Диалог как записывать – Оформление прямой речи и диалогов

Как писать диалоги — Блог сценариста — LiveJournal

Один из читателей моего блога задал следующий вопрос.

Вопрос: Есть ли правила для написания диалогов? А то, как начну писать, перечитывая, ужасаюсь. Дальше 5-й страницы не иду, диалог портит всё картину, идею и чувства. Множественные попытки поменять стиль, заводят еще в больший тупик. Посоветуйте что-нибудь, как быть в данной ситуации?
Заранее спасибо.

Ответ: Отвечу коротко, т.к. к сожалению, нет свободного времени писать подробную статью. (Прошу прощения у тех читателей, кому ещё не ответил по логлайнам. Обязательно отвечу, но чуть позже).

Существует, на мой взгляд, одно основное правило: читая диалог, редактор не должен заснуть.

Чтобы читатель или редактор не скучал и не перескакивал глазами со сцены на сцену, сценарист должен быть уверен, что диалог в его сценарии не заполняет пробелы между действием, а осуществляет следующие функции:

— Передаёт важную информацию;
— Продвигает действие вперёд;
— Помогает раскрыть характеры персонажей, отображает из желания, нужды и цели;
— Помогает прояснить мотивацию персонажей, а также их прошлое;
— Помогает создать стиль и атмосферу фильма.

Перед тем как написать ту или иную сцену, сначала подумайте, что в ней происходит, в чём её смысл? Где она происходит? В какое время суток? Какие персонажи в ней участвуют? Чего они хотят? В чём заключается их мотивация? Какие действия они совершают? Как диалог отражает характеры персонажей?

Разбейте условно сцену на три акта — начало, середину, конец. Что происходит в каждом «акте»? Как, по-вашему, должна начинаться сцена и чем заканчиваться? Как меняются желания и цели героев? К чему должны привести их действия? На чём вы хотите сделать ударение? Как финал будет связан со следующей сценой? Как передать происходящее визуально, при минимальном диалоге?

Если сценарист может ответить на эти вопросы, а также хорошо знает своих персонажей, то обычно их реплики вытекают спонтанно, естественным образом из происходящего действия, которое подчинено целям героев. Иными словами, если герой знает, что он в данной сцене делает, то ему обычно есть что сказать.

Однако, если что-то не получается, особенно во время написания первого варианта сценария, не стоит задерживаться на диалогах. Пишите как есть, не останавливайтесь. Даже если реплики и разговоры героев получаются неидеальными, корявыми, скучными. На данном этапе важно изложить происходящее «на бумаге», выплеснуть всё, что накипело. Переписывать будете потом, на стадии редактирования диалогов. Вот тогда уже нужно будет заняться ими серьёзно, воспользовавшись следующими правилами:

1 Сводите диалог к минимуму. Меньше слов, больше действия. (Помните: пьеса держится на диалоге, сценарий — на действии). Подумайте, как персонажи могут сказать всё то же самое, но гораздо лаконичнее, без потери смысла? А ещё лучше — совсем без слов, только действием.

2 Отображайте в диалоге конфликт персонажей. Два персонажа в одной сцене не должны соглашаться. (Конечно, есть и исключения).

3 Убирайте лишнее, оставляйте суть. Вычёркивайте повторы, имена, приветствия, прощания, междометия, речевые штампы, а также фразы, не несущие смысловой нагрузки.

4 У каждого персонажа должен быть свой голос, своя манера разговаривать. В идеале, если закрыть в сценарии имена героев, оставив только диалоги, должно быть ясно кому принадлежит та или иная фраза.

5 Старайтесь во время диалога занять героев действием, относящимся к происходящему. Российские сериалы, где герои обсуждают проблемы, распивая водку на кухне или в ресторане, набили оскомину. Ищите более оригинальную выпивку обстановку.

6 Переписывая диалог, подумайте, как его можно записать более неординарно, добавив скрытый смысл или подтекст? Если персонаж говорит всё что думает, прямолинейно, в лоб, перепишите его слова иносказательно, с подтекстом.

Сразу вспоминаются анекдоты, где подтекст легко считывается:

а) Однажды Тимур, желая уколоть Ходжу Ходжу Насреддина, сказал: «Недалеко ты ушел от осла». На что Ходжа немедленно ответил: «Между нами всего два шага».

На что намекает каждый персонаж, что он имеет в виду, что не досказывает?

Фразой «Недалеко ты ушел от осла» Тимур имеет в виду, что Ходжа — почти осёл (это смысл фразы, «прямая речь»). Своим ответом с подтекстом «Между нами всего два шага» Ходжа сообщает собеседнику, что тот сам осёл.

Если написать прямолинейно, то диалог выглядел бы так:

Тимур: Ходжа, ты похож на осла.
Ходжа: От осла слышу/Сам осёл.

Диалог слишком плосок, в нём нет глубины или скрытого смысла. Персонажи говорят прямолинейно, в лоб, всё, что думают. Но если взять эту прямолинейность как суть и сказать всё то же самое, но другими словами, с подтекстом, чуть прикрыв смысл, получается более интересный диалог:

Тимур: Недалеко ты ушел от осла.
Ходжа: Между нами всего два шага.

б) Из воспоминаний актёра Николая Рыкунина об одном из лучших советских конферансье Алексее Алексееве:

Однажды Алексеев вышел на сцену Центрального клуба НКВД и сказал: «Здравствуйте, дорогие товарищи!» Какой-то генерал крикнул ему из зала: «Гусь свинье не товарищ!»
Алексеев тут же ответил: «Ну тогда я улетаю». И, размахивая руками, покинул сцену.

Каков смысл реплики генерала? «Вы свинья».
В чём суть ответа Алексеева? «Нет, свинья это как раз вы».

Рассмотрю чуть подробнее:

Реплика с подтекстом, намёком, скрытым смыслом (то, что генерал произносит вслух) — «Гусь свинье не товарищ!» Её смысл, прямолинейная фраза (то, что персонаж имеет в виду) — «Конферансье, вы свинья».

Ответ Алексеева «Ну тогда я улетаю» — фраза с подтекстом, сообщением, которое нужно читать между строк. Её смысл (открытый текст, буквальное значение слов и действия) — «Нет, генерал, свинья это вы».

Зная суть, буквальный смысл того, что имеют в виду персонажи, не так уж сложно передать это другими словами, вложив в диалог персонажей подтекст. Сначала спросите себя, что думает ваш персонаж, что он имеет в виду, каков смысл его слов, затем запишите его ответ, скрыв прямой текст.

Обычно политики говорят иносказательно, возможно, потому что подсознательно привыкли скрывать свои мысли. Например, сообщают не просто «Мы будем убивать террористов там, где бы они ни находились», а лаконично, с подтекстом «Замочим в сортире». Не просто «Пошлём на Кубу ракеты с атомным зарядом, затем нацелим их на Америку и там, кто знает, может и долбанём», а снова со скрытым смыслом — «Покажем кузькину мать». Ну, и «Крёстного отца» можно вспомнить, с его знаменитой цитатой: «Мы сделаем им предложение, от которого они не смогут отказаться».

7 Читайте диалоги вслух. Избавляйтесь от сложно произносимых диалогов.

Желательно записывать в своём блокноте интересные словечки, реплики, диалоги, которые вы слышите от окружающих. Возможно, впоследствии некоторые из них вставите в сценарий. Также рекомендуется читать сценарии, смотреть фильмы с хорошо прописанными диалогами. (Мне до сих пор нравится не только музыка, но и диалоги в мюзикле Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания!» Правда, не знаю, кого за них благодарить: Памелу Трэверс или замечательного сценариста Владимира Валуцкого).

Иногда в качестве тренировки помогает копирование манеры речи того или иного знаменитого персонажа. Сценарист придумывает условную ситуацию, например, разговор героя с водопроводчиком или знакомство с девушкой, а затем записывает его в нескольких вариантах — от лица Дона Вито Корлеоне, Пьера Безухова, Колобка и тд.

Читайте больше сценариев, анализируйте анекдоты, реплики и действия персонажей в любимых фильмах, смотрите, как они строятся, обращайте внимание на манеру речи друзей, знакомых или случайных прохожих, пишите чаще, тогда рано или поздно начнёте сами писать яркие, запоминающиеся и что немаловажно — осмысленные диалоги.

Удачи и творческих успехов!

http://new_storyteller.livejournal.com

PS Поздравляю читателей своего блога с наступающим Новым годом и Рождеством! Счастья, здоровья, любви, гениальных идей, осуществления надежд, реализации планов, денег побольше, а также всего, что сами себе желаете.

new-storyteller.livejournal.com

8 советов о том, как научиться писать диалоги

Практически каждый начинающий писатель сталкивается с тем, что его диалоги получаются слишком неестественными или не информативными: много слов и мало смысла, а сам персонаж говорит так, как никто в жизни не говорит. Читатель любит хорошие диалоги, наслаждается ими. Некоторые даже пропускают абзацы и страницы, чтобы быстрее добраться до разговоров между персонажами.

Вот десять рекомендаций по написанию хороших диалогов.

1

Прислушайтесь к самому себе

Сложно писать диалоги, пока четко не уясните, как выглядит разговорная речь. Прислушайтесь к тому, как меняется тональность и словарь, когда вы говорите на разные темы, как кардинально меняются и смешиваются эмоции.

  • Как именно вы начинаете разговор?
  • Как структурируете предложения?
  • Как эмоции влияют на то, как вы структурируете предложения?
  • Какие эмоции меняют вашу речь кардинально?
  • Какие слова вы чаще всего используете?
  • Вы говорите согласно правилам или нарушаете правила?
  • Используете ли вы сленг?
  • Меняется ли он в зависимости от ситуации?

2

Прислушайтесь к другим

Персонажи должны говорить по-разному и это первое правило любого романа или сценария (разве что это не задумано нарочно, как в «1984»).

Отмечайте разговорные шаблоны других людей, замечайте оригинальные моменты. Подойдут не только ваши знакомые, но и персонажи из кино. Отличным заданием будет взять двух примерно одинаково разговаривающих людей и выяснить ключевую разницу между ними. Чем они руководствуются? Вполне возможно, что за одинаковым внешним проявлением стоит совершенно разная глубинная составляющая.

3

Прочтите хороший разговорный сценарий

Точнее так: читайте много разговорных сценариев. Роман тоже может подойти, но вы потратите лишнее время на описание пейзажей и прочих моментов, которые вам сейчас не нужны.

Если у вас есть время, попытайтесь читать по два сценария в сутки на протяжении двух недель. Вы увидите, что к концу второй недели начинаете различать персонажей психологически и интуитивно ощущаете, что они чувствуют. Возьмите все сценарии Квентина Тарантино и устройте длительный забег. В это время желательно не читать ничего другого, вы должны быть целиком и полностью поглощены диалогами.

4

В любом диалоге должен быть конфликт

В жизни мы можем сутками обходиться без конфликтов в разговоре, в литературе и кино они быть обязаны. При этом диалог всегда должен преследовать две цели:

  • Решать проблемы конкретного диалога
  • Решать проблемы всего сюжета

Даже если вы описываете семейный ужин идеальной семьи, что-то должно случиться. Каждый персонаж за столом должен иметь свою личную цель, которая так или иначе противоречит целям других персонажей. Только помните о том, что конфликт не должен быть высосан из пальца. Возможно к нему приведет цепочка событий, после каждого из которых персонаж будет заводиться все больше и больше.

5

Диалог должен иметь цель

Даже если вы хотите поссорить персонажей, сам диалог и его обстановка должны гармонично вплетаться в сюжет и мир рассказа.

При этом диалог должен соответствовать нескольким критериям сразу:

  • Ведет историю вперед. Разговоры в реальной жизни —  зачастую просто болтовня без особого смысла, в истории же такого быть не может. Если диалог не движет историю вперед, он должен быть удален.
  • Характеризует персонажей. Каждый персонаж в диалоге и конфликте обязан раскрываться по-своему.
  • Обеспечивает информацией. Разговор персонажей помогает раскрывать предысторию мира, рассказывает о детстве главного героя и так далее. Это называется экспозицией.

6

Ведите диалоги в своей голове, когда пишете

Крайне важно перейти на «формат диалога» в своей голове и думать только таким образом. Вы наверняка заметили, что описание и диалог — два совершенно разных искусства. Поэтому настройте себя именно на разговорную речь. Читайте вслух то, что пишете.

7

Когда напишете, прочтите это вслух

Диалог, написанный на бумаге, может звучать фальшиво, если его произносить вслух. Вы можете возразить: какая разница, как он звучит в реальной жизни, если я пишу роман, который будут читать? Дело в том, что вы как автор лишены острого чувства критики, когда пишете. И диалог на бумаге может лишь казаться гармоничным.

8

Если что-то звучит неестественно, исправьте это

Это одно из самых главных правил редактуры диалогов. Бывает, что вы прочли диалог вслух и кажется, что все более-менее нормально, но вас не покидает странное чувство фальши. Не нужно приглушать его, перечитайте еще раз и подметьте, какая часть вас смущает. Возможно придется удалить отдельные слова, а может быть целые части диалога. Не убеждайте себя в том, что нормально — это хорошо.

Желаем вам удачи!

4brain.ru

Урок по теме «Диалог». 5-й класс

Цель: познакомить учащихся с таким языковым явлением, как диалог; научить грамотно оформлять разговор нескольких лиц в письменной речи.

Задачи:

  • образовательные: ввести понятия “диалог”, “реплика”; показать различия между диалогом и прямой речью; познакомить со знаками препинания при диалоге;
  • воспитательные: воспитывать любовь к родному языку средствами детской художественной литературы;
  • развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся; способствовать развитию навыков грамотного письма; развивать способность к самоанализу.

Оборудование:

  • для учителя: проектор, экран, презентация;
  • для учащихся: раздаточный материал, учебник, рабочие тетради, справочники.

Педагогические технологии: групповая технология, информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения.

Подготовка к уроку: Учащиеся заранее знакомятся с рассказом В.Ю. Драгунского “Он живой и светится…”

Ход урока

I. Организационный  момент.

II. Актуализация знаний.

– Вы прочитали рассказ В. Драгунского “Он живой и светится…”. Поделитесь своими впечатлениями.
– Главные герои рассказа – Дениска и Мишка – мальчишки чуть младше вас, очень веселые и общительные. Посмотрите, один из разговоров друзей я записала на доске. (Приложение. Слайд 1)

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Сказал Мишка. Где достал? Дашь мне его домой? Нет, домой не дам. Подарок.

– Удобно ли читать такой разговор? Почему?

III.

– Как быть?
– Попробуем оформить разговор ребят, пользуясь правилами расстановки знаков препинания при прямой речи. Как записывается прямая речь?

(Учащиеся в группах расставляют знаки препинания в текстах, напечатанных на карточках.)

– Прочитайте, что у нас получилось. (Слайд 2)

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал: “Здорово!” И я сказал: “Здорово!” Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. “Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь мне его домой?” “Нет, домой не дам. Подарок…”

– Легко ли воспринимать беседу? Почему?
– Что делать?
– На помощь нам материал, который я для вас приготовила. Ваша задача – прочитать статьи на листах, обсудить прочитанное в группах и ответить на следующие вопросы:
– Как называется разговор двух или нескольких лиц?

– Что такое реплика?
– Как правильно записывается диалог? (Слайд 3)

Выступление представителей групп.

– Итак, давайте оформим диалог ребят, начиная каждую новую фразу с новой строки и ставя перед ней тире. (Учащиеся комментируют свои действия). (Слайд 4)

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:
– Здорово!
И я сказал:
– Здорово!
Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.
– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь мне его домой?
– Нет, домой не дам. Подарок.

– Прочитайте про себя. А теперь слова Дениски вслух прочтет … , а слова Мишки … .
– Удобно ли читать? Понятно ли, кому принадлежат те или иные слова?
– Итак, к какому выводу мы пришли?

Самый удобный способ оформления беседы – это диалог. Именно о диалоге мы сегодня и поговорим.

IV. Открытие детьми новых знаний. Работа в справочниках.

– Откройте справочники. Запишем новую тему.

Диалог – (от греч. dialogos – два слова) разговор двух или нескольких лиц.

Реплика – речь каждого лица.

– Р.
– Р, – а.
А:
– Р.

V. Физкультминутка.

– Как живешь?
– Вот так! (Вверх большой палец.)
– Как идешь?
– Вот так! (Маршируют.)
– Как бежишь?
– Вот так! (Бег на месте.)
– Ночью спишь?
– Вот так! (Ладошки под щеку.)
– Как даешь?
– Вот так! (Руки вперед.)
– Как берешь?
– Вот так! (Руки к себе.)
– Как плывешь?
– Вот так! (“Плывут”.)
– Как шалишь?
– Вот так! (Пальцами сдувают щеки.)
– Как грозишь?
– Вот так! (Грозят пальцем.)

VI. Первичное закрепление.

– Надеюсь, что грозить друг другу нам с вами не придется. А что мы с вами сейчас произнесли?
– Что такое диалог?

Задание 1.

– Попробуем составить диалоги, пользуясь готовыми репликами героев рассказа. Каждой группе я предлагаю разные наборы реплик. Ваша задача – прочитать их, расположить в удачной, с вашей точки зрения, последовательности и подготовить выразительное чтение диалогов.

Группа 1.

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.
– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!
– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?
– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.

Группа 2.

А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мам спросила:
– Ну, как твой самосвал?
А я сказал:
– Я, мама, променял его.
Мама сказала:
– Интересно! А на что?

– На светлячка! – ответил я.

Группа 3.

Тут Мишка говорит:
– Не дашь самосвал?
Я говорю:
– Отвяжись, Мишка.
Тогда Мишка говорит:
– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса.
Я говорю:
– Сравнил Барбадос с самосвалом.

Группа 4.

А Мишка:
– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?
Я говорю:
– Он у тебя лопнутый.
А Мишка:
– Ты его заклеишь!
Я даже рассердился:
– А плавать где? В ванной? По вторникам?

Группа 5.

Потом мама зажгла свет.
– Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
– А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

Выступление представителей групп.

– Так о чем же нужно помнить, составляя диалог?

Реплики должны быть связаны между собой по смыслу, последовательность их должна быть продумана.

– Как записывается диалог?

Задание 2.

– Ребята, посмотрите, как мой сын, ученик третьего класса, большой любитель рассказов Драгунского, записал разговор Дениски и Мишки. Прочитайте. (Слайд 5)

– Что это, Мишка? – сказал я шепотом.
– Это светлячок, – сказал Мишка, – Что, хорош? Он живой, не думай.
– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь?
– Конечно! – сказал Мишка.– Ура!

– Что вы заметили? Удалось ли Андрею передать чувства говорящих? Почему? (Слайд 6)
– Попробуйте исправить эту запись. Для этого вам понадобятся слова (слайд 7): спр…сил, …тветил, прог…в…рил, поинт…р…совался, уд…вился, п…думал, прош…птал, закр…чал, о…радовался.
Прочитайте их. Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь.
– Проверьте, верно ли вы выполнили задание.
– А теперь выберите из предложенных глаголов наиболее подходящие для разговора Мишки и Дениски, запишите их в специально пропущенные строки.
– Прочитайте получившиеся диалоги.
– Итак, о чем нужно помнить, составляя диалог?

Слова автора помогают нам понять чувства говорящего, а значит, нужно быть очень внимательным к слову.

Задание 3.

– Интересно, а какой бы разговор получился у Дениски, если бы Мишка остался дома, а во двор вышла Аленка?
– Составьте в группе один небольшой диалог (4–5 реплик). Обсудите и запишите его в тетрадь.
– Какие правила записи диалога нужно помнить?

Выступление представителей групп.

– Что такое диалог?
– Что мы называем репликой?
– Как записываются реплики нового лица?

VII> Самоконтроль. Рефлексия.

– А теперь посмотрите на карточки, лежащие перед вами. Подчеркните те суждения, с которыми вы согласны.

1. Сегодня на уроке я

а) узнал много нового;
б) повторил уже известное мне;
в) ничего не узнал.

2. Сегодня на уроке

а) мне все было понятно;
б) у меня возникли некоторые вопросы, ответов на которые я не получил;
в) я ничего не понял.

3. Сегодня на уроке я

а) очень хорошо работал;
б) старался, но не все получалось;
в) мне было очень трудно.

4. Знания, полученные сегодня,

а) мне очень нужны;
б) может быть, когда-нибудь и пригодятся;
в) вряд ли мне понадобятся.

VIII. Домашнее задание. (Слайд 8)

– Выучите записи в справочнике. Придумайте и запишите диалог Дениски с его необычным другом – светлячком. Помните правила оформления диалога.

urok.1sept.ru

Урок русского языка в 1-м классе по теме «Диалог»

Тип урока: открытия новых знаний.

Цели деятельности педагога: создать условия для развития познавательной деятельности, работы в паре, речевых умений правильно подбирать слова и употреблять их в речи, строить словосочетания и предложения, текст, умение оформлять предложение на письме.

Предметные: учащиеся научатся отличать диалог от других типов речи; выполнять творческие задания.

Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки; чувство сопереживания.

Оборудование к уроку: учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык для 1 класса четырёхлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2018; рабочая тетрадь Канакина В.П. Русский язык. М.: Просвещение, 2018; проектор, экран, компьютер, презентация «Что такое ДИАЛОГ?», книга А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

1 слайд
— Сегодня мы снова отправляемся в увлекательное путешествие в мир русского языка с его законами и правилами. Я желаю вам на уроке справиться со всеми учебными задачами. Пожелаем друг другу успеха (учащиеся «дарят» друг другу улыбку).

Личностные:
положительное отношение к урокам русского языка

2.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)

2 слайд: портрет А.С.Пушкина
— Ребята, кто узнал, чей это портрет?
— Какие сказки вы знаете, написанные А.С.Пушкиным?
— Все сказки А.С.Пушкина чудесные и увлекательные.
3 слайд
— Прочитайте предложение:
Чудесные сказки написал А.С.Пушкин.
Докажите, что это предложение (слова связаны между собой по смыслу).
— Какие орфограммы есть в словах? (чудесные, написал, сказки).

4 слайд
Запишите предложение.
5 слайд: иллюстрация к сказке А.С.Пушкина
— Как называется эта сказка? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
— Давайте послушаем отрывок из этой сказки.
(прослушивание отрывка из «Сказки о мёртвой царевне…»).
— Какой вид речи вы прослушали? (устная речь, разговор царицы и зеркальца).

Познавательные:
определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного
Личностные:
Самоопределение и смыслообразование

3.Постановка учебной задачи

6 слайд.
А сейчас 2 ученика нашего класса прочитают стихотворение.
— Молодцы, ребята, спасибо.
— Кто знает, как называется разговор между людьми? (диалог).
На экране появляется текст диалога.
— Что необычного заметили в записи этого текста? (перед каждой репликой ставится тире.)
— Как вы думаете, почему этот текст записан в такой форме? (чтобы понять кто задаёт вопросы, а кто отвечает).
— Предположите, c какими текстами мы будем сегодня работать на уроке? (тексты-диалоги).
Работа по учебнику с.14.
— Прочитайте тему нашего урока. (Диалог)
— Вам знакомо это слово?
— На какой вопрос мы с вами сегодня должны ответить? Прочитайте. (Что такое диалог?)
— Какая учебная задача будет у нас?
Узнать «Что такое диалог?»
— Давайте составим план работы.

Регулятивные:
определять цель учебной деятельности самостоятельно
Познавательные (общеучебные):
умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов.

4.Открытие нового знания

Работа по учебнику. С.14, упр.7.
— Как называется сказка, отрывок из которой вы прочитали? («Телефон»)
-Кто автор сказки? (К.И.Чуковский)
— Прочитанный вами текст – это что такое? (диалог). — Кто участвует в диалоге? (2 участника).
Работа в паре.- Прочитайте текст по ролям с товарищем по парте.
7 слайд
— Что такое диалог?
— Прочитайте сведения о языке.
— Прочитайте последнее задание в этом упражнении. (Запиши первые два предложения.)
8 слайд.
физминутка.
— Поставить себе следующую учебную задачу.
Научиться записывать диалог.
— Прочитайте на с.15,  на что надо обратить внимание при записи диалога..
9 слайд
— Как пишутся в диалоге слова каждого участника? (с заглавной буквы).
— Что ставится перед ними? (тире)
— Выполните задание упражнения.
Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. Ученики выполняют задание под руководством учителя.

Познавательные:
ориентироваться в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста.
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках.

5.Первичное закрепление

Работа в тетради на печатной основе. С.9, упр. 1.
Дифференциация работы по форме учебных действий: проговаривание выполненных операций вслух.

Коммуникативные:
высказывать свое мнение при обсуждении задания.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.
Самоанализ и самоконтроль

Упражнение 8. С.15 учебника.
Цель упражнения – научить распознавать в тексте диалог и записывать его, читать диалог по ролям.
Дифференциация заданий по объёму учебного материала.
Самопроверка по образцу в учебнике. Самооценка.

Регулятивные:
адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки: самоконтроль процесса и результатов деятельности.

7.Включение знаний в систему

10 слайд.
Творческое задание в парах по выбору.
— Рассмотрите и выберите любую картинку.
— Как вы думаете, какую учебную задачу будем решать сейчас?
Учиться составлять диалог.
Составьте по картинке диалог. Разыграйте с товарищем по парте эту сценку по ролям или озвучьте картинку.

Познавательные:
применять базовые знания для решения конкретной проблемы
Коммуникативные:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

8.Оценка (рефлексия)

11 слайд.
Сегодня на уроке Я:

  • Узнал…
  • Научился…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Где могу применить полученные знания?

Регулятивные:
отслеживать цель учебной деятельности.

urok.1sept.ru

Как писать хорошие диалоги | КНИГА КАК ПРОЕКТ

Ох, уж эти диалоги! Еще не встречался ни один начинающий автор, который был бы доволен написанными диалогами. Тут слишком сжато, там слишком пространно, все герои говорят одинаково, а некоторые и вовсе фальшивят — список придирок бесконечен. Точнее, может быть бесконечным, если только не взяться за диалоги как следует. В этом искусстве важна практика: если в течение месяца ежедневно оттачивать мастерство с помощью следующих упражнений, проблема решится сама собой:

1. Записывайте то, что вы говорите в течение дня. Изучите свои записи. Вам не нужно протоколировать каждое слово. Задача — убедиться, что вы говорите не совсем то, что вы думаете. Многие люди говорят урывками. Обратите внимание, что вы редко используете полные предложения.

2. Найдите людное место, например, ресторан, бар или торговый центр. Запишите те обрывки разговоров, которые вы услышите. Не старайтесь записать разговор целиком. Вам нужен только краткий фрагмент. Что с ним делать? Смотрите ниже.

3. Проверьте услышанное на предмет краткости. Придумайте вопрос, который заставит знакомых хотя бы ненадолго задуматься. Задайте его разным людям. Запишите их ответы и сравните между собой.

4. Запишите несколько ТВ-программ. Можете выбрать: ситкомы, новости, драму, ток-шоу, спортивное мероприятие и т. д. Сделайте запись беседы, обозначая говорящих по именам. Если вы не знаете имен, придумайте свои обозначения, например, спикер или рыжеволосая женщина. А еще лучше запишите беседу из двух шоу аналогичного жанра. Возьмите ту программу, которая вам нравится, и ту, которая не очень нравится. Сравните записи.

5. Перепишите одну из бесед в косвенной речи. Старайтесь передать смысл сказанного максимально точно. Потом оцените написанное: насколько логично и естественно выглядит проза. Перепишите то, что получилось, отсекая лишнее и меняя неудачные фразы.

6. Опишите разговор между двумя лжецами. Придайте всему, что они говорят, двойственный или даже тройственный смысл. Не давайте понять, что герои лгут, через описание. Дайте читателю возможность сделать выводы самостоятельно.

7. Напишите диалог, в котором у каждого героя есть возможность употребить не более трех слов в одном высказывании. И снова избегайте описаний, в которых можно объяснить действия, желания и чувства героев. Используйте повествование только для продвижения сюжета, но не для пояснений того, что сказано в диалоге.

Упражнения взяты с сайта http://www.poewar.com.

mi-pishem.ru

Конспект урока по русскому языку «Диалог»

Тема: «Диалог»

Цель: познакомить учащихся с понятием «диалог», учить оформлять диалог на письме, отличать диалог от других типов текста; создать условия для развития познавательной деятельности, общения в паре, речевых умений правильно подбирать слова, употреблять их в речи; воспитывать уважительное доброжелательное отношение друг к другу.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

2.Целепологание

1. Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик. Фильм — «Подарок»

-Мы посмотрели и прослушали небольшой разговор.

-Сколько лиц участвовало в разговоре?

(Двое: Лунтик и Кузя)

— Какова была тема этого разговора?

(Подарок для близкого человека)

Основные понятия сегодняшнего урока:

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

  1. Работа по теме:

— Давайте вспомним веселые стихи К.И. Чуковского из сказки «Телефон»

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

— Для сына моего.

— А много ли прислать?

— Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!

— Что вы прослушали?

-сказку

— Сколько действующих лиц в этом разговоре?

— Двое (Айболит и Слон)

— Как называется разговор между двумя или несколькими лицами?

— Диалог!

Что такое диалог?

— Разговор двух или нескольких лиц.

4. Работа по учебнику.

— Хорошо, а теперь давайте откроем учебник и посмотрим правильно ли мы сформулировали правило.

Диалог это – ( разговор.)

Кто его вел? (участник разговора – лицо)

Что делают его участники? (задают вопросы, отвечают на них)

Диалог – разговор двух или нескольких лиц, когда один спрашивает, а другой отвечает.

Вывод наш мы принимаем и с учебником сверяем!

( чтение правила по учебнику)

Упражнение 7. Стр.14

-Прочитайте текст

-Как называется сказка отрывок из которой вы сейчас прочитали?

Назовите автора этой сказки.

Назовите действующих лиц в этом диалоге.

Прочитайте диалог по ролям.

Посмотрите еще раз на текст сказки. Что вы заметили в записи этого текста?

5. Работа в тетради

— Откройте тетради. Запишите число. Минутка каллиграфии.

Упражнение 7 стр.14

Чтоб диалог нам записать,

Нужно правил много знать.

Посмотрите на него,

Как его мы выделяли,

Реплики определяли.

(Слова каждого лица пишутся с новой строки, перед ними ставится тире)

Сначала черточку мы ставим,

С заглавной буквы начинаем.

— Запишите 2 предложения в тетрадь.

Что нужно вспомнить, для того чтобы не допустить ошибок в написании.

Какие правила оформления диалоговой речи вы использовали?

Следующее упражнение. Составьте диалог по рисунку .

6. Физминутка

— Покажи-ка Оля мне

Как звезды тянутся к Луне?

— Покажи мне Коля,

Как шуршат травинки в поле?

— А как шагает отважный солдат?

— Как прыгает зайчик, когда он рад?

— Как головой завертела сова?

Раз-два, раз-два.

Как наклонился пить воду жираф?

Как спину выпрямил важный граф?

Как потянулся усталый сосед?

И быстренько выключил в комнате свет?

Как птица летела из дальних стран?

Как застучали у нас в барабан?

Как мельница мелет зерно?

В мире движений полно!

Мы часть показали – не всё мы успели!

Но мы отдохнули – работать присели!

7. Закрепление изученного материала.

Ребята, давайте еще раз повторим, что такое диалог?

Прочитайте на стр.15 на что нужно обратить внимание.

— Как вы думаете, а чтобы вести диалог, нужно соблюдать правила? Какие?

— А зачем соблюдать правила?

— А пригодятся ли нам эти правила в жизни? А где конкретно? (по телефону, в магазине, при общении с другом и учителем в школе – везде, где идет взаимодействие людей!!!)

1.Развитие речи. Ролевая игра. Составление устных диалогов.

Что б запомнился урок

Дам заданье для вас впрок

На картинку посмотрите, 
Диалог мне сочините.

(работа в парах)

Кто готов пересказать и с друзьями разыграть?

Рассуждение о необходимости использования в диалоге «слов вежливости».

( Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, вспомни слова пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. По окончании разговора не забудь попрощаться.)

— Теперь, когда вы вооружены правилами, возьмите по сюжетной картинке и составьте маленький диалог в паре.

2.Решение речевых задач в игровой форме.

Ученики выбирают карточки, на которых с обратной стороны написаны проблемные речевые ситуации.

1.Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.

2.Вы — покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит буханка хлеба.

3.Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.

4.Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?

Учащиеся обыгрывают эти ситуации, показав самое главное — как вежливо вести диалог.

9. Рефлексия, подведение итогов.

Мы все отлично поработали. Я очень рада, что у меня такие замечательные ученики. Подведем итог, вы продолжите фразы:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно..

Теперь я умею…

Урок пригодится мне в жизни…

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *