Евпатий коловрат в рязани – Евпатий Коловрат

Содержание

Евпатий Коловрат

Евпатий Коловрат – воевода, рязанский боярин, богатырь, герой народных сказаний о событиях тринадцатого века. Подвиг русского силача подробно описан в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Происхождение

Евпатий родился примерно в 1200 году. Точная дата рождения неизвестна, но историки единогласно считают именно этот год годом появления богатыря на свет. Место рождения – село Фролово, Шиловская волость (Рязанская область).

О семье Коловрата не сохранилось практически никаких данных. В одном из исторических источников осталась заметка о том, что Евпатий носил отчество Львович – стало быть, его отцом был некий Лев.

В ранних сказаниях о подвигах Евпатий его называют не Коловратом, а Неистовым.

Рязанское княжество

В феодальной раздробленности Древней Руси и последующем нашествии Батыя Рязанское княжество играло особую роль. Оно было первой русской землёй, граничащей с владениями татаро-монголов; поэтому Рязань приняла на себя первый удар захватчиков.

В этом княжестве правили потомки черниговских князей, поэтому Рязань имела тесную связь с Черниговским княжеством. Кроме того, ранее Рязанское княжество находилось в составе Владимирского, близкие отношения с которым рязанцы продолжали сохранять и в период независимости.

Подвиг Евпатия Коловрата

Как сообщает нам «Повесть о разорении Рязани Батыем», на момент вторжения богатырь находился в городе Чернигове с посольством. Перед ним стояла задача убедить черниговского князя оказать помощь в борьбе с захватчиками.

Внезапно до него дошли вести, что Рязань атакована отрядами монголов во главе с Батыем. Поражённый до глубины души этим фактом, Евпатий собрал силы малой дружины и отправился в Рязанское княжество.

Перед его глазами предстал опустошённый и разорённый монголами город, жители которого подверглись жестокой участи и приняли мучительную смерть. Выжившие после бойни смогли пополнить отряд Евпатия и в количестве 1700 человек они отправились в погоню за врагами.

В Суздальских землях богатырю с отрядом удалось застать врасплох и полностью истребить арьергард монголов. На бой с Евпатием Коловратом удивлённый неожиданным сопротивлением Батый отправил Хостоврула, при этом приказав взять богатыря живым.

Отряду пришлось столкнуться с большим количеством противников, а Евпатий смог отправить на тот свет Хостоврула. Изумлённый яростным сопротивлением русичей, Батый предложил переговоры и через посланника поинтересовался, чего хочет Евпатий. Тот дал следующий ответ: «Только умереть! ». 

Сломить отважное сопротивление русских удалось только с помощью камнемётных орудий, так как в ближнем бою войны были несокрушимы. Подвиг Евпатия вызвал восхищение даже со стороны Батыя, который оценил его смелость и искусство боя.

Последний бой

Коловрат Евпатий против Батыя

В январе 1238 года, тем не менее, отряду Коловрата пришлось вступить в открытую битву с войском Золотой Орды. В источниках встречается множество ее описаний, во всех них подчеркивается смелость и мужество Евпатия Львовича и его соратников. Предания рассказывают, что он порубил мечом десятки воинов. Среди них были главные богатыри монгольского княжества, включая ближайшего родственника Батыя – непобедимого Хостоврула, ранее вызвавшегося привезти хану плененного русского богатыря.

Именно благодаря этой битве и возникла слава Коловрата как могучего богатыря и человека огромной силы. «Евпатий рассек Хостоврула… до седла», — говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Но силы были неравны. На поле боя в итоге пал и Евпатий, и большинство его воинов. Согласно преданиям, ордынцы смогли одержать победу только после того, как пустили в ход камнеметные орудия. Закончилось все, как и положено легенде. Пораженный мужеством русичей Батый отпустил оставшихся в живых дружинников – и отдал им тело погибшего Коловрата, чтобы тот был похоронен со всеми почестями.

Согласно некоторым вариантам неоднократно дописывавшейся и переписывавшейся «Повести о разорении Рязани Батыем», похоронен был Евпатий Львович в Рязанском соборе, называется и дата – 11 января 1238 года.

Подвиг оказался воспет в поэзии, литературе, музыке. Ему посвятили фильмы и мультфильмы, а также затронули в компьютерной игре «Золотая орда».

Личная жизнь

Основным источником информации о судьбе рязанского боярина служит народное сказание. Личная жизнь воина в нем не описана. Возможно, у Евпатия была возлюбленная или жена, но фактов в пользу этой версии не сохранилось

Литературные произведения, посвященные Коловрату

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история. Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет.

Первой письменное упоминание о случившемся было в конце XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.

Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата.

В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно сочинение подвигу Евпатия Коловрата.

Одним из первых стал поэт-романтик Николай Языков, в 1824 г. посвятивший богатырю стихотворение «Евпатий».

Через 35 лет другой российский поэт написал «Песню про боярина Евпатия Коловрата».

А в 1885 известный исследователь фольклора М. Г. Халанский включил в свой сборник «Великорусских былин киевского цикла» некоторые народные былины о Коловрате.

В начале ХХ века интерес к знаменитому герою снизился. И только Евенин посвятил ему свое произведение «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые…».

С началом Великой отечественной, дабы мобилизировать дух народа на борьбу с фашизмом, многие литераторы стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям о том, что в прошлом их предкам доводилось справляться и с более страшными врагами. В те годы богатырю было посвящено сразу 3 произведения: «Слово о Евпатии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский).

В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе.

Евпатий Коловрат и христианство

Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков.

То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

Видео



Источники

fam-person.ru

Настоящая легенда о Евпатии Коловрате


П. Литвинский. Евпатий Коловрат

Я вам недавно рассказывал о своих впечатлениях после просмотра нового российского фильма «Легенда о Коловрате». Ну что касается фильма, то все там. А вот что же это за былина хорошо бы узнать подробнее.

Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах.

Вот что там говорится …



Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов. Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.

Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.

Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте. При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.

К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.

Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.

Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.

Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.

Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.

Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.

Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.


Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII-XIV веков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.

В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).

АПД: в комментариях многие начали разбирать в деталях эту легенду. Я вот интересуюсь, а про Илью Муромца не будете разбирать правильно ли он со Змеем Горынычем воевал? Илья то Муромец — точно реальный человек

[источники]источники
Юферев Сергей
https://cyrillitsa.ru/past/44993-evpatiy-kolovrat-chem-znamenit-russki.html
http://www.aif.ru/society/history/kak_Evpatii_Kolovrat_zashchishchal_russkuiu_chest
http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/heros/evpatii-kolovrat.html
https://topwar.ru/127693-evpatiy-kolovrat-russkiy-bylinnyy-geroy.html

Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!

masterok.livejournal.com

Кто «произвел» рязанца Евпатия Коловрата в святые?

При поиске в интернете по ключевым словам «24 августа» и «Евпатий Коловрат» можно найти десятки публикаций на разных веб-сайтах. Все они появились в конце лета 2019 года. «День Евпатия Коловрата 24 августа: поверья и приметы», «Православный праздник 24 августа – мученика Евпатия Коловрата…», «Евпатий празднуется ежегодно в один и тот же день, 24 августа»…

Для тех, кто разбирается в церковном и народном календарях, такая гигантская волна однотипной информации была совершенно неожиданна.

– В церковном календаре нет дня Евпатия Коловрата! – уверяет протоиерей Арсений Вилков, глава информационно-аналитического отдела Рязанской епархии. – Русская церковь чтит память защитников древней Рязани, но этот народный герой не был прославлен в лике святых. 24 августа, или 11 августа по старому стилю – день памяти мученика архидиакона Евпла. Возможно, путаница произошла из-за схожести начальных букв имен. На самом деле имя Евпатий – эквивалент греческого имени Ипатий. В то время на Руси почитали священномученика Ипатия Гангрского. Предположительно, Евпатий Коловрат был крещен в честь этого святого, память которого совершается 13 апреля.

На фото издательства «Пресса»: реконструкторы возле монумента в честь Коловрата у села Фролово

На фото издательства «Пресса»: реконструкторы возле монумента в честь Коловрата у села Фролово

БЕЛЫЕ КОНИ, УТОПЛЕННИКИ И ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПЬЯНИЦ

Никем не слыханный праздник не просто провозгласили, ему уже начинают придумывать обрядовый антураж. «В старину боялись ночи на Евпатия Коловрата, – заявляет сайт легенд и поверий, – полагая, что на кладбище происходят странные и непонятные вещи… На погосте бродит белый конь, принадлежавший Евпатию. Он ищет хозяина среди могил…». Выражение «ночь на Евпатия Коловрата» звучит здесь зловеще, почти как «Ночь перед Рождеством» или «Вальпургиева ночь».

«На Евпатия по обыкновению начинали стричь овец» – пишет более спокойно сибирский сайт, вообще-то специализирующийся на истории Байкало-Амурской магистрали. «24 августа не выпускали пастись на луг коз, опасаясь, что на них может напасть разная нечисть», – возвращается к мистике еще одна страничка с Дальнего Востока. «В этот день нельзя ни в коем случае употреблять спиртного, так как считалось, что усопшие явятся наказать пьянчуг», – пугает сайт «Линии судьбы», пишущий об экстрасенсорике. «В народе верили, что рыбака 24 августа могли утянуть на дно утопленники», – усиливают тревогу «Новости Вологодской области».

ТАК ОТКУДА ЖЕ «УШИ РАСТУТ»?

Во всех народных поверьях, перечисленных выше, нет ничего необычного: таких рассказов по специальной литературе можно найти сотни. Например, этнограф Иван Сахаров, живший в XIX веке, действительно записал в Рязанской губернии легенду о белом коне неизвестного богатыря, бегающем по «могилкам Перекольским» у «болота Ермакова». Правда, про Евпатия Коловрата в книге Сахарова не было ни слова.

Интернет-поиск показывает, что несколько лет назад, если где-то и появлялись байки про нечисть, разгуливающую в ночь на 24 августа, имя Коловрата практически не упоминалось. «Приметы на 24 августа, или Белого Коня, связаны как с положительными, так и с отрицательными суевериями…» – писал сайт «Твой день» в 2015 году.

Образ Евпатия Коловрата в художественном фильме 2017 года

Образ Евпатия Коловрата в художественном фильме 2017 года

Но в 2017 году, вместе с выходом на экраны фэнтези-кинофильма «Легенда о Коловрате», активизировались не в меру горячие поклонники, хотевшие бы установить в честь него праздник. А тут один из московских литературных сайтов опубликовал статью филолога Ширяева о том, что свое имя Евпатий Коловрат, возможно, получил в честь святого Евпла (11 августа по старому и 24 августа по новому стилю). Естественно, за дату с радостью ухватились и подтянули к ней все, что нашлось о мертвецах, алкоголиках и Белом Коне…

КСТАТИ

28 августа 2019 года рязанский митрополит Марк освятил барельеф с изображением Евпатия Коловрата для установки на новом ледоколе, который назван в честь героя. Но эта церемония не означает, что Евпатий – святой, как пытаются представить некоторые интернет-пользователи.

На фото пресс-службы Рязанской епархии: освящение барельефа с изображением Коловрата

На фото пресс-службы Рязанской епархии: освящение барельефа с изображением Коловрата

МНЕНИЕ

Константин Сафиков, этнограф и реконструктор («Окский рубеж»):

– Чего только я не начитался и не насмотрелся в интернете в последние годы про Евпатия Коловрата! Что ему принадлежал меч, поднимающий из могил мертвецов, как у Арагорна в «Властелине колец». Что он владел неприступным городом (!) Фролово. В рязанском театре 2 года назад поставили спектакль, в котором Евпатий Коловрат отрекается от христианства. И якобы память обо всем этом хранил народ. Но советский этнограф Лилия Бельская, подробно изучив фольклор, писала, что в народе не сохранилось ни одной сказки и байки про Евпатия Коловрата.

www.ryazan.kp.ru

Защитник русской чести Евпатий Коловрат

Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах. В Советском Союзе в 1985 году про данного русского героя был снят мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате» режиссера Романа Давыдова, составляющий цикл, посвященный древней и средневековой истории Руси, в него вошли также мультфильмы «Детство Ратибора» (1973 год, о становлении российской государственности) и «Лебеди Непрядвы» (1980 год, о Куликовской битве). Также данному герою в СССР было посвящено сразу несколько диафильмов. 30 ноября 2017 года на экраны страны выходит фильм «Легенда о Коловрате». Смело можно утверждать, что данный герой по-прежнему является важной составной частью российского эпоса и важной фигурой для формирования собственной российской идентичности, которая начала закладываться еще на рубеже XI — XII веков.

История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов. Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.

Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»


Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.

Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте. При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.

К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.

Защитник русской чести Евпатий Коловрат
Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.

Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.

Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.

Защитник русской чести Евпатий Коловрат

Кадр из диафильма 1988 года «Сказание о Евпатии Коловрате»


Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.

Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.

Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.

Защитник русской чести Евпатий Коловрат

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани


Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII-XIV веков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.

В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).

Источники информации:
https://cyrillitsa.ru/past/44993-evpatiy-kolovrat-chem-znamenit-russki.html
http://www.aif.ru/society/history/kak_Evpatii_Kolovrat_zashchishchal_russkuiu_chest
http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/heros/evpatii-kolovrat.html
Материалы из открытых источников

topwar.ru

кем на самом деле был легендарный защитник Руси от монголов Евпатий Коловрат — РТ на русском

11 января 1238 года, согласно легенде, был торжественно похоронен герой сопротивления монголо-татарскому нашествию Евпатий Коловрат. О бесстрашном и могучем воине, который 780 лет назад погиб в битве с пришедшими на Русь ордынцами, нам известно из «Повести о разорении Рязани Батыем». По одной исторической гипотезе, рязанский богатырь — собирательный образ, олицетворяющий героическую борьбу русского народа с Золотой Ордой, по другой — в основе предания лежит подвиг реального человека. Как в истории о Евпатии Коловрате переплелись миф и реальность, разбирался RT.

О Евпатии Коловрате известно только из одного источника — «Повести о разорении Рязани Батыем». Согласно этому произведению древнерусской литературы, после взятия монголами Рязани в декабре 1237 года Коловрат возглавил сопротивление захватчикам, сплотив вокруг себя 1,7 тыс. воинов.

Если верить хронологии описываемых в «Повести» событий, Коловрат погиб в бою в первой трети января 1238 года. В одном из списков этого литературного произведения утверждается, что торжественные похороны Евпатия состоялись 11 января. 

Согласно другой точке зрения, которая основывается на сведениях об участии рязанцев в боях с монголами, Коловрат (или воин, ставший его прообразом) мог воевать с захватчиками до весны. Предполагается, что Евпатий погиб в битве на реке Сить 4 марта 1238 года, сражаясь в составе войска владимирского князя Юрия Всеволодовича, и был похоронен на левом берегу реки Вожа. Однако его могила так и не была обнаружена. 

Не прекращаются споры историков и о происхождении имени героя «Повести». Евпатий — это изменённое греческое имя Ипатий, достаточно распространённое в Древней Руси. С прозвищем Коловрат история несколько сложнее. Прозвище на Руси, как правило, давалось по роду занятий человека. Наиболее популярная в среде учёных гипотеза такова: богатырь Евпатий стал известен как Коловрат за ловкость в бою («коло» — круг, «врат» — вращение). 

«И была сеча зла и ужасна»

 

В 1237—1238 годах Русь подверглась масштабному вторжению Золотой Орды. Историки по-разному оценивают численность монголо-татарского войска (от 60 тыс. до 150 тыс.), но достоверно известно, что захватчики намного превосходили по мощи дружины русских князей.

Из-за феодальной раздробленности русские не могли выступить единым войском, что облегчило ордынцам завоевание княжеств. Нашествие возглавлял внук Чингисхана, правитель улуса Джучи (Золотой Орды) хан Батый. Первым городом, который подвергся разорению, стала Рязань, южная окраина северо-восточной Руси.

«Повесть о разорении Рязани» — один из основных источников информации о трагедии, которая произошла в декабре 1237 года с богатым городом на правом берегу Оки. Предчувствуя неминуемую гибель, рязанский князь Юрий пытался откупиться от Батыя. Но правитель Золотой Орды заявил о своих претензиях на «всю русскую землю» и потребовал «у князей рязанских дочерей и сестёр к себе на ложе». Рязанская знать собрала войско и приняла неравный бой неподалёку от города.

Что известно о легендарном русском воине Евпатии Коловрате
  • Диорама «Взятие Старой Рязани Батыем»
  • © Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

«И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы: один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами», — говорится в «Повести».

После победы Батый уничтожил окружавшие Рязань сёла и завладел столицей княжества. «Повесть» и данные археологических раскопок свидетельствуют, что монголы практически стёрли с лица Земли Рязань и вырезали всех уцелевших горожан. В конце декабря 1237 года полчища Батыя двинулись покорять Суздальское княжество.

Весть о нашествии на Рязань дошла до одного из «вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат», который в тот момент находился в Чернигове. «С малою дружиною» боярин «помчался быстро» в Рязанское княжество.

«И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустевшую — города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разорённый, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены», — сообщает «Повесть».

«Смешалися все полки татарские»

 

Евпатий собрал небольшую дружину численностью около 1,7 тыс. человек и внезапно напал «на станы Батыевы» уже на территории расположенного к северу от Рязани Суздальского княжества. 

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился», — говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Батый отправил на истребление русских своего «шурича» (сына шурина) Хостоврула, который пообещал привезти Коловрата живым. Войско Евпатия было окружено самыми боеспособными монгольскими отрядами. Хостоврул вызвал рязанского боярина на поединок и погиб в схватке с Коловратом.

«И стал Коловрат сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил — одних пополам рассекал, а других до сёдла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (осадных камнемётных орудий. — RT), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его», — так «Повесть» рассказывает о последнем бое Коловрата.

Что известно о легендарном русском воине Евпатии Коловрате
  • Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)
  • © Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)

Батый был восхищён мужеством Коловрата. Глядя на тело мёртвого боярина, он сказал: «Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня — держал бы его у самого сердца своего».

Хан повелел отпустить оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. Если верить «Повести», герой сопротивления монголо-татарскому нашествию был похоронен в Рязани вместе с погибшими князьями и боярами.

Таинственный Коловрат

 

У историков вызывает множество сомнений достоверность событий, описываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем», которая была создана не раньше конца XIV века. Например, в произведении утверждается, что Коловрат и другие погибшие представители знати были отпеты и похоронены в Рязани, хотя она после захвата была полностью разрушена.

Также по теме

Что известно о легендарном русском воине Евпатии Коловрате Исторические узы: как московские князья породнились с потомками Чингисхана

700 лет назад великий князь Московский Юрий Данилович взял в жёны сестру хана Золотой Орды Узбека, праправнучку хана Батыя. Так…

Исследователи обратили внимание, что «Повесть» рассказывает о князьях, которых в 1237 году уже не было в живых. В частности, упоминаются Давид Муромский (умер в 1228 году) и Всеволод Пронский (умер в 1208 году).

В тексте также говорится, что в боях с монголами участвует князь Ингварь Ингваревич, дискуссия о существовании которого до сих пор продолжается. Есть предположения, что Ингварь Ингваревич — это рязанский князь Ингварь Игоревич, правивший с 1217 года. Однако он умер в 1235 году — за два года до монгольского нашествия.

Под сомнение ставится и факт существования Коловрата, о котором ничего не сообщается в других произведениях и письменных документах Древней Руси. К тому же «Повесть» не уточняет происхождение Евпатия и его место во властной иерархии Рязанского княжества.

О Коловрате рассказывается как об одарённом полководце, мужественном и профессиональном воине, обладающем невероятной физической мощью. Евпатия принято представлять коренастым мужчиной крепкого телосложения, а по характеру рязанский боярин — храбрый и патриотичный русский воин. Такое описание роднит Коловрата с героями русского эпоса — богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем.

Что известно о легендарном русском воине Евпатии Коловрате
  • Скульптура Евпатия Коловрата (2009), созданная Иваном Коржевым
  • © i-korzhev.ru

Доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе Анатолий Дёмин подчеркнул в беседе с RT, что прозвище Коловрат никак не связано со знаком Солнца, славянской свастикой или иными языческими символами.

Дёмин отметил, что Коловрат выделяется своей человечностью на фоне типичных богатырей из русских былин. По его словам, несмотря на определённую гиперболизацию, Евпатий показан в целом обычным человеком, стремившимся защитить свою землю от захватчиков.

Народный герой

Рязанский боярин — достаточно популярный персонаж произведений российского искусства. 

Подвиги Коловрата, в частности, воспел уроженец Рязанской губернии Сергей Есенин. В «Сказании о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912) он описывал богатыря как необычайно сильного человека, который двумя пальцами «вытягивал» «пешнёвые угорины» (раскалённые ломы). При этом Коловрат в стихотворении Есенина предстаёт не вельможей, как в «Повести», а кузнецом — человеком из народа. 

Советские писатели обращались к Коловрату как к символу народного сопротивления захватчикам. Всплеск популярности рязанского богатыря произошёл в период Великой Отечественной войны. Евпатий стал героем произведений Сергея Маркова (1941) и Василия Яна (1942).

После распада СССР Коловрат также упоминался во множестве художественных произведений. В 2007 году в Рязани ему был установлен памятник.

Что известно о легендарном русском воине Евпатии Коловрате
  • Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани
  • © Wikimedia Commons

Ещё два памятника Евпатию появились в посёлке Шилово и деревне Фролово. 

В 2009 году заслуженный художник России Иван Коржев создал скульптуру Коловрата из литьевого камня: Евпатий сидит в задумчивой позе, легко придерживая правой рукой огромную секиру. В этом же году появился холст Максимильяна Преснякова. На картине израненный стрелами Коловрат держит в руках два меча, пытаясь подняться, чтобы продолжить бой с монголами. 

В ноябре 2017 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссёра Джаника Файзиева. По сюжету в декабре 1237 года Евпатий отправился на переговоры с другими князьями, чтобы оказать совместное сопротивление нашествию монголов. Однако Рязань была сожжена, и Коловрат, собрав отряд мстителей, начал героическую борьбу с захватчиками. 

Быль или легенда

Значительная часть историков считает, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» переплетены вымысел и реальные события, а Коловрат является собирательным образом русских воинов, сражавшихся с ордынцами. 

«То, что мы видим в этой повести, характеризует восприятие русского человека вовсе не XIII века. Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны. Но всё остальное, в частности восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV—XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному», — пояснил в интервью RT доктор исторических наук, профессор кафедры Истории и теории культуры РГГУ Константин Ерусалимский.

Историк-медиевист Клим Жуков придерживается такой же позиции. Он полагает, что большая часть событий «Повести о разорении Рязани Батыем», включая рассказ о Коловрате, не соответствуют действительности. 

«К Коловрату стоит относиться как к легендарному, былинному герою. Есть ещё несколько персонажей, в чьих судьбах присутствует практически аналогичный сюжет героической борьбы с захватчиками. Один из них — Меркурий Смоленский, описание подвига которого относится к историческим памятникам литературы XV века», — отметил в беседе с RT Жуков. 

Однако существует и альтернативная точка зрения. Её суть заключается в том, что Коловрат был реальным воином, который сплотил вокруг себя небольшой отряд, но автор «Повести» приписал ему некоторые качества былинных персонажей. 

Этот подход основан на фактах, свидетельствующих об упорном сопротивлении монгольским туменам (тактическая единица монгольского войска), которое продолжили оказывать рязанцы и после падения столицы своего княжества.

«Многие исследователи считают, что памятник основан на реальных событиях, и ряд имен в нём абсолютно достоверен», — подчеркнул Ерусалимский.

Согласно летописям, Батый действительно разорил Рязанское княжество, но один из выживших князей, Роман Ингваревич, смог собрать ратников и принял бой с захватчиками на территории Суздальского княжества. 

Также известно, что в первой половине января 1238 года произошло крупное сражение с монголами вблизи Коломны (к северу от Рязани). В битве принял участие великий князь Юрий Всеволодович, опасавшийся, что Владимирское княжество повторит участь Рязанской земли. В его войско влились и рязанские дружинники. 

Предполагается, что на момент гибели Коловрату было около 35 лет, хотя достоверные сведения о том, когда и где он родился, отсутствуют. Есть версия, что Евпатий родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район Рязанской области) приблизительно в 1200 году.

Также по теме

Что известно о легендарном русском воине Евпатии Коловрате Игра древнерусских престолов: как дети и внуки Ярослава Мудрого делили власть

19 октября 1097 года князья Древней Руси собрались на Любечский съезд, который должен был положить конец феодальной усобице,…

Историк–фольклорист, доктор филологических наук Борис Путилов (1919—1997) в своих научных трудах утверждал, что «Повесть о разорении Рязани» не стоит рассматривать как исключительно литературное произведение с вымышленными персонажами. То есть он опровергал принятый в советский период подход к легенде о Коловрате как к выдумке автора «Повести».

«Рассказ о Евпатии Коловрате в сюжетном отношении далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Для народной песни этот сюжет очень сложен, в нём много эпизодов (или мотивов), которые легко развиваются в рамках воинской повести, но которые значительно труднее развить в рамках народной песни», — говорится в статье Путилова «Песня о Евпатии Коловрате».

По мнению историка, рассказ о Коловрате характеризуется резкими поворотами сюжета и быстрой переменой мест действия. Отсутствие картинных зарисовок, свойственных былинному жанру, позволяет сделать вывод о наличии в «Повести» элементов документалистики. Соответственно, и сам рассказ о Коловрате мог иметь реальную основу.

russian.rt.com

Исследователи полагают, что место битвы с монголами и захоронение древнерусского богатыря Евпатия Коловрата может находиться на территории современной Владимирской области

Исследователи полагают, что место битвы с монголами и захоронение древнерусского богатыря Евпатия Коловрата может находиться на территории современной Владимирской области. Называются как минимум три вероятных места

Споры историков и краеведов о том, где погиб и похоронен один из самых знаменитых русских богатырей Евпатий Коловрат, до сих пор не прекращаются. Подвиг рязанского воеводы, жившего в начале 13 века, описан в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» и известен всем с младших классов школы.

Во время начала Батыева нашествия на Русь в 1237 году боярин Коловрат находился в Чернигове. Узнав о вторжении монголов в пределы рязанского княжества, он с малой дружиной двинулся на родину. Защитить Рязань (Старую Рязань) Коловрат уже не успел — город он застал разоренным.

«…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены», — говорит «Повесть о разорении Рязани».

Со своими дружинниками и уцелевшими горожанами Коловрат бросился в погоню за татаро-монгольской ордой. В преследовании участвовало около 1700 человек. «Повесть» не указывает точное место, где отряд Коловрата нагнал врагов. Сказано только, что произошло это в «суздальских землях». Внезапной атакой Коловрат полностью истребил отряд захватчиков, убил брата жены Батыя Хостоврула и многих других монгольских богатырей. Согласно преданиям, разбить отряд Коловрата орда смогла только с помощью камней, предназначенных для метания в стены укреплений.

«Повесть» сообщает, что Батый был настолько поражен мужеством и смелостью Коловрата, что отдал его тело оставшимся в живых рязанцам для захоронения и отпустил их с миром.

Где именно похоронили Коловрата источники не указывают. «Суздальская земля» в начале 13 века простиралась от Москвы до Белоозера и Устюга, от Твери и до Нижнего Новгорода.

Если учесть, что после Рязани монголы двигались на Коломну, потом — на Москву, а потом — на Владимир, то наиболее вероятно, что последний бой Коловрата состоялся в январе 1238 года где-то между Коломной и Москвой. Называются несколько вероятных мест погребения, к примеру, берег реки Осетр в Зарайском районе Московской области.

Однако ряд исследователей считают, что богатырь пал на территории современной Рязанской области. Местом погребения Евпатия называют окрестности села Исады в окрестностях Старой Рязани или село Зараново Кораблинского района Рязанской области.

Владимирскую область также относят к числу территорий, где мог погибнуть древнерусский герой и где покоится его прах. Существуют как минимум три версии.

МЕЩЕРСКИЙ КУРГАН

В одном из выпусков владимирской областной газеты «Призыв» за 1958 год можно найти стихотворение ковровского поэта-фронтовика Александра Шабалина (1922-1977). Называется оно «В Мещере есть курган высокий». Из содержания следует, что Коловрат был погребен со своими дружинниками где-то во владимирской Мещере:

«Был славен стольный град Владимир,
Здесь в ясных радугах зари
Рождались первые былины
И русские богатыри.

Отсюда в бой ходили ратью
Дружин владимирских полки,
И долго будут вспоминать их
Нещадно битые враги.

Не тут ли у холмов покатых
В раздольном солнечном краю
За Русь дружина Коловрата
Сложила голову свою

* * *

…Тих непреступный стан Батыев,
Уснуло войско на траве.
Шатры, как шлемы золотые,
Обозначались в синеве.

А за рекою ржали кони,
Топтали буйный травостой,
И был как будто на ладони
Весь ненавистный стан чужой.

Земля родная, ты годами
Неволи тяжки крест несла,
Владимир, попранный врагами,
Рязань, сожженная дотла.

Зовут нас на высокий подвиг
Не ради славы боевой…
И богатырь дружину поднял,
Чтоб броситься в неравный бой.

С утра до ночи длится сеча,
Звенела сталь кольчуг и лат,
И был не раз уже отмечен
Татарской саблей Коловрат.

Но точен взмах его кончара,
Тверда железная рука.
И вот от смелого удара
Уже смятенье у врага.

Но все сильнее свищут стрелы,
Гудит над полем сталь и медь,
Роса вечерняя осела
На тех, кто должен умереть.

И снова силу собирая,
Чтоб от врагов свой край спасти
Они встают, хотя и знают,
Чтоб до победы не дойти.

Укрой ты тех, трава густая,
Кто жизнь за Родину отдал!
Евпатий, кровью истекая
Спиной к березке юной встал.

Она над ним склонила листья
И ободряя и шепча —
Но вот в нее вошел со свистом
Булат каленого меча.

И надломилась и упала
Она у ног богатыря
И над ее ветвями встала
Скорбеть вечерняя заря.

* * *

В Мещере есть курган высокий,
Вокруг его шумят леса,
И дуб могучий, одинокий
Стоит, как воин на часах.

И под его живою сенью,
Где зацветает краснотал.
Лежит березка рядом с теми,
Кто в битве мужественно пал».

Где именно находится этот курган — Шабалин не указывает. По народным преданиям, бытующим во владимирской части Мещеры, Евпатий Коловрат был похоронен где-то в районе села Нарма Гусь-Хрустального района. Это село находится почти на границе с Рязанской областью, юго-западнее Курлово, в районе Великих озер. В настоящее время село Нарма с красивой Воздвиженской церковью заброшено.

ЛЕСНАЯ ПЕТУШИНСКАЯ ГЛУШЬ

Другое место называет директор Историко-художественного музея Гусь-Хрустального, член правления Союза краеведов Владимирской области Николай Скулов. По его версии, Евпатий Коловрат нагнал монголов уже на пути от Москвы к Владимиру.

Скулов предполагает, что битва богатыря с ордой состоялась в урочище «Убитое поле» в Петушинском районе — южнее Петушков, за Клязьмой, в районе озера Светец.

По данным Николая Скулова и других исследователей, в этом урочище, через которое проходили древние мещерские тракты, с 13 по 17 век произошло несколько кровавых схваток с монголами и поляками.

Был ли Коловрат похоронен где-то под Петушками или его тело увезли на родину, Скулов не уточняет.

ПОЙМА КЛЯЗЬМЫ ПОД СОБИНКОЙ

Еще одну версию исследователей-краеведов можно найти в «Литературной газете» за сентябрь 2012 года. Ее озвучил журналист, прозаик и поэт Игорь Гамаюнов. Согласной ей, Коловрат принял свой последний бой в пойме Клязьмы в окрестностях деревни Погост Собинского района, на так называемом «Ханском лугу», около древней крепости у села «Осовец».

Гамаюн предполагает, что похоронить богатыря могли там, где сейчас стоит Покровская церковь села Осовец.


zebra-tv.ru

«Кто такой евпатий коловрат?» – Яндекс.Знатоки

Сегодня Евпатий Коловрат один из самых популярных исторических персонажей. Старую Рязань войска хана Батыя разорили и сожгли в 1237 году. Согласно легенде, Евпатий Львович Коловрат был тогда в Чернигове по делам княжества, вернувшись в Рязань он увидел страшную картину: «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены» . К нему присоединились выжившие «…коих Бог сохранил вне города». Коловрат стал мстить врагам и с небольшим войском (всего 1700 человек) делал это настолько эффективно, что испуганные татары заговорили о воинстве мертвых. Появлялись они неожиданно, словно из под земли и сражались отчаянно, словно не боясь смерти! Хан даже отправил переговорщиков к рязанцам, но на вопрос «Чего вы хотите?», те услышали от Евпатия Львовича: «Только умереть!».

Хан Батый выставил против русского богатыря брата своей жены Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские». Но рязанский богатырь в поединке убил и его и других сильнейших татарских богатырей.

Убить рязанского героя они смогли лишь странным способом (и это еще одна загадка, связанная с Коловратом) — с помощью камнеметных орудий. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам, и сказал: «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!». Так гласит официальная легенда, собранная из немногочисленных уцелевших источников.

Согласно одной из версий, похоронен Евпатий Львович на Старой Рязани 11 января 1238 года, после отпевания в Рязанском соборе. Ярославцы уверены, что погиб он у них на Берендеевом болоте. Другие народные легенды уверяют, что могила Коловрата находится в Старожиловском районе, или даже неподалеку от Зарайска.

Был ли Коловрат на самом деле? Где он родился? И правда ли, что от русалки получил Проклятый Меч — вот в этом видео:

ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ: ТО, ЧТО ПЕРЕВЕРНЕТ ВАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕРОЕ https://www.youtube.com/watch?v=ZikTSY6fFsI&t=3s

yandex.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *