Экзамен по литературе как сдать – Как сдать ЕГЭ по литературе, если ничего не читала — www.ellegirl.ru

Содержание

Как сдать ЕГЭ по литературе: особенности, требования и рекомендации

В настоящее время ЕГЭ по литературе не вошло в перечень обязательных испытаний по окончании школы. Однако результаты по данному госэкзамену необходимы для того, чтобы поступить на различные специальности российских высших учебных заведений. Это может быть филология или журналистика, телевидение, а также вокальное и актерское искусство. Наша статья подробно расскажет вам, что нужно знать, чтобы сдать литературу (ЕГЭ).

как сдать егэ по литературе

Особенности экзамена

В 2017 году активно ходили слухи о том, что структура выпускного испытания по литературе будет значительно преобразована. Но в сентябре этого же года стало известно, что данное тестирование претерпело минимальное количество изменений. Тем не менее в одном из своих интервью министр образования Ольга Васильева заявила, что на следующий год вступит в силу другая, уже более перспективная модель госэкзамена, которую разработали ведущие специалисты института педагогических измерений. Таким образом, из КИМов были исключены тестовые задания. Теперь сложно ли сдавать ЕГЭ по литературе? Давайте разбираться вместе.

Зачем убрали тесты?

На взгляд разработчиков, задания с выбором ответа для учеников не представляют никакой сложности. Они являются только лишним элементом для оценивания. В таких заданиях есть огромная доля вероятности угадать правильный ответ, а эксперты института педагогических измерений с этим в корне не согласны.

сложно ли сдавать егэ по литературеКроме того, стало известно, что на экзамене по литературе выпускники больше не увидят вопросов и заданий открытого характера, где они должны дать ответ в виде одного слова или последовательности из цифр. Таким образом, выпускники теряют возможность набрать баллы за знание литературоведческих терминов. Поэтому троечники не смогут отделаться «малой кровью», сдав одну часть экзамена. В 2018 году от выпускников ждут демонстрации умения красиво и четко излагать собственные мысли.

Требования на испытании. Сочинения

Известно, что на экзамене по литературе необходимо написать несколько сочинений. Разработчики контрольно-измерительных материалов увеличили минимальный объем «главного» сочинения. В предыдущие годы этот объём составлял минимум 200 слов, но уже в 2018-м выпускник будет обязан составить текст на 50 слов больше, чем в предыдущие годы.

что нужно чтобы сдать литературу егэ

Специалисты института конкретизировали требования к мини-сочинениям на следующий год. Их объем должен составлять минимум 50 слов. Такое требование с 2018-го относится не только к вопросу об анализе текста, но и к сопоставительным заданиям. У будущих выпускников возникает естественный вопрос: «Что нужно, чтобы сдать литературу (ЕГЭ)?» Поэтому мы с вами плавно переходим к рекомендациям.

Как сдать ЕГЭ по литературе?

Для того чтобы на тестировании получить максимально высокий балл, во-первых, необходимо прочитать всю литературу, которая требуется для сдачи экзамена. Учтите, что на чтение вам понадобится много времени и сил. А какую литературу нужно прочитать, чтобы сдать ЕГЭ, мы расскажем чуть позже.

Во-вторых, в книжных магазинах в продаже есть огромное количество пособий, которые гарантируют сдачу ЕГЭ без особых знаний и усилий. Вы можете приобрести все эти сборники, но по факту реального успеха ждать не стоит. Однако если вы будете решать задания в этих книгах, то на экзамене вам будет гораздо легче отвечать на вопросы.

что нужно знать чтобы сдать литературу егэ

В-третьих, бытует мнение, что заинтересованный и грамотный преподаватель в силах научить своего подопечного всему необходимому для того, чтобы сдать экзамен. Заранее задавшись вопросом о том, как сдать ЕГЭ по литературе, ученики нанимают репетиторов.

В-четвертых, среди школьников и студентов существует огромное количество ритуалов и примет, которые якобы помогают сдавать экзамены. На деле ничего общего с реальным миром у этих обрядов нет. Но, совершая их, возможно, вы будете себя чувствовать на экзамене уверенней.

Опыт выпускников

Представляем вашему вниманию опыт студентов филологического факультета, которые дают рекомендации и объясняют, как сдать ЕГЭ по литературе. Как правило, 1 сентября одиннадцатиклассники отправляются в книжный магазин и покупают огромное количество сборников по данному предмету. Нынешние студенты советуют покупать сборники прошлых лет, так как структура контрольно-измерительных материалов фактически не меняется, а их цена намного меньше. Многие выполняют задания с такой частотой, как некоторые разгадывают сканворды. Есть школьники, у которых отсутствует теоретическая база, необходимая для написания сочинений. Но они составляют планы, куда выписывают тезисы. Со временем это входит в привычку, которую человек использует сегодня, обучаясь в институте.

список литературы чтобы сдать егэ по литературе

Отметим, что во многих университетах часто идет набор на курсы подготовки к ЕГЭ по различным предметам. Многие советуют посещать эти занятия. Как правило, нужно раз в неделю ходить на лекции, которые длятся примерно два часа. Работы перед экзаменом много: нужно постоянно писать и читать, чтобы прийти на занятия уже подготовленным. Кроме того, нередко приходят на помощь школьные учителя по литературе. С выпускниками педагоги делятся теоретическими материалами, а также опытом специалистов, которые проверяют экзаменационные работы. Таким образом, многие ученики сдают экзамен на сто баллов.

Несколько слов о списке художественной литературы

Как уже было сказано выше, список литературы, чтобы сдать ЕГЭ по литературе, немаленький. Опубликовывать этот список бессмысленно, так как он есть в каждом сборнике для сдачи экзамена. В любом случае вам необходимо знать древнерусскую литературу, а также тексты, написанные в XVIII, XIX и ХХ веках. Необходимо знать и понимать школьные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Фета, Некрасова, Тургенева, Толстого, Достоевского, Островского, Тютчева, Чехова, Бунина, Ахматовой, Цветаевой, Горького, Есенина, Пастернака, Мандельштама, Маяковского, Блока, Шолохова, Булгакова, Твардовского, Солженицына и других писателей, тексты которых входят в список художественной литературы, изучаемой на уроках с 5 по 11 класс.

Выводы

В начале этой статьи прозвучал вопрос о сложности сдачи экзамена. Ответить на него непросто, так как понятие сложности относительное. Для одних ребят тяжело писать сочинения, для других затруднительно анализировать художественный текст. В любом случае экзамен – это испытание, к которому нужно добросовестно готовиться, чтобы получить желаемый результат.

какую литературу нужно прочитать чтобы сдать егэ

Благодаря нашей статье теперь вы знаете, как сдать ЕГЭ по литературе и что нужно делать, чтобы получить хороший результат. Помните, что педагоги, проверяющие сочинения, ждут от выпускников осознанного понимания проблемы и четкого видения позиции автора. Также аттестуемый должен ориентироваться в жанрах и литературоведческих терминах. Желаем успехов!

fb.ru

что нужно знать, чтобы сдать экзамен на 100 баллов с нуля, куда поступать и реально или сложно ли это

Согласно статистике, литературу в качестве профильного предмета выбирают только 5 % абитуриентов. Такая цифра обусловлена тем, что в вузах не так много специальностей, для поступления на которые нужна эта дисциплина.

Несмотря на «абсолютную гуманитарность», ЕГЭ по литературе не из самых простых, но стобалльников больше всего именно среди сдававших этот предмет.

Рекомендации для сдающих ЕГЭ по литературе

Как успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе

Чтобы и ваш уровень соответствовал необходимым требованиям, предлагаем изучить наш материал о том, как успешно написать ЕГЭ по литературе.

Общие рекомендации по подготовке:

  1. Подготовьте цитатник. Сделайте распечатку с самыми важными фразами литературных героев. За несколько дней до экзамена возьмите в привычку ежедневно перед сном перечитывать цитаты. Доказано, что наиболее эффективное запоминание информации происходит за 15 минут до сна.
  2. Пишите сочинения. Составьте 2-3 мини-текста с учетом всех критериев, которыми руководствуются эксперты при проверке ЕГЭ по литературе. Это поможет до автоматизма отточить свои навыки и разобраться в том, как писать идеальное сочинение. Помните, что соблюдение формальных норм может принести не меньше баллов, чем содержание текста.
  3. Повторите имена всех главных и второстепенных героев. Для лучшего запоминания можете написать шпаргалки: конечно, ими пользоваться вы не будете, зато они помогут усвоить информацию быстрее и четче.
  4. Как можно больше читайте. Если вы задались целью сдать ЕГЭ по литературе на максимальный балл, то вам следует прочитать все включенные в кодификатор произведения. Ясно, что для этого понадобится много времени, но труды не останутся незамеченными и обязательно принесут плоды.
  5. Делайте конспекты произведений. При прочтении текста выуживайте из него ключевые для понимания характеров героев моменты и записывайте все важные детали в тетрадь. Перед ЕГЭ прочтите собранный вами материал и освежите свои знания. Не зацикливайтесь на малозначительных диалогах и описаниях, старайтесь осмыслить общую проблематику произведения.
  6. Изучайте смежные науки. Такие предметы, как история и философия, расширят диапазон познаний, а общая эрудиция поможет лучше ориентироваться в проблематике и временном (ударение на вторую «е») контексте произведений, соотносить сюжеты и фактами общественной, культурной жизни определенного периода.
  7. Уделите внимание теории и разберитесь с литературоведческими терминами.

Советы по разделам

Как успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе

ЕГЭ по литературе структурно изменился: теперь экзамен состоит не из трех, а из двух блоков. Первая часть содержит вопросы по анализу прозаических и стихотворных текстов, во втором разделе единственное задание — это написать сочинение на одну из четырех предложенных тем.

Первый раздел включает в себя задания как по эпическим, драматическим, прозаическим, так и по стихотворным произведениям русской литературы.

Советы по выполнению заданий:

  • Не нужно давать ответ на вопрос, используя формулировку задания. Такие трюки не помогут, эксперты оценят их нулем баллов.
  • Помните, что учитывается не только смысловое содержание, но и речевое оформление рассуждений. Поэтому недостаточно правильно ответить на вопрос: важно сделать это грамотно.

Во второй части экзамена предлагается написать сочинение, объем которого должен быть не менее 200 слов.

Иначе эксперт просто не будет проверять вашу работу. На выбор предлагаются четыре темы по русской литературе от «Слова о полку Игореве» до произведений Арбузова, Розова, Рощина, Вампилова и Володина. При проверке сочинения оцениваются:

  • соответствие содержания теме;
  • умение использовать литературоведческую терминологию при анализе произведения;
  • логичность изложения;
  • ссылки на текст из произведения;
  • грамотность письменной речи.

Источник: https://edunews.ru/ege/literatura/kak-sdat-ekzamen.html

Советы при сдаче ОГЭ по литературе

Как успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе

ОГЭ – это первое серьезное испытание на пути вчерашних девятиклассников. Литература входит в число дополнительных предметов. Ее выбирают ученики, желающие работать в сфере журналистики и филологии, а также поступающие в театральные или художественные вузы. Чтобы успешно сдать ОГЭ, недостаточно просто прочесть книги из школьной программы – нужно грамотно их проработать.

Особенности экзамена

Ключевое отличие КИМов (контрольно-измерительные материалы) по литературе от других предметов – отсутствие заданий с краткими ответами. Поскольку основной целью ОГЭ по литературе – проверка способности интерпретировать содержание художественных произведений, они должны уметь ясно и грамотно выражать свои мысли.

Экзамен 2018 года составлен из четырех заданий, на выполнение которых дается 235 минут. Он построен на принципе абсолютной вариативности: ученики могут выбирать задания из нескольких предложенных вариантов. Для получения высшего балла необходимо:

  • проанализировать содержание художественного текста;
  • определить его жанр и род;
  • вычленить главную мысль и проблематику;
  • выработать характеристики главных персонажей;
  • выделить сюжетные особенности, определить композицию и привести примеры выразительных средств, использованных в тексте;
  • произвести сопоставительный анализ текстов;
  • выразить собственное мнение о прочитанном;
  • пересказать содержание и сделать логичный, обоснованный вывод.

Таким образом, структура экзамена нацелена на проверку следующих навыков:

  • умение анализировать прозаические и стихотворные произведения;
  • способность ориентироваться в историко-литературном процессе;
  • навык написания развернутых эссе с использованием художественного материала;
  • владение литературными терминами, знание основных тропов.

Самые досадные ошибки, которые допускают выпускники 9 класса на ОГЭ по литературе – это неточные цитаты, неправильное употребление терминов. Фактические ошибки включают неверное написание фамилий авторов или героев произведений. Нередки и орфографические или грамматические недочеты.

Как сдать ОГЭ по литературе на отлично

Чтобы избежать вычета баллов за совершенные ошибки, следует грамотно организовать подготовительный процесс. Первые шаги следует делать уже в начале девятого учебного года.

Читайте литературу и составляйте тезисы

Как успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе

Скачайте официальный список литературы, которую нужно проработать к экзамену. Начинайте читать произведения одно за другим, даже если вы уже читали их в прошлом. Параллельно заведите читательский дневник, в котором фиксируйте следующие данные о каждой книге:

  • имена и статусы главных героев, их характеристики и отношение друг к другу;
  • годы создания произведения;
  • полное имя автора;
  • основные проблемы, раскрытые в книге.

Если на освоение всего списка не хватает времени, приобретите краткие содержания с комментариями в отделах методической литературы. Приведенные аналитические эссе помогут вам найти правильные ответы на большинство вопросов на экзамене.

Правильно понять содержание и посыл произведений русской классики могут помочь и советские экранизации самых известных романов, снятые близко к тексту.

Проведите параллели между произведениями

Вспоминать похожие произведения для сравнения прямо на экзамене можно очень долго. Заранее распределите хотя бы лирику по темам и проблематике, чтобы не тратить драгоценные минуты на экзамене.

Запишитесь на подготовительные курсы

Регулярные занятия под руководством опытного педагога – залог успешной подготовки к экзамену по литературе. Если вы не уверены в собственной дисциплинированности, отдайте предпочтение групповым или индивидуальным урокам с репетитором.

Источник: https://ruseducenter.ru/blog/sovety-pri-sdache-oge-po-literature/

Как сдать ЕГЭ по литературе и не прогневать экспертов?

Литература — не химия и физика: единственно верного способа выполнить задание здесь не существует. Поэтому, чтобы успешно сдать госэкзамен, стоит ненадолго поставить себя на место проверяющего. Советы, собранные в этой статье, помогут вам написать сочинения, которые понравятся экспертной комиссии.

1. Изучите критерии и кодификатор

ЕГЭ по литературе содержит задания двух типов: с кратким (одно-два слова либо последовательность букв или цифр) и развернутым ответом. Ответы на эти задания записываются на соответствующие листки — это бланк № 1 и № 2 соответственно.

Вряд ли стоит лишний раз говорить, что инструкцию по заполнению этих листков и сами задания следует читать внимательно.

Но если вы вдруг забыли, можно ли на бланке № 1 исправлять ошибочные ответы (можно — для этого есть специальное поле) и нужно ли ставить пробел, если краткий ответ содержит два слова (не нужно), вам напомнят об этом непосредственно перед экзаменом. А вот в процессе подготовки стоит обратить внимание на две другие вещи: список критериев и кодификатор.

Рассмотрим, например, задания на сопоставление — 9 и 16, которые звучат примерно так: «В таком-то стихотворении Есенина описан внутренний мир одинокого, всеми покинутого человека.

В каких еще произведениях герой чувствует себя оторванным от мира?» Казалось бы, что сложного? Вспомни побольше похожих стихотворений и перечисли! Но в списке критериев прописано, что нужно привести два примера — не больше и не меньше.

И не просто привести, а обосновать свой выбор, да еще и сопоставить каждое выбранное стихотворение с «исходным». То есть в сочинении обязательно должны присутствовать фразы, начинающиеся примерно так: «Как и в стихотворении Есенина…»

В списке критериев прописаны специфические требования и к другим работам.

Например, в последнем задании (сочинение объемом ~ 250 слов) нужно обязательно упомянуть несколько литературоведческих терминов (не «образное определение», а «эпитет»; не «комната Онегина», а «интерьер»).

Так что советуем найти в пособии или просто в интернете несколько «идеальных» сочинений выпускников прошлых лет и «поиграть в эксперта».

Что касается кодификатора: это список произведений, которые необходимо разобрать, чтобы успешно сдать ЕГЭ. Если название той или иной книги приведено полностью и рядом нет отметки «по выбору учащегося», значит, отрывок из такого текста может попасться на экзамене.

Если же в кодификаторе стоит отметка «по выбору» или упомянут только автор, а названий произведений нет, изучать этот материал не обязательно. (Хотя он может здорово помочь при выборе аргументов.) Данное правило касается почти всех произведений второй половины ХХ века.

Список критериев и кодификатор можно найти на сайте ФИПИ.

2. Будьте осторожны с терминами

Хотя основной процент ошибок и, соответственно, снятых баллов приходится на сочинения, в заданиях с кратким ответом тоже есть подводные камни. Дело в том, что иногда на ЕГЭ от ученика требуется дать не самый логичный ответ — но именно он будет засчитан как правильный.

Например, при описании речи в литературоведении пользуются тремя терминами: монолог (говорит один персонаж), диалог (говорят два персонажа) и полилог (три персонажа и больше).

Но так уж вышло, что в ЕГЭ термин «полилог» не используется.

И если вам попался, например, отрывок из пьесы «На дне», где переругивается вся толпа ночлежников, а под отрывком оказался вопрос: «Как называется такой обмен репликами между персонажами?», в бланк нужно будет написать: «Диалог».

Также некоторые педагоги учат, что синекдоха — частный случай метонимии, а «рассказчик» и «повествователь» — разные понятия. Но терминов «синекдоха» и «повествователь» в мире ЕГЭ тоже не существует.

Такое положение вещей тем обиднее, что апелляция тестовой части не предусмотрена. Поэтому нужно прорабатывать побольше материалов из пособий и решать задания на тематических сайтах. Но помните, что даже в книге вы можете встретить ошибку.

Если вы абсолютно уверены в своей правоте, а в ответе оказалось что-то другое, поделитесь сомнениями со своим школьным преподавателем литературы, репетитором — или, на худой конец, со знающими людьми из тематических групп в соцсетях.

3. Воздерживайтесь от спорных трактовок

Это замечание касается в первую очередь отличников-энтузиастов, которые давно вызубрили школьную программу и захотели большего.

У литературоведов есть много любопытных (и часто несостоятельных) теорий. Например, А. А. Зимин считал, что «Слово о полку Игореве» — подделка и создано оно далеко не в XII веке; А. Н.Ужанков высказал мысль, что Татьяне Лариной было всего 13 лет, а Д. Л. Быков убежден, что «Мастер и Маргарита» — роман для одного читателя, своеобразное послание Сталину.

Всё эти мнения интересны, но госэкзамен — не лучшая площадка для их обсуждения. Почему от спорных теорий лучше воздержаться? Кто-то из экспертов может быть ярым противником идей того или иного литературоведа, а кто-то может о нем и вовсе не знать.

А главное: чтобы хорошо ответить на «егэшные» вопросы, знание тонких материй не требуется. Сочинение на условную тему «Почему Татьяна не отвечала на письма Онегина?» не предполагает доскональных подсчетов, в каком году родился каждый из героев романа.

4. Выбирайте аргументы с умом

И еще один совет для юных знатоков литературы. Если вы ищете аргументы для заданий на сопоставление (где, как мы разобрались, нужно привести два примера похожих произведений), не гонитесь за оригинальностью. Ни сочинения протопопа Аввакума, ни последние романы Пелевина упоминать не стоит.

И, само собой, никаких священных текстов, публицистики и фольклора: мы все-таки сдаем экзамен по русской художественной литературе.

5. Не пишите фанфики

Эта рекомендация, в отличие от двух предыдущих, будет актуальна для тех, кто привык компенсировать недостаток знаний фантазией и чувством юмора. Умение свободно мыслить — это отлично, но на ЕГЭ нельзя «достраивать» произведение за автора. Иными словами, не стоит придумывать, кем были родители сироты Чацкого и — тем более — что вышло бы, если бы Печорин влюбился в Наташу Ростову.

6. Запаситесь конкретикой

Зубрежка — это скучно, но, увы, к госэкзамену лучше бы выучить как можно больше точных сведений о произведениях из кодификатора. И речь не только об именах авторов и главных героев, но и о деталях. Помните, кто спас Светлану из баллады Жуковского от мертвеца? Белый голубок — символ Святого Духа. Именно поэтому «лучший друг нам в жизни сей — вера в Провиденье».

А из-за чего состоялась дуэль Гринёва и Швабрина? А что приснилось городничему из «Ревизора» в ночь перед тем, как пришло пренеприятное известие? А куда собрался уехать Свидригайлов, но вместо этого застрелился? И — главное — почему это важно?

Чтобы запомнить побольше деталей, перечитывать произведения к ЕГЭ лучше с карандашом, делая пометки на полях. А любителям читать с гаджетов стоит скачать приложение, позволяющее делать виртуальные закладки.

Кстати, знание цитат — не только из художественной литературы, но и из критических статей — необходимо, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл (90 и выше). Хотя бы за две недели до экзамена сделайте табличку: левый столбец — название произведения, правый — цитаты.

Их очень здорово использовать в качестве эпиграфов, поэтому выбирайте общие фразы. Например, высказывание В. Г. Белинского «Пушкин был на Руси полным выразителем своей эпохи» подойдет для работы и по «Капитанской дочке», и по «Евгению Онегину», и по лирике вообще.

И учите! Но помните: цитаты в заключении сочинения — недопустимы. В идеале на ЕГЭ по литературе вы должны упомянуть десять цитат — по две в каждом сочинении. Для заданий 8 и 15 их можно брать из исходного текста.

Если у вас осталось мало времени на подготовку и вы боитесь, что не успеете вызубрить столько текста, сосредоточьтесь на повторении тех цитат, которые вы уже знаете.

Только не говорите, что ничего не помните! Все мы учили стихи в школе и повторяли крылатые фразы вроде «Не хочу учиться, хочу жениться» или «Счастливые часов не наблюдают» — осталось только узнать, кто из героев это произнес. Увы, запомнить цитату слово в слово получается не всегда.

Ели вы не уверены в точности формулировки, не рискуйте: переделайте прямую речь в косвенную. (Не «А. С. Пушкин — солнце нашей поэзии», а «В. Ф. Одоевский называл Пушкина солнцем нашей поэзии».) Нет кавычек — нет фактической ошибки.

7. Сдерживайте творческие порывы

То, что вы сдаете ЕГЭ по литературе, еще не значит, что и вам придется создавать художественные произведения. Наоборот: задания с развернутым ответом подразумевают, что вы будете использовать научный стиль.

Там, где вы придумали красивый эпитет или смелую метафору, эксперты увидят речевую ошибку. Тем более — не нужно вместо сочинения писать стихи или инсценировку. А если вам не вполне понятно, что такое научный стиль, почитайте статьи на «Киберленинке» (заодно и материал повторите, и наберете цитат современных литературоведов).

8. Не бойтесь спорить

Получили результаты госэкзамена и расстроились? Рекомендуем пойти на апелляцию. «Выбить» один-два балла вполне реально. А если даже и не получится, эксперты объяснят вам, за что они снизили оценку, и вы не будете мучиться из-за неизвестности. Кстати, парадокс: чем больше у вас баллов, тем выше вероятность, что вам их добавят.

Ведь отличникам обычно снижают оценки не за грубые ошибки, а за неточные формулировки и незначительные промахи в композиции. Так что попробуйте доказать комиссии, что вы действительно знаете, о чем пишете. И не бойтесь, что балл могут не повысить, а, наоборот, снизить: практика показывает, что это происходит крайне редко.

Само собой, спорить с экспертами следует максимально вежливо: меньше эмоций — больше аргументов. Поэтому «линию защиты» лучше выстроить заранее. Перечитайте свои работы (сканы появятся на сайте с оценками), проверьте, правильно ли вы написали имена авторов, персонажей, нет ли ошибок в цитатах. Опять же — пришлите свои сочинения учителю или репетитору.

Источник: https://godliteratury.ru/events-post/kak-sdat-egye-po-literature-i-ne-progne

Как сдать ЕГЭ по литературе, если ничего не читала

ЕГЭ по литературе уже через месяц, а ты, замечтавшись о выпускном, так и не проштудировала список произведений из школьной программы?! Выход есть! Зачастую именно паника мешает настроиться и выбрать верную тактику подготовки. Особняком стоит ЕГЭ по литературе, о сложности которого ходят легенды. Но не думай, что для успешной сдачи этого экзамена потребуется несколько лет упорных занятий.:

  1. Для начала ознакомься с кодификаторами ЕГЭ, где представлен список всех художественных произведений, которые могут встретиться в любом варианте КИМ.
  2. Изучай краткие содержания всех произведений, но в совокупности с критическими статьями, их полно в интернете. Это как читать про фильм, который ты хочешь посмотреть в кино. Если он окажется не очень, то потраченных денег на билет будет жалко. Но ты можешь подготовиться и изучить рецензии уже посмотревших картину на «Кинопоиске». То же самое и с книгами. Только читай рецензии известных критиков, а не кого попало. Не забудь выписывать главное, чтобы освежить знания перед экзаменом!
  3. Подпишись на паблики «ВКконтакте», например, на «Литература-ЕГЭ», туда скидывают много полезных материалов: критику, краткие содержания, пробные варианты, анализы. Пока едешь в метро, ждешь подружку у подъезда или скучаешь на перемене, открывай группы и изучай, все равно с телефоном сидишь.
  4. Относительно стихотворений тоже есть свой метод. Если ты проспала и не выучила их наизусть, нужно классифицировать всю лирику по разделам: природа, война, любовь, дружба, творчество. В каждую группу напиши название стихотворения и автора. Такой навык пригодится тебе на ЕГЭ по литературе в задании №16.
  5. Последняя часть состоит из творческого задания по литературному произведению, где добавляют баллы за использование цитат. Даже не читая произведение целиком, в интернете можно найти цитаты по каждому, которые ты заучила. Тебе это очень пригодится.
  6. Кстати, еще один неплохой вариант – посмотреть фильмы, снятые по классике. Только, пожалуйста, не смотри зарубежные интерпретации, которые скорее похожи на вольную трактовку и имеют мало общего с первоисточником. Отдай предпочтение нашему кино.

Если ты научишься стилистически грамотно писать сочинения, то достаточно ознакомиться лишь с ключевыми идеями произведений.

Зубрежка мелких фактов поможет только с тестовой частью, которую можно отработать буквально за два дня с помощью сборников и пробных тестов», – Максим.

«Интернет для сильных духом. Он может стать бесценным источником информации, а может сжечь все твое время. В течение подготовки к ЕГЭ, я вышла из всех соцсетей, оставив лишь номер телефона для друзей. Ты удивишься, насколько продуктивным станет даже один час работы, если не проверять лайки в Инстаграме каждые пять минут!» – Марина.

«Мой секрет заключался в регулярной практике. Основа ЕГЭ по литературе – четыре мини-сочинения и одно большое. Для большого сочинения предлагается три темы на выбор из разных разделов литературы.

Поэтому самым разумным будет выбрать заранее какую-то одну в начале подготовки. Я люблю литературу XX века, поэтому сделала упор на нее. За месяц я успела написать несколько сочинений по каждому произведению этого раздела»

Источник: http://www.ellegirl.ru/articles/kak-sdat-ege-po-literature-esli-nichego-ne-chitala/

Как сдать ЕГЭ/ОГЭ по литературе больше чем на 90 баллов?

  1. Как ни банально это звучит — нужно много читать. И читать нужно совсем не краткие содержания. На сайте ФИПИ можно найти весь необходимый список литературы. Каждое произведение оттуда должно быть изучено, не оставляйте ни одного, с которым вы не знакомы, иначе именно оно попадётся в день Х (закон подлости). Анализировать романы, повести и рассказы лучше с помощью опытного педагога, который сам сдавал ЕГЭ и знает всё о его формате и ловушках. Лично у меня 100 баллов за экзамен, можете поверить, что готовилась я именно так.
  2. Но это ещё не всё, придётся учить стихотворения наизусть. Да-да, именно учить, потому что на экзамене нужно будет приводить из них цитаты. Так что «если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?» и прочее теперь загружайте в телефон/печатайте/переписывайте и читайте каждый раз, когда есть свободная минута: в транспорте, за обедом, на скучном школьном уроке (шутка).
  3. Обязательно запоминайте термины. Заведите словарик, куда будете их выписывать, можно в блокноте/телефоне — как удобнее. Литота, метонимия и прочее — ваши друзья на время, пока не сдадите ЕГЭ по литературе. Список всех необходимых терминов также есть на сайте ФИПИ (вообще заходите туда почаще, это самый достоверный источник информации по ЕГЭ).
  4. Следующий момент: биографии авторов и литературные течения. Здесь тоже постарайтесь: создайте карточки. С одной стороны изображение автора, с другой — факты о нём. Если сложно сделать всё самостоятельно, объединитесь с ребятами, которые тоже готовятся к ЕГЭ по литературе. Сделайте карточки на свою группу и меняйтесь, мы всегда так делаем на курсах MAXIMUM с моими учениками.
  5. Тренируйте правописание. Не допускайте орфографические, пунктуационные и речевые ошибки, вы потеряете баллы, даже если написали гениальное по содержанию сочинение. Не надо так!
  6. И, наконец, досконально изучите критерии оценивания сочинений (а писать вам придётся целых 5 развёрнутых ответов). А когда изучите — пишите и ещё раз пишите, отправляйте на проверку опытному преподавателю, который видел уже немало работ формата ЕГЭ, например, такому, как я! 🙂

Решает не скилл — решает «был ли у него обед перед проверкой моей работы или нет?». Литература — это самый субъективный экзамен!  Почитайте к нему критерии, они чертовски размытые. Одному покажется, что моя цэшка на четыре балла, другому что на три и все, а статистику делать-то надо.

В результате, при одинаковом уровне работ одни получают 71 балл, а другие 96.  Я вот честно не представляю, каким должен быть человек, чтобы сдать хотя бы на 80 и выше? Мне рассказывали о девушке, которая вообще не готовилась — только штудировала конспекты, записанные на уроках -, но сдала на 82.

Однозначно надо прочитать большую часть произведений, что даны в кодификаторе. Однозначно обязательно прочитать «Тихий Дон» и «Войну и Мир» — экзаменаторы их любить. Разделить все стихотворения из кодификатора по нескольким темам и выучить три стиха из каждой. И писать цэшки, чтобы набивать руку.

У МГУ было хорошее пособие, но сгодится любое аля «30 Вариантов. ЕГЭ 2017» Применяйте побольше терминологии, так как экзаменатор оценивает ваши знания.

Удачи, ну и я бы на вашем месте еще купил бы лапку кролика.

В этом году сдала литературу на 96 баллов. Без репетиторов, школы и поддержки родителей. Сразу замечу, что Ваше мнение в письменной части никому не нужно, необходимо лишь следовать структуре и владеть литературными терминами, Ваша позиция по тому или иному произведению должна совпадать с общепринятой точкой зрения, в этом случае можно получить максимальный балл.

Но самым важным аспектом при подготовке к ЕГЭ по литературе я считаю чтение произведений из кодификатора — это основа. Вы должны знать сюжет, проблематику и героев каждого произведения, на самом деле это очень важно. Тестовую часть просто бесконечно прорешивайте, в любую свободную минуту, т.к. это должно быть доведено до автоматизма, чтобы на экзамене потратить на нее максимум 10 минут.

По поводу письменной части могу посоветовать разбирать сочинения из открытого банка работ с сайта Незнайка: http://neznaika.pro/check/all/lit — это невероятно полезная вещь. Также советую решать тесты повышенной сложности(мне очень пригодились тесты Н.А. Сениной) и писать много письменных ответов и сочинений, при возможности давайте их на проверку учителю(хотя моя учительница открестилась от всего этого).

Не волнуйтесь на экзамене, тесты на самом деле будут легче, чем вы думаете) по крайней мере, у меня и моих товарищей было всё так. Удачи!

Я в подготовке к ОГЭ выделяю три наиболее важных пункта:1. Прочтите все произведения, которые указаны в списке кодификатора, обращая внимание на особенности композиции и приёмы, используемые автором.

Перечитайте крупные произведения, по которым составляется большинство заданий, («Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мёртвые души») перед экзаменом.

Если у вас есть время и интерес, ознакомтесь с известными рассказами Чехова и Бунина, отсутсвующими в списке, так как задания по ним будет легче выполнить, зная полный текст.2. Учите теорию. Я пользовалась справочником Е. А. Титаренко для подготовки к ЕГЭ.

Думайте  сами. Иногда можно заглянуть в справочник или интернет, но старайтесь запоминать найденные ответы.

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/144174/kak-sdat-ege-oge-po-literature-bolshe-chem-na-90-ballov

pedcollege2.ru

Как сдать ЕГЭ по литературе на 90 баллов и выше « Год Литературы 2018

Автор сайта ГодЛитературы.РФ, студент МГИМО, рассказывает, как он получил за ЕГЭ по литературе 91 балл

Текст: Александр Смолин
Фото: newtonew

ЕГЭ по литературе я сдавал в 2014 году. С тех пор ЕГЭ пытались несколько раз изменить, но сами задания по сути изменились не сильно. Поэтому, надеюсь, мои советы помогут выпускникам подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл. Сам я получил 91 балл — самый высокий у нас в Ставропольском крае.

Готовиться советую начинать заранее, с сентября. Признаюсь сразу, занимался я с репетитором. Мне с ним, вернее с ней, очень повезло. Изначально я думал, что заниматься с другими школьниками вредно для успеваемости, но быстро понял, как я ошибался. Мы готовились группой из трех человек — я и две девочки из моей школы.

Первым делом нам рассказали про кодификатор — перечень всего того, что может попасться на экзамене. Это произведения русской литературы, начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая «Одним днем Ивана Денисовича» А. И. Солженицына. Но главная проблема в том, что там есть тексты, которые в школе не проходят.

Нас строго предупредили, что в письменных ответах 9 и 16 (раньше С2 и С4), где требуется сравнить прозаическое и стихотворное произведения с другими из литературного контекста, можно использовать примеры только из русской литературы. А любое обращение к зарубежной классике вынудит экзаменаторов ставить нули.

Список обязательной литературы оказался довольно внушительным. Но там не оказалось, например, «Левши» или «Очарованного странника» Н. С. Лескова, тургеневской «Аси», которые в нашей школе мы изучали на уроках литературы. А вот сатирические сказки Салтыкова-Щедрина туда вошли. Кроме того, некоторые произведения, например «История одного города» того же Михаила Евграфовича, были «для обзорного изучения», и репетитор сказала, что они почти наверняка не попадутся на экзамене (или могут попасться скорее всего там, где у нас есть право выбора, то есть как тема для большого сочинения).


Стихотворения представляли не меньшую сложность, чем эпические и драматические произведения. Во-первых, их было много. Во-вторых, их нужно было учить наизусть, поскольку цитаты в задании 16 (раньше С4) — вещь очень полезная. В-третьих, их нужно понимать и уметь анализировать.


Но я ничуть не жалею, что выучил их. Это получилось как-то само собой во время тренировочных заданий. У любого получилось бы. От некоторых стихотворений мурашки бежали по коже от восхищения. На школьных уроках литературы такого не было.

«Оттепель» русской поэзии и все, что после нее, в ЕГЭ не вошло. Не было ни Ахмадулиной, ни Вознесенского, ни Евтушенко, ни Окуджавы, ни Бродского — хотя опыт последних двух лет показывает обратное: стихотворения этих поэтов стали активно включать в экзаменационные задания.

Один из главных мифов о ЕГЭ звучит примерно так: если что-то не прочитать, будет плохо. Проверено на собственном опыте — это не так. Лично я не смог осилить «Тихий Дон» и «Обломова». Зато перечитал другие произведения: «Преступление и наказание», «Мертвые души» и далее по списку. Как вы поняли, ни шолоховское, ни гончаровское творения мне не попались. И еще один важный момент: знание содержания произведения и умение его понимать и анализировать — это совершенно разные вещи.

Теперь о самих экзаменационных заданиях. B-часть — очень легкая, нужно всего лишь знать термины. Например, определение эпоса и драмы, рассказа и романа, антитезы и оксюморона, романтизма и сентиментализма, фабулы и пафоса. В общем, вы поняли, о чем я. Объяснять, что это такое, не нужно. Тебе дают определение, а ты просто пишешь слово в бланке ответов. Я не помню, сколько баллов давали за эту часть, но знаю, что очень мало.

Другое дело — C-часть. Где нужно было написать 5 мини-сочинений. Тогда они назывались С1-С4 (сейчас задания 8, 9 и 15,16) и одно большое — С-5 (задание 17.1-17.3). Для меня самым сложным на ЕГЭ по литературе оказались нехватка времени и боль в пальцах руки от интенсивного письма. И, конечно, постоянная концентрация и аналитическое мышление. А еще я очень боялся, что мой почерк не разберет ни один эксперт. Запоминание цитат по сравнению с этим — цветочки. Тем более что можно было в 8 и 15 заданиях (тогда С1 и С3) «закавычить» то, что цитатой, возможно, не является.

С1 и С3 (сейчас — 8 и 15) были схожи тем, что в них по прозаическому и по стихотворному произведениям соответственно были заданы вопросы, на которые надо было развернуто ответить. В этих заданиях снижали балл за пересказ текста вместо анализа (а если плохо понимаешь, о чем речь, избежать пересказа практически невозможно), за попытку рассуждений, не относящихся к теме, и, что самое страшное, за фактические ошибки.


Например, назвал ты драму Островского «Гроза» трагедией — снимают балл. Зато с использованием цитат проблем не было — тексты, необходимые для анализа, были напечатаны перед вопросами.


В С2 и С4 (сейчас — 9 и 16) задается вопрос: «Где еще в русской литературе встречается проблема (или мотив, или художественный прием), указанная в данном прозаическом отрывке или стихотворном произведении?» На мой взгляд, эти задания даже сложнее, чем С5.

Представьте, чтобы не потерять баллы, вам нужно вспомнить кучу произведений, выбрать из них как минимум два, которые можно хоть в чем-то уподобить, найти позиции для сравнения, сравнить, причем желательно привести цитаты для подтверждения своих мыслей. А в С4 цитаты — нередко довольно большие части стихотворения или даже несколько стихов. Для этого и нужно их учить.


Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными. Проблема в том, что объективно оценить это задание невозможно: одному проверяющему аргументы покажутся убедительными, а другому — нет.


Метод работы с заданиями раздела С2 следующий — во вступлении перечисляешь все произведения, которые хочешь сравнить. В первом абзаце основной части находишь сходства и различия между произведением из задания и первым названным тобой, во втором абзаце проделываешь то же самое, но со вторым предложенным произведением. Наконец, в выводе еще раз все сравниваешь, причем важно не повторяться. Поначалу думал, что это почти невозможно, но к экзамену все становится возможным.

Наконец, С5 (сегодня — задание 17.1-17.3) — самое ценное. За него, если мне не изменяет память, давали около половины баллов. Да, да, вы правильно прочитали. А писать его в условиях нехватки времени более чем «нервотрепно».

С5 — большое сочинение на выбор. Выбираешь одну из трех тем и раскрываешь ее. Причем раскрываешь максимально полно. Тут оценивается многое, но главное — содержательный аспект. Если проблема не раскрыта, ни на что остальное эксперт не посмотрит. И за ЕГЭ вы получите максимум 50 баллов, при условии, что все остальное выполнено идеально. Второй критерий — термины, те самые, которые были в B-части. В 2014 году их нужно было употребить не менее 10 (цифра, конечно, условная, но зато она вписывается в формулировку критерия «высокий уровень владения терминологией»). Сегодня, кстати, критерий изменили и прописали, что хотя бы в одном месте термин должен использоваться для анализа. Третье — цитирование, краткий пересказ эпизода, описание — словом, все, что докажет знание текста. В этом случае краткий пересказ не возбранялся. Четвертое — логика и связность текста, тут все понятно.

Наконец — то, на что обращают внимание всегда, но снижают только в С5, — речевые ошибки (сегодня уже речь оценивают в 8 из 15 заданий). Кстати, прелесть экзамена по литературе в том и состоит, что на грамматику не обращают внимания. Это — очень-очень хорошо. Потому что в спешке иногда невесть что напишешь. Мне в школе по литературе из-за жесткого оценивания грамматических ошибок иногда даже «2» ставили.

Удачи всем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе в этом учебном году!

Ссылки по теме:
ЕГЭ точно в срок — 07.03.2017
ЕГЭ-2017: справочник выпускника — 13.02.2017
ЕГЭ-2018: К чему готовиться? — 30.01.2017
Почему школьники отказываются читать Пушкина и Толстого?   —  27.02.2016
Лекции по литературе на нашем портале и на нашем канале YouTube
ЕГЭ по литературе — 2016: как получить 100?  —  06.04.2016
В школу вернули обязательное сочинение, но готовы ли к нему выпускники?   —      24.03.2016

09.10.2017

Просмотры: 0

godliteratury.ru

как лучше распределить время и на что стоит обращать внимание на экзамене — Абитуриент.про

 

В  2017 году я сдала ЕГЭ по литературе на 65 баллов. На апелляции удалось выбить только один первичный балл, который при переводе во вторичные весил столько же. Поэтому в итоге мой результат составил всего 66 баллов, что меня очень сильно расстроило.

Пару месяцев назад я осознанно приняла решение пересдавать экзамен, поэтому снова возобновила процесс подготовки и хочу поделиться тем, что поняла для себя в прошлом и в этом году относительно ЕГЭ по литературе, чтобы, возможно, кто-то из вас, прочитав это, не повторял тех же ошибок, что и я.

В этом году меня радует изменение критериев оценивания, и мне кажется, что сейчас действительно стало понятнее чего от тебя ждут и хотят, потому что в прошлом году на апелляции мне так и не смогли сказать, из-за чего именно мне снизили некоторые баллы за развернутые ответы.

 

 

Я думаю, многие сталкивались с историями людей, которые знают литературу очень хорошо, но очень плохо написали экзамен. К сожалению, я тоже знаю немало таких примеров , один из которых — мой собственный. Поэтому сейчас я на собственном опыте расскажу, чем это может быть обусловлено.

 

Я завалила экзамен по литературе в прошлом году, сдала на 66 баллов, что очень низко для меня, учитывая, что я поставила себе планку 90+. Я прошла весь список по литературе, за исключением нескольких произведений, которые были не прям сильно важны, тщательно все разобрала, мой стол был завален тетрадями с письменными работами и сделанными мною таблицами и конспектами по всему, что только можно. Я чувствовала себя очень уверенно и знала, что иду не с пустой головой. Мне попался вариант с произведениями, которые я хорошо знала, темы сочинений были тоже удачные, но в итоге все закончилось моими слезами и плохим результатом. Почему? Потому что я ни разу не писала полноценный пробник и не смогла уследить за временем!

Я начала писать сочинение примерно за 35-40 минут до конца работы.а, не переписывать, а именно писать! И так как очень торопилась и волновалась, заранее понимая, что уже завалила его, я наделала кучу ошибок: в трех предложениях написала слово “история” раз 7-9, причем в разных значениях, использовала одни и те же слова и речевые обороты, структура текста у меня была в голове уложена, но в итоге я не успела дописать предпоследний абзац и вообще не написала заключение. Когда мы отложили ручки, я начала перечитывать свою работу и ужаснулась, но, к сожалению, исправить что-либо было уже поздно.

Моя подруга завалила экзамен потому, что плохо понимала критерии оценивания, она тоже довольно хорошо знала материал, занималась с репетитором. Она сдавала экзамен два года назад, и тогда критерии были очень сильно размыты и оценивали работу гораздо более субъективно, чем сейчас. В ЕГЭ 2018 критерии сделали более четкими (по этой ссылке можно скачать файл, в котором содержится кодификатор, спецификация и демо версия — литература), что надеюсь пойдет на руку тем, кто будет сдавать в этом году.

Вообще довольно большому количеству людей снижают оценки за работу из-за “фактических недочетов”, “каких-то неточностей” и тому подобное, хотя это не считается ошибкой. Довольно многие на этом проваливаются: пишут хорошую работу без ошибок, а к ним начинают придираться за все, что только можно, лишь бы снизить баллы. Именно поэтому лучше всего писать работу, используя как можно более общие фразы и общепринятое мнение насчет произведений. Часто люди начинают сильно расписывать ответ, и на этом же спотыкаются — получают снижения за речевые, фактические ошибки и на апелляции слышат лишь “видно, что вы читали и понимаете, но мы не можем вам поднять, потому что это не совсем то, чего ждут от вас в  этом ответе”. Одно радует — сейчас формулировки критериев стали гораздо менее размытыми. Мини-вывод: писать нужно не очень объемно, без каких-то особых украшений речи и как можно более объективно.

 

Как я уже упоминала, я облажалась из-за того, что не успела написать сочинение. А не успела я потому, что слишком много времени уделила черновикам, и в итоге очень долго переписывала.

 

Не используйте черновики для того, чтобы писать на них целую работу. Пишите на них только план и ключевые слова, которые будете использовать, потому что иначе вы просто ничего не успеете написать, а надо ведь не только написать, но и проверить!

План

Сколько раз повторяли в школе про то, что очень полезно писать план? Но многие все равно не любят уделять его время, однако он действительно может ускорить процесс написания развернутых ответов и самого сочинения. Хотя с развернутыми ответами можно поступить гораздо проще — просто накидать ключевые слова, которые хочешь использовать и которые помогают раскрыть тему — и следуя по ним написать работу.

А насчет сочинения, я считаю, что удобнее всего сначала разделить его на части, и в них тоже выписать ключевые слова. Тогда во время написания уменьшается вероятность повторения одних и тех же фраз и слов, да и структурированную мысль изложить можно быстро и легко.

Сколько и на что

Стоит постоянно держать в голове маячок, напоминающий о том, что время не резиновое. У нас в аудитории напомнили о времени только за пять минут до конца экзамена, так что лучше самому постоянно за этим следить.

На развернутые ответы я потратила очень много времени, что и привело к плачевному результату. Советую тратить на то, чтобы продумать ответ (выписать ключевые слова/план, как я написала выше) минут 5-7, а потом минут 15-20 на написание.

С тестом тоже не стоит затягивать, но это, я думаю, и так понятно. Сейчас когда я  делаю пробники, сначала работаю с тестом, а потом, только перед тем как приступать к развернутым ответами, читаю отрывок из прозы. Потому что чаще всего в тесте вообще нет ничего, связанного с отрывком, только с произведением в целом или с определениями. А если сначала читать текст, потом делать тест, то, скорее всего, для развернутого ответа его придется еще раз перечитывать. С лирикой я тоже часто так делаю, сначала прохожусь по номерам с терминами, а только потом, когда надо определить какие приемы использовал автор, каким размером написано стихотворение и при ответе на 15,16 вопросы, читаю само стихотворение.

На тест уходит в среднем минут 15-20. Мне кажется, удобнее проверять после, однако тогда нужно гарантированно оставлять себе время. У меня получилось так, что я  просто не сразу переносила все в бланки, и в конце работы, во время переноса, я как раз еще раз себя проверила.

Таким образом, на сочинение и проверку остается около 100-120 минут. Как раз минут 10-15 на план и можно спокойно писать, давая себе иногда время подумать. Потому что, опять-таки возвращаясь ко времени моей сдачи экзамена, писала я почти не думая из-за того, что очень спешила: я просто писала без остановки, и это очевидно обернулось тем, что я просто не успевала следить за лексическими повторами, фактическими ошибками и за построением предложения в целом.

Лучше всего закончить с сочинением минут за 20 до конца, чтобы успеть перечитать все написанное. Потому что проверять развернутые ответы сразу  не лучшая идея. Вместо этого предпочтительнее будет переключить мысли на что-то другое, а после уже перечитать — так лучше видно ошибки.

 

Когда вы будете сидеть в аудитории и смотреть на попавшийся вам бланк, вы можете подумать, что это немного не то, чего вы ожидали. Давайте разберемся почему.

Лирика

 

Вам могут спокойно попасться стихотворения не из кодификатора, как было у меня, например. Не то, чтобы это сложнее, просто меня долго мучил вопрос, зачем же тогда вообще нужен кодификатор и избранные авторы, если тебе может попасться стихотворение не связанное с ними, да и для сравнения ты можешь приводить произведения не только из кодификатора, а в принципе из русской литературы определенного времени.

Мне попалось стихотворение, которое я видела в первый раз, и для сравнения я приводила Бунина “Помню долгий зимний вечер”, и все у меня было хорошо. Однако обидно было за то, что я учила много стихотворений, а в итоге использовала то, которое знала наизусть с пятого класса.

 

Развернутые ответы

 

Также формулировка вопросов для развернутых ответов может быть совершенно не похожей на те, которые были в пробниках. Ведь при тренировке вопросы имеют тенденцию довольно часто повторяться, однако  в работе может попасться уже все что угодно. Но суть вопроса же от формулировки не зависит! По сути своей все они очень однообразны, просто поддаются некоему “коверканию”, лишь бы запутать сдающих экзамен. Так что не стоит паниковать, просто нужно подумать, на что это больше всего похоже.

Например, в работе может попасться вопрос про конфликт героев, но в формулировке будет “социально-философские споры”, или “противостояние благородных и подлых героев”. Или же  в вопросе про природу может быть что-то вроде “каким образом герой сравнивает себя с кедром?”

Это все очень просто, но уточнения могут порой сбивать с толку. В итоге, лучше всего свести  все к общему определению, будь то конфликт, душевные переживания, связь человека и природы и так далее.

Тестовая часть

 

Меня лично еще шокировало задание с цитатами. Были даны отрывки реплик из рассказа “Ионыч” А.П. Чехова, и нужно было сопоставить их с персонажами, которые их произносили. Конечно, нужно было ориентироваться на характеристики персонажей, но, так как одна цитата еще должна была остаться лишней, и не везде можно было выделить ключевые фразы/особенности речи, я с этим заданием не справилась.

Структура развернутых ответов

Очень важно обращать внимание на речь и на материал, который используется в работе.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что цитата использована правильно и точно, то лучше ее не писать.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что именно этот герой совершал именно это действие, то опять-таки лучше это не упоминать.

Если имя героя плохо запомнилось, то лучше назвать его “главным героем” или просто дать его характеристику (чей он родственник, как он выглядит, кто он по профессии, статусу и так далее).

 

Также нужно следить за повторами, тавтологией, речевыми ошибками. Например, я случайно использовала слово “история” в трех разных значениях и из-за этого написала его раз шесть в трех-четырех предложениях. И заметила, к сожалению, уже когда закончилось время экзамена.

Обязательно надо обращать внимание на то, как часто вы употребляете имена героев. В этом вам поможет использование синонимов: не просто Базаров, а друг Аркадия Кирсанова, нигилист; не просто Наташа Ростова, а сестра, дочь, возлюбленная, любимая героиня Толстого (одна из) и так далее.

Разнообразить работы синонимами нужно еще и в случае с глаголами. Не следует использовать только “автор описал” и “автор показал”, есть очень много слов, которыми  можно заменить такие формулировки, а где-то вообще лучше по другому построить предложение, иначе получается очень однообразно и некрасиво.

Свое мнение

Это, конечно, очень грустно, но свое мнение ни в коем случае писать нельзя. Как я уже несколько раз писала, лучше всего все сводить к объективности.

На экзамене никому не интересно, что ты думаешь на те или иные темы. Проверяющим нужно видеть твое знание теории и материала. Поэтому нельзя использовать никакие “Я думаю”, “Я считаю”, “По моему мнению” и так далее, чему нас наоборот учат, готовя к ЕГЭ по русскому.Поэтому, подводя такой промежуточный итог, я  советую время от времени освежать в памяти структуру написания и критерии для развернутых ответов.

Надеюсь, мои советы помогут вам избежать моих ошибок и написать ЕГЭ по литературе на хороший балл. Главное всегда помнить о времени и о том, что никому из проверяющих не интересно посмотреть на ваш прекрасный навык письма. Есть критерии — нужно им соответствовать. Не стоит думать, что сдать экзамен хорошо — цель заоблачная и невыполнимая, нужно просто знать, с какой стороны лучше к нему подойти. Не торопитесь, учите клише и не пугайтесь, если вдруг получите бланк, в котором просят анализ произведений, которые вы видите в первый раз.

 

www.abitura.pro

5 главных проблем ЕГЭ по литературе

Литература — один из самых сложных предметов для сдачи на ЕГЭ. Одиннадцатиклассница рассказывает, что не так с критериями оценки заданий с развёрнутым ответом, почему не нужно учить, кто из персонажей «Мёртвых душ» вышивал по тюлю, и почему архитекторам и дизайнерам ЕГЭ по литературе вообще не нужен.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Необъективные критерии

Критерии ЕГЭ по литературе сформулированы расплывчато. Среднестатистический школьник смутно себе представляет, что такое «глубина суждений» и как убедительно сопоставить три произведения. В 2018 году критерии усовершенствуют: их будет больше и они станут более конкретными. Но «глубина ответа» никуда не делась.

2. Оценка зависит от субъективного мнения эксперта

Система оценивания проработана не до конца. Как результат — окончательная оценка зависит от субъективного мнения эксперта в большей степени, чем от критериев. Эксперт может не разглядеть глубину понимания произведения. Очень часто случаются расхождения в баллах. Например, первый проверяющий ставит за сочинение 12 баллов, второй — 7. Сочинение отправляется на третью проверку, и третий эксперт решает поставить 10 баллов. Это общая проблема для гуманитарных предметов на ЕГЭ.

3. Нет места для личного мнения

Чтобы сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов, надо обладать навыками телепатии. Как ещё согласовать свой ответ с тем, что написано в критериях, я не знаю. А разойтись с ними — рискованно. Вдруг убедительность приводимых суждений окажется недостаточной.

4. Вместо анализа — зубрёжка

Это проблема заданий с кратким ответом. Они нацелены не на то, чтобы понимать произведение, а на запоминание второстепенных деталей. Как это поможет при анализе — непонятно.

В следующем году задания с кратким ответом исключат. Это избавит от бессмысленной зубрёжки и оставит больше времени на выполнение заданий с развёрнутым ответом.

5. Некоторым сдающим экзамен знания по литературе не нужны

Результаты ЕГЭ по литературе требуют на все творческие специальности. Если будущим сценаристам и журналистам знания по литературе понадобятся для учёбы, то зачем они нужны фотографам, дизайнерам и архитекторам — непонятно. Вместо практики они учат, в каком году Салтыков-Щедрин закончил «Премудрого пескаря».

«Литература — самый творческий предмет в школьной программе» — сомнительный аргумент. ЕГЭ учит мыслить по шаблону, а литература с введением ЕГЭ, ФГОС и других страшных аббревиатурных инициатив утратила творческий компонент.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Литература в школе: 10 вещей, которые бесят

14 советов от учёных, которые помогут сдать любой экзамен

60 ошибок в русском языке, которые вы больше не будете делать

mel.fm

Как сдать ЕГЭ по литературе и не прогневать экспертов? « Год Литературы 2018

Советы, собранные в этой статье, помогут написать сочинения, которые понравятся экспертной комиссии

Текст: Ольга Лапенкова
Фото: Edukovrov.ru

Литература — не химия и физика: единственно верного способа выполнить задание здесь не существует. Поэтому, чтобы успешно сдать госэкзамен, стоит ненадолго поставить себя на место проверяющего. Советы, собранные в этой статье, помогут вам написать сочинения, которые понравятся экспертной комиссии.

1. Изучите критерии и кодификатор

ЕГЭ по литературе содержит задания двух типов: с кратким (одно-два слова либо последовательность букв или цифр) и развернутым ответом. Ответы на эти задания записываются на соответствующие листки — это бланк № 1 и № 2 соответственно.
Вряд ли стоит лишний раз говорить, что инструкцию по заполнению этих листков и сами задания следует читать внимательно. Но если вы вдруг забыли, можно ли на бланке № 1 исправлять ошибочные ответы (можно — для этого есть специальное поле) и нужно ли ставить пробел, если краткий ответ содержит два слова (не нужно), вам напомнят об этом непосредственно перед экзаменом. А вот в процессе подготовки стоит обратить внимание на две другие вещи: список критериев и кодификатор.

Рассмотрим, например, задания на сопоставление — 9 и 16, которые звучат примерно так: «В таком-то стихотворении Есенина описан внутренний мир одинокого, всеми покинутого человека. В каких еще произведениях герой чувствует себя оторванным от мира?» Казалось бы, что сложного? Вспомни побольше похожих стихотворений и перечисли! Но в списке критериев прописано, что нужно привести два примера — не больше и не меньше. И не просто привести, а обосновать свой выбор, да еще и сопоставить каждое выбранное стихотворение с «исходным». То есть в сочинении обязательно должны присутствовать фразы, начинающиеся примерно так: «Как и в стихотворении Есенина…»

В списке критериев прописаны специфические требования и к другим работам. Например, в последнем задании (сочинение объемом ~ 250 слов) нужно обязательно упомянуть несколько литературоведческих терминов (не «образное определение», а «эпитет»; не «комната Онегина», а «интерьер»). Так что советуем найти в пособии или просто в интернете несколько «идеальных» сочинений выпускников прошлых лет и «поиграть в эксперта».

Что касается кодификатора: это список произведений, которые необходимо разобрать, чтобы успешно сдать ЕГЭ. Если название той или иной книги приведено полностью и рядом нет отметки «по выбору учащегося», значит, отрывок из такого текста может попасться на экзамене. Если же в кодификаторе стоит отметка «по выбору» или упомянут только автор, а названий произведений нет, изучать этот материал не обязательно. (Хотя он может здорово помочь при выборе аргументов.) Данное правило касается почти всех произведений второй половины ХХ века.

Список критериев и кодификатор можно найти на сайте ФИПИ.

2. Будьте осторожны с терминами

Хотя основной процент ошибок и, соответственно, снятых баллов приходится на сочинения, в заданиях с кратким ответом тоже есть подводные камни. Дело в том, что иногда на ЕГЭ от ученика требуется дать не самый логичный ответ — но именно он будет засчитан как правильный.

Например, при описании речи в литературоведении пользуются тремя терминами: монолог (говорит один персонаж), диалог (говорят два персонажа) и полилог (три персонажа и больше). Но так уж вышло, что в ЕГЭ термин «полилог» не используется. И если вам попался, например, отрывок из пьесы «На дне», где переругивается вся толпа ночлежников, а под отрывком оказался вопрос: «Как называется такой обмен репликами между персонажами?», в бланк нужно будет написать: «Диалог».

Также некоторые педагоги учат, что синекдоха — частный случай метонимии, а «рассказчик» и «повествователь» — разные понятия. Но терминов «синекдоха» и «повествователь» в мире ЕГЭ тоже не существует.

Такое положение вещей тем обиднее, что апелляция тестовой части не предусмотрена. Поэтому нужно прорабатывать побольше материалов из пособий и решать задания на тематических сайтах. Но помните, что даже в книге вы можете встретить ошибку. Если вы абсолютно уверены в своей правоте, а в ответе оказалось что-то другое, поделитесь сомнениями со своим школьным преподавателем литературы, репетитором — или, на худой конец, со знающими людьми из тематических групп в соцсетях.

3. Воздерживайтесь от спорных трактовок

Это замечание касается в первую очередь отличников-энтузиастов, которые давно вызубрили школьную программу и захотели большего.

У литературоведов есть много любопытных (и часто несостоятельных) теорий. Например, А. А. Зимин считал, что «Слово о полку Игореве» — подделка и создано оно далеко не в XII веке; А. Н. Ужанков высказал мысль, что Татьяне Лариной было всего 13 лет, а Д. Л. Быков убежден, что «Мастер и Маргарита» — роман для одного читателя, своеобразное послание Сталину. Всё эти мнения интересны, но госэкзамен — не лучшая площадка для их обсуждения.

Почему от спорных теорий лучше воздержаться? Кто-то из экспертов может быть ярым противником идей того или иного литературоведа, а кто-то может о нем и вовсе не знать. А главное: чтобы хорошо ответить на «егэшные» вопросы, знание тонких материй не требуется. Сочинение на условную тему «Почему Татьяна не отвечала на письма Онегина?» не предполагает доскональных подсчетов, в каком году родился каждый из героев романа.

4. Выбирайте аргументы с умом

И еще один совет для юных знатоков литературы. Если вы ищете аргументы для заданий на сопоставление (где, как мы разобрались, нужно привести два примера похожих произведений), не гонитесь за оригинальностью. Ни сочинения протопопа Аввакума, ни последние романы Пелевина упоминать не стоит. И, само собой, никаких священных текстов, публицистики и фольклора: мы все-таки сдаем экзамен по русской художественной литературе.

5. Не пишите фанфики

Эта рекомендация, в отличие от двух предыдущих, будет актуальна для тех, кто привык компенсировать недостаток знаний фантазией и чувством юмора. Умение свободно мыслить — это отлично, но на ЕГЭ нельзя «достраивать» произведение за автора. Иными словами, не стоит придумывать, кем были родители сироты Чацкого и — тем более — что вышло бы, если бы Печорин влюбился в Наташу Ростову.

6. Запаситесь конкретикой

Зубрежка — это скучно, но, увы, к госэкзамену лучше бы выучить как можно больше точных сведений о произведениях из кодификатора. И речь не только об именах авторов и главных героев, но и о деталях. Помните, кто спас Светлану из баллады Жуковского от мертвеца? Белый голубок — символ Святого Духа. Именно поэтому «лучший друг нам в жизни сей — вера в Провиденье». А из-за чего состоялась дуэль Гринёва и Швабрина? А что приснилось городничему из «Ревизора» в ночь перед тем, как пришло пренеприятное известие? А куда собрался уехать Свидригайлов, но вместо этого застрелился? И — главное — почему это важно?
Чтобы запомнить побольше деталей, перечитывать произведения к ЕГЭ лучше с карандашом, делая пометки на полях. А любителям читать с гаджетов стоит скачать приложение, позволяющее делать виртуальные закладки.

Кстати, знание цитат — не только из художественной литературы, но и из критических статей — необходимо, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл (90 и выше). Хотя бы за две недели до экзамена сделайте табличку: левый столбец — название произведения, правый — цитаты. Их очень здорово использовать в качестве эпиграфов, поэтому выбирайте общие фразы. Например, высказывание В. Г. Белинского «Пушкин был на Руси полным выразителем своей эпохи» подойдет для работы и по «Капитанской дочке», и по «Евгению Онегину», и по лирике вообще. И учите! Но помните: цитаты в заключении сочинения — недопустимы.

В идеале на ЕГЭ по литературе вы должны упомянуть десять цитат — по две в каждом сочинении. Для заданий 8 и 15 их можно брать из исходного текста. Если у вас осталось мало времени на подготовку и вы боитесь, что не успеете вызубрить столько текста, сосредоточьтесь на повторении тех цитат, которые вы уже знаете. Только не говорите, что ничего не помните! Все мы учили стихи в школе и повторяли крылатые фразы вроде «Не хочу учиться, хочу жениться» или «Счастливые часов не наблюдают» — осталось только узнать, кто из героев это произнес.
Увы, запомнить цитату слово в слово получается не всегда. Ели вы не уверены в точности формулировки, не рискуйте: переделайте прямую речь в косвенную. (Не «А. С. Пушкин — солнце нашей поэзии», а «В. Ф. Одоевский называл Пушкина солнцем нашей поэзии».) Нет кавычек — нет фактической ошибки.

7. Сдерживайте творческие порывы

То, что вы сдаете ЕГЭ по литературе, еще не значит, что и вам придется создавать художественные произведения. Наоборот: задания с развернутым ответом подразумевают, что вы будете использовать научный стиль.

Там, где вы придумали красивый эпитет или смелую метафору, эксперты увидят речевую ошибку. Тем более — не нужно вместо сочинения писать стихи или инсценировку. А если вам не вполне понятно, что такое научный стиль, почитайте статьи на «Киберленинке» (заодно и материал повторите, и наберете цитат современных литературоведов).

8. Не бойтесь спорить

Получили результаты госэкзамена и расстроились? Рекомендуем пойти на апелляцию. «Выбить» один-два балла вполне реально. А если даже и не получится, эксперты объяснят вам, за что они снизили оценку, и вы не будете мучиться из-за неизвестности.

Кстати, парадокс: чем больше у вас баллов, тем выше вероятность, что вам их добавят. Ведь отличникам обычно снижают оценки не за грубые ошибки, а за неточные формулировки и незначительные промахи в композиции. Так что попробуйте доказать комиссии, что вы действительно знаете, о чем пишете. И не бойтесь, что балл могут не повысить, а, наоборот, снизить: практика показывает, что это происходит крайне редко.

Само собой, спорить с экспертами следует максимально вежливо: меньше эмоций — больше аргументов. Поэтому «линию защиты» лучше выстроить заранее. Перечитайте свои работы (сканы появятся на сайте с оценками), проверьте, правильно ли вы написали имена авторов, персонажей, нет ли ошибок в цитатах. Опять же — пришлите свои сочинения учителю или репетитору.
Успехов с ЕГЭ и поступлением!

29.05.2018

Просмотры: 0

godliteratury.ru

эксперты проанализировали новую модель ЕГЭ — Учёба.ру

Возможно, уже в следующем, 2018 году ЕГЭ по литературе будет проводиться по новой модели. Напомним, что литература по-прежнему является экзаменом по выбору, однако его результаты учитывают при поступлении в вузы по целому ряду специальностей: филология, актерско-вокальное искусство, телевидение, киноведение, дизайн, театроведение, живопись и даже цирк.

В этом году в ЕГЭ по литературе никаких изменений не будет, и выпускники-2017 будут сдавать его по старой модели, но те десятиклассники, которые думают о выборе вышеперечисленных профессий, должны готовиться к изменениям.

Только что завершилась первичная апробация новой модели; как сообщил руководитель Федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по литературе Сергей Зинин, она прошла успешно. В эксперименте приняли участие более тысячи учеников из 13 регионов России, из 60 образовательных организаций разных типов. «Для первичной апробации это было достаточно репрезентативно, чтобы мы могли сделать уже определенные выводы и двигаться дальше», — заявил Зинин.

По словам эксперта, времени, отведенного на экзамен, хватило, с заданиями все, в большинстве своем, справились. В скором времени начнутся более широкие исследования и «будет решаться вопрос о введении новой модели экзамена в штатный режим».

Принципиальных отличий новой модели от той, по которой сдают ЕГЭ по литературе сейчас, несколько. Во-первых, исключены задания с кратким ответом — в нынешней модели это задания с № 1 по № 7 в первой части, где надо проанализировать фрагмент художественного текста, и задания с № 10 по № 14 во второй, стихотворной части. Эти вопросы подразумевают ответ в виде слова, словосочетания или даже последовательности цифр.

В новой версии останутся только те задания, которые требуют развернутого ответа ограниченного объема, но не меньше 5-10 предложений, как сейчас — задания № 8, № 9, № 15 и № 16.

Альтернативными станут задания № 1 и № 3. В презентации новой версии приводится такой пример: «3.1. Каково отношение лирического героя стихотворения к „великой вечной армии“ влюбленных? 3.2 Какую роль в стихотворении Б.Ш. Окуджавы играет анафора?». В старой версии альтернативных вопросов не было.

Упрощены сопоставительные задания № 2 и № 4: для выполнения каждого из них нужно подобрать одну позицию сопоставления, а не две, как было раньше. Для выбора примера для сопоставления не требуется обоснование.

Тут надо заметить, что, по словам экспертов, именно задание № 4 в нынешней версии вызывает больше всего трудностей, с ним справляется меньше половины выпускников. Успешность его выполнения напрямую связана со знанием текста, сюжетной основы, героев и событий в книге.

Провалы на этом вопросе говорят о том, что даже те, кто выбирает экзамен по литературе, часто не читают художественные произведения полностью, ограничиваясь кратким пересказом, порой весьма сомнительного качества. Поэтому выбрать правильный ответ: кто из героев романа «Отцы и дети» женился на сестре Одинцовой, а кто на Фенечке — дети часто не в состоянии.

Судя по результатам первичной апробации новой модели, задания № 2 и № 4 по-прежнему кажутся школьникам самыми сложными — они вызвали затруднения у 32% ребят.

Внесены изменения в сочинение (в новой модели это задание будет идти под номером 5). Количество альтернативных тем увеличено. В нынешней версии варианты варьировались в рамках трех историко-литературных блоков: «древнерусская литература, классика XVIII или первой половины XIX века»; «русская литература второй половины XIX века»; «русская литература XX века». В новой модели добавился четвертый вариант: «Русская литература (эпоху и произведение выбирает экзаменуемый)».

Увеличен рекомендуемый объем сочинения с 200 до 250 слов и минимальный необходимый объем со 150 до 200 слов.

В целом же рекомендации, которые дают разработчики ЕГЭ по литературе тем, кто выбирает этот сложный экзамен, не изменились. Вот основные из них:

  • Прежде всего, нужно читать и перечитывать произведения, которые входят в школьную программу. Слабое знание текста — первопричина неудач. Учите имена героев, сюжетные линии: для того, чтобы ответить на коварные вопросы, нужно знать не только содержание, но и структуру текста, названия глав. Ведь бывает, что вместо «Фаталиста» появляется «Филателист» или даже «Фанат», а то и вовсе «Подвиг Печорина».
  • Вторая проблема: плохое знание теории литературы: школьники часто не ориентируются в формальной стороне вопроса. Важно понимать, а не просто заучивать термины, и при этом следовать определениям из литературоведения, а не выдумывать свои. По словам разработчиков, традиционно «тяжелее» всего приходится гиперболе: ее экзаменующиеся видят в каждом приведенном отрывке, хотя этот художественный прием имеет вполне конкретное определение.
  • На экзамене нет вопросов, которые бы подразумевали знание точных дат. Не надо учить, в каком году написано «Горе от ума», а вот понимать историко-художественный контекст, ориентироваться в эпохах и связях нужно обязательно. Создатели ЕГЭ признаются, что встречали ответы, в которых сообщалось, что Гоголь дружил с Джеком Лондоном.
  • Внимательно читайте формулировки задания, не игнорируйте его суть. Если задан вопрос об отношениях Пугачева и Гринева, не надо писать все, что вы знаете про «Капитанскую дочку». Найдите ключевое слово в вопросе: на экзамене нужен прямой ответ на поставленный вопрос.
  • Некоторые задания требуют цитирования или ссылок на произведения. Это не должны быть «трехэтажные» тексты: иногда достаточно сказать о характере Базарова: «сам себя он называл „самоломанным“». Уже это одно слово продемонстрирует знание текста. Регулярно пишите сочинения на различные темы, это поможет научиться четко и грамотно формулировать свои мысли.

«ЕГЭ по литературе — один из самых спорных экзаменов. Хочется проверить и знание теории, и умение грамотно писать, и любовь к литературе. И все это — за ограниченный промежуток времени. Разработчики в этом году предложили отказаться от части с открытыми ответами и включили теоретический материал в мини-сочинения.

С одной стороны, идея хорошая: важно, чтобы ребенок не просто заучивал термины, а мог их применять. С другой стороны, хочется больше интересных формулировок вопросов. Мне кажется важным, что усиливается дифференциация внутри самих заданий, теперь они больше ориентированы на разный уровень подготовки.

Впрочем, по-прежнему не хватает сложных творческих заданий, способных продемонстрировать личную заинтересованность и понимание литературы как целостного процесса.

Вот несколько советов, которые помогут в подготовке к экзамену:

  • Карточки — лучший способ систематизации и закрепления материала.
  • Нужно больше читать по программе.
  • Важно учиться понимать термины, а не заучивать их.
  • Надо писать сочинения с таймером».

www.ucheba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *