Движение земли вокруг солнца схема – Вращение Земли вокруг Солнца🌍, период и скорость обращения, путь Земли, направление, географические следствия движения Земли вокруг Солнца, длина околосолнечной орбиты

Содержание

С какой скоростью движется Земля вокруг своей оси и Солнца?

С какой скоростью движется Земля вокруг своей оси и Солнца?С какой скоростью движется Земля вокруг своей оси и Солнца?

Земля, как и любой другой небесный объект, находится в постоянном движении. Даже если мы, люди, не чувствуем этого, планета вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца с огромной скоростью. Не ощущаем это мы потому, что это подобно самолету или машине — мы движемся с той же скоростью, что и транспорт, из-за этого и рождается иллюзия статики.

Из-за чего происходит вращение Земли вокруг своей оси?

Изящное 24-часовое вращение Земли вокруг своей оси — одна из причин, почему наша родная планета обитаема. Во многом именно это позволило развиться жизни, благодаря созданию благоприятной температуры, которая достигается постоянной сменой дня и ночи.

Не стоит забывать, что не только Земля имеет такую особенность — каждая планета в Солнечной системе имеет свое уникальное вращение. К примеру, на крошечном Меркурии, который находится ближе всего к Солнцу, одно вращение происходит за 59 земных дней, а на Венере — вообще 243, и кроме того ее движение происходит в обратном направлении.

То, что Земля вращается, знают все, и это кажется банальной информацией, но если задуматься, то не совсем понятно, почему же это происходит. Для ответа на этот вопрос надо узнать, как образовалась вся Солнечная система.

Образование Солнечной системыОбразование Солнечной системыОбразование Солнечной системы

Изначально Солнечная система представляла из себя просто огромное облако пыли и газа, которое со временем начало разрушаться, превращаясь в гигантский диск. Он в свою очередь постоянно увеличивал свою скорость вращения, словно фигуристка, вскидывающая руки вверх, чтобы двигаться быстрее. Солнце сформировалось в центре, а планеты начали собираться в отдалении от него. Все объекты, из которых состоит наша система, находятся на одной и той же плоскости и двигаются в одном направлении потому, что все они произошли из одного диска космической пыли.

Пока происходил процесс склейки планет и других небесных тел, спокойствия в Солнечной системе не было никакого, так как обломки постоянно сталкивались друг с другом, что приводило к их вращению. Иногда гравитация больших обломков завлекала маленькие — так появились спутники.

Почему Земля вращается вокруг своей оси быстрей других планет?

Ученые предполагают, что огромный объект, примерно размером с Марс, врезался в нашу планету и отделил от нее тем самым огромный клочок, который стал впоследствии Луной. Это столкновение заставило Землю вращаться с большей скоростью, чем другие планеты. Но гравитация Луны влияет на вращение Земли — она его замедляет!

Интересный факт: Земля постоянно замедляет свое вращение. Ученые предполагают, что в момент образования планеты день шел всего 6 часов. А сейчас существуют чрезвычайно точные технологии, которые дают возможность просчитать дальнейшее замедление — через сто лет день станет короче на 2 миллисекунды.

С какой скоростью Земля вращается вокруг своей оси?

Скорость является понятием относительным, потому что всегда требуется определенная точка отсчета, чтобы ее рассчитать. Для расчета скорости вращения вокруг своей оси, берется вращение относительно центра планеты.

Земля совершает один оборот за 23 часа 56 минут и 4.09053 секунды, что называется звездным периодом. Окружность планеты равна 40 075 километров. Для того, чтобы рассчитать скорость, потребуется разделить окружность на время, тогда получается примерно 1674 км/ч или же 465 м/с.

Земля вращается вокруг своей оси со скоростью: 1674 км в час или 465 м/с.

Зависимость скорости вращения Земли и широты

Но не стоит забывать, что окружность планеты меняется в зависимости от широты, так как Земля сужается ближе к полюсам. Поэтому планета кружится с разной скоростью на разных широтах! Чем меньше радиус, тем меньше скорость. Так на Северном полюсе и Южном полюсе скорость вращения практически равна нулю.

Если же вам интересно узнать скорость вращения, которая может достигаться на иной широте, то для это потребуется лишь умножить косинус этой широты (его можно просчитать на калькуляторе либо просто подсмотреть в таблице косинусов) на скорость вращения планеты на экваторе (1674 км/ч). Так косинус 45 градусов равен 0,7071 и получатся, что скорость на этой широте: 1674х0,7071=1183,7 км/ч.

Зависимость скорости вращения Земли и широтыЗависимость скорости вращения Земли и широтыЗависимость скорости вращения Земли и широты

Скорость вращения Земли для разных широт

  • 10°: 0.9848×1674=1648,6 км/ч;
  • 20°: 0.9397×1674=1573,1 км/ч;
  • 30°: 0.866×1674=1449,7 км/ч;
  • 40°: 0.766×1674=1282,3 км/ч;
  • 50°: 0.6428×1674=1076,0 км/ч;
  • 60°: 0.5×1674=837,0 км/ч;
  • 70°: 0.342×1674=572,5 км/ч;
  • 80°: 0.1736×1674=290,6 км/ч

Интересный факт: космические агенства предпочитают использовать вращение Земли вокруг своей оси для своего преимущества. Так как скорость вращения наибольшая в районе экватора, то и ресурсов для подъема космического корабля с нулевой широты требуется меньшее.

Циклическое торможение

Ученые стали замечать корреляцию между сейсмической активностью за год и скоростью вращения Земли вокруг своей оси. Считается, что прямой взаимосвязи между этими двумя явлениями нет, но специалистам важно находить какие-либо зацепки, которые, во-первых, дадут большее понимание нашей планеты, а во-вторых, могут спасти тысячи жизней.

Так как все циклично, так и вращение нашей родной планеты циклично. Земля имеет пятилетние периоды циклического торможения и ускорения.

Колебание земной оси

В физике существует два понятия, которые используются для описания колебаний оси Земли — прецессия и нутация.

Прецессия — это такое явление, при котором момент импульса небесного тела меняет свою направленность в пространстве. Такое движение можно увидеть на примере волчка, который при запуске имеет вертикальную ось вращения, но волчок имеет свойство постепенного замедления, в процессе которого скорость начинает теряться. Из-за этого ось начинает постепенно отклоняться от привычной вертикали. За счет этого волчок начинает описывать форму подобную конусу.. Подобное движение и есть прецессия.

С Землей дела обстоят серьезнее и медленнее. Такую особенность в движении нашей родной планеты заметил еще античный географ и астроном Гиппарх, назвав это явление преддверием равноденствия. Цикл процессии у Земли крайне долгий — 25 тысяч лет. Именно с таким движением планеты ученые связывают периодические изменения в климате. Так в какой-то момент колебания станут настолько заметны, что ориентироваться по старым небесным картам будет невозможно из-за смещения всех звезд относительно экваториальной линии.

Нутация — это довольно слабое движение, которое напоминает своего рода качание или же кивание, характерное для твердого тела, совершающего процессию. Это небольшие колебания земной оси, накладывающиеся на прецессионное движение.

Движение Земли вокруг Солнца

Вращение Земли вокруг СолнцаВращение Земли вокруг СолнцаВращение Земли вокруг Солнца

Не стоит забывать, что движение Земли состоит не только из ее собственного вращения, но еще и движения вокруг Солнца. Наш дом находится примерно на расстоянии 149 600 000 километров от звезды.

Весь путь вокруг звезды наша планета совершает за 365,256 дней со скоростью равной 108 000 км/ч или 30 км/с.

Интересный факт: люди признали, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, лишь в 16 веке! За такое “богохульство” некоторые ученые даже поплатились жизнью.

Другие движения

Солнечная система не является каким-то статическим объектом, который не двигается. На самом деле одновременно со всеми вращениями, которые происходят в системе, она сама движется с огромной скоростью.

Солнце находится на расстоянии примерно равном 26 000 световых лет от центра галактики Млечный Путь, ширина которой составляет примерно от 80 000 до 120 000 световых лет. А толщина ее составляет 7 000 световых лет. Наша система находится на одном из дальних рукавов ближе к краю. Ей требуется примерно 200-250 миллионов лет, чтобы совершить один оборот вокруг центра нашей галактики. На этой орбите Солнечная система движется со скоростью около 250 км/с.

Движение Солнечной системы в нашей галактикеДвижение Солнечной системы в нашей галактикеДвижение Солнечной системы в нашей галактике

Млечный Путь в свою очередь так же относится к еще большей системы — Местная группа. Такое название ученые дали гравитационно связанной группе галактик, к которой и относится наша родная. В этой системе Млечный Путь движется со скоростью примерно 300 км/с.

Что же будет, если Земля вдруг резко остановится?

Вероятность того, что вы можете в любой момент просто вылететь в открытый космос, равна нулю. В этом вам помогает гравитация, которая безустанно притягивает нас к земле. Но гравитация на Земле не везде одинаковая! Наша планета имеет сферическую форму и за счет вращения вокруг оси, Земля немножко приплюснута у полюсов. Скорость на самой широкой окружности должна быть наивысшей — такой окружностью является экватор. Гравитация на экваторе на 0.3% сильнее!

НАСА заявляет, что остановка планеты невозможна в ближайшие несколько миллиардов лет. Но если представить такую ситуацию, что Земля резко останавливается, — получается не радужная картина. Если вращение самого небесного тела прекратиться, то движение атмосферы никто не остановит, поэтому все, что находилось на поверхности земли будет разрушено сильным ветром. И это касается не только людей и животных, но и зданий, деревьев, и даже верхних слоев почвы!

Вариант с постепенным замедлением же является реальной ситуацией, с которой наша планета столкнется в далеком будущем. Наименьшая скорость, до которой может Земля опуститься, равна одному обороту в 365 дней. Такая ситуация называется “синхронностью солнца”. Тогда одна сторона будет всегда повернута к Солнцу, другая же — как и у Луны, вечно будет во тьме. Но к подобной ситуации, в целом, по заявлениям НАСА, можно будет привыкнуть.

Вернемся опять к полной остановке: если Земля остановится совсем, то скорее всего пропадет магнитное поле, которое создается в первую очередь благодаря спину планеты. Из-за этого мы потеряли бы радиационные пояса Ван Аллена и северные сияния, что оставило бы нас совершенно беззащитными перед космической радиацией. В таком случае, при каждом всплеске радиации на Солнце, Земля бы получала такую дозу излучения, что вряд ли бы осталось что-то живое.

Но не переживайте! Вероятность таких сценариев практически равна нулю!

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Движение Солнца и планет по небесной сфере — Википедия

Движения Солнца и планет по небесной сфере отображают лишь их видимые, то есть кажущиеся земному наблюдателю движения. При этом любые движения светил по небесной сфере не являются связанными с суточным вращением Земли, поскольку последнее воспроизводится вращением самой небесной сферы.

Солнце движется почти равномерно (почти — из-за эксцентриситета орбиты Земли) по большому кругу небесной сферы, называемому эклиптикой, с запада на восток (то есть в сторону, противоположную вращению небесной сферы), совершая полный оборот за один сидерический год (365,2564 дня). Сидерический год отличается от тропического года, определяющего смену сезонов, вследствие прецессии земной оси (см. Предварение равноденствий).

Изменение экваториальных координат Солнца[править | править код]

Когда Солнце находится в точке весеннего равноденствия, его прямое восхождение и склонение равны нулю. С каждым днём прямое восхождение и склонение Солнца увеличиваются, и в точке летнего солнцестояния прямое восхождение становится равным 90° (6

h), а склонение достигает максимального значения +23°26′. Далее, прямое восхождение продолжает увеличиваться, а склонение уменьшается, и в точке осеннего равноденствия они принимают значения 180° (12h) и 0°, соответственно. После этого, прямое восхождение по-прежнему увеличивается и в точке зимнего солнцестояния становится равным 270° (18h), а склонение достигает минимального значения −23°26′, после чего вновь начинает расти.

В зависимости от характера движения по небесной сфере, планеты делятся на две группы: нижние (Меркурий, Венера) и верхние (все остальные планеты, кроме Земли). Это исторически сохранившаяся терминология; также используются более современные термины — внутренние и внешние (по отношению к орбите Земли) планеты.

Во время видимого движения нижних планет у них происходит смена фаз, как у Луны

[1]:34-35. При видимом движении верхних планет смены фаз у них не происходит, они всё время повёрнуты к земному наблюдателю своей освещённой стороной. Если же наблюдатель, например, АМС, находится, скажем, не на Земле, а за орбитой Сатурна, то кроме смены фаз у Меркурия и Венеры, он сможет наблюдать смену фаз у Земли, Марса, Юпитера и Сатурна.

Движение нижних планет[править | править код]

В своём движении по небесной сфере Меркурий и Венера никогда не уходят далеко от Солнца (Меркурий — не дальше 18° — 28°; Венера — не дальше 45° — 48°) и могут находиться либо к востоку, либо к западу от него. Момент наибольшего углового удаления планеты к востоку от Солнца называется восточной или вечерней элонгацией; к западу — западной или утренней элонгацией.

При восточной элонгации планета видна на западе вскоре после захода Солнца. Двигаясь с востока на запад, то есть попятным движением, планета сначала медленно, а потом быстрее, приближается к Солнцу, пока не скрывается в его лучах. Этот момент называется

нижним соединением (планета проходит между Землёй и Солнцем). Спустя некоторое время её становится видно на востоке незадолго до восхода Солнца. Продолжая попятное движение, она достигает западной элонгации, останавливается и начинает двигаться с запада на восток, то есть прямым движением, догоняя Солнце. Догнав его, она снова становится невидимой — наступает верхнее соединение (в этот момент Солнце оказывается между Землёй и планетой). Продолжая прямое движение, планета вновь достигает восточной элонгации, останавливается и начинает попятное движение — цикл повторяется.

Движение верхних планет[править | править код]

Видимое с Земли перемещение Марса относительно звёзд в 2003 году. Попятное движение Марса происходило с 31 июля по 30 сентября
[2]
. В середине соответствующей дуги, 28 августа, произошло противостояние Марса (Великое)[3].

У верхних планет также чередуются прямое и попятное движение. Когда верхняя планета видна на западе вскоре после захода Солнца, она движется по небесной сфере прямым движением, то есть в ту же сторону, что и Солнце. Однако скорость движения верхней планеты по небесной сфере всегда меньше, чем у Солнца, поэтому наступает момент, когда оно догоняет планету — происходит соединение планеты с Солнцем (последнее оказывается между Землёй и планетой). После того, как Солнце обгонит планету, её становится видно на востоке, перед восходом Солнца. Скорость прямого движения постепенно уменьшается, планета останавливается и начинает перемещаться среди звёзд с востока на запад, то есть попятным движением. В середине дуги своего попятного движения планета находится в точке небесной сферы, противоположной той, где в этот момент находится Солнце. Это положение называется

противостоянием (Земля находится между Солнцем и планетой). Через некоторое время планета снова останавливается и меняет направление своего движения на прямое — и цикл повторяется.

Расположение планеты на 90° к востоку от Солнца называется восточной квадратурой, а на 90° к западу — западной квадратурой.

Средние значения дуг попятных движений[править | править код]

Планеты имеют следующие средние величины дуг попятных движений: Меркурий — 12°, Венера — 16°, Марс — 15°, Юпитер — 10°, Сатурн — 7°, Уран — 4°, Нептун — 3°, Плутон — 2°.

описание и характеристика с фото

Графическое изображение оси вращения Земли

Графическое изображение оси вращения Земли

Вращение Земли вокруг оси: описание движения планеты, угол осевого наклона, схема вращения относительно плоскости орбиты, смена времен года и прецессия.

Ось вращения Земли наклонена под углом в 23,5° относительно плоскости эклиптики. Именно из-за этого наклона у нас на планете Земля происходит смена сезонов.

Чтобы лучше разобраться в том, как происходит вращение Земли вокруг своей оси, сначала необходимо поговорить о Солнце. Представьте себе линию, которая проходит через Северный и Южный полюса Солнца. Это и есть ось вращения Солнца. Затем вообразите себе диск, выходящий из солнечного экватора во всех направлениях. Этот диск называется плоскостью эклиптики. Астрономы уже давно измерили оси вращения, проходящие через каждую из планет Солнечной системы. Затем измерили угол осевого наклона относительно оси вращения Солнца.

У нашей планеты этот угол наклона оси равен примерно 23,5°. Это угол относительно оси вращения Солнца. Из-за такого наклона земной оси, на нашей планете происходит регулярная смена времен года. В летний сезон ось Земли наклонена таким образом, что Северный полюс Земли наклоняется к Солнцу. Регионы северного полушария получают больше солнечных лучей и поэтому там теплее, чем в Южном полушарии. Осенью, как Северное полушарие, так и Южное получают равную долю солнечного света. В зимний период Северный полюс наклоняется в сторону от Солнца, и поэтому там холоднее, а в Южном полушарии теплее.

Точный градус наклона земной оси составляет 23,439281°.

Угол наклона Земли является практически стабильным в течение длительного периода времени, но Земля слегка покачивается на своей оси, как волчок – это называется прецессией. В связи с этим время смены сезонов медленно меняется. Цикл смены составляет примерно 25 800 лет. Таким образом, лето и зима поменяются местами, и лето будет приходить в северное полушарие в декабре, а зима в июне. Теперь вы знаете, что собою представляет ось вращения планеты Земля.

Скорость вращения Земли вокруг Солнца: за какой период

Скорость вращения Земли вокруг Солнца является переменной величиной, наравне с остальными параметрами движения нашей планеты. Она изменяется в зависимости от положения небесного тела относительно звезды.

Вращение ЗемлиВращение Земли

Земля, кроме вращения вокруг своей оси, вращается вокруг Солнца. Credit: nastol.com.ua

Скорость вращения Земли вокруг своей оси

Скорость Земли при вращении вокруг планетарной оси зависит от широты, на которой проводится измерение. Для точек, расположенных на полюсах планеты, эта величина равна нулю. Поэтому смена дня и ночи на полюсах происходит не раз в сутки, а раз в год. На экваторе фиксируется значение около 1 668 км/ч. При этом угловое расстояние, которое проходит каждая точка поверхности, совпадает.

Период полного оборота равен 23 часам и 57 секундам и постоянно растет. Это объясняется влиянием Луны. Из-за ее приливного воздействия на океанском дне создается трение, выступающее главным фактором, тормозящим движение планеты. Годовая дельта составляет 0,003 сек.

Движение вокруг Солнца

Протяженность линии, по которой Земля вращается вокруг Солнца, составляет 930 млн км. Облететь это расстояние и вернуться в исходную точку планета может за 365 полных суток, 6 часов и 9 с половиной минут.

В применяемом людьми Григорианском календаре лишние часы учитываются благодаря тому, что каждый четвертый год является високосным и длится на 1 день дольше.

Средняя скорость движения Земли по орбите достигает 106 тыс. км/ч. Однако небесное тело движется неравномерно: на протяжении года наблюдаются попеременное ускорение темпов вращения вокруг звезды и снижение этого показателя.

Орбита ЗемлиОрбита Земли

Траектория движения Земли вокруг Солнца. Credit: geo-s.sibstrin.ru

Предельные значения скорости равны:

  • минимальное — 105,4 тыс. км/ч;
  • максимальное — 109 тыс. км/ч.

Чем обусловлена скорость

Первым фактором, влияющим на скорость обращения планеты вокруг ее звезды, является форма орбиты. Поскольку Земля движется по эллипсу, минимальная скорость наблюдается в афелии. Этим термином называется наиболее удаленная от Солнца точка орбиты.

После прохождения афелия по мере приближения к перигелию, наименее удаленному от звезды месту на траектории движения планеты, скорость движения Земли растет. После его прохождения цикл начинается заново и движение небесного тела замедляется.

Влияние на форму земной орбиты и скорость ее перемещения, помимо Солнца, оказывают и другие тела Солнечной системы, находящиеся в относительной близости от нее. К числу этих объектов относятся не только Луна, но и другие планеты системы.

Связь со сменой времен года

Смена времен года на Земле обуславливается углом наклона, который планета сохраняет неизменным на протяжении полного оборота вокруг звезды. Это приводит к тому, что на одном участке орбиты Южное полушарие получает больше солнечной энергии, чем Северное. В противоположной точке эта ситуация меняется.

Времена годаВремена года

Смена времен года происходит благодаря движению Земли вокруг Солнца. Credit: bezformata.com

Отрезок времени, когда получаемая от звезды энергия максимальна, соответствует лету. Время, когда уровень освещенности становится минимальным и температура воздуха возле поверхности Земли также снижается, называют зимой.

Дважды в год Земля занимает на орбите положение, при котором обоим полушариям достается одинаковое количество энергии. Эти периоды называются весной и осенью.

Форма траектории, по которой происходит движение Земли вокруг Солнца, никакого влияния на смену сезонов не оказывает. Если бы потепление и похолодание в отдельных регионах планеты были связаны с удаленностью от звезды, зима и лето наступали бы по 2 раза в год.

Циклическое торможение

Новейшие исследования показывают, что скорость вращения Земли вокруг оси, как и по солнечной орбите, непостоянна. Установлено, что полный цикл торможения и ускорения планета проходит за 5 лет.

Наблюдения за сейсмической активностью свидетельствуют, что ее пик приходится на год, когда скорость обращения достигает своего минимума. Объяснения связи этих факторов и причин, по которым установилась такая длительность цикла, пока не найдены.

Колебания оси во время вращения

Под влиянием силы тяготения Луны и в меньшей мере Солнца, а также из-за неоднородной плотности вещества внутри планеты направление оси вращения Земли периодически меняется. Схема ее траектории представляет собой конус.

Самое очевидное следствие этого — предварение равноденствий. С каждым годом весеннее равноденствие наступает на 20,5 минуты раньше. Этот процесс тоже является цикличным: его период составляет 25 776 лет.

Для земной оси характерно явление, при котором изменяется наклон эклиптики к экватору, — нутация. Она равна 18,61 года.

Отмечено, что с начала 21 века скорость дрейфа земной оси по направлению к востоку увеличилась и сейчас составляет 17 см в год.

Урок 6. Движения Земли

Урок 6. Движения Земли

Цели урока:

— объяснить движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

— составить и проанализировать схемы «Следствия вращения Земли вокруг своей оси», «Следствия вращения Земли вокруг Солнца».

Оборудование: глобус, теллурий, учебник, таблица «Обращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси».

Когнитивный компонент урока: осевое и орбитальное движения Земли; Северный полюс; Южный полюс; экватор; високосный год.

Деятельностный компонент урока: составление и анализ таблиц «Следствия вращения Земли вокруг своей оси»; на основе анализа схемы орбитального движения Земли давать объяснение смены времён года.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле.

Работа с учебником: комментированное чтение, работа с рисунком, терминами.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

1. Докажите, что Солнечная система составляет лишь малую часть Вселенной.

2. Объясните вклад польского астронома Николая Коперника в науку.

3. Перечислите и покажите на карте полушарий материки и океаны, а также части света. 4. Путь Земли вокруг Солнца называется: а) галактикой; б) орбитой; в) окружностью.

5. Земля — … по счёту планета Солнечной системы: а) третья; б) восьмая; в) первая.

Изучение нового материала Главный проблемный вопрос, обсуждаемый на уроке: как движется Земля вокруг своей оси и вокруг Солнца? Вначале с помощью глобуса, рисунка учитель объясняет, как Земля вращается вокруг своей оси. Движение во- круг своей оси называется осевым. Полный оборот вокруг

своей оси Земля совершает примерно за 24 часа. Этот период называется сутками. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что земная ось наклонена под углом к плоскости орбиты (рис. 14 учебника). Что Земля – шар, все конечно слышали, но далеко не все смогут ответить на вопрос: а как это можно доказать? В древности люди по-разному представляли Землю. Некоторые народы считали, что Земля держится на трёх китах. Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой расположена Вавилония. Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. С развитием простейших астрономических наблюдений, увеличением путешествий и мореплаваний стали накапливаться сведения о форме Земли. Впервые высказал предположение о шарообразности Земли в VI веке до н.э. великий древнегреческий учёный Пифагор Самосский. По некоторым сведениям, эту идею Пифагор заимствовал у египетских жрецов. Первым привёл доказательство шарообразности Земли в IV веке до н.э. знаменитый древнегреческий учёный Аристотель. Для доказательства он использовал наблюдения за лунными затмениями. Во время затмений Земля бывает повёрнута к Луне разными сторонами, но только шар всегда отбрасывает круглую тень. Продолжил учение Аристотеля относительно шарообразности Земли во II веке н.э. древнегреческий астроном, математик, оптик, теоретик музыки и географ Клавдий Птолемей. Он создал свою систему мироздания и считал, что все небесные тела движутся вокруг Земли в пустом мировом пространстве. Позже Аристарх Самосский, выдающийся астроном древнего мира, высказал мысль, что Земля и все планеты вращаются вокруг Солнца. К сожалению, у него было мало доказательств этой мысли. После того, как прошло около 1700 лет, польскому учёному Копернику удалось доказать вращение планет вокруг Солнца.

Первым измерил величину земного шара Эратосфен. Он измерил длину дуги меридиана, а затем на этой основе рассчитал длину всей окружности Земли по меридиану. Она оказалась равной около 40000 км, что близко к действительности.

В настоящее время научно доказано, что Земля имеет следующие размеры:

Экватор – 40 076 км

Экваториальный радиус – 6 378км

Полярный радиус – 6 357км.

Земля совершает одновременно годовое движение по круговой орбите вокруг Солнца (против часовой стрелки) и суточное вращение вокруг своей оси (с запада на восток).

Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 дней 6 часов 9 минут, или один год. Через четыре года наступает високосный год (366 дней в году, добавляется в календаре дата 29 февраля).

Одновременно с движением вокруг Солнца Земля вращается вокруг своей оси, поворачиваясь к Солнцу то одним полушарием, то другим. Период вращения равен 24 часам, или одним суткам. Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5° и всё время сохраняет постоянное направление на Полярную звезду. Учёные пока не могут объяснить причины вращения Земли и такую направленность земной оси.

Точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью её вращения называют географическими полюсами (северный и южный). Таким образом, из-за вращения Земли вокруг Солнца, а также из-за наклона земной оси на нашей планете происходит смена времён года, и разные части Земли получают разное количество тепла от Солнца.

Отметьте правильные высказывания словом «ДА», неправильные – словом «НЕТ».

  1. Земля имеет форму шара — ?

  2. На поверхности Земли есть всего две точки, которые не совершают осевого вращения — ?

  3. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает ровно за 365 суток — ?

  4. Земля имеет форму близкую к шарообразной — ?

Ось суточного вращения Земли наклонена к плоскости земной орбиты на угол, равный 66,5° — ? С помощью учителя учащиеся дают определение земной оси — воображаемая линия, которая проходит через центр земного шара. Точки пересечения оси с земной поверхностью — Северный и Южный полюсы. Объяснение учителя сопровождается рисунком. Важно выявить причинно-следственные связи.

Причина Следствие Осевое вращение Земли Смена дня и ночи Для усвоения географических следствий вращения Земли вокруг своей оси учащиеся составляют схему:

Вследствие того, что Земля совершает движение вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси, на нашей планете наблюдается смена времён года.

Характерно, что наклон земной оси к плоскости земной орбиты на протяжении всего года остается постоянным.

Ежегодно наша планета занимает четыре особых положения, по которым астрономы ведут хронологический счёт времён года.

Астрономическая весна наступает в Северном полушарии 21 марта. В это время на всей Земле, кроме районов, расположенных около полюсов, продолжительность дня и ночи равна 12 часам. Солнце восходит в 6 часов точно на востоке, а заходит точно на западе в 18 часов. На экваторе в полдень 21 марта Солнце находится в зените, т.е. в точке, расположенной над головой наблюдателя. На Северном полюсе полярный день начинается в тот момент, когда центр Солнца не заходит за горизонт. Весна в Северном полушарии заканчивается 22 июня. В этот день здесь начинается астрономическое лето. В день летнего солнцестояния северный конец земной оси наклонён в сторону Солнца. 22 июня солнечные лучи падают отвесно на линии Северного тропика. Тропиками (от греческого – «поворот») называют воображаемые окружности на поверхности Земли, расположенные на одинаковом расстоянии к северу и к югу от экватора. 22 июня Солнце в полдень находится в зените над Северным тропиком (тропик Рака), а 22 декабря – над Южным тропиком (тропик Козерога).

22 июня в день летнего солнцестояния Солнце не заходит за горизонт к северу от Северного полярного круга, а в день зимнего солнцестояния – не восходит.

Весной и летом в Северном полушарии продолжительность дня больше, чем продолжительность ночи.Далее учащиеся в § 6 учебника находят текст, объясняющий, в чём состоит уникальность полюсов нашей планеты. Учитель говорит, что одновременно с вращением во-

круг оси Земля вращается и вокруг Солнца со скоростью 30 км/с. Для объяснения этого явления используют теллурий и рис. 13 учебника. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 суток и 6 часов. Этот период называется годом. Далее объясняется, что такое високосный год. Затем класс вместе с учителем работает с рис. 13 (с. 23). Для этого используется текст рубрики «Шаг за шагом». При изучении рис. 13 учебника учащиеся устанавливают следующие причинно-следственные связи:

Причины Следствие

Орбитальное движение Земли; Смена сезонов года

неизменный наклон земной оси

к плоскости орбиты;

неизменное положение оси

вращающейся Земли

в пространстве

Определив по рис. 13, что происходит на Земле 22 июня,23 сентября, 22 декабря и 21 марта, учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу, позволяющую лучше усвоить сложный материал, причём две последние колонки таблицы заполняются на следующем уроке.

Траектория, по которой Земля вращается вокруг Солнца, называется орбитой. По форме орбита близка к окружности. 21 марта, в день весеннего равноденствия, в северном полушарии начинается весна, а в южном – осень. В этот день Солнце находится над экватором и солнечные лучи падают на Землю под прямым углом. Продолжительность дня на всей планете равна ночи. 22 июня Земля обращена к Солнцу северным полюсом, поэтому северное полушарие освещено лучше, чем южное и получает больше тепла. В северном полушарии наступает лето и на северном полюсе начинается полярный день. В южном полушарии наступает зима и на южном полюсе начинается полярная ночь. В это время Земля проходит через афелий, точку в орбите, в которой она наиболее всего удалена от Солнца. Лето в северном полушарии заканчивается 23 сентября в день осеннего равноденствия. В это время лучи Солнца вновь падают на экватор под прямым углом. В Европе наступает осень, а в Австралии – весна. 22 декабря Земля обращена к Солнцу южным полюсом, поэтому южное полушарие освещено лучше, чем северное и получает больше тепла. В южном полушарии начинается лето, в то время как в северном полушарии в свои права вступает зима. На северном полюсе наступает полярная ночь, а на южном – полярный день.

Перед вами невыдуманная история. Итак, слушаем…

…Был полный штиль. Паруса бригантины бессильно обвисли. Капитан Флинт и боцман Билли Бонс сидели на нагретой палубе и от скуки рассказывали друг другу всякие небылицы. Попугай Пиастр тоже нашёл себе занятие – он с удовольствием уличал пиратов во лжи.

— Вот когда я учился в школе, — начал свой рассказ капитан Флинт. – У меня по географии была твёрдая пятёрка!

— Не вер-рю! – радостно закричал попугай и замахал крыльями.

Капитану Флинту ничего не оставалось, как обиженно нахмуриться.

— А вот у меня был как-то один случай… — мечтательно начал боцман.

— Вер-рю! – встрепенулся попугай Пиастр.

— Погоди. Я не закончил, — успокоил его боцман. _ Так вот. Плыли мы как-то по Индийскому океану в сторону Африки. Жара была, как сейчас. Даже жарче. Правда, ветерок был. Ну, им-то мы и воспользовались. Развернули корабль точно на юг и через пару часов оказались в настоящей зиме. Холод жуткий!

— Не вер-рю! – подал голос попугай Пиастр.

— Да, извини. Немного приврал, — согласился боцман. – Холода не было, а вот зима была самая настоящая. А когда она нам тоже надоела, мы поплыли на север и снова вернулись в лето. И так, меняя курс, мы пять раз за один день оказывались в зиме, и пять раз у нас наступало лето.

— Я, конечно, не знаю, но мне кажется, он врёт, — неуверенно произнёс капитан Флинт и посмотрел на попугая.

Однако попугай почистил клюв и подумал. Потом ещё немного подумал, пожал плечами, сунул голову под крыло и громко захрапел.

Вопрос: А как вы считаете, правду ли сказал боцман Билли Бонс?

Ответ: каждый раз, пересекая экватор, судно боцмана Билли Бонса перемещалось из Южного полушария в Северное и наоборот, а времена года в них не совпадают.

А сейчас проверим как вы усвоили материал. Тест

1. День 22 июня в Северном полушарии называется днём:

А) летнего равноденствия

Б) летнего солнцестояния

В) осеннего равноденствия

Г) весеннего равноденствия

2. Когда Солнце одинаково освещает как Северное, так и Южное полушарие?

А) только в день осеннего равноденствия

Б) только в день весеннего равноденствия

В) в дни весеннего и осеннего равноденствия

Г) никогда

3. В Северном полушарии продолжительность ночи больше, чем продолжительность дня:

А) осенью и зимой

Б) весной и летом

В) летом и зимой

Г) осенью и весной

4. В Северном полушарии продолжительность дня больше, чем продолжительность ночи:

А) летом и зимой

Б) осенью и зимой

В) весной и осенью

Г) летом и весной

5. На нашей планете наблюдается смена времён года благодаря:

А) движению Земли вокруг Солнца

Б) вращению Земли вокруг своей оси

В) сохранению наклона к оси

Г) всему перечисленному

Ответы: 1 – Б, 2 –В, 3 – А, 4 – Г, 5 – Г.

«5» — верных пять ответов

«4» — верных четыре ответа

«3» — верных три ответа

В завершение урока учащиеся выясняют, как смена дня и ночи, времён года сказывается на жизни людей и планеты в целом. Учащиеся приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнения товарищей.

В конце урока с целью закрепления изученного материала учитель проводит словарный диктант.

Сутки — это … .

Год — это … .

Орбита — это … .

Экватор — это … .

Тропики — это … .

Полярные круги — это … .

Домашнее задание

1. Изучить § 6.

2. Выполнить задания 1—9.

Урок окружающий мир. Движение Земли вокруг Солнца.

Движение Земли вокруг Солнца

Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения особенностей движения Земли вокруг Солнца, для понимания того, что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца; способствовать развитию умения объяснять причину смены времен года.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся наблюдать с помощью глобуса, как происходит смена дня и ночи, анализировать схему движения Земли вокруг Солнца, объяснять, почему происходит смена времен года.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, вступать в беседу на уроке.

Личностные: осознают значимость смены времен года для живых организмов.

Оборудование: иллюстрации с изображением времен года, солнечных лучей.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

– Вспомните имя каждой планеты. Сколько их?

– Отгадайте:

Без него плачемся,

А как появится –

От него прячемся.

(Солнце.)

– Что произойдет с нашей планетой, если Солнце станет холодным? (На земле будет темно и холодно.)

– Какое ваше самое любимое время года? Хотелось бы вам, чтобы лето длилось круглый год? Но так бывает только на экваторе. После жаркого лета что наступает?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

(Осень.)

– После осени?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима.)

– Что приходит на смену снегу и метелям?

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

(Весна.)

– Какое время года наступает после весны? (Опять лето.) И так происходит из года в год.

II. Формирование новых знаний.

– За какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси? (За 24 часа.)

– Земля вращается с запада на восток и подставляет солнечным лучам то одну сторону, то другую. Что происходит на Земле? (На стороне, освещенной Солнцем, – день; на стороне, которая находится в тени, – ночь.)

– Вращаясь вокруг своей оси, Земля совершает в то же время и движение вокруг Солнца. Путь этот Земля проходит за год. Сколько дней в году? (365 дней). Его называют земной год.

– Что происходит за земной год? (Происходит смена времен года.)

– Рассмотрите иллюстрацию «Солнечные лучи». В равных ли количествах Земля получает тепло в течение года? Почему летом Солнце поднимается выше и греет сильнее, чем осенью и зимой? (В разное время года Земля получает тепло в разных количествах.)

– От чего это зависит? (Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, а она наклонена по отношению к орбите Земли.)

– Что бы произошло, если бы ось располагалась под прямым углом к орбите? (На Земле не было бы никаких времен года, а во все дни года было бы одинаково тепло и светло.)

– Двигаясь вокруг Солнца, земной шар подставляет солнечным лучам большую часть площади то Северного полушария, то Южного. В том полушарии, которое больше освещено Солнцем, солнечные лучи падают более отвесно и дают больше тепла. Там стоит лето. В это же время в другом полушарии – зима.

III. Применение новых знаний.

– Проведем опыт. Возьмем лампу и глобус. Начертим на столе вытянутый круг. Он будет изображать путь Земли вокруг Солнца. В центре его поставим лампу, которая изображает Солнце. Выберем на потолке точку. Это будет Полярная звезда. И нацелим на нее северный конец земной оси. Передвигайте глобус по кругу так, чтобы земная ось все время была наклонена в одну сторону. (Не забывайте, что на самом деле у земного шара нет ни оси, ни подставки.)

Куда наклонена ось Земли? (На север, значит, на Полярную звезду.)

– Какая часть Земли получает самое большое количество тепла? (Самое большое количество солнечного тепла получает экватор. Солнечные лучи здесь падают прямо и сильно прогревают поверхность Земли.)

– Какая погода на экваторе? (На протяжении всего года жарко, снег никогда не выпадает.)

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какое время года вы любите? Почему?

– Одинаково ли солнечные лучи согревают село Мирное весной, летом, осенью, зимой? Почему?

– От чего зависит смена времен года?

– Найдите правильный ответ:

1) Земля вращается вокруг…

а) оси; б) полюса; в) экватора.

2) Глобус – это…

а) разрисованный мяч; б) модель Земли; в) модель Луны.

3) Экватор делит земной шар:

а) на 3 полушария; б) на 2 полушария; в) на 4 полушария.

4) Солнце – это…

а) звезда; б) планета; в) спутник.

5) Звезда, которую можно увидеть днем, – это…

а) Венера; б) Луна; в) Солнце.

6) Земной год – это…

а) 360 дней; б) 300 дней; в) 365 дней.

7) Солнце восходит…

а) на юге; б) на востоке; в) на севере.

8) Смена времен года происходит…

а) если Земля сделает оборот вокруг своей оси;

б) если Земля сделает оборот вокруг Солнца;

в) если Земля сделает оборот вокруг Луны.

Урок познания мира : «Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года».

КГУ Средняя общеобразовательная школа  № 16

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:

«Движение Земли вокруг Солнца.

Смена времен года «                                               

 

 

 

 

 

 

4  класс

Класс.рук.:

 Васенёва Е.А.

 

г. Караганда

 

 

 

Учитель начальных классов: Васенёва Елена Александровна

КГУ СОШ № 16

Предмет: познание мира         

Тема урока: «Движение Земли вокруг Солнца.

Смена времен года«.

Цель:  формирование  общеучебных умений в процессе изучения временных изменений в природе.

Задачи:

1.Расширить и уточнить знания детей о временах года, объяснить причины смены времён года.

2.Развивать мыслительную, речевую деятельность, способность прогнозировать, планировать и оценивать результаты своей работы

3.Воспитывать коммуникативную культуру, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.

Учебно-методическая обеспечение: мультимедийная презентация Power Point, лампа, глобус.

Технические средства: компьютер, проектор.

 

Тип урока:формирование навыков и умений.

Вид урока: интегрированный урок.

Форма урока: коллективная, групповая, индивидуальная.

Метод урока: словесный, частично — поисковой, метод стимулирования познавательной деятельности.                                                                                                                                                       Межпредметная связь: казахский язык, математики.                                                                              Вид технологии: проектная, информационная.                                                                                                                                                                         

Оборудование: фотографии планет Солнечной системы, учебник, карточки для разноуровневых заданий, кроссворды, интерактивная доска, музыка, эмблемы:Исследователи,Эксперты, Наблюдатели; конверты с заданиями.                                                                                                      Планируемые результаты: умение анализировать, доказывать, совершенствовать творческие способности учащихся.

План урока

1.Организационный момент                                               3 мин

2. Повторение пройденного материала                            2 мин                                                                                        3. Работа по теме урока.                                                      23 мин                                                                                                                  4. Музыкальная физ. минутка                                              2 мин                                                                            5. Закрепление                                                                        6 мин                                                              — работа с кроссвордом                                                                                                                                              6. Самостоятельная работа                                                  4 мин                                                                         — работа с карточками                                                                                                                                              7. Итог урока                                                                            2 мин                                                                   8. Комментирование оценок                                                 2 мин                                                                            9. Сообщение д/з.                                                                    1 мин

 

Ход урока

1.Организованное начало урока

— Добрый день. Поприветствуйте друг друга и настройтесь на изучение окружающего мира.

— Для начала обратимся  к девизу нашего урока и прочитаем  его хором:

Мы науки изучаем,

Об открытиях мечтаем.

Будем знанья получать,

Чтоб потом их применять. (слайд1)

— Чего мы ждём от урока?(Мы хотим получить новые знания, радоваться новым открытиям)

Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями, а теперь повернитесь ко мне.

1.1.Психологический настрой

— Сегодня, ребята, у нас необычный урок, мы с вами будем путешествовать по: «Движению Земли». Все тела, входящие в  Солнечную систему, обращаются вокруг Солнца. Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. Для этого мы отправляемся с вами в космическое путешествие.Успешный результат будет зависеть от работы каждого из вас. 

— Какими качествами должен обладать путешественник? (Отвага, память, быстрота реакции, знание многих наук,…)

Итак, к полёту готовы? (Да!)

2. Повторение пройденного материала.

—   Внимание! Пристегнуть ремни! И мы попадаем  в викторину «Подумай-ка». Кто помнит и  знает ответы на вопросы – отвечает, а кто забыл, вспоминает.

Прибор для изучения Вселенной? (Телескоп)

Что ближе к Земле: Солнце или Луна?     ( Луна)

Путь движения планеты вокруг Солнца? (Орбита)

Как называется самая яркая ночная звезда? (Сириус)

По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)

Самые горячие звезды по цвету? (Белые)

Какого цвета солнце? (Желтая)

Одежда для космонавтов. (Скафандр)

Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин,1961г.12 апреля) 

Вы замечательно справились с этим заданием.

Взять «путевые листы». Записать дату полёта.

 3.Актуализация знаний и постановка учебной задачи

-Чтобы открыть новое необходимо вспомнить уже  изученное.                                    — Выберите  тот   вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке. (слайд 2)

1.Ночь наступает, так как на небе появляется Луна.

2.Планеты вращаются вокруг Солнца под воздействием закона всемирного тяготения.

3.День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по- разному освещается Солнцем. (Последний вывод относится к прошлому уроку)

Кто пришёл к этому же выводу?

— Какие движения Земли вы знаете? (Движение вокруг своей оси, движение вокруг Солнца)

-К чему приводит движение вокруг своей оси? (К смене дня и ночи)

-К чему приводит движение Земли вокруг Солнца? ( Мы пока не знаем)

-Как вы думаете, чему будет посвящён урок? ( Мы узнаем, что происходит на земле, когда она движется вокруг Солнца)

-Значит,  наш основной вопрос звучит так:

Что произойдёт при вращении Земли вокруг Солнца? (слайд3)

 

3. Сообщение темы урока.Работа по теме.

    Тема нашего урока : «Движение Земли вокруг Солнца». Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.

Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать.

1.Кто скажет, как называется наука о звёздах и других светилах?  (Много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется  астрономия)

2. Что означает с греческого языка астрономия? ( В переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон.)

Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них. Все тела, входящие Солнечную систему, обращаются вокруг Солнца. Земля тоже движется вокруг Солнца.

3.Совместное « открытие» знаний

Работа в группах.

-Вашему вниманию предлагаются конверты с заданием.  Обсудите и скажите,  каким образом ваши задания будут связаны с основным вопросом урока?

1 группа  (Летом тепло и день длиннее ночи, а зимой холодно и дни короче. Почему?)

2 группа (Наступил октябрь и жители Австралии дружно стали покупать купальники.  Почему? )

3 группа  (Жители Африки никогда не играли в снежки.  Почему?)

4 группа (Почему иногда в некоторых точках Земли Солнце перекрывается Луной?)

Версии групп:

1 группа (Потому что летом солнце поднимается высоко, а  зимой нет. При вращении земли вокруг Солнца мы узнаем в какое место на планете лучи попадают прямо, там и лето, а куда с наклоном, там зима?)

2 группа ( Может быть в Австралии лето наступает в октябре. При вращении Земли вокруг Солнца мы узнаем,  когда у кого наступает лето?)

3 группа ( Потому что в Африке никогда не было зимы. При вращении Земли вокруг Солнца мы узнаем, почему у кого – то не бывает зимы?)

-Где мы можем найти ответ на вопрос?  (в книге, энциклопедии, интернете).

 

3.2.Давайте посмотрим видео фильм « Движение Земли вокруг Солнца».

– Что вы сейчас увидели?

( Земля тоже движется вокруг Солнца. Путь, по которому она проходит вокруг Солнца, называют орбитой Земли. Время, необходимые для полного оборота Земли вокруг Солнца, называют годом. Год состоит из 365 дней.

Что один год на земле измеряется, одним  оборотом Земли  вокруг Солнца. Если смотреть с Земли, движение по нашей орбите вдоль созвездия зодиака, это траектория называется эклиптикой.

Когда Земля  возвращается на свою начальную точку, проходит один сидерический год.) Пополнение словарного запаса: эклиптика, сидерический год, аналема, солнце состояние.

(записать в путевые листы)

3.3.Работа по учебнику на стр. 114-116. Работа по вопросам с опорой на текст.

1.Найди в  тексте, почему происходит смена времён года?

2.Найди в  тексте, где говорится о падении солнечных лучей?

 А теперь сделаем вывод, что является причиной сменой времён года? (Причиной смены времён года является наклон земной оси к её орбите.)

Посмотрите на экран и определите, каков диаметр Солнца? (1400000 км). Скажите, какова температура на поверхности Солнца? (3000 С). Внутри температура просто чудовищная в 5000 раз больше, чем снаружи. Какова температура Солнца внутри? (запись в тетрадях)

3000 С * 5000 = 15000000 С

Ученик «Солнечная система»

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет.

А Солнце – звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

Солнце – светило клокочет вулканом,

Бурлит, как кипящий котёл, не престранно,

Протуберанцы взлетают фонтаном,

Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце – звезда  при огромнейший  шар.

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают,

Солнце – светило, они обожают!

Много планет вокруг Солнца летают.

Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой,

Помчимся от Солнца во тьме голубой!

Может, Меркурий порадует нас?

И приведет нам друзей, целый класс. 

3.4.В следующем туре нас ждёт игра « Мы туристы»

 Закончи предложение: (работа по рядам)

1- ряд

1) Планета, на которой мы живём… (Земля)

2) Свет и тепло даёт… (Солнце)

3) С наступлением ночи на небе появляются… (Звёзды)

2- ряд

1) Первый казахстанский космонавт ….(Токтар Аубакиров, 1991г. 2 октября) 

2) Луна – это …  (Спутник)

3) Материки делят Мировой океан на… (Океаны)

3-ряд

1)Части океанов, которые впадают в сушу, называются… (Морями)

2) Поверхность Земли состоит из …(Суши и воды)

3) Океанов на нашей планете… (4): … (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский)

Молодцы! 

3.5. Итак, мы отправляемся дальше в путешествие. А на дороге нам встречается следующее задание на логическое мышление.

Задачу решаем устно.

Задание 1.Каждые сутки в земную атмосферу попадает 4400 килограммов метеоров, а метеоритов на 1100 килограммов больше. Сколько тонн метеоритного вещества попадает на землю за сутки.

Ответ: Метеоров – 4400 кг

            Метеоритов — ?, на 1100 кг больше

Решение:4400+ 1100 = 5500 кг = 5 тонн 500 кг — метеоритов 

Задание 2. Мальчик, рост которого составлял один метр, вбил в дерево гвоздь точно на высоте своего роста. Три года спустя он вернулся на это место. Мальчик вырос на двадцать сантиметров, а дерево — на сорок сантиметров. На сколько теперь гвоздь оказался выше мальчика?

Ответ:

Гвоздь окажется ниже мальчика на 20 см. Деревья растут верхушкой, и поэтому гвоздь не поднимется.

4. Музыкальная физкультминутка

А теперь мы немного отдохнём, споём песню « Если с другом вышел в путь».

4.1.Объявляем следующий тур нашей викторины “Полиглот”. Посмотрите на 4 анаграмм, ваша задача составить слова из предложенных анаграмм и перевести их на казахский  язык.

1. догро – город – қала;
2. арнод – народ – халық;
3. емсья – семья – отбасы ;
4. мод – дом – үй ;
1. Как Вы считаете , какими качествами должен обладать истинный патриот своего народа, страны? 
(Патриот должен гордиться своим народом, страной. Патриот должен делать все меры, чтобы возвысить свой народ, страну.)

5. Ребята, на закрепление давайте вспомним, какие планеты вращаются вокруг Солнца? А для этого мы должны поработать над кроссвордом. Надо найти скрытые в кроссворде название небесного тела и дать  ему определение.( у каждого ученика лежит кроссворд)

«Планеты Солнечной системы»

По горизонтали работает 1- вариант:

3.Самая близкая к Солнцу планета, названная в честь бога торговли и прибыли. (Меркурий)

Сообщение ученика о планете Меркурий: Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее,  чем Земля.

4.Третья планета от Солнца, имеет естественный спутник —  Луну. ( Земля)

Ученик: Наша планета Земля неповторима и уникальна, несмотря на то что планеты открыты и у ряда других звезд. Подобно другим планетам Солнечной системы, Земля образовалась из межзвездной пыли и газов

Земля — это планета, т. е. небесное тело, движущееся по эллиптической орбите вокруг звезды (Солнца) и светящееся отраженным светом.

5.Красная планета, названная в честь бога войны. ( Марс)

Ученик: Марс – четвертая планета. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У Марса есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-краснойпылью, которая позволяет увидеть планету как красноватую звезду. Солнце греет хуже. Лето холоднее, чем на Земле, а зима суровее. На полюсах ледяные шапки. Бывают дни и ночи. Два спутника у Марса: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас)

 8.   Это небесное тело считалось самой маленькой, самой холодной и самой удалённой от Солнца планетой. В настоящее время оно не является планетой. (Плутон)

Ученик: Плутон — в феврале 1930 г. молодой американский астроном Клайд Томбо на Ловелловской обсерватории во Флагстаффе открыл новую, девятую планету Солнечной системы, получившую название Плутон. В тех областях Солнечной системы, где движется Плутон, действительно очень мрачно. Среднее расстояние Плутона от Солнца в 40 раз больше расстояния Земли, а значит, света и тепла он получает в 1600 раз меньше.

9.   Восьмая от Солнца планета, названная в честь бога морей и потоков. (Нептун)

Ученик:  Нептун – восьмая от Солнца планета Она кажется темно-голубой, потому что тоже состоит из газа, газа метана, который горит в наших газовых плитах. В телескопы астрономы замечают на Нептуне клочковатые белые облака. Вечная зима там царит. Спутников –13.

По вертикали работает 2 -вариант:

1.Самая крупная планета Солнечной системы. (Юпитер)

Ученик: Пятая от Солнца планета – Юпитер. Это громадный шар, состоящий из жидкого водорода, самого легкого газа на свете, но его так много, что это самая тяжелая планета из всех.  Очень много спутников – 63. Юпитеру достается немного тепла от солнца, и поэтому там царит вечная зима.

2.Вторая планета от Солнца, названная в честь богини любви. (Венера)

Ученик:  Вторая от Солнца планета – Венера. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть плотная атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. На Венере невыносимая жара, приблизительно 500. Спутников нет. На небе эта планета видна как самая яркая звездочка голубоватого цвета. Очень красивая и привлекательная.

6.Одна из планет – гигантов, состоящая из жидкости и газа. Шестая планета от Солнца. (Сатурн)

Ученик:  Шестая планета – огромный Сатурн. Он расположен далеко от Солнца, поэтому температура его очень низкая. Сатурн тоже газовая планета. Эта планета желтоватого цвета, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней, их видно в телескоп или сильный бинокль. Много спутников – 60.

7.Планета — гигант, седьмая от Солнца. Названа в честь бога небес. (Уран)

 Ученик: Уран расположен за Сатурном. Эта планета вращается лежа на боку. Поэтому к солнцу обращен то один его бок, то второй. Размер этой планеты гораздо больше Земли. И она тоже состоит из газов, как ближайшие ее соседи. Удаленность от Солнца не позволяет нагреть эту планету. Спутников  27.

Ребята, вспомнили, какие планеты вращаются вокруг Солнца. Давайте сделаем вывод:

1.Какие ближайшие планеты к Земле? ( Венера и Марс).

2.Что нового вы узнали о Марсе? (Планета покрыта льдом, нет воды и нет атмосферы).

Задание. Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн. Найдите лишний объект в этом списке и объясните свой выбор.

Решение: Лишняя Венера – у нее нет спутников.

Молодцы ребята вы отлично справились с заданием!

6.Самостоятельная работа.

Работа с разноуровневыми заданиями                                 Первая карточка.

Задание 1. Заполни схему.         

 

 

 Северно Ледовитый

 

  Индийский                                  Атлантический                      Тихий 

 

Задание 2. Подпиши на схеме, в каком полушарии будет день, а в каком – ночь.

 

        …….              …….              

 

 

                                            Солнечный свет

Вторая карточка. Задание 1.Заполни схему.

 Евразия                                           Африка  ……,           

…….,    …..,                                      …., …….  

                                                                                                    

Задание 2. По схеме определи угол падения солнечных лучей в зависимости от времени года. 

1.зимой ( солнце стоит низко над горизонтом, лучи падают косо и мало греют)

2.летом ( солнце стоит высоко над горизонтом, и солнечные лучи падают прямо, греют сильно)

Третья карточка.

Задание 1.

 

http://festival.1september.ru/articles/594535/presentation/3/3.JPG

 

Задание 2.Прочитайте слова.

Земля

Казахстан

Караганда

— Почему их собрали в одну группу? (Это наш дом)

-Докажите.

Ответ: Земля — планета, на котором мы живём.

Казахстан – страна, в которой мы живём. Караганда – город, в котором мы живём

7.Подводим итоги. Ребята, а как называется наша родная планета? Почему нашу планету называют голубой? Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители!  Все справились с заданиями. Молодцы! Сегодня на уроке вы узнали, много интересного, работал каждый из вас.

7.1.Рефлексия.
– Оцените свою работу. Если вам понравилось космическое путешествие, приклейте на вашем путевом листе Солнце, а если нет то Луну.  

– Что запомнилось больше всего?– Какие задания вам было выполнять легко? Почему?
– Какие задания оказались трудными для вас? Почему?

8.Комментирование оценок.

Эмблемами: Исследователи-  «5»,Эксперты- «4»,  Наблюдатели- «3».

9.Домашнее задание.

  Конверты с заданиями.                                                                                                                                 – Тесты выполнить на стр. 117              

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *