Химия [7 класс] → Химические формулы веществ – eSchool.by
Состав любого вещества в химии выражают в виде химической формулы.
Химическая формула — это условная запись, выражающая качественный и количественный состав вещества.
Качественный состав показывается с помощью символов химических элементов, а количественный — с помощью индексов, которые записываются справа и чуть ниже знака химического элемента.
Индекс — число атомов данного химического элемента в формуле вещества.
Например, химическая формула простого вещества водорода записывается так: Н2 и читается «аш-два».
ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ МОЛЕКУЛЯРНОГО СТРОЕНИЯ
Формулы простых веществ:
- кислорода — 02 («о-два»),
- озона — O3 («о-три»),
- серы — S8 («эс-восемь»).
Формулы молекул сложных веществ также составляются на основе знания их качественного и количественного состава. Например:
- вода — Н20 («аш-два-о»),
- аммиак — NH3 («эн-аш-три»),
- серная кислота — H2S04 («аш-два-эс-о-четыре»),
- глюкоза — С6Н12О6(«це-шесть-аш-двенадцать-о-шесть»).
Химические формулы веществ молекулярного строения (их часто называют молекулярными формулами) показывают состав элементарных частей, т. е. условных «кирпичиков», из которых состоят эти вещества.
Такими элементарными составными частями (элементарными структурными единицами, или просто — структурными единицами) в данном случае являются молекулы.
ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ НЕМОЛЕКУЛЯРНОГО СТРОЕНИЯ
Химические формулы простых веществ такого типа (например, металлов) записывают просто знаками соответствующих элементов без индексов (или, вернее, с индексом, равным единице, которая не записывается). Так, формула простых веществ:
- железа — Fe,
- меди — Сu,
- алюминия — Аl.
Состав сложного вещества немолекулярного строения можно выразить с помощью формулы, которая показывает простейшее соотношение чисел атомов разных химических элементов, образующих это вещество. Например, кварц — Si02 означает, что в кристаллах кварца на один атом кремния приходится два атома кислорода, оксид алюминия — Al203 показывает, что соотношение между числом атомов алюминия и кислорода — 2:3.
- Al2(S04)3 — («алюминий-два-эс-о-четыре-трижды»),
- Mg(N03)2 — («магний-эн-о-три-дважды»).
Формулы, которые показывают простейший состав вещества немолекулярного строения, называются формульными единицами (ФЕ)
Формульная единица — группа атомов, которая составляет простейшую химическую формулу вещества немолекулярного строения.
Таким образом, молекула является структурной единицей вещества с молекулярным строением. У веществ немолекулярного строения подобную роль выполняет формульная единица.
В таблице показаны формульные и схематические способы записи состава веществ различного типа.
СПОСОБЫ ЗАПИСИ СОСТАВА ВЕЩЕСТВ | |
ФОРМУЛЬНАЯ ЗАПИСЬ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАПИСИ |
H | Один атом водорода |
3H | Три атома водорода |
H2 | Одна молекула водорода |
2H2 | Две молекулы водорода |
H2O | Одна молекула воды (состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода) |
Na2SO4 | Одна формульная единица вещества немолекулярного типа (простейшее соотношение атомов Na:S:O=2:1:4) |
eschool.by
Разработка урока по химии «Химические формулы. Валентность» (7 класс)
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН
7.3С. Относительная атомная масса. Простейшие формулы.Школа: СОШ №13
Дата:
Ф.И.О. учителя: Стогний Л.Г
Класс: 7
Участвовали:
Отсутствовали:
Тема урока:
Валентность. Химические формулы.
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке
7.1.2.11 -уметь правильно составлять формулы биэлементных химических соединений, используя названия элементов, валентность и их атомные соотношения в соединениях
Цель урока
Все учащиеся знают понятия валентность и химические формулы.
Большинство учащихся могут различать химические элементы с постоянной и переменной валентностью; определять значение валентности химического элемента по формулам бинарных соединений.
Некоторые учащиеся могут составлять химические формулы по валентности.
Критерии оценки
Знает понятие химическая формула и валентность, химические элементы с постоянной и переменной валентностью, умеют определять значение валентности в формулах бинарных соединений и составлять формулы бинарных соединений по валентности.
Языковые цели
Учащиеся будут использовать в речи ключевые термины и понятия по составлению химических формул соединений.
Привитие ценностей
Коммуникативные навыки и ответственность за проделанную работу. Развитие эстетических ценностей при выполнении творческих заданий и оформлении записей в тетради.
Межпредметные связи
Связь с естествознанием
Предшествующие знания
Относительная атомная масса.
Ход урока:
Запланированные этапы урока
Виды упражнений, запланированных на уроке
Ресурсы
Начало урока
10 мин
Слайд 1.
Приветствие Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? На внутренней стороне обложки тетради у вас приклеена табличка с шестью лицами – определите своё эмоциональное состояние. Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево. Для этого нужно задуматься над вопросами: может ли человек полюбить не очень интересный ему учебный предмет? Что для этого нужно сделать? Девиз урока: «Спрашивайте и отвечайте – это девиз познания и учения».
Слайд 2.
Сегодня урок пройдет в виде теоретического похода, из которого вам необходимо принести как можно больше трофеев (оценок). Страну Неорганию населяет более 100 тысяч жителей – неорганических соединений. На вашем пути встретятся и реки, и густые леса, и горы. Поэтому путешествие будет тяжелым, необходимо использовать всю вашу сноровку, умственные способности, знания, полученные на предыдущих уроках. Но я думаю, что все вы не растеряетесь и благополучно вернетесь из похода не с пустыми рюкзаками. Прежде чем отправиться в путь, мы должны сделать разминку, ведь путь очень долгий.
Актуализация учебных знаний
Химическая разминка – проверка домашнего задания.
Разноуровневые задания по пройденным темам
Слайд 3.
1.Игра «Крестики и нолики» Выигрышный путь составляют атомы:
Слайд 4.2. Игра «Кто здесь лишний?» Найдите лишнее вещество, т.е. такое, которое не образует с остальными однородную группу:
N2 SO2 Ba O2 P2O5 N2O5
Слайд 5.
2. Игра «Кто здесь лишний?» Найдите лишнее вещество, т.е. такое, которое не образует с остальными однородную группу: O2 Н2 СО К Li Ca
ФО «Сигналы рукой»большой палец руки направлен вниз: я все еще не понимаю; | |
помахать рукой: я не уверен. |
Ну а теперь нам необходимо проверить вашу готовность к путешествию и собрать вещи. Кто быстрее соберет рюкзак?
Слайд 6.
Выбери названия тел: алюминий, пластмасса, стакан, стекло, тетрадь, книга, ручка, дерево, линейка.
Слайд 7.
Выбери чистые вещества: воздух, серебро, морская вода, сахар, золото, кислород, нефть, медь, туман.
ФО «Сигналы рукой»
я все понимаю и могу объяснить; я все еще не понимаю;я не уверен.
Презентация
(Ва – атом среди молекул)
(CО – сложное вещество, среди простых)
Стакан, тетрадь, книга, ручка, линейка
Серебро, сахар. Золото, кислород, медь
Светофор
Середина урока
28 мин
Слайд 8. Итак, в путь. На нашем пути – речка. Чтобы перебраться через нее, необходимо построить мост из дощечек, которые образуются из соотношения химического символа элемента, его произношения и названия. Главное – не промочить ноги.
Слайд 9.
Установи соответствие между химическим символом элемента, его произношением и названием элемента
ФО «Словесная оценка» Устная обратная связь учителя и обучающегося.Слайд 10. Через речку мы перебрались, а дальше густой лес. Чтобы пройти дальше мы должны изучить новое понятие
Химическая формула – это условная запись состава вещества с помощью символов химических элементов и индексов.
Индекс – это число атомов данного химического элемента в молекуле, которое пишется в формуле после знака химического элемента внизу.
Молекулы простых веществ состоящие из двух атомов: H2, N2, O2, F2, CI2, Br2, I2.
Химическая формула показывает качественный и количественный состав вещества.
Чтобы указать число свободных атомов химического элемента или число молекул вещества, используют коэффициент, который записывается перед символом химического элемента или перед химической формулой.
Слайд 11.
“аш-два”
Один атом серы и три атома кислорода
SO3
“эс-о-три”
Два атома калия, один атом серы и четыре атома кислорода
K2SO4
“калий-два-эс-о-четыре”
Три молекулы аммиака
3NH3
“три-эн-аш-три”
Слайд 12. Чтобы найти тропинку в этом густом лесу необходимо произнести волшебные слова – прочитать формулы веществ.
Слайд 13.
Как произносятся формулы следующих веществ? CuO, ZnO, P2O5, NO2 , SO3 ,Al2O3, Н2О,SO2.
Слайд 14. Молодцы, тропинку мы нашли. Осталось только пройти через лес, а для этого необходимо изучить еще одно понятие – «ВАЛЕНТНОСТЬ».
Валентность – это свойство атомов химического элемента присоединять определенное число атомов другого химического элемента.
Слайд 15.
За единицу валентности принята валентность атома водорода. Если к одному атому данного элемента присоединяется один атом водорода, то элемент одновалентен, если два – двухвалентный и т.д.
I II III IV
HCI H2S NH3 CH4
Численное значение валентности обозначается римскими цифрами, которые ставятся над знаками химических элементов.
Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента
Физминутка
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Слайд 16. Осталось нам преодолеть гору. Перед началом подъема вспомните, что до сих пор мы пользовались готовыми химическими формулами.
Какие закономерности учитываются при составлении химических формул, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой? Как называется эта закономерность?
Дайте определение валентности.
(Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.)
Как обозначается валентность?
Какие виды валентности вы знаете?
Чему равна валентность водорода? кислорода?
Какое правило вы должны знать при определении валентности атомов элементов в соединениях?
(Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента).
Слайд 17. Перед трудным подъёмом в гору, давайте сделаем ещё одну разминку.
Упражнение: определить валентность элементов в веществах (тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске). SiH4, CrO3, H2S, CO2, SO3, Fe2O3.
ФО «Сигналы рукой»
большой палец руки направлен вниз: я все еще не понимаю; | |
помахать рукой: я не уверен. |
Слайд 18. Как вы думаете, зачем нам необходимо знать валентность элементов? (чтобы составлять химические формулы соединений).
Слайд 19-22. Чтобы преодолеть нашу гору без травм, вы должны пройти инструктаж, как составлять химические формулы по валентности элемента. Для этого удобно воспользоваться следующей таблицей.
Алгоритм составления химической формулы по валентности элемента.
III II
В О
3. Определи Н.О.К (наименьшее общее кратное — это число, которое делится на исходные числа без остатка) чисел, выражающих валентность этих элементов.
Запиши Н.О.К. над формулой.
6
III II
В О
4. Раздели Н.О.К. на валентность каждого элемента.
Запиши полученный индекс.
6
III II
В О
6: III= 2
6:II=3
6
III II
В2 О3
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента
6
III II
В2 О3
(6=6)
Слайд 23.
Запомните еще два правила для составления химических формул соединений неметаллов между собой.
1) Низшую валентность проявляет тот элемент, который находится в таблице Д.И.Менделеева правее и выше, а высшую валентность – элемент, расположенный левее и ниже.
Например, в соединении с кислородом сера проявляет высшую валентность VI, а кислород – низшую II. Таким образом, формула оксида серы будет SO3.
В соединении кремния с углеродом первый проявляет высшую валентность IV, а второй – низшую IV.
Значит, формула – SiC. Это карбид кремния, основа огнеупорных и абразивных материалов.
2) В формулах соединений атом неметалла, проявляющий низшую валентность, всегда стоит на втором месте, а название такого соединения оканчивается на «ид».
Например, СаО – оксид кальция, NaCl – хлорид натрия, PbS – сульфид свинца.
Слайд 24. А теперь начинаем наше восхождение. Если у вас возникнут трудности, то у вас есть подсказка (алгоритм).
Слайд 25.
Задание 1. Проверьте, правильно ли написаны формулы следующих соединений: Na2S, KBr, AI2O3, Mg3N2, MgO.
Слайд 26.
Задание 2. Напишите формулы соединений металлов с неметаллами:
а). кальция с кислородом,
б). алюминия с хлором,
в). натрия с фосфором.
Закрепление: Дифференцированные разноуровневые задания
Слайд 27. Молодцы. Мы благополучно добрались до места назначения. А теперь привал. Нам необходимо подкрепиться, каждый вправе выбрать блюдо на свой вкус.
В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь.
Репродуктивный уровень (“3”). Составьте химические формулы по валентности элементов: NH (III), AIO (III), CH (IV), CuO (II).
Прикладной уровень (“4”). Составьте формулы оксидов: Mn (VII), Fe (III) , Cr (VI), Cu (I), К (I).
Творческий уровень (“5”). Исправьте ошибки, допущенные в некоторых формулах: AIO3, BO3, NaO, КО.
ФО «Словесная оценка» Устная обратная связь учителя и обучающегося.
(валентность)
(валентность обозначается римскими цифрами)
(постоянная и переменная)
( I, II)
Алгоритм
Демонстрация таблицы Д.И.Менделеева
Алгоритм
Слайд 28.Работа над ошибками. Ответы
Репродуктивный уровень (“3”).
NH3, AI2O3, CH4, CuO.
Прикладной уровень (“4”).
Mn2O7, Fe2O3 , CrO3, Cu2O, K2O.
Творческий уровень (“5”).
AI2O3, B2O3, Na2O, К2О.
Конец урока
2 мин
Обратная связь
Все путешественники собрали хорошие знания в свои рюкзаки и заслуживают отличных оценок и наград. Оцените своё эмоциональное состояние в конце урока.
Рефлексия
Прием «Смайлики»
Оцените свою работу на уроке по достижению цели соответствующим смайликом.
Домашнее задание
Слайд 29. Во время путешествия к вашим рюкзакам прицепились паразиты. Необходимо будет от них избавиться, выполнив домашнее задание.
§17 до стр.95 упр 6, 7 стр 98
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?Здоровье и соблюдение техники безопасности.
1. Дифференциация по заданиям для изучения новой темы.
2. Дифференциация по подаче информации (работа с таблицами, работа с текстом)
2. Разноуровневые задания на всех учащихся на этапе закрепления.
1. Формативное оценивание
2. Самооценивание
3. Взаимооценивание
1.Психологический настрой на урок.
2. Физминутка.
Химический диктант: записать формулу химического элемента, его относительную атомную массу:
Натрий, барий, углерод, азот, хлор, бор, кальций, калий, литий, фтор
— Что означают записи (по карточкам): 2СО2; 3Н2О; Н2; 4Н; 5Fe ?
— Какую информацию несёт химическая формула:
а) состав: качественный и количественный;
б) вещество: простое или сложное
в) соотношение атомов и т.д.?
Беседа с учащимися по вопросам
1) Что такое валентность?
2) Почему валентность иногда называют атомностью элемента?
3) Чему равны валентности водорода и кислорода?
4) Какие два значения валентности могут проявлять неметаллы?
5) Как определить низшую и высшую валентности неметаллов?
6) Как найти наименьшее общее кратное между численными значениями валентностей?
7) Могут ли атомы в соединении иметь свободные валентности?
8) Какой из двух неметаллов в химической формуле их соединения занимает 1-е место, а какой – 2-е? Поясните на примере оксида NO2, используя таблицу Д.И.Менделеева.
Творческая работа в группах
Задание. Используя наборы для составления моделей молекул различных веществ, составьте формулы и модели молекул для следующих соединений:
1-я группа – меди и кислорода,
2-я группа – цинка и хлора,
3-я группа – калия и йода,
4-я группа – магния и серы.
infourok.ru
определения в курсе 7 класса — Все определения по химии — Уроки
Химия — это наука о веществе, его составе, строении, свойствах и превращении одних веществ в другие.
Физические тела — это все предметы, которые нас окружают.
Вещества — это то, из чего состоят физические тела.
Физические явления — это такие явления, при которых
- не происходит превращение одного вещества в другое;
- молекулы не разрушаются;
- изменяется форма и агрегатное состояние вещества;
- изменяется скорость движения молекул и расстояние между ними.
Химические явления — это такие явления, при которых
- происходит превращение одного вещества в другое;
- молекулы разрушаются на атомы, а из этих атомов образуются новые молекулы.
Атом — это мельчайшая частица вещества, химически неделимая.
Молекула — это мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства.
Химический элемент — это определенный вид атома.
Простое вещество — это вещество, состоящее из одного вида атомов.Сложное вещество — это вещество, состоящее из разных видов атомов.
Валентность — это способность атомов одного элемента, присоединять определенное количество атомов другого элемента.
Оксиды — это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.
Основания — это сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксильных групп -ОН.
Кислоты — это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.
Соли — это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.
Уравнение химической реакции — это условная запись химической реакции с помощью формул веществ, коэффициентов и математических знаков.
Реакция соединения — это такая реакция при которой, в реакцию вступает два или более простых или сложных веществ, а получается одно сложное вещество.
Реакция разложения — это такая реакция при которой, в реакцию вступает одно сложное вещество, а получается два или более простых или сложных веществ.
Реакция замещения — это такая реакция при которой, в реакцию вступает одно простое и одно сложное вещество, а получается новое простое и новое сложное вещество.
Реакция обмена — это такая реакция при которой, в реакцию вступает два сложных вещества, а получается два новых сложных вещества.
savinova.ucoz.ru
Презентация «составление формул» — Химия

Самые главные умения в химии, с помощью которых ученик всегда понимает химию- это
умения составлять формулы
и на их основе составлять уравнения химических реакций.

Из перечня формул выпишите отдельно формулы простых и сложных веществ
LiOH, Na 2 O, H 2 CO 3 , H 2 , MgO, Mg(OH) 2 , О 3 , Al 2 O 3 , HNO 3 , О 2 , CaCO 3 , SO 2 , Н 2, SO 3, CI 2 , NaCI, I 2
Объясните свой выбор
Прочтите эти формулы устно
Простые вещества
Сложные вещества

Развиваем умения правильно оперировать понятиями: атом, молекула, индекс, химический элемент, валентность
- Что означают эти записи:
- 7CO
- 18 h3O
- 3H
- 4 Ch5
- 2Nh4
- 7C
- 6h3SO4
- AI(OH)3
- O
- O3
Валентность
Высшая — равна…
Низшая – равна…
Определить валентность можно…
Приведите примеры

Как определить положение элементов металла или неметалла по периодической системе?
Металл определяется
- Если номер периода меньше номера , то это элемент металл
- Элемент металл всегда пишется слева по отношению к элементу неметаллу
Неметалл определяется
- Если номер группы больше номера периода, то это элемент неметалл
- Элемент неметалл всегда пишется справа по отношению к элементу металлу

Определить валентность по формуле
- Fe2O3 FeO N2O3 MnO2 CrO3 NO
- AlCl3 Fe CI2 CuCI NaCI CaCI2
- Валентность О=?
- Валентность Н=?
- Валентность CI=?

Как составить формулу по валентности?
Составим формулу алюминия оксида

Пишем рядом знаки химических элементов
AI O

Определяем валентность по таблице Менделеева
У AI III группа, валентность = III у О VI группа, валентность 8-VI=II
элемент металл, элемент неметалл,
значит пишется слева значит пишется справa
III II
AI O

Находим НОК
6
III II
AI O
6:2= 3 у О
6 :3 =2 у AI
Получаем AI 2O3

Можно применить правило креста:
Запишем знаки хим.элементов и проставим валентность
III II
AI O
меняем «валентности» местами, получаем индексы
AI2O3

Если валентности четные, то сначала нужно сократить числа,
а потом применить правило креста
запишем знаки хим. элементов
валентность элементов
IV II
С О
сократим «валентности»на 2, получим 2 и 1
получим
2 1
СО
применим правила креста получим СО2

потренируемся
- Составить формулы с оксигеном:
натрия, магния, лития, кальция, цинка
- Составить формулы хлора с этими же элементами
- Составьте формулы гидрогена с этими же элементами
- Попробуйте составить формулы с оксигеном хлора, нитрогена, карбона, сульфура
- Попробуйте составить формулы с помощью ионов: Na+ CI- AI3+ Zn2+ S2- N3-

Ваше ощущение после урока …
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось узнать …
multiurok.ru
Химические формулы. Химия, 8–9 класс: уроки, тесты, задания.
1. |
Что обозначает запись
Сложность: лёгкое |
1 |
2. |
Формулы молекулярных соединений
Сложность: лёгкое |
1 |
3. |
Формулы немолекулярных веществ
Сложность: лёгкое |
1 |
4. |
Формула, индекс, коэффициент
Сложность: среднее |
2 |
5. |
Выбери формулу с определённым числом атомов
Сложность: среднее |
2 |
6. |
Неверные формулы
Сложность: среднее |
2 |
7. |
Число атомов в порции вещества
Сложность: среднее |
2 |
8. |
Определи число молекул
Сложность: среднее |
2 |
9. |
Установи последовательность формул
Сложность: сложное |
3 |
10. |
Найди формулу вещества по массовым долям элементов
Сложность: сложное |
4 |
www.yaklass.ru