Действия над физическими величинами – Действия над физическими величинами

Действия над физическими величинами

План-конспект урока по теме «Действия над физическими величинами. Решение задач»

Дата:

Тема: «Действия над физическими величинами. Решение задач»

Цели:

Образовательная: формирование практических умений по выполнению действий над физическими величинами;

Развивающая: совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы), развивать познавательный интерес;

Воспитательная: прививать культуру умственного труда, аккуратность, учить видеть практическую пользу знаний, продолжить формирование коммуникативных умений, воспитывать внимательность, наблюдательность.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование и источники информации:

Исаченкова, Л. А. Физика : учеб. для 7 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Л. А. Исаченкова, Г. В. Пальчик, А. А. Сокольский ; под ред. А. А. Сокольского. Минск : Народная асвета, 2017;

мультимедийное оборудование.

Структура урока:

  1. Организационный момент(4 мин)

  2. Актуализация опорных знаний(3 мин)

  3. Изучение нового материала (13 мин)

  4. Первичная проверка понимания (12 мин)

  5. Закрепление полученных знаний (8 мин)

  6. Итоги урока(5 мин)

Содержание урока

  1. Организационный момент (проверка присутствующих в классе, озвучивание темы и основных целей урока )

  2. Актуализация опорных знаний

В математике можно складывать, вычитать и сравнивать любые числа. А какие же действия можно производить над физическими величинами?

  1. Изучение нового материала

Действия сложения, вычитания и сравнения над физическими величинами можно производить только в том случае, если они однородны, т. е. представляют одну и ту же физическую величину.

Например:

4 м + 3 м = 7 м; 
9 кг — 5 кг = 4 кг; 
30 с > 10 с.

Во всех трех случаях мы производили действия над однородными физическими величинами. Складывали длину с длиной, вычитали из массы массу, сравнивали промежуток времени с промежутком времени. Смешно и нелепо было бы складывать 4 м и 5 кг или вычитать 30 с из 9 кг!

А вот умножать и делить можно не только однородные, но и разные физические величины. Например:

  1. 10 кг ÷2 кг = 5. Здесь делятся не только числовые значения (10 ÷ 2 = 5), но и единицы физических величин (кг ÷ кг = 1). Результат показывает, во сколько раз одна физическая величина (масса) больше другой.

  2. 2 м • 4 м = 8 м2. Умножаются числовые значения (2 • 4 = 8) и единицы физических величин (м • м = м2). В результате умножения двух физических величин — длин l1 = 2 м и l2 = 4 м — получилась новая физическая величина — площадь S = 8 м2.

  3. 10 м ÷ 2 с = 5 м/с. В результате деления двух разных физических величин — длины l = 10 м на промежуток времени t = 2 с, получилась новая физическая величина 5 м/c. Ее числовое значение равно 5, а единица новой физической величины — м/c. Эта физическая величина v = 5 м/c — скорость.

  4. 10 м ÷ 2 с = 20 м ÷ 4 с. Знак равенства относится не только к числовым значениям, но и к единицам. Знак равенства поставить нельзя, если сравнить 10 м ÷ 2 с и 20 м ÷ 4 мин. Здесь м/с ≠ м/мин.

  1. Первичная поверка понимания

Что необходимо учитывать при сложении и вычитании физических величин? Каким будет результат их сложения и вычитания?

Какие физические величины можно сравнивать между собой? Приведите примеры.

Можно ли делить и умножать разные физические величины? Что получится в результате?

Определите, значение какой физической величины получится в результате:

    1. 40 с — 10 с;

    2. 40 c ÷ 10 c;

    3. 3 м • 4 м • 2 м;

    4. 120 км ÷ 2 ч.

Далее рассматриваются примеры решения задач из учебника

hello_html_m13512be0.png

hello_html_5be623ec.png

  1. Закрепление знаний

Решение задач из упражнения 2

hello_html_2fbf4a4e.png

  1. Итоги урока

Итак, подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какие сложности у вас возникли?

Организация домашнего задания

§6,ответить на контрольные вопросы; упр. 2(4 задание).

Рефлексия.

Продолжите фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Было интересно…

  • Знания, которые я получил на уроке, пригодятся

infourok.ru

Действия над физическими величинами | Физика

Из курса математики нам известны действия, которые можно производить над числами. Складывать, вычитать и сравнивать в математике можно любые числа. Такие действия над физическими величинами можно производить только в том случае, если они однородны, т. е. представляют одну и ту же физическую величину.

Например:

4 м + 3 м = 7 м;
9 кг — 5 кг = 4 кг;
30 с > 10 с.

Во всех трех случаях мы производили действия над однородными физическими величинами. Складывали длину с длиной, вычитали из массы массу, сравнивали промежуток времени с промежутком времени. Смешно и нелепо было бы складывать 4 м и 5 кг или вычитать 30 с из 9 кг!

А вот умножать и делить можно не только однородные, но и разные физические величины. Например:

1) \(\frac{10~кг}{2~кг} = 5\). Здесь делятся не только числовые значения (10 : 2 = 5), но и единицы физических величин (кг : кг = 1). Результат показывает, во сколько раз одна физическая величина (масса) больше другой.

2) 2 м ⋅ 4 м = 8 м2. Умножаются числовые значения (2 ⋅ 4 = 8) и единицы физических величин (м ⋅ м = м2). В результате умножения двух физических величин — длин l1 = 2 м и l2 = 4 м — получилась новая физическая величина — площадь S = 8 м2.

3) \(\frac{10~м}{2~с} = 5 \frac{м}{с}\). В результате деления двух разных физических величин — длины l = 10 м на промежуток времени t = 2 с, получилась новая физическая величина 5\(\frac{м}{с}\). Ее числовое значение равно 5, а единица новой физической величины — \(\frac{м}{с}\). Эта физическая величина \(v = 5\frac{м}{с}\) — скорость.

4) \(\frac{10~м}{2~с} = \frac{20~м}{4~с}\). Знак равенства относится не только к числовым значениям, но и к единицам. Знак равенства поставить нельзя, если сравнить \(\frac{10~м}{2~с}\) и \(\frac{20~м}{4~мин}\). Здесь \(\frac{м}{с}\) ≠ \(\frac{м}{мин}\).

Большие единицы времени — год и сутки — дала нам сама природа. Но час, минута и секунда появились благодаря человеку.

Принятое в настоящее время деление суток восходит к глубокой древности. В Вавилоне применялась не десятичная, а шестидесятеричная система счисления. Шестьдесят делится без остатка на 12, отсюда у вавилонян деление суток на 12 равных частей. В Древнем Египте было введено деление суток на 24 часа. Позже появились минуты и секунды. То, что в 1 часе 60 минут, а в 1 минуте 60 секунд, — также наследие шестидесятеричной системы Вавилона.

Определение единиц времени является очень важным. Основная единица времени — секунда — сначала была введена как \(\frac{1}{86400}\) доля суток, а затем из-за непостоянства суток — как определенная доля года. В настоящее время эталон секунды связан с частотой излучения атомов цезия.

Примеры решения задач

1. Из приведенных значений физических величин выберите те, которые можно складывать: 120 г, 40 см2, 56 м3, 8 мин, 0,048 кг. Определите значение физической величины, получившейся в результате сложения.

Решение. Однородными физическими величинами в данном случае являются массы тел:

m1 = 120 г и m2 = 0,048 кг. Для выполнения операции сложения физические величины необходимо выразить в одних единицах. Одну из масс, например m2, выразим в единицах, в которых записана масса m1, т. е. в граммах (г). Так как

1 кг = 1000 г, то
m2 = 0,048 кг = 0,048 ⋅ 1000 г = 48 г.

Следовательно,

m = m1 + m2 = 120 г + 48 г = 168 г.

Ответ: результатом сложения является масса m = 168 г.

2. Определите физические величины, получившиеся в результате следующих действий: 1) 0,6 г/см3 ⋅ 5 см3; 2) 40 см ⋅ 0,25 м.

Решение. 1) Найдем произведение двух физических величин, перемножив их числовые значения и единицы:

0,6\(\frac{г}{см^{3}}\) ⋅ 5 см3 = (0,6 ⋅ 5) (\(\frac{г}{см^{3}}\) ⋅ см3) = 3 г.

Мы получили физическую величину — массу m = 3 г.

2) Чтобы выполнить умножение двух однородных физических величин, необходимо выразить их в одних единицах, например в сантиметрах (см):

40 см ⋅ 0,25 м = 40 см ⋅ 25 см = 1000 см2 = 10 дм2.

Мы получили физическую величину — площадь S = 10 дм2.

Ответ: 1) в результате умножения двух физических величин разного рода (плотности и объема) получена третья физическая величина — масса m = 3 г;

2) в результате умножения двух однородных физических величин (длин) получена третья физическая величина — площадь S = 10 дм2.

Читать далее

ed-lib.ru

Решение задач по теме «Действия над физическими величинами»

План-конспект урока по теме «Действия над физическими величинами. Решение задач»

Дата:

Тема: «Действия над физическими величинами. Решение задач»

Цели:

Образовательная: формирование практических умений по выполнению действий над физическими величинами;

Развивающая: совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы), развивать познавательный интерес;

Воспитательная: прививать культуру умственного труда, аккуратность, учить видеть практическую пользу знаний, продолжить формирование коммуникативных умений, воспитывать внимательность, наблюдательность.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование и источники информации:

Исаченкова, Л. А. Физика : учеб. для 7 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Л. А. Исаченкова, Г. В. Пальчик, А. А. Сокольский ; под ред. А. А. Сокольского. Минск : Народная асвета, 2017;

мультимедийное оборудование.

Структура урока:

  1. Организационный момент (5 мин)

  2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

  3. Закрепление знаний(30 мин)

  4. Итоги урока (5 мин)

Содержание урока

  1. Организационный момент (проверка присутствующих в классе, озвучивание темы и основных целей урока )

  2. Актуализация опорных знаний

  1. Какие действия можно выполнять над физическими величинами?
    Какие величины называются однородными?

  2. Модно ли вычитать неоднородные физические величины? Складывать?

  3. Какие физические величины можно складывать? Приведите примеры.

  4. Можно ли делить и умножать разные физические величины?

  1. Закрепление знаний

Решите выражения и определите, значение какой физической величины получится в результате:

    1. 37 м — 7 м;

    2. 69 кг ÷ 23кг;

    3. 2с • 6 с• 4 с;

    4. 100 км ÷ 5 ;

    5. 7 г + 8г ;

    6. 15 м * 3м ;

    7. 3 ч – 53 с;

    8. 36 г + 2 кг;

    9. 3ч * 2 км/ч;

    10. 8 м /с : 4 м;

Далее решаем задачи из учебника упражнения 2

hello_html_m27bac00a.png

hello_html_58636f3.png

  1. Итоги урока

Выставление отметок.

Организация домашнего задания

§6(повторить)

Рефлексия.

А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Продолжите предложение:

  1. Сегодня я узнал …

  2. Лучше всего у меня получилось…

  3. Наибольшую трудность у меня вызвало…

infourok.ru

Физические величины и их измерение

Конспект по физике для 7 класса «Физические величины и их измерение»: единицы физических величин, кратные и дольные физические величины, действия над физическими величинами.

Конспекты по физике    Учебник физики    Тесты по физике


Физические величины и их измерение

Все физические тела обладают набором определенных свойств. Все физические явления протекают во времени. Задача физики — понять причины тех или иных физических явлений и описать их.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Для описания какого-либо свойства физического тела и явления служит физическая величина.

Одна и та же физическая величина используется для характеристики одного и того же свойства различных физических явлений и тел.

Например, мы можем говорить о длине шага, длине стола, длине доски. При этом значения вышеперечисленных длин будут разными.

Для того чтобы количественно описать физическую величину, необходимо знать её числовое значение и единицу физической величины. Говоря о том, что урок в школе длится 45 минут, мы описываем физическую величину время. Сочетание «45 минут» — это время, показывающее длительность урока, состоящее из числового значения 45 и единиц времени минут.

ЕДИНИЦЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ

Говоря о значении физической величины, мы всегда должны учитывать, в каких единицах она выражена. Для каждой физической величины существуют свои единицы. Например, единицами длины могут быть сантиметр, метр, километр. Что же в этом случае означает измерить физическую величину?

Измерение физической величины – это сравнение её с эталоном. Уже более двух веков все страны мира стремятся использовать одинаковые эталоны для измерения основных физических величин. Для этот и была создана Международная система единиц СИ (система интернациональная).

Единицы СИ
Единица длины Метр (1 м)
Единица времени Секунда (1 с)
Единица массы Килограмм (1 кг)

Если сравнивать длину какого-либо тела с эталоном метра, мы получим длину, выраженную в метрах.

КРАТНЫЕ И ДОЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Итак, эталоном длины служит метр. Но ведь существуют тела, обладающие совсем маленькими или очень большими размерами. Так, длина инфузории-туфельки, которая составляет примерно 0,0002 м, очень мала, а длина экватора Земли, составляющая 40 075 696 м, велика.

Эти величины часто неудобно выражать в метрах, поэтому для таких целей используют единицы, которые могут быть меньше метра в 10, 100 и т. д. раз (их называют дольными), или больше метра в 10, 100 и т. д. раз (их называют кратными).

Название приставки  Название единицы, кратной или дольной метру  Множитель
милли (м) миллиметр (мм) 0,001
санти (с) сантиметр (см) 0,01
деци (д) дециметр (дм) 0,1
кило (к) километр (км) 1000

Например, километр является кратной единицей для метра и равен 10(H) метрам. При этом в названии «километр» появилась приставка «кило», которая и определяет, насколько одна величина больше другой.

Для того чтобы величину, выраженную в метрах, перевести в сантиметры, необходимо её значение умножить на 100. В этом случае число 100 называют множителем.

В качестве примеров дольных единиц можно рассмотреть: единица в тысячу раз меньше метра называется миллиметр, в миллион раз меньше метра — микрометр или кратко — микрон, в миллиард раз меньше метра — нанометр.

ДЕЙСТВИЯ НАД ФИЗИЧЕСКИМИ ВЕЛИЧИНАМИ

Нельзя напрямую сравнивать две физические величины, выраженные в разных единицах.

Например, расстояние между школой и домом одного ученика равно 1 километру, а расстояние от школы до дома другого ученика — 1100 метров. Как понять, кто живёт дальше от школы?

Чтобы сравнение было правильным, нужно сначала выразить значения величин в одинаковых единицах:

1 км = 1000 м;
1000 м < 1100 м.

При этом всегда надо помнить, что нельзя сравнивать неоднородные величины, например такие, как масса и расстояние, или расстояние и время. Такое сравнение не имеет никакого смысла.

Старинные меры

С давних времен человеку приходилось проводить измерения. В русской системе мер, которая традиционно применялась на Руси, мерой длины, например, мог быть сам человек. Так, косая сажень — это расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Пядь или четверть — расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев руки.

В 1899 году наряду с русской системой мер к использованию была разрешена метрическая система.

Сегодня в России применяется Международная система единиц, а старинные меры сохранились лишь в пословицах и поговорках.


Вы смотрели конспект по физике для 7 класса «Физические величины и их измерение»: единицы физических величин, кратные и дольные физические величины, действия над физическими величинами.

Вернуться к Списку конспектов по физике (оглавление).

Пройти онлайн-тест «Наблюдения. Опыты. Физические величины»

xn--7-8sb3ae5aa.xn--p1ai

Физические величины. Давайте познакомимся.

Как известно, физика – наука о природе. Все явления,  которые объясняет этот предмет, описываются с  помощью физических формул, состоящих из физических величин и математических действий над  ними. Эти формулы универсальны и понятны физикам всех стран, независимо от государственного языка общения. Физические величины имеют индивидуальные буквенные обозначения (чаще всего это буквы латинского алфавита), состоят из числового значения и единиц измерения в СИ (международной системе измерения единиц). Физическую величину можно либо измерить прибором, либо рассчитать по формуле.

v

Например:

  • физическая величина масса обозначается m (М), в СИ измеряется в кг (килограммах) с помощью весов или рассчитывается по формуле:  m = ρ · V, где ρ – плотность тела, – объём тела,
  • физическая величина время обозначается t,  в СИ измеряется в c (секундах) с помощью часов,
  • физическая величина путь обозначается s, в СИ измеряется в м (метрах) с помощью линейки или рассчитывается по формуле  s = ϑ · t, где ϑ – скорость тела,  t – время движения, и т.д.

Надо помнить, что все физические величины делятся на скалярные и векторные.

lСкалярные величины – это величины, не имеющие направления. К скалярным величинам отнесём массу тела, объём тела, плотностьвысоту, пройдённый путь, температуру  тела, силу тока, давление  и т д.

Векторные величины   это величины, имеющие не только числовое значение (говорят: «модуль величины»), но и направление.  Про векторную величину всегда можно сказать, куда она направлена. К векторным величинам относим силу, ускорение, скорость, импульс тела, импульс силы.

При выполнении математических действий над физическими величинами, необходимо помнить некоторые правила.

  • Складывать или вычитать можно только одноимённые величины! И в ответе получаем ту же по наименованию величину!
    Например: 3 кг + 5 кг = 8 кг, 6 Н 2 Н = 4 Н.
  • Сокращать можно только одноименные величины. 
  • При умножении или делении величины на число, получается таже  величина
    Например: 8 м/с · 2 = 16 м/с., 4 А · 5 = 20 А и т.д.
  • При умножении одной физической величины на другую, получается новая физическая величина.
    Например:  4 кг · 2 м/с 2 = 8 кг м/с 2 = 8 Н, 10 B / 5 A = 2 Ом.

Если работаем с векторными величинами, то к правилам, написанным выше, добавим ещё следующие правила:

  • При сложении или вычитании векторных одноименных величин получаем векторную величину. Но помним, что выполняем геометрическое сложение векторов (по правилу треугольника или параллелограмма находим направление результирующего вектора, а по теореме косинусов (CC = AА + BВ 2ABсоs a) находим длину результирующего вектора).
  • При умножении векторной величины на число, получаем векторную величину.
  • Если векторную величину умножаем на положительное число, то направление вектора не меняется, если умножаем на отрицательное число, то направление вектора меняется на противоположное.

Запомнив эти несложные правила, можно задачи по физике решать с лёгкостью. Удачи!

Остались вопросы? Не знаете, что такое физические величины?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Решение задач по теме Действия над физическими величинами


План-конспект урока по теме «Действия над физическими величинами. Решение задач»
Дата:
Тема: «Действия над физическими величинами. Решение задач»
Цели:
Образовательная: формирование практических умений по выполнению действий над физическими величинами;
Развивающая: совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы), развивать познавательный интерес;Воспитательная: прививать культуру умственного труда, аккуратность, учить видеть практическую пользу знаний, продолжить формирование коммуникативных умений, воспитывать внимательность, наблюдательность.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование и источники информации:
Исаченкова, Л. А. Физика : учеб. для 7 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Л. А. Исаченкова, Г. В. Пальчик, А. А. Сокольский ; под ред. А. А. Сокольского. Минск : Народная асвета, 2017;
мультимедийное оборудование.
Структура урока:
Организационный момент (5 мин)
Актуализация опорных знаний (5 мин)
Закрепление знаний(30 мин)
Итоги урока (5 мин)
Содержание урока
Организационный момент (проверка присутствующих в классе, озвучивание темы и основных целей урока )Актуализация опорных знаний

Какие действия можно выполнять над физическими величинами?Какие величины называются однородными?
Модно ли вычитать неоднородные физические величины? Складывать?
Какие физические величины можно складывать? Приведите примеры.
Можно ли делить и умножать разные физические величины?
Закрепление знаний
Решите выражения и определите, значение какой физической величины получится в результате:
37 м — 7 м;
69 кг ÷ 23кг;
2с • 6 с• 4 с;
100 км ÷ 5 ;7 г + 8г ;15 м * 3м ;3 ч – 53 с;
36 г + 2 кг;
3ч * 2 км/ч;
8 м /с : 4 м;
Далее решаем задачи из учебника упражнения 2

Итоги урока
Выставление отметок.
Организация домашнего задания
§6(повторить)
Рефлексия.
А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Продолжите предложение:
Сегодня я узнал …
Лучше всего у меня получилось…
Наибольшую трудность у меня вызвало…

Приложенные файлы

univerfiles.com

Опорный конспект «Физические величины» на сайте УЧИТЕЛЬ.ПРО

Физические величины

Физическая величина – количественная характеристика тела или явления. Каждая физическая величина имеет название, обозначение и несколько единиц для её измерения: основную и другие.

Измерить значение физической величины – значит сравнить изучаемое свойство с мерой, то есть образцом для сравнения. Меры могут существовать как самостоятельно, так и являться неотъемлемой частью измерительных приборов.

Результат измерения любой физической величины всегда имеет некоторую погрешность. Она обусловлена прежде всего неточностью использованной меры или прибора. Погрешность также может быть связана с неточностью снятия показаний прибора, непостоянством самой измеряемой величины и другими причинами.

физические величины

Деление шкалы измерительного прибора – промежуток между двумя ближайшими штрихами на шкале этого прибора.  Цена деления шкалы прибора – физическая величина, показывающая значение величины, отмеряемое одним делением шкалы этого прибора.

При правильном проведении измерений с помощью шкального измерительного прибора наибольшую погрешность результата измерения физической величины принимают равной цене одного деления шкалы этого прибора.

В отличие от измеренного значения, истинное значение любой физической величины всегда является неизвестным. Цель любого измерения – не только назвать измеренное значение, но и указать границы интервала, в котором заключено истинное значение.

Формула – выражение связи между физическими величинами. Для записи формул используют обозначения физических величин.

Значения физических величин можно выражать в различных единицах.  Для образования больших и меньших единиц, как правило, служат десятичные приставки. Но есть и исключения: единицы времени и углов.

измерительные приборы

Для вычислений по формулам значения физических величин следует предварительно выразить в таких единицах, которые согласуются друг с другом. Прежде всего десятичные приставки заменяют на соответствующие им числовые значения и наоборот.

Для уменьшения погрешности результата измерения физической величины проводят многократные измерения. В таком случае применяют метод подсчёта среднего значения, метод построения графика и другие методы.

 


Физические величины


Конспект по теме «Физические величины». Следующая тема: Строение вещества.

Пройти тест по теме «Физические величины» (14 вопросов)

uchitel.pro

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о