Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится если – Двоеточие в бессоюзном сложном предложении – когда ставится, примеры постановки

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Цели:

Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания.

Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать; развитие творческих способностей.

Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Задачи личностного развития:

— способствовать формированию правильной устной речи учащихся;

— создавать условия для усвоения новых знаний о БСП, используя элементы исследования;

— развивать умения анализировать языковой материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I Организационный момент.

Сегодня мы с вами будем говорить о красоте, неповторимости, поэтичности, многогранности русского языка.

II Проверка домашнего задания

1.Упражнение_________

2.Словарный диктант

Словарный диктант. Правописание глаголов и причастий.

Они борются, борющийся, заклеенный, клеимый, ненавидимый, держащие, дышащий, неиссякаемый, они колеблются, они лечат, они надеются, слышимый, видимый, лелеемый, они лелеют, они тают, тающий, бреющийся, стелют, стелющийся, зависимый, они зависят.

III Актуализация знаний.

— Прочитайте высказывание К. Паустовского

“Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

К.Г. Паустовский

— О чём говорится в этом тексте? Тема высказывания. (О роли знаков препинания)

— Назначение знаков препинания? (Отразить на письме звучащую речь таким образом, чтобы её можно было понять, воспроизвести однозначно, без вариантов)

— Как вы понимаете выражение: “Держать текст”? (Значит расчленить его так, чтобы сообщить смысловую и грамматическую четкость, значит добиться соответствия воспринимаемого написанному. В художественном тексте знаки препинания прежде всего осуществляют грамматическое и смысловое членение текста, а также используются для передачи мелодии речи, её тембра и пауз, то есть интонации. В устной речи это интонация конца предложения, восклицательная интонация, интонация разъяснительная, противопоставления и т.д. интонация передает некие смыслы и эмоции; в письменной речи те же смыслы и эмоции фиксируются знаками препинания. Поэтому читающий, ориентируясь на знаки препинания, восстанавливает воспроизводит эти интонации, а значит, и смысл, который интонация в себе несет. Известное выражение “читать знаки препинания” означает понимание передаваемого посредством знаков смысла)

— Почему это высказывание является эпиграфом к нашему уроку?

IV Объяснение нового материала.

1. Поставьте знаки препинания, выделите устно грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания.

2. Данные предложения нужно сгруппировать по определенному принципу.

1) Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы и птицы.

Кувшинка – водное растение с крупными плавающими листьями и белыми, бело-розовыми или жёлтыми цветками, водяная лилия.

2) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул; мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

3) Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

4) Огромный барский дом, утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме; он был виден тут всюду.

5) Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни.

6) Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою!”.

Ключи. 1 (,) – 1 (;) – 2, 4 (:) – 3, 5, 6

— Ребята, какие предложения вызвали затруднения?

— Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки. (3)

— Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни. (5)

— Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить запятую или точку с запятой. Оно относится к теме сегодняшнего урока.

— Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Двоеточие в БСП”

— Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

Цель: изучить особенности постановки двоеточия в БСП.

4. Повторение темы «Постановка двоеточия в простом предложении».

— Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?

Постановка двоеточия в простом предложении.

— Я обращаю ваше внимание на следующие предложения, которые написаны на доске. Читаем предложение, объясняем правило.

Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.

Стоит ли оспаривать мнение А. П. Чехова, что “в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”

Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.

— Итак, применяя правило постановки двоеточия, в первую очередь определяем структуру предложения.

Теперь давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.

Работа с таблицей (вписать свои примеры, пользуясь учебником).

 — Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях (запись на доске).

Двоеточие в БСП

[    ]:[причина]                  (= потому что, так как)

[    ]:[пояснение]              (= а именно, то есть)

[    ]:[дополнение]            (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)

Слайд 4. Проверяем примеры

5. Формирование умений и навыков.

V Закрепление.

1. Работа по карточкам.

Анализ предложений

— Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь с таблицей “Знаки препинания в БСП”.

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)

2. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение)

3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина)

4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)

5. Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях. (Дополнение, подразумевается в первой части глядит и видит)

6. Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался. (Пояснение)

Взаимопроверка (работа в парах).

Комментарий учителя.

Взаимозаменяемые союзные и БСП называются синтаксическими синонимами.

Назовите синтаксические синонимы БСП с двоеточием. (СПП с придаточными изъяснительными и причины).

2.Работа с учебником? Стр _________

Упражнение ________;

“Удивительное – рядом”. (Разминка)

3.Закончить предложения:

Вокруг было прекрасно:

Я оглянулся и увидел:

Перед нами предстала удивительная картина:

4.Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу

Бессоюзные сложные предложения

1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится: _________________________

2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится: _________________________

3. Укажите верные утверждения.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;

б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;

в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;

г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.

4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

а) Настанет утро двинемся в путь.

б) Дрова все вышли топить нечем.

в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.

5. Какая схема соответствует предложению

Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены): а) [ ] — [ ] б) [ ] : [ ] в) [ ] ; [ ]

6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды:

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.

9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.

а) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак.

б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид.

в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.

г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.

Ключ

1. Запятая.

2. Точка с запятой.

3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.

“5” — 9; “4” — 7 — 8; “3” — 5 – 6.

VI Выставление отметок за урок.

VIIДомашнее задание. Параграф 19.

Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить постановку знаков препинания.

4. Задание для тех, кому интересно. Написать сочинение – рассуждение на тему: “Роль двоеточия в предложении”.

VIII Итоги урока. Рефлексия.

Что вы узнали нового? Что вам понравилось? Что не получилось?

Технологическая карта

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1.Словарный диктант. Правописание глаголов и причастий.

Они бор_тся, бор_щийся, закле_нный, кле_мый, (не)навид_мый, держ_щие, дыш_щий, (не)иссяка_мый, они колебл_тся, они леч_т, они наде_тся, слыш_мый, вид_мый, леле_мый, они леле_т, они та_т, та_щий, бре_щийся, стел_т, стел_щийся, завис_мый, они завис_т

2.Объяснительный диктант

1. Поставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания.

2. Данные предложения нужно сгруппировать по определенному принципу.

1) Спит вода спят кувшинки спят рыбы и птицы.

2) И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

3) Отец любил говорить нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

4) Огромный барский дом утопающий в зелени деревьев и дикого винограда стоял на холме он был виден тут всюду.

5) Природа является открытым учебником жизни она вобрала в себя вечную мудрость жизни.

6) Я скажу Не надо рая дайте родину мою.

3.Анализ предложений

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

2. Я понимал: выручить нас может только случайность.

3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.

4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

5. Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях.

6.Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался.

4.Объяснительный диктант. Расставить знаки препинания.

Не оставляйте матерей одних они от одиночества стареют. (А.Дементьев) Письма больше чем воспоминания на них запеклась кровь событий. (А.Герцен) Скажи поколеньям иного века пусть никогда человек в человека ни разу не выстрелит на земле. (э.А.) Теперь язнаю за моим окном не только мне принадлежат деревья. (С.Маршак) Любите книгу она поможет разобраться в жизни. Картина переменилась снег стаял влажная земля дымилась. Вдруг чувствую кто-то тянет меня в сторону. Скажи мне ветка Палестины где ты росла где ты цвела.

Творческая работа. Продолжить предложения.

Строго соблюдайте правила уличного движения: …

Не сорите на улице: …

Необходимо соблюдать на улице тишину: …

Вокруг было прекрасно: …

Я оглянулся и увидел: …

Перед нами предстала удивительная картина: …

Найди «Третье лишнее»

1.Помни про школу:

только с ней

станешь строителем радостных дней. (В,Маяковский)

2. Таким друзьям на свете

не страшно ничего:

один за всех на свете,

и все за одного. (С.Михалков)

3. Как отчий дом, как старый горец горы,

люблю я землю, тень её

лесов, и моря рокоты, и звёзд

узоры, и странные строенья облаков. (В.Брюсов)

infourok.ru

Урок русского языка в 9 классе. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

УРОК В 9 КЛАССЕ

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

 Цели урока:

  1. Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.

  2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

  3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы обучения: беседа, тестирование, работа по карточкам

 

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

 

Оборудование урока: индивидуальные карточки с заданием, распечатки тестов, учебник «Русский язык. 9 класс» Л.А Тростенцова,Т.А .Ладыженская, «Просвещение», 2016

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

— А сейчас давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке.

(Постановка запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении).

— Ребята, в каких случаях ставится запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении?

— Давайте вспомним и выполним задание на доске.

Поставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и устно объясните.

  1. Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы и птицы.

Кувшинка – водное растение с крупными плавающими листьями и белыми, бело-розовыми или жёлтыми цветками, водяная лилия.

  1. И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул; мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

  2. Моросили дожди, волжская вода помутнела.

Моросить – о дожде: накрапывать мелкими каплями.

4. Огромный барский дом, утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме; он был виден тут всюду.

5. Дорога велась передо мною, я продвигался вперёд с трудом.

6. Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман.

7. Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

— Ребята, какое предложение вызвало затруднения?

— Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

— Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить запятую или точку с запятой. Оно относится к теме сегодняшнего урока.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

— Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

Цель: изучить особенности постановки двоеточия в БСП.

(Ученики отвечают).

3. Повторение темы «Постановка двоеточия в простом предложении».

— Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?

Постановка двоеточия в простом предложении.

-Я обращаю ваше внимание на следующие предложения, которые написаны на доске. Читаем предложение, объясняем правило.

Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.

Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.

— Итак, применяя правило постановки двоеточия, в первую очередь определяем структуру предложения.

Теперь давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.

 — Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях

Двоеточие в БСП

[    ]:[причина]                 потому что, так как

[    ]:[пояснение]             а именно

[    ]:[дополнение]           что (и увидел, и услышал, и почувствовал)

4.  Формирование умений и навыков.

 Работа по карточкам.

Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Устно преобразуйте БСП, между частями которых стоит двоеточие, в союзные, ставя нужный по смыслу подчинительный союз.

1. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле.

2. Я шёл медленно: мне было грустно.

3. Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей.

4. Самое главное было сделано: мы переправились через реку.

5. Вдруг позади нас в овраге раздался шум: кто-то спускался к источнику.

6. Предметы потеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.

7. А я заметил: возле иных домов тополя сохнут.

8. Земля наша щедра и плодородна: луга, горы, леса, степи, даже болота и пустыри дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве своём лечебных.

9. Уже совсем хорошо слышно: шуршит подмороженный снег.

10. Антарктида — единственный в своём роде континент: здесь нет границ и собственности на землю.

11. Я открыл глаза: утро зачиналось. /зачинаться (устар.) начинаться, возникать/

12. Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится, сладкая лень смыкает глаза.

13. В мае два холода: черёмуха цветёт и дуб распускается.

14. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился.

Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу.

Бессоюзные сложные предложения

1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится _________________________________________________________

2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится ___________________________________________________________________

3. Укажите верные утверждения.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части

б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов

в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части

г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части

4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

а) Настанет утро двинемся в путь.

б) Дрова все вышли топить нечем.

в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.

5. Какая схема соответствует предложению

Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены):

а) [ ] — [ ]

б) [ ] : [ ]

в) [ ] ; [ ]

6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…

а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления

б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу

в) ставится двоеточие, т. к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды.

а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления

б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу

в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.

а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления

б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу

в) ставится двоеточие, т. к. вторая часть поясняет содержание первой.

9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.

а) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак.

б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид.

в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.

г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.

Ключ

1. запятая; 2. точка с запятой; 3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.

«5» — 11; «4» — 9-10; «3» — 6-8

Итоги урока.

Выставление отметок за урок.

    Домашнее задание:

1. Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить.

2. Написать сочинение – рассуждение на тему: «Роль двоеточия в предложении».

infourok.ru

«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, дополнения». Закрепление

Цели:

  1. Образовательные: закрепить правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений.

  2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

  3. Воспитательные: воспитание умения определять роль синтаксических норм при построении сложных предложений в культуре речи учащихся; вызвать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты: учащиеся должны сформировать представление о том, когда ставится двоеточие в БСП со значением причины, пояснения и дополнения; Задачи урока через планируемые результаты:

— Личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

-Регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

— Коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; развивать внимание, память, логическое мышление; умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

— Познавательные УУД:

Правильно выбирать знаки препинания; закрепить умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с текстами и заданиями. Тип урока:  урок закрепления умений и навыков по теме «Двоеточие в БСП».


Ход урока.

I.Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний

Для актуализации имеющихся знаний учащихся по изученной теме предлагается повторить теорию и работа с предложениями. 

Теоретический опрос.

1. Какое предложение называется бессоюзным? Назовите его признаки.

(Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов и союзных слов).

  1. Какие знаки препинания разделяют части БСП?

  2. При каких случаях ставится запятая? (Между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления).

  3. Когда ставится точка с запятой? (В бессоюзных сложных предложениях ставится точка с запятой, если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания. Иногда точка с запятой ставится и в том случае, когда внутри частей бессоюзного сложного предложения нет знаков препинания, но эти части менее связаны между собой по смыслу, более самостоятельны).

  4. При каких случаях ставится двоеточие в БСП? 1.Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части (можно вставить слова: а именно). 2. Вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя один из её членов. (что, как) 3.Между частями причинные отношения. (Между обеими частями можно вставить союз потому что).

Двоеточие в БСП СЛАЙД 1

[    ]:[причина]                  (= потому что, так как)

[    ]:[пояснение]              (= а именно, то есть)

[    ]:[дополнение]            (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)

  1. В каких еще случаях ставится двоеточие?

7. Чем отличаются простые предложения с однородными членами от БСП?

В простом предложении перед однородными членами двоеточие ставится после обобщающего слова, а в БСП между частями сложного предложения.

III. Постановка целей.

– Сегодня мы продолжим изучение БСП.

Синтаксическая пятиминутка. Найдите грамматическую основу, определите смысловые отношения между частями БСП, дайте характеристику, составьте схему. СЛАЙД 2

С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня с видом глубокого огорчения (А. Пушкин).

(Учащиеся разбирают предложение, делают вывод о том, что данное предложение состоит из двух частей, второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. Это БСП со значением пояснения. Можно поставить вопрос что именно вижу?)

IV. Закрепление.

РАЗДАТЬ. В предложениях расставьте и объясните постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

1. Погода стояла совсем неблагоприятная: по временам шёл мелкий осенний дождь и постоянно дул страшный ветер.
2. Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.   3. Шутить с болотом было опасно: зайдёшь в трясину и не вернёшься.

4. Я знал: удар судьбы меня не обойдет

5. Степан боялся подойти к обрыву: скользко.

6. Усталость начала брать своё: кто-то зевнул, кто-то начал стлать постель и укладываться на ночь.

7. Идти было трудно: густые, частые колючие кусты разрослись густо, и нужно было обходить их или пробираться через них.

8. Все волновало нежный ум: цветущий луч, луны блистанье.

Прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания.
Учащиеся получают карточки с напечатанным материалом.

1) Нижние камни оказались мокрыми: на дно бассейна натекла лужица чистой воды.  2) И вдруг чувствуешь: вот схватила, вот завладела, вот пришла зима настоящая! 

3) Я взглянул на неё и испугался: её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы. 

4) Погода была ужасная: штормовой ветер ревел с ночи, дождь лил как из ведра.

5) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение.

6) Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает.  7) От себя могу обещать одно: будем работать, беззаветно работать.

8) Я убедился на своем опыте: книга — умный и честный советчик в жизни

9) Все было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону.

10) Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально

доказанным.

— Прежде чем приступить к следующему заданию, ответьте, какие предложения называются СПП? (СПП – это такие предложения, в которых простые предложения неравноправны по смыслу, СПП состоят из главного и придаточного предложения)

Задание: опустив союзы, превратите СПП в БСП, расставив знаки препинания. СЛАЙД 3

1.Любите природу, потому что она дарит нам необыкновенную красоту. (причина)

2.Сорока подняла голову и увидела, что сквозь тонкий пар мороза блестела звезда. (дополнение)

3. Мы знаем, что главное предназначение человека-оставлять свой добрый след на земле. (дополнение)

4. Я доверяю любящим, потому что они великодушны. (причина)

5. Генрих Гейне сказал, что доброта всегда одержит верх над красотой. (пр.речь)

6. Солнце светит одинаково всем и человеку, и дереву, и животному.

Самостоятельная работа.

Из простых предложений образуйте сложные бессоюзные предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Какие смысловые отношения возникают между частями БСП? 

Алгоритм постановки знаков препинания в БСП

  1. Доказываем, что предложенное для разбора предложение является бессоюзным сложным. (Находим простые предложения в составе сложного, устанавливаем вид связи).

  2. Если предложения, входящие в БСП, равноправные со значением перечисления — ставим запятую.

  3. Обращаем внимание на то, есть ли внутри частей сложного предложения запятые или другие знаки препинания и насколько тесно связаны между собой по смыслу эти предложения.

Если части предложения отдалены друг от друга по смыслу или распространены и имеют внутри запятые – ставим точку с запятой.

  1. Если нет условий для постановки запятой и точки с запятой в БСП, обращаем внимание на то, какие смысловые отношения между частями БСП.

Если мы можем поставить между частями предложения союзы потому что, а именно, что или слова «и увидел что», «и услышал что» — ставим двоеточие.

РАЗДАТЬ. СЛАЙД 4

1. Я взглянул в окно. На безоблачном небе разгорались звёзды.

2. Однако пора спать. Уже без четверти шесть.

3. Останавливаться было нельзя. Ноги засасывало и следы наливались водой.

4. Я внимательно поглядел кругом. Все лица отражали напряженное ожидание.

5. Я поднял глаза и увидел. Высоко в небе неслись над станицей птицы.

6. Вы не забывайте. Честность является одним из лучших качеств человека.

7. Мне стало совестно перед другом. Я не мог закончить начатой речи.

8. Страшная мысль мелькнула в уме моём. Я вообразил своего товарища погибшим.

Дополните вторую часть бессоюзных сложных предложений таким образом, чтобы между их частями можно было поставить двоеточие. СЛАЙД 5

1.Тимур не пришел на занятия..

2.Сегодня в школу все ученики пришли в парадной форме..

3.Ребята из нашей школы тренировались каждый день…

4.У моего друга богатая библиотека..

5. Растения освежают воздух: …

6.Лес влияет на температуру воздуха: …

7.Любите природу: …

Задания огэ


V. Подведение итогов урока.

— Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного, обозначаются двоеточием?

— Какие союзы и слова в этом случае можно поставить между предложениями?

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание: упр. ______, выучить теоретический материал по теме урока.

infourok.ru

Урок русского языка в 9 классе. Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

 

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Цель:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слово  учителя: Чтобы правильно выполнить задания группы В, нужно знать правила постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. 
 

  1. Представления нового материала.

Условия

Вспомогательное условие

Схема предложения

Примеры

1) Если вторая часть раскрывает, поясняет содержание первой.

В этом случае между частями предложения можно вставить «а именно»

[ ] : [а именно].

Это строение отправляло множество разных должностей: тут были и казармы, и тюрьмы, и даже уголовный суд. (Г.) 
Ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки. 
Настя и тут помогла ей: она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала к Трофиму-пастуху и заказала ему пару лаптей. (По А. Пушкину)

2) Если в первой части предложения есть глаголы смотреть, видеть, понимать, слышать, верить и т.д.

В этом случае между частями предложения можно поставить союз что.

[видеть, понимать, знать, сказать и т.д. ] : [ ].

Я оглянулся и увидел: зайцы снялись и стали удаляться неуклюжими прыжками. (С.-М.)
Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо. (Л.) 
Я верю: освоение космоса поможет человечеству решить ряд проблем в разных отраслях науки. (Ю.Гагарин) 
Ты же понимаешь: без результатов эксперимента нас и слушать не станут. (Гран.)

3) Если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

В этом случае между частями предложения можно вставить союз потому что или так как.

[ ] : [причина ].

Через десять минут он захрапел, но я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (Л.)
Так блаженствовал он с месяц: в комнатах чисто, барин не ворчит, и он, Захар, ничего не делает. (Гонч.) 
Они как будто нарочно рисовались друг перед другом своим равнодушием к опасности: слишком уж надоела такая монотонная жизнь. (Н.-Пр.)

  1. Закрепление полученных знаний.

Разберем примеры из экзаменационных вариантов.

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 
Между Обломовым и Ольгой установились тайные, невидимые для других отношения: всякий взгляд, каждое незначительное слово, сказанное при других, имели для них свой смысл.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части. 
2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части. 
3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Итак, первые два варианта ответа на это задание отпадают: нет таких условий постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Остаются варианты 3 и 4. Проверим третий по следующему алгоритму:

  1. Предложение сложное или простое? (Найдите грамматические основы!) 
    (В данном случае их две: отношения установились и взгляд, слово имели смысл.)
  2. Если сложное, проверьте утверждение, данное в третьем варианте ответа. (Да, вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части: между частями предложения можно вставить «а именно»; следовательно, верный ответ 3.

2.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася. 
1)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 
2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 
3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

Если вы хорошо запомнили условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, то не можете не заметить, что сразу же отпадают варианты ответов 1, 3, 4. Остается вариант 2. Проверим его: между частями предложения можно вставить союз потому что, следовательно, вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Ответ найден!

4.Работа с учебником. Упражнение …

5. Подведение итогов урока.

Давайте еще раз вспомним, когда в сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие?

6.Домашнее задание. Упр. Стр. правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы                              Д.И.Коверина

 

nsportal.ru

Урок по теме «Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении»

Цель урока: Обобщение введений о постановке двоеточия и тире в простом предложении.

Формирование умений:

  • устанавливать смысловые отношения между частями в БСП,
  • определять интонацию в БСП в соответствии со значением его частей,
  • правильно ставить двоеточие и тире в БСП,
  • определять синонимию БСП и СПП, ССП,
  • составлять БСП и употреблять их в речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний о постановке двоеточия и тире в простом предложении.

Какие правила постановки двоеточия в простом предложении вы знаете? Приведите примеры постановки двоеточия в простом предложении.

Ответы: “Это двоеточие при обобщающем слове”.

Примеры:

  1. Острым складным ножом на палке вырезали разные узоры: то белое колечко, то узкую спиральку, то мелкую шахматную клеточку. (В. Сол.)
  2. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах. (Гог.)
  3. У нее не было на лице никакого выражения, совсем никакого: ни волнения, ни радости, ни страха – ничего. (Сим.)
  4. А теперь вспомним случаи постановки тире в простом предложении.

Ответы: “Тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, тире при обособлении приложений, тире при вставных конструкциях”.

Примеры:

  1. Работа – лучшее лекарство.
  2. Задача науки – постигать законы природы.
  3. Рана от ножа заживает, от слова – никогда.
  4. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
  5. Пришел ноябрь – месяц осенних заморозков.
  6. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
  7. Однажды, подремав после обеда, — обедали в полдень – Миша вышел из дома и не спеша пошел в сад. (Бун.)
  8. Тишина – она казалась Наташе глубокой, как ночная вода, — стояла в лесах. (Пауст.)

II. Объяснение нового материала. Постановка двоеточия в БСП.

1. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если второе простое предложение имеет значение причины.

Печален я: со мною друга нет. (П.)

На какую известную вам синтаксическую конструкцию можно заменить данное БСП?

Ответ: “На сложноподчиненное предложение со значением причины” (Печален я, так как со мною друга нет.)”

2. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение пояснения.

В одном месте случилось совсем невероятное происшествие: продавец детских воздушных шаров был унесен шарами на воздух. (Олеша)

При этом между частями можно поставить слово а именно (происшествие, а именно:)

3. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение изъяснения.

Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка. (Л.)

Каким сложноподчиненным предложением можно заменить данное бессоюзное?

Ответ: “Сложноподчиненным с придаточным изъяснительным” (Я поднял глаза и увидел, что на крыше моей хаты стояла девушка.)

В БСП с двоеточием между его частями звучит предупредительная интонация.

III. Материал для отработки постановки двоеточия в БСП.

1. Киевские былины имеют героический характер: главное предназначение богатырей – стоять на рубежах Русской земли и сторожить ее от нашествий степных кочевников. (Ю.Лот.)

2. Одно было несомненно: назад он не вернется. (Тург.)

3. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (Булг.)

4. Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы , которые еще водились у него на висках и затылке, совершенно растрепались, бок, и грудь, и все панталоны были в снегу. (Гог.)

5. И он увидел: белый-белый как смерть Ланцелот стоит возле мертвых голов дракона. (Шварц)

6. Я отдернул руку: из самой середины цветка с яростным шипением вылетела пчела. (Л.Т.)

IV. Объяснение нового материала. Постановка тире в БСП.

1.Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение времени.

Пашню пашут – руками не машут.

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением времени. Когда пашню пашут, руками не машут.”

2. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение условия.

Волков бояться – в лес не ходить.

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением условия. Если волков бояться, то в лес нечего ходить.”

3. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть указывает на следствие, результат того, о чем говорится в первой части.

Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (Тург.)

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением следствия. Мелкий дождь сеет с утра, так что выйти невозможно.”

4. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях сравнения.

Слово молвит – соловей поет.

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением сравнения. Слово молвит, словно соловей поет.”

5. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях противопоставления.

Не спеши языком – торопись делом.

Какой конструкции синонимично данное предложение?

Ответ: “Сложносочиненному предложению с противительными союзами. Не спеши языком, а торопись делом.”

6. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях быстрой смены событий, неожиданного результата.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(Кр.)

Какой конструкции синонимично данное предложение?

Ответ: “Сложносочиненному предложению с сочинительными союзами. Сыр выпал, и с ним была плутовка такова.”

Тире оказывается на высшей интонационной точке подобных БСП.

V. Материал для отработки постановки тире в БСП.

1. Поставишь кляксу – заставлю слизать языком. (Шварц)

2. В сумерки брат осторожно заглянул ко мне – я притворился, что сплю. (Бун.)

3. Взглянул – так и знакомый; взошел – так и живи. (Цв.)

4. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. (Л.)

5. Гроза давно уже прошла – звезды засияли, все смолкло кругом. (Тург.)

6. Знай я ремесло – жил бы в городе. (М.Г.)

7. Светает – пора вставать.

VI. Материал для отработки постановки двоеточия и тире в БСП..

1. Все невольно глянули в окно: кто-то с усами в полувоенном сюртуке вылезал из телеги. (Гог.)

2. Выйдя из дому, я пошел по улицам; они были странны: немо, тепло, сыро всюду, вокруг в голых садах и среди тополей бульвара густо стоит белый туман, смешанный с лунным светом.

3. Поверь: для них смешон твой плач и твой укор. (Л.)

4. Меня отпусти на волю – я с голоду не умру, я не пропаду; дай мне пашню – я оброк хороший взнесу… (Тург.)

5. Утренняя заря не пылает пожаром – она разливается кротким румянцем. (Тург.)

6. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится. (Тург.)

7. Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

8. Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (Тург.)

VII. Задание на эрудицию. Закончите цитаты из русских классиков, поставьте необходимые знаки препинания.

  1. Я помню чудное мгновенье… (П.)
  2. Идет направо…налево… (П.)
  3. Там чудеса… (П.)
  4. Сыр выпал… (Крыл.)
  5. Служить бы рад… (Гриб.)
  6. Чин следовал ему… (Гриб.)
  7. А потому обычай мой такой…подписано… (Гриб.)
  8. Забил заряд я в пушку туго и думал… (Л.)
  9. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы… (Гог.)

VIII. Домашнее задание: выучите теорию, выпишите из художественной литературы 8 предложений на двоеточие и тире в БСП, составьте их схемы.

urok.1sept.ru

где, когда и почему нужно ставить двоеточие — Вектор-успеха.рф

Итак, двоеточие — это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.

Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.

Двоеточие в простом предложении

Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду: на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.

Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами

При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду, а именно: на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно», после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.

Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью

Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.

Двоеточие в сложном предложении

Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.

  • Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно»), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно»: В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.

 

  • Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.

 

  • Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что, то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.

  • В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал, например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что): луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.

Двоеточие vs тире

Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим — тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил — здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, онизменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинкамив уголках рта; Вхожу (: ) все тихо; Эти слова при нем не произносите(: ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (:) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (:) нужно расстаться.  

Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.

Об авторе: Етко Анна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы.

21vu.ru

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении – таблица для 9 класса

Знак препинанияВ каком случае ставитсяКакими союзами или союзными словами можно проверитьПримеры предложений
ЗапятаяЧасти БСП связаны отношением перечисления (одновременности или последовательности)иВо дворе стояла большая будка, возле нее дремал хозяйский пес.
Точка с запятойЧасти БСП распространены или отдалены по смыслуиЖелтые листья срывались с деревьев; ветер поспешно подхватывал их на лету и, роняя некоторые на тропинку, уносил к реке.
ДвоеточиеВторое предложение имеет значение причиныпотому чтоАне пришлось отвлечься от работы: в дверь позвонили.

 

Второе предложение объясняет первое

(+ если в первой части употреблены слова так, таков, такой, одно)

то есть, а именно

 

 

Он заметил интересную вещь: на всех картинах был изображен один и тот же дом.
Второе предложение дополняет первоечтоМаша решила: завтра она точно не опоздает
ТиреЧасти БСП противопоставлены по смыслуа, ноВесна сажает – осень собирает.
Первое предложение указывает на время или условиекогда, еслиСправитесь с заданием быстрее – сможете уйти раньше.
В БСП есть сравнениесловно, будтоКрикнет – гром в небе разразится.
Второе предложение указывает на следствиетак что, вследствие чего, поэтомуВитя забыл дорогу – ребятам пришлось ориентироваться по солнцу.
Второе предложение имеет присоединительное значениетакой, так, таков, это (обычно употребляются во второй части)Нужно всегда проверять написанное – так нас учили в школе.
Второе предложение указывает на неожиданную смену событийи внезапно, и неожиданно, и сразу, и вдругКатя открыла окно – в комнату залетел взъерошенный воробей.
Запятая с тиреЕсли в БСП с тире перед второй частью употреблено вводное словоЗвезды светят ярко, – как правило, к хорошей погоде.

obrazovaka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *