Открытый урок по познанию мира в 4 классе на тему «Земля
Открытый урок по познанию мира в 4 классе на тему:
«Земля – планета Солнечной системы»
Михновец Людмила Александровна — учитель начальных классов
ГУ «СШ имени Н.Крупской» г.Державинска Жаркаинского района Акмолинской области
Познание мира, 4 класс
Тема урока: Земля – планета солнечной системы
Цели урока:
1.В процессе формирования представления о Солнечной системе и о Земле как одной из планет Солнечной системы содействовать осознанию учащимися уникальности Земли, условий для существования жизни на ней. Познакомить с основными экологическими проблемами, возникшими по вине человека, которые ставят под угрозу существование жизни на земле.
2.Развивать аналитическое, абстрактное мышление, умение применять знания на практике, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Развивать коммуникативные умения учащихся.
3.Воспитывать внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг нас, воспитывать любознательность, организованность, самостоятельность, умение использовать накопленные ранее знания, умений работать в группе, в коллективе, воспитывать гуманность, бережное отношение к природе, любви и уважения к Малой Родине.
Тип урока: урок – проект.
Оборудование: презентация, картины, таблицы, раздаточный материал, макет планет для моделирования Солнечной системы, цветные карандаши, маркеры, альбомные листы.
Стратегии ТРКМ: синквейн.
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
— Ребята, сегодня нас с вами ждет очень интересный урок. А чтобы он стал интересным нам всем нужно хорошее настроение. А кто же знает самый лучший рецепт хорошего настроения?
— Конечно же, самый лучший рецепт хорошего настроения – это улыбка.
На части не делится солнце лучистое,
И вечную Землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого,
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Улыбнитесь друг другу и подарите кусочек хорошего настроения! И пусть оно сопровождает нас весь урок.
2. Актуализация базовых знаний. Вызов.
— Наша Земля – это моря, горы, реки, озера, равнины, низменности. Наша Земля – это бескрайние поля, луга, леса, тундры, пустыни. Но наша земля- — это еще и планета Солнечной системы.
— Как вы думаете, что означает слово «планета»?
Прием «мозговой штурм» (учащиеся высказывают различные версии)
3. Сообщение темы урока.
— Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (о космосе, о Земле)
— Тема нашего урока: Земля – планета Солнечной системы. Чтобы лучше узнать нашу планету, мы посвятим ей наш урок.
Гипотеза:
Предположим, что планета Земля уникальна
тем, что на ней есть жизнь
Цель:
Рассмотреть, в чём заключается уникальность планеты Земля
Задачи:
1. Рассмотреть место Земли в Солнечной системе.
2. Доказать, что планета Земля единственная, на которой есть жизнь.
3. Выяснить, каковы особенности планеты Земля, которые способствуют существованию живого на Земле.
4. Познакомиться с экологическими проблемами, вызванными деятельностью человека.
5. Что нужно делать, чтобы наша земля оставалась одной из удивительных планет в солнечной системе.
Объект: Земля
Работать будем следующим образом. У нас будет 5 исследовательских групп, которые предоставят свои работы и сообщения следующим темам. Потом мы выполним тест, будьте активны, так как вы получите еще оценку за работу на уроке.
Работа над темой урока. Осмысление.
Раздать задания.
1 группа. Тема: «Солнечная система».
Практическая работа: изготовление модели Солнечной системы.
2 группа. Тема: «Солнце – звезда Солнечной системы».
3 группа. Тема: «Земля- планета Солнечной системы».
4 группа. Тема: «Вращения Земли».
Начинаем работать.
1 группа. Тема: «Солнечная система».
Планеты Солнечной системы.
Практическая работа: изготовление модели Солнечной системы.
— Вот она – Солнечная система. Посмотрите на планеты, которые вращаются вокруг солнца (Планет 8. У каждой из них есть ось вращения вокруг солнца. Все они имеют форму шара. Отличаются размерами, цветом, удаленностью от солнца)
— Почему на других планетах нет жизни? Температура, вода, свет, пища для животных
Викторина «Угадай планету»
1. Эта планета названа в честь древнеримского
бога торговли. Это самая быстрая планета в Солнечной системе и ближайшая к Солнцу Планета. Атмосфера отсутствует. Перепады температуры на дневной стороне +400градусов, на ночной -100 градусов. (МЕРКУРИЙ)
2. По своим размерам она похожа на Землю. Она окружена толстым слоем
облаков. Долгое время считали, что она пригодна для жизни. Но лишь
недавно учёные установили, что под облачным покровом стоит
невыносимая жара.Атмосфера плотная, состоит из углекислого газа, температура + 500 градусов. Назовите планету. (ВЕНЕРА)
3. Она третья от Солнца.У неё есть воздушная оболочка. На ней растут растения, живут Люди и животные. У неё есть спутник Луна. Назовите планету (Земля)
4. Он назван по имени древнеримского бога войны — за красный цвет. Его
поверхность содержит большое количество железа, которое со временем
окисляется – отсюда красный цвет. Атмосфера также состоит из углекислого газа, температура -70 градусов. Вода отсутствует.
5. Это самая большая планета Солнечной системы. Она носит имя могущественного древнеримского бога. Он окружён толстым слоем
облаков. В его атмосфере бушуют мощные ураганы.
Назовите эту планету. (Юпитер)
6. Вторая по величине планета Солнечной системы. Названа в честь
древнеримского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец,
состоящих из льда и камней. Назовите планету. (Сатурн)
7. Эта планета состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов, окруженных голубыми облаками. Назовите эту планету. (Уран)
8.Планета носит имя древнегреческого бога морей. Эта планета мерцает
голубоватым светом, напоминающим цвет воды. На поверхности
бушуют ураганы, а температура составляет – 200 градусов. Назови планету. (Нептун)
Нептун и Уран состоят из газов. Они так далеки от Солнца, что на них темно и холодно. Вокруг Сатурна имеются огромные кольца из кусков камня и льда, он, также как и Юпитер, состоит из газов и жидкостей и не имеет твердой поверхности.
Сообщение на тему: «Кометы, метеориты и астероиды».
Астероиды- это каменные глыбы, которые движутся вокруг Солнца. Их, вероятно, около миллиона. Большинство из них находится между орбитами Марса и Юпитера, в полосе, названной поясом астероидов.
Кометы состоят из частиц пыли, льда и газа. Когда комета приближается к Солнцу, лед в ее ядре начинает таять, образуя облако. Это облако составляет хвост кометы.
Метеориты- это обломки астероидов. Влетая в земную атмосферу, они сгорают. Это выглядит как вспышка света, и кажется ,что с неба падает звезда.
Итак, Солнечная система- это Солнце, восемь планет с их спутниками (всего 62 космических тела) и миллионы астероидов и комет, которые движутся по орбитам вокруг Солнца.
Ребята читают стихотворение о Земле.
Вывод. Только на планете земля есть жизнь.
2 группа. Тема: «Солнце – звезда Солнечной системы».
1.Что такое солнце? (Солнце-это ближайшая к Земле звезда, огромное раскаленное космическое тело, состоящее из газа.)
Каковы размеры солнца
— Какое значение имеет солнце в жизни планеты?(Солнце- это мощный источник энергии в Солнечной системе, а энергия- источник жизни на Земле. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но и этого тепла хватает для всего живого на Земле)
— Что будет, если Солнце погаснет?— Что дает Солнце? (Солнце дает Земле свет и тепло. Без этого на Земле постоянно царили бы темнота и такой холод, что все живое не могло бы существовать)
Вывод. Таким образом, Солнце дает нам жизнь! Расстояние в 150 млн км. создаёт наиболее благоприятные условия для температурного режима земной поверхности.
3 группа. Тема: «Земля – планета Солнечной системы».
—Что такое луна? (естественный спутник Земли)
— Почему на луне не жизни? (Полностью отсутствует атмосфера, нет воды, температура в тени – 100 градусов, а на солнце + 100 градусов)
Вывод. Земля-планета Солнечной системы, которая вращается на третьей орбите от Солнца. Земля- сравнительно небольшая планета. Ее диаметр равен 12740 км, а масса 5,98 х10х24 кг. Земля, вероятно, единственная планета, на которой есть вода. Нашу планету называют «голубой жемчужиной Вселенной».
Земля- это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве. Шар этот не совсем круглый, а приплюснутый сверху и снизу. В самой широкой части Землю опоясывает воображаемая линия-экватор. Земля имеет около 40000млн км по экватору. Возраст Земли примерно 4500 млн лет.
4 группа. Тема: «Вращения Земли».
— А как происходит смена дня и ночи? Мы покажем опыт.
Вращение Земли вокруг солнца.
(Просмотр видеофильма «Вращение Земли вокруг Солнца»)
https://www.youtube.com/watch?v=6oJshaOqIbA
— Благодаря чему сменяются 4 времени года? (благодаря наклону земной оси)
Таким образом, из-за вращения Земли вокруг Солнца, а также из-за наклона земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времен года.
– Почему я сказала “ в большинстве районов”? Разве у нас на Земле есть места, где не происходит смена времен года? (На экваторе.)
(В области экватора Солнце стоит высоко над горизонтом в течение всего года, поэтому земная поверхность получает большое количество солнечного тепла . здесь царит вечное лето и нет резкой смены сезонов года.)
Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. На экваторе лучи падают на Землю почти отвесно. Мы знаем, что нагревание земной поверхности зависит от высоты Солнца над горизонтом)
— Какое значение имеет вращение Земли вокруг солнца для жизнедеятельности на земле? Милана
— И так мы с вами повторили ранее изученный материал, а те
Урок по теме «Форма планеты Земля» (4 класс)
Учитель: Саенок Марина Ивановна, 1 категория
Предмет: Познание мира
Класс: 4 класс
Тема урока: «Форма планеты Земля»
Цели:
— формировать целостное восприятие окружающего нас мира;
— сформировать понятие о форме планеты Земля;
— ознакомить с доказательствами о шарообразности Земли;
— ознакомить с названиями океанов и континентов на земном шаре;
— создать на уроке атмосферу сотворчества и взаимодействия;
— формировать эрудицию младших школьников, способствовать расширению их кругозора;
— прививать любовь к природе, бережное отношение к ресурсам планеты Земля;
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: смешанный
Оборудование и наглядный материал:
Мультимедийный комплекс, презентации к уроку, видео, 2 глобуса, ватманы, маркеры, фломастеры.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
Вам желаю не лениться,
А отлично потрудиться!
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
«Звезды. Планеты. Галактики».
— Что такое звезда? Что такое Солнце?
— Из чего состоит Галактика? (из звёздных (солнечных) систем)
— Что такое Солнечная система? (в Солнечную систему входят: Солнце, 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, их спутники, малые планеты, кометы, метеорные и другие космические тела)
— Как исследуют космос в наше время?
— Когда была открыта дорога в космос? (4 октября 1957 года)
— Кто впервые облетел Землю на космическом корабле? (Ю. А. Гагарин)
— Назвать спутник Земли. (Луна)
III. Подготовка к сообщению темы, цели урока.
Беседа с учащимися.
— Как называется наша планета? ( Земля )
— Какая она по счёту в Солнечной системе? ( 3 )
— Прежде чем начать изучать новый материал, давайте вспомним изученное. Когда, по мнению учёных, в космическом пространстве появилась планета Земля? (около 5 миллиардов лет назад)
— Как формировалась поверхность Земли?
— Как представляли древние люди Землю?
— Скажите, почему древние люди думали, что Земля плоская, как диск?
— А какая форма нашей планеты?
— Сформулируйте тему и цель нашего урока.
IV. Сообщение темы, цели урока.
— Тема урока «Форма планеты Земля».
Цель урока: выявить форму планеты Земля, ознакомиться с доказательствами о шарообразности Земли.
V. Работа над материалом.
Взаимодействие учащихся и учителя.
— В древности люди считали, что Земля плоская, имеет форму диска. Древний человек не сомневался, что, пройдя в одном направлении определённое расстояние, можно достичь края Земли. Позже путешественники заметили, что, как бы далеко они не удалялись от начальной точки пути, края Земли найти не могли.
— Вы, ребята, живёте в современном мире. Смотрите телевидение, у многих из вас есть компьютеры, и вы пользуетесь услугами Интернета, читаете художественную и познавательную литературу. Я думаю, что из всех этих средств информации вы уже знаете какую форму имеет наша планета.
— Земля имеет форму ….. (шара).
— Со временем учёные по различным признакам определили, что Земля имеет форму шара.
Творческая работа учащихся по группам.
— Какие признаки определения шарообразности Земли вы знаете? Приведите доказательства.
(Группы должны на постерах дать свои доказательства о шарообразной форме Земли. Например:
Нельзя дойти до линии горизонта – она всё время удаляется;
Выйти в поле, вытянуть вперёд руку и сделать воображаемый круг; и т. д.
Взаимодействие учащихся и учителя.
— Первыми к такому выводу пришли древнегреческие учёные. В качестве доказательства они привели такой довод: при затмении Луны тень Земли, заслоняющая её, видна в виде круга. Нетрудно заметить, что тень в виде круга падает только от шарообразного тела.
Просмотр видеоролика «Затмение Луны»
— В средние века после совершения кругосветных путешествий были получены конкретные доказательства шарообразности Земли. Было замечено, что корабль в море постепенно уходит за линию горизонта. И плывущие на запад, попадали домой с обратной стороны – с востока.
Просмотр анимации «Корабли на линии горизонта»
— А как современные учёные доказали шарообразность нашей планеты?
Просмотр презентации «Вид Земли из космоса»
— Почему поверхность Земли окрашена в разные цвета?
(Выслушиваются мнения учащихся)
Вывод: Тёмным цветом обозначена суша, синим – моря и океаны, светлым (белым) – облака.
Практическая работа учащихся по группам.
Работа № 1 – с глобусами.
— Уменьшенная модель Земли называется глобусом. Это слово в переводе с латинского языка означает «шар». Глобус отображает форму Земли и её поверхности. Естественно, размеры Земли на нём уменьшены во много-много раз. После кругосветных путешествий были уточнены формы и размеры частей света. Как и на карте, поверхность Земли на глобусе обозначена разным цветом.
— Что изображено на нём? (Океаны, моря, озёра, материки – континенты)
— Что обозначено синим цветом? (Водное пространство)
— Зелёным? (Равнины) Жёлтым или светло-коричневым? (Возвышенности) Коричневым? (Горы)
(Деление класса на 2 группы: на карточках записаны слова «материки» и «океаны»)
— Определить, сколько на нашей планете …..
1 группа: МАТЕРИКОВ
2 группа: ОКЕАНОВ
(Выступление членов групп).
— Записать названия океанов и материков.
(Материки (континенты): Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).
Работа № 2 – с интернетресурсами.
Каждая группа готовит краткий обзор о континентах, океанах, добывая материал из интернета на ноутбуках.
VI. Итог урока.
— Какую проблему мы рассматривали на уроке? (доказательства шарообразности Земли)
— Какой представляли люди Землю в древности? Почему?
— Какие существуют доказательства шарообразности Земли?
— Что такое глобус? Почему его называют моделью Земли?
— Сколько океанов на земном шаре? Назовите их.
— Сколько континентов? Назовите их.
— Уникальна ли наша планета? Чем?
(Есть жизнь, много растений и животных, богата полезными ископаемыми, водоёмами, много интересных и полезных дел, много не разгаданного и т. п.).
— Что вы можете сказать о сохранении всего этого на нашей планете?
(Разумное использование природных ресурсов, не загрязнять атмосферу планеты, беречь растительный и животный мир, приносить пользу своими знаниями, трудом).
— Я надеюсь, что вы вырастите заботливыми, бережливыми жителями нашей планеты – Земли, сделаете ее еще красивей, совершите много полезных открытий.
— Не забудьте оценить свою работу на уроке.
(Учащиеся заполняют оценочный лист)
Оценочный лист
1. Проверка домашнего задания.
1 – 3 балла
2. Беседа перед изучением темы.
1 – 3 балла
3. Творческая работа в группе.
3 – 5 баллов
4. Практическая работа в группе № 1.
3 – 5 баллов
5. Практическая работа в группе № 2.
3 – 5 баллов
Критерии:
«отлично» — 21 – 19 баллов
«хорошо» — 18 – 15 баллов
«удовлетворительно» — 14 – 11 баллов
«неудовлетворительно» — менее 11 б
планета Солнечной системы” (4 класс, О. Т. Поглазова)
“Земля — планета Солнечной системы”
(4 класс, О. Т. Поглазова)
Цель урока: выяснить, как устроена Солнечная система, формировать знания о Земле как планете Солнечной системы.
Задачи:
Обучающая: раскрыть содержание понятий «Солнечная система» и «планеты земной группы», «планеты-гиганты».
Развивающая: выявить черты сходства и различия Земли и других планет Солнечной системы.
Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.
Планируемые результаты:
Личностные: понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы, корректно отстаивать свою позицию, вести диалог на основе взаимного уважения.
Метапредметные: планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: называть планеты Солнечной системы, знать порядок расположения планет Солнечной системы по отношению к Солнцу, знать форму и размеры Земли, называть и показывать на карте материки, части света и океаны.
Ход урока
1) Здравствуйте, ребята! Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте. Вселенная — это необъятное пространство со звездами, планетами и другими небесными телами. Если представить Вселенную страной, в которой мы живём, то нашим родным городом будет Галактика Млечный Путь, домом — Солнечная система, а квартирой — планета Земля.
Сегодня нам предстоит раскрыть секреты планет Солнечной системы. Для этого нам нужны ум, смекалка, умение наблюдать и анализировать. Но для начала, давайте выясним, что же такое солнечная система.
2) Солнечная система — это Солнце и все космические тела, обращающиеся вокруг него. Система — порядок, значит, космические тела движутся вокруг Солнца в определенном порядке.
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Как и другие звёзды, это огромное раскалённое космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло. Солнце — ничем не примечательная звезда по космическим меркам: жёлтая, со средней температурой и среднего размера. Во Вселенной существуют миллионы примерно таких же космических объектов. С Земли Солнце кажется небольшим. На самом же деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зернышко.
Ребята, а почему о Земле можно сказать “наш космический корабль”? (Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела)
А как Земля движется в космосе? (По орбите)
3) Орбита – обычно замкнутый путь небесного тела. Чем дальше небесное тело от Солнца, тем больше орбита.
4) Ребята, а сейчас попробуйте отгадать загадку:
Восемь братьев и сестер
Вокруг мамы бродят,
Отражая ее свет,
Хороводы водят.
Правильно!
Планета – это космическое тело, движущееся вокруг Солнца по орбите и получающее от него свет и тепло.
5) Отгадайте ещё одну загадку:
Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.
Какие это друзья? (Спутники)
Спутники – небесные тела, движущиеся вокруг какой-либо планеты. У нашей планеты есть спутник. Кто знает как он называется?
6) А сейчас представьте, что мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Какая она, наша планета?
Космонавты с любовью называют Землю “Голубая планета”. А почему она голубая, как вы думаете?
На земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу.
Земля – это холодное небесное тело. Она находится от Солнца на расстоянии 150 млн. км. Она движется вокруг него и, одновременно, вокруг своей оси.
Ребят, а Земля в Солнечной системе одна или есть еще планеты?
А кто знает, какие?
Давайте познакомимся с ними поближе.
7) Первые четыре планеты – Меркурий, Венера, Земля и Марс – относятся к планетам земной группы. Они имеют между собой много общего: они невелики по размерам и массе, сходны по своему химическому и минералогическому составу. У них мало спутников – только один у Земли и два у Марса; у Меркурия и Венеры спутников вообще нет. Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун называются планетами-гигантами. Они имеют гигантские размеры и огромные массы, состоят преимущественно из газов водорода и гелия. Все они окружены тонкими кольцами. У каждой из планет-гигантов много спутников.
А сейчас про Меркурий и Венеру нам расскажет….
8) Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. Планета получила название в честь римского бога торговли. По размерам Меркурий меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее, чем Земля.
9) Вторая от Солнца планета – Венера. Носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют “утренней звездой”. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть плотная атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. На Венере невыносимая жара, приблизительно 500. Спутников нет. На небе эта планета видна как самая яркая звездочка голубоватого цвета. Очень красивая и привлекательная.
Про Землю и Марс мы попросим рассказать….
10) Земля — третья от Солнца планета, пятая по размеру в Солнечной системе. Земля — единственная планета, о которой мы точно знаем: здесь есть жизнь. Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки, что вызывает смену дня и ночи. Из-за того, что ось планеты наклонена под углом в 23 градуса к Солнцу, в разные моменты одна и та же точка на поверхности Земли будет дальше или ближе к нему. Это вызывает смену времен года.
11) Марс – четвертая планета. Назван в честь римского бога войны — за красный цвет. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У Марса есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красной пылью, которая позволяет увидеть планету как красноватую звезду. Солнце греет хуже. Лето холоднее, чем на Земле, а зима суровее. На полюсах ледяные шапки. Бывают дни и ночи. Два спутника у Марса: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас)
Про Юпитер и Сатурн нам расскажет…
12) Пятая от Солнца планета – Юпитер. Он назван в честь самого главного римского бога Юпитера. Это громадный шар, состоящий из жидкого водорода, самого легкого газа на свете, но его так много, что это самая тяжелая планета из всех. Очень много спутников – 63. Юпитеру достается немного тепла от солнца, и поэтому там царит вечная зима.
13) Шестая планета – огромный Сатурн. Он назван в честь римского бога земледелия, расположен далеко от Солнца, поэтому температура его очень низкая. Сатурн тоже газовая планета. Эта планета желтоватого цвета, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней, их видно в телескоп или сильный бинокль. У него много спутников – 60.
А про Уран и Нептун нам расскажет…
14) Уран расположен за Сатурном. Эта планета вращается лежа на боку. Поэтому к солнцу обращен то один его бок, то второй. Размер этой планеты гораздо больше Земли. И она тоже состоит из газов, как ближайшие ее соседи. Удаленность от Солнца не позволяет нагреть эту планету. Спутников – 27.
15) Нептун – восьмая от Солнца планета. Он носит имя римского бога морей и мерцает голубоватым светом. Нептун кажется темно-голубой планетой потому, что тоже состоит из газа. Газа метана, который горит в наших газовых плитах. В телескопы астрономы замечают на Нептуне клочковатые белые облака. Там царит вепчная зима. Спутников –13.
ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА!!!
Все справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)
16) Послушайте стихи и узнайте по описанию, какая это планета.
Стихи:
(Юпитер) – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду только водород
И лютый холод круглый год?
(Сатурн) – красивая планета
Желто-оранжевого цвета.
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Планета (Нептун) от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
(Марс) – таинственная планета.
Она по размерам чуть меньше Земли.
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Люди уже многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам.
ПРИЛОЖЕНИЕ
— Прибор для изучения Вселенной?— Что ближе к Земле: Солнце или Луна?
— Луна – это …..
— Путь движения планеты вокруг Солнца?
— Как называется самая яркая ночная звезда?
— По какой звезде можно ориентироваться ночью?
— Самые горячие звезды по цвету?
— Какого цвета солнце?
— Одежда для космонавтов?
— Газовая оболочка, окружающая Землю?
Белые
Полярная
Скафандр
Атмосфера
Желтое
Луна
Телескоп
Конспект урока по окружающему миру «Земля-кормилица» (4 класс)
МБОУ «Школа №19(25)»
Урок окружающего мира в 4 классе.
Дата проведения: 06.12.2016г.
Учитель: Чугунова Светлана Владимировна.
Тема: Земля-кормилица.
Цели урока:
Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом. Узнать, какие почвы есть в нашем крае. Дать знания учащимся о причинах разрушения почв и их охране.
Задачи урока:
Обучающие:
изучить разные виды почв и их состав;
изучить виды разрушения почв и методы борьбы;
объяснить правила охраны почв.
Развивающие:
развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение, работать с текстом учебника.
Воспитательные:
способствовать развитию бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
продолжать формировать интеллектуальные умения: строить рассуждение, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
Метапредметные:
умение ставить цель и определять задачи деятельности на уроке;
получать необходимую информацию из различных источников;
взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий;
формулировать выводы из изученного материала;
осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.
Предметные:
знать и уметь называть основные виды почв;
различать основные виды почв;
строить макет разреза почвы;
объяснять, почему происходит смена почв в нашей стране.
УУД:
Познавательные:
анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления;
уметь выделять главное при работе с текстом;
давать определения, отвечать на вопросы, делать выводы.
Регулятивные:
учиться высказывать своё предположение;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
уметь осуществлять самоконтроль, самооценку и оценку деятельности других учащихся.
Коммуникативные:
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, самостоятельная.
Метод обучения: проблемный, словесный, наглядный.
Оборудование: учебник, презентация к объяснению новой темы, карта «Природные зоны России», презентации-доклады учащихся, наглядное пособие «Почвы Рязанской области», карточки с заданиями для работы в микрогруппах, у учащихся – детали для моделирования макета разреза почвы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Ребята, давайте начнём наш урок с такого девиза: Мы хороший, дружный класс, всё получится у нас.
2. Проверка домашнего задания.
— Вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке. («Наши подземные богатства»).
— Вам было предложено найти дома загадки про полезные ископаемые. Какие загадки вы нашли?
(Ответы детей)
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
2.Оно варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Железо)
3.Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк)
4.Если встретишь на дороге,
то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
5.Он чёрный, блестящий,
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
6.Его на земле больше всего.
Тебе он знаком хорошо.
Без него не обойдутся
Ни машины, ни конфеты,
Ни станки, и ни ракеты. (Алюминий)
7.Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
Людям помощник настоящий. (Песок)
9.Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
10. На кухне у мамы помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спичек.(Газ)
-Молодцы. Проверим, как вы усвоили прошлую тему. Выполним тест. На листочках будете записывать номер вопроса и тот ответ, который выбираете. После выполнения задания, проверьте друг у друга ответы.
(Взаимопроверка, оценки)
-Подняли руки у кого «5», у кого «4», «3»? Молодцы. После урока сдадите мне листочки.
3.Формулирование темы и целей урока.
Учитель:
-Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна — получишь взамен сто горстей ( слайд ).
Спрячешь картофелину — вытащишь много ( слайд).
Крошечное семечко превращается в огромный арбуз ( слайд ).
Тоненький росток превращается а прекрасный цветок ( слайд ).
— Как вы думаете, сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
— Как она называется? (Земля).
-А сейчас внимательно послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.
Спит земля, запорошены пашни
Снег пушист словно пух лебедей.
До весны как в блаженстве пьянящем
Набирается сил для людей.
Спит земля. От трудов отдыхает,
Собирает все силы в кулак.
И проснётся весною, я знаю,
Уродит нам Кормилица, злак!
-Как назвал поэт землю? Кто такая кормилица?
— Люди издавна называют землю кормилицей. И именно этому сегодня мы посвятим наш урок. (Слайд )
— Так какая же тема нашего урока? (Земля – кормилица)(Слайд)
— В толковом словаре Ожегова есть несколько значений слова Земля. (Слайд)
— Так о какой же земле мы будем говорить на уроке? (О почве)
-Зная тему нашего урока, чтобы вы хотели узнать?(ответы детей)
— Нам сегодня предстоит выяснить, почему землю называют кормилицей, познакомиться с различными видами почв. Узнать какие почвы есть в нашем крае. А также выяснить, что приносит почве вред, чем это грозит окружающей среде и что необходимо делать для охраны почвы.
4.Открытие новых знаний.
-Вспомним, что называется почвой? (Слайд)
—Человек с очень давних времен знаком с почвой. Земледелие — очень древнее занятие населения. В VIII – VI тысячелетиях до н. э. человек начал обрабатывать почву, и это событие резко изменило всю его жизнь и оказало огромное влияние на развитие человеческого общества. Плодородные поля всегда считались большой ценностью и из-за них в мире часто происходили конфликты, столкновения и войны.
Отношение русского человека к земле всегда было свято, отразилось в поговорках, пословицах, песнях. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает в чужих краях. Труд пахаря, земледельца был самым уважаемым.
Неспроста о земле создано много пословиц. Вот некоторые из них. (Слайд). Ребята, какие пословицы о земле вы знаете?
— Тысячи лет человек пахал землю, засеивал ее, собирал урожаи. Что знали о почве земледельцы, ученые? В России изучение почв началось в 15 веке.
Первым исследователем почв в России был М. В. Ломоносов. В 1763 году вышла его работа «О слоях земных». Он первым поставил вопрос о происхождении почвы.(Слайд)
— Мы с вами уже изучили природные зоны нашей страны. Так вот для каждой природной зоны характерен свой тип почв.
Науку о почвах – почвоведение — создал русский ученый — почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. Сейчас мы посмотрим исследовательскую работу-презентацию Князевой Юлии.
(Презентация уч-ся)
— Назовите основное свойство почвы. (Плодородие)
— От чего зависит плодородие? (От количества перегноя)
-Правильно. По-другому его ещё называют — гумус.
-Посмотрите на образцы почв в учебнике. Что заметили? (Почвы разного цвета).
— От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя.)
— Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. От количества перегноя зависят типы почв.
— На процесс почвообразования оказывают влияние многие факторы: климат, рельеф и деятельность человека. Климат влияет на скорость образования почвы и на тип почвы. При избыточном увлажнении в почве идёт промыв, из неё вымывается органическое вещество. Гумуса в таких почвах мало. При недостаточной влажности, гумуса накапливается больше. Вечная мерзлота и низкие температуры летом охлаждают почву, процесс почвообразования значительно замедляется.
— Сейчас мы рассмотрим разрезы основных видов почвы в нашей стране. (слайды)
— В тундре распространены тундровые почвы.
Тундровая почва — светлая, в ней мало перегноя. ( слайд ).
— В тайге — подзолистая почва сероватого цвета. (слайд ).
— В лиственных лесах — серые лесные почвы, в ней много песка. (слайд ).
— В степях преобладают черноземные почвы. Чернозем — почва очень темного цвета, она имеет зернистую структуру, она самая плодородная (слайд ).
— Болотная почва — содержит толстый слой торфа (слайд).
— Луговая почва — в ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями (слайд).
— Подумайте, почему самые плодородные почвы России – чернозём, «царь почв», по выражению Докучаева, находится под степной растительностью? (Нет промыва почвы.Это способствует накоплению гумуса. Длинное тёплое лето, поэтому более длительный период почвообразования).
-Ребята, а как вы думаете, какие почвы могут быть в нашем крае? (Ответы уч-ся)
— Давайте проверим ваши предположения.
-В каких природных зонах располагается Рязанская область?
(Рязанская область расположена в пределах трёх зон: смешанных лесов, лиственных лесов и лесостепной зоне.) (слайд)
-Каждой зоне соответствует свой вид почвы. Давайте рассмотрим таблицу. (На столах) (слайд)
(Дети рассматривают таблицу почв Рязанской области)
-Так какие почвы присутствуют в Рязанской области?
(Дети делают вывод)
-Для левобережья Оки характерны дерново – подзолистые почвы, для правобережья – серые лесные почвы, на юго – западе области – чернозёмы. А на заболоченных участках Мещеры расположены болотные торфяные почвы.
-Рассмотрите диаграмму. Какие же почвы преобладают в нашем крае? (Дерново-подзолистые)
Ученики нашего класса подготовили сообщения о почвах нашего края.
(Сообщения учащихся)
1ученик. Под смешанными лесами формируются серые лесные почвы. Эти почвы – серого цвета, напоминают золу. Перегноя в серых лесных почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмные. Но люди научились получать высокие урожаи за счёт хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений.(Слайд)
2 ученик. Подзолистые почвы формируются под хвойными лесами в зоне избыточного увлажнения. Осадков здесь выпадает больше, чем может испариться. Часть влаги просачивается сквозь почвенный слой и уносит с собой минеральные вещества и органические соединения в грунтовые воды. Вода как бы промывает почву. Эти почвы бедны гумусом и минеральными элементами, поэтому мало плодородны.(Слайд)
3 ученик. Чернозёмные почвы – одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозёма. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию, так как там почва не такая плодородная. (Слайд)
— А сейчас я предлагаю вам вылепить из пластилина макет разреза почвы характерной для нашего края. Для своей работы вы выбираете один из 3-х видов почвы. Ваша задача – правильно передать цвет разреза почвы. У вас на партах есть всё необходимое для работы. Подумайте, какой цвет пластилина вам понадобится. Когда работы будут закончены, сверьтесь с образцом учебника и поставьте друг другу за работу оценки.
(Дети делают макет разреза почв, ставят друг другу оценки.)
-Давайте посмотрим макеты дерново-подзолистой почвы (выходят к доске), серой лесной (выходят к доске), чернозёма (выходят к доске).
-Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.
Физкультминутка (проводит дежурный)
-Ребята, как вы считаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?
— Что разрушает почву? Чем это грозит окружающей среде? Как предотвратить разрушение почв? Ответ на эти вопросы вы найдёте в учебнике на стр. 162.(Самостоятельное чтение).
— Так что же вредно почве, а что полезно. Нам предстоит это узнать.
— Я предлагаю провести учёный совет. Для этого мы разделимся на 5 групп. Каждая группа получает задание для выступления на ученом совете. Задание для каждой группы на доске. Перед вами стоит проблема «Что разрушает почву и как её защитить?». Обсудите в группе, можете кратко записать свой ответ и та группа, которая будет готова к выступлению, поднимает руку.(Слайд)
1 группа – что разрушает почву?
План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: “Земля — планета Солнечной системы” (4 класс, О. Т. Поглазова)
“Земля — планета Солнечной системы”
(4 класс, О. Т. Поглазова)
Цель урока: выяснить, как устроена Солнечная система, формировать знания о Земле как планете Солнечной системы.
Задачи:
- Обучающая: раскрыть содержание понятий «Солнечная система» и «планеты земной группы», «планеты-гиганты».
- Развивающая: выявить черты сходства и различия Земли и других планет Солнечной системы.
- Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.
Планируемые результаты:
- Личностные: понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы, корректно отстаивать свою позицию, вести диалог на основе взаимного уважения.
- Метапредметные: планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
- Предметные: называть планеты Солнечной системы, знать порядок расположения планет Солнечной системы по отношению к Солнцу, знать форму и размеры Земли, называть и показывать на карте материки, части света и океаны.
Ход урока
1) Здравствуйте, ребята! Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте. Вселенная — это необъятное пространство со звездами, планетами и другими небесными телами. Если представить Вселенную страной, в которой мы живём, то нашим родным городом будет Галактика Млечный Путь, домом — Солнечная система, а квартирой — планета Земля.
Сегодня нам предстоит раскрыть секреты планет Солнечной системы. Для этого нам нужны ум, смекалка, умение наблюдать и анализировать. Но для начала, давайте выясним, что же такое солнечная система.
2) Солнечная система — это Солнце и все космические тела, обращающиеся вокруг него. Система — порядок, значит, космические тела движутся вокруг Солнца в определенном порядке.
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Как и другие звёзды, это огромное раскалённое космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло. Солнце — ничем не примечательная звезда по космическим меркам: жёлтая, со средней температурой и среднего размера. Во Вселенной существуют миллионы примерно таких же космических объектов. С Земли Солнце кажется небольшим. На самом же деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зернышко.
Ребята, а почему о Земле можно сказать “наш космический корабль”? (Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела)
А как Земля движется в космосе? (По орбите)
3) Орбита – обычно замкнутый путь небесного тела. Чем дальше небесное тело от Солнца, тем больше орбита.
4) Ребята, а сейчас попробуйте отгадать загадку:
Восемь братьев и сестер
Вокруг мамы бродят,
Отражая ее свет,
Хороводы водят.
Правильно!
Планета – это космическое тело, движущееся вокруг Солнца по орбите и получающее от него свет и тепло.
5) Отгадайте ещё одну загадку:
Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.
Какие это друзья? (Спутники)
Спутники – небесные тела, движущиеся вокруг какой-либо планеты. У нашей планеты есть спутник. Кто знает как он называется?
6) А сейчас представьте, что мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Какая она, наша планета?
Космонавты с любовью называют Землю “Голубая планета”. А почему она голубая, как вы думаете?
На земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу.
Земля – это холодное небесное тело. Она находится от Солнца на расстоянии 150 млн. км. Она движется вокруг него и, одновременно, вокруг своей оси.
Ребят, а Земля в Солнечной системе одна или есть еще планеты?
А кто знает, какие?
Давайте познакомимся с ними поближе.
7) Первые четыре планеты – Меркурий, Венера, Земля и Марс – относятся к планетам земной группы. Они имеют между собой много общего: они невелики по размерам и массе, сходны по своему химическому и минералогическому составу. У них мало спутников – только один у Земли и два у Марса; у Меркурия и Венеры спутников вообще нет. Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун называются планетами-гигантами. Они имеют гигантские размеры и огромные массы, состоят преимущественно из газов водорода и гелия. Все они окружены тонкими кольцами. У каждой из планет-гигантов много спутников.
А сейчас про Меркурий и Венеру нам расскажет….
8) Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. Планета получила название в честь римского бога торговли. По размерам Меркурий меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее, чем Земля.
9) Вторая от Солнца планета – Венера. Носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют “утренней звездой”. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть плотная атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. На Венере невыносимая жара, приблизительно 500. Спутников нет. На небе эта планета видна как самая яркая звездочка голубоватого цвета. Очень красивая и привлекательная.
Про Землю и Марс мы попросим рассказать….
10) Земля — третья от Солнца планета, пятая по размеру в Солнечной системе. Земля — единственная планета, о которой мы точно знаем: здесь есть жизнь. Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки, что вызывает смену дня и ночи. Из-за того, что ось планеты наклонена под углом в 23 градуса к Солнцу, в разные моменты одна и та же точка на поверхности Земли будет дальше или ближе к нему. Это вызывает смену времен года.
11) Марс – четвертая планета. Назван в честь римского бога войны — за красный цвет. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У Марса есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красной пылью, которая позволяет увидеть планету как красноватую звезду. Солнце греет хуже. Лето холоднее, чем на Земле, а зима суровее. На полюсах ледяные шапки. Бывают дни и ночи. Два спутника у Марса: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас)
Про Юпитер и Сатурн нам расскажет…
12) Пятая от Солнца планета – Юпитер. Он назван в честь самого главного римского бога Юпитера. Это громадный шар, состоящий из жидкого водорода, самого легкого газа на свете, но его так много, что это самая тяжелая планета из всех. Очень много спутников – 63. Юпитеру достается немного тепла от солнца, и поэтому там царит вечная зима.
13) Шестая планета – огромный Сатурн. Он назван в честь римского бога земледелия, расположен далеко от Солнца, поэтому температура его очень низкая. Сатурн тоже газовая планета. Эта планета желтоватого цвета, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней, их видно в телескоп или сильный бинокль. У него много спутников – 60.
А про Уран и Нептун нам расскажет…
14) Уран расположен за Сатурном. Эта планета вращается лежа на боку. Поэтому к солнцу обращен то один его бок, то второй. Размер этой планеты гораздо больше Земли. И она тоже состоит из газов, как ближайшие ее соседи. Удаленность от Солнца не позволяет нагреть эту планету. Спутников – 27.
15) Нептун – восьмая от Солнца планета. Он носит имя римского бога морей и мерцает голубоватым светом. Нептун кажется темно-голубой планетой потому, что тоже состоит из газа. Газа метана, который горит в наших газовых плитах. В телескопы астрономы замечают на Нептуне клочковатые белые облака. Там царит вепчная зима. Спутников –13.
ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА!!!
Все справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)
16) Послушайте стихи и узнайте по описанию, какая это планета.
Стихи:
(Юпитер) – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду только водород
И лютый холод круглый год?
(Сатурн) – красивая планета
Желто-оранжевого цвета.
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Планета (Нептун) от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
(Марс) – таинственная планета.
Она по размерам чуть меньше Земли.
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Люди уже многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам.
ПРИЛОЖЕНИЕ
— Прибор для изучения Вселенной? — Что ближе к Земле: Солнце или Луна? — Луна – это ….. — Путь движения планеты вокруг Солнца? — Как называется самая яркая ночная звезда? — По какой звезде можно ориентироваться ночью? — Самые горячие звезды по цвету? — Какого цвета солнце? — Одежда для космонавтов? — Газовая оболочка, окружающая Землю? | Белые Полярная Скафандр Атмосфера Желтое Луна Телескоп Сириус Спутник Орбита |
Тест «Планеты Солнечной системы».
1. Сколько планет в Солнечной системе?
А) 7
Б) 8
В) 9
Г) 10
2. Самая маленькая планета Солнечной системы.
А) Марс
Б) Земля
В) Венера
Г) Меркурий
3. Самая дальняя от Солнца планета
А) Юпитер
Б) Марс
В) Нептун
Г) Сатурн
4. Самая большая планета Солнечной системы
А) Сатурн
Б) Юпитер
В) Нептун
Г) Плутон
5. Самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы
А) Меркурий
Б) Марс
В) Сатурн
Г) Уран
Тест по окружающему миру (4 класс) на тему: Тест по окружающему миру 4 класс. Тема «Земля — планета Солнечной системы». Перспективная начальная школа
Тест по теме «Земля — планета Солнечной системы», 4 класс | |||
(просто выбери 1 вариант ответа и обведи его в кружок) | |||
1. | В каком направлении Земля вращается вокруг Солнца: | ||
а. с запада на восток | |||
б. с востока на запад | |||
в. С юга на север | |||
2. | За какое время Земля делает оборот вокруг Солнца: | ||
а. 360 дней | |||
б. 660 дней | |||
в. 365 дней | |||
3. | За какое время Земля делает оборот вокруг своей оси: | ||
а. 1 сутки | |||
б. 1 месяц | |||
в. 1 год | |||
4. | Какую форму имеет планета Земля | ||
а. плоскую | |||
б. шарообразную |
| ||
в. Круглую | |||
5. | Ближайшая планета к Солнцу: | ||
а. Земля | |||
б. Венера | |||
в. Меркурий | |||
6. | Солнце — это: | ||
а. звезда | |||
б. планета | |||
в. Астероид | |||
7. | Отчего на Земле бывает лето и зима: | ||
а. Земля вращается вокруг своей оси | |||
б. летом Солнце не заходит за горизонт | |||
в. Земля вращается вокруг Солнца | |||
8. | Относительно Солнца планеты расположены так: | ||
а. Венера, Земля, Марс, Юпитер, Меркурий, Сатурн, Уран, Нептун | |||
б. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун | |||
в. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер | |||
10. | Какая планета Солнечной системы названа в честь римского бога войны: | ||
а. Уран | |||
б. Сатурн | |||
в. Марс | |||
11. | Солнце и движущиеся вокруг него планеты составляют: | ||
а. Вселенную | |||
б. Солнечную систему | |||
в. Созвездие | |||
12. | Из-за чего на Земле происходит смена дня и ночи: | ||
а. из-за вращения Земли вокруг Луны | |||
б. из-за вращения Земли вокруг Солнца | |||
в. Из=за вращения Земли вокруг своей оси | |||
13. | Какое небесное тело не является планетой: | ||
а. Луна | |||
б. Земля | |||
в. Юпитер | |||
14. | Какая планета Солнечной системы является самой большой: | ||
а. Меркурий | |||
б. Сатурн | |||
в. Юпитер | |||
15. | Какой по счету от Солнца является планета Земля: | ||
а. первой | |||
б. третьей | |||
в. Четвертой | |||
Урок окружающего мира «Земля ‒ кормилица». 4-й класс

- Положение о фестивале
- Краткая информация
- Расчет стоимости участия в фестивале
- Общие положения и ключевые сроки
- Порядок участия в фестивале
- Подготовка мастер-класса и видеоурока
- Соблюдение авторских прав третьих лиц
- Технические требования
- Положение о конкурсе презентаций «Презентация к уроку»
- Положение о конкурсе «Мы мир храним, пока мы помним о войне» (75 лет Победы в ВОВ (1941–1945 гг.))
- Положение о конкурсе «Цифровой класс»
Содержание:
Разделы
Конкурс «Презентация к уроку» Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом» Конкурс «Электронный учебник на уроке» Конкурс «Цифровой класс» Конкурс «История регионов России» Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»Астрономия Биология Начальная школа География Иностранные языки Информатика История и обществознание Краеведение Литература Математика Музыка МХК и ИЗО ОБЖ ОРКСЭ Русский язык Руководство учебным проектом Спорт в школе и здоровье детей Технология Физика Химия Экология Экономика
Администрирование школы