Обобщённая теорема Фалеса
Основные понятия
Прежде чем сформулировать теорему Фалеса и доказать её, напомним несколько ключевых определений геометрии:
- четырёхугольник;
- параллелограмм;
- трапеция.
Четырёхугольник имеет четыре вершины.
Параллелограмм — это четырёхугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны друг другу. В параллелограмме равны противоположные стороны между собой и противоположные углы.
Трапеция — это такой четырёхугольник, у которого две противоположные стороны параллельны друг другу, а две другие противоположные стороны не параллельны друг другу.
В целях понимания, приведём примеры задач с параллелограммом и трапецией.
Пример 1
Задача. Найти углы параллелограмма $ABCD$, если $\angle A=73^{\circ}$.
Решение. Сделаем такой рисунок:
Рисунок 1. Параллелограмм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунке проведена прямая, параллельная $AB$ из вершины $B$. Угол, образованный вершиной $B$, проведённой прямой и стороной $BC$ равен $73^{\circ}$ как накрест лежащий относительно $\angle A$. По определению развернутого угла (развёрнутый угол равен $180^{\circ}$) получаем простые вычисления:
$\angle B=180-73=107^{\circ}$. Так как в параллелограмме противоположные углы равны, то $\angle C=\angle A=73^{\circ}, \angle D=\angle B=107^{\circ}$.
Ответ. $73^{\circ}, 73^{\circ}, 107^{\circ}, 107^{\circ}$.
В примере выше можно было решить через свойство четырёхугольников о том, что сумма углов выпуклого четырёхугольника равна $360^{\circ}$. Для этого нужно было бы дополнительно доказать, что параллелограмм — это выпуклый четырёхугольник. Этот простой вопрос останется читателю для размышлений на досуге.
Пример 2
Задача. Найти $\angle B$ и $\angle D$ в трапеции $ABCD$, если $\angle A = 47^{\circ}, \angle C = 108^{\circ}$.
Решение. Сделаем рисунок:
Рисунок 2. Трапеция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунке проведена прямая, параллельная $AB$ из вершины $B$. Угол, образованный вершиной $B$, проведённой прямой и стороной $BC$ равен $47^{\circ}$ как накрест лежащий относительно $\angle A$. По определению развернутого угла получаем простые вычисления: $\angle B=180-47=133^{\circ}$.
На рисунке также проведена прямая параллельно $CD$ из вершины $D$. Угол, образованный вершиной $D$, проведённой прямой и стороной $CD$ равен $108^{\circ}$ как накрест лежащий относительно $\angle С$. По определению развернутого угла получаем простые вычисления: $\angle B=180-108=72^{\circ}$.
Ответ. $133^{\circ}, 72^{\circ}$.
Как и в случае параллелограмма, данную задачу можно проверить, сложив все углы данной трапеции. Их сумма должна быть равна $360^{\circ}$. Можно убедиться, что сумма всех углов данной трапеции действительно равна $360$.
Владея ключевыми понятиями, можем перейти к теореме Фалеса и её доказательству.
Теорема Фалеса
Теорема названа в честь древнегреческого ученого Фалеса Милетского. Звучит она следующим образом:
Теорема 1
Если последовательно отложить на прямой несколько равных друг другу отрезков и провести через их концы параллельные прямые, которые пересекают вторую проведённую прямую, то эти параллельные прямые отсекут на ней также равные отрезки.
Доказательство теоремы Фалеса
Докажем эту теорему.
Рассмотрим рисунок:
Рисунок 3. Доказательство теоремы Фалеса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На прямой $a$ отложены следующие отрезки: $A_1 A_2, A_2 A_3, A_3 A_4,…$. Через эти отрезки проведены несколько параллельных прямых, пересекающих прямую $b$ в соответствующих точках $B_1,B_2,B_3,B_4,…$. Докажем, что отрезки $B_1 B_2, B_2 B_3, B_3 B_4,…$ равны между собой. Для начала упростим задачу и докажем следующее: $B_1 B_2 = B_2 B_3$.
На рисунке прямые $a$ и $b$ параллельны. Следовательно, $A_1 B_1 B_2 A_2$ и $A_2 B_2 B_3 A_3$ — параллелограммы. Это означает, что противоположные стороны параллелограммов равны, следовательно, $A_1 A_2 = B_1 B_2, A_2 A_3 = B_2 B_3$. И из $A_1 A_2=A_2 A_3$ следует, что $B_1 B_2= B_2 B_3$.
Есть и другой случай, когда прямые $a$ и $b$ не параллельны:
Рисунок 4. Доказательство теоремы Фалеса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проведём такую прямую $c$, которая параллельна $a$:
Рисунок 5. Доказательство теоремы Фалеса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Прямая $c$ пересекает $A_2 B_2$ и $A_3 B_3$ соответственно в т. $C_1, C_2$. Так как $A_1 A_2=A_2 A_3$, то, по аналогии в предыдущем случае, $B_1 C_1 = C_1 C_2$.
Рассмотрим $\triangle C_2 B_1 B_3$. $C_1$ — середина $B_1 C_2$. $B_2 C_1$ параллельна $B_3 C_2$.
Проведём через точку $B_3$ такую прямую, которая параллельна $B_1 C_2$.
Рисунок 6. Доказательство теоремы Фалеса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Точкой $D$ обозначено пересечение $B_2 C_1$ с проведённой прямой. Получаем параллелограмм $C_1 C_2 B_3 D$. Так как $C_1$ — середина $B_1 C_2$, а $C_1 C_2= B_3 D$ (как противоположные стороны параллелограмма), следовательно, $C_1 B_1 = B_3 D$.
Рассмотрим $\triangle C_1 B_1 B_2$ и $\triangle B_2 B_3 D$ Они равны согласно второму признаку равенства треугольников. То есть так как выполняются равенства $C_1 B_1 = B_3 D$, $\angle C_1 B_1 B_2 = \angle B_2 B_3 D$ и $\angle B_1 C_1 B_2=\angle B_2 D B_3$ (как лежащие накрест углы при пересечении параллельных прямых $B_1 C_2$ и $B_3 D$ секущими $B_1 B_3$ и $C_1 D$).
Следовательно, $B_1 B_2= B_2 B_3$.
Аналогично доказывается равенство $B_2 B_3=B_3 B_4$ и другие.
Таким образом, в данной статье мы полностью разобрали теорему Фалеса, произвели подробное её доказательство, фигурируя известными понятиями.
spravochnick.ru
Подготовка школьников к ЕГЭ и ОГЭ (Справочник по математике — Планиметрия
Теорема Фалеса. Через произвольные точки
A1, A2, … An–1, An,
лежащие на стороне AO угла AOB (рис.1), проведены параллельные прямые, пересекающие сторону угла OB в точках
B1, B2, … Bn–1, Bn,
соответственно. Тогда справедливы равенства
Рис.1
Доказательство. Докажем сначала следующую лемму.
Лемма. Через произвольную точку C, лежащую на стороне OA треугольника OAB, проведена прямая, параллельная прямой AB и пересекающая сторону OB в точке D (рис.2).
Рис.2
Тогда справедливо равенство
(1) |
Доказательство леммы. Опустим из точек A и B перпендикуляры AK и BL на прямую CD (рис.3). Заметим, что эти перпендикуляры равны, поскольку AKLB – прямоугольникпрямоугольник.
Рис.3
Из точки D опустим перпендикуляр DF на прямую OA (рис.4).
Рис.4
Из точки C опустим перпендикуляр CG на прямую OB (рис.5).
Рис.5
В соответствии с рисунком 4 площади треугольников OCD и ACD можно вычислить по формулам
Следовательно,
В соответствии с рисунком 5 площади треугольников OCD и BCD можно вычислить по формулам
Следовательно,
Кроме того, заметим, что площади треугольников ACD и BCD равны. Действительно, в соответствии с рисунком 3 справедливы формулы
Следовательно,
SΔ ACD = SΔ BCD ,
откуда получаем цепочку равенств
что и завершает доказательство леммы.
Воспользовавшись леммой, заметим (рис.1), что из равенства (1) вытекают равенства
откуда на основе свойств производных пропорций, заключаем, что справедливы равенства
что и завершает доказательство теоремы Фалеса.
Следствие. Если через точки
A1, A2, … An–1, An,
лежащие на стороне AO угла AOB (рис.6) и удовлетворяющие условию
A1A2 = A2A3 = … =
= An–2 An–1 = An–1An ,
проведены параллельные прямые, пересекающие сторону угла OB в точках
B1, B2, … Bn –1, Bn ,
соответственно, то справедливы равенства
B1B2 = B2B3 = … =
= Bn–2Bn–1 = Bn–1Bn ,
Рис.6
На нашем сайте можно также ознакомиться нашими учебными материалами для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по математике.
www.resolventa.ru
Теорема Фалеса и обобщенная теорема, формула
ТЕОРЕМАЕсли параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.
На рисунке 1, по теореме Фалеса, если прямые , а отрезки , то .
Обобщение теоремы Фалеса (Теорема о пропорциональных отрезках)
ТЕОРЕМАПараллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают от сторон угла пропорциональные отрезки.
На рисунке 2, согласно обобщенной теореме Фалеса, если , то
Примеры решения задач
Понравился сайт? Расскажи друзьям! | |||
ru.solverbook.com
Теорема Фалеса (8 класс)
Урок геометрии в 8 классе. Дата проведения: _______________
Тема: «Теорема Фалеса»
Цели:
Образовательные:
— рассмотреть теорему Фалеса и её доказательство;
— закрепить теорему Фалеса в процессе решения задач;
— совершенствовать навыки решения задач на применение знаний по теме «Трапеция»
Воспитательные:
— формирование способностей анализировать свои действия, умения внимательно слушать
Развивающие:
Развитие логического мышления, воображения, памяти, кругозора, умения рассуждать и аргументировать.
Оборудование:
Ход урока.
Сообщение темы и целей урока.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Тема сегодняшнего урока «Теорема Фалеса». Вы не только познакомитесь с этой теоремой, её доказательством, но также увидите, где можно ее применить.
Предлагаю выполнить такое задание: разделить отрезок на две, четыре, три части с помощью циркуля. (Учащиеся выходят к доске и показывают)
Перед вами стоит проблема деления отрезка на три равные части, а ученые столкнулись с проблемой деления отрезка на равные части много веков назад. И, конечно, они нашли выход из положения.
И чтобы нам сегодня справиться с возникшей задачей, докажем одну из важнейших теорем геометрии, которая называется Теорема Фалеса. Кем же был Фалес, что в его честь даже названа теорема в геометрии?
Фалес Милетский – древнегреческий философ из г. Милета (Малая Азия – территория современной Турции). Сведения о его жизни до сих пор носят противоречивый характер, но считается, что:
— именно он привез геометрию из Египта и познакомил с нею греков; его последователи и ученики основали Милетскую школу;
— именно его греки уже в древности называли «отцом философии»;
— именно он «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент;
— именно он ввёл календарь по египетскому образцу, в котором год состоял из 365 дней.
— одна из легенд гласит, что будучи в Египте, Фалес поразил фараона Амасиса тем, что сумел точно измерить высоту пирамиды. Как вы думаете, как он это сделал? Дождался пока длина тени от палки станет равной самой палке, значит и тень от пирамиды равна будет самой пирамиде;
— он предсказал солнечное затмение в мае 585 года до н.э.
Но одна из важнейших заслуг Фалеса в том, что ученый первый стал доказывать геометрические теоремы:
круг делится диаметром пополам;
в равнобедренном треугольнике углы при основании равны;
при пересечении двух прямых образуемые ими вертикальные углы равны;
два треугольника равны, если два угла и сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого.
Вот такой был Фалес Милетский, в честь которого названа теорема в геометрии и эту теорему мы сегодня и рассмотрим.
Изучение нового материала.
Помощь в доказательстве Теоремы Фалеса нам окажет задача № 384, которую мы сейчас решим. (презентация)
Задача. Через середину М стороны АВ
треугольника АВС проведена прямая, параллельная стороне ВС. Эта прямая пересекает сторону АС в точке N. Докажите, что AN = NC.Доказательство.
Проведем DC║АВ.
Рассмотрим Δ AMN и ΔNDC.
AM = MВ (по условию), МВ = DC (как противоположные стороны параллелограмма BMDC), поэтому AM = DC.
Угол 1 равен углу 2, угол 3 равен углу 4 (как накрест лежащие углы при пересечении параллельных прямых AB и CD секущими AC и MD)
Из 1) и 2) Δ AMN = ΔNDC, значит AN = NC, что и требовалось доказать.
Какой вывод из этой задачи мы можем сделать?
Если в треугольнике через середину одной стороны провести прямую, параллельную одной из двух других сторон, то эта прямая пройдет через середину третьей стороны.
Теорема Фалеса: «Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие вторую прямую, то они отсекут на второй прямой равные между собой отрезки».
Доказательство:
Пусть на прямой l1 отложены равные отрезки А1А2, А2А3, А3А4, … и через их концы проведены параллельные прямые, которые пересекают прямую l2 в точках В1, В2, В3, В4, …. Требуется доказать, что отрезки В1В2, В2В3, В3В4, … равны друг другу. Докажем , например, что В1В2 = В2В3.
Пусть l1║l2. Тогда А1А2 = В1В2, А2
А3 = В2В3, как противоположные стороны параллелограммов А1 В1В2 А2 и А2В2В3А3. Т.к. А1А2 = А2А3, то и В1В2 = В2В3.Если l1 и l2 не параллельны, то через точку В1 проведем прямую l║ l1. Она пересечет прямые А2В2 и А3В3 в некоторых точках C и D. Так как А1А2 = А2А3, то по ранее доказанному В1С = СD. Отсюда получаем В1В2 = В2В3.
Теорема доказана.
Закрепление пройденного материала.
Решение задач на готовых чертежах.
Практическая работа.
Разделить отрезок на 5 равных частей.
Итоги урока.
— С какой теоремой вы сегодня познакомились?
— На сколько частей вы теперь можете разделить данный отрезок?
Собрать из кусочков Теорему Фалеса.
Домашнее задание.
Решить задачу № 391
Выучить доказательство теоремы Фалеса
(см. запись в тетради или задачи № 384, 385)
Выполнить практическую работу:
Разделить отрезок на 11 равных частей.
infourok.ru
Конспект «Теорема Фалеса» (8 класс)
Учебный проект
«Теорема Фалеса» в 8 классе
Учитель Гармаева Ц.Ц.
Цели урока:
Образовательная: доказать теорему Фалеса, научить применять её при решении задач по математике
Развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес к учебным дисциплинам, умение применять свои знания на практике.
Воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, расширять кругозор учеников.
Оборудование и материалы:
Компьютер
Проектная работа “Теорема Фалеса”.
Плакат с рисунками 1,2,3.
Приложение
Задачи учителя
Показать практическое применение теоретических знаний учащихся при решении задач по геометрии и информатике.
Выявить глубокие связи между математикой и информатикой.
Название проекта: Теорема Фалеса
Тема проекта: Теорема Фалеса
Вид проекта: учебный.
Типология проекта: практико-ориентированный, индивидуально- групповой.
Предметные области: математика.
Гипотеза: Если человек знает как разделить отрезок на равные части, возникнет ли необходимость их применять в жизни?
Ход урока:
Приветствие и вступительное слово о целях урока.
Фронтальный опрос учащихся:
1. Какие отрезки называются равными?
2. Какие прямые называются параллельными? На рис. 1 покажите параллельные прямые.
3. Какие углы называются вертикальными, внутренними накрест лежащими? Покажите их на рис.2
4. Сформулируйте теорему о свойстве параллельных прямых, пересечённых третьей прямой.
5. Сформулируйте признаки равенства треугольников. По каким признакам равны треугольники на рис 3?
Объяснение нового материала (приложение)
Учащиеся вместе с учителем изучают и выполняют работу по новой теме с помощью просмотра презентации «Теорема Фалеса».
Сегодня мы докажем теорему, носящую имя древнегреческого учёного Фалеса, который жил в 624-547г.г. до н.э. Про древнегреческого ученого Фалеса расскажет ученица Дондокова Людмила.
Великий учёный Фалес Милетский основал одну из прекраснейших наук — геометрию. Известно, что Фалес Милетский имел титул одного из семи мудрецов Греции, что он был поистине первым философом, первым математиком, астрономом и вообще первым по всем наукам в Греции. Короче: он был то же для Греции, что Ломоносов для России.
Карьеру он начинал как купец и ещё в молодости попал в Египет. В Египте Фалес застрял на много лет, изучая науки в Фивах и Мемфисе. Считается, что геометрию и астрономию в Грецию привёз он.
Фалес — математик. Он измерил по тени высоту пирамиды; установил, что окружность диаметром делится пополам, что углы при основании равнобедренного треугольника равны. Ему же принадлежит теорема, что вписанный угол, опирающийся на диаметр окружности- прямой.
Фалес доказал теорему: “Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне”.
При активном участии учащихся разбирается доказательство теоремы с последовательным показом на экране каждого этапа построения чертежа и доказательства теоремы.
Из условия теоремы Фалеса делается вывод, что вместо сторон угла можно взять любые две прямые.
Затем ученики в парах выполняют в тетрадях практическую задачу на деление отрезка длиной в 7см. на 6 равных частей.
Греческие ученые открыли множество геометрических свойств и создали стройную систему геометрических знаний. В ее основу они положили простейшие геометрические свойства, подсказанные опытом. Остальные свойства выводились из простейших с помощью рассуждений.
Все этапы решения задачи учащиеся видят на экране. Это способствует зрительному запоминанию алгоритма решения и выполнения данной практической задачи
Вторую часть урока ведёт учитель информатики. Ученики вместе с учителем на компьютерах делят отрезок на три равные части.
Выполнение практического задания
Разделить данный отрезок на 3-равные части на компьютере
Используемые ИНСТРУМЕНТЫ
• стрелка;
• линейка (отрезок, луч).
Используемые КОМАНДЫ
• построения;
• правка;
Порядок работы:
1 .Построим данный отрезок АВ.
2.Проведем из т. А полупрямую а, не лежащую на прямой АВ.
3.Отложим на полупрямой а 3 равных отрезка.
Для этого используем команду ПОСТРОЕНИЯ— “окружность по центру и радиусу”; зададим произвольный радиус СО и построим на полупрямой а 3 окружности.
Они отсекают на полупрямой а равные отрезки АЕ=ЕР=РО.
4.Соединим точки В и О.
5. Проведем через точки Е и Р прямые, параллельные прямой ВО.
6. Они пересекают отрезок АВ в точках Н и I , которые делят отрезок АВ на 3 равные части; т.к. по теореме Фалеса:
Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.
Домашнее задание.
Задача: Разделить отрезок длиной 5 см. на 7 равных частей. Выучить теорему Фалеса.
Подведение итогов урока.
Общие выводы. Заключение
Осуществление данного учебного проекта позволило учащимся развить свои навыки работы не только с дополнительными источниками по математике, но и с компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет, а также коммуникативные способности учащихся.
Участие в осуществлении проекта позволило углубить знания по применению математики в различных областях, а также закрепить знания по указанной теме. Следует отметить, что полученные в ходе осуществления проекта знания извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности ученика. Это способствует их глубокому усвоению.
В целом работа по проекту прошла успешно, в ней приняли участие практически все ученики 8 класса. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания путем самостоятельной работы. На защите своего проекта выступал каждый ученик. На заключительном этапе были апробированы практические приемы работы, проведен самоанализ в виде презентации.
Проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению, т.к. она:
-Личностно ориентирована.
-Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения.
-Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах.
-Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела.
-Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Презентация.
Приложение
Теорема: если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.
Дано: угол, параллельные прямые пересекают стороны угла, А1А2=А2А3
Доказать: В1В2=В2В3
Доказательство.
Проведём через точку В2 прямую ЕF, параллельную прямой А1А3.
По свойству параллелограмма А1А2=FВ2, А2А3=В2Е.
Так как А1А2=А2А3, то FВ2=В2Е
Треугольники В2В1F и В2В3Е равны по второму признаку ( у них В2F=В2Е по доказанному. Углы при вершине В2 равны как вертикальные, а углы В2FВ3равны как внутренние накрест лежащие при параллельных А1В1 и А3В3 и секущей ЕF.)
Из равенства треугольников следует равенство сторон: В1В2=В2В3
ЗАДАЧА: РАЗДЕЛИТЕ ДАННЫЙ ОТРЕЗОК НА n РАВНЫХ ЧАСТЕЙ
1.Проведём из точки А полупрямую а, не лежащую на прямой АВ.
2.Отложим на полупрямой а равные отрезки:АА1, А1А2, А2А3, …, Аn-1Аn.
3.Соединим отрезком точку Аn с точкой В.
4.Через точки А1,А2, … Аn-1проведём прямые, параллельные АnВ.
5.По теореме Фалеса отрезки АВ1, В1В2, …,Вn-1В равны.
infourok.ru
math-public:obobshchenaya_teorema_falesa [Президентский ФМЛ №239]
Лемма
Пусть на сторонах $AB$ и $BC$ треугольника $ABC$ отмечены точки $M$ и $N$ соответственно. Тогда
Если $BM:MA=BN:NC$, то $MN\parallel AC$;
Если $MN\parallel AC$, то $BM:MA=BN:NC$;
Доказательство
Докажем первый пункт леммы.
Пусть $BM=a, MA=xa, BN=b, NC=xb$.
Тогда $\dfrac{BM}{BA}=\dfrac{a}{a+ax}=\dfrac{1}{1+x}=\dfrac{b}{b+bx}=\dfrac{BN}{BC}$.
Тогда треугольники $BMN$ и $ABC$ подобны по второму признаку подобия
треугольников, так как $\angle B$ – общий.
Следовательно, $\angle 1=\angle 2$,
а так как это соответственные углы при секущей $AB$, то $MN\parallel
AC$.
Докажем второй пункт теоремы.
Так как $MN\parallel AC$, то $\angle 1=\angle 2$, а поскольку $\angle B$ – общий, то
треугольники $BMN$ и $ABC$ подобны.
Тогда $\dfrac{BM}{BA}=\dfrac{BN}{BC}$, откуда
$\dfrac{BM}{BM+MA}=\dfrac{1}{1+\dfrac{MA}{BM}}=\dfrac{1}{1+\dfrac{NC}{BN}}$.
Следовательно, $\dfrac{MA}{BM}=\dfrac{NC}{BN}$.
Обобщенная теорема Фалеса
Параллельные прямые отсекают на секущих пропорциональные отрезки.
Доказательство
Пусть параллельные прямые $l_1, l_2, l_3$ пересекают прямые $a$ и
$b$ в точках $A_1, A_2, A_3$ и $B_1, B_2, B_3$ соответственно.
Пусть при этом $A_1A_2:A_2A_3=x$.
Докажем, что тогда $B1B_2:B_2B_3=x$.
Рассмотрим случай, когда прямые $a$ и $b$ параллельны.
Тогда $A_2A_1B_1B_2$ и $A_3A_2B_2B_3$ –
параллелограммы, следовательно, $A_1A_2=B_1B_2$ и $A_2A_3=B_2B_3$, и
так как $A_1A_2:A_2A_3=B_1B_2:B_2B_3=x$.
Рассмотрим случай, когда прямые $a$ и $b$ не параллельны.
Проведем через точку $B_1$ прямую $c$, параллельную прямой $a$.
Пусть прямые $l_2,l_3,l_4$ и прямая $c$ пересекаются в точках $C_2,
C_3, C_4$.
По первому случаю $B_1C_2:C_2C_3=x$, кроме того $B_2C_2\parallel B_3C_3$.
Тогда по второму пункту леммы $B_1C_2:C_2C_3=B_1B_2:B_2B_3=x$.
Замечание
Следующее утверждение неверно:
пусть прямые $l_1, l_2, l_3$ пересекают прямые $a$ и $b$ в точках $A_1,A_2,A_3$ и
$B_1,B_2,B_3$ соответственно. Тогда из того, что
$A_1A_2:A_2A_3=B_1B_2:B_2B_3$ следует, что $l_1\parallel
l_2\parallel l_3$.
math-public/obobshchenaya_teorema_falesa.txt · Последние изменения: 2016/04/13 23:35 — labreslav
wiki.sch239.net
Теорема Фалеса — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Эта теорема о параллельных прямых. Смотри также Теорема Фалеса об угле, опирающемся на диаметр окружности.
Теорема Фалеса — теорема планиметрии о параллельных и секущих.
Вне русскоязычной литературы теоремой Фалеса иногда называют другую теорему планиметрии, а именно, утверждение о том, что вписанный угол, опирающийся на диаметр окружности, является прямым. Открытие этой теоремы действительно приписывается Фалесу, о чём есть свидетельство Прокла.
Формулировки
Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие вторую прямую, то они отсекут на второй прямой равные отрезки.
- Более общая формулировка, также называемая теорема о пропорциональных отрезках
Параллельные прямые отсекают на секущих пропорциональные отрезки:
- A1A2B1B2=A2A3B2B3=A1A3B1B3.{\displaystyle {\frac {A_{1}A_{2}}{B_{1}B_{2}}}={\frac {A_{2}A_{3}}{B_{2}B_{3}}}={\frac {A_{1}A_{3}}{B_{1}B_{3}}}.}
Замечания
- В теореме нет ограничений на взаимное расположение секущих (она верна как для пересекающихся прямых, так и для параллельных). Также не важно, где находятся отрезки на секущих.
- Теорема Фалеса является частным случаем теоремы о пропорциональных отрезках, поскольку равные отрезки можно считать пропорциональными отрезками с коэффициентом пропорциональности, равным 1.
Доказательство в случае секущих
Доказательство теоремы ФалесаРассмотрим вариант с несвязанными парами отрезков: пусть угол пересекают прямые AA1||BB1||CC1||DD1{\displaystyle AA_{1}||BB_{1}||CC_{1}||DD_{1}} и при этом AB=CD
wiki2.red