Где учатся на космонавта в россии: требования, подготовка, перспективы. Новый набор в отряд космонавтов – Профессия космонавт – где учиться на космонавта в России?

Содержание

Вузы России со специальностью ракетные комплексы и космонавтика – 24.03.01

Наилучший результат – 3-ее место в рейтинге вузов Москвы. Всего в России 9 вузов со специальностью 24.03.01. «Ракетные комплексы и космонавтика» занимает 105-ое место в рейтинге специальностей.

бакалавриат и специалитет

  • очно

  • заочно
  • очно-заочно

Сортировать по

Б бюджет (бесплатно) Д договор (платно) – информация отсутствует

ранг в РФ | рейтинг

5-ый 605

  • 24.03.01 – Ракетные комплексы и космонавтика   экзамены русский язык, математика, физика

ранг в РФ | рейтинг

30-ый 517

  • 24.03.01 – Ракетные комплексы и космонавтика   экзамены математика, физика, русский язык

ранг в РФ | рейтинг

34-ый 515

  • 24.03.01 – Ракетные комплексы и космонавтика   экзамены математика, физика, русский язык

ранг в РФ | рейтинг

47-ой 498

  • 24.03.01 – Ракетные комплексы и космонавтика   профиль Ракетные транспортные системы   отделение Институт ракетно-космической техники   экзамены математика, физика, русский язык

ранг в РФ | рейтинг

70-ый 483

  • 24.03.01 – Ракетные комплексы и космонавтика   экзамены математика, русский язык, физика

ранг в РФ | рейтинг

78-ой 477

  • 24.03.01 – Ракетные комплексы и космонавтика   экзамены математика, русский язык, физика

ранг в РФ | рейтинг

111-ый 455

  • 24.03.01 – Ракетные комплексы и космонавтика   отделение институт космической техники   экзамены математика, русский язык, физика

В 2016 году СамГУ вошёл в состав СГАУ — всю актуальную информацию о направлениях подготовки смотрите в профиле СГАУ.

ранг в РФ | рейтинг

118-ый 454

  • 24.03.01 – Ракетные комплексы и космонавтика   отделение институт ракетно-космической техники   экзамены математика, русский язык, физика

ранг в РФ | рейтинг

221-ый 419

  • 24.03.01 – Ракетные комплексы и космонавтика   экзамены математика, физика, русский язык

ранг в РФ | рейтинг

316-ый 393

  • 24.03.01 – Ракетные комплексы и космонавтика   отделение инженерно-физический факультет   экзамены математика, русский язык, физика

ранг в РФ | рейтинг

1084-ый 221

  • 24.03.01 – Ракетные комплексы и космонавтика   экзамены математика, физика, русский язык

Вузы со специальностью 24.03.01 в городах РФ:

Как стать космонавтом: пошаговая инструкция

Многие из нынешних юных грезят о карьере в хайтек-бизнесе или о триумфе в киберспорте, но самые целеустремленные и романтичные продолжают мечтать о покорении космоса. А как стать космонавтом? Об этом наша статья.

Первые шаги

На сегодняшний день в космос слетали 121 советский и российский космонавт. И каждый из них может служить примером того, как нужно идти к своей мечте. Путь этот непрост, но и совсем уж непреодолимым его не назвать. Итак, представим, что у вас растет ребенок, который бредит космосом. Отличный вариант для него — всероссийская сеть детских технопарков «Кванториум», в которых есть курсы «Космоквантум» и «Аэроквантум». Тамошние преподаватели ведут занятия по пилотируемой космонавтике и разработке спутников. Еще есть отличная программа «Космический отряд», открытая при Музее космонавтики на ВДНХ, где ребята могут даже встретиться с членами экспедиций на МКС.

Если вы живете не в Москве, в первую очередь нужно поинтересоваться, есть ли подходящий кружок в местном планетарии. Очень силен кружок в Нижнем Новгороде — там даже имеются космические тренажеры и симулятор звездолета. Также широко известен юношеский клуб космонавтики в Санкт-Петербурге, откуда вышли несколько действующих космонавтов. Клубу уже 50 лет.

Погрузиться в мир будущей профессии можно в детском лагере. Например, в «Орленке» проводятся аэрокосмические смены. Молодежный космоцентр есть при ЦПК им. Гагарина. Одна из его программ — «Выходные в космосе», куда дети могут приехать со своими родителями.

Из личностных качеств ребенку прежде всего надо развивать умение работать в команде. Космонавты-одиночки уже никому не нужны. Очень важен вопрос здоровья. И это в первую очередь задача родителей, которые должны вместе с ребенком встать на долгий путь осуществления мечты. Приучите отпрыска к постоянной физкультуре. Не нужно суперперегрузок — сломанные на тренировках кости, растянутые связки и перекачанные мышцы только повредят. Достаточно регулярных общеукрепляющих упражнений. Даже если в детстве были какие-то сложности со здоровьем, это можно поправить. Главное — психологический настрой.

Почему корабль Boeing не долетел до МКС и насколько это плохо

Из школы к звездам за 5 шагов

1. Первое приближение Записаться на курсы дополнительного образования. Открываются детские технопарки, во многих музеях есть тематические кружки — например, в Музее космонавтики на ВДНХ занимается «Космический отряд». 2. Поиск идеи Ребенок должен решить, чем он может быть полезен в космосе. Идеальный вариант — если он придумал проект или идею эксперимента. 3. Учеба В центрах молодежного инновационного творчества, а также при многих вузах (например, Политехническом университете) и планетариях читаются обзорные курсы по космонавтике и проводятся занятия с упором на программирование, физику, математику, трехмерное моделирование. 4. Погружение В детском лагере «Орленок» проводятся аэрокосмические смены. Туда приезжают специалисты аэрокосмической отрасли и космонавты, там есть Дом авиации и космонавтики, где дети могут освоить тренажеры. В ЦПК им. Гагарина работает программа «Выходные в космосе», куда дети могут приехать с родителями. 5. Здоровье Ребенок должен приучиться к физкультуре. Сверхнагрузки не нужны, перекачанные мышцы только помешают. Достаточно регулярных общеукрепляющих упражнений — бег, подтягивание, отжимание, гантели. Очень важно правильное питание — никаких гамбургеров и колы!

После школы

Итак, ваш ребенок — вернее, уже молодой человек — уже окончил школу и все еще твердо намерен связать свою жизнь с космосом. В каком институте учат этой профессии? Чтобы получить шанс быть отобранным в отряд космонавтов, нужно выбрать один из двух вариантов.

Почему корабль Boeing не долетел до МКС и насколько это плохо

Первый — пойти в летчики. Один из самых важных навыков пилота — умение работать в условиях совмещенной деятельности, то есть одновременно управлять самолетом, контролировать огромное число параметров на приборной панели, вести визуальный контроль горизонта и вступать в боевые действия. Все это крайне ценно для будущего космонавта.

Готовиться к поступлению в летное училище надо начинать заранее, особенно к врачебно-летной экспертной комиссии. Кроме того, молодой человек должен быть морально готов уехать в другой город, где будет проходить учеба. После обучения его ждет служба в авиационных частях ВС РФ, откуда спустя несколько лет и можно подавать заявку в отряд космонавтов.

Другой путь — поступать в технические высшие учебные заведения, которые готовят инженеров для ракетно-космической промышленности. После окончания стоит пойти работать на предприятия, участвующие в создании пилотируемых космических систем. Многие действующие космонавты — выходцы из таких фирм. Уровень технической подготовки у них очень высок, ведь они непосредственно участвовали в создании космических систем.

Почему корабль Boeing не долетел до МКС и насколько это плохо

В принципе, если имеется склонность, можно попробовать путь медицинского специалиста. Конечно, кандидатам-врачам намного тяжелее, так как им приходится самостоятельно изучать основы конструирования космических аппаратов, механику космического полета и т. д. По сути, рано или поздно придется переквалифицироваться в инженера. Однако опыт в области медицины станет важным преимуществом. Существует несколько учреждений, которые занимаются медико-биологическими проблемами космонавтики, сопровождением и послеполетной реабилитацией космонавтов. Порекомендовать можно Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и Институт медико-биологических проблем (ИМБП).

Дальше остается только ждать очередного всероссийского набора в отряд космонавтов. Но важно помнить, что надо успеть до 35 лет.


Путь в космос для сознательного молодого человека

Куда поступать? Вариант I Одна из профессий, способных открыть дорогу в космос, — летчик, желательно истребительной авиации. Среди космонавтов традиционно много пилотов, ведь они проходят регулярные медкомиссии, работают со сложной техникой в условиях перегрузок. Подходящие учебные заведения: Ульяновское ВАУГА, Санкт-Петербургский ГУГА, Краснодарское ВВАУЛ, Сызранское ВВАУЛ. Вариант II Другой путь приближения к мечте — поступить в технический вуз, который готовит инженеров для ракетно-космической промышленности. Эти специалисты за шесть лет обучения в университете получают необходимый багаж знаний и инструментарий. Подойдут МАИ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, физфак МГУ, НИЯУ МИФИ, СГАУ. Вариант III Огромный вклад в пилотируемую космонавтику внесли космонавты-врачи. После учебы в медицинском вузе стоит приглядеться к ФМБА и ИМБП. Где работать? После вуза желательно устроиться на одно из предприятий, участвующих в создании космических кораблей, скафандров, бортовых систем и т. д. Многие сотрудники РКК «Энергия» им. Королёва, НПП «Звезда» им. Северина, ГКНПЦ им. Хруничева и т. п. поступают в отряд космонавтов.

Миссия для комиссии

При отборе в отряд космонавтов очень важна мотивация. На комиссии неизбежно возникнет вопрос: если ты так сильно хотел стать космонавтом, то где же ты был раньше, что делал для воплощения мечты? Если у кандидата не было опыта инженерной, конструкторской или медицинской деятельности, ему почти наверняка откажут.

Почему корабль Boeing не долетел до МКС и насколько это плохо

Если с образованием и работой все в порядке, самое время сосредоточиться на физподготовке. Нужно постоянно обновлять результаты углубленной медицинской комиссии. Кандидат должен быть готов в любой момент предъявить все необходимые справки, документы, результаты медицинских обследований и т. п. Требования для кандидатов в отряд космонавтов и полный перечень документов, которые необходимо направить в ЦПК им. Гагарина, можно найти на официальном сайте центра.

В случае первичного положительного результата из ЦПК придет приглашение на углубленное обследование в Звездный городок. Заочный этап пройден! В центре подготовки юного человека ждут психологические тесты и обследования на специальных тренажерах (кресло ускорения Кориолиса, центрифуга, барокамера). Затем наступит черед личного собеседования. За пару дней перед ним кандидату предложат для изучения одну из бортовых систем космического корабля «Союз» или Международной космической станции. Так комиссия оценит способность усваивать новый материал за короткое время.

center

Окончательное решение по судьбе претендента принимает Межведомственная комиссия. Получив официальную должность «кандидат в отряд космонавтов «Роскосмоса»», с прежней работы можно увольняться. Впереди два года общекосмической подготовки. Это совершенно новая жизнь: постоянное изучение конструкции и бортовых систем космических кораблей и модулей станции (занимает 90% всей подготовки), испытания в барокамере, на центрифуге и в гидролаборатории, полеты в самолете-лаборатории Ил-76 МДК, парашютная подготовка. Каждый месяц сдача зачетов и экзаменов.

Отличные результаты экзаменов гарантируют новый статус — «космонавт-испытатель». От его получения до совершения первого космического полета обычно проходит 8−10 лет. Поздравляем — мечта осуществлена!

Статья «Космонавтом может стать каждый» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2017).

Где учиться на космонавта — Рамблер/новости

15 января в МГУ имени М. В. Ломоносова состоялся общеуниверситетский День открытых дверей. Уже в 10 утра фойе главного здания университета заполнили будущие абитуриенты и их родители. На выставке-презентации факультетов все желающие могли узнать от преподавателей, представителей приемной комиссии и студентов о специфике обучения на каждом из факультетов, а также об особенностях поступления в университет в 2017 году. Корреспондент «Ленты.ру» посетил мероприятие и выяснил, что ждет будущих студентов МГУ в 2017 году. В 12 часов в актовом зале перед абитуриентами и их родителями выступил ректор МГУ, академик Виктор Садовничий. Он рассказал о главных научных достижениях университета, поделился подробностями создания космического факультета.

«Мы уже запустили шесть спутников. Сейчас планируем запустить еще некоторое семейство спутников с определенными научными целями. Конечно, в связи с этим очень важно начать подготовку специалистов по космическим исследованиям. В этом году наш факультет космических исследований начнет работу. Я думаю, что в этом году это будет программа магистров. Очень важно подготавливать или переподготавливать специалистов для работы на космодромах», — сообщил Садовничий.

На данный момент МГУ является единственным университетом, где разрабатывают спутники.

«С начала космической эры сотрудники МГУ поставили 400 аппаратов, мы — пионеры в освоении космоса», — заявил ректор.

Отмечается, что внимание в программе космического факультета будет сосредоточено на фундаментальной науке: математике, биологии, астрономии, химии. Ректор также уточнил, что в этом году набор в магистратуру нового факультета будет небольшой — одна-две группы.

В ходе встречи Садовничий рассказал о самом мощном в России суперкомпьютере «Ломоносов-2».

«Это совершенно новая математика, суперкомпьютер требует энергопотребления как небольшой город. Каждая страна, которая хочет иметь мощную экономику, должна развивать направление машинных вычислений», — рассказал руководитель университета.

Садовничий подробно остановился на образовательных программах МГУ. Сейчас в Московском университете реализуются по собственным образовательным стандартам 163 программы бакалавриата, 475 программ магистратуры, 16 программ специалитета.

«МГУ — единственный университет, который перешел на официальное шестилетнее образование. У нас открыта интегрированная магистратура, когда студент после четырех лет обучения в бакалавриате продолжает двухгодичное обучение в магистратуре по своей специальности. Большинство студентов первого курса интегрированной магистратуры — выпускники МГУ», — сообщил Садовничий.

Ректор отметил факультет фундаментальной медицины и его медицинский научно-образовательный центр, который открылся год назад. «По масштабам он сравним с подобными европейскими центрами. Здесь и стационар, и наука. Наш университет отвечает мировым стандартам», — заметил Садовничий.

Упомянул академик и об успехах выпускников МГУ, 11 из которых стали нобелевскими лауреатами. Сейчас МГУ занимает третье место в рейтинге QS (Employability rankings) университетов мира по показателю «Успешность выпускников».

«Успешность — это реализовать свой потенциал, а университет в этом помогает», — отметил ректор.

Своей историей успеха поделился известный выпускник Московского университета космонавт и герой России Сергей Рязанский: «В детстве я мечтал стать ученым, биологом. И как-то совсем не было мысли, что такой простой мальчик, как я, может стать космонавтом. Еще во втором классе заявил родителям, что пойду на биофак МГУ. Родители поддержали. После окончания университета устроился в институт медико-биологических проблем, который занимается медицинским обеспечением космических полетов. Там биология и космонавтика слились в единое целое». Также МГУ активно сотрудничает с ведущими университетами мира, ежегодно отправляя и принимая на обучение сотни студентов. В 2016 году около тысячи студентов МГУ проходили стажировки в зарубежных университетах. Среди партнеров — Гумбольдтский университет (Германия), Болонский университет (Италия), Сорбонна (Франция), Пекинский университет (Китай), Токийский университет (Япония), Университет штата Нью-Йорк (США), Йельский университет (США) и еще более 600 учебных заведений.

Ректор остановился на изменениях, вступающих в силу в 2017 году. Конкурс на поступление в университет составит примерно семь человек на место, документы можно подавать на три специальности. Кроме баллов за ЕГЭ и дополнительные вступительные испытания, учитываются баллы за индивидуальные достижения абитуриента. Например, золотая медаль за отличное окончание школы прибавляет пять баллов к общей сумме.

Продолжает действовать система олимпиад школьников, таких как «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы», предоставляющая победителям льготы при поступлении в университет. Всего в 2016 году победителями и призерами олимпиад МГУ стали 1064 человека.

«Участие в олимпиадах — хороший путь попробовать свои силы, отличиться. В этом году мы будем впервые учитывать результаты новой олимпиады по физике «Робофест»», — отметил Садовничий. С льготами для победителей и призеров олимпиад можно ознакомиться на сайте Центральной приемной комиссии МГУ.

«В сентябре мы открыли университетскую гимназию — готовим научную элиту», — сообщил руководитель университета. Прием в гимназию МГУ начнется 16 января и будет проходить в два этапа: сдача письменных вступительных испытаний и участие в проектной летней школе. В этом году набор происходит только в 10 класс. В гимназии открыты естественнонаучный, математический, инженерный, социально-экономический и историко-филологический классы.

В заключение встречи абитуриенты смогли задать ректору интересующие их вопросы. Самыми популярными оказались вопросы о различных способах поступления в МГУ и о возможностях, которые открывает перед студентами учеба на различных факультетах. Дальнейшее знакомство с университетом все желающие продолжили на Днях открытых дверей факультетов МГУ.

Видео дня. Собчак рассказала, что у нее корона-вирус

«Космическая школа»: кто и как учит детей быть космонавтами — В стране

Дети из Башкирии, Воронежа, Москвы, Подмосковья, Смоленска, Волгограда и Анапы приехали в Сочи, чтобы узнать, что попасть в космос — реально. Больше 120 школьников занимались на комплексах, моделирующих разные ситуации в космосе. ТАСС вместе с подростками прошел «Космическую школу» и выяснил, мечтают ли современные дети летать к звездам и как сейчас можно стать космонавтом.

«О том, что есть такая профессия — космонавт, мои сверстники, конечно, знают. Но многие думают, что это безумно тяжело и почти нереально. Но лично у меня надежда однажды полететь в космос есть», — признался ТАСС участник молодежного образовательного Космоцентра ЦПК «Космическая школа» Даниил Войтенков.

Десятиклассник из подмосковной Лобни серьезно изучает физику, занимается спортом. Занятия в «Космической школе» только укрепили его в желании стать летчиком-испытателем. «После школы попробую поступить в летное училище, с математикой у меня тоже все нормально. А там и до выхода в открытый космос недалеко», — уверен Даниил.

Залина Аслямова из Башкирии о полетах в космос не мечтает. Говорит, что для девушки это непросто — потребуется уделять слишком много времени работе. Да и перспектива провести полгода на орбите, без семьи, как-то не вдохновляет. «Я изучаю иностранные языки. В космос летать, скорее всего, не буду, но хочу помогать космонавтам из разных стран лучше понимать друг друга. Ведь космос не принадлежит ни одному государству, и разговаривать среди звезд люди должны на одном, космическом языке», — уверена девушка.

О том, что есть такая профессия — космонавт, мои сверстники, конечно, знают. Но многие думают, что это безумно тяжело и почти нереально. Но лично у меня надежда однажды полететь в космос есть

Даниил Войтенков

Участник молодежного образовательного Космоцентра ЦПК «Космическая школа»

Перед тем как попасть в «Гагаринскую смену» — молодежный образовательный военно-патриотический слет, дети занимались в военно-патриотических клубах и организациях «Юных спасателей МЧС». В «Космической школе» сначала познакомились с сотрудниками Центра подготовки космонавтов, а потом изучили историю освоения космоса. Узнали и о требованиях к здоровью будущих космонавтов, и об оборудовании на борту МКС, которое помогает космонавтам так долго находиться в невесомости, и о том, что нужно делать после приземления. Чтобы доказать, что здоровье в норме, пришлось сдавать и нормативы Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне!».

Сочи выбрали местом проведения выездного «Гагаринского слета» не случайно. В программе было посещение знаменитого «Дерева Дружбы», одну из веток которого привил к дереву лично Юрий Гагарин.

Юные космонавты посетили и обезьян — участников шести космических экспедиций. Обезьяны живут в питомнике Института медицинской приматологии Российской академии медицинских наук и продолжают помогать людям осваивать дальний космос.

После теоретических занятий наконец началось самое интересное. Участникам слета предложили поработать в виртуальном Центре управления полетами и на специализированном тренажере «Виртуальный транспортный космический корабль «Союз-ТМА».

Космонавт-испытатель отряда космонавтов ЦПК Олег Блинов сам осваивал этот тренажер. «Это упрощенный прототип реальной установки, на которой космонавты отрабатывают навыки сближения с условно неподвижным объектом, таким как МКС. За таким оборудованием они проводят по несколько десятков часов, готовясь к полету», — рассказал Блинов.

«Работа с детьми для Центра подготовки космонавтов обязательна с момента его основания. С открытием в 2012 году молодежного Космоцентра эта работа усилилась, ежегодно на нашей площадке проходят курс первоначальной общекосмической подготовки до 4 тыс. школьников, — рассказал ТАСС заместитель руководителя молодежного образовательного Космоцентра при Центре подготовки космонавтов имени Гагарина (ЦПК) Олег Захаров.

Инициаторы проекта признают, что «Космическая школа» не сделает из всех детей космонавтов. Да такой цели в ЦПК и нет. Главное — заинтересовать ребят темой космоса, показать, что современная космонавтика живет на стыке многих наук, свое применение в ней могут найти инженеры и программисты, врачи и биологи. «Сейчас приоритеты немного поменялись. Сказать, что каждый второй школьник хочет стать летчиком или космонавтом, нельзя. Выбор профессий, которые легче и проще получить, у нынешних школьников большой. Но те ребята, которые занимаются в нашей школе, не хотят просто сидеть за компьютерами, они изучают историю своей страны, самосовершенствуются. Это тот потенциал, который через десять лет будет являться опорой для будущего отряда космонавтов», — считает космонавт-испытатель Олег Блинов.

Сказать, что каждый второй школьник хочет стать летчиком или космонавтом, нельзя. Но те ребята, которые занимаются в нашей школе, не хотят просто сидеть за компьютерами, они изучают историю своей страны, самосовершенствуются. Это тот потенциал, который через десять лет будет являться опорой для будущего отряда космонавтов

Олег Блинов

Космонавт-испытатель

По его словам, в младшем возрасте российские дети уже не мечтают быть космонавтами, зато выпускники школ и студенты вузов задумываются: «А ведь это возможно!» «Начинают интересоваться, как попасть в отряд космонавтов, какие для этого нужны знания, выбирают соответствующую специализацию», — рассказал космонавт-испытатель.

Слет «Гагаринская смена» организовал петербургский центр «Образование без границ» совместно с организацией «Молодые интеллектуалы России». Лучшие слушатели курса еще раз приедут в Сочи на «Олимпийскую зарницу», которая будет проходить в феврале 2017 года в дни Всемирных военных игр.

Средства и методы профессиональной подготовки космонавтов / Habr

Видя взмывающую в небеса ракету с космонавтами на борту, начинаешь думать о том, как люди становятся космонавтами? Где они готовятся? Как проходят лётные испытания? По каким дисциплинам сдают экзамены? Ну и самый главный вопрос: кого же всё-таки берут в космонавты?

С этими и другими вопросами, связанными с подготовкой первого, а также и последующих космонавтов к полёту, мы с вами попробуем разобраться в этой небольшой статье. Кому уже интересно — прошу под кат.

Отбор первых космонавтов

Широкая публика впервые узнала об идее космических полётов как о реальной возможности в 1920-х годах из газетных сообщений американца Роберта Годдарда и румына Германа Оберта. Когда люди только начали осознавать реальность идеи полёта в космос, К.Э.Циолоковский уже корпел в своём кабинете над проектом ракеты, которая должна доставить человека в космос.

От первых сообщений 20 века в газетах Америки до совещания, которое состоялось в начале 1959 году в СССР, прошло около 30 лет. На совете присутствовали учёные, представители министерств и ведомств. Обсуждался единый стратегический вопрос – подготовка первого полёта человека в космос.

Когда было принято решение о полёте человека в космос, то сразу встал вопрос: представителей каких профессий следует предпочесть? Высказывались разные мнения. Например, врачей, поскольку основной задачей космонавта в первых полётах было исследовать состояние и реакции собственного организма. Или инженеров, принимавших участие в создании космического аппарата: кто лучше знает корабль, чем разработчики!

Сергей Павлович Королёв считал так:

Для такого дела лучше всего подготовлены лётчики, и в первую очередь лётчики реактивной истребительной авиации. Лётчик-истребитель — это и есть требуемый универсал. Он — и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер. Немаловажно и то, что он — кадровый военный, а значит, обладает ещё и такими необходимыми для будущего космонавта качествами, как собранность, дисциплинированность, непреклонное стремление к поставленной цели.
И добавлял в шутку: «Он и швец, и жнец, и на дуде игрец». Практика подтвердила правильность этого выбора. Королёв так сформулировал требования к кандидатам в космонавты: не старше 30 лет, безупречное состояние здоровья, высокая психическая устойчивость и общая выносливость организма, отличная лётная успеваемость, волевой характер, трудолюбие и любознательность. Космическая техника того времени определяла антропометрические характеристики: рост не выше 175 см, вес 70-72 кг.

В то время слишком мало знали о воздействии условий полёта на организм человека, поэтому медицинские требования при отборе были особенно жёсткими. Первый начальник Центра подготовки космонавтов Е. А. Карпов называл это сверхотбором.

Чтобы выяснить степень переносимости нагрузок, проводились так называемые функциональные нагрузочные пробы — испытания в предельных для человека условиях в барокамере, на центрифуге и др. Это позволяло выявить скрытые заболевания и отклонения, о которых человек мог даже и не подозревать. Кроме того, на основании полученных данных определялись резервные возможности человека, его запас прочности.

Вот что рассказывал Юрий Гагарин о комиссии, которая «выбирала» его в космонавты:

Комиссия была придирчивой. Первым врачом был врач окулист. Глаза проверяли очень тщательно. Искали и скрытое косоглазие, проверяли ночное зрение. К окулисту нужно было явиться 7 раз, и каждый раз все начиналось сначала. Проводилась проверка способности работать в усложненных условиях. Предлагалось производить арифметические действия с цифрами, которые нужно было найти в специальной таблице. Учитывалась и скорость работы и правильность ответов. На первый взгляд, решение задачи было простым, но неожиданно включался репродуктор, голос которого подсказывал решение, но вместо помощи «голос» мешал сосредоточиться. Было трудно. Врачей было много. Крутили нас на специальных приборах, проверяя вестибулярный аппарат, очень тщательно проверяли сердце. Кроме всего, проводились психологические обследования. Барокамеры, центрифуги проводились не один раз. Выявляли, какая у нас память, сообразительность. Интересовались нашим кругозором.

Такой «сверхотбор» был оправдан на начальном этапе, поскольку космос таил в себе много неизвестного, вероятно ужасного, и было не ясно, возможно ли пребывание там человека, не повредится ли он рассудком. После полёта Юрия Алексеевича Гагарина эти страхи исчезли, технические руководители программы стали выражать сомнение в необходимости столь жёстких требований, и их снижение произошло удивительно быстро. С. П. Королёв считал, что «медицина» тормозит развитие программы, и даже допускал выражения типа: «Пора поменьше мучить людей по программе для кроликов».

При разработке первого советского космического корабля „Восток“ принимались чрезвычайные меры по обеспечению безопасности полёта. Корабль был автоматическим, ручное управление не предусматривалось. Поэтому высокий уровень пилотирования от кандидатов в космонавты не требовался — больше внимания обращали на желание учиться, умение приспосабливаться в сложных условиях.

По мере того как накапливались знания о самочувствии человека в космосе, создавались новые, всё более совершенные пилотируемые аппараты, изменялась система и отбора, и подготовки. Требования к личностным качествам и здоровью не стали, конечно, менее строгими, но от некоторых экстравагантных тестов и чрезмерных нагрузок отказались.

Современная подготовка

Современная система подготовки отличается от существовавшей в начале так же, как первый корабль „Восток“ от МКС.
Весь процесс подготовки делится на этапы: общекосмический, в составе групп и непосредственный.

Общекосмическая подготовка продолжается два года. За это время закладываются основы профессии космонавта. Кандидаты в космонавты изучают науки, составляющие фундамент профессии. Вначале их набиралось немного: ракетная и космическая техника, основы космической медицины, астрономия, геофизика, астронавигация. Кроме того, изучались устройство и принципы эксплуатации корабля „Восток“. Проводились занятия по приобретению навыков фотографирования и киносъёмки.

По мере усложнения космической техники и осуществляемых на орбите работ, исследований и экспериментов расширялся и объём подготовки. В неё включили такие разделы, как информационно-вычислительные системы, основы испытаний, ведь каждый космический полёт является испытательным. Космонавты, сдавая 101-й экзамен, ворчали: „Безобразие, отбирали по здоровью, а спрашивают по уму!“.

Закончив обучение, кандидаты в космонавты сдают государственный экзамен, и выдержавшим его присваивается квалификация „космонавт-испытатель“ или „космонавт-исследователь“.

В первые годы пилотируемой космонавтики основной упор делался на медико-биологическую подготовку. На неё отводилось почти две трети времени.

Центрифуга: тренировки на перегрузку

Для моделирования перегрузок используется специальная быстро вращающаяся центрифуга, внешне напоминающая огромную гантель, на одном конце которой закреплена кабина с испытуемым, а на другом — противовес.

К началу нового столетия космические корабли стали совершеннее и требования чуть-чуть ослабли. Этот вид тренировок очень важен: на спуске космонавт подвергается воздействию перегрузок, особо ощутимых после длительного пребывания в невесомости. В нештатных и аварийных ситуациях перегрузки могут быть гораздо больше.

Вестибулярные тренировки

Подготовка к пребыванию в невесомости называется вестибулярной тренировкой. Это очень неприятный вид тренировок. Они призваны облегчить период адаптации к невесомости в первые несколько суток полёта и сделать его как можно короче.
Самые известные приспособления, предназначенные для этой цели, — «кресло Барани» и „качели Хилова“.

Испытание проходит по следующей схеме: минута вращения — минута отдыха. Во время вращения космонавт должен медленно опускать и поднимать голову, в результате сложения этих движений возникает кориолисово ускорение, которое неблагоприятно воздействует на вестибулярный аппарат — орган, информирующий мозг о положении тела в пространстве. Может появиться тошнота, начаться рвота, обильное потоотделение. Нужно выдержать 15 вращений, а неприятности нередко возникают уже на пятом. Невзирая на это, врачу отвечают, что чувствуют себя хорошо — иначе признают непригодным.

Качели, предложенные видным советским оториноларингологом К. Л. Хиловым, в отличие от обычных, которые „летают“ по дуге, перемещаются параллельно полу. Это создаёт линейные ускорения и раздражает вестибулярный аппарат.
Чтобы легче переносить приливы крови к голове, вызываемые невесомостью, проводят тренировки в антиортоположении. Космонавт располагается на специальном поворотном столе, угол наклона которого меняется, и испытуемого то опускают вниз головой, то возвращают в исходное положение.

Барокамера

Во время полёта на космическом корабле создаётся искусственная атмосфера, параметры которой могут заметно меняться в случае каких-либо нештатных или аварийных ситуаций (например, снизится содержание кислорода или произойдёт резкий перепад давления). Учитывая это, космонавтов подвергают испытанию в барокамере. Их „поднимают на высоту“ 5000 м без кислородной маски, чтобы определить, как они переносят кислородное голодание. В таких ситуациях очень хорошо выявляются и скрытые патологии, и резервные возможности организма.

Термокамера

При подготовке первых пилотируемых полётов опасались значительного повышения температуры в спускаемом аппарате, ведь он летит в потоке плазмы с температурой в несколько тысяч градусов. Кроме того, может неожиданно отказать система терморегулирования космического корабля или орбитальной станции.

Проверка устойчивости кандидата в космонавты к воздействию высоких температур проводится в термокамере. Сначала испытание проходило при температуре 70 °С и влажности 10 %. Врач имел возможность наблюдать за состоянием испытуемого по приборам и визуально.

Вслед за испытанием в термокамере проводились тренировки — пять „отсидок“ при тех же температурных условиях, но с возрастающей продолжительностью (от 30 до 70 мин). В заключение определялось максимальное время пребывания.
После первых полётов отпали страхи, что при спуске с орбиты температура в корабле может быть очень высокой. Но роль тренировок в термокамере не уменьшилась, а, наоборот, возросла: во время пребывания на орбите космонавтам регулярно приходится работать в открытом космосе.

Данная работа требует большого физического напряжения, организм человека выделяет много тепла. Конечно, скафандр снабжён системой терморегулирования, но иногда, чтобы завершить запланированное, космонавтам приходится работать на пределе возможностей системы жизнеобеспечения, и они в конце концов могут отказать. Поэтому при подготовке к полёту очень важно, во-первых, знать индивидуальную тепловую устойчивость каждого космонавта, а во-вторых, подготовить его организм к неблагоприятным воздействиям. Испытания проводятся при температуре 60° С и влажности 50 % в течение одного часа.

Сурдокамера

Перед первым полётом особенно опасались за психическую устойчивость человека в условиях космоса. Было неясно, как скажется отсутствие привычной „пищи“ на органах чувств, главным образом слухе и зрении. Предполагалось, что в корабле будет царить полное безмолвие, а чёрный космос за иллюминаторами — казаться лишённым пространственной глубины. Не исключалось существование ещё каких-либо неблагоприятных, даже опасных, непредсказуемых факторов. Это достаточно сильное воздействие, которое само по себе может привести к психическим расстройствам даже в земных условиях. В космическом полете её негативный эффект усиливается из-за невесомости. Пребывание в замкнутом помещении при осознании полной оторванности от Земли тоже серьёзная психическая нагрузка, усугубляющаяся постоянным ожиданием опасности.

Устойчивость психики человека к подобным воздействиям проверяется в сурдокамере (от лат. surdus — »глухой») — специальном звукоизолированном помещении, со слабым искусственным освещением и звуконепроницаемыми стенками для проведения наблюдений за космонавтом.

Подготовка на тренажёрах и стендах

Программы подготовки лётчиков и космонавтов во многом близки, однако есть и существенные различия. Лётчик после окончания теоретического курса и занятий на наземных тренажёрах выполняет тренировочные полёты с инструктором, затем контрольные, и лишь после этого ему полностью доверяют самолёт. Первый самостоятельный полёт — большое событие в профессиональной биографии лётчика.

Построить обучение космонавта аналогичным образом невозможно, и уже первый его полёт является самостоятельным. Только технические средства подготовки космонавтов, т. е. различные стенды и тренажёры, предоставляют возможность приобрести необходимые навыки.

Сейчас науки, изучающие проблемы деятельности человека в составе человеко-машинных систем, широко оперируют понятием «образ полёта». На его основе строится процесс обучения.

Это понятие включает в себя знание реальной обстановки, спектра возможных действий, свойств объекта и задач управления им, последствий правильных и ошибочных действий и многого другого, причём в условиях, меняющихся в широком диапазоне.

На тренажёрах формируется «образ полёта», максимально приближенный к реальной обстановке, которая требует ответных действий космонавта. Интерьер кабины практически идентичен настоящему, имитируются даже вид в иллюминаторе, шумы работающих устройств и агрегатов, ряд динамических процессов. Наиболее сложно воспроизвести в наземных условиях некоторые физические особенности космического полёта, в частности невесомость, а также спровоцировать стрессовые ситуации.

Применяющиеся в процессе подготовки технические средства можно разделить на две группы. Первую группу составляют стенды и устройства, на которых моделируются всевозможные факторы космического полёта (перегрузки, невесомость, пониженное давление и т. д.). Они носят общее название — «экзогенные тренажёры«. Это и самолёты-лаборатории, и гидролаборатории, сурдокамеры, барокамеры, а также различные гимнастические снаряды: батут, лопинг и т. п. Другую группу составляют тренажёры и стенды для отработки навыков управления оборудованием корабля на всех этапах космического полёта: выведение на орбиту и управление кораблём с помощью ориентации по Солнцу, Земле, звёздам, планетам и данным наземных служб, поиск, сближение, стыковка и расстыковка, спуск с орбиты, выполнение специальных задач.

Учиться управлять кораблём «по частям»

Первый космический тренажёр предназначался для отработки действий по управлению кораблями серии «Восток», потом его переделали, чтобы готовить космонавтов к полётам на «Восходах». Следующим шагом стало создание комплексного тренажёра для экипажей «Союзов» и специализированного тренажёра для выполнения операции сближения. Это оказалось трудной задачей, так как корабль представлял собой качественно новый пилотируемый аппарат со значительно усовершенствованными бортовыми системами. Очень часто их модели превосходили по сложности свои реальные прототипы.

Расширение научной программы потребовало создания новых моделирующих стендов. Тогда объединили тренажёры и стенды в общий тренажно-моделирующий комплекс на базе коллективно используемых систем (вычислительных, информационных и т. д.). Такое построение технических средств обеспечило одновременную работу многих применявшихся устройств и значительно сократило время подготовки.

Тренировки начинаются с изучения интерьера кабины, размещения органов управления, средств информации. Отрабатывается логическая последовательность действий при решении разных задач. Затем на всевозможных стендах и тренажёрах космонавты приобретают навыки по выполнению отдельных операций.

Следующий этап — отработка на стендах и тренажёрах всех операций в целом в штатном режиме полёта. Только после того как навыки закрепятся, приступают к усложнению условий, в частности возникающих в нештатных и аварийных ситуациях.
Тренировки могут проводиться как в реальном масштабе времени, так и в замедленном, если требуется отработать навыки управления быстротекущими процессами, либо в ускоренном темпе — для сокращения времени.

Управлять всем комплексом

Одним из основных средств обучения и тренировки экипажей является комплексный тренажёр. На нём космонавтов обучают работе с бортовыми системами, методам обнаружения и устранения неисправностей, взаимодействию с наземными пунктами управления, отрабатывают приёмы ручного управления кораблём.

Управляющий компьютер позволяет моделировать много вариантов нештатных ситуаций. Отработка действий в нештатных и аварийных ситуациях очень важна и занимает значительную часть времени. Существует тренажёр, имитирующий орбитальную станцию.

В итоге весь экипаж сдаёт государственный экзамен, по результатам которого решается вопрос о допуске к полёту.

Принимает экзамен Государственная комиссия, состоящая из ведущих специалистов Центра подготовки и предприятий, производящих космическую технику. Процесс сдачи экзамена Госкомиссии ничем не отличается от тренировок по сложности и условиям проведения.

Подготовка к работам в открытом космосе

Подготовка космонавтов к работе в открытом космосе, вероятно, самая сложная. Ведь на Земле практически невозможно создать длительную — более нескольких десятков секунд — невесомость. Способов её имитации довольно много. Все они несовершенны, но их применяют для отработки отдельных операций, связанных с выходом в открытый космос.

Самая «чистая» невесомость возникает в самолёте при полёте по параболической траектории. Вначале тренировки проводились на истребителе «МиГ-15» — за один полёт самолёт делал три-четыре горки, во время каждой из которых состояние невесомости длилось около 40 с. Задания были нетрудные: на одной горке так называемая проба пера — написать имя, фамилию, дату и поставить подпись. Потом этот образец сравнивался с предполётным, чтобы выявить возможные нарушения тонкой координации движений. На другой горке предлагалось попробовать космическую пищу из тубы, на третьей — передать по рации заданную фразу. Позже создали летающую лабораторию на базе Ту-104, и теперь в его салоне можно свободно «плавать» и отрабатывать элементы полётного задания.

Наиболее эффективный способ моделирования невесомости — создание гидроневесомости. Хотя невесомость в гидросреде сильно отличается от её прототипа на орбите, испытатель может находиться в ней практически неограниченное время и свободно перемещаться в любом направлении. Все операции отрабатываются в реальном масштабе времени.

В 1965 г. в Центре подготовки космонавтов построили гидробассейн и создали гидролабораторию — сложное сооружение с целым комплексом технологического оборудования, специальных систем, аппаратуры и механизмов. Скафандры, используемые для тренировок, почти не отличаются от штатных. Ранец системы жизнеобеспечения имитируется макетом, размеры которого соответствуют реальным.

Воздух для дыхания и вода для системы терморегулирования подаются по шлангам. Работы под водой обычно связаны с определённой опасностью, поэтому космонавтов и испытателей страхуют аквалангисты. По эмоциональному напряжению и энергозатратам тренировки в гидросреде близки к реальным условиям космического полёта.

Лётная и парашютная подготовка

Важную роль в становлении космонавта как профессионала играет лётная и парашютная подготовка. В программу первой входят полёты на современных истребителях и тяжёлых транспортных самолётах. При этом овладение техникой пилотирования является не целью, а средством формирования соответствующих качеств. Полёты на самолётах развивают пространственную ориентировку и умение принимать решения в условиях дефицита времени; укрепляют навыки в работе с органами управления и приборами; тренируют внимание, переключаемость и устойчивость при выполнении монотонной работы, вырабатывают способность одновременно решать несколько задач, связанных с управлением, и т. д.

И хотя летчики не очень любят прыгать с парашютом, только парашютная подготовка позволяет моделировать реальную стрессовую обстановку, развивать морально-волевые качества. Космонавту даются разнообразные задания, которые он должен выполнить в условиях дефицита времени при свободном падении и после раскрытия парашюта. Кроме того, нужно вести репортаж, он записывается на магнитофон и затем анализируется, чтобы определить эмоциональное напряжение парашютиста.

Наиболее психологически сложным является задание, в котором необходимо по выложенным на земле знакам определить или рассчитать (выполнив некие арифметические действия) время раскрытия парашюта, поскольку это связано с реальным риском. Разумеется, если парашютист не откроет парашют вовремя, это сделает за него автомат. Выполняющий упражнения оказывается в состоянии, максимально приближенном к тому стрессовому, которое возникает в аварийной обстановке на космическом корабле при дефиците времени для выхода из неё.

Пробы на выживаемость

Содержание «проб на выживаемость» меняется, вносятся всевозможные элементы неожиданности, но суть остается неизменной – подготовка к преодолению любых трудностей и неожиданностей, психологическая и физическая закалка.

Такие тренировки проводятся в тайге, в пустыне, в горах, на море. Например, высаживают их с вертолета на раскаленный безжалостным солнцем песчаный бархан. Задача – с минимальным снаряжением, с очень небольшим припасом выжить, добраться до лагеря врачей и экзаменаторов. Тут особенно важно уметь правильно распределить силы, запас воды. Суметь уберечься от зноя и песчаной бури.

Заключение

Отбор в космонавты — это непрерывный процесс, происходящий на всех этапах подготовки, в течение всего времени пребывания в отряде. Даже пройдя жёсткий первоначальный отсев, очень трудно овладеть нужными навыками и развить соответствующие личностные качества.

Все виды подготовки, все используемые для этого технические средства, все усилия большого коллектива Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина, взаимно дополняя друг друга, направлены на то, чтобы совместно с организацией, создающей космические корабли и станции, всесторонне подготовить человека к выполнению очень сложного и очень ответственного задания – полёту в космос, работе на околоземной орбите.

Список использованной литературы

  • А.Дихтярь, Жизнь – прекрасное мгновение, Документальная композиция, М., «Молодая гвардия», 1975
  • Космонавтика СССР, М., Машиностроение, «Планета», под ред. Мозжорина Ю.А, 1986
  • www.federalspace.ru – Федеральное космическое агентство;
  • www.zvezdniygorodok.ru — Звёздный городок;
  • www.gctc.ru — ЦПК;
  • www.school51penza.narod.ru/index.htm — доп.информация о тренажёрах;

Как стать космонавтом?

Обычно о наборе в отряд космонавтов можно узнать на сайте «Роскосмоса» или космических агентств других стран. Там же сообщаются условия, по которым проводится набор. Иногда он бывает совершенно открытый — любой человек имеет право подать заявку, если соответствует списку требований. В некоторых случаях нужен опыт работы в ракетно-космической отрасли — то есть хотят набрать грамотных инженеров или врачей, которые много лет работают с космонавтами.

Конкретный список требований формулируется в «Положении о проведении конкурса по отбору кандидатов в космонавты», которое публикуется заранее. Сам отбор проходит на базе Центра подготовки космонавтов (ЦПК).


Космонавт — универсальный специалист. Поэтому приходится учиться самым разным вещам, вырабатывая широкий спектр навыков. Тут и астрономия, и физика, и медицина, и программирование. На МКС, кстати, больше ста компьютеров, три сети, системы на Windows и Linux, есть Wi-Fi-точки, серверы. В ходе подготовки космонавт должен досконально изучить больше семидесяти инженерных систем. Не для того чтобы их починить в случае чего, а чтобы толково объяснить Земле, какие возникли проблемы. Поэтому нужно знать как можно больше, а еще — уметь быстро воспринимать информацию, усваивать ее и воспроизводить.

Минимум — высшее. Какое именно высшее образование требуется, определяется конкретным набором в отряд. В одних случаях указывается, что необходимо высшее техническое образование, в других — просто высшее. Многие космонавты и астронавты имеют не одно высшее образование, а два. Наличие дополнительных специальностей учитывается при отборе.

Что еще поможет при поступлении в отряд? Вместе с заявлением обычно прикладывается достаточно большой пакет медицинских документов. При этом ты сам за свои деньги проходишь все необходимые обследования. Нужно представить и свидетельства обо всех своих навыках: предположим, есть опыт парашютных прыжков, права пилота. Дальше в обязательном порядке сдаются экзамены по английскому  языку и по физкультуре. 

Нет, сегодня это не считается обязательным требованием. Обучение летным навыкам само по себе входит в будущую подготовку. Когда человек преодолевает этап отбора, он еще не становится космонавтом. Должность в трудовой книжке — «кандидат в космонавты». И он ее занимает целых два года.

За это время проходит летную практику, прыгает с парашютом, ныряет под воду, учится выживать в пустыне, на море, среди снегов и тому подобное. Причем все эти испытания проходят с оценкой стрессоустойчивости. Например, парашютные прыжки. В шлем испытуемого встраивается диктофон с микрофоном. На руку рядом с высотомером надевается карточка с заданием, и ты обязан это задание решить в промежуток от выхода из вертолета до открытия парашюта, а свое решение надиктовать. По правильности решения и по тембру голоса определяется уровень твоего стресса. Плюс мультизадачность: ты решаешь задание, ты смотришь на высотометр, а еще описываешь сигналы, которые подает инструктор, — он прыгает вместе с тобой, падает рядом и показывает какие-нибудь жесты, а ты обязан их комментировать. Далее на строго определенной высоте надо открыть парашют, а после приземления провести анализ своего прыжка и правильность решения задач.

Летная и парашютная подготовки очень важны для формирования личности космонавта как профессионала, потому что, обучаясь этому делу, он попадает в реальные стрессовые условия, которые по-другому не воссоздать. Играть в опасные ситуации, сидя дома в уютном кресле, не имеет смысла при подготовке к реальному космическому полету.

По материалам книги Сергея Рязанского «Можно ли забить гвоздь в космосе» .

Космонавт – покоритель просторов Вселенной

Выбор профессии    |   Гурьева Ксения   |    7535

Каждая профессия, возникающая в человеческом обществе, современном набирает популярность и становится доступна если не всем, то многим. Но есть и исключения. И профессия космонавт – одно из них.

Космонавт. Кто он?

Космонавт – это человек, который проводит испытательные и познавательные работы в космическом полете. Существует несколько основных специализаций по профессии космонавт:

Испытатель. Задача испытателя заключается в управлении кораблем, взлете, посадке, согласовании действий всех систем и экипажа;

Инженер. Инженер в космонавтике — это специалист, обслуживающий системы корабля, осуществляющий его подготовку к полету, участвующий в разработке и испытаниях новых технических систем;

Исследователь. Космонавт данной специализации проводит разнообразные космические эксперименты. Помимо этого он отвечает за здоровье людей во время полета и проводит разнообразные медицинские и биологические исследования.

Работа космонавтом. Необходимые личные качества

Профессия космонавт очень интересна, но в то же время невероятно ответственна и подходит далеко не всем. Стать космонавтом, выходящим в открытый космос – задача не из легких. Отбор в ряды космонавтов невероятно жесткий. Для этого, помимо профессиональной подготовки, необходимо обладать некоторыми обязательными качествами характера:

• Лидерство;

• Уверенность в себе и своих силах;

• Целеустремленность;

• Способность к непрерывному обучению;

• Высокие интеллектуальные способности;

• Умение принимать нестандартные решение во внештатных ситуациях;

• Готовность к работе в неблагоприятных условиях;

• Свободное владение английским языком;

• Готовность к непредвиденным ситуациям;

• «Трезвость» ума;

• Необходимые познания в физике, биологии;

• Отменно здоровье.

К состоянию здоровья космонавта предъявляются самые жесткие требования. Наверно, нет больше ни одной профессии, в которой бы здоровье претендента проверялось настолько тщательно. Стопроцентное зрение, отсутствие острых и хронических заболеваний и негативных привычек – это лишь малая часть необходимых медицинских условий. Для принятия в космонавты необходимо пройти очень жесткую и сложную подготовку, при которой на кандидата оказываются просто колоссальные физические и психологические нагрузки. При этом ни один из используемых и существующих сегодня тренажеров не способен стопроцентно воссоздать ту нагрузку, которую получает космонавт при полете и выходе в открытый космос.

Кроме этого, космонавтов проверяют и государственные органы. Любые неполадки с законом, отрицательные записи в личных делах или непорядок с эмоциональными данными навсегда закроют вам путь в космонавтику.

Это еще раз доказывает, что космонавт – профессия для малого круга людей.

Космонавт. Плюсы и минусы профессии

Работа космонавта в современном обществе весьма уважаема. Но она, как и любой вид деятельности, имеет преимущества и недостатки.

Основные плюсы работы космонавтом:

• Престиж профессии;

• Достойная оплата;

• Возможность стать частью чего-то нового и максимально проявить свои способности.

Главные минусы профессии космонавта:

• Жесткий отбор;

• Высокая ответственность;

• Длительные командировки;

• Риск для жизни и здоровья.

В числе недостатков работы космонавтом стоит отметить также высокое психологическое напряжение. Космонавт понимает, что от его работы зависит труд не одной сотни людей, которые на протяжении долгого времени участвовали в проекте.

Космонавт. Заработная плата

Еще несколько десятков назад профессия космонавта была пиком мечтаний многих школьников. Кто из мальчишек не хотел повторить поступок Юрия Гагарина? Время шло, но профессия космонавта так и не утратила своей актуальности.

Космонавты являются госслужащими, поэтому зарплата таких специалистов зависит от утвержденных ставок. Помимо этого существует система поощрений и бонусов. С каждым из космонавтов заключается договор на время полета, в котором указываются основные моменты, в числе которых и уровень оплаты за качественное выполнение поставленных задач.

Официальная зарплата космонавтом не разглашается публично. Действительные суммы дохода можно узнать лишь от самих работников организаций.

Где учиться на космонавта?

Какое же образование необходимо для того, чтобы стать настоящим покорителем космических просторов?

Главная отличительная черта образования космонавта – это его непрерывность. Постоянно изучать что-то новое и сдавать экзамены для космонавта обычное дело. Сегодня космонавтом готовят в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) имени Юрия Гагарина. При этом есть три возможных пути в космонавтику:

• Окончив какой-либо технический вуз и проработав некоторое время в ракетно-космической корпорации можно подать заявку в комиссию по подготовке космонавтов;

• Быть специалистом в биологии, окончив медицинский университет. Люди с образованием в сфере биологии или физике сегодня особенно нужны на орбите; • Космонавтом можно стать через военную авиацию. При этом необходимо иметь определенный «налет» в часах.

Выбирая одну из самых героических и романтических профессий в мире – профессию космонавта, помните, что это не просто работа, это станет вашей жизнью. И если вы готовы отдать свою жизнь космосу, то смело дерзайте!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *