Есть ли в этой пьесе пролог и эпилог – Что такое пролог и эпилог? Где это применяется?

Содержание

Что такое пролог и эпилог? Где это применяется?

Значения слов «пролог» и «эпилог» необходимо понимать, готовясь к ЕГЭ по русской и зарубежной литературе. К сожалению, школьникам не всегда удается получить необходимые знания на уроках или из учебника.

Мы постараемся объяснить содержание этих понятий в максимально простой и доступной форме.

Что означают слова «пролог» и «эпилог»?
Что такое пролог в литературе?
Зачем нужен эпилог в литературе?
Для чего применяется пролог в музыке?
Примеры использования эпилога в музыке

Что означают слова «пролог» и «эпилог»?

Пролог – это слово, заимствованное из греческого языка, где «prologos» обозначает «вступление». Так называется вводная часть литературного или музыкального произведения, в том числе театральной пьесы или музыкально-сценической постановки.

В прологе могут излагаться события, предшествующие основной сюжетной линии произведения, излагается художественное кредо писателя, мотивация написания им данного произведения и т.д. Музыкальный пролог предваряет основную часть пьесы и служит вступлением, предназначенным вызвать интерес слушателей.

Эпилог – слово, также заимствованное из греческого. «Еpilogos» означает «послесловие». Это завершающая часть произведения, которая отделена от основного текста и представляет собой краткое описание дальнейшей судьбы действующих лиц.

Литературоведы различают эпилог и собственно послесловие, которое может содержать отвлеченные рассуждения и обобщения автора, тогда как в эпилоге всего лишь окончательно завершаются сюжетные линии произведения.

Что такое пролог в литературе?

В структуре литературного произведения пролог занимает важное место, поскольку подготавливает читателя к восприятию основного содержания книги.

Пролог, в отличие от предисловия, пишется всегда самим автором, и его содержание может быть любым – от рассуждений на отвлеченные темы и исторических экскурсов до изложения предыстории событий, которые описаны в его произведении либо причин, по которым книга появилась на свет.

Пролог присутствовал еще в античных трагедиях и служил для пояснения фабулы произведения: излагал суть мифа или легенды, легшей в его основу. Литература девятнадцатого столетия значительно расширила функции пролога, а в дальнейшем развила его многочисленные формы. Это и мотивация содержания книги, и побудительные мотивы автора для ее написания, и историческая канва, на которой развивается сюжет.

В современных произведениях пролог нередко представляет собой отрывок, на первый взгляд, не связанный с основным действием и дающий предпосылки к возникновению завязки сюжета, либо вовсе играет концептуальную роль, излагая этические либо философские проблемы, легшие в основу сюжетной линии.

Кроме того, роль пролога сегодня заключается и в том, чтобы возбудить интерес читателя, заставив его приобрести книгу.

Зачем нужен эпилог в литературе?

Первоначально эпилог был заключительной частью древнегреческой трагедии. Он представлял собой монолог одного из героев, который объяснял зрителям суть произошедших событий и просил публику быть снисходительной к актерам и к поступкам действующих лиц.

С развитием жанров художественной литературы, в частности, романа, появилась необходимость в изложении краткого пересказа судьбы героев по окончании драматических событий, описанных в романе, жизни их потомков и второстепенных участников драмы.

Эпилог подводит точку под историей, рассказанной автором и удовлетворяет интерес читателей, у которых перипетии сюжета и судеб героев вызывают искренний эмоциональный отклик.

Эпилог не является обязательной частью любого произведения. От послесловия он отличается тем, что пишется обязательно автором книги и содержит только краткое изложение событий, без философских обобщений, морализаторства и прочих отвлеченных рассуждений.

Для чего применяется пролог в музыке?

Пролог в музыкальном произведении служит вступительной частью, подготавливающей слушателей и зрителей (если это опера, балет или оперетта) к восприятию основной части произведения.

Музыкальный пролог может исполняться солистом, оркестром или хором. Иногда с течением времени он может приобрести значение отдельного произведения и исполняться самостоятельно.

Примеры использования эпилога в музыке

Эпилог, или раздел, завершающий музыкальное произведение, характерен в основном для музыкально-сценических жанров – оперы, оперетты или балета.

Характерным примером является эпилог оперы «Иван Сусанин» М.Глинки, который представляет собой массовую сцену оплакивания гибели Сусанина, которое затем переходит в мощный величественный хор – знаменитое «Славься».

www.mnogo-otvetov.ru

— ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРОЛОГИ И ЭПИЛОГИ?Пролог, эпилог, предисловие, послесловие… Знакомые ещё по урокам л

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРОЛОГИ И ЭПИЛОГИ?

Пролог, эпилог, предисловие, послесловие… Знакомые ещё по урокам литературы слова, ассоциирующиеся с сочинениями классиков. «Шаманские танцы, – пожмёт плечами начинающий автор. – Понты для тех, кто косит под высокую литературу».Пролог и предисловие, как можно вспомнить – то, что пишется перед произведением, а эпилог и послесловие – после. Но зачем нужны эти ухищрения? Главное ведь – чтоб было интересно и грамотно.И действительно: вот есть идея, все силы сосредоточены на том, чтобы уложить её в сюжет и донести до восхищённого читателя. А все эти непонятные традиции… Зачем?

Затем, что существует понятие «композиция», причём не только в литературе, но и в других областях «для человека». Иными словами, человеку в любом произведении важна гармония. Композиция эту самую гармонию обеспечивает.
В литературе, в изобразительном искусстве, в музыке, в парфюмерии и в более утилитарных вещах: технологическом дизайне, искусстве одеваться, веб-дизайне и архитектурном проектировании – везде – без того, что называют композицией не обойтись, если нужно получить нечто удобное, приятное и полезное.

Ваш рассказ или повесть могут быть потенциально прекрасными, но если вы его подаёте «как есть», без отступлений, «раскадровки», важных диалогов и так далее – они могут оказаться совершенно «несъедобными».
Все эти части, а так же вышеупомянутые прологи и эпилоги являются частями композиции.

Для чего нужны прологи и эпилоги?
Пролог – небольшое вступление, задающее тон всему произведению, своеобразная увертюра. Далеко не всегда повесть или роман берут темп с первых строк, далеко не всегда интрига всплывает в начале. Пролог в таком случае даст намёк, настроит читателя и заинтригует. Пролог презентует произведение, писатель «цепляет» читателя как можно скорее, несмотря на то, что задумка предполагает тихий старт сюжета.

Часто пролог используется для необходимых пояснений, например в нём описываются истоки истории, важные детали, которые будут нужны уже в разгаре произведения и так далее. Неудачный пролог – справочное описание, расстановка многочисленных и пока незнакомых участников, краткий исторический экскурс, философские размышления Васи Пупкина, либо тактические вводные. Читатель пока не решил, читать ему или нет, условия, чужие тараканы и рамочки пока что излишни.
Эпилог располагается в конце произведения. При логическом окончании сюжета, далеко не всегда читатель остаётся удовлетворён. В эпилоге автор обычно отмечает итоги, к которым привели описанные события, либо даёт завязку на продолжение.
Иногда при помощи эпилога писатель «разряжает ружья» и увязывает болтающиеся нити сюжета.
Эпилог – своеобразный посыл к читателю. Сюжет выстроен, автор с читателем выныривает из повествования… И есть повод «поцеловать в лобик» читателя и попрощаться… либо назначить новую встречу.
И эпилог, и пролог обязательно являются частями фабулы произведения.
Традиционно эпилог идёт в паре с прологом: симметрия и повторяемость играют важную роль в композициях вообще.

Раз уж мы рассмотрели пролог и эпилог, то будет неплохо упомянуть о предисловиях и послесловиях.
Прежде всего: эти композиционные детали пишутся не обязательно автором. Они могут быть написаны критиком, биографом, издателем. Собственно, они предполагают некоторую историю ВНЕ книги. Предисловия и послесловия не являются частями сюжета, но автор предисловия и послесловия считает нужным пояснить некоторые вещи, которые важны для него.
Предисловие чаще всего включает в себя историю написания книги, биографические данные автора, повлиявшие на написание, информацию о реалиях тех времён или философские концепции, необходимые для восприятия книги.
Послесловие значительно чаще пишется автором, обычно – в виде обращения к читателю. Оно так же не связано с фабулой произведения, но может пояснять некоторые моменты из него, отношение автора к замыслу. Это – авторские рассуждения и признания «после написания».

Автор неизвестен

galactikka.com

Разница между прологом и эпилогом

Главное отличие — Пролог против Эпилога

Пролог и эпилог — это два отдельных раздела литературного произведения, такого как роман или драма. Они могут быть в форме короткой речи, стихотворения, повествования, элегии и т. Д. Это техника, используемая авторами для придания дополнительной детализации истории. Важно отметить, что не все книги содержат как пролог, так и эпилог; книги часто содержат одну или другую. главное отличие между прологом и эпилогом заключается в том, что пролог находится в начале истории в то время как эпилог находится в конце истории; Пролог предшествует истории, а эпилог идет после истории. Исходя из этого основного различия, между этими двумя разделами также можно отметить некоторые другие различия.

Что такое пролог

Пролог можно определить как отдельный вводный раздел литературного произведения. Он задает тон, устанавливает настройки и предоставляет подробности фона. Он, естественно, короче, чем фактическая глава, и может иметь длину только одну или две страницы. Часто это обеспечивает некоторую предысторию о событиях до романа. Пролог может представить персонажей истории и пролить свет на их роли. Ниже приведен классический пример пролога, взятый из произведения Шекспира. Ромео и Джульетта. Обратите внимание, как автор использует пролог для предоставления дополнительных сведений и установки параметров. Это также служит введением в игру.

«Два домохозяйства, оба одинаково достойно,

В прекрасной Вероне, где мы лежали,

От прорыва древней обиды до нового мятежа,

Где гражданская кровь делает гражданские руки нечистыми…


Что такое эпилог

Эпилог — это противоположность прологу. Он расположен в конце литературного произведения и служит завершением истории. Он предоставляет информацию о судьбах героев рассказа. Пролог может быть установлен далеко в будущем или через несколько дней. Иногда эпилог может быть использован, чтобы охватить незаметные концы истории; это может описать то, что случилось с проблемами, которые не были решены в самой истории. Это может также использоваться, чтобы дать некоторые подсказки о продолжении книги.

Иногда автор может использовать другую точку зрения или тон в эпилоге. Это может помочь отделить эпилог от остальной части истории.

Ниже приводится эпилог Шекспировских ромео и Джульетты.

«Мрачный мир этим утром приносит с собой;

Солнце от горя не покажет голову.

Иди отсюда, чтобы побольше поговорить об этих печальных вещах,

Некоторые будут помилованы, а некоторые наказаны,

Ибо никогда не было истории о большем горе

Чем это Джульетты и ее Ромео.


Разница между прологом и эпилогом

Определение

пролог это отдельный вводный раздел литературного произведения.

эпилог это короткий раздел в конце книги.

Позиция

пролог предшествует истории.

эпилог приходит после истории.

Введение против заключения

пролог служит введением.

эпилог служит выводом.

функция

пролог может вводить символы, устанавливать настройки и предоставлять дополнительные сведения.

эпилог может предоставить подробную информацию о судьбе персонажей и связать свободные концы, нерешенные в истории.


ru.strephonsays.com

это ключик к сердцу читателя :: SYL.ru

Очень часто в школе ученики так до конца и разбираются в некоторых простых понятиях. Это может произойти из-за неясности пояснения учителя или нерадивости самого ученика. Но приходит момент, когда школьнику нужно уходить из школы и поступать, куда бы ему хотелось. А для этого нужно стать много экзаменов, в том числе и по литературе. Вот тут-то и возникает вопрос, что такое пролог и эпилог, и как правильно их понимать.

Умение правильно вступить

Пролог это

Слово «пролог» было позаимствовано из греческого языка, там его первоначальная форма означала «вступление». Если говорить о литературе или музыке, то пролог — это часть какого-либо художественного произведения, которая вводит читателя или зрителя в суть повествуемой истории.

Сам пролог может даже не касаться дальнейших событий. Например, если автор во вступлении решил рассказать мотивы написания этого произведения или изложить свое кредо. Но может быть и по-другому. Пролог может рассказывать о какой-то цепочке событий, которая не будет отражена в книге, но она очень важна для этой истории, и без знания этих событий многое в книге теряет смысл. Автор все невидимые до начала рассказа моменты может поместить в пролог. Это поможет и ем, и читателям чувствовать себя более комфортно.

Быть услышанным

Эпилог имеет такое же происхождение, что и пролог, то есть взяты эти слова из греческого языка. Но значение его прямо противоположно прологу. Эпилог дает возможность автору после основного текста высказать некоторые мысли, быть услышанным. Иными словами, это послесловие.

Что такое пролог и эпилог

Если у книги нет продолжения, что сейчас очень модно, автор может оставить самому читателю пофантазировать о судьбе своих героев. Но если он хочет сам о них позаботиться, то пишет эпилог. Здесь он излагает, каким образом после изложенных в основной части событий складывается судьба героев.

Но нельзя путать эпилог и заключительное слово автора, которое является, собственно, послесловием. Эпилог в любом случае содержит информацию о действующих лицах книги, а послесловие дает возможность автору порассуждать и обобщить темы, рассмотренные в книге.

Использование пролога в литературе

Чтобы понять, что значит пролог в литературе, нужно понимать, насколько он незаменим. Он служит подготовительным плацдармом для творения волшебства в голове читателя.

Некоторые скажут, что все можно было бы изложить в предисловии, но это не так. Предисловие могут написать и другие люди, но не пролог. Это имеет право сделать только сам автор, и он сам решает, что именно должно быть написано. Если он захочет, это будет его собственное рассуждение на какие-либо темы, а может, это будет некий исторический экскурс, или же рассказ о том, почему он решил написать именно эту книгу. Также он может ввести читателя в предысторию своих персонажей.

История возникновения пролога

Что значит пролог

Пролог своим началом обязан еще античной литературе, а именно — мифам и трагедиям, для которых он служил фабулой. А вот благодаря литературе, создаваемой в девятнадцатом столетии, пролог приобрел ту форму, к которой мы уже привыкли. В это время он приобрел все свои разнообразные формы, к которым относят и мотивы к написанию книги, и причины написания именно этой истории, и историческую завязку всего сюжета.

Зачастую прологом для книг служат небольшие отрывки, которые сначала совсем непонятны читателю, но они служат предпосылкой для завязки сюжета. Также такой отрывок может показывать, какие проблемы хотел автор отобразить в данном произведении, что он хотел им сказать.

Кроме того, пролог — это дополнительная возможность возбудить и направить воображение читателя, создать еще большую интригу и вызвать огромный интерес.

Эпилог в литературе

Значение слова пролог

Когда-то древнегреческие трагедии заканчивались небольшим монологом главного героя, в котором он отображал смысл происходившего на сцене, пояснял сложные моменты и просил о снисхождении к персонажам и самим актерам. Это и был эпилог.

Но литература не стоит на месте, а постоянно развивается. И когда появился такой жанр, как роман, он стал активно набирать популярность у публики. Поэтому появилась необходимость рассказать о судьбе героев после изложения основной истории. Иногда в эпилоге автор рассказывает о дальнейшей жизни второстепенных героев или потомков главных.

Читая книгу, человек всем сердцем начинает любить описанных персонажей или ненавидеть их, смотря какой это герой. И по окончании рассказа читателю хочется все таки узнать, что же было дальше, как сложилась судьба его любимцев. Для этого и существует эпилог, который помогает автору передать интересующие читателя события.

Но эпилог является не обязательным. Если автор не желает его писать, то это не будет нарушением каким-то норм. В эпилоге не могут присутствовать моральные поучения или философские рассуждения. Написан он может быть только самим автором.

Таким образом, разобрав значение слова «пролог», а также «эпилог», их характеристики, можно более точно понять, что это такое, и уже с легкостью отличать их от других структурных элементов текста.

www.syl.ru

Читаем про пролог, эпилог и пьесы Шекспира на английском. Английский под микроскопом #6

пролог и эпилог на английском

Сегодня в рубрике “Английский под микроскопом” мы разбираем отрывки из словарных статей с сайта vocabulary.com. В этом необычном словаре помимо обычных сухих определений ко многим словам даются “живые” определения – написанные простым, человеческим языком. Как если бы носитель языка объяснял вам, что значит то или иное слово. Для этого выпуска я взял определения слов “prologue” и “epilogue”.

Видео: читаем про пролог, эпилог и пьесы Шекспира на английском

Тексты из видео:

Prologue

With the lines, “Two households, both alike in dignity,” Shakespeare begins the prologue to Romeo and Juliet, setting up the idea of two families who hate each other before introducing the lovers in the opening scene.


Полезные сайты по английскому языку:


Like its buddy epilogue, which tells you what happens after the end of a story, a prologue is concerned with setup of a story. “As a prologue to what happened in the gym, I’ll tell you about the food fight in the cafeteria earlier that day.”

Epilogue

If you like to read the end of a book first, then maybe the epilogue is for you. The epilogue is a short piece that wraps up the end of a story.


Интересные статьи:

The noun epilogue can also refer to the short speech at the end of a play that one of the characters speaks directly to the audience. In Shakespeare’s play The Tempest, the epilogue is a 20-line monologue spoken by Prospero. Epilogue comes from the Greek word epilogus meaning the conclusion of a speech.

Слова из видео

  • line – строка, стих, реплика
  • household – семья (проживающая вместе)
  • to be alike (in something) – быть похожими (в чем-то)
  • dignity – достоинство
  • prologue to/of – 1) пролог к чему-то/чего-то, 2) события, предшествовавшие чему-то
  • to set up smt – установить, собрать, подготовить что-то (для использования)
  • to set up the idea – выдвигать, предлагать идею, мысль
  • to introduce – представить, познакомить
  • lovers – возлюбленные, любовники
  • scene [si:n] – сцена
  • opening scene – начальная, вступительная сцена
  • closing scene – заключительная сцена
  • buddy – приятель, друг
  • to concern – беспокоить, заставлять волноваться
  • to be concerned about smt – беспокоиться о чем-то
  • to be concerned with smt – 1) интересоваться чем-то, проявлять интерес, 2) быть о чем-то конкретном, иметь отношение к чему-то
  • as a prologue to – в качестве пролога к
  • gym – спортзал
  • gym bag – спортивная сумка
  • cafeteria – столовая (в учебном заведении, на предприятии)
  • earlier that day – ранее в тот день
  • earlier today – ранее сегодня
  • first (adv) – сначала, в первую очередь, раньше всех
  • smt is (not) for you – что-то (не) для тебя
  • to wrap up – 1) завершать что-то, 2) завернуть
  • to refer to smt – 1) относиться к чему-то (значить что-то), 2) сверяться, 3) упоминать что-то (кратко)
  • character – персонаж
  • in character – в образе (об актерах)
  • audience – зрители
  • directly [daɪˈrektli] [dɪˈrektli] – напрямую
  • tempest (storm) – буря
  • tempest in a teapot (US), storm in a teacup (Br) – буря в стакане воды
  • to come from – происходить из, быть сделанным в, быть родом из, быть откуда-то
  • Greek – греческий
  • Greece – Греция
  • conclusion – завершение
  • in conclusion – в завершение (в знач. “в качестве финала”)

Тест: внимательно ли вы смотрели видео?

langformula.ru

Пролог и эпилог в литературе — Теория литературы

Пролог и эпилог (от греч. prologos — предисловие; epilogos — послесловие). Если смотреть на пролог и эпилог с вершины сюжета, то они оказываются на самой его периферии — как подножие горы. Однако хорошие книги читаются иначе, во всяком случае, не с середины. Первые и последние страницы для нас не менее значительны, чем кульминационные.

Вызревшие в древнегреческом искусстве пролог и эпилог — продукт разложения синкретизма и памяти о нем. «Песни лиро-эпического характера представляются первым естественным выделением из связи хора и обряда», — отмечал А. Веселовский. Напротив, драматурги еще долго пользуются лирической и эпической поддержкой, понимая, впрочем, что это поддержка со стороны. Стремительное вращение драматической коллизии неизбежно вытесняло прямое сообщение и отношение за границы фабульного действия. Так возникли пролог и эпилог.

Пролог и эпилог в драме

В античной драме пролог — это звучащая по преимуществу в исполнении хора историческая, бытовая или мифологическая предыстория будущих событии, а в эпилоге закрепляется финальная расстановка сил, подводится нравственно-философский итог произведения.

Постепенно происходило неуклонное сокращение пролога и эпилога, ослабление их роли. Если в большинстве трагедий Эсхила заключения и особенно вступления были развернутыми и многоступенчатыми, то уже древнеримские драматурги подчас обходились лишь непосредственным сценическим действием. Все чаще оно осознается как самодостаточное. Вроде бы у Шекспира эпилогов еще немало, и все же в их необходимости великий писатель явно сомневается. В дальнейшем в своей привычной статической форме эпилоги надолго исчезают из драматических сочинений, да и прологи в основном становятся внесценическими: «предисловиями», «предуведомлениями», «открытыми письмами», «разборами» пьесы Корнеля, Бомарше, Гюго снабжались уже при публикации.

Пролог и эпилог в эпосе

Иначе складывалась судьба пролога и эпилога в эпосе. В традиционных эпических жанрах (эпопея, героическая поэма, сказка) лирические вступления и заключения сведены к минимуму: в «Песни о Нибелунгах», например, для них хватило двух строф, первой и последней. Коротки запев и исход и в русских былинах. Они выполняют как бы орнаментальную или ритуальную функцию: «ворота открыты — ворота закрыты». Чаще всего пролог и эпилог сказителю попросту не были нужны. Рассказ замкнут на событии, он последовательно излагает одну судьбу, одно происшествие.

В эпосе пролог и эпилог начинают утверждаться вместе с развитием индивидуального творчества. В просветительском романе (у Филдинга, Голдсмита, Чернышевского), в таком дидактическом жанре, как басня, автор стремится дать точное направление для читательского восприятия, четко установить собственную мысль. В XIX в. лирика все активнее вторгается в жанровую систему эпоса: развивается повесть с ее многообразными отступлениями от основной повествовательной линии, появляется очерк, а поэма превращается в лиро-эпическое образование. Именно в противостоянии ей и определяются теперь такие сюжетные компоненты, как пролог и эпилог. Здесь писатель высказывает то, что не может быть выражено через описание событий. Образцом поэмного эпилога является заключительное лирическое отступление о птице-тройке в первом томе «Мертвых душ» Гоголя, а пролога — авторское вступление из «Медного всадника» Пушкина. Конечно, существуют и другие формы пролога: основное действие может предваряться пейзажами (как, например, в «Крыжовнике» Чехова), обобщающим образом-символом (цветок «татарина» в «Хаджи-Мурате» Л. Толстого), притчей («Дата Туташхиа» Ч. Амирэджиби). В эпических произведениях XIX-XX вв. пролог — короткая увертюра. Он задает тон, настраивает читателя на определенную волну.

Еще чаще и, пожалуй, осознаннее используется в эпической прозе эпилог. Особенно в русском классическом романе. Эпилогом завершается большинство крупных произведений Достоевского, Тургенева, «Обыкновенная история» Гончарова. Заметим, что исключительные отступления — такие, как «Часть вторая» «Эпилога» из «Войны и мира» Толстого — здесь сравнительно редки. Обычно в романных эпилогах перед нами все те же знакомые лица. И все-таки это не просто последующие истории. Скачок через пространство и время совершался писателями-реалистами для того, чтобы раскрыть сложность характера, непредсказуемость повеления человека, оказавшегося в новой обстановке.

Поражают метаморфозы, происходящие в конце эпилога с Рудиным. На протяжении всего романа он бездействует, разглагольствует и рефлектирует, а затем погибает на парижских баррикадах с красным знаменем в руке. Эпилог существенно меняет сложившиеся читательские представления, он подводит к мысли о том, что решительно проявить себя Рудину мешала, очевидно, вовсе не натура, а обстоятельства.

Прологи и эпилоги в лирике

В литературе двух последних столетий пролог и эпилог — монополия жанров эпических, однако их можно встретить и в драматических сочинениях (в «Фаусте» Гете, «Короле на площади» Блока, «Добром человеке из Сезуана» Брехта), и даже в лирике — причем не только в лирических книгах и циклах, но и в отдельных стихотворениях.

Поэтические формы каноничны, и поэт-новатор по-своему использует их в борьбе с инерцией читательского восприятия. Завязав разговор на привычном (для читателя-собеседника) языке, он совершает потом резкие смешения, нарушает рифменное, строфическое, сюжетное ожидание. В известном цветаевском стихотворении «Тоска по родине! Давно …» с самых первых строк нагнетается один и тот же мотив, внушается одна и та же мысль. И так вплоть до последней, десятой строфы, где происходит крутой перелом: «И все — равно, и все — едино./ Но если по дороге — куст/ Встает, особенно — рябина…» Такова концовка, в которой невысказанно, выдаваемая лишь едва дрогнувшим голосом, звучит опровергаемая тоска по родине, вполне сравнимая с эпилогом.

«Эпилоговых» произведений особенно много в лирике Ахматовой.

Источник: Литературный словарь. — М.: «ЛУч», 2007

classlit.ru

какие повествовательные техники могут быть успешны в независимом кино

Портал Mentorless проследил закономерность в инди-фильмах последнего времени: во многих успешных представителях независимого кино присутствуют четко выраженные пролог и эпилог, тесно связанные между собой.


Определение пролога — отдельная вводная часть литературного или музыкального произведения.

Эпилог — заключительная часть художественного произведения, которая служит комментарием или завершением случившегося.

Фильмы «Одержимость», «Короткий срок 12» и «Дорога, дорога домой» использовали эту технику и привлекли много внимания критиков и зрителей. Вот преимущества подобного подхода к повествованию.

Характеристики сцены-пролога

Как и в большинстве классических эпических романов, сцена-пролог в кино дает зрителю почувствовать, что его ждет, погружая его в историю.

Вот эти характеристики:

1. Сцена-пролог находится отдельно от основного повествования. У нее есть свое начало, середина и конец. Это история в истории.

2. Пролог отражает будущие события. Он делает акцент на эмоциях, показывая вам суть фильма.

3. Пролог раскрывает, о чем фильм. Он показывает главных героев и заявляет тему фильма (человек против человека, человек против Бога, человек против себя, человек против общества, человек против сверхъестественного, человек против технологии).

Вот открывающая сцена фильма «Одержимость» с комментариями режиссера Дэмьена Шазелла.

Преимущества сцены-пролога

1. Сцена пролога затягивает зрителя сразу же.

Нам часто советуют делать первые десять страниц сценария как можно более захватывающими, так что сильные первые несколько минут могут дать серьезный заряд интереса.

2. Сцена-пролог требует эпилога.

Нас настраивают на завершение, на полный круг. Хотя в жизни так происходит не всегда, нам нравится, когда у истории есть конец. Если начало ярко выражено, создать отражающую его закрывающую сцену становится проще. Эпилог имеет с прологом несколько общих черт и характеристик. Он также позволяет четко отследить путешествие героя и те изменения, которые с ним произошли в течение фильма.

3. Пролог позволяет лучше запомнить путешествие.

Это особенно важно, когда речь заходит об историях с зеркальным эпилогом. Если ваш пролог удачный, зрители его запомнят. Следовательно, они запомнят и эпилог, который его отражает. Им не составит труда заполнить пробел. Именно поэтому в качестве примера сюда попал фильм «Дорога, дорога домой». У фильма достаточно слабая история, но запоминающийся пролог, который может провести через весь фильм.

Примеры

Важно помнить: сцена-пролог не всегда планируется как начальная, как это произошло с картиной «Короткий срок 12». В сценарии она была шестой.

Сценарии можно скачать по ссылкам:

«Одержимость»

«Короткий срок 12»

«Дорога, дорога домой»

Дальнейший текст содержит спойлеры.

«Короткий срок 12», сценарист и режиссер: Дестин Креттон

Количество страниц в сценарии: 5 ½

Хронометраж: 4 мин 30 сек

Что происходит

Утро перед началом дня. Мэйсон рассказывает новичку Скотту анекдот о том, что случилось с ним, когда он только начал работать. Грэйс и Джесс также присутствуют при этом: они слышали эту историю много раз, но им до сих пор она нравится. Вдруг Мейсон останавливается: Сэм, маленький мальчик, выскакивает из дома с громкими криками. Старшие пытаются остановить Сэма, пока он не покинул территорию лагеря.

Что дает эта сцена

Сцена представляет главного персонажа и место действия, которое также является героем, а также задает тон фильма. В центре сюжета — человечность. Фильм об историях с неожиданным концом в мире, где спокойствие может продлиться лишь пять минут. Анекдот также предваряет будущую сцену: без него она просто не имела бы смысла.

Зеркальный эпилог

Фильм заканчивается там же, где и начался, перед двенадцатым лагерем, но детали немного поменялись. На этот раз Мэйсон и Грэйс рассказывают анекдот вместе. Скотт больше не новичок, он расслаблен и принимает участие в общении. Сэм, тем не менее, все равно нарушает спокойствие, поскольку это, все-таки, лагерь № 12.

«Дорога, дорога домой», режиссеры и сценаристы: Нат Факсон, Джим Рэш

Количество страниц в сценарии: 3 страницы

Хронометраж: 3 минуты

Что происходит

Данкан сидит в кузове машины, окруженный вещами, и выглядит крайне подавленно. Трент, молодой человек его матери, пытается его унизить, пока сама мать и дочь Трента спят в машине.

Что дает эта сцена

Сцена представляет главного персонажа, время действия (летние каникулы) и конфликты. Данкан одинок, имеет трудности с самооценкой, и ненавидит своего потенциального отчима. Кроме того, мы понимаем, что на кону: лето покажет, станут ли эти люди семьей.

Зеркальный эпилог

Фильм заканчивается там же, где и начался. Машина уезжает из загородного дома. На этот раз мать Данкана сидит в кузове с сыном, оставив Трента одного впереди.

«Одержимость», сценарист и режиссер: Дэмьен Шезелл

Количество страниц в сценарии: 2 1/3

Хронометраж: 3 мин. 30 сек

Что происходит

Эндрю играет на барабанах в школе. Появляется Флетчер, устрашающая фигура. Он просит Эндрю что-нибудь сыграть после небольшого напряженного разговора. Сцена заканчивается, когда Флетчер уходит из класса и оставляет Эндрю одного, с ощущением провала.

Что дает сцена

Сцена представляет главных персонажей и отношения между ними. Представляет место действия (музыкальная школа). Мы понимаем, что Эндрю — настойчивый и прилежный парень, а Флетчер помешан на контроле.

Зеркальный эпилог

Мы заканчиваем в улучшенной версии того, что мы видели. Эндрю за барабанной установкой, а Флетчер «дирижирует» сценой. На этот раз в ней есть зрители, другие музыканты, а происходящее контролирует Эндрю.

www.cinemotionlab.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *