Этико речевые нормы – 3. Современная система речевых норм. Ее отличие от норм оценки речи, сложившихся раньше. Этические и этикетные нормы

1. Этические нормы речевой культуры

Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всею относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т.е. к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.

Но наиболее важно: неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.

2. Техника реализации этикетных норм

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. Конечно, желательно, чтобы вас кто-то представил, но бывают случаи, когда это необходимо делать самому.

Этикет предлагает несколько возможных формул:

— Разрешите с вами познакомиться?

— Я хотел бы с вами познакомиться.

— Давайте познакомимся.

— Будем знакомы.

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:

— Позвольте (разрешите) представиться.

— Моя фамилия Сергеев.

— Меня зовут Валерий Павлович.

Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия.

Официальные формулы приветствия:

— Здравствуйте!

— Добрый день!

Неофициальные формулы приветствия:

— Привет!

— Здравствуй!

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения, они выражают пожелание: Всего доброго (хорошего)! или надежду на новую встречу: До завтра. До вечера. До свидания.

В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления.

Приглашение:

— Позвольте (разрешите) пригласить вас…

— Приходите на праздник (юбилей, встречу).

— Будем рады видеть вас.

Поздравление:

— Разрешите поздравить вас с…

— Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления…

— Горячо поздравляю…

Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего заискивания:

— Сделайте одолжение…

— Если вам не трудно (если вас это не затруднит)…

— Будьте любезны…

— Не могу ли попросить вас…

— Очень вас прошу…

Советы и предложения не стоит высказывать в категоричной форме.

Желательно формулировать совет в виде деликатной рекомендации, сообщения о некоторых важных для собеседника обстоятельств.

— Разрешите порекомендовать вам…

— Позвольте обратить ваше внимание на…

— Я бы предложил вам…

Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:

— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).

— В настоящее время это (сделать) невозможно.

— Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.

— Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.

— Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

studfile.net

Взаимодействие речевого и поведенческого этикета

Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует исполь-зования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях, формул вежливости.

Соблюдение требований этикета при нарушении этических норм является лицемерием и обманом окружающих. С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающе-еся соблюдением норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет у людей сомнения в нравственных качествах личности.

В устном общении

необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.

Во-первых, надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать прямых отрицательных оценок личности партнера по общению, оценивать можно лишь конкретные действия, соблюдая при этом необходимый такт. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентом общении. Да и с практической стороны подобные черты речевого поведения неуместны, так как никогда не способствуют достижению желаемого результата в общении.

Вежливость в общении предполагает понимание ситуации, учет возраста, пола, служебного и общественного положения партнера по общению. Эти факторы определяют степень официальности общения, выбор этикетных формул, круг подходящих для обсуждения тем.

Во-вторых, говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственных мнений, избегать излишней категоричности в речи.

Более того, необходимо поставить партнера по общению в центр внимания, проявлять интерес к его личности, мнению, учитывать его заинтересованность в той или иной теме.

Необходимо также принимать во внимание возможности слушателя воспринимать смысл ваших высказываний, желательно давать ему время передохнуть, сосредоточиться. Ради этого стоит избегать слишком длинных предложений, полезно делать небольшие паузы, использовать речевые формулы поддержания контакта: вы, конечно, знаете…; вам, вероятно, интересно будет узнать…; как видите…; обратите внимание…; следует заметить… и т.п.

Нормы общения определяют и поведение слушающего.

Во-первых, необходимо отложить другие дела, чтобы выслушать человека. Это правило является особенно важным для тех специалистов, работа которых заключается в обслужива-нии клиентов.

Слушая, надо уважительно и терпеливо относиться к говорящему, стараться выслушать все внимательно и до конца. В случае сильной занятости допустимо попросить подождать или перенести разговор на другое время. В официальном общении совершенно недопустимо перебивать собеседника, вставлять различные замечания, тем более такие, которые резко характеризуют предложения и просьбы собеседника. Как и говорящий, слушающий ставит своего собеседника в центр внимания, подчеркивает свою заинтересованность в общении с ним. Следует также уметь вовремя высказать согласие или несогласие, ответить на вопрос, задать свой вопрос.

Нормы этики и этикета касаются и письменной речи.

Важным вопросом этикета делового письма является выбор обращения. Для стандартных писем по формальным или незначительным поводам подходит обращение Уважаемый г-н Петров! Для письма к вышестоящему руководителю, письма-приглашения или любого другого письма по важному вопросу желательно использовать слово многоуважаемый и называть адресата по имени и отчеству.

В деловых документах необходимо умело использовать возможности грамматической системы русского языка. Так, например, действительный залог глагола используется, когда необходимо указать действующее лицо. Страдательный залог стоит употреблять тогда, когда факт совершения действия важнее, чем упоминание лиц, совершивших действие.

Совершенный вид глагола подчеркивает законченность действия, а несовершенный указывает на то, что действие находится в процессе развития. В деловой переписке имеет место тенденция избегать местоимения я. Первое лицо выражается окончанием глагола.

studfile.net

3.4 Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)

Этикет по происхождению французское слово. Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык. Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет. Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения.

При общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.

Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными партнерами.

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную:

— знакомство;

— визитные карточки;

— приветствия;

— приглашения и поздравления;

— формулы сочувствия и утешения;

— выражение благодарности;

— замечание, предупреждение;

— обращение с просьбой;

— согласие. Разрешение;

— отказ;

— комплимент.

Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная из них – привлечь внимание собеседника. Это – вокативная функция. Обращения могут быть экспрессивно и эмоционально окрашенными.

Глава 4. Речевое общение

Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.

Проблемами общения занимаются представители разных наук – философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми.

Особенность речевой деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент.

Проблемами речевого общения занимаются многие лингвистические дисциплины: когнитивная лингвистика, теория речевого воздействия, теория речевых актов (ТРА), прагматика, психолингвистика, культура речи и др.

Отметим, что наряду с термином общение широкое распространение получило слово коммуникация. Коммуникация – общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и т.д. – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

4.1 Основные единицы речевого общения

Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.

Под речевым событием понимается протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Речевое событие, как следует из его определения, включает два основных компонента:

  1. словесную речь и то, что её сопровождает, т.е. дискурс;

  2. условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками.

Речевая ситуация, т.е. ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в речевом общении.

Различаются канонические и неканонические речевые ситуации.

Каноническим считаются ситуации, когда время произнесения синхронно времени его восприятия, т.е. определен момент речи.

Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т.е. временем восприятия.

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление. Чтобы понять его суть, прежде всего следует уяснить, что такое речевая деятельность.

Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. В процессе ( вербального ) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, память – речемыслительная, модальная ( волевая ), эмоциональная, интенцианальная ( намеренческая ), когнитивная ( понятийная) сферы. Речевая деятельность, как и любая другая деятельность, складывается из процессов, которые обеспечивают, делают возможным осуществление акта речи. Речь, высказывание – продукт речевой деятельности, её порождение. Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией.

studfile.net

Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)

«Этикет» по происхождению французское слово. Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык. Всё большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет. Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения.

При общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.

Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными партнёрами.

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную:

знакомство;

визитные карточки;

приветствия;

приглашения и поздравления;

формулы сочувствия и утешения;

выражение благодарности;

замечание, предупреждение;

обращение с просьбой;

согласие, разрешение;

отказ;

комплимент.

Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная из них – привлечь внимание собеседника. Это – вокативная функция. Обращения могут быть экспрессивно и эмоционально окрашенными.

Культура речи — это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатруднённое применение языка в целях общения.

Курс дисциплины «Культура речи в профессиональном общении» нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста – участника профессионального общения, комплексной коммуникативной компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.

Закрепление материала

Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний

  1. Что такое «культура речи»?

  2. Перечислите основные свойства культуры речи.

  3. Дайте определение понятия «норма литературного языка». Перечислите характерные особенности нормы.

  4. Расскажите о вариантах норм литературного языка?

  5. Охарактеризуйте грамматические, лексические, орфоэпические нормы литературного языка.

Домашнее задание: А.М. Руденко «Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах», стр.8-17, 20-21.

ЛЕКЦИЯ № 3

ТЕМА: Устная и письменная речь.

Самый массовый вид общения людей в социуме (обществе) — деловое общение. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека. Для достижения высокой результативности практически в любом виде коммерческой деятельности необходимо владеть определённым набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения делового общения.

studfile.net

3.4 Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)

Этикет по происхождению французское слово. Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык. Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет. Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения.

При общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.

Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными партнерами.

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную:

— знакомство;

— визитные карточки;

— приветствия;

— приглашения и поздравления;

— формулы сочувствия и утешения;

— выражение благодарности;

— замечание, предупреждение;

— обращение с просьбой;

— согласие. Разрешение;

— отказ;

— комплимент.

Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная из них – привлечь внимание собеседника. Это – вокативная функция. Обращения могут быть экспрессивно и эмоционально окрашенными.

Глава 4. Речевое общение

Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.

Проблемами общения занимаются представители разных наук – философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми.

Особенность речевой деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент.

Проблемами речевого общения занимаются многие лингвистические дисциплины: когнитивная лингвистика, теория речевого воздействия, теория речевых актов (ТРА), прагматика, психолингвистика, культура речи и др.

Отметим, что наряду с термином общение широкое распространение получило слово коммуникация. Коммуникация – общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и т.д. – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

4.1 Основные единицы речевого общения

Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.

Под речевым событием понимается протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Речевое событие, как следует из его определения, включает два основных компонента:

  1. словесную речь и то, что её сопровождает, т.е. дискурс;

  2. условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками.

Речевая ситуация, т.е. ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в речевом общении.

Различаются канонические и неканонические речевые ситуации.

Каноническим считаются ситуации, когда время произнесения синхронно времени его восприятия, т.е. определен момент речи.

Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т.е. временем восприятия.

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление. Чтобы понять его суть, прежде всего следует уяснить, что такое речевая деятельность.

Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. В процессе ( вербального ) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, память – речемыслительная, модальная ( волевая ), эмоциональная, интенцианальная ( намеренческая ), когнитивная ( понятийная) сферы. Речевая деятельность, как и любая другая деятельность, складывается из процессов, которые обеспечивают, делают возможным осуществление акта речи. Речь, высказывание – продукт речевой деятельности, её порождение. Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией.

studfile.net

3. Современная система речевых норм. Ее отличие от норм оценки речи, сложившихся раньше. Этические и этикетные нормы

  1. Риторика как предмет. Основные понятия риторики. Законы современной риторики.

Риторика как наука в том виде, в котором она известна зародилась в Древней Греции в 5 веке до н.э. «Риторика-это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи». (А.К. Михальская) «Риторика есть наука о способах убеждения» (Аристотель) Риторика – наука, которая имеет своё содержание и предмет исследования – законы, нормы, правила, средства и приёмы создания речевого высказывания во время общения. Риторика – интегративная наука. Чтобы выполнить свои задачи, она опирается на данные других научных исследований прежде всего в области лингвистики, философии, психологии, психолингвистики, этики, эстетики, социологии, социолингвистики.

Основные понятия риторики – этос, логос, пафос.

Этос — это уместность и уважительное отношение к себе и адресату.

Логос — словесные средства, которые необходимо, которые необходимо использовать в данной ситуации общения для реализации замысла автора речи. «Мысль формируется и формируется в речи» (Выготский)

Пафос – воодушевление, которое вдохновляет оратора создать тот или иной текст и выступить с ним. Пафос – эмоциональность. Эмоции – шум в речи, но люди не готовы слушать без этого шума.

Законы современной риторики (по А.К. Михальской)

  • Закон гармонизирующего диалога (диалогическое взаимодействие участников общения, вовлечение аудитории в диалог, установление с адресатом гармонических и двусторонних отношений)

  • Закон продвижения и ориентации адресата (автор должен помочь слушателю сориентироваться в пространстве речи, преодолеть трудности, связанные с её восприятием)

  • Закон эмоциональной речи («Если красноречие ума соединяется с красноречием сердца, то нет почти сил им противиться» — Н.Ф. Кошанский)

  • Закон удовольствия

  1. История риторики. Трансформация понимания риторики у Горгия, Аристотеля, Цицерона, Ломоносова, в трудах русских риторов ХIХ века.

Риторика как наука в том виде, в котором она известна зародилась в Древней Греции около 5 века до н.э. Её рождение было связано с периодом демократии в Афинах.

Причины её появления:

  • социальный строй – рабовладельческая демократия

  • характер греческой литературы

  • риторика – высшая ступень образования

  • большое внимание уделялось воспитанию нравственности

  • греческое судопроизводство

  • появление хвалебного красноречия (панигирик)

Софист – человек, умеющий за деталями скрыть главное, доказать при помощи различных ухищрений истинность того, что соответствует его целям, а не истине. Софизмы (их суждения) логически были построены верно, но не соответствовали истине. Самым известным софистом был Горгий из Леонтии. Он первым стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение, применение слов в несобственном смысле и т.п. «Риторика есть искусство делать людей рабами, но не по принуждению, а по доброй воле» (Горгий).

Аристотель (4 век до н.э.) – древнегреческий философ, написал учебник «Риторика» (3 части, дошёл до наших дней). «Риторика- способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Законы речи/правила риторики:

  1. речи могут быть разделены на совещательные, судебные и эпидейктические)

  2. ораторская речь – единство этоса, пафоса и логоса

  3. всякий вид ораторской речи имеет своё отношение к действительности и времени

Аристотель разработал «риторический канон» ( 5 компонентов): 1) изобретение

2) расположение 3) словесное выражение 4) запоминание 5) произнесение. Риторический идеал: сходен с идеалом Сократа и Платона и ориентирован на диалогичность общения и его максимальную информативность.

Марк Тулий Цицерон – самый крупный представитель римского классического красноречия. Главные труды: «Об ораторе», «Брут», «Оратор».

Риторические постулаты Цицерона:

  • основа риторики – философия

  • речь – средство познания мира

  • оратор должен практиковаться и выступать перед публикой

  • оратор – прежде всего мыслитель

  • оратор обращается к народу, его слушатели многочисленны, а речь проста и понятна

Первый учебник риторики на русском языке «Краткое руководство к красноречию» создал М.В. Ломоносов в 1743 году, а в 1748 году был выпущен второй дополненный вариант. Эта книга – фундаментальный научный труд, определивший развитие риторики 18 века и последующих периодов. Главный вопрос-«адресность речи».

Ещё с конца 17 века существует деление на общую и частную риторику. Оно же встречается в учебниках 18-19 веков под авторством риторов Кошанского, Зеленецкого, Фойгта. Задача общей риторики – отражение главных правил расположения слов в речи, а задача частной риторики – описание жанров речи. Было выделено до 10 видов частных риторик, каждая из которых помогала регулировать речевое общение в обществе. Например, 1) судебное красноречие. Её образцы – работы Сергеича «Искусство речи на суде», А.Ф.Кони «Приёмы и задачи обвинения» и т.д. 2) Социально-бытовое красноречие: Ключевский, Чичерин, Грановский. Во второй половине 19 века интерес к риторике начал угасать (связано с острой критикой В.Г.Белинским «Общей риторики» Кошанского).

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) — это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма — это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:

  • соответствие структуре языка;

  • массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих;

  • общественное одобрение и признание.

К основным источникам языковой нормы относятся:

  • произведения писателей-классиков;

  • произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

  • публикации средств массовой информации;

  • общепринятое современное употребление;

  • данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются:

  • относительная устойчивость;

  • распространенность;

  • общеупотребительность;

  • общеобязательность;

  • соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную.      Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.      Нормированность речи — это ее соответствие литературно-языковому идеалу.     Профессор С.И. Ожегов подчеркивал социальную сторону понятия нормы, складывающейся из отбора языковых элементов наличных, образуемых вновь и извлекаемых из пассивного запаса. С.И. Ожегов обращал внимание на то, что нормы поддерживаются общественно-речевой практикой (художественной литературой, сценической речью, радиовещанием).

В литературном языке различают следующие типы норм:

  • нормы письменной и устной форм речи;

  • нормы письменной речи;

  • нормы устной речи.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

  • лексические нормы;

  • грамматические нормы;

  • стилистические нормы.

Специальными нормами письменной речи являются:

Только к устной речи применимы:

  • нормы произношения;

  • нормы ударения;

  • интонационные

Этические и этикетные нормы

Этические нормы – нормы общечеловеческие. Регулируют взаимоотношение между субъектами. Принцип – проявить уважение к себе и к партнерам по общению. Базируются на чувстве собственного достоинства. Главные нормы: Доброжелательность, Правдивость, Искренность, Лицемерие, Ответственность, Понятность, Содержательность, Краткость.

Этикетные нормы – зависят от культуры каждого, ситуации. Ситуативно – применительно к роли личности.

С течением времени этикетные нормы меняются.

Принцип гармонизации предполагает, что знаки внимания должны быть равными применительно ко всем участникам общения.

Трансактный анализ Э.Берна: «Каждая единица этикета приравнивается к одному «социальному поглаживанию»

Иногда гармония в «социальных поглаживаниях» не может быть достигнута, так как полодение младшего не предполагает.

# Комплимент может быть посвящен: внешнему виду, внутрен миру, достижениям, качествам, таланту, характеру.

Ошибки ответа – отрицание = неуважение

Нужно придавать радость «социальным поглаживаниям», ответом поднять статус человека и показать свое к нему расположение в соответствии с социальными ролями.

Этические нормы носят глубинный характер далеко не только в этикетных вещах и отношениях.

Этикетные нормы – строго ситуативные и носят внешний хар-р.

Чем дальше от человека хотим держаться, тем более вежливыми и этикетными мы должны быть («холодная этика»)

Этикетные нормы предписывают, что и как нужно делать/говорить. Они являются внешними и соблюдение регулируется тем, что человек их знает.

Этические нормы не зависят от языка и от средств.

Этикетные – зависят от соотношение социальных ролей, от языка (у каждого – свой)

4. Общение. Функции и цели общения. общение и коммуникация.

Общение – 1) реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих)

2) одно из основных условий существования культуры

3) процесс выработки новой информации, единой для общающихся людей и рождающей их общность или повышающий степень их общности при сохранении неповторимой индивидуальности каждого.

Функции общения (по А.А. Брудному):

  • Инструментальная (общ – как вспомогательный компонент совместной предметной деятельности)

  • Синдикативная (=объединение. Когда общ предполагает создание единства вступивших в него участников)

  • Самовыражения (ориентирована на взаимопонимание, на контакт)

  • Трансляционная (передача конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ. Например, обучение)

Для реализации любой функции общения нужен субъект, который это общение и осуществляет.

Функции субъекта:

  • Коммуникативная (Взаимосвязь)

  • Информационная (Взаимовыражение)

  • Когнитивная (Взаимопознание)

  • Эмотивная (Переживание взаимоотношений)

  • Конативная (Взаимопроявление)

  • Креативная (Взаимовлияние)

Цели общения:

  • находятся вне самого взаимодействия субъектов

  • заключена в нем самом

  • состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения

  • является приобщение самого инициатора к ценностям партнера

Коммуникация— информационная связь субъекта с тем или иным объектом. Под коммуникацией понимают передачу речевой информации от отправителя к получателю и прием этой информации получателем от отправителя. А под общением – речевое взаимодействие между людьми.

  • В своем прямом значении является исключительно информационным процессом, адресованным кому-то. А общение всегда двухслойно (и практич и информ хар-р)

  • Предполагает информационную связь субъекта с объектом. Объект – что угодно. Общение же возможно только м/субъектами.

  • Прежде всего процесс передачи информации (односторонность и монологичность) Общение – процесс взаимодействия (двусторонен и диалогичен)

Коммуникация предназначена для передачи и приема инфы, а общение — +развитие информации в процессе диалога.

Коммуникация м.б. направлена конкретному получателю (аксиальная комм) и «всем сразу» (ретиальная). Общение – всегда предполагает взаимную точную адресованность речи всех партнеров.

И всё же обе эти формы – коммуникация и общение – необходимы человеку, общественному развитию и культуре, поскольку имеют разные сферы применения и взаимно дополняют друг друга.

studfile.net

Тема 7. Речевой этикет 7.1. Специфика русского речевого этикета

Речевой этикет — это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.      Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.      Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнеров благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию.      Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.      Важность этих качеств отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения. Одни пословицы указывают на необходимость внимательно слушать собеседника: Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык — один, уха — два, раз скажи, два раза послушай. Другие пословицы указывают на типичные ошибки в построении беседы: Отвечает, когда его не спрашивают. Дед говорит про курицу, а бабка — про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Многие пословицы предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова: Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык. Слово — стрела, выпустишь — не вернешь. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.      Тактичность — это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.      Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.      Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность — умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.      Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

7.2. Техника реализации этикетных форм

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. Конечно, желательно, чтобы вас кто-то представил, но бывают случаи, когда это необходимо делать самому.

  • Этикет предлагает несколько возможных формул:

    • — Разрешите с вами познакомиться.

    • — Я хотел бы с вами познакомиться.

    • — Давайте познакомимся.

    • — Будем знакомы.

  • При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:

    • — Позвольте (разрешите) представиться.

    • — Моя фамилия Сергеев.

    • — Меня зовут Валерий Павлович.

Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия.

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения, они выражают пожелание: Всего доброго (хорошего)! или надежду на новую встречу: До завтра. До вечера. До свидания.      В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления.

  • Приглашение:

    • — Позвольте (разрешите) пригласить вас…

    • — Приходите на праздник (юбилей, встречу).

    • — Будем рады видеть вас.

  • Поздравление:

    • — Разрешите поздравить вас с…

    • — Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления…

    • — Горячо поздравляю…

  • Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего заискивания:

    • — Сделайте одолжение…

    • — Если вам не трудно (если вас это не затруднит)…

    • — Будьте любезны…

    • — Не могу ли попросить вас…

    • — Очень вас прошу…

  • Советы и предложения не стоит высказывать в категоричной форме. Желательно формулировать совет в виде деликатной рекомендации, сообщения о некоторых важных для собеседника обстоятельствах:

    • — Разрешите порекомендовать вам…

    • — Позвольте обратить ваше внимание на…

    • — Я бы предложил вам…

  • Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:

    • — (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).

    • — В настоящее время это (сделать) невозможно.

    • — Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.

    • — Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.

    • — Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *