Диалог примеры в русском языке – Презентация к уроку по русскому языку на тему «Диалог. Знаки препинания в диалогах» (5 класс).

Содержание

Диалог и монолог. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

На уроке мы рассмотрим, как выделяются две разновидности речи – диалог и монолог, в чем их различие и в каких ситуациях они используются.

Монолог – это развернутое высказывание одного человека. В переводе с греческого моно – «один», логос – «речь».

Особенности монологической речи (монолога): человек говорит, его слушают, но не отвечают. Цель монолога – донести нужную информацию до слушателя, иногда монолог – это разговор с самим собой.

Примеры ситуаций, в которых может возникнуть монолог: учитель объясняет урок, доклад или презентация, выступление, поздравление, диктор на телевидении (рис. 1).

Ситуации, в которых может возникнуть монолог: урок, презентация, выступление, поздравление, речь диктора телевидения

Рис. 1. Ситуации, в которых может возникнуть монолог: урок, презентация, выступление, поздравление, речь диктора телевидения

Пример монолога: Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один.

Это монолог мальчика, который рассуждает сам с собой.

Все мы часто используем монолог при рассказе интересных историй или при составлении рассказа по картинкам на уроке русского языка.

В жизни мы чаще всего пользуемся диалогами, ведь общение между людьми подразумевает обмен информацией или мнениями о том или ином событии. Для диалога необходимо, чтобы собеседники владели информацией.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. В переводе с греческого диалогос – «беседа».

Диалог состоит из реплик. Репликой называют слова, обращенные к собеседнику. На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире (рис. 2).

Пример диалога

Рис. 2. Пример диалога (Источник) 

В данном диалоге каждая реплика начинается с новой строки и тире.

Примеры ситуаций, в которых может возникнуть диалог: врач и пациент, учитель и ученик, продавец и покупатель, детские игры (рис. 3).

Примеры ситуаций, в которых может возникнуть диалог

Рис. 3. Примеры ситуаций, в которых может возникнуть диалог (Источник) 

Большая часть диалогов состоит из вопросов и ответов. Для примера вспомним диалог сказочных персонажей из сказки «Теремок» (рис. 4).

Пример диалога в сказке «Теремок»

Рис. 4. Пример диалога в сказке «Теремок» (Источник) 

Мы познакомились с диалогом и монологом, узнали, что монолог – это речь одного человека, а диалог – двух или нескольких.

 

Домашнее задание

  1. Что такое монолог и его цель?
  2. Что необходимо для диалога?
  3. Придумайте диалог к рисунку.

Пример диалога в сказке «Теремок»

 

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.2. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.2. – М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык.2. – М.: Дрофа, 2013

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Shpora07.narod.ru (Источник).
  2. Thedifference.ru (Источник).
  3. Detskiysad.ru (Источник).

Диалог и монолог в русском языке

Монолог – это развернутое высказывание одного человека. В переводе с греческого моно – «один», логос – «речь».

 

Особенности монологической речи (монолога): человек говорит, его слушают, но не отвечают. Цель монолога – донести нужную информацию до слушателя, иногда монолог – это разговор с самим собой.

 

Примеры ситуаций, в которых может возникнуть монолог: учитель объясняет урок, доклад или презентация, выступление, поздравление, диктор на телевидении.

 

Пример монолога: Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один.

 

Это монолог мальчика, который рассуждает сам с собой.

 

Все мы часто используем монолог при рассказе интересных историй или при составлении рассказа по картинкам на уроке русского языка.

 

В жизни мы чаще всего пользуемся диалогами, ведь общение между людьми подразумевает обмен информацией или мнениями о том или ином событии. Для диалога необходимо, чтобы собеседники владели информацией.

 

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. В переводе с греческого диалогос – «беседа».

 

Диалог состоит из реплик. Репликой называют слова, обращенные к собеседнику. На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире.

 

Примеры ситуаций, в которых может возникнуть диалог: врач и пациент, учитель и ученик, продавец и покупатель, детские игры.

 

Большая часть диалогов состоит из вопросов и ответов. Для примера вспомним диалог сказочных персонажей из сказки «Теремок».

 

 

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

 

— Я, мышка-норушка.

 

— Я, лягушка-квакушка.

 

— Я, зайчик-побегайчик.

 

— Я, лисичка-сестричка.

 

— Я, волчок-серый бочок.

 

— А ты кто?

 

— А я медведь косолапый.

 

— Иди к нам жить!

 

вернуться на страницу «Русский язык 2 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

Диалог — Википедия

Диало́г (греч. Διάλογος — «разговор»[1]

[2]) — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми, также бывает письменный диалог между двумя или более людьми по средству написания текста в письмах или другими методами; специфическая форма общения и коммуникации, диалог — это вопросы и ответы двух и более оппонентов, участвующих в разговоре или обсуждении чего-либо. В литературе диалог — органический признак драматических жанров, но иногда является основой также и недраматических произведений, например, в русской поэзии «Разговор книгопродавца с поэтом» А. Пушкина, «Журналист, читатель и писатель» М. Лермонтова, и т. д., содержащие эстетическое и общественное кредо их авторов[3]. Традиционно противопоставляется монологу.

Основные исторические основания диалога находятся в нарративе, философских и дидактических приёмах, обнаруживаемые в классической греческой и индийской литературе, в особенности в античной риторике, логике и софистике.

Помимо осуществления коммуникации диалог может быть использован в художественных целях (в литературе, кино), для передачи философских идей (например, диалоги Платона — «Федон», «Пир»), для обучения иностранному языку (как упражнение).

В XIX в., потеряв почти полностью соприкосновение со своей основой и поддержкой в риторике, понятие диалога появляется вновь, трансформируясь в работах критиков культуры, таких как Михаил Бахтин и Паулу Фрейре, богословов, таких как Мартин Бубер, а также, в сущности, смягчая борьбу с атомизацией и социальным отчуждением человека в массовом индустриальном обществе.

Согласно М. М. Бахтину, диалог в своём универсальном философском значении может быть понят как формат познания и существования, в котором постигается человек и его бытие[4].

Как литературный и философский приём[править | править код]

Античность и средние века[править | править код]

Диалог как жанр на Среднем востоке и в Азии восходит к диспутам шумеров, копии которых сохранились с начала II-го тысячелетия до н. э.,[5] а также в диалогических гимнах Ригведы и в Махабхарате.

Считается, что в Европе в систематическое использование диалог, как независимую литературную форму ввёл Платон: указывают на его ранние эксперименты с жанром в его работе Лахет. Диалог Платона (или по Платону), однако имеет свои основания[источник не указан 1857 дней] в пантомиме (а именно в жанре — мим), которую сицилийские поэты Софрон и Эпихарм культивировали на половину столетия ранее. Эти работы, которыми восхищался и которым подражал Платон, не сохранились, но учёные[кто?] воображают и представляют их как сыгравших небольшую роль, обычно представляя только этих двух исполнителей. Мим Герод (автор мимиямбов) может дать нам некоторое представление о сфере, в которой они работали.

Платон ещё более упростил эту форму и свёл её к чисто аргументированному разговору, не затронув при этом забавный элемент — играющих персонажей. По всей видимости, он начал работать с этим жанром около 405 года до н. э. и к 400-му году он совершенствуется в диалоге, особенно в связи с Сократом, который, правда, уже умер к тому времени, но который считался мастером этого жанра. Все его философские сочинения, кроме

Апологии, используют эту форму.

После Платона диалог стал основным литературным жанром в античности, в котором были написаны некоторые значимые работы на латинском и греческом языках. Так, вскоре после Платона Ксенофонт написал свою работу — Пир; а Аристотель написал несколько философских диалогов в стиле Платона, ни один из которых, к сожалению, не сохранился. После этого в большинстве эллинистических (философских) школ появились свои собственные диалоги. Цицерон написал несколько очень важных диалогов, среди которых — Оратор, Республика, а также работу, которая была утеряна —

Гортензия (последняя цитируется Августином как работа, которая привила ему пожизненную любовь к философии).

Во втором веке нашей эры Лукиан из Самосаты достиг блестящих успехов в своих иронических диалогах О богах, О смерти, О любви и О куртизанках. В некоторых из них он нападает на суеверия и философские ошибки со всей резкостью своего остроумия; в других он просто рисует сцены современной ему жизни. Работа Диалог с евреем, христианином и философом, датированная примерно началом XII столетия н. э., но позднее под влиянием сочинений Бонавентуры и Фомы Аквинского, и в целом схоластической традиции приняла более формальный и краткий жанр суммы (например, трактаты Сумма философии и Сумма против язычников Фомы Аквинского), который в значительной мере заменил диалог, как философский формат (жанр).

От Нового времени до современности[править | править код]

Такие два французских высокопросвещённых писателя, как Фонтенелль (1683) и Фенелон (1712) заимствовали название наиболее значимой коллекции Лукиана

Dialogues des morts (Диалоги мёртвых). В то же время в 1688 году, французский философ Мальбранш опубликовал свои Диалоги о метафизике и религии, тем самым способствуя возрождению жанра диалога в философских кругах. В английской не драматургической литературе диалог не получил широкого распространения до тех пор, пока Беркли не использовал его в 1713 году в своём трактате Три диалога между Гиласом и Филонусом. Воображаемые разговоры Лэндора (1821—1828) являются наиболее известным английским примером диалога в XIX веке, хотя диалоги сэра Артура Хэлпса также привлекали к себе внимание и были популярными.

В Германии Виланд использовал эту форму для нескольких важных сатирических произведений, опубликованных между 1780 и 1799 гг. В испанской литературе известны Диалоги Вальдеса (1528) и Диалоги о живописи (1633), написанные Винченцо Кардуччи. Итальянские писатели коллекционировали (собирали) диалоги, следуя модели Платона, в частности, следует говорить о Торквато Тассо (1586), Галилее (1632), Галиани (1770), Леопарди (1825) и множестве других.

Совсем недавно французы вернулись к исходному применению диалога. Выдумки Жип, Анри Лаведан и других, которые остроумно и злонамеренно рассказывали светские анекдоты в разговоре, вероятно, являют собой близкий аналог к утерянным мимам ранних поэтов Сицилии. Такой вид диалога также появился в английской литературе, например у Энсти Гатри, но эти диалоги, похоже, оказались менее популярными, в частности среди англичан, чем написанные французскими авторами.

Платонический диалог, как отдельный жанр, в котором проявились особенности Сократа как говорящего с одним или с несколькими собеседниками и обсуждался некий философский вопрос, возродился в некоторых литературных опытах в XX веке. В частности, среди недавно использовавших его авторов могут быть названы Джорджа Сантаяны, написавший свою выдающеюся работу Диалоги в Лимбо

(1926, 2-е изд — 1948 года; эта работа также включает в себя таких исторических персонажей, как Алкивиад, Аристипп, Авиценна, Демокрит, и Дионисий Младший в качестве докладчиков), и Айрис Мёрдок, которая включила не только Сократа и Алкивиада как собеседников в свою работу Акаста: два платонических диалога (Acastos: Two Platonic Dialogues) (1986), но также с особенности самого молодого Платона.

Философские диалоги, с Сократом и без него, как персонажем, по-прежнему используется от случая к случаю философами при попытках писать привлекательные и философские литературные произведения, попытках схватить тонкие нюансы и живой обмен в дискурсе в том виде, в каком они действительно имеют место в интеллектуальном разговоре.

Сравните: Несценическая, книжная драма.

Как теологический и социальный приём (инструмент)[править | править код]

Мартин Бубер придал диалогу ключевую позицию в своей теологии. В своей наиболее влиятельной работе, озаглавленной I and Thou (Я и Ты), он заботливо выращивает и продвигает сквозь всю работу диалог, но не как целенаправленную попытку сделать выводы или просто выразить точку зрения, но как необходимейшее условие подлинных отношений между человеком и человеком, человеком и Богом. Его озабоченность глубинной природой подлинного диалога привела к так называемой философии диалога.

Второй Ватиканский собор сделал основной акцент на диалоге с миром. Большинство документов Собора включали различные виды диалога: диалог с другими религиями (Nostra Ætate), диалог с другими христианами (Unitatis Redintegratio), диалог с современным обществом (Gaudium et Spes), и диалог с политической властью (Dignitatis Humanae).

Физик Дэвид Бом породил родственную диалогу форму, так называемый Бомовский диалог, при которой группа людей разговаривают вместе для того, чтобы исследовать предпосылки своего мышления, осмысления, коммуникации и социальных последствий. Эта группа состоит из 10—30 человек, которые регулярно собираются вместе на несколько часов или дней подряд. Участники диалога соглашаются отставить на это время свои тактики, которые они обычно используют для убеждения, и, вместо этого, говорить из своего собственного опыта по обсуждаемой теме, который возникает во время импровизации на месте. Люди формируют свои диалогические группы, которые обычно являются бесплатными. Существует международный сервер с онлайн-списком диалогических групп, которому способствует Дон Фактор, соавтор работы, названной «Диалог — Предложение» с Дэвидом Бомом и Питером Гарреттом[6].

Русский философ и семиотик Михаил Михайлович Бахтин теорией диалога подчёркивал власть дискурса, углубляющего понимание множества перспектив и точек зрения и создание бесчисленного множества возможностей. Бахтин считал, что всё живое взаимосвязано, и поэтому диалог создаёт новое понимание для ситуаций, которые требуют изменения. В своих значимых работах Бахтин выстроил лингвистически-философскую методологию определения диалога, его природы и значения:[7]

Диалогические отношения имеют специфическую природу: они не могут быть редуцированы ни до чисто логических (даже если это диалектические), ни до лингвистических (композиционно-синтаксических) отношений. Они возможны только между завершёнными высказываниями различающихся говорящих субъектов… Там где нет слов и нет языка, не может быть никаких диалогических отношений; они не могут существовать среди объектов и логических величин (понятий, суждений и т. д.). Диалогические отношения предполагают язык, но они не живут в системе языка. Они невозможны между элементами языка[8].

Согласно А. Ф. Копьеву, у М. М. Бахтина можно выделить два взаимосвязанных значения понятия диалог: первое более общее, состоит в том, что диалог — это некоторая общечеловеческая реальность, условие формирования сознания человека и второе более узкое значение: диалог как событие общения человека[9].

Бразильский педагог Паулу Фрейре, известный вкладом в развитие народного образования, развивал теорию диалога как метода педагогики. Фрейре отмечал, что ведение диалоговой коммуникации в среде, характеризующейся уважением и равенством, позволяет учащимся и учителям учиться друг у друга. Великий защитник угнетённых людей, Фрейре применял на практике принцип диалога, который выявляет и связывает ценности людей. Педагогика диалога ориентирована на более глубокое понимание, на разработку неких позитивных изменений в мире.

Сегодня принцип диалога используется в школах, общественных центрах, корпорациях, федеральных агентствах, а также другие социальных образованиях и институтах, позволяя людям, как правило, в небольших группах, делиться своим видением и опытом относительно сложных вопросов и проблем. Диалогический подход используется для того, чтобы помочь людям решать давние конфликты и выстраивать более глубокое понимание спорных вопросов. Диалог — это не судейство, не взвешивание и принятие решений, а понимание и обучение. Диалог опровергает стереотипы, создает доверие и позволяет людям быть открытыми к перспективам, которые сильно отличаются от их собственных.

В последние 2—3 десятилетия по всему миру развиваются быстрорастущие движения в поддержку диалога. Так, например, в Америке появилась Национальная коалиция за диалог и обсуждение. Появляются группы и организации (например, Worldwide Marriage Encounter; Retrouvaille), помогающие людям, находящимся в браке, гармонизировать свои отношения через обучение диалогическому методу, который помогает людям в паре узнать больше друг о друге без «угрожающих поз».

Диалог — это деликатный процесс. Множество препятствий тормозит диалог и способствует конфронтации, такой, как дискуссия и дебаты. Общими препятствиями являются страх, показ или осуществление власти, недоверие; внешние влияния, отвлечения и плохие условия коммуникации могут препятствовать любому развитию диалога[10].

Равноправный диалог[править | править код]

Равноправный диалог — это одна из его форм, которая происходит, когда различные участники диалога рассматриваются скорее с точки зрения справедливости (обоснованности, вескости) их аргументов, их содержания, чем с точки зрения оценки мощности и власти тех позиций, которые они занимают, и которые их защищают.

Структурированный диалог[править | править код]

Структурированный диалог представляет собой вид диалогических практик, разработанных как средство ориентации, направления диалогического дискурса к проблеме понимания и согласования действия. Большинство традиционных диалогических практик не структурированы или частично структурированы и потому недостаточно помогают в выяснении различных перспектив и точек зрения в проблемной области. Дисциплинированная, организованная форма диалога, в которой участники соглашаются следовать определённой структуре, организации, или содействию, упрощению, позволяет группам решать сложные проблемы и разделять между участниками результаты того общего решения.

Алеко Христакис (представитель структурированного диалогического дизайна) и Джон Н. Варфилд (представитель т. н. Науки обобщенного дизайна) были разработчиками новой школы диалога — Интерактивного менеджмента. Основанием для привлечения структурированного диалога является анализ демократической формы диалога, осуществляемый снизу вверх. Оно свидетельствует о том, что диалог должен быть структурирован, что позволит ему обеспечить достаточное разнообразие заинтересованных сторон и, как следствие, представит проблему системно. Это также позволит сбалансировать голоса заинтересованных сторон и участников в ходе диалогического процесса.

В настоящее время структурированный диалог как метод используется командами, содействующими миротворчеству по всему миру (например, проект Диалог гражданского общества на Кипре, проект Действие за пределами границ (Act Beyond Borders) на Среднем Востоке),[11], глобальному развитию коренных общин, формулированию государственных и социальных политик некоторых государств, стратегическому управлению, здравоохранению, а также в других областях.

Изредка в литературных и других произведениях встречаются диалоги персонажей, состоящие только из вопросов, причём вопросы одного собеседника являются одновременно и ответами на вопросы другого собеседника:

— Горянка, зачем ты блуждаешь так поздно в горах?
— О милый, но кто же пойдёт для меня за водою?
— Горянка, зачем ты ведёшь незнакомца впотьмах?
— О милый, но это не есть ли кувшин за спиною?
— Горянка, зачем ты всегда в поцелуйных следах?
— О милый, но как же я пятна родимые смою?
— Горянка, зачем ты с извечной тоскою в глазах?
— О милый, но разве не ты их наполнил тоскою?

Некоторые организации определяют правила ведения рабочих разговоров между сотрудниками, переговоров с клиентами и с другими лицами.

Так, основными принципами ведения связи с экипажем пилотируемого космического аппарата являются: говорить чётко, ясно, не слишком быстро и с постоянной громкостью; переговоры должны быть краткими и технически грамотными; говорящим следует использовать нормативное произношение и избегать дискурсивных частиц[en]. Составленные рекомендации базируются на приказе Минтранса от 2012 года о порядке осуществления радиосвязи в воздушном пространстве России[13]

  1. ↑ Dia — Greek Lexicon
  2. Диалог — статья из Большой советской энциклопедии. 
  3. ↑ Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.
  4. ↑ Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — С. 244—245.
  5. ↑ Reinink, G. J., and Vanstiphout, H. L. J. (1991). Dispute Poems and Dialogues in the Ancient and Mediaeval Near East: Forms and Types of Literary Debates in Semitic and Related Literatures. Leuven: Department Oriëntalistiek.
  6. ↑ David-Bohm.org (недоступная ссылка)
  7. ↑ Maranhão, Tullio. (1990). The Interpretation of Dialogue. University of Chicago Press. — P. 51.
  8. ↑ Bakhtin, M. M. (1986) Speech Genres and Other Late Essays. Trans. by Vern W. McGee. Austin, Tx: University of Texas Press. — P. 117.
  9. Копьев, Андрей Феликсович. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации. — Вопросы психологии. — 1990. — Т. № 3. — С. 17—25.
  10. ↑ О диалоге на веб-странице сайта Эмоциональня компетентность
  11. ↑ http://www.ActBeyond (недоступная ссылка) Borders.net
  12. ↑ Айдын Ханмагомедов. «Диалог». Сборник стихов «Иная акварель». 1995, 32 с.
  13. ↑ Составлены правила общения с космонавтами (РИА Новостей, 24.11.2119 03.24)

Диалоги на русском уровня выше среднего с аудио

Нелёгкий выбор

 

О здоровом образе жизни

 

Нетерпеливый посетитель

 

Заказ такси

 

Летний отдых

 

День рождения

 

Корпоратив

 

Нищета

 

Страхи и фобии

 

Хвастовство

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

перейти к диалогам продвинутого уровня >>>

 

перейти к диалогам среднего уровня >>>

 

перейти к диалогам начального уровня >>>

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте!

Разговорный русский— Real Language Club

 

 


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание»

Ещё статьи >>>

Что такое диалог и монолог в русском языке

Данная статья дает ответ на вопрос: «Что такое диалог и монолог?». В ней представлена характеристика двух этих форм речи, определения, даются разновидности каждой из них, пунктуационные и другие особенности. Надеемся, что наша статья поможет вам максимально подробно уяснить различия между ними, узнать для себя что-то новое.

Диалог: определение

что такое диалог и монолог

Диалог — это форма речи, представляющая собой разговор между двумя или более лицами, который состоит из обмена репликами между ними. Главная единица диалога называется диалогическим единством — это тематическое (смысловое) объединение в одну нескольких отдельных реплик, являющееся обменом высказываниями, мнениями, каждая следующая из которых связана с предыдущей и зависит от нее.

Существование диалогического единства объясняется связью разнородных реплик (добавление, распространение, повествование, согласие-несогласие, вопрос-ответ, формулы этикета речи).

Иногда оно может существовать и благодаря высказываниям, которые являются реакцией не на предыдущую реплику собеседника, а в целом на ситуацию речи, при которой участник разговора задает встречный вопрос:

— Что такое диалог и монолог по вашему мнению?

— А как вы сами думаете?

Характер высказываний может зависеть от самых разных факторов: прежде всего от личностей участников диалога с их речевой тактикой и стратегией, от их речевой культуры, фактора наличия «потенциального слушателя» (который не принимает участие в разговоре, хотя присутствует при нем), степени официальности той обстановки, в которой происходит общение.

Типы взаимодействия

диалог по русскому языку

На особенности реплик влияет и кодекс взаимоотношений участников разговора, т.е. их тип взаимодействия. Таких основных типов выделяют три: сотрудничество, зависимость и равенство. От степени официальности окружающей обстановки зависит контроль беседующих за своей речью и соблюдением языковых требований и норм.

Структура диалога

Диалог по русскому языку всегда имеет определенную структуру, в большинстве типов остающуюся одинаковой: сначала идет зачин, затем — основная часть, и в заключение — концовка. Зачином может являться одна из многочисленных формул речевого этикета (Здравствуйте, Василий Владимирович!) или первая вопросительная реплика (Который час?), а также реплика-суждение (Замечательная погода сегодня!).

Необходимо заметить, что длина диалога теоретически может быть бесконечной, потому что открытой может оставаться его нижняя граница. Практически каждый диалог по русскому языку можно продолжить за счет увеличения диалогических единств, из которых он состоит. Однако на практике речь диалогическая имеет концовку (фразу речевого этикета (До свидания!), реплику-согласие (Несомненно!) или же реплику-ответ).

Особенности диалога

Диалог — это естественная форма коммуникации, являющаяся первичной. Поэтому в разговорной речи эта форма получила наибольшее распространение. Но диалог (определение которого было дано выше) присутствует также в публицистической, научной и официально-деловой речи.

В качестве первичной формы общения, он является спонтанной, неподготовленной формой речевого взаимодействия. Это относится в первую очередь к разговорной речи, в которой тематика диалога в ходе его развития может меняться под действием произвольных факторов. Однако и в публицистической, научной и официально-деловой речи при некоторой предварительной подготовке реплик (прежде всего, вопросов) развитие и построение диалога (русский язык и другие языки мира в этом схожи) будет спонтанным, так как в огромном большинстве случаев реакционные реплики собеседника будут непредсказуемыми и неизвестными.

Наиболее ярко в этой форме речи проявляется принцип, именуемый «универсальным принципом экономии средств словесного выражения». Это означает, что его участники в той или иной ситуации пользуются самым минимумом вербальных, то есть словесных, средств, заполняя за счет различных невербальных средств общения недостаток словесного выражения. К таким невербальным формам относится мимика, интонация, жесты, телодвижения.

Условия возникновения диалога

Для возникновения диалога, с одной стороны, нужна исходная общая база информации, которой будут делиться участники, а с другой, необходимо, чтобы существовала минимальная разница в знаниях участников данного речевого взаимодействия. Иначе они не смогут передать друг другу информацию о соответствующем предмете речи, а значит, диалог будет непродуктивным. То есть неинформативность негативно отражается на продуктивности данной формы речи. Подобный фактор может появляться не только при низкой речевой компетентности участников беседы, но и при отсутствии у них желания начать диалог или развивать его.

Диалог, в котором присутствует лишь одна из форм этикета речи, называемых этикетными формами, обладает формальным смыслом, другими словами, он неинформативен. При этом у участников отсутствует потребность или желание получить информацию, однако сам диалог является формально общепринятым в некоторых ситуациях (например, при встрече в местах общественного пользования):

— Здравствуй!

— Привет!

— Как твои дела?

— Хорошо, спасибо. А у тебя?

— Все нормально, работаю потихоньку.

— Ну пока, счастливо!

— Пока!

Непременным условием возникновения диалога, направленного на то, чтобы получить новую информацию, является потребность в общении. Этот фактор возникает в результате потенциального разрыва в обладании информацией и знаниях между его участниками.

Типы диалогов

По задачам и целям, ролям собеседников и ситуации общения выделяются следующие типы диалогов: деловая беседа, бытовой диалог и интервью.

Отличительные черты бытового диалога — возможное отклонение от темы, незапланированность, отсутствие целей и необходимости в каком-либо решении, разнообразие тем обсуждения, личностное выражение, широкое применение невербальных (несловесных) средств и приемов общения, разговорный стиль.

Деловая беседа — это общение в основном между двумя участниками разговора, носящее поэтому во многом межличностный характер. При этом применяются различные приемы и способы вербального и невербального воздействия участников друг на друга. Деловая беседа, хотя и имеет всегда определенный предмет, более личностно ориентирована (в отличие, например, от деловых переговоров) и происходит в основном между представителями одной и той же фирмы.

Интервью — общение представителя прессы с кем-то, чья личность имеет общественный интерес. Его отличительная черта — двуадресность, то есть интервьюер (тот, кто проводит интервью) при непосредственном обращении к адресату выстраивает особую драматургию беседы, рассчитывая прежде всего на особенности ее восприятия будущими читателями.

монолог по русскому языку

Знаки препинания при диалоге

Правописание диалогов в русском языке — совсем несложная тема. Если реплики говорящих начинаются с нового абзаца, перед каждой из них пишется тире, например:

— Что такое диалог и монолог?

— Это две формы речи.

— А чем они отличаются друг от друга?

— Количеством участников.

Если же реплики идут подбором без указания на принадлежность тому или иному лицу, каждая из них оформляется в кавычки и отделяется от следующей с помощью тире. Например: «Что такое диалог и монолог?» — «Формы речи». — «Спасибо за подсказку!».

В случае если после высказывания следуют слова автора, перед следующим из них тире опускается: «Как живете?» — спросила Мария Петровна. «Ничего, потихоньку», — ответил Игорь Олегович.

Зная эти нехитрые правила и применяя их на практике, можно всегда грамотно составить диалог.

Монолог: определение

монолог человека

Монолог имеет относительную протяженность во времени (он состоит из разных по объему частей, представляющих собой связанные по смыслу и структуре высказывания), а также отличается разнообразием и богатством словарного состава. Весьма различны темы монолога, которые могут спонтанно меняться во время его развития.

Виды монолога

Принято выделять два основных вида монолога.

1. Монологическая речь, которая является процессом целенаправленного, сознательного сообщения и обращения к слушателю, в основном используется в устной форме книжной речи: научная устная (пример — доклад или учебная лекция), устная публичная и судебная речь. Наибольшее развитие получил монолог в художественной речи.

2. Монолог как речь наедине с собой, то есть направленный не к непосредственному слушателю, а к себе. Такой вид речи называется «внутренним монологом». Он не рассчитан на то, чтобы вызвать ответную реакцию того или иного лица.

построение диалога русский язык

Монолог, примеры которого многочисленны, может являться как спонтанным, неподготовленным (чаще всего он используется в разговорной речи), так и заранее спланированным, подготовленным.

Виды монолога по целям

По цели, которую преследует высказывание, выделяют три основных вида: информационная речь, убеждающая и побуждающая.

Главная цель информационной — передача знаний. Говорящий в этом случае учитывает в первую очередь интеллектуальные и познавательные способности восприятия текста слушателями.

Разновидностью информационного монолога являются различные выступления, отчеты, лекции, доклады, сообщения.

Убеждающий монолог направлен в первую очередь к эмоциям и чувствам слушателя. Говорящий прежде всего учитывает восприимчивость последнего. К данной разновидности речи принадлежат: торжественные, поздравительные, напутственные.

диалог определение

Побуждающий монолог (примеры которого — весьма популярные в наше время политические выступления) преследует прежде всего цель побудить слушателей к разным действиям. К нему относятся: речь-протест, политическая речь, речь-призыв к действиям.

Речь диалог

Композиционная форма монолога

Монолог человека по своей структуре представляет композиционную форму, зависящую либо от функционально-смысловой либо от жанрово-стилистической принадлежности. Разновидности жанрово-стилистического монолога выделяют следующие: ораторская речь, официально-деловой и художественный монолог по русскому языку, а также другие типы. К функционально-смысловому относят повествование, описание, рассуждение.

Монологи бывают разными по степени официальности и подготовленности. Так, например, ораторская речь — это всегда заранее запланированный и подготовленный монолог, который непременно произносится в официальной обстановке. Но в некоторой степени он представляет собой искусственную форму речи, стремящуюся всегда стать диалогом. Поэтому любой монолог имеет различные средства диалогизации. К ним относятся, например, риторические вопросы, обращения, вопросно-ответная форма речи и др. Другими словами, это все, что говорит о желании произносящего речь увеличить речевую активность своего адресата-собеседника, вызвать его реакцию.

В монологе различаются вступление (в котором определяется предмет выступления говорящим), основная часть и заключение (в котором говорящий подводит итоги своей речи).

Заключение

Таким образом, можно отметить, что монолог и диалог — это две главные формы речи, отличающиеся между собой по числу участвующих в общении субъектов. Диалог является первичной и естественной формой, как способ обмена мнениями и мыслями между его участниками, а монолог — это развернутое высказывание, при котором рассказчиком является только одно лицо. Как монологическая, так и диалогическая речь существуют и в устной, и в письменной форме, хотя в основе последней всегда лежит речь монологическая, а диалогическая — в основе устной формы.

Диалоги на английском языке с переводом для начинающих на разные темы, видео

Представлены диалоги на английском языке с переводом на русский язык. Большинство английских диалогов для начинающих или для среднего уровня. Изучать их на нашем сайте можно абсолютно бесплатно. Все диалоги составлены профессиональными учителями английского языка, проходивших длительную практику в англоязычных странах.

В конце страницы вы найдёте видео диалоги для начинающих, изучающих и детей.

Английские диалоги очень помогают в изучении английского языка, особенно, если их заучивать наизусть. Хороший способ запомнить их, это разыгрывать диалоги с партнёром, периодически меняясь ролями.

Название темы диалога:

А

Авария/ Accident

Австралия/ Australia

Автобусная станция/ Bus Station

Аренда велосипеда/ Renting a Bike

Аренда квартиры/ Renting an Appartment

Аренда машины/ Car Rent

Б

Бизнес/ Business

Больница/ Hospital

Бюро находок/ Lost and Found

В

В аптеке/ At the Pharmacy

В аэропорту/ At the Airport

В банке/ At The Bank

В библиотеке/ At The Library

В городе/ In the City

В гостинице/ At the Hotel

В гостях/ At Someone’s House

В другой стране/ In Another Country

В зоопарке/ At the Zoo

В кафе/ In a Cafe

В магазине/ In the Shop

В магазине одежды/ At The Clothes’ Store

В магазине продуктов/ At The Grocery Store

В парке/ At The Park

В полиции/ At The Police Station

В ресторане/ At the Restaurant

В самолете, в поезде, в автобусе/ On a Plane, on a Train, on a Bus

В театре/ At the Theatre

В туристическом агентстве/ At the Travel Agency

Великобритания/ Great Britain

Вечеринка/ Party

Внешность/ Appearance

Времена года/ Seasons of the Year

Встреча с другом/ Meeting a Friend

Выселение из отеля/ Checking Out of a Hotel

Г

Где ты живешь?/ Where Do You Live?

Где ты работаешь?/ Where Do You Work?

Где ты учишься?/ Where Do You Study?

Гид и турист/ Guide And Tourist

Глобальное потепление/ Global Warming

Д

Деловая встреча/ Business Meeting

День рождения/ Birthday

Деревня/ Countryside

Диета/ Diet

Домашнее задание/ Home Work

Достопримечательности Лондона/ London Attractions

Друзья/ Friends

Е

Еда/ Food

Ж

Жалоба в магазине/ Complaining At The Store

Жалоба в отеле/ Complaining At The Hotel

Жалоба на соседей/ Complaining About The Neighbours

З

За столом/ At The Table

Завтрак/ Breakfast

Заказ номера в отеле/ Booking a Hotel Room

Защита окружающей среды/ Environmental Protection

Здоровый образ жизни/ Heathy Lifestyle

Здоровье/ Health

Зимние каникулы/ Winter Holidays

Знакомство с новыми людьми/ Meeting New People

И

Изобретения/ Inventions

Изучение языков/ Learning Foreign Languages

Интервью/ The Interview

Интернет/ The Internet

К

Как добраться до места/ How to Get Somewhere

Как пройти/ Asking the Way

Как спросить дорогу/ How To Ask For Directions?

Как я провел лето/ How I Spent My Summer

Каникулы/ Holidays

Кем ты хочешь стать?/ What Are You Going To Be?

Книги/ Books

Командировка/ Business Trip

Компьютер/ Computer

Компьютеры/ Computers

Конфликт в семье/ Family Conflict

Концерт/ Concert

Космос/ Space

Курение/ Smoking

Кухня/ Cuisine

Л

Летние каникулы/ Summer Vacation

Лето/ Summer

Литература/ Literature

Лучшие друзья/ Best Friends

М

Между братом и сестрой/ Between Brother And Sister

Между друзьями/ Between Friends

Между журналистом и известным человеком/ Between Journalist And Famous Person

Между кассиром и пассажиром/ Between Ticket Agent And Passenger

Между мамой и дочкой/ Between Mother And Daughter

Между одноклассниками/ Between Classmates

Между отцом и сыном/ Between Father And Son

Между партнерами по бизнесу/ Between Business Partners

Между полицейским и гражданином/ Between Police Officer And Citizen

Между продавцом и покупателем/ Between The Seller And The Customer

Между родителями и детьми/ Between Parents And Children

Между соседями/ Between Neighbors

Между студентами/ Between Students

Между студентом и преподавателем/ Between Student And Teacher

Между учителем и учеником/ Between Teacher And Student

Между юристом и клиентом/ Between Lawyer And Client

Мода/ Fashion

Мое хобби/ My Hobby

Мои друзья/ My Friends

Мои планы на будущее/ My Plans For the Future

Мои планы на лето/ My Plans For The Summer

Мой город/ My City

Мой любимый вид спорта/ My Favourite Kind Of Sport

Мой любимый писатель/ My Favourite Writer

Мой любимый праздник/ My Favourite Holiday

Мой любимый фильм/ My Favourite Film

Мой любимый школьный предмет/ My Favourite School Subject

Мой дом/ My House

Мой рабочий день/ My Working Day

Москва/ Moscow

Моя будущая профессия/ My Future Profession

Моя квартира/ My Flat 1 вариант

Моя квартира/ My Flat 2 вариант

Моя комната/ My Room

Моя любимая еда/ My Favourite Food

Моя любимая книга/ My Favourite Book

Моя профессия/ My Profession

Моя семья/ My Family

Музей/ Museum

Музыка/ Music

Мультфильм/ Cartoon

Н

На вокзале/ At a Railway Station

На границе/ At the Border

На таможне/ At the Customs

Неудачное путешествие/ Unsuccessful Trip

Новогодние каникулы/ New Year Holidays

Новости/ The News

Новый год/ New Year

Новый ученик в классе/ A New Pupil In The Class

О

О погоде/ About Weather

О себе/ About Myself

О фильме/ Discussing a Film

Обед/ Lunch

Образование/ Education

Осень/ Autumn

Отдых/ Leisure

П

Планы на выходные/ Plans For The Weekend

Покупка одежды/ Shopping for Clothing

Поход в кино/ Going to the Cinema

Природа/ Nature

Проведение досуга/ Leisure Time

Путешествие/ Travelling

Р

Работа/ Work

Разговор с мамой/ Chatting With Mum

Разговор с подругой/ Friends’ Dialogue

Рассказ о себе/ About myself

Регистрация в отеле/ Hotel Check-In

Регистрация на рейс/ Airport Check-In

Реклама/ Advertising

Ремонт автомобиля/ Car Service

Рождество/ Christmas

Россия/ Russia

С

Салон красоты/ Beauty Salon

Свадьба/ The Wedding

Свидание/ A Date

Свободное время/ Free Time

Секретарь по телефону/ Secretary Answering The Phone

СМИ/ Media

Собеседование/ Job Interview

Спор/ Argument

Спор между друзьями/ Friends Arguing

Спорт/ Sport

Стихийные бедствия/ Natural Disasters

Студенты/ Students

Сувениры/ Souvenirs

Т

Телевидение/ Television

Телевизор/ The TV

Телефонные звонки/ Telephoning

У

У врача/ At the Doctor’s

У парикмахера/ At The Hairdresser’s

У стоматолога/ At The Dentist

Университет/ The University

Устройство на работу/ Applying for a Job

Учёба/ Studies

Учитель и ученик/ Teacher And Student

Ф

Футбол/ Football

Х

Характер/ Character

Хэллоуин/ Halloween

Ц

Цветочный магазин/ Flower Shop

Ч

Что значит спорт в вашей жизни?/ What Is Sport In Your Life?

Что подарить другу?/ What Present To Give To A Friend?

Что подарить другу на день рождения?/ What To Get As a Present For a Friend For Birthday?

Что ты будешь делать на выходных?/ What’s your plan for the weekend?

Ш

Школа/ School

Школьные предметы/ School Subjects

Шопинг/ Shopping

Э

Экзамены/ Exams

Экономика/ Economics

Экскурсия по городу/ City Tour

Я

Я потерялся/ I Got Lost

———————————————

Диалог I из фильма «Аватар»

Диалог II из фильма «Аватар»

Диалог III из фильма «Аватар»

Диалог I из мультфильма «Шрек»

Диалог II из мультфильма «Шрек»

Диалог из фильма «От заката до рассвета»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *