Физика 7 класс примеры явлений – Attention Required! | Cloudflare

Первый урок физики в 7 классе «Физические явления».

Что изучает физика.

Что изучает физика.

«фюзис» (греч.)- природа Физика - наука о природе

«фюзис» (греч.)- природа

Физика

— наука о природе

Термин «физика» в IV веке до н.э. применил Аристотель. В русском языке слово «физика» появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. Издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка

Термин «физика»

в IV веке до н.э. применил Аристотель.

В русском языке слово «физика» появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка

Главная задача физики - познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.

Главная задача физики

— познать законы природы,

свойства различных веществ

и поставить их на службу человеку.

Некоторые физические термины.

Некоторые

физические термины.

Физическое тело - это каждый окружающий нас предмет. Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела. капля воды вода кусок льда лед

Физическое тело

— это каждый окружающий нас предмет.

Вещество

— это всё то, из чего состоят физические тела.

капля воды

вода

кусок льда

лед

Материя - это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания. в виде в виде вещества поля  (дано человеку (не дано человеку в ощущениях) в ощущениях)

Материя

— это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.

в виде

в виде

вещества

поля

(дано человеку

(не дано человеку

в ощущениях)

в ощущениях)

Физические величины - это измеряемые свойства тел или явлений. Физические приборы - это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.

Физические величины

— это измеряемые свойства тел или явлений.

Физические приборы

— это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.

Как изучают окружающий мир? теория → опыт → гипотеза → наблюдение

Как изучают

окружающий мир?

теория

опыт

гипотеза

наблюдение

Физические явления - это изменения, происходящие с физическими телами: -не происходит превращения одних веществ в другие, -не происходит образование новых веществ.

Физические явления

— это изменения, происходящие с физическими телами:

-не происходит превращения одних веществ в другие,

-не происходит образование новых веществ.

вращение Земли Механические явления: движение автомобиля бег спортсмена полет ракеты падение снежинок

вращение Земли

Механические явления:

движение автомобиля

бег спортсмена

полет ракеты

падение снежинок

Тепловые явления: таяние льда конденсация пара замерзание воды испарение воды кипение воды нагревание воды туман

Тепловые явления:

таяние льда

конденсация пара

замерзание воды

испарение воды

кипение воды

нагревание воды

туман

Электрические явления: электрическое освещение передача электрической энергии работа электрических приборов работа электрического транспорта

Электрические явления:

электрическое освещение

передача

электрической энергии

работа электрических приборов

работа

электрического транспорта

Магнитные явления: поворот магнитной стрелки полярное сияние притяжение железных предметов магнитами

Магнитные явления:

поворот

магнитной стрелки

полярное сияние

притяжение

железных предметов магнитами

Световые явления: сияние Солнца отражение в зеркале мерцание звезд радуга переливание мыльных пузырей

Световые явления:

сияние Солнца

отражение в зеркале

мерцание звезд

радуга

переливание мыльных пузырей

Звуковые явления: звон будильника звон колокольчика звучание музыкальных инструментов эхо

Звуковые явления:

звон будильника

звон колокольчика

звучание

музыкальных инструментов

эхо

Природное явление – гроза. Молния – электромагнитное явление Грохот грома – звуковое явление Вспышка – световое явление Падение капель – механическое явление Горение – тепловое явление

Природное явление – гроза.

Молния –

электромагнитное явление

Грохот грома

звуковое явление

Вспышка

световое явление

Падение капель

механическое явление

Горение

тепловое явление

Для чего изучать «физику»? как избежать возможной  опасности! страх и ужас Знание физики делает человека более умным и более сильным, он перестает быть беспомощным перед стихиями природы, он начинает понимать мир, в котором живет.

Для чего изучать «физику»?

как избежать

возможной 

опасности!

страх

и

ужас

Знание физики делает человека более умным и более сильным, он перестает быть беспомощным перед стихиями природы, он начинает понимать мир, в котором живет.

А теперь подумаем! Распределите по трем колонкам: 1.снегопад, 2.медь, 3.ртуть, 4.учебник, 5. лунное затмение, 6. Солнце. физическое явление физическое тело вещество

А теперь подумаем!

Распределите по трем колонкам:

1.снегопад, 2.медь, 3.ртуть, 4.учебник, 5. лунное затмение,

6. Солнце.

физическое явление

физическое тело

вещество

«Третий лишний»: а. 1-вода, 2-ртуть, 3-кусок льда; б. 1-капля воды, 2-лед, 3-кусок сахара.

«Третий лишний»:

а. 1-вода, 2-ртуть, 3-кусок льда;

б. 1-капля воды, 2-лед,

3-кусок сахара.

А теперь проверим! Распределите по трем колонкам: 1.снегопад, 2.медь, 3.ртуть, 4.учебник, 5. лунное затмение, 6. Солнце. физическое явление 1; 5 физическое тело вещество 4; 6  2; 3

А теперь проверим!

Распределите по трем колонкам:

1.снегопад, 2.медь, 3.ртуть, 4.учебник, 5. лунное затмение,

6. Солнце.

физическое явление

1; 5

физическое тело

вещество

4; 6

2; 3

«Третий лишний»: а. 1-вода, 2-ртуть, 3-кусок льда ; б. 1-капля воды, 2-лед , 3-кусок сахара.

«Третий лишний»:

а. 1-вода, 2-ртуть, 3-кусок льда

;

б. 1-капля воды, 2-лед ,

3-кусок сахара.

Успехов в изучении физики!

Успехов в изучении

физики!

multiurok.ru

1. Физические тела. Физические явления » ГДЗ (решебник) по физике 7-11 классов

1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество»: самолет, космический корабль, медь, авторучка, фарфор, вода, автомобиль.
Физическое тело — самолет, космический корабль, авторучка.
Вещество — медь, фарфор, вода.

2. Приведите примеры следующих физических тел: а) состоящих из одного и того же вещества; б) состоящих из различных веществ одинакового названия и назначения.
а) Из одного вещества: стол, карандаш, стул — из дерева,

б) Из различных веществ: пластиковая и стеклянная бутылка.

3. Назовите физические тела, которые могут быть сделаны из стекла, резины, древесины, стали, пластмассы.
Стекло: колба лампы, бутылка.
Резина: покрышка, воздушный шарик.
Древесина: дверь, паркет.
Сталь: резец, лезвие ножа.
Пластмасса: корпус шариковой ручки, калькулятора.

4. Укажите вещества, из которых состоят следующие тела: ножницы, стакан, футбольная камера, лопата, карандаш.
Ножницы — сталь; стакан — стекло; футбольная камера — резина; лопата — сталь; карандаш — дерево.

5. Начертите в тетради таблицу и распределите в ней следующие слова: свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, буран, Луна, спирт, ножницы, ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение.

6. Приведите примеры механических явлений.
Механические явления: падение тела, колебание маятника.

7. Приведите примеры тепловых явлений.
Тепловые явления: таяние снега, кипение воды.

8. Приведите примеры звуковых явлений.
Звуковые явления: гром, свист милиционера.

9. Приведите примеры электрических явлений.
Электрические явления: молния, искра свечи зажигания.

10. Приведите примеры магнитных явлений.
Магнитные явления: взаимодействие двух магнитов, вращение стрелки компаса.

11. Приведите примеры световых явлений.
Световые явления: свет лампочки, северное сияние.

12. Предлагаемую ниже таблицу начертите в тетради и впишите слова, относящиеся к механическим, звуковым, тепловым, электрическим, световым явлениям: шар катится, свинец плавится, холодает, слышны раскаты грома, снег тает, звезды мерцают, вода кипит, наступает рассвет, эхо, плывет бревно, маятник часов колеблется, облака движутся, гроза, летит голубь, сверкает молния, шелестит листва, горит электрическая лампа.

13. Назовите два-три физических явления, которые наблюдаются при выстреле из пушки.
Полет снаряда, звук выстрела и взрыв пороха.

kupuk.net

Презентация по физике на тему «Физические явления»(7 класс)

Инфоурок › Физика ›Презентации›Презентация по физике на тему «Физические явления»(7 класс) Физические явления. 7 класс. Автор: Лапкина О. А. – учитель физики МКОУ «СОШ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Физические явления. 7 класс. Автор: Лапкина О. А. – учитель физики МКОУ «СОШ Описание слайда:

Физические явления. 7 класс. Автор: Лапкина О. А. – учитель физики МКОУ «СОШ№15» ИМРСК

2 слайд Содержание Механические Электрические Магнитные Оптические Тепловые Звуковые Описание слайда:

Содержание Механические Электрические Магнитные Оптические Тепловые Звуковые (акустические) Атомные Задания для закрепления. Тест

3 слайд Механические явления Механические явления — это движение тел и действие их др Описание слайда:

Механические явления Механические явления — это движение тел и действие их друг на друга, например отталкивание или притяжение. Действие тел друг на друга называют взаимодействием. Примеры механических явлений: движение и взаимодействие тел во время спортивных соревнований; движение Земли вокруг Солнца и ее вращение вокруг собственной оси

4 слайд Электрические явления  Электрические явления — это явления, возникающие при п Описание слайда:

Электрические явления  Электрические явления — это явления, возникающие при появлении, существовании, движении и взаимодействии электрических зарядов (электрический ток, молния).

5 слайд Магнитные явления  Магнитные явления — это явления, связанные с возникновение Описание слайда:

Магнитные явления  Магнитные явления — это явления, связанные с возникновением у физических тел магнитных свойств (притяжение магнитом железных предметов, поворот стрелки компаса на север).

6 слайд Оптические явления Оптические явления — это явления, возникающие при распрост Описание слайда:

Оптические явления Оптические явления — это явления, возникающие при распространении, преломлении и отражении света (отражение света от зеркала, миражи, появление тени).

7 слайд Тепловые явления Тепловые явления — это явления, связанные с нагреванием и ох Описание слайда:

Тепловые явления Тепловые явления — это явления, связанные с нагреванием и охлаждением физических тел (кипение чайника, образование тумана, превращение воды в лед).

8 слайд Звуковые (акустические) Звуковые явления, как следует из названия, — это явле Описание слайда:

Звуковые (акустические) Звуковые явления, как следует из названия, — это явления, связанные со звуком. К их числу относится, например, распространение звука в воздухе или воде, а также отражение звука от различных препятствий — скажем, гор или зданий. При отражении звука возникает знакомое многим эхо.

9 слайд Атомные явления   Атомные явления — это явления, возникающие при изменении вн Описание слайда:

Атомные явления   Атомные явления — это явления, возникающие при изменении внутреннего строения вещества физических тел (свечение Солнца и звезд, атомный взрыв).

10 слайд Задания для закрепления. Какие явления вы наблюдали в природе? Какие из них в Описание слайда:

Задания для закрепления. Какие явления вы наблюдали в природе? Какие из них вы считаете физическими? Назовите из перечисленных ниже явлений только физические: таяние снега, нагревание воды, гниение соломы, выпадение дождя, почернение серебряной монеты. В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом – поднялись вверх сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Приведите примеры физических явлений.

11 слайд Тест 1.Какие явления называют физическими? А. Явления, происходящие только по Описание слайда:

Тест 1.Какие явления называют физическими? А. Явления, происходящие только по желанию человека; Б. Явления, которые мы можем видеть; В. Все явления, происходящие в природе; Г. Явления, которые происходят только в кабинете физики. 2. Какие явления изучает физика? А. Звуковые и механические; Б. Электрические и химические; В. Биологические и атомные; Г. Нет правильного ответа. 3. Какие явления относятся к механическим? А. Таяние льда; Б. Движение автомобиля; В. Горение свечи; Г. Пение птиц. 4. Какие явления относятся к электрическим? А. Кипение воды; Б. Образование тумана; Г. Молния; В. Эхо. 5. Какие явления не относятся к тепловым? А. Плавление железа; Б. Образование росы; В. Замерзание воды ; Г. Радуга. Ответы: ВАБГГ

12 слайд Используемые источники .В. Перышкин «Физика-7кл», 2011-2013 М. Дрофа Лукашик, Описание слайда:

Используемые источники .В. Перышкин «Физика-7кл», 2011-2013 М. Дрофа Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2010. http://picloads.ru/kak-rabotaet-kompas/ http://infofiz.ru/joom1/index.php?id=32:estestv&Itemid=2&option=com_content&view=category&format=feed&type=rss http://tepka.ru/fizika_7/1.3.html https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fbigslide.ru%2Fimages%2F16%2F15218%2F960%2Fimg3.jpg&p=3&text=физические%20явления%207%20класс%20примеры&noreask=1&pos=107&rpt=simage&lr=36

Используемые источники .В. Перышкин «Физика-7кл», 2011-2013 М. Дрофа Лукашик,

Курс профессиональной переподготовки

Учитель физики

Используемые источники .В. Перышкин «Физика-7кл», 2011-2013 М. Дрофа Лукашик,

Курс повышения квалификации

Используемые источники .В. Перышкин «Физика-7кл», 2011-2013 М. Дрофа Лукашик,

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-302561

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Тема урока: «Физические явления». 7-й класс

Тема урока: “Физические явления”.

Цели урока.

Обучающие: повторение и закрепление понятий о разных видах физических явлений. Обучение применению полученных знаний для объяснения изучаемых явлений.

Развивающие: продолжение развития навыка работы в паре и в группе. Развитие мыслительных способностей и творческой активности на основе практической работы.

Воспитывающие: используя факты биографии М. В. Ломоносова раскрыть значение таких методов изучения физики, как наблюдение и опыт, в познании природы, в развитии науки. Воспитание уважительного отношения к точке зрения одноклассников, умения отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: механические игрушки, спиртовка, магниты, металлические шарики, собирающая линза, эбонитовая палочка, шланг гофрированный, раздаточный материал для работы на местах.

ТСО:

1. Видеомагнитофон. К/фр. “Материальная картина мира”.

2. Мультимедийный курс “Физикус”.

3. Мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие. – 2 мин.

2.

Разминка.

“Веришь, не веришь?”. – 3 мин.

  • Что физика – наука о природе?
  • Телом можно назвать любой предмет?
  • Учёные сами придумывают законы?
  • Движение –понятие относительное?
  • Скорость измеряется в м/с?
  • Динамометр – прибор для измерения массы тела?
  • Рычаг и блок – виды простых механизмов?
  • Плотность измеряется в тоннах на литр?
  • Явлением можно назвать любое тело?

3.

Постановка цели урока.

Объявление темы урока. – 18 мин.

Ход урока

Физические явления. Демонстрация опыта. Индивидуальное задание.
1. Механические.

Движение игрушек(поступательное, вращательное).

Реактивное движение воздушного шарика.

Зная пройденный путь и время вычислить скорость реактивного движения. Вспомнить понятие о средней скорости. Выразить её в м/с и км/ч.
2. Тепловые.

Наблюдение вращения “змейки” от тепла огня.

3. Электрические.

Притяжение деревянной линейки к наэлектризованной эбонитовой палочке.

Наблюдение вращения вертушки от тепла руки.

Наблюдение притяжения мелких частичек к наэлектризованной ручке.

4. Магнитные.

Ориентирование магнитной стрелки в пространстве. Намагничивание металлических шариков от магнита.

Обнаружение намагничивания металлических предметов магнитным полем Земли при помощи компаса.
5. Световые.

Получение изображения предмета при помощи собирающей линзы.

Наблюдение смешения цветов.
6. Звуковые.

Фрагмент электронного учебника “Физикус”.

“Эхо. Реверберация”.

Обнаружение вибрации гортани.

 4. Роль наблюдения и опыта, как основных методов познания природы. – 7 мин.

Интересные факты из жизни М. В. Ломоносова.

Разбивка на группы, работа в группах.

(см. Приложение 1)

Задание группе №1.

А. Придумать способы получения звука при помощи гофрированной трубы.

Оборудование: гофрированная труба.

Б. Прочитав пословицу и отгадав загадку, рассказать, какие природные явления они описывают.

Пословица: “Как аукнется, так и откликнется”.

Загадка: “Меня никто не видит, но всякий слышит,

а спутницу мою всякий видит, но никто не слышит”.

Задание группе №2.

А. Выяснить, как зависит объём воздуха от его температуры?

Оборудование: холодная и горячая вода, воздушный шарик, пластиковая бутылка.

Б. Прочитав пословицу и отгадав загадку, рассказать, какие природные явления они описывают.

Пословица: “Тише едешь – дальше будешь”.

Загадка: Поднялись врата – всему миру красота!”

Задание группе №3.

А. Придумать способы, чтобы воздушный шарик, наполненный обычным воздухом, прилип к потолку.

Оборудование: воздушный шарик.

Б. Прочитав пословицу и отгадав загадку, рассказать, какие природные явления они описывают.

Пословица: “Гроза застала в поле – садись на землю”.

Загадка: “Сильнее Солнца, слабее ветра. Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет”.

Задание группе №4.

А. На стакане лежит открытка, а на ней – монетка. Придумать способ, чтобы монетка попала в стакан (переворачивать стакан, трогать монетку нельзя).

Б. Прочитав пословицу и отгадав загадку, рассказать, какие природные явления они описывают.

Пословица: “Куй железо, пока горячо”.

Загадка: “В круглом домике, в окошке, ходят сёстры по дорожке,

Не торопится меньшая, но зато спешит старшая”.

5

. Отчёт групп с демонстрацией опытов. – 8 мин.

6.

Посадка на свои места.

Закрепление материала. Раздача опорных конспектов. – 2 мин.

(см. приложение 2)

7. Подведение итогов. Выставление отметок. – 3 мин.

urok.1sept.ru

Примеры физических явлений

Все физические тела состоят из вещества, и со всеми физическими телами происходят различные физические явления. Физические явления бывают: механическими, тепловыми, звуковыми, оптическими, электрическими и магнитными. Бывают и другие физические явления.

К механическим физическим явлениям относятся различные движения и взаимодействия тел. Человек может идти, мяч сталкиваться с поверхностью Земли и отскакивать, планеты двигаться по орбитам вокруг своих звезд, автомобили набирать скорость (ускоряться), лифт подниматься и опускаться.

Тепловые явления связаны с изменением температуры тел и возникающими в следствие этого изменениями их физического состояния. Так тела способны нагреваться и охлаждаться. Некоторые при этом плавятся (как железо на заводе или воск свечи при ее горении), другие испаряются (вода при нагревании), третьи переходят из газа в жидкое состояние или из жидкого в твердое (кислород при сильном охлаждении может сжижаться, вода превращается в лед).

К звуковым относят явления, связанные с распространением звука в различных средах (где быстрее распространяется звук, в воде или воздухе?), поведением звуковых волн при столкновении с препятствиями (что такое эхо?) и другие явления, связанные со звуком.

Оптические явления связаны со светом. Способность видеть у животных (в том числе и человека) возникла благодаря тому, что в природе есть свет. Под воздействием света растения синтезируют органические вещества (однако это не оптическое явление!). Такой раздел физики как оптика изучает, как свет распространяется, отражается от предметов, преломляются, проходя через различные среды.

Электрические и магнитные явления связаны друг с другом, поэтому изучаются совместно. Мы привыкли к электричеству и часто даже не задумываемся, с чем связано это явление. Оно связано с существованием электрически заряженных частиц. Открытие и изучение электрических явлений в недалеком прошлом позволили нам уже сейчас пользоваться электрическим освещением, превращать электричество в движение тел, изобрести телевидение и компьютеры. Магнитные явления можно наблюдать, когда постоянные магниты взаимодействуют между собой (Земля и компас) или притягивают железные предметы.

scienceland.info

«Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты». 7-й класс

Цели урока:

  • Дать понятие о предмете физики.
  • Создать представление о первичных понятиях в физике (тело, вещество, явление).
  • Сформулировать цели изучения явлений природы.
  • Выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой.
  • Ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений.
  • Пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.

Оборудование: три линейки из разного материала, наклонный желоб, стальной шарик, штатив; пружина, набор грузов; электрическая лампочка на подставке электрофорная машина, электрический звонок, зеркало, детская машинка.

Ход урока

Организационный момент

Объяснение нового материала

Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки – физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником.

А ведь не очень давно люди ездили в тарантасах, запряженных лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о различных волшебствах. Гусли-самогуды, ковер-самолет, топор-саморуб ? вот предметы сказочных мечтаний. Вспомните, в сказке А.С.Пушкина звездочет и мудрец, подаривший царю Додону чудесного петушка, заверял его:

Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.

И вот мечта сбылась. Современные радиолокационные установки куда лучше золотого петушка. Они позволяют мгновенно и точно обнаружить в небе самолеты, ракеты и другие объекты.

Как о чуде говорится в сказке Ершова “Конек-горбунок” о холодном свете:

Огонек горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнем.
Светит поле словно днем.
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
Диву дался тут Иван,
“Что, — сказал он, — за шайтан!
Шапок с пять найдется свету,
А тепла и дыму нету.
Эко чудо-огонек…”

И вот чудо-огонек в виде ламп дневного света проник в наш быт. Он радует людей на улицах, в магазинах, в учреждениях, в метро, в школах, на предприятиях.

Да, сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в магнитофон. Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров-саморубов. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Наши ракеты выводят на орбиты искусственные спутники Земли и космические корабли с космонавтами на борту. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.

Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса,
Он всего, всего боялся.
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.

И решил он, что ж бояться,
Лучше просто все узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он земли науку,
Кратко «физикой» назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал.

«Физика» – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, «природа».

Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, которая дает возможность понять современную технику и развивать ее дальше, является физика. Знания физики необходимы не только ученым и изобретателям. Без них не может обойтись ни агроном, ни рабочий, ни врач. Каждому из вас они тоже потребуются не раз, а многим, может быть, доведется сделать новые открытия и изобретения. То, что сделано трудом многих ученых и изобретателей – великолепно. Имена многих из них вы уже слышали: Аристотель, М. Ломоносов, Н. Коперник и многие другие. Но впереди еще много нерешенных задач: надо поставить на службу человеку тепло и свет Солнца, научиться безошибочно предсказывать погоду, предсказывать стихийные бедствия, надо проникнуть на огромные океанские и земные глубины, надо разведать и освоить другие планеты и звездные миры и многое другое, чего нет даже в сказках.

Но для этого надо прежде всего усвоить то, что добыто, в частности, овладеть знаниями по физике. Физика – интереснейшая наука. Ее надо изучать с большим вниманием, доходить до самой сути. Однако не рассчитывайте на легкий успех. Наука – не развлечение, не все будет весело и занимательно. Она требует настойчивого труда.

Получив некие знания, человек сформулировал закон, использовал в своей жизнедеятельности изученное явление, создал приборы и машины, прочие вспомогательные орудия, с помощью которых он может успешнее и совершеннее изучать и глубже описывать другие явления. Процесс изучения физики можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.

Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.

Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что физическое тело – это любой предмет подлежащий рассмотрению в физике.

Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)

Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках?

Класс. Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.

Учитель. Какой можно сделать вывод?

Класс. Тела могут различаться веществом.

Учитель. Что такое вещество?

Класс. Это то, из чего состоит физическое тело.

Учитель. Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)

Вещество – это один из видов материи.

Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания.

Материя – вещество, поле.

Любой материальный предмет состоит из вещества. Мы можем его потрогать и увидеть. Сложнее с полем – мы можем констатировать последствия его действия на нас, но не можем увидеть. Например существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, но благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с нее, несмотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/с, измерить его мы пока не можем. А вот электромагнитное поле человека не только можно ощущать по последствиям его воздействия, но и изменять.

В природе с телами происходят различные изменения. Они называются явлениями. Физическими явлениями называется. различные изменения, происходящие с физическими телами.

Какие физические явления вы наблюдали? (Учащиеся приводят примеры.)

Все явления делятся на несколько видов: механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые. Рассмотрим их на конкретных примерах и опытах. (Демонстрируются некоторые виды явлений.)

Механические явления Оптические явления Электрические явления Тепловые явления
Движение автомобиля, полет парашютиста, морская зыбь, работа пресса Мираж: в пустыне, мерцание звезд, затмение Солнца, образование тени, радуга, игра цветов тонкой пленки, солнечный зайчик Молнии при грозе, иллюминация, “путешествие” телеграммы из города в город, горение эл. лампы Утренний туман, таяние снега, замерзание воды, выпаривание соли, нагревание ладоней при трении

А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”

– Можно наблюдать за явлением, что мы и делали на уроке.

– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы. Назовем некоторые из них: часы, линейка, вольтметр,

– Можно применять математические знания

– Обязательно нужно делать обобщения

Закрепление материала

Задача 1. Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас.

Физические тела Вещества Явления
Стул

Звезда

Компас

Воздух

Древесина

Железо

Кислород

Масло

Дождь

Ветер

Молния

Землетрясение

Задача 2. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Да.)

Задача 3. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет.)

Задача 4. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (И физики и другие ученые назовут действия хулиганством. Но с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты).

Запись домашнего задания § 1 ? 3. Ответить на вопросы.

urok.1sept.ru

Что изучает физика. Конспект по физике

Конспект по физике для 7 класса «Что изучает физика»: наука о природе, физические явления, строение вещества, зачем нужна физика.

Что изучает физика

Физика — это самая фундаментальная, самая всеобъемлющая из всех наук, изучающая закономерности окружающего нас мира. География изучает поверхность Земли, геология — её недра, биология — живые организмы, населяющие нашу планету. А что изучает физика?

ФИЗИКА — НАУКА О ПРИРОДЕ

Само слово «физика» происходит от греческого слова physist, означающего «природа». В русский язык это слово ввёл в XVIII в. основоположник российской науки Михаил Васильевич Ломоносов, когда он издал в переводе с немецкого первый учебник физики. Первым это слово использовал в своих трудах один из величайших учёных древности Аристотель в IV в. до н. э.

Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире, называют явлениями 

В окружающем нас мире все время происходят различные изменения или явления. Кипение воды в чайнике, таяние мороженого, нагревание утюга, свечение лампочки, звучание радиоприемника — всё это примеры физических явлений в неживой природе.

В живой природе тоже постоянно происходят физические явления. Светлячки светятся в темноте, вода поднимается по стеблю растения, внутри нас течёт по сосудам кровь, если рукой в темноте гладить кота, то можно увидеть электрические разряды, сопровождающиеся лёгким потрескиванием.

Физика как наука о природе позволяет понять причины явлений, учит их описывать, а в некоторых случаях предсказывать их или даже управлять ими.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

В природе происходят самые разнообразные явления, которые можно разделить на механические, тепловые, электромагнитные и световые. Их изучают различные разделы физики.

Любые превращения вещества или проявления его свойств, происходящие без изменения состава вещества, называют физическими явлениями.

Движение планет, полёты самолётов и ракет, плавание судов и т. д. всё это примеры механических явлений. Раздел физики, в котором они изучаются, называется «Механика».

Такие явления, как испарение воды, превращение ее в лёд, плавление металлов, процессы физического выветривания горных пород и т. д., называют тепловыми. Они изучаются в разделах «Термодинамика» и «Молекулярная физика».

Электромагнитными называют явления, связанные с взаимодействием и движением электрически заряженных частиц. Например, молнии, полярные сияния, поведение стрелки компаса и т. д. Они изучаются в разделе «Электродинамика».

К световым относятся явления распространения, излучения и поглощения света. Солнечный свет, солнечный зайчик, радуга примеры световых явлений. Они изучаются в разделах «Оптика» и «Квантовая физика».

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Почему светит Солнце и звёзды? Почему вода может быть жидкостью или твёрдым телом в виде кусочка льда? Почему даже при комнатной температуре металл ртуть является жидким, а чтобы расплавить железо, надо нагреть его до очень высокой температуры?

Для того чтобы ответить на подобные вопросы, физика изучает строение вещества.

Изучив внутреннее строение тел, можно объяснить многие их свойства, а также создать новые вещества с нужными свойствами прочные сплавы, жароупорные материалы, пластмассу, искусственные волокна.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ФИЗИКА

Знания о физических явлениях, накопленные человечеством, но устаревают с течением времени. Новые открытия в физике, но отменяют открытия, сделанные ранее, а только дополняют их, углубляют наши представления об окружающем мире. Именно физические открытия явились причиной технического прогресса человечества. Открытие законов механики позволило создать сложнейшие механизмы. Открытия в термодинамике позволили человечеству овладеть тепловой энергией. Понимание природы электромагнетизма позволило использовать в практических целях электрический ток и стало причиной технической революции, преобразившей жизнь всего человечества. Такие привычные сегодня технические устройства, как мобильные телефоны, компьютеры, лазеры и многие другие, появились вследствие открытий в квантовой физике.

Задача курса физики состоит в том, чтобы познакомить вас с теми физическими явлениями, с которыми вы сталкиваетесь в жизни, которые лежат в основе действия многих технических устройств, используемых на производстве и в быту.

Изучив данный курс, вы получите представление о многих очень важных законах физики и усвоите то, что нужно любому современному человеку, кем бы он ни работал.


Вы смотрели конспект по физике для 7 класса «Что изучает физика»: наука о природе, физические явления, строение вещества, зачем нужна физика. Вернуться к Списку конспектов по физике (оглавление).

 

xn--7-8sb3ae5aa.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *