Географические названия сжатое изложение – Географические названия — Грызущим гранит науки

1Имена рек ~ старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших самых прославлен

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05 Заказать написание уникальной работы

Подготовка к ГИА

Анализ текста

   — Прочитайте текст и проанализируйте его, опираясь на задания, данные ниже.

     

Географические названия.

    (1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.

    (2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.

    (3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

   (7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе — великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут

 

  Задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.

1. О чём говорится в этом тексте?

а) о страхе древних людей перед богами;

б) о переселении древних людей;

в) о названии рек;

г) о завоевательных войнах древности.

2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?

а) почти невозможно установить их происхождение;

б) они почти никогда не менялись;

в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;

г) в них отражена история древних междоусобиц.

3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?

а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;

б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;

в) названия рек невозможно перевести на другой язык;

г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.

4. Найдите опорные слова в каждой части текста и, используя их, составьте план текста.

Закончите план этого текста.

1) Названия рек — _______________________________ .

2) Древние люди боролись за _____________________ .

3) Пришельцы почему-то никогда _________________ .

4) Два предположения о том, почему _______________

5. Дополните этот фрагмент примерами из текста.

   Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («____________» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения №4 и ____ ), __________ («как шумная река»). Слово разговорного стиля («____________» из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.


6. Работа по написанию  сжатого изложения.

  1.  прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;
  2.  подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;
  3.  опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;
  4.  опустите предложения, которые представляются вам избыточными;
  5.  переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций и др.)
  6.  напишите сжатое изложение.

samzan.ru

Обучение сжатому изложению (русский язык, 9 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: Обучение сжатому изложению.

Автор:

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна

Г. Гагарин

Цель урока:

Задачи урока:

  • формирование знаний способов и приёмов сжатия текста;

  • формирование навыков работы с текстом;

  • развитие интереса к научным исследованиям.

План урока.

I. Организационный момент урока.

II. Постановка целей и задач урока.

III. Актуализация знаний. Слово учителя.

IV. Знакомство со способами и приёмами сжатия текста.

V. Практическая работа на уроке.

VI. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.

VII. Анализ текста.

VIII. Написание сжатого изложения.

IX. Повторение грамматики. Синтаксис сложного предложения.

X. Итоги урока.

XI. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент урока.

II. Постановка целей и задач урока.

— Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия текста, попытаемся ответить на вопрос, касающийся важности научных исследований.

III. Актуализация знаний. Слово учителя.

Подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.

Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности.

Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, в таком случае работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов. А во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста.

При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей, но основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц должны быть переданы без искажения. Краткий пересказ выявляет степень понимания текста. Поэтому овладение навыками сжатия текста, применение их во время ГИА – залог успешной сдачи экзамена.


IV. Знакомство со способами и приёмами сжатия текста.

— Выделяют три способа сжатия (компрессии) текста:

1.Объединение.

2. Замена.

3.Удаление.

V. Практическая работа на уроке.

Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся применить названные способы.

Первоначальный вариант

Конечный результат

1.«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения».

«В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».

2. «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».

« На лугу росли цветы».

3. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…»

«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном».

VI. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.

Этапы учебной деятельности

Учебная деятельность

1. Этап определения темы текста.

Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему?
Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;

  • по ключевым словам;

  • по ключевым эпизодам;

  • по поступкам или размышлениям героев (автора)

  • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

«Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?

  • Общая тональность звучания текста;

  • настроение, которое вызывает прочтение текста;

  • отношение автора к событиям, героям;

  • наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.

Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения.

Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические

VII. Анализ текста.

— Познакомимся с текстом, проанализируем его.

Географические названия.

(1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.

(2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.

(3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе — великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут.

Задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.

1. О чём говорится в этом тексте?

а) о страхе древних людей перед богами;

б) о переселении древних людей;

в) о названии рек;

г) о завоевательных войнах древности.

2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?

а) почти невозможно установить их происхождение;

б) они почти никогда не менялись;

в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;

г) в них отражена история древних междоусобиц.

3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?

а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;

б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;

в) названия рек невозможно перевести на другой язык;

г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.

4.Закончите план этого текста.

1) Названия рек — _______________________________ .

2) Древние люди боролись за _____________________ .

3) Пришельцы почему-то никогда _________________ .

4) Два предположения о том, почему _______________

Примерный вариант выполнения задания №4.

1) Названия рек — старейшины в мире географических названий.

2) Древние люди боролись за удобные для жизни места.

3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков.

4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы.

5.Дополните этот фрагмент примерами из текста.

Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («____________» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм(предложения №4 и ____ ), __________ («как шумная река»). Слово разговорного стиля («____________» из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.

Примерный вариант выполнения задания №5.

Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («благоговейно» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения №4 и № 5), сравнение («как шумная река»). Слово разговорного стиля («поди » из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.

VIII. Написание сжатого изложения.

1.(Запишите главную часть первого предложения.)

________________ ___________________ _______________________

2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ .

3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли (что?) __________ .

4.Мы не знаем, почему ________ .

5.Может быть, они __________ _____________ _____________ .

6. Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .

7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________

Имена рек – старейшины в мире географических названий.

Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками.

Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек.

Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе — названия рек сохраняются и ныне , переходя от поколения к поколению.

IX. Повторение грамматики. Синтаксис сложного предложения.

Задание: записать предложения, составить его схему, дать комментарий.

А) Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.

(«Смерть Поэта») [ – = ]1 : [ – = ]2, и [ – = ]3

Предложение с разными видами связи: бессоюзной (2-е предложение указывает на причину того, о чем сказано в 1-м; средство связи – интонация) и сочинительной (средство связи – соединительный союз и).

Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь…
(«Выхожу один я на дорогу…»)

http://rus.1september.ru/2002/13/15.gifСложноподчиненное предложение с однородными придаточными образа действия. Параллельное соподчинение. Средства связи – подчинительный союз чтоб.

X. Итоги урока. — Чему был посвящен наш урок?

— Какие приёмы сжатия текста рассматривали?

— Что включает в себя таблица, которую рассматривали на уроке?

— Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?

XI. Домашнее задание.

Повторить теоретический материал урока, написать сжатое изложение

infourok.ru

Сжатое изложение | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

4. Географические названия

I. Прочитайте текст.
(1) Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.
(2) Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, все время перебирались с места на место, все время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.
(3) Бывало по-разному. (4) То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшаяся в малое озерко: воды озера сливались с могучим потоком, растворялись в нем без следа. (5) То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в ее песках, смешиваясь со старым населением. (6) Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для поселков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.
(7) Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8) Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9) Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: ее имя так же длинно, как она сама; оно течет вместе с нею через области и страны; поди замени его на всем протяжении его пути! (10) Так или иначе – великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11) Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12) Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они все живут.
(По Л. Успенскому) (212 слов)

II. Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
1. О чём говорится в этом тексте?
а) о страхе древних людей перед богами;
б) о переселении древних людей;
в) о названии рек;
г) о завоевательных войнах древности.

2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?
а) почти невозможно установить их происхождение;
б) они почти никогда не менялись;
в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;
г) в них отражена история древних междоусобиц.

3. Какой(-ие) тип(-ы) текста используется(-ются) в этом тексте?
а) рассуждение;
б) повествовани

educontest.net

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА, 9 класс) по теме: Сжатое изложение

Упражнение № 4. Географические названия

 

      I. Прочитайте текст.

      (1) Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.

      (2) Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, все время перебирались с места на место, все время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.

      (3) Бывало по-разному. (4) То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшаяся в малое озерко: воды озера сливались с могучим потоком, растворялись в нем без следа. (5) То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в ее песках, смешиваясь со старым населением. (6) Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для поселков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

      (7) Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8) Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9) Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: ее имя так же длинно, как она сама; оно течет вместе с нею через области и страны; поди замени его на всем протяжении его пути! (10) Так или иначе – великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11) Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12) Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они все живут.

(По Л. Успенскому) (212 слов)

      II. Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.

      1. О чём говорится в этом тексте?

   а) о страхе древних людей перед богами;

   б) о переселении древних людей;

   в) о названии рек;

   г) о завоевательных войнах древности.

      2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?

   а) почти невозможно установить их происхождение;

   б) они почти никогда не менялись;

   в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;

   г) в них отражена история древних междоусобиц.

   3. Какой(-ие) тип(-ы) текста используется(-ются) в этом тексте?

   а) рассуждение;

   б) повествование и описание;

   в) описание;

   г) рассуждение и повествование.

      4. Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение № 1)?

   а) от названий рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;

   б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;

   в) названия рек невозможно перевести на другой язык;

   г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.

      5. Закончите план этого текста.

   1. Названия рек –

   2. Древние люди боролись за

   3. Пришельцы почему-то никогда не меняли названия

   4. Два предположения о том, почему они

      6. Найдите в тексте контекстные синонимы к слову «река».

      7. Дополните этот фрагмент примерами из текста.

   Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («                    » из предложения № 6), подчёркнутый анафорой синтаксический параллелизм (предложения № 4 и    ),                         («как шумная река»). Слово разговорного стиля («            » из предложения № 9) придаёт тексту интонацию доверительно-принуждённой беседы.

      III. Напишите сжатое изложение.

      1. Запишите главную часть первого предложения.

      2. Древние люди, пытаясь найти (какое?)                   место для                    , (что делали?)                        .

      3. Пришельцы, захватывая                     , меняли названия почти всех         , но всегда сохраняли (что?)                           .

      4. Мы не знаем, почему                                                                                        .

      5. Может быть, они                                                                                           .

      6. Может быть, реку трудно                             , потому что она протекает через                             .

      7. Так или иначе названия рек сохраняются                              , переходя от  

                   к                                            .                                                                                        

     

 

nsportal.ru

КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Долгая Ольга Константиновна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 ст. Павловской

КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Теория 1

Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности.

Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, в таком случае работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов. А во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста.

При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей, но основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц должны быть переданы без искажения. Краткий пересказ выявляет степень понимания текста. Поэтому овладение навыками сжатия текста, применение их во время ГИА – залог успешной сдачи экзамена.

Сравните предложенные тексты (второй вариант – пример сжатого текста):

1.«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения».=

«В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».

2. «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».

« На лугу росли цветы».

3. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…

«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном».

Практическая работа № 1

Упражнение 1

Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.

А) Многие вещества биологического проис­хождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является ус­тойчивый оборот как без воздуха, но чистый воз­дух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно из­нашиваются.

Упражнение 2

Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной, второстепенной? Ка­кие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказы­вания не превышал 35 слов.

1. Может показаться парадоксальным, но лю­дям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижи­ма. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае

можно заранее продумать и просчитать, что нуж­но сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Теория 2

Работая над сжатием текста, необходимо соблюдать последовательность, чтоб не пропустить ни одной микротемы (темы абзаца большого текста). Поэтому выделяют следующие этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения (рассмотрите и проанализируйте таблицу):

Этапы учебной деятельности

Учебная деятельность

1. Этап определения темы текста.

Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему?
Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;

  • по ключевым словам;

  • по ключевым эпизодам;

  • по поступкам или размышлениям героев (автора)

  • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

«Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.

Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения

Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические

Рассмотрим соблюдение всех этапов на примере следующего текста:

Географические названия.

(1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.

(2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.

(3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе — великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут

Выполним задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста (жирным шрифтом выделен верный ответ):

1. О чём говорится в этом тексте?

а) о страхе древних людей перед богами;

б) о переселении древних людей;

в) о названии рек;

г) о завоевательных войнах древности.

2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?

а) почти невозможно установить их происхождение;

б) они почти никогда не менялись;

в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;

г) в них отражена история древних междоусобиц.

3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?

а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;

б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;

в) названия рек невозможно перевести на другой язык;

г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.

4.Закончите план этого текста.

1) Названия рек — _______________________________ .

2) Древние люди боролись за _____________________ .

3) Пришельцы почему-то никогда _________________ .

4) Два предположения о том, почему _______________

Примерный вариант выполнения задания №4.

1) Названия рек — старейшины в мире географических названий.

2) Древние люди боролись за удобные для жизни места.

3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков.

4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы.

5.Дополните этот фрагмент примерами из текста.

Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («____________» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм(предложения №4 и ____ ), __________ («как шумная река»). Слово разговорного стиля («____________» из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.

Примерный вариант выполнения задания №5.

Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («благоговейно» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения №4 и № 5), сравнение («как шумная река»). Слово разговорного стиля («поди » из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой

Практическая работа № 2

Работа по написанию сжатого изложения по тексту «Географические названия». Продолжи предложения и получится сжатое изложение:

1.(Запишите главную часть первого предложения.)

________________ ___________________ _______________________

2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ .

3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли (что?) __________ .

4.Мы не знаем, почему ________ .

5.Может быть, они __________ _____________ _____________ .

6. Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .

7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________

Практическая работа № 3

Прочитайте исходный текст и рассмотрите таблицу, в которой отражены все его микротемы.

Проснувшись на рассвете под кряканье уток, я вылез однажды из палатки и осмотрелся. Но тут же мне пришлось присесть и ползти обрат­но за биноклем: метрах в ста от островка плавала большая стая пеликанов. Не часто представляется случай понаблюдать за этими редкими птицами в природе.

Впервые я вижу такую огромную стаю пеликанов, в ней не меньше сотни птиц. При­смотревшись, я понимаю, что на воде кормится стая, состоящая из кудрявых пеликанов и пели­канов розовых. Кудрявый пеликан чуть крупнее розового, у него хорошо видна «грива» — удлинен­ные и словно завитые перья на голове, а в опе­рении нет розового оттенка, свойственного его собрату. Вокруг пеликанов плавают бакланы, а в воздухе с криком носятся чайки. Бакланы бросаются за рыбой, стремительно ныряя, а пеликаны хватают ее, погружая в воду толь­ко голову, шею и переднюю часть туловища. Слышны только всплески воды да крики чаек.

Но вот охота окончена, птицы направляют­ся к песчаному берегу, тяжело шлепая своими перепончатыми лапами, и выбираются на су­шу. По земле они передвигаются неуклюже, вразвалку. И вдруг один пеликан поднимается в воздух. Встревоженный чем-то, он отталкива­ется одновременно обеими лапами от воды и, тяжело взмахивая крыльями, улетает от остро­ва. Сидящие на берегу птицы сейчас же следуют его примеру. Через несколько секунд все птицы оказались в воздухе. Они беспорядочно кружат над озером, потом строятся в одну волнистую линию и, сделав всей стаей два больших круга, улетают на. восток, к солнцу.

Все это довелось мне видеть довольно дав­но. В наши дни пеликанов стало значительно меньше, численность их продолжает катастрофи­чески падать, недаром они занесены в Красную книгу. Причина в выкашивании и сжигании тростниковых зарослей, в том беспокойстве, которое причиняет человек во время гнездова­ния птиц.

Чем мы можем помочь пеликанам? Своим не­терпимым отношением к браконьерству, пони­манием своей ответственности за существова­ние редких птиц на планете. И ещё- человеческой деликатностью: нужно просто беречь места гнез­дований пеликанов и не тревожить птиц, осо­бенно в самое для них трудное время — при откла­дывании яиц, насиживании и выводе птенцов.(По А.Л. Кузнецову) (311 слов)

абзаца

Микротема

1

Однажды утром я увидел большую стаю пеликанов

2

Стая состояла из кудрявых и розо­вых пеликанов, которые охотились за рыбой

3

После охоты пеликаны выбрались на сушу. Вдруг один пеликан взле­тел, за ним улетели остальные

4

Все это было давно. В наши дни пе­ликанов становится все меньше из-за вмешательства человека в их жизнь

5

Пеликанам можно помочь, но для этого нужно, чтобы человек осознал свою ответственность за сохранение этих редких птиц на земле

А теперь, используя таблицу, напишите сжатое изложение по исходному тексту.

Практическая работа № 4

Прочитайте текст, напишите сжатое изложение, сократив текст вдвое, используя предложенную после текста памятку.

Кроме легенд о Геракле, древние греки расска­зывали и о двух братьях-близнецах — Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства бы­ли очень похожи, выросли они разными.

Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы доль­ше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Вот братья идут по дороге и видят: на пути — большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, не­довольно ворча, ищет обходной путь.

Братья видят: на высокой ветке дерева краси­вое яблоко. «Слишком высоко, — ворчит Ификл. -Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыга­ет — и плод у него в руках.

Когда устают ноги и губы пересыхают от жаж­ды, а до привала еще далеко, Ификл обычно гово­рит: «Отдохнем здесь, под кустиком». — «Лучше побежим, — предлагает Геракл. — Так мы скорее одолеем дорогу».

Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные по­беды над трудностями, над самим собой.

В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля — это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия.

(176 слов)

«Как писать сжатое изложение»

1. Выделите в тексте существенные (т.е. важ­ные, необходимые) мысли.

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.

4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объ­единить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки.

10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

multiurok.ru

Сжатое изложение в 9 кл.

Данные об авторе

Автор(ы): 

Степанова Татьяна Ивановна

Место работы, должность: 

МОУ СОШ «Красногорская»

Регион: 

Оренбургская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Учащийся (студент)

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): 

Русский язык

Цель урока: 

Формирование знаний способов и приёмов сжатия текста. Формирование навыков работы с текстом. Прививать интерес к научным исследованиям.

Тип урока: 

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): 

11

Используемые учебники и учебные пособия: 

М.М.Разумовская,П.А.Лекант.

Используемое оборудование: 

Компьютер,проектор,раздаточный материал.

Краткое описание: 

Акцент на принципиальные различия между подробным и сжатым изложением.

Тема: Обучение сжатому изложению.

Цель урока: Выявить принципиальные различия между подробным и сжатым изложением.

Задачи урока:

Формирование знаний способов и приёмов сжатия текста.

Формирование навыков работы с текстом.

Прививать интерес к научным исследованиям.

Оборудование: план-конспект урока, памятки для учащихся, презентация урока, иллюстрации, раздаточный материал.

План- конспект урока.

I. Организационный момент урока. — Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

II.Цели и задачи урока.

— Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия текста, попытаемся ответить на вопрос, касающийся важности научных исследований.

III. Актуализация знаний. Слово учителя.

Итак, подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.

Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности. Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, в таком случае работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов. А во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей, но основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц должны быть переданы без искажения. Краткий пересказ выявляет степень понимания текста. Поэтому овладение навыками сжатия текста, применение их во время ГИА – залог успешной сдачи экзамена. IV. Знакомство со способами и приёмами сжатия текста.

— Выделяют три способа сжатия (компрессии) текста:

1.Объединение.

2. Замена.

3.Удаление.

V. Практическая работа на уроке.

Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся применить названные способы.

1.«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения».=

«В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу». 2. «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».= « На лугу росли цветы».

3. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…»=

«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном».

VI. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.

Этапы учебной деятельности Учебная деятельность

1. Этап определения темы текста. Ответ на вопрос: «О чем текст?» Как определить тему? Тема определяется различными способами: • по началу текста; • по ключевым словам; • по ключевым эпизодам; • по поступкам или размышлениям героев (автора) • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста. Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?» Что нам помогает сформулировать идею? Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста. Назовите композиционные части текста. Композиция текста – построение текста. Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их. Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию. 5. Этап моделирования сжатого изложения Как соединить содержание микротем в текст? Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста: лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические.

IX. Анализ текста.

— Познакомимся с текстом, проанализируем его.

Текст.

Географические названия.

(1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.

(2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.

(3)Бывало по-разному.

(4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа.

(5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением.

(6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали.

(8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием.

(9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути!

(10)Так или иначе — великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности.

(11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе.

(12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут.

Задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.

1. О чём говорится в этом тексте? а) о страхе древних людей перед богами; б) о переселении древних людей; в) о названии рек; г) о завоевательных войнах древности.

2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов? а) почти невозможно установить их происхождение; б) они почти никогда не менялись; в) многие из них по значению связаны со сменой времён года; г) в них отражена история древних междоусобиц.

3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)? а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр; б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий; в) названия рек невозможно перевести на другой язык; г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.

4.Закончите план этого текста. 1) Названия рек — _______________________________ .

2) Древние люди боролись за _____________________ .

3) Пришельцы почему-то никогда _________________ .

4) Два предположения о том, почему _______________

Примерный вариант выполнения задания №4.

1) Названия рек — старейшины в мире географических названий.

2) Древние люди боролись за удобные для жизни места.

3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков.

4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы.

5.Дополните этот фрагмент примерами из текста.

Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («____________» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм(предложения №4 и ____ ), __________ («как шумная река»). Слово разговорного стиля («____________» из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы. Примерный вариант выполнения задания №5. Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («благоговейно» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения №4 и № 5), сравнение («как шумная река»). Слово разговорного стиля («поди » из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.

VIII. Работа по написанию сжатого изложения.

1.(Запишите главную часть первого предложения.) ________________ ___________________ _______________________ 2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ . 3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли (что?) __________ . 4.Мы не знаем, почему ________ . 5.Может быть, они __________ _____________ _____________ . 6. Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ . 7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________ Имена рек – старейшины в мире географических названий. Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками. Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек. Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе — названия рек сохраняются и ныне , переходя от поколения к поколению.

X. Повторение грамматики. Синтаксис сложного предложения.

Задание: записать предложения, составить его схему, дать комментарий.

А) Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь.

(«Смерть Поэта») [ – = ]1 : [ – = ]2, и [ – = ].3

Предложение с разными видами связи: бессоюзной (2-е предложение указывает на причину того, о чем сказано в 1-м; средство связи – интонация) и сочинительной (средство связи – соединительный союз и).

Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь…

(«Выхожу один я на дорогу…») Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными образа действия. Параллельное соподчинение.

Средства связи – подчинительный союз чтоб.

XI. Итоги урока.

— Чему был посвящен наш урок?

-Какие приёмы сжатия текста рассматривали? 

 — Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?

XII. Домашнее задание. Повторить теоретический материал урока, написать сжатое изложение по упр.187.

Прикрепленный файлSize
Урок в 9к.СТИ..ppt203.5 KB

www.openclass.ru

Ш прочитайте текст еще раз создайте сжатое изложение

Ш. Прочитайте текст еще раз. Создайте сжатое изложение.

ПКак на заре цивилизации, так и в нашу эпоху, примерно один и тот же процент человечества обуревают «сумасшедшие» идеи. (Как одним словом можно заменить подчеркнутую часть предложения?)

        1. Давно уже махнули рукой на «философский камень», иска­тели «панацеи» превратились в заурядных знахарей, а вот «веч­ные» двигатели и инерцоиды продолжают конструировать.

Давно уже махнули рукой на и на , а

вот и продолжают .

        1. Создатели «вечных» двигателей нам уже не страшны, они вызывают разве только улыбку сожаления, а «инерцоидники», эти подлинные алфизики (по аналогии со средневековыми алхи­миками, с которыми у них много общего) XX века, представляют собой проблему, полную драматизма. (4)Авантюрная идея по­строить вопреки законам механики и здравому смыслу безопор­ные движители охватила тысячи людей, имеющих какой-нибудь контакт с техникой. (5)Эти современные алфизики, наслышав­шись про споры ученых о силах инерции, об инерционном виб­роперемещении, которому в зарубежных журналах часто прида­ют сверхъестественный смысл, задались целью получить маши­ну, перемещающуюся без взаимодействия с окружающей средой.

Создатели вызывают разве что __ , а

представляют собою проблему. Эти алфизики во­прекизадались целью построить , кото­рый мог бы без взаимодействия с

          1. Кто же они — современные алфизики?

<Вопрос можно снять!)

          1. Большинство из них — люди без какого-либо специального образования. (8)Они либо сами признаются в этом, либо подпи­сываются странным титулом «естествоиспытатель». (9)В их пись­мах обычно приводятся неграмотно выполненные, непонятные схемы, снабженные эмоциональными подписями со многими восклицательными знаками.

Большинство современных — это люди

, поэтому в их письмах приводятся .

(Ю)Алфизики почти никогда не берутся за разрешение «мел­ких», с их точки зрения, проблем. (11 )Глобальность проблемы — вот их конек. (12)Не транспортеры, комбайны, сваевыдергивате- ли и множество других полезных машин, использующих принцип несимметричности цикла, характерный для инерцоида, привле­кают внимание таких горе-изобретателей. (13)Нет — безопорное движение, полеты в космос, «стратегическое» значение их творе­ний. (14)Жажда быстрой и шумной славы, престижные публика­ции, мишура, а не серьезная и вдумчивая работа — вот их маяк.

.Алфизики всегда берутся за решение , потому

что жаждут .

Упражнение № 4. Географические названия

Цель этого упражнения — показать, как зависит выполнение сжатого изложения от точности понимания исходного текста.

1. Прочитайте текст

            1. Имена рек — старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.

            2. Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, все время перебирались с места на место, все время как бы расталкивали локтями своих современ­ников в борьбе за самые удобные для жизни места.

(З)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшаяся в малое озерко: воды озера сливались с могучим потоком, растворялись в нем без следа. (5)То при­шельцы растекались по новому месту, как по болоту или песча­ной пустыне, теряясь в ее песках, смешиваясь со старым населе­нием. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для поселков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предше­ственников.

(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переиме­нованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по- новому: ее имя так же длинно, как она сама; оно течет вместе с нею через области и страны; поди замени его на всем протяжении его пути! (10)Так или иначе — великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочай­шей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они все живут.

(По Л. Успенскому) (212 слов)

              1. Какой(-ие) тип(-ы) текста использует(-ют)ся в этом тексте?

а) рассуждение

б) повествование и описание

в)описание

г) рассуждение и повествование

              1. Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение № 1)?

а) от названий рек происходили названия других географи­ческих объектов: гор, хребтов, озер;

б) названия рек занимают особое, почетное место в ряду других географических названий;

в) названия рек невозможно перевести на другой язык;

г) право называть реки давали наиболее почитаемым пред­ставителям древних племен

              1. Закончите план этого текста

                1. Названия рек — .

                2. Древние люди боролись за .

                3. Пришельцы почему-то никогда не меняли названия

4) Два предположения о том, почему они .

6. Найдите в тексте контекстные синонимы к слову «река»:

III. Напишите сжатое изложение.

(1)Имена рек — старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.

1. (Запишите главную часть первого предложения.)

Ветер прохватывал часового насквозь, высушивая мокрую одежду, и. хотя солнце пригревало, Александра охватил озноб. Руки стыли. Зубы выбивали барабанную дробь. Суворов хотел уже вызвать свистком подчаска и просить смены, как услыхал за поворотом дорожки говор и смех. К Монплезиру по дорожке, усыпанной красным скрипучим песком, приближалась Елизавета Петровна, затянутая в рейтузы, в ботфортах со шпорами, в белом колете» и офицерской шляпе. Она звонко чему-то смеялась. А за ней. несколько отстав, шли, перекоряясь и бранясь, две старухи. Ветер вздувал их широкие платья колоколами.

Суворов вытянулся и сделал мушкегом на караул. Елизавета Петровна взглянула на Суворова, расхохоталась и. осгановясь, ука­зала старухам на часового. Старухи, подойдя, продолжали спорить. Они говорили по-французски громко, не стесняясь, полагая, что ча­совой не может их понять. Суворов немало удивился, узнав в одной из старух лейб-медика Елизаветы, француза Лестока. а в другой — канцлера Бестужева. В этот день при дворе была объявлена люби­мая игра Елизаветы Петровны — «метаморфоз»’, и дамам приказано быть в мужском, а кавалерам — в женском платье.

Лесток подошел к часовому и. взяв его за перевязь на груди, обратился к Бестужеву, продолжая с ним спорить:

  • Вы гневаетесь, господин великий канцлер, ибо знаете, что неправы. В России все можно купить: генерала за сто тысяч руб­лей, ну, а этого солдата — за рубль. Вот и вся разница.

  • Ах так! — воскликнула Елизавета Петровна. — Мы сейчас это испытаем, продолжала она по-французски. — Алексей Петрович, дай рубль взаймы. У меня только червонцы.

Бестужев поднял юбку, достал из кошелька рубль и, сделав глубокий реверансI, подал монету Елизавете.

  • Ты мне понравилась, милочка, — сказала по-русски Суворову царица, — возьми рубль…

  • Нет, ваше величество: устав караульной службы запрещает часовым на посту брать подарки, тем более деньги.

  • Но я тебе приказываю. Ведь ты знаешь, кто я?

  • Тебе, дурак, царица дарит, бери! — прибавил Лесток. хлопнув Суворова по плечу.

Александр вспыхнул, отступил на шаг и крикнул по- французски:

  • Если вы, сударь, еще раз коснетесь меня рукой, я вызову ка­раул. Часовой лицо неприкосновенное!..

  • Ого! — в изумлении воскликнул Лесток, опустив руки. — Ка­ков маленький капрал!

  • Молодец! — похвалил Бестужев.

Елизавета Петровна кинула серебряный рубль на песок, к но­гам Суворова, и сказала:

Возьми, когда снимешься с караула… Видишь, граф, и в Рос­сии есть непокупное.

(По С. Григорьеву) (390 слов)

1. Давайте выявим основные микротемы:

  1. Молодой капрал Суворов стоит на часах (где? что он охраняет?) .

  2. Ему очень холодно: (подтвердите это соответст­вующим примером из текста) .

  3. Он видит причудливо переодетых людей:

  4. Две «старухи» спорят на французском языке. Лейб- медик Лесток доказывает, что .

  5. Царица решила испытать капрала: .

  6. Лесток заставляет Суворова .

  7. Всем становится ясно, что .

Подумайте, каков главный смысл этого рассказа? Показать,

что Суворов, несмотря на страшный холод, не покинул пост? Изобразить нравы царского двора, где государственные люди проводят время в нелепых маскарадах? Показать нравственные достоинства русского человека? — От того, какой ответ мы дадим на этот вопрос, зависит отбор материала для сжатого изложения.

Важное значение для правильного понимания смысла рассказа имеет финальная часть текста: в ней фиксируется конечная точка развития авторской мысли. Допустим, текст кончается так: «Ца­рица и две ее «старухи» пошли своей дорогой. Маленький капрал печально покачал головой, раздумывая о том, что нелегкой будет судьба отечества, где государственные люди, словно малые дети, предаются веселым забавам».

Как изменилось бы содержание текста? В какой точке остано­вил бы наше внимание автор? К какому итоговому выводу он бы привел читателя?

Посмотрите на финальную часть этого рассказа: Суворов не польстился на деньги, а царица удовлетворенно заметила озада­ченному французу, что не все в России покупается. Видимо, именно эта мысль становится главной в тексте. Следовательно, в сжатом пересказе необходимо передать именно это содержание.

2. Выберите название для своего изложения.

а) Потехи царского двора;

б) Судьба русского солдата;

в) Неподкупный капрал;

г) Великий канцлер

II. Напишите сжатое изложение.

Суворову однажды пришлось

ъасазСВегтео К^рсЫъб&и. ‘Шя&е&фы Вдруг он увидел ‘^имАЯ^&пЦ;наряжена офицером. А за ней, (что делая?) Смюлгмъ. шлиCrmg/tyZit

Суворов вытянулся иQe^uQuL M^uiJ^n. (что

сделаю?) указала (кому?) ubi&yiyxik^ на (кого?)

. Суворов в одной из них узнал и&ёь^-Ь-й^Ажл^а в дру­гой — /Ющу^уа • Сегодня во дворце была объявлена любимая игра царицы — «и Ь/2м<(ЬМ-

(Кто?) 1 иодощел к (на каком языке?)

— В» России все можно : tOO^t^p. а

этого солдата

— Мы сейчас это К.- и по­

просила у (кого?) dl/LtUteA._ взаймы, vl»

Јhr*. —

Елизавета Петровна ^ШЛСО^^ Ce/^&Qjk^z&i^L и сказала;

Упражнение № 6. Дворец Семи фонтанов

Работая над этим текстом, вы научитесь сжимать информацию в описательных и повествовательных фрагментах. Выявляя те смысловые части, которые нам кажутся избыточной детализаци­ей. мы должны контролировать логику и целостность сюжета и не допускать удаления тех частей, без которых становится непо­нятным смысл изображенных событий или утрачиваются очень важные в идейном отношении изобразительные или описатель­ные детали.

I. Прочитайте текст.

Древние арабы сочинили легенду о Дворце семи фонтанов. Будто бы в стороне от торговых путей находится чудесный дво­рец, где бьют семь фонтанов, и не вода журчит в этом дивном ис­точнике, а золотистое вино, слаще которого нет на свете. Пре­красная музыка наполняет сводчатые залы, темноокие гурии ус­лаждают своим чудным пением покой путника.

Караванщики, палимые солнцем, мучимые жаждой, видят плывущий над песками этот дворец, но, тяжело дыша, упрямо идут своей дорогой.

И вот будто бы какой-то юноша не вынес тяжести долгого пу­ти, зной выпил все его силы, и тогда перед глазами возник этот прекрасный дворец.

  • Давайте передохнем в прохладе этого чертога, давайте уто­лим жажду прекрасным вином! — предложил он своим товари­щам. Но те покачали головой.

  • Это дворец Семи фонтанов. Туда можно войти, но из него нельзя выйти!

  • Странные люди! Да зачем же оттуда выходить, если там хо­рошо! — вскричал юноша и, не обращая внимания на предостере­гающие возгласы, пошел во дворец. Перед ним распахнулись двери, журчащий фонтан щедро напоил его сладостной влагой, и сон сморил усталого путника.

Но не был этот сон спокойным, виделось юноше, что мимо дворца бредут караваны, что бешеные ветры валят с ног людей, что песок с воем кружит в небе… А куда же я шел, кто ждал ме­ня, кого я оставил? Слышал он, как, узнав о смерти сына, без­утешно рыдала его мать, как померкли очи любимой девушки. Хотел юноша встать, чтобы выбежать наружу, но тело, окованное сном, не слушалось его. Так он и спит — одинокий узник беско­нечных снов, а мимо бредут караваны, и нелегкий путь ведет лю­дей через боль и мучения к счастью и мирному покою.

Да, жизнь тяжела, порой тяжела невыносимо, но вне жизни есть только смерть, поэтому человек, стиснув зубы, упрямо идет своей дорогой, пока бьется сердце.

(По А. Гончаренко) (2НО слов)

Гсть (какой?Цро-

^йфтлаще которого ухл^л, В

, (кто?) Wjfa’CjA’t услаждают

(чем?)AЈrLLпутников.

Караван..цЦки измуче(^,нн)ые (чем?) видят

■ «о a^g^i ^<акой(-то) л^^^(не>ынес ni&vb&hu-H решил Товарищи ему сказали, что

_, но гуиг^иФI^

Зт^уда /rtfZ^fifOrtA еслиУчХ* JLZquxlp т^и/

ia«i

юноша и yyfru^&JCffcpfyj

Юноше виделось, буд(то) Куда я t>UЈ<Ј ,

кто CMfCUL Он слышал^ . Хотел юноша

, но тело его (не )слу ш ал ос ьГТак ‘он и Cvuou^z. , а мимо люди через fc^c к

Жизнь (какова?)ууцОи^исчо вне жизни есть только

ей, что нужно выйти на балкон — поблагодарить. «Я вышла, — вспоминала много позже Павлова, — и меня встретили целой бу­рей рукоплесканий и восторженных криков, почти ошеломивших меня после этого изумительного молчания. В благодарность я могла только кланяться. Потом они начали петь милые шведские песни. Я не знала, что делать. Потом сообразила — бросилась в комнату, притащила корзины, подаренные мне в этот вечер, и стала бросать в толпу цветы: розы, лилии, фиалки, сирень… Дол­го-долго толпа не хотела расходиться… Растроганная до глубины уши, я обратилась к своей горничной, спрашивая: «Чем я так оча­ровала их?»

— Сударыня, — ответила она, — вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы!

Я не забуду этого ответа… С этого дня мое искусство получи­ло для меня смысл и значение».

Взволнованная, Анна долго не могла уснуть. И хотя понимала, что завтра опять и репетиция, и спектакль, и утром надо быть бодрой, сон не шел.

(По В. Носовой)(263 слова)

II. Выполните задания, которые помогут проверить глуби­ну и точность восприятия исходного текста.

1) Кому посвящен текст В. Носовой?

  1. Какой момент в жизни выдающейся русской балерины описан?

  2. Какое событие изумило всю балетную труппу?

4) О каком событии, которое затмило даже королевский прием, рассказываегся в тексте? 5) Чем была вызвана такая реакция поклонников?

6) Какое значение в творческой биографии Павловой имел этот случай?

III. Отредактируем текст, устранив из нею ннформанню второстепенного значения.

(1 )Гастроли Павловой в Стокгольме были первым ее выходом на европейские сцены.

(В данном тексте предложение № 1 включает в себя ключе­вые слова текста: Павлова, гастроли, Стокгольм (Швеция, за­граница), поэтому оставляем его без изменения.)

    1. В Гельсингфорсе, Копенгагене. Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления открове­нием нового искусства.

(Подчеркнутую часть предложения можно заменить: Ино­странные газеты называли …)

    1. Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II. шведский король. (4)Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. (5)Конечно, оказанные почести были приятны балерине.

(В этой части текста говорится о высокой чести, оказанной шведским королём. Предложение № 4 можно без особого ущерба для смысла текста опустить, можно объединить предложения 3 и 4: …Оскар, шведский король, который прислал за ней рос­кошную карету.)

(6)Но истинную радость испытала она после одного из пред­ставлений в стокгольмском театре. (7)До самого отеля за экипа­жем Павловой молча шла толпа зрителей. (8)Люди не аплодиро­вали, не переговаривались, не желая нарушать отдыха артистки.

      1. Никто не ушел и тогда, когда балерина скрылась в отеле.

      2. Толпа так же молча стояла какое-то время под ее окнами. (Это очень важная смысловая часть в тексте: приглашение

короля было очень приятным для Павловой. НО… еще большую радость испытаю великая балерина, когда ощутила любовь про­стых людей. Перед нами новый этап развития мысли: автор текста нам расскажет о самом примечательном событии этих зарубежных гастролей. Начнем сокращать текст: предложения № 6 и 7 записываем полностью. Предложения № 8 и 9 опустим, сохраним предложение № 10.)

(11)Павлова недоумевала, как ей поступить, пока горничная не подсказала ей, что нужно выйти на балкон — поблагодарить.

textarchive.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *