Физические природные явления: 13. . / . . .5 / / -. – Проект по физике «Физика природных явлений»

Физические явления природы способные радовать и удивлять

Приветствую тебя дорогой мой читатель, человеческая жизнь настолько коротка и быстротечна, что уследить за сменой времен порой становится проблематично, поскольку в живой природе все течет и все изменяется с неимоверной скоростью, вот поэтому сегодня я решила вам рассказать какие физические явления природы можно наблюдать в этом изменяющемся мире событий.

Как известно явлениями природы принято считать те значительные изменения, что происходят с физическими объектами, яркими примерами которых являются:

  • смена времен года и прорастание семян у растений,
  • распускание ароматных цветов и выведение птенцов у птиц,
  • сверкание молнии при грозовом дожде и наступление засухи,
  • опадение осенней листвы и приход долгих затяжных ливней,
  • выпадение первого снега и наступление морозной зимы

Удивительные изменениявсе эти удивительные изменения имеют огромное значение в жизни природы, поскольку указывают на переменчивость окружающей среды и периодическую сменяемость явлений.

Удивительный мир окружающей среды

Несомненно, вся окружающая среда, в которой мы существуем не одно тысячелетие, является удивительным миром природы, где регулярно происходят всевозможные превращения в виде таких природных явлений как:

  1. красивые и загадочные, таинственные и опасные,
  2. интересные и необъяснимые, уникальные и необычные,
  3. стихийные и закономерные, редкие и кратковременные,
  4. систематические и необратимые, закономерные и последовательные,
  5. атмосферные и биологические, физические и химические,

которые достаточно часто взаимосвязаны друг с другом.

То есть, природа одних явлений вытекает из других явлений, где динамика постоянного движения и непрерывного изменения естественным образом встроена в удивительный мир природы. И даже в одном природном изменении можно обнаружить несколько явлений, имеющих разную природу возникновения.

Такие таинственные превращения нашей жизни в окружающей среде происходят на каждом шагу, а тонкости их познания настолько обширны с точки зрения научных объяснений, что требуют от разумного человека определенного багажа знаний, чтобы понять и разгадать их природу возникновения, которая не всегда является легкой задачей.Природное вещество

Вот, к примеру, такое природное вещество как поваренная пищевая соль в природе находится в кристаллическом состоянии, но если ее измельчить в мелкий порошок, то от малейшего дуновения ветерка, она будто легкие частички пыли поднимется с легкостью вверх воздушной среды.

Конечно, мелкие пылинки соли легко рассмотреть с помощью оптического микроскопа, но пищевую соль можно уменьшить еще до мельчайшего состояния, растворив ее в жидкой воде, получив, таким образом, сильно насыщенный раствор поваренной соли.

Если же этот раствор соли подогреть до значительной температуры, а затем выпарить из него воду, то нейтральные частицы в виде одноатомных молекул пищевой соли вновь соберутся в твердые кристаллы с пространственной укладкой кристаллической решетки. Во всех этих процессах –

  • измельчения,
  • растворения
  • и кристаллизации

участие принимает все тоже природное вещество, которое как было пищевой солью, так ею же и осталось.

Более интересным примером является наша обычная вода, без наличия которой жизнь на нашей планете исчезла бы навсегда.

Всем нам известно, что природная вода, находящая в виде замерзшего твердого льда, лежащего на высоких вершинах горных ледников, под воздействие солнечного тепла и яркого света, образует пушистые облака и текущие плодородные реки.

В результате длительного процесса испарения жидкая вода изменяет свое агрегатное состояние, переходя в газообразный водяной пар, который поднимаясь все выше над землей, попадает в область низких отрицательных температур. Где таже самая природная вода превращается в твердый замерзший лед, изменяя вновь свое агрегатное состояние.

Мельчайшие частички воды в виде свободно связанных молекул хоть и относятся к одному веществу, но в зависимости от температурных условий окружающей среды изменяют свое агрегатное состояние, превращаясь:

  1. из обычной жидкости в газообразное вещество,
  2. из газообразного вещества в твердый лед.

Эти мистические превращения и кратковременные изменения в окружающем мире присущи многим природным веществам и земным объектам, регулярно меняющим свое состояние. Только тогда, когда мы поймем все тайные секреты загадочных превращений природы, мы по-иному будем смотреть на себя и наше природное окружение.

Занимательная физика нашей природы

На нашей огромной земле существует немало явлений природы, которые с течением времени подвержены изменениям. Так созданные природой физические тела меняют свое:

  • состояние и положение,
  • форму, цвет и размеры,

меняясь, порой до неузнаваемости.

Так рост растения — это биологическое явление, но чтобы растению вырасти, ему надо усиленно питаться. Процесс питания в живом организме растения описывается уже химическими изменениями.

Рост растения и его питание в процессе развития приводит к изменению формы и увеличению размеров самого растения, сопровождающиеся в итоге физическими явлениями.Физические явления природы

То есть одни явления с течением времени сменяют друг друга и обладают универсальной способностью чередоваться и повторяться, благодаря чему жизнь на нашей земле никогда не угаснет.

Внимательные многолетние наблюдения людей за явлениями природы позволили их подробнейшим образом описать и системно упорядочить, зафиксировав в окружающей среде природный ход событий, выразившийся в разнообразии физических явлений.

Известно, что все физические вещества в природе состоят из мельчайших неделимых атомов, соединенных в более крупные связанные молекулы. Химические свойства же этих веществ в виде природных объектов зависят:

  1. не только от атомных структур,
  2. но и от молекулярного строения.

То есть физические преобразования не влияют на атомную структуру и не меняют молекулярную решетку самого вещества, преобразуя лишь состояние объекта в природе.

Из-за чего физическим явлением принято называть такое измененное превращение, при котором состав природного тела остается неизменным, то есть не появляется вновь созданное вещество, при этом возможно его преобразование размера формы, изменение цвета и переход в другое агрегатное состояние.

Примером такого явления может служить удивительное действие радиоактивного распада. В результате, которого без какой-либо химической реакции происходят случайные столкновения ядер атомов со спонтанным изменением внутреннего строения состава фрагментов веществ.

При этом возникает такая огромная энергия излучения, влияющая непосредственным образом на испускание элементарных частиц и гамма квантов. Однако это все лишь занимательная физика и ничего больше.

Классификация групп физических явлений

Любое физическое явление на нашей планете или живое существо, созданное природой, содержит в себе определенные вещества, свойства которых способны меняться в зависимости от характера окружающей среды.

В зависимости от характера оказываемого действия все физические явления можно классифицировать по группам, деля их на 5 физических явлений природы.Физические явления

Механические изменения связаны с движением и перемещением объектов, где физические тела изменяют свое местоположение по отношению друг к другу. Например:

  • движение скоростного поезда и сезонные перелеты птиц,
  • полет легкокрылой бабочки и скачки лошадей по замкнутому кругу,
  • рытье глубокой канавы и лыжный спуск со снежной горы.

Тепловые изменения нагревают и охлаждают объекты, где физические тела меняют свою температуру. Например:

  • нагрев земли днем и охлаждение земли ночью,
  • наступление анабиоза у ежа и выход из зимней спячки медведя,
  • отдача тепла обогревателем и охлаждение помещения кондиционером.

Световые изменения распространяют спектральные лучи света, где физические объекты намного ярче видны, поскольку достаточно хорошо освещаются. Например:

  • яркий свет от лучей солнца и включение освещения в комнате,
  • ночное отражение Луны и волнообразная дифракция света,
  • интерференционное распределение интенсивности света и преломление луча света.

Электромагнитные изменения связаны с электризацией тел и притяжением физических объектов. Например:

  • треск электрического разряда и намагничивания железной иголки,
  • процесс электролиза в растворах и определение местоположения с помощью походного компаса,
  • создание электромагнитного поля в микроволновой печи и возникновение рентгеновского излучения при помощи ультрафиолетовых гамма лучей видимого света.


Звуковые изменения появляются в результате возникновения звуковых колебаний с распространением звукового спектра частот и отражением звуковой волны от границы раздела двух разных сред. Например:

  • пение соловья и грозовые раскаты грома,
  • акустическая эхолокация и обычная разговорная речь,
  • игра на струнной гитаре и хоровое исполнение песен.

Вся эта группа физических явлений, пришедшая к нам из дикой природы, уже не вызывает такого восторга как в давние времена, так как с некоторых пор используется человеком в повседневной жизни, правда их использование требует строго соблюдения техники безопасности.

Нас по-прежнему окружает бесчисленное разнообразие природных явлений, которыми мы не просто восхищаемся их первозданной красотой, но и удивляемся тому, сколько всего еще неизведанного предстоит разгадать нашей науке.

Первозданная красота

А пока посмотри вокруг себя и ты сразу увидишь огромное количество примеров подтверждающих, что наша повседневная жизнь наполнена такими замечательными явлениями как:

  • свечение в ночи далеких звезд и излучение света крохотными жуками-светлячками,
  • разноцветная радуга после дождя и солнечный зайчик, отраженный в луже воды,
  • мощная грозовая туча и необычайно симпатичные серебристые облака,
  • густой водяной туман и изумрудная капелька росы,
  • переливающееся разноцветное северное сияние и непредсказуемые рисунки разряда сияющей молнии,
  • огромных размеров удивительно прозрачная свивающаяся сосулька и симпатичный снеговик, медленно тающий на весеннем солнце,

все эти завораживающие наше внимание чудеса природы еще способны нас радовать и удивлять своими живыми красками, ведь мы не просто так обращаем на них наше пристальное внимание, а значит, наш мир уникален и неповторим. Давайте же будем его по-прежнему сохранять и беречь несмотря ни на что!

Большое спасибо за внимание и надеюсь, вам понравилась моя статья о том, какие физические явления природы можно наблюдать в постоянно меняющемся окружающем мире. Я всегда рада видеть вас у себя в гостях и поэтому предлагаю вам подписаться на обновления блога, чтобы без промедления получать вновь вышедшие статьи на свою электронную почту.

Вы можете поставить свою оценку статье по 10 бальной системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Заходите чаще ко мне в гости, ведь этот блог создан специально для вас, где вы обязательно найдете много полезной и интересной информации. Ну и, конечно же, приводите ваших знакомых и расскажите о новой статье своим лучшим друзьям, нажав на кнопки соц. сетей, за что я вам буду очень признательна. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Ответы Mail.ru: физические явления в природе

Физические явления в природе — Природа — Презентации — 900igr.net Скачайте бесплатно «Физические явления в природе» в zip-архиве (1 193 КБ) . Смотрите «Физические явления в природе» он-лайн в Internet Explorer. .. 900igr.net/…/priroda/…/Fizicheskie-javlenija-v-prirode.html — Сохраненная копия Явления природы. Физические тела и вещества — Обучающие … Явления природы. Физические тела и вещества. Обучающие трехуровневые тесты по физике — В. И. Регельман. Задачи по физике для средних и старших классов с … <a rel=»nofollow» href=»http://www.physics-regelman.com/…/1/» target=»_blank»>www.physics-regelman.com/…/1/</a> Оптические явления в природе Историк. Понимание физической сущности явления появилось не сразу. Первая попытка объяснить радугу как естественное явление природы была сделана в 1611 г. .. fiz.1september.ru/articlef.php?ID…

Землятресение и цунами. Нагрев атмосферы Солнцем и таяние льдов. Гром и свист ветра Молния и «огни святого Эльма» Магнитное поле Земли и намагниченнсть железной руды. Солнечный свет и свет луны.

Землятресение и цунами. Нагрев атмосферы Солнцем и таяние льдов. Гром и свист ветра Молния и «огни святого Эльма» Магнитное поле Земли и намагниченнсть железной руды. Солнечный свет и свет луны. (есть еще и аномальные): D

Землятресение и цунами. Нагрев атмосферы Солнцем и таяние льдов. Гром и свист ветра Молния и «огни святого Эльма» Магнитное поле Земли и намагниченнсть железной руды. Солнечный свет и свет луны. (есть еще и аномальные): D Физические явления в природе — Природа — Презентации — 900igr.net Скачайте бесплатно «Физические явления в природе» в zip-архиве (1 193 КБ) . Смотрите «Физические явления в природе» он-лайн в Internet Explorer. .. 900igr.net/…/priroda/…/Fizicheskie-javlenija-v-prirode.html — Сохраненная копия Явления природы. Физические тела и вещества — Обучающие … Явления природы. Физические тела и вещества. Обучающие трехуровневые тесты по физике — В. И. Регельман. Задачи по физике для средних и старших классов с … <a rel=»nofollow» href=»http://www.physics-regelman.com/…/1/» target=»_blank»>www.physics-regelman.com/…/1/</a> Оптические явления в природе Историк. Понимание физической сущности явления появилось не сразу. Первая попытка объяснить радугу как естественное явление природы была сделана в 1611 г. .. fiz.1september.ru/articlef.php?ID…

Землятресение и цунами. Нагрев атмосферы Солнцем и таяние льдов. Гром и свист ветра Молния и «огни святого Эльма» Магнитное поле Земли и намагниченнсть железной руды. Солнечный свет и свет луны. (есть еще и аномальные)

Викторина «Физические явления природы» — физика, прочее

Викторина « Физика зимой»

Цель: способствовать развитию творческих способностей.

Задачи: Способствовать развитию интереса к изучению физики.

Расширить и углубить знания учащихся.

«Среди всех наук особую прелесть для меня представляет физика»

( Р. Э. Пайерлс, английский физик-теоретик)

Удивляйся и влюбляйся. 

В мир, подобный хрусталю.

Хрупкий он, нужна забота.

Горам, морю и цветку.

Жизнь люби и удивляйся — интересное кругом! 

1.Почему пушистый мех греет лучше, чем слежавшийся?

Ответ: Пушистый мех больше задерживает между своими волосками теплого нагретого телом человека воздуха. Поэтому он лучше «греет».

2.Почему наши глаза не ощущают холода?

Ответ: Глаза не имеют нервных окончаний, чувствительных к холоду.

3.Некоторые туристы, путешествующие зимой, строят для ночлега домики из снежных кирпичей, эти домики называют «иглу». Почему туристы «иглу» предпочитают палатке?

Ответ: Теплопроводность снега благодаря воздуху между снежинками мала , поэтому тепло в «иглу» сохраняется, температура может достигать +10°С .

4.Почему ртутный термометр перестает служить при очень сильном морозе?

Ответ: Потому, что при 39 холода ртуть замерзает.

5.Когда человеку холодно, он начинает дрожать. Почему?

Ответ: Дрожь – одна из форм защиты организма от холода. При дрожи происходят мышечные сокращения, вызывающие в организме образование тепла.

6.Почему мокрое белье высыхает на морозе?

Ответ: На морозе вода, находящаяся в мокром белье превращается в мелкие кристаллики, которые постепенно выветриваются. Кроме того и на морозе продолжается испарение воды. Оно зависит от влажности воздуха, разницы температур воздуха и испаряющей поверхности и от силы ветра.

7.Почему металлическая ручка двери кажется холоднее, чем деревянная

Ответ: Потому, что металл – хороший проводник тепла, быстрее, чем дерево, отнимает тепло у прикоснувшейся к нему руки.

8.Почему зимой тяга в печных трубах больше, чем летом? 

Ответ: Зимой тяга больше из-за разницы между наружным давлением и давлением в топке и трубе.

9.Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые хлеба от вымерзания?

Ответ: Рыхлый снег предохраняет озимые хлеба от вымерзания, потому, что в силу своей пористости, он обладает малой теплопроводностью.

10.Каким способом охлаждается воздух в комнате зимой при открытой форточке?

Ответ: Воздух охлаждается способом конвекции. Поступающий из форточки холодный воздух опускается вниз, и постепенно вытесняя теплый на улицу, заполняет комнату.

11.Почему вода не замерзает под толстым слоем льда?

Ответ: Потому что под слоем льда отсутствует конвекция. Тёплая вода с большей плотностью(4°С ) находится у дна и постепенно холодеет при приближении ко льду.

12.Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

Ответ: Потому что тела с тёмной поверхностью лучше поглощают солнечные лучи.

13.Почему двойные рамы защищают от холода?

Ответ: Воздух между рамами обладает низкой теплопроводностью и тем самым препятствует теплообмену между улицей и помещением.

14.Объясните, почему рыхлый снег предохраняет растения от вымерзания. Ответ: Снег предохраняет от проникновения холода снаружи за счёт содержащегося в нём воздуха с низкой теплопроводностью.

15.Когда лучше скольжение коньков и саней: в обычный зимний день или в большой мороз? Почему?

Ответ: В обычный день, так как лёд в этот день под лезвиями коньков тает быстрее.

16.Зачем на нижней поверхности лыж делается продольная выемка?

Ответ: Для сохранения устойчивости в движении, чтобы лыжи не соскальзывали с лыжни в сторону.

17.Спускаясь с горы, лыжник слегка приседает. Почему?

Ответ: Когда лыжник приседает, центр тяжести его опускается, и лыжник оказывается в более устойчивом положении.

18.Почему провода на линиях электропередачи зимой натянуты, а  летом висят?

 Ответ: При нагревании металлические провода удлиняются

19.Чтобы не задыхалась рыба (особенно карп) в зимнее время, в небольших замерзших водоемах делают проруби и нагнетают воздух под лед. Зачем это делают?

Ответ: Рыба задыхается из-за недостатка кислорода растворенного в воде. Делая проруби, или нагнетая воздух под лед, тем самым за счет диффузии обогащают воду кислородом.

20.Почему, после того, как ранней весной начало пригревать солнышко, снег становится не рыхлым и пушистым, а твердым, в виде крупинок?

Ответ: Под действием солнца верхние слои снега тают, вода просачивается вниз и пропитывает нижние слои. Ночью они промерзают, и образуются кристаллики льда — крупинки

21.Как лепится снежок?

Ответ: Когда лепят снежок, комок снега сжимают. Под давлением снег (поверхностный слой) расплавляется, превращаясь в воду.  Затем, эта вода  просачивается внутрь и замерзая,  удерживает слепленный снежок.

22.Почему лыжи скользят по снегу?

Ответ: В результате трения лыж о снег тонкий поверхностный слой снега слегка подтаивает, и вода обеспечивает смазку, по которой лыжи скользят. 

23.Зачем лыжи смазывают?

Ответ: Если температура снега много ниже точки таяния, то водяной слой не возникает, и тогда для уменьшения трения лыжи необходимо смазывать лыжной мазью.

24.Почему глаза человека не ощущают холода?

Ответ: Мы ощущаем холод не всей кожей, а только отдельными её точками, в которых имеются чувствительные к холоду окончания нервов. Глаза таких точек не имеют.

25.Почему у человека волосы, ресницы, усы в морозный день покрываются инеем?

Ответ: Выдыхаемые пары, соприкасаясь с холодными предметами, конденсируется на них.

26.Почему в безветренную погоду мороз переносится легче, чем при сильном ветре?

Ответ: Причины две: теплообмен и испарение. Слой воздуха, который находится около лица, нагрет, так как соприкасается с нагретым телом и увлажнен, потому что испарение с поверхности кожи происходит при любой температуре. При ветре нагретый телом воздух быстро сменяется новой порцией более холодного и более сухого воздуха. Это интенсифицирует процесс теплообмена, так как поддерживается более высокая разность температур, а также ускоряет процесс испарения, потому что покинувшие поверхность лица быстрые молекулы воды не возвращаются обратно.

27.Почему горячая вода замерзает быстрее холодной такой же массы?

Ответ: Если одинаковые массы горячей и холодной воды выставить на мороз, то более сильное испарение горячей воды приведет к тому, что ее масса уменьшится скорее.

28.Температура таяния льда 0°С. Но зимой снег лежит и при более высокой температуре. Почему?

Ответ: Снег плохо проводит тепло и имеет большую удельную теплоту плавления. Поэтому он тает очень медленно, и при 0°С может сохраниться длительное время.

29.Как греются в мороз дикие утки?

Ответ: Ныряют ко дну водоема, там температура воды держится около +4°С.

30.Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепелей?

Ответ: Испарение твердого вещества.

31.Почему в сильный мороз деревья трещат?

Ответ: Соки, содержащиеся в дереве, при замерзании увеличиваются в объеме и с треском разрывают волокна.

32.Почему свежевыпавший снег белый?

Ответ: Свежевыпавший снег отражает почти все падающие на него солнечные лучи. Снег состоит из мелких кристалликов льда, между которыми находится воздух. На границе раздела «снежинка-воздух происходит полное отражение».

33.Почему в морозную погоду птицы сидят нахохлившись?

Ответ: Нахохлившиеся птицы не мёрзнут. Между перьями птиц есть воздух, который является плохим проводником тепла и помогает птицам сохранить тепло тела.

34.Почему, чтобы согреть пальцы на морозе, рекомендуют вращать руками и энергично описывать дуги ногой?

Ответ: Чтобы согреть пальцы, надо увеличить приток крови. Здесь срабатывает эффект центрифуги: вращая руками и энергично описывая дуги ногой, человек увеличивает приток крови к конечностям за счёт её отбрасывания от центра вращения.

35.Замечали ли вы, что, оступившись с утоптанной тропинки, можно довольно глубоко провалиться в рыхлый снег? А в начале весны, когда снег оседает при таянии, тропинки иногда оказываются даже выше окружающей снежной целины. Чем это можно объяснить?

Ответ: Двигаясь по тропинке, мы наступаем на снег и тем самым утаптываем его. Зимой уровень утоптанной тропинки ниже уровня окружающего пушистого снега. В углубление ветер наметает снег, который тоже утаптывают путники. Таким образом, каждый снегопад с ветром увеличивает количество снега на тропинке больше, чем вокруг нее. Весной обледенелая тропинка тает медленнее, чем окружающий рыхлый снег.

36.Почему лыжники и конькобежцы после финиша накидывают на себя пальто или одеяло, хотя на дистанции им было очень жарко?

Ответ: Вспотевший спортсмен теряет много тепла при испарении, что может привести к простуде, если не укрыться.

Физика в литературе.

1.А. С. Пушкин

Татьяна пред окном стояла,

На стёкла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е.

Почему стекло стало «отуманенным»?

Ответ. Стекло было холодное, и когда на него попадал тёплый воздух, то содержащийся в воздухе водяной пар начал охлаждаться, а затем конденсироваться. Стекло покрылось туманом.

2.А. С. Пушкин

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом  одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

Почему коньки  режут лед?

  

Ответ:

«Режут лед» — т.е. легко скользят по льду. Лезвия коньков тонкие, поэтому давление на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются.

 

3.А. А. Фет   «Метель»

Все молчит, — лучина с треском

Лишь горит багровым блеском

Да по кровле ветр шумит.

Почему лучина «горит с треском»?

Треск лучины при горении можно объяснить тем, что при повышенной влажности деревянные предметы отсыревают. При горении влага из древесины интенсивно испаряется. Увеличиваясь в объеме, пар с треском разрывает древесные волокна.

4. М.А.Дудин.

Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

 Ему, наверно, по натуре

Холодной страсти красота,

Усилием магнитной бури

Преображенная в цвета…

О каком явлении идет речь?

Ответ: О полярном сиянии.

   

5.И. А Бунин. «На окне, серебряном от инея…» 

Ответ: Конвекционные потоки воздуха, соприкасаясь с зимними холодными оконными стеклами, охладились; при этом водяные пары, содержащиеся в этих потоках, сконденсировались, охладились и кристаллизовались.

6.М.М.Пришвин. Птицы под снегом.

Почему рябчику под снегом тепло?

Ответ: Снег обладает плохой теплопроводностью.

У рябчика в снегу два спасения: первое — это под снегом тепло ночевать, а второе — снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха.

7.Джек Лондон «Белое безмолвие»

«Путники суровой зимой разожгли костер. Над костром устроили примитивный полог: натянули кусок парусины, чтобы он задерживал тепло и отбрасывал его вниз, — способ хорошо известный людям, которые учатся физике у природы»

Вопрос: почему теплый воздух поднимается вверх?

Ответ: теплый воздух имеет меньшую по сравнению с окружающим воздухом плотность, под действием архимедовой силы он поднимается вверх.

8. А.А.Фадеев «Молодая гвардия»

«Отремонтированную немцами водокачку оставили наполненной водой. А ночью «ударили» морозы, в результате чего трубы раздулись, полопались, вся система пришла в негодность. Все нужно было начинать сначала»

Вопрос: какая физическая закономерность помогла подпольщикам в их борьбе против фашистов?

Ответ: при кристаллизации объем воды увеличивается.

Вопросы Шерлока Холмса

1.Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замёрзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая, — подумал он. Почему он сделал такой вывод?
Ответ. Окна в квартире хозяйки замёрзли. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты тёплый влажный воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замёрз на нём. Следовательно, окна плохо утеплены.

2.Придя в гости, Шерлок Холмс подошёл к окну и посмотрел в него. «Ваш дом каменный и холодный, заметил он. Что позволило ему так сказать?
Ответ. В окно он увидел, что дом каменный и стены тонкие; кирпич же не очень хороший теплоизолятор.

3.Подходя к нужному дому на окраине городка, Шерлок Холмс увидел следы лыжника. Они были, как бы приподняты над остальным снегом. Хозяйке, открывшей дверь, он вместо приветствия сказал: «Скоро будет весна». Почему он так решил?
Ответ. Днем снег активно тает и опускается. В следах же лыжника, где он более плотный, он тает медленнее. Поэтому следы выглядят приподнятыми над поверхностью снега. А это признак весны.

Шедевры природы

Застывшие частицы воды, паря в воздухе и отражая от своих граней свет различных источников, создают удивительные по красоте и уникальные природные явления: световые столбы, гало и паргелий, одну из разновидностей последнего.

Объяснить следующие явления:

1.Полярное сияние.

Земля постоянно находится в разреженном потоке испущенных Солнцем заряженных частиц(электронов, протонов) и как бы обдувается солнечным ветром. Заряженные частицы проникают в более плотные слои атмосферы и воздействуют на молекулы воздуха, вызывая свечение атмосферы- полярные сияния. Поток заряженных частиц от Солнца, возмущая магнитное поле Земли, порождает полярные сияния.

Если азот, столкнувшись с солнечными частичками, теряет электроны, то его молекулы преобразуются в синий и фиолетовый цвета;
когда солнечный ветер взаимодействует с кислородом, электрон не исчезает, но начинает выпускать лучи зелёного и красных цветов.

2.Гало.

Гало –яркий ореол или светящийся круг, образованный около мощного источника света оптическими свойствами атмосферных ледовых микрочастиц. Гало возникает, когда лучи света преломляются на сгустившихся в высоких облаках ледяных кристалликах, имеющих форму шестигранных призм. В результате мы видим малый круг гало радиусом 22°.

Большой круг образуют лучи, прошедшие через боковую грань и основание призмы — кристалликов. Его радиус равен примерно46°.


3. Световые столбы

Световое столбы появляются при отражении света от взвешенных в воздухе мельчайших кристаллов льда (с шестиугольным сечением или же столбовидных, в зависимости от угла расположения солнца или луны). Такие кристаллы обычно возникают в высоких перистых облаках. Однако в мороз ледяные кристаллы образуются и в более низких слоях атмосферы. Поэтому, столбы света часто возникают зимой. А их многоцветный оттенок объясняется огнями, которые они отражают.

Разработка урока «Физика — наука о природе»

Вводный урок «Физика – наука о природе»

Цель урока:

Дать учащимся представление о физической науке, физических явлениях, методах физического познания – наблюдениях и опытах, о связях физики с техникой. Определить место физики, как науки. Научить различать физические явления и тела. Показать значение познания мира через мышление. Развивать внимание и любознательность, представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Демонстрации: примеры физических явлений (кипение воды, получение электрической искры с помощью электрофорной машины, скатывание шарика с наклонной плоскости, получение изображений с помощью линзы)

План изложения нового материала:

  1. Человек познает природу.

  2. Физика – наука о природе.

  3. Творцы физической науки.

  4. Связь физики с техникой.

  5. Физические явления. Примеры физических явлений.

  6. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный этап

Приветствие учащихся и учителя.

Прежде, чем окунуться в мир физики, давайте определимся с вами по соблюдению правил поведения в кабинете физики (вводный инструктаж по БЖ).

Рекомендации по принадлежностям при изучении предмета физика.

1. Учебники.

2. Тетради: 1) рабочая тетрадь по физике 1 шт.;

2) 2 тонкие тетради: для лабораторных работ и для контрольных работ.

2. Мотивационный этап

Начнём знакомство с миром физики с вопроса «Что изучает физика?»

Что изучает физика? — «Физика – это,прежде всего наука о природе, всё, что нас окружает!!!

Обернитесь вокруг и вы увидите обстановку кабинета: парты, столы, стулья, шкафы, окна, за окном шумит листва деревьев, синее небо, летают птицы, самолеты, дует ветер, идет дождь и т.д..… Это всё физика.

С детства мы с вами знаем что такое «горячо», что такое «холодно», что такое «мягкое» и что такое «жёсткое» или «твердое».Мы с Вами знаем, что чистое небо – синее, трава – зелёная, малина – красная, дыня — желтая и т. д. иными словами мы знаем много характеристик окружающего нас пространства, или окружающей нас природы.Ведь земля, вода, воздух, растения, животные, люди, и все предметы вокруг нас – это всё природа. И именно природу, её законы изучает физика.

Давайте просмотрим с вами видеофрагмент о природе (просмотр видео посредством проектора).Обсуждение видеофрагмента.

Физика является одной из древнейших наук. Древний человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела вся его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило засухи. Дожди поливали живительной влагой и вызывали наводнения; бедствия несли ураганы и землетрясения. Древние люди не знали причин их возникновения и приписывали разрушительные явления сверхъестественным силам. Постепенно люди начали понимать действительные причины природных явлений и их взаимосвязь. Так начали зарождаться науки о природе, одной из которых была физика.

В 4 веке д.н.э. древнегреческий учёный Аристотель ввёл понятие «физика». Слово «физика»в переводе с греческого означает «природа».

В русском языке это слово появилось в 18 веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову.

  1. Изучение нового материала

3.1.Взаимосвязь физики с другими науками

Не только физика является наукой, изучающей природу, но и география, биология, астрономия также изучают природу, однако они не дают какого – либо полного представления о структуре окружающего нас мира.

Так, география изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.

Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, почему не болит голова у дятла, благодаря чему мы слышим…

Астрономия изучает звёзды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т.д.

Значит, из всего сказанного вытекает, что физика даёт полное представление о структуре окружающего мира. Физика позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, позволяет понять современную технику и развивать её дальше. Ведь не очень давно люди ездили на тарантасах, запряжённых лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами, сидели при свете горящих лучин и только в сказках мечтали о различных волшебствах… И это волшебство случилось… и во сём этом мы должны быть благодарны физике!!!

Итак, что же такое физика? Запишем определение.

Физика – наука о природе и о физических явлениях, которые в ней происходят.

А физические явления – это изменения, происходящие в природе.

3.2. Изучение физических явлений

В природе происходят многие явления.Давайте попробуем с вамипредсказатьчем закончатся следующие события:

а) Если выпустить из рук тяжёлый предмет, то…

б) Если цветок не поливать, то …

в) Если сверкнула молния, то…

Явлений в природеогромное количество. Поэтому для того, что бы удобнее было их изучать, в физике используют определённую классификацию.

Делаем подзаголовок.

Классификация физических явлений:

1. К одним относят явления, связанные с движением либо взаимодействием тел. (механическими явлениями).

Примеры: движение машин, течение воды в реках, движение воздушных масс (ветер) и т.д.

2. Ко вторым относят явления, связанные с электрическим током.(электрическими явлениями).

Примеры: потребление электроэнергии электроприборами, молния и т.д.

3. К третьим относят явления, связанные с магнитными свойствами тел. (магнитными явлениям)

Примеры: взаимодействие магнитов, магнитные бури и т.д.

4. К четвёртым относят явления, связанные со светом.(оптическими, или световыми явлениями)

Примеры: радуга, закат, цвет и т.д.

5. К пятым относят явления, которые связаны с теплом.(тепловыми явлениями)

Примеры: тепло от Солнца, узоры на окне в мороз и т.д.

6. К шестым относят явления, которые связаны со звуком. (акустическими явлениями)

Примеры: эхо, голос, тембр голоса, звуки природы, гром и т.д.

Основной задачей физики является изучение физических явлений, описание их особенностей и вывод общих законов.

Закон в физике – это доказанное утверждение, которое выявляет общие закономерности протекания физического явления в природе.

Так на примере взаимодействия тел можно установить законы реактивного движения. (сегнерово колесо, движение ракеты). А затем использовать эти законы: в сельском хозяйстве, в военном деле.

3.3. Физические термины

Любая наука использует свои специальные слова – научные термины. Так, физик, говоря о движении тел (машин, самолётов, мяча, планеты), обычно не считается с тем, что именно движется, т.к. для изучения механического движения это не существенно во многих задачах. Поэтому в этих случаях говорят о физическом теле, понимая под этим любой предмет.

Физическое тело – это каждое из окружающих нас тел.(мяч стол, ракета, карандаш, Земля, и т.д.)

Все объекты и физические тела являются материей. Всё что нас окружает материально. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Материя – всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.

(это объективная реальность, данная нам в ощущениях, которая фотографируется, копируется и отображается нашими органами чувств и существует независимо от нас)

Вещество – это материал, из которого состоят физические тела.

Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас(демонстрация магнитного поля с помощью постоянного магнита, электрического поля с помощью электрофорной машины – которые не возможно обнаружить при помощи органов чувств).

3.4. Методы исследования физического явления

Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого, собственно, и начинается физика. Философы и учёные Древней Греции (Архимед, Фалес Милецкий, Диоген, Пифагор и т.д.) в основном вели наблюдения.

Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку(Легенда об Архимеде).

Галилей, Ньютон, Торричелли, Паскаль, Цельсий, Ломоносов, Кельвин, Рихман, Попов, Капица, Циолковский, Жуковский, Курчатов, Королев, Келдыш и другие ставили опыты для постижения истины.

Чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты).

Опыты проводятся учёными с определённой целью.

Во время опытов проводятся измерения с помощью специальных приборов физических величин. Примерами физических величин являются: расстояние, объём, скорость, температура.

Попрошествуюэксперимента выводят физический закон.

3.5. Связь науки и техники.

На конкретных примерах показано роль физики в жизни человека, науки и техники. Большой вклад в развитие физики внесли и ученые России.

  1. Закрепление изученного материала

1. Приведите примеры нескольких явлений природы?

2. Каких ученых-физиков вы знаете?

3. Что такое материя?

4. Приведите примеры связи физики с техникой?

5. Где применяются достижения физики?

  1. Домашнее задание

Подготовьте краткий рассказ об ученом-физике о физическом открытии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *