Природная зона — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Приро́дная зо́на (греч. ζώνη — «пояс»), физико-географическая зона — часть географической оболочки Земли и географического пояса, имеющая характерные составляющие её природные компоненты и процессы. Это — климат, рельеф, гидрологические и геохимические условия, а также почвы, растительность и животный мир. Климатические условия (температура, увлажнение, цикличность их изменений) являются определяющими факторами.
Природные зоны названы по присущему им типу растительности — их наиболее яркой географической особенности. Зоны закономерно сменяются от экватора к полюсам и от океанов вглубь континентов. Природные зоны — одна из ступеней физико-географического районирования[1][2].
Вертикальные природные зоны растительности. А. Гумбольдт, 1807Изучение разных природных зон было начато натуралистом и путешественником А. Гумбольдтом в 1807 году[3].
Учение о природных зонах было разработано В. В. Докучаевым в 1899 году
Природные зоны выражены на суше и в океане, в океане проявляются менее отчётливо. В пределах зоны по преобладанию ландшафтов того или иного типа выделяются физико-географические подзоны.
Многие названия природных зон традиционно даются по преобладающему типу растительности, отражающему важнейшие особенности ландшафта в целом (например, лесные зоны, степные зоны, зоны саванн)[5].
Природные зоны часто вытянуты в широтном или субширотном направлении (например, в Евразии). Однако, главным образом под влиянием орографии, их простирание изменяется на меридиональное или субмеридиональное (например, субмеридиональное положение степной зоны умеренного пояса у подножий Скалистых гор в США и Канаде). В горах с проявлением высотной поясности частичными аналогами природных зон служат высотные пояса[5].
Карта распределения наземных природных зон[править | править код]
- Природная зона Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. Б. Б. Прохоров. — Ростов-на-Дону. 2005
Природные зоны Земли. Географическая оболочка Земли.
Географическая оболочка Земли включает в себя биосферу, гидросферу, часть литосферы и атмосферы. Это самый крупный природный комплекс, поверхность земного шара, с характерной для планеты природой.
Можно выделить огромное количество менее крупных природных комплексов — территорий, обладающих похожей природой, отличной от других комплексов. Океаны, моря, материки, горные системы, реки, озера, болота и многое другое — это все отдельные природные комплексы.
Природные зоны — очень крупные природные комплексы, обладающие сходными ландшафтом, животным и растительным миром. Природные зоны образуются вследствие распределения тепла и влаги на планете: высокая температура и низкая влажность характерна для экваториальных пустынь, высокая температура и высокая влажность — для экваториальных и тропических лесов и т.д.
Природные зоны расположены преимущественно субширотно, но рельеф, расстояние от океана влияют на расположение зон и их ширину. В горах также существует смена природных зон, в зависимости от высоты, смена зон происходит в том же порядке, что и смена зон суши от экватора к полюсам. Нижняя природная зона соответствует природной зоне территории, верхняя зависит от высоты горного массива.
Природные зоны суши
Экваториальные и тропические леса
Эта зона расположена в экваториальном и тропическом поясе Африки, Южной Америки и Азии. Тропические леса — вечнозеленые, здесь всегда высокая температура и влажность. Для этих лесов характерна многоярусность: на одной и той же площади растут низкие кустарники, деревья средней высоты и огромные лесные гиганты. Здесь образуются красно-желтые почвы, бледные питательными веществами. Верхний слой почвы очень плодороден, но он быстро образуется, и так же быстро питательные вещества «вытягиваются» многочисленной растительностью.
Пустыни и полупустыни
Зона пустынь и полупустынь расположена в экваториальном, тропическом и умеренном поясах Пустыни отличаются очень низкой влажностью, растительный и животный мир пустынь подстраивается под эти тяжелые условия. Животные обладают свойством долгое время обходиться без воды, пережидать наиболее засушливые месяцы в спячке, многие ведут ночной образ жизни. Многие растения способны запасать влагу, у большинства снижено испарение, кроме того, они обладают разветвленной корневой системой, позволяющей собирать крохи влаги с большого объема. В целом растительный и животный мир очень ограничен. В почвах пустынь мало органических веществ и много минеральных солей.
Саванны и редколесья
Эта зона расположена в тропическом климатическом поясе и является переходной от зоны тропических лесов к другим. Она отличается небольшим количеством осадков и постоянно высокой температурой воздуха. Для саванн характерно наличие засушливого периода, во время которого травы высыхают, а животные стремятся к водоемам. Растительность здесь преимущественно травянистая, деревья встречаются редко. Для саванн характерно обилие крупных травоядных животных и хищников
Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники
Эта зона характерна для средиземноморского климата, отличающегося мягкой, влажной зимой и жарким летом. Для нее характерна разнообразная растительность, вечнозеленые лиственные растения, много хвойных деревьев. Оригинальный животный мир практически полностью истреблен. Почвы здесь красно-бурые.
Степи и лесостепи
Эта зона формируется в умеренном климатическом поясе, для нее характерны холодная зима и теплое, засушливое лето. Для степей характерная травянистая растительность, во многих областях замененная культурными растениями. Из животного мира в степях и лесостепях широко распространены грызуны, мелкие копытные, пресмыкающиеся и хищные птицы. В зоне степей и лесостепей формируются наиболее плодородные почвы – черноземы.
Широколиственные и смешанные леса
Эта зона формируется в умеренном поясе со средним количеством осадков, для нее характерны холодная зима и умеренно теплое лето. В лесах обычно два-три яруса, нижние сформированы кустарником и травянистой растительностью. Здесь распространены лесные копытные, хищники, грызуны, насекомоядные птицы. Почвы в этой зоне бурые и серые лесные.
Тайга
Эта зона формируется в северном полушарии в умеренной зоне с холодной зимой, коротким теплым летом и достаточно большим количеством осадков. Леса многоярусные, много хвойных деревьев. Животный мир представлен множеством хищников, в том числе некоторыми, впадающими в зимнюю спячку. Почвы бедны питательными веществами, подзолистые.
Тундра и лесотундра
Эта природная зона находится в субполярной и полярной зоне, где температура воздуха достаточно низкая. Растительный мир представлен в основном низкорослыми растениями с плохо развитой корневой системой мхами, лишайниками, кустарниками, карликовыми деревьями. В тундре живут копытные животные, мелкие хищники, много перелетных птиц Почвы в тундре торфяно-глеевые, большая территория находится в зоне вечной мерзлоты.
Арктические пустыни
Арктические пустыни встречаются на островах, близких к полюсам. Из растительности встречаются мхи, лишайники, или же растительность отсутствует вовсе. Животные, встречающиеся в этой зоне, живут большую часть времени в воде, птицы прилетают на несколько месяцев.
Что такое природные зоны кратко. Что такое природная зона
Моя малая родина — Республика Марий Эл. Это край озёр и сосновых лесов. Она находится на стыке лесной и лесостепной природных зон. Но, кроме неё есть ещё множество других природных зон. Каждый уголок земли по-своему неповторим своим климатом, рельефом, животным и растительным миром. И каждый материк имеет свои природные зоны. Я расскажу об этом детальнее. 🙂
Что такое природные зоны
Это природные комплексы со схожими почвами, флорой и фауной, температурными режимами . Названия природных зон определяется типом растительности, например, субтропический лес. Обычно природные зоны широкими полосами тянутся с запада на восток. У них нет чётких границ и они плавно переходят одна в другую. Основные природные зоны таковы:
- арктическая пустыня;
- тайга;
- тундра;
- смешанный лес;
- степи;
- пустыни;
- субтропический лес;
- саванны и редколесье;
- тропический сезонно влажный лес;
- тропический постоянно влажный лес.
Основоположником природной зональности, как науки, по праву, считается русский геолог и почвовед В. В. Докучаев. Он определил зональность, как закон природы, одинаково проявляющийся на суше и на море, в горах и на равнинах.
Причина образования природных зон
Причиной большого разнообразия зон является энергия Солнца, которая прогревает землю неравномерно. Так, в пределах одной природной зоны, видно, что та её часть, которая находится ближе к океану, увлажнена больше, чем её континентальная часть.
Особенности природных зон материков
Мы выяснили, что Земля, имея форму шара, прогревается солнцем неодинаково. Те участки, где Солнце стоит высоко прогреваются всех сильнее, а там, где лучи скользят по поверхности – более прохладнее и даже холодно. И хотя растения и животные разных материков схожи, климат и рельеф накладывают свой отпечаток. Есть материки с присущими только им видами животных (эндемиками ). В Австралии это утконос, кенгуру, коала, вомбаты. А в Арктике — белый медведь.
Географические пояса материков и океанов. Это самые крупные зональные комплексы географической оболочки. Для каждого географического пояса на материках характерен свой набор природных зон, свои природные процессы и ритмы. Географические пояса неоднородны внутри. Они отличаются разным режимом увлаж-нения и континентальностью климата, что способствует делению поясов на секторы. Береговые и внутренние секторы географических поясов отличаются между собой режимом выпадения осадков, сезон-ными ритмами, набором и простиранием природных зон. Географичес-кие пояса выделяют и в океанах, однако здесь они более однородны, а их особенности определяются свойствами океанических водных масс.
Природные зоны в меньшей степени, чем пояса, имеют широтную ориентацию. Это обусловлено тем, что на формирование природных зон, кроме температурных условий, влияют условия увлажнения.
По карте «Географические пояса и природные зоны мира» можно заметить, что в разных географических поясах повторя-ются такие же или подобные природные зоны. Например, лесные зоны существуют в экваториальном, субэкваториальном, тропичес-ком, субтропическом и умеренном поясах. В нескольких поясах также есть зоны полупустынь и пустынь. Ученые объясняют это повторени-ем одинаковых соотношений тепла и влаги на разных материках. Это явление назвали
Каждая природная зона имеет свои зональные особенности компо-нентов. Любую природную зону легко узнать по растительному и жи-вотному миру. Например, экваториальные влажные леса отличаются наибольшим на Земле разнообразием растений и животных. И, вдоба-вок, все живое вырастает здесь до гигантских размеров.
Великаны экваториального леса. В экваториальном лесу лианы достигают в длину более 200 м; диаметр цветка раффлезии составляет 1 м, а его масса может достигать 15 кг. Здесь обитают и ис-полинские мотыльки с размахом крыльев до 30 см, и летучие мыши с размахом крыльев до 1,7 м, и кобры длиной до 5 м, а самая крупная среди существующих ныне змей — анаконда — достигает в длину 11м!
В саваннах и редколесьях травяная растительность чередуется с отд
§25. Природные зоны Земли2
1. Перечислите основные природные зоны Земли.
Тундра, тайга, широколиственный лес, травянистая равнина (саванна), пустыни и полупустыни, степи и лесостепи, влажный тропический лес.
2. От чего зависит распространение природных зон на Земле?
Природные зоны образуются вследствие распределения тепла и влаги на планете. Рельеф, расстояние от океана влияют на расположение зон и их ширину.
3. Дайте краткую характеристику тундры.
Эта природная зона находится в полярной зоне (большая часть в зоне вечной мерзлоты), где температура воздуха достаточно низкая. Растительный мир представлен в основном низкорослыми растениями с плохо развитой корневой системой: мхами, лишайниками, кустарниками, карликовыми деревьями. В тундре живут копытные животные, мелкие хищники, много перелетных птиц.
4. Какие деревья составляют основу тайги, смешанных и широколиственных лесов?
Основа тайги – хвойные деревья (сосна, ель, пихта, лиственница и др.)
Смешанные леса характеризуются смешиванием хвойных и широколиственных пород деревьев.
Широколиственные леса состоят из листопадных деревьев (дуб, лещина, бук, липа, клен, каштан, граб, вяз, ясень и др.)
5. Что общего у всех травянистых равнин нашей планеты?
Она отличается небольшим количеством осадков и постоянно высокой температурой воздуха. Для саванн характерно наличие засушливого периода, во время которого травы высыхают, а животные стремятся к водоемам. Растительность здесь преимущественно травянистая, деревья встречаются редко. Для саванн характерно обилие крупных травоядных животных и хищников.
6. Дайте краткую характеристику пустыни.
Пустыни отличаются очень низкой влажностью, растительный и животный мир пустынь подстраивается под эти тяжелые условия. Животные обладают свойством долгое время обходиться без воды, пережидать наиболее засушливые месяцы в спячке, многие ведут ночной образ жизни. Многие растения способны запасать влагу, у большинства снижено испарение, кроме того, они обладают разветвленной корневой системой, позволяющей собирать крохи влаги с большого объема. В целом растительный и животный мир очень ограничен.Из растений распространены в основном безлистные колючие кустарники, из животных — пресмыкающиеся (змеи, ящерицы) и мелкие грызуны.
7. Почему в степях, саваннах и пустынях мало деревьев?
В саваннах, степях и пустынях выпадает очень мало осадков, деревьям просто не хватает воды.
8. Почему влажный тропический лес – самое богатое видами сообщество?
Здесь всегда высокая температура и влажность. Эти условия особенно благоприятны для растений и животных. Верхний слой почвы очень плодороден.
9. С помощью примеров докажите, что распространение природных зон на Земле зависит от распределения тепла и влаги.
Природные зоны образуются вследствие распределения тепла и влаги на планете: высокая температура и низкая влажность характерна для экваториальных пустынь, высокая температура и высокая влажность — для экваториальных и тропических лесов.
Природные зоны вытянуты с запада на восток, между ними нет четких границ.
Например, саванны находятся там, где влаги уже недостаточно для произрастания влажных лесов, в глубине материка, а также вдалеке от экватора, где большую часть года уже господствует не экваториальная, а тропическая воздушная масса, а сезон дождей длится менее 6 месяцев.
10. Характерные признаки каких природных зон перечислены?
А) самое большое разнообразие видов;
Влажный тропический лес.
Б) преобладание травянистых растений;
Саванна.
В) обилие мхов, лишайников и карликовых деревьев;
Тундра.
Г) множество хвойных растений немногих видов.
Тайга.
11. Проанализируйте рисунки на с. 116-117 учебника. Есть ли связь между окраской животных и средой их обитания (природной зоной)? С чем это связано?
Да, связь имеется. Это называется защитная окраска. Животные таким образом сливаются с окружающей средой с различными целями. Если это хищник – то для нападения. Например, тигр полосатый удачно прячется в желтой траве, готовясь к нападению. Белый медведь и песец практически незаметны на фоне снега.
Для защиты от хищников также животные выработали окраску, чтобы спрятаться. Примеры: тушканчик, косуля, зеленая лягушка и мн. др.
12. В каких природных зонах обитают эти организмы?
Карликовая береза – тундра.
Ленивец – влажный тропический лес.
Кедровка – тайга.
Зебра – саванна.
Дуб – широколиственный лес.
Джейран – пустыня.
Белая сова – тундра.
13. Используя карту на с. 118-119 учебника, назовите природные зоны, встречающиеся на территории нашей страны. Какие их них занимают наибольшую территорию?
Территория России имеет большую протяженность с севера на юг, рельеф в основном, равнинный. Так, на обширных равнинах последовательно представлены следующие природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесотундра, леса, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, субтропики. В горах– высотная поясность. Большая территория занята тайгой, степью, смешанным лесом и тундрой.
Путешествие по природным зонам Земли
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели: сформировать представление о разнообразии природных зон на Земле, рассказать о способах приспособления растений и животных к условиям обитания в природной зоне, закрепить понятие «широтная зональность», развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе, воспитывать чувство коллективизма и товарищества.
Оборудование: презентация «Природные зоны Земли», фрагменты видеофильмов о животных и растениях разных природных зон (пустыни, саванн и редколесий, экваториальных лесов), карта природных зон мира, набор картинок разных животных и растений, путеводные листы на каждого ученика, фломастеры, клей-карандаш, листы А3 с фоном разных природных зон.
Ключевые слова и понятия: природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесная зона, степи, пустыни, саванны, влажные экваториальные леса.
Ход урока
Перед началом урока учитель делит учащихся на две команды. Парты составляются для групповой работы, на партах раскладываются карандаши, клей, ножницы и другие принадлежности.
I. Изучение нового материала
1. Постановка целей урока (5 минут)
Слайд 1
Сегодня у нас необычный урок. На прошлом уроке мы познакомились с понятием «широтная зональность» и узнали, что на Земле существует множество природных зон. Сегодня мы отправляемся в экспедицию по природным зонам Земли.
Слайд 2
Нам предстоит выяснить, как сменяются природные зоны, узнать их климатические особенности, познакомиться с животным и растительным миром. Сегодня мы побываем в роли путешественников.
Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, делать фотографии и записи в черновиках, чтобы вернувшись назад, обработать все собранные материалы, просмотреть их, и затем оформить в виде плакатов, тем самым навсегда запечатлеть наше путешествие.
Для начала давайте вспомним важные моменты, которые помогут нам понять смену природных зон.
Слайд 3
Фронтальный опрос
- Везде ли на Земле одинаковый климат? (Нет) Слайд 4
- От чего зависит различие климат? (От количества тепла, температуры, о угла падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше температуры, чем дальше от экватора – ближе к полюсам, тем ниже температуры.) [2] Слайд 5
- Что такое широтная зональность? (Изменение природных зон с широтой)
- Как на Земле изменяется широтная зональность? (От экватора к полюсам, по широтам)
- Что такое природная зона? (Природная зона – это большая территория со сходными климатическими условиями, имеющая определенный растительный и животный мира) [2]. Слайд 6
- Какие ученые внесли свой вклад в изучение биосферы и природных зон Земли? (Владимир Иванович Вернадский и Александр Гумбольдт)
Рисунок 1. Вернадский Владимир Иванович
Рисунок 2. Александр Гумбольдт
Слайд 7. Учитель раздает листы-путеводители по природным зонам.
Таблица 1. Путеводный лист по природным зонам
Природные зоны | Климатические особенности | Животный мир | Растительный мир |
Арктические пустыни и тундра | |||
Лесная зона | |||
Степная зона | |||
Зона пустынь | |||
Зона саванны | |||
Зона экваториальных лесов |
– Каждый из вас получает листы-путеводтели. Это ваши черновики, в которых вы можете во время нашего виртуального путешествия (при просмотре презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия животных, растений и особенности климата разных природных зон.
Мы поделились на команды, поэтому вам предстоит работать в команде.
– Не забывайте, что, работая в команде, нужно помогать друг другу, выслушивать мнения друг друга, каждый человек команды вносит свои идеи и старания в общее дело.
– Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие по природным зонам Земли. После нашего возвращения из путешествия, каждая команда получит по три любые природные зоны. И вам предстоит, используя ваши записи и «фотографии», которые мы сделаем во время путешествия, оформить эти природные зоны на плакатах и отобразить в них животный и растительный мир. Поэтому будьте внимательны, записывайте названия растений и животных природных зон и особенности климата.
После оформления работ, вы посовещаетесь и выберите представителей команды, которые будут демонстрировать ваши плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон.
– Отправляемся в наше путешествие!
2. Природные зоны Земли (10 минут)
Просмотр презентации и рассказ учителя
Слайд 8 – 14
Арктические пустыни и тундра
Зона арктических пустынь находится в Севером Ледовитом океане, на островах, покрытых льдами. Здесь среди растений встречаются мхи и лишайники. Растительный мир очень скуден, поэтому среди животных встречаются хищники, так как травоядным здесь нет пищи. Хищники – белые медведи, которые занимаются ловлей рыбы, защищены от сурового климата толстой кожей и мехом, подкожным слоем жира [2].
Здесь часто встречаются птичьи базары – это большое скопление птиц. Птицы прилетают сюда и улетаю при наступлении сильных морозов. Кайры, тупики.
В зоне тундры растений становится больше, здесь уже встречаются карликовые березки и карликовые ивы, также мхи и лишайники, кустарнички (клюква, брусника, морошка) и грибы. На фоне низкой растительности грибы хорошо видны, а так как здесь лето короткое и прохладное, то грибы никогда не бывают червивыми.
Животный мир богаче, чем растительный, так как растительной пищи мало. Здесь встречаются олени, которые питаются лишайниками, грызуны – лемминги, которые строят норы в земле, очень много птиц: уток, лебедей [2].
Характерной особенностью тундры являются болота, так как здесь очень сильная увлажненность и низкие температуры, поэтому влага не успевает испариться.
Слайд 15. Лесная зона
Лесная зона встречается на материках Евразия и Северная Америка.
Слайд 16–18
В лесной зоне встречаются различные виды деревьев. Если в лесной зоне преобладают хвойные деревья (кедр, лиственница, сосна, пихта), то это зона тайги, если встречаются и хвойные и лиственные деревья (березы, осины) – это зона смешанных лесов.
В лесной зоне очень много растительности, которая служит одним животным пищей – олени, лоси, птицы, белки, бурундуки, другим жилищем и укрытием – кабаны, волки, лисы.
Деревья задерживают корнями воду при таянии снега, влагу во время дождей, поэтому здесь достаточное увлажнение и большое разнообразие растений и животных.
Слайд 19. Степная зона
Найдите на картах зону степей.
Слайд 20–22
Степная зона представляет собой большие пространства травянистой растительности. Здесь очень много света, поэтому растут светолюбивые травы. В степях находятся самые плодородные почвы – черноземы, которые используются в сельском хозяйстве, поэтому почти все степные зоны распаханы людьми.
Здесь очень много грызунов, которые роют в земле норы, живут большими группами, потому что в открытом пространстве легко стать добычей хищных птиц – орлов, ястребов. Грызуны питаются злаками и другими растениями. Дрофа – птица, которая быстро бегает, также обитает в степной зоне. Здесь можно встретить змей, хомяков, а также быстро бегающих антилоп, диких лошадей.
Слайд 23. Зона пустыни
Слайд 24, 25
Просмотр фильма «Пустыни»[6]
Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года. Растения приспособились к добыванию воды – очень длинной корневой системой, уходящей на большую глубину. Листья некоторых растений превратились в колючки, для уменьшения испарения воды.
Животные, как правило хищники – ящерицы, пауки, скорпионы, насекомые (жуки, муравьи), змеи. Животные ведут подвижный ночной образ жизни, так как раскаленный днем песок заставляет их прятаться от зноя в укрытиях, зарываться в землю.
Знаменитые «корабли пустыни» – верблюды, запасают воду в горбах и в водных мешках в желудке, способны преодолевать сотни километров без воды и еды [6].
Слайд 26. Зона саванны
Слайд 27–29
Просмотр фильма «Саванны и редколесья» [5]
На Земле нет такого места больше нигде, как в саване, в котором встречается самое большое разнообразие хищников и травоядных. Особенностью саванн является травянистые равнины, на которых встречаются небольшие группы деревьев. Траву в больших количествах поедают насекомые, например, саранча [1]. Растительноядные животные: антилопы, слоны, жирафы, грызуны, хищники: гепард (рекордсмен по бегу), леопарды, хищные птицы. Животные травоядные проходят большие расстояния в поисках воды, держатся большими группами, многие очень быстро бегаю, чтобы спасаться от хищников [5].
Слайд 30. Зона экваториальных лесов
Слайд 31–32. Просмотр фильма «Экваториальные леса» [7]
Экваториальные леса – это зона самого теплого и влажного климата на Земле, поэтому здесь произрастает пышная растительность, которая служит пищей и укрытием для многих животных, птиц, насекомых.
Экваториальный лес очень густой, деревьям приходится бороться за место под солнцем, поэтому гигантские деревья достигают 50 – 60 метров [1].
В лесах живут слоны, тигры, гориллы, мартышки. Очень много насекомых – термитов, муравьев. Большое разнообразие птиц, которые питаются плодами деревьев, нектаром цветов (нектарницы) [7].
Слайд 33.
3. Физминутка (1 минута)
Я по природным зонам иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы нам грибов набрать.
Вот лисица пробежала (рукой провести слева вправо)
Тут же белка проскакала (другой рукой провести справа влево)
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места) [4].
II. Работа в группах (12 минут)
– Мы вернулись из нашего путешествия и сейчас нам предстоит обработать и оформить всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии.
Учитель раздает командам карточки с названиями природных зон.
1 команда: арктические пустыни и тундра, зона саванн и редколесий, степная зона.
2 команда: лесная зона, зона пустыни, зона экваториальных лесов.
– Каждой группе достаются свои природные зоны для исследования.
– У вас есть ваши листы-путеводители с записями, которые вам помогут, вот у нас фотографии, которые мы сделали во время путешествия.
Учитель раздает командам фотографии и рисунки животных и растений разных природных зон.
Задача каждой группы – собрать материал по своим природным зонам: внешний облик, климатические условия, представители растительного и животного мира, их приспособление к условия обитания и т.д.
Вы можете поделить природные зоны между собой, можете работать все вместе, все это по вашему усмотрению, но не забывайте, что вы одна команда и нужно друг другу помогать.
Учащиеся должны подобрать соответствующий материал, оформить его на листе А3. Очередность отчетов соответствует порядку расположения природных зон на Земле в соответствии с законом широтной зональности.
Учащиеся получают рисунки животных и растений, плакаты с фоном природных зон и начинают составлять картины природных зон из рисунков, дорисовывая, докрашивая и оформляя картину.
– Теперь ваша задача выбрать представителей, которые будут демонстрировать плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон. Обсудите, кто будет выступать и что необходимо сказать.
Учащиеся выбирают представителей и подготавливают их к выступлению.
Выступления команд (8 минут)
От каждой команды выходят по очереди ученики, показывают свои собранные природные зоны, рассказывает об особенностях животного и растительного мира, климате. После рассказа участники других команд могут дополнять ответ.
Загадка
Где-то бушует вьюга,
Где-то метет метель,
Где-то полгода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло-
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то реки, озера,
Где-то край топких болот,
Где-то с ясного неба
И капля дождя не идет.
Где-то сосны и ели,
Густой и тенистый лес,
Где-то мхи и лишайник-
Край пустоты окрест [4].
(Природные зоны)
Слайд 34
– Почему в разных природных зонах обитают разные животные и произрастают разные растения?
(Разные климатические условия, рельеф и т.д.)
III. Обобщение и вывод (3 минуты)
– Перед нашем путешествием мы ставили цели. Вспомните, ребята, зачем мы отправлялись в путешествие, с какой целью?
Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны Земли, их животный и растительный мира, климатические особенности.
– Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?
Значит мы рассмотрели природные зоны и теперь мы знаем их особенности, можем отличить и определить их по животным и растениям, которые для них характерны.
– Как вы считаете, в какой природной
Природные зоны Земли
Природные зоны – это определенные участки поверхности Земли, которые существенно отличаются от других своеобразием природных ресурсов и особенно внешним обликом. Такое деление практикуется давно и представляет собой возможность осуществлять природно-географическое районирование.
Если говорить проще, то природные зоны – это территории, внешний облик, флора и фауна которых строго определены и не похожи ни на какие другие. Своеобразие, характерное для каждой из них, прослеживается четко и позволяет определенные виды растений или животных находить в соответствии с теми зонами, в которых они могут произрастать или проживать.
Природные зоны легко распознать по изменению и характеру доминирующего типа растительности. Именно по ним можно четко проследить, где заканчивается одна и берет свое начало следующая.
Условия выживания отдельных видов деревьев, трав, кустарников определяются особыми климатическими характеристиками, которые предусматриваются различные природные зоны. Для каждой из них свойственны индивидуальные особенности, благодаря различному количеству осадков, влажности и температуре воздуха.
Природные зоны столь многообразны, что в одной части планеты может нещадно палить солнце и растительность быть также скудна, как и мир животных, а в другой – вечная мерзлота и никогда не тающий снег. Контраст более чем очевиден. Тем не менее, в природе все разумно и гармонично, переходы эти не резкие.
Природные зоны мира это: арктическая пустыня и тундра, тайга и смешанный лес, лесостепь и субтропический лес, средиземноморский пояс и муссонный лес, засушливая пустыня, полупустыня или засушливая степь. Также выделяют полузасушливую пустыню, травянистую саванну, древесную саванну, сухие и влажные тропические леса, альпийскую тундру и горный лес.
Характеристика природных зон предусматривает описание всех климатических особенностей, которые им присущи. Например, самая загадочная и до сих пор мало изученная зона арктических и антарктических суровых ледяных пустынь, а также зона менее суровая по климату – тундра, находятся в антарктическом и арктическом поясах.
В Арктике температура воздуха низкая, осадков выпадает крайне мало, вся территория покрыта льдом, из растительности только лишайники и мох.
В Тундре высокая влажность, сильные ветры, многочисленные озера и болота, а почва представляет собой настоящую вечную мерзлоту. Особенность территории – безлесье, а так же мохово-лишайниковое покрытие. Природа в этих краях очень скудная и однообразная.
Характеристика природных зон предполагает не только их описание, но и учитывает плавные переходы, примером которых могут служить лесотундра и редколесье. На таких участках могут существовать представители флоры и фауны, свойственные обеим смежным областям.
Природные зоны мира раскрываются в полной своей красе в лесной зоне в районе Северного полушария, где находится настоящее царство широколиственных и смешанных лесов. Здесь часто встречаются такие деревья, как дуб липа, ясень, бук, клен. Лето в этих местах достаточно теплое, до 20 ° С, а зимы суровые, до -50 ° С, влажность высокая.
Лесостепь можно также назвать переходной природной зоной, которая находится в Северном полушарии. В этой местности можно наблюдать чередование хвойного леса и степей, обилие высокой травы, что хорошо прослеживается на территории США и Канады.
Степная зона находится в северном умеренном географическом поясе, в ней нет лесов, а территория покрыта травами, но влаги недостаточно. Условия для роста деревьев есть лишь по долинам рек. Почва – чернозем, который интенсивно используется человеком.
Пустыни и полупустыни находятся в следующих поясах: умеренном, тропическом и субтропическом. Осадков здесь крайне мало. Для этих территорий характерны равнинные поверхности, скудность флоры и специфичность фауны. Существуют пустыни очень разные: песчаные, солончаковые, каменистые, глинистые.
В настоящее время ученые подсчитали, что пустыня занимает более 16,5 млн. км² (без Антарктиды), а это 11 % поверхности суши. С Антарктидой эта площадь составляет более 20 %. Трава в пустыне скудная, почвы слаборазвиты, иногда встречаются оазисы.
Пожалуй, самыми экзотичными являются тропические леса. В них нет сезонных отличий в погоде, а деревья не показывают годичные кольца. Это настоящий рай для растений и притягательное место для исследователей живой природы.
Среди природных зон есть приуроченные к какому-то определенному поясу. Например, зона арктических и антарктических ледяных пустынь и зона тундр находятся в арктическом и антарктическом поясах; зона лесотундр соответствует субарктическому и субантарктическому поясам, а тайга, смешанные и широколиственные леса — умеренному. А такие природные зоны, как прерии, лесостепи и степи и полупустыни, распространены как в умеренном, так и в тропическом и субтропическом поясах, имея в них, разумеется, свои особенности. Природные зоны, их климатические особенности, почвы, растительность и животный мир каждого материка описаны в главе 10 и в таблице «Материки (справочные сведения)». Здесь же остановимся лишь на общих чертах природных зон как наиболее крупных природно-территориальных комплексов. Зона тундр Зона лесотундр и редколесий Пустыни и полупустыни Лесные субтропики Тропические леса |