Единство временных форм глаголов сказуемых: Вы точно человек? – ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ-СКАЗУЕМЫХ В ЯКУТСКОМ ТЕКСТЕ НАУЧНОГО СТИЛЯ

О ТЕКСТООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ГЛАГОЛОВ-СКАЗУЕМЫХ В ЯКУТСКОМ ЯЗЫКЕ1

В статье рассматривается текстообразующая функция временных форм глаголов — сказуемых в якутском языке. Данный анализ основан на лингвистическом подходе в изучении текстового материала, который дает возможность наиболее шире представить особенности исследуемых языковых явлений.

Ключевые слова: текст, сложное синтаксическое целое, средство связи, временная форма, глагол, якутский язык.

Текстообразующая функция временных форм глагола в якутском языке недостаточно изучена. Тем не менее, несмотря на отсутствие научных изысканий в якутском языкознании, посвященных проблемам текста и текстообразования, исследователями якутского языка в свое время была осознана необходимость привелечения текстового материала для представления и раскрытия изучаемых языковых явлений. В связи с неразработанностью теоретической базы и отсутсвием необходимого лингвистического инструментария единицы текста, использованные в их научных трудах, не были идентифицированы согласно своему статусу в системе текстовых единиц, однако четко понимались их сверхфразовый характер и возможности, которые они представляли для более подробного описания и раскрытия языковых явлений.

Данная статья посвящена изучению текстообразующей функции временной формы глаголов-сказуемых в якутском языке и является продолжением исследования, посвященного глаголу-сказуемому в качестве межфразовой связи в якутском тексте [2, 3].

Любая синтаксическая конструкция существует благодаря синтаксической связи. Как отмечают исследователи, «без синтаксических связей нет и не может быть никаких синтаксических объектов, никаких синтаксических субстанций, поскольку синтаксический объект всегда мыслится как конструктивный, построенный тем или иным способом» [6]. Средства синтаксической организации текста, обеспечивающие его целостность и связность, подразделяются на лексические, морфологические и синтаксические. Единство временных форм глаголов-сказуемых относят к морфологическим средствам межфразовой связи [5].

Рассмотрим пример (арабскими цифрами обозначаются порядковые номера предложений в сложном синтаксическом целом (далее – ССЦ)):

(1) Моҕотой оҕонньор саһылга абарар. (2) Биирдэ саһыл мунньаҕа буоларын истэр, ол истэн саһыл мунньаҕар барар. (3) Туох баар аан дойду бурҕаа эмэҕин хоонньугар уктан тиийэр. (4) Ол тиийэн саһыл мунньаҕын оттотугар киирэн эккириир. (5) Онно эмэҕэ

бурҕаҥныыр, онно саһыллар бары күлэллэр. (6) Онно көрдөҕүнэ: биир эмтэгэй тиистээх саһыл айаҕын саба тутта-тутта күлэр. (7) Ону оҕонньор кэтэҕин аһыттан ылан баран, үөт түрэҕинэн таһыйар. (8) Ол таһыйан өлөрө сыһар. (9) Саһыл куотан хаалар. (10) Онтон кэрэмэс саһыл үөскээбит үһү, түүтэ хараарбытынан. ʽСтарик-бурундук досадует на лису. Однажды он услышал о том, что будет собрание лис. Услышав, идет на собрание. За пазуху

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 11-34-00356а2 «Временные формы глагола как средство межфразовой связи в якутском языке».

набивает рассыпчатую сухую древесную гниль со всей вселенной. Придя, выступает перед собранием и пускается в пляс, подпрыгивая. Тогда у него сыпится древесная пыль. Все лисы смеются. Наблюдая, он видит, как смеется одна лиса с щербатыми зубами, прикрывая рот лапой. Старик хватает ее за загривок и бьет ее деревянной кочергой. Так бьет, что чуть не убивает. Лиса убегает. От нее произошли лисы-сидушки, так как у ней почернела шерстьʼ [7].

Данное ССЦ состоит из десяти предложений, связь между ними – цепная. Первое предложение-зачин открывает микротему ССЦ. Предложения основной части ССЦ последовательно дополняют друг друга, далее раскрывают обозначенную зачином микротему. Сочетание указательного местоимения ол ʽтотʼ и деепричастия на –ан в препозиции второй части второго сложносочиненного предложения (ол истэн), четвертого (ол тиийэн) и восьмого (ол таһыйан) предложений является средством внутрифразовой и межфразовой связи. В функции межфразовой связи выступает и скрепа онно ʽтогда, тут, на тоʼ в препозиции пятого и шестого предложений. Имена существительные в качестве подлежащего и дополненния также обеспечивают связность предложений. Связь

«подлежащее – подлежащее» существует между первым и седьмым (1) Моҕотой оҕонньор – (7) оҕонньор; между пятым, шестым, девятым и десятым предложениями (5) саһыллар – (6) саһыл – (9) саһыл – (10) саһыл. При этом подлежащее оҕонньор ʽстарикʼ первого предложения-зачина подразумевается во втором, третьем, четвертом, в первой части шестого, а также в седьмом и восьмом предложениях, на него указывают формы сказуемых в

3 л. ед. ч.: (2) истэр, барар – (3) тиийэр – (4) эккириир – (6) көрдөҕүнэ – (7) таһыйар – (8) өлөрө сыһар. Связь «дополнение – подлежащее» существует между первым и вторым, шестым, девятым и десятым предложениями: (1) саһылга – (2) саһыллар – (6) саһыл – (9) саһыл – (10) саһыл. Однако средством межфразовой связи, наиболее очевидно подчеркивающим связность и целостность рассматриваемого ССЦ, выступает единство временных форм глаголов-сказуемых в настояще-будущем времени в форме третьего лица обоих чисел: (1) абарар (3 л., ед. ч.) – (2) истэр, барар (3 л., ед. ч.) – (3) тиийэр (3 л., ед. ч.) – (4) эккириир (3 л., ед. ч.) – (5) бурҕаҥныыр (3 л., ед. ч.), күлэллэр (3 л., мн. ч.) – (6) күлэр (3 л., ед. ч.) – (7) таһыйар (3 л., ед. ч.) – (8) өлөрө сыһар (3 л., ед. ч.) – (9) куотан хаалар(3 л., ед. ч.). Десятое предложение является концовкой данного ССЦ. Примечательно, что в отличие от

глаголов-сказуемых зачина и основной части в настояще-будущем времни глагол-сказуемое в концовке ССЦ передан в прошедшем результативном времени первом (причастие на — быт,

-пыт, — мыт + афф. сказуемости) в сочетании с частицей үһү ʽговорятʼ. Это подчеркивает концовку в плане семантико-лингвистической организации ССЦ. Концовка вышеприведенного ССЦ одновременно представляет собой и типичную концовку жанра сказки, резюмирующую все повествование, со скрепой, производной от указательного местоимения, в препозиции, и с частицей в постпозиции. Глаголы-сказуемые в настояще — будущем времени в даном ССЦ употреблены в обозначении действий, совершенных в прошлом. Такое употребление осуществлено «для стилистически-яркого изображения фактов прошлого как непосредственно происходящих перед глазами слушателя или читателя» [1].

Обратимся к другому примеру:

(1) Дьомут үгүстэрэ Туруук таас анныгар өлбүттэрэ. (2) Эн биһикки Туруук таас чыпчаалын диэки, ытыалаһа-ытыалаһа, сыҕарыйан испиппит. (3) Хаҥас илиибин буулдьа таппытыгар эн хааммын тохтотооругун, ытыскынан бааспын саба туппутуҥ. (4) Эн хараҕыҥ уутун мин онно аан маҥнай көрбүтүм. (5) Хара килэҥнэс таҥастаах дьон биһигини батыһан, хайаны дабайан испиттэрэ. (6) Иккис буулдьа эйигин сүрэххэ таппыта. (7) Эн хааныҥ мин сүрэхпэр ыстанан, өс-саас кутаатын умаппыта… Большинство наших людей погибло у подножия Туруук таас. Мы с тобой вдвоем, отстреливаясь, продвигались к вершине Туруук таас. Когда мою левую руку задела пуля, ты, чтобы остановить мою кровь, закрыла своей ладонью мою рану. Я тогда впервые увидел твои слезы. Люди в блестящих

черных одеждах, преследуя нас, поднимались на гору. Вторая пуля попала в тебя в сердце. Твоя кровь, брызнувшая в мое средце, зажгла пламя ненависти… [4, с. 206].

В этом ССЦ, состоящем из семи предложений, связанных цепной связью. Между первым предложением-зачином и вторым предложением обозначены связи «подлежащее – подлежащее»: (1) Дьомут үгүстэрэ – (2) Эн биһикки. В первом случае сочетание в форме изафета дьон үксэ большинство людей передано в форме принадлежности 1 л. мн. ч.: дьоммут үгүстэрэ большинство наших людей, во втором случае подлежащее выражено сочетанием личного местоимения 1 л. ед. ч. эн ты и двойственно-собирательного личного местоимения биһикки, обозначающим совместность двух лиц: эн биһикки мы с тобой. Между этими предложениями существует также связь «обстоятельство – обстоятельство»: (1) Туруук таас анныгар – (2) Туруук таас чыпчаалын диэки. Средством связи между вторым и третьим предложениями являются двойственно-собирательные личные и личные местоимения: (2) Эн биһикки – (3) эн. Между остальными предложениями данного ССЦ существуют связи

«подлежащее – подлежащее»: (2) Эн биһикки – (3) эн – (4) мин – (7) Эн хааныҥ; «дополнение

– дополнение»: (4) Эн хараҕыҥ уутун – (5) биһигини – (6) эйигин – (7) мин сүрэхпэр. Глаголы-сказуемые всех предложений данного ССЦ представлены в форме преждепрошедшего повествовательного времени: (1) өлбүттэрэ – (2) сыҕарыйан испиппит – (3) саба туппутуҥ – (4) көрбүтүм – (5) дабайан испиттэрэ – (6) таппыта – (7) умаппыта, что подчеркивает связность и завершенность ССЦ.

Таким образом, временные формы глаголов-сказуемых являются одним из основных средств межфразовой связи в якутском языке. В дальнейшем интересным является изучение разобщенности временных форм глаголов-сказуемых, выражающих эмоциональный тон повествования, подчеркивают динамику сюжетного развития, на материале якутского художественного текста.

Материал взят из: Казанская наука. №12 2012г

(Visited 55 times, 1 visits today)

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.

 

 

 

Что такое вид и время глагола? Глаголы какого вида и времени бывают в русском языке? Как найти предложение с нарушением видо-временной связи глаголов в предложении? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.

 

 

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Давайте вспомним теорию, необходимую для выполнения задания № 8, в котором нужно найти ошибки  с нарушением видо-временных форм глаголов.

Время — это непостоянный морфологический признак глагола, обозначающий отношение времени к моменту действия.

Бывает три времени глагола:

  • прошедшее— обозначает действие, которое уже произошло, предшествует моменту речи;
  • настоящее- обозначает действие, происходящее на данный момент или осуществляется постоянно, регулярно повторяется;
  • будущее— обозначает действие, планируемое, возможное в будущем, которое произойдёт после момента речи.

Вид – это постоянный морфологический признак глагола, обозначающий характер протекания действия во времени, его завершённость или незавершённость.

Существует два вида глагола:

  • совершенный вид – указывает на завершённость действия, его результат, конец (сказать, сделать) или на начало действия (запеть)
  • несовершенный вид— указывает на незавершённость действия, на повторяющиеся, длительные действия (пишет, идёт).

Что такое « нарушение видо-временной связи глаголов»?

Запомните: в пределах одного предложения, абзаца  глаголы должны стоять в форме одного времени и быть одного вида. Если происходит смешение времён и видов глаголов, то это приводит не только к тому, что текст становится «некрасивым», но  и к искажению его смысла.

Рассмотрим примеры.

  1. Нарушение временной связи глаголов.

Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.

Пояснение.

В данном предложении глаголы стоят в разных формах времени: в настоящем (даёт) и в прошедшем ( показал). Необходимо, чтобы была одинаковая форма.

Верно.

Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показывает, как по-разному его проводят жители стран мира.

ИЛИ

Автор дал интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.

 

  1. Нарушение видовой связи глаголов.

Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.

Пояснение.

В данном предложении использованы глаголы разного вида: несовершенного (что делать? помогать) и совершенного ( что сделать? научить)

Верно.

Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности.

ИЛИ

Нужно помочь ребёнку , научить самостоятельности.

 

Алгоритм выполнения задания № 8.

Нарушение видо-временной связи глаголов.

  • Найдите грамматическую основу предложения.
  • Посмотрите, в какой временной форме стоят глаголы- сказуемые в нём. Если все глаголы стоят в форме ОДНОГО времени, то в данном предложении нет ошибки. Если же глаголы стоят в разных формах времени, то это ошибка.
  • Посмотрите, какого вида глаголы- сказуемые в данном предложении. Они должны быть ОДНОГО вида (совершенного или несовершенного). Если вид разный, то это ошибка.

 

 Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с нарушением видо-временной связи глаголов.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

 

 

 

 

 

 

ГЛАГОЛ-СКАЗУЕМОЕ С ФОРМОЙ ПРОШЕДШЕГО РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ВРЕМЕНИ КАК СРЕДСТВО МЕЖФРАЗОВОЙ СВЯЗИ В ТЕКСТАХ ЯКУТСКИХ СКАЗОК

ГЛАГОЛ-СКАЗУЕМОЕ С ФОРМОЙ ПРОШЕДШЕГО РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ВРЕМЕНИ КАК СРЕДСТВО МЕЖФРАЗОВОЙ СВЯЗИ В ТЕКСТАХ ЯКУТСКИХ СКАЗОК

 

 

Сивцева Наталия Александровна

 к. ф. н., н. с. ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск

E-mail: sivna@mail.ru

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 11-34-00356а2 «Временные формы глагола как средство межфразовой связи в якутском языке».

 

В якутском языке прошедшее время изъявительного наклонения глагола имеет всего восемь форм. Из них прошедшее результативное время представлено двумя типами: первым (причастие на —быт,пыт, —мыт + афф. сказуемости) и вторым (сочетание деепричастной формы на —ан с функционально-служебным глаголом тур— в форме настояще-будущего времени). В данном тезисе рассматривается глагол-сказуемое с первой формой прошедшего результативного времени как средство межфразовой связи в якутском тексте. Материалом исследования является сборник «Якутские сказки», составленный Г. У. Эргисом [6,с. 392], известный как первое крупное издание якутских сказок, обеспеченное добротным научным аппаратом.

Глагол в якутском языке является подробно изученной частью речи. Однако исследования глагола на уровне текстовых категорий, единиц в настоящее время отсутствуют, так как теоретическое обоснование проблемы лингвистического представления текста на якутском материале находится на начальной стадии. Сложное синтаксичекое целое (далее — ССЦ) — структурно-семантическая текстовая единица, представляющая собой группу взаимосвязанных самостоятельных предложений, объединенных лексико-грамматическими и ритмомелодичными признаками, характеризующих какую-либо сторону описываемого предмета (явления) [3, с. 15–80]. По мнению исследователей, ССЦ «является почти идеальной моделью» текста, «в его структуре обнаруживаются практически все принципы, приемы, средства, релевантные для текста» [2, с. 100–101]. В этом отношении изучение тех или иных языковых явлений, их текстообразующих функций на уровне ССЦ является целесообразным. ССЦ как единица, строящаяся по законам языка, имеет внутренний и внешний планы строения. Внутренний план строения ССЦ обусловлен грамматическими отношениями между его предложениями и единой авторской позицией. Внешний план строения ССЦ представлен композицией, состоящей из зачина, средней части и концовки.

Любая синтаксическая конструкция существует благодаря синтаксической связи. Как отмечают исследователи, «без синтаксических связей нет и не может быть никаких синтаксических объектов, никаких синтаксических субстанций, поскольку синтаксический объект всегда мыслится как конструктивный, построенный тем или иным способом» [5, с. 7]. Средства синтаксической организации текста, обеспечивающие его целостность и связность, подразделяются на лексические, морфологические и синтаксические. Временные формы глаголов-сказуемых относят к морфологическим средствам межфразовой связи [4, с. 8].

В материалах сборника «Якутские сказки» Г. У. Эргиса обнаружено использование глагола-сказуемого с первой формой прошедшего результативного времени в текстообразующей функции. Рассмотрим пример (арабскими цифрами обозначаются порядковые номера предложений в ССЦ):

(1) Арай биирдэ таҥара оҕонньор күлүк сири булан, утуйан тарайа сыттаҕына, аттыгар аһаан баран бочугурас көтөн тигинээбит. (2) Онтон улаханнык соһуйан, таҥара оҕонньор уһуутаан-уолуйан уһуктубут. (3) Уордайан туран, таҥара бочугураһы буруйдаабыт, кини түөһүн этин ылан атын көтөрдөргө үллэрэн биэрбит. (4) Онтон ыла бочугурас оччоон хаалбыт. (5) Атын көтөрдөр түөстэригэр үрүҥ эттээх буолбуттар. ʽОднажды, когда старик бог спал, раскинувшись в тенистом месте, рябчик, поевши около него, с шумом полетел. Испугавшись этого шума, старик бог проснулся с криком и трепетом. Вставши, разгневанный бог наказал рябчика, взял мясо с его груди и распределил его между другими птицами. С тех пор рябчик совсем уменьшился, а у других птиц в груди появились слои белого мясаʼ [6, с. 70]. Данное ССЦ состоит из пяти предложений, последовательно дополняющих друг друга. Вид связи между предложениями — цепная. Препозиция первого предложения-зачина выражена наречием арай биирдэ ʽоднаждыʼ, одним из традиционных языковых признаков жанровой особенности якутской сказки. Второе предложение связано с зачином при помощи формы исходного падежа указательного местоимения ол ʽтотʼ, синонима скрепы прономинального типа онтон в значении ʽот этогоʼ в дейктической функции. Имена существительные в качестве подлежащего и дополненния также обеспечивают связность предложений. Связь «подлежащее — подлежащее» существует между первым, вторым, третьим и четвертым предложениями: (1) таҥара оҕонньор — (2) таҥара оҕонньор — (3) таҥара; (1) бочугурас — (4) бочугурас, связь «подлежащее — дополнение» — между первым и третьим: (1) бочугурас — (3) бочугураһы, связь «дополнение — подлежащее» — между третьим и пятым предложениями: (3) көтөрдөргө — (5) көтөрдөр. Четвертое и пятое предложения представляют собой концовку ССЦ, маркированную составным союзом онтон ыла ʽс тех пор, с того времениʼ. Данная скрепа означает, что событие, выраженное в концовке, началось с того момента, когда произошло событие, описанное в средней части ССЦ. Однако средством межфразовой связи, наиболее очевидно подчеркивающим связность и целостность рассматриваемого ССЦ, выступает единство временных форм глаголов-сказуемых в первом прошедшем результативном времени (причастие на —быт,пыт, —мыт + афф. сказуемости) в форме третьего лица обоих чисел: (1) тигинээбит (3 л., ед.ч.) — (2) уһуктубут (3 л., ед.ч.) — (3) буруйдаабыт, биэрбит (3 л., ед.ч.) — (4) оччоон хаалбыт(3 л., ед.ч.) — (5) буолбуттар (3 л., мн.ч.). Эта форма глаголов-сказуемых выражает «обычное действие, совершенное задолго до момента речи» [1, с. 312].

Обратимся к другому примеру из этого сборника:

(1) Арай биирдэ тулаайах уол бултуу сылдьыбыт. (2) Халарык түспүтүгэр табаларын сүтэрэн кэбиспит, бэйэтэ тыалга үүрдэрэн бара турбут. (3) Ол иһэн биир дьиэҕэ кэлэн кэтиллэ түспүт. (4) Онуоха халарык астан хаалбыт. ʽОднажды охотился парень-сирота. Тогда налетел вихрь. Парень потерял своих оленей, а сам, гонимый ветром, продолжал идти. Идя так, он наткнулся на один дом, тогда вихрь утихʼ [6, с. 128–129]. Данное ССЦ состоит из четырех предложений, связанных между собой цепной связью. Препозиция первого предложения-зачина также представлена наречием арай биирдэ ʽоднаждыʼ, характерным для вступления якутских сказок. Связь «подлежащее — подлежащее» видим в первых трех предложениях ССЦ. Подлежащее уол ʽпареньʼ первого предложения-зачина подразумевается в первой части второго, а также в третьем предложениях, на него указывают формы сказуемых в 3 л. ед. ч.: (2) сүтэрэн кэбиспит — (3) кэлэн кэтиллэ түспүт. Подлежащее второй части второго предложения бэйэтэ ʽсамʼ представляет лично-возвратное местоимение в 3 л. ед. ч. Связь «обстоятельство — подлежащее» существует во втором и четвертом предложениях: (2) Халарык түспүтүгэр — (4) халарык. Концовка ССЦ выражена скрепой прономинального типа онуоха ʽв результате, в итоге, из-за этогоʼ в функции межфразового средства связи, обозначающей причинно-следственные отношения. Все предложения объединены единством временной формы глаголов-сказуемых в первом прошедшем результативном времени (причастие на —быт,пыт, —мыт + афф. сказуемости), в форме 3 л. ед. ч.: (1) бултуу сылдьыбыт — (2) сүтэрэн кэбиспит, бара турбут — (3) кэтиллэ түспүт — (4) астан хаалбыт.

В рассмотренных примерах глаголы-сказуемые в прошедшем результативном времени первом обозначают смысловое единство, структурную цельность ССЦ.

Таким образом, единство временных форм глаголов-сказуемых является одним из средств формирования текста якутских сказок. Дальнейшие исследования в этом направлении требуют изучения остальных временных форм глаголов-сказуемых в качестве межфразовой связи, определения текстообразующей роли их разновременных форм в ССЦ, в текстовом фрагменте. 

Список литературы:

  1. Грамматика современного якутского литературного языка. Фонетика и морфология. — М., 1982. — С. 312.
  2. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст: На материале русской прозы XIX–XX вв. — М., 2006. — С. 100–101.
  3. Лосева Л.М. Как строится текст. — М.: Просвещение, 1980. — С. 15–80.
  4. Цырендоржиева Б.Д. Межфразовые связи в современном бурятском языке (на материале категории личного притяжания): Автореф. дисс. …к.ф.н. — Улан-Удэ, 2008. — С. 8.
  5. Черемисина М.И., Колосова Т.А. Очерки по теории сложного предложения. — Новосибирск: Наука, 1987. — С. 7.
  6. Эргис Г.У. Якутские сказки. — Якутск, 1996. — 392 с.

 

Открытый урок на тему: Сказуемое, выраженное видо

hello_html_m3d681042.gifhello_html_2c177242.gifhello_html_m5315127d.gifhello_html_m61a118ee.gifhello_html_30ca980a.gifhello_html_63192552.gif№ 1 Открытый урок на тему: Сказуемое, выраженное видо — временными формами глагола.

Цель урока:

1) Знать способы выражения сказуемого;

2) Уметь находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом;

3) развивать навыки устной и письменной речи, языкового мышления;

4) воспитывать чувство товарищества; совершенствовать умения работать в парах и группах;

Технология: урок разработан по технологии «Step by Step», «ИКТ»

Тип урока: изучение нового материала

Форма и организация урока: групповая, в паре

Оборудование: — учебник «Русский язык», компьютер, проектор, экран, презентация к уроку;

— карточки для работы в центре «Грамотей»;

— ребусы, загадки для центра «Игротека»;

— карточки контроля.

Ход урока

I. Оргмомент:

Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их.

— Откройте свои рабочие тетради, запишите: число, классная работа.

II.Опрос д/з:

— Игра «Я утверждаю»:

Вы можете со мной соглашаться или нет.

На доске: -Я утверждаю, что:

1)Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым

2) подлежащее отвечает на вопросы Кто? Что?

3)Она – это НАРЕЧИЕ

4)Солнце – это глагол

III.Формирование новых знаний:

— Теперь поработаем со сказуемым.

Сказуемое

Это главный член Вопросы:

предложения, что делать?

Который что сделать?

обозначает то,

что говорится

о подлежащем

Способы выражения сказуемого

выражено глаголом.

Время

Настоящее

время

Что делаю?

Смотрю,

наблюдаю

Прошедшее время

Что делал?

Смотрел,

наблюдал

Будущее

время

Что буду

делать?

Что

сделаю?

Буду смотреть,

Буду наблюдать,

Посмотрю,

понаблюдаю

Сейчас падает снег. (о чем говорится в предложении? Падает когда? Сейчас, настоящее время)

Вчера падал снег. (что делал?)

Скоро выпадет снег.(что сделает?)

IV. Работа в группах:

Сегодня мы поработаем в центрах активности.

-Давайте вспомним правила работы в центрах. В каждой группе выберите консультанта, который сможет вам помочь.

-работать будем в 2 центрах с одним переходом, центр «Игротека», где у каждого будет свой маршрутный лист, все задания вы будете выполнять в нем.

-Второй центр «Грамотей», вы будете работать по карточкам, но задания будете выполнять в рабочих тетрадях.

Для тех, кто быстро справится с 1 заданием, есть 2 задание со *.

Маршрутный лист № 1 Центр «Грамотей»

1.Дополните таблицу:

Настоящее

время

Учу, читаю

Что …?

Прошедшее

время

Учил, читал

Выучил, прочитал

Что …?

Что …?

Будущее

время

Буду учить,

Буду читать

Что …?

2.Проверьте друг у друга в паре.

Если найдешь ошибки, объясни товарищу.

3*.Найдите главные члены предложения. Напишите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Наступила зима. Падает снег. Скоро начнутся холода. Вчера падал снег.

Маршрутный лист № 2 Центр «Игротека»

Ф.И._________________________________

1.Найдите лишнее слово:

Сидел, писать, читать, стол, говорил.

2. Прочитайте загадки и отгадайте.

а) Дышит, растет, а ходить не может.

б) Накормишь – живет, напоишь – умрет.

в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут

г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет.

3. Кроссворд (на отдельном листе)

— переходить будем по схеме.

По сигналу учителя ученики переходят из одного центра в другой.

V.Рефлексия:

— Каждый получает «Лист контроля».

1. Главные члены предложения – это…

А) дополнение

Б) подлежащее и сказуемое

В) нет правильного ответа

2.Подлежащее отвечает на вопросы …

А) что делать?

Б) что сделать?

В) кто? что?

3.Сказуемое отвечает на вопросы …

А) кто? что?

Б) что делать? что сделать?

В) нет правильного ответа

4.Подлежащее обычно выражено…

А) существительным или местоимением в И.п.

Б) глаголом

В) нет правильного ответа

5.Настоящее время отвечает на вопросы …

А) что делаю?

Б) что делал?

В) что буду делать?

Каждый получит оценку за «Лист контроля»

— Сделайте самооценку своей работы.

VII.ИТОГ:

-О каком члене предложения мы сегодня говорили? ( о сказуемом)

-Что мы узнали о нем? Оно может быть выражено глаголом.

VIII.Д/З: Упр 9 стр 119, выучить правило

на стр 117

IX.Оценивание:

-Учащиеся приветствуют гостей, садятся по группам.

— Записывают число, классная работа.

— отвечают на вопросы (поднимают карточки с ответами «Да или Нет»)

Ответы:

1) Да

2) Да

3) НЕТ

4)НЕТ

-Записывают в тетрадях новую тему.

— о снеге.

— снег (что делает?) падает, настоящее время.

-падал. Прошедшее время.

-выпадет. Будущее время.

-работа в центрах активности.

Называют правила, выбирают консультанта, аргументируют свой выбор.

Учитель раздает карточки с заданиями и маршрутные листы консультантам в группах, они раздают членам своей группы.

Ученики отвечают на вопросы, выбирают правильный ответ.

— активно работают в центрах активности.

-работают в тетрадях.

— переходят по схеме

— отвечают на вопросы

— рассказывают о сказуемом

2 урок на тему: Виды глагола.

Цель урока:

1) познакомить с видами глагола, способами образования видовых пар глаголов;

2) научить распознавать видовые пары, использовать их в речи;

3) развивать навыки устной и письменной речи, языкового мышления;

4) воспитывать чувство товарищества; совершенствовать умения работать в парах и группах;

Технология: урок разработан по технологии «Step by Step», «ИКТ»

Тип урока: изучение нового материала

Форма и организация урока: групповая, в паре

Оборудование: — учебник «Русский язык», компьютер, проектор, экран, презентация к уроку;

— карточки для работы в центре «Грамотей»;

— ребусы, загадки для центра «Игротека»;

— карточки контроля.

Ход урока

I. Оргмомент:

— Откройте свои рабочие тетради, запишите: число, классная работа.

II. Повторение изученного о глаголе:

1. Работа по карточке “Третье лишнее” (карточка на каждой парте).

Атаковать, терпеть, атака.

Бегать, обидеть, бегство.

Ненавидеть, жить, ненавистный.

Ждать, смотреть, ожидание.

Любовь, кричать, любить.

2. Блиц-опрос:

– Глагол самостоятельная или служебная часть речь?

– Изменяемая или неизменяемая?

– Способы изменения?

– Морфологические признаки?

– Синтаксическая роль?

– Глагол – это…

III. Изучение нового материала:

1. Прослушаем диалог (заранее подготовленные учащиеся представляют сценку-диалог).

Встретились два друга Олег и Артур:

– Привет! Давно тебя не видел. Чем ты вчера занимался?

– Я вчера учил грамматические правила, выполнял упражнения, решал задачи, писал бабушке письмо.

– Почему же ты начатые дела не довел до конца?

– Я все полностью выполнил.

– Если ты это завершил, то неправильно говоришь.

2. Беседа по вопросам:

— Кто из друзей прав, по-вашему?

– Запишите глаголы Олега.

– На какой вопрос они отвечают?

– Какое действие обозначают? (Незаконченное).

– Образуйте от них глаголы, которые бы обозначали действие законченное.

– На какой вопрос они отвечают?

hello_html_4a39968d.png

Глагол

Несовершенный Совершенный

вид вид

Что делать? Что сделать?

Говорить сказать

Ловить поймать

Брать взять

Садиться сесть

Класть положить

IV. Работа в группах:

Сегодня мы поработаем в центрах активности.

-Давайте вспомним правила работы в центрах. В каждой группе выберите консультанта, который сможет вам помочь.

-работать будем в 2 центрах с одним переходом, центр «Игротека», где у каждого будет свой маршрутный лист, все задания вы будете выполнять в нем.

-Второй центр «Грамотей», вы будете работать по карточкам, но задания будете выполнять в рабочих тетрадях.

Для тех, кто быстро справится с 1 заданием, есть 2 задание со *.

Маршрутный лист № 1 Центр «Грамотей»

1. 1. Работа по карточке “Подбери видовую пару”.1-й вариант

Свистеть –

Кричать –

Махать –

Стучать –

Петь –

Говорить –

Мазать –

Глотать –

Молвить –

Ходить – 2-й вариант

Остыть –

Доделать –

Усвоить –

Показать –

Помочь –

Лечь –

Зажечь –

Достичь –

Смастерить –

Посмотреть –

2.Проверьте друг у друга в паре.

Если найдешь ошибки, объясни товарищу.

3*. Подберите к глаголам позавтракать, позвонить, нарисовать, начертить бесприставочные видовые пары.

Образуйте видовые пары глаголов и подчеркните приставки, с помощью которых образованы глаголы совершенного вида: делать, фотографировать, ломать, мыть, пить, расти, учить, готовить, делить.

Маршрутный лист № 2 Центр «Игротека»

Ф.И._________________________________

1.Найдите лишнее слово:

Сидел, писать, читать, стол, говорил.

2. Прочитайте загадки и отгадайте.

а) Дышит, растет, а ходить не может.

б) Накормишь – живет, напоишь – умрет.

в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут

г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет.

3. Кроссворд (на отдельном листе)

— переходить будем по схеме.

По сигналу учителя ученики переходят из одного центра в другой.

V.Рефлексия:

— Каждый получает «Лист контроля».

1. Главные члены предложения – это…

А) дополнение

Б) подлежащее и сказуемое

В) нет правильного ответа

2.Подлежащее отвечает на вопросы …

А) что делать?

Б) что сделать?

В) кто? что?

3.Сказуемое отвечает на вопросы …

А) кто? что?

Б) что делать? что сделать?

В) нет правильного ответа

4.Подлежащее обычно выражено…

А) существительным или местоимением в И.п.

Б) глаголом

В) нет правильного ответа

5.Настоящее время отвечает на вопросы …

А) что делаю?

Б) что делал?

В) что буду делать?

Каждый получит оценку за «Лист контроля»

— Сделайте самооценку своей работы.

VII. Подведение итогов урока.

– Что мы узнали сегодня на уроке?

– В чем различие глаголов совершенного и несовершенного вида?

– Как образуются видовые пары?

VIII. В заключение, послушайте грамматическую сказку о глаголе.

Жил-был Глагол.

Он очень не любил ленивых,

и сам трудился целый день:

бегал, летал, скакал, мастерил, варил…

Там что-то выкопает, там что-то достроит,

там склеит, там пришьет,

и все волнуется:

успею ли помочь, добегу ли вовремя,

смогу ли все трудности преодолеть.

А вы как думаете?

Успеет? Сможет? Добежит?

– А глаголы какого вида ему в этом помогут?

– И мы с вами, ребята, любим доводить начатое дело до конца, поэтому закончим урок глаголами совершенного вида, которыми вы закончите фразу – Как прекрасен этот мир…

Посмотри!

Улыбнись!

Оглянись!

Удивись!

Закричи!

Подружись!

Развлекись!

Поиграй!

Узнай!

Воскликни!

Выучи!

Прочитай! и т.д.

IX. Домашнее задание: § 32-33 (выучить правило), упр. 10 стр 126.

Дополнительное задание (по желанию) – написать свою грамматическую сказку о глаголе, используя видовые пары глаголов.

X. Выставление оценок

Учащиеся приветствуют гостей, садятся по группам.

— Записывают число, классная работа.

— отвечают на вопросы

-Записывают в тетрадях новую тему.

-Записывают в тетрадях новую тему с примерами

-работа в центрах активности.

Называют правила, выбирают консультанта, аргументируют свой выбор.

Учитель раздает карточки с заданиями и маршрутные листы консультантам в группах, они раздают членам своей группы.

Ученики подбирают видовую пару к глаголам

— активно работают в центрах активности.

-работают в тетрадях.

— переходят по схеме

(переходят из одного центра в другой центр)

— отвечают на вопросы

— рассказывают о сказуемом

Самоанализ урока

Туйтебекова Асем Болатбековна — учитель русского языка и литературы, учитель второй категории ГУ «СОШ № 26» г. Павлодара, педагогический стаж — 11 лет.

Урок в 6 «А» классе по теме: «Сказуемое, выраженное видо — временными формами глагола».

В шестом классе я строю свою работу, ознакомившись с уровнем сформированности общеучебных умений и навыков.

Цель моих уроков – формирование функционально грамотной личности (умение применять полученные знания в любой ситуации, грамотно писать слова с изучаемыми орфограммами).

В классе 10 учащихся, качество обученности составляет 50%. Тема урока определила его цель: 1) Знать способы выражения сказуемого;

2) Уметь находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом;

3) развивать навыки устной и письменной речи, языкового мышления;

4) воспитывать чувство товарищества; совершенствовать умения работать в парах и группах.

Урок разработан по технологии «Step by Step», «ИКТ»,

Тип урока: изучение нового материала

Форма и организация урока: групповая, в паре

Оборудование: — учебник «Русский язык», компьютер, проектор, экран, презентация к уроку;

— карточки для работы в центре «Грамотей»;

— ребусы, загадки для центра «Игротека»;

— карточки контроля.

Для реализации поставленной цели отобрано содержание учебного материала, который был представлен текстами, схемами, таблицами, ориентированными как для развития речевых видов деятельности, так и овладения языковой нормой темы.

Содержание учебного материала требовало поиска источника информации и постоянного обращения к справочному материалу, дополнительным источникам.

На уроке доминировали такие методы организации познавательной деятельности, как частично-поисковые и проблемные, которые были организованы в коллективной, групповой, в паре и индивидуальных формах.

Ученики активно выдвигали свои версии. При этом развивались организационные умения (самостоятельно выбирать цель деятельности, составлять план действий, действовать по плану, сверять свои действия с целью), а также коммуникативные умения (объяснять свою позицию, слушать и понимать, принимать точку зрения другого).

На уроке при выполнении упражнений формировалось умение находить сказуемое в предложении и обозначать его время, применялась технология работы с текстом.

Особое внимание уделялось этапу оценивания. Так как на уроке реализовывалась технология оценивания учебных результатов, отрабатывался алгоритм самооценки.

Однако не весь объем учебного материала был реализован на уроке, так как на эту тему отводится 2часа, на следующем уроке продолжим изучать виды глагола.

Я считаю, что урок достигнут своей цели.

Лист контроля

1. Главные члены предложения – это…

А) дополнение

Б) подлежащее и сказуемое

В) нет правильного ответа

2.Подлежащее отвечает на вопросы …

А) что делать?

Б) что сделать?

В) кто? что?

3.Сказуемое отвечает на вопросы …

А) кто? что?

Б) что делать? что сделать?

В) нет правильного ответа

4.Подлежащее обычно выражено…

А) существительным или местоимением в И.п.

Б) глаголом

В) нет правильного ответа

5.Настоящее время отвечает на вопросы …

А) что делаю?

Б) что делал?

В) что буду делать?

Лист контроля

1. Главные члены предложения – это…

А) дополнение

Б) подлежащее и сказуемое

В) нет правильного ответа

2.Подлежащее отвечает на вопросы …

А) что делать?

Б) что сделать?

В) кто? что?

3.Сказуемое отвечает на вопросы …

А) кто? что?

Б) что делать? что сделать?

В) нет правильного ответа

4.Подлежащее обычно выражено…

А) существительным или местоимением в И.п.

Б) глаголом

В) нет правильного ответа

5.Настоящее время отвечает на вопросы …

А) что делаю?

Б) что делал?

В) что буду делать?

Лист контроля

1. Главные члены предложения – это…

А) дополнение

Б) подлежащее и сказуемое

В) нет правильного ответа

2.Подлежащее отвечает на вопросы …

А) что делать?

Б) что сделать?

В) кто? что?

3.Сказуемое отвечает на вопросы …

А) кто? что?

Б) что делать? что сделать?

В) нет правильного ответа

4.Подлежащее обычно выражено…

А) существительным или местоимением в И.п.

Б) глаголом

В) нет правильного ответа

5.Настоящее время отвечает на вопросы …

А) что делаю?

Б) что делал?

В) что буду делать?

Лист контроля

1. Главные члены предложения – это…

А) дополнение

Б) подлежащее и сказуемое

В) нет правильного ответа

2.Подлежащее отвечает на вопросы …

А) что делать?

Б) что сделать?

В) кто? что?

3.Сказуемое отвечает на вопросы …

А) кто? что?

Б) что делать? что сделать?

В) нет правильного ответа

4.Подлежащее обычно выражено…

А) существительным или местоимением в И.п.

Б) глаголом

В) нет правильного ответа

5.Настоящее время отвечает на вопросы …

А) что делаю?

Б) что делал?

В) что буду делать?

Машрутный лист № 1

Центр «Грамотей»

Машрутный лист № 2

Центр «Игротека»

1.Дополните таблицу:

Настоящее

время

Учу, читаю

Что …?

Прошедшее

время

Учил, читал

Выучил, прочитал

Что …?

Что …?

Будущее

время

Буду учить,

Буду читать

Что …?

2.Проверьте друг у друга в паре.

Если найдешь ошибки, объясни товарищу.

3*.Найдите главные члены предложения. Напишите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Наступила зима. Падает снег. Скоро начнутся холода. Вчера падал снег.

Ф.И._________________________________

1.Найдите лишнее слово:

Сидел, писать, читать, стол, говорил.

2. Прочитайте загадки и отгадайте.

а) Дышит, растет, а ходить не может.

б) Накормишь – живет, напоишь – умрет.

в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут

г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет.

3. Кроссворд

Машрутный лист № 1

Центр «Грамотей»

Машрутный лист № 2

Центр «Игротека»

1.Дополните таблицу:

Настоящее

время

Учу, читаю

Что …?

Прошедшее

время

Учил, читал

Выучил, прочитал

Что …?

Что …?

Будущее

время

Буду учить,

Буду читать

Что …?

2.Проверьте друг у друга в паре.

Если найдешь ошибки, объясни товарищу.

3*.Найдите главные члены предложения. Напишите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Наступила зима. Падает снег. Скоро начнутся холода. Вчера падал снег.

Ф.И._________________________________

1.Найдите лишнее слово:

Сидел, писать, читать, стол, говорил.

2. Прочитайте загадки и отгадайте.

а) Дышит, растет, а ходить не может.

б) Накормишь – живет, напоишь – умрет.

в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут

г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет.

3. Кроссворд

Машрутный лист № 1

Центр «Грамотей»

Машрутный лист № 2

Центр «Игротека»

1.Дополните таблицу:

Настоящее

время

Учу, читаю

Что …?

Прошедшее

время

Учил, читал

Выучил, прочитал

Что …?

Что …?

Будущее

время

Буду учить,

Буду читать

Что …?

2.Проверьте друг у друга в паре.

Если найдешь ошибки, объясни товарищу.

3*.Найдите главные члены предложения.

Напишите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Наступила зима. Падает снег. Скоро начнутся холода. Вчера падал снег.

Ф.И._________________________________

1.Найдите лишнее слово:

Сидел, писать, читать, стол, говорил.

2. Прочитайте загадки и отгадайте.

а) Дышит, растет, а ходить не может.

б) Накормишь – живет, напоишь – умрет.

в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут

г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет.

3. Кроссворд

Прочитайте загадки и отгадайте.

а) Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)

б) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь).

в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут (Ведра)

г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет. (Зеркало)

е) Ползет, ползет, иголки везет (Ёж)

ж) Возле печки греется, без водички моется (Кошка)

-В какой части задки находится подлежащее? (в отгадке)

-Какова его роль? (Оно только называет предмет речи)

-Что дает главную информацию о предмете речи, как он действует. (сказуемое)

Значит, сказуемое более важные член предложения.

Запишите несколько глаголов.

-Выясним смысловое значение глаголов, что может рассказать сказуемое о предмете речи.

Вошла – спокойно появилась;

Вбежала – торопилась что-то увидеть, узнать;

Впорхнула – такое действие могла совершить легкая, изящная девушка;

Вплыть – это может сделать только полная женщина;

Пробралась – хотела войти незаметно;

Протиснулась – в помещении было много народу.

Вывод!!! Вот видите, сколько может рассказать сказуемое о подлежащем.

Итак!

-О каком члене предложения мы сегодня говорили? ( о сказуемом)

-Что мы узнали о нем? Оно может быть выражено глаголом, существительным в И.п., кр.прилагательным и полным прилагательным

ДА

ДА

НЕТ

ДА

ДА

НЕТ

Самоанализ урока

Туйтебекова Асем Болатбековна — учитель русского языка и литературы, учитель второй категории ГУ «СОШ № 26» г. Павлодара, педагогический стаж — 11 лет.

Урок в 6 «А» классе по теме: «Сказуемое, выраженное видо — временными формами глагола».

В шестом классе я строю свою работу, ознакомившись с уровнем сформированности общеучебных умений и навыков.

Цель моих уроков – формирование функционально грамотной личности (умение применять полученные знания в любой ситуации, грамотно писать слова с изучаемыми орфограммами).

В классе 10 учащихся, качество обученности составляет 50%. Тема урока определила его цель: 1) Знать способы выражения сказуемого;

2) Уметь находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом;

3) развивать навыки устной и письменной речи, языкового мышления;

4) воспитывать чувство товарищества; совершенствовать умения работать в парах и группах.

Урок разработан по технологии «Step by Step», «ИКТ»,

Тип урока: изучение нового материала

Форма и организация урока: групповая, в паре

Оборудование: — учебник «Русский язык», компьютер, проектор, экран, презентация к уроку;

— карточки для работы в центре «Грамотей»;

— ребусы, загадки для центра «Игротека»;

— карточки контроля.

Для реализации поставленной цели отобрано содержание учебного материала, который был представлен текстами, схемами, таблицами, ориентированными как для развития речевых видов деятельности, так и овладения языковой нормой темы.

Содержание учебного материала требовало поиска источника информации и постоянного обращения к справочному материалу, дополнительным источникам.

На уроке доминировали такие методы организации познавательной деятельности, как частично-поисковые и проблемные, которые были организованы в коллективной, групповой, в паре и индивидуальных формах.

Ученики активно выдвигали свои версии. При этом развивались организационные умения (самостоятельно выбирать цель деятельности, составлять план действий, действовать по плану, сверять свои действия с целью), а также коммуникативные умения (объяснять свою позицию, слушать и понимать, принимать точку зрения другого).

На уроке при выполнении упражнений формировалось умение находить сказуемое в предложении и обозначать его время, применялась технология работы с текстом.

Особое внимание уделялось этапу оценивания. Так как на уроке реализовывалась технология оценивания учебных результатов, отрабатывался алгоритм самооценки.

Однако не весь объем учебного материала был реализован на уроке, так как на эту тему отводится 2часа, на следующем уроке продолжим изучать виды глагола.

Я считаю, что урок достигнут своей цели.

Лист контроля

1. Главные члены предложения – это…

А) дополнение

Б) подлежащее и сказуемое

В) нет правильного ответа

2.Подлежащее отвечает на вопросы …

А) что делать?

Б) что сделать?

В) кто? что?

3.Сказуемое отвечает на вопросы …

А) кто? что?

Б) что делать? что сделать?

В) нет правильного ответа

4.Подлежащее обычно выражено…

А) существительным или местоимением в И.п.

Б) глаголом

В) нет правильного ответа

5.Настоящее время отвечает на вопросы …

А) что делаю?

Б) что делал?

В) что буду делать?

Лист контроля

1. Главные члены предложения – это…

А) дополнение

Б) подлежащее и сказуемое

В) нет правильного ответа

2.Подлежащее отвечает на вопросы …

А) что делать?

Б) что сделать?

В) кто? что?

3.Сказуемое отвечает на вопросы …

А) кто? что?

Б) что делать? что сделать?

В) нет правильного ответа

4.Подлежащее обычно выражено…

А) существительным или местоимением в И.п.

Б) глаголом

В) нет правильного ответа

5.Настоящее время отвечает на вопросы …

А) что делаю?

Б) что делал?

В) что буду делать?

Лист контроля

1. Главные члены предложения – это…

А) дополнение

Б) подлежащее и сказуемое

В) нет правильного ответа

2.Подлежащее отвечает на вопросы …

А) что делать?

Б) что сделать?

В) кто? что?

3.Сказуемое отвечает на вопросы …

А) кто? что?

Б) что делать? что сделать?

В) нет правильного ответа

4.Подлежащее обычно выражено…

А) существительным или местоимением в И.п.

Б) глаголом

В) нет правильного ответа

5.Настоящее время отвечает на вопросы …

А) что делаю?

Б) что делал?

В) что буду делать?

Лист контроля

1. Главные члены предложения – это…

А) дополнение

Б) подлежащее и сказуемое

В) нет правильного ответа

2.Подлежащее отвечает на вопросы …

А) что делать?

Б) что сделать?

В) кто? что?

3.Сказуемое отвечает на вопросы …

А) кто? что?

Б) что делать? что сделать?

В) нет правильного ответа

4.Подлежащее обычно выражено…

А) существительным или местоимением в И.п.

Б) глаголом

В) нет правильного ответа

5.Настоящее время отвечает на вопросы …

А) что делаю?

Б) что делал?

В) что буду делать?

Машрутный лист № 1

Центр «Грамотей»

Машрутный лист № 2

Центр «Игротека»

1.Дополните таблицу:

Настоящее

время

Учу, читаю

Что …?

Прошедшее

время

Учил, читал

Выучил, прочитал

Что …?

Что …?

Будущее

время

Буду учить,

Буду читать

Что …?

2.Проверьте друг у друга в паре.

Если найдешь ошибки, объясни товарищу.

3*.Найдите главные члены предложения. Напишите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Наступила зима. Падает снег. Скоро начнутся холода. Вчера падал снег.

Ф.И._________________________________

1.Найдите лишнее слово:

Сидел, писать, читать, стол, говорил.

2. Прочитайте загадки и отгадайте.

а) Дышит, растет, а ходить не может.

б) Накормишь – живет, напоишь – умрет.

в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут

г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет.

3. Кроссворд

Машрутный лист № 1

Центр «Грамотей»

Машрутный лист № 2

Центр «Игротека»

1.Дополните таблицу:

Настоящее

время

Учу, читаю

Что …?

Прошедшее

время

Учил, читал

Выучил, прочитал

Что …?

Что …?

Будущее

время

Буду учить,

Буду читать

Что …?

2.Проверьте друг у друга в паре.

Если найдешь ошибки, объясни товарищу.

3*.Найдите главные члены предложения. Напишите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Наступила зима. Падает снег. Скоро начнутся холода. Вчера падал снег.

Ф.И._________________________________

1.Найдите лишнее слово:

Сидел, писать, читать, стол, говорил.

2. Прочитайте загадки и отгадайте.

а) Дышит, растет, а ходить не может.

б) Накормишь – живет, напоишь – умрет.

в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут

г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет.

3. Кроссворд

Машрутный лист № 1

Центр «Грамотей»

Машрутный лист № 2

Центр «Игротека»

1.Дополните таблицу:

Настоящее

время

Учу, читаю

Что …?

Прошедшее

время

Учил, читал

Выучил, прочитал

Что …?

Что …?

Будущее

время

Буду учить,

Буду читать

Что …?

2.Проверьте друг у друга в паре.

Если найдешь ошибки, объясни товарищу.

3*.Найдите главные члены предложения.

Напишите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Наступила зима. Падает снег. Скоро начнутся холода. Вчера падал снег.

Ф.И._________________________________

1.Найдите лишнее слово:

Сидел, писать, читать, стол, говорил.

2. Прочитайте загадки и отгадайте.

а) Дышит, растет, а ходить не может.

б) Накормишь – живет, напоишь – умрет.

в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут

г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет.

3. Кроссворд

Прочитайте загадки и отгадайте.

а) Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)

б) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь).

в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут (Ведра)

г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет. (Зеркало)

е) Ползет, ползет, иголки везет (Ёж)

ж) Возле печки греется, без водички моется (Кошка)

-В какой части задки находится подлежащее? (в отгадке)

-Какова его роль? (Оно только называет предмет речи)

-Что дает главную информацию о предмете речи, как он действует. (сказуемое)

Значит, сказуемое более важные член предложения.

Запишите несколько глаголов.

-Выясним смысловое значение глаголов, что может рассказать сказуемое о предмете речи.

Вошла – спокойно появилась;

Вбежала – торопилась что-то увидеть, узнать;

Впорхнула – такое действие могла совершить легкая, изящная девушка;

Вплыть – это может сделать только полная женщина;

Пробралась – хотела войти незаметно;

Протиснулась – в помещении было много народу.

Вывод!!! Вот видите, сколько может рассказать сказуемое о подлежащем.

Итак!

-О каком члене предложения мы сегодня говорили? ( о сказуемом)

-Что мы узнали о нем? Оно может быть выражено глаголом, существительным в И.п., кр.прилагательным и полным прилагательным

ДА

ДА

НЕТ

ДА

ДА

НЕТ

Сказуемое, выраженное разными видо-временными формами глагола

Сказуемое, выраженное разными видо-временными формами глагола

Урок по русскому языку на тему «Сказуемое, выраженное разными видо-временными формами глагола»
Джумасултанова А.Б., Богатыревская средняя общеобразовательная школа Казталовского района Западно-Казахстанской области 

Тема: Сказуемое, выраженные разными видо-временными формами глагола.
Цель : Обучающие: систематизировать сведения о глаголе; сформировать знания об изменениях глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени; совершенствование умений распознавания таких категорий глагола, как время, вид;
Развивающие: развивать интеллектуальную, коммуникативную, речевую культуру учащихся и память; 
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, трудолюбие, любовь к родной земле, к родному языку.
Тип урока: урок-путешествие 
Методы урока: словесный, поисковый, творческий.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, таблицы, картины о зиме.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой на урок.
Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок. Мы за партой дружно сели, друг на друга посмотрели. Пожелали успехов глазами – и вперед! За новыми знаниями! (Ученики, взявшись за руки и посмотрев друг на друга, мысленно желают друг другу удачи). 
II.Проверка домашнего задания. «Мозговая атака»
1.Что такое глагол?
2. Что такое вид глагола? Что он обозначает?
3. Как изменяется глагол в настоящем времени?
4. Как изменяется глагол в прошедшем времени?
5. Как изменяется глагол в будущем времени?
6. Назовите синтаксическую роль глагола в предложении?

1. Вступительное слово учителя: 
— Ребята, сейчас какое время года? Любите ли вы зиму? (На интерактивной доске картина зимнего леса). 

Да, мы все любим зиму с её чудесным мягким морозцем и снегом, который лежит кругом и сверкает на солнце. Ни одно другое время года не может нас порадовать таким великолепным пейзажем. По дороге в школу вы, наверное, не раз любовались зимней природой. Искусник- мороз «убирает в алмазы, жемчуга, серебро» леса, поля и степи, украшает ослепительным одеянием улицы, крыши домов, радуя взрослых и детвору.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить и оберегать, разумно пользоваться её богатствами. 
Итак, ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие в зимний лес, который поистине сейчас выглядит сказочным. Гуляя по заснеженным тропам, вглядываясь в красоту зимнего леса, мы встретим наших старых знакомых — грамматическую основу, подлежащее и сказуемое.
Итак, отправимся в лес, который манит нас загадочной красотой. Но начала ознакомьтесь с правилами поведения. 
• Не ловите, не обижайте птиц, зверей.
• Не шумите в лесу.
• Не ломайте ветки на деревьях и кустах.
• Не жгите костер.
• Не оставляйте в лесу мусор: бутылки, пакеты, бумагу.
Спишите, дописывая личные окончания глаголов. 
Как свеж морозный воздух! Как чист! А зна… ли ты, почему зимой воздух чистый? Его очища… снег. Когда снег пада…,он забира… из воздуха пыль.
III. Объяснение новой темы.
-Как изменяется сказуемое? По временам.
Также глаголы изменяются по видам. Запишите тему урока.
Глаголы в русском языке имеют два вида: несовершенный (что делать?) – писать, читать, рассказывать, отвечать и совершенный (что сделать?) – написать, прочитать, рассказать, спросить. 
Глаголы совершенного вида и несовершенного вида объединяются в пары: 
писать-написать
читать –прочитать
играть-выиграть
Эти пары называются видовыми: они имеют одно значение и различаются только грамматически – относятся к разным видам.
Запомните глаголы, видовые пары которых имеют разные корни.

Несовершенный вид Совершенный вид
Говорить
Ловить
Брать
Садиться
Ложиться
Находить
класть Сказать
Поймать
Взять
Сесть
Лечь
Найти
положить

Образование временных форм в зависимости от вида глагола
Неопределенная форма глагола Вид Настоящее время Прошедшее время Будущее время
простое сложное
Учить 
читать Несовершенный (что делать?) Учу
читаю Учил
читал —
— Буду читать
Буду писать
Выучить
прочитать Совершенный (что сделать?) —
— Выучил
прочитал Выучу
прочитаю —

1. Работа с учебником.
1. Упр.3. В каком столбике даны глаголы совершенного вида, в каком – несовершенного? Чем отличаются по составу глаголы, входящие в эти видовые пары?
1) расти, строить; вырасти, построить;
2) окружать, вспахивать, окружить, вспахать,
3) преодолевать; преодолеть; 
4) сооружать, освещать; соорудить, осветить;
5) срезать, рассыпать. срезать, рассыпать.
2. Упр.6 Напишите предложения, добавляя из таблицы слова, которые подходят по смыслу. Подчеркните эти слова, зайдите к глаголам вопросы.

Несовершенный вид Совершенный вид
Каждый раз
Всегда
Иногда
Часто что делал?
Долго
Весь день
Много раз
Один раз
На этот раз
Наконец
Сразу же что сделал?
Тут же
уже

3.Упр 7 Прочитайте предложения, используя глаголы из правого столбика.((устно)
Вчера вечером я долго …задачу. решить
Наконец я ее …. решал
Мы долго … задание в классе. выполнять
Дома я его вдруг…очень быстро. выполнить
Прозвенел звонок, но мы еще долго …слова в словари. записывать.
5. От данных пар глаголов образуйте все возможные временные формы (Упр.9)
Читать, прочитать; верить, поверить; желать, пожелать; делать, сделать; чувствовать, почувствовать.
6. Работа с текстом. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены.
Пришл… долгожданная зим…. Красивые снежинк… закружил…сь в воздухе. Они похожи на яркие звездочки. Птицы не узнал… белого и пушистого леса.

Фонетический разбор слова «зима».
Читаю стихотворение Вадима Шефнера «Миг»:
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам, —
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, —
Ничто не повторится.

1. Какие ассоциации возникают при слове «лес». Ассоциативная карта:

Лес 
2.Потихоньку, утопая в снегу, мы друг за другом входим в глубь леса. Душа переполнена чувствами, хочется говорить стихами. 

Ученик.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?

Ученица.
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?

Вместе.
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

Просмотр содержимого документа
«Сказуемое, выраженное разными видо-временными формами глагола»

Сказуемое, выраженное разными видо-временными формами глагола

Урок по русскому языку на тему «Сказуемое, выраженное разными видо-временными формами глагола»
Джумасултанова А.Б., Богатыревская средняя общеобразовательная школа Казталовского района Западно-Казахстанской области
 

Тема: Сказуемое, выраженные разными видо-временными формами глагола.
Цель : Обучающие: систематизировать сведения о глаголе; сформировать знания об изменениях глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени; совершенствование умений распознавания таких категорий глагола, как время, вид;
Развивающие: развивать интеллектуальную, коммуникативную, речевую культуру учащихся и память; 
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, трудолюбие, любовь к родной земле, к родному языку.
Тип урока: урок-путешествие 
Методы урока: словесный, поисковый, творческий.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, таблицы, картины о зиме.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой на урок.
Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок. Мы за партой дружно сели, друг на друга посмотрели. Пожелали успехов глазами – и вперед! За новыми знаниями! (Ученики, взявшись за руки и посмотрев друг на друга, мысленно желают друг другу удачи). 
II.Проверка домашнего задания. «Мозговая атака»
1.Что такое глагол?
2. Что такое вид глагола? Что он обозначает?
3. Как изменяется глагол в настоящем времени?
4. Как изменяется глагол в прошедшем времени?
5. Как изменяется глагол в будущем времени?
6. Назовите синтаксическую роль глагола в предложении?

1. Вступительное слово учителя: 
— Ребята, сейчас какое время года? Любите ли вы зиму? (На интерактивной доске картина зимнего леса). 

Да, мы все любим зиму с её чудесным мягким морозцем и снегом, который лежит кругом и сверкает на солнце. Ни одно другое время года не может нас порадовать таким великолепным пейзажем. По дороге в школу вы, наверное, не раз любовались зимней природой. Искусник- мороз «убирает в алмазы, жемчуга, серебро» леса, поля и степи, украшает ослепительным одеянием улицы, крыши домов, радуя взрослых и детвору.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить и оберегать, разумно пользоваться её богатствами. 
Итак, ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие в зимний лес, который поистине сейчас выглядит сказочным. Гуляя по заснеженным тропам, вглядываясь в красоту зимнего леса, мы встретим наших старых знакомых — грамматическую основу, подлежащее и сказуемое.
Итак, отправимся в лес, который манит нас загадочной красотой. Но начала ознакомьтесь с правилами поведения. 
• Не ловите, не обижайте птиц, зверей.
• Не шумите в лесу.
• Не ломайте ветки на деревьях и кустах.
• Не жгите костер.
• Не оставляйте в лесу мусор: бутылки, пакеты, бумагу.
Спишите, дописывая личные окончания глаголов. 
Как свеж морозный воздух! Как чист! А зна… ли ты, почему зимой воздух чистый? Его очища… снег. Когда снег пада…,он забира… из воздуха пыль.
III. Объяснение новой темы.
-Как изменяется сказуемое? По временам.
Также глаголы изменяются по видам. Запишите тему урока.
Глаголы в русском языке имеют два вида: несовершенный (что делать?) – писать, читать, рассказывать, отвечать и совершенный (что сделать?) – написать, прочитать, рассказать, спросить. 
Глаголы совершенного вида и несовершенного вида объединяются в пары: 
писать-написать
читать –прочитать
играть-выиграть
Эти пары называются видовыми: они имеют одно значение и различаются только грамматически – относятся к разным видам.
Запомните глаголы, видовые пары которых имеют разные корни.

Несовершенный вид Совершенный вид
Говорить
Ловить
Брать
Садиться
Ложиться
Находить
класть Сказать
Поймать
Взять
Сесть
Лечь
Найти
положить

Образование временных форм в зависимости от вида глагола
Неопределенная форма глагола Вид Настоящее время Прошедшее время Будущее время
простое сложное
Учить 
читать Несовершенный (что делать?) Учу
читаю Учил
читал —
— Буду читать
Буду писать
Выучить
прочитать Совершенный (что сделать?) —
— Выучил
прочитал Выучу
прочитаю —

1. Работа с учебником.
1. Упр.3. В каком столбике даны глаголы совершенного вида, в каком – несовершенного? Чем отличаются по составу глаголы, входящие в эти видовые пары?
1) расти, строить; вырасти, построить;
2) окружать, вспахивать, окружить, вспахать,
3) преодолевать; преодолеть; 
4) сооружать, освещать; соорудить, осветить;
5) срезать, рассыпать. срезать, рассыпать.
2. Упр.6 Напишите предложения, добавляя из таблицы слова, которые подходят по смыслу. Подчеркните эти слова, зайдите к глаголам вопросы.

Несовершенный вид Совершенный вид
Каждый раз
Всегда
Иногда
Часто что делал?
Долго
Весь день
Много раз
Один раз
На этот раз
Наконец
Сразу же что сделал?
Тут же
уже

3.Упр 7 Прочитайте предложения, используя глаголы из правого столбика.((устно)
Вчера вечером я долго …задачу. решить
Наконец я ее …. решал
Мы долго … задание в классе. выполнять
Дома я его вдруг…очень быстро. выполнить
Прозвенел звонок, но мы еще долго …слова в словари. записывать.
5. От данных пар глаголов образуйте все возможные временные формы (Упр.9)
Читать, прочитать; верить, поверить; желать, пожелать; делать, сделать; чувствовать, почувствовать.
6. Работа с текстом. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены.
Пришл… долгожданная зим… . Красивые снежинк… закружил…сь в воздухе. Они похожи на яркие звездочки. Птицы не узнал… белого и пушистого леса.

Фонетический разбор слова «зима».
Читаю стихотворение Вадима Шефнера «Миг»:
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам, —
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, —
Ничто не повторится.

1. Какие ассоциации возникают при слове «лес». Ассоциативная карта:

Лес 
2.Потихоньку, утопая в снегу, мы друг за другом входим в глубь леса. Душа переполнена чувствами, хочется говорить стихами. 

Ученик.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?

Ученица.
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?

Вместе.
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *