Одушевлено ли слово «душа» и еще про падежи
Эту «фишку» я давно знаю и очень успешно ею пользуюсь. Спасибо неведомому практиканту,об опыте которого нам рассказывали на семинаре по русскому языку во время моей учебы в МГПУ.Для начала про одушевленность. Когда мы говорим, что существительное одушевленное, это не значит, что предмет, им называемый, обязательно живой (то же про неодушевленное и неживой). Эта категория показывает, как предмет воспринимается в языковом сознании. Это не только и даже не столько смысловая, сколько грамматическая категория, и определить ее тоже можно очень легко грамматически. Секрет в вопросах падежей.
Вот вопрос, который не может быть скучным. А как вы думаете: слово «мертвец» одушевленное? А «труп»? А «таракан»? А «робот»? кукла? воздушный змей?
Можно долго обсуждать, приводить доводы, но есть точный способ определения одушевленности или неодушевленности этих слов в языке.
Винительный падеж самый необычный (можно спросить у детей, почему — они ответят). Там вопросы «кто?» и «что?» стоят в разных формах: «кого? что?»
И по винительному падежу можно без труда определять одушевленность.
Не вдаваясь в подробности (могу «вдаться» в комментариях, если интересно), можно сформулировать формулу так:
Существительное одушевленное, если винительный падеж множественного числа совпадает с родительным множественного (кого? кого?). В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. — одушевленное.
И существительное неодушевленное, если винительный множественного совпадает с множественным именительного (что?что?). В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. — неодушевленное.
Проверяем слова: вижу мертвецов (а не «мертвецы»), вижу трупы (а не «трупов»), вижу тараканов, вижу роботов, вижу кукол, вижу воздушных змеев.
Т.е. все приведенные слова, кроме слова «труп», являются одушевленными существительными. О причинах тоже можно поразмышлять, интересно. Почему «мертвец» в языковом сознании — одушевленное, а «труп» — нет? Почему одушевлен робот и игрушки?
Дети с удовольствием берутся за дело и проверяют «на одушевленность» все слова, какие могут вспомнить. Если они наткнутся на слово «душа», то обнаружат, что это существительное неодушевленное! «Вижу души» (а не «душ»). Можно и над этим поразмышлять. Тоже интересно, как будет работать логика.
Интересно, что в разных значениях слово может быть одушевленным или неодушевленным. Можно посмотреть слово «спутник», например.
И еще. Помню, в старом учебнике по русскому языку для первого класса я читала в упражнении «Коля запускает воздушный змей». Я не проверяла словарь того года издания, но думаю, что очень вероятно, что там слово «змей» в этом значении неодушевленное. Но вот у Зализняка в грамматическом словаре оно уже указано как одушевленное. Да и дети в классе все поголовно сказали, что надо запускать «воздушнОГО змеЯ», а не «воздушнЫЙ змей».
Слова скользят, меняют свои значения и грамматические категории (как слово лебедь, которое во времена Пушкина относилось к женскому роду: «лебедь белая плывет». Так что (кто знает?) Может, и слово «труп» станет одушевленным… Зловещая концовочка?;)
Морфологический разбор слова «души» — часть речи, род, число, склонение, падеж
Часть речи и все грамматические (морфологические) признаки слова «души». В зависимости от контекста возможны 3 случая разбора слова.
Разбор 1Признак | Значение |
---|---|
Часть речи | имя существительное |
Собственное или нарицательное | нарицательное |
Одушевлённое или неодушевлённое | неодушевлённое |
Число | множественное |
Род | мужской |
Склонение | 2-е |
Падеж | именительный |
Вопрос | (есть) что? |
Начальная форма | душ |
Слово души (именно в таком написании) может использоваться в разных контекстах и иметь также следующие морфологические признаки:
— винительный падеж, множественное число.
Признак | Значение |
---|---|
Часть речи | имя существительное |
Собственное или нарицательное | нарицательное |
Одушевлённое или неодушевлённое | неодушевлённое |
Число | единственное |
Род | женский |
Склонение | 1-е |
Падеж | родительный |
Вопрос | (нет) чего? |
Начальная форма | душа |
Слово души (именно в таком написании) может использоваться в разных контекстах и иметь также следующие морфологические признаки:
— именительный падеж, множественное число;
— винительный падеж, множественное число.
Признак | Значение |
---|---|
Часть речи | глагол |
Начальная форма | душить |
Спряжение | 2 |
Переходность | переходный |
Вид | несовершенный |
Наклонение | повелительное |
Число | единственное |
Время | время не может быть определено |
Род | род не может быть определён |
Лицо | 2 |
Возвратность | невозвратный |
Примечание: У глаголов в повелительном наклонении время и род не определяются.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные (правило)
В русском языке различают такие понятия как одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Первые из них являются одушевлёнными. Как следует из самого названия категории, под ними стоит понимать все имена существительные, у которых возможно присутствие души. К ним относятся все живые существа, названия животных, людей. Например, официант, товарищ, продавец, космонавт, абитуриент, медик, пациент, подполковник, антилопа, крокодил, мартышка, касатка и так далее. Ко всем этим словам применим вопрос кто, что.
К категории неодушевлённых относят названия неживых понятий и предметов. Это названия деревьев, растений, предметов. К таким словам применим вопрос
От чего зависит разделение имён существительных на одушевлённые и неодушевлённые
По большому счёту, слова разделяют на одушевлённые и неодушевлённые в зависимости от того, какой тип понятия имя существительное значит — живое или неживое. Вместе с этим полное отождествление категорий одушевлённости и неодушевлённости со значением живого и неживого невозможно. Если исходить из правил грамматики, такие слова как дуб, облепиха эвкалипт, клён, магнолия являются неодушевлёнными существительными именами. Если же рассматривать эти понятия как биолог, то они будут являться названиями живых организмов. Точно также такие слова как труп или мертвец являются одушевлёнными существительными, но как труп или мертвец может быть живым? Собственно, значение одушевлённости или неодушевлённости является сугубо категорией грамматики.
Если глубоко вдаться в правила грамматики, то значение одушевлённости или неодушевлённости определяется тем, что у одушевлённых имён существительных во множественном числе форма винительного падежа полностью одинакова с формой родительного падежа:
Винител. падеж (ловить) окуней, рыб, лосей, пернатых = Родител. падеж (нет) окуней, рыб, лосей, пернатых.
В то время как именительный падеж отличается: (ловятся) окуни, рыбы лоси, пернатые.
Точно также у неодушевлённых имён существительных форма винительного падежа полностью соотносится с формой именительного падежа во множественном числе:
Винител. падеж (вижу) моря, деревья, небеса, океаны = Именител. падеж (есть) моря, деревья, небеса, океаны.
А родительный: (дойти до) морей, деревьев, небес, океанов.
Стоит отметить также, что в большинстве случаев одушевлёнными именами существительными являются слова мужского и женского рода. Только иногда встречаются слова, относящиеся к категории среднего рода. К примеру, дитя, млекопитающее и тому подобное. Сюда относятся и имена собственные: Вася, Петя, Ира, Мухтар, Мурка. К ним относят также названия сказочных героев, игрушек: матрёшка, монстр, гномик, Чебурашка, Кинг Конг, киборг.
С помощью этого правила, легко определить, к какому типу относится слово.
Учите русский язык и пишите правильно!
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Трудные случаи морфологии. Определение одушевленности/неодушевленности
Слайд 1
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ МОРФОЛОГИИ Категория одушевленности/неодушевленности имен существительныхСлайд 2
Категория одушевленности/неодушевленности имен существительных Определите, какие понятия можно отнести к одушевленным, а какие – к неодушевленным? растение Покойник труп кукла народ молодежь амёба неодуш . о душ . неодуш . н еодуш . н еодуш . г рамматически не определяется к олеблющиеся показатели
Слайд 3
Как определяется одушевленность/неодушевленность имени существительного ? О тнесение имен существительных к одушевленным или неодушевленным связано с разделением человеком окружающего мира на живое и неживое, активное и неактивное (кто? девочка – что? стул). Такая оценка субъективна и не совпадает с научной картиной мира — растение , покойник, кукла, народ и др . демонстрируют несоответствие объективного статуса предмета его осмыслению в языке( покойник- одуш ., толпа – неодуш .). Кроме признаков видимой активности (передвижение, развитие, размножение и др .), входит и признак подобия человеку.
Слайд 4
2. Традиционно в качестве грамматического показателя одушевленности рассматривается совпадение формы винительного и родительного падежей в единственном и множественном числе у существительных мужского рода (вижу человека, оленя, друзей, медведей) и только во множественном числе у существительных женского и среднего рода (вижу женщин, животных) . Соответственно, грамматическая неодушевленность проявляется в совпадении винительного и именительного падежей (вижу дом, столы, улицы, поля) .
Слайд 5
3. Колеблющийся грамматический показатель одушевленности/неодушевленности. Рассмотрим несколько примеров: И с этого момента эмбрион называют плодом – Я видел в колбе эмбриона , закрученного как валторна. Наука микробиология изучает различных бактерий и вирусы – Бактерии можно идентифицировать по морфологическим свойствам. Выходя замуж, женщина уносит с собой свои куклы – Перед сном ты опять играла у меня в кабинете. Кормила кукол . Вывод?
Слайд 6
Одни и те же слова ведут себя то как одушевленные, то как неодушевленные . Происходит колебание носителей языка в отнесении этих предметов к живым или неживым. Тоже самое касается и продуктов питания ( морепродукты ). Например, омары, устрицы, лангусты , раки, креветки. Кальмар ы( м.р ) отварить , нарезать в виде лапши. Рыбаки свозили в город рыбу: весною – мелкую камс у , летом – уродливую камбал у , осенью – макрель, жирную кефаль и кольмар ов . Вы ели рак и ? Вы ловили рак ов ? Неодуш . Одуш .
Слайд 7
Почему существительные мертвец и покойник одушевленные ? Существительные мертвец, покойник, усопший и др. обозначают умерших людей, т.е. обладают признаком ‘человек’ – самым важным для значения одушевленности. А вот слово труп означает ‘тело умершего организма’, т.е. только материальную оболочку. Почему слова народ, толпа, стая неодушевленные? Перечисленные слова обозначают некоторое множество живых объектов – людей или животных. Это множество осмысливается как единое целое – совокупность живых существ, причем эта совокупность не равна простой сумме ее составляющих. Например, признак «множество», выражающий идею количества в понятии ‘люди’, в понятии ‘народ’ соединяется с идеей качества – ‘совокупность людей в их специфических взаимодействиях’. Таким образом, общий признак слов этой группы – ‘совокупность’ – оказывается ведущим и формирует значение неодушевленности.
Слайд 8
В разряд неодушевленных входят существительные, обозначающие совокупность живых существ (народ, толпа, взвод, стая, рой, группа и др.), хотя у собирательных существительных вообще одушевленность-неодушевленность не определяется( молодежь, молоко). Одушевленность-неодушевленность определяется только у конкретных существительных, у которых есть как единственное, так и множественное число. Слова вирус, микроб, бактерия могут быть то одушевленными, то неодушевленными: изучать вирусов, микробов, бактерии и вирусы, микробы, бактерии; языковое сочетание как бы колеблется, следует ли относить эти микроорганизмы к живым существам.
Слайд 9
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Одушевлённые Неодушевлённые названия предметов живой природы названия предметов неживой природы названия растений названия богов названия планет по именам богов названия мифических существ , названия фигур в играх, названия игрушек, механизмов, изображений человека мертвец, покойник труп названия микроорганизмов образ, характер
Слайд 10
Алгоритм определения одушевленности\неодушевленности : 1. Проверить , является ли слово существительным. Как это слово мыслится, на какой вопрос отвечает? 2. Поставить слово в форму В.п. множ . числа и поставить слово в форму Р.п. множ . числа. Сравнить. Если совпадают, то это одушевленное существительное, если не совпадают, то – неодушевленное (кроме слов с колеблющимися показателями – необходим контекст, кроме слов обозначающих совокупность.) 4. Если слово не имеет формы множественного числа, то это слова, в которых одушевленность грамматически не определяется.
Слайд 11
1. Вирус 2.Насекомое 3. Мальчик 4. Народ 5. Покойник 6. Кукла 7. Бактерия 8. Любовь 9. Гость 10. Роза 11. Микроб 12. Молодежь 13. Дерево 14 . Рысь 15. Русалка 16. Креветка 17. Молоко 18 . Животное 19. Стая 20. Недра 21. Труп 22. Роза Распределите по группам: 1. Одуш . 2 Неодуш . 3. Колеблющиеся показатели. 4. Не определяется 3 2 1 2 1 2 3 4 1 2 3 4 2 1 1 3 4 1 2 4 2 2
Одушевленные и неодушевленные имена существительные, правило и примеры
Одушевлённые имена существительные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? (студент, наставник, конферансье, ровесник).Неодушевлённые имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? (президиум, конференция, пейзаж, рябина). Сюда же относятся имена существительные типа группа, народ, толпа, стая, крестьянство, молодёжь, детвора и т.д.
Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые в основном зависит от того, какой предмет это существительное обозначает – живые существа или предметы неживой природы, но полностью отождествлять понятие одушевлённости-неодушевлённости с понятием живого-неживого нельзя. Так, с грамматической точки зрения берёза, осина, вяз – существительные неодушевлённые, а с научной точки зрения это живые организмы. В грамматике названия умерших людей – мертвец, покойник – считаются одушевлёнными, и только существительное труп – неодушевлённое. Таким образом, значение одушевлённости-неодушевлённости – категория чисто грамматическая.
Грамматически категория одушевлённости-неодушевлённости выражается в том, что
- у одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа:
(в.п. мн.ч. = р.п. мн.ч.)р.п. (нет) людей, птиц, зверей
в.п. (любить) людей, птиц, зверей
- у неодушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой именительного падежа множественного числа:
Кроме того, у одушевлённых существительных мужского рода II склонения винительный падеж совпадает с родительным также и в единственном числе, у неодушевлённых – с именительным: вижу студента, лося, журавля, но отряд, лес, полк.(в.п. мн.ч. = им.п. мн.ч.)и.п. (есть) леса, горы, реки
в.п. (вижу) леса, горы, реки
Чаще всего одушевлёнными бывают существительные мужского и женского рода. Среди существительных среднего рода одушевлённых мало. Это – дитя, лицо (в значении «человек»), животное, насекомое, млекопитающее, существо («живой организм»), чудище, чудовище, страшилище и некоторые другие.
Одушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, склоняются: восхищаться «Спящей красавицей».
Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, получают значение лица и становятся одушевлёнными: турнир собрал всех звёзд настольного тенниса.
Названия игрушек, механизмов, изображений человека относятся к одушевлённым существительным: она очень любила своих кукол, матрёшек, роботов.
Названия фигур в играх (шахматах, картах) склоняются, как одушевлённые существительные: пожертвовать коня, взять туза.
Название богов, мифических существ (леший, русалка, чёрт, водяной) относятся к одушевлённым существительным, а названия планет по имени богов – к неодушевлённым: глядя на Юпитер, они молили Юпитера о помощи.
У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категории одушевлённости-неодушевлённости (в названиях микроорганизмов, у существительных образ, тип, характер и др.):
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | |
Одушевлённые | Неодушевлённые |
названия предметов живой природы | названия предметов неживой природы |
названия растений | |
названия богов | названия планет по именам богов |
названия мифических существ | |
названия фигур в играх | |
названия игрушек, механизмов, изображений человека |
|
мертвец, покойник | труп |
названия микроорганизмов | |
образ, характер |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные: что это такое — правило, примеры предметов
Имена существительные делятся на две большие группы: одушевленные и неодушевленные. В названиях этих сообществ имен существительных и кроется главное различие между словами, входящими в них. Познакомимся с основными моментами, связанными с этой темой (категориями, правилами, примерами)….
Одушевленные и неодушевленные предметы
Одушевленные предметы – это часть живой природы, то что живет, дышит, передвигается, растет, размножается и развивается и т.д. А неодушевленные – это объекты неживой природы, то есть антоним к предыдущему понятию.
Что такое одушевленные имена существительные и неодушевленные? Для того чтобы обозначить предметы, наделенные жизнью, используются имена существительные первого типа.
Они отвечают на вопрос «кто?» и обозначают те объекты, которые обладают ее признаками (дышат, питаются, размножаются, двигаются и т.д.). Например: ученик, Петя, мама, котенок и т.д.
Для обозначения предметов, которые принадлежат ко второй категории, то есть к тем, которые не обладают признаками жизни, используются неодушевленные имена существительные. Например: стол, диван, дорога, камень, кофта и т.д.
Обратите внимание! Имена существительные одушевленные отвечают на вопрос «кто?», а принадлежащие к категории неодушевленности – на вопрос «что?».
Категория одушевленности и неодушевленности существительных
В русском языке возможен перенос названий с объектов, не обладающих признаками жизни, на противоположные:
- Например, слова «мертвец» или «покойник» принадлежат к одушевл., так как подразумевается, что в прошлом им были присущи признаки жизни.
- Еще один случай, когда человек что-либо одушевляет, представляет реальным, существующим в жизни. Например: леший, бог, робот.
- Также возможен случай, когда подразумевается подобие имеющего жизнь. Например, король в шахматах. С одной стороны – это фигура из дерева, но в игре ему присущи признаки реального персонажа.
- Последний случай – общность, совокупность чего-либо живущего. Например: народ, толпа, прайд и т.д.
Перечислим все категории:
- одушевленные,
- неодушевл., но в прошлом с признаками жизни,
- неодушевл., но подразумевается как живое,
- неодушевл., но является подобием существующего в жизни,
- скопление, совокупность живущего,
- неодушевленные.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные – правило
Во-первых, для того чтобы определить категорию существительного, нужно задать к нему вопрос. Если поставленный вопрос «что?», то это неодушевл. сущ., а если «кто?», то одушевл.
Во-вторых, существует еще одно правило, связанное со склонением слова. В нем говорится о том, что:
- у одушевл. словоформа винительного падежа множественного числа одинакова с родительным падежом множественного числа (в.п. бабочек, котят, ребят, р.п. бабочек, котят, ребят).
- у неодушевл. словоформа винительного падежа множественного числа одинакова не с родительным, а с именительным падежом множественного числа (в.п. острова, моря, дома и.п. острова, моря, дома). Если запомнить это правило, то ошибок в склонении слов не будет.
К неодушевл. сущ. принадлежат все объекты неживой природы. То есть косное вещество или абиотические факторы (песок, камень, гроза, землетрясение и т.д.), также сюда относятся и антропогенные предметы, то есть созданные руками человека (книга, телевизор, стол, шифоньер, диван и т.д.).
Обратите внимание! Неодушевленные предметы – объекты неживой природы, которым не присущи признаки жизни.
Особую подгруппу составляют одушевленные существительные среднего рода. Наиболее распространены варианты мужского или женского рода, но встречаются и слова, относящиеся к среднему роду.
Например: млекопитающее, животное, насекомое относятся к среднему роду (оно мое), а также эти слова одушевл. (отвечают на вопрос «кто?» и они обладают признаками жизни, относятся к живой природе).
Еще один пример: дитя, чадо тоже принадлежат к среднему роду, и это живущие организмы. Без контекста мы не можем определить пол ребенка.
Также слова чудовище, чудище относятся к среднему роду и одушевл. сущ., так как подразумевается, что они обладают признаками живущих организмов.
Это интересно! Основы правописания: чем отличаются служебные части речи от самостоятельных
Одушевленное или неодушевленное – примеры
Является ли слово кукла одушевленным? Исходя из определения одушевл. сущ., она относится к группе неодушевл. предметов, ведь она сделана руками человека и не имеет особенностей, которые есть у организмов, наделенных жизнью.
Но, например, в процессе игры кукле приписываются свойства и качества ребенка или взрослого человека. В этом случае можно рассматривать куклу как одушевленное существо (Щелкунчик, Стойкий оловянный солдатик и т.д.). Поэтому для того, чтобы определить категорию одушевленности, следует опираться на контекст.
А «дерево»? С точки зрения биологии, дерево – это часть живой природы. Но дерево может означать и материал для строительства (древесина), а это неживая природа. Иногда в сказках дерево является персонажем, оно может думать, говорить, даже двигаться, то есть оно одушевляется. Чтобы правильно определить категорию, нужно внимательно прочитать текст.
А к какой категории отнести слово «стадо» ? Опираясь на данные, которые указаны выше, разберем данную задачу.
Стадо – этот общность, скопление живых организмов, является частью живой природы. Следовательно, это слово принадлежит к одушевл. именам сущ.
Еще одно слово, вызывающее затруднения при определении категории, – молодежь. Исходя из предыдущего пункта, можно сделать вывод, что и это слово относится к одушевленным.
Ведь под словом «молодежь» подразумевается группа молодых людей, молодое поколение и т.п.
Подведем итоги. Одушевл. имена сущ. – часть живой природы, а неодушевл. – наоборот. Слова, относящиеся к первой группе, отвечают на вопрос «кто?», а те, что ко второй – на вспомогательный вопрос «что?».
Перечислим категории одушевленности:
- одушевленные (группы живых существ и неодушевл., которым приписаны качества живых организмов),
- неодушевленные.
Для того чтобы верно определить группу, необходимо опираться на контекст. Стоит запомнить правило, которое поможет не допускать ошибок в склонении слов по падежам.
Это интересно! Какие бывают и что такое синонимы в русском языке
Виды имен существительных, изучаем русский язык
Одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Русский язык. 5 класс
Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
УМК: учебный комплекс под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 5 класс.
Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (1 час).
Тип урока: комбинированный урок с элементами исследования.
Цель: углубление знаний о понятии «категория одушевленности- неодушевленности».
Задачи:
Познавательные:
учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
учить учащихся классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
углубить знания обучающихся об имени существительном.
Развивающие:
развивать познавательный интерес;
развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость;
развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность.
Воспитательные:
воспитывать чувства гордости за Родину, гражданственности и патриотизма на конкретном материале;
воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления.
Оборудование: компьютер, экран, таблицы по русскому языку, на рабочем столе учащихся: тексты сказки Л. Успенского «Кот и плот», учебник, тетради, ручки и карандаши.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
устный и письменный;
фронтальный, групповой, индивидуальный.
Ход урока.
(Перед уроком на перемене звучит песня «Куклы» в исполнении группы «Иванушки».)
Организация урока. (Слайд 1)
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя очень много нового и интересного.
— Но вначале мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? (На ученических столах заранее приготовлены карточки с изображением солнца и тучки. См. Приложение №1)
— Если у вас хорошее настроение, то поднимите солнышко, а если вы чем-нибудь расстроены, то поднимите тучку.
(Пятиклассники поднимают карточки с изображением солнца или тучи,
и в зависимости от того, какое настроение преобладает, делается переход к уроку.)
— Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату урока: «Двадцать первое марта. Классная работа.» А место для темы урока оставьте пока свободным. (Слайд 2)
Весна – это такое время года,
Когда детишкам хочется гулять,
Скакать, играть, не глядя на погоду,
Но предстоит нам тему изучать.
Ребята, я прошу вас об одном:
Настроиться серьёзно на урок,
Работать сердцем, памятью, душой,
Не ждать, когда же прозвенит звонок.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
II. Словарно-орфографическая работа (основана на ЗОС).
На экране: П латка
Ш лаш
Ш тёр
— На что похож вход в палатку? (На букву А.)
— Давайте прочитаем слова. Что общего в лексическом значении словарных слов? (Палатка, шалаш, шатёр.) (Слайд 3)
— Что общего в написании? (Буква А.)
— Запишем слова, выделив в них букву А, поставим ударение, выделим окончания.
— Что называется окончанием?
— Составим словосочетания с этими словами и запишем, ещё раз подчеркнув букву А. (Низкая палатка, шалаш из веток, голубой шатёр небес.) Как такой приём называется в литературе, когда мы используем слово в переносном значении? (Метафорой.)
— К какой части речи относятся словарные слова? (К именам существительным.)
— Что такое существительное? (Даётся определение.)
— Существительное — самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Вот стихотворение, которое почти целиком состоит из одних только существительных, а нам всё понятно (Слайд 4):
Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыхание
Сонного ручья…
— О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне.)
III. Повторение категории рода, числа, падежа имени существительного.
— Народная пословица гласит: «Повторение – мать учения». Повторим «Имя существительное».
На экране демонстрируется таблица «Р., Ч., П.». (Слайд 5)
— Что, ребята, напоминают вам эти буквы? (Род, число, падеж.)
1. Род существительных.
а) — Начнём с первой буквы. Какого рода бывают существительные? (Мужского, женского и среднего.)
— Вспомним:
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стол тоже мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу – моя:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
Средний род – оно, моё:
Моё окно, село моё.
б) Игра. (Слайд 6)
— А теперь поиграем! Словами разного рода иногда можно назвать почти одинаковые предметы, во всяком случае – похожие. Вот так: ограда – забор. Такие слова в русском языке называются… (синонимами).
Светильник — … (лампа)
электричка — … (поезд)
автомобиль — … (машина)
здание — …(дом).
в) Вывод: род – постоянный признак существительного. Постоянство – прекрасное качество. На род существительного всегда можно положиться, он не изменит и не изменится.
2. Число существительных.
— Но зато число – это такая непостоянная вещь, поэтому существительные изменяются по числам. Давайте их назовём. (Единственное и множественное.)
— А сейчас, ребята, мы будем с вами меняться не разными словами, а формами слова. Что нужно сделать, чтобы получились разные формы слова? (Менять окончания.)
— Новое окончание – новая форма. Да, окончание – очень трудолюбивая морфема. Сейчас она поможет нам поиграть.
а) Игра. (Слайд 7)
— Записываем, выделяя окончания и расставляя ударение:
торт – торты,
договор – договоры,
инженер – инженеры,
директор – директора,
шофёр – шофёры,
доктор – доктора.
б) Вывод: имена существительные изменяются по числам.
3. Падежи. Склонение существительных.
— Сколько падежей в русском языке? (Шесть. Раньше было семь – звательный падеж. Теперь это – обращение.)
— У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей.
— Давайте назовём их вместе с вопросами! (Ребята хором называют.)
— Имена существительные открыто проявляют свои интересы и наклонности: они изменяются по падежам или …(склоняются). Да, верно, склоняются перед законами русского языка. А как они это делают, вспомним на примере существительного весна. (Слайд 8):
В рощах птичье пение,
А в классе тишина,
Проходим мы склонение,
Склоняется весна.
Склоняем вслух весна, весны…
А за окном ручьи слышны,
За партой не сидится мне,
А тут весна, весны, весне…
Вместе:
Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне…
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце по стене.
Вывод: число и падеж – это непостоянные признаки имени существительного.
IV. Объяснение нового материала.
— Мы говорили, что имена существительные отвечают на вопросы КТО? ЧТО? К каким существительным следует задавать вопрос КТО?, а к каким – ЧТО? (К одушевлённым – КТО?, к неодушевлённым – ЧТО?)
— Вот вы, ребята, помогли мне сформулировать тему сегодняшнего урока «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». Запишем её в тетрадях на пропущенных в начале урока строчках. (Слайд 9)
1. Создание проблемной ситуации.
— Всегда ли одушевлённость-неодушевлённость имён существительных можно определить по вопросам КТО? ЧТО? Какое слово чаще других мы слышали в песне, звучащей перед уроком? (Кукла.)
— Как, по-вашему, кукла – одушевлённое или неодушевлённое имя существительное? А слово семья?
2. Наблюдение по таблице.
— Но, чтобы вы всегда могли правильно определить одушевленное или неодушевленное перед вами имя существительное, давайте представим себя исследователями и обратимся к таблице. (Слайд 10) (У каждого ученика на парте находится таблица.)
Имена существительные
одушевлённые
неодушевлённые
множественное число
И. п. кто? братья
Р. п. кого? братьев
В. п. кого? братьев
И. п. что? книги
Р. п. чего? книг
В. п. что? книги
В. п. = Р. п.
В. п. = И. п.
Вывод из наблюдений: у имён существительных одушевлённых во множественном числе В. п. совпадает по форме с Р. п. (В. п. = Р. п.), у неодушевлённых – с И. п. (В. П. = И. п.).
— Запишем (Слайд 11):
Одушевлённые: В. п. (мн. ч.) = Р. п. (мн. ч.)
Неодушевлённые: В. п. (мн. ч.) = И. п. (мн. ч.)
— Пользуясь таблицей, определим одушевлённость-неодушевлённость имён существительных, по которым единого мнения в классе не было (Слайд 12):
кукла – одушевлённое,
семья – неодушевлённое.
Вывод: нередко бывает, что имена существительные, обозначающие живые существа, грамматически не выступают как одушевлённые и наоборот.
3. Проблемная ситуация.
— Напоминаю про совпадение форм. Вы скажите, зачем нам нужна эта формула, мы можем задать вопрос кто? или что? и с легкостью определим, какое перед нами существительное, но в русском языке ни одно правило не бывает простым.
Запишем предложение под диктовку:
Заботливые дети вырастили этот хрупкий и нежный цветок.
— Назовите все имена существительные в этом предложении.
Дети, цветок.
-А сейчас мы проведем с вами небольшое исследование. Ребята 1 группы выступят в роли биологов, ребята второй группы — в роли лингвистов.
— Ребята, все из вас знают, кто такие биологи? А кто такие лингвисты?
Задание следующее(Слайд 13) :
Биологи, подумайте и докажите: «цветок» — живой или неживой предмет.
Лингвисты, а вы, пользуясь полученными знаниями, подумайте и докажите, что слово «цветок» — существительное одушевленное или неодушевленное. (просклоняйте и посмотрите, какие формы совпадают, сделайте вывод).
ВЫВОД: и те, и другие по-своему правы. И биология, и лингвистика – это две науки, каждая из которых живет по своим законам. Но так как мы изучаем язык, нас будут интересовать законы лингвистики, по которым слово «цветок» — существительное неодушевленное.
— В русском языке много слов, которые с точки зрения биологии являются живыми, одушевленными предметами, а с точки зрения лингвистики – неодушевленными. Сюда относятся все названия растений: кактус, росток, фиалка…
— Ребята, но есть и такие имена существительные, которые с точки зрения биологии являются неодушевленными, неживыми объектами, а филологи относят их к одушевленным существительным: кукла, манекен, снеговик.
— Как вы думаете почему, с чем схожи все эти предметы?
4. Словообразовательная работа. (Слайд 14)
— Но наш язык не только противоречив, он еще и очень богат на разного рода превращения. Исследователями мы побыли, давайте примем на себя роль волшебников.
— Перед вами записаны слова, задайте к ним вопросы, какие это существительные — одушевленные или неодушевленные? Образуйте от этих неодушевленных имен существительных одушевленные по образцу: сила – силач:
барабан – (барабанщик)
аптека – (аптекарь)
Москва – (москвич)
помощь – (помощник).
— Какая часть слова позволила вам это сделать, выделите суффиксы во всех словах?
5. Дополнительные сведения. (Слайд 15)
— Как вы думаете, карты ВАЛЕТ, ТУЗ, ДАМА, КОРОЛЬ – одушевленные или неодушевленные имена существительные?
— А слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК?
— Оказывается, это одушевленные имена существительные.
— А слова молодежь, стая, группа, детвора, крестьянство, народ?
— Это неодушевленные существительные.
Так как слова, обозначающие «совокупность лиц или предметов как единое целое», с точки зрения русского языка считаются неодушевленными, эти существительные имеют форму только единственного числа.
– К одушевлённым существительным относят названия шахматных фигур, фантастических существ.
— Какие вы знаете шахматные фигуры? (Король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка.) И все они одушевлённые.
V. Физкультминутка. (Слайд 16)
VI. Закрепление.
1. — Итак, мы немного отдохнули. Но весна не позволяет нам расслабляться, она приготовила новое задание. Но пока дул легкий весенний ветерок, то одушевленные и неодушевленные существительные перемешались.
(Слайд 17)
— Посмотрите, на экране даны имена существительные, вам нужно найти лишнее слово в строке и записать его в тетрадь:
1. ДЕТИ, ФИАЛКА, ПОКОЙНИК
2. ТРАВА, МОЛОДЕЖЬ, СНЕГОВИК
3. БАРСУК, ДЯТЕЛ, НАРОД
4. ВЕСНА, КУКЛА, ЛИСА
(Учащиеся находят лишнее слово и записывают его в тетрадь.)
(Фиалка, трава, народ, весна)
2. Упражнение «Живые и неживые вопросы». (Слайд 18) Ответить на вопросы:
Кто летает? Что летает?
Кто барабанит по крыше? Что барабанит по крыше?
Кто плавает? Что плавает?
Кто молчит? Что молчит?
Кто шипит? Что шипит?
3. Синтаксическая пятиминутка. (Слайд 19) Работа с предложением.
Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой.
— Найдите грамматическую основу предложения. (К существительному умывальник задаём вопрос КТО? – Кто выбегает и качает головой?) Записываем.
— А вы, ребята, узнали, из какого произведения умывальник? (К. Чуковского «Мойдодыр».)
— Каких фантастических существ мы встречаем в известных вам строках поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»?
Там чудеса: там Леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
(Леший, Русалка.)
— К одушевлённым или неодушевлённым они относятся? (К одушевлённым.)
Вывод: в произведениях художественной литературы (особенно часто в баснях и сказках) предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ. Они ходят, разговаривают, радуются, плачут и т. п.
— Как называется такой приём в литературе? (Олицетворением.)
4. Элементы занимательности. (Слайд 20)
— Как превратить неодушевлённые существительные белки, стрелки в одушевлённые, не изменяя в них ни одной буквы? (Переставить ударение.)
— Это один из видов омонимии. Такие слова называются омографами.
5. Игра «Корректор». (Слайд 21)
— Запишем в исправленном виде:
1) Девочка уложила куклы спать.
2) Я поймал три карася.
3) А курица в это время ела Вовины червяки.
— Почему автор допустил ошибки?
VII. Творческое задание.
Выразительно читается сказка Льва Успенского «Кот и плот» (Слайд 22)
По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот. Плот спрашивает у Кота:
— Ты живой?
— Живой.
— А чем докажешь?
— Двигаюсь.
— Я плыву, а ты сидишь.
— Захочу — буду шевелиться.
— Я — великий плот, живой, а коты — неодушевленные. Ты вещь, а я существую.
Кот подумал и говорит:
— Я тебе грамматически (с точки зрения русского языка) точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.
— Помогите коту, докажите на деле, что он прав. Используя элементы сочинения-рассуждения, допишите сказку (на листочках). Это будет вашим домашним заданием.
VIII. Рефлексия. (Слайд 23)
— Исследование какой темы вели на уроке?
— Какие понятия разобрали?
— Удалось решить поставленную задачу?
— Каким способом?
— Какие получили результаты?
— Где можно применить новые знания?
— А теперь давайте проверим, какое же у вас настроение после урока? Поднимите солнышко или тучку. (Слайд 24)
— Спасибо за урок, мне очень было приятно работать с вами.
IX. Домашнее задание. (Слайд 25)
Дома вам нужно будет на выбор выполнить следующее задание:
1) Вы можете дописать сказку, над которой мы сегодня работали, она есть у вас на листах, используя для этого форму сочинения-рассуждения. Там же есть место для вашего сочинения.
2) А кто-то может написать сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Весна». В своем сочинении найдите, все имена существительные и определите, какие из них одушевленные, какие — неодушевленные.
Приложение 1
Приложение 2
Имена существительные
одушевлённые
неодушевлённые
множественное число
И. п. кто? братья
Р. п. кого? братьев
В. п. кого? братьев
И. п. что? книги
Р. п. чего? книг
В. п. что? книги
В. п. = Р. п.
В. п. = И. п.
Приложение 3
Кот и плот
По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот. Плот спрашивает у Кота:
— Ты живой?
— Живой.
— А чем докажешь?
— Двигаюсь.
— Я плыву, а ты сидишь.
— Захочу — буду шевелиться.
— Я — великий плот, живой, а коты — неодушевленные. Ты вещь, а я существую.
Кот подумал и говорит:
— Я тебе грамматически (с точки зрения русского языка) точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.
(Лев Успенский.)
— Помогите коту, докажите на деле, что он прав. Используя элементы сочинения-рассуждения, допишите сказку.
Самоанализ урока
Тема моего урока, который я провела в 5 классе, «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». Эта тема относится к разделу «Морфология». При выборе темы я не отступала от программного материала: ребята только начали изучать «Имя существительное».
При планировании своего урока я опиралась на знания учащихся о понятиях «род», «число», «падеж», «одушевлённость-неодушевлённость» имён существительных, полученных в начальной школе.
Планируя урок, я поставила следующие цели: 1) перспективную цель: обучение культуре речи, культуре умственного труда; развитие творческих способностей учащихся; 2) непосредственную цель: совершенствование орфографических навыков учащихся; повторение и закрепление знаний учащихся о категории рода, числа и падежа имени существительного; углубление и применение знаний, умений и навыков учащихся по теме «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
Словарную работу считаю неотъемлемой частью каждого урока, так как ежеурочные упражнения в правильном написании слов формируют грамотность учащихся. В этой работе я опиралась на зрительно-опорный сигнал – считаю, что это способствует быстрому и лёгкому запоминанию. Здесь же имеет место работа по развитию речи учащихся (составление словосочетаний).
Ввела в урок упражнения на повторение ранее изученного материала по теме «Имя существительное» (род, число, падеж), помогло мне связать с темой урока. Причём материал естественно и логично давался на повышенном уровне сложности.
Прежде чем перейти к объяснению нового материала, провела психологическую подготовку учащихся к восприятию нового.
Проведена коллективная и самостоятельная работа учеников при освоении нового материала. Была создана проблемная ситуация, самими ребятами делались выводы.
При закреплении данной темы включила разные формы работы: определение одушевлённости-неодушевлённости имён существительных, где возникли различные мнения, возникла проблемная ситуация; игровые элементы, игра в слова, деловая игра «Корректор», работу с предложением, занимательность.
Применение игровой технологии, как известно, повышает эффективность урока, вызывает интерес к предмету у детей. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», — говорил В. А. Сухомлинский.
В ходе урока использовала компьютерную технологию, в частности — презентацию, созданную самостоятельно, она хороша для анонсирования новой темы. Презентация содержит таблицу, иллюстрации, текстовый материал. Эстетичность и красочность презентации привлекают внимание, повышают интерес учащихся к знаниям, делают процесс обучения более лёгким и праздничным.
При закреплении материала упражнения даны в порядке возрастания сложности – дидактический принцип от простого к сложному. Считаю, что дидактический материал соответствует уровню знаний учащихся.
При объяснении нового материала и при закреплении достигнута обратная активная связь школьников. Я старалась задействовать каждого ученика.
Уверена, что на каждом уроке русского языка должны применяться упражнения по развитию речи учащихся. Поэтому я включила в урок сказку Л. Успенского «Кот и плот» с заданием закончить ее сочинением-рассуждением. Уделила место работе по воспитанию навыков культуры речи, считаю это естественной частью каждого урока. Культура речи предполагает прежде всего её правильность, соответствие нормам русского литературного языка. Свою речь стараюсь строить так, чтобы она отличалась убедительностью, разнообразием, точностью, выразительностью, особой обучающей силой, а главное – доброжелательностью: «Вы помогли мне сформулировать тему сегодняшнего урока; «Сегодня на уроке будет работать не только наша память, но и душа, сердце» и т. д.
Я считаю, что такое общение с классом стимулирует творческую деятельность учеников, повышает интерес к урокам русского языка. Применённая мной технология личностно-ориентированого обучения помогла мне решить приоритетные задачи – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. Ведь главная идея нового подхода состоит в переходе от объяснения к пониманию и основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на их «освобождение» для творчества.
Урок, согласно моей педагогической концепции, построен с применением современных педагогических технологий: технологии личностно-ориентированного образования, игровая технология, компьютерных технологий.
Отклонений от замысла урока не было. Уверена, что мне удалось решить на необходимом уровне задачи урока, достигнуть поставленных целей и избежать перегрузки учащихся.
Знаю, что урок с применением современных педагогических технологий был достаточно эффективным.