Генетическая связь между классами неорганических веществ: Урок №39. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений – Генетическая связь между классами неорганических веществ (химия, 11 класс)

««Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАВРИЧЕСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 20 ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ

ЛУКИ КРЫМСКОГО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Открытый урок по химии в 8 – Б классе

Тема: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

Урок разработала:

Рымарчук Оксана Васильевна

учитель химии I категории

г. Симферополь, 2018 г.

Урок № 50 8- Б класс 20.03.2018

Тема. «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

Цель урока:

Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ, их химических свойствах.

  2. Сформировать умения находить пути и осуществлять взаимопревращения веществ между классами неорганических веществ.

Метапредметные:

  1. Развивать интерес учащихся к науке химия.

  2. Развивать умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

  3. Развивать внимательность, наблюдательность и умение выделять главное.

Коммуникативные:

    1. Формировать умение вести диалог, работать в паре при выполнении заданий.

    2. Формировать умение правильно, грамотно и логично выражать свои мысли по какому-либо вопросу.

Оборудование: магнитная доска, формуламы веществ разных классов, карточки с заданиями у учащих, подсказки, мультимедийная доска, проектор, слайды.

Основные термины и понятия: вещества: простые и сложные, оксиды, кислоты, соли, основания, соли, генетическая связь.

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока:

Организационный этап

Приветствие учащихся, проверить готовность к уроку – наличие учебника, дневника, тетради и письменных принадлежностей.

Актуализация знаний

я хочу начать урок с эпиграфа:

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» Слайд1

Давайте вспомним, что же изучает наука химия?

(Наука о веществах, их свойствах и превращениях)

— Что называют веществом? (- то из чего состоят тела)

Давайте определим о

— О каких веществах идет речь? в загадках.

1. На суку сидит сова,
Выдыхает .….

СО2

2. Сапоги мои того,
Пропускают …… Н2О

3. Его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин —
В малых дозах в блюдах нужен ..…. NaCl

4. Что за чудо посмотри,
По доске он проезжает,
За собой след оставляет ..…. CaCO3

Из чего же состоят вещества? (из атомов; химических элементов)

Переведите с химического языка в химические соединения Сл.2

1. Не все то Аурум, что блестит.

2. Куй Феррум, пока горячо.

3. Слово — Аргентум, а молчание – Аурум.

4. Купрумного гроша не стоит.

5. Стойкий Станумный солдатик.

6. С тех пор много Н2О утекло.
7. Тяжёлые Плюмбумные тучи.

Этап повторения и обобщения понятий, усвоение соответствующей им системы знаний

Вы полностью изучили основные классы неорганических соединений, их состав и свойства. Давайте совместно дополним схему: «Основные классы неорганических соединений» в тетрадях. Запишите число.

Сл.3

На какие две группы можно классифицировать все вещества? (простые и………….), группы простые вещества? (……. и неметаллы). Как классифицируются сложные вещества?

hello_html_m7339a27f.gif

Перед вами формулы соединений разных классов распределите их по группам: Сл. 4 Соотнесите классы веществ и химические формулы:

К доске выходя по одному учащиеся для распределения веществ по классам

Дайте определение понятиям: простые вещества, оксиды, кислоты.

Сл.5 Помогите мышонку пройти к подруге. —

Он может двигаться только по клеткам, в которых записаны формулы кислотных оксидов (по диагонали двигаться нельзя)- цель повторить оксиды которые относятся только к кислотным- в тетради выписать формулы кислотных оксидов

SO2, SO3,CrO3, P2O5,Mn2O7, N2O5, N2O3, SO2

Слайд 6. Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице, по классам. Выделите буквы, соответствующие правильным ответам, составьте их них и запишите фамилию великого русского химика.

МЕНДЕЛЕЕВ

Слайд 7. Задание 4-ый лишний.

Если вы выполните правильно задание, то у вас получится математические знаки, < и =

В предложенных рядах веществ найдите лишнее вещество.

1. Na2O, MgO, N2O5, PbO

2. KOH, H2SO4, Ca(OH)2, Mg(OH)2.

3. H2SO4, HCl, KOH, H3PO4.

1. Na2SO4, CaS, NaOH, , ZnCl2

2. SiO2, CaO, CO Al2O3,

А сейчас немного поиграем в игру «Верю, не верю» , но при этом будем использовать сигнальные карточки которые находятся у вас на столах, но для начала вспомните правила перехода на регулируемом пешеходном переходе с помощью светофора, зелёный иди- правильное утверждение, красный стой( белый)- не правильное утверждение, и так всем понятны правила игры? И так начинаем ……….

  1. Ион – это заряженная частица вещества. (Да)

  2. Реакция соединение – это реакций, при которых из двух веществ получается лишь одно вещество. (Да)

  3. Сложное вещество, в состав которого входит металл и гидроксогруппа, называется соль. (Нет)

  4. Растворимые в воде основания, называются щёлочами. (Да)

  5. Реакция нейтрализации – это реакция, в которую вступает кислота и щелочь, получается соль и вода. (Да)

  6. Сложное вещество, состоящее из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления минус два называется кислотой. (Нет).

Молодцы, справились с этим заданием

Для того что бы определить тему урока вам необходимо найти соответствие между исходными веществами левой части и продуктами реакции правой части и составить из полученных слов тему урока.

1. Мg+ 2HCl А. 2H3PO4 соединений

2. K2O + H2O Б. NaNO3 +AgCl между

3. NaCl +AgNO3 В. 2КCl+ 3O2 классами

4. 2 Li + Cl2 Г. СaCO3 неорганических

5. 2 KClO3 Д. MgCl2 + H2 генетическая

6.CaO +CO2 Е. 2KOH связь

7. P2O5 +3H2O Ж. 2LiCl основными

Запишите тему в тетрадь. Слайд 8

Давайте сформулируем цели нашего урока: Слайд 7

  1. Выявить сущность генетической связи между классами неорганических веществ.

  2. Установить взаимосвязь между различными классами неорганических веществ.

  3. Научиться находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.

Распределите продиктованные вещества по классам.

CaO, P2O5, Ca, P, Ca(OH)2, CaSO4, H3PO4, Al PO4. Слайд 11

Разделите продиктованные вещества на две группы по родственному признаку.

1 группа – CaO, Ca, Ca(OH)2, CaSO4. Слайд 12

2 группа – P2O5, P, H3

PO4, Al PO4.

Эти элементы переходят от одного класса соединений к другому, как бы по наследству.

Запишите определение в тетрадь.

Генетическая связь – это связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения. Слайд 13

Генетический ряд – это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент.

Итак, генетический ряд начинаем с простого вещества и постепенно усложняем состав:

Задание
Осуществите цепочки превращений: 

Ca ——- CaO —— Ca(OH)2 ——— CaSO4;

Проблемный вопрос

Можно ли составить обратный генетический ряд? Как вы думаете, с какого класса веществ можно начать? Например, возьмем соль CuSO4 и практически осуществим цепочку превращений.

Вывод: Составление генетического ряда можно начинать с любого класса неорганического соединения.

Закрепление

Осуществить цепочку превращений: 

P —— P2O5 ——— H3PO4 —— Al PO4.

Подведение итогов

Что сегодня вы узнали и чему научились на уроке?

  1. Существует взаимосвязь между классами неорганических соединений.

  2. Металлы и неметаллы образуют соответствующие генетические ряды (ряд Ме, ряд неМе).

3. Обобщили знания об основных классах неорганических соединений..

Рефлексия

Сегодня на уроке я смог……

Понял…

Не понял …….

Домашнее задание- подготовиться к контрольной работе и

1 уровень. Составить уравнения реакций для ряда: «-3»

Mg MgO M g(OH)2 MgSO4

2 уровень. Составить уравнения реакций для ряда: «4»

Al AL2O3 AL(OH)3 ALCL3

* Составить кроссворд по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ». «5»

«Классы неорганических веществ и генетическая связь между ними»

Неделя 2

Дата – 9 октября 2014 года

Занятие 3

Название урока

Классы неорганических веществ и генетическая связь между ними

Общие

цели

— Обобщить и систематизировать все знания, полученные при изучении основных классов неорганических веществ, установить все прямые и обратные связи между классами веществ, повторить принцип противоположности свойств реагирующих веществ, вычленить свойства каждого класса.

— Умение критический мыслить при повторении основных понятии темы. Классифицировать и сопоставлять классы неорганических веществ.

-Извлекать химические знания по определению свойств неорганических веществ. Уметь оценивать результаты своей деятельности и деятельности других. Развить речевую коммуникацию и формировать навыки химической терминалогии и химического языка.

Результаты

обучения

-Знают состав и свойства классов неорганических веществ и правила работы с веществами.

— умеют составлять уравнения химических реакции и указывать их генетическую взаимосвязь.

— Научатся оценивать свои знания с помощью таблицы оценивания.

Ключевые

идеи

Кислоты- сложные вещества, в составе которого кислотные остатки и атомы металла способные замещаться атомами водорода.

Соли-сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.

Основания-сложные вещества,в состав которого входит один или несколько гидрокогрупп замещенных атомами металла.

Соли-бинарные соединения, состоящее из двух элементов, один из которых кислород.

Генетическая связь-связь между разными классами, основанные на их взаимопревращениях. Взаимопревращения можно проследить по генетическому ряду.

Занятие

Занятие 3. Актуализация опорных знаний.

Разминка.

-Рада всех приветствовать! Я предлагаю вам разминку «Звезда». Что вы должны сделать? Вы выбираете по очередности одну ленту из пучка при этом называете один из классов неорганических веществ и соответственно называете характерное ему свойство. И так, начинаем. (Ученики по очереди называют один из классов неорганических веществ и соответственно называет характерное ему свойство. Затем пучок ленты опускается с руки учителя и ребята видят свои пары. Образуются 4 пары: оксиды, щелочи, кислоты, соли.

Эта разминка одна из частей проверки домашнего задания.

-Ребята, вам понравилась разминка? Для чего она была проведена? (ученики высказывают свои мнения)

-А теперь ребята, перед тем как начать наш урок, укажите на «лестнице успеха» ваше сегодняшнее состояние на начало урока.( Ребята указывают на «лестнице» свое место)

Задание 4. Определение цели и темы исследования

Работа в группах.(пары объединяются в группы)

-Исходя из двух составленных цепей, например: Ва и серы

с помощью 4 слов и 4 рисунками составте генетическую связь.(ученики составляют генетическую связь)

Получаем: Суждение.

Между основными классами неорганических веществ существует родственная связь ( генетическая связь)

Задание 1

  1. Презентация по теме

Краткое путешествие в мир класса неорганических веществ

2..

«Вращающиеся станции» Творческа работа

-А можно ли составить «обратный» генетический ряд? Как вы думаете, с какого класса веществ нужно начать этот ряд? (варианты могут быть разными)

Проверяем гипотезу с помощью уравнений реакции.

-Найти причинно-следственную связь между двумя рядами с помощью химических реакции

Задание 2. Постановка учебных целей

-Нашу работу мы продолжим в форме диалога, т.е. у вас организовались пары. В парах каждый соответственно своему названию друг другу объясняете ту часть темы, которая была для вас трудно усвояемым. (если попалась в паре сильные)

-Если в паре слабые, то рассказывают друг другу определения, свойства, применения основных классов неорганических веществ

Рефлексия

Рефлексия по уроку:

*Научились ли мы строить генетическую связь?

* Какие чувства испытываете: удовлетворения, уныния, радости? Определите свое место на «Лестница успеха»

С помощью критерии оценивания, которые мы создали вместе, оцените друг друга в группе.

Задание 3.Создание проблемной ситуации .

-Напишите на доске те формулы, которые были сказаны вами в течение вашего диалога. (ученики пишут формулы на доске и в тетрадях).

— А теперь можете их объединить в две группы? (учащиеся пишут оксиды, кислоты, основания, соли , С, СаО)

(выполнение этого упражнения требует от учащихся знаний о взаимодействии основных классов веществ.Учащиеся распределяют вещества в два ряда от простого к сложному

-Какая тут взаимосвязь? (вещества преходят из одного в другое-как бы по наследству. -А как это называется в биологии?

-Гены.

-А на нашем примере, какой элемент будет называтся геном? (Ученики указывают).

-Поэтому цепи и ряды называются генетическими

-Отсюда вытекает тема и цель урока.

Учащиеся формируют тему и цель урока. (запись в тетради и на доске)

Дома: Уровневые задания.

А-3,4,6

В-2( 3,4),5

С-2 (а,б)

Ресурсы.

Ручки, флипчарты, маркеры, стикеры, «Лестница успеха», карточки Светофора, таблица «Оценивание работы в группе»

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

hello_html_m3f0246ca.gifhello_html_m2742fbe2.gifhello_html_m1a870894.gifhello_html_m1a870894.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_10f1d3bd.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_10f1d3bd.gifhello_html_m5951b446.gifhello_html_m5951b446.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_m3c754eb4.gif

Общеобразовательная школа №2

IIII ступеней Министерства образования

и науки Донецкой Народной Республики

Разработка урока по теме:

Классификация неорганических веществ.

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

8 класс

Подготовила:

Учитель химии высшей категории

Власова Л. Д.

Г. Донецк 2015г.

Тема: Классификация неорганических веществ. Генетическая связь между

классами неорганических веществ.

Цели: 1. Учебная:

а) обобщить и систематизировать сведения об основных классах неорганических веществ.

б) развивать представление учащихся о составе, классификации и химических свойствах изученных соединений.

в) выявить взаимосвязь веществ разных классов

  1. Воспитательная:

Совершенствовать мировоззренческие знания учащихся и умение их применять на практике.

  1. Продолжить развитие социальной компетенции.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа с элементами

опроса, игровые моменты.

Оборудование: Таблицы «Ряд активности металлов», « Растворимость кислот, оснований и солей в воде»

Литература: Г.Е.Рудзитис, Ф. Г Фельдман.«Химия» 8 класс изд. Просвещение Москва, 2016г.

Ход урока: I. Проверка домашнего задания.

  1. Сообщение темы, задач, цели и мотивация учебной деятельности учащихся.

Основные классы неорганических соединений — это основа всей неорганической химии. Умение осуществить взаимосвязь между ними, способствует дальнейшему развитию неорганической химии, расширяет перспективы получения новых веществ.

  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний, фронтальная беседа:

  1. Сколько классов неорганических соединений известно?

  2. Что такое оксиды, кислоты, соли, основания?

  3. Из приведенного перечня веществ выделить отдельно формулы каждого класса соединений:

НС1, К20, NaOH, Са(ОН)2, К2С03, NaHC03, HN03, S02, Fe(OH)2, H2S04, Fe203, MgS04.

  1. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

  1. Назовите черты сходства веществ каждого класса соединений.

  2. Доказать, что ВаО — основной оксид.

ВаО + Н20 = Ва(ОН)2

ВаО +2НС1 = ВаС12 + Н20

  1. Доказать, что S03— кислотный оксид.

S03+ Н20 = H2S04

S03 +2NaOH = Na2S04+ Н20

  1. Составить формулы солей: сульфат натрия, хлорид бария, силикат натрия, нитрат калия.

  1. С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота: цинк, оксид бария, вода, нитрат серебра, углекислый газ?

Zn + 2НС1 = ZnCl2+ H2

ВаО+2HC1 = ВаСl2 + Н20

AgNО3+HCl=AgCl +HN03

  1. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний.

Обобщим знания по классам неорганических веществ, используя таблицу « Растворимости кислот, оснований и солей в воде»

Привести соответствующие примеры, заполнив данную схему.

Неорганические вещества

Простые

Na, О2

сложные

HCl, NaOH

металлы неметаллы оксиды соли

Zn S

основные кислотные амфотерные средние основные

CaO SO3 ZnO основания Na2S04 CaOHCl

кислотные

растворимые нерастворимые NaHCO3

щелочи Fe(OH)3

NaOH

амфотерные

Zn(OH)2

бескислородные кислоты кислородсодержащие

HCl H2S04

Генетической называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения.

2

1

5

3

6

7

4

8

«Генезис» — означает происхождение. Генетическая связь, существующая между основными классами неорганических соединений, между простыми и сложными веществами состоит в следующем: вещества взаимосвязаны; из веществ одного класса при помощи химических реакций можно получить вещества другого класса.

металл основной оксид основание

соль соль

неметалл кислотный оксид кислота

Задания:

  1. Составить по данной схеме цепочку превращений:

Са СаО Са(ОН)2

CaS03

S SО2 H2S03

  1. Соединить черточками формулы соляной кислоты и формулы тех веществ, с которыми она вступает в реакцию. Написать уравнения возможных реакций.

HgO Cu Cu(OH)2

A12(S04)3

Na2S HCl MgO

СаСО3 S

S02 Mg

  1. Осуществить превращения:

A1C13 Al(OH)3 A1203 A1(N03)3

Al

A12О3 A12(S04)3

  1. Осуществить превращения:

хлорид железа(II) гидроксид железа (II) оксид железа (II)

сульфат железа (II) железо

  1. Написать 3-4 уравнения реакций образования карбоната калия.

1) К20 + С02 = К2С03

2) 2КОН + Н2С03 = К2С03 + Н20

3) 2КОН + С02 = К2С0320

  1. Игра «Крестики — нолики»

Указать соли

СО2

А1203

Н2S04

Na1

А1С1з

Са(NОз)2

Мg0

Н20

НІ

7) Составить генетическую цепочку для углерода.

VI. Подведение итогов урока.

Основные вопросы для обобщения темы.

  1. Какую роль играет генетическая связь между классами неорганических веществ для дальнейшего развития химии как науки?

  2. Перечислить основные классы неорганических соединений.

VII Домашнее задание.

  1. Осуществить превращения:

КзР04 Ag3P04

Р Р2О5

Н3Р04 Na3Р04

Назвать все вещества.

  1. Получить тремя способами карбонат кальция.

  2. Задача. Какое количество вещества гидроксида меди (II) разложилось, если при этом образовалось 16г оксида меди (II)?

  3. По учебнику повторить §§ 40 – 47

«Генетическая связь между классами неорганических веществ». 11-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: повторить, углубить, развить знания обучающихся о генетических связях веществ.

Задачи:

  • Образовательные: актуализация имеющихся знаний учащихся по данной теме, пробуждение познавательной активности, повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся о генетической связи веществ, развитие умений по составлению и решению схем превращений веществ (теоретический и практический анализ), дать представление о единстве органических и неорганических веществ и их взаимосвязях;
  • Развивающие: способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности, развитие способности размышлять и анализировать, развитие самостоятельности и способности к рефлексии;
  • Воспитательные: воспитание положительной мотивации учения, подвести учащихся к осознанию многозначности понятия связь с помощью диалога на философские вопросы «Что? Почему? Как?», к тому, что в жизни связи имеют огромную жизненную ценность, воспитание чувства ответственности.

Методы: проблемный, индуктивный, дедуктивный, личностно-ориентированный, групповой, поисковый.

Оборудование и реактивы: лоток с химическими реактивами, проектор, диск «Химия 11, электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана, презентация к уроку.

Ход урока

На доске до урока написаны вопросы Что? Почему? Как?; в центре доски, где обычно записывается тема урока, написан вопросительный знак. Обращаясь к учащимся вначале урока, акцентирую их внимание на вопросы, записанные на доске Что? Почему? Как? Мы будем отвечать, размышляя на эти вопросы на тему ….

Что?

Далее зачитываю отрывок из сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», в котором описана встреча Маленького принца с Лисом.

«– Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. – Мне так грустно …
– Не могу я с тобой играть, – сказал Лис. – Я не приручен.
– А как это – приручить?
– Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. – Оно означает: создать узы. … Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу». [2]

Ребята, как вы думаете, какое отношение имеет этот отрывок для нашего урока?

(учащиеся, размышляя и рассуждая, отвечают, что речь идёт о связи, о дружеской связи Маленького принца и Лиса), пишу на доске слово «связь». Цитирую афоризмы мудрости:

«Люди способны объединяться, потому что между ними существуют различия. Эти различия люди могут соблюдать благодаря справедливости» (Сюнь-цзы).[1]

Вам известны разные виды связей, назовите их, а какие-то из них очень значимы в вашей жизни (учащиеся называют разные виды связей: дружеская, родственная, телефонная, сотовая и т.д.). А что такое связи? Например, древние греки считали, что между атомами существуют крючочки, с помощью которых атомы удерживаются около друг друга, а чтобы их разъединить, необходимо приложить усилие (показываю сцепленные кулаки с помощью согнутых указательных пальцев рук). «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое» (А. Шопенгауэр) (учащиеся, размышляя, говорят, что в связях сила).

В чём же сила человека? (ответы учащихся разнообразны: уме, разумности в поступках, доброте, дружбе и т.д.). По мнению китайского философа Лао-Цзы, человек входит в жизнь мягким и слабым, а умирает крепким и жёстким. Все живые существа входят в жизнь мягкими и нежными, а умирают засохшими и жёсткими. А есть ли в природе вещество, сочетающие все эти качества? (подсказка – это вещество в чёрном ящике, ребята находят ответ – вода). Лао-Цзы писал о воде: «Во всём мире нет ничего более мягкого и податливого, чем вода. Но она точит твёрдое и крепкое. Никто не может её одолеть, хотя любой может её победить. Податливое побеждает крепкое, мягкое одолевает твёрдое. Все это знают, но никто не осмеливается действовать так». А может, эти строки применимы не только для воды? Мыслители говорили, например, «Надо покорять умом то, что нельзя одолеть силой» (Марк Аврелий), «Кого боги задумали погубить, того они лишают рассудка, и всё представляется ему в ложном свете» (древнеиндийское изречение), «Разум растёт у людей в соответствии с мира познаньем» (Эмпедокл).[1] Учащиеся размышляя, осознают, что побеждать других можно разумом.

Почему?

В чём причина любых связей? Почему вы вступаете в связи? Зачем дружите, общаетесь, влюбляетесь? (по мнению ребят, это необходимость, это нужно для удовлетворения своих потребностей). «Человек – это узел отношений и только отношения важны для него» (А. де Сент-Экзюпери), «Мы рождены, чтобы жить совместно. Наше общество – свод из камней, который бы обрушился, если бы один не поддерживал другого» (Сенека). Мир многолик и многообразен, нас много и мы едины. Это как в песне «Я, ты, он, она, вместе целая страна, вместе дружная семья, большеглазых, озорных, чёрных, рыжих и ….».

Многообразен и мир химических веществ (открываю на доске ряд химических формул веществ, либо на слайде презентации: CaO, H2O, P2O5, NaCl, Ca, Na, Ba(NO3)2, ZnO, Ca3(PO4)2, NaOH, NH4H2PO4, P, NH3, H3PO4, Cu, SiO2, Na2O, HCl, Na3PO4, KOH.

Как?

Как объединить вещества между собой? Наверное, какой-то связью, в которой проявится их сила и единство? Изучите статью «Болезнь царевича Алексея и генетика».

Болезнь царевича Алексея и генетика

Сын последнего российского императора Николая II, царевич Алексей, страдал тяжёлой болезнью — гемофилией, или несвёртываемостью крови. Сам Николай Александрович и его жена Александра Фёдоровна были здоровы; здоровыми были и его сестры. Вместе с тем многие дальние родственники царской семьи были больны гемофилией. Все они являлись прямыми потомками знаменитой английской королевы Виктории.

С болезнью наследника престола не могла справиться медицина начала XX столетия, и только обладавшему даром внушения Григорию Ефимовичу Распутину каким-то образом удавалось останавливать кровотечения у ребёнка.

Королева Виктория, имевшая девятерых детей, передала свои гены представителям династий, правивших в Великобритании, Германии, России, Испании; её потомки породнились также и с монархами Швеции, Дании, Норвегии, Югославии, Греции, Румынии. Гемофилией страдали один сын, три внука и четыре правнука королевы Виктории. Подчеркнём, что все больные были мужского пола. Кроме потомков герцога Леопольда (больного), все остальные страдавшие гемофилией внуки и правнуки королевы Виктории происходили от неё по женской линии. Болезнь явно наследственная. Она передаётся как по мужской, так и по женской линии, но заболевшими оказываются только мужчины. Если в семье несколько сыновей, то одни из них здоровы, другие больны.

В целом картина такая, какую следует ожидать, если ген гемофилии располагается в Х-хромосоме. У женщин две Х-хромосомы и ген гемофилии не проявляется, так как «прикрыт» нормальной хромосомой; у мужчин — одна Х-хромосома, которую они получают от матери, и, если в этой хромосоме находится ген гемофилии, он проявляется. У женщины — носительницы гена гемофилии половина сыновей будут здоровыми, а половина — больными, так как сын получает одну из двух Х-хромосом своей матери. Относительно семьи Николая II можно утверждать, что хотя бы одна из его четырёх дочерей, будь у нее мужское потомство, также имела бы больных гемофилией сыновей.[6]

 

Ответьте на вопросы: что изучает генетика?, почему гемофилию относят к наследственным заболеваниям?, как называется метод изучения родословной людей за возможно большее число поколений? (ответ учащихся – генеалогический, генеалогия – родословная, в химии связь между веществами генетическая, генезис (греч.) – происхождение, пишу на доске «генетическая»).

Связь веществ по происхождению называется генетической связью, и генетика изучает наследование заболеваний, например гемофилии, дальтонизма, передающихся по наследству. И теперь мы, ответив на философские вопросы «Что? Почему? Как?» формулируем тему урока «Генетическая связь между классами неорганических веществ».

По стихотворению (озвучивает учитель или на индивидуальной карточке) составьте уравнения химических реакций и напишите генетический ряд неметалла (на примере ряда фосфора). Генетический ряд – это ряд представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих общность происхождения данных веществ.[5]

«Красный фосфор я сжигаю, к дымку воду приливаю,
Проверяю лакмусом, станет сразу красным он!
Добавлю натрия гидроксид – цвет фиолетовый в колбе возник»

(возможна демонстрация данных процессов на слайдах, P → P2O5 →H3PO4 → Na3PO4).

Из формул на доске (на слайде презентации) выберете те, которые могут отразить генетический ряд металла, какое вещество поможет объединить эти генетические ряды? (учащиеся самостоятельно выбирают из списка формул те, которые составляют генетический ряд натрия Na → Na2O → NaOH → Na3PO4, пишут уравнения реакций по схеме превращений).

А возможно ли превращение веществ в природе, при каких условиях? Cлайд – грозовой дождь, при грозовых разрядах в почве может образоваться нитрат кальция, составьте генетический ряд и уравнения реакций его образования

N2 → NO → NO2→ HNO3→ Ca(NO3)2

Затем по электронному приложению к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана решаем устно генетические схемы с целью развития знаний и умений учащихся.

«Химик требуется не такой, который только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся» (М.В. Ломоносов). Выполняем эксперимент с целью развития практических навыков учащихся по решению схем превращений (учебник Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана химия 11класс, стр.144, практическая работа 3, задание 5а, после выполнения опытов обсуждение и анализ результатов).

В конце урока самостоятельная работа по вариантам (индивидуальные карточки).[4]

Вариант №1

Вариант №2

В конце урока снова обращаемся к сказке французского писателя А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», где описана сцена прощания Маленького принца с Лисом. Звучат слова, которые давно стали афоризмом:

– Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил.

Читаю стих:

Обычная история, она как мир стара.
С эпохи Эпикура о связях говорят.
Крючочки или палочки, закрученные в рог,
Чтоб атом возле атома удерживаться мог.
Просты определения, но современный век трактует всё по-новому.
Взрослеет человек!
А ты запомни главное и твёрдо это знай:
Любые связи – сила, о том не забывай![3]

Сдача самостоятельных работ учащимися на проверку учителю. Разъяснение домашней работы:

  • параграф 33, стр.138 №13а, б;
  • написать сочинение на тему «Связи, окружающие меня»;
  • составьте генетическую схему, в которой отразите связь между неорганическими и органическими веществами.

Благодарю учащихся за совместную работу.

Литература:

  1. Антология мудрости / сост. В. Ю. Шойхер – М.: Вече, 2007.
  2. Антуан де Сент-Экзюпери Маленький принц М.: Авиг, 1992.
  3. Маркина И. В. Современный урок химии. Ярославль: Академия развития, 2008.
  4. Троегубова Н. П. Поурочные разработки по химии 11 класс. – М.: ВАКО, 2009.
  5. Габриелян О. С., Сладков С. А. Подготовка выпускников средних учебных заведений к сдаче ЕГЭ по химии, лекции 5-8, М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  6. Энциклопедия для детей, т. 2. Биология / глав. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2001.

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий.

Предмет, класс

Неорганическая химия 8 класс

Ф.И.О. преподавателя

Гармаева Бутит-Цыбжит Павловна

Тема урока

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Актуальность использования средств ИКТ

Совершенствование знаний, умений, навыков учащихся при повторении учебного материала на уроке. Наглядность при изучении нового материала.

Цель урока

Сформировать представление о генетической связи основных классов неорганических соединений

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные Сформировать представление о генетической связи основных классов неорганических соединений тельные

Опираясь на ранее полученные знания, организовать деятельность учащихся по изучению генетической связи между основными классами неорганических соединений; 

Развивать умение сравнивать и анализировать, классифицировать вещества; умения и навыки составления формул, составлять уравнения реакции

Выявлять и устанавливать взаимосвязи Стимулировать интерес учащихся к родословной своей семьи.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение, оборудование, реактивы.

Мультимедийный компьютер, видеопроектор, лабораторное оборудование;

Реактивы: раствор серной кислоты, гидроксид натрия

Образовательные ресурсы

Презентация урока

Тип урока:

комбинированный.

Организационная структура урока

Этап 1

I.ОРГАНИЗАЦИОННО — МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Цель

актуализация опорных знаний, эмоциональный настрой на урок, значение материала изучаемой темы.

1.1 Оргмомент.

1.2 Актуализация знаний и способов действий обучающихся.

Эhello_html_1cdacde5.gifтап 2

II. ОПЕРАЦИОННО — ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя

Время

Приветствие

Приветствие

2 мин.

1.Составление родословной и

презентация

Организаторская

Проверка и уточнение записей учащихся

8 мин.

Цель

использование полученных знаний по теме: «Классификация неорганических веществ» для постановки и решения проблемы. Запись

темы урока.

Промежуточный контроль

Групповая

исследовательская работа

презентация

взаимоконтроль

модераторская

проверка и уточнение записей учащихся

10 мин.

Этап 3

III. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Цель

использование полученных знаний, их систематизация.

3.1 ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

hello_html_69878704.gif

3.2. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

hello_html_1abc0e17.gif

3.3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

3.4 РЕФЛЕКСИЯ

Работа с заданием, составление схем генетической взаимосвязи разных классов.

контролирующая

3 мин.

Подтверждение гипотезы.

Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Обобщение ответов

2 мин.

Повторить химические свойства классов неорганических соединений по табл. №9,11,13

учебника.

Составить ген. схему и решить.

Учитель озвучивает

3мин.

Выбирают смайлик и объясняют почему? 1 мин.

  • Девиз урока: «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность» 

    Б.Шоу.

Анализ урока:

Класс:7

Предмет: Химия

Учитель: Гармаева Б.П.

Автор учебника: О.С.Габриелян

Тема урока: Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Цель урока: Сформировать представление о генетической связи основных классов неорганических

соединений.

Задачи урока:

учащихся по изучению генетической связи между основными классами неорганических соединений;

умения и навыки составления формул, составлять уравнения реакции;

Стимулировать интерес учащихся к родословной своей семьи

Тип урока: комбинированный

Технология обучения:

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные

  • исследовательская

Методы, используемые на уроке:

Виды контроля:

Ход урока:

— Здравствуйте!

Сегодня у нас необычный урок, у нас гости.

Как вы знаете приближается праздник Сагаалган. Дорогие друзья, знаете ли вы своих бабушек и дедушек? А как обстоит дело с прабабушками и с прадедушками? Так, Александр Сергеевич Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал ее друзьям. Вы знаете свою родословную?

Слайд: Генеалогия занимается изучением родственных взаимосвязей людей, составлением  генеалогических древ.

Генеалогия-родословная

Задание№1. Создание проблемной ситуации.

Задание. На рисунке соедините формулы веществ в соответствии родственных душ.
Вопрос: как в биологии называется носитель наследственной информации? Ген
Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи?
Поэтому цепи или ряды называются генетическими.

 Определение темы и цели исследования. 

Как вы думаете тема нашего урока?
Тема нашего урока: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» (запись на доске и в тетради).

Задание 2.Схему спросить (Классификация). Взаимопроверка

Провожу химический диктант. Записать формулы веществ следующих химических соединений: оксид фосфора, литий, фосфор, оксид кальция, гидроксид лития, фосфорная кислота, соляная кислота, оксид лития, фосфат лития, нитрат калия.

Проверяем правильность написания формул этих веществ, а затем предлагаю задание классу: 1.Распределить вещества по классам согласно схемы.

Задание для всего класса:  1.Из веществ, формулы которых были предложены на химическом диктанте, выберите те, которые можно объединить в две группы.

2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:

hello_html_2626b1e9.pnghello_html_2626b1e9.pnghello_html_2626b1e9.pnghello_html_2626b1e9.pnghello_html_2626b1e9.png

Общий вывод:

  • Выделяем признаки, которые характеризуют генетический ряд:

  • Вещества разных классов;

  • Разные вещества образованы одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существования одного химического элемента;

  • Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.

Связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями, отражающая общность происхождения веществ этого элемента (т.е. их генезис), и называется генетической связью.

Задание №3. “Генетическая связь между основными классами неорганических веществ”

Вариант

Химические формулы веществ

1.

CaSO3, BaO, H2SO4, Fe(OH)3, Ba, SO3 , BaCl2, Ba(OH)2 , H2, HBr.

2

CuO, H3PO4, C, H2CO3, CO2, Ca(OH)2, K2CO3, CuSO4, Fe(OH)2 , N2.

Вопросы

Распределите вещества по классам, дайте названия.

Составьте генетический ряд для данного простого вещества.

Задание 4.исследовательская часть

Чтение с пометками. Прочитайте внимательно сказку и сделайте на полях пометки:

  • Напротив предложений, в которых содержится известная информация, ставите значок «v»;

  • Напротив предложений, содержащих новую для вас информацию, ставите значок «+»;

  • если полученная информация вас удивила и вызвала интерес- «!».

На основе пометок в тексте проделайте небольшой опыт.

Жил-был очень древний род

Боевой там был народ.

Маму звали Кислота,

Ох, и вредная она.

Папу — Основание –

Семье всей испытание.

А это что за сотня рожек

На папу с мамою похожих?

Это просто дети — соли.

В семье большой у всех есть роли.

И даже няня у Гидроксидов была.

И звали няню просто Вода.

Случилась однажды в семье беда:

Заболели все разом, такие дела.

У мамы симптомы мигрени,

У папы ноют колени,

А соли чихают, носы утирают,

И кашляя громко, других заражают.

Вода решилась помочь всем сразу,

Развела в стакане фиолетовый лакмус.

Сказала всем, что это йод в крахмале,

Что полезнее средства найдешь едва ли.

Заставила выпить по полстакана,

Приказала всем лечь, вставать-то рано.

А утром раздался шум, крик и рѐв,

Как будто, в квартиру пустили львов.

«Я посинел, ужасный вид!..»

Так основание рычит.

«А я, смотри-ка, покраснела,.

Как будто вся горю, душой и телом!»

-Кричит, кипит аж , Кислота.

«Да что ж такое? Вот беда…»

Вывод: Индикаторы изменяет свой цвет в растворах кислот и оснований,

это общие свойства кислот и оснований, которое обусловлено особенностями в их строении.

Проводится рефлексия  (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…, было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я приобрел… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…).

«Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Паршина Ю.В., учитель химии ГБОУ «СОШ № 57 с музыкально-хоровым профилем обучения»

Цели:

  • закрепить и обобщить знания о свойствах основных классах неорганических соединений;

  • закрепить понятия о генетическом ряде элементов;

  • развить умение осуществлять переходы от одного класса соединений к другим с помощью метода коллективного обучения;

  • развивать умения проводить сравнения, анализировать, обобщать, делать выводы,

  • развивать экспериментальные умения и практические навыки;

  • воспитывать грамотность проведения химического эксперимента, соблюдение определенных норм поведения в процессе выполнения лабораторного опыта;

  • воспитывать ответственность за результаты своей работы.

Задачи: Образовательные:

на данном этапе обучения ученики должны:

  • классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам;

  • составлять генетические ряды металлов и неметаллов;

  • иллюстрировать уравнения химических реакций, генетическую связь между членами ряда;

  • охарактеризовать химические вещества данного класса ;

  • знать основные связи между классами неорганических соединений;

  • уметь доказать основной и кислотный характер свойств неорганических соединений.

Развивающие: продолжать формировать умения — обращаться с лабораторным оборудованием; 
продолжить формировать навыки химического эксперимента

Воспитывающие: продолжать формировать умение работать в группах, помогать друг другу, а также культуру поведения на уроках.

Здоровьесберегающие: соблюдать правила техники безопасности на уроке при проведении эксперимента; добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока за счет смены видов деятельности; создавать благоприятный психологический климат на уроке.

Форма организации работы: Групповая, фронтальная и индивидуальная.

Оборудование и реактивы: SMART-доска, карточки с заданиями, справочный материал по основным классам неорганических соединений, схемы «Генетическая связь между классами неорганических соединений», учебники, таблица растворимости, штативы, пробирки, металлический магний, растворы: хлорид меди (II), гидроксид натрия, соляная кислота, серная кислота, хлорид бария, хлорид железа (III), метиловый оранжевый.

Эпиграф урока:

Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это не приятно? (Конфуций)

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний

Методы. Словесные, словесно-наглядно-практические.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1.Проверка готовности класса к уроку.

3. Постановка цели урока, мотивация.

Вы готовы к путешествию? Тогда в путь! Сегодня мы с вами, ребята, побываем в удивительной и загадочной стране, Много у нее тайн и загадок. Страну эту населяют множество маленьких существ-веществ. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности, обычаи, традиции. В этой удивительной стране живут вещества: простые и сложные, спокойные, уравновешенные, беспокойные, просто буйные, ядовитые и безвредные, полезные и очень вредны, кислые и соленые, сладкие и горькие, вкусные и безвкусные, конфликтные и компромиссные, имеющие разные взгляды на отношение друг к другу, но живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. Я приглашаю вас в страну Химию. 

II. Повторение пройденного материала.

Из химических элементов К, S, O, H, C, Р, Аl, Zn, Cl, Ca составьте все возможные формулы веществ и назовите их.

Фронтальная беседа по вопросам:

Какие классы неорганических соединений вы знаете?
Какие вещества называют оксидами?
Какие бывают оксиды? Приведите примеры.
Какие вещества называют кислотами?
Какие бывают кислоты? Приведите пример.
Дайте определение основаниям?
Какие бывают основания? Приведите пример.
Что такое соль? 
Какие бывают соли? Приведите пример.

Учитель: Мы изучили с вами 4 класса неорганических веществ: кислоты, соли, основания, оксиды. Сегодня мы вспомним и повторим все, что уже знаем о них. Ибо, как сказал в свое время философ Конфуций: “Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это не приятно?” Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.

Урок будет не совсем обычный. Он пройдет в виде соревнования. Вы знаете, что соревнования бывают разные: спортивные, по профессиональному мастерству и другие. У нас пройдут соревнования по химическим знаниям о важнейших классах неорганических соединений. За каждое верно выполненное задание команда получает смайлик или звезду.

III. Работа в группах

Учащиеся объединяются в 4 группы (команды): «Оксиды», «Основания», «Кислоты», «Соли»

Задание 1 “Найди родственников

Al(OH)3, CO2 , HNO3, CaCl2 ,Cu(OH)2, CuCO3, K2O, HCl, Fe2O3, NaOH, H2SO4, KOH, SO3, H3PO4, Mg (NO3) 2, Li2SO4

Первая команда выписывает оксиды. Вторая команда – растворимые и нерастворимые основания. Третья команда – кислоты, четвертая — соли.

hello_html_42fbd84a.png

Задание 2. Игра «Шифровальшик».

Зашифруйте записи – напишите формулы веществ:

Группа «Оксиды»:

Карбонат кальция

Сернистая кислота

Оксид алюминия

Гидроксид натрия

Группа «Основания»:

Соляная кислота

Гидроксид бария

Оксид магния

Сульфат натрия

Группа «Кислоты»:

Азотная кислота кислота

Оксид железа (III)

Гидроксид алюминия

Нитрат бария

Группа «Соли»:

Оксид лития

Гидроксид меди (II)

Ортофосфат кальция

Серная кислота

Задание 3. «Кто быстрее»

Даны вещества: SO3 , H2O, BaO, NaOH, BaCl2 , H 2SO4, Al.

Между какими из этих веществ возможны химические взаимодействия?

Составьте за 3 минуты как можно больше уравненийреакций.

ОТВЕТЫ:

SO3+ H2O = H2SO4
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl
BaO + SO3 = BaSO4
BaO + H2O = Ba(OH)2
2NaOH + H2SO4  = Na2SO4  + 2H2O
2Al + 3H2SO4 = Al2(SO43+ 3h3
BaO + H2SO4 = BaSO4 + H2O

SO3 +2NaOH = Na2SO4 + H2O

«Химическая разминка» (физкультминутка)

Учитель или кто-либо из участников называет химические элементы. Если назван металл – все встают, неметалл – садятся.

ИЛИ

Предварительно напоминаю о правилах безопасности при работе в химическом кабинете, при выполнении химических экспериментов.

1. Вы спиртовку от спиртовки зажигайте очень смело. 
Ведь фитиль у вас хороший, пламя яркое столбом. 
И не страшно, если брюки вспыхнут быстро, незаметно. 
Но зато соседка ваша не пойдет уж больше стричься-
Ерш волос на голове ей напомнит об огне.

2. Ну а если что-то хочешь ты в штативе закрепить,
Зажимай пробирку в лапке и не бойся, если треснет
И осколки острым краем вдруг вопьются прямо в глаз. 
Пара глаз — ведь это роскошь. 
Как Кутузов, одноглазый ты теперь и навсегда.

Физминутка. (3 мин).

Проверка «химического зрения».

Учащимся предлагается, как Кутузову закрыть один глаз и называть по очереди символы химических элементов ( На SMART-доске).

H C S P

Cu O K Zn N Cl

H Al Na Fe Cu Ag

N Ca C Zn S Cl K P

Al P Na Cu H O Fe Cl N S

K N C Ag Fe H O S Ca Cu Al Cl Na

Задание 4. Экспериментальный конкурс

Химия – наука экспериментальная, поэтому давайте выполним некоторые превращения практически. Проверим ваши практические навыки и умения.

Ребята! При работе в химическом кабинете мы должны помнить правила техники безопасности.

Группы по очереди вспоминают правила ТБ.

Команда «Кислоты»

Из имеющихся реактивов получить гидроксид меди (II) . Записать уравнение реакции. Определить тип реакции.

Команда «Оксиды»

Из имеющихся реактивов получить сульфат бария. Записать уравнение реакции. Определить тип реакции.

Команда «Соли»

Из имеющихся реактивов получить гидроксид железа ( III ) . Записать уравнение реакции. Определить тип реакции.

Команда «Основания»

С помощью индикатора метилового оранжевого определить, в какой из пробирок находится HCl, а в какой-NaOH.

Задание 5. Оживление схемы

Осуществить превращения.

Генетической связью называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения, то есть генезис веществ.

Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое (как бы по наследству). На столах – листі со схемами превращений (12 вариантов)

Группа 1 — осуществить превращения:( вариант 11, задание 2)

Максимально 6 баллов.

Группа 2 — осуществить превращения: (вариант 9, задание 2)

Максимально 6 баллов.

Группа 3 — осуществить превращения: (вариант 7, задание 2)

Максимально 6 баллов.

Группа 4 — осуществить превращения:( вариант 10, задание 2)

Общий вывод:

Выделяем признаки, которые характеризуют генетический ряд:

  1. Вещества разных классов;

  2. Разные вещества образованы одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существования одного элемента;

  3. Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.

Задание 6. “Угадай формулу

«Ау-ау-ау»

Вещества заблудились. По химической дорожке восстановите недостающие вещества в уравнениях:

Вместо многоточий в уравнениях вписать формулы веществ:

Команда «Оксиды»

a) CuO +…………= CuSO4 + …………
б) ………… + 6HCl = 2FeCl3 + 3…………
в) 2HNO3 + ……….. = Ca(NO3)2 + 2…………

Команда «Кислоты»

а) ………… + 6HCl = 2AlCl3 + 3 ………..
б) Ca + 2………… = CaCl2 + …………
в) MgO + 2………… = Mg(NO3)2 + …………


Команда «Основания»

а) ZnO + 2………… = ZnCl2 + …………
б) ………… + 2HCl = MgCl2 + …………
в) H2SO4 + 2………… = K2SO4 + 2…………

Команда «Соли»

а) Zn + ………… = ZnSO4 + …………

б) 2NaOH + ……….. = Na2SO4 + 2…………

в) 2………… + ZnO = Zn(NO3)2 + …………

ОТВЕТЫ:

Команда № 1

a) CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
б) Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O
в) 2HNO3 + Ca(OH)2 = Ca(NO3)2 + 2H2O
Команда № 2

а) Al2O3  + 6HCl = 2AlCl3  + 3H2O
б) Ca + 2HCl = CaCl2  + H2 hello_html_m44b28fbd.png
в) MgO + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O

Команда № 3

а) ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O
б) Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 hello_html_m44b28fbd.png
в) H2SO4  + 2KOH = K2SO4 + 2H2O


Команда № 4

а) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 hello_html_m44b28fbd.png

б) 2NaOH + H2SO4 = Na2 SO4  + 2H2O

в) 2HNO3 + ZnO = Zn(NO3)2 + H2O

Задание 7. Расшифруйте сказку

Запишите содержание сказки с помощью формул и уравнений химических реакций, назовите тип реакции.

«Дружили Соляная Кислота и Щелочь – Гидроксид Натрия. Однажды Соляная Кислота пригласила в гости подругу. Щелочь надела свое фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. День был солнечный. Кислота решила показать подружке свой красивый сад. Вышли в сад, но что это? Все цветы, кусты, деревья засохли, хотят пить и просят помощи.
– Давай поможем им, – сказала Кислота и задумалась. – А как?
– Я знаю, как им помочь! – воскликнула Щелочь. – Объединим мою ОН-группу и твой водород.
– С удовольствием, – согласилась Кислота.
Вода – эликсир жизни на Земле. Именно вода доставляет питательные вещества растениям. Щелочь обняла подругу. Исчезли Кислота и Щелочь. Потекла вода по корням растений. Все ожило вокруг, зазеленело, зацвело. Все благодарили двух подружек».

Задание

(можно использовать как дополнительное задание для высокомотивированных учащихся)

В лаборатории потерялась этикетка от склянки, в которой находится некий черный порошок. Проводя исследование, лаборант обработал порцию данного вещества серной кислотой. При этом порошок растворился, а раствор приобрел синюю окраску. Предположите, какое вещество было в склянке. Напишите уравнение реакции, осуществленной лаборантом.

Рефлексия.

Закончите предложения:

На столах у учащихся лежат вырезанные из бумаги руки. На одной стороне руки ученики пишут, что им понравилось на уроке, на другой, что не понравилось.

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Генетическая связь между классами неорганических соединений Тип урока: урок формирования и первичного закрепления  знаний Разработала: Хмелева  Наталья Юрьевна 8 класс  «Химия. 8 класс» под ред.  О.С. Габриеляна»

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Тип урока:

урок формирования и первичного закрепления

знаний

Разработала:

Хмелева

Наталья

Юрьевна

8 класс «Химия. 8 класс» под ред. О.С. Габриеляна»

Цель: Образовательная: сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде металла и неметалла; Деятельностная: создать условия для выявления учащимися генетической связи между классами неорганических веществ, способствовать развитию представления о взаимопревращениях веществ разных классов.

Цель:

Образовательная:

сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде металла и неметалла;

Деятельностная:

создать условия для выявления учащимися генетической связи между классами неорганических веществ, способствовать развитию представления о взаимопревращениях веществ разных классов.

Задачи: Обучающие:  систематизировать знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических веществ.  Развивающие:  развивать умения ставить проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; развивать предметные компетентности и способность к адекватному само- и взаимоконтролю.  Воспитательные:  продолжить формирование научного мировоззрения обучающихся; воспитывать наблюдательность, внимание, инициативу.

Задачи:

Обучающие:  систематизировать знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических веществ.

Развивающие:  развивать умения ставить проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; развивать предметные компетентности и способность к адекватному само- и взаимоконтролю.

Воспитательные:  продолжить формирование научного мировоззрения обучающихся; воспитывать наблюдательность, внимание, инициативу.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Выпускник научится:

Личностные

  • Обобщать и систематизировать знания учащихся об оксидах, основаниях, кислотах и солях, их химических свойствах.
  • Сформировать умения находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.
  • Выявлять взаимосвязь между различными классами неорганических соединений.

Регулятивные:

  • Управлять своей деятельностью на уроке совместно с учителем и одноклассниками; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • Совершенствовать имеющиеся знания, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Познавательные:

  • Осуществлять сравнение, обобщать понятия, использовать средства информационных и коммуникативных технологий; делать необходимые выводы.

Коммуникативные :

  • Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, рефлексия своих действий отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий)
Методы обучения:  упражнения, мозговой штурм, создание кластеров, тестирование.   Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная. Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, тесты, учебник.

Методы обучения: упражнения, мозговой штурм, создание кластеров, тестирование.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, тесты, учебник.

Этапы урока: Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Постановка учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания) Первичное закрепление во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия деятельности

Этапы урока:

  • Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)
  • Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
  • Постановка учебной задачи
  • Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)
  • Первичное закрепление во внешней речи
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Включение в систему знаний и повторение
  • Рефлексия деятельности
1 . Мотивация к учебной деятельности.   Постановка проблемы.   Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Я предлагаю вам подтвердить или опровергнуть его.

1 . Мотивация к учебной деятельности.

Постановка проблемы.  

Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Я предлагаю вам подтвердить или опровергнуть его.

Ребята, давайте вначале урока, разделимся на группы. У вас на столах лежат карточки с химическими формулами:  Cu(NO 3 ) 2; Cl 2 ; MqO; H 2 SO 3; Fe(OH) 3; CuO; HCl;  SO 2; S; Na 2 SO 3; Cu; Al; ZnCl 2; Ba(OH) 2; K 2 O;  H 3 PO 4 ; HNO 2 ; KHCO 3 ; NaOH.  - Вы должны объединиться в группы, по принадлежности веществ к определённому классу неорганических соединений.  - Как называется ваш класс соединений?  (на доску: название класса и химические формулы)    металлы   неметаллы оксиды   кислоты   основания     соли  

Ребята, давайте вначале урока, разделимся на группы. У вас на столах лежат карточки с химическими формулами: Cu(NO 3 ) 2; Cl 2 ; MqO; H 2 SO 3; Fe(OH) 3; CuO; HCl; SO 2; S; Na 2 SO 3; Cu; Al; ZnCl 2; Ba(OH) 2; K 2 O; H 3 PO 4 ; HNO 2 ; KHCO 3 ; NaOH. Вы должны объединиться в группы, по принадлежности веществ к определённому классу неорганических соединений. — Как называется ваш класс соединений? (на доску: название класса и химические формулы)

металлы

 

неметаллы

оксиды

 

кислоты

 

основания

 

 

соли

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Задание - Составьте кластер по классификации неорганических соединений

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Задание

Составьте кластер по классификации неорганических соединений

Классификация неорганических соединений вещества сложные простые кислоты оксиды металлы неметаллы соли основания

Классификация неорганических соединений

вещества

сложные

простые

кислоты

оксиды

металлы

неметаллы

соли

основания

Основные классы неорганических соединений Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы оксидов. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все. HBr CaСО 3  СО 2  MgО  Na 2 О NaОH

Основные классы неорганических соединений

Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы оксидов. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все.

HBr

CaСО 3

СО 2

MgО

Na 2 О

NaОH

Основные классы неорганических соединений Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы кислот. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все. Н 2 СО 3 CaСО 3 SiО 2  НCl NaОH НNО 3

Основные классы неорганических соединений

Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы кислот. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все.

Н 2 СО 3

CaСО 3

SiО 2

НCl

NaОH

НNО 3

Основные классы неорганических соединений Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы оснований. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все. Сa(ОH) 2 CaСО 3 CaО CuОH NaNO 3 NaОH

Основные классы неорганических соединений

Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы оснований. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все.

Сa(ОH) 2

CaСО 3

CaО

CuОH

NaNO 3

NaОH

Основные классы неорганических соединений Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы солей. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все. CO 2  H 2 СО 3 K 2 СО 3  KNO 3  FeCl 3 NaОH

Основные классы неорганических соединений

Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы солей. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все.

CO 2

H 2 СО 3

K 2 СО 3

KNO 3

FeCl 3

NaОH

 Задание 1. Вещества по классам соединений вы распределили.  Назовите вещества.  Cu(NO 3 ) 2; Cl 2 ; MqO; H 2 SO 3; Fe(OH) 3; CuO; HCl; SO 2; S; Na 2 SO 3; Cu; Al; ZnCl 2; Ba(OH) 2; K 2 O; H 3 PO 4 ; HNO 2 ; KHCO 3 ; NaOH.   металлы   неметаллы оксиды   кислоты   основания     соли  

Задание 1. Вещества по классам соединений вы распределили. Назовите вещества. Cu(NO 3 ) 2; Cl 2 ; MqO; H 2 SO 3; Fe(OH) 3; CuO; HCl; SO 2; S; Na 2 SO 3; Cu; Al; ZnCl 2; Ba(OH) 2; K 2 O; H 3 PO 4 ; HNO 2 ; KHCO 3 ; NaOH.

металлы

 

неметаллы

оксиды

 

кислоты

 

основания

 

 

соли

 

Проверка.  Распределите вещества по классам соединений.  Назовите вещества.   металлы неметаллы   Cu медь   Cl 2  оксиды хлор   MqO кислоты  Al   H 2 SO 3 оксид магния S алюминий основания сера сернистая кислота CuO   Fe(OH) 3 соли HCl оксид меди (II) Cu(NO 3 ) 2 гидроксид железа (III ) нитрат меди (II) соляная кислота SO 2 Ba(OH) 2 Na 2 SO 3 H 3 PO 4 гидроксид оксид фосфорная кислота сульфит натрия бария серы (IV) K 2 O ZnCl 2 NaOH  HNO 2 хлорид цинка азотистая кислота оксид калия гидроксид натрия KOН  KHCO 3  гидрокарбонат калия гидроксид калия

Проверка. Распределите вещества по классам соединений. Назовите вещества.

металлы

неметаллы

  Cu

медь

  Cl 2

оксиды

хлор

  MqO

кислоты

Al

  H 2 SO 3

оксид магния

S

алюминий

основания

сера

сернистая кислота

CuO

  Fe(OH) 3

соли

HCl

оксид меди (II)

Cu(NO 3 ) 2

гидроксид железа (III )

нитрат меди (II)

соляная кислота

SO 2

Ba(OH) 2

Na 2 SO 3

H 3 PO 4

гидроксид

оксид

фосфорная кислота

сульфит натрия

бария

серы (IV)

K 2 O

ZnCl 2

NaOH

HNO 2

хлорид цинка

азотистая кислота

оксид калия

гидроксид натрия

KOН

KHCO 3

гидрокарбонат калия

гидроксид калия

 2. Работа по группам (4 вар.)  Исключи лишнее вещество из группы соединений. Обоснуйте свой ответ. металлы неметаллы   Cu  Al   Cl 2  оксиды S   MqO кислоты CuO   H 2 SO 3 основания HCl соли SO 2   Fe(OH) 3 H 3 PO 4 K 2 O Ba(OH) 2 Cu(NO 3 ) 2  HNO 2 Na 2 SO 3 NaOH  КОН ZnCl 2  KHCO 3

2. Работа по группам (4 вар.) Исключи лишнее вещество из группы соединений. Обоснуйте свой ответ.

металлы

неметаллы

  Cu

Al

  Cl 2

оксиды

S

  MqO

кислоты

CuO

  H 2 SO 3

основания

HCl

соли

SO 2

  Fe(OH) 3

H 3 PO 4

K 2 O

Ba(OH) 2

Cu(NO 3 ) 2

HNO 2

Na 2 SO 3

NaOH

КОН

ZnCl 2

KHCO 3

 Работа по вариантам (4 вар.)  Исключи лишнее вещество из группы соединений. Обоснуйте свой ответ.  Проверка работы. металлы неметаллы   Cu  Al   Cl 2  оксиды S   MqO кислоты CuO   H 2 SO 3 основания H 3 PO 4 соли K 2 O Ba(OH) 2 SO2  HNO 2 Cu(NO 3 ) 2 NaOH HCl Na 2 SO 3 КОН  ZnCl 2 Fe(OH)3  KHCO 3

Работа по вариантам (4 вар.) Исключи лишнее вещество из группы соединений. Обоснуйте свой ответ. Проверка работы.

металлы

неметаллы

  Cu

Al

  Cl 2

оксиды

S

  MqO

кислоты

CuO

  H 2 SO 3

основания

H 3 PO 4

соли

K 2 O

Ba(OH) 2

SO2

HNO 2

Cu(NO 3 ) 2

NaOH

HCl

Na 2 SO 3

КОН

ZnCl 2

Fe(OH)3

KHCO 3

3. Постановка учебной задачи  3адание. Составьте из различных классов 1, 2 группа. Генетический ряд металла 3, 4 группа. Генетический ряд неметалла металлы Cu неметаллы  Al оксиды Cl 2  MqO кислоты S H 2 SO 3 основания CuO Fe(OH) 3 соли SO 2 HCl Ba(OH) 2 K 2 O Cu(NO 3 ) 2 H 3 PO 4 NaOH  HNO 2 Na 2 SO 3 КОН ZnCl 2 KHCO 3

3. Постановка учебной задачи 3адание. Составьте из различных классов

1, 2 группа.

Генетический ряд металла

3, 4 группа.

Генетический ряд неметалла

металлы

Cu

неметаллы

Al

оксиды

Cl 2

MqO

кислоты

S

H 2 SO 3

основания

CuO

Fe(OH) 3

соли

SO 2

HCl

Ba(OH) 2

K 2 O

Cu(NO 3 ) 2

H 3 PO 4

NaOH

HNO 2

Na 2 SO 3

КОН

ZnCl 2

KHCO 3

4. «Открытие» нового знания     Cu CuO Cu(NO 3 ) 2 S SO 2 H 2 SO 3 Na 2 SO 3 Cl2 HCl ZnCl 2

4. «Открытие» нового знания

  • Cu CuO Cu(NO 3 ) 2
  • S SO 2 H 2 SO 3 Na 2 SO 3
  • Cl2 HCl ZnCl 2
5. Первичное закрепление  во внешней речи    - Дайте определение генетическому ряду. - Составьте общую схему генетического ряда металла и генетического ряда неметалла.

5. Первичное закрепление во внешней речи

— Дайте определение генетическому ряду.

— Составьте общую схему генетического ряда металла и генетического ряда неметалла.

Генетический ряд -  это ряд веществ, разных классов соединений, содержащих в своем составе один и тот химический элемент

Генетический ряд —

это ряд веществ,

разных классов соединений, содержащих в своем составе один и тот химический элемент

 Генетический ряд   простое вещество  оксид     гидроксид  соль    Металл  основный оксид   основание  соль Неметалл  кислотный оксид   кислота  соль

Генетический ряд простое вещество оксид гидроксид соль

  • Металл основный оксид

основание соль

  • Неметалл кислотный оксид

кислота соль

 Генетический ряд   простое вещество  оксид     гидроксид  соль    Металл  основный оксид   основание  соль Неметалл  кислотный оксид   кислота  соль

Генетический ряд простое вещество оксид гидроксид соль

  • Металл основный оксид

основание соль

  • Неметалл кислотный оксид

кислота соль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *