Состав слова — презентация онлайн
Тема: Повторение«Состав слова»
.
солнце
тарелка
овощи
арбуз
собака
воробей
слова
•СЛОВООРАЗОВАНИЕ
состав вещества –
раздел науки о языке,
•который
офицерский
состав
изучает
строение
слов и способы их
• состав вагонов
образования.
• состав слова
Рыбаки наловили много
рыбы.
Часть
рыбы
сдали на рыбный завод.
А
бабушка
испекла
рыбник — пирог с рыбой.
5. Корень слова – значимая часть. Над словами родственными Держит власть. Выясни умело линию родства – Однокоренные подбери слова.
6. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный:
САДЦВЕТ
ХОД
Придумай однокоренные слова с данными
корнями
ВОДА
ВОДИТЬ
8. ПРОВЕРКА
водаВОДОРОСЛЬ
ПОДВОДНЫЙ
НАВОДНЕНИЕ
ВОДОЁМ
ВОДОВОРОТ
водить
ЗАВОД
ПРОВОДИТЬ
ВОДИТЕЛЬ
ПРОВОД
ПОДВОДИЛ
-Окончание – часть слова.
-Окончание – изменяемая часть слова.
-Окончание – часть основы.
-Окончания служат для связи слов в
-У одного и того же слова могут быть
различные окончания.
-С помощью окончания образуются новые
слова.
+
+ — + +
—
11. Часть слова, которая изменяется, Окончанием называется. Остальную же часть слова Именуем мы основой
основа словаокончание
12. Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. А при помощи приставки Образуются слова.
приставка кореньоснова
окончание
Образуй и запиши однокоренные
слова, прибавляя к ним приставки.
об
при
пере
до
про
вы
от
из
под
раз
учить
по
на
14. За корнем суффиксу Нашлось местечко, Заняв его, конечно, Натворил он дел.
приставкаоснова
корень
суффикс
окончание
Все суффиксы родные братья,
но по характеру все разные.
Присоедините суффиксы к словам, с
которыми они могут сочетаться. Какое
значение вносит суффикс в слово?
-к, -ик, -онк, -ник, -чик, -еньк, –ищ;
Река, путь, рука, диван, огурец, заяц,
летать, лесной, паркет.
1. Изменяемая часть слова это — …
2. Неизменяемая часть слова это — …
3. Разделительный твёрдый знак пишется
после — …
4. В слове переходы -ход- является …, а ы — это…
17. Помни, при разборе слова Окончание и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка – впереди.
отпо
за
ок
со
пере
н
на
л
про
о
чик
ец
ник
до
при
Корень мой находится в цене.
ОЦЕНКА
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все
встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
20. Спасибо за внимание! В добрый путь по дороге знаний!
приставкакорень
суффикс
окончание
Знайте все, что части слова
Вам всегда служить готовы!
Однокоренные слова
[музыка] образовательный портал знаний о представляет отгадайте ребят без чего на белом свете взрослым не прожить и детям кто поддержит вас друзья ваша дружная семья а что такое семья рассмотрите рисунок семья объединяет близких по родству людей родственников это мама папа бабушки-дедушки братишки и сестренки тети и дяди оказывается не только у людей но и у слов тоже есть родственные связи в русском языке тоже есть слова родственники прислушайтесь к звучанию слов выделенных красным цветом так-то много лет назад посадили странный сад не был сад фруктовым был он только словом это слово слово корень разрастаться стала вскоре и плоды нам принесло стало много новых слов вот из сада вам рассада вот еще посадки рядом а вот садовод с ним садовник идет очень интересно гулять в саду словесным вы заметили что слова сад посадили рассада садовод садовник похожи по звучанию написанию они тоже похожи давайте понаблюдаем за лексическим значением этих слов сад та группа посаженных фруктовых деревьев садки это посаженное растение садовник это человек ухаживающий за растениями в саду садовод это хозяин сада сада это молодые растения все эти слова близкие по значению и связаны по смыслу со словом сад о всех слов есть общая часть сад слова называются родственными слова близкие по смыслу и имеющая общую часть в русском языке называются родственными в общей одинаковые части заключено общее лексическое значение всех родственных слов спешите группу слов море морской моряк окажите что эти слова родственные выделите общую часть по образцу игра третий лишний добрый чуткий доброта и доброта родственные слова лишние слова чуткий это слово синоним к слову добрый учитель школьник ученик здесь лишнее слово школьник оно также является синонимом к слову ученик шиповник ши ведь шипы вник и шипы родственные слова слова шипеть лишние хоть она и имеет общую часть шип но отличается лексическим значением водный вода водитель в этой группе слов лишним является слово водитель она не совпадает по значению с родственными словами водный и вода гадайте загадку весной веселит летом холодит осенью питает зимой согревает дерево объясните смысл пословицы дерево живет корнями а человек друзьями в корень многозначное согласно толковому словарю она имеет несколько значений корень это подземная часть растения часть волоса зуба ногтя чала источник чего-либо так же как и у кустов корень слова есть у слов же такое корень слова послушайте сказку давно это было на одной волшебной поляне поселились корни они обладали удивительной способностью разрастаться когда корень разрастался из него появлялись слова веточки и назвали их 1 коренными а так как они были дети одного папы то их еще назвали родственными общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем из глубокого уважения к родителю 1 коренные родственные слова соорудили корню домик вот такой уютный и округлый есть родственных слов называется корнем поэтому родственные слова называют 1 коренными например в словах хлеб хлебный хребет общая часть корень хлеб слова близкие по смыслу делаем вывод слова хлеб хлебный хлебец 1 коренные корень слова это самая главная часть в слове в ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов зовите одним словом первое ягоды и сваренные в сахаре варенье второе мастер по приготовлению пищи повар третье большая ложка для разливания жидкой пищи решка 4 маленький вареный пирожок вареник что а нет эти слова как их назвать одним словом слава 1 ные они имеют общий корень в котором заключается их общее лексическое значение корень это центр слова слова без корня существовать не может ведь он хранит общее значение однокоренных слов запишите эти слова выделите в них корень винни-пух приготовил для вас загадку весной одевается осенью раздевается это лес аид слова лес давайте заглянем в толковый словарь лес это множество деревьев растущих на большом пространстве друг от друга сомкнутыми кронами почти одна третья часть всей поверхности суши на земле покрыто лесами лес растет не везде а только в тех местах где много влаги для роста деревьев главное обитатели лесов это деревья нарисуйте словесное дерево с корнем лес подберите родственные слова к нему проверьте себя лес лесок лесочек лесной лесник лесничий пролесок запомните корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково слово лес пишется с буквой е и однокоренные слова с буквой е запишите эту группу слов обозначьте в словах корень лес это кладовая природы он делится с человеком своими дарами лекарственными растениями ягодами и грибами выпишите из предложений пары однокоренных слов выделите в них корень осиной растет подосиновик под березой растет подберезовик she родственные слова в столбике old двор столик дворник столовая лорик новый столяр проверьте себя в первый столбик вы записали 1 коренные или родственные слова с корнем стол стол столик столовая столяр а во второй столбик поместили однокоренные слова с корнем двор двор дворник дворик дворовый послушай театры как из стихотворения самуила яковлевича маршака найдите в нем семью родственных слов эту сказку ты прочтёшь тихо тихо тихо жили-были серый еж и его ежиха серый еж был очень тих и ежиха тоже и ребенок был у них очень тихий ежик вы заметили что здесь встречаются родственные или однокоренные слова ешь ёжик и ежиха запишите эту группу слов обозначьте в них корень как найти корень слове чтобы найти в слове корень нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть алгоритм нахождения корня первый шаг вор родственных слов и их сравнение по смыслу 2 шаг выделение общей части корня пример гриб грибок грибной грибница и группе однокоренных слов общая часть корень гриб наблюдайте как образовываются однокоренные слова куст кустик thule стульчик море мориак зима зимовать сон сонливый к каждой группе слов добавьте свои примеры однокоренных слов найдите на картинке однокоренные слова рыба рыбка рыбак рыбалка рыбачить рыбешка докажите что это однокоренные слова запишите их выделите корень [музыка] подберите к данным словам однокоренные слова по образцу мыло мыльницы суп супница хлеб хлебница сахар сахарница гусь гусенок лиса лесёнок тигр тигренок аист аистенок какое слово лишнее as лесной лестница лесник гора гореть черный пригорок тепло теплица теплый жаркий спешите только однако мы слова выделите корень слушайте текст и найдите в нем однокоренные слова заяц хваста очень забавно хвастал заяц хихикнули зайчата прикрыв мордочки лапками засмеялись старушки зайчихи улыбнулись старые зайцы всем было весело заяц и стали прыгать и скакать бегать по полянке все забыли про зайца хвосту послушайте предложение в нашей стране можно встретить очень красивые города городские улицы полны высоких домов мой друг живет в пригороде москвы у него есть загородный домик докажите что перед вами текст дайте ему заголовок и спешите ткните однокоренные слова проверьте себя оцените себя плюс я справился с я сомневаюсь и нос я не справился спасибо успехов
Конспект к уроку русского языка «Родственные слова.
Корень слова и однокоренные слова» 3 класс | Уроки по Русскому языкуКонспект к уроку русского языка «Родственные слова. Корень слова и однокоренные слова» 3 класс
12.10.2015 5410 638 Cуттор Антонина ИвановнаЦель: обобщить знания учащихся о родственных словах, научить способу действий для определения корня в родственных (однокоренных) словах. проконтролировать умения обучающихся использовать полученные знания и умения.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Психологический настрой.
Я улыбнусь вам , а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час.
III. Минутка чистописания. Повторение о словах синонимах. На доске запись:
пасмурный (день) печальная (картинка) правдивый (ответ)
? ? ?
– Сегодня на минутке чистописания мы составим и запишем цепочки из трех букв. Какие это буквы, нам помогут знания о словах антонимах. У каждого слова-антонима берем первую букву.(Пасмурный– ясный, поэтому написана буква я. Антоним к слову печальная – радостная, отсюда буква р. К слову правдивый
противоположное по смыслу – ложный. Значит, третья буква в цепочке – л.)Ярл Рля Ляр …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Первая буква в каждой цепочке прописная. Буквы поочередно в цепочках занимают первое место и становятся прописными.)
IV. Актуализация знаний.
1. Повторение правил о частях слова.
Какая часть слова называется корнем?
Какая часть слова называется суффиксом?
Какая часть слова называется приставкой?
Что общего между суффиксом и приставкой? Чем различаются?
Какая часть слова называется окончанием?
Составьте по этой схеме слова.
2. Разобрать по составу. Подводный, побелка.
3.Ответы на вопросы.
Какие слова называются родственными?
Как называется данная группа слов? (Лень, ленивый, лентяй
4. Значение слова корень в толковом словаре.
— Корень это:
Подземная часть растения (Корень дуба).
Внутренняя часть зуба (корень зуба).
Источник чего –либо (корень зла).
Математическое понятие (корень из 4).
В грамматике: основная часть слова без приставки и суффикса.
V. Работа над темой. 1.Прочитать предложения.
Осень одарила деревья золотой листвой. Начинается листопад. Медленно падают листья на землю. На ветвях не видно ни одного листочка.
-Что вы прочитали? (текст)
-Почему так решили? (общая тема)
-Встречаются ли в данном тексте родственные слова? Назовите. (листва, листопад, листья, листочка)
-Почему их можно назвать родственными?2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
3. Вывод. Какие слова в русском языке будут являться родственными?
Родственные слова
Общая часть Близкие по смыслу
4. Работа по учебнику.
– чтение правила, какие слова называются родственными? — выполнение упражнений на страницах учебника – выписать родственные слова: горка, горение, горняк, горный, загорелся, гористый.
VI. Итог урока. Ребята, над какой темой мы сегодня работали? Что вспомнили? Что узнали нового? Все сегодня очень хорошо потрудились.
VII. Домашнее задание.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
« НазадДЕБЕЛЫЙ 01.03.2018 22:19 ДЕБЕЛЫЙ – в этимологических словарях возводится к индоевропейскому корню *dhabh- «подходить, быть соответствующим», тому же, что в словах ДОБРЫЙ, ДОБЛЕСТЬ, УДОБНЫЙ. По-моему, корень *dhabh- составной. Он состоит из двух древнейших праязыковых корней: *dhē- «делать, дуть (исхождение духа)» и *bheu- «быть, расти». Единое представление, порождаемое двумя корнесловными образами «делать» и «быть» — «совершенный, пребывающий в покое, сытый». Человек, почитающий себя совершенным, добрым и доблестным, пресыщаясь материальными благами, становится равнодушным, ленивым и закосневшим на пути к духовному совершенству Богоподобия. «Сытое брюхо к ученью глухо». Интересно, что в русском языке слово ДЕБЕЛЫЙ сосуществует с однокоренными, но противоположными по значению словами ДОБЛЕСТЬ «высшая добродетель», ДОБРЫЙ «благополучный, несущий благополучие». ДЕБЕЛЫЙ же толкуется как осуждаемый, порочный – недобрый: «толстый, неуклюжий, грубый» (из современных словарей). Такое же историческое переосмысление однокоренных с дебелый слов произошло и в других языках. К примеру, современное английское daft /дафт/ означало древнеанглийском «мягкий», позднее «подходящий», а современном понимании – «бесшабашный»; образованное от daft жаргонное daffy ныне означает «свихнувшийся» по аналогии со средневековым daffe «полоумный».См. быть, делать, добро. |
Морские волки – Стиль – Коммерсантъ
Бушлат — это двубортное укороченное пальто, идеально подходящее для холодных сезонов. Его можно носить как с костюмом, так и с гораздо менее формальными джинсами и худи. Разбираемся, откуда берет свою историю бушлат, и выбираем подходящую модель в преддверии межсезонья.
История бушлата, как и большинства базовых вещей в мужском гардеробе, началась в армии — вернее, в военно-морском флоте. Существует несколько версий того, откуда бушлат начал свою историю. Самая правдоподобная берет начало в Нидерландах XVIII века, как стране с развитым флотом. Голландские моряки носили укороченные двубортные пальто, которые назывались pijjakker — дословно это можно перевести как «пальто из плотной шерстяной ткани». Считается, что корень «pij» и подарил миру англоязычную вариацию «pea coat». В середине и конце XVIII века этот элемент униформы перекочевал в британский и американский флот. Они делали свои бушлаты по образу голландских: из плотной шерстяной ткани темно-синего цвета с широким и высоким воротником и набором из шести пуговиц в два ряда.
Основная задача бушлата — надежно защищать своего хозяина от ветра. От холодного морского воздуха моряков спасали двубортный фасон, а также массивный воротник: в поднятом виде он укрывает шею и затылок от порывов пронизывающего ветра, при этом не мешая боковому зрению. Сейчас поднятый воротник бушлата — это скорее стилистический прием для неформального образа, например с джинсами и трикотажным свитером. Для более формальных мероприятий или встреч воротник все же стоит опустить, а бушлат можно надеть поверх костюма или брюк с минималистичным трикотажем.
Еще одна важная деталь любого бушлата — пуговицы. Изначально они были латунными или позолоченными и на них изображался якорь с веревками. В английском такой якорь называется foul anchor («неправильный якорь»), то есть якорь, который сложнее поднять на борт из-за того, что он обвит веревками. В современных вариациях пуговицы необязательно украшены якорями, однако для любителей аутентичных образов большинство марок производят модели с «правильным» узором.
Куда и с чем носить бушлат? В целом его можно надеть с чем угодно: от костюма из тонкой шерсти до расслабленных треников или джинсов со свитшотом или худи. Самая важная деталь при выборе бушлата — как он сидит на торсе. Изначально это полупальто создавалось для того, чтобы защищать моряков на кораблях, и это нередко было связано с тем, что они носили множество слоев под верхней одеждой. Поэтому у оригинальных бушлатов чуть больше места на торсе. Чтобы избежать мешковатой посадки, лучше выбирать немного приталенную модель или же ушить винтажный бушлат по своим меркам. Главный плюс бушлата состоит в его универсальности, поэтому отталкиваться в составлении образа нужно от самого пальто. Вот несколько вариантов.
Илья Петрук
Rootcast: действительно очень хороший рут!
Латинское корневое слово ver означает «истина» или «правда». Сегодня мы ver y или «по-настоящему» внимательно посмотрим на этот латинский корень — вот «правда!»
Когда присяжные выносят решение ver по судебному делу, они говорят то, что считают «правдой» о виновности или невиновности подсудимого. Иногда это ver dict очень трудно подтвердить ver или сделать «истинным» без тени сомнения. Даже с кажущимися неопровержимыми доказательствами судебное дело может в конечном итоге оказаться несостоятельным или не может быть признано «правдивым» просто потому, что не все факты могут быть раскрыты. Неудивительно, что люди часто оспаривают ver достоверность или «правдивость» судебных разбирательств, особенно когда слышишь о тех бедных жертвах, которые провели многие десятилетия своей жизни в тюрьме, когда они, по сути, все это время были невиновны!
Английское слово « ver y» действует как наречие и прилагательное. Когда используется в качестве наречия, например, ver y good или ver y clean, вы имеете в виду, что что-то «по-настоящему» хорошо или «по-настоящему» чисто.Слово ver y также может использоваться как прилагательное. Представьте себе рыцаря, говорящего своему оруженосцу: «Да ведь это меч ver y, который я потерял в моей последней битве!» В этом случае рыцарь имеет в виду, что это «настоящий» или настоящий меч, который он потерял, а не тот, который просто выглядит так.
Корневое слово ver является основой многих слов, которые имеют какое-то отношение к «истине» и в романских языках. Например, по-испански слово «правда» звучит как ver dade, по-французски «правда» — ver ite, по-итальянски — ver ita, а по-португальски — ver dade.Как видите, корневое слово ver «по-настоящему» удобно не только в английском, но и во многих других языках.
Я надеюсь, что вам «по-настоящему» понравился этот подкаст о корне слова ver ver y действительно очень!
- вердикт : «правда» или «правда» присяжных
- Verify : убедиться, что что-то «правда»
- неподдающееся проверке : то, что нельзя удостовериться, что оно «истинно»
- правдивость : «правдивость»
- очень : «истинно» (нареч.)
- очень : «правда» (прил.)
- verdad : испанское слово, означающее «правда»
- verite : французское слово, означающее «истина»
- verita : итальянское слово, означающее «правда»
- verdade : португальское слово, означающее «правда»
Когда я использую слово: Весь, святой, дырявый
Греческое слово ολοσ (холос) означает целый или целый. Теперь вы можете подумать, что английское слово «целое» имеет то же происхождение, но вы ошибаетесь.
Греческое слово ολοσ происходит от индоевропейского корня SOLO, означающего цельный, твердый, здравый или правильный. Голография написана полностью собственной рукой, а холокост изначально был сожжением всего тела, прежде чем он стал означать уничтожение целой нации. Католический (от греческого κατα, во всем) означает во всем мире. SOLO также дает заботливый (полностью озабоченный чем-то), торжественный (полностью религиозный) и солидный. Старая римская монета солид считалась полностью надежной, а солдату платили солидами.Solidago — это род растений, включающий золотарник, который когда-то считался панацеей (исцеляющей людей), и непарнокопытные — копытные с раздвоенными копытами.
Целое, с другой стороны, имеет другой индоевропейский корень, KAILO, доброе предзнаменование или невредимый. Целибат изначально был здоровым человеком (в частности, свободным от венерических заболеваний), а позже — человеком, который жил один. Имена Хельга, Ольга и Элоиза происходят от одного корня, как и святой. Тот, кто здоров, здоров и цел.А приветствие «Радуйся» — это сокращение от «Будь здоров».
Гомофон «отверстие» происходит от еще одного индоевропейского корня, KEL, дупло или скрывать или прятать. Богиня Калипсо семь лет прятала Одиссея на своем острове, задерживая его возвращение на Итаку. Эвкалипт хорошо укрыт, с шапочками над бутонами. Апокалипсис пришел из-под прикрытия и поэтому очевиден в Книге Откровений. А цвета покрывают поверхность вещей, скрывая их. Ад — это дыра в земле, а Хель была скандинавской богиней мертвых.Полые конструкции включают зал, кобуру, шлем и корпус лодки или корпус или шелуху кукурузы.
В 1926 году южноафриканский государственный деятель генерал Ян Кристиан Смэтс изобрел концепцию холизма, определенную в Оксфордском словаре английского языка как «природную тенденцию производить целое из упорядоченной группировки единичных структур», что, по словам Смэтса, « проявляется на всех стадиях существования». Затем, в 1930-х годах, идея холизма была изобретена как разновидность холизма и определена как «учение или вера в то, что целое должно изучаться как таковое.«В настоящее время эти две идеи смешаны, и мы говорим о холистической медицине, когда на самом деле имеем в виду холистическую медицину.
Вот и вся правда.
Что такое щедрость? // Наука о щедрости // Университет Нотр-Дам
- Главная >
- Подробнее об инициативе >
- Что такое щедрость?
Вот два разных подхода к идее щедрости. Первый представляет собой этимологическое эссе, которое предлагает краткое введение в историческое использование слова «щедрость», а также использование Науки Щедрости; второй представляет собой историческое эссе, кратко описывающее важность щедрости для различных культур прошлого и настоящего.
Этимология слова
Современное английское слово «щедрость» происходит от латинского слова generōsus , что означает «благородного происхождения», которое само перешло в английский язык через старофранцузское слово genereux .
- Латинская основа genus является основой склонения genus , что означает «род», «клан», «раса» или «род», с индоевропейским корнем gen , означающим «порождать».»
- Тот же корень дает нам слова генезис, дворянство, пол, гениталии, нееврей, генеалогия и гений, среди прочих.
- Большинство зарегистрированных случаев использования слова «щедрый» в английском языке до и в течение шестнадцатого века отражают аристократическое чувство благородного происхождения или высокого происхождения. Быть щедрым буквально означало «принадлежать к знати».
Однако в 17 веке значение и использование этого слова начали меняться.Щедрость все чаще стала обозначать не буквальное семейное наследие, а благородство духа , которое, как считалось, ассоциировалось с высоким происхождением, то есть с различными замечательными качествами, которые теперь могли различаться от человека к человеку, в зависимости не от семейной истории, а от того, на самом деле обладал качествами.
- Таким образом, в XVII веке великодушие все чаще стало обозначать 90–105 разновидностей черт характера и поступков, исторически связанных (точно или нет) с идеалами действительного благородства: галантностью, отвагой, силой, богатством, мягкостью и справедливостью.
- В дополнение к описанию этих разнообразных человеческих качеств слово «щедрый» стало в этот период использоваться для описания плодородной земли, силы пород животных, обильных запасов пищи, яркости цветов, крепости спиртных напитков и действенности лекарств.
Затем, в течение 18 века, значение «щедрости» продолжало развиваться в направлении, обозначающем более конкретное, современное значение щедрости, щедрости и щедрости в раздаче денег и имущества другим.
- Это более конкретное значение стало преобладать в английском языке к 19 веку.
- За последние пять столетий в англоязычном мире «щедрость» превратилась из описания приписываемого статуса, относящегося к элитной знати, в достигнутый признак замечательных личных качеств и действий, которые теоретически могут быть осуществлены любым человеком, который научился добродетели и благородному характеру.
Современное использование слова
Эта этимологическая генеалогия говорит нам о том, что слово «щедрость», которое мы унаследовали и используем сегодня, влечет за собой определенные исторические ассоциации, которые все еще могут влиять, пусть и слабо, на наши современные культурные представления по этому вопросу.
- Щедрость долгое время не рассматривалась как нормальная черта обычных или всех людей, а скорее как черта, которую должны практиковать люди более высокого качества или большей доброты.
- Щедрость — в отличие, скажем, от того, чтобы говорить правду или не красть, — это скорее идеал, к которому могут стремиться и которого могут достичь лучшие, чем «демократическое» обязательство, которое является обязанностью всех практиковать.
- Таким образом, щедрость может, с положительной стороны, надлежащим образом призывать любого данного человека к более высоким стандартам.
Однако одновременно (и более проблематично) такое двухуровневое понимание может иметь эффект «оправдания» большинства от проявления щедрости из-за их более обычного воспринимаемого статуса.
Из этого исторического обзора мы узнаем, что значения слов могут и действительно эволюционируют, и часто это происходит в ответ на изменение макросоциальных условий, таких как долгосрочный переход от аристократических к более демократическим обществам и культурам.
Наука о щедрости Использование
Для наших целей мы используем слово «щедрость» для обозначения добродетели дарить добро другим людям свободно и в изобилии .
- Щедрость, понимаемая таким образом, представляет собой усвоенную черту характера, которая включает в себя как отношение, так и действие, а в качестве добродетели подразумевает как склонность или пристрастие щедро давать, так и реальную практику щедрого даяния.
- Таким образом, щедрость — это не случайная идея или случайное поведение, а, скорее, в своей зрелой форме основная, личная, моральная жизненная ориентация. Кроме того, в мире нравственных контрастов великодушие влечет за собой не только выраженное нравственное добро, но и отвергание многих пороков (эгоизма, жадности, страха, подлости).
- Щедрость также включает в себя предоставление другим не просто чего-то в изобилии, а предоставление того, что хорошо для других. Щедрость всегда направлена на повышение истинного благополучия тех, кому она дает.
- То, что именно дает щедрость, может быть разным: деньги, имущество, время, внимание, помощь, поощрение, эмоциональная доступность и многое другое.
- Чтобы было ясно, щедрость не тождественна чистому альтруизму, поскольку люди могут быть по-настоящему щедрыми отчасти по причинам, которые служат их собственным интересам, а также интересам других.В самом деле, поскольку щедрость является добродетелью, применение ее на благо других также обязательно означает, что таким образом достигается и собственное истинное, долгосрочное благо.
- Таким образом, щедрость, как и все добродетели, заключается в подлинном просвещенном личном интересе людей учиться и практиковать.
Корни щедрости: краткая история культуры
Добродетель щедрости занимала центральное место в западной традиции, хотя и не всегда под этим именем. Чтобы понять его непреходящее значение, жизненно важно поместить щедрость в более широкий контекст размышлений о гостеприимстве, щедрости, любви и милосердии. Вскоре мы обнаруживаем, что размышление о природе щедрости чаще всего связано с фундаментальными религиозными вопросами, касающимися природы человечества, Бога и отношений между человеком и Богом. Для сохранения понятности и возможности добродетели щедрости в будущем потребуется нечто не менее мощное, чем эти унаследованные контексты смысла и оправдания.
Часто отмечалось особое место гостеприимства на всем Ближнем Востоке. Арабская/исламская традиция, в частности, подчеркивает, что правоверные обязаны перед Богом проявлять щедрое гостеприимство по отношению к незнакомцам, предлагая им убежище и лучшую доступную еду и питье. Эта добродетель имеет глубокие исторические корни, о чем свидетельствует еврейская Библия. Примером этого служит стремление Авраама принять трех незнакомцев, приближающихся к его шатру в пустыне, незнакомцев, которых текст идентифицирует как Яхве, явившегося Аврааму. Оказывая гостеприимство незнакомцам, Авраам тем самым почтил Бога и получил возможность услышать заветное обещание Бога о сыне в старости. Инопланетяне вместе с вдовами, сиротами и бедняками возносятся к особому нравственному вниманию, а израильтянам неоднократно напоминают, что «вы были пришельцами в земле Египетской». Таким образом, забота о тех, кто маргинален в обществе и, таким образом, находится под угрозой исключения из основных ресурсов, предписывается и как ответ на нужды этих людей, и как ответ на спасительную заботу Бога о народе Израиля.
Для христиан быть великодушным означает соответствовать не только Христу, но и любящему божественному Родителю, чей жертвенный дар миру делает возможным человеческое общение в божественной жизни; «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Апостол Павел рассматривал щедрость (выразившуюся в дарах других христианских церквей Иерусалимской церкви) как доказательство истинного характера христианской любви. Для Павла примером этой любви является Христос, который «хотя и был богат, но ради вас обнищал» (2 Коринфянам 8:9). Щедрость предполагает отдачу сверх своих средств, хотя Павел также отмечает, что те, кто сейчас отдает из своего изобилия, могут в какой-то момент оказаться в нужде и стать получателями щедрости других.
Щедрость также считалась добродетелью в классическом языческом контексте. Это третья из добродетелей характера, обсуждаемых Аристотелем, следующая за мужеством и умеренностью.Щедрый человек, по Аристотелю, — это тот, кто отдает свое богатство таким образом, что достигает середины между расточительством и алчностью. Щедрый человек не дает без разбора, а стремится давать хорошо и красиво. Это, в свою очередь, требует отдачи нужным людям, в нужном количестве, в нужное время, с удовольствием и без оглядки. для себя. Аристотель предполагает, что давать тем, у кого нет хорошего характера, или тем, кто отвечает лестью, не является истинной щедростью.Щедрость пропорциональна чьим-либо ресурсам, поэтому она не зависит от обладания большим богатством. Однако он тесно связан с добродетелью великолепия, которая, по Аристотелю, действительно предполагает крупномасштабные пожертвования для достижения достойных целей, в частности тех, которые приносят пользу обществу в целом.
Фома Аквинский, чья мысль представляет собой вершину средневековой схоластики, впитал большую часть аристотелевского описания щедрости в свое собственное объяснение щедрости, но его трактовка сосредоточена на том, как свобода от привязанности к деньгам и имуществу делает возможным правильное использование этих внешних благ. .Либеральность не является разновидностью справедливости, хотя она и обсуждается под заголовком справедливости; оно не дает другому того, что собственно говоря его, т. е. должное ему, но дает другому то, что принадлежит ему самому. Подобно Аристотелю, Фома Аквинский предполагает, что существуют более и менее подходящие способы отдачи своего богатства.
Однако суть рассказа Аквината о даянии находится не в его рассуждениях о щедрости, которые сосредоточены на расположении дающего к богатству, а в его обсуждении внешних актов благотворительности, особенно благотворительности и раздачи милостыни бедным. .Самое главное, эти действия значимы, потому что они являются способом сообразоваться с Богом, природа которого — самокоммуникативная доброта. Взаимная любовь божественных Лиц выражается вовне в сотворении и искуплении мира. Люди призваны с благодарностью отвечать на Божью любовь любовью к Богу и друг к другу. Делая добро, мы стремимся делать добро другим, подражая тому добру, которое Бог сделал и делает для нас. Давать просто для того, чтобы получить взамен, — это не милостыня, а алчность, форма эгоизма.Фома Аквинский настаивает на том, что эти акты милосердия в принципе должны распространяться на всех, в том смысле, что мы должны быть готовы делать добро всем, включая незнакомцев и врагов. Однако, отмечая ограниченность человеческой деятельности, он утверждает, что наше благодеяние обычно должно быть сосредоточено на тех, кто нам ближе всего и дороже всего, с одной стороны, и на тех, чьи потребности наиболее неотложны, с другой. Фома Аквинский признает, что эти утверждения могут противоречить друг другу, и что потребуется благоразумное суждение, чтобы определить, как должны быть направлены благотворительные действия в любой конкретной ситуации.
Сегодня мы ассоциируем слово «благотворительность» в первую очередь с благотворительной помощью бедным. Забота о бедных, а также о вдовах, сиротах и узниках всегда была центральной деятельностью христианских церквей. Щедрость была не просто добродетелью отдельных людей, но корпоративной ответственностью, институционализированной множеством способов. В шестнадцатом веке по всей Европе произошел фундаментальный сдвиг в сторону централизованной организации помощи бедным. Этот сдвиг временами рассматривался как искажение истинной щедрости, как, например, в широко распространенном хоре восхвалений добровольных частных пожертвований в восемнадцатом веке.Задача состояла в том, чтобы сохранить в корпоративных формах благотворительности, как государственной, так и неправительственной, церковной и нецерковной, некоторый элемент личной заботы и спонтанного дара.
Влиятельное направление современной континентальной философии утверждало, что господствующие общепризнанные представления о щедрости на Западе недостаточно безусловны и предают ожидания взаимности. Эммануэль Левинас настаивает на том, что истинная щедрость не делает различий между более или менее достойными получателями и не уступает в ожидании возврата.Скорее, это безусловная открытость Другому, раскрытие себя инаковости таким способом, который готов поставить под сомнение собственную идентичность. Жак Деррида развил эту линию размышлений до утверждения о невозможности дара. Как только что-то признается подарком, получатель становится должником и обязан предложить возврат; бесплатный дар, таким образом, превращается в экономический обмен. Дар может существовать только до тех пор, пока он остается непризнанным ни дарителем, ни получателем.Аргумент Деррида подвергся резкой критике. Самое главное, неясно, почему желание взаимности (в отличие от «подарка», зависящего от взаимности) портит щедрость, особенно когда щедрость понимается в основном как самоотдача в надежде установить отношения с кем-то. разное.
Эти современные размышления о щедрости и даре, наконец, лучше всего понять как поиск основных тем в западной традиции, а не принципиально новый отход.