Этикет официальный – Эксперт по этикету рассказала, каким простым правилам нужно следовать, чтобы выглядеть как принцесса

Что такое этикет? Правила поведения и этикета на работе, улице и дома. Этикет в разных странах мира

Современные люди большое внимание уделяют вопросу «Что такое этикет?», хорошим манерам, нормам нравственного поведения, «правильному» воспитанию. В обществе невозможно добиться успехов без соблюдения требований этикета. В определенной ситуации действуют особенные правила поведения, которыми нужно руководствоваться.

Несмотря на то, что у термина «этикет» французские корни, его родиной считается Италия. Именно там в XV веке стал формироваться свод правил поведения в обществе, распространившийся позже на остальные страны. На территории современной России понятие было введено в обиход лишь в XVIII веке, во времена трансформации придворного быта знати и установления культурных связей с соседями.

Многообразие этикетных форм поразит неискушенного человека. Традиционная классификация представлена 4 основными видами этикета: воинским, придворным, дипломатическим, общим. В последние десятилетия, в связи с развитием дипломатических отношений, к ним примкнули этикет делового общения и деловой этикет. Также выделяют: речевой этикет, телефонный этикет, столовый этикет, этикет общения, служебный этикет, профессиональный этикет, семейный этикет, светский этикет, траурный этикет, этикет «выходного дня» и т. д.

Не менее удивителен и своеобразен этикет стран мира. В каждом государстве действует негласный свод правил, обязательных для соблюдения не только местными жителями, но и туристами. Чтобы лучше понять менталитет другого народа, одного лишь знания языка недостаточно. Важно постигнуть культуру страны, познакомиться с нормами нравственного поведения.

Если вы интересуетесь историей других стран, их традициями, особенностями поведения в обществе, наш ресурс поможет вам почерпнуть много новой и полезной информации. Вы узнаете о том, как принято общаться за рубежом, что позволительно делать, а какое поведение неприемлемо. На страницах портала собраны самые интересные материалы об этикете со всех уголков Земли. Хотите получить новые знания и отправиться в увлекательное путешествие по правилам поведения? – Добро пожаловать на наш сайт!

https://etikket.ru/

Этикет официальных приемов

Прием — это широко принятая форма организации рабочих встреч, позволяющая обсуждать в непринужденной обстановке темы, которые по целому ряду обстоятельств нежелательно затрагивать на официальном уровне.

Итак, приемы служат для установления, поддержания и развития контактов между деловыми партнерами и друзьями, официальными лицами и иностранными коллегами, представителями различных учреждений, фирм и научно-технических кругов, деятелями культуры.

Приемы проводятся в ознаменование каких-либо событий, в частности праздников, юбилейных дат; в порядке оказания почестей выдающимся лицам, делегациям, организациям; в честь подписания каких-либо документов и пр.

Для человека, занимающегося бизнесом, умение сочетать решение рабочих задач с трапезой — один из самых эффективных способов достичь успеха.

В деловой жизни завтрак, обед, ужин играют значительную роль. Для каждого варианта имеются свои правила. Безусловно, есть правила, применяемые во всех случаях, так сказать универсальные, например общие нормы поведения за столом, однако существуют и некоторые тонкости, в которых деловой человек должен хорошо разбираться.

Деловой обед — прекрасная возможность поближе познакомиться с вашими клиентами, сослуживцами, руководителями или подчиненными. Кстати, именно деловой обед считается наиболее приличным для деловой встречи мужчины и женщины.

Поскольку в наши дни успех бизнеса почти всецело зависит от умения наладить деловые отношения, неофициальная атмосфера и дополнительное время, потраченное на обед с партнером, должны гораздо эффективнее способствовать вашей карьере, чем короткие встречи впопыхах, в офисе, на улице, в общественных местах или безликие телефонные разговоры.

Однако в организации делового обеда имеются и подводные камни. Следует опасаться: показать, что вы не умеете правильно вести себя за столом — это подорвет ваш престиж; наболтать собеседнику лишнего о подробностях своей личной жизни — это разрушит ваш профессиональный имидж;
выпить слишком много спиртного — могут подумать, что у вас с этим проблемы; кроме того, неумеренно выпивший — это и проблемы для окружающих: он назойлив, плохо управляем, не контролирует свои слова и поступки.

Есть одна существенная деталь, связанная с деловыми обедами, о которой нельзя забывать: вы не должны направо и налево кидать своим коллегам по бизнесу фразу «Давайте как-нибудь пообедаем вместе», если у вас действительно нет твердого намерения сделать это. В деловом мире обед считается мероприятием серьезным, и выдвигать подобное предположение возможно лишь тогда, когда вы действительно этого хотите, при этом необходимо сразу назначить конкретные время и день.

Официальным называется такой прием, на который присутствующие приглашены исключительно в силу их положения.

Официальные приемы подразделяются на дневные и вечерние, с рассадкой и без. К дневным относятся приемы типа «Бокал шампанского», «Бокал вина», «Завтрак».

«Бокал шампанского» начинается, как правило, в 12 часов и продолжается около часа. Поводом для организации такого приема могут быть годовщина национального праздника, открытие выставки и т.п. Напитки и закуски разносят официанты. С точки зрения организации — это наиболее простая форма приема, не требующая большой и длительной подготовки.

Аналогичным является прием типа «Бокал вина». Название в данном случае подчеркивает особый характер приема.

Завтрак — один из наиболее распространенных видов официальных приемов. Он устраивается между 12 и 15 часами, чаще в 12.30 или 13.00. Меню составляется с учетом национальных традиций. Завтрак продолжается обычно час-полтора, из них около часа — за столом и примерно 30 минут — за кофе, чаем (кофе, чай могут быть поданы за тем же столом или в гостиной).

Гости, как правило, приходят на завтрак в повседневной одежде, если форма одежды специально не указана в приглашении.
В международной протокольной практике принято считать, что дневные приемы менее торжественны, чем вечерние.

Вечерние официальные приемы бывают нескольких типов.
«Коктейль» начинается между 17 и 18 часами и длится около двух часов. Во время приема официанты разносят напитки и холодные закуски (в виде канапе — небольших бутербродов). Возможна подача горячих блюд. Иногда устраивается буфет, где желающим официанты предлагают напитки.

Прием «а ля фуршет» проводится в те же часы, что и «коктейль». Однако на фуршетном приеме могут накрываться столы с закусками, включая горячие блюда. Гости сами подходят к столам, набирают закуски и отходят, давая возможность подойти другим присутствующим.

Один из столов предназначен для почетных гостей — он должен быть расположен так, чтобы другие гости не стояли к нему спиной.

Приемы типа «коктейль» и «а ля фуршет» проводятся стоя. В обоих случаях, чтобы подчеркнуть особую торжественность, к их концу возможна подача шампанского, мороженого, кофе. Если прием устраивается по случаю национального праздника или в честь высокого гостя, в конце приема возможен небольшой концерт или показ фильма. Торжественность приема может быть подчеркнута и указанием особой формы одежды в приглашении.

Обед считается наиболее почетным видом официального приема. Он обычно начинается в 20 часов или в 20.30, но не позднее 21 часа. Согласно российской протокольной практике обед может начинаться и в более раннее время. Обед обычно длится 2-3 часа и даже дольше. После стола, за которым гости находятся примерно час, все переходят в гостиные для беседы; сюда подаются кофе, чай, в некоторых случаях они могут быть поданы за обеденным столом. В случае приема с рассадкой за столом гости собираются к назначенному времени в одном из помещений дома, куда они приглашены. Их обносят прохладительными напитками, пивом, виски, соками, а иногда и другими напитками. Гости могут по своему выбору брать напитки в баре. Нередко обед предполагает специальную форму одежды (смокинг или фрак — для мужчин, вечернее платье — для женщин).

Ужин начинается в 21 час и позднее и от обеда отличается лишь временем начала. В некоторых странах в особо торжественных случаях устраиваются подряд два приема: сразу же после обеда для высоких гостей проводится прием «коктейль» или «а ля фуршет».

«Обед-буфет» предполагает свободную рассадку за небольшими столами по четыре-шесть человек. Так же, как на фуршетном приеме, накрываются столы с закуской, имеются буфеты с напитками. Гости набирают закуски и садятся по своему усмотрению за один из небольших столов. Винами гостей могут либо обносить, либо они стоят на столиках. Чай или кофе предлагаются или за этими же столиками, или в другом помещении. Такого рода приемы часто организуют после концерта, просмотра фильма, в перерыве танцевального вечера. В тропических странах их нередко проводят на открытом воздухе — на веранде или в саду. «Обед-буфет» менее официален, чем обед.

К вечерним приемам относится также «чай», устраиваемый между 16 и 18 часами, как правило, для женщин. Супруга шефа приглашает на чай супруг руководителей фирм, с которыми установились деловые контакты. Для «чая» накрывают один или несколько столов с учетом числа приглашенных. Подаются конфеты, печенье, фрукты, напитки. Не исключаются канапе.

В отличие от официального приема, при котором все без исключения блюда и напитки подаются официантами, прием-банкет — это такая форма обслуживания, когда холодные закуски и напитки заранее ставят на стол, а официанты подают лишь горячие блюда. (Именно с такой формой обслуживания гостей приходится иметь дело заказчику, когда он отмечает какое-либо событие в ресторане.)

Проведению каждого приема предшествует тщательная подготовка. Нужно определить вид официального приема с учетом цели, ради которой он организуется, место проведения, составить список приглашенных, заблаговременно заполнить и разослать приглашения, составить меню и план рассадки за столом, если речь идет о завтраке, обеде, ужине.

Если прием организуется в ресторане, то должно уделить особое внимание подготовке помещения, сервировке стола, инструктажу официантов, которые будут обслуживать прием.

Если речь идет о приеме с большим числом участников, выбирается ресторан с хорошей и высокой культурой обслуживания.

Составление списка приглашенных — один из важнейших элементов подготовительной работы. Определяется общее число приглашенных на прием Даже при самой тщательной проработке списка нельзя избежать того, что кто-то не сможет присутствовать на приеме. Этот так называемый процент отсева учитывается при составлении сметы расходов на прием.

Современная международная протокольная практика свидетельствует о стремлении стран делать официальные приемы скромными, избегать излишней пышности, ограничивать или исключать подачу спиртных напитков, отказываться от слишком дорогих и экзотических блюд. Тем не менее на официальном приеме необходимо принимать во внимание вкусы гостей, их национальные и религиозные традиции. Заранее следует подумать о тех, кто употребляет только вегетарианскую пищу или не ест свинины. Не подается на приеме дичь в период запрета на охоту.

Этикет официальных приемов подразумевает использование посуды хорошего качества: хрусталь, фарфор, серебро. Живые цветы на столах и в гостиных придают помещениям праздничность и уют.

Установилась практика рассылки письменных приглашений на прием. Лучше всего, чтобы они были изготовлены типографским способом, при этом фамилия приглашенного, его должность или ранг, вид приема, день, час и место проведения, вписываются от руки. При проведении завтрака или обеда с рассадкой гостей заблаговременно следует удостовериться, сможет ли гость принять приглашение, и только после этого направлять его в письменной форме.

Приглашения принято направлять за одну-две недели до приема. Это позволяет надеяться, что гости сумеют так спланировать свое время, чтобы иметь возможность прибыть на прием.

Для рассылки приглашений в пределах города используют нарочных или курьеров, вне его пределов — факсы и телексы, реже приглашения посылают по почте.

Получив приглашение, следует внимательно с ним ознакомиться. Это убережет от ошибок и неловких ситуаций, в которых может оказаться человек, не разобравшийся в полученном приглашении. Независимо от того, на каком языке написано приглашение, следует иметь полную ясность в отношении следующего: кто проводит прием; по какому поводу; где; когда; какова должна быть форма одежды; нужен ли ответ на приглашение (нередко на пригласительных карточках в правом нижнем углу стоят буквы RSVP: repondnz, s’il vous plaot — просьба ответить).

Уточненная в результате такого анализа информация поможет принять правильное решение.

На приглашение с «просьбой ответить» желательно давать письменный ответ независимо от того, положительный он или отрицательный. Ответ составляется от имени получившего приглашение в третьем лице, без подписи. Не будет большой ошибкой, если ответ будет дан по телефону (но лично). В некоторых случаях протоколом предусмотрен порядок, по которому обязательно направление письменного ответа (положительного или отрицательного) на приглашение на прием, устраиваемый главой официальной делегации, официальным лицом.

ОБРАЗЕЦ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТВЕТА
«Президент германско-российского фонда культуры г-н О. Фогель имеет честь подтвердить получение любезного приглашения господина мэра г. Москвы Ю. М. Лужкова на обед во вторник 2 октября, в шесть часов вечера, которое он с удовольствием принимает».

ОБРАЗЕЦ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ОТВЕТА
«Чрезвычайный и Полномочный Посол Финлнмлми, в связи с отъездом в ближайшие дни в отпуск, к сожалению, не может принять любезное приглашение мэра г. Москвы и его супруги на завтрак в пятницу 6 сентября с.г. в честь праздника города Москвы»

В тех случаях, когда прием дается в честь лица, присутствие которого заранее согласовано, буквы RSVP на бланке приглашения зачеркиваются и над ними пишутся буквы «р.т.», или «для памяти», либо по-английски «to remind» (по-французски «роиг титогге»).

На приемы без рассадки за столом необязательно приходить к самому началу. Уйти можно в любое время. Однако при этом следует учитывать существенное обстоятельство. Если из одного учреждения или ведомства приглашено несколько гостей, то желательно, чтобы первыми приходили низшие по должности. И наоборот, при уходе с приема принято, чтобы представители одного ведомства не покидали его, пока не уйдет старший по должности. Оставаться на приеме позже времени, указанного в приглашении, не следует. Это нарушит этикет официальных приемов.

Организация официального обеда начинается с приглашения лица, которое будет главным гостем на обеде, и в случае принятия им приглашения, согласования с ним даты обеда. Обычно это делается при очередном деловом визите к этому лицу или же во время специального визита к нему по этому поводу.

Приглашение необходимо сделать за месяц, если не раньше, до намеченной даты, поскольку расписание деловых людей сегодня очень плотное.

После того как главный гость принял приглашение, необходимо безотлагательно составить список гостей на этот обед и по указанным выше причинам срочно разослать им приглашения. Как уже говорилось, главному гостю, несмотря на то, что он приглашение принял, также необходимо послать приглашение — пригласительную карточку, в которой слова «просьба ответить» зачеркнуть и вместо них написать «для памяти».

На пригласительной карточке на официальный прием указывается только должность приглашаемого. Ни его фамилия, ни фамилия его жены не пишется. В тексте приглашения обычно употребляется форма: «имеет честь…».

Приглашение на официальный завтрак или обед адресуется лицу, а не должности, которую это лицо занимает.

Не будет ошибкой, если вы позвоните приглашаемым гостям и узнаете, не будут ли они возражать принять приглашение, и в случае согласия направите им пригласительную карточку, в которой слова просьба ответить следует зачеркнуть и написать для памяти.

КАК СОСТАВИТЬ СПИСОК ГОСТЕЙ

  1. Необходимо определить, какое максимальное число гостей можно пригласить. Это будет зависеть от размеров представительских помещений, в особенности столовой и обеденного стола. Рекомендуется предусматривать каждому гостю за столом примерно 70-75 см по длине стола. Теснота за столом, как для гостей, так и для обслуживающего персонала, очень неудобна. Кроме того, при подаче кушаний она создает опасность для какою-либо гостя быть облитым соусом или подливкой. В практике такие случаи, хотя и редко, но бывают.
  2. Рекомендуется до рассылки приглашений прикинуть план будущей рассадки за столом и в случае обнаружения трудностей в рассадке, например при намерении пригласить лиц одинакового старшинства, внести в проект списка гостей необходимые изменения.
  3. Очень важно обеспечить непринужденную атмосферу на обеде, располагающую к откровенным беседам и высказываниям. Этого можно достичь подбирая гостей, близких к главному гостю как по деловым (служебным) интересам, так и по совпадению взглядов или же по личной симпатии, дружбе. Если лее на обед будут приглашены лица, не являющиеся близкими главному гостю и тем более оппозиционно настроенные, обед пройдет скованно и натянуто и сведется к формальному мероприятию.
  4. Целесообразно приглашать на обеды и вообще на приемы младших сотрудников фирмы с целью приобщения их к активной деятельности и, следовательно, повышения таким образом их деловой квалификации.
  5. Рекомендуется, чтобы список гостей вашей фирмы немного превышал список гостей «со стороны», минимум на четыре человека из числа младших сотрудников. Это даст возможность посадить на концы столов своих людей, поскольку крайние места считаются менее почетными.
  6. К моменту утверждения списка гостей должны быть готовы пригласительные бланки, отпечатанные типографским способом.

При заполнении приглашений очень важно не исказить фамилию, должность или ранг гостя. Искажение может привести к возвращению приглашения и, следовательно, к осложнению отношений.

Конечно, не следует посылать приглашение «с супругой» вдовому или холостому человеку. Чтобы такого не случалось, необходимо иметь картотеку, досье и вносить в них своевременно изменения.

Составление меню не такое простое дело, как может показаться. Необходимо учитывать состав гостей, с тем чтобы подготовить кушанья, соответствующие их религиозным обычаям, национальным традициям или привычкам.

Меню завтрака включает одну-две холодные закуски, одно горячее рыбное и одно горячее мясное блюдо, десерт. Не исключается и подача первого горячего блюда (супа). В заключение предлагается кофе или чай. Перед завтраком подаются прохладительные напитки, пиво, водка, виски. Водка может подаваться не перед завтраком, а во время него, к холодным закускам. К рыбному блюду подается сухое белое вино (охлажденное), к мясному — сухое красное вино (комнатной температуры), к десерту — шампанское, к чаю или кофе — коньяк или ликер. Во время всего завтрака подается минеральная вода.

В меню обеда исходя из местной протокольной практики или традиции дома включаются одно-два блюда холодной закуски, суп, горячее рыбное и горячее мясное блюдо, десерт. Перед обедом до приглашения гостей к общему столу могут предлагаться легкие закуски: орехи, хрустящий картофель, соломка из теста и т.п. После обеда — кофе или чай.

Когда собираются гости, им подается аперитив: водка, виски, джин, кампари и другие спиртные напитки. На самом обеде к закуске подается водка, к супу (очень редко) херес или мадера, к горячим блюдам и десерту — то же, что на завтрак.

Существует практика, например во Франции, когда в течение всего обеда ко всем блюдам (на закуску включается грейпфрут) предлагается только шампанское.

Рассадка за столом, очень важный элемент организации официального обеда1, хотя трудно сказать, что в протокольной практике «не очень важно». В ней нет мелочей.

В основе рассадки лежит одна из важнейших норм протокола — старшинство. Причем не по возрасту, хотя это иногда в некоторой степени учитывается, а главным образом по служебному и общественному положению человека.

Соблюдаются следующие правила рассадки.

Ближайшие места к хозяину и хозяйке считаются самыми почетными (почетное место за столом — середина напротив входной двери, а если дверь сбоку, на той стороне стола, которая обращена к окнам, выходящим на улицу). Чем дальше место от этих лиц, тем оно менее почетно.

Место по правую руку (по правой стороне) почетнее места по левую руку (по левой стороне).

Первыми по правую и левую руку от хозяина рассаживают женщин, от хозяйки — мужчин. Затем места чередуются: рядом с женщиной сажают мужчину, и наоборот.

Женщине не отводят места рядом с женщиной, а мужу — с женой.
Женщине не предлагают места на конце стола, если на его торце не сидит мужчина.

Замужняя женщина имеет старшинство мужа.

Если хозяйка дома отсутствует, ее место может занять жена одного из дипломатических работников представительства.

Место напротив хозяина может быть предложено самому почетному гостю.

Иностранным гостям в равном ранге с гостями — работниками дипломатического представительства — дается преимущество в рассадке.

При рассадке необходимо учитывать знание иностранных языков сидящими рядом гостями.

Дипломатический этикет официальных приемов предусматривает следующую практику обозначения мест за столом. Изготавливаются рассадочные и кувертные карточки небольшого размера прямоугольной формы из плотной бумаги, на которых написаны фамилии участников приема.

В помещении, где собираются гости, или непосредственно перед входом в него на гостям предлагается план рассадки. В соответствии с ним каждое место за столом обозначено кувертной карточкой. Гости знакомятся с планом рассадки. Если возникают затруднения, то необходимо обратиться к официанту или метрдотелю, который обязан указать гостю предназначенное для него место и проводить к нему.

Для того чтобы облегчить работу по составлению проекта рассадки, рекомендуется общий список гостей разбить на две части — на иностранных (не ваших) гостей и на список гостей с вашей стороны. Оба списка составляются по старшинству гостей.

В столовой гость находит свое место за столом и проверяет его по карточке, лежащей на самом высоком бокале или же около столового прибора, где напечатана его фамилия, становится за спинкой своего стула и ожидает приглашения хозяев обеда садиться за стол. Садиться до того, как сядут хозяин и хозяйка, не принято.

Во время обеда рекомендуется, чтобы старший официант (метрдотель) давал знак официантам менять блюда только после того, как все гости съели поданное блюдо. Это особенно важно при подаче десерта. Хозяин и хозяйка не должны вставать из-за стола, пока не убедились в том, что все гости съели мороженое.

Речи и тосты произносятся в зависимости от события, по случаю которого дается обед, от местной протокольной практики, а также по предварительной договоренности с главным гостем.

Как речи, так и тосты произносятся после десерта перед шампанским, когда оно налито всем гостям.

На массовых приемах тосты произносятся редко. В некоторых странах (например в Великобритании, Нидерландах) по сложившейся традиции ближе к концу приема предусматривают тост в честь монарха и исполнение национального гимна. Уход гостя с приема до этого церемониала может обидеть хозяев. Что касается приемов с рассадкой за столом, то здесь отношение к тостам может быть различным. Иногда (чаще это бывает в Москве) на приемах среднего уровня произносится много тостов в течение всего застолья как хозяевами, так и гостями. Но чаще, и это, видимо, более рационально, происходит один обмен тостами — под шампанское. Первым произносит тост хозяин, адресуясь к главному гостю, а затем тот произносит ответный тост. Эти тосты подчеркивают основной смысл приема, сосредоточивают на нем внимание приглашенных. При таком порядке весь ход приема носит более спокойный и более естественный характер. Проще говоря, обилие тостов порой мешает общению, а иногда тост застает приглашенных в тот момент, когда они едят очередное блюдо.

После обеда гости приглашаются в другие представительские помещения, где им предлагаются кофе и чай. Из спиртного предлагаются ликеры и коньяк, подаются также соки, минеральная вода. Строгой рассадки за кофе и чаем нет. Гости рассаживаются за небольшими столиками, выбирая для беседы соседей, в которых они заинтересованы.

Гости расходятся после того, как ушел главный гость. Накануне обеда или в день его хозяин обычно собирает у себя всех своих гостей, чтобы предусмотреть оказание ими персонального внимания приглашенным гостям, определить направление бесед.

Чтобы прием прошел успешно, надо при его подготовке и проведении не упустить ни одну, даже самую маленькую, деталь. Так, необходимо заранее подумать, где гости припаркуют свои автомобили, и, возможно, кому-нибудь следует поручить заботу об этом у подъезда дома, где происходит прием.

Гостей встречают у входа в помещение хозяин с хозяйкой или один хозяин, если жены не приглашены. Происходит обмен рукопожатиями, произносятся поздравления, если прием посвящен торжественной дате, можно переброситься несколькими словами, но ни в коем случае нельзя заводить при входе в помещение продолжительный разговор с хозяевами. Это может доставить другим гостям неудобство, ибо им придется стоять в ожидании, пока разговор не будет закончен.

Если дается прием с рассадкой за столом, то число гостей, как правило, будет меньше, чем на массовом приеме типа «фуршет». В этом случае хозяева должны так распределить свое время до приглашения к столу, чтобы уделить внимание по возможности всем приглашенным, хотя бы кратко поговорить с каждым.

На большом приеме типа «фуршет» эти возможности ограничены. Здесь следует уделить максимум внимания главному гостю и его «команде». Очень распространенной ошибкой на таких приемах является стремление представителей приглашающей стороны группироваться и обсуждать свои дела вместо того, чтобы уделять внимание приглашенным, помогать им освоиться, предлагать напитки и закуски.

Гостям не следует пытаться обсуждать какие-либо серьезные вопросы с хозяевами: ведь у них много забот, и они должны быть одинаково доступны всем.

Перед приглашением к столу и после выхода из-за стола, за чаем или кофе мужчины и женщины образуют свои группы. Здесь могут обсуждаться и важные политические вопросы, но в основном вопросы, носящие более общий характер.

55 золотых правил делового этикета

55 золотых правил делового этикета 55 золотых правил делового этикета

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Знание правил делового сотрудничества может сослужить очень неплохую службу: если впечатление, производимое на партнеров и клиентов, благоприятное, то и дела компании будут идти в гору, так как с ее представителями приятно иметь дело.

Сегодня AdMe.ru поделится полезными советами психолога Елены Бер.

Как здороваться

  • Входя в помещение, здоровайтесь первым.
  • Если в кабинете у человека, к которому вы пришли, находятся другие люди, ограничьтесь общим поклоном и приветствием. Затем обменяйтесь рукопожатием с тем, кто вас пригласил.
  • Приветствуя кого-либо, не ограничивайтесь лишь формальным «Здравствуйте». Назовите собеседника по имени.
  • При знакомстве, когда вас представляют или вы представляетесь сами, не спешите подать руку. Тот, кому вас представляют, должен сделать это первым.
  • На официальной встрече целовать дамам руку не принято.
  • Если вы сидите, по возможности, вставайте при приветствии.

Как пожимать руку

  • Если вы подошли к группе людей и обменялись рукопожатиями с одним человеком, нужно пожать руки и остальным.
  • Не принято обмениваться рукопожатием через порог, стол или над головой человека, сидящего между вами.
  • Не пожимайте руку собеседнику, держа вторую в кармане.
  • Первым всегда подает руку руководитель.
  • Рукопожатие обеими руками не приветствуется, поскольку оно предназначено для проявления более близких отношений с людьми.

Как знакомиться

  • Если вокруг вас незнакомые люди, не нужно стесняться: смело представляйтесь сами, не ждите, пока вас познакомят.
  • При знакомстве на деловой встрече (конференции, приеме) не стоит сразу рассказывать о своих достижениях — достаточно просто обозначить, чем вы занимаетесь и почему попали на встречу или мероприятие.
  • Человек, которому вы представляете незнакомого ему человека, упоминается первым. Тот, кого вы представляете, — вторым.
  • Когда вам представляют кого-то, сосредоточьтесь на том, чтобы запомнить его имя, и во время беседы чаще называйте его по имени.
  • Забыв, как зовут собеседника, постарайтесь смягчить ситуацию, корректно переспросив: «Извините, я в последнее время стал немного забывчив, не могли бы вы напомнить свое имя?»

Какой должна быть визитка

  • Визитка должна быть выдержана в строгом лаконичном стиле.
  • Тем, кто часто работает с иностранными партнерами, стоит напечатать визитные карточки на языке партнеров — в азиатских странах это особенно приветствуется.
  • Если какая-то информация о вас изменилась, нужно заказать новые визитки: ни в коем случае не исправляйте данные на старых визитках, карточка с помарками и поправками — признак дурного тона.
  • Хорошим тоном для делового человека считается наличие визиток на двух языках — русском и английском.
  • Если вы не застали человека на месте, но хотите засвидетельствовать ему уважение, загните правый верхний угол у оставленной вами визитки.

Как завершить встречу

  • Покидая незнакомых людей, не обязательно персонально прощаться с каждым.
  • Если вы уходите с многолюдного приема раньше остальных гостей, прощайтесь только с хозяевами встречи. Иначе ваш уход может послужить для участников вечеринки сигналом к тому, что всем пора по домам.
  • Если разговор длится слишком долго, предложите собеседнику познакомиться с новыми людьми, представьте их друг другу, извинитесь и откланяйтесь.
  • Прощание должно быть коротким — например, обмен рукопожатиями, как при встрече.
  • Заканчивайте беседу вежливо, при помощи универсальных фраз, к примеру: «Было приятно с вами повидаться».
  • Если вам необходимо уйти со встречи раньше, дождитесь паузы в разговоре, встаньте и попрощайтесь, высказав надежду на новую встречу.

Язык тела

  • Разговаривая с людьми, не нужно широко расставлять ноги, горбиться и держать руки в карманах.
  • Поза «фигового листа» (ладони сомкнуты таким образом, что руки образуют перевернутую букву «V») свидетельствует о застенчивости и неуверенности в себе.
  • Если вы делаете суетливые движения, покачиваетесь из стороны в сторону или прикасаетесь к лицу или волосам, то усиливаете собственное нервное напряжение и отвлекаете окружающих.
  • Излишняя жестикуляция при разговоре не приветствуется. Жесты должны быть сдержанными — собеседников может смутить чрезмерная экспрессия.
  • Дистанция между вами и собеседником должна быть не менее расстояния вытянутой руки.
  • Не стоит сидеть, положив ногу на ногу, особенно в кресле. Если оно глубокое, можно слегка вытянуть ноги.

Как провести переговоры

  • Приглашать партнеров на переговоры следует не менее чем за две недели, чтобы они смогли подготовиться.
  • Место проведения переговоров предлагает приглашающая сторона, но приглашенная имеет право как принять, так и отвергнуть его.
  • Когда участников много и они незнакомы, на столе можно расставить карточки с фамилиями.
  • Стороны располагаются друг напротив друга в порядке соответствия должностей.
  • После приветствия участники должны быть представлены друг другу. Также нужно обозначить их роль и полномочия на переговорах.
  • Если переговоры ведутся с иностранной делегацией, необходимо заранее условиться о языке переговоров и обеспечить технические средства для переводчиков.
  • Если во время беседы ведется запись, следует проинформировать об этом гостей.
  • Оптимальная продолжительность встречи — два часа. Если переговоры затягиваются, необходим получасовой перерыв на кофе.

11.2. Этикет деловых приемов

Деловое общение включает беседы не только за столом совещаний и переговоров, но и обсуждение вопросов на деловых приемах в сочетании с застольем. Общение в неформальной обстановке нередко дает значительный эффект. На деловых приемах люди знакомятся друг с другом, устанавливают первичные контакты, которые впоследствии могут превратиться в долголетнее деловое сотрудничество. Расслабляясь в неофициальных условиях, они обмениваются между собой дополнительной информацией по интересующим их проблемам, лучше узнают друг друга, находят точки соприкосновения своих интересов, что приносит пользу при поиске компромиссов, необходимых для заключения сделок и контрактов.

Деловые приемы бывают официальными и неофициальными. Первые устраиваются главами государств, правительствами, консульствами, военными атташе, торговыми представительствами по случаю национальных праздников, пребывания государственных руководителей, иностранных делегаций, открытия крупных выставок и конференций, заключения международных соглашений. Остальные деловые приемы считаются неофициальными. Официальные приемы обычно проводятся по правилам дипломатического протокола и этикета. Этих же этикетных правил придерживаются и фирмы, организуя приемы в честь своих зарубежных коллег.

Приемы подразделяются на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и без рассадки за столом.*

* Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 32—34.

К дневным относятся приемы типа завтрак, ланч, «бокал шампанского», «бокал вина» и др. В международной практике принято считать, что дневные приемы менее торжественны, чем вечерние.

Завтрак — устраивается в промежутке времени между 12.00 и 15.00 часами, чаще всего от 12.00 до 13.00 часов. Неофициальные деловые приемы выходят за временные рамки дипломатического протокола. Так, если официальные приемы устраиваются с 12 часов, то первый прием — завтрак — деловым человеком может быть организован и в 8 часов. Такое раннее время диктуется занятостью бизнесменов.

Меню завтрака составляется с учетом существующих в стране традиций и обычаев и, как правило, состоит из одного-двух блюд холодной закуски, одного горячего рыбного блюда, одного горячего мясного блюда и десерта. Подавать на завтрак первые блюда (супы) не принято, хотя подача их не будет являться ошибкой. После завтрака подается кофе или чай. Перед завтраком подается коктейль, сухое вино, соки, во время завтрака — минеральная вода, а иногда и соки. После того как все гости поели, хозяин (или хозяйка) первым встает из-за стола и предлагает гостям перейти в другой зал, где подается кофе. Продолжительность завтрака 1—1,5 часа (примерно 45—60 минут за столом и 15—30 минут за кофе). Инициатива ухода с завтрака — за главным гостем. Форма одежды для завтрака — в большинстве случаев повседневный костюм, но в торжественных случаях может быть и смокинг. Обычно форма одежды указывается в приглашении.

Деловой разговор начинают обычно после первой чашки чая или кофе.

Второй завтрак — ланч — совпадает по времени с завтраком дипломатического протокола. Начинается он в период с 12 до 13.30 и продолжается 1—1,5 часа. Официальный завтрак проводится с рассадкой гостей, т. с. каждому гостю отводится место за столом соответственно его должностному положению. О том, где сидеть, он узнает в плане рассадки, который вывешен или находится на отдельном столике в гостиной. Кувертная карточка с именем будет также находиться возле его прибора или лежать на самом высоком бокале.

Меню ланча обычно включает одну-две холодные закуски, два горячих блюда (мясное и рыбное), десерт. Первые блюда, как правило, не подают. Перед ланчем в отдельной комнате могут угостить аперитивом, т. с. напитками, побуждающими аппетит. Это могут быть сок, минеральная пода и спиртное. В конце ланча в этом или отдельном помещении подаются десерт, чай или кофе.

Прием «Бокал шампанского» — в деловом, в том числе и дипломатическом протоколе начинается, как правило, в 12.00 часов и продолжается около часа. В отличие от завтрака этот прием более скромен. Поводом для такого приема могут быть подписание контракта, отъезд гостей, открытие выставки.

С точки зрения организации это — наиболее простая форма приема, не требующая большой и длительной подготовки. Проводится он стоя. К шампанскому или вину подают маленькие бутерброды, пирожные, орешки, а также кофе или чай, печенье, конфеты. Напитки и закуски разносят официанты. Приглашенные приходят в повседневной одежде. Аналогичным является прием типа «бокал вина». Название в данном случае подчеркивает особый характер приема.

Чай — устраивается между 16.00 и 18.00 часами, как правило, только для женщин. Например, жена министра иностранных дел устраивает чай для жен глав диппредставительств, а жена посла — для жен других послов. Возможны случаи приглашения на чай также и мужчин. Для чая накрываются один или несколько столиков в зависимости от количества приглашенных лиц, подаются кондитерские и булочные изделия, фрукты, десертные и сухие вина, соки и воды. Закуски (сандвичи с икрой, рыбой, сыром, колбасой) подаются за чаем редко, а если подаются, то в небольшом количестве.

Продолжительность чая — 1—1,5 часа. Форма одежды — повседневный костюм или платье.

Приемы типа «жур фикс» — устраиваются один раз в неделю в один и тот же день и час в течение всего осенне-зимнего сезона (с осени до лета). Приглашения на такие приемы (среды, четверги, пятницы) рассылаются один раз в начале сезона и действуют до конца сезона, если не последует специального уведомления о перерыве. По времени проведения, угощению и форме одежды этот прием не отличается от чая. Иногда такие приемы носят форму музыкальных или литературных вечеров. На приемы «жур фикс» приглашаются также мужчины.

Приемы типа коктейль или фуршет — устраиваются в промежуток времени от 17.00 до 20.00 часов и длятся 2 часа. Угощение на фуршете организуется по типу так называемого «шведского стола». Как правило, предлагаются различные холодные закуски, кондитерские изделия и фрукты. Иногда подаются также горячие закуски. Гости, подойдя к столу, кладут на руку салфетку, на нее ставят тарелку с вилкой, накладывают в тарелку еду и, отойдя в сторону, едят стоя. Так же поступают и с напитками. Съев рыбное блюдо и собираясь брать мясное, тарелку и вилку меняют.

На приемах такого типа спиртные напитки выставляются на столиках или, будучи разлитыми в бокалы, разносятся официантами. Иногда в одном из залов устраивается буфет, где официанты разливают напитки для желающих. В конце приема может быть подано шампанское, затем кофе.

Форма одежды — повседневный костюм или смокинг, в зависимости от конкретного случая и указания на этот счет в приглашении.

Отличие коктейля от фуршета состоит в том, что на последнем подается больше еды и напитков. На коктейле не пользуются вилками. Их заменяют деревянные или пластмассовые палочки или маленькие вилочки. В последнее время эти два вида приемов все больше совмещаются под названием «фуршет». Их меню включает разнообразные напитки, холодные и горячие закуски, десерт, чай, кофе.

На фуршет можно опоздать или раньше уйти, за исключением тех, в чью честь организовывается прием. Кратковременное пребывание гостя на фуршете воспринимается как демонстрация холодных или натянутых отношений. Если на прием приглашены работники одной фирмы, то, согласно деловому этикету, положено, чтобы подчиненные не приходили позже руководителей. Однако рядовые служащие могут уйти с приема позже своих начальников. В процессе приема идет активное деловое и светское общение, осуществляются знакомства и налаживаются контакты. При этом необязательно проводить время с одним и тем же собеседником.

К вечерним, более торжественным приемам относятся обед, обед-буфет, ужин.

Обед — начинается в промежуток времени от 20.00 до 21.00 часа. Меню обеда: одна-две холодные закуски, суп, одно горячее рыбное блюдо, одно горячее мясное блюдо, десерт. После обеда в гостиной подается кофе или чай. Перед обедом гостям предлагается коктейль. Меню обеда отличается от меню завтрака тем, что после холодных закусок подается суп. К холодным закускам гостям предлагается водка или настойки (охлажденные), к рыбному блюду— сухое белое вино (охлажденное), к мясному блюду — сухое красное вино (комнатной температуры), к десерту — шампанское (охлажденное), к кофе — коньяк или ликер (комнатной температуры).

Обед длится обычно 2—2,5 часа, при этом за столом примерно 50—60 минут, остальное время — в гостиных.

Форма одежды — темный костюм, смокинг или фрак в зависимости от конкретного случая и указания в приглашении; для женщин — вечернее платье. В некоторых официальных случаях сразу же после обеда проводится прием типа «а ля фуршет». Гости, присутствовавшие на обеде, по его окончании направляются на прием «а ля фуршет». Такое сочетание приемов организуется преимущественно в связи с пребыванием в стране иностранного государственного деятеля или иностранной делегации, в честь которых дается обед. Форма одежды такая же, как на обеде.

Опаздывать на обед нельзя. В случае опоздания обязательно извиняются перед хозяевами.

Ужин — начинается в 21.00 час и позднее. Меню ужина и вина — такие же, как на обеде. Форма одежды — костюм темного цвета, смокинг или фрак; для женщин — вечернее платье. Ужин отличается от обеда только временем начала — не раньше 21.00.

Вечерний прием «а ля фуршет» — устраивается в особо торжественных случаях (в честь главы или премьер-министра иностранного государства, иностранной правительственной делегации, по случаю национального праздника и т. п.). Начинается в 20.00 часов и позднее. Угощение — такое же, как на приеме типа коктейль или фуршет, но разнообразнее и обильнее.

Форма одежды — костюм темного цвета, смокинг или фрак; для женщин — вечернее платье.

Обед-буфет предполагает свободную рассадку за небольшими столиками по четыре-шесть человек. Так же как на фуршетном приеме, накрывают столы с закуской, имеются буфеты с напитками. Гости набирают закуски садятся по своему усмотрению за один из столов. Такого рода прием часто организуется после концерта, просмотра фильма, в перерыве танцевального вечера. Обед-буфет менее официален, чем обед.

Разновидности приемов — киносеансы, музыкальные и литературные вечера, вечера дружбы, встречи для игры в гольф, теннис, шахматы, другие спортивные игры. Перечисленные мероприятия, как правило, сопровождаются легким угощением. Форма одежды для таких мероприятий — повседневный костюм; для женщин — костюм или платье.

Ко всем приемам следует обстоятельно готовиться. Заранее составляются списки гостей, направляются приглашения на отпечатанных бланках с вписанными фамилиями. Лучше это сделать за 10 — 12 дней, чтобы получивший его мог скорректировать свое время. Получив приглашение с буквами r. s. v. p., которые в переводе с французского означают «просьба ответить» в течение 3— 5 дней, отвечают на него письмом, открыткой, реже визитной карточкой с буквами р. г. Если в приглашении указан номер телефона, то сообщают об участии (неучастии) по телефону.

Получив ответы на приглашения, хозяева составляют план рассадки. При этом учитывается ранг гостей, а также то, что мужчины должны сидеть вперемежку с женщинами, а рядом не должны находиться работники одной и той же фирмы или члены делегации. Нельзя усаживать одну женщину в торце стола. Последним по списку должен быть мужчина.

Самое почетное место на мужском приеме — справа от хозяина, а с участием женщин — справа от хозяйки. Слева от них — менее почетные места. Если хозяева (супруги) сидят рядом, то слева от хозяина будет сидеть супруга главного гостя, справа от хозяйки — главный гость. Остальные размещаются по обе стороны согласно рангу. Первым подходит к столу хозяин с первой дамой, затем главный гость с супругой хозяина. Первой выходит из-за стола хозяйка, безусловно, тогда, когда убедилась, что гости уже сыты. Уход из-за стола хозяйки является сигналом к окончанию застолья, но не приема. На следующий день гости отправляют хозяевам письменные благодарности за приятно проведенное время.

На завтрак, обед, ужин или другой вид приема, в приглашении на который содержится просьба ответить, следует приходить точно в указанное в приглашении время. Опоздание считается нарушением этикета и может быть воспринято отрицательно и даже с обидой. Если из одного ведомства или учреждения приглашено несколько представителей и они являются на прием вместе, то принято, чтобы первыми входили младшие по должности, а затем старшие. На приемы, проводимые без рассадки за столом, в приглашении на которые указывается время начала и конца приема (17.00— 19.00, 18.00 20.00 и т. д.), можно прийти и уйти в любой час в пределах указанного в приглашении времени. Приходить к началу приема не обязательно, так же как необязательно находиться на приеме до его конца. Считается, однако, что приход на такой прием в начале и уход с приема в его конце являются выражением особо дружественного отношения гостя к хозяину приема. И, наоборот, если есть необходимость показать или подчеркнуть холодность или натянутость отношений с устроителем приема, достаточно пробыть на нем 15-20 минут и, попрощавшись с хозяином, уйти.

Застолье наряду с общением является важнейшей частью деловых приемов, организуемых как в учреждениях общественного питания, так и в офисах и домах бизнесменов.

Прежде чем принять гостей, следует наряду с другими подготовительными мероприятиями правильно с кулинарной, этикетной и эстетической позиций оформить стол: покрыть его скатертью, расставить тарелки, посуду для напитков, специи, разложить приборы для еды.

Первейшее требование для них — они должны быть безупречно чистыми. Тщательно отглаженной скатертью покрывают стол так, чтобы ее центральные складки проходили строго по продольному и поперечному центру стола. За обеденным столом края ее должны свисать на 25 — 30 см, на приеме типа «фуршет» — не доставать до пола 5 — 10 см.

Напротив каждого стула в 2 см от края стола расставляют тарелки: подставочную и на ней закусочную диаметром 20 см. Слева от закусочной на расстоянии от 5 до 15 см размещают пирожковую тарелку, ее центр должен совпадать с центром или краем подставочной тарелки.

На одну из этих тарелок кладут салфетку, сложенную вчетверо, треугольником, веером и т. д. Справа от тарелки на расстоянии около 0,5 см острием к ней размещают ножи, слева острием вверх — вилки. Количество и значение этих приборов зависят от подаваемых на стол блюд. При этом их не должно быть более четырех справа и трех слева. Начиная от тарелки кладут столовый нож и вилку для мясных блюд, за ними — нож и вилку для рыбы и затем для закусок. Если суп подают в глубоких тарелках, то между закусочным ножом и ножом для рыбы кладут столовую ложку, если в чашках, то десертную ложку.

Наличие на столе десертных приборов зависит от предлагаемых гостям десертных блюд. Если, например, будут подавать только компот, то впереди тарелки кладут десертную ложку ручкой вправо, если фрукты, то десертные вилку ручкой влево и нож ручкой вправо. Соответственно меню ставят на стол и посуду для напитков. Она располагается перед тарелкой как в один, так и в два ряда. Ряд может начинаться от ее центральной оси или от пересечения условных линий, идущих от края тарелки и близлежащего ножа. В полном наборе сервировка посуды для напитков может выглядеть следующим образом: в первом ряду от гостя слева направо ставят рюмку для водки емкостью 50 мл, рюмку для мадеры, портвейна и десертных вин — 75 мл и фужер для минеральной и фруктовой воды, во втором ряду — рейнвейную рюмку для белого столового вина (100 мл), лафитную рюмку для красного столового вина (125 мл) и бокал для шампанского (125—150 мл). Для ликера к чаю подают вытянутую вверх рюмку емкостью 25—30 мл, для коньяка к кофе ставят рюмку емкостью 75—250 мл. Напротив вилок выставляются соль и специи.

Для чая или кофе ставят чашку с блюдцем в 4 см от края стола ручкой влево. Ложечка находится на блюдце справа от чашки. Слева от чашки размещают блюдечко для пирожного, рядом с ними кладут вилку или ложку для пирожных.

Первой за стол во всех случаях садится хозяйка. Она же приглашает занять свои места и гостей. Мужчины, прежде чем расположиться за столом, помогают сесть дамам по соседству. При этом отодвигают стул от стола, а затем подвигают его к ногам женщины.

Для сервировки стола рекомендуется приглашать квалифицированного метрдотеля или поручить это дело знающему, опытному человеку.

Не рекомендуется создавать тесноты за столом. Теснота приводит к неудобствам как для гостей, так и для обслуживающего персонала. По этикету расстояние между столовыми приборами должно быть не менее 60 см. Если имеется возможность, стол необходимо украсить живыми цветами. На официальных деловых приемах все блюда подаются официантами с рук.

При составлении меню рекомендуется учитывать вкусы гостей, их национальные и религиозные традиции и другие моменты. Было бы упущением включать в меню дичь в то время, когда охота на нее в стране запрещена, или мясо в постные дни, или свинину, когда на приеме среди гостей находятся мусульмане, и т. д. С другой стороны, гостю-вегетарианцу будет приятно, если ему подадут вегетарианское блюдо.

Сидеть на стуле надо так, чтобы было удобно есть, отдыхать и вместе с тем не мешать рядом сидящим. При этом следует держать осанку, не разваливаться и не сутулиться. Туловище от края стола находится на ширине четырех сложенных пальцев. До еды руки находятся на коленях, а во время еды — слегка прижаты к туловищу. На стол опираться можно только запястьями. Салфетку, предназначенную для предохранения одежды и вытирания губ, сложенной пополам кладут на колени.

Усевшись за столом, следует незаметно рассмотреть его сервировку и наметить, какие блюда будете есть и напитки пить. Выбрав закуску, берут общее блюдо левой рукой, а правой находящимся там прибором накладывают себе на тарелку столько, сколько смогут съесть. При этом следует не забывать о потребностях других гостей. Прежде чем положить еду себе, следует предложить ее соседям. Не нужно класть на тарелку сразу несколько видов еды. Закончив одну закуску, принимаются за другую. При еде держат в правой руке нож, а в левой — вилку, не перекладывая их из рук в руки. Ножом только режут и придерживают еду, но не накладывают ее на вилку. Не следует есть с ножа. При помощи столового ножа едят мясо (в том числе и птицы), оладьи, блины, отрезая по кусочку. Для рыбы подают специальные нож и вилку. Вилкой придерживают кусочек рыбы, а ножом отделяют мясо от костей. Если нет таких приборов, едят двумя вилками. При отсутствии второй вилки рыбу удерживают кусочком хлеба.

Мясо птицы можно брать руками тогда, когда оно с мелкими косточками (например, крылышки перепела) и к блюду поданы смоченные салфетки или полоскательницы с теплой водой. Косточки рыбы, птицы не выплевывают прямо в тарелку, а сначала кладут на вилку, затем в тарелку.

Рубленые мясные блюда (котлеты, бифштексы и т. п.), овощные блюда, омлеты, каши, хорошо поджаренную яичницу можно есть одной вилкой, держа ее в правой руке.

Сваренные вкрутую, заранее очищенные от скорлупы яйца разрезают ножом на части и едят вилкой. Яйца, приготовленные всмятку, подаются в подставочной рюмке. Сбив краем ложечки вершок, ею выбирают содержимое яйца.

Супы и другие первые блюда, поданные в глубоких тарелках, едят столовой ложкой. Набрав в ложку еды, слегка прикасаются ее донышком к краю тарелки, чтобы снять капли, и отправляют ложку в рот левым ее краем. Бульон, налитый в чашки, можно пить. На горячий суп не дуют, с ложки не прихлебывают, с шумом жидкость в рот не втягивают. О том, как держать тарелку по окончании потребления первого блюда, наклонять ее от себя или к себе, в литературе об этикете даются противоречивые ответы. Лучше оставить немного супа на дне тарелки и не наклонять ее ни в ту, ни в другую сторону.

Хлеб, положенный из общей вазы в свою пирожковую тарелку, в процессе еды отламывают кусочками. При намазывании его маслом следует кусок держать на тарелке, а не на руке. Бутерброды на приемах стоя едят руками, за обеденным столом — при помощи ножа и вилки, отрезая по кусочку, как и мясо.

Для экзотических для славян блюд предназначаются специальные приборы. Например, для еды крабов, креветок, раков кладут на стол специальную двурогую вилочку и нож с широкой лопаточкой.

Десертные блюда (компоты, мороженое, желе и др.) подают в специальных вазочках (креманках). Они ставятся на пирожковую тарелку. Едят десерт десертной или чайной ложкой.

К десерту подают и фрукты. Их также нужно есть красиво. Яблоко, держа в руке, очищают ножом от кожицы. Вытерев руку о салфетку, при помощи ножа и вилки сначала разрезают яблоко пополам, а затем поочередно на четвертинки. Очищают четвертинку от сердцевины при помощи обоих приборов. Съедают четвертинку, откусывая кусочки. Яблоки можно очищать от кожуры и после того, как разрезали на четвертинки.

Грушу едят так же, как и яблоко. Апельсины очищают от кожуры, предварительно надрезав его крестообразно или параллельно долевому делению. Едят дольками, которые отправляют в рот вилкой или рукой. Персики разрезают пополам. При помощи вилки удаляют косточку. Мандарин можно очищать от кожицы и есть руками. Бананы едят при помощи ножа и вилки, отрезая колечками, предварительно очистив от кожуры.

Пирожные и кусочки торта перекладывают в свою тарелочку кондитерской лопаточкой или щипцами. Бисквитные пирожные и торты едят, как правило, ложечками, песочные и слоеные — ножом и вилкой, твердые — берут рукой. Прежде чем пить чай или кофе, ложечкой, находящейся в сахарнице, кладут сахар в чашку, бесшумно размешивают его и кладут ложечку на край блюдца слева от чашки. Пьют чай или кофе держа чашку в правой руке. Если захотелось чая с лимоном, то его кусочек берут маленькой вилочкой, кладут в чай, отжимают и перекладывают на край блюдца. При употреблении чая с ликером, а кофе с коньяком эти напитки отпивают маленькими глотками вперемежку с основным напитком. Со спиртным следует быть очень осторожным, чтобы чересчур не захмелеть и не навредить своему имиджу, ибо неспособность контролировать себя за столом вызывает сомнение в наличии высокой деловой культуры. С пьяницами серьезные деловые люди избегают сотрудничества. За столом спиртных напитков можно и вовсе не пить. Среди нормальных людей это не воспринимается как неуважение к кому-то. Достаточно после тоста пригубить рюмку. Если же вы решили выпить, то следует это делать не залпом, а маленькими глотками. Надо иметь в виду и то, что в большинстве стран мира порция водки составляет лишь 20 г, двойная порция — 40 г, тройной не бывает. В недопитую рюмку наливать не нужно.

При затруднении в пользовании приборами, правильном употреблении тех или иных блюд смотрим, как поступает хозяйка или другие гости.

Важной частью застолья являются беседы. Они могут быть общими, когда в ней принимают участие все приглашенные, а также локальными, ведущимися между соседями. Если хозяйка берет на себя ответственность за угощение, то за организацию беседы — хозяин. На семейных торжествах (свадьбах и др.) ведут застолье избранные из числа гостей или нанятые в бытовых службах ведущие (тамада). Любая беседа должна быть интересной для собеседников. Наиболее приемлемыми являются темы из области искусства, политической жизни. Очень уместны рассказы о путешествиях, интересных командировках. Среди женщин популярны беседы о детях, моде, среди дачников — о дачных делах и проблемах. Уместен за столом тактичный юмор, прежде всего анекдоты. Следует избегать спорных тем, обсуждения теоретических вопросов и, конечно, критики тех или иных гостей. Не следует говорить о болезнях, подробностях семейной жизни, супружеских отношениях, любовных похождениях. Уходить от таких тем помогает хозяин. Этикет требует выслушивать собеседника, даже если его рассказ и не интересен. В свою очередь рассказчику надо следить за своим монологом, чтобы не превращать его в длительную болтовню.

Если кому-то очень захотелось на дружеской или семейной вечеринке посмотреть по телевизору спортивное состязание, то это надо организовать в отдельной комнате. На семейном торжестве или на дружеской вечеринке уместны песни за столом и танцевальная программа, если для нее есть место.

Задерживаться без надобности на том или ином приеме дольше времени, указанного в приглашении, не рекомендуется, так как это может быть обременительным для хозяев. Неблагоприятное впечатление производят случаи, когда гости на том или ином приеме уходят с него все сразу, после ухода главного гостя. Лучше расходиться постепенно. Во всех случаях официальным лицам рекомендуется не уходить с приема раньше старших гостей.

Деловой этикет — Википедия

Деловой этикет — совокупность правил и норм общепринятых в деловой сфере и международном экономическом сотрудничестве, которые регламентируют нормы делового общения (порядок встреч и проводов делегаций, подписи документов, деловой переписки, проведения мероприятий.) Одной из составляющих делового этикета является деловой протокол. Деловой протокол основан на дипломатическом протоколе и является совокупностью правил, традиций и условностей, соблюдаемых официальными лицами и представителями бизнес сферы. [1]

Источниками этикета принято считать нормы морали (этика), мифологию и религию, культурные традиции, а также социальную иерархию [1]. В деловом этикете сочетаются некоторые правила воинского, светского и дипломатического этикета[2]. Примечательно, что, в отличие от правил светского этикета, в деловом этикете привилегии не отдаются основываясь на возрасте и поле человека. На первом месте в деловом этикете стоит приоритет субординации. [3] Среди прочего, деловой этикет может подразумевать такие пункты, как: неразглашение конфиденциальной информации, пунктуальность и точность в исполнении обязанностей, соблюдение субординации, доброжелательность в общении[4].

Джеффри Лич (англ. Geoffrey Leech) вывел принцип вежливости, способствующий успеху в процессе коммуникации. Этот принцип можно использовать как эталон отношений между собеседниками. Теория принципа вежливости как ведущего принципа коммуникаций состоит из шести мáксим:

  1. Мáксима такта – максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать потенциально опасных тем (частная жизнь, индивидуальные предпочтения).
  2. Мáксима великодушия – успешный коммуникативный акт не должен нести дискомфорт участникам общения. Не следует связывать партнера обещаниями.
  3. Мáксима одобрения – предполагает позитивность в оценке других. Если собеседники по-разному оценивают ситуацию, то реализовать коммуникативную стратегию будет непросто.
  4. Мáксима скромности – позиция неприятия похвал в свой адрес. Подразумевает реалистическую, объективную самооценку. Установить контакт будет сложно в случае если самооценка завышена или занижена.
  5. Мáксима согласия – максима неоппозиционности. Предполагает уход от конфликта путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников с целью решить наиболее серьезную задачу – сохранение предмета взаимодействия.
  6. Мáксима симпатии – позиция благожелательности. Создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность создает плохие условия для установления контакта. Определенную проблему создает так называемый «безучастный контакт», когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют благожелательности по отношению друг к другу.[5]

Различают персональные (деловые), корпоративные и именные визитные карточки. Персональная (деловая) визитная карточка лично представляет ее владельца – на ней указываются его фамилия, имя, должность, название компании, номера рабочих телефонов, официальный или персональный сайт, а также адрес электронной почты. Корпоративная визитная карточка представляет компанию, товар или услугу. По этой причине личные данные владельца визитки на ней не указываются. Вся дополнительная информация записывается на оборотной стороне в момент знакомства. Именная визитная карточка содержит только фамилию, имя и отчество. Также она может содержать сведения о звании или ученой степени. Семейная визитная карточка представляет собой разновидность именной. Она используется при знакомствах, отправке поздравлений друзьям семьи, прилагается к подаркам. Имя жены на такой визитной карточке ставится перед именем мужа[6].

Стандартные характеристики [1]:

  1. Примерно 90х50 мм (В зависимости от страны и предпочтений)
  2. Полукартонная бумага
  3. Горизонтальное написание
  4. Характеризует человека/ фирму

Сокращения на визитных карточках[7]. Существуют принятые во всем мире сокращения, которые помещаются на посылаемых визитках, – они пишутся в левом нижнем углу карандашом, а не ручкой. Эти сокращения заимствованы из французского языка, и каждое из них имеет свое значение. Самые распространенные из них [8][1]:

  • Р.Р. (рour présentation) — «для представления». Эту надпись делают с целью знакомства, рекомендации. Визитку с такой пометкой вкладывают в конверт с рекомендательным письмом.
  • P.R. (рour remercier) — «с благодарностью». Визитка с этой надписью может заменить благодарственное письмо после получения подарков, оказания каких-либо услуг, а также после посещения приема.
  • P.C. (рour condoléances) — «соболезнование». Такую визитную карточку можно отправить вместе с цветами, денежным вкладом или вместо письма по случаю смерти кого-либо из партнеров, его родственника или сотрудника, а также по поводу национального траура и других трагических событий.
  • P.P.C. (pour prendre congé) — «по поводу прощания». Такая надпись уместна на визитке, отсылаемой для извещения об отъезде, если вы желаете попрощаться заочно, не имея возможности сделать это лично.
  • P.F. (рour fête) — «к празднику». Визитная карточка с этой надписью может дополнить подарок, букет цветов, образец продукции, которые вы отсылаете по случаю какого-нибудь праздника. В том случае, если ваши отношения строго официальны, она может заменить поздравительную открытку.
  • P.F.N.A. (рour fête Nouvel An) — «по случаю Нового года».

В своей работе И.Р. Гальперин отмечает, что сложноподчиненные конструкции преобладают над сложносочиненными. Эта тенденция составления деловой документации сложилась исторически поскольку одной из основных целей делового письма является стремление передать разнообразные смыслы и вариативные условия в рамках одного предложения [9].

Обращения в документах[править | править код]

Основной формулой обращения в документах является: «Уважаемый господин (Уважаемая госпожа) + фамилия» Например: «Уважаемый господин Иванов!», «Уважаемая госпожа Петрова!». В некоторых случаях, например в письмах-претензиях, в обращении слово «уважаемый» может быть опущено: «Господин Тихонов!». При обращении к группе лиц, например к руководителям организации или всему коллективу организации, используется обращение «Уважаемые господа!» или «Господа!». Это же обращение используется, когда неизвестны имена и должности получателей письма[10]. При обращении к должностным лицам органов власти, депутатам, президентам (председателям) обществ, компаний, фирм, а также к духовным лицам различных вероисповеданий принято обращение с указанием должности без фамилии. В письмах-поздравлениях, приглашениях, извещениях разрешено обращаться по имени и отчеству: «Уважаемый Евгений Александрович!». При обращении возможна постановка как восклицательного знака, так и запятой, но рекомендуется соблюдать единообразие. В случае если после обращения стоит запятая, текст письма начинается со строчной буквы, если восклицательный знак – с прописной[11].

Обращения в переписке с зарубежными адресатами[править | править код]

За рубежом обращение является обязательным элементом служебного письма. Отсутствие обращения считается нарушением норм делового этикета. В переписке с зарубежными корреспондентами обращение формулируется в соответствии с традициями страны назначения, статусом и уровнем взаимоотношений должностных лиц. В персональных обращениях имя (инициал имени) адресата обычно опускается, остается только фамилия[12].

Заключительные формулы вежливости[править | править код]

В качестве заключения можно использовать следующие фразы: «С уважением», «С глубоким уважением», «Наилучшие пожелания».[13]

Деловой этикет предъявляет особые требования к внешнему виду. Во многих крупных корпорациях, особенно западных, в контракте детально оговаривается, как должен быть одет сотрудник. Согласно британскому социальному антропологу Кейт Фокс (Kate Fox), одежда выполняет несколько функций: согревать и защищать от атмосферных воздействий; является указателем половых различий; показывает принадлежность к определенной категории общества [14].

Деловая одежда[править | править код]

Классика делового жанра – традиционный деловой костюм. Классический костюм претерпел некоторые изменения, приобрел новые детали и модными линии, но в целом остается неизменным на протяжении почти двухсот лет. Оптимальный основной тон для делового костюма – серый и вся серая гамма (серо-синий, серо-коричневый, серо-кофейный, серо-бордовый, серо-оливковый, серо-бежевый, серо-зеленый). Помимо этого, в деловом стиле уместны все природные цвета – воды, песка, камня, глины. Позволительны в небольшом объеме красный, фиолетовый, изумрудный, персиковый, розовый, бордовый. Пиджак и брюки (юбка у женщин) должны быть одного цвета. Деловому мужчине стоит учесть следующее правило: рубашка всегда должна быть светлее костюма, а галстук темнее рубашки. Большое значение имеет качество материала одежды. Актуальны матовые ткани: шерсть, кашемир, матовый шелк, хлопок. Ошибочным для женщины считается излишне подчеркивать свою женственность в одежде и манерах. В деловой сфере в первую очередь значение имеет статус, затем возраст и только потом пол. Галстук в костюме делового мужчины является показателем статуса и вкуса. Если мужчина не полагается на свой вкус в выборе рисунка, то однотонный галстук будет вполне уместен в традиционном деловом стиле. Консервативные галстуки – с окружностями, ромбами, треугольниками – подчеркивают авторитет их обладателя. Обязательным для женщин и мужчин является правило: обувь должна гармонировать по цвету с брюками или юбкой. Для женщин подойдут туфли-«лодочки» на устойчивом каблуке высотой 4–6 см. Для мужчин предпочтительны ботинки со шнурками. Носки в костюме делового мужчины должны быть однотонные, темные, подходящие по цвету к брюкам и ботинкам. Они должны быть достаточно длинными, без складок, чтобы при сидении не было видно голой ноги. В деловом стиле женщины уместны чулки исключительно телесного цвета, причем в любой сезон. Деловой стиль не зависит от времени года: в любую погоду силуэт, допустимые цвета и стиль одежды делового человека в целом должны оставаться неизменными. Изменению подлежат только ткани для костюмов, а также оттенки одежды и обуви[15].

Аксессуары[править | править код]

Аксессуары в деловом стиле довольно сдержанны и функциональны. Именно классические украшения позволяют правильно расставить акценты в своем образе. Обязательная деталь – часы. Если у делового человека нет часов или они не соответствуют деловому стилю (слишком маленькие, большие, электронные, перегруженные украшениями), это может означать, что у него сложные отношения со временем. Стоит помнить, что время – один из самых ценных ресурсов в бизнесе[16].

Детали образа[править | править код]

Основной принцип в макияже деловой женщины – умеренность. Четкий акцент – на глаза или губы – позволит подчеркнуть выразительность лица и мимики. Предпочтительны также профессиональная стрижка и качественная укладка, как для женщин, так и для мужчин. Мужчинам стоит иметь в виду, что борода и усы производят неоднозначное впечатление. Исследователи в области психологии восприятия и стилисты утверждают: только гладко выбритое лицо и кожа без дефектов производят наилучшее впечатление. При выборе аромата важно чувство меры. Восприятие запахов – это строго индивидуальный процесс[17].

Виды дресс-кода[править | править код]

На приглашениях на различные официальные и неофициальные мероприятия можно встретить указание на дресс-код, то есть форму одежды. Обычно, дресс-код формулируется одним-двумя словами в самом конце приглашения на мероприятие. Наиболее часто используемые дресс-коды:

White tie («Белый галстук») — черный фрак с белым галстуком-бабочкой. Этот дресс-код ставится в самых торжественных случаях, на приглашениях VIP-класса. Приглашенные обязаны появляться на них во фраке с белым жилетом и белым галстуком-бабочкой. Манишка белой фрачной рубашки должна быть жестко накрахмалена. Черные лаковые туфли и карманные часы завершают этот наряд. Фрак используется не во всех странах, но в ряде государств (в Швеции, Великобритании, Франции, Австрии) фрак признается официальной одеждой для посещения приема. Дамы на торжественном приеме должны появляться в длинных вечерних платьях, непременно в чулках, в длинных перчатках до локтя и с настоящими драгоценностями. Открытые сверху платья, нередко со шлейфом, дополняют палантином из дорогого меха.

Black tie («Черный галстук»), Tuxedo («Смокинг»), Dinner jacket. На русский язык все эти выражения переводятся как «мужчины – в смокингах, дамы – в вечернем». В разных странах этот дресс-код называется по-разному, но всегда обозначает одно и то же: вы должны быть в смокинге. В России формой торжественной одежды считается именно смокинг. Брюки под смокинг, независимо от его цвета, выбирают всегда либо черные, либо темно-синие. Смокинг сопровождает галстук-бабочка черного цвета и кушак, складки которого должны быть заложены вверх (белый кушак к белому смокингу, черный – к черному). Туфли полагается обувать черные, но ни в коем случае не лаковые. Под обувь следует надеть черные носки до колен, лучше всего шелковые. Дама обязательно должна быть в вечернем платье.

Formal — этот дресс-код используется в приглашениях на свадьбы, юбилеи, национальные праздники: мужчины надевают обычный классический костюм – темно-синий в едва заметную полоску, темно-серый, реже – черный. Официальный костюм может быть только одноцветным. На мероприятиях, начинающихся раньше 19 часов, допустим светлый костюм. Сегодня в качестве аксессуара часто используется платок в нагрудном кармане пиджака. Платок должен быть того же качества, что и галстук, и соответствовать ему по цвету. Рекомендуется обувать черные классические шнурованные полуботинки. Носки – только черные, высокие.

Аfter 5 (А5) («После 17 часов»). В некоторых странах этот дресс-код предписывает даже количество пуговиц на жилете, форму и материал туфель. На престижные ипподромы, например, надевают поплиновую сорочку, жемчужно-серый жилет с пятью пуговицами, однотонный галстук, жакет из шерстяной фланели и брюки со стрелкой.

Casual dress (Cd) («Обычная одежда»). Если на приглашении стоит этот код, подразумевается, что прийти можно в любой одежде, но, при этом стоит учитывать на какое именно мероприятие вы идете. Если вас приглашают отдохнуть на неформальной вечеринке, такой дресс-код, скорее всего, будет означать, что вы не должны беспокоиться по поводу формы одежды[18].

Важно понимать, что современный этикет наследует обычаи практически всех народов. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями самых разных социально-политических систем, существующих в современном мире. Каждая страна вносит в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой ее исторического развития, общественным строем, национальными традициями и обычаями. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения. Знание правил делового этикета, принятых в других странах, помогает избежать ошибок и неприятных ситуаций при налаживании деловых контактов, в то время как пренебрежение национальными нормами и традициями может привести к разрыву деловых отношений после первого же рукопожатия[19].

  1. 1 2 3 4 Курс лекций П.Ф. Лядова «Деловая этика и протокол
  2. М.В. Бельдова, А.В. Рогова, Б.А. Шардаков. Деловой протокол и этикет. Практика применения. — ООО «Профессиональное издательство». — С. 9..
  3. ↑ dlearning.ru
  4. М.В. Бельдова, А.В. Рогова, Б.А. Шардаков. Деловой протокол и этикет. Практика применения. — ООО «Профессиональное издательство». — С. 9..
  5. ↑ scicenter.online
  6. М.В. Бельдова, А.В. Рогова, Б.А. Шардаков. Деловой протокол и этикет. Практика применения. — ООО «Профессиональное издательство». — С. 24..
  7. М.В. Бельдова, А.В. Рогова, Б.А. Шардаков. Деловой протокол и этикет. Практика применения. — ООО «Профессиональное издательство». — С. 28..
  8. ↑ http://прокопий.рф
  9. Гальперин И.Р. Деловое письмо. — С. 189..
  10. М.В. Бельдова, А.В. Рогова, Б.А. Шардаков. Деловой протокол и этикет. Практика применения. — ООО «Профессиональное издательство». — С. 17..
  11. М.В. Бельдова, А.В. Рогова, Б.А. Шардаков. Деловой протокол и этикет. Практика применения. — ООО «Профессиональное издательство». — С. 17..
  12. М.В. Бельдова, А.В. Рогова, Б.А. Шардаков. Деловой протокол и этикет. Практика применения. — ООО «Профессиональное издательство». — С. 18..
  13. М.В. Бельдова, А.В. Рогова, Б.А. Шардаков. Деловой протокол и этикет. Практика применения. — ООО «Профессиональное издательство». — С. 18..
  14. Кейт Фокс. Наблюдая за англичанами. — Рипол-классик. — С. 324.
  15. М.В. Бельдова, А.В. Рогова, Б.А. Шардаков. Деловой протокол и этикет. Практика применения. — ООО «Профессиональное издательство». — С. 28-29..
  16. М.В. Бельдова, А.В. Рогова, Б.А. Шардаков. Деловой протокол и этикет. Практика применения. — ООО «Профессиональное издательство». — С. 29..
  17. М.В. Бельдова, А.В. Рогова, Б.А. Шардаков. Деловой протокол и этикет. Практика применения. — ООО «Профессиональное издательство». — С. 30..
  18. М.В. Бельдова, А.В. Рогова, Б.А. Шардаков. Деловой протокол и этикет. Практика применения. — ООО «Профессиональное издательство». — С. 31-32..
  19. М.В. Бельдова, А.В. Рогова, Б.А. Шардаков. Деловой протокол и этикет. Практика применения. — ООО «Профессиональное издательство». — С. 132..

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о