Эпитет и примеры – Эпитет — что это такое, а также примеры эпитетов из литературы и поэзии

примеры, виды, определение :: SYL.ru

В школьной программе эпитету уделяется много внимания: ему посвящаются целые уроки, начиная с пятого класса и заканчивая девятым. Эпитет – это важное выразительное средство, используемое не только писателями, но и обычными людьми в повседневной речи. Возможно, они не такие витиеватые и не представляют никакой художественной ценности, но каждый из нас использует их чуть ли не ежедневно. 

эпитет примеры

Что такое эпитет?

Этой фигурой речи активно пользовались поэты и писатели 18-19 веков, благодаря которым сложился современный русский язык. Это Пушкин, Державин, Баратынский и другие. Эпитет является художественным определением явления или предмета, помогающим более живо представить себе этот предмет, почувствовать то, как относится к нему автор. Как мы привыкли еще говорить – красочное определение. Слово в переносном значении – это эпитет. Примеры: печальный человек – здесь слово употребляется в своем прямом значении; печальная погода – в переносном. Словари дают другие определения, более развернутые.

Развернутое определение эпитета

Эпитет является словом или целым выражением, которое, благодаря структуре и особым функциям в тексте, способно приобретать новый смысловой оттенок или даже значение, выделяя, таким образом, в изображаемом объекте неповторимые индивидуальные признаки и заставляя оценивать его с новой, необычной точки зрения.

постоянный эпитетЭпитет может взаимодействовать с любым из типов семантических переносов – метонимией, метафорой, гиперболой, оксюмороном и др., окрашивая текст в определенную тональность. Максимально ощутимой экспрессивная функция этой фигуры речи становится тогда, когда она образует синонимический (иногда – квазисинонимический) ряд, в котором каждый его член оттеняет или дополняет эпитет. Примеры: унылая, грустная погода; печальный, траурный отблеск увядания.

Постоянный эпитет

Такой, который, сочетаясь с определяемым словом, образует при этом устойчивое образно-поэтическое выражение. То есть, это такие словосочетания или фразы, слыша которые, мы уже не чувствуем того, что это эпитет. Примеры: золотая осень, синее море. Особенно много постоянных эпитетов мы встречаем в фольклоре: красная девица, добрый молодец, чисто поле.
эпитет этоКроме того, есть группы эпитетов, встречающиеся преимущественно в каких-либо конкретных жанрах народной поэзии: для сказок характерны постоянные эпитеты, носящие фантастический характер – хрустальный мост, золотой дворец.

Грамматическая форма эпитетов, его характеристики и функции

В этих вопросах мнения филологов расходятся. Некоторые уверены в том, что в роли эпитета может выступать только определение, выраженное прилагательным. Другие склоняются к тому, что грамматическая функция слова-эпитета может быть различной, главное – определяющее положение к другому слову. Другими словами, и глагол, и наречие, и деепричастие при определенных обстоятельствах – эпитет. Примеры: призрачно царит (И. Бродский), крадучись, играя в прятки, сходит небо (Б. Пастернак). Как видим из определения и пояснений, эпитеты действительно встречаются в повседневной речи: разве не говорим мы про хмурое небо или грустный дождь? Эти фигуры позволяют делать нашу речь образной и приятной.

www.syl.ru

Литота в литературе и ее примеры. Литота как метафора и эпитет

Словом литота в лингвистике и филологии называют два различных стилистических приема.
1. Литота — это намеренное художественное преуменьшение («жизнь человека — один миг»).
2. Литота — это отрицание отрицания, смягчающее смысл выражения («небезопасный» вместо «опасный», «небесполезный» вместо «полезный», «немало» вместо «много»).

Термин «литота» происходит от древнегреческого слова λιτότης — простота, малость, умеренность. Ударение ставится на второй слог: литóта.

Литота как преуменьшение

Литота в первом смысле — это художественное преуменьшение. Другое и более корректное название — мейосис. Этот литературный прием (троп) заключается в преуменьшении размера, силы, значения описываемого. Например: написал ему пару слов; заработал три копейки; секундное дело. Может использоваться для утрирования или с иронией.

  • Литота может быть построена на метафоре — сравнении с чем-то маленьким, незначительным. Например, «мужичок с ноготок» у А.Н. Некрасова. Или у А.С. Грибоедова в «Горе от ума»: «Прелестный шпиц, не более наперстка!»

  • Многие литоты являются фразеологизмами: машина ехала с черепашьей скоростью; до Волги было рукой подать; денег кот наплакал.

  • Также литота может быть построена на «уничижительном» эпитете: мышиная возня, микроскопическая собака.

Примеры литоты как художественного преуменьшения

Или всю Русскую землю, как птицу, рукой своей возьмешь? Или раздавишь нас, как мошку?
Иван Грозный. Послание польскому королю Стефану Баторию (1579)

Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки…
Н.В. Гоголь. «Невский проспект» (1835)

Мой Марихен так уж мал, так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени
И гулял!
К.С. Аксаков. «Мой Марихен» (1836)

Ты бродила на опушке леса, —
Девушка без крови и без веса…
Игорь Северянин. «Поэза лесной опушки» (1915)

Литота и гипербола. Противоположность литоте — гипербола, то есть намеренное художественное преувеличение. Иногда литоту называют обратной гиперболой.

Литота и гипербола могут использоваться вместе. Например, у В.В. Маяковского в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии»:

Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.

Литота как двойное отрицание

Во втором значении литота — это смягчение значения слова путем двойного отрицания. Например: небезызвестный, небезынтересный, небезосновательный. Другое название этого стилистического приема — антенантиоз.

Литота заменяет одни слова другими, поэтому является видом перифразы. При этом литота смягчает выражение и этим близка к эвфемизму. Например, вместо «уродливая женщина» можно сказать «она совсем не красавица», вместо «пресловутый» — «небезызвестный», а вместо «я поддерживаю» можно сказать «я не возражаю».

Примеры литоты как двойного отрицания

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
А.С. Пушкин. «Из Пиндемонти» (1836)

Верь: я внимал не без участья,
Я жадно каждый звук ловил.
Н. А. Некрасов. «Когда из мрака заблужденья…» (1845)

О, я недаром в этом мире жил!
Н.А. Заболоцкий. «Завещание» (1947

www.anews.com

как определять эпитеты и метафоры?и их примеры

Эпитет-красочное художественное определение, пример: золотой дождь. Мета́фора (от др. -греч. μεταφορά — «перенос» , «переносное значение» ) — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Пример: солнечная улыбка. Можно определить так: Ночевала тучка золотая (тучка золотая-эпитет) . Определяем так: тучка →золотая.. это эпитет потому что, тучка по настоящему не может быть золотой. Как определяем что это именно эпитет, а не метафора: Это точно не метафора, так как тут нет скрытого сравнения. Костёр рябины красной-это метафора, так как тут присутствует скрытое сравнение, костёр рябины красной, рябина красная как костёр. (скрытое сравнение) . как определить что это не эпитет: тут не присутствует красочное определение. В нашем случае золотая. (тучка золотая).

ЭП? ИТЕТ (греч. epitheton, букв. — приложенное) , троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом) , дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле» , «парус одинокий») . МЕТ? АФОРА (от греч. metaphora — перенесение) , троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов («говор волн» , «бронза мускулов») .

— МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) По форме (кольцо на руке – кольцо дыма) ; По цвету (золотой медальон – золотые кудри) ; По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) и тд — ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. Золотые волосы — метафора, потому, что это переносное значение по цвету.. .НЕ БЫВАЕТ золотого цвета.. .золотой цвет — это цвет золота (кстати золото бывает разных цветов) Эпитет – КРАСОЧНОЕ, ОБРАЗНОЕ определение (тупо образное и яркое, красочное определение) Метафора – употребление слова в ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ на основе СХОДСТВА (есть сходство по какому-то параметру — метафора) Дело в том, что серебряный ручей может быть ручьем, содержащим серебро. А вот, если ручей чистый как серебро (серебро очищает и связано с чистотой) , то это метафора.. .причем она же и эпитет. То есть во втором случае мы имеем эпитет-метафору. Эпитет-красочное художественное определение, пример: золотой дождь. Мета́фора (от др. -греч. μεταφορά — «перенос» , «переносное значение» ) — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Пример: солнечная улыбка. Можно определить так: Ночевала тучка золотая (тучка золотая-эпитет) . Определяем так: тучка →золотая.. это эпитет потому что, тучка по настоящему не может быть золотой. Как определяем что это именно эпитет, а не метафора: Это точно не метафора, так как тут нет скрытого сравнения. Костёр рябины красной-это метафора, так как тут присутствует скрытое сравнение, костёр рябины красной, рябина красная как костёр. (скрытое сравнение) . как определить что это не эпитет: тут не присутствует красочное определение. В нашем случае золотая. (тучка золотая). ЭП? ИТЕТ (греч. epitheton, букв. — приложенное) , троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом) , дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле» , «парус одинокий») . МЕТ? АФОРА (от греч. metaphora — перенесение) , троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов («говор волн» , «бронза мускулов»)

Чуть солнце пригрело откосы

— МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) По форме (кольцо на руке – кольцо дыма) ; По цвету (золотой медальон – золотые кудри) ; По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) и тд — ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. Золотые волосы — метафора, потому, что это переносное значение по цвету.. .НЕ БЫВАЕТ золотого цвета.. .золотой цвет — это цвет золота (кстати золото бывает разных цветов) Эпитет – КРАСОЧНОЕ, ОБРАЗНОЕ определение (тупо образное и яркое, красочное определение) Метафора – употребление слова в ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ на основе СХОДСТВА (есть сходство по какому-то параметру — метафора) Дело в том, что серебряный ручей может быть ручьем, содержащим серебро. А вот, если ручей чистый как серебро (серебро очищает и связано с чистотой) , то это метафора.. .причем она же и эпитет. То есть во втором случае мы имеем эпитет-метафору. Эпитет-красочное художественное определение, пример: золотой дождь. Мета́фора (от др. -греч. μεταφορά — «перенос» , «переносное значение» ) — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Пример: солнечная улыбка. Можно определить так: Ночевала тучка золотая (тучка золотая-эпитет) . Определяем так: тучка →золотая.. это эпитет потому что, тучка по настоящему не может быть золотой. Как определяем что это именно эпитет, а не метафора: Это точно не метафора, так как тут нет скрытого сравнения. Костёр рябины красной-это метафора, так как тут присутствует скрытое сравнение, костёр рябины красной, рябина красная как костёр. (скрытое сравнение) . как определить что это не эпитет: тут не присутствует красочное определение. В нашем случае золотая. (тучка золотая). ЭП? ИТЕТ (греч. epitheton, букв. — приложенное) , троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом) , дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле» , «парус одинокий») . МЕТ? АФОРА (от греч. metaphora — перенесение) , троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов («говор волн» , «бронза мускулов») 1 Нравится Пожаловаться Алмагуль Айтенова Ученик (134) 1 неделю назад Чуть солнце пригрело откосы Нравится Пожаловаться Введите текст ответа ФотоВидеоИсточник:

Эпитет – это слово или выражение (синтаксическое целое) в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному. С помощью эпитетов достигается особая тонкость, выразительность, глубина. Конструкция эпитета обычно проста. Это прилагательное + существительное. Эпитет в тексте обычно оказывается в постпозиции, после определяемого слова. Если эпитеты оказываются расположенными в тексте вертикально, то есть оторвано друг от друга, то это только усиливает их конкретное звучание и придает особую глубину тексту. Вот, к примеру, в стихотворении А. Блока эпитеты заканчивают строку: Все, как было. Только странная Воцарилась тишина. И в окне твоем — туманная Только улица страшна. Эпитет «странная» создает эффект разрыва тишины, а после слова «туманная» у читателя возникает ощущение таинственности, гулкого эха. Различают простые эпитеты, состоящие из одного прилагательного, например : «голубиные облака» (С. А. Есенин) . Или же слитные, состоящие из двух — трех корней, но воспринимающиеся на слух как одно целое, например: «убедительно-лживый рассказ» . ( А. К. Толстой) Есть эпитеты авторские, встречающиеся довольно редко, несущие дополнительную экспрессивную нагрузку, передающие особый смысл не просто слова, а часто целой группы слов: «В блюдечках — очках спасательных кругов» (В. Маяковский) . Читая и обдумывая такой эпитет, мы можем постепенно понять сложность и широту взгляда автора на привычные вещи. Ощущается в эпитете В. Маяковского и лексический подтекст, особая смысловая глубина, наполненная иронией, горечью, сарказмом, недоумением… И все это достигается с помощью одного лишь художественно – выразительного средства языка – эпитета.

— МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) По форме (кольцо на руке – кольцо дыма) ; По цвету (золотой медальон – золотые кудри) ; По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) и тд — ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. Золотые волосы — метафора, потому, что это переносное значение по цвету.. .НЕ БЫВАЕТ золотого цвета.. .золотой цвет — это цвет золота (кстати золото бывает разных цветов) Эпитет – КРАСОЧНОЕ, ОБРАЗНОЕ определение (тупо образное и яркое, красочное определение) Метафора – употребление слова в ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ на основе СХОДСТВА (есть сходство по какому-то параметру — метафора) Дело в том, что серебряный ручей может быть ручьем, содержащим серебро. А вот, если ручей чистый как серебро (серебро очищает и связано с чистотой) , то это метафора.. .причем она же и эпитет. То есть во втором случае мы имеем эпитет-метафору.

Эпитет – это слово или выражение (синтаксическое целое) в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному. С помощью эпитетов достигается особая тонкость, выразительность, глубина. Конструкция эпитета обычно проста. Это прилагательное + существительное. Эпитет в тексте обычно оказывается в постпозиции, после определяемого слова. Если эпитеты оказываются расположенными в тексте вертикально, то есть оторвано друг от друга, то это только усиливает их конкретное звучание и придает особую глубину тексту. Вот, к примеру, в стихотворении А. Блока эпитеты заканчивают строку: Все, как было. Только странная Воцарилась тишина. И в окне твоем — туманная Только улица страшна. Эпитет «странная» создает эффект разрыва тишины, а после слова «туманная» у читателя возникает ощущение таинственности, гулкого эха. Различают простые эпитеты, состоящие из одного прилагательного, например : «голубиные облака» (С. А. Есенин) . Или же слитные, состоящие из двух — трех корней, но воспринимающиеся на слух как одно целое, например: «убедительно-лживый рассказ» . ( А. К. Толстой) Есть эпитеты авторские, встречающиеся довольно редко, несущие дополнительную экспрессивную нагрузку, передающие особый смысл не просто слова, а часто целой группы слов: «В блюдечках — очках спасательных кругов» (В. Маяковский) . Читая и обдумывая такой эпитет, мы можем постепенно понять сложность и широту взгляда автора на привычные вещи. Ощущается в эпитете В. Маяковского и лексический подтекст, особая смысловая глубина, наполненная иронией, горечью, сарказмом, недоумением… И все это достигается с помощью одного лишь художественно – выразительного средства языка – эпитета.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *