Древнерусский театр – История возникновения русского театра | курсы актерского мастерства, театральная школа в Москве студия актерская школа театр Образ Сергей Базаров

Древнерусский театр

Русское театральное творчество зародилось в эпоху первобытнообщинного строя и в большей степени, чем живопись и архитектура, связано с народным творчеством. Почвой, на которой появились его первоначальные элементы, являлась производственная деятельность славян, которые в народных обрядах и праздниках превратили ее в сложную систему драматического искусства.

Древнерусский театр 1Фольклорный театр в славянских странах существует и поныне. Свадьба, похороны, земледельческие праздники представляют собой сложные ритуалы, длящиеся порой несколько дней и широко использующие такие театральные элементы, как драматическое действие, пение, танец, костюм, декорации (обряжение свата, невесты, хороводы, ритуальные или развлекательные игры и т.д.). У древних славян нашел отражение и характерный для мирового язычества праздник воскрешения умершей природы.

После принятия христианства роль народных игрищ в жизни общества значительно снизилась (церковь преследовала язычество). Театральное народное творчество тем не менее продолжало жить до XX века. Поначалу его носителями были скоморохи. На народных игрищах исполнялись популярные «игры ряженых», «покойничьи» представления с «ученым медведем». Народный театр дал театр Петрушки.

Любимыми на Руси были кукольные представления – вертепа, позже райка (Украина), на юге и западе – батлейки (Беларусь). Эти представления давались с помощью деревянного ящика, разделенного на верхний и нижний ярусы. На верхнем этаже игралась серьезная часть представления на тему библейского сказания о рождении Христа и царе Ироде. На нижнем этаже показывали бытовые комические и сатирические сценки, во многом напоминавшие театр Петрушки. Постепенно серьезная часть вертепного представления сокращалась, а вторая часть разрасталась, дополняясь новыми комическими сценкамДревнерусский театр 2

и, вертепный ящик из двухъярусного стал одноярусным.

Вплоть до XVII века в России театральность являлась органичным компонентом народных обрядов, календарных праздников, разыгрываемых хороводов. Элементы ее входили в церковную службу, и именно здесь по мере усиления светского начала в русском обществе начинает формироваться профессиональный театр.

Первоначально возникли литургические действа. Это достаточно сложные театральные представления, используемые для усиления воздействия церковной службы и прославления единства государственной и церковной власти. Известны «пещное действо» (инсценировка расправы царя Навуходоносора над христианами) и «хождение на осляти» (розыгрыш сюжета Библии в вербное воскресенье).

Дальнейшему развитию театрального дела в России способствовали придворный и школьный театры XVII века. Еще при царе Алексее Михайловиче придворные празднества, приемы, церемониалы стали оформляться с большой долей театральности – выразительно и пышно. Первый русский профессиональный театр комедийная храмина был придворным и входил в число регламентированных «потех» царя. Возглавил его в 1662 году магистр богословия, пастор и руководитель школы при лютеранской офицерской кирхе в Немецкой слободе Москвы И. Грегори. Само же здание было открыто в 1672 году в селе Преображенском спектаклем «Артаксерксово действо».

Появление школьного театра на Руси связано с развитием школярского образования. В западной Европе он возник в XII веке в гуманистических школах как своеобразный педагогический прием и первоначально служил только учебно-воспитательным целям. Он помогал учащимся в форме игры овладевать различными знаниями: латинским языком и библейскими сюжетами, поэтикой и ораторским искусством. В XVI веке возможности духовного воздействия школьного театра стали использоваться в религиозно-политических целях: Лютером в борьбе с католиками, иезуитами – с лютеранством и православием. В России школьныйДревнерусский театр 3

театр использовался православием в борьбе против римско-католического влияния. Его зарождению способствовал монах, воспитанник Киево-Могилянской академии, образованный человек, политический деятель, просветитель и поэт Симеон Полоцкий. В 1664 году он приезжает в Москву и становится воспитателем царских детей при дворе. В сборнике его произведений «Рифмологион» были напечатаны две пьесы – «Комедия о Новхудоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» и комедия «Притча о блудном сыне».

Пьесы С. Полоцкого по своему характеру предназначены для придворного театра. По своим достоинствам они стоят выше школьных пьес того времени и предваряют развитие театра XVIII века. Таким образом, функционирование «комедийной храмины» и появление первых профессиональных драматических произведений С. Полоцкого явилось началом исторически необходимого и закономерного процесса освоения достижений мировой театральной культуры в России.

Симеон Полоцкий был не только талантливым поэтом и драматургом. В мировой художественной культуре он сыграл значительную роль как крупнейший славянский теоретик искусства, рассматривающий проблемы художественного творчества – литературы, музыки, живописи. Как богослов, он отмечал, что искусство являет собой высшее духовное творчество. К нему он относил поэзию, музыку и живопись.

Древнерусский театр 4Интересны эстетические и воспитательные взгляды С.Полоцкого на искусство. Монах утверждал, что искусство прекрасного «есть духовная и душевная польза для людей». Согласно его рассуждениям, нет поэзии, живописи, музыки без гармонии, пропорции и ритма. Без искусства нет воспитания, так как через его воздействие на души людей отрицательные эмоции вытесняются положительными чувствами. Через красоту музыки и слова неудовлетворенные становятся терпеливыми, ленивые – тружениками, глупые – умными, грязные – чистыми сердцем.

С. Полоцкий создал первую в славянском регионе классификацию изобразительного искусства, возвысив живопись до Семи свободных искусств. То же касается и музыки. Он обосновал ее эстетическую ценность и доказал необходимость для церкви многоголосого пения в гармоничном сочетании голосов. Ладо-тональное разнообразие музыки, отмечал С. Полоцкий, диктуется ее воспитательной функцией.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

От скоморошества до храмины. Как на Руси зарождалось театральное искусство | КУЛЬТУРА

Глумцы

Истоки современного русского театра уходят в народное творчество — обряды, праздники. Со временем ритуалы потеряли магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра — драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища трансформировались в народные драмы: они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

В 957 году Великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. В 1068 году впервые в летописях упоминаются скоморохи. Их считали своего рода волхвами, но мнение это ошибочно — скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот, вносили мирское, светское содержание. В то же самое время на фресках Киево-Софийского собора начали изображать ипподромные представления.  

Катание на санях на Руси было одним из любимых развлечений.

Первые самодеятельные артисты пели, плясали, балагурили, разыгрывали сценки, играли на музыкальных инструментах и лицедействовали. Нищенствующих людей, не имевших ни жилья, ни пропитания, ни одежды, заставляла заниматься таким промыслом нужда. Скоморохи уважением и славой не пользовались — это была совершенно иная профессия, чем у сегодняшних актеров. 

Одним из видов их искусства был «глум» — то есть сатира, а их самих называли «глумцами» — насмешниками. В первых же летописных сведениях скоморохи именуются служителями дьявола, а церковные поучения XI-XII веков объявляли их греховниками. Особенно сильному преследованию комедианты подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Однако никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

Часто бродячие артисты объединялись, вместе ходили по Руси, показывая свои таланты и прося за них подаяние. Постепенно на городских площадях начали появляться легкие постройки — балаганы, где скоморохи принимали посетителей-зрителей. Представления приурочивались к масленичным и пасхальным гуляниям, торговым ярмаркам.

И хотя официально считается, что первый в России балаган был связан с именем Петра I, народные представления на Руси были известны задолго до него.

Придворные шуты

Актеры народных театров высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, при этом с сочувствием изображая простых людей. Представления строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, а исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию. Исполняли обычно сказки, былины, песни и играли на разнообразных инструментах.

Постепенно скоморохи становились все популярнее, и появление придворных шутов в царских хоромах XIV века было воспринято как обычное явление. Но и власть, и церковь продолжали преследовать комедиантов, и их искусство не смогло перерасти в профессиональный театр. Против артистической братии были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века и Уставная грамота начала XVI века: церковь настойчиво ставила лицедеев в один ряд с носителями языческого мировоззрения — волхвами и колдунами. 

Николай I всегда проявлял благосклонность к поэту.

В XVII веке складываются первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Так, кукольная комедия о Петрушке, которого сначала звали Ванька-Рататуй, рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете.

Школьный театр

Возникновение придворного театра во многом связано с интересом знати к западной культуре. Идея о его создании принадлежит Михаилу Федоровичу — первому русскому царю из династии Романовых. В 1643 году его дочь Ирина готовилась к свадьбе с датским принцем Вальдемаром. К этому событию из Страсбурга в Россию прибыли комедианты, но через месяц по неизвестным причинам были высланы из страны.

Незаконченное отцом дело завершил Алексей Михайлович: с 1672-го по 1676 год в Москве «работал» придворный театр. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» состоялось 17 октября 1672 года. Спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, на сцене также «работали» иноземцы. Позже в принудительном порядке началось привлечение и обучение русских «отроков». Актерами назначили «64 молодых мужиков и мальчиков-подростков». Жалованье им платили нерегулярно, но зато не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались пышностью, иногда они сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. Сначала представления шли в личном доме одного из царских вельмож, однако вскоре в подмосковной резиденции царя — селе Преображенском — построили настоящее театральное помещение. После смерти царя придворный театр закрыли, и показы возобновились только при Петре I. 

Многие уверены, что Медный всадник отлит из меди.

Кроме придворного, в России в XVII веке существовал и школьный театр: при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писали преподаватели и силами учащихся ставили исторические трагедии, аллегорические драмы, а также интермедии — сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Комедийная храмина

Вскоре театр перестал быть только забавой царского двора. Начали появляться крепостные или, как их тогда называли, «потешные» театры. В Петербурге, например, труппы набрали графы Ягужинский и Шереметев. Благодаря частным подмосткам возможность выходить на сцену получили и женщины.

В 1702 году по велению Петра I создали Публичный театр, рассчитанный на массового зрителя. Специально для него на Красной площади в Москве выстроили «Комедийную храмину». Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. Репертуар содержал иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, и театр прекратил свое существование в 1706 году. Император был им недоволен, ведь артисты не выполнили его жесткие условия: пьесы должны длиться не более трех действий, иметь любовные интриги и быть «не слишком грустны, не слишком серьезны, не слишком веселы».  Многие уверены, что Медный всадник отлит из меди.

При императрице Анне Иоанновне возобновились придворные спектакли, маскарады и прочие увеселения. Например, знаменитая свадьба шутов в Ледяном доме. Пьесы давались преимущественно комического содержания: императрица предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актеры в конце действия непременно колотили друг друга».

Популярность приобрели европейские гастролеры, например, итальянский и ирландский композиторы Джованни Паизиелло и Джон Филд, французский пианист Александр Дюбак, певцы Леон Леонов, Луиджи Лаблаш, Камилло Эверарди. Совместно с иностранцами начали выступать и русские артисты. Так, с 1751 года в Зимнем дворце в составе Петербургской придворной итальянской труппы на сцену вышла Елизавета Белоградская, считающаяся первой профессиональной певицей России. А 30 августа 1756 года вошло в историю: состоялся указ об учреждении первого публичного театра в России, в Петербурге (подробнее об этом на с. 2). Началась новая эра Императорских театров в стране.

Кстати

Несмотря на то, что скоморохов «не уважали», а православная церковь и вовсе преследовала их, в Сибири имела место другая история. Так, в Тобольской епархии святитель Филофей Лещинский (кстати, большой любитель театральных постановок) открыл духовный театр и сам писал для него пьесы. Они носили просветительский характер — обыгрывались библейские сюжеты, давались духовные наставления. Названия постановок говорили сами за себя: «Рождество Христово», «Блудный сын», «Грешник кающийся». Филофей, чьей миссией было обратить сибиряков в православное христианство, считал, что сценические представления библейских событий сильнее действуют на чувства современников.

Сцену для театральных пьес установили подле самого архиерейского дома в Тобольске, рядом с Софийским собором. На комедии, трагедии и драмы, дававшиеся в духовном театре, народ созывали церковным колоколом — звоном, который обычно оповещал о литургиях в храмовые и престольные праздники.

1. Истоки русского театра.

Элементы театра проявляются во всем и в обрядах и охоте и играх… В обряде соединяются вместе и игра, и драма, и сам обряд (повторяемость-обрядность, текст-драма и все это игра — игрища)

Театр начинается с игрища( по русской традиции) : свадьба, похороны, встреча весны, хоровод (позже Рождество — ряженые — отголоски язычества, весной в марте — день поминовения умерших, тоже рядились и пугали прохожих, летом день Ивана Купалы. Прыгали через костры, осенью сбор урожая – время свадеб)

3 типа хороводов: круговой, линейный(разновидность кругового) идвухлинейный (участвуют 2 рода)

Хоровод двухлинейный— не развлечения, а жизненная необходимость. Задача — умыкнуть из соседней шеренги девицу. Нельзя совершать браки внутри одного рода.

Круговой хоровод— трудовые магические действа.

Во время хороводов выделяются лидеры-руководители хоровода и те кто произносят и импровизируют текст.

Приход весны. В разных местах отмечали по разному. Один из сценариев:

Играли трехактное действо.

Утром красивую девушку в костюме Весны выводили из деревни. Она пряталась за пригорком. Когда солнце начинало вставать, люди шли на пригорок, встречали девушку-весну и вели ее в деревню. Это был первый акт- встреча весны.

Потом начинались пляски хороводы. Задача- оберечь весну от смерти. Смерть- это тоже роль (везде разные образы — женщина в белом, парень в рваной рубахе, старец). В итоге смерть касалась своей палкой Весны и та умирала. Это был 2 акт. И третий акт- похороны весны. Ее клали на доску, в корыто или гроб и ее оплакивали.

Выделялись талантливые люди, которые сначала играли на общественных началах, потом они сделали это своей профессией. Так появились скоморохи.

История русского театра делится на несколько основных этапов.

Начальный, игрищный этапзарождается в родовом обществе и заканчивается к 17 веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в1756 году.

Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в 18 веке.В конце 17 века бытовал термин«комедия»,а на всем протяжении века-«потеха»(Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину «театр» предшествовал термин«позорище«, термину «драма» —«игрище», «игра».

В русском средневековье были распространены синомичные им определения — «бесовские», или «сатанические», скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в 16 — 17 веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину «игрище» близок термин «игра» («игры скоморошеские», «пировальные игры»). В этом смысле «игрой», «игрищем» называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет «игра» в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д.Термины «игрище» и «игра» в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до 19 — 20 веков.

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество — обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились вигры-представления.В них зарождались элементы театра — драматическое действие, ряженье, диалог.В дальнейшем простейшие игрища превратились внародные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

За много столетий до того как сложился русский профессиональный театр, театральные элементы уже существовали на Руси в языческих религиозных обрядах древних славян и в народной поэзии — пантомимах, хороводах, инсценированных «игрищах», театрализованных бытовых обрядах, ряжении, народной драме и народном фарсе.

Все эти виды народной поэзии отражали языческие верования, так что пришедшее из Византии христианство сразу же отнеслось к ним враждебно. Уже Несторв своей летописи (11 в.) называет трубы и гусли не иначе как «дьявольскими лестьми». Одному из персонажей летописи, Исаакию, бесы являлись, по словам летописца, с музыкальными инструментами. Описывая нравы некоторых славянских племен, Нестор отмечает, что они«схожахуся на игрище, на плясанье и бесовская игрища«. Проповедник и писатель 12 в.Кирилл Туровскийназывает музыкальные инструменты «сопелями сотонинскими». Аналогичными эпитетами клеймят «игрища» и другие литературные памятники 1.

В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности — на драмы, обряды, игры.Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности — диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством.

Игрища прививали вкус к драматическому творчеству. Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество.Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов.Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались «русалиями». В 15 веке содержание понятия «русалии» определялось так: бесы в образе человеческом. А московский «Азбуковник» 1694 года уже определяетрусалии как «игры скоморошеские«.

Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. При феодализме театральное искусство культивировалось, с одной стороны «народными массами», а с другой — феодальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи. В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети 11 века изображены ипподромные представления.В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи.

Киевской Руси были известны театры трех родов:

придворный, церковный, народный.

Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев — скоморохов.Скоморошество — явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

Враждебно отнеслась православная церковь к скоморохам — лицам, выделившимся из среды участников религиозных и бытовых обрядов и ставшим профессионалами-потешниками. Выступления скоморохов сопровождались пением, пляской, показом акробатических трюков, демонстрацией дрессированных собак и медведей. Уже в одних этих чисто развлекательных выступлениях церковь усмотрела начала, прямо противоположные ее идеалам и выступила против них со всей решительностью и энергией. «Выдвигая аскетические идеалы,— говорит историк русского театра Т. С. Данилов,— церковь боролась со скоморохами, как представителями языческих развлечений, утверждавших культ плоти»

Но наряду с этим была и другая, не менее важная с точки зрения церковников, причина для непримиримой борьбы их со скоморохами. Она заключалась в том, что в репертуаре скоморохов стали появляться еще народные драмы, в которых было выражено недовольство народа существующими порядками. Даже в драмах, сюжетом которых являлись библейские сказания, например о царе Ироде, отражались оппозиционные настроения народа, а в сатирической драме скоморохи в самом непривлекательном виде изображали бояр и духовенство. Антиклерикальные выступления скоморохов только усиливали ненависть к ним церковников, отвечавших им постоянными нападками и преследованиями. Образцы резких нападок на скоморохов мы находим, в частности, в»Домострое»— сборнике 16в., состоявшем из правил преимущественно семейно-бытового поведения. Перечисляя «всякие богомерзкие дела», «Домострой» относил к ним «песни бесовские, плясание, скакание, гудение, трубы, бубны, сопели…»В главе «О неправедном житии» содержались нападки на тех, кто «всякое дьяволе дьявольское угодие творит», и предсказывалось, что они «все вкупе будут во аде, а зде прокляты»

Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.

Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи.

Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра.Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, иодним из видов их искусства был «глум», т. е. сатира.Скоморохов именуют «глумцами», т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.

Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии.О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев («Повесть временных лет»).Церковные поучения 11-12 веков объявляют грехом и ряженья, к которым прибегают скоморохи. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни.Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

Гораздо серьезнее были угрозы церковного собора, созванною в 1551 г. и известного под названием «Стоглав» (по числу принятых им постановлений). Указав, например, что«в мирских свадьбах играют глумотворцы и органники, и гусельники, и смехотворцы и бесовские песни поют …», собор постановил:«Скомрахом и глумцам пред свадьбою не ходити, а священником бы о том запрещати с великим запрещением».

По поводу того, что на кладбищах во время поминок христиане «плачутся по гробом умерших с великим воплем, и егда скомрахи учнут играти во всякие бесовские игры и они от плача преставше, начнут скакати и плясати, и в долони бити, и песни сотонинские пети…», собор повелевал «всем священникам по всем градом и по селом, чтобы православных християн наказывали и учили, в которое времена родители своя поминают… православных християн не смущали теми бесовскими играми».

В связи с тем, что вместо посещения церковной службы в праздничные дни христиане развлекались «всякими играми и песньми сатанинскими», собор постановил, «чтобы православные христиане на таковые бесования не сходилися и чтобы проклятое еллинское бесование впредь попрано было до конца»

В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь «хитрецами», «мастерами» пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. Их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим массам. Это делало их мастерство не просто бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически вредным и опасным. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами.С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей.Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571г.) и Потешную палату (1613г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов.

Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими элементами.

Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр.Для рождения театральных трупп не было условий — ведь власти преследовали скоморохов. Церковь также преследовала скоморохов, обращаясь за содействием к светской власти. Против скоморохов были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века.Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами).И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.

В то же время церковь принимала все меры к утверждению своего влияния. Это нашло выражение в развитии литургической драмы.

Литургический театр.

Литургических драм было три: Пещное действо (на Рождество), шествие на осляти и умовение ног (оба на Пасху).Пещное действо было связано с ветхим заветом. А шествие на осляти и умовение ног с Рождеством

Пещное действо было сложным . Там была декорация- печь, в которую Навуходоносор ввергал трех отроков, поклоняющихся христианству. Из купола церкви спускался Ангел и покрывал печь своими крылами. Это было сложно, но эффектно и публике нравилось.

Шествие на осляти было связано с шествием Иисуса Христа в Иерусалим и игралось в первое воскресение Пасхи(вербное воскресение) 41.15-описание обряда!

Умовение ног игралась в чистый четверг 43.15

Вертеп- прообраз кукольного театра выставлялся перед церковью противопоставлялся скоморохам. Но люди часто выбирали представления скоморохов, потому что они были боле разнообразны и церковь оставалась пустой. Поэтому они воевали. И в 17 веке скоморохов удалось уничтожить.

Одни литургические драмы пришли к нам вместе с христианством, другие — в 15 веке вместе с вновь принятым торжественным уставом «великой церкви» («Шествие на осляти», «Умовение ног»).

Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь не создавала своего театра.

В Россию литургическая драма пришла из Византии в 16 в.

Во время рождественских праздников в церкви совершалось так называемое «Пещное действо».Оно представляло собой инсценировку библейской легенды о том как трое отроков отказались поклониться идолам. За эта ассирийскийцарь Навуходоносор вверг их в огненную печь, но ангел, посланный богом, спас их.

«Пещное действо» было довольно популярно в России но уже в следующем столетии церковь от него отказалась, так как исполнители часто прибегали к шуткам вносившим светский элемент в церковную обрядность

Другие литургические драмы были связаны с пасхальными праздниками. Одна из них, так называемое «Умовение ног», пришла к нам очень рано и удерживалась очень долго. В основе этой инсценировки лежал евангельский рассказ о том, как во время тайной вечери Иисус омыл ноги своих учеников. Роли исполняли: Христа — архиерей, а учеников — священники.

Явно политический смысл имела пришедшая с пpaвославного Востока инсценировка другого евангельского рассказа, носившая названия «Действо цветоносия» или «Хождение на осляти».По ходу инсценировки патриарх; изображая Христа, усаживался на осла, которого царь брал под уздцы и вел к церкви Василия Блаженного В других городах патриарха заменял митрополит, a царя — боярин.

Обряд «Хождение на осляти» оказался столь же недолговечным, как и «Пещное действо», но по другой причине: этим обрядом церковь подчеркивала свои претензии на светскую власть; когда же патриарх Никон, олицетворявший эти претензии, потерпел поражение, его преемнику патриарху Иоакиму пришлось созвать в 1678 г. собор который объявил обряд лишенным догматического основания. С этого времени он сохранялся только в Москве а после того как Петр I упразднил патриаршество, с обрядом было вовсе покончено.

Любопытно отметить, что, руководствуясь политическими соображениями, Петр сохранил при этом другой обряд — «умовение ног», «тем самым как бы предписывая смирение главе церкви, а следовательно и духовенству вообще» .

В 17 веке Симеон Полоцкий(1629-1680)пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной.

В 17 веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения.Кукольная комедия о Петрушке(его звали вначалеВанька-Рататуй)рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете.По-настоящему театр появился в 17 веке — придворный и школьный театр.

Почти одновременно с церковным театром, пришедшим к нам с Востока, с Запада к нам начал проникать школьный театр.Появление его на Западе было вызвано пробудившимся в эпоху Возрождения интересом к античной литературе. Для лучшего усвоения латинского языка и католических школах того времени сочинялись преподавателями и ставились силами учащихся школьные драмы. Помимо учебных целей, католики и протестанты пользовались школьным театром для полемической борьбы друг с другом.

17 век стал роковым для скоморохов. К власти пришла церковь.Это рождение новой династии. Перед этим было смутное время, почти век. В 1613 году началась династия Романовых. Первым стал шестнадцатилетний -Михаил Федорович. Управлял фактически его отецФиларет, который поднялся до патриарха. Практически государство подчинялось церкви. КогдаАлексей Михайлович (внук Филарета) большой любитель развлечений и скоморохов взошел на трон, ему пришлось подписывать некоторые указы о запрещении скоморохов (48, 55 год)(3.30- подробней). Конечно скоморохи, особенно глумотворцы, сошли на нет. Остальные же, кто-то ушел в цирк, кто-то в кукольный театр (артисты Ефимовы)

Артамон Матвеев– друг царя Алексея Михайловича. Царь рано потерявший жену и живший бобылем ходил в его дом. Там часто устраивали представления. Это были любительские спектакли, похожие на школьный театр (возникший в семинарии), с которым царь познакомился в г. Полоцке, во время войны с Польшей. Там некий монах по имени Симеон показал ему представление своих учеников.

Алексей Михайлович мечтал о своем театре и просил своих послов привести кого-то, чтоб научил русских комедию ломать. Иностранцы отказывались по трем причинам: морозы сильные, медведи по улицам ходят (до 18 века пока Елизавета Петровна не приказала убрать медведей из городов, это было частое зрелище. Медведи участники – ярмарок, площадных представлений и вечерами их прогуливали по городу). Третья причина- крепостное право. Боялись, что уехать не смогут.

Артамон Матвеевобратил внимание царя на немецкую слободу (17.04). Это слобода где жили все иностранцы, которые приезжали в Москву.Иоган Готфрид Грегори(пастор Грегори)- швед, попавший в плен во время шведской войны. Он был учителем. Но потом стал пастором. Кирха –церковное здание. Царь попросил его стать руководителем придворного театра и для первого спектакля он выбрал текст из ветхого завета – книга Эсфирь.

Наталья Нарышкина по совету Матвеева стала второй женой Алексея Михайловича. Именно она ему родила Петра в1672 году. Этот год совпал с годом первой постановки придворного театра. Спектакль был показан осенью в день именин Натальи Нарышкиной в селе Преображенском. А еще сюжет Эсфири и нечто произошедшее при дворе Алексея Михайловича совпало.

(21.25 – подробно про сюжет Эсфири) Артистами были мальчики 15-16 лет. Специального здания не было. Просто под театр оббивали комнату штофными обоями и выстраивали подмостки. Вместо стульев был расстелен большой ковер и кресло для Алексея Михайловича и рядом с ним стоял толмач(он переводил с немецкого текст). А бояре стояли вдоль стен и по бокам сцены. Сзади зала была сделана клеть для царицы и царских дочерей. Видеть их лица в 17 веке было нельзя.

Театр в 17, 18 веках был малоподвижный в плане мизансцен. Почти статичный. Действие происходило за сценой. А вестник приходил и рассказывал обо всем.

Бояре не понимали немецкого и им было скучно и тяжело это смотреть. Спектакль длился без перерыва 10 часов. А царю нравилось и он даже не прервался на обед.

Последствия: Царь приказал отобрать 25 русских мальчиков для обучения актерскому ремеслу у Грегори. Никто не хотел этим заниматься и их заставляли насильно.

Следующий спектакль «Юдифь»был сыгран уже этими русскими мальчиками.(31.50- о сюжете) Гибнер сменил Грегори после его смерти, а потом Чижинский. И со временем спектакли приобрели светский характер. Сюжеты стали брать не из библии. А из античного мира. Был поставлен даже один балет (примитивное хождение под музыку) поставил его строитель крепостейфортификатор Лин

Бахрушин- собиратель театральных реликвий начал свою коллекцию с балетных туфелек. Которые ему дарили балерины(35.40- про развитие балетного искусства)

Алексей Михайлович был религиозным и знал что театр это грех и после театра он мылся в бане, молился. Накладывал на себя ипетимью и спектакли поэтому проходили 2 раза в год на именины Алексея Михайловича и именины Натальи Нарышкиной. Этот театр умер вместе с Алексеем Михайловичем. И все актеры радостно вернулись домой.

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре.Этот придворный театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы»Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири)состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место.Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских «отроков».Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами.После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Кроме придворного, в России в 17 веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева.Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии — сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя.Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии.У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Школьный театр, это постепенно усложняющееся действо, начиналось оно с того, что люди просто перед группой учеников читали большие куски церковных текстов, которые нужно было заучить. Потом появился некий реквизит. Его выносили, когда про это читалось. В конце концов появились подмостки и тексты стали разыгрывать. Тексты были религиозные и нравоучительные. И действующими лицами часто были понятия (милосердие, любовь, подлость, нравственность…). И самыми продвинутыми были спектакли, в которых действовали ангелы и черти, потому что люди их воспринимали, как себе подобных. До нас дошла пьесаДмитрия Ростовского«Покаяние грешного человека».Ее поставил Борис Покровский в Новой опере под название «Ростовское действо».

(08.19)- подробней про пьесу. Эту пьесу играл и Ф.Волковв своей ярославской труппе.

Царь Алексей Михайлович пригласил в 60десятые годы 17 века в Москву Симеона Полоцкогодля обучения своих детей. Но главное для нас, что он первый русский драматург. До него текст и актер были единым целым, после него произошло разделение- актера и драматургии.Полоцкий написал 2 пьесы — Пещное действо и Блудный сын(оба из ветхого завета). Блудный сын содержит в себе основу будущего русского театра. Эта притча была использована автором, как современный текст. Событие подобное библейскому произошло при дворе Алексея Михайловича (Воин — сын боярина Ардына Нащекина был послан отцом в Париж и не захотел возвращаться. Царь посоветовал не посылать ему денег, и когда отец так сделал, сын вернулся)

Весь 18век, а потом и 19 будет иметь в русском театре много аллюзий(созвучие с другим временем), то есть переброски сюжетов с одного на другое время. Русский театр единственный. Кто так широко этим пользовался. И родоначальником этого стал Симеон Полоцкий.

Писались школьные драмы преимущественно на религиозные темы и носили следы средневековой схоластики. Характеризуя дошедшие до нас школьные «действа», историк театра П. О. Морозовопределял их как«безжизненные схемы и бессодержательные формальные опыты, проникнутые сухим, отвлеченным дидактизмом и не имеющие никакой связи с окружавшею школу живою действительностью»

Но вместе с тем в школьную драму включались также интермедии (или, как их еще называют,— интерлюдии), не имевшие ничего общего с основным текстом драмы. Это были небольшие житейско-бытовые сцены, совершенно не связанные с сюжетом пьесы. В отличие от основного текста интермедии писались на разговорном языке.

Когда в конце 16 в. у нас встал вопрос о насаждении школ как в образовательных целях, так и для борьбы с прозелитизмом католической церкви, образцами для них послужили католические же школы с их программами и методами преподавания. Не забыт был при этом и школьный театр.

Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры.

Но с этого момента интерес к театру на Руси не утихает. Давались любительские спектакли в селе Преображенском у дочери царя Натальи Алексеевны и в селе Измайловском у вдовы его сына Иоанна. Спектакли эти игрались царскими детьми в основном для себя. Видел их и Петр 1. Но создание театра при нем было связано со всей его западной политикой, с желанием повернуть Россию на западный путь развития. Для него театр это рычаг, который позволял образовать Россию. Петр строит в 1702 году в Москве на красной площади первое театральное здание (сейчас там стоит исторический музей). Он был построен по западноевропейским образцам на 400 мест с балконом и бельэтажем. Декорация, костюмы и бутафория были готовы раньше, чем что-то поставили. Это говорит о том, что в 18 веке декорация и костюмы носит вневременной характер. И все подходило для любой пьесы и не соответствовало ни одной из них.

Симультанные декорации.

Петр хочет, чтоб театр был регулярным и труппа была славянской. Он послал послов в Чехию, но чехи не приехали, потому что в то время там не было театра. Там играли немецкие, английские, французские труппы.В итоге приехали немцы-труппа Кунста.Они играли на немецком языке. Кунсту тоже дали в обучение русских мальчиков. В отличие от первых учеников – эти не разбежались после прекращения существования театра.

Кунст вместо библейских сюжетов вывел на сцену сюжеты городских романов с любовной линией.Минус был в том. что игралось все на немецком языке и зрителей было мало. Но они приходили ради того, чтоб между актами посмотреть интермедии на русском языке, это пародии русских актеров на то, что только что показывали немцы. Пародируя они практически передавали содержание. Эти интермедии назывались- поперечные действия.

Спектакли играли 4 раза в неделю. Билеты стоили от 2 до 10 копеек. До 9 часов не закрывались ворота городов и пошлину на воротах не брали (46.00 – про пошлины)

Вместа умершего Кунста стал руководить Фюсти жена Кунста- актриса увезла всю труппу Кунста на Родину и театр бесследно исчез. Театр был деревянный и его разнесли по бревнышку

В 1707 году театр прекратил свое существование

В учебнике написано, что Петр хотел театр, который бы прославлял его победы, а театр Кунста не справлялся с этим, поэтому Петру этот театр не нравился. На самом деле театр Петру нужен был для поднятия культурного уровня русского народа, как часть образовательного процесса. Но театр Кунста все же прославлял царя, но только не на прямую, а через Александра Македонского. Это была единственная фигура, через которую можно было прославить вождя. (спектакль Кунста «О двух градах»про Македонского)

Причиной падения театра было то, что живо увлекающийся Петр так же быстро охладел к театру, как и увлекся. У него появилась новая игрушка (1703 году он начал строить Питер)

Но семя было брошено. И оно дало толчок для встречи актера и зрителя. С этого момента в Россию стали приезжать иностранные труппы и оставались работать в России на сезон, но бывало, что оставались и еще на год другой.

В этот период в России работали: Королины Нейбер, итальянская опера, французский балет, итальянская комедия дель арте

В 1738 году – было создано первое музыкальное театральное училище. Чтоб сэкономить деньги, русские стали воспитывать свой кордебалет и хор, а из Франции и Италии стали выписывать только солистов.

Но из этого училища выходили и самородки: Марк Полторацкий– ведущий русский бас.

18 век- век женского правления (Екатерина 1, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна, Екатерина 2). Россия превратилась в просвещенную монархию.Были учреждены университет, академия художеств, шляхетный корпус и театр.

Бассевич,один из современников, близких к Петру, писал:«Царь находил, что в большом городе зрелища полезны». Театр царя Алексея Михайловича преследовал политические цели, но ориентировался на очень ограниченный круг придворных, между тем как петровский театр должен был вести политическую пропаганду в широких слоях городского населения.Это обусловило создание общедоступного театра.Петр хлопотал о привлечении в Россию на первое время таких актеров, которые владели бы если не русским, то хотя бы одним из близких к русскому славянских языков. Так, когда в 1702 году в Россию прибыли актеры немецкой труппы, им был задан вопрос, не могут ли они играть по-польски; когда в 1720 году Петр вторично приглашал труппу, то пытался привлечь чешских актеров. Но обе попытки Петра не имели успеха.

При Петре по-прежнему развиваются два основных вида театра: школьный и светский; в эту пору начинают появляться также пьесы городского драматического театра, широко развивавшегося во второй четверти 18 века. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.По велению Петра I в 1702 году был создан публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание —«Комедиальная храмина«. Там давала спектакли немецкаятруппа И. Х. Кунста.В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.Самому Петру не удалось создать постоянного публичного театра. Обе попытки московская, и петербургская не дают нужных результатов. Тем не менееименно в петровскую эпоху закладывается прочный фундамент для дальнейшего развития русского театра. При Петре I перед театром вполне отчетливо ставится политическая и художественная задачи- служить делу государственного строительства России. В эту пору складывается ранняя русская драматургия-часть новой светской художественной литературы. Впервые театр становится средством просвещения широких масс, — правда далеко не достигая в этом смысле цели, но все же функционируя как театр публичный и общедоступный.В петровскую эпоху появляются в России первые профессиональные антрепренеры, стабилизируется актерская профессия, появляются на сцене первые актрисы. Некоторые время после смерти Петра 1 русский театр продолжает развиватьсяв формах любительского театра, театра городских «низов. Но и здесь осваивается все то, что принесла петровская эпоха русской театральной культуре. И здесь накапливаются силы для борьбы за дальнейшее утверждение национального русского театра.Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца 18века, ставились водевили, комические оперы, балеты.На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы.Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители — представители демократической интеллигенции.

Театр в России в 18 веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

О театре на Руси

Точнее, не о зрелищах вообще, а о начале театра профессионального. На этот счет сейчас симпатичная выставка в Коломенском — «Государевы потешники».

Отсчет профессиональному театру в России ведут от времен правления царя Алексея Михайловича. Но не все так просто — сейчас попробуем разобраться.

Нет, понятно, что зрелищ — а не только хлеба — люди хотели всегда. И в истории зрелищ на Руси историки выделяют две линии. Одна — не удивляйтесь! — связана с церковью. Действительно, православное (вообще-то не только православное, но и христианское вообще) богослужение включало, как и прежде язычество, и театрализованные элементы. Вспомним хотя бы «шествие на осляти» или «пещное действо». И в изданиях вполне церковных обнаруживаем гравюры, на которых показано, как разыгрывались нравоучительные притчи.

Вторая линия более очевидна: это скоморохи. Изображения «игрищ и плясок» мы находим, например, в «Радзивилловской летописи».

Но особенно интересны здесь находки археологов. Прежне всего из Новгорода, где условия почв и климата способствовали сохранению древних артефактов (и Новгородский музей-заповедник активно поучаствовал в подготовке выставки).

Кожаные маски скоморохов сохранились в Новгороде даже в слоях Х века.

Присмотримся к фрагменту резной кости (XIV век): на ней изображение гусляра.

Еще один гусляр — на фрагменте керамической посуды.

Вот и колки от гуслей (X век!).

Вот как гусли выглядели (реконструкция, так называемые «лирообразные») и как на них играли (демонстрирует специалист по музыкальной археологии — оказывается, есть и такая).

Еще один реконструированный инструмент — гудок (это уже смычковый). Тоже был распространен у скоморохов.

И фрагмент подлинника — из археологических находок.

Ну, а кроме того имелись дудки, трещотки, бубенчики… Это тоже подлинная археология.

Вот еще любопытная деталь: медведи, фрагменты детских игрушек. Но и здесь обратим внимание: медведи в намордниках и с отверстием для поводка — то есть это опять-таки участники скоморошьих представлений. Вожаков медведей, вкупе с прочими комедиантами, упоминает в своих записках о «путешествии в Московию» и Адам Олеарий.

Представления скоморохов предназначались отнюдь не только простонародью. Их приглашали и в боярские дома, и даже на царский двор. Вот, к примеру, изображение свадьбы царя Михаила Федоровича (это 1626 год) из Архива древних актов — а в описании отмечено: «…во весь день и до вечера, и в ночи на дворце играли в сурны и в трубы и били по накром…»

При Михаиле Федоровиче помимо своих скоморохов на Руси появляются и гастролеры. Вот афиша выступления труппы канатоходцев Симона Даненфельса из Страсбурга (а в архивах отыскали и выданные труппе разрешения, и подорожные, и массу еще всяких бюрократических актов — но заодно и исторических свидетельств). Это 1644 год.

Казалось бы, воспитанный на этом фоне Алексей Михайлович мог бы продолжить развитие театрального дела. Но вместо этого вскоре после восшествия на престол он начинает рассылать воеводам и думным дьякам «указную память» о «запрещении бесчинств, пьянства, скоморошьих представлений, колядок, качелей, игр в карты и шахматы и бесовских игрищ». Те в ответ отписываются в получении. И подобного в архивах — очень и очень много.

Что такое приключилось? А это новый царь подпал под влияние церковников. Церковь, конечно, издавна осуждала скоморошество, но до реальных гонений дело дошло только теперь — да так, что Алексей Михайлович отказался от музыкантов даже на собственной свадьбе.

Всему, однако, приходит конец. Поссорившись с патриархом Никоном, царь и к эксцессам благочестия охладел. И возжаждал спектакля.

Забавно, что миссия организации театрального дела оказалась возложена на боярина Артамона Матвеева.

То есть не в том дело, что на боярина (кому ж еще дела-то поручать, как не ближнему кругу?), а в том, что возглавлял тот боярин посольский приказ. Говоря нашим языком, министерство иностранных дел. Но и театр стали выстраивать по примеру западноевропейского — так что и русским посланникам в разных странах пришлось потрудиться: и самим знакомиться с представлениями, и актеров с музыкантами уговаривать поработать в России (и опять же мой любимый Архив древних актов примеры этой переписки сохранил).

Правда, первое сценическое представление, 16 февраля 1672 года, было устроено в кремлевском Потешном дворце еще силами живших в Москве иностранцев во главе с пастором Иоганном Готфридом Грегори. А изображение этого первого представления обнаружилось на любопытном керамическом пласте (правда, уже XIX века).

Зато процесс подготовки неплохо отражен в придворных расходных книгах: «…велено зделать в хоромы завес из сукна аглинского красного. В кроенье пошло тридцать один аршин сукна аглинского червчатого. Пришито десть аршин снурка шолкового по две денги аршин. Да тридцать колец медных цена десять денег. И тот занавес взял приказу Болшого дворца подячей Иван Андреев и на памяти расписался…»

Дорогие ткани пошли и на сценические костюмы.

Музыкальное сопровождение тоже европеизировалось. Тот первый спектакль сопровождали виола да гамба, две скрипки и флейты.

Вот так музейщикам удалось реконструировать вид этой постановки.

Ну, и еще существенный момент. Непосредственно в зале представление смотрели сам царь, его сыновья, высокопоставленные царедворцы, некоторые приглашенные московские иностранцы.

А где же, простите, дамы?

А вот они. Царица (овдовевший Алексей Михайлович уже был к тому времени женат второй раз, на Наталье Нарышкиной) и женщины из ее окружения на самом деле тоже смотрели спектакль, но сидели за особым занавесом, в котором были прорезаны дыры.

В общем, представление понравилось, и через некоторое время стали устраивать новые. Актеров и музыкантов выписывали из-за границы — предлагая неплохие по тем временам условия. Вот из доклада все тому же Артамону Матвееву об успехах одного из посланников за рубежом: «…приискал он 8 человек иноземцев комедиантов, коим быть великого государя в службе, а в Московское государство приехать бы им повольно, по тому ж и выехать. Давать по 8 рублев всем вобче. Да им же б вольно было перед всякими людьми за деньги играть, и сверх того ис казны великого государя они никакие издержки не просят. Да он же приискал 2-х человек трубочев, которые умеют розные мусикинские песни трубить. А давать бы тем трубачом по 6 рублев человеку на месяц. И сверх того им же повольно б было везде, где похотят, трубить

Стали между тем писать и свои пьесы. Вот, к примеру, небезызвестное «Артаксерксово действо» в списке времен Алексея Михайловича.

Зал Потешного дворца вскоре стал мал для всех желающих смотреть представления. В селе Преображенском, загородной царской усадьбе, выстроили специальную «комедийную хоромину» (там впервые и было поставлено «Артаксерксово действо»). К написанию новых пьес привлекались самые разные люди — и переводчики посольского приказа, и даже Симеон Полоцкий.

Кроме привозных актеров стали готовить и своих. Тут, правда, не обходилось без эксцессов — и вот разбор одного из таких инцидентов по жалобе московского жителя, предоставившего для размещения учеников такой актерской школы принадлежащие ему строения: «…будучи на том дворе робяты, которые училися комедии, в дву избах печи перепортили и окончины все розломали без остатку; и пол-прясла забору и в сенях и в вышке и в избах мост и лавки, из окошек ставни перепортили и сожгли; и на том его дворе учинили всякое разорение». За что пострадавший требовал от казны «пять рублев с полтиною».

В общем, люди искусства, что с них взять. 🙂

Ну, а театр (пока по-прежнему только придворный), тем не менее, развивался. Из поставленного при Алексее Михайловиче (то есть в последние пять лет, которые ему оставалось жить) известен по меньшей мере десяток пьес. Точнее, сценариев большого синтетического действа, которое могло длиться и до десяти часов.

Между тем еще при Алексее Михайловиче некоторые вельможи стали устраивать представления в собственных домах, привлекая к делу своих крепостных (эта традиция тоже просуществует достаточно долго). Отметим, что в таких театрах, в отличие от царского, на сцену стали выходить и женщины.

Что до царского двора, то не всем из потомков Алексея Михайловича театр оказался столь же интересен. Новый импульс развитию театрального дела придаст уже Петр после возвращения из «великого посольства». И откроет «комедийную хоромину», выстроенную на Красной площади, не только для придворных, но и для всех «охотных смотрельщиков». После Петра особое внимание театру станет уделять Елизавета. Впрочем, все это уже другая история.

История русского театра

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается  в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины — театр, драма вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин — комедия, а на всем протяжении века –―потеха (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину — театр предшествовал термин — позорище, термину — драма — игрище, — игра. В русском средневековье были распространены синомичные им определения — бесовские, или — сатанические, скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину — игрище близок термин — игра (игры скоморошеские, пировальные игры). В этом смысле — игрой, — игрищем  называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет — игра в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины игрище и игра в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.

Народное творчество

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество — обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра — драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что

все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности — диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством. Игрища прививали вкус к драматическому творчеству. Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое

творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов.

Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались-русалиями. В XV веке содержание понятия -русалии определялось так: бесы в образе человеческом. А московский -Азбуковник 1694 года уже определяет русалии как — игры скоморошеские.

Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях.

В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи. Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный, народный.

Скоморошество

Старейшим театром были игрища народных лицедеев — скоморохов. Скоморошество — явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.

Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был ―глум, т. е. сатира. Скоморохов именуют — глумцами, т. е.

насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.

Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев («Повесть временных лет»). Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряженья, к которым прибегают скоморохи.

Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь хитрецами, мастерами пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. Их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим массам. Это делало их мастерство не просто бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически вредным и опасным. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя.

Скоморохи оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571 г.) и Потешную палату (1613 г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов. Представления скоморохов объединили разные виды искусств: и собственно драматические, и церковные и эстрадные. Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими элементами.

Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий — ведь власти преследовали скоморохов. Церковь также преследовала скоморохов, обращаясь за содействием к светской власти. Против скоморохов были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века. Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами). И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.

В то же время церковь принимала все меры к утверждению своего влияния. Это нашло выражение в развитии литургической драмы. Одни литургические драмы пришли к нам вместе с христианством, другие – в XV веке вместе с вновь принятым торжественным уставом великой церкви («Шествие на осмети», «Умовение ног»).

Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь не создавала своего театра.

В XVII веке Симеон Полоцкий (1629-1680) пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной.

Театры XVII века

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр.

Придворный театр

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы ―Артаксерксово действо (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских отроков. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Школьный театр

Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Появление придворного школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Театр начала XVIII века

По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание – Комедиальная храмина.

Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.

Заключение

Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы.

Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители – представители демократической интеллигенции. Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

Это интересно

Все знают, что театр возник много тысяч лет назад, но не всем известно, что это произошло в ходе банального диалога. Афинский поэт Феспид пригласил в свое выступление еще одного декламатора. В древности не было понятия «актриса». Все женские роли исполняли мужчины, переодетые в женские платья.

В Древнем Риме актера, который по сценарию должен был погибнуть, убивали на самом деле. Римская публика очень любила кровавые зрелища.

В штате Вирджиния (США) существует театр, в который можно попасть за продукты питания. Называется он «Бартер Театр». Вам совсем не нужен билет, достаточно захватить с собой бутерброд!

В Сицилии и по сей день можно было попасть на представление длиною в месяц. А в древности были популярны спектакли с продолжительностью в год!

В мире существует театр жесткости, и название его совсем не происходит от издевательских пыток или жестокости. Это театр жестикуляций.

Одна из самых известных фраз по всему миру «Финита ля комедия» первый раз прозвучала с подмостков в Риме. Так актеры завершали свои представления.

В пушкинские временя в театрах отсутствовали дальние сиденья. Было только два или три ряда, которые занимались знатные персоны. Остальные места были стоячими и стоили дешевле, именно оттуда     доносились бурные овации и «Браво!».

Самая первая фонограмма появилась еще в Древнем Риме. Известный драматург того времени Ливий Андроник очень любил не только писать, но и самостоятельно исполнять свои роли. Однажды он потерял голос, тогда сзади него поставили «говорящего» мальчика, а драматургу оставалось только открывать рот.

В Ионии очень ценили аплодисменты зрителей. Поэтому специально для воинов с одной рукой сажали лысых рабов, чтобы хлопая их по лысине, они могли таким образом аплодировать.

В римском театре занавес не поднимается кверху, не расходится в стороны, а опускается в щель в полу.

Известный итальянский комик решил разыграть перед публикой крайне веселую пантомиму с большой бутылкой в руке. По одной из версий, после его провала появилось значение «актерская неудача, провал».

Древнегреческий драматург Фриних, представив народу свою пьесу о разорении греческого люда, очень расстроился. Она настолько огорчила зрителей, что весь театр разорился слезами. В наказание драматурга

отправили на суд, выдвинули штраф и запретили поставку пьес.

Театр и театральное искусство Киевской Руси

Театр на Руси имеет разнообразные истоки, однако, в современном смысле слова, он появился в России только в конце семнадцатого века. Многие исследователи театрального искусства указывают на то, что русский народ имеет способности к сцениче­скому перевоплощению, вероятно поэтому истоки русского театра следует искать, прежде всего, в русском фольклоре. Ритуал народных праздников и церемоний содержал значительный элемент театраль­ного действа. Сложную композицию представляли собой древне­русские обряды: свадебный, похоронный и другие на Руси не справляли, а играли свадьбу, которая, как и спектакль, состояла из нескольких действий и происходила несколько дней в домах род­ственников каждой стороны по очереди. Обряд русской свадьбы — это хорошо расписанный сценарий, где у каждого из присутствую­щих своя роль. Начиналось представление с прихода родственников жениха в дом отца невесты, обычно ночью, как того требовал древний ритуал; сваты в шутливой форме расхваливали достоинства жениха; на девичнике невеста плакала и прощалась с подругами юности. В день свадьбы жених «выкупал» невесту и в христианские цремена вез в церковь венчаться, затем следовал многодневный пир, где ели, пили, плясали, пели песни.

Цикл календарно-обрядовых песен, которые не являлись само­стоятельными, а входили в праздник или действо, включающее элементы театра, танцы, хороводы, шествия, игры,— начинался с зимних обрядов. Самый короткий день года 25 декабря — считался поворотом «солнца на лето». Этот день зимнего солнцестояния после принятия христианства совпал с праздником Рождества Хри­стова. Святки продолжались вплоть до Крещения, то есть до 6 января. Праздновались они весело, с песнями, плясками, ряже­ными, непременным ритуальным застольем. Накануне Рождества, в сочельник, на стол подавалось 12 блюд (по числу месяцев в году, по числу учеников Христа — апостолов). В то же время было принято гадать, колядовать, то есть рядиться в необычные карна­вальные одежды и ходить по соседям, выпрашивая подарки. В период Святок в каждой избе водили зимние хороводы. Хороводные песни считаются очень древними. Самыми распространенными среди них были хороводы-игры, когда участники разыгрывали свеобразное театрализованное представление (19).

На фольклорном фоне нужно рассматривать и творчество ско­морохов — бродячих артистов, которые были площадными актера­ми и музыкантами. Они ходили с одного народного праздника на другой, выступая не только в княжеских хоромах, но и на городских торговых площадях и сельских ярмарках. Скоморохи работали группами, и именно им мы должны быть благодарны за сохранение в веках традиций древнего народного искусства в России. Само название «скоморох», скорее всего, происходит от слова «морочить», иначе веселить, развлекать, а порой и обманывать. Скоморохи — это и певцы, и музыканты, и актеры, и плясуны, и акробаты, и «конферансье», развлекающие публику. Создавая скоморошины, которые исполнялись в сопровождении самых разных музыкальных инструментов — гудка, трубы, дудки, жалейки, рожка, сопели, а также колотушек и ложек, они веселили публику, высмеивали человеческие пороки, а заодно и «сильных мира сего» — попов, бояр, князей. В их творчестве родились многие герои, пережившие века.

С представлениями скоморохов связывается и появление в средневековой Руси кукольного театра, первое упоминание о кото­ром находится в рукописи пятнадцатого века. С кукольным театром, рождением одного из самых блистательных народных героев — Петрушки, связано мастерство импровизации, которое помогло расцвету всех жанров народного искусства на Руси (5).

Русское духовенство считало представления скоморохов прояв­лением язычества и безуспешно пыталось препятствовать им. Такая оценка зафиксирована во многих летописях и церковных трактатах. Летописец Нестор еще в XI в. назвал скоморохов с их музыкальными инструментами, песнями, «русальными играми» пособниками дьявола. На протяжении многих веков церковь продолжала вести агитацию против «игрецов», приравнивая их к бабкам-ворожеям и магам. Отчасти такое отношение сложилось под влиянием решения Константинопольского церковного собора 692 г., которым осужда­лись все виды театральных представлений. Но сама византийская церковь отказалась от своего решения еще в восьмом веке, поэтому византийский театр, который вырос из римской пантомимы, про­существовал до ее последнего дня. Учитывая тесные культурные связи, соединявшие Киевскую Русь и Византию, можно предполо­жить, что византийские артисты бывали на Руси и познакомили местных скоморохов с основами театрального искусства. В Визан­тии, как и в Западной Европе Средних веков, развивалась религи­озная драма (мистерия). Именно театральный момент византийского обряда привлек послов Владимира в христианстве больше, чем что-нибудь иное. Согласно летописи, во время службы в Софийском соборе Константинополя они не знали, где находятся, на земле или на небесах. Позже подобное чувство, возможно, испытывали жители Руси, посещая службы в Софийском соборе Киева и других больших церквях русских городов. В Византии разыгрывались специальные, торжественные службы со сложными ритуалами для празднования главных церковных событий: Пасхи, Рождества Богородицы и др., из которых и выросла византийская религиозная драма.

Таким образом, нам известно, что Киевская Русь была знакома с театрализованной византийской церковной службой, и, хотя у нас нет свидетельств, что религиозная драма, как таковая, существовала в России раньше XVI—XVII вв., но специальные службы по торже­ственным дням проводились уже в киевский период (5).

Старейшие театры России: театр Волкова и другие

Первый в России публичный профессиональный театр появился в 1750 году в Ярославле.

С тех пор их число неуклонно растет. «Культура.РФ» предлагает свой перечень старейших театров, расположенных в разных уголках нашей родины.


Дата основания: 1750 год

Известные люди: Федор Волков, Иван Москвин, Иван Дмитриевский

Знаменитые постановки: «Дом Бернанды Альбы», «Зойкина квартира», «Екатерина Ивановна»

Интересная деталь: Федор Волков (родоначальник театра) играл свои первые спектакли в… амбаре, поэтому местные актеры часто шутят, что все они вышли из «кожевенного амбара».

Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова

Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова

Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова

Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова


Дата основания: 1777 год

Известные люди: Василий Луков, Иван Ермолин, Николай Никитин, Егор Порываев

Знаменитые постановки: «Двенадцатая ночь, или Что угодно?», «Похождения Шипова или старинный водевиль», «В ожидании танго»

Интересная деталь: Большой вклад в развитие театра внес знаменитый государственный деятель Анатолий Луначарский (он был отправлен сюда в ссылку в 1900 году). Все свое свободное время будущий нарком просвещения отдавал театру. «Единственное светлое пятно во мгле — это театр. Калуга тут обогнала многие русские города», — говорил он.

Калужский драматический театр

Калужский драматический театр

Калужский драматический театр

Калужский драматический театр


Дата основания: 1791 год

Известные люди: Полина Стрепетова, Мария Савина, Владимир Давыдов

Знаменитые постановки: «Скрипач на крыше», «Визит дамы», «Роковые яйца»

Интересная деталь: В 2006 году на базе театра находилось Казанское отделение ГИТИСа. Лекции в столице Татарстана читали московские преподаватели. Выпускники курса пополнили труппу театра.

Казанский академический русский Большой драматический театр им. В.И. Качалова

Казанский академический русский Большой драматический театр им. В.И. Качалова

Казанский академический русский Большой драматический театр им. В.И. Качалова

Казанский академический русский Большой драматический театр им. В.И. Качалова


Дата основания: 1793 год

Известные люди: Всеволод Мейерхольд, Михаил Светин, Семен Рейнгольд, Людмила Лозицкая

Знаменитые постановки: «Странный человек», «Хищница», «Ромео и Джульетта», «Поминальная молитва», «Куклы», «История одного преступления»

Интересная деталь: В начале XIX века Пенза по числу театров находилась на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга, а среди провинциальных городов — на первом. В 2008 году здание театра уничтожил пожар, но уже через два года его отстроили заново. Спектаклем открытия стал «Ревизор» в постановке Валерия Беляковича.

Топ-5 старейших региональных театров России. Галерея

Народный дом. 1916 год

Топ-5 старейших региональных театров России. Галерея

Пензенский областной драматический театр имени А.В. Луначарского. 2012 год


Дата основания: 1798 год

Известные люди: Антонина Самарина, Николай Левкоев, Татьяна Рождественская

Знаменитые постановки: «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Мещане»

Интересная деталь: В Нижегородском театре сложилось абсолютно особое отношение к Максиму Горькому. Это единственный театр в России, где были поставлены все его пьесы и большинство прозаических произведений.

Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького

Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького

Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького

Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького


Дата основания: 1808 год

Известные люди: Мария Львова-Синецкая, Гликерия Федотова, Валентина Федотова

Знаменитые постановки: «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Дядюшкин сон»

Интересная деталь: Знаменитое здание театра было возведено в 1863 году. До нас оно дошло в практически первозданном виде.

Костромской государственный драматический театр им. А.Н. Островского

Костромской государственный драматический театр им. А.Н. Островского

Костромской государственный драматический театр им. А.Н. Островского

Костромской государственный драматический театр им. А.Н. Островского


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *