 главные оболочки, отличающиеся химическим составом, агрегатным состоянием и физическими свойствами.

          Литосфера

          Каменная оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии, называется литосферой. Под ней находится разогретый пластичный слой мантии. Литосфера как бы плавает по этому слою. Мощность литосферы в разных областях Земли изменяется от 20 до 200 километров и более. В целом под континентами она толще, чем под океанами. Учёные установили, что литосфера не монолитна, а состоит из литосферных плит. Они отделены друг от друга глубокими разломами. Выделяют семь очень крупных и несколько более мелких литосферных плит, которые постоянно, но медленно перемещаются по пластичному слою мантии. Средняя скорость их движения около 5 сантиметров в год. Некоторые плиты полностью океанические, но большинство имеют разные типы земной коры.

          Литосферные плиты движутся относительно друг друга в разных направлениях: или отодвигаются, или, наоборот, сближаются и сталкиваются. В составе литосферных плит перемещается и их верхний «этаж» — земная кора. Благодаря движению литосферных плит меняется расположение на поверхности Земли материков и океанов. Материки то сталкиваются между собой, то отодвигаются друг от друга на тысячи километров.

          — А теперь ребята давайте вернемся к нашей сказке

          «Молодец, Иван – царевич, правильно отгадал мои задания с ребятами, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», сказала ему царевна.

          Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.

          Практическая работа

          — Заполните таблицу с помощью учебника

           


          Земная кора

          Мантия

          Ядро

          Размеры

          5 – 75 км

          2900 км

          3500 км

          Составные части

          материковая

          океаническая

          верхняя мантия

          нижняя мантия

          внешнее ядро

          внутреннее ядро

          Состояние

          твердая

          особое (вязкое)

          внешнее – жидкое

          внутреннее – твердое

          Температура

          небольшая, с глубиной повышается на 3 на каждые 100 м

          высокая –

          2000 С

          очень высокая –

          2000 – 5000 С

          Способы изучения

          наблюдение, дистанционный (с космоса), бурение скважин

          геофизические

          сейсмология

           

          Тестовые задания. Выберите правильный ответ.

          1.Земля состоит из:

          а) Ядра и мантии

          б)Мантии и земной коры

          в)Ядра, мантии и земной коры

          г)Ядра и земной коры.

          2. Ядро Земли состоит из:

          а) Одного слоя

          б) Двух слоев

          в) Трех слоев

          Подведение итогов. Оценивание учащихся. Рефлексия.

            Ребята сегодня на уроке мы ставили задачи: изучить внутреннее строение Земли, методы изучения и литосферу.

            — Как вы думаете, мы справились с этими задачами?

            — То есть цель урока достигнута?

            У каждого из вас на парте лежат напечатаны смайлики, которые показывают настроение.

            Отметьте, какое настроение было у вас сегодня на уроке.

            Урок закончен. Всем спасибо. Молодцы!

            Урок географии по теме «Из чего состоит земная кора». 5-й класс

            Класс – 5

            Тема и номер урока в теме – Тема: Литосфера. Урок № 3

            Базовый учебник – Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс.- М.: Вентана- Граф, 2012 год.

            Цель урока: Создать условия для формирования знания о строение земной коры.

            Планированные образовательные результаты:

            предметные –

            1. Выделять и объяснять признаки понятий: минералы, горные породы. Использовать приобретенные знания и умения для определения горных пород.

            2. Объяснять разную толщину земной коры на основе анализа строения земной коры.

            метапредметные –

            1. Проводить самостоятельный поиск горных пород своей местности. Использовать понятия земной коры, минералы, горные породы для решения учебных задач по изучению внутреннего строения Земли.

            2. Определять зависимость прочности земной коры от количества ее слоев. Самостоятельно формулировать вопросы для уточнений.

            личностные – Сформировать ответственность отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

            Тип урока – изучение новых знаний и умений.

            Формы работы учащихся – фронтальная, индивидуальная.

            Необходимые технические средства

            1. Интерактивная доска

            2. Учебник.

            3. Видеофрагмент

            4. Коллекция горных пород

            СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:

            Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.

            Учитель: Все готовы

            — Все готовы

            Все в порядке

            — Все в порядке

            И учебники

            — И учебники

            И тетрадки

            — И тетрадки.

            — Я рада встретиться сегодня с вами на уроке, ребята. Думаю, что наша совместная работа будет интересной и полезной. Давайте улыбнемся, друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

            Учитель:

            — В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын — удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.

            Решил царь Закир испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: “Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем”. Отправился Иван Закиров сын в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись - “Литосфера”. Прочитал Иван надпись и призадумался

            — Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое “литосфера”.

            — Учащиеся отвечают на вопрос, что такое “Литосфера”?

            Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: “Что, мил человек, голову повесил?” “Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?” -отвечает царевич. “Есть - то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна”. “А как же мне туда попасть?” - спрашивает Иван. “Нужно вырыть глубокий колодец”, — отвечает ему старик.

            Взял Иван Захаров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было скрыть, породы попадались легкие, рыхлые: песчаник, известняк, гипс, соль каменная.

            Этап 2. Формирование темы цель урока.

            1. Определяем тему урока

            2. Определяем цели урока.

            Этап 3. Организация и самообразование учащихся дальнейшего усвоения материала.

            1. Задание;

            — Используя текст учебника найти ответы на вопросы:

            • Что такое минералы?
            • Что такое горные породы?
            Учитель:

            В начале, возникли породы из магмы,
            Они пеpвоpодные самые как бы,
            Тяжелый гранит, в глубине остывал,
            Базальт на поверхности лавою стал.
            Поpоды весьма симпатичные,
            Увесистые, магматичные.

            Учащиеся рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.

            Учитель:

            Hо прочность — не вечность,
            И вот что случается:
            Породы выветриванием pазpушаются,
            Дробятся на глыбы, обломки, пески,
            Выносятся водами быстрой pеки,
            Река их по руслу таскает,
            Обкатывает, отлагает.
            А там, где горячие воды струятся,
            Там в них минералы совсем pаствоpяться.
            Когда же pаствоp остывает,
            То соль из него оседает.
            А в толще моpской или в темном болоте,
            Вы массу остатков животных найдете,
            А также, pастений отмеpших остатки,
            Они образуют поpоды-осадки.
            (Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
            Осело солями, остатками сложено.)

            Учащиеся рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки.

            Учитель:

            Hо вот, под давлением, магма опять,
            Стpемится земную коpу pазоpвать,
            И в месте такого втоpжения,
            Наметятся, вдруг, пpевpащения:
            Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
            Был мел, очень мягкий, вдруг мpамоp лежит.
            Такие поpоды, весьма специфические,
            Зовутся геологами метаморфические

            Учащиеся рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.

            Учитель:

            Хорошо работали.
            Наверное, устали.
            Для физкультминутки дружно
            Рядом с партой стали!

            2. ФИЗМИНУТКА.

            3. Практическая работа: “Свойства минералов и горных пород”.

            Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите по плану, заполнив таблицу.

            Название Цвет Твердость Пачкает ли руки? Где применяется?
                     

            Учащиеся выполняют практическую работу самостоятельно по плану, а учитель контролирует выполнение работы и оказывает необходимую помощь .

            Учитель:

            — Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.

            — Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки — бурый, магнитный, руды полезных металлов.

            4. Задание.

            — Найдите в коллекции горных пород эти минералы и руды и опишите их. Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматическими.

            Учащиеся продолжают выполнение практической работы (таблицу №1).

            Учитель:

            Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути. Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие:

            песок —> песчаник —> кварцит —> кварц;

            известняк —> мрамор;

            гранит —> гнейс.

            — Их называют метаморфическими. Найдите их в коллекции и опишите.

            Учащиеся продолжают выполнение практической работы (таблицу №1).

            Учитель:

            Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: “Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!” “Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!” — ответила царевна. “Загадывай, — сказал Иван-царевич, — попробую отгадать!”

            5. Задание:

            Учащиеся отгадывают загадки:

            1.

            Черен, как ворон, а греет солнце. (Уголь).

            2.

            Белый, как сахар, но не сладкий.
            пока руки им не испачкаешь,
            Ума-разума не наберешься. (Мел).

            3.

            Что сперва в воде родится,
            А потом воды боится? (Соль).

            Учитель:

            — “Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери”, — сказала ему царевна.

            Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.

            Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.

            Задание: Используя текст учебника записать новые слова с определениями.

            Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

            1.Самооценка работы в течение урока по методике “Светофор”:

            1. красный – я работал отлично, мне всё понятно
            2. желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
            3. синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.

            2. Составить “Синквэйн”.

            Этап 6. Домашнее задание.

            1. Собирать коллекцию горные породы своей местности. – Базовый уровень.

            2. Составить кроссворд: “Горные породы и минералы” — Повышенный уровень

            3. Подготовить презентацию о минералах и горных породах — Высокий уровень

            Урок географии в 5 классе «Земная кора и литосфера

            Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.

            Цель урока: продолжить формирование знаний об оболочке «литосфера» и представлений о причинах разнообразия строения Земной коры.

            Ход урока:

            Организационный момент.

              Сегодня мы с вами восхитимся необъятностью нашей планеты и удивительным миром ее недр

              Прежде, давайте вспомним, какие понятия мы уже с Вами изучили?

              Актуализация знаний.

                Космонавты говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина. Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и тем, что вода покрывает 71% её площади.

                Фронтальный опрос:

                О чём или о ком идет речь?

                Что вы знаете о Земле? (форма и размер)

                Какие оболочки Земли вы знаете?

                Оболочки взаимодействуют между собой?

                На прошлых уроках мы изучали внутреннее строение земли и разнообразие горных пород. Я предлагаю вам выполнить небольшой тест в маршрутном листе.

                  Из каких слоев состоит Земля?

                  Что такое мантия, ядро, земная кора?

                  Какие вам известны горные породы?

                  Как образуются магматические, осадочные, метаморфические горные породы?

                    Выполните тест в маршрутном листе

                    Загадки о полезных ископаемых

                    1. Он очень прочен и упруг

                    строителям – надёжный друг

                    дома, ступени, постаменты

                    красивы станут и заметны. (гранит)

                    2. Он чёрный, блестящий,

                    Людям помощник настоящий,

                    Он несёт в дома тепло,

                    От него в домах светло,

                    Помогает плавить сталь,

                    Делать краски и эмаль. (каменный уголь)

                    3. Если встретишь на дороге,

                    То увязнут сильно ноги.

                    А сделать миску или вазу –

                    Она понадобится сразу. (глина)

                    4. Он очень нужен детворе,

                    Он на дорожках, во дворе,

                    Он и на стройке, и на пляже,

                    И он в стекле расплавлен даже. (песок)

                    6. Этот мастер белый – белый.

                    В школе не лежит без дела:

                    Пробегает по доске,

                    Оставляет белый след.

                    Потолок наш тоже белый,

                    Ведь и он побелен … (мелом)

                    7. Одну её не едят,

                    А без неё мало что едят. (соль)

                    8. На кухне у мамы помощник отличный,

                    Он синим цветком расцветает от спички. (природный газ)

                    9. Росли на болоте растения…

                    А теперь это топливо и удобрение. (торф)

                    Итог этапа: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.

                    Вспомнили, а теперь…давайте представим…

                    Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

                      Земля устроена хитро,

                      Сложней любой игрушки:

                      Внутри находится ядро,

                      Но ядра не от пушки.

                      Затем, представьте, мантия

                      Лежит внутри Земли,

                      Но не такая мантия,

                      Что носят короли.

                      Затем литосфера, земная кора…

                      Выбрались мы на поверхность – Ура!

                      Сегодня мы будем изучать самую верхнюю оболочку Земли.

                      Поэтому тема урока?

                      «Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли».

                      Обучающиеся сами формулируют тему урока и записывают ее.

                      Что нам предстоит сегодня узнать?

                      План.

                      Дать характеристику каменной оболочки Земли.

                      Рассмотреть строение земной коры.

                      Выяснить свойства земной коры.

                        Обучающиеся сами формулируют цели урока.

                        — сформировать представление о внутреннем строении Земли,

                        — узнать о типах земной коры,

                        — научиться устанавливать причинно-следственные связи;

                        — развивать умение строить свою речь.

                        — понимать и воспринимать другую позицию,

                        — работать в парах

                        Итог этапа:Все молодцы.

                        Изучение нового материала

                          Вспомните, с чем мы сравнивали земную кору? А скажите, что такое земная кора? Из чего она состоит?

                          Я предлагаю вам записать в маршрутный лист понятие «Земная кора» используя текст учебника на с. 84.

                          Как вы думаете, земная кора везде одинакова? Выскажите ваши предположения.

                          Маршрутный лист- задание № 3

                          Прочитайте текст учебника на стр. 85 и рассмотрите рисунок 67. Заполните таблицу.

                          Земная кора

                           

                          Континентальная

                          Океаническая

                          Толщина

                          от 35 – 40км под равнинами,

                          до 75 км в горах

                          От 0,5 — 12 км под океанами

                          Состав

                          3 слоя:

                          Осадочный

                          слой гранита

                          слой базальта

                          2 слоя:

                          Осадочный

                          слой базальта

                          Поменяйтесь маршрутными листами и проверьте задания друг у друга.

                          Работа с презентацией слайд 9 .

                          Беседа о различиях в составе океанической и континентальной земной корой.

                          Вывод! Земная кора разная под материками и океанами.

                          Итак, мы выяснили особенности земной коры. Но сегодня мы еще должны узнать что-то новое. О чем пойдет речь , вы узнаете разгадав ребус в маршрутном листе.

                          Что такое литосфера?

                          Обратимся к основному источнику информации – учебнику.

                          Организация работы с учебником.

                          Запишите понятие в марщрутный лист из учебника с. 86

                          12- слайд состав литосферы

                          Как вы думаете, литосфера составляет единое целое или нет?

                          Сейчас с помощью видеофрагмента мы сможем подтвердить или опровергнуть ваши предположения.

                          Видео о литосферных плитах

                          Для вас есть интересное задание в контурной карте. Используя рисунок 69 учебника на с . 87 подписать литосферные плиты в контурной карте.

                          Цель: изучить расположение литосферных плит на поверхности земли

                          Слайд 13 — спрогнозируйте, пользуясь данной картой, какие плиты будут расходиться в разные стороны, а какие сталкиваться?

                          Первичное закрепление.

                          Выполнить задания 5 и 6 в маршрутном листе

                          Домашнее задание. § 22, с 87 вопросы 3,4

                          Рефлексия.

                          1. Что нового на уроке вы узнали?

                          2. Какой этап урока вызвал у вас затруднения?

                          3. Что вызвало у вас наибольший интерес?

                          Приложение 1

                          Маршрутный лист

                          Фамилия, имя _______________________________

                          Тема урока. «______________________________________________________________________».

                          №1

                          Записать понятие «Земная кора» используя текст учебника на с. 84.

                          Земная кора – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                          №2

                          Прочитайте текст учебника на стр. 85 и рассмотрите рисунок 67. Заполните таблицу.

                          Земная кора

                           

                          Материковая

                          Океаническая

                          Толщина

                            

                          Состав

                          _____ слоя:

                          ____ слоя:

                          №3

                          Ответ:____________

                          №4

                          Запишите понятие из учебника с. 86

                          Литосфера – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                          Литосферные плиты, у которых есть только океаническая земная кора

                          Литосферные плиты, у которых есть и океаническая земная кора, и континентальная

                            

                          №5

                          Используя рисунок 69 на странице 87 запишите названия плит в таблицу.

                          №6

                          Заполните схему недостающими словами

                          Тест

                           

                          Приложение 2

                          Технологическая карта

                          урока географии в 5 классе на тему:

                          «Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли»

                          Предмет: география

                          Класс: 5

                          Тема урока: «Земная кора и литосфера –каменные оболочки Земли»

                          Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2015 г. География.  Землеведение.

                          Цель: сформировать представление о различиях строения земной коры на материках и под океанами, деление литосферы на литосферные плиты.

                          Задачи урока: Образовательные: познакомить учеников с типами земной коры, с движением литосферных плит (движение и расхождения) и выявления процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит.  

                          Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.

                          Развивающие: развивать умения работать в паре с учебником, дополнительной литературой . Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

                           Планируемые результаты:

                          Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

                          Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

                          Предметные: понимание строения земной коры, изучение расположения литосферных плит 

                          Универсальные учебные действия:

                          Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

                          Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

                          Познавательные: извлекать информацию о типах земной коры,   делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из разных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

                          Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

                          Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

                          Структура и ход урока.

                          Название этапа урока

                          Деятельность учителя

                          Деятельность ученика

                          Время

                          1

                          Организация на урок

                          Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

                          Приветствие учителя, подготовка к уроку.

                          1мин

                           

                          Актуализация знаний

                          Организация фронтального опроса

                          Дает задание – тест

                          Предлагает разгадать загадки по теме

                          Участвуют в диалоге

                          Выполняют тест в маршрутном листе, проверяют правильность

                          Участвуют в разгадывании ответов к загадкам

                          5 мин

                          2

                          Целеполагание и мотивация

                          Предлагает прочесть стихотворение и определить тему урока

                          Определяет цели и задачи урока.

                          Высказывают предположения, затем формулируют название темы урока

                          5 мин

                          3

                          Изучение нового материала

                          Предлагает выполнить задания №1, №2 в маршрутном листе, используя текст и рисунки учебника на стр. 84-86

                          -Подводит к выводу:

                          Земная кора разная под материками и океанами

                           

                           Предлагает ребус – расшифровать слово

                           

                          Предлагает выполнить задание №3 в маршрутном листе, используя текст на стр. 86

                           Демонстрирует видеофрагмент о строении литосферы, задает вопросы

                          Предлагает работу с контурной картой с целью изучения расположения литосферных плит

                           

                          Работают с текстом учебника, заполняют таблицу, анализируют сходства и различия в типах земной коры

                           Делают вывод о типах земной коры

                           

                           

                           Разгадывают ребус, определяя новое понятие «Литосфера»

                           

                           Записывают понятие литосфера в маршрутный лист

                          Просматривают видеофрагмент, отвечают на вопросы, делают вывод

                          Выполняют задание в контурной карте. Анализируют размеры литосферных плит

                          9 мин

                           

                           

                           

                           

                           1 мин

                           

                           

                           2 мин

                           

                          5 мин

                           6 мин

                          5

                          Первичное закрепление

                           Предлагает найти в таблице слова и термины, относящиеся к сегодняшнему уроку

                          Предлагает продолжить фразу

                          Предлагает спрогнозировать, какие плиты будут расходиться, а какие сталкиваться, используя карту на слайде

                          Отвечают, находят слова


                           


                           

                          Анализируют и делают прогноз

                          7 мин

                          6

                          Итог урока     (рефлексия)

                          Подводит итоги урока.

                          Объясняет д/з п.22, Вопросы с.87  №1-6.

                          Оценивают работу на уроке всего класса Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике

                           

                          4 мин

                          План-конспект урока по географии (5 класс) на тему: Урок географии «Из чего состоит земная кора»

                          1

                          Самоопределение к деятельности

                          Уточнять и конкретизировать действия учащегося.

                          — Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к уроку.

                          Контролируют свою готовность к уроку.

                          2

                          Актуализация знаний, мотивация

                          1.Повторение изученного.

                          — На протяжении нескольких уроков мы ведём речь о Внутреннем строении Земли, повторим.

                          1. У доски назвать часть Земли и из скольких частей она состоит.

                          2. Что  в себя включает литосфера?

                          -Из чего она состоит?

                          -Как называются зоны взаимодействия литосферных плит?

                          -Какие явления в этих зонах происходят?

                          3.Строение вулкана. По — очереди выйти к доске, взять карточку и поместить на своё место, дать определение (очаг магмы, жерло, кратер, лава)

                          4. Назовите  продукты извержения вулкана

                          5. Какие бывают вулканы по жизнедеятельности? (картинки, показ на карте)

                          Оцените  свою деятельность  на этапе  повторения.

                          Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

                          — ядро, мантия, земная кора

                          -Земная кора и верхняя часть мантии.

                          Она состоит из литосферных плит.

                          -Сейсмические зоны.

                          — Вулканизм, землетрясения

                          Работа у доски (на доске нарисована схема вулкана)

                          Ответы учащихся. 

                          -Пепел, вулканические бомбы, лава, газы.

                          — действующие, потухшие, уснувшие.

                          — работа у карты.

                          В опорном конспекте графа – оценивание, закрасить цветом

                          3

                          Постановка учебной задачи

                          1. Организация ситуации формулирования проблемы.

                          Вот, такие явление происходят в земной коре. Как вы думаете, где чаще извергаются вулканы: на   материках или океанах? Одинаковая ли толщина земной коры?

                          -Из чего состоит земная  кора? вы затрудняетесь ответить на этот вопрос?

                          -Какова тема нашего урока?

                          — Сформулируйте цель, задачи на урок.

                          Дети формулируют проблему.

                          В океанах, там кора тоньше

                          «Из чего состоит земная кора»

                          -формирование  представлений об основных группах горных пород и их    происхождении

                          4

                          Решение учебной задачи

                          Верхняя твёрдая оболочка Земли состоит из разнообразных минералов и горных пород. Давайте разберёмся, чем отличаются горные породы и минералы?
                               1. Минералы – однородные по своим свойствам вещества.
                          Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый мягкий – тальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем.
                               Полная противоположность – алмаз, он тверже всех минералов.     Есть минералы, которые называются слюдой.  Они обладают необыкновенным свойством – от них можно осторожно отделить тонкую пластинку, от которой можно отделить еще более тонкую.
                               Можно ли есть камни? Конечно, существуют минералы, пригодные в пищу – поваренная соль, графит – в карандашах
                                   Вывод (учитель и учащиеся): В мире существует около 3000 минералов. Большинство минералов встречаются в твердом состоянии. Минералы могут быть и в жидком и газообразном состоянии.
                          Все они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности, твердости.
                               Минералы встречаются в твердой оболочке Земли как самостоятельно, так и в соединении друг с другом

                          Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов.
                          (гранит – полевой  шпат, слюда, кварц)

                          -Все горные породы  и минералы отличаются. Чем? Почему?

                          ГП: магматические, осадочные, метаморфические.
                              Магматические горные породы образуются при застывании
                          магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли.  
                               Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы (гранит)

                                Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся, их остывание происходит быстро и кристаллы образуются мелкие, (базальт,  без кристаллов — обсидиан).

                          Осадочные  горные породы.  Как только образовались магматические горные породы, за них берутся внешние силы земли: ветер, текучие воды, солнце, микроорганизмы. По их законам земная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой. Поэтому они начинают разрушать горы, скалы, их обломки измельчать и переносить на разные участки земной поверхности, заполнять впадины и низины на суше; осаждать на дне океанов и морей и других водоемов.
                                Одни возникли в результате жизнедеятельности организмов и образовались из остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоемов. На них можно увидеть остатки древних растений и насекомых. Их назвали органическими (известняк – ракушечник, торф, мел, каменный уголь)

                          Происхождение других связано с неживой природой, поэтому они получили название неорганические:                                                     В свою очередь их разделили еще на две группы: те, которые образовались из обломков разрушенных скал, осели во впадинах и уплотнились в горные породы, назвали обломочными (щебень, галька, песок)                                                               А те, которые образовались из химических веществ, содержащихся в воде морей и океанов, уплотнились, осели на дно и превратились в горные породы, назвали химическими (гипс, каменная соль)

                           Метаморфические. Горные породы обладают прочностью, но при попадании в другие условия их состав и свойства начинают меняться. Так, в результате тектонических движений горные породы могут быть перемещены с поверхности земли в ее глубины. Под давлением пластов других пород, воздействия высоких t глубин Земли, новых потоков магмы горные породы изменяются и превращаются в совершенно другие, которые называются метаморфическими (с греческого «метаморфоз» — превращение).                Гранит — гнейс ,  известняк – мрамор                           

                          Запись темы, определений в опорном конспекте (Приложение 3)

                          Минералы – однородные по своим свойствам вещества.

                          (тальк, алмаз, слюда)

                          Горные породы —
                          природное соединение минералов

                          -Цветом, твердостью, прозрачностью, блеском.

                          — Разное происхождение ГП и М.

                          Заполнение схемы в опорном конспекте.

                          5

                          Первичное закрепление

                           -А сейчас, ребята, для закрепления изученного материала проведем практическую работу. У каждого горная порода или минерал. Вы должны охарактеризовать его по разным признакам и определить какое происхождение имеет данная порода.          

                          1 группа – мрамор

                          2 группа – мел

                          3 группа – гранит                                                                                           Оцените  свою деятельность в выполнении практической работы.

                          Практическая работа.

                          «Определитель горных пород» (Приложение 2 )

                          Учащимся предлагаются ГП, они определяют  их происхождение.

                          6

                          Итог занятия. Рефлексия деятельности.

                          — Ребята, как вы думаете, работая на уроке, мы достигли поставленной цели?

                          — Из чего же состоит земная кора?                  — По какому признаку мы объединили ГП в 3 группы?

                          Д/з  параграф 8, ознакомиться с  «Школой географа-следопыта».

                          Оцените  свою работу на уроке.

                          -Приём «Пять пальцев»

                          М — (мизинец) — мыслительный процесс:

                          какие знания, опыт я получил?

                          Б — (безымянный) — близость цели: что я

                          сегодня сделал и чего достиг?

                          С — (средний) — состояние духа: какое

                          было сегодня у меня преобладающее

                          настроение, расположение духа?

                          У- (указательный) — услуга, помощь: чем

                          я сегодня помог другим, чем услужил,

                          порадовал или поспособствовал?

                          Б — (большой) — бодрость, физическая

                          форма: каким было моё самочувствие?

                          Возьмите ранее подготовленную «ладошку» из бумаги.

                          — На мизинце продолжите: Я узнал о…

                          — На безымянном продолжите: Я

                             сделал…

                          — На среднем пальце продолжите:

                            Настроение у меня …

                          — На указательном – продолжите: Я

                            помог …

                          — На большом пальце – продолжите:

                            Мое самочувствие …

                                  Урок окончен.

                          -Да.

                          -Из горных пород и минералов.

                          — По происхождению.

                          ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 5 класс ПО ТЕМЕ «ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЗЕМНАЯ КОРА»

                          ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

                          по географии 5 класс

                          «Из чего состоит земная кора»

                          ФИО Новикова Алевтина Александровна

                          Место работы МАОУ СОШ с. Новополеводино,

                          Балаковский район, Саратовская область

                          Должность Учитель географии

                          Предмет География

                          Класс 5 класс

                          Тема и номер урока в теме: Раздел 2 «Геосферы Земли», «Литосфера»

                          Тема «Внутреннее строение Земли»

                          Урок № 10-11 « Из чего состоит земная кора»

                          Базовый учебник: А.А. Летягин.

                          География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательтных учреждений. / А.А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова. — Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.-160 с. : ил.

                          Оборудование:

                          1. Учебник А.А. Летягин. География. Начальный курс: 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2015 г. §8,

                          2. Рабочая тетрадь: А.А. Летягин. География: дневник географа следопыта: 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина

                          3. Коллекции минералов и горных пород

                          4. Раздаточный материал.

                          5. Физическая карта мира

                          6. Бумажные ладошки для рефлексии

                          Цель урока: 

                          1. Формирование  представлений об основных группах горных пород и их происхождении.

                          2. Определить состав верхней оболочки Земли – земной коры.

                          3. Установить из каких элементов – веществ состоит земная кора и каким образом эти элементы связаны между собой.

                          Задачи:

                          1. Сформировать понятия «минералы», «горные породы», «магматические горные породы», «осадочные горные породы», «метаморфизм», «метаморфические горные породы»

                          2. Формировать умения применять; развивать коммуникативные навыки работы в группах;

                          3. Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя научную аргументацию

                          4. Развивающая – развитие навыков самостоятельной работы с источниками

                          Технология: ИКТ, системно-деятельностный подход.

                          Тип урока – урок «открытия нового знания»

                          Формы работы учащихся – индивидуальная, коллективная, групповая

                          Необходимое техническое оборудование: Компьютер с подключением к Интернет-сети, мультимедиа-проектор, презентация по теме «Горные породы», «Каменная сказка». Коллекция «Горные породы», «Минералы»

                          Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.

                          Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

                          Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов

                          Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

                          Этапы урока открытия нового знания.

                          1. Мотивационный этап урока (5 минут)

                            • Определение темы урока

                            • Формулирование задач урока

                            • Создание мотивационной установки

                          2. Процессуально — содержательный этап урока (25 минут)

                          • Изучение темы урока

                          • Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

                          • Выявление причины возникшего затруднения

                          • Реализация выхода из проблемной ситуации

                          3. Этап закрепления (10 минут)

                          • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

                          • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

                          • Включение в систему знаний повторение.

                          4. Рефлексия УД на уроке (3 минуты)

                          5. Объяснение домашнего задания (2 минуты)

                          Структура и ход урока

                          ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ

                          5 класс

                          ПО ТЕМЕ «ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЗЕМНАЯ КОРА»

                          Этапы урока

                          Действия учителя

                          Действия учащихся

                          Личностные результаты

                          Предметные результаты

                          Метапредметные результаты

                          I. Организационно-мотивационный

                          Определение

                          темы урока

                          Создание

                          мотивационно

                          й установки

                          Формулирование задач урока

                          Приветствие учителя.

                          — Какие природные явления мы

                          изучали на прошлом уроке?

                          — С какими природными объектами вы

                          познакомились?

                          -Элементами, какой оболочки

                          являются эти природные объекты?

                          — Рассмотренные на прошлом уроке,

                          процессы вулканизма показали, что

                          возможны различные изменения

                          физического состояния веществ

                          земной коры (превращение твёрдых в

                          жидкие, плотных и тяжелых в рыхлые

                          и легкие).

                          — Известны ли вам названия этих

                          веществ?

                          Из каких веществ состоит земная кора?

                          Отгадайте загадки:

                          1.Он очень прочен и упруг,

                          Строителям -надежный друг:

                          Дома, ступени, постаменты

                          Красивы будут и заметны.

                          (слайд № )

                          2. Этот мастер, белый-белый

                          В школе не лежит без дела-

                          Пробегает по доске,

                          Оставляет белый след

                          (слайд № )

                          3. Он очень нужен детворе,

                          Он на дорожках во дворе,

                          Он и на стройке и на пляже,

                          Он и в стекле расплавлен даже.

                          (слайд № )

                          4. В воде родится, а воды боится.

                          (слайд № )

                          Попробуйте сформулировать

                          тему урока. Эпиграф к уроку

                          В одном мгновенье видеть вечность,

                          Огромный мир в зерне песка,

                          В огромном камне-бесконечность

                          И небо-в чашечке цветка. (Уильям Блейк)

                          Земная кора состоит из минералов и

                          горных пород.

                          В чем их сходство и в чем различие? Какие вещества

                          находятся под нашими ногами, а какие прячутся глубоко в земле? Для чего

                          нам необходимы знания о составе

                          земной коры?

                          Цель нашего урока определить состав

                          верхней оболочки Земли – земной коры.

                          Для этого нам необходимо установить

                          из каких элементов – веществ она состоит и каким образом эти элементы

                          связаны между собой. Какой

                          жизненный цикл они имеют?

                          Сформулируйте соответствующие задачи

                          Приветствие учащихся

                          Учащиеся вспоминают, отвечают на вопросы:

                          — Извержение вулканов и гейзеров

                          — Вулканами

                          — Земная кора

                          участвуют в постановке проблемы

                          Состав земной коры.

                          1. Гранит

                          1. Мел

                          1. Песок

                          1. Соль

                          Рассуждают, высказывают

                          Формулируют тему урока

                          Формулируют задачи урока:

                          1.Определить, какие элементы составляют

                          земную кору?

                          2. Установить, как образуются составные

                          элементы земной коры, как они

                          взаимосвязаны, какова их история?

                          Позитивный настрой.

                          Осознавать целостность мира и многообразия взглядов

                          Осознавать свои эмоции

                          Анализировать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения

                          Анализировать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения

                          Учащиеся смогут определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии.

                          Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

                          II.

                          Процессуально-содержательный этап урока

                          Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

                          Рефлексия

                          деятельности

                          Образование

                          горных пород

                          Рефлексия

                          содержательна

                          я

                          Просмотр фрагмента видеоролика «Строение земной коры»

                          http://www.xurma.ru/iz-chego-sostoit-zemnaya-kora/

                          Вещества

                          земной коры

                          Познакомьтесь с разнообразием

                          предложенных веществ земной коры.

                          Предлагаю «Коллекцию минералов и горных пород»

                          Попробуйте их разложить на две

                          группы. Назовите признаки, по

                          которым вы это сделали. Ответьте на вопрос: что общего и что

                          отличного в горных породах и

                          минералах?

                          — Найдите в тесте учебника на странице 41

                          подтверждение своему выводу.

                          Беседа с классом.

                          — Рассмотрите рис. 21 стр.41 учебника

                          и найдите на срезе гранита: слюду

                          (черная), кварц (белый, стеклянный),

                          полевой шпат (розовый или серый).

                          Решая задачу по определению состава

                          земной коры, мы с вами… (что сделали?)

                          Продолжим работу по изучению

                          состава земной коры. Вы рассмотрели

                          множество экспонатов, что вас

                          удивило в них?

                          — Как вы думаете, в чем на ваш взгляд,

                          состоит причина разнообразия горных

                          пород?

                          — Рассмотрите образцы горных пород в

                          разных коробочках (1, 2, 3). Что у них

                          общего?

                          Что общего в горных породах

                          различных групп и отличного от

                          других?

                          — Используя текст учебника стр.41-43

                          выполните задание №1 «Заполните схему» стр. 21 в рабочей тетради.

                          — Выскажите свое предположение о

                          возможных причинах такого

                          разнообразия.

                          — Попробуйте построить схему

                          взаимодействия веществ в земной

                          коре. Можно ли сделать эту схему

                          круговой? Если нет, что чего вам

                          недостает?

                          Дополняет учитель метаморфизация

                          (изменение пород под действием высокого

                          давления и температур с превращением в

                          метаморфические

                          Изучение разнообразия горных пород

                          позволило нам сгруппировать горные

                          породы в … (в какие группы?)

                          и сделать выводы о наличии в земной

                          коре … (чего?)

                          Учащиеся просматривают видеоролика «Строение земной коры»

                          http://www.xurma.ru/iz-chego-sostoit-zemnaya-kora/

                          Помощники раздают «Коллекцию горных пород и минералов»

                          Ученики в группах (или попарно)

                          распределяют отдельные экспонаты

                          коллекции на две группы (возможно, кто-то

                          и на три). Называют возможные признаки

                          деления: цвет, плотность и вес,

                          однородность и многокомпонентность и т.д.

                          В ходе обсуждения выбирается признак

                          однородности и многокомпонентности.

                          Выделяют на стр. 41 и зачитывают

                          соответствующее определение «Вещества, из которых состоит земная кора —

                          называются горными породами и

                          минералами. …Минералы состоят из

                          отдельных химических элементов… Горные

                          породы образуются из одного или

                          нескольких минералов.»

                          Общее: вещества земной коры

                          Отличное: минералы состоят из отдельных

                          элементов (кислород, кремний),

                          горные породы — из минералов

                          Выявили различия в предложенных

                          экспонатах коллекции горных пород и

                          минералов и установили различие их по

                          составу

                          Высказывают свои впечатления. Называют:

                          красоту, мощь отдельных экспонатов,

                          различие в окраске и т.д.

                          Т.е. – разнообразие

                          Рассматривая коллекции горных пород и

                          минералов, учащиеся делают

                          предположение, что из-за разного внешнего

                          вида может они и образовались по-

                          разному.

                          Изучают внешние особенности пород.

                          Делаю вывод о наличии общих черт,

                          которые объединяют их в горные породы

                          (составные части земной коры, твердые)

                          Сравнивают между собой породы в группе и

                          перечисляют признаки разных групп

                          (темный цвет, однородность состава,

                          большой вес для 1 группы), (отсутствие

                          плотности, более легкие и пористые для 2

                          группы), (слоистость, плотность, наличие

                          включений для 3 группы)

                          Индивидуальная работа с текстом учебника

                          по выполнению задания в рабочей тетради

                          с последующей проверкой у доски и

                          дополнениями школьников,

                          комментариями учителя.

                          Высказывают предположение о причинах

                          различий, разнообразия

                          Высказывают гипотезы о возможном

                          взаимодействии и в группах пытаются

                          нарисовать схему, учитель помогает.

                          Получаются только 2 этапа круговорота: вулканизм (образование магматических

                          пород) и выветривание (разрушение,

                          накопление осадочных пород). 3 этап

                          дополняет учитель метаморфизация

                          (изменение пород под действием высокого

                          давления и температур с превращением в

                          метаморфические).

                          Знакомство с

                          круговоротом веществ

                          земной коры как

                          элементом

                          естественнонаучной

                          картины мира

                          Строят гипотезы о

                          процессе

                          взаимодействия

                          элементов земной

                          коры

                          Формулируют выводы и результаты работы:

                          — магматические, осадочные и

                          метаморфические горные породы

                          — круговорота веществ

                          Учащиеся смогут осознавать

                          Учащиеся смогут называть

                          Анализ источников

                          информации

                          формулировка

                          вывода

                          Подбирают

                          выражения для

                          отражения своего

                          впечатления,

                          удивления горными

                          породами

                          Анализ результатов

                          деятельности

                          Осознание цели урока. Умение ставить учебные задачи

                          Учащиеся смогут выдвигать версии

                          III. Выявление места и причины затруднения.

                          Ребята, а как вы думаете, изменилась

                          Обсуждение вопроса.

                          Учащиеся самостоятельно читают

                          Учащиеся смогут анализировать

                          На основе текста составлять описание.

                          Учащиеся смогут проводить поиск информации о в тексте учебника информацию.

                          Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию

                          IV.

                          Постановка проекта выхода из затруднения.

                          Учитель предлагает перенести ответ на

                          Учащиеся составляют

                          Учащиеся смогут анализировать деятельность

                          Учащиеся смогут группировать факты по признакам

                          Представлять информацию в форме

                          V. Реализация построенного проекта.

                          Физминутка

                          Учитель предлагает выслушать сообщения, подготовленные учащимися

                          Учащиеся слушают сообщение, подготовленное одним из учащихся.

                          Учащиеся смогут аргументировано оценивать

                          Учащиеся смогут характеризовать условия и образ

                          Учащиеся смогут представлять информацию в форме сообщения.

                          Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

                          Решение учебной задачи

                          Верхняя твёрдая оболочка Земли состоит из разнообразных минералов и горных пород. Давайте разберёмся, чем отличаются горные породы и минералы?

                          1. Минералы – однородные по своим свойствам вещества. 
                          Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый мягкий – тальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем. 
                          Полная противоположность – алмаз, он тверже всех минералов.     Есть минералы, которые называются слюдой.  Они обладают необыкновенным свойством – от них можно осторожно отделить тонкую пластинку, от которой можно отделить еще более тонкую.
                          Можно ли есть камни? Конечно, существуют минералы, пригодные в пищу – поваренная соль, графит – в карандашах
                          Вывод (учитель и учащиеся): В мире существует около 3000 минералов. Большинство минералов встречаются в твердом состоянии. Минералы могут быть и в жидком и газообразном состоянии.
                          Все они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности, твердости. 
                          Минералы встречаются в твердой оболочке Земли как самостоятельно, так и в соединении друг с другом
                          Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов (гранит – полевой  шпат, слюда, кварц)
                          – Все горные породы  и минералы отличаются. Чем? Почему?
                          ГП: магматические, осадочные, метаморфические.
                          Магматические горные породы 
                          образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли.  
                          Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы (гранит)
                          Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся, их остывание происходит быстро и кристаллы образуются мелкие, (базальт,  без кристаллов – обсидиан).
                          Осадочные  горные породы.  Как только образовались магматические горные породы, за них берутся внешние силы земли: ветер, текучие воды, солнце, микроорганизмы. По их законам земная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой. Поэтому они начинают разрушать горы, скалы, их обломки измельчать и переносить на разные участки земной поверхности, заполнять впадины и низины на суше; осаждать на дне океанов и морей и других водоемов. 
                          Одни возникли в результате жизнедеятельности организмов и образовались из остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоемов. На них можно увидеть остатки древних растений и насекомых. Их назвали органическими(известняк – ракушечник, торф, мел, каменный уголь)
                          Происхождение других связано с неживой природой, поэтому они получили название неорганические:
                          В свою очередь их разделили еще на две группы: те, которые образовались из обломков разрушенных скал, осели во впадинах и уплотнились в горные породы, назвали обломочными (щебень, галька, песок)                                                              А те, которые образовались из химических веществ, содержащихся в воде морей и океанов, уплотнились, осели на дно и превратились в горные породы, назвали химическими (гипс, каменная соль)
                          Метаморфические. Горные породы обладают прочностью, но при попадании в другие условия их состав и свойства начинают меняться. Так, в результате тектонических движений горные породы могут быть перемещены с поверхности земли в ее глубины. Под давлением пластов других пород, воздействия высоких t глубин Земли, новых потоков магмы горные породы изменяются и превращаются в совершенно другие, которые называются метаморфическими (с греческого «метаморфоз» – превращение).  

                          Гранит – гнейс ,  известняк – мрамор

                          Работа в группах.

                          1 группа –2 группа –3 группа

                          Запись темы, определений в тетрадях

                          Минералы – однородные по своим свойствам вещества.
                          (тальк, алмаз, слюда)

                           

                           

                          Горные породы – природное соединение минералов

                          – Цветом, твердостью, прозрачностью, блеском.
                          – Разное происхождение ГП и М. Заполнение схемы в тетради

                          Учащиеся смогут аргументировано оценивать деятельность

                          Учащиеся смогут сравнивать данные.

                          Учащиеся смогут организовывать работу в группе)

                          VII.

                          Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

                          Отметьте в тетради верные и неверные

                          Учащиеся отмечают верные и неверные суждения в тетради.

                          Учащиеся смогут аргументировано.

                          Учащиеся смогут владеть понятиями.

                          Учащиеся смогут

                          Закрепление

                          и первичная проверка

                           Беседа по вопросам:

                          1.На какие три группы делят горные

                          породы по происхождению?

                          2. Почему магматические породы так

                          называются? Приведите примеры

                          пород и характерные физические

                          свойства.

                          3. Почему осадочные породы

                          получили такое название?

                          Что можно сказать об их свойствах?

                          На какие группы делятся?

                          4. Какие породы относятся к

                          метаморфическим и почему имеют

                          такое название?

                          5. Вместе с песчинкой на морском дне

                          совершите путешествие во времени.

                          Опишите ее впечатления.

                          6. По предложенным на слайде

                          фотографиям горных пород

                          определите, к какой группе пород по

                          происхождению она относится.

                          – А сейчас, ребята, для закрепления изученного материала проведем практическую работу. У каждой группы горная порода или минерал. Вы должны охарактеризовать его по разным признакам и определить какое происхождение имеет данная порода. 

                          1 группа – мрамор
                          2 группа – мел
                          3 группа – гранит

                          Оцените  свою деятельность в выполнении практической работы.

                          — Образуются из расплавленной магмы,

                          которая застывает либо быстро, либо

                          медленно. Тяжелые, твердые, плотные.

                          — Осаждение остатков организмов и

                          цементирование, накопление обломков,

                          поправляю в смысле остатки пород.

                          Называют не сильно прочные, не очень

                          тяжелые, рыхлые.

                          Метаморфоз означает превращение.

                          Они имеют сложное строение в результате

                          изменений магматических и осадочных

                          пород.

                          Составляют рассказ.

                          На листочках или в тетрадях записывают

                          номер фотографии и начальные буквы (МГ,

                          МТ, О)

                          Практическая работа.
                          «Определитель горных пород» (Приложение  )
                          Учащимся предлагаются ГП, они определяют  их происхождение.

                          Работа в группах.

                          1 группа – мрамор
                          2 группа – мел
                          3 группа – гранит

                          VIII. Включение в систему знаний и повторение

                          Просмотр слайдов.

                          Учащиеся смогут аргументировано оценивать

                          Учащиеся смогут рассказывать

                          .

                          Учащиеся смогут решать творческие задачи.

                          IX.

                          Рефлексия учебной деятельности на уроке.

                          – Ребята, как вы думаете, работая на уроке, мы достигли поставленной цели?
                          – Из чего же состоит земная кора?
                          – По какому признаку мы объединили ГП в 3 группы?
                          Оцените  свою работу на уроке.

                          Приём «Пять пальцев»

                          М – (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?
                          Б – (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?
                          С – (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?
                          У– (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?
                          Б – (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?
                          Возьмите ранее подготовленную «ладошку» из бумаги. 
                          – На мизинце продолжите: Я узнал о…
                          – На безымянном продолжите: Я сделал…
                          – На среднем пальце продолжите: 
                          Настроение у меня …
                          – На указательном – продолжите: Я помог …
                          – На большом пальце – продолжите:
                          Мое самочувствие …
                          Урок окончен. Что было интересного на уроке?

                          -Что нового узнали ?

                          -Что нужно сделать каждому из вас, чтобы достичь лучших результатов?

                          Учащиеся отвечают на вопросы, анализируя свою деятельность

                          Учащиеся смогут аргументировано оценивать свою деятельность, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

                          Учащиеся смогут освоить основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

                          X. Итог.

                          Объяснение домашнего задания

                          Учитель выставляет оценки, комментирует домашнее задание.

                          Домашнее задание:

                           1.

                          Прочитать §8.

                          2. После параграфа 8, на с. 43- с.45 ознакомиться с заданиями  «Школы географа-следопыта».
                          3. Обязательное

                          задание

                          Выпишите из текста § 8 примеры

                          горных пород различного

                          происхождения. Дополните перечень

                          из других источников.

                          4. Задание Повышенной сложности

                          Написать эссе по темам: «Как изменится поверхность Земли,

                          если прекратится процесс

                          вулканизма?» или

                          « Что будет, если мы будем очень активно использовать горные породы для своих нужд?»

                          Дополнительное задание (по желанию)

                          5. Задание №7 после параграфа § 8 (в

                          кроссворде 10 элементов )

                          6. Посмотрите видеофрагменты

                          с помощью компьютера Интернет ресурсы: 1. ВидеоГеография с. 45. http://www russia.ru/video/mgu_6119/

                          2. «Самоцветный край» и составьте

                          вопросы к нему.

                          http:// www. youtube. com /watch ?v =8m4df 8ZkHEo

                          видеофрагмента

                          3. Альбом «Минералы и горные породы, геологическая коллекция»http://lori.ru/albums/12062/mineraly-i-gornye-porody-geologicheskaya-kollektsiya

                          4. http://mineral.nsu.ru/educat/article/19/

                          Учащиеся оценивают свою деятельность с помощью учителя.

                          Определяют форму записей (перечень,

                          таблицу, схему или т.п.)

                          Пробуют представить будущее с учетом

                          заданных изменений и сохранении других

                          процессов

                          Составляют кроссворд

                          Формулируют 5-7 вопросов по содержанию

                          Формулируют

                          вопросы к

                          кроссворду

                          Учащиеся смогут аргументировано оценивать свою деятельность,.

                          Учащиеся смогут освоить основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

                          Дополнительная литература:

                          1. С.Г. Зубанова.

                          Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях.6-8 классы/ сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова.-2-е изд., стереотипн.-М.:Глобус, 2009.-173с.-(Учение с увлечением)

                          1. О.Н. Горбатова.

                          География.6-11 классы: технология решения творческих задач.- Волгоград: Учитель, 2011 .- 165 с.

                          1. О.В. Крылова.

                          География: тестовые тематические контрольные работы:6 класс-М.: Академкнига/Учебник, 2011.- 160с. (Серия «Тестовые контрольные работы»)

                          1. И.А. Кугут.

                          Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ И.А. Кугут, Л.И. Елисеева, 2-е изд., испр.-М.: Глобус, 2010, -244с.-(Современная школа)

                          1. И.А. Кугут.

                          География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ Авт.-сост.. И.А. Кугут.-М.: Планета, 2011.-272 с.- (Современная школа)

                          1. А.М. Зотова

                          Игры на уроках географии. 6-7 класс: метод. Пособие для учителя/А.М. Зотова. 3-е изд., стереотип.. М.: Дрофа, 2007.-127 с.- (Мастер-класс).

                          1. В.А. Еремина, Т.Ю. Притула.

                          Физическая география. Интересные факты/В.А. Еремина, Т.Ю. Притула.-М.:ИЛЕКСА, 2010.-112 с.

                          8. http//yandex.ru, интернет- ресерсы.

                          Добавить комментарий

                          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *