Фалес
Д о к л а д
По философии
На тему: «Фалес».
Рязань 2002.
Первым в ряду милетских философов был Фалес (родился приблизительно в 625 г. умер в середине VI в. до н.э.) родоначальник европейской науки и философии, кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан, Фалес происходил из знатного финикийского рода, был современником Солона и Креза.
Несмотря на огромное значение, которое он имеет, о нем мало известно.
Будучи купцом, он использовал торговые поездки в целях расширения научных сведений и знания, которые он приобрел в Финикии и Египте перенес в Грецию
Он был гидроинженером, прославившимся своими работами, разносторонним учёным и мыслителем, изобретателем астрономических приборов. Как учёный он широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения, наблюдавшегося в Греции в 585 г. до н.э. Для этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки.
По свидетельствам Геродота и Диогена Фалес приобрел славу своей мудростью, причем весьма практической. Например, основываясь на своих знаниях однажды он предсказал обильный урожай оливок, и, арендовав маслобойню, получил большую прибыль.
Фалес также входил в число знаменитых семи мудрецов, чьи изречения дошли до наших дней. Ему приписывают следующие:
Старше всех вещей Бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего космос, ибо он творение Бога.
Больше всего пространство, ибо оно вмещает всех.
Мудрее всего — время, ибо оно обнаруживает всё.
Быстрее всего мысль, ибо она бежит без остановки.
Сильнее всего необходимость, ибо она одолевает всех.
Разносторонние познания Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса
Свои географические, астрономические и физические познания он связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на ясные следы мифологических представлений. Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Он полагал, что существующее возникло из некоего влажного первоначала, или “воды”. Всё постоянно рождается из этого единого источника. Влага и на самом деле вездесущая стихия; все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало, оказывается и носителем всех изменений и превращений. Это же и в самом деле гениальная идея сохранения.
Позднее предположение Аристотеля в “Метафизике” состоит в том, что наблюдения над влажностью всякой пищи и животного семени заставили Фалеса признать воду, как источник влажности, за первоначало. К сожалению, Фалес не оставил сочинений, а сочинения, упоминаемые позднейшими писателями, как и сообщаемые ими учения Фалеса, считаются подложными. Фалес, по-видимому, не объяснял точнее, каким способом вещи возникают из воды; по всей вероятности, он представлял себе, что с веществом непосредственно связана действующая сила, и саму эту силу мыслил, в духе древней религии природы, как нечто аналогичное человеческой душе.
Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма (-от греч. hyle- вещ-во, zoe- жизнь) воззрения по которому жизнь неотъемлемое свойство материи. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное.
Пример и доказательство всеобщей одушевлённости Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, они имеют душу.
Земля, с точки зрения философа, держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоёма.
Фалесу принадлежит попытка разобраться и в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звёзды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Но ему представлялся порядок светил обратный тому, что существует в действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находится так называемое небо неподвижных звёзд, а дальше всего Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями.
Хотя идея Фалеса о первосущности представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зрения она чрезвычайно важна: в положении “ все из воды” была дана отставка языческим богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы.
Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания. Эта идея, однажды родившись, никогда уже не умирала: она сообщалась его ученикам и ученикам его учеников.
Фалес Милетский | Наука | Fandom
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%81_%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
Файл:ThalesofMiletus.jpg
Фале́с (греч. Θαλῆς, Thalēs) из Милета (ок. 625 до н. э. – ок. 545 до н. э.) — древнегреческий философ финикийского происхождения; военный инженер лидийских царей; совершал далекие путешествия с познавательными целями; используя полученные в Египте знания, предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э., которое помогло лидийскому царю Алиатту принудить мидян к миру на выгодных условиях. Во время войны с персами Фалес проектировал инженерные сооружения для армии другого лидийского царя — Креза (595—546 до н. э.). Именем Фалеса названа одна из теорем геометрии. Фалес впервые вводит понятие природы (φύσις, отсюда прилагательное «физический»). Основным свойством природы Фалес считал изменчивость, поэтому её суть он выражает в метафоре воды. Подобно воде, природа принимает разнообразные формы и состояния.
Фалес был современником Солона и Креза. По Геродоту, семья Фалеса прибыла в Милет из Финикии.
По Аристотелю, Фалес является первым ионийским философом и вместе с тем первым (древнегреческим) философом вообще. Ему (а также Филону) приписывают изречение: γνῶθι σεαυτόν (gnōthi seauton, «познай самого себя»). Сочинения Фалеса не сохранились.
Космология Фалеса Править
Аристотель сопоставляет с мифологическими учениями Гомера и Гезиода. Космология Фалеса весьма напоминает египетское учение. Вселенная, по представлению Фалеса, представляет жидкую массу, посередине которой находится воздушное тело, имеющее форму чаши, повёрнутой открытой стороной вниз. Вогнутая поверхность этой чаши — небо; на нижней поверхности, в центре её, плавает диск, обтекаемый водой. Звёзды — боги, плавающие по небесному своду. С космологическими представлениями связаны и философские воззрения Фалеса. О них мы узнаём из первой книги Аристотелевой метафизики, который называет Фалеса главой физиков, и из доксографов, черпавших свои сведения из Аэция. Фалеса интересовали два тесно связанных между собой вопроса, а именно: из чего всё произошло и что составляет сущность (греч. άρχή) бытия. Фалес отвечал на эти вопросы следующим образом: вода есть сущность всего, из воды всё произошло и в воду все вновь возвращается. В пользу этого мнения Фалес приводил три довода: во-первых, семя всех живых существ есть нечто обладающее влажностью; во-вторых, все растения питаются влагой и благодаря ей приносят плоды, лишённые же влаги растения засыхают; в-третьих, даже огонь солнца и светил питается испарениями воды. Кроме воды Фалес признавал, по-видимому, ещё иной принцип, который, однако, по всей вероятности, отождествлял с водой. Фалес говорил, что Бог есть разум мира, что всё одушевлено и преисполнено демонов. Божественная сила проникает через первичную влажность, приводя её в движение. Этот мировой разум Фалес называл также необходимостью, которая правит всем. На душу Фалес смотрел как на начало вечно движущееся и самодвижущееся. Душу Фалес приписывал и магниту, так как он притягивает железо. Фалеса обыкновенно называют гилозоистом — и действительно, нельзя отвергать положительного указания Аристотеля о том, что первые «физиологи» отожествляли материю с движущим началом. Отсюда следует заключить, что мировой разум или необходимость есть начало, не отличающееся от воды. По всей вероятности, Фалес придерживался тех общих воззрений, которые встречаются у первых ионийских философов, а именно, что мир периодически возникает из первоначала и вновь в него возвращается; но указаний относительно пути, которым, по его мнению, совершается это мирообразование, мы не имеем. Симплиций в этом пункте сопоставляет Фалеса с Анаксименом, но Теофраст возражает против такого сопоставления. Интерес философии Фалеса заключается в том, что в ней мы имеем зачатки философской рефлексии о физическом мире; трудность её изучения состоит в том, что легко приписать Фалесу мысли, свойственные вообще первому периоду греческой и в особенности ионийской философии. Уже Аристотель сообщает о Фалесе не на основании чтения его произведений, а по слухам, из вторых рук — а Аристотель в древней философии является самым надёжным руководителем.
Математическая и астрономическая деятельность Править
В свое время Фалес был едва ли не единственным во всей Греции человеком, отдавшимся чистой науке и абстрактному мышле
Реферат на тему «Фалес Милетский»
2012г
ФАЛЕС (Thales) Милетский
около 625 – около 545 до н. э.
Фалес Милетский – древнегреческий философ, родоначальник античной и вообще европейской философии и науки, основатель милетской школы. Сочинения Фалеса не сохранились, однако Аристотель называет его первым ионийским философом.
Происходил из г. Милета (Малая Азия). По преданию, много путешествовал по странам Востока, учился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. Используя полученные в Египте знания, Фалес предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э., которое помогло лидийскому царю Алиатту принудить мидян к миру на выгодных условиях. Во время войны с персами Фалес проектировал инженерные сооружения для армии другого лидийского царя – Креза.
В своей натурфилософии Фалес возводил всё многообразие явлений и вещей к единой основе (первостихии или первоначалу), которой считал «влажную природу», воду: всё возникает из воды и в неё превращается.
Вселенная, по представлению Фалеса, представляет жидкую массу, посередине которой находится воздушное тело, имеющее форму чаши, повёрнутой открытой стороной вниз. Вогнутая поверхность этой чаши – небо; на нижней поверхности, в центре её, плавает диск, обтекаемый водой. Звёзды – боги, плавающие по небесному своду.
Для философии Фалеса характерен гилозоизм: «мир одушевлён и полон богов»: вслед за Гомером он представлял душу в виде тонкого (эфирного) вещества.
Важнейшей заслугой Фалеса в области математики считается перенесение им из Египта в Грецию первых начал теоретической элементарной геометрии:
• Вертикальные углы равны.
• Углы при основании равнобедренного треугольника равны.
• Треугольник определяется стороной и прилежащими к ней двумя углами.
• Диаметр делит круг на две равные части.
Фалесу приписывается греческими писателями также решение двух геометрических задач практического характера: определения расстояния корабля на море от Милетской гавани и определения высоты пирамиды по длине её тени.
Источники:
1. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.
2. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. В 86 тт.
Фалес Милетский (судно) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Фалес Милетский « (Θαλής ο Μιλήσιος) — судно греческой компании OTE (Греческая телекоммуникационная организация — греч. Οργανισμός Τηλεπικοινωνιών Ελλάδος). Сегодня — корабль-музей. Судно было построено в 1909 году американской судостроительной компанией Newport News Shipbuilding & Drydock Co., Virginia, Ньюпорт-Ньюс, по заказу американского правительства, и получило имя Joseph Henry. После окончания Второй мировой войны, в 1947 году, было передано Греции. Оператором судна стала «Греческая телекоммуникационная организация» (ОТЕ), которая переименовала его в честь известного древнегреческого философа и математика Фалеса Милетского. «Фалес» стал первым греческим судном, принявшим на себя укладку телефонных кабелей между греческими островами и уход за ними.
За 36 лет эксплуатации в качестве кабелеукладчика (до 1983 года) «Фалес Милетский» уложил 140 новых кабелей и произвёл ремонт 630 кабелей. «Фалес Милетский» — самое старое в мире судно-кабелеукладчик, которое сохраняет своё первоначальное машинное отделение с 2 изначальными паровыми машинами тройного расширения. Одновременно является самым старым судном, зарегистрированным сегодня под греческим флагом. После вывода из эксплуатации судно было передано в «Морской музей Эгейского моря» на острове Миконос. Сегодня «Фалес Милетский» стоит у причала в «Парке греческой морской традиции» (Άλσος Ελληνικής Ναυτικής Παράδοσης) в Фалере[2], рядом с флагманом греческого флота в Балканские войны, броненосным крейсером «Авероф»[3], восставшим в 1973 году эсминцем «Велос», парусниками «Эвгениос Эвгенидис» и «Эвангелистрия» и воссозданной триерой «Олимпия». «Фалес Милетский» является также плавучим музеем телекоммуникаций, поскольку сохраняет в исправности свой паровой механизм укладки кабелей и одновременно имеет на борту экспонаты, связанные с развитием телекоммуникациий в начале XX века. В 2012 директорский совет порта Пирей провёл безвозмездно докование судна, с тем чтобы это судно-музей оставалось на плаву[4].
Фалес (лунный кратер) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Кратер Фалес (лат. Thales) — крупный ударный кратер в северном полушарии видимой стороны Луны. Название присвоено в честь древнегреческого философа и математика Фалеса Милетского (ок. 636—546 до н. э.) и утверждено Международным астрономическим союзом в 1935 г. Образование кратера относится к коперниковскому периоду[1].
Ближайшими соседями кратера Фалес являются кратер Швабе на северо-востоке; кратер Страбон на востоке и кратер Де ля Рю на юге[2]. Селенографические координаты центра кратера 61°44′ с. ш. 50°16′ в. д. / 61,74° с. ш. 50,27° в. д. / 61.74; 50.27G, диаметр 30,8 км[3], глубина 4540 м[4].
Кратер Фалес имеет полигональную форму с небольшими выступами в северной и юго-восточной части и практически не разрушен. Вал кратера с четко очерченной кромкой. Внутренний склон террасовидной структуры, особенно в юго-восточной части, с высоким альбедо. Высота вала над окружающей местностью достигает 930 м[1], объем кратера составляет приблизительно 660 км³[1]. Дно чаши кратера пересеченное, за исключением небольшой ровной области в северо-восточной части. Небольшой центральный пик смещен к северо-западу от центра чаши.
Трещины в застывшем расплаве пород в чаше кратера Фалес. Снимок зонда Lunar Reconnaissance Orbiter..
Кратер Фалес является центром системы лучей распространяющейся на расстояние свыше 600 км и включен в список кратеров с яркой системой лучей Ассоциации лунной и планетарной астрономии (ALPO)[5]. Лучи на севере-северо-западе от кратера отсутствуют, что позволяет предположить что образование кратера произошло под низким углом импакта с этого направления.
В кратере Фалес в 1892 г. американский астроном-наблюдатель Эдвард Эмерсон Барнард наблюдал кратковременные лунные явления (КЛЯ) в виде бледной дымки в чаше кратера.
Фрагмент карты LAC-14.Фалес | Координаты | Диаметр, км |
---|---|---|
A | 58°34′ с. ш. 40°53′ в. д. / 58,56° с. ш. 40,89° в. д. / 58.56; 40.89 (Фалес A)G | 13,1 |
E | 57°13′ с. ш. 43°14′ в. д. / 57,21° с. ш. 43,23° в. д. / 57.21; 43.23 (Фалес E)G | 29,4 |
F | 59°22′ с. ш. 42°05′ в. д. / 59,37° с. ш. 42,08° в. д. / 59.37; 42.08 (Фалес F)G | 37,0 |
G | 61°45′ с. ш. 45°32′ в. д. / 61,75° с. ш. 45,54° в. д. / 61.75; 45.54 (Фалес G)G | 11,5 |
H | 60°24′ с. ш. 48°08′ в. д. / 60,4° с. ш. 48,13° в. д. / 60.4; 48.13 (Фалес H)G | 10,5 |
W | 58°35′ с. ш. 39°54′ в. д. / 58,59° с. ш. 39,9° в. д. / 58.59; 39.9 (Фалес W)G | 6,1 |
Обсуждение:Фалес Милетский — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В греческих написаниях Θαλῆς и γνῶθι используются буквы «эта» и «омега» с облечённым ударением. Возможно, Ваш броузер не может показать эти символы. Пожалуйста, не переправляйте греческий текст. — Monedula 09:13, 19 Фев 2005 (UTC)
«он доказал, что угол, вписанный в полуокружность, всегда и всегда будет прямым» А как еще может быть? Всегда и не всегда Deminn 10:28, 29 июня 2008 (UTC)?
«Считается, что Фалес «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент; морякам он советовал ориентироваться, как это делали финикияне, по Малой Медведице.» — сомнительное утверждение. Это, конечно, общее место у античных авторов, но я не нашёл, что впервые это сказал Фалес. Вот что есть в источниках. Гигин: «Фалес, который основательно исследовал небесные явления, первым назвал ее Медведицей». Каллимах (по Лаэрцию): «…И, как говорили, вымерял звездочки Воза, // Ориентируясь по которому, плавают Финикийцы». Нет указаний, что он кому-то советовал ориентироваться—taurus 11:52, 8 августа 2009 (UTC)
- «Морякам он советовал ориентироваться, как это делали финикияне, по Малой Медведице» — я думаю, для статьи несущественно, можно убрать вообще. — Гай Север 04:41, 12 августа 2009 (UTC)
Анекдот о пользе философии[править код]
не проще ли предположить что философ продемонстрировал свое умение манипулировать рынком? Просто использовал свои временно свободные деньги для создания «локальной монополии» на услугу, грамотно «прикрыв» свой замысел байкой о предвидении урожая по положению небесных тел. Но это не философия, это старый добрый трейдинг на фьючерсах.. —85.202.224.2 12:21, 9 сентября 2010 (UTC)
Полагаю, что можно добавить:
Преисполнены глубокого смысла и его ответы на вопросы, на которые ему часто приходилось отвечать: * Что в мире труднее всего? — Познать себя. * Что легче всего? — Давать советы. * Когда легче всего выносить несчастье (невзгоды)? — Если видишь, что врагам ещё хуже.
См.
поскольку он был не просто математик, а прежде всего философ! С ув. —Chevalier de Riban (обс.) 15:20, 20 февраля 2017 (UTC)
- Я удалил правку уважаемого шевалье по следующим причинам.
- Она не содержала ссылки на источник.
- В принципе статья о персоне может содержать небанальные афоризмы и высказывания данного лица, но они должны быть как-то состыкованы с его философией. творчеством или событиями биографии. В данном случае этого нет, афоризмы абстрактны и никак не углубляют читательское впечатление о предмете статьи.
- Поэтому я рекомендовал перенести текст в Викицитатник, конечно, снабдив сноской на АИ. При этом жёлтые сборники анекдотов и афоризмов, которые кишат в магазинах и в сети, в качестве АИ не подходят. LGB (обс.) 16:14, 20 февраля 2017 (UTC)
- Н. Сухомозский. X. 6. Персоналии: Семь мудрецов // Энциклопедия сенсационных фактов. — М.: Гелеос, 2006. — С. 249. — 704 с. — ISBN 5-8189-0601-9.. —Chevalier de Riban (обс.) 10:20, 23 февраля 2017 (UTC)
- Придётся вас огорчить. Николай Михайлович Сухомозский — не историк науки и не историк вообще, он бывший комсомольский работник, ныне журналист и автор нескольких фантастических рассказов, см. cyclowiki.org/wiki/Николай_Михайлович_Сухомозский. Если у него для каждого афоризма честно и добросовестно указана ссылка на оригинальный АИ, то ссылаться на его книгу не грех, но я сильно сомневаюсь, что это требование выполнено. LGB (обс.) 12:11, 23 февраля 2017 (UTC)
- Ув. коллега, не будем считать обязательным условием обсуждение личности автора. …Солженицын не был историком (а математиком), Влдм. Даль не был лингвистом (а медиком), Циолковский не мог похвастаться образованием; Санёк к тому же говаривал — образование ума не добавляет. А вообще сомневаться – это не так уж плохо, — см. [1] (на стр. 677-678 энциклопедии — литература). С ув. —Chevalier de Riban (обс.) 12:44, 23 февраля 2017 (UTC)
- Прошу прощения, что вторгаюсь в дискуссию столь высокоучёных википедистов, но полагаю, что наиболее на сегодняшний день авторитетным (если не единственно авторитетным) источником по Фалесу, как и по другим досократикам, является сборник Лебедева «Фрагменты ранних греческих философов», где приведены все (ну, или почти все) серьезные свидетельства древних авторов, относящиеся к досократикам. Возможно, есть аналогичные сборники на других языках, но на русском, полагаю, конкурентов нет. Только на него и нужно ссылаться. Dmitri Klimushkin (обс.) 03:00, 24 февраля 2017 (UTC)
- Ув. коллега, не будем считать обязательным условием обсуждение личности автора. …Солженицын не был историком (а математиком), Влдм. Даль не был лингвистом (а медиком), Циолковский не мог похвастаться образованием; Санёк к тому же говаривал — образование ума не добавляет. А вообще сомневаться – это не так уж плохо, — см. [1] (на стр. 677-678 энциклопедии — литература). С ув. —Chevalier de Riban (обс.) 12:44, 23 февраля 2017 (UTC)
- Придётся вас огорчить. Николай Михайлович Сухомозский — не историк науки и не историк вообще, он бывший комсомольский работник, ныне журналист и автор нескольких фантастических рассказов, см. cyclowiki.org/wiki/Николай_Михайлович_Сухомозский. Если у него для каждого афоризма честно и добросовестно указана ссылка на оригинальный АИ, то ссылаться на его книгу не грех, но я сильно сомневаюсь, что это требование выполнено. LGB (обс.) 12:11, 23 февраля 2017 (UTC)