Повтор это какая ошибка – Учебно-методический материал по русскому языку на тему: Классификация ошибок по русскому языку

Классификация ошибок (условные обозначения) | Сайт учителя русского языка и литературы

Вид ошибки

Условные обозначения ошибки

В чем заключается ошибка

Как исправить ошибку

1.Ошибки в
Содержании

С

  1. Есть что-то лишнее. [ ]
  2. О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение. V
  3. Не выражена основная мысль(тема не раскрыта) в сочинении.
  4. Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика. Л
  5. Искажен факт текста. Ф
  1. Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.
  2. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  3. Оценка за сочинение снижается.
  4. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  5. Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку.
2.Речевые ошибки и недочет

Р

  1. Употреблено не то слово.
  2. Употреблено лишнее слово [ ]
  3. Неоправданно повторяются слова (речевой повтор). Р
  4. Использование однообразных по структуре предложений.
  1. Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово.
  2. Переписать данное предложение заново убрав лишнее слово.
  3. Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно.
  4. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.
3.Грамматические ошибки.

Г

  1. Неправильно образовано слова или его форма.
  2. Неправильно образовано словосочетание.
  3. Неправильно построено предложение.
  1. Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово.
  2. Переписать словосочетание, исправив его.
  3. Переписать предложение в исправленном виде.
4.Орфографические ошибки.

I

Слово написано неправильно.Сделать работу над ошибками в слове.
5. Пунктуационные ошибки.

V

Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении.Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака.

www.sinykova.ru

Классификация ошибок по русскому языку.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.

С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.  – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Просмотр содержимого документа
«Классификация ошибок по русскому языку.»

Классификация ошибок.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.

С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Классификация ошибок (условные обозначения)

Вид ошибки

Условные обозначения ошибки

В чем заключается ошибка

Как исправить ошибку

1.Ошибки в

содержании

С

Не основная мысль (тема не раскрыта) в выражена сочинении.

Есть что-то лишнее.

[ ]

Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.

О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение.

V

Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.

Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика

. Л

Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.

Искажен факт текста

Ф

Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку.

2.Речевые ошибки и недочет

Р

Употреблено не то слово.

Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово.

Употреблено лишнее слово

[ ]

Использование однообразных по структуре предложений.

Переписать данное предложение

заново убрав лишнее слово.

Неоправданно повторяются слова (речевой повтор).

Р

Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.

3.Грамматические ошибки.

Г

Неправильно образовано слова или его форма. Неправильно образовано словосочетание. Неправильно построено предложение.

Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово.

Переписать словосочетание, исправив его.

Переписать предложение в исправленном виде.

4.Орфографические ошибки.

I

Слово написано неправильно.

Сделать работу над ошибками в слове.

5. Пунктуационные ошибки.

V

Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении.

Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака.

multiurok.ru

Классификация ошибок в начальной школе

Классификация ошибок.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.

С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Классификация ошибок (условные обозначения)

Как исправить ошибку

1.Ошибки в

содержании

С

Не основная мысль (тема не раскрыта) в выражена сочинении.

Есть что-то лишнее.

[ ]

Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.

О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение.

V

Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение

Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика

Л

Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.

Искажен факт текста

Ф

Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку.

2.Речевые ошибки и недочет

Р

Употреблено не то слово.

Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово.

Употреблено лишнее слово

[ ]

Использование однообразных по структуре предложений.

Переписать данное предложение

заново убрав лишнее слово.

Неоправданно повторяются слова (речевой повтор).

Р

Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.

3.Грамматические ошибки.

Г

Неправильно образовано слова или его форма. Неправильно образовано словосочетание. Неправильно построено предложение.

Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово.

Переписать словосочетание, исправив его.

Переписать предложение в исправленном виде.

4.Орфографические ошибки.

I

Слово написано неправильно.

Сделать работу над ошибками в слове.

5. Пунктуационные ошибки.

V

Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении.

Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака.

infourok.ru

Методический материал по теме:»Классификация ошибок»

Виды ошибок

Негрубые орфографические ошибки (две негрубые ошибки = одна)

1. Исключения из правил: ветреный, цыганский.

2. Прописная буква в собственных названиях: Тверской государственный университет, Великая Отечественная война.

3. Слитное и раздельное написание наречий: по одному, поодиночке, на ощупь, наобум, в разлив.

4. НЕ с прилагательными и причастиями в роли сказуемых: Эти трудности неустранимы. Диплом недействителен.

5. В случае трудного различения НЕ и НИ: Не кто иной, как… Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, нигде помочь ему не могли.

6. В собственных именах нерусского происхождения: Боккаччо, Мери, Бэла.

7. В случае пропуска одного из сочетающихся знаков препинания: Подарок, о котором он мечтает, — это телескоп.

8. Отсутствие точки в конце предложения.

9. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой: Он знак подаст, и все хохочут.

Однотипные ошибки (первые три = одна, каждая следующая – отдельная ошибка)

Это ошибки на одно и то же правило, на один вариант орфограммы:

бачёк, смешён, парчёвый, общё = две ошибки;

чёпорный, никчомный, изжёга = одна ошибка;

ночовка, лишон, стережот, копчоности, поражон = три ошибки,

НО: раздроженный, очеровать = две отдельные ошибки.

Если написана неверная буква в одной и той же корневой морфеме, это одна ошибка: очеруй, очерован, очированный.

Если в одном слове с непроверяемыми написаниями допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну: аппеляция = одна ошибка, НО: об апелляцие = две ошибки.

Понятие однотипных ошибок не распространяется на пунктуационные ошибки.

Ошибки отмечаются, но не влияют на отметку

1. Явные описки: рапотает, роман стоится.

2. В переносе слов: кла-ссный, по-ймать, о-глядел, пок-рыл.

3. Буквы Е/Э в заимствованных словах и собственных именах: рэкет, пленер, Мариетта.

4. Н/НН в кратких отглагольных причастиях и прилагательных: взволнова(Н,НН)ы.

5. Прописная/строчная буква в словах, связанных с религией: Б(б)ог, С(с)вященный С(с)синод, Р(р)ождество.

6. При переносном употреблении собственных имен: Все мы немного о(О)бломовы.

7. Написание фамилий с первыми частями дон: Дон Кихот, дон Педро.

8. Дефис и его отсутствие в сложных заимствованных словах: люля-кебаб, бефстроганов, гуляй-поле, перекати-поле.

9. Отсутствие тире в неполных предложениях.

10. Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.

11. Замена одного знака препинания другим.

12. Наличие или отсутствие запятой между союзом А и вводным словом.

13. Замена знака препинания при выделении вводных предложений (вставных конструкций).

14. Лишний дефис при приложении: старик-извозчик

15. Лишняя запятая после вводного слова в начале обособленных конструкций: Герои этого времени, например, Чацкий, — резонеры.

16. Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим обособленную конструкцию: В этой семье представители самых разных профессий, врачей и юристов, в частности.

17. В передаче авторской пунктуации.

Ошибки фактические — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности: «Вот Пушкин – известный русский поэт, где он только не эмигрировал!», «Базаров — герой одноименной повести Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии», «О Русь моя, мечта моя, любил ли кто тебя, как я?». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией», «Если честно сказать, то в России теперь только один процент русских», «Каждая буква столько тебе сообщает!!!»

Этические ошибки – проявление речевой агрессии, грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов: «Этот текст меня бесит». «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Прочитав этот дурацкий текст, я продумал, какая в нем проблема», «Мне хочется поблагодарить автора: он довольно четко и грамотно описал сложную ситуацию». Ср.: не являются этическими ошибками: Автор раскрывает в тексте тему наглости. Гастелло врезался в эшелон вражеских самолетов.

Логические ошибки – ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи при сопоставлении (противопоставлении) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении: Княжна Марья Болконская очень суеверна: она постоянно учится, очень много читает и молится. Жизнь Есенина закончилась не начавшись. Давайте мы станем уникальными и будем побуждать к этому всех вокруг. На примере судьбы Василия Федотова автор показывает лицо нашего народа. Позиция автора неясна, и поэтому я с ней полностью согласна. Текст написан неграмотным литературным языком.

К логическим ошибкам относятся и композиционно-текстовые, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения: отсутствует логическая связь вступительной или заключительной части с основной или эта связь слабо выражена, нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения:

А. Неудачное начало: С особенной силой этот эпизод описан в романе…

Б. Ошибки в средней части.

а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении – логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.

б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.

в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности — логическая ошибка: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.

В. Неудачная концовка (дублирование вывода) – логическая ошибка:
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования, формообразования, норм синтаксической связи между словами внутри предложения или словосочетания, частей сложных предложений.

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться, вовнутрь. Искание смысла жизни. Тиранство.

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время. Билет с плацкартом. Новые крема.

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше выглядит.

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями. Обоим сестрам.

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихние дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы. Все пять девушек погибнули . Троекуров игрался с медвежатами. Езжай скорее.

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Автор повествует читателей. Он вернулся с отпуска из Украины. По окончанию школы он поступил в вуз.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества. Кто это пришла?

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я  хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Наконец построена не только школа, а также больница.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

Марусе, поиграв с этой куклой, стало хуже.

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Савельич спросил Гринева, узнал он атамана?

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь

18

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

19

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своём воображении

Речевые ошибки – ошибки, представляющие собою неверное или не самое удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов. Выпускники нарушают требование коммуникативной точности высказываний, употребляя слова в несвойственном им значении или без должного учета стилистических, эмоционально-экспрессивных свойств выражений.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Ольга Ларина – прототип Татьяны.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов

Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Автор призывает бережливо относиться к книгам.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски, использование штампов

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Каждое утро Татьяны Лариной начиналось с того, что она приветствовала флору и фауну. По мере роста медвежат Троекуров придумывал все новые шутки.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Этот роман – вопиющее достижение писателя. Автор вопрошает: «Кто виноват?»

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегоришь других. Чиновники подлизываются к ревизору.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства). Молодежь не повышает свой кругозор.

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Характерная черта характера…

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного

В пример к такому случаю можно привести несчастный случай, однажды случившийся с моей знакомой.

11

Искажение состава фразеологизма

Все были здесь: и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от мозга до костей. Скрипя сердцем, кулаки покидали Гремячий Лог.

infourok.ru

Что такое лексический повтор. Примеры предложений с лексическим повтором

Лексический повтор — это намеренное повторение одних и тех же слов, одной и той же речевой конструкции в обозримой части текста. Слово при этом повторяется в одинаковой форме.

С помощью этого стилистического приема автор выделяет ключевое слово, важнейшую мысль, на которую хочет обратить внимание. Лексический повтор повышает экспрессивность — эмоциональность текста.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

А.С. Пушкин

Предложения с лексическими повторами — как исправить ошибку

Если повтор не выполняет никакой стилистической функции, то он не оправдан и становится ошибкой.

Повтора можно избежать, заменив часть слов в предложении с лексическим повтором синонимами или местоимениями. Вместо «Мы приехали домой, а скоро домой пришла мама» — «Мы приехали домой, а скоро туда же пришла мама».

Иногда можно просто опустить повторяющиеся слова без потери смысла: «Мы приехали домой, а скоро пришла мама».

Виды лексических повторов. Лексический повтор, анафора и эпифора

Рефрен — это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения. Припев в песне — это рефрен. Другой пример: в стихотворении Игоря Северянина рефреном повторяется строчка «Как хороши, как свежи были розы» — аллюзия к произведению Ивана Метлева.

В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Игорь Северянин

Частным случаем лексического повтора является лексическая анафора — повторение определенных слов в начале нескольких предложений, стихотворных строк, строф и т.п.

Другой случай — лексическая эпифора, повторение слов в конце предложений, строк и т.п.

Анафора и эпифора не всегда относятся к лексическим повторам. Повторяться могут не только слова, но и звуки, грамматические конструкции, ритм.

Читайте подробнее: Анафора — что это такое? Примеры анафоры

Симплока — это сочетание анафоры и эпифоры, то есть лексический повтор в начале и в конце отрезков речи с вариацией середины. Например: Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла.

Анадиплосис — прием, при котором конец первой части отрезка повторяется в начале следующей части.

Я на башню всходил, и дрожали ступени.
И дрожали ступени под ногой у меня.

Константин Бальмонт

Лексический повтор, тавтология и плеоназм

Лексический повтор не стоит путать с тавтологией (необоснованным повторением близких по смыслу слов — масло масляное) и плеоназмом (намеренным или ошибочным дублированием смысла — поднялись вверх, путь-дороженька).

При лексическом повторе автор сознательно дублирует одни и те же слова, привлекая к ним дополнительное внимание.

Примеры предложений с лексическим повтором из русской литературы

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой.
М.Ю. Лермонтов

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река —
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Ф.И. Тютчев

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Н.А. Некрасов

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
А.А. Блок

Не для меня придет весна,
Не для меня Дон разольётся,
Там сердце девичье забьется
С восторгом чувств — не для меня.

Не для меня цветут сады,
В долине роща расцветает,
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для меня.
А. Молчанов

Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, туман, туман
А прошлое ясней, ясней, ясней.
Б.Ш. Окуджава

И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…
А.Т. Твардовский

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
К.М. Симонов

Не волнуйся,
Не плачь,
Не трудись,
Сил иссякших и сердца не мучай.
Ты жива,
Ты во мне,
Ты в груди,
Как опора,
Как друг и как случай.
Б.Л. Пастернак

www.anews.com

Стилистические ошибки в тексте: виды и примеры стилистических ошибок

Вид ошибкиПример стилистической ошибкиИсправление ошибки
1Нарушение сочетаемостиУлучшить уровеньПовысить уровень
2Неправильный выбор паронимаОдеть шапкуНадеть шапку
3ТавтологияВ книге записей записано…В книге записей отмечено…
4Смешение прямой и косвенной речиМальчик сказал, что я пойду играть в футболМальчик сказал, что пойдет играть в футбол
5Нарушение устойчивого словосочетанияУ палки есть два концаПалка о двух концах
6Лексическая избыточность (плеоназм)Управленческий менеджментИспользовать либо «управление», либо «менеджмент»
7Лексическая недостаточностьПоставьте прививки минимум за 10 дней до участия в выставкеПоставьте животному прививки минимум за 10 дней до участия в выставке
8Повторы словКот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. В деревнях коты ловят мышей. Домашние коты преданны своим хозяевамКот – это домашнее животное. Эти маленькие хищники любят мясо и молоко. В деревнях зверьки ловят мышей. Домашние Барсики и Муськи преданны своим хозяевам
9Неоправданное употребление синонимовПрославленный памятник Чижику-Пыжику снова укралиИзвестный памятник Чижику-Пыжику снова украли
10Неоправданное употребление омонимовРядом с домом была лавка. (Скамейка или магазинчкик?)Рядом с домом была лавка старьевщика.
11Речевые штампыБолее 20 лет наша компания занимается добычей черного золотаБолее 20 лет наша компания занимается добычей нефти
12КанцеляризмыЖильцами дома были приняты самостоятельные меры по уборке снега во двореЖильцы дома сами почистили снег во дворе
13Смешение стилейЧитатель оставил к статье свинский комментарийЧитатель оставил к статье оскорбительный комментарий
14Употребление устаревших словНужно бдеть о безопасности работыНужно заботиться о безопасности работы
15Нарушение согласования в падеже между однородными членами и обобщающим словомМама за лето сварила варенье из разных ягод: земляника, клубника, малина, вишняМама за лето сварила варенье из разных ягод: земляники, клубники, малины, вишни
16Ошибки в грамматической координации главных членов предложенияБолее 10 000 автомобилей сданы по программе утилизацииБолее 10 000 автомобилей сдано по программе утилизации
17Ошибки в согласовании определений и приложенийВ углу стоял диван-кровать, застеленная покрываломВ углу стоял диван-кровать, застеленный покрывалом
18Неправильный выбор формы управленияПомимо музыкальных композиций, вы увидите танцевальные номераВы увидите музыкальные и танцевальные номера
19Использование в качестве однородных различных синтаксических элементовОн шел мимо парохода, сияющего огнями и который отчаливал от берегаОн шел мимо парохода, сияющего огнями и отчаливающего от берега
20Смешение времен в причастияхОн основал компанию, занимающуюся торговлейОн основал компанию, занимавшуюся торговлей
21Неверное использование деепричастного оборотаВытянув экзаменационный билет, мне стало плохоВытянув экзаменационный билет, я почувствовал себя плохо
22Нарушение порядка слов в предложенииВажный гость в мероприятии обязательно примет участиеВажный гость обязательно примет участие в мероприятии
23Нанизывание падежейДля решения задачи повышения уровня квалификации сотрудников…Чтобы повысить квалификацию сотрудников…
24Пропуск предлогаЯ мечтаю съездить в Париж, Рим, КубуЯ мечтаю съездить в Париж, Рим, на Кубу
25Разрыв предложно-падежных сочетанийУкрашение не шло к и так роскошному нарядуУкрашение не шло к наряду, и так роскошному
26Соединение в одном ряду родовых и видовых понятийВ саду росли деревья, цветы, розы, пионыВ саду росли цветы и деревья

Или: в саду росли розы, пионы, липы

27Избыток придаточных предложенийОн пришел в дом, где часто бывал в юности, когда там собирались начинающие поэты, где впервые побывал на балу.Он пришел в дом, где часто бывал в юности. Тогда там собирались начинающие поэты. В этом доме он впервые побывал на балу.

www.kadrof.ru

10 смысловых ошибок, которые мешают понять друг друга, и способы их избежать

Смысловые ошибки появляются в речи по разным причинам, но чаще всего из-за того, что говорящий использует слова в неверном значении, пропускает важное смысловое звено или неудачно строит предложение.

Самая большая группа смысловых ошибок ㅡ алогизмы, то есть нарушение законов логики (тождества, непротиворечия и достаточного основания). Кроме алогизмов встречаются и другие варианты, например нечёткость мысли, бессодержательность и неясность речи. Вот 10 типов ошибок, которые мешают нам понять друг друга.

В Розовой пекарне дорого, а вот Голубая тут близко.

Из-за пропуска смыслового звена получается, что сравнивается цена с месторасположением. Лучше сказать «В Розовой пекарне дорого, а вот в Голубой дешевле, к тому же она тут близко».

Сопоставлять предметы нужно по одинаковым признакам, чтобы собеседник мог сделать правильный вывод (то есть круглое можно сравнивать с квадратным, но не с оранжевым).

Сейчас в школах пошли карантины: кругом грипп, ОРВИ. Эпидситуация неблагополучная. А май-то не за горами! Когда программу успеть?

В этом примере логический скачок: с карантина перескочили на май, а с него — на школьную программу. Он появился из-за пропуска смыслового звена: из-за карантина в школах не успевают пройти необходимую программу, которую нужно знать при подготовке к итоговой аттестации в конце учебного года, который совсем скоро, в мае.

Закон тождества говорит, что в тексте должно сохраняться единство темы. Соответственно, нарушение закона тождества — неподготовленный переход от одного предмета речи к другому, резкая смена темы, которая не оправдывает ожиданий читателя. Такое допустимо в дружеском разговоре, но не в деловом.

Сегодня вечером? Да, могу встретиться. До завтра, увидимся.

Из этого сообщения адресат не поймёт, когда же нужно встретиться. Очевидно, ошибка была допущена случайно, но оказались введены два утверждения — «Встретимся сегодня» и «Встретимся завтра», хотя в этом контексте они исключают друг друга.

Использование взаимоисключающих утверждений приводит собеседника в замешательство, потому что он не понимает, что считать истинным.

Мы не поедем в эту командировку. А чего там делать?

В этой деловой переписке лучше пояснить отказ тем, что эта поездка невыгодна или в ней нет необходимости.

«Потому что потому» ㅡ это нарушение закона достаточного основания. Нарушители оставляют у собеседников вопросы: «Как то, о чём ты говоришь, связано между собой?», «Почему именно так?». Отличительный признак такого алогизма ㅡ необоснованное утверждение. Избежать этого просто: неочевидные мысли нужно аргументировать. Это делает речь убедительной для собеседника.

Для выздоровления пациенту необходимы достаточное количество воды и лёгкая пища. Через некоторое время нужно показаться врачу.

Здесь в целом всё понятно, но не достаёт конкретики: сколько литров воды будет достаточно, какая еда считается лёгкой и через сколько дней показаться врачу?

Если мысль не продумана и выражена общими фразами, без нужных деталей и уточнений, то формулировка получается размытой. Она может сильно запутать того, кому адресована.

Фельдшер увёз женщину в больницу в состоянии алкогольного опьянения.

Кто был пьян: фельдшер или пациентка? Получается, что говорящего можно понять двояко, — из-за неправильно построенного предложения.

Так возникает нежелательная двусмысленность. И она влечёт за собой домыслы, уточнения и трату времени.

Нам на шурик нужно клопиков, F-профили приделать.

Здесь всё понятно, если вы знаете, что шурик — это шуруповёрт, клопики — маленькие саморезы с выпуклой шляпкой, а F-профиль — материал для монтажа пластиковых окон. Но для обычных людей строительный жаргон делает понимание затруднительным.

Если использованы незнакомые собеседнику слова (термины, жаргон), то он может абсолютно не понять, что сказали.

Как в анекдоте:

До Штирлица не дошло письмо из Центра. Не дошло, хотя он перечитал его ещё раз.

Непредусмотренный каламбур — ситуация, когда во фразе возникает два смысла: первый — тот, который задумывал автор, а второй — незапланированный, который появился из-за речевой ошибки.

Переливание из пустого в порожнее вместо информативных переговоров, пустая болтовня во время консультации перед экзаменом — всё это бессодержательность речи, то есть обмен информацией, в котором для адресата нет ничего нового, а услышанное уже известно или малозначительно.

Такая смысловая ошибка вызывает рассредоточенность внимания и скуку у собеседника. Исключить это легко: сообщайте о важных и/или новых данных в самом начале разговора, по возможности избегайте объяснения само собой разумеющихся вещей.

В отчёте следует указать результаты практики. То есть нас волнует не как вы делали, а что сделали, результаты. Сухой остаток. К чему вы в итоге пришли? Это и нужно описать в отчёте.

Очевидно, что в этом примере много раз повторили, чтобы привлечь внимание к идее. Но здесь сделать это можно отдельной фразой: «Подчеркиваю: главное — описать результат».

Если повтор используется для акцентирования внимания, то лучше добавить дополнительный смысл (и использовать его в качестве аргумента) или указать новые детали.

К ненужной тавтологичности можно отнести и вполне безобидные словосочетания, в которых одно слово дублирует смысл второго: самый лучший, сжатый кулак, памятный сувенир, коллега по работе.

  1. Не перепрыгивайте резко с темы на тему: лучше поговорить о чём-то одном, а потом перейти к другому. Если в письменной беседе нужно обсудить несколько тем сразу, разделяйте их абзацами или оформите разными сообщениями.
  2. Сравнивайте предметы и явления по одному признаку (например, по цене или цвету).
  3. Не используйте в качестве истинных два взаимоисключающих утверждения.
  4. Обосновывайте неочевидные вещи.
  1. Избегайте нагромождения придаточных предложений — люди путаются в длинных высказываниях. Лучше донести важную мысль парой-тройкой коротких фраз.
  2. Пользуйтесь теми словами, значение которых общеизвестно. Если кажется, что другие люди не знают каких-то терминов или сленга, лучше пояснить, о чём вы говорите, или выбирать общепринятые обозначения.
  3. В случае, когда у используемого слова есть несколько значений, уточните, что имеете в виду (если не ясно из контекста). Например, разобрать — разложить вещи, провести анализ, рассказать тему, услышать, разглядеть, изучить, развинтить, сортировать и другое.
  4. Не пропускайте смысловые звенья в разговоре, если вывод важен для дальнейших аргументов в беседе.
  1. Опускайте описание банальностей — проще говоря, не давайте слово Капитану Очевидности.
  2. В деловом разговоре выбирайте важную и/или новую информацию: её необходимо донести в первую очередь.
  3. Избегайте многократного повторения без добавления нового смысла. Им может быть рассмотрение с другой точки зрения или сравнение.

Смысловые ошибки часто встречаются в речи и переписке, мы привыкли к ним и акцентируем внимание, только когда испытываем трудности с восприятием смысла. Но можно уменьшить количество таких недостатков нехитрыми способами: следовать законам логики, говорить по делу и объясняться так, чтобы вас понимали однозначно.

Читайте также 🧐

lifehacker.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *