Сила кислоты | Химическая формула | Название кислоты | Кислотный остаток с валентностью | Название кислотного остатка | Соответств. кислотный оксид | Примеры формул солей |
Cильные | НСlO4 | ХЛОРНАЯ перхлоратная | -ClO4 | ПЕРХЛОРАТ | Cl2O7 | Ca(ClO4)2 перхлорат кальция |
HNO3 | АЗОТНАЯ нитратная | -NO3 | НИТРАТ | N2O5 | KNO3 нитрат калия | |
H2SO4 | СЕРНАЯ, сульфатная | =SO4 | СУЛЬФАТ | SO3 | BaSO4 сульфат бария | |
HI | ИОДОВОДОРОД- НАЯ, иодидная | -I | ИОДИД | — | KI иодид калия | |
HBr | БРОМОВОДОРОД- НАЯ, бромидная | -Br | БРОМИД | — | NaBr бромид натрия | |
HCl | ХЛОРОВОДОРОД- НАЯ, СОЛЯНАЯ, Хлоридная | -Cl | ХЛОРИД | — | AgCl хлорид серебра | |
Средние | H3PO4 | ОРТОФОСФОРНАЯ Ортофосфатная | =PO4 | ОРТОФОС- ФАТ | P2O5 | K3PO4 ортофос- фат калия |
HF | ФТОРОВОДОРОД- НАЯ, фторидная | -F | ФТОРИД | — | BaF2 фторид бария | |
HPO3 | МЕТАФОСФОР- НАЯ, метафосфатная | — PO3 | Метафос- фат | P2O5 | NaPO3 метафос- фат натрия | |
Слабые | H2SO3 | СЕРНИСТАЯ, сульфитная | =SO3 | СУЛЬФИТ | SO2 | CaSO3 сульфит кальция |
H2S | CЕРОВОДОРОД- НАЯ, сульфидная | —S | CУЛЬФИД | — | CuS сульфид меди(II) | |
H2SiO3 | КРЕМНИЕВАЯ, силикатная | =SiO3 | CИЛИКАТ | SiO2 | Na2SiO3 силикат натрия | |
H2CO3 | УГОЛЬНАЯ, карбонатная | =CO3 | КАРБОНАТ | CO2 | MgCO3 карбонат магния | |
HNO2 | АЗОТИСТАЯ, | -NO2 | НИТРИТ | N2O3 | KNO2 |
Химические свойства солей. Видеоурок. Химия 8 Класс
Тема: Классы неорганических веществ
Урок: Химические свойства солей
Соли – сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков.
Поэтому свойства солей будут связаны с наличием в составе вещества того или иного металла или кислотного остатка. Например, большинство солей меди в растворе имеют голубоватую окраску. Соли марганцовой кислоты (перманганаты) в основном фиолетовые. Знакомство с химическими свойствами солей начнем со следующего опыта.
В первый стакан с раствором сульфата меди (II) опустим железный гвоздь. Во второй стакан с раствором сульфата железа (II) опустим медную пластинку. В третий стакан с раствором нитрата серебра тоже опустим медную пластинку. Через некоторое время мы увидим, что железный гвоздь покрылся слоем меди, медная пластинка из третьего стакана покрылась слоем серебра, а с медной пластинкой из второго стакана ничего не произошло.
Рис. 1. Взаимодействие растворов солей с металлами
Объясним результаты опыта. Реакции произошли только в том случае, если металл, реагирующий с солью, был более активен, чем металл, входящий в состав соли. Сравнить активность металлов между собой можно по их положению в ряду активности. Чем левее расположен металл в этом ряду, тем у него большая способность вытеснить другой металл из раствора соли.
Уравнения проведенных реакций:
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
При взаимодействии железа с раствором сульфата меди (II) образуется чистая медь и сульфат железа (II). Эта реакция возможна, т.к. железо имеет большую реакционную способность, чем медь.
Cu + FeSO4 → реакция не идет
Реакция между медью и раствором сульфата железа (II) не протекает, т.к. медь не может заместить железо из раствора соли.
Cu+2AgNO3=2Ag+Cu(NO3)2
При взаимодействии меди с раствором нитрата серебра образуется серебро и нитрат меди (II). Медь замещает серебро из раствора его соли, т.к. медь расположена в ряду активности левее серебра.
Растворы солей могут взаимодействовать с более активными металлами, чем металл в составе соли. Эти реакции относятся к типу замещения.
Рассмотрим еще одно свойство солей. Растворенные в воде соли могут взаимодействовать между собой. Проведем опыт.
Смешаем растворы хлорида бария и сульфата натрия. В результате выпадет белый осадок сульфата бария. Очевидно, что прошла реакция.
Уравнение реакции: BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl
Растворенные в воде соли могут вступать в реакцию обмена, если в результате образуется нерастворимая в воде соль.
Выясним, взаимодействуют ли соли с щелочами, проведя следующий опыт.
В раствор сульфата меди (II) прильем раствор гидроксида натрия. В результате выпадает синий осадок.
Рис. 2. Взаимодействие раствора сульфата меди(II) со щелочью
Уравнение проведенной реакции: CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
Данная реакция является реакцией обмена.
Соли могут взаимодействовать со щелочами, если в результате реакции образуется нерастворимое в воде вещество.
В раствор карбоната натрия прильем раствор соляной кислоты. В результате мы видим выделение пузырьков газа. Объясним результаты опыта, записав уравнение данной реакции:
Na2CO3 + 2HCl= 2NaCl + H2CO3
H2CO3 = H2O + CO2↑
Угольная кислота — вещество нестойкое. Она разлагается на углекислый газ и воду. Данная реакция является реакцией обмена.Соли могут вступать в реакцию обмена с кислотами, если в результате реакции выделяется газ или образуется осадок.
Список рекомендованной литературы
1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл.: к учеб. П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006. (с.107-111)
2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского — М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с.108-110)
3. Химия. 8 класс. Учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.:Астрель, 2013. (§34)
4. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005. (§40)
5. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§33)
6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.
Дополнительные веб-ресурсы
1. Взаимодействия кислот с солями (Источник).
2. Взаимодействия металлов с солями (Источник).
Домашнее задание
1) с. 109-110 №№ 4,5 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского — М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.
2) с.193 №№ 2,3 из учебника П.А. Оржековского, Л.М. Мещеряковой, М.М. Шалашовой «Химия: 8кл.», 2013 г.
Тема 21. Соли. (Страницы 95,96,97,98,99,100,101,102,103)
Главная › 8 класс › Химия › Рабочая тетрадь по химии Габриелян Сладков 8 класс Часть I 1. Признаки солей:- сложные вещества;
- состоят из положительных ионов металла и отрицательных ионов кислотного остатка.
2. Способ образования названий солей.
3. Дополните таблицу «Кислоты».
4.
5.
6. Каждой соли кислородсодержащей кислоты соответствуют основание и кислота, а также оксиды металла и неметалла:
7. Дополните таблицу «Соли и соответствующие им гидроксиды и оксиды».
Часть II
1. Поиграйте в «крестики — нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы солей.
Разделите все приведённые выше соли на растворимые и нерастворимые. Напишите их названия.
2. Составьте формулы солей по названиям.
1) Фосфаты натрия, кальция, алюминия:
3) Сульфиты калия, бария, цинка:
2) Нитраты меди (II), железа (III), серебра:
3. Расставьте заряды ионов в следующих соединениях и степени окисления химических элементов.
4. Установите соответствие между формулой соли и её названием.
5. Установите соответствие между формулой соли и её применением или свойством. Из букв, указывающих правильный ответ, вы составите название одного из самых древних связующих материалов на основе сульфата кальция: гипс.
6. Запишите формулы солей и соответствующих им гидроксидов (кислот и оснований), оксидов и простых веществ.
Для каждого варианта составьте формулы бинарных соединений, которые могут быть образованы простыми веществами. Напишите их названия.
7. Вычислите количество вещества, которое составляют 222 кг хлорида кальция. Сколько ионов каждого вида будет содержать это количество? Какова массовая доля хлора в соли?
8. Придумайте условие задачи по теме «Соли». Запишите решение.
Дана соль CuCl2 массой 270 г, найти количество вещества этой соли.
Тема 20. Кислоты. — стр. 89-95Тема 22. Кристаллические решётки. — стр. 104-110
Сохраните или поделитесь с одноклассниками:
Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему: Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему «Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия» (презентация).
Слайд 1
Урок химии. 8 класс: « Соли как производные кислот и оснований . Их состав и названия». 2 года = пуд соли (16 кг) Презентацию разработала учитель химии МОБУ СОШ № 92 г.Сочи Харанова Ольга ИвановнаСлайд 2
– сформировать представления о солях как классе неорганических соединений, дать определение солей; – рассмотреть состав и название солей; – формировать умение составлять формулы солей и называть соли; – познакомиться с физическими свойствами и классификацией солей. ЦЕЛИ УРОКА:
Слайд 3
1. Какие классы веществ вы знаете? 2. Что такое оксиды? 3. Что такое основания? 4. Что такое кислоты?
Слайд 4
К 2 O Н 2 SiO 3 H 2 SO 4 NaOH HNO 3 Са (OH) 2 H 2 CO 3 H 2 SO 3 CO 2 5. К какому классу относятся вещества?
Слайд 5
ТЕСТ 1. Определите ряд формул состоящих только из: оксидов неметаллов ( I вариант ) оксидов металлов ( II вариант ) а) Na 2 O, N 2 O, CuO ; б ) CO 2 , P 2 O 5 , Cl 2 O 7 ; в ) MgO , BaO , K 2 O; г ) Li 2 O, CaO , CO .
Слайд 6
ТЕСТ 2. Выберите из списка веществ формулы: только кислот ( I вариант), только оснований ( II вариант ) : а ) НС I, AICI 3 , CO 2 , H 2 SO 4 б ) H 2 SO 4 , HCI, HNO 3 , HF в) NaOH , BaCI 2 , CO, Ca(OH) 2 г ) AI(OH) 3 , NaOH , KOH, Ba(OH) 2
Слайд 7
ТЕСТ 3. Выберите формулу: оксида серы ( IV) – I вариант оксида углерода ( II ) – II вариант: а) H 2 S б) CO в) HNO 3 г) ZnO д) SO 2
Слайд 8
ТЕСТ 4. Выберите формулу серной кислоты – I вариант сернистой кислоты – II вариант а) H 2 SiO 3 б) H 2 SO 4 в) H 2 SO 3 г) H 2 S
Слайд 9
ТЕСТ 5. Выберите формулу гидроксида калия – I вариант Выберите формулу гидроксида кальция — II вариант а) Ba(OH) 2 , б) NaOH в) KOH г) Ca(OH) 2
Слайд 10
ТЕСТ 6 . Выберите формулы I вариант – растворимого в воде основания II вариант – нерастворимого в воде основания а) C u (OH) 2 б) KOH в ) LiOH г) AI(OH) 3
Слайд 11
ТЕСТ 7. Выберите формулы, в которых лакмус меняет свой цвет на красный – I вариант на синий – II вариант а) НС I б) H 2 SO 4 в) NaOH г) KOH
Слайд 12
Ответы к тесту. I вариант II вариант 1. б 1. в 2. б 2. г 3. д 3. б 4. б 4. в 5. в 5. г 6. б, в 6. а, г 7. а, б 7. в, г
Слайд 13
Критерии оценивая. Оценка «5» — одна ошибка Оценка «4» — две ошибки Оценка «3» — три ошибки Оценка «2» — четыре ошибки и больше.
Слайд 14
Физминутка «Стекло» Куда бы нас не занесло, повсюду видим мы стекло, Глазки влево, взгляд в окно, разглядим мы там стекло. Взгляд ведем наверх и вот Стеклянный видим там плафон. Глазки вправо – монитор, Взгляд вперед – и снова он. Мы как будто бы во сне к стеклянной подошли стене. Руками трогаем стекло – очень гладкое оно. Руки в стороны разводим, По стеклу руками водим. Спинку выгнули, прыжок! И вновь вернемся на урок!
Слайд 15
Выберите формулы веществ, которые вам не известны. Na 2 SO 4 HCI CO 2 K 2 S H 2 SO 4 AI 2 O 3 Ва Cl 2 KOH СОЛИ
Слайд 16
Чем объединены и чем отличаются перечисленные соединения: Na 2 SO 4 K 2 S Ва Cl 2 Cu(NO 3 ) 2 CaSiO 3 K 3 PO 4 СОЛИ
Слайд 17
C оли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка . СОЛИ
Слайд 19
Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка Кислоты: HCl Соли: NaCl NaCl Na 1+ и Cl 1- Na + Cl —
Слайд 20
Номенклатура солей Название Соли Название кислотного остатка Название металла в родительном падеже Валент-ность римскими цифрами + + =
Слайд 21
Кислотные остатки NO 2 ¯ — нитрит SiO 3 — силикат NO 3 ¯ — нитрат S — сульфид SO 3 2- — сульфит С I — хлорид SO 4 2- — сульфат F — фторид С O 3 2- — карбонат Br — бромид Р O 4 3- — фосфат I — иодид
Слайд 22
При составлении формулы соли необходимо: Обозначить заряды ионов металла и кислотного остатка. Найти наименьшее общее кратное. Разделить наименьшее общее кратное на величины зарядов.
Слайд 23
Составьте формулы: сульфата натрия, сульфата кальция, сульфата железа (III).
Слайд 24
Средние Кислые NaNO 3 , K 2 CO 3 NaHSO 4 , KH 2 PO 4 Кислые соли образуют только многоосновные кислоты КЛАССИФИКАЦИЯ СОЛЕЙ Основные CuOHCl , ( CuOH ) 2 CO 3 Соли
Слайд 25
– сформировать представления о солях как классе неорганических соединений, дать определение солей; – рассмотреть состав и название солей; – формировать умение составлять формулы солей и называть соли; – познакомиться с физическими свойствами и классификацией солей. ЦЕЛИ УРОКА:
Слайд 26
ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Что такое соли? 2. Дать названия веществам: Ca ( NO 3 ) 2 , K 2 SO 3 , Li 2 CO 3 , CuSO 4 . Определить растворимость этих веществ. 3. Составить формулы солей: нитрита магния, силиката натрия, фосфата кальция.
Слайд 27
Домашнее задание: §21, страница 113 упр.2 , 3, 1. Составить формулы солей магния по таблице растворимости, назвать соли . 2. Дополнительное задание: составить и назвать формулы кислых и основных солей магния.
ГДЗ Габриелян Сладков 8 класс рабочая тетрадь
ЧАСТЬ 11. Признаки солей:
— сложные вещества;
— состоят из положительных ионов металла и отрицательных ионов кислотного остатка.
2. Способ образования названий солей.
3. Дополните таблицу «Кислоты».
4.
5.
6. Каждой соли кислородсодержащей кислоты соответствуют основание и кислота, а также оксиды металла и неметалла:
7. Дополните таблицу «Соли и соответствующие им гидроксиды и оксиды».
ЧАСТЬ 2
1. Поиграйте в «крестики — нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы солей.
Разделите все приведённые выше соли на растворимые и нерастворимые. Напишите их названия.
2. Составьте формулы солей по названиям.
1) Фосфаты натрия, кальция, алюминия: 21-2-21
3) Сульфиты калия, бария, цинка: 21-2-22
2) Нитраты меди (II), железа (III), серебра: 21-2-23
3. Расставьте заряды ионов в следующих соединениях и степени окисления химических элементов.
4. Установите соответствие между формулой соли и её названием.
5. Установите соответствие между формулой соли и её применением или свойством. Из букв, указывающих правильный ответ, вы составите название одного из самых древних связующих материалов на основе сульфата кальция: гипс.
6. Запишите формулы солей и соответствующих им гидроксидов (кислот и оснований), оксидов и простых веществ.
Для каждого варианта составьте формулы бинарных соединений, которые могут быть образованы простыми веществами. Напишите их названия.
7. Вычислите количество вещества, которое составляют 222 кг хлорида кальция. Сколько ионов каждого вида будет содержать это количество? Какова массовая доля хлора в соли?
8. Придумайте условие задачи по теме «Соли». Запишите решение.
Дана соль CuCl2 массой 270 г, найти количество вещества этой соли.
Презентация к уроку по химии (8 класс) по теме: Презентация химия 8 класс по теме: «Соли»
Слайд 1
соли ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙСлайд 2
Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка. PO 4 Ион металла Кислотный остаток Ион металла Кислотный остаток Na Cl K 3
Слайд 3
Классификация 1 . По составу кислотного остатка СОЛИ средние кислые Na 2 SO 4 K 3 PO 4 NaHSO 4 K 2 HPO 4
Слайд 4
Номенклатура средних солей магния Название кислотного остатка Наименование металла в родительном падеже М g С L 2 хлорид
Слайд 5
Номенклатура кислых солей Указать название кислотного остатка К названию кислотного остатка прибавить «гидро-» Наименование металла в родительном падеже NaHSO 4 сульфат гидро натрия
Слайд 6
Химические свойства 1. Взаимодействие с металлами: SnCl 2 + Zn ZnCl 2 + Sn
Слайд 7
Химические свойства 2. Взаимодействие со щелочами: 2Na ОН + CuSO 4 → Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4
Слайд 8
Химические свойства 3. Взаимодействие солей между собой КС l + AgNO 3 → AgCl + KNO 3
Слайд 9
Химические свойства 4.Взаимодействие с кислотами: Сильные кислоты вытесняют более слабые из их солей! CO 2 CaCO 3 + HCl → CaCl 2 + H 2 CO 3 H 2 O
Слайд 10
Химические свойства Разложение при нагревании СаСО 3 = СО 2 + Н 2 О
Слайд 11
Способы получения 1. Кислота + основание = соль + вода H 2 SO 4 +2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O 2. Кислота + металл = соль + водород 2HCL +Zn = ZnCL 2 + H 2 3. Кислота + основный оксид = соль + вода 2HCL + CuO = CuCL 2 + H 2 O 4. Кислота + соль = новая кислота + новая соль H 2 SO 4 + BaCL 2 = 2HCL + BaSO 4 Условия: в результате реакции должны получиться газ, осадок или вода. Основаны на химических свойствах оксидов, оснований, кислот 10 способов 10 способов 10 способов 10 способов 10 способов
Слайд 12
Способы получения 5. Основание + соль = новое основание + новая соль 2 КОН + Са SO 4 = Са(ОН) 2 + К 2 SO 4 6. Основание + кислотный оксид + = соль + вода 2NaOH + SO 3 = Na 2 SO 4 + H 2 O 7. Кислотный оксид + основный оксид = соль СО 2 + СаО = СаСО 3 8. Соль + соль = новая соль + новая соль КС l + AgNO 3 → AgCl + KNO 3 9. Соль + металл = новая соль + металл CuSO 4 + Fe = FeSO 4 + Cu 10. Металл + неметалл = соль Fe + S = FeS 10 способов 10 способов 10 способов 10 способов
Урок по химии в 8 классе «Соляная кислота и её соли»
Урок в 8 классе по теме: Соляная кислота и её соли.
Цель: изучить химические свойства соляной кислоты, и рассмотреть области применения данной кислоты.
Задачи:
Образовательная — в процессе исследования изучить химические свойства соляной кислоты и познакомиться с качественной реакцией на хлорид ион.
Развивающая — развивать дальнейшие умения составлять уравнения химических реакций; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.
Воспитательная — развивать познавательную деятельность через эксперимент.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практическая работа, использование ИКТ.
Организационные формы: беседа, практическая работа, сообщения учащихся.
Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, нитрат серебра, медь, магний, алюминий, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:
Анализ учебной информации.
Раскрытие межпредметных связей между химией, физикой, биологией.
Выдвижение гипотез.
Анализ и составление обобщающих выводов.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
Тема нашего урока «Соляная кислота и её свойства».
Девизом нашего урока будут слова Гёте:
« Просто знать — ещё не всё, знания нужно уметь использовать».
Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Сначала вспомним, что мы знаем о кислотах. Итак, первый вопрос:
Что такое кислота? (сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка).
Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.
Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).
Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).
Физические свойства:
Концентрированная соляная кислота (массовая доля хлороводорода составляет 37%) – это бесцветный раствор, сильно дымящий во влажном воздухе, с резким запахом вследствие выделения хлороводорода.
Получение соляной кислоты:
1.В промышленности получают сжиганием водорода в хлоре и растворением продукта реакции в воде.
2.В лаборатории H2SO4 +2NaCl →2HCl ↑ + Na2SO4
Этот газ легко растворяется в воде: до 450 объемов хлороводорода — в одном объеме воды. В пробирке образуется соляная кислота – раствор хлороводорода в воде.
Химические свойства:
1) Изменение окраски индикатора (лакмус- красный)
2) Взаимодействует с металлами (если металл находится в ряду, составленном Н.Н.Бекетовым, до водорода, то выделяется водород и образуется соль.
Исключение HNO3 (выделяются другие газы)
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2 2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2 Cu + HCl →
Практическая работа
3) Взаимодействует с основными и амфотерными оксидами:
MgO + 2HCl → MgCl2 + H2O ZnO + 2 HCl→ ZnCl2 + H2O
4) Взаимодействует с основаниями:
HCl + KOH → KCl + H2O 3HCl + Al(OH)3 → AlCl3 + 3H2O
5) Взаимодействует с солями (в соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую), образуется другая кислота и другая соль.
HNO3
H2SO4, HCl, H2SO3, H2CO3, H2S, H2SiO3
────────────────────────►
H3PO4
CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + H2O + CO2↑
6) Взаимодействует с нитратом серебра, выпадает осадок белого цвета, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах.
HCl + AgNO3 → AgCl↓ + HNO3
Нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и её соли т.е. используется в качестве качественной реакции, для распознавания хлорид-ионов.
Практическая работа
7) Взаимодействует с окислителями (MnO2, KMO4, KClO3)
6HCl + KClO3 = KCl + 3H2O + 3Cl2↑
Вывод: во всех нами изученных реакциях получились хлориды- соли соляной кислоты.
Переходим к изучению солей соляной кислоты, которые называются хлориды.
Соли соляной кислоты- хлориды.
Получение:
1.Взаимодействием металлов с хлором.
2Fe + 3Cl2 → 2FeCl3
2. Взаимодействие соляной кислоты с металлами.
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2
3.Взаимодействие соляной кислоты с оксидами
CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O
4.Взаимодействие соляной кислоты с гидроксидами
Ba(OH)2 + 2HCl → BaCl2 + 2H2O
5.Взаимодействие соляной кислоты с некоторыми солями
Pb(NO3)2 + 2HCl → PbCl2↓ + 2HNO3
Большинство хлоридов растворимы в воде (за исключением хлоридов серебра, свинца и одновалентной ртути).
Применение соляной кислоты и ее солей:
Соляная кислота входит в состав желудочного сока и способствует перевариванию белковой пищи у человека и животных.
Хлороводород и соляная кислота используются для производства лекарств, красителей, растворителей, пластмасс.
Применение основных солей соляной кислоты:
KCl — удобрение, используется также в стекольной и химической промышленности.
HgCl2 — сулема — яд, используется для дезинфекции в медицине, для протравливания семян в сельском хозяйстве.
NaCl — поваренная соль — сырье для производства соляной кислоты, гидроксида натрия, водорода, хлора, хлорной извести, соды. Применяется в кожевенной и мыловаренной промышленности, в кулинарии и консервировании.
ZnCl2 — для пропитки древесины против гниения, в медицине, при паянии.
AgCl — применяется в черно-белой фотографии, так как обладает светочувствительностью — разлагается на свету с образованием свободного серебра: 2AgCl => 2Ag + Cl2
Задания для повторения и закрепления
№1. Осуществите превращения по схеме:
HCl → Cl2 → AlCl3 →Al(OH)3 → Al2O3 →AlCl3 → Cl2
№2. Даны вещества:
Zn, Cu, Al, MgO, SiO2, Fe2O3, NaOH, Al(OH)3, Fe2(SO4)3, CaCO3, Fe(NO3)3
Какие из указанных веществ будут реагировать с соляной кислотой. Составьте уравнения химических реакций
№3. Решите задачу:
Какое количество алюминия прореагирует с избытком соляной кислоты для получения 5,6 л водорода (н.у.)?
Д/З п. 49, задача 4-5 стр.169.
Рефлексия
Учитель (совместно с учащимися оценивает урок, принимает их предложения и пожелания).
Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?
Освоены ли вами понятия: «хлориды», «ингибитор», «качественная реакция»?
Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?
Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.
Выявляется степень выполнения учебных целей.