Егэ русский язык задание 21 теория: Пунктуационный анализ | ЕГЭ по русскому языку – теория / Блог :: Бингоскул

Задание 21. Практика ЕГЭ

21 задание ЕГЭ по русскому языку 2020. Практика. Тесты созданы на основе демоверсии ФИПИ 2020.
1. Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 

(1)О связях Александра Николаевича Островского с Рыбинским театром говорит известный факт: в 1880 году запретили пьесу великого драматурга «Василиса Мелентьева». (2) Цензура посчитала так: это произведение якобы подрывает «авторитет царской власти». (3) Антрепренёр Рыбинского театра, некто Алексеев, обратился к Островскому с просьбой. (4) Эта просьба заключалось в следующем: во что бы то ни стало надо выхлопотать разрешение на постановку этой пьесы в Рыбинске. (5) Драматург не замедлил с ответом: «Разрешение на «Василису Мелентьеву» я готов дать с большим удовольствием». (6) Островский сдержал данное обещание: разрешение было получено. (7) Рыбинские артисты с большим успехом поставили замечательную пьесу! 

124

 


2. Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 

(1) Среди трёх тысяч озёр Южного Урала одно из самых живописных — озеро Тургояк. (2) Про него уральцы говорят: «Тур гоя к — младший брат Байкала». (3)И неслучайно: вода Тургояка по чистоте и прозрачности близка байкальской, а голубизной напоминает небесный аквамарин. (4) Прозрачность воды позволяет видеть дно, растения, рыб на глубине до 18 метров! (5) Размеры озера тоже сравнимы с величиной «старшего брата»: при протяжённости 12,5 км и ширине 11 км площадь составляет 2638 га. (6) Близ озера раскинулся национальный парк «Таганай» — уникальнейший природный комплекс Южного Урала, включающий несколько горных массивов: Таганай, Юрма, Ицыл. (7) Эти места за дивную красоту называют русской Швейцарией, сравнивая со знаменитыми европейскими Альпами. (8) Мрачные ущелья и горные кручи породили легенды о тайнах Таганая, которые и ныне передают старожилы. (9) Многие истории были когда-то мифами: о загадочном народе, проживавшем здесь, повествует древнеславянская и финно-угорская мифология. 

359

 

3. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 

(1) Хатангский тракт — торговый путь на северо-западе полуострова Таймыр, проложенный русскими купцами в XVII веке. (2)В XIX столетии здесь сформировался отдельный этнос — долганы, самый молодой из малочисленных народов Таймыра, впитавший традиции эвенков, якутов и других северных народностей. (3) На картах XIX века Хатангский тракт выглядит как пунктирная линия, вытянутая от современной Дудинки в сторону моря Лаптевых. (4)К северу от тракта простирается тундра, к югу — неприступное плато Путорана. (5) Каждая точка линии — обустроенное жилище (зимовье), где можно было переждать непогоду и холода. (6) Большинство зимовий закладывалось русскими первопроходцами, поэтому Хатангский тракт часто называли «большой русской дорогой». (7) По Хатангскому тракту ездили купцы, ученые и проповедники. (8) Путешественникам доставались пушнина и надежные проводники по тундре. (9) Коренным жителям — медная посуда, соль, порох, язык и религия. 

15 или 49


4. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 

(1)Чандолаз — крупнейший древний риф и одно из наиболее живописных мест на Дальнем Востоке. (2)Хребту более 250 миллионов лет, и это самый большой скальный массив на юге Приморья, известный к тому же огромным количеством пещер. (3)Самой глубокой является пещера Соляник — государственный памятник природы Приморья. (4)Её глубина составляет 125 метров, а протяжённость равняется 425 метрам. (5)Помимо подземных полостей, Чандолаз поражает своей необычной флорой; например, осенью произрастающие на склонах дубы с необычно большими листьями окрашиваются в алый цвет. (5)Дикий виноград, лимонник, малина — эти и многие другие

ЕГЭ.Русский язык.Задание № 21. ТЕОРИЯ.

ЗАПЯТАЯ.

Между однородным членами предложения.

С деньгами нужно расставаться легко, без стонов.

Обособление причастного оборота.

 

Обособление деепричастного оборота.

Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов.

Обособление уточняющих членов предложения.

 

Выделение сравнительного оборота.

Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим.

Выделение обращения.

Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!

Выделение вводного слова.

По-моему, у любви вообще нет размеров.

Запятая при междометиях.

Ах, да разве можно так говорить?

Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП.

Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений.

Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП.

Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом.

Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП.

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.

ДВОЕТОЧИЕ.

1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них.

 

2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо.

Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.

 

Помни: только эта жизнь имеет цену!

3. Перед прямой речью после слов автора.

 

ТИРЕ.

Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них.

 

Тире между подлежащим и сказуемым.

Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть.

Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат.

 

Тире могут обособлять приложение.

 

Тире ставится на месте пропуска слова или слов.

Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП.

Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания.

 

МНОГОТОЧИЕ.

Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании .

Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер?

Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего.

 

В цитатах при пропуске слов.

 

ТОЧКА.

Точка ставится в конце повествовательного предложения.

 

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.

В конце восклицательного по интонации предложения.

Для занятого делом день не бывает слишком долгим!

В конце междометия, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным.

 

В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным.

 

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.

В конце вопросительного по цели высказывания предложения.

В чем смысл жизни?

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО.

В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации.

Ну как это можно не запомнить?!»

СКОБКИ.

В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение

с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний.

Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).

 

Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну.

В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия.

(Входит).

(Говорит тихо).

КАВЫЧКИ.

Кавыкам выделяются цитаты.

«Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда).

 Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П.

 

ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ.

Слова автора перед прямой речью.

А: «П».

А: «П?»

А: «П?»

 

К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».

Слова автора после прямой речи.

«П»,- а.

«П?» — а.

«П!»– а.

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал

Альберт Эйнштейн.

Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение.

«П, — а,- п».

«Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь».

Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений.

«П,-а.-П».

«Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости».

Консультация по русскому языку (11 класс): Теоретический материал к выполнению задания №21 ЕГЭ

  Задание 21

Запятая

  1. Сложное предложение

ССП : Пришла зима, и пошел снег

СПП : Я не пришёл, потому что болела голова

БСП : Пришла зима, пошёл снег

  1. Простое предложение
  • Однородные члены  : Красные, синие, зелёные шары
  • Обособленные определения(причастный оборот) : Книга, лежащая на столе, привлекла моё внимание.
  • Обособленное обстоятельство (деепричастный оборот) Шел, не думая о проблемах..
  • Сравнение : Лес, точно терем расрисной,…
  • Обращение : Как долго, друг мой, мы не виделись…
  • Приложение(второе название предмета, можно добавить союз «или», слова «он же» ) :  Дядя Ваня, наш сосед, пришел в гости.
  • Сочетания с предлогами «Несмотря на», «кроме» : Несмотря на дождь, мы пошли в лес. Все, кроме меня, пошли в лес.
  • Уточнение: Завтра, в пять часов вечера, мы идем в гости.

Тире

  1. Сложное предложение : Пришла зима – будем кататься на санках
  2. Простое предложение
  • Обобщающие слова после однородных членов :Лес, песни, палатку у костра – все я помню.
  • Тире между подлежащим и сказуемым

 (можно вставить слово «это»: Москва – (это) столица России.

или слово «Значит» :  Жить – (значит) родине служить.

  • Приложение( в отличие от тире между подлежащим и сказуемым, в таком предложении будет глагольное сказуемое!!!)    Меня радует  Москва- столица России .
  • Прямая речь перед словами автора  «Я сегодня буду поздно», — сказала мама.
  • Неполное предложение (когда опущен какой-либо член предложения) В лесу растут деревья, а  в поле – цветы. (растут)
  • Вставная конструкция Я не знал – да и не хотел знать-  что будет завтра.

Двоеточие

  1. Обобщающее слово перед однородными членами :Я помню все : лес, песни, палатку у костра.
  2. Прямая речь после слов автора:     Мама сказала: «Я сегодня приду поздно»
  3. Сложное предложение :

Я знаю : завтра будет хороший день

ЕГЭ.Русский язык.Задание № 21. ТЕОРИЯ.

ЗАПЯТАЯ.

Между однородным членами предложения.

С деньгами нужно расставаться легко, без стонов.

Обособление причастного оборота.

 

Обособление деепричастного оборота.

Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов.

Обособление уточняющих членов предложения.

 

Выделение сравнительного оборота.

Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим.

Выделение обращения.

Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!

Выделение вводного слова.

По-моему, у любви вообще нет размеров.

Запятая при междометиях.

Ах, да разве можно так говорить?

Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП.

Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений.

Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП.

Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом.

Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП.

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.

ДВОЕТОЧИЕ.

1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них.

 

2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо.

Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.

 

Помни: только эта жизнь имеет цену!

3. Перед прямой речью после слов автора.

 

ТИРЕ.

Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них.

 

Тире между подлежащим и сказуемым.

Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть.

Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат.

 

Тире могут обособлять приложение.

 

Тире ставится на месте пропуска слова или слов.

Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП.

Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания.

 

МНОГОТОЧИЕ.

Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании .

Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер?

Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего.

 

В цитатах при пропуске слов.

 

ТОЧКА.

Точка ставится в конце повествовательного предложения.

 

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.

В конце восклицательного по интонации предложения.

Для занятого делом день не бывает слишком долгим!

В конце междометия, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным.

 

В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным.

 

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.

В конце вопросительного по цели высказывания предложения.

В чем смысл жизни?

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО.

В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации.

Ну как это можно не запомнить?!»

СКОБКИ.

В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний.

Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).

 

Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну.

В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия.

(Входит).

(Говорит тихо).

КАВЫЧКИ.

Кавыкам выделяются цитаты.

«Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда).

 Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П.

 

ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ.

Слова автора перед прямой речью.

А: «П».

А: «П?»

А: «П?»

 

К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».

Слова автора после прямой речи.

«П»,- а.

«П?» — а.

«П!»– а.

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал

Альберт Эйнштейн.

Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение.

«П, — а,- п».

«Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь».

Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений.

«П,-а.-П».

«Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости».

Задание №22 ЕГЭ по русскому. Смысловая и композиционная целостность текста.

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

— Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

— (8)А я во Францию, — говорил Бубенчиков, — и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

— И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы — и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, — он держал шляпу в руке, — и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

— Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

— Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

— Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

— Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

— Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

— Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

— А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

— Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? — спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

— Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

— Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

— Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863—1927) — русский поэт, писатель, драматург, публицист.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Мать Лизы, Анна Сергеевна, посмеивавшаяся над Паулем, пришла в ужас, когда дочь назвала Пауля своим женихом.
  2. Последние слова погибшего в сражении Пауля Сеппа были адресованы его возлюбленной девушке Лизе: «Прощай, милая».
  3. Провожая шестнадцать человек, призванных на войну, жители эстонской деревушки Орго плакали и вели себя, как на траурной церемонии.
  4. Бубенчиков и Козовалов были преисполнены гордости за то, что им предстоит встать на защиту Родины, пополнив число новобранцев.
  5. Лиза была настроена поехать за отправлявшимся служить Паулем, чтобы стать сестрой милосердия и при первой возможности обвенчаться с ним.

Консультация по русскому языку (11 класс) на тему: Задание 21 ЕГЭ 2015 по русскому языку

Задание 21 (А29)

Выделяют три основных функционально-смысловых типа.

Описание — это чаще всего характеристика. Такой текст описывает место, обстоятельство, участников событий, внешность, состояние человека или обстановки, в которой происходят события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание невозможно без информации о признаках описываемого объекта. Поэтому описания насыщены прилагательными, выражающими признаки предмета, причастными оборотами, выражающими признак предмета по действию. В них часто используют назывные и безличные предложения. Для описаний характерно использование эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности.

Повествование — это сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а что потом, как развивались события. Во многих повествованиях выделяются этапы развития событий, включающие начало, развитие, кульминацию, развязку. В таких текстах может быть много наречий, называющих признак действия, деепричастий и деепричастных оборотов, выражающих добавочные действия, а также глаголов, особенно глаголов СВ в прошедшем времени. Примером может служить краткий пересказ сюжета фильма или книги.

Рассуждение — это тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего. Для рассуждения характерны следующие компоненты содержания: тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей, такие как: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и другие подобные. Рассуждение используется для изложения и обоснования точки зрения, особенно при выражении отношения к чему-либо. Представьте себе, что вы столкнулись с проблемой. Обдумывание ситуации, анализ всех за и против, принятие решения и будут выражены в форме рассуждения.

Во множестве текстов можно встретить не только образцы данных типов в чистом виде, но и различные их комбинации.

Описание:

Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Описание:

Годков капитану было тридцать девять, обитал он в общаге на втором этаже в самой большой угловой комнате, где раньше был общий холл с телевизором. Койка, три стула, стол и в Васькин рост розовый японский холодильник. Иногда появлялась богатая музыка со множеством колонок, плазменная панель в полстены или еще что-то такое же экзотическое, дико дорогое и специально заказанное в Японии. (В. Ремизов. «Воля вольная»)


Описание:

Маша жила в своём доме. Типовом для посёлка, длинном одноэтажном доме, разделённом пополам на двух хозяев. Внутри тоже у всех было одинаково, безыскусная простенькая планировка: двери по центру, окна посередке. У Маши всё было продумано, просто и удобно. Вещей в квартире было немного, и она казалась просторной. (В. Ремизов, «Воля вольная»)


Повествование:

Трое суток добирался Илья Жебровский до участка. Последние сорок километров до зимовья несколько лет уже никто не чистил, и местами дорога была сильно завалена упавшими деревьями. Пилили в две пилы, растаскивали, раскладывали брёвна. Какие-то очень уж здоровые «Уралом» дёргали, проезжали недолго и снова пилили. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. Он взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Дядь Саша выругался и полез из кабины.
Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был запасной мост… Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка.

К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было. Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез, работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Рассуждение:

По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самому здорово досталось.

Александру Михайловичу и так всё ясно было: его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч… (В. Ремизов «Воля вольная»)


Рассуждение:

Жебровский не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было никакого. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование с элементами описания:

Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день Сашка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование с элементами описания:

Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).


Описание с элементами рассуждения:

Генка встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало, и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»)

Решать 1 Вариант ЕГЭ по русскому языку 2020 по демоверсии от ФИПИ.

Решать ВАРИАНТ 1 ЕГЭ по русскому языку 2019-2020.

Задания 1-3 


Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Геотермальная энергетика давно уже не выглядит революцией: с тех пор как были запущены первые установки, способные превращать земное тепло в полезные киловатты, прошло больше века. (2)Сегодня даже существует страна, которая полностью отказалась от других видов электростанций, — Исландия. (3)Можно с уверенностью сказать, что у геотермальной энергетики — большое будущее, … геотермальные станции — это почти perpetuum mobile (вечный двигатель).

ЗАДАНИЕ 1

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 

1) У геотермальной энергетики — большое будущее, так как геотермальные станции, способные превращать земное тепло в энергию, — это почти perpetuum mobile.
2) В настоящее время существует страна, которая отказалась от всех видов электростанций, кроме геотермальной.
3) Прошло больше века с тех пор, как были запущены первые геотермальные станции, поэтому можно сказать, что у геотермальной энергетики большое будущее.
4) Геотермальная энергетика давно не выглядит революцией, многие страны уже отказались от других видов электростанций.
5) Геотермальные станции, которые превращают земное тепло в киловатты, похожи на вечный двигатель, потому у геотермальной энергетики — большое будущее.

15

 

ЗАДАНИЕ 2

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в  третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

а


ЗАДАНИЕ 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСТАНОВКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 

УСТАНОВКА, -и, ж. р.

1. Действие по гл. установить  — устанавливать (спец.). Установка телефона. Установка машины. Установка котла.
2. Устройство, механизм, установленный на надлежащем месте (спец.). Заводские установки. Радиотелеграфная установка.
3. Цель, направленность к чему-нибудь, ориентация на что-нибудь (неол.). Установка на новый быт. Целевая установка программы. Установка на художественное мастерство. Взять установку на качество продукции.
4. Принципы, директива, руководящее указание (неол.). Центр дал новые установки для составления плана.
5. Приспособление организма к наилучшему восприятию и реакции (псих.). Моторные установки. Сенсорные установки.

2

Задания 4 — 21


ЗАДАНИЕ 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 

тОрты
СлИвовый
стОляр
каталОг
прИбыл

столяр

ЗАДАНИЕ 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 

В маникюрных салонах популярной услугой стало НАРАЩИВАНИЕ ногтей.
При покупке компьютера всегда выдают ГАРАНТИРОВАННЫЙ талон на случай поломки.
АДРЕСАНТ отправил ценную бандероль.
От переводчиков требовалось не переходить тонкую ДИПЛОМАТИЧЕСКУЮ грань.
Перед входом в ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ собор росла целая роща африканских пальм.
Снаружи хлынула застоявшаяся ДОЖДЕВАЯ вода.

гарантийный


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *