Этапы развития сюжета – Этапы развития сюжета в литературе

Сюжет и композиция. Этапы развития сюжета — Теория литературы — Литература — Публикации

I. СЮЖЕТ — вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении.

1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, композиция сюжета)

ЭКСПОЗИЦИЯ — предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии.

ЗАВЯЗКА — отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ — часть сюжета между завязкой и кульминацией.

КУЛЬМИНАЦИЯ — высшая точка развития действия, напряжения конфликта перед окончательной развязкой.

РАЗВЯЗКА — завершение сюжета, разрешение (или уничтожение) конфликта.

2. НЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

В начале произведения

  • НАЗВАНИЕ
  • ПОСВЯЩЕНИЕ
  • ЭПИГРАФ — цитата из другого произведения, помещаемая автором перед своим сочинением или его частью.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ, ПРОЛОГ

Внутри текста
  • ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ — отступление от сюжета в лиро-эпическом или эпическом произведении.
  • ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ
  • ВСТАВНОЙ РАССКАЗ, ЭПИЗОД, ПЕСНЯ, СТИХОТВОРЕНИЕ
  • РЕМАРКА — авторские пояснения в драматическом произведении.
  • АВТОРСКОЕ ПРИМЕЧАНИЕ

В конце произведения
  • ЭПИЛОГ, ПОСЛЕСЛОВИЕ — финальная часть произведения после завершения основного сюжета, повествующая о дальнейшей судьбе персонажей.

3. МОТИВ — простейшая единица сюжета (мотивы одиночества, бегства, ушедшей молодости, соединения возлюбленных, самоубийства, ограбления, моря, «футляра»).

4. ФАБУЛА — 1. Прямая временная последовательность событий, в отличие от сюжета, который допускает хронологические сдвиги. 2. Краткая схема сюжета.

ІІ. КОМПОЗИЦИЯ — построение произведения, включающее в себя:

  • Расположение его частей в определенной системе и последовательности. В эпосе -фрагментов текста, глав, частей, томов (книг), в лирике -строф, стихов; в драме — явлений, сцен, действий (актов).

Некоторые типы композиционных принципов

Кольцевая композиция — повторение начального фрагмента в конце текста.
Концентрическая композиция (сюжетная спираль) — повторение аналогичных событий по ходу развития действия.
Зеркальная симметрия — повторение, при котором сначала один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа.
«Нитка с бусами» — несколько разных сюжетов, соединенных одним героем.

  • Соотношение сюжетных линий.
  • Соотношение сюжетных линий и не сюжетных элементов.
  • Композиция сюжета.
  • Художественные средства создания образов.
  • Система образов (персонажей).

 

Вам могут быть интересны другие темы:
Фольклор. Жанры фольклора
Роды и жанры литературы
Система образов. Средства создания художественного образа
Литературные направления и течения
Сюжет и композиция. Этапы развития сюжета
Трагическое и комическое. Юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск
Средства художественной выразительности
Системы стихосложения и стихотворные размеры
Рифма и ритм. Виды и способы рифмовки
Литературная критика

 

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

 

 

www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai

Этапы развития сюжета | Твоя первая книга

этапы развития сюжета

Это ваша путеводная нить. Зная их применение, можно выстроить интересную историю, понятную людям. Человеческий мозг привык мыслить шаблонами. Используя при создании произведения структуру сюжета можно выстроить успешную историю, а не свалиться в хаос мыслей на бумаге. В этой статье мы узнаем, что же собой представляют данные этапы.
Давайте рассмотрим все элементы сюжета по порядку, на примере сказки «смоляной бычок»

Итак, первым элементом с чего, обычно, начинается история это:

Экспозиция

В данном элементе сюжета описывается время действия, основные персонажи и их взаимосвязь. Функция экспозиции объяснить читателю, о чем собственно пойдет речь. Цель успешной экспозиции расслабить читателя, сделать своим с помощью эффекта узнавания. В нашем примере этим элементом выступает следующий абзац:
«Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Танюшка».

Предзнаменование

Предзнаменование – это намеки. Они настраивают читателя на дальнейшее развитие сюжета. Функция предзнаменования подготовить читателя к дальнейшему развитию. Целью предзнаменования будет вызвать интерес у читателя (а что же будет дальше?).

Танюше понравился бычок. Дедушка, чтобы угодить внучке сделал его из смолы.

Завязка

/span>

Завязка – ваша жемчужина. От того насколько она будет хороша зависит напряжение истории. Завязка это событие или выход персонажа, которые провоцируют возникновение конфликта. Она должна заманить читателя в дальнейшее действие. Цель завязки заставить читателя оставаться в истории до конца.

Бычок отправляется гулять и жевать травку, но на его беду из лесу голодным взглядом глядел медведь.

Конфликт

Противостояние героев сюжета чему-то или кому-либо. Это основная борьба. В истории должно быть столкновение и противостояние сил. Иначе ваша история превратиться в импотента и будет скучна.

Типы конфликтов разнообразны как сама жизнь. Обращайтесь к ней в истории и, тогда, она будет, выгладит правдоподобней, а значит, затронет читателя за живое. Вариантов конфликта множество:

— человек против человека;
— человек против социума;
— человек против идеи;
— сам человек себе враг и так далее.
В сказке «смоляной бычок» это конфликт между бычком и жителями леса. Смоляной бочок «поднапряг» медведя, волка и зайца на подарки для близких.

Нарастающие действие

Это события, которые начинаются непосредственно после возникновения конфликта. Их цель довести героя до кризиса.
В нашей сказке это успешное полонение медведя, волка и зайца.

Кризис

Это пик конфликта. Стороны конфликта встречаются в бою. Возможны варианты кризиса до кульминации и вместе с ней.

В сказке про бычка это встреча бычка с животными из леса. У животных есть желание съесть бычка и они бросаются на него.

Кульминация

Это самый интересный момент истории. Ради него и был смысл её создания. В этот момент герой принимает окончательное решение либо он победитель и идет до конца либо он сдается.

Животные подбираются к бычку и прилипают.

Нисходящие действие

Действия и события приводящие героя к развязке. Функционально они должны в быстром темпе привести читателя к финалу. Тут необходимо соблюдать осторожность, так как излишняя поспешность, как и затянутость, могут испортить всю концовку истории.

Вышли дедушка и внучка на крыльцо ждать «отступных» от животных.

Развязка

Ваш финал истории. Все узлы запутанные завязкой распутываются. Герой либо побеждает, либо теряет все.
Все звери принесли откуп. Никто не обманул

Таким образом, использование понятной структуры сюжетов. Успешное применение этапов развития, позволит вам создать настоящее произведение искусства. Главное, развитие ваше должно быть логичным и основанным на действии героев, а не на чуде с небес или рояле в кустах.

Сегодня в статье мы узнали такие этапы развития сюжета как: экспозиция, предзнаменование, завязка, конфликт, нарастающие действие, кризис, кульминация, нисходящие действие, развязка.

Что вы думаете о применении данных этапов в истории? Прошу оставить ваши комментарии ниже и поделиться ими друзьями в сети.

tvoya1kniga.ru

16. Сюжет. Типы сюжета

  1. Сюжет литературного произведения. Типы сюжета.

В произведениях эпических и драматических изображаются события в жизни персонажей, их действия, протекающие в пространстве и времени. Эта сторона художественного творчества (ход событий, скла­дывающийся обычно из поступков героев, т. е. пространст­венно-временная динамика изображенного) обозначается термином сюжет (фр. sujet — предмет, тема).

Сюжет –художественно-целесообразная система событий, изображения фактов.

В художественном произведении могут быть не до конца верно зафиксированы события. Существует 2 термина: 1) сюжет и 2) фабула. Они уже были во времена Достоевского и Чехова, для них это – цепочка развивающихся событий.

Веселовский: «Сюжет – это художественно построенное распределение событий».

Томашевский: «Сюжет – действие произведения в его полноте, реальная цепь изображенных движений. Простая единица сюжета – любое движение

Элементы сюжета (фазы развития):

  1. экспозиция – начальная часть произведения, выполняющая информативную функцию. Конфликт еще не намечен, подготовка к нему.

  2. Завязка – момент, когда возникает или обнаруживается конфликт.

  3. Развитие действия – это ряд эпизодов, в которых герои стремятся разрешить конфликт, но тот приобретает все большую напряженность.

  4. Перипетия – резкий поворот в развитии действия

  5. Кульминация – момент наивысшего напряжения, когда конфликт максимально развит и становится ясно, что противоречия существовать в прежнем виде не могут и требуют немедленного разрешения.

  6. Развязка – когда конфликт исчерпывается: 1) конфликт разрешается; 2) конфликт принципиально неразрешим.

Внесюжетные элементы – пролог, эпилог, отступления (лирические, фиоософские, публицистические, вставные новеллы).

Лирический сюжет – разные этапы в развитии лирического переживания.

Может не совпадать хронология рассказа и хронология описываемых событий.

Типы сюжетов:

  1. автобиографический сюжет (Толстой «Детство. Отрочество. Юность»). Середина 19 века.

  2. Внеличные сюжеты – выбраны из сферы, лежащей за пределами личного опыта автора.

  3. Чужие сюжеты – сознательная ориентация на другое произведение. Постмодернизм.

1) однолинейные (концентрические) – драма, рассказ

2) надлинейные (несколько сюжетных линий)

3) хроникальные (исторические события)

4) Многолинейные (центробежные) – несколько сюжетных линий с самостоятельным развитием.

Функции:

1) Воспроизводит как чел взаимодействует с обстоятельствами

2) сюжет всегда драматичен

3) занимательный сюжет (держит внимание читателя)

studfile.net

Таблица «Стадии развития действия в художественном произведении»

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Экспозиция

(от лат.

expositio изложение)

— Часть, в которой обрисованы место, время

и положение персонажей перед началом

действия

изложение)

Экспозиция

(от лат.

expositio изложение

— Часть, в которой обрисованы место, время

и положение персонажей перед началом

действия

изложение)

Завязка

Событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта;

Завязка

Событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта;

Кульминация

(от лат.

culmen

вершина)

Вершина конфликта, момент предельного

обострения противоречий.

Кульминация

(от лат.

culmen

вершина)

Вершина конфликта, момент предельного

обострения противоречий.

Развязка

Заключительный эпизод в развитии действия,

разрешение конфликта

Развязка

Заключительный эпизод в развитии действия,

разрешение конфликта

Эпилог

(от греч.

epilogos

послесловие)

Рассказ автора о дальнейшей судьбе героев

Эпилог

(от греч.

epilogos

послесловие)

Рассказ автора о дальнейшей судьбе героев

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Экспозиция

(от лат.

expositio изложение)

— Часть, в которой обрисованы место, время

и положение персонажей перед началом

действия

изложение)

Экспозиция

(от лат.

expositio изложение

— Часть, в которой обрисованы место, время

и положение персонажей перед началом

действия

изложение)

Завязка

Событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта;

Завязка

Событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта;

Кульминация

(от лат.

culmen

вершина)

Вершина конфликта, момент предельного

обострения противоречий.

Кульминация

(от лат.

culmen

вершина)

Вершина конфликта, момент предельного

обострения противоречий.

Развязка

Заключительный эпизод в развитии действия,

разрешение конфликта

Развязка

Заключительный эпизод в развитии действия,

разрешение конфликта

Эпилог

(от греч.

epilogos

послесловие)

Рассказ автора о дальнейшей судьбе героев

Эпилог

(от греч.

epilogos

послесловие)

Рассказ автора о дальнейшей судьбе героев

infourok.ru

Стадию развития действия. Сюжет в литературе

I. СЮЖЕТ — вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении.

1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, композиция сюжета)

ЭКСПОЗИЦИЯ — предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии.

ЗАВЯЗКА — отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ — часть сюжета между завязкой и кульминацией.

КУЛЬМИНАЦИЯ — высшая точка развития действия, напряжения конфликта перед окончательной развязкой.

РАЗВЯЗКА — завершение сюжета, разрешение (или уничтожение) конфликта.

2. НЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

В начале произведения

  • НАЗВАНИЕ
  • ПОСВЯЩЕНИЕ
  • ЭПИГРАФ — цитата из другого произведения, помещаемая автором перед своим сочинением или его частью.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ, ПРОЛОГ
Внутри текста
  • ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ — отступление от сюжета в лиро-эпическом или эпическом произведении.
  • ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ
  • ВСТАВНОЙ РАССКАЗ, ЭПИЗОД, ПЕСНЯ, СТИХОТВОРЕНИЕ
  • РЕМАРКА — авторские пояснения в драматическом произведении.
  • АВТОРСКОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
В конце произведения
  • ЭПИЛОГ, ПОСЛЕСЛОВИЕ — финальная часть произведения после завершения основного сюжета, повествующая о дальнейшей судьбе персонажей.
3. МОТИВ — простейшая единица сюжета (мотивы одиночества, бегства, ушедшей молодости, соединения возлюбленных, самоубийства, ограбления, моря, «футляра»).

4. ФАБУЛА — 1. Прямая временная последовательность событий, в отличие от сюжета, который допускает хронологические сдвиги. 2. Краткая схема сюжета.

ІІ. КОМПОЗИЦИЯ — построение произведения, включающее в себя:

  • Расположение его частей в определенной системе и последовательности. В эпосе -фрагментов текста, глав, частей, томов (книг), в лирике -строф, стихов; в драме — явлений, сцен, действий (актов).
Некоторые типы композиционных принципов

Кольцевая композиция — повторение начального фрагмента в конце текста.
Концентрическая композиция (сюжетная спираль) — повторение аналогичных событий по ходу развития действия.
Зеркальная симметрия — повторение, при котором сначала один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа.
«Нитка с бусами» — несколько разных сюжетов, соединенных одним героем.

  • Соотношение сюжетных линий.
  • Соотношение сюжетных линий и не сюжетных элементов.
  • Композиция сюжета.
  • Художественные средства создания образов.
  • Система образов (персонажей).
Вам могут быть интересны другие темы:

Самостоятельный художественный образ. Арсенал художественных средств освоения внутренней жизни человека. Историзм. Подтекст – это смысл, скрытый «под» текстом. Психологизм. Историзм в художественном произведении. Психологизм не покинул литературу. Историзм литературы. Дискуссия развернулась в 1840-е гг. Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет. А. Горнфельд «Символисты». Теория литературы.

«Литература» — Акмеисты или адамисты. Романтизм. Условное обозначение периода культуры конца ХIХ — середины ХХ в.. Преклонение перед началом эгоистическим. Предания, бывальщины, былички, легенды. Фантастика означает особый характер художественных произведений. Символизм. Теория литературы. Модернизм. Классицизм. Гораздо большее, чем просто литературная школа. Особое место в поэтике. Жанры фольклора. Реализм, это — верность жизни, это — такая манера творчества.

«Теория литературы в школе» — Биографический автор. Сюжет. Композиция. Идея художественного произведения. Эпические жанры. Пространство. Баллада. Художественное время. Содержание и форма литературного произведения. Драматические жанры. Теория литературы. Футуризм. Лирические жанры. Драма. Сентиментализм. Тема художественного произведения. Реализм. Стадии развити действия в художественном произведениия. Жанры фольклора. Символизм.

«Основы теории литературы» — Временный признак. Вечный образ. Вечные темы. Исторические лица. Персонажи. Пример противопоставления. Речевая характеристика героя. Теория литературы. Фабула

www.bittally.ru

Этапы развития символического сюжета в стихотворениях в прозе святителя Игнатия

Среди новых, нетрадиционных для церковной письменности текстов ХIХ века можно выделить жанры церковной проповеди, которые появились при взаимодействии со светской словесностью. Эти тексты можно отнести к особому подстилю церковно-проповеднического стиля русского языка, называемому нами условно «художественно-проповеднический» [9, c. 88]. Этот подстиль представлен главным образом жанром стихотворение в прозе. Ярчайшие образцы этой духовной лирики в прозе принадлежат перу скромного инока, строгого архимандрита и знаменитого архиепископа ХIХ века — святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807–1867), уроженца Вологодской губернии. Различные композиционно-смысловые варианты стихотворений в прозе святителя Игнатия могут иметь подзаголовки, такие как дума, размышление, песнь, плач. Даже текст, обозначенный проповедником как доказательство, по жанровым признакам представляет собой не что иное как поэтическое сочинение в прозе.

Несмотря на консерватизм и устойчивость церковно-проповеднического стиля, в реализации святителя Игнатия традиционные жанры утратили так называемую «каноническую нарративную схему» [3, с. 74]. В творчестве этого проповедника отразился тот поворотный момент, когда канонические жанры проповеди — слово, беседа, поучение, — «структуры которых восходят к определенным «вечным» образцам» [12, с. 263], сменились жанрами неканоническими, невоспроизводимыми, незавершенными с точки зрения жанровых форм [10, с. 171].

О том, что стихотворение в прозе — жанр не чуждый церковной проповеди, говорил И. П. Еремин, отмечая, что торжественная проповедь — это тоже «своеобразное стихотворение в прозе» [7, с. 71]. На формирование некоторых признаков этого жанра в духовной литературе ХIХ века повлияла светская словесность, а в светской литературе этот жанр сложился в эпоху романтизма, опирался на библейскую традицию религиозной лирики в прозе. Главными признаками лирического стихотворения в прозе являются небольшой объем, повышенная эмоциональность, общая установка на выражение субъективного впечатления, а также бессюжетная композиция текстов этого жанра [6, с. 1039].

«Поэтические сочинения» святителя Игнатия обладают всеми названными признаками, но отличительной чертой «стихотворений» святителя Игнатия является то, что все они обладают сюжетом. Этот сюжет необычный, специфический, он может быть характерен только для текстов церковно-проповеднического стиля, и связан он с символическим переосмыслением ключевых слов-образов на разных этапах смены так называемых коммуникативных блоков проповеди. Стихотворения в прозе, как и другие жанры общественно-речевой практики, должны демонстрировать свойственные каждому из них типовые композиционные объединения блоков в их разновидностях [5, с. 12; 4, с. 29; см. также: 8, с. 350]. Текст исследуемого жанра как единица коммуникации под влиянием прагматических факторов делится на ряд функционально-смысловых компонентов, блоков, последовательность которых определяется стратегией или тактикой проповедника. Блоки, составляющие стихотворение в прозе, служат в своей совокупности выполнению основного коммуникативного задания «стихотворения» — последовательно раскрыть символический сюжет.

В смысловом развитии этого сюжета в разных текстах святителя Игнатия есть много общего. Так, представляется возможным объединить семь стихотворений святителя Игнатия на основе одинаковой последовательности коммуникативных блоков как этапов развития символического сюжета:

1)      «Роса» [11, с. 357–359],

2)      «Размышление при захождении солнца» [11, с. 402–407],

3)      «Сад во время зимы» [11, с. 177–178],

4)      «Кладбище» [11, с. 184],

5)      «Голос из вечности (Дума на могиле)» [11, с. 185–188],

6)      «Древо зимою пред окнами келлии» [11, с. 179–180],

7)      «Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы» [11, с. 303].

В этих текстах можно выявить 5 типовых текстообразующих блоков-этапов в развитии сюжета, причем каждый блок будет сопровождаться сменой типа речи: 1) вступление, тип речи — повествование; 2) завязка сюжета, тип речи — описание; 3) развитие сюжета, тип речи — рассуждение; 4) кульминация сюжета, тип речи — описание или рассуждение; 5) заключение, тип речи — рассуждение.

Названные блоки нельзя продемонстрировать в каких-то жестких, застывших схемах, они характеризуются или большей жесткостью, или большей подвижностью синтаксической конструкции. По объему коммуникативные блоки могут быть представлены и предложением, и группой предложений, и более крупными фрагментами текста, в которых сохраняется и внутреннее смысловое членение, опирающееся на средства выражения межфразовых связей.

Все семь текстов начинаются с повествовательного блока, который включает в себя эпизод из жизни лирического героя или некого инока:

1)        «Многочисленные толпы народа спешили от большой дороги в мирную обитель иноков: день был воскресный или праздничный — не помню…» [11, с. 357];

2)        «Смотрю на это величественное зрелище из окон моей келлии, из недра тихой обители. Предо мною и Кронштадт, и противоположный берег Финляндии, и море, испещренное полосами…» [11, с. 402];

3)        «В 1829 году проводил я зиму в Площанской пустыни…» [11, с. 177];

4)        «После многих лет отсутствия посетил я то живописное село, в котором я родился…» [11, с. 184];

5)        «В сумрак тихаго летняго вечера стоял я, задумчивый и одинокий, на могиле моего друга…» [11, с. 185];

6)        «Зиму 1828 года я провел в монастыре преподобнаго Александра Свирскаго…» [11, с. 179];

7)        «В уединенной, малознаемой, малозначущей обители, стоящей между лесами и болотами, жил некоторый инок…» [11, с. 303].

За повествовательным блоком в этих текстах следует блок описательный. Он содержит описание какого-либо фрагмента окружающей действительности, то, что увидел инок или лирический герой «стихотворения», природу (закат солнца (тексты 1 и 2), снежный покров на деревьях (текст 3), кладбище (текст 4), одиноко стоящее зимнее дерево (текст 5)), поведение окружающих людей (текст 5) или свое собственное внутреннее состояние (текст 7):

1)        «По синему безоблачному небу… великолепное светило совершало обычный путь свой» [11, с. 357];

2)        «Великолепное светило дня… приближалось к закату…» [11, с. 402];

3)        «В тихую погоду, в солнечные ясные дни, выходил я на крыльцо…, смотрел на обширный сад. Нагота его покрывалась снежным покрывалом…» [11, с. 177];

4)        «Там величественное кладбище, осеняемое вековыми древами…» [11, с. 184];

5)        «Почти не слышно было слов между присутствовавшими: слышны были одни рыдания… И долго сменялись рыдания молчанием, молчание рыданиями…» [11, с. 185];

6)        «Пред окнами моей келлии стояло древо, разоблаченное морозами, как скелет, разоблаченный смертью» [11, с. 179];

7)        «…священное духовное состояние, невыразимое словами, превысшее всех страстей, постижимое одним опытом» [11, с. 303].

Развитие сюжета выражается в установлении связи между законами духовно-нравственными, выраженными в христианском учении, и законами окружающего мира. Наблюдение за природой, думы, воспоминания, погружение в свой внутренний мир вдохновляют лирического героя к созерцанию Божественных истин, но этот блок — еще не само созерцание, а только подготовка к нему. Здесь выражается тесная взаимосвязь природы, церковных служб и внутреннего духовного мира инока:

1)        «…тишине сердца отвечала природа вдохновенною тишиною…, которая так благоприятствует созерцанию» [11, с. 357];

2)        «Какое созерцание родится от этого зрелища для инока уединеннаго?» [11, с. 402];

3)        «Это зрелище начало мне нравиться: задумчивые взоры невольно устремлялись, приковывались к нему, как бы высматривая в нем тайну…» [11, с. 177];

4)        «Какое уединение на кладбище! Какая чудная, священная тишина! Сколько воспоминаний, какая странная многолетняя жизнь! Я внимал вдохновенным, божественным песнопениям панихиды…» [11, с. 184];

5)        «Стоял я задумчивый на могиле, стоял, осененный впечатлениями дня…» [11, с. 185];

6)        «Уединение изощряет чувства, изощряет мысль; круг действия их разширяется…» [11, с. 179];

7)        «Сердце внезапно двинулось молитвенно к уму, а с собою повлекло все тело в священное, духовное состояние, невыразимое словами, превысшее всех страстей, постижимое одним опытом» [11, с. 303].

На четвертом этапе следует кульминация символического сюжета — сам момент созерцания Божественных истин в окружающем мире, природе как Божием создании или в богослужении как отражении божественного мироустройства. Лирический герой переживает момент откровения Божия, причем откровения внезапного. Он получает удивительную способность прикоснуться к этому откровению не через чтение Священного Писания, а через наблюдение за природой или же через внимательное осмысление Священного Предания, сохраняемого в церковных службах (панихиды на могиле в 4 тексте или службы в храме в последнем тексте из списка):

1)        «Священноинок взглянул на небо, на солнце,… и внезапно открылось пред очами души объяснение величайшаго из таинств христианских… Как будто сказал ему кто…» [11, с. 358];

2)        «Содержание книги природы: Бог неописанно описан, воспет громкими песнопениями Духа, не слышимыми ухом плотскимНевидимое по отношению к Богу плотскими очами, когда разсматривается в создании Его — природе, зрится.».. [11, с. 402–403];

3)        «Внезапно упала завеса с очей души моей: пред ними открылась книга природы. Эта книга, данная для чтения первозданному Адаму, книга, содержащая в себе слова Духа, подобно Божественному Писанию. Какое же учение прочитал я в саду? Учение о воскресении мертвых…» [11, с. 177];

4)        «Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно начало облегчаться постепенно. К окончанию панихиды тихое утешение заменило собою глубокую печаль… Оне (молитвы) возвещали воскресение, ожидающее умерших…» [11, с. 184];

5)        «Внезапно овладело мною неожиданное, чудное вдохновение. Как будто услышал я голос почившаго! Загробную речь его, таинственную беседу, чудную проповедь, какою она изобразилась в душе моей, спешу начертать трепещущею рукою…» [11, с. 185];

6)        «Между тем море, о котором святый Иоанн Лествичник говорит, что ему непременно должно взволноваться, волновалось. Обнаженное древо служило для меня утешением: оно утешало меня надеждою обновления души моей» [11, с. 179].

7)        «Когда инок увидел столь необыкновенное, новое состояние своего тела, тогда осветился ум его познанием таинственным. Объяснились ему доселе казавшиеся загадочными и странными слова святаго Иоанна Лествичника, который говорит: «Воззвах всем сердцем моим» (Пс.118:45), т. е., телом, душею и умом» (Лествица, слово 28, гл. 61)» [11, с. 303].

В использовании образов видимой природы святитель Игнатий следует святоотеческим традициям. В трудах святых Григория Богослова, Кассиана, Нила Сорского, Исаака Сирского созерцание Бога в природе понималось как предварительная ступень богопознания, не теряющая своего значения и на высших ступенях. В явлениях видимой природы святые видели «знаки и символы, показуемые в отдельном вдохновении» [13, с. 192]. Подобные символы были широко представлены в ранневизантийской литературе [2, с. 33], которая является одним из источников церковно-проповеднического стиля русского языка.

Таким образом, зрительный образ является опорной точкой «поэтических сочинений» святителя Игнатия. Из этого образа развивается повествование, и переходы от одной части к другой — переходы образные. Из видения вырастает развернутая аллегорическая картина. Образ-символ святителя Игнатия является субъектом смыслового движения текста. Вслед за развитием образа развивается тема проповеди.

В заключении автор «стихотворения» старается обобщить свой личный опыт до опыта общечеловеческого и общецерковного, что выражается, например, в словах наша жизнь, ежегодно, пред глазами всего человечества, по учению писания (текст 3, 4 и 7), в ссылках на библейские тексты и на слова святых отцов Церкви (текст 2), Заключение может содержать увещательное обращение проповедника к пастве (текст 5), молитвенное воззвание к Богу (текст 6), восторженный вывод об опытном доказательстве христианского догмата (текст 7), вывод о синкретизме жизни человека и части природы (текст 4), а также указание пути к «духовному тайнозрению», который определяется как путь покаяния (текст 1):

1)        «…Путь к духовному тайнозрению — постоянное пребывание в покаянии, в плаче и слезах о греховности своей…» [11, с. 359];

2)        «Невидимое по отношению к Богу плотскими очами, когда разсматривается в создании Его — природе, зрится, «и присносущная сила Его и Божество, во еже бытии им безответным» (Рим. 1:20)» [11, с. 403];

3)        «И ежегодно повторяет природа пред глазами всего человечества учение о воскресении мертвых, живописуя его прообразовательным, таинственным действием!» [11, с. 178];

4)        «Земля, земля! Сменяются на поверхности твоей поколения человеческия, как на деревьях листья… Что наша жизнь? Почти то же, что жизнь листка на древе!» [11, с. 184];

5)        «Стяжите ж вечность блаженную вниманием, повиновением закону всесвятаго Бога…» [11, с. 188];

6)        «Господи! Не на мою силу уповаю: падения моя научают меня познавать немощь мою. Ты, Господи, упование мое! …» [11, с. 180];

7)        Вот доказательство воскресения тел человеческих, которое имею в себе самом! Если тело способно к ощущениям духовным, если оно может вместе с душею участвовать в утешении благодатном; если оно отселе может соделаться причастником благодати: то как же ему не воскреснуть для жизни вечной, по учению Писания?» [11, с. 303].

Итак, целые тексты святителя Игнатия строятся на использовании символического сюжета, который становится важнейшим конструктивным признаком проповеднического жанра стихотворение в прозе. Различные этапы развития этого сюжета в коммуникативных блоках «стихотворения» — это своего рода прагматические типы высказываний, которые служат одной цели — доступно, образно, ярко представить христианское учение человеку XIX века. Святитель Игнатий понимает, что недостаточно использовать многообразие выразительных средств языка, образный, выразительный язык не может в полной мере отвечать требованиям к текстам церковно-проповеднического стиля. Переосмыслить слово и его понятие, найти не просто образное, а символическое значение денотата (например, символическое переосмысление слова древо в 3 тексте помогает проповеднику описать догмат о воскресении мертвых) — цель «поэтических сочинений» святителя Игнатия, которая и обусловливает наличие особой композиционной схемы жанра. Четкая последовательность этапов раскрытия символического плана проповеди позволяет автору объяснить вечное через временное, общее через частное, «непостижимое и необъяснимое» через видимое и объяснимое.

 

Литература:

 

1.         Аверинцев С. С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996.

2.         Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1997.

3.         Аверьянова Е. В. Семиотическое прочтение Жития Никиты-затворника // Филологические науки. — 1999. — № 6. — С. 73–78.

4.         Безяева М. Г. Коммуникативный блок как одна из единиц изучения диалога // ВМУ. — Сер. 9. Филология.– 2000. — № 5. — С. 27–59.

5.         Власова О. Ф. Основные закономерности членения древних текстов (на материале религиозно-публицистических текстов древне- и среднеанглийского периодов) // Текст как важнейшая единица коммуникации (в диахронии и синхронии). — Киев, 1984. — С. 11–16.

6.         Гаспаров М. Л. Стихотворения в прозе // Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001. — С. 1039.

7.         Еремин И. П. Лекции по древнерусской литературе. — Л., 1968.

8.         Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. — М., 1982.

9.         Ипатова С. Н. Святитель Игнатий как проповедник: Лингвистическое исследование. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. — 184 с.

10.     Лебедев Ю. Русская классическая литература и православие: в контексте «Писем о подвижнической жизни» святителя Игнатия (Брянчанинова) // Духовный собеседник. — Самара, 2000. — № 2. — С. 166–173.

11.     Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения: В 7-ми т. Т. 1. — М., 1993.

12.     Тамарченко Н. Д. Жанр // Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001. — С. 263–265.

13.     Флоровский Г., прот. Византийские Отцы V-VIII веков. Из чтений в Православном богословском институте в Париже. — Париж, 1933.

Основные термины (генерируются автоматически): церковно-проповеднический стиль, тип речи, текст, символический сюжет, развитие сюжета, проза, природа, лирический герой, жанр, воскресение мертвых, блок.

moluch.ru

18. Виды сюжета и виды действий в кино.

ВИДЫ СЮЖЕТА

Не всегда границы между ними бывают четко выражены в фильмах. Аристотель говорил, что есть два вида сюжета: драматический и эпический.

Еще кто-то добавил, что есть ещё и лирический сюжет.

Белинский также настаивал на этих трех видах.

Потом появляется новый вид: повествовательный (он вышел из эпического). Итого четыре вида (это для литературы): драматический, лирический, эпический и повествовательный. В кино появляется ещё и синтетический вид.

Признаки видов сюжетов в кино

  1. действие

  2. способы движения и способы связи действий

  3. конфликт

  4. образ, характер и личность человека в сюжете

  5. время и пространство в сюжете

  6. темп развития сюжета

  7. фабула в сюжете

19. Драматический вид сюжета в кино, его признаки. Драматический вид сюжета

  1. ДРАМАТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ

Отличие видов сюжета основано прежде всего на том, что в основе их лежат разные виды действия.

В драматическом действии действие автора фильма проявляется в наименьшей степени.

Главный упор в драматическом действии делается на актерскую игру.

Драматическое действие – это действие объективное. Когда мы наблюдаем поступки и чувства персонажей без непосредственно выраженного к ним отношения автора. Чисто драматическое действие может быть только в театре. В кино, когда изобразительные средства фильма почти полностью подчиняются актеру и их основная функция заключается не в выражении мнений и видения автора, а в наиболее точном донесении до зрителя актерского мастерства.

Тогда выражено драматическое действие.

  1. СПОСОБЫ ДВИЖЕНИЯ И СВЯЗИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Так как автора мы тут почти не наблюдаем, то способ движения действий можно назвать «самодвижущимся», а связь между действиями будет причинно-следственной. (Пр: Мак Сестра).

Массовые жанры все основаны на драматическом действии.

Образ состоит из самого предмета и из отношения к нему автора.

Образ состоит из сюжета, а сюжет состоит из действий => действие состоит из самого предмета и из отношения к нему автора

  1. КОНФЛИКТ И ЕГО ВИДЫ

Драматургический конфликт – это всякое развитое несоответствие, противоречие, столкновение, которое может привести к борьбе (а может и не привести).

Драматический конфликт – это такой конфликт, который ведет к прямой борьбе противонаправленных сил внутри героя или двух разных героев, заканчивающийся победой одной из сторон. (физической или духовной)

Этот конфликт характерен для драм, приключенческих фильмов и т.д.

Драматический конфликт как правило выступает в форме единого конфликта, начинающегося в начале фильма, развивающегося на всём его протяжении, заканчивающегося в его конце.

Недраматический конфликт – конфликт повествовательный, его ещё называют «ослабленным». (хотя это не совсем верно) Он строится на разном отношении персонажей к одному и тому же предмету или явлению.

Стадии развития конфликтов

  • ситуация

  • коллизия

  • завязка

  • финал.

Все конфликты могут быть внутренними или внешними:

Внешние конфликты – это конфликты между героями (кого с кем).

Внутренние конфликты – это конфликты в душах героев (чего с чем).

И внешние, и внутренние конфликты могут быть скрытыми (то есть когда конфликт явно не виден, но потом внезапно обнаруживается. Пр: конфликт между Оскаром и Кабирией).

Именно внутренний конфликт особенно важен в драматургии. Драма отличается от мелодрамы тем, что в ней присутствуют внутренние конфликты в героях. То есть если по внешним признакам фильм является драмой, то в герое ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть внутренний конфликт.

  1. ОБРАЗ, ХАРАКТЕР И ЛИЧНОСТЬ В ДРАМАТИЧЕСКОМ СЮЖЕТЕ

Образ содержит в себе характер (в него также входит внешность героя, отношение к нему и т.д.), В хорошо разработанном образе человека очень много различных слоев, уровней (Тарковский говорил, что по ходу фильма мы каждый раз должны открывать что-то новое в герое). Исходя из этого, можно сказать, что в каждом человеке (в его образе) есть 4 главных слоя:

  • человек, каким его знают коллеги и товарищи

  • человек, каким его знают в семье

  • человек, каким он воспринимает и знает себя

  • человек, каким он даже сам себя не знает (это содержится в его подсознании и может внезапно обнаруживаться в видениях, снах, в внезапных немотивированных поступках) (на этом можно строить повороты. Особенно этот слой используется в «Сталкере»)

Характер и личность отличаются.

Характер – это комбинация определенных душевных качеств человека (от греческого «отпечаток, отличительная черта»).

Свойства характера:

  1. изменчивость (на этом строятся многие произведения. По Горькому сюжет – это становление характера).

  2. похожесть характеров разных людей

Характеры делятся по разработанности:

  1. многосложный (когда у героя очень много даже противоречивых свойств и черт)

  2. односложный (когда у героя ярко подчеркнута одна-единственная черта)

Также характеры делятся по процессу изображения:

  1. раскрытие характера

  2. развитие характера

  3. резкий перелом характера.

Эти виды могут как сочетаться, так и использоваться по отдельности.

Личность – это глубинная духовная суть человека.

Личность отличается от характера:

  1. непохожестью и уникальностью,

  2. неизменностью (но может выражаться более ярко и менее ярко выражаться, пример с вольфрамовой нитью).

  3. Бессмертием.

Способы раскрытия личности в драматическом сюжете:

  1. она раскрывается прежде всего в той цели, которую она поставила перед собой. Причем чем больше эта цель выглядит недостижимой, тем сильнее раскрывается личность героя.

  2. Неуклонность героя на пути к цели, даже готовность пойти на смерть ради достижения её. Пример; Макмёрфи.

  1. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В ДРАМАТИЧЕСКОМ ВИДЕ СЮЖЕТА

Время

  1. В драматическом сюжете является существенным признаком то, что время в нем – настоящее, то есть действие происходит «здесь и сейчас». В других видах сюжета есть ретроспекции, закадровый голос, датирование событий прошлого и т.д. В драматическом сюжете наиболее полно осуществляется принцип 3х единств: места, времени и действия.

  2. В драматическом виде сюжета время концентрировано (т.е. промежутки между действиями малы). Чем более сжат драматический сюжет, тем лучше (в теч. 1 дня – «Двенадцать разгневанных мужчин» и т.д.).

Пространство

Пространство в драматическом сюжете тяготеет к концентрации. (здесь и сейчас) (Пр: 12 разгневанных мужчин)

  1. ТЕМП РАЗВИТИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО СЮЖЕТА

Развертывание драматического сюжета предполагает стремительный характер с постоянным движением.

«В романе должны изображаться мысли и события, в драме – характер и поступки».

«Роман должен разворачиваться медленно, драма должна спешить к концу (что постоянно должно сдерживаться)».

Гёте

Даже когда сцена в драматическом сюжете построена в основном на диалогах, фразы в разговорах должны быть действием, ударом.

  1. ФАБУЛА В ДРАМАТИЧЕСКОМ СЮЖЕТЕ

В драматическом сюжете взаимоотношения фабулы и сюжета, как правило, простые: сюжет послушно следует за фабулой. События идут в хронологическом порядке («Криминальное чтиво» – не драматический сюжет).

В драматическом сюжете очень ярко выражена событийность.

ВСЕ ВЫШЕНАЗВАННЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ПРИСУТСТВОВАТЬ В ДРАМАТИЧЕСКОМ ВИДЕ СЮЖЕТА!!!!!!!!!!!!!!!!

(ЧТОБЫ НЕ БЫЛО РАЗМЫТОЙ ЭКЛЕКТИКИ)

Основные признаки драматического сюжета (коротко)

  1. Драматический вид сюжета является формой выражения глубокой противоречивости образа (целого, героя).

  2. Драматический вид сюжета состоит из объективных действий, связанных причинно-следственным способом.

  3. В основе его лежит единый острый развивающийся конфликт.

  4. Разработанные характеры персонажей; герои с ярким личностным началом.

  5. Время и место действия в драматическом сюжете тяготеют к единству и концентрированности.

  6. Темп действия ускоренный, сюжет стремится к завершению.

  7. Фабульная история является существеннейшей частью драматического сюжета и подвергается малой степени трансформации.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *