Лексическое значение и грамматическое – «Что такое лексическое и грамматическое значение слова?» – Яндекс.Знатоки

Что такое лексическое и грамматическое значение слова

Лексическое значение слова — это тот смысл, который содержит в себе слово. Вы сможете сами попытаться сформулировать значение слова и обратиться за помощью к толковому словарю. Так, например, характеризуя смысловую составляющую слова «школа», можно сказать, что это «вид сооружения, помещения для обучения детей».

Более точный смысл этого существительного можно узнать, например, в толковом словаре Ожегова. В нем же вы сможете выяснить, имеет ли оно одно лексическое значение или несколько, т.е. является однозначным или многозначным.

Например, слово «айсберг» обозначает «большое скопление льда или большую ледяную глыбу, оторвавшуюся от ледника». Другого значения слово не имеет. Следовательно, оно является однозначным. А вот у слова»коса» может быть несколько толкований. Например, «коса» — это «вид прически» (девичья коса), а также — «берег у реки особой формы» (пошел купаться на косу) и, кроме того, это еще и «орудие труда» (хорошо наточить косу). Таким образом, слово «коса» является многозначным.

Грамматическое значение слова — это определенный набор признаков, позволяющих слову менять свою форму. Так, у глагола — это признаки времени, лица, числа и т.д., а у причастия — времени, настоящего или прошедшего, рода, числа и падежа.

Если основная составляющая лексического значения заключена, как правило, в его корне, то грамматическое значение слова легче всего определять по окончанию (флексии). Например, по окончанию имени существительного несложно грамматические признаки: именительный падеж, средний род, единственное число, второе склонение. Кроме этого, можно сказать, что слово является нарицательным существительным, неодушевленным.

Если вы попытаетесь определить лексическое значение слова «утро», то, наверняка, уточните, что это время суток, следующее после ночи, т.е. начало дня.

Если вы научитесь правильно определять лексическое и грамматическое значение слов, то сможете составлять красивые по выразительности и верные с точки зрения грамматики и употребления синтаксические конструкции (словосочетания и предложения).

www.kakprosto.ru

Грамматическое значение слова, его отличие от лексического значения

Грамматическое значение.В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» грамматическое значениеопределяется как обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное выражение. Система грамматических значений формируется на основе парадигматических отношений слов и словоформ и на основе синтагматических отношений, связывающих слова и словоформы в словосочетании или предложении. На основе парадигматических отношений выделяют общие грамматические значения слов как частей речи, а также грамматические значения в рамках морфологических категорий. Например, значения предметности у существительных, действия — у глаголов, признака — у прилагательных являются их категориальными частеречными значениями. В рамках категории вида выделяются значения совершенного и несовершенного видов, в рамках категории рода- значения мужского, среднего и женского родов, а также другие грамматические значения в рамках иных морфологических категорий. Разнообразные синтагматические отношения слов и словоформ как компонентов словосочетаний и предложений дают основания выделять члены предложения, а также различные типы словосочетаний и предложений.

Для определения специфики грамматического значения его обычно противополагают лексическому значению. Выделяют ряд свойств, отличающих грамматические значения от лексических.

Первое отличие грамматического значения от лексического заключается в степени охвата лексического материала. Грамматическое значение характерно всегда большой группе слов, а не одному слову, как лексическое значение. Грамматическое значение объединяет группы слов в определенные грамматические классы, например, грамматическое значение предметности объединяет значительную часть лексики русского языка в грамматический класс имени существительного, грамматическое значение действия другую часть лексики — в класс глагола и т.д. Внутри классов грамматические значения группируют лексику на подклассы, например, существительные мужского, среднего и женского родов, единственного и множественного числа, глаголы совершенного и несовершенного видов и т.д.



Второе отличие грамматического значения от лексического состоит в том, что оно выступает по отношению к лексическому дополнительным, сопутствующим. Разные грамматические значения могут выражаться в одном и том же слове; при помощи различных формальных показателей, меняя облик слова, но не меняя его лексического значения {вода, воды, воде*, воду, водой; несу, несешь, несет, несем, несете, несут и т.д.). При этом грамматические значения отличаются регулярностью своего выражения, то есть имеют один и тот же набор формальных показателей, с помощью которых они реализуются в разных словах (например, окончание -ы, -и в родительном падеже единственного числа у существительных женского рода). Грамматические; значения являются в слове обязательными, без них оно не может стать словоформой и компонентом словосочетания и предложения.

Третье отличие грамматического значения от: лексического состоит в характере обобщения и абстрагирования. Если лексическое значение связано в первую очередь с обобщением свойств предметов и явлений, то грамматическое возникает г как обобщение свойств слов, как абстрагирование от лексических значений слов, хотя за грамматическим абстрагированием также стоят общие свойства и признаки вещей и явлений. Так, деление в русском и белорусском языках глагольного времени на прошедшее, настоящее и будущее соответствует тому, что все вмире существует для человека либо в прошлом, либо в настоящем, либо в будущем. Грамматическое деление слов на имена существительные, имена прилагательные и глаголы соответствует в общем тем предметам, их признакам и действиям, которые сознание человека различает в окружающем мире. Но если лексические значения различают отдельные предметы и явления (береза — рябина клен — ясень, бегать — думать — писать

читать, тихий красный- светлый- шумный и т.д.), то грамматические значения различают целые классы предметов и явлений, а также отношения между ними. При этом связь грамматических значений с действительностью бывает не всегда очевидной. Например, не очевидной является связь родовых форм имен существительных с реальными предметами: Земля- женский род, Марс- мужской род, Луна — женский род, Юпитер — мужской род, Солнце — средний род и т.д., хотя в данном случае обращение к мифологическим источникам и истории слов может помочь установлению такой связи. Грамматические значения развиваются по законам языка, не всегда совпадая с логикой практической, деятельности человека, поэтому несоответствия между логикой и грамматикой в языке отражаются и в грамматических значениях.

Еще одно отличие грамматического значения от лексического заключается в особенностях их отношения к мышлению и строю языка. Если слова с их лексическими значениями служат номинативным средством языка и в составе конкретных фраз выражают мысли, знания, представления человека, то формы слов, словосочетаний и предложений используются для организации мысли, ее оформления, то есть характеризуются своей внутриязыковой природой. Вместе с тем и лексическое, и грамматическое значения выступают в слове в единстве, во взаимной связи и обусловленности.

megaobuchalka.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Лексическое и грамматическое значение слов» (5 класс)

Конспект урока по русскому языку для 5 класса на теме «Лексическое и грамматическое значение слова».

Цель: первичное усвоение нового понятия «лексическое и грамматическое значение».

Задачи:

1. Воспроизвести своими словами правило, выполнять действия по образцу.

2. Развивать интерес к родному языку.

3. Формировать умение анализировать исследуемое языковое явление; делать выводы; включаться в рефлексию деятельности.

Урок — объяснение нового материала.

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Этап целеполагания

  3. Объяснение нового материала

а) Введение понятия лексика

б) Формулирование понятий лексическое и грамматическое значение.

  1. Физкультминутка

  2. Закрепление понятий. Решение проблемных ситуаций.

а) Упражнение 1. Важность лексического значения.

б) Упражнение 2. Важность грамматического значения.

  1. Итоги работы и рефлексия

  2. Домашнее задание

ХОД УРОКА

Композиционные части.

Задачи.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.

Организационный момент

Создать благоприятный микроклимат в классном коллективе и психологический настрой на решение проблемной ситуации.

-Здравствуйте, ребята!

Урок с улыбки начинаем,
Успех всех ждет,
Мы точно знаем.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте повернемся и поприветствуем их.

Вспомните, что на урок мы пришли узнавать что-то новое. Что же ждет нас сегодня? Узнаем в процессе урока.

Приветствуют друг друга, учителя и гостей.

II.

Этап целеполагания

Создать ситуацию присвоения целей и задач урока.

Тема сегодняшнего урока «Лексическое и грамматическое значение слова». Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Посмотрите на тему урока и скажите, что мы сегодня должны узнать?

Формулируют те задачи, решение которых поможет раскрыть тему.

III.

Объяснение нового материала

Актуализация знаний.

Вводная беседа.

Ввести ребят в круг понятий.

  • Из чего состоит наша речь? (Из слов)

  • Что обозначают слова? (Предметы, явления действительности, понятия, действия, признаки и т.д.)

Наш язык — один из самых богатых и красивых языков в мире. В словаре Ожегова, например, 57000 слов.

Замечательный писатель К.Г.Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Народ, который создал такой язык — поистине великий и счастливый народ».И вы, ребята, должны гордиться, что принадлежите этому народу.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Введение понятия «лексика, лексикология».

Знакомство с понятием.

Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав, или лексику. Запись в тетрадь:

«Лексика — это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, называется лексикологией».Слово «лексика» происходит от греч. lexis — слово, выражение, оборот.

— Как вы думаете, изменяется ли словарный состав языка, то есть лексика, или остается неизменным, постоянным?

А почему это происходит? Можете вы назвать слова, которые появились в наше время? (Компьютер, робот…)

Очень важно и интересно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово.

Основная часть.

Формулирование понятий (лексическое и грамматическое значение слов).

Разграничить понятия.

-Послушайте стихотворение Петра Комарова «Кабарга»

Весь день молчит суровая

Столетняя тайга.

У кедра обомшелого

Укрылась кабарга.

Над ней летят пушистые

Снежинки в тишине,

И кружатся, и падают,

И тают на спине…

Сюда в погоду ясную

Охотник завернет,

Но только снег утоптанный

У дерева найдет.

— Знаете ли вы смысл выделенных слов?
— Если значение слова непонятно, какие действия необходимо предпринять?
(Воспользоваться словарем.)
— Любой ли словарь поможет нам выяснить смысл слов?

-Почему нам необходим толковый словарь? (Именно там дано определение, толкование слов.)
— 3 человека пойдут к доске и запишут значения этих слов.

— Подумайте, а можно что-то сказать об этих словах, как о части речи. Запишем выводы.

Обомшелого – прилагательное, Р.п., ед. ч., м.р..

Кабарга –существительное, И.п., ед.ч., ж.р..

Завернет – глагол, наст. время, 2 спряжение, ед.ч..

— Попробуйте подобрать слова с такой же характеристикой, как у прилагательного обомшелый. Почему мы понимаем, что это прилагательное. Подберите существительные и глаголы, имеющие те же характеристиками, что и кабарга и завернет.

Итак, мы увидели, что у каждого из рассматриваемых нами слов есть два значения. Чем они различаются? (Одно объясняет смысл, другое – указывает на часть речи.)
— Внимание! Какие вопросы рассматривает лексика? Какое же из двух значений будет лексическим?

— Попытайтесь дать ему определение.
Лексическое значение – смысл слова.

— Второе значение мы рассматривали с помощью признаков части речи. Какое это значение?(Грамматическое)

— Попробуйте дать определение ему.
Грамматическое значение – значение слова как части речи.

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы.

Записывают значение слов из словаря.

Другие — записывают признаки слов как части речи.

Отвечают на вопросы, анализируют, рассуждают.

IV.

Физкультминутка

Смена деятельности.

Мы плывем на пароходе?

Едем мы на вездеходе?

Мы летим на корабле

Невесомость ощущаем?

Головою мы вращаем.

Вправо, влево повернулись,

За руками потянулись.

Экипажам кораблей

Занять кресла поскорей.

Выполнение физкультминутки вместе с учителем.

V.

Закрепление понятий  лексическое и грамматическое значение.

Создание проблемной ситуации.

Понять, насколько важно лексическое и грамматическое значение.

1 упражнение.

— Как лексическое значение перечисленных слов поможет вам выбрать нужную орфограмму?

Сл…зать с дерева. Сл…зать сметану.

Хвойные л…са. Хитрая л…са.

Отв…рить картофель. Отв…рить калитку.

Ве…ка дерева. Разве…ка боем.

— Какой вывод вы можете сделать, выполнив это задание?

(Чтобы написать орфограмму, надо учитывать лексическое значение.)

2. — А теперь посмотрим, необходимо ли знать грамматическое значение?

Внимательно прочитайте сказку Людмилы Петрушевской и подумайте, о чем она. (раздать тексты)

ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке, увазилаБутявку и волит:
— Калушата! Калушаточки!Бутявка!
Калушатаприсяпали, стрямкалиБутявкуиподудонились.
А Калуша волит:

— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
КалушатаБутявкувычучили.
Бутявкавздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волиткалушатам:
— Калушаточки! Не трямкайтебутявок, бутявкидюбые и зюмо-зюмонекузявые, от бутявокдудонятся.
А Бутявкаволит за напушкой:
— Калушатаподудонились! Зюмонекузявые! Пуськибятые!

Можно ли понять текст? Почему? Каких героев вы представляете, что они делают?

Посмотрите, как себе представил эту сказку режиссер мультфильма. Правильно мы поняли сказку. Почему?

Можно ли понять, какие части речи использованы в первом предложении, какие члены предложения?

Возьмите карандаши и в тексте поработайте с первым предложением.

По какой части слова мы опознаем часть речи? (по окончанию)

Попробуйте отбросить окончания, сможем ли мы в этом случае узнать части речи?
Есть ли в сказке однокоренные слова? Как это узнать?

Калуша с Калушатами

Если вспомнить, что основное значение, смысл слова, заключено в корне, то корень – носитель лексического значения.
Какое значение добавляет суффикс –ат-? (детеныши)

Приведите примеры (медвежата, тигрята, поросята)

Значит, суффикс тоже может добавлять лексическое значение.

Посмотрите на слово сяпала, какие признаки глагола мы можем здесь указать.

Выходит, в одном случае суффикс может выражать лексическое значение, а в другом — грамматическое значение, указывая на время глагола.

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Читают сказку, анализируют, отвечают на вопросы.

Синтаксический разбор первого предложения.
Нахождение однокоренных слов. Подбор слов по аналогии.

VI.

Подведение итогов работы и рефлексия

Определить, сформированы ли понятия «грамматическое значение» и «лексическое значение»

— Что мы узнали на уроке? Чему научились?

Ответьте на вопросы теста и выполните задание.

А1. Что такое лексика?

1. звуки речи

2. части слова

3. словарный состав слова

4. строение словосочетаний

А2. Что изучает лексика как раздел языкознания?

1. грамматическое значение

2. лексическое значение

3. звуковой состав слова

4. части слова

А3. Заполните текст недостающими словами.

Лексическое значение объясняет ________________________.

Кроме лексического значения, слово имеет ________________

. Например, у существительного можно определить род, ____,

_____. У прилагательных — ______, падеж, _______.

А у глаголов ________, _________ и число.

Высказывают отношение к происходившему на уроке;сообщают, с помощью каких способов они сформировали понятия.

VII. Домашнее задание.

(дифференцированное)

Параграф 55. 1. Составьте рассказ по тексту Л.Петрушевской, введя лексическое значение в данный текст.

2. Упражнение 315

infourok.ru

Грамматическое значение слова и способы его образования

Слова — это строительное сырье для любого языка. Из них строятся предложения и словосочетания, с их помощью мы передаем мысли, общаемся. Умение этой единицы называть или обозначать предметы, действия и т.п. называется номинативной (назывной) функцией. Пригодность слова для общения, передачи мыслей именуется его когнитивной функцией.

Таким образом, слово — это основная, главная структурная единица языка.

Каждое слово в русском языке имеет лексическое и грамматическое значение.

Лексическим называют соотношение звукового (фонетического) оформления слова, его звучания с явлениями действительности, образами, предметами, действиями и т.п. можно сказать проще: это смысл. С лексической точки зрения слова «бочка», «кочка», «точка» — разные единицы, потому что они обозначают разные предметы.

Грамматическое значение слова — это значение его форм: рода или числа, падежа или спряжения. Если слова «бочка», «точка» рассматривать грамматически, то они будут абсолютно одинаковы: существ. женского рода, стоящие в именительном падеже и единств. числе.

Если сравнивать лексическое и грамматическое значение слова, можно увидеть, что они не одинаковы, но взаимосвязаны. Лексическое значение каждого из них универсально, основное же закреплено в корне. (Например: «сын», «сынок», «сынуля», «сыночек»).

Грамматическое значение слова передается при помощи словообразующих морфем: окончаний и формообразующих суффиксов. Так, лексическое значение слов «лес», «лесник», «лесничий» будет довольно близким: их смысл определяется корнем «лес». С грамматической точки зрения они абсолютно разные: два существительных и прилагательное.

Напротив, слова «пришел», «приехала», «прибежали», «набежало», «отлетела», «сбили» будут похожими в грамматической направленности. Это глаголы, стоящие в форме прошедшего времени, которые образованы при помощи суффикса «л».

Из примеров следует вывод: грамматическое значение слова — это его принадлежность к части речи, общее значение целого ряда похожих единиц, не привязанное к их конкретному вещевому (смысловому) содержанию. «Мама», «папа», «Родина» — существ. 1 склонения, стоящие в форме И.п., единств. числа. «Сова», «мыши», «молодежи» — существительные женск. рода, 3 склонения, стоящие в Р.п. Грамматическое значение слов «красненький», «огромный», «деревянный» указывает на то, что это прилагательные, стоящие в форме муж. рода, единствен. числа, И.п. Понятно, что лексическое значение этих слов различно.

Грамматическое значение слова выражается в определенной форме, соответствующей позиции слов в предложении (или словосочетании), выражается с помощью грамматических средств. Чаще всего таковыми являются аффиксы, однако нередко грамматическая форма образуется при помощи служебных слов, ударения, порядка слов или интонации.

От того, каким образом образована форма, непосредственно зависит ее вид (название).

Простые (их еще называют синтетическими) грамматические формы образуются внутри единицы (с помощью окончаний или формообразующих суффиксов). Падежные формы (нет) мамы, дочки, сына, Родины образованы при помощи окончаний. Прошедшее время глаголов «написал», «спрыгнул» — при помощи суффикса и нулевого окончания, а глагола «спрыгнула» — при помощи суффикса «л» и окончания «а».

Некоторые формы образуются вне лексемы, а не внутри нее. В этом случае возникает нужда в служебных словах. Например, глаголы «буду петь» и «давайте петь» образованы при помощи служебных слов (глаголов). Слова «буду» и «давайте» в данном случае не имеют лексического значения. Они нужны для создания форм слова. В первом случае — будущего времени, а во втором — побудительного наклонения. Такие формы называются сложными или аналитическими.

Грамматические значения определяются в системы или кластеры рода, числа, и т.п.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *