Г скребицкий осень текст: «Осень» Г. Скребицкий – Художник-Осень Скребицкий рассказ с иллюстрациями

Скребицкий золотая осень рассказ. Скребицкий «Четыре художника

Осень (Отрывок)

Для своей работы взяла Художник-Осень самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осины разру

мянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь, как огонь, горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густою листвою потряхивает.

«Могучего богатыря надо в медную кованую броню одеть», — подумала Осень.

Так и обрядила она старика.

Глядит — а неподалёку, с краю поляны, густые развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга. Ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток…

Листья золотые ковром покрыли замёрзшую землю. Ходит художница осень с ведёрком, а в ведёрке у неё золотая краска. В руках осени кисточка, из паутины сплетённая. Макнёт осень кисточку в ведёрко и красит, красит золотом кусты и деревья. Ёлки не хотят золотиться, колют нежные руки осени, рвут её платье, из тучки сшитое. Вот почему обходит их осень, и стоят ели зелёными всю зиму.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

И. Бунин

Эти стихи включены в книгу «Времена года. Стихи русских поэтов о природе».

Имена Жуковского и Пушкина, Тютчева и Фета, Некрасова и Есенина, Блока и Бунина являются гордостью русской поэзии. С необычайной лирической проникновенностью и любовью они описали красоту природы среднерусской полосы России, подчеркнув её неповторимую прелесть во все времена года, особенно — осенью. Они не только вводят читателей в чудесный мир природы — они учат любить и понимать её.

Блестящие прозаики Тургенев, Чехов, Толстой, Ушинский, Соколов-Микитов, Скребицкий, Пришвин, Паустовский описывают родную природу в сборнике «Времена года» так выразительно, такими сочными красками, что, читая их рассказы и миниатюры, словно переносишься сам то в раздольную степь, то в цветущий сад, то под прохладную сень летней рощи.


А как они описывают осень, мой юный друг!!!

«…Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.

Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы — лебеди; летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука — в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу — сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире — заречные дали, ещё бескрайней — просторы родной земли…».

Г. Скребицкий «Четыре художника»


Множество маленьких чудес видят глаза писателей, а их перо создаёт поэтическую прозу, полную замечательных образов.

Каждый писатель, как вдохновенный художник, рисует нам картины осени в её

Урок 31. Г. Скребицкий «Осень» — КиберПедия

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Развитие навыка сравнительного анализа;

• Познакомиться с новым произведением.

 

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

Вопрос Ответ
Проверка выполненного задания в РТ.  
Что называется бабьим .четом’? Как вы поняли из рассказа М. Пришвина? (Самостоятельнее рассуж­дения учеников).
Выйдите к доске и выпишите слова, которые вас радуют и которые тревожат. (У доски работают два человека, остальные помогают с места).
II. Знакомство с новым материалом.
Вопрос Ответ
Давайте посмотрим, как описывает осень другой русский писатель Г. Скребицкий. Прочитайте текст.  
Что представляет собой данное произведение? Описание осени.
Какими красками представлена осень в рассказе Г. Скребицкого? Яркими.
Найдите все упоминания цвета в описании осени. Лимонная желтизна, румяна, ярко-красный, медная, золотой, желтый, пестрый.
Посмотрите, какая богатая яркая палитра. Как называется такая красочная осень? Золотая.
Сравните цветовую палитру стихотворения А.С. Пушкина и рассказа Г. Скребицкого. В стихотворении А.С. Пушкина Нет упоминания цвета, но топ произведения мрачный, хмуый.

 

  Осень Скребицкого наоборот яркая, светлая, празд­ничная.
Что вам ближе? (Самостоятельные рассуж­дения учеников).
Расскажите, как изменилась жизнь в полях и лугах с приходом осени. (Пересказ последних двух абзацев рассказа).

III. Практические задания.

Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 46 № 1  

IV. Домашнее задание.РТ «Литературное чтение»: стр. 46 № 2-3.

Урок 32. Э. Шим «Белка и Ворон»

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Познакомиться с новым произведением.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Учитель проверяет наличие выполненного задания в РТ.

II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос Ответ
Назовите приметы осени. Листья желтеют и опадают. Небо становится хмурым и низким. День становится короче. Животные заготавливают запасы на зиму.
Вот как раз о запасах мы сегодня и поговорим. Прочитайте «про себя», а затем по ролям произведение Э. Шим.  

 

Как называется разговор двух лиц? Диалог.
Прочитайте определение диа­лога на странице учебника 111.  
Как вы определите жанр произведения? Сказка.
Почему? Животные наделены челове­ческими качествами.
Расскажите, каким вы пред­ставляете героев сказки. (Самостоятельнее рассуж­дения учеников).
Как герои обращаются друг к другу? Дедушка Ворон, рыжий.
Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Опишите героев.  
III. Практические задания.
Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 47 № 1. Белка: вежливая, запас­ливая, бойкая. Ворон: умный, важный, ворчливый.
РТ «Литературное чтение»: стр. 47 № 2. Об осени.
РТ «Литературное чтение»: стр. 47 № 3. Белка.
IV. Домашнее задание.
   

1. Учебная хрестоматия: прочитать стихотворение А. Твардовского «Начало осени», стр. 12-13. Выполнить задания к тексту.



2. РТ «Литературное чтение»: стр. 49-50 № 1-3.

Урок ЗЗ. «Е.Трутнева «Осень»

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Познакомиться с новым произведением.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопрос Ответ
Дома вы прочитали стихот­ворение А. Твардовского «Начало осени». О чем говорится в стихот­ворении? Описываются приметы начала осени.
Вспомните, какие приметы осени мы перечисляли на прошлом уроке. Прочитав стихотворение, у вас есть что добавить? Плывут паутины, краснеют рябины, хрипят петухи, уборка полей, сбор урожая.
С каким новым словом вы встретились? Зябь.
Зачитайте его определение. (Определение дано в хрестоматии на странице 13).
РТ «Литературное чтение»: стр. 49 № 1. (Самостоятельные рассуж­дения учеников).
РТ «Литературное чтение»: стр. 49 № 2. Спокойно.
РТ «Литературное чтение»: стр. 50 № 3. (Учитель проверяет наличие вы­полненного задания).  
II. Знакомство с новым материалом.
Вопрос Ответ
Прочитаем стихотворение «Осень» Е. Трутневой.  
Какое настроение вызывает стихотворение? (Самостоятельные рассуж­дения учеников).
Учебник: стр. 112 № 2. Ярко от золотых нарядов деревьев.
С кем сравнивают березку? (Самостоятельные рассуж­дения учеников).
Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Подберите к ней строчки.  

III. Практические задания.



Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 47 № 1. (Самостоятельная работа).
РТ «Литературное чтение»: стр. 47 № 2. (Самостоятельные рассуж­дения учеников).

IV. Домашнее задание.1. Выучите стихотворение наизусть; РТ «Литературное чтение»: стр. 48 № 3.

Урок 34. Н. Сладков «Эхо»

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Познакомиться с новым произведением.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Проверка РТ. Чтение наизусть.

Рассказ «Сентябрь» по Г.Скребицкому

Урок чтения в 5 классе по теме

«Сентябрь» по Г.Скребицкому.

Учитель Полякова Н.В.

Цели урока: — познакомить с рассказом Г.Скребицкого « Сентябрь»;

— проанализировать изменения в природе, происходящие осенью;

— развивать связную устную речь, память, мышление;

— обогащать словарный запас;

— воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование: портрет Г. Скребицкого, картинка «соня», презентация на тему

« Золотая осень».

Ход урока.

I.Организационный момент.

2. Мотивационный момент.

Сдача рапорта.

Учитель приветствует учеников и выражает надежду на плодотворную работу на уроке.

Отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.( Осень)

Учитель предлагает вспомнить речевую разминку об осени.

Уч – ся отгадывают загадку.

3. Речевая разминка.

Дышит поздней осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

Дети произносят разминку спокойно, вполголоса.

4.Проверка знаний учащихся.

— Какие осенние месяцы вы знаете?

— Какой месяц следует первым после августа?

— Расскажите, какие изменения происходят в природе с наступлением осени.

— Почему осень называют «золотой»?

Ответы учащихся.

5. Презентация.

Давайте полюбуемся осенней природой.

6.Изучение нового материала.

а)Подготовка к восприятию рассказа.

б) Чтение рассказа учителем.

в) Первичное восприятие текста.

Вывешивается портрет писателя.

— Какой рассказ Г.Скребицкого мы уже читали?

— О чём он?

— Сегодня на уроке мы знакомимся с рассказом Г.Скребицкого «Сентябрь».

Сообщаются цели урока.

Слушайте и запоминайте незнакомые слова.

с.64 – 65

— Понравился ли вам рассказ?

— Что нового вы узнали ?

Учащиеся запоминают незнакомые слова.

г) Словарная работа.

— Значение какого слова вы не знаете?

«Соня» — животное, похожее на белку.

Рассматривают картинку с изображением животного.

д)Физминутка

«На болоте две подружки…»

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!»

е) Чтение текста учащимися и его анализ.

Чтение текста учащимися по абзацам.

— Что можно наблюдать в природе осенью? — Какие изменения в жизни зверей, птиц и насекомых происходят осенью?

— Как звери, птицы и насекомые готовятся к зиме? Ответ найдите в тексте.

— Что нового вы узнали о животных?

— Как можно помочь животным пережить зиму?

— Как люди готовятся к зиме осенью?

-Когда наступает день осеннего равноденствия? Что это значит?

Ответы детей.

Зачитывают ответы в тексте.

7)Итог урока.

— О каком месяце говорили ?

— Назовите все приметы сентября.

— Как называется день 21 сентября?

Учитель благодарит ребят за работу.

Выставление оценок и их аргументация.

Домашнее задание: с.64 – 65 читать.

Ответы детей.

Ученики записывают задание на дом.

Г. Скребицкий, В. Чаплина. Как белочка зимует

Снежок порхает, кружится…


Ответы к стр. 70 – 71

Георгий Скребицкий, Вера Чаплина
Как белочка зимует

Белочке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода – белка скорей к своему гнезду спешит.
Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веточек, из сучьев. Да как сделано-то ловко – будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.
Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нём, тепло. Заберётся белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, ещё лазейку подстилкой закроет. Потом свернётся клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несёт мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнётся и поскачет с дерева на дерево – еду себе добывать: где еловую шишку сорвёт, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки ещё с осени в кладовочке запасена – в дупле старого дерева. Там у неё и жёлуди и орехи есть – на всю зиму запасов хватит.

1. Запиши фамилии авторов.

Скребицкий, Чаплина.

2. Допиши преложения словами из текста.

Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веточек, из сучьев.
Но главная еда у белки ещё с осени в кладовочке запасена – в дупле старого дерева.
Там у неё и жёлуди и орехи есть – на всю зиму запасов хватит.

3. Реши кроссворд. Проверь написание слов по учебнику.

1. Как авторы называют вход в гнездо белки?
2. Как называется плохая погода, ненастье?
3. Чем выстлано гнездо белки?

Как белочка зимует

 

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.

ГДЗ. 2 класс

4.1 / 5 ( 23 голоса )

Георгий СКРЕБИЦКИЙ. Рассказы о природе.

Начало > Русские авторы


Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Хитрая птица

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 10549

Пришла весна. Растаял снег. Из южных стран вернулись перелётные птицы. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Лесное эхо

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 31639

Мне было тогда лет пять или шесть. Мы жили в деревне. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Пушок

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 19031

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Сиротка

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 13639

Принесли нам ребята небольшого сорочонка… Летать он ещё не мог, только прыгал. Кормили мы его творогом, кашей, мочёным хлебом, давали маленькие кусочки варёного мяса; он всё ел, ни от чего не отказывался. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Кот Иваныч

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 84419

Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч: ленивый, неповоротливый. Целые дни он ел или спал. Бывало, залезет на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

День рождения

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 9786

Как-то поздно вечером, набегавшись за день по двору, я сидел вместе с папой и мамой за столом. Мы ужинали. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Воришка

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 17367

Однажды нам подарили молодую белку. Она очень скоро стала совсем ручная, бегала по всем комнатам, лазила на шкафы, этажерки, да так ловко никогда ничего не уронит, не разобьёт. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Дружба

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 10070

Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно. А на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Чир Чирыч

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 7808

Вечером папа принёс из сарая доску, распилил её и сколотил домик. Вместо окон и дверей в одной из стенок выпилил круглую дырочку, а вместо крыльца внизу, у входа, палочку прибил. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Джек

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 11552

Мы с братом Серёжей ложились спать. Вдруг дверь растворилась, и вошёл папа, а следом за ним — большая красивая собака, белая с тёмно-коричневыми пятнами на боках. Морда у неё тоже была коричневая; огромные уши свисали вниз. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Ушан

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 7394

Охотиться я начал очень рано. Когда мне исполнилось двенадцать лет, папа подарил мне ружьё и стал брать с собой в лес и на болото. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Барсучонок

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 20865

Однажды мама позвала меня… Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Заботливая мамаша

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 19762

Как-то раз пастухи поймали лисёнка и принесли его нам. Мы посадили зверька в пустой амбар. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Аистята

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 14333

Один год мы прожили на Украине, в небольшой станице, среди сплошных вишнёвых садов. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Белая шубка

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 11332

В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Лесной голосок

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 24020

Солнечный день в самом начале лета. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Редкая гостья

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 9601

Когда наступила зима, школьный учитель Дмитрий Петрович предложил ребятам устроить птичьи кормушки и понаблюдать за тем, кто будет прилетать туда кормиться. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Лесной прадедушка

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 13243

Охота не удалась. Снег от мороза сильно хрустел, и зайцы вскакивали с лёжки, не подпуская на выстрел. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Тетерюк

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 5467

Накануне была сильная оттепель, а в ночь ударил мороз. Талый снег сразу, как говорят, «схватило», и образовалась крепкая ледяная корка наст. Читать…

Георгий СКРЕБИЦКИЙ

Смышлёные птицы

Добавлено: 25 ноября 2012  |  Просмотров: 5139

Я поехал в деревню к приятелю Ивану Антоновичу, чтобы договориться насчёт охоты. Читать…



Урок чтения по теме « Рассказ «Декабрь» Г.Скребицкого»

Урок чтения по теме « Рассказ «Декабрь» Г.Скребицкого»

Руппель Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Березовская основная общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» Кемеровского муниципального района Кемеровской области

Описание материала: конспект урока чтения для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. Данный материал будет полезен учителям русского языка и чтения коррекционных и общеобразовательных школ. Учащиеся на уроке учатся выразительному чтению, анализируют, сравнивают, высказывают свое мнение. Каждый учащийся на уроке получает возможность проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме.

Урок чтения по теме : « Рассказ «Декабрь» Г.Скребицкого» в 5 классе специальной (коррекционной) школы YIII вида.

Цель урока: познакомить с рассказом Г.Скребицкого «Декабрь».

Образовательные задачи: учить работать с текстом и словом писателя, анализировать эпизоды, составлять план произведения, пересказывать его по составленному плану.

Коррекционно-развивающие задачи: отработка навыка выразительного чтения, коррекция и развитие связной устной речи, пополнение и обогащение активного словарного запаса, развитие логического мышления, умение делать выводы.

Воспитательные задачи: воспитывать мотивацию к учению, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

В урок включены следующие виды чтения:

выборочное чтение;

чтение по цепочке;

деление текста на части;

озаглавливание частей;

пересказ прочитанного.

Оборудование: учебник, оформленная доска, выставка книг, портрет Г.Скребицкого, иллюстрации зимнего леса; презентация: животные леса, птицы, репродукция картины И. Шишкина «Зима», раздаточный материал (изображения животных),словарь.

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс.

Ребята, наведите порядок на своих партах. Встаньте ровно, красиво. А теперь тихонько садитесь. Положите руки перед собой, чтобы я видела, что вы готовы меня слушать

II. Речевая разминка( работа по выработке интонационно – правильного чтения).

В декадре , в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

III. Проверка домашнего задания.

Что было задано на дом?

Послушаем, как вы выучили наизусть стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…».

Какие слова и словосочетания передают красоту зимнего леса?

Как поэт называет Зиму?

Каким вы представляете зимний лес?

Можно ли назвать зимний лес сказочным, волшебным? Почему?

Чтение наизусть стихотворения «Чародейкою Зимою…» (4 учащихся)

hello_html_m17835560.jpg

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

Ну вот мы с вами оказались в зимнем лесу. Но, чтобы продвигаться по нему дальше, нужно правильно выполнить задания:

hello_html_ma05b36f.jpg

1. Назовите и расположите в правильном порядке зимние месяцы

(1 учащийся на доске располагает названия зимних месяцев)

Декабрь

Январь

Февраль

2. О каком из месяцев говорят?

… год кончает, а зиму начинает.

(запись на доске)

Объяснить это выражение.

3. Работа с загадками

У вас на столе карточки с загадками, подготовьтесь выразительно их прочитать.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)

Зимой греет, весной тлеет,

летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

Старик у ворот тепло уволок,

сам не бежит и стоять не велит. (Мороз.)

Y. Знакомство с рассказом.

Сегодня на уроке, чтобы лучше узнать о зимнем лесе, мы познакомимся с рассказом Г.А. Скребицкого «Декабрь».

(запись на доске, портрет автора на доске)

Георгий Алексеевич Скребицкий

(1903 – 1964)

(рассказ учителя)

Ученый-натуралист, охотник, следопыт, детский писатель. Этот человек был влюблен в природу. В своих произведениях он рассказывает детям о природе: повадках птиц и зверей, временах года.

Натуралист – человек, который наблюдает за природой и изучает ее.

Скребицкого называли «проводником…, который помогает открывать новый мир природы для ребят. Им были написаны много книг: «Барсучонок», «Белка», «Еж», «Галка, грач и сорока» (выставка книг автора).

Физминутка:

Представьте себя деревьями в лесу.

Вы высокие (потянулись)

Раскидистые (руки развели в стороны).

На вас падает снег

И ветки постепенно опускаются

ниже и ниже (руки медленно опускают)

стряхнули снег (потрясли руками)

А теперь вы – снежинки!

Вы медленно вьетесь в воздухе (покачивание)

И опускаетесь на землю. (присели).

hello_html_m9c9743.jpg

YI. Работа с текстом:

  1. Чтение учителя.

Какие признаки зимы описаны в рассказе? Как меняется природа с приходом декабря?

  1. Чтение учащихся (по абзацам).

3) Чтение учащихся (цепочкой).

4) Беседа по содержанию:

Словарная работа:

Долины

Пронизывающего

Логовища

Натуралист

Обитатели

Покров

Солнцестояние

hello_html_m5a215a5.jpg

— Какие слова вам не понятны?

— Определите, к какой части речи относятся данные слова.

— Какое слово лишнее?

— На какие две группы можно разделить данные слова? (Сущ. ед. и мн. числа.)

Чтение слов учащимися.

Что обозначает слово «долины»?

(запись на доске)

Долины – пространство вдоль реки;впадина между горами.

Что о них сказано в тексте?

Как ведут себя лесные жители?

Как можно узнать, что в лесу продолжается жизнь?

Какими словами назвал автор зверей? (чуткие, осторожные) Объясните.

Следы каких зверей не увидишь на снегу? Почему? (презентация: изображения барсука, ежа)

hello_html_61f7586c.jpg

Межпредметные связи.

Назовите зверей, изображенных на картинках( у каждого ученика своя картинка)

К какой части речи относится слово? Докажите.

Как ведут себя птицы зимой?

(презентация: изображения рябчика, тетерева, глухаря)

Почему они спят под снегом?

Какую пользу приносит растениям снежный покров?

(иллюстрации зимнего леса на доске).

Какими словами называет автор снег? (пушистая снежная «перинка»)

Объясните это выражение. (мягкий, легкий, пушистый, как перья)

Слово на доске:

Перина – (от слова «перо») длинный мешок, набитый пухом или перьями.

Как в тексте назван декабрь? Зачитать.

Какое название имеет дата 21 декабря? Почему?

На доске:

21 декабря

День зимнего

Солнцестояния

YI. Закрепление

  1. Работа с планом

Запись на доске:

План:

1.Снова зима.

2.Узор следов на снегу.

3.Сладкий сон под белым покрывалом.

4.Длинные ночи и короткие дни.

  1. Подобрать строки из текста к каждому пункту плана.

3. Пересказ.

YII. Работа по картине И.Шишкина «Зима»

Рассматривание картины:

Что изображено на переднем плане?

На заднем плане картины?

Какие строки можно подобрать к этой картине из текста?

YIII. Зимние приметы.

Прочитайте зимние приметы, постарайтесь их запомнить.

1.В декабре метели – будут пчелы хорошо роиться.

2.Птица хохлится – к непогоде.

3.Облака идут против ветра – к снегу.

4.Зима без снега – лето без хлеба.

5.Дым из трубы идет вниз – к снегу, вверх – к морозу.

6.Вороны летают и кружатся – к морозу.

Как вы думаете знание зимних примет и наблюдательность пригодятся вам в жизни?

hello_html_m37ef8284.jpg

IX. Домашнее задание:

Приготовить пересказ текста по плану.

X. Итог урок. Выставление оценок.

С каким произведением работали?

Кто автор произведения?

Назовите день зимнего солнцестояния.

Что это значит?

Как стали одеваться люди с приходом зимы?

Какие заботы прибавляются у людей с наступлением зимы?

Чем вы можете помочь взрослым?

Какие праздники народ отмечает зимой?

По мере ответов детей, я раздаю жетоны.Оценку выставляю по количеству набранных жетонов. На уроке организовывались ситуации, при которых у ученика интенсивно работают психические функции, направленные на решение педагогических задач. Осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику. Велась работа по формированию активного отношения к учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Данный урок отличается хорошим обучающим климатом, чему в большей мере способствовало доброжелательное поведение учителя, умение сочетать индивидуальную и фронтальную работу.

Биография Георгия Скребицкого

hello_html_m18bbb6b0.jpg

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года его усыновила Надежда Скребицкая. Скребицкая выходит замуж за земского врача Алексея Полилова, и они всей семьёй переезжают в г. Чернь Тульской губернии. В семье очень любили природу, а отчим был охотником и рыболовом и смог увлечь мальчика. Георгий Скребицкий вспоминал, что его с детства интересовали природоведение и художественная литература. Именно эти увлечения и помогли ему стать писателем-натуралистом.

В 1925 году Скребицкий заканчивает литературное отделение в Институте слова, а затем зоотехнический институт и становится научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии при МГУ. Кандидат биологических наук, он много ездил в экспедиции, наблюдал за жизнью животных в естественной среде, записывал свои воспоминания.

Первый рассказ «Ушан» о зайчонке-листопаднике Скребицкий написал в 1939 году, а сборники «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1948) сделали его заметным детским писателем-натуралистом. Его книги были переведены на многие иностранные языки.

Литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала Вера Чаплина. В совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям — писали короткие познавательные рассказы о природе. В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954).

В 1950-х годах Скребицкий печатает новые сборники рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957), а затем две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966), чьё действие происходит по большей части в Черни; текст последней повести остался незавершённым — после смерти писателя к печати его готовила Вера Чаплина.

Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые.

Умер Георгий Скребицкий 18 августа 1964 года в Москве.

Прочитайте зимние приметы, постарайтесь их запомнить.

1.В декабре метели – будут пчелы хорошо роиться.

2.Птица хохлится – к непогоде.

3.Облака идут против ветра – к снегу.

4.Зима без снега – лето без хлеба.

5.Дым из трубы идет вниз – к снегу, вверх – к морозу.

6.Вороны летают и кружатся – к морозу.

Как вы думакте знание зимних примет и наблюдательность пригодятся вам в жизни?

hello_html_ma05b36f.jpg

Загадки

1. Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

2.Зимой греет, весной тлеет,

летом умирает, осенью оживает.

3. Старик у ворот тепло уволок,

сам не бежит и стоять не велит.

Лесной прадедушка (Рассказы о родной природе) — Скребицкий Г.А. |

  • Проза
    • Абрамов Федор Александрович
    • Авдюгин Александр, протоиерей
    • Абрамцева Наталья Корнельевна
    • Аверченко Аркадий Тимофеевич
    • Агафонов Николай, протоиерей
    • Агриков Тихон, архимандрит
    • Аксаков Сергей Тимофеевич
    • Александра Феодоровна, страстотерпица
    • Александрова Татьяна Ивановна
    • Алексиевич Светлана Александровна
    • Алешина Марина
    • Альшиц Даниил Натанович
    • Андерсен Ганс Христиан
    • Анненская Александра Никитична
    • Арджилли Марчелло
    • Арцыбушев Алексей Петрович
    • Астафьев Виктор Петрович
    • Афанасьев Лазарь, монах
    • Ахиллеос Савва, архимандрит
    • Бажов Павел Петрович
    • Балашов Виктор Сергеевич
    • Балинт Агнеш
    • Барри Джеймс Мэтью
    • Барсуков Тихон, иеромонах
    • Баруздин Сергей Алексеевич
    • Бахревский Владислав Анатольевич
    • Белов Василий Иванович
    • Бернанос Жорж
    • Бернетт Фрэнсис Элиза
    • Бианки Виталий Валентинович
    • Бирюков Валентин, протоиерей
    • Блохин Николай Владимирович
    • Бонд Майкл
    • Борзенко Алексей
    • Бородин Леонид Иванович
    • Брэдбери Рэй Дуглас
    • Булгаков Михаил Афанасьевич
    • Булгаковский Дмитрий, протоиерей
    • Бунин Иван Алексеевич
    • Буслаев Федор Иванович
    • Бьюкенен Патрик Дж.
    • Варламов Алексей Николаевич
    • Веселовская Надежда Владимировна
    • Вехова Марианна Базильевна
    • Вильгерт Владимир, священник
    • Водолазкин Евгений
    • Вознесенская Юлия Николаевна
    • Волков Олег Васильевич
    • Волкова Наталия
    • Волос Андрей Германович
    • Воробьёв Владимир, протоиерей
    • Вурмбрандт Рихард
    • Гальего Рубен
    • Ганаго Борис Александрович
    • Гауф Вильгельм
    • Геворков Валерий
    • Гиляров-Платонов Никита Петрович
    • Гинзбург Евгения Соломоновна
    • Гоголь Николай Васильевич
    • Головкина Ирина
    • Гончаров Иван Александрович
    • Горбунов Алексей Александрович
    • Горшков Александр Касьянович
    • Горький Алексей Максимович
    • Гофман Эрнст
    • Грибоедов Александр Сергеевич
    • Грин Александр Степанович
    • Грин Грэм
    • Громов Александр Витальевич
    • Груздев Павел, архимандрит
    • Губанов Владимир Алексеевич
    • Гумеров Иов, иеромонах
    • Гэллико Пол
    • Даль Владимир
    • Данилов Александр
    • Дворкин Александр Леонидович
    • Дворцов Василий Владимирович
    • Девятова Светлана
    • Дёмышев Александр Васильевич
    • Десницкий Андрей Сергеевич
    • Дефо Даниэль
    • ДиКамилло Кейт
    • Диккенс Чарльз
    • Домбровский Юрий Осипович
    • Донских Александр Сергеевич
    • Достоевский Федор Михайлович
    • Дохторова Мария, схиигумения
    • Драгунский Виктор Юзефович
    • Дунаев Михаил Михайлович
    • Дьяченко Александр, священник
    • Екимов Борис Петрович
    • Ермолай-Еразм
    • Ершов Петр Павлович
    • Жизнеописания
    • Жильяр Пьер
    • Зайцев Борис Константинович
    • Зелинская Елена Константиновна
    • Зенкова Еликонида Федоровна
    • Знаменский Георгий Александрович
    • Зоберн Владимир Михайлович
    • Игумен N
    • Ильин Иван Александрович
    • Ильюнина Людмила Александровна
    • Имшенецкая Маргарита Викторовна
    • Ирзабеков Василий (Фазиль)
    • Казаков Юрий Павлович
    • Каледа Глеб, протоиерей
    • Каткова Вера
    • Катышев Геннадий
    • Кервуд Джеймс Оливер
    • Керсновская Евфросиния Антоновна
    • Киселева Татьяна Васильевна
    • Кисляков Спиридон, архимандрит
    • Козлов Сергей Сергеевич
    • Кокухин Николай Петрович
    • Колупаев Вадим
    • Константинов Димитрий, протоиерей
    • Королева Вера Викторовна
    • Короленко Владимир Галактионович
    • Корхова Виктория
    • Корчак Януш
    • Кочергин Эдуард Степанович
    • Краснов Петр Николаевич
    • Краснов-Левитин Анатолий Эммануилович
    • Краснова Татьяна Викторовна
    • Кривошеина Ксения Игоревна
    • Кристус Петрус
    • Крифт Питер
    • Кронин Арчибальд Джозеф
    • Кропотов Роман, иеромонах
    • Круглов Александр Васильевич
    • Крупин Владимир Николаевич
    • Куприн Александр Иванович
    • Кучмаева Изольда Константиновна
    • Лагерлёф Сельма
    • Ларионов Виктор Александрович
    • Лебедев Владимир Петрович
    • Леонтьев Дмитрий Борисович
    • Леонтьев Константин Николаевич
    • Лепешинская Феофила, игумения
    • Лесков Николай Семенович
    • Либенсон Христина
    • Линдгрен Астрид
    • Литвак Илья
    • Лихачёв Виктор Васильевич
    • Лукашевич Клавдия Владимировна
    • Льюис Клайв Стейплз
    • Люкимсон Петр Ефимович
    • Лялин Валерий Николаевич
    • Макаров Михаил
    • Макдональд Джордж
    • Макрис Дионисиос
    • Максимов Владимир Емельянович
    • Максимов Юрий Валерьевич
    • Малахова Лилия
    • Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
    • Мельников Николай Алексеевич
    • Мельников Федор Ефимович
    • Мельников-Печерский Павел Иванович
    • Милн Алан Александр
    • Мицов Георгий, священник
    • Монах святогорец
    • Муртазов Никон, иеродиакон
    • Назаренко Павел
    • Недоспасова Татьяна Андреевна
    • Немирович-Данченко Василий И.
    • Никитин Августин, архимандрит
    • Никифоров–Волгин Василий А.
    • Николаев Виктор Николаевич
    • Николаева Олеся Александровна
    • Нилус Сергей
    • Носов Евгений Иванович
    • Нотин Александр Иванович
    • Оберучева Амвросия, монахиня
    • Павлов Олег Олегович
    • Павлова Нина
    • Пантелеев Л.
    • Панцерева Елена
    • Парамонов Николай, игумен
    • Паустовский Константин Георгиевич
    • Пестов Николай Евграфович
    • Попов Меркурий, монах
    • Поповский Марк Александрович
    • Портер Элионор
    • Поселянин Евгений Николаевич
    • Потапенко Игнатий Николаевич
    • Прочие авторы
    • Пушкин Александр Сергеевич
    • Пыльнева Галина Александровна
    • Рак Павле
    • Раковалис Афанасий
    • Распутин Валентин Григорьевич
    • Ремизов Алексей Михайлович
    • Робсман Виктор
    • Рогалева Ирина
    • Рожков Владимир, протоиерей
    • Рожнева Ольга Леонидовна
    • Россиев Павел Амплиевич
    • Рыбакова Светлана Николаевна
    • Савельев Дмитрий Сергеевич
    • Савечко Максим Богданович
    • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
    • Санин Варнава, монах
    • Сараджишвили Мария
    • Свенцицкий Валентин, протоиерей
    • Сегень Александр Юрьевич
    • Сегюр Софья Фёдоровна
    • Секретарев Тихон, архимандрит
    • Сент-Джон Патриция
    • Сент-Экзюпери Антуан
    • Сергейчук Алина Борисовна
    • Скоробогатько Наталия Владимировна
    • Смоленский Николай Иванович
    • Снегирев Иван Михайлович
    • Соколова Александра
    • Соколова Наталия Николаевна
    • Соколова Ольга
    • Солженицын Александр Исаевич
    • Соловьев Владимир Сергеевич
    • Солоухин Владимир Алексеевич
    • Степун Федор Августович
    • Стрельцов Артем
    • Сухинина Наталия Евгеньевна
    • Сюсаку Эндо
    • Творогов Питирим, епископ
    • Тихомиров Лев Александрович
    • Ткачев Андрей, протоиерей
    • Толгский Сергий, протоиерей
    • Толкин Джон Рональд Руэл
    • Толстиков Николай, священник
    • Толстой Алексей Николаевич
    • Торик Александр‚ протоиерей
    • Трауберг Наталья Леонидовна
    • Тростников Виктор Николаевич
    • Труханов Михаил, протоиерей
    • Тургенев Иван Сергеевич
    • Тучкова Наталья
    • Уайзмэн Николас Патрик
    • Уайлдер Торнтон
    • Уингфолд Томас
    • Ульянова Валентина
    • Урусова Наталия Владимировна
    • Устюжанин Андрей, протоиерей
    • Филипьев Всеволод, инок
    • Хэрриот Джеймс
    • Цветкова Валентина Ивановна
    • Цебриков Георгий, диакон
    • Чепмен Гэри
    • Чарская Лидия Алексеевна
    • Черных Наталия Борисовна
    • Честертон Гилберт Кийт
    • Честерфилд Филип Стенхоп
    • Чехов Антон Павлович
    • Чинякова Галина Павловна
    • Чудинова Елена Петровна
    • Шевкунов Тихон, архимандрит
    • Шекспир Уильям
    • Шергин Борис Викторович
    • Шипов Ярослав, священник
    • Шипошина Татьяна Владимировна
    • Ширяев Борис Николаевич
    • Шмелев Иван Сергеевич
    • Шорохова Татьяна Сергеевна
    • Шполянский Михаил, протоиерей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *