Движение земли вокруг солнца 2 класс: Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему: урок окр. мира «Движение Земли вокруг Солнца» – План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: Конспект урока «Планеты. Движение Земли вокруг Солнца» (Окружающий мир, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»)

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: Конспект урока «Планеты. Движение Земли вокруг Солнца» (Окружающий мир, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»)

Изучение нового материала.

І. Планеты.

1. Беседа.

-С Земли видны и другие планеты, которые тоже вращаются вокруг Солнца. Для этого надо понаблюдать за ночным небом безлунным вечером. На ночном небе мы увидим множество светящихся точек. Но не все светящиеся точки ночного неба можно назвать звездами. Почему? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике.

2. Самостоятельное чтение статьи (учебник «Наш мир» 2 класс, часть 1.с. 29)

— Все ли светящиеся точки ночного неба можно назвать звездами?

— Какие ещё объекты можно рассмотреть в бинокль на ночном небе?

— Чем отличаются планеты от звёзд? Прочитайте об этом в хрестоматии с. 21 – 22.

— Почему мы можем видеть планеты, ведь они не излучают света?

3. Беседа по иллюстрации учебника с. 30.

— Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте утверждение Маши.

— Вы согласны с тем, что говорит Маша?

— Попробуем найти подтверждения нашего мнения на страницах учебника.

4. Чтение статьи учебника с. 31 (вслух хорошо читающими учащимися).

— Почему земляне видят планеты не мерцающими точками, а светящимися кружочками?

5. Беседа по иллюстрации учебника с. 32.

— Рассмотрите иллюстрацию на странице 32 учебника.

— Сколько планет входит в систему, в центре которой находится Солнце?

— По последним данным мировых ученых Плутон не является планетой, таким образом, в Солнечной системе насчитывается 8 планет.

6. Групповая работа.

Первой группе прочитать  рассказ из хрестоматии «Как выглядит ближайшая к Солнцу планета?», второй – «Почему Венеру называют утренней звездой?» Каждая группа готовит ответы на вопросы к тексту и небольшой рассказ о путешествии на эту планету.

7. Работа в тетради.

— Выполните задание 17 в  тетради для самостоятельной работы с. 12, используя иллюстрацию учебника (с. 32)

ІІ. Движение Земли вокруг Солнца.

1. Самостоятельное чтение статьи («Почему летом на Земле жарко, а зимой холодно?» —  хрестоматия с. 27 – 28)

— Почему солнечные лучи неодинаково согревают Землю летом и зимой?

2. Демонстрация смены времен года с помощью теллурия.

Подобно тому, как Земля вращается вокруг Солнца, глобус вращается вокруг лампочки. На теллурии глобус наклонен. Это потому, что Земля летит вокруг Солнца, немного наклонившись, как парусник при сильном ветре. Своего наклона земная ось не меняет. Поэтому и глобус в теллурии наклонен всегда в одну и ту же сторону. При вращении глобуса вокруг лампы его Северное и Южное полушария неодинаково освещаются и, следовательно, согреваются лампой. Часть года Северный полюс повернут к Солнцу. В это время в Северном полушарии, где мы живем, ярко светит Солнце. В Северном полушарии — лето. В течение следующего полугодия Земля наклонена в противоположную сторону . В январе Северное полушарие отвернулось от Солнца. Мало солнечных лучей сейчас доходит до него, вот и разгулялся мороз, заморозил реки и озера, заставил людей тепло одеваться. Зато Южное полушарие в это время обращено к Солнцу, ему достается много тепла и света, там лето. Но Земля летит вокруг Солнца без остановки. Северное полушарие постепенно поворачивается к Солнцу (показывается на теллурии), которое все сильнее прогревает Северное полушарие. Тает снег, текут ручьи, появляются первые зеленые листочки — к нам приходит весна. Затем наступает лето, а за ним — осень и снова зима. Каждый год путешествуем мы вокруг Солнца. И в пути пересекаем 12 месяцев, как 12 стран.

Возможно, в ходе объяснения кто-нибудь из любознательных детей спросит у учителя, почему наклонена земная ось. В этом случае можно сказать, что наклон земной оси, по мнению ученых, возник в результате ужасающей силы взрыва, который произошел очень-очень давно (около 4 миллиардов лет назад). С тех пор наша Земля движется вокруг Солнца, наклонившись обок, словно парусник при сильном ветре. Но благодаря этому на нашей планете происходит удивительное явление — смена времен года.
3. Закрепление изученного материала.

В Тетради для самостоятельной работы выполнить задания № 19, 20, 21 с. 14 – 15.

Конспект урока по Окружающему миру на тему «Планеты. Движение Земли вокруг Солнца»

Тюмень 2016 год

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Окружающий мир», 2 класс, часть 2, О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова и др.,АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2010г., рабочая тетрадь «Окружающий мир», 2 класс, часть 2, О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова и др., АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2014г.

Тема урока: Планеты. Движение Земли вокруг Солнца.

Цель урока: Дать представление о планетах Солнечной системы.

Задачи урока:

1. Сформировать представление о причинах смены времен года на Земле.

2. Формировать умение работать с различными источниками информации.

3. Развивать любознательность, интерес к изучению астрономии.

4.Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания и мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: Урок усвоения нового знания.

Оборудование урока: Учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир», смайлики (для самооценки), презентация, видео анимации к уроку, условные знаки, теллурий (или глобус и настольная лампа).

Литература, Интернет-ресурсы: Сычева Г.Н. «Лучшие нестандартные уроки в начальной школе», методическое пособие Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику« Окружающий мир».

План урока:

  1. Организационный момент и мотивация к учебной деятельности

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Физминутка

  5. Повторение изученного

  6. Рефлексия. Итог урока

  7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Оформление доски:

Ход урока

Название этапа: Организационный момент и мотивация к учебной деятельности

Задача: подготовить учеников к предстоящей работе на уроке. Раскрыть значимость изучения данного материала, привлечь внимание учащихся.

Метод: словесный

Приемы: приветствие учителя

Отводимое время: 1 минута

Мы урок начнём с разминки.

Выпрямляем свои спинки.

Вправо, влево потянитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Утром солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Лучик тёплый, золотой, на урок возьмем с собой.

Будет он нас согревать, на уроке помогать.

— Подумайте, что необходимо для успешной работы на уроке?

— Предлагаю пожелать друзьям удачи.

— Я надеюсь, что вы все будете внимательны ….

Подготовим наши ушки – слушаем внимательно.

Все настроим свои глазки – будем наблюдательны.

Ученики настраиваются на работу. Проводят разминку. Проверяют готовность к уроку.

Название этапа: Актуализация знаний

Задача: вывести проблемный вопрос на основе имеющихся знаний учащихся.

Метод: словесный

Приемы: беседа

Отводимое время: 4 минуты

— Разгадайте кроссворд, запишите ключевое слово, найдите его значение в Словарике учебника.

— Как называется планета, на которой мы живём?

— Земля – единственная планета в космическом пространстве?

— Какие планеты вы знаете?

Выполняют задание

Решают кроссворд

-Земля.

-Нет, в космическом пространстве много планет.

-Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

1. Задание 16 с. 11 Рабочей тетради (2 класс, часть 1)

hello_html_15ea1779.png

Название этапа: Изучение нового материала

Задача: создать условия для формулирования детьми цели урока.

Метод: беседа

Приемы: рассказ, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа

Отводимое время: 5 минут

I. Планеты

-С Земли видны и другие планеты, которые тоже вращаются вокруг Солнца. Для этого надо понаблюдать за ночным небом безлунным вечером. На ночном небе мы увидим множество светящихся точек. Но не все светящиеся точки ночного неба можно назвать звездами. Почему? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике.

— Все ли светящиеся точки ночного неба можно назвать звездами?

— Какие ещё объекты можно рассмотреть в бинокль на ночном небе?

— Чем отличаются планеты от звёзд? Прочитайте об этом в хрестоматии с. 21 – 22.

— Почему мы можем видеть планеты, ведь они не излучают света?

— Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте утверждение Маши.

— Вы согласны с тем, что говорит Маша?

— Попробуем найти подтверждения нашего мнения на страницах учебника.

— Почему земляне видят планеты не мерцающими точками, а светящимися кружочками?

— Рассмотрите иллюстрацию на странице 32 учебника.

— Сколько планет входит в систему, в центре которой находится Солнце?

— По последним данным мировых ученых Плутон не является планетой, таким образом, в Солнечной системе насчитывается 8 планет.

Первой группе прочитать рассказ из хрестоматии «Как выглядит ближайшая к Солнцу планета?», второй – «Почему Венеру называют утренней звездой?» Каждая группа готовит ответы на вопросы к тексту и небольшой рассказ о путешествии на эту планету.

— Выполните задание 17 в тетради для самостоятельной работы с. 12, используя иллюстрацию учебника (с. 32)

ІІ. Движение Земли вокруг Солнца.

— Почему солнечные лучи неодинаково согревают Землю летом и зимой?

Подобно тому, как Земля вращается вокруг Солнца, глобус вращается вокруг лампочки. На теллурии глобус наклонен. Это потому, что Земля летит вокруг Солнца, немного наклонившись, как парусник при сильном ветре. Своего наклона земная ось не меняет. Поэтому и глобус в теллурии наклонен всегда в одну и ту же сторону. При вращении глобуса вокруг лампы его Северное и Южное полушария неодинаково освещаются и, следовательно, согреваются лампой. Часть года Северный полюс повернут к Солнцу. В это время в Северном полушарии, где мы живем, ярко светит Солнце. В Северном полушарии — лето. В течение следующего полугодия Земля наклонена в противоположную сторону. В январе Северное полушарие отвернулось от Солнца. Мало солнечных лучей сейчас доходит до него, вот и разгулялся мороз, заморозил реки и озера, заставил людей тепло одеваться. Зато Южное полушарие в это время обращено к Солнцу, ему достается много тепла и света, там лето. Но Земля летит вокруг Солнца без остановки. Северное полушарие постепенно поворачивается к Солнцу (показывается на теллурии), которое все сильнее прогревает Северное полушарие. Тает снег, текут ручьи, появляются первые зеленые листочки — к нам приходит весна. Затем наступает лето, а за ним — осень и снова зима. Каждый год путешествуем мы вокруг Солнца. И в пути пересекаем 12 месяцев, как 12 стран.

В Тетради для самостоятельной работы выполнить задания № 19, 20, 21 с. 14 – 15.

Слушают учителя

Находят ответ на поставленный вопрос в учебнике.

-Нет.

-Спутники, метеориты.

Читают информацию об отличии планет от звезд в хрестоматии.

— Планеты светят, потому что отражают видимый спектр излучения солнца.

Рассматривают иллюстрацию и читают утверждение Маши.

-Да.

Ищут подтверждение на страницах учебника.

-Планеты много ближе к Земле, чем звёзды. Даже самый маленький кружочек больше точки.

Рассматривают иллюстрацию.

-9 планет входит в систему.

Слушают учителя.

Каждая группа читает свой рассказ в хрестоматии и готовит ответы на вопросы к тексту и небольшой рассказ о путешествии на эту планету.

Выполняют задание в тетради для самостоятельных работ.

-Ответы детей.

Смотрят демонстрацию смены времен года с помощью теллурия.

Слушают учителя.

Выполняют задание в тетради для самостоятельных работ.

1.Беседа

2. Самостоятельное чтение статьи (учебник «Наш мир» 2 класс, часть 1.с. 29)

3. Беседа по иллюстрации учебника с. 30.

4. Чтение статьи учебника с. 31 (вслух хорошо читающими учащимися).

5. Беседа по иллюстрации учебника с. 32.

6. Групповая работа.

Разделение учащихся по группам разноуровневой дифференциации

7. Работа в тетради.

1. Самостоятельное чтение статьи («Почему летом на Земле жарко, а зимой холодно?» — хрестоматия с. 27 – 28)

2. Демонстрация смены времен года с помощью теллурия.

Возможно, в ходе объяснения кто-нибудь из любознательных детей спросит у учителя, почему наклонена земная ось. В этом случае можно сказать, что наклон земной оси, по мнению ученых, возник в результате ужасающей силы взрыва, который произошел очень-очень давно (около 4 миллиардов лет назад). С тех пор наша Земля движется вокруг Солнца, наклонившись обок, словно парусник при сильном ветре. Но благодаря этому на нашей планете происходит удивительное явление — смена времен года.

3. Закрепление изученного материала.

Название этапа: Физминутка

Задача: Организация отдыха учащихся.

Метод: Наглядный.

Приемы: Демонстрация.

Отводимое время: 1 минута

Физкультминутка:

Зайцы скачут: скок-скок-скок!

Да не беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз– согнуться, разогнуться

Два–нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Выполняют упражнения за учителем.

Название этапа: Повторение изученного

Задача: обобщить и закрепить полученные знания на уроке

Метод: словесный

Приемы: самостоятельная работа учеников под контролем учителя

Отводимое время: 3 минуты

Игра «верю-не верю». Ученики выстраиваются у доски. Учитель делит их на две команды. Дети одной команды стоят слева от учителя, другой — справа от него. Одна из команд отвечает на вопросы, которые требуют ответа «верю» другая — на вопросы, которые требуют ответа «не верю». Форма ответов одна и та же — хлопок ладонями рук, поднятыми над головой.

Вопросы.

Мы живем на планете Земля? (верю)

Наша Земля имеет шарообразную форму?(не верю)

Россия расположена в Южном полушарии Земли? (не верю)

Россия расположена в Северном полушарии Земли? (верю)

Северный полюс Земли находится в Северном полушарии? (не верю)

Земная ось проходит через Северный и Южный полюса Земли? (верю)

Ось Земли можно увидеть и потрогать?(не верю)

Ось Земли — это металлическая спица, которая проходит сквозь нашу

планету и выходит на поверхность? (не верю)

Ось Земли только воображаемая? (верю)

Земля вращается вокруг своей оси? (верю)

Один оборот вокруг своей оси Земля делает за час?(не верю)

Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа? (верю)

Ночь наступает на той стороне Земли, которая повернута к Солнцу? (не верю)

Земля больше Солнца? (не верю)

Солнце больше Земли? (верю)

Солнце — это звезда? (не верю)

Играют в игру

Разделение учащихся по командам. В каждой команде учащиеся разных уровней способностей.

Название этапа: Рефлексия. Итог урока

Задача: проверить достижения собственной цели, оценить эмоциональное состояние и активность на уроке каждого учащегося.

Метод: поощрения, создание ситуации успеха

Приемы: вопросы

Отводимое время: 2 минуты

Какая тема урока была?

— Какую цель ставили? Достигли цели?

Какие умения формировали?

Расскажите по схеме:

узнал

Я запомнил

смог

– Кто доволен сегодня своей работой?

— Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов уроке, используя один из смайликов

hello_html_m2bf6050d.gifЯ работал отлично на уроке и доволен

hello_html_1ef413b4.gif

Я работал хорошо. но могу лучше

hello_html_25c08d18.gifЯ работал не в полную силу на следующими уроке буду работать лучше

-Планеты. Движение Земли вокруг Солнца.

-Дать представление о планетах Солнечной системы.

— Умение работать с информацией, умение объяснять, слушать друг друга

Ответы детей

Оценивают себя

Самооценка учебной деятельности

Название этапа: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Задача: объяснить обучающимся домашнее задание

Метод:словесный

Приемы: объяснение

Отводимое время: 2 минуты

1. Выполнить задание № 18 с. 13, № 22 с.16 в Тетради для самостоятельной работы.

2. Прочитать статью учебника «Движение Земли вокруг Солнца» с. 33 – 34, ответить на вопросы к тексту.

Ученики слушают объяснение, записывают домашнее задание.

Презентация «Движение Земли вокруг Солнца» (2 класс) по окружающему миру – проект, доклад

УРОК 11 «Движение Земли вокруг Солнца». ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА ПО МАТЕРИАЛАМ ИНТЕРНЕТА УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «СОШ № 24» Г,КЕМЕРОВО АКСЁНОВОЙ В.Я. «Перспективная начальная школа» 2 классСлайд 1

УРОК 11 «Движение Земли вокруг Солнца»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА ПО МАТЕРИАЛАМ ИНТЕРНЕТА УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «СОШ № 24» Г,КЕМЕРОВО АКСЁНОВОЙ В.Я.

«Перспективная начальная школа» 2 класс

Тест по теме: «Планеты и звёзды»Слайд 2

Тест по теме: «Планеты и звёзды»

1. Ближайшая к Земле звезда? А) Луна Б) Солнце В) Марс
Слайд 3

1. Ближайшая к Земле звезда?

А) Луна Б) Солнце В) Марс

2. Модель Земли…. А) Планета Б) Шар В) ГлобусСлайд 4

2. Модель Земли….

А) Планета Б) Шар В) Глобус

3. Как называется линия, которая разделяет Землю на два полушария? А) Экватор Б) Ось В) ПолюсСлайд 5

3. Как называется линия, которая разделяет Землю на два полушария?

А) Экватор Б) Ось В) Полюс

4. Воображаемая линия, вокруг которой вращается Земля…
Слайд 6

4. Воображаемая линия, вокруг которой вращается Земля…

5. На какие два полушария разделена Земля? А) Северное и Восточное Б) Северное и Южное В) Южное и ВосточноеСлайд 7

5. На какие два полушария разделена Земля?

А) Северное и Восточное Б) Северное и Южное В) Южное и Восточное

6. Что такое звёзды?Слайд 8

6. Что такое звёзды?

7. Какие ты знаешь созвездия?Слайд 9

7. Какие ты знаешь созвездия?

8. В каком созвездии находится полярная звезда? А) Малая медведица Б) Большая медведица В) Средняя медведицаСлайд 10

8. В каком созвездии находится полярная звезда?

А) Малая медведица Б) Большая медведица В) Средняя медведица

9. Какие ты знаешь планеты, кроме планеты Земля?Слайд 11

9. Какие ты знаешь планеты, кроме планеты Земля?

10. За сколько часов Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? А) за 24 часа Б) за 12 часов В) за 7 дней
Слайд 12

10. За сколько часов Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?

А) за 24 часа Б) за 12 часов В) за 7 дней

Работа с учебником с. 33Слайд 13

Работа с учебником с. 33

24 часа=1 сут. 365 дн. 6 ч.=1 годСлайд 14

24 часа=1 сут. 365 дн. 6 ч.=1 год

Причины смены времен года. Земная ось имеет наклонСлайд 16

Причины смены времен года

Земная ось имеет наклон

Движение Земли вокруг Солнца (2 класс) Слайд: 16

Слайд 17

Явления природыСлайд 20

Явления природы

Полярный день. ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ - период времени года, когда Солнце не уходит за горизонт. На полярных кругах Земли он длится один день, в более высоких широтах его продолжительность увеличивается, достигая максимума 186 суток на полюсах. 1 мая , около 21 часа, МурманскСлайд 21

Полярный день

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ — период времени года, когда Солнце не уходит за горизонт. На полярных кругах Земли он длится один день, в более высоких широтах его продолжительность увеличивается, достигая максимума 186 суток на полюсах.

1 мая , около 21 часа, Мурманск

Полярная ночь. ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ - период времени продолжительностью более суток, когда на небе отсутствует Солнце. Южная граница полярной ночи в северном полушарии проводится по широте 73°5Слайд 22

Полярная ночь

ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ — период времени продолжительностью более суток, когда на небе отсутствует Солнце. Южная граница полярной ночи в северном полушарии проводится по широте 73°5′ северной широты. Максимальная продолжительность полярной ночи на Северном и Южном географических полюсах составляет около 178 суток.

Днём в полярную ночь

Работа в тетради для самостоятельной работы с.14- 16Слайд 23

Работа в тетради для самостоятельной работы с.14- 16

СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ ВЕСНА ЛЕТО ОСЕНЬ ЗИМА. гроза почки на деревьях дождь таяние снега проталина. отлет птиц заморозки дождь иней гроза. цветение созревание плодов гроза жара дождь. снегопад иней гололёд метельСлайд 24

СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ ВЕСНА ЛЕТО ОСЕНЬ ЗИМА

гроза почки на деревьях дождь таяние снега проталина

отлет птиц заморозки дождь иней гроза

цветение созревание плодов гроза жара дождь

снегопад иней гололёд метель

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! - это четыре времени года (четыре сезона). Их смена объясняется движением земли вокруг и наклоном земной оси. Все изменения, происходящие в природе, называются природы. Явления, связанные со сменой времен года, называются. Весна, лето, осень, зима. Солнца явлениями сезонными.Слайд 25

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

— это четыре времени года (четыре сезона). Их смена объясняется движением земли вокруг и наклоном земной оси. Все изменения, происходящие в природе, называются природы. Явления, связанные со сменой времен года, называются

Весна, лето, осень, зима

Солнца явлениями сезонными.

Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за: а) 12часов б) 24 часа В каком направлении происходит вращение земли вокруг своей оси? а) с востока на запад б) с запада на восток в) с севера на юг Движение Земли вокруг Солнца приводит к смене: а) времен года б) дня и ночиСлайд 26

Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за: а) 12часов б) 24 часа В каком направлении происходит вращение земли вокруг своей оси? а) с востока на запад б) с запада на восток в) с севера на юг Движение Земли вокруг Солнца приводит к смене: а) времен года б) дня и ночи

В каком районе Земли не происходит смены времен года? а) на северном полюсе б) на экваторе в) на южном полюсе Сколько дней в високосном году? а) 365 б) 366 в) 367 Что такое глобус? Сколько планет в солнечной системе?
Слайд 27

В каком районе Земли не происходит смены времен года? а) на северном полюсе б) на экваторе в) на южном полюсе Сколько дней в високосном году? а) 365 б) 366 в) 367 Что такое глобус? Сколько планет в солнечной системе?

Домашнее задание: с.33-34,Слайд 28

Домашнее задание: с.33-34,

Интернет ресурсы: Размеры и строение Солнечной системы http:// the –universe.ru/index/php?newsid=692&ntws-page=1. Схема расположения планет Солнечной системы http://www.powerpoint.net.ru/presents/astronomia/planety-Sjlnechnoj-sistemy/html. Земля http://turhancelik/cjm/tr/panoramik/tna/php?g=plan
Слайд 29

Интернет ресурсы:

Размеры и строение Солнечной системы http:// the –universe.ru/index/php?newsid=692&ntws-page=1. Схема расположения планет Солнечной системы http://www.powerpoint.net.ru/presents/astronomia/planety-Sjlnechnoj-sistemy/html. Земля http://turhancelik/cjm/tr/panoramik/tna/php?g=planet-earth-from-space-wallpaper. Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун http://900igr/photo/rjsmos-gorod-transport/Kosmos-Planety-3.fileslo15.

Автор теста :Бойкова Ирина Викторовна учитель начальный классов

Урок по окружающему миру на тему: «ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА»

Движение Земли вокруг Солнца

Цели: выяснить особенности движения Земли вокруг Солнца, что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца; научить объяснять причину смены времен года.

Предметные: Получение знаний о планетах, их отличия от звезд с помощью хрестоматии

Личностные: Мотивация учебной деятельности на основе занимательного содержания и имеющихся знаний

Познавательные: Осуществление поиска необходимой информации о планетах. Отличие планет от звезд.

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Применять установленные правила в планировании способа решения.

Коммуникативные: Умение строить монологическое высказывание (Расскажи о ближайшей к солнцу планете).

КРУ. Мышления, памяти.

Оборудование: иллюстрации с изображением времен года, солнечных лучей.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Вспомните имя каждой планеты. Сколько их?

– Отгадайте.

Без него плачемся,

А как появится –

От него прячемся.

(Солнце.)

– Что произойдет с нашей планетой, если Солнце станет холодным? (На земле будет темно и холодно.)

– Какое ваше самое любимое время года? Хотелось бы вам, чтобы лето длилось круглый год? Но так на свете не бывает. После жаркого лета что наступает?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

(Осень.)

– После осени?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима.)

– Что приходит на смену снегу и метелям?

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

(Весна.)

– Какое время наступает после весны? (Опять лето.) И так происходит из года в год.

II. Формирование новых знаний.

– За какое время Земля делает полный оборот вокруг оси? (За 24 часа.)

– Земля вращается с запада на восток и подставляет солнечным лучам то одну сторону, то другую. Что происходит на Земле? (На стороне, освещенной Солнцем, – день; на стороне, которая находится в тени, – ночь.)

– Вращаясь вокруг своей оси, Земля делает в то же время и движение вокруг Солнца. Путь этот Земля проходит за год. Сколько дней в году? (365 дней). Его называют земной год.

– Что происходит за земной год? (Происходит смена времен года.)

– Рассмотрите иллюстрацию «Солнечные лучи». В равных ли количествах Земля получает тепло? Почему летом Солнце поднимается выше и греет сильнее, чем осенью и зимой? (Земля получает тепло в разных количествах.)

– От чего это зависит? (Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, а она наклонена по отношению к орбите Земли.)

– Что бы произошло, если бы ось располагалась под прямым углом к орбите? (На Земле не было бы никаких времен года, а во все дни года было бы одинаково тепло и светло.)

– Двигаясь вокруг Солнца, земной шар подставляет солнечным лучам большую часть площади то Северного полушария, то Южного. В том полушарии, которое больше освещено Солнцем, солнечные лучи падают более отвесно и дают больше тепла. Там стоит лето. В это же время в другом полушарии – зима.

III. Закрепление изученного.

– Проведем опыт. Возьмем лампу и глобус. Начертим на столе вытянутый круг. Он будет изображать путь Земли вокруг Солнца. В центре его поставим лампу, которая изображает Солнце. Выберем на потолке точку. Это будет Полярная звезда. И нацелим на нее северный конец земной оси. Передвигайте глобус по кругу так, чтобы земная ось все время была наклонена в одну сторону.

– Куда наклонена ось Земли? (На север, значит, на Полярную звезду.)

– Не забывайте, что у земного шара нет ни оси, ни подставки.

– Какая часть Земли получает самое большое количество тепла? (Самое большое количество солнечного тепла получает экватор. Солнечные лучи падают прямо и сильно прогревают почву.)

– Какая погода на экваторе? (На протяжении всего года жарко, снег никогда не выпадает.)

Р а б о т а в т е т р а д и (с. 14–15, з а д а н и я № 19–21).

– Какой цвет ассоциируется у вас с зимой? (Голубой или синий.) Раскрасьте верхний квадрат голубым цветом. Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.) Какой цвет у вас представляется, когда вам говорят слово «весна»? (Зеленый.) Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май.) Какой цвет вам видится при слове «лето»? (Красный.) Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август.) Какой цвет соотносится со словом «осень»? (Желтый или оранжевый.) Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

IV. Итог урока.

– Какое время года вы любите? Почему?

– Одинаково ли солнечные лучи согревают село Мирное весной, летом, осенью, зимой? Почему?

– От чего зависит смена времен года? Найдите правильный ответ.

1) Земля вращается вокруг…

а) оси;

б) полюса;

в) экватора.

2) Глобус – это…

а) разрисованный мяч;

б) модель Земли;

в) модель Луны.

3) Экватор делит земной шар:

а) на 3 полушария;

б) на 2 полушария;

в) на 4 полушария.

4) Солнце – это…

а) звезда;

б) планета;

в) спутник.

5) Звезда, которую можно увидеть днем.

а) Венера;

б) Луна;

в) Солнце.

6) Земной год – это…

а) 360 дней;

б) 300 дней;

в) 365 дней.

7) Солнце восходит

а) на юге;

б) на востоке;

в) на севере.

8) Смена времен года происходит…

а) если Земля сделает оборот вокруг своей оси;

б) если Земля сделает оборот вокруг Солнца;

в) если Земля сделает оборот вокруг Луны.

Конспект урока №движение Земли вокруг Солнца»

Тема: «Движение Земли вокруг Солнца»

Цель: формирование понятия о движении Земли вокруг Солнца

Задачи:

  1. Закрепление знаний по теме «Осевое вращение Земли»

  2. Знакомство с закономерностями движения Земли вокруг Солнца

  3. Формирования понятия календарный и астрономический год

  4. Знакомство с историей развития знаний о движении небесных тел

  5. Формирование представления о причинах смены времен года на Земле

Ход урока:

Учитель:

Свет наш Солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь пред собой…

Эти слова А.С. Пушкина как нельзя лучше иллюстрируют тему сегодняшнего урока. Но прав ли поэт, говоря, что Солнце «ходит» по небу?

Ответы учащихся: (Нет, это Земля движется)

Учитель: Верно! А какие виды движения Земли вы знаете?

Ответы учащихся: Осевое и орбитальное

Учитель: На прошлом уроке мы с вами разобрали вращение Земли вокруг своей оси. Давай посмотрим на экран и вспомним как же происходит движение нашей планеты вокруг своей оси.

Видео 1

Учитель: Что же означает осевое вращение Земли?

Ответы учащихся: вращение планеты вокруг воображаемой оси

Учитель: За какое время Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?

Ответы учащихся: 24 часа

Учитель: Что же такое ось?

Ответы учащихся: воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюс Земли

Учитель: А как расположена ось относительно орбиты Земли?

Ответы учащихся: под углом 66,5 градусов

Учитель: Какой результат вращения Земли вокруг своей оси мы можем наблюдать каждый день?

Ответы учащихся: смена дня и ночи

Учитель: Хорошо, а теперь пришло время назвать тему сегодняшнего урока. Сегодня мы поговорим о движении Земли вокруг Солнца

Видео 2

Учитель: Земля, подобно другим планетам, движется вокруг Солнца. А как называется путь, по которому следует наша планета?

Ответы учащихся: орбита

Учитель: Давайте посмотрим, как меняется положение Солнца на небе в течение года.

Видео 3

Учитель: И правда, с Земли нам кажется, что Солнце «ходит» по небу, но на самом деле это результат движения Земли. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 дней и 6 часов. Как называется этот период?

Ответы учащихся: год

Учитель: Но в году всего 365 дней, куда же делись еще 6 часов?

Ответы учащихся: из них складывается дополнительный день в високосный год

Учитель: Верно. А отражаем мы это время в календаре. Календарь – это система времяисчисления, основанием которой служит обращение Земли вокруг Солнца

Доклад

Учитель: Представления людей о движении нашей планеты не всегда были такими как сейчас. В древности люди считали, что центром Вселенной является Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды.

Слайд

Учитель: В средние века возникла теория, согласно которой в центре Вселенной находится Солнце. В 1543 году польский астроном Николай Коперник издает книгу «О вращении небесных тел»

Учитель: Посмотрим на экран.

Слайд

При движении по орбите, Земля находится от Солнца на разном расстоянии. Самое большое расстояние от Солнца – 152 млн. км. Эта точка называется афелий. Самое близкое расстояние – 147 млн. км – перигелий.

Мы знаем, что земная ось расположена под углом к орбите. Именно благодаря этому на нашей планете в течении года меняется продолжительность дня и ночи.

Взгляните на схему на экране.

Слайд

Учитель: Как астрономы называют 22 июня?

Ответы учащихся: день летнего солнцестояния

Учитель: В этот день земная ось своим северным концом обращена к Солнцу. На всех территориях, севернее экватора, день длиннее ночи. Северный полюс полностью освещен – там полярный день.

Слайд

Учитель: А когда бывает зимнее солнцестояние?

Ответы учащихся: 22 декабря.

Учитель: Как расположена земная ось в этот день?

Ответы учащихся: южным концом обращена к Солнцу

Учитель: Именно поэтому в северном полушарии день короче ночи, а на Северном полюсе – полярная ночь

Слайд

Учитель: А как вы думаете, почему 21 марта и 23 сентября называют днями весеннего и осеннего равноденствия?

Ответы учащихся: потому что в эти дни на Земле день равен ночи

Учитель: Итак, мы с вами рассмотрели процесс обращения Земли вокруг Солнца. Скажите, что нового вы сегодня узнали?

Ответы учащихся

Учитель: на этом наш урок подходит к концу. Домашнее задание § 10. Спасибо за внимание.

Видеофайлы:

http://www.youtube.com/watch?v=M3vCwL9ZSKw вращение Земли вокруг своей оси

http://www.youtube.com/watch?v=B5CndWrn9h8 вращение Земли

http://www.youtube.com/watch?v=DcaMTa58SrA солнечный год

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Планеты, движущиеся вокруг солнца

Тема урока. Планеты, движущиеся вокруг Солнца.

Цели урока: формировать представление о планетах Солнечной системы,  об уникальности планеты Земля, научить различать планеты и звёзды;

 развивать умение извлекать информацию из различных источников, умение исследовать космические тела и делать самостоятельные выводы по теме урока, умение работать в группе, воображение, фантазию, наблюдательность, связную речь.

воспитывать интерес к изучению небесных тел.

Оборудование: компьютер, проектор, экран,  презентация «Космос», таблицы для исследований, наборы планет для проектной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Добрый день, юные астрономы! Я не случайно назвала вас астрономами. Кто такие астрономы? (Учёные, изучающие космос. Слайд 1) Что такое астрономия? (Наука о космосе) (Слайд 2)Вы готовы работать? Тогда вперёд! Сегодня мы продолжим постигать тайны Вселенной. А что же мы о ней уже знаем? И о чём будем говорить сегодня?

II. Проверка домашнего задания

 —  Как называется мир с точки зрения астрономов? (Вселенная или Космос.

 — Что такое Вселенная? (Слайд 3, 4)

 —  Что такое Галактика?

 — А кто знает, как называется наша галактика? (Млечный путь) Видео 1   (2 мин) (Слайд 5)

 —  Какая самая ближайшая к нам звезда из галактики Млечный путь? (Солнце)

 — Что вы можете рассказать о Солнце из личных наблюдений? (Солнце даёт нам свет и тепло. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу.) (Слайд 6)

– В какое время суток, по вашему личному опыту, солнечные лучи несут больше всего тепла на Землю?

– Почему Солнце с Земли кажется небольшим?

– Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?

– Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет следующая работа.

– Вставьте в текст недостающие данные.

На доске: (Слайд 7)

“Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда). Это огромное … (раскалённое) космическое тело. Солнце имеет форму … (шара).
Солнце – … (центр) Солнечной системы, в которую входят … (9 планет) с их … (спутниками) и много мелких космических … (тел)”.

 — Что такое Солнечная система? (Слайд 8)

III. Постановка цели урока

– Ребята, вы доказали, что действительно являетесь настоящими астрономами. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о  небесных телах.  Давайте отправимся в путешествие по Солнечной системе.
– Цель нашего урока сегодня – раскрыть секреты планет Солнечной системы.

Физкультминутка. А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт»
Раз-два, стоит ракета.                                   (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет.                              (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца                           (круг руками)
Космонавтам нужен год.                               (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно                         (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет                            (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею                                   (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет .                                  (поднимают руки вверх и машут)

IV. Изучение планет Солнечной системы

(Слайд 9 )

1. Знакомство с планетами Солнечной системы.

 Учитель:  Ещё в глубокой древности люди, наблюдая за небесными телами, заметили, что на небе есть блуждающие светила. Их назвали планетами.

Планеты – холодные космические тела, которые не излучают собственного света. Они светятся, потому что отражают солнечный свет.

(Учитель показывает слайд № 10 из презентации «Космос».)

 – Рассмотрите Солнечную систему. Назовите планеты по порядку относительно Солнца.
– Назовите самую большую планету, самую маленькую.
– Какие планеты являются нашими соседями?

Вокруг Солнца движется 9 больших шарообразных планет. Вы видите модель Солнечной системы на экране.

Мечтолёт будет совершать путешествие от одной планеты к другой. Дети рассказывают о планетах.

Планеты Меркурий, Венера и Марс имеют твёрдую поверхность и близки по размерам к Земле. Меркурий и Венера находятся ближе к Солнцу, чем Земля. Марс – дальше. Более доступна наблюдениям Венера. Её можно увидеть в лучах утренней или вечерней зари.

2. Планета Земля
(Слайд 11)

– Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

– Какая она, наша планета? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)

– Космонавты с любовью называют Землю “Голубая планета”, а почему она такая голубая? (На Земле много воды.)

– На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну. (Слайд 12)

– А почему Землю ещё называют “Планета – сад”? Потому что на ней растут растения, и ещё потому, что на ней есть жизнь.

– Что ещё вы можете сказать о планете Земля? Это третья планета от Солнца. Полный оборот вокруг Солнца она совершает за 365 дней. Земля имеет искусственный спутник – Луну.

3. Работа по учебнику: с.16 учебника

Учитель:  Рассмотрите иллюстрацию учебника и прочитайте о самых больших планетах.

Ученики читают текст самостоятельно.

Учитель:  Что новое вы узнали о планетах?

(Слайд № 13) Пролетим над планетами – гигантами.

Ученики: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун – планеты – гиганты. Их размеры гораздо больше Земли. Самая большая – Юпитер – больше Земли в 11 раз. Планеты – гиганты не имеют твёрдой поверхности. Они имеют много спутников. Все планеты и их спутники вращаются вокруг собственных осей.

(Ученики рассказывают о планетах подготовленные сообщения)

Учитель:  Какая планета особая и почему? Из окна мечтолёта видно, как мала эта планета по сравнению с другими планетами.

Ученики: Плутон – «карликовая» планета. Её размеры очень малы.

Учитель:  Некоторые учёные предлагали в 2007г. отнести её к астероидам.

Вы видите на иллюстрации Плутон и его спутник.

Учёные открыли малые планеты – астероиды. Они небольшого размера. Форма их разнообразна. Пояс астероидов находится между орбитами Марса и Юпитера.

1. Меркурий. (Слайд 6)

Ближайшая к Солнцу планета. Она получила своё название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, температура достигает +480 градусов, а ночью – ледяной холод-до -180 градусов. Поверхность каменистая и пустынная, усеяна кратерами. Спутников у Меркурия нет.

2. Венера. (Слайд7)

Вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют “утренней звездой”. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Период обращения вокруг Солнца-225 земных суток. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты, под облачным покровом стоит невыносимая жара. Спутников у Венеры нет. Температура у поверхности – +470–480 градусов, что обусловлено наличием парникового эффекта.

3. Марс. (Слайд 8)

Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны). Период обращения вокруг Солнца-687 земных суток. Ночью температура на Марсе опускается до -85 градусов, а днём поднимается до +25.

– Мы с вами познакомились с планетами, включая Землю, которые называют “каменными планетами” или планетами земной группы.

– Как вы думаете, почему?

– Назовите их ещё раз.

5. Юпитер. (Слайд 9)

Следующая от Солнца планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Период обращения вокруг Солнца-11,86 лет. И вот ещё что интересно: Юпитер в два с половиной раза тяжелее, чем все остальные планеты вместе взятые! Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников. Ио, Ганимед, Каллисто, Европа-самые крупные. 12 спутников вращаются в одну сторону, а 4 – в противоположную. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы. Температура на этой планете близка к -130 градусам.

6. Сатурн. (Слайд 10)

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Период обращения вокруг Солнца-29, 46 лет. Она названа в честь римского бога земледелия. Планета имеет порядка 30 спутников, большинство из которых ледяные. Пандора, Прометей, Янус, Эпиметея, Диона, Елена, Рея, Титан и другие. Кроме того, у Сатурна имеются хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Температура на Сатурне приближается к -170 градусам.

7. Уран. (Слайд 11)

Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов. Период обращения вокруг Солнца – 84,01 года. Имеет 15 спутников. Некоторые из них: Оберон (самый далёкий и второй по величине), Миранда, Корделия (самый близкий к планете), Ариэль, Умбриэль, Титания. 5 спутников движутся в направлении вращения планеты по круговым орбитам. 10 обращаются вокруг Урана внутри орбиты Миранды. Температура до -150 градусов.

8. Нептун. (Слайд 12)

Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – – 230 градусов. Период обращения вокруг Солнца-164,8 лет. Имеет 2 спутника: Тритон и Нереида.

9. Плутон. (Слайд 13)

Плутон – самая маленькая планета Солнечной системы. Период обращения вокруг Солнца-248 лет. Она названа в честь римского бога – повелителя царства мёртвых. На его поверхности царит невероятный холод – до – 270 градусов. Имеет 1 спутник-Харон, который был открыт в 1978 году американским учёным Дж.У.Кристи. Харон по представлению древних греков-перевозчик умерших в царство мёртвых через реку Стикс.

Физкультминутка:

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот –

Будет вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире.

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись!

4. Расстояние от Солнца.  (Слайд № 13)

Учитель:  Рассмотрите форзац учебника. Вы видите, как планеты удалены от Солнца. Назовите самые близкие планеты.

Ученики: Самая близкая – Меркурий, затем – Венера, Земля и т.д.

Учитель:  Меркурий делает оборот вокруг Солнца за 88 суток. За какое время делает оборот вокруг Солнца Земля?

Ученики: За 365суток и 4 часа – год.

Учитель:  Самая далёкая планета – Плутон совершает один оборот за 250 земных лет. Какой можно сделать вывод о скорости вращения планет вокруг Солнца?

Ученики: Чем дальше планета от Солнца, тем больше времени уходит на один оборот вокруг него.

5. Исследовательская работа

 Учитель: Наш мечтолёт, пролетая от одной планеты к другой, не раз встречал на своём пути разные небесные тела. А что это так ярко сияет в космическом пространстве?

Ученики: Это звёзды.

Исследование «Как отличить планету от звезды?» — работа в группах

Учитель:  Каждой группе даны таблицы. Вам нужно найти и указать отличия планеты от звезды.

Планеты

Звёзды

Определение

Состав (из чего состоят?)

Размеры

Свечение

Как движутся в космосе?

 Ученики работают в группах, используют материал учебника, энциклопедии, справочный материал.

Результат работы группы:

   

планеты

звёзды

Определение

Холодные космические тела.

Огромные раскалённые газовые шары, излучающие свет.

Состав (из чего состоят?)

Планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс имеют твёрдую поверхность. Планеты – гиганты не имеют твёрдой поверхности.

Состоят из частиц газа.

Размеры

4 планеты близки размерам Земли,

4 планеты – гиганты,

1 планета – карлик.

Огромные шары.  Многие звёзды горячее и больше Солнца. Но мы видим их маленькими светящимися точками, потому что они находятся очень далеко от Земли, гораздо дальше Солнца.

Свечение

Не излучают собственного света. Отражают солнечный свет.

Светятся! Цвет звезды зависит от температуры. Звёзды белого и голубого цвета – самые горячие, жёлтые и красные – «холоднее».

Как движутся в космосе?

Все планеты и их спутники вращаются вокруг собственных осей. Одновременно вращаются вокруг Солнца.

Звёзды вращаются вокруг своей оси и одновременно двигаются в космосе в своей галактике.

Как отличить на небе?

Светят спокойным ровным светом. В бинокль планета видна как маленький светлый кружок.

Звёзды поблёскивают, мерцают. В бинокль звезда видна как всегда светящаяся точка.

                                                                                               

VII. Закрепление полученных знаний

1. Проект. Работа в группах.

Каждая группа должна сделать модель Солнечной системы: 2 группы – аппликации из заранее вырезанных из тетрадей изображений планет; 1 группа – объёмную модель из шариков.

2. Презентация проектов (Назвать планеты, объяснить местоположение планет на модели, доказать свою точку зрения.)

 VIII Самостоятельная работа. Тест  № 7“Планеты Солнечной системы” (в тетрадях))

– Выбери верное высказывание:

1. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их ….

3. Плутон – это…

а) самая большая планета Солнечной системы;
б) самая маленькая планета Солнечной системы;
в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Какая планета названа в честь римского бога войны?

а) Плутон; 
б) Нептун; 
в) Марс; 
г) Сатурн.

5. Есть ли у Земли естественные спутники?

а) есть, один; 
б) нет; 
в) есть, два.

6. Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

VIII. Домашнее задание

Подготовить сообщение о созвездии. Сделать (нарисовать) его.

IX. Итог урока

(Слайд 14)

– Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Что особенно вам понравилось? Легко ли вам было выполнять задания? Где вы испытали затруднения? Чувствуете ли вы, что стали умнее? Кто остался собой очень доволен? А кто ещё не очень доволен собой? Почему?

– Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!

«Движение Земли вокруг Солнца»

Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме.

Обучающая: углубление знание детей о космосе, космических полетах, планетах Солнечной системы.

Развивающая: развитие абстрактного мышление, умение выделять главное в научно — популярном тексте, расширение кругозора, активизирование словарного запас, развитие навыков самостоятельной работы.

Воспитывающая: способствование формированию ответственного отношения к учению, интерес к исследовательской работе, воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Тип урока: формирование навыков и умений.

Вид урока: интегрированный урок.

Форма урока: коллективная, групповая, индивидуальная.

Метод урока: словесный, частично — поисковой, метод стимулирования познавательной деятельности.

Межпредметная связь: английский язык, математики.

   Вид технологии: проектная, информационная.

Оборудование: фотографии планет Солнечной системы, учебник, карточки, интерактивная доска, музыка, эмблемы: Исследователи, Эксперты, Наблюдатели; конверты с заданиями.

Планируемые результаты: умение анализировать, доказывать, совершенствовать творческие способности учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент:

 — проверка готовности класса

Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями, а теперь повернитесь ко мне.

1. 1. Психологический настрой

Наша урок будет проходить под девизом: «Наша цель — дать новый импульс развитию науки, задать правильное направление для науки» (Н. А. Назарбаев)

1. 2. . Сообщение темы урока.

 — Сегодня, ребята, у нас необычный урок, мы с вами будем путешествовать по: «Движению Земли вокруг Солнца».

Все тела, входящие в Солнечную систему, обращаются вокруг Солнца. Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. Для этого мы отправляемся с вами в космическое путешествие. Успешный результат будет зависеть от работы каждого из вас.

 — Какими качествами должен обладать путешественник? (Отвага, память, быстрота реакции, знание многих наук, …)

Итак, к полёту готовы? (Да!)

2. Повторение пройденного материала.

 — Внимание! Пристегнуть ремни! И мы попадаем в викторину «Подумай — ка». Кто помнит и знает ответы на вопросы – отвечает, а кто забыл, вспоминает.

Прибор для изучения Вселенной? (Телескоп)

Что ближе к Земле: Солнце или Луна? ( Луна)

Путь движения планеты вокруг Солнца? (Орбита)

Как называется самая яркая ночная звезда? (Сириус)

По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)

Самые горячие звезды по цвету? (Белые)

Какого цвета солнце? (Желтая)

Одежда для космонавтов. (Скафандр)

Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин, 1961г. 12 апреля)

Вы замечательно справились с этим заданием.

Взять «путевые листы». Записать дату полёта.

3. Работа по теме.

 Тема нашего урока: «Движение Земли вокруг Солнца». Люди давно живут на Земле. Когда — то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.

Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать.

1. Кто скажет, как называется наука о звёздах и других светилах? (Много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия)

2. Что означает с греческого языка астрономия? ( В переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон. )

3. 1. Послушаем выступление творческой работы ученицы Самойловой Дарьи на тему: «Солнечная система».(доклад)

Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них. Все тела, входящие Солнечную систему, обращаются вокруг Солнца. Земля тоже движется вокруг Солнца.

Беседа: Расположение Солнца на небосклоне в разные времена года меняется. Это происходит потому, что Земля движется вокруг Солнца. Поэтому поверхность Земли освещается Солнцем по-разному. От этого зависит и смена времён года: от холодной зимы до жаркого лета.
Практическое изучение темы: рассказ учителя в сопровождении показа движения Земли вокруг Солнца с помощью глобуса и лампы и человечка в одной точке.

3. 2. Давайте посмотрим видео фильм « Движение Земли вокруг Солнца».

– Что вы сейчас увидели?

( Земля тоже движется вокруг Солнца. Путь, по которому она проходит вокруг Солнца, называют орбитой Земли. Время, необходимые для полного оборота Земли вокруг Солнца, называют годом. Год состоит из 365 дней.    Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.  

За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней. Один раз в четыре года в феврале месяце бывает 29 дней.

— Кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси.

      Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот вокруг своей оси она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи.  По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

      Мы живём в Северном полушарии.

      Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года.

      В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.

   Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

   Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.

Название планет 

   Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.  

— Скажите, ребята, а продолжительность дня и ночи всегда одинакова? (нет)

— Когда день длиннее ночи? В какое время года? А когда короче? (Летом день длиннее ночи, а зимой день короче)

— А кто знает, почему так происходит?

— В период между мартовским и сентябрьским равноденствиями (от 20 (21) марта до 22 (23) сентября) из-за наклона земной оси Северное полушарие обращено к Солнцу большую часть суток, поэтому северные широты получают больше тепла и света, чем южные. Летом дни становятся длиннее, а положение солнца — выше, чем в Южном полушарии, где в это время зима. Спустя полгода Земля переходит на противоположную точку своей орбиты. Наклон оси остаётся таким же, однако теперь Южное полушарие оказывается обращённым к Солнцу большую часть суток, там дни дольше, больше и тепла и света. В Северном полушарии в это время зима.

— А кто-нибудь знает, что есть сутки, в которые день и ночь равны?

— Это день весеннего равноденствия – 21 марта, и день осеннего равноденствия – 23 сентября.

— Также на Земле можно наблюдать самый длинный день и самую длинную ночь. ( 22 декабря – день зимнего солнцестояния, в северном полушарии самый короткий день, а в южном самый длинный. 22 июня – день летнего солнцестояния, в северном полушарии самый длинный день, а в южном самый короткий)

Один год на земле измеряется, одним чудом оборотом вокруг Солнца. Если смотреть с Земли, движение по нашей орбите вдоль созвездия зодиака, это траектория называется эклиптикой.

Когда Солнца возвращается на свою начальную точку, проходит один сидерический год. ) Пополнение словарного запаса: эклиптика, сидерический год, аналема, солнце состояние.

(записать в путевые листы)

ФИЗМИНУТКА

Внимание на экран.

3. 3. Работа по учебнику на стр.8-10. Работа по вопросам с опорой на текст.

1. Найди в тексте, почему происходит смена времён года?

2. Найди в тексте, где говорится о падении солнечных лучей?

 А теперь сделаем вывод, что является причиной сменой времён года? (Причиной смены времён года является наклон земной оси к её орбите. )

Посмотрите на экран и определите, каков диаметр Солнца? (1400000 км). Скажите, какова температура на поверхности Солнца? (3000 С). Внутри температура просто чудовищная в 5000 раз больше, чем снаружи. Какова температура Солнца внутри? (запись в тетрадях)

3000 С * 5000 = 15000000 С

Ученики «Солнечная система»

Рассказ стихотворений

  1. В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет.

А Солнце – звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

  1. Солнце – светило клокочет вулканом,

Бурлит, как кипящий котёл, не престранно,

Протуберанцы взлетают фонтаном,

Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

  1. Солнце – звезда при огромнейший шар.

Свет излучает, как будто пожар.

Ну, а планеты тот свет отражают,

Солнце – светило, они обожают!

  1. Много планет вокруг Солнца летают.

Давай — ка, в ракету мы сядем с тобой,

Помчимся от Солнца во тьме голубой!

Может, Меркурий порадует нас?

И приведет нам друзей, целый класс.

3. 4. В следующем туре нас ждёт игра « Мы туристы»

 — Закончи предложение: (работа в группах)

1 — группа

1) Планета, на которой мы живём… (Земля)

2) Свет и тепло даёт… (Солнце)

3) С наступлением ночи на небе появляются… (Звёзды)

2 — группа

1) Первый Российский космонавт …. (Ю.А.Гагарин1961г. 12апреля)

2) Луна – это … (Спутник)

3) Материки делят Мировой океан на… (Океаны)

3 — группа

1)Части океанов, которые впадают в сушу, называются… (Морями)

2) Поверхность Земли состоит из …(Суши и воды)

3) Океанов на нашей планете… (4): … (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский)

Молодцы!

Итог урока.

Чем занимались на уроке? Что повторили? Что мы уже знали? Что узнали нового? Чему научились? Что запомнили? Повторение основных моментов темы урока по вопросам учителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.