Фонетическая таблица звуков русского – ФОНЕТИКА В ТАБЛИЦАХ — Русский язык без проблем

1.Фонетика

Классификация звуков русского языка (гласных и согласных) строится на противопоставлении одних классификационных признаков другим.

В современном русском языке звуки характеризуются по акустическим и артикуляционным признакам.

    1. Акустическая характеристика звуков русского языка

Таблица № 1

Характеристика звуков русского языка

по участию голоса (акустическая)

Гласные

[и], [ы], [у], [а], [э], [о]

Согласные

Сонорные

[л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [ j ]

Шумные

(консонанты)

Звонкие

[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [ж], [ж̅‘]

Глухие

[к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш̅

‘ ]

Непарные глухие [ц], [ч’], [ш̅’], [х]

Основным органом, влияющим на акустику звука, являются голосовые связки.

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса – музыкального тона и отсутствием шума. Напряжение голосовых связок при произнесении гласных наиболее сильное. В современном русском языке 6 гласных звуков: [и], [ы], [у], [а], [э], [о]. Они могут быть в сильной (под ударением) и в слабой (безударной) позиции. В безударной позиции наблюдается редукция звука, когда он произносится наиболее кратко и слабо. Редукция гласных в русском языке в основном представлена следующими звуками: [иэ], [ыэ], [а], [ʌ], [ь], [ъ].

По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума. Все согласные русского языка делятся на сонорные и шумные.

Сонорные ([л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [j’]) характеризуются тем, что в них голос преобладает над шумом.

Акустической основой шумных согласных является шум. Среди шумных различаются глухие и звонкие.

Звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [ж], [ж̅’].

Глухие образуются без участия голоса, с помощью шума. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш̅’].

В учебной литературе обычно указывается, что большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости – звонкости: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш], [г] – [к], [г’] – [к’]; не имеют парных звонких глухие согласные [ш̅’], [ц], [х], [х’], [ч’].

Но в действительности, в потоке речи и в вариантном произнесении, эти звуки имеют пары. См. задание № 11 (пункт 1.4).

    1. Характеристика звуков по месту и способу образования

      1. Характеристика гласных по месту образования

Классификация гласных по месту образования учитывает:

– степень подъема языка,

– место подъема языка,

– участие или неучастие губ.

Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени подъема языка различаются гласные:

– верхнего подъема [и], [ы], [у];

– среднего подъема [э], [о];

– нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных:

– переднего ряда [и], [э];

– среднего ряда [ы], [а];

– заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на:

– лабиализованные (огубленные) [о], [у];

– нелабиализованные (неогубленные) [а], [э], [и], [ы].

Таблица № 2

Характеристика гласных по месту образования

РЯД

ПОДЪЕМ

Передний

Средний

Задний

Верхний

и

ы

у

Верхне-средний

иэ

ыэ

Средний

э

ь, ъ

о

Средне-нижний

ʌ

Нижний

а

Огубленность –

Неогубленность

Нелабиализованные

Лабиализованные

studfile.net

Фонетика. Звуки речи. Алфавит. Видеоурок. Русский язык 5 Класс

Тема: Фонетика. Графика. Орфография

Урок: Фонетика. Звуки речи. Алфавит

Изо дня в день мы произносим хорошо знакомые нам слова. Но очень редко задумываемся над тем, как это у нас получается. Например, как у нас получается произносить такое знакомое слово «здравствуйте»? Мы произносим определенное сочетание звуков, которое складывается в нашем сознании в соответствующее понятие. В слове «здравствуйте» мы произнесли  11 звуков. Три из них гласные звуки, 8 согласные. Все эти звуки произносятся нами в определенном порядке. Произносим мы не просто звуки, ведь звуками мы считаем и шум автомобиля, и скрип открывающейся двери, и лошадиный топот. Животные тоже производят самые различные звуки. Мы же произносим звуки, из которых состоят слова. Это звуки речи.

Фонетика. Звуки и буквы. Графика

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Звуки мы произносим и слышим. Но ведь мы умеем читать и писать. Видим и пишем мы буквы.

Графика – раздел науки о языке, изучающий обозначение буквами звуков речи на письме.

Алфавит

Алфавит – буквы, расположенные в определенном порядке.

В русском алфавите 33 буквы. 10 букв обозначают гласные звуки и 21 – согласные. Две буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.

Русский алфавит

Рис. 1. Русский алфавит (Источник)

Знание алфавитного порядка поможет нам, например, сориентироваться в орфографическом или каком-либо другом словаре, в алфавитном порядке располагаются различные списки, например, фамилии учащихся в классном журнале.

Транскрипция слова

Нам часто приходится запоминать правописание безударных гласных и удвоенных согласных. Почему нам приходится запоминать написание таких слов? Почему нам приходится искать проверочные слова и изучать большое количество правил орфографии? Всё потому, что произношение слова далеко не всегда совпадает с его написанием. И не всегда количество звуков и букв в слове одинаковое. И мы можем записать не только слово по правилам орфографии, но и с помощью букв и дополнительных знаков записать звучание слова. Такая «звуковая» запись называется транскрипцией.

Практическое наблюдение

Транскрипция слова записывается в квадратных скобках.

Транскрипция слова «молоко» – [ малако́ ]. Обратите внимание, что в безударном положении мы не произносим звук [о], а произносим звук [а]. В этом слове 6 букв и 6 звуков. Транскрипция слова «перила» – [ п’ир’и́ла ]. В безударном положении всегда произносится звук [и]. Кроме этого, вы видите специальные знаки в виде «запятой» вверху буквы. Это апостроф, он обозначает мягкость согласного.

Транскрипция слова «тень» –[т’эн’]. Обратите внимание на то, что буква е в этом слове передает звук [э]. Мягкий знак не обозначает букву. Таким образом, в этом слове 4 буквы, 3 звука.

Транскрипция слова «солнце» – [со́нцэ]. Здесь обращаем внимание на непроизносимый согласный. Звук [л] в этом слове мы не произносим, следовательно, и в транскрипции он не отображается. Таким образом, в слове 6 букв, 5 звуков.

Транскрипция слова «ягода» – [j’а́гада]. В этом слове буква я обозначает два звука, поэтому в нем 5 букв, 6 звуков.

Звукопись

Возможно, вы заметили, что определенные звуки или их сочетания вызывают у нас ассоциации о том или ином явлении. Например, сочетание звуков [г] и [р] напоминает нам раскаты грома. В своем стихотворении Федор Тютчев специально повторяет сочетание этих звуков, чтобы создать образ грозы:  Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые…

Или отрывок из стихотворения Михаила Лермонтова. Поэт с помощью звука [л] передает образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки:

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Такое свойство выразительной речи называется звукописью.

Высокая музыкальность поэзии предполагает тонкое проникновение в особенности звучащей речи, в ее способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой.

На досуге можете попробовать рассказать о каком-то явлении, используя звукопись. Или предложите в классе творческое соревнование на самое оригинальное использование звукописи.

Следует заметить, что возможность звукописи была давно замечена народом и нашла свое отражение в шуточных песенках, частушках и, конечно же, в скороговорках. Скороговорки придуманы не только для забавы, они помогают отработать хорошую дикцию. Сначала скороговорку произносят медленно, обращая особое внимание на сложные для произношения сочетания звуков. А затем скороговорку нужно произносить как можно быстрее, повторяя ее несколько раз.

От топота копыт пыль по полю летит.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.

В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.

Все бобры для своих бобрят добры.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

 

Домашнее задание

Задание №1

Запишите транскрипцию данных слов  и определите количество букв и звуков.

Якорь, молва, грустный, река.

Задание №2

Запишите данные слова в алфавитном порядке. Если первая буква в разных словах одинаковая, следует смотреть на вторую букву, если и вторая одинаковая, то на третью. Запомните написание выделенных букв.

Винегрет, аккуратный, алфавит, путешествие, горизонт, хозяйство, директор, количество, пассажир, шоссе, чернила, коллекция, карикатура, авиация, одиннадцать, фиалка, акробат, долина.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Научно-образовательный портал: Originweb.info (Источник).

    О происхождении русского алфавита

2. Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. (Источник).

     Фонетика

 

Литература

1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

interneturok.ru

Статья по русскому языку на тему: фонетическая таблица

                                     Фонетический разбор слова.

                                                  Звуки

Гласные                                                             Согласные        

(А,о,у,и,ы,э.)                                                  Парные по звонкости-глухости

                                                                        б-п; в-ф; г-к; д-т; ж-ш; з-с;

Ударные-безударные                                  Только звонкие (непарные по зв./гл) л,м,н,р,й

                                                                         Только глухие (непарные по зв./гл  х,ц,ч,щ

                                                                         Парные по твердости-мягкости

                                                                         б-б’, в-в’, г-г’, д-д’. з-з’. к-к’, л-л’, м-м’, н-н’, п-

                                                                        п’, р-р’, с-с’, т-т’, ф-ф’, х-х’.

                                                                          Только твердые (непарные по тв./мяг) ж,ш,ц.

                                                                           Только мягкие (непарные по тв./мяг)  ч’, щ’, й’.  

                       Звук и буква. Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я.

Буквы е, е, ю, я после согласной обозначают один гласный звук [э]  [о]  [у]  [а]  и мягкость предыдущего согласного.

Буквы е, е, ю, я  обозначают 2 звука : [й’э], [й’о],  [й’у], [й’а] буква И 2звука после Ь [йи] (воробьи)

1) в начале слова (яма)

2) после гласной (заехать, п пооют)

3) после Ъ и Ь (полью, съел)

4)буква И об-т 2 звука[йи] после Ь знака(воробьи,соловьи)

          Буквы служат для обозначения звуков речи на письме. Раздел науки, в котором изучается обозначение звуков на письме, называется графикой (от греч. пишу)

Буквы Ъи Ь не обозначают звуков на письме

                                     Фонетический разбор слова.

                                                  Звуки

Гласные                                                             Согласные        

(А,о,у,и,ы,э.)                                                  Парные по звонкости-глухости

                                                                        б-п; в-ф; г-к; д-т; ж-ш; з-с;

Ударные-безударные                                  Только звонкие (непарные по зв./гл) л,м,н,р,й

                                                                         Только глухие (непарные по зв./гл  х,ц,ч,щ

                                                                         Парные по твердости-мягкости

                                                                         б-б’, в-в’, г-г’, д-д’. з-з’. к-к’, л-л’, м-м’, н-н’, п-

                                                                        п’, р-р’, с-с’, т-т’, ф-ф’, х-х’.

                                                                          Только твердые (непарные по тв./мяг) ж,ш,ц.

                                                                           Только мягкие (непарные по тв./мяг)  ч’, щ’, й’.  

                       Звук и буква. Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я.

Буквы е, е, ю, я после согласной обозначают один гласный звук [э]  [о]  [у]  [а]  и мягкость предыдущего согласного.

Буквы е, е, ю, я  обозначают 2 звука : [й’э], [й’о],  [й’у], [й’а] буква И 2звука после Ь [йи] (воробьи)

1) в начале слова (яма)

2) после гласной (заехать, п пооют)

3) после Ъ и Ь (полью, съел)

4)буква И об-т 2 звука[йи] после Ь знака(воробьи,соловьи)

          Буквы служат для обозначения звуков речи на письме. Раздел науки, в котором изучается обозначение звуков на письме, называется графикой (от греч. пишу)

Буквы Ъи Ь не обозначают звуков на письме

nsportal.ru

Картотека по русскому языку (1 класс) на тему: сводная таблица «Звуки и буквы русского алфавита» 1 класс

Звуки и буквы русского алфавита

Гласные буквы:  10         а о у и ы э е ё ю я

Гласные звуки:  6                   [а о у и ы э]

Йотированные буквы:  4                е ё ю я

 

Звуки йотированных букв:

— в начале слова, после мягкого и твердого знака, после гласной буквы:  2 звука

Е- [й’ э]

Ё – [й’ о]

Я – [йа]

Ю – [йу]

— после согласной буквы6 1 звук + мягкость согласному перед собой

Е – ‘ [э]

Ё – ‘ [о]

Ю – [у]

Я – ‘ [а]

Гласные первого ряда:             а о у  э ы

Гласные второго ряда:            я ё ю е и

 

Согласные буквы:  21          б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ

Согласные звуки:

     мягкие  [‘]  —   перед мягким знаком,

                                                          —  перед гласными второго ряда

Всегда мягкий:  [ч  щ’]

                            твердые                — перед гласными первого ряда,

                                                           — без гласного,

                                                           — перед согласным.

Всегда твердый:    [ц  ш  ж]

 

Парные звонкие и глухие: 

Звонкие —       Б Б’          З З’           В В’          Г Г’           Д Д’       Ж

Глухие   —       П П’         С С’         Ф Ф’         К К’          Т Т’      Ш

 

Непарные звонкие (сонорные или самые звонкие):  м  л  н  й’  р 

Непарные глухие:     ц   ч  щ   

nsportal.ru

Система гласных и согласных фонем современного русского языка Понятие о фонеме. Различают звуки речи и звуки

языка.

Звук речи — конкретный звук, произнесённый конкретным лицом в конкретном случае. Человек не может воспроизвести один и тот же звук в точности дважды. Звук речи — точка в артикуляционном и акустическом пространстве.

Звук языка — множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Звук языка — это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка уже не конкретный звук, а абстракция.

Фонема — это мельчайшая, далее линейно не членимая единица звуковой системы языка, способная дифференцировать оболочки значимых единиц языка.

Фонема языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения (майка — сайка — чайка — гайка) и отождествления ([л’эс] — [л ’и3с]пой — [л ’ьс]овод) слов и морфем.

Фонема — минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка.

Фонемы существуют в нашем сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимися к одной фонеме, отождествляют их. Фонема это ряд позиционно чередующихся звуков.

В образовании звуков принимают участие голосовые связки, язычок, задняя стенка глотки, нёбо (твёрдое и мягкое),

язык, зубы и губы. Всё это вместе составляет речевой аппарат. Материальная сторона звука — выдыхаемый воздух, который вместе с работой речевого аппарата и создает звуки речи.

Движение органов речи при образовании каждого конкретного звука строго индивидуально. Работа органов речи, необходимая для образования конкретного звука, называется артикуляцией.

Гласные и согласные звуки. Все звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласные образуются при наличии голоса (чистые юны), согласные — при наличии шума (акустический аспект).

При образовании гласных воздушная струя в ротовой полости не встречает препятствий; при образовании согласных на пути выдыхаемого воздуха встречается преграда в виде сближённых или даже сомкнутых органов речи (артикуляционный аспект).

Гласные образуются с помощью голоса при обязательном участии голосовых связок. Главную роль в образовании согласных играет ротовая полость (физиологический аспект).

Основная функция согласных — передача информации, главная функция гласных — объединение звуков (функциональный аспект).

  • Методическое примечание. Различение гласных и согласных звуков младшими школьниками и старшими дошкольниками должно строиться главным образом на акустическом и артикуляционном признаках.

В современном русском языке 6 гласных фонем:

<а>, <э>, <и>,<ы>,<у>,<о>.

Гласные фонемы классифицируются по трём основным признакам:

а) по участию губ: • лабиализованные <у>,<о>,

  • нелабиализованные<а>, <э>, <и>,<ы>;

б) по степени подъёма языка по вертикали по отношению к нёбу: • верхнего подъёма<и>,<ы>,<у>,

  • среднего подъёма<э>, <о>,

  • нижнего подъёма — <а>;

в) по степени продвинутости языка вперёд или отодвинутости назад по горизонтали (напряжённость языка):

  • переднего ряда — <э>, <и>,

  • среднего ряда<ы>, <а>,

  • заднего ряда<у>,<0>.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *