Спряжение глаголов в русском языке. Основные правила
Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы поговорим об одном из самых сложных видов частей речи в русском языке — о глаголе. Неудивительно, что у иностранцев при изучении этой части речи всегда возникают трудности, ведь даже русскоязычные люди, очень часто совершают ошибки. Итак, что же собой представляет спряжение?Спряжение — это изменение формы глагола по лицам и числам. В русском языке всего 2 вида спряжения: 1-ое и 2-ое, но здесь достаточно много исключений, которые необходимо запомнить. Лицо в русском языке -это категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие. Насколько нам известно из предыдущих статей, что в русском языке 3 лица: 1- относятся местоимения я, мы. Ко 2 лицу относятся — ты,вы. К 3-ему относят — он, она, оно, они.
Чтобы понять к какому спряжению относится тот или иной глагол, нам необходимо знать,что важное место здесь занимает ударение. Дело в том,что спряжение определяется по окончаниям и суффиксам глагола.
1. По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени.
2. Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксам неопределенной формы. Рассмотрим, как определить спряжение по личным окончаниям, выделенные буквы у нас находятся под ударением:
1 спряжение
Лицо | Окончания Ед. ч. | Окончания Мн. Ч. | Пример |
1 | -у/ю | -ем | Рисую/Растём |
2 | -ешь | -ете | Рисуешь/Растёте |
3 | -ет | -ут/ют | Рисует/Рисуют |
2 спряжение
Лицо | Окончания Ед. ч. | Окончания Мн. Ч. | Пример |
1 | -у/ю | -им | Куплю/Купим |
2 | — ишь | -ите | Приготовишь/Купите |
3 | — ит | -ат/ят | Держит/Купят |
Если же окончания у нас безударные, то, чтобы определить спряжение глагола, нам необходимо обратиться к неопределенной форме и по суффиксу определить нужное спряжение. Но в русском языке есть много исключений, о которых я писала выше.
- глаголы в неопределенной форме с суффиксом -еть, кроме 7 глаголов-исключений: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть.
- глаголы, имеющие в неопределенной форме суффикс -ать, кроме глаголов-исключений: дышать, гнать, слышать и держать.
- три глагола с суффиксом — ить: зиждиться (основываться на чём-то), стелить и брить.
- все глаголы с суффиксами: -оть, -уть,-ть: обуть, полоть, смолоть.
Глаголы 2 спряжения:
- все глаголы, имеющие суффикс —ить, кроме 3-х глаголов, которые были описаны в 1 спряжении.
- семь глаголов с суффиксом —еть: которые были описаны в 1 спряжении.
- четыре глагола-исключения с суффиксом —ать: описаны в 1-ом спряжении.
Однако, в русском языке очень много разноспрягаемых глаголов, которые могут относиться как к 1, так и ко второму спряжению, например, Хотеть, чтить, бежать, прощать
Данные глаголы относятся частично к 1 и 2 спряжению.
www.ruspeach.com
Правописание глаголов спряжения, правила и примеры
Спряжение — это изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям, а в прошедшем времени и сослагательном наклонении — по родам. Спряжением называют также тип словоизменения глагола в настоящем или будущем времени, характеризующийся общностью гласных в составе личных окончаний. В зависимости от системы окончаний в формах настоящего или будущего времени все глаголы (за небольшим исключением) делятся на глаголы I и II спряжения. Глаголы совершенного вида, образующие формы будущего простого времени, имеют те же окончания, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида, но отличаются своим значением; в словоизменении формы будущего простого описываются, как формы настоящего времени.
К I спряжению относятся глаголы, имеющие окончания, показанные в табл. (в орфографической записи).
Глаголы I спряжения
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
—у, -ю (веду, играю) |
-ем, -ём (ведём, играем) |
2 |
-ешь, -ешь (ведешь, играешь) |
-ёте, -ете (ведёте, играете) |
3 |
-ёт, -ет (ведёт, играет) |
-ут, -ют (ведут, играют) |
Комментарий. Основа настоящего времени глаголов I спряжения оканчивается на парно-твердую согласную, шипящую, мягкие [р’], [л’] или [j]. При образовании форм 2 и 3 л. ед.ч. и 1 и 2 л. мн.ч. конечные твердые согласные основы (кроме шипящих [ш], [ж]) чередуются: парно-твердые — с соответствующей мягкой, заднеязычные [к], [г] — с шипящими [ч], [ж]: ве[д]-ут — ве[д’-о]шь, не[с]-ут — не[с’-о]м, пе[к]-ут — пе[ч-о]шь, стри[г]-ут — стри[ж]-ошь. В нормированной речи только глагол ткать не имеет чередования [к — ч] (ткут — ткёшь, ткёт, ткём, ткёте), в просторечии словоформы с отсутствием чередования заднеязычного с шипящим встречаются чаше.
Ко II спряжению относятся глаголы, имеющие окончания, показанные в табл. (в орфографической записи).
Глаголы II спряжения
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
-у, -ю (молчу, хвалю) |
-им (молчим, хвалим) |
2 |
-ишь (молчишь, хвалишь) |
-ите (молчите, хвалите) |
3 |
-от (молчит, хвалит) |
-am, -ят (молчат, хвалят) |
Комментарий.
Основа настоящего времени II спряжения оканчивается на парно-мягкую согласную, шипящую или [j]. При образовании формы 1 л. ед.ч. происходят чередования [o’] — в[л’], [ф] —ф[л’], [б’] — б[л’], [п] — п[л’], [м] — м[л’], с[т’] — (`ш’), [т’ — ч], [д’ — ж], [з’ — ж], [с’ — ш]: вдохно[в’-а]т — вдохно[вл’-у], гра[ф’-а]т — гра[фл’-у], скор[б’-а]т — скор[бл’-у], ле[п’-а]т — ле[пл’-у], гре[м’-а]т — гре[мл’-у], кру[т’-а]т— кру[ч-у], xo[д’-а]т — хо[ж-у], вон[з’-а]т — вон[ж-у], но[с’-а]т — но[ш-у]. В некоторых глаголах при образовании формы 1 л. ед.ч. конечный [Наконец, в русском языке есть так называемые изолированные глаголы, не относящиеся ни к I, ни ко II спряжению и объединяющие в своей парадигме окончания разных спряжений. Изолированные глаголы характеризуются особым соотношением основ или особыми системами окончаний: зиждиться, зыбить(ся), хотеть, бежать, чтить, есть, надоесть, дать, создать, быть (а также забыть, добыть, сбыть и другие глаголы с компонентами -есть, -дать, -быть), ехать, идти. Спряжение изолированных глаголов дано в табл.
Спряжение изолированных глаголов
Инфинитив |
Настоящее время |
Прошедшее время |
|||||
Число |
Лицо |
Форма |
Число |
Род |
Форма |
||
зиждиться |
ед. |
1 |
— |
ед. |
м. |
зижди-л-ся |
|
2 |
— |
ж. |
|
||||
3 |
зижд-ет-ся |
ср. |
зижди-л-о-сь |
||||
мн. |
1 |
— |
мн. |
зижди-л-и-сь |
|||
2 |
— |
||||||
3 |
зижд-ут-ся |
||||||
зыбить(ся) |
ед. |
1 |
— |
ед. |
м. |
зыби-л-ся |
|
2 |
— |
ж. |
зыби-л-а-сь |
||||
3 |
зыбл-ет-ся |
ср. |
зыби-л-о-сь |
||||
мн. |
1 |
— |
мн. |
зыби-л-и-сь |
|||
2 |
— |
||||||
3 |
зыбл-ют-ся |
||||||
бежать |
ед. |
1 |
бег-у |
ед. |
м. |
бежа-л |
|
2 |
беж-ишь |
ж. |
бежа-л-а |
||||
3 |
беж-ит |
ср. |
бежа-л-о |
||||
мн. |
1 |
беж-им |
мн. |
бежа-л-и |
|||
2 |
беж-ите |
||||||
3 |
бег-ут |
||||||
хотеть |
ед. |
1 |
хоч-у |
ед. |
м. |
хоте-л |
|
2 |
хоч-ешь |
ж. |
хоте-л-а |
||||
3 |
хоч-ет |
ср. |
хоте-л-о |
||||
мн. |
1 |
хот-им |
мн. |
хоте-л-и |
|||
2 |
хот-ите |
||||||
3 |
хот-ят |
||||||
чтить |
ед. |
1 |
чт-у |
ед. |
м. |
чти-л |
|
2 |
чт-ишь |
ж. |
чти-л-а |
||||
3 |
чт-ит |
ср. |
чти-л-о |
||||
мн. |
1 |
чт-им |
мн. |
чти-л-и |
|||
2 |
чт-ите |
||||||
3 |
чт-ят (и чт-ут) |
||||||
есть |
ед. |
1 |
е-м |
ед. |
м. |
е-л |
|
2 |
е-шь |
ж. |
е-л-а |
||||
3 |
е-ст |
ср. |
е-л-о |
||||
мн. |
1 |
ед-им |
мн. |
е-л-и |
|||
2 |
ед-ите |
||||||
3 |
ед-ят |
||||||
дать |
ед. |
1 |
да-м |
ед. |
м. |
да-л |
|
2 |
да-шь |
ж. |
да-л-а |
||||
3 |
да-ст |
ср. |
да-л-о |
||||
мн. |
1 |
дад-им |
мн. |
да-л-и |
|||
2 |
дад-ите |
||||||
3 |
дад-ут |
||||||
быть |
ед. |
1 |
буд-у |
ед. |
м. |
бы-л |
|
2 |
буд-ешь |
ж. |
бы-л-а |
||||
3 |
буд-ет |
ср. |
бы-л-о |
||||
мн. |
1 |
буд-ем |
мн. |
бы-л-и |
|||
2 |
буд-ете |
||||||
3 |
буд-ут |
||||||
ехать |
ед. |
1 |
ед-у |
ед. |
м. |
еха-л |
|
2 |
ед-ешь |
ж. |
еха-л-а |
||||
3 |
ед-ет |
ср. |
еха-л-о |
||||
мн. |
1 |
ед-ем |
мн. |
еха-л-и |
|||
2 |
ед-ете |
||||||
3 |
ед-ут |
||||||
идти |
ед. |
1 |
ид-у |
ед. |
м. |
ше-л |
|
2 |
ид-ешь |
ж. |
ш-л-а |
||||
3 |
ид-ет |
ср. |
ш-л-о |
||||
мн. |
1 |
ид-ем |
мн. |
ш-л-и |
|||
2 |
ид-ете |
||||||
3 |
ид-ут |
||||||
Комментарий. Глаголы зиждиться и зыбиться не употребляются в формах 1 и 2 л. Глаголу быть, кроме форм будущего простого времени, принадлежат также формы настоящего времени 3 л. ед. и мн.ч. — соответственно есть и суть. Форма есть широко употребляется не только в значении 3 л. ед.ч., но и в значении всех других лиц ед. и мн.ч. Форма суть употребляется в научной, официальной или архаизированной речи: Преподавание и учение суть средства образования (Л. Толстой).
Вариантные формы глаголов появляются в результате взаимодействия глаголов разных классов и групп. В одних случаях они характеризуются как нормативные и стилистически одинаковые, в других — как нормативные, но обладающие стилистическими или семантическими различиями, в третьих — как не соответствующие нормам русского литературного языка. Глаголы с продуктивным соотношением основ чаще воздействуют на глаголы непродуктивных групп, однако возможно и воздействие глаголов с непродуктивным соотношением основ на глаголы продуктивных классов.
Глаголы I класса оказывают воздействие на глаголы группы 1,1а, в результате чего появляются вариантные формы глаголов этой группы с основой настоящего времени на [aj]: алкать (алч-у, алчут и алка[j-у], алка [j-y]m), блистать, брызгать, внимать, глодать, двигать, капать, клепать, кликать, колыхать, крапать, кудахтать, курлыкать, махать, метать, метаться, мурлыкать, мыкать, плескать, полоскать, прыскать, пыхать, рыскать, свистать, тыкать, хлестать, хныкать, черпать, щепать, щипать.
У многих глаголов группы I, 1а формы, образованные по образцу глаголов I класса, являются разговорными. В ряде случаев вариантные формы различаются семантически. Например, глагол двигать в значении «перемещаться с места на место, шевелить» образует формы с основой настоящего времени на [aj], а в значении «приводить в движение, побуждать» — с основой на шипящую. Семантическими различиями обладают также вариантные формы глаголов брызгать, капать, клепать, метать. За пределами литературной нормы находятся формы с основой настоящего времени на [aj] глаголов кликать, кудахтать, метаться, хлестать.
Глаголы IV класса оказывают воздействие на глаголы группы IVa, в результате чего в глаголах этой группы в основах прошедшего времени может сохраняться -ну- (крепнуть — креп и крепнул). Такое воздействие испытывают почти все глаголы группы IVa, но наиболее последовательно сохраняют суффикс -ну- в основе прошедшего времени бесприставочные глаголы группы IVa в форме м.р. (горкнул, грузнул). Стилистически не различаются вариантные формы м.р. следующих глаголов группы IVa: с компонентами -бегнуть (из-, при-), -блекнуть, -вергнуть (в-, под-, из-, по-, опро-, ниспро-, с-, от- и все возвратные глаголы с этим корнем), виснуть, вязнуть, вянуть, гаснуть, гибнуть, глохнуть, грязнуть, дохнуть, дрогнуть, дрыхнуть, дрябнуть, жухнуть, зябнуть, киснуть, крепнуть, липнуть, мерзнуть, меркнуть, мокнуть, молкнуть, мякнуть, никнуть, пахнуть, пухнуть, разверзнуть, сипнуть, слабнуть, слепнуть, сохнуть, стынуть, тихнуть, -торгнутъ (ис-, от-, рас- и все возвратные глаголы с этим корнем), тухнуть в значении «гаснуть», тухнуть в значении «портиться», хрипнуть, чахнуть. Вариантные формы с суффиксом -ну- в прошедшем времени ж.р. возможны, но преобладают формы без -ну-.
Вариантные формы настоящего времени по образцу глаголов группы II, 1а образуют глаголы II класса ржаветь (и приставочные заржаветь, проржаветь), выздороветь, обессилеть, опостылеть, опротиветь, ста́ретъ(ся): ржаветь —ржавеет и ржавит. Формы этих глаголов, образованные по образцу непродуктивной группы, являются устаревшими, разговорными или ненормативными.
Глаголы I класса испытывать, истязать, наказывать, обязывать, связывать, указывать также могут образовывать вариантные формы с основой настоящего времени на [yj] (как у глагола группы 1, 2 живописать): испытывать — испытываю и испытую, обязывать — обязываю и обязую. Вариантные формы глаголов I класса с основой настоящего времени на [yj] употребляются в высоком или книжном стиле.
Как правило, глаголы, образующие вариантные спрягаемые формы, имеют и вариантные атрибутивные формы.
www.fio.ru
Особенности написания слов-исключений 1 и 2 спряжения в русском языке: применение правил

…
Вконтакте
Google+
Мой мир
Спряжение глаголов
Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.
Это интересно: что такое паронимы, примеры.
Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?
Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании, нужно знать некоторые правила:
- Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
- Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная — I.
Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.
Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.
Это интересно: омофоны это что такое — определение и примеры.
Противоречия I спряжения
По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить — тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.
Это интересно: односоставные определённо личные предложения и их примеры.
Противоречия II спряжения
Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.
Глаголы-исключения:
- смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
- слышать, гнать, держать, дышать.
Давайте приведем примеры изменения:
- гнать, гонит, гонишь, гоните;
- смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
- видеть, видит, видишь, видите и так далее.
Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать — перегнать, держать — выдержать, ветреть — повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.
Это интересно: склонения в русском языке — правила и примеры.
Учим слова-исключения

Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.
Нужно знать: Как правильно писать — надеть или одеть?
Способы заучивания
Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.
Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:
- Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
- Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
- Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.
На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.
Это интересно: значение фразеологизма «тришкин кафтан».
Хочется предложить такой вариант.
Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).
А еще такие:
Гоним, держим, смотрим, видим.
Дышим, слышим, ненавидим.
И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.
Слова рифмовкой связаны в каждом предложении. Читая, дети подкрепляют слова движением:
- гнать — помахивают рукой, как будто в ней прутик;
- держать — сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
- смотреть — прикладывают к голове ребро ладошки;
- видеть — удивленно смотрят вдаль.
И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна — заучивается рифмовка быстро и прочно.
Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.
obrazovanie.guru
Спряжения в русском языке
Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю – они спят). В русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения необходимо для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.
Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме (инфинитиву):
II спряжение | I спряжение |
все глаголы на -ить (кроме 3 исключений) | глаголы брить, стелить, зиждиться |
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть | все глаголы на -еть (кроме 7 исключений) |
4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать | все глаголы на -ать (кроме 4 исключений) |
| все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др. |
Стих про спряжения глаголов поможет легко запомнить глаголы ІІ спряжения и исключения:
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить,
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
и зависеть, и вертеть.
Спряжение глаголов настоящего времени:
Число | Лицо | І спряжение | ІІ спряжение | ||
окончания | пример | окончания | пример | ||
Единственное | 1 – я 2 – ты 3 – он, она, оно | -у, -ю -ешь -ет | шепчУ шепчЕшь шепчЕт | -у, -ю -ишь -ит | клею клеИшь клеИт |
Множественное | 1 – мы 2 – вы 3 – они | -ем -ете -ут, -ют | шепчЕм шепчЕте шепчУт | -им -ите -ат, -ят | клеИм клеИте клеЯт |
Особенности спряжения некоторых глаголов:
1. от глагола победить первое лицо единственного числа не образуется.
2. первое и второе лицо единственного и множественного числа настоящего времени от глагола быть не употребляется.
3. Разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, брезжить:
хочет, хочет — по I спр..;
хотим, хотите, хотят — по II спр.;
бежишь, бежит, бежим, бежите — по II спр.;
бегут — по I спр.;
брезжит — по I спр.;
брезжут — II спр.
Для улучшения русского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!
Желаем Вам успехов!
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
продолжить с «Грамматическими категориями» >>>
вернуться к выбору в разделе «Грамматика» >>>
пройти тест на «Спряжение глаголов» >>>
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
Спряжение глаголов в русском языке — правило и таблица с примерами

Правило про спряжение глаголов в русском языке – один из необходимых атрибутов грамотной письменной речи.
Только зная и умея применять его на практике, можно понять, как правильно написать глагольные окончания.
Что такое спряжение глаголов
Термин «спряжение» впервые появился в русском языке в семнадцатом веке. Образовался он от слова «спрягать», в устаревшем значении «присоединять, приближать», с латыни — «наклоняться», «склоняться».
В лингвистике ему придаётся значение: «соединение различных отглагольных форм». В старинном учебнике Иоанна Дамаскина этот термин характеризуется такими словами как «супружество», «соединение».
Спряжением в современной лингвистике принято обозначать изменение глаголов в лице и числе. В русском языке их только два: первое и второе.
Как определить спряжение глагола по личным окончаниям
Личными называются окончания слов, обозначающих действия предметов, в первом, втором и третьем лицах («-у», «-ю», «-ешь», «-ёшь», «-ишь», «-ет», «-ёт», «-им», «-ем», «-ём», «-им», «-ете», «-ёте», «-ите», «-ут», «-ют», «-ат», «-ят») единственного и множественного числа.
Чтобы определить спряжение, сначала нужно выделить ударный слог в слове и посмотреть, падает ли ударение на окончание или нет.
Например, в слове «бороться» ударение падает на второй слог, т. е. личное окончание является безударным. А в слове «бежать» ударение падает на «-ать», т. е. оно является ударным.
Спряжение в ударных окончаниях
По ударному окончанию слова, обозначающего действие предмета, определить спряжение очень легко, для этого достаточно знать только окончания для I и II спряжения.
Обычно ко второму спряжению относят глаголы на «-ить», а к первому все остальные (в том числе и на «–ть», как в словах «жить», «есть», «-ти» для слова «идти» и т. д.).
Примеры:
- «полоть» заканчивается на «-ть» — 1 спряжение;
- «стоять» — окончание «-ять» — 1 спряжение;
- «дремать» — на конце «-ать» — 1 спряжение.
Однако существует множество глаголов-исключений, о которых речь пойдет далее.
Спряжение глаголов в русском языке на примерах в таблице
Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям
Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.
Примеры:
- «поднимает» — глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение;
- «тает» — глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
- «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению;
- «борешься» — «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.
Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.
Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».
Первое спряжение:
- я поднимаю, мы поднимаем;
- ты поднимаешь, вы поднимаете;
- он поднимает, они поднимают.
А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:
- я клею, мы клеим;
- ты клеишь, вы клеите;
- он клеит, они клеят.
Подводя итоги, отметим — для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:
- Первый способ — поставить глагол в третье лицо множественного числа.
Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».
Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».
- Второй способ — определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву (т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».
Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» — «строит».
Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».
Исключения 1 и 2 спряжения
Важно помнить все исключения, которые относятся к этому правилу. Исключения необходимо выучить, так как от них во многом зависит написание слов, обозначающих действия предметов.
Заключение
Как можно увидеть, определить спряжения глагола несложно, недаром это правило ученики проходят ещё в начальной школе. Зато эти знания позволят правильно писать личные глагольные окончания, что просто необходимо для человека, желающего обладать грамотной письменной речью.
1001student.ru
Что значит проспрягать глаголы (примеры)
В далеком прошлом в русском языке часто употреблялось слово «глаголить» (говорить). «Глагол» же означало «то, что говорится», то есть «речь, слово и т.п.», сейчас он называет любое действие и отвечает на вопросы: Что
- делать/сделать?
- делаем/сделаем?
- делали/сделали?
- сделаем/будем делать?
Как правильно отвечать на вопросы о спряжении глаголов, интересуются не только младшие школьники, но и выпускники, а также их родители. Поэтому стоит разобраться в этом непростом грамматическом явлении с самого начала. Уже из вопросов ясно, что глагол изменяется в зависимости от того, кто производит действие. Такое изменение называется спряжением. Что значит проспрягать глаголы — знают даже младшие школьники.

Что такое спряжение?
Что значит спряжение? Спряжение — это основной признак глагола, его способность изменяться по лицам и числам. Знание правила спряжения глаголов поможет безошибочно определить, какую букву следует писать в безударном окончании.

Изменение глагола по числам
«Число» — это просто: «один» — единственное, «несколько или много» — множественное. Глаголы или обозначают действия, производимые одним лицом или предметом (единств. число), или же действия двух или более лиц или предметов (множеств. число).
Единств. число | Пример | Множеств. число | Пример |
Что делаю/сделаю? Что буду делать? | перевожу, переведу, буду переводить | Что делаем/сделаем? Что буду делать? | переводим, переведем, будем переводить |
Что делаешь/сделаешь? Что будешь делать? | переводишь, переведешь, будешь переводить | Что делаете/сделаете? Что будете делать? | переводите, переведете, будете переводить |
Что делает/сделает? Что будет делать? | переводит, переведет, будет переводить | Что делают/сделают? Что будут делать? | переводят, переведут, будут переводить |
Что делалсделал? Что делала/сделала? Что делало/сделало? | переводил, перевел, переводила, перевела, переводило, перевело | Что делали/сделали? | переводили, перевели |
Изменение глаголов по родам
Если внимательно изучить следующие примеры, можно сделать интересный вывод.
Время | жен. род, ед. число | жен. род, мн. число | муж. род, ед. число | муж. род, мн. число | средн. род, ед. число | средн. род, мн. число |
Настоящее вр. | Лампа разбивается | Лампы разбиваются | Бокал разбивается. | Бокалы разбиваются | Сердце разбивается | Сердца разбиваются |
Прошедшее вр. | Лампа разбилась | Лампы разбились | Бокал разбился. | Бокалы разбились | Сердце разбилось | Сердца разбились |
Будущее время | Лампа разобьется | Лампы разобьются | Бокал разобьется. | Бокалы разобьются | Сердце разобьется | Сердца разобьются |
Как видим, только в единственном числе и только в прошедшем времени форма глагола зависит от рода. В настоящем и будущем временах с существительными разного рода используется один и тот же глагол.
Примеры спряжения
Что значит проспрягать глаголы? Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. С числом все более или менее понятно, что же такое лицо как грамматическая категория? В русском языке 3 лица:
- я, мы — 1 лицо;
- ты, вы — 2 лицо;
- он, она, оно, они — 3 лицо.
Лицо показывает отношение между участником действия и собственно действием:
- Я чувствую. Мы хотим. Я смотрел. Мы сбегали. Я напишу. Мы будем открывать.
- Ты вяжешь. Вы основываете. Ты брал. Вы утвердили. Ты встретишь. Вы будете жить.
- Он исполняет. Она привозит. Оно подходит. Они огорчились. Он хлопнул. Она запечатала. Оно выгорело. Они уехали. Он поднимет. Оно спустится. Они намокнут.
Выделяют два спряжения глагола:

- Инфинитив глаголов 1 спряжения заканчиваются на -ать, -ыть, -еть, -ять -уть, личные формы имеют в окончаниях -е, -у, -ю.
- Глаголы 2 спряжения в начальной форме заканчиваются на -ить и имеют в окончаниях -и, -а, -я.
Глагол: примеры спряжения
Спряжение | I спряж. | II спряж. | ||
Лицо/число | единств. ч. | множеств. ч. | единств. ч. | множеств. ч. |
1 | Я предполагаю. | Мы подозреваем. | Я люблю. | Мы любим. |
2 | Ты предполагаешь. | Вы подозреваете. | Ты любишь. | Вы любите. |
3 | Он предполагает. Она предполагает. Оно предполагает. Артистка предполагает. Следователь предполагает. Знание предполагает. | Они предполагают. Ученые предполагают. | Он любит. Она любит. Оно любит. Девушка любит. Переводчик любит. Чадо любит. | Они любят. Женщины любят. |
Исключения
Как из любого другого, из правила спряжения глаголов есть исключения:
- К первому относятся 2 глагола на -ить: стелить, брить.
- Ко второму — ряд глаголов, оканчивающичся не на -ить, а на -ать и -еть: дышать, вертеть, видеть, слышать, обидеть, держать, смотреть, зависеть, ненавидеть, терпеть, гнать.

Спряжение | I спряжен. | II спряжен. | ||
Лицо/число | еддинств. ч | множеств. ч. | единств. ч. | множеств. ч. |
1 | Я брею. Я стелю. | Мы бреем. Мы стелем. | Я слыш-у. Я виж-у. Я обиж-у. Я держ-у. Я гон-ю. Я ненавиж-у. Я смотр-ю. Я дыш-у. Я верч-у. Я терпл-ю. Я завиш-у. | Мы слыш-им. Мы вид-им. Мы обид-им. Мы держ-им. Мы гон-им. Мы ненавид-им. Мы смотр-им. Мы дыш-им. Мы верт-им. Мы терп-им. Мы завис-им. |
2 | Ты бреешь. Ты стелешь. | Вы бреете. Вы стелете. | Ты завис-ишь. Ты вид-ишь. Ты обид-ишь. Ты терп-ишь. Ты гон-ишь. Ты ненавид-ишь. Ты смотр-ишь. Ты дыш-ишь. Ты верт-ишь. Ты держ-ишь. Ты слыш-ишь. | Вы завис-ите. Вы вид-ите. Вы обид-ите. Вы терп-ите. Вы гон-ите. Вы ненавид-ите. Вы смотр-ите. Вы дыш-ите. Вы верт-ите. Вы держ-ите. Вы слыш-ите. |
3 | Он/она стелет. Он/она бреет. | Они стелет. Они бреют. | Он/она дыш-ит. Он/она завит-ит. Он/она обид-ит. Он/она смотр-ит. Он/она гон-ит. Он/она ненавид-ит. Он/она держ-ит. Он/она вид-ит. Он/она верт-ит. Он/она терп-ит. Он/она слыш-ит. | Они дыш-ат. Они завис-ят. Они обид-ят. Они смотр-ят. Они гон-ят. Они ненавид-ят. Они держ-ат. Они вид-ят. Они верт-ят. Они терп-ят. Они слыш-ат. |
Спряжение глаголов: проверочное упражнение
Чтобы закрепить и проверить знания по теме «спряжение глаголов», можно выполнить несложные задания:
- Закончите правило «Что значит проспрягать глаголы? Спряжение глаголов — это закономерность в изменении их окончаний, в зависимости от: 1) чисел и родов, 2) чисел и лиц, 3) времен и чисел, 4) времен и лиц».
- Исключи глагол 1 спряжения: 1) читаешь, 2) бесит, 3) ходите, 4) любим.
- Определи глагол 2 спряжения: 1) выдувает, 2) надевают, 3) захочешь, 4) дробишь.
- Найди слово с ошибкой: 1) перекладываишь, 2) застрянешь, 3) выплывешь, 4) хочешь.
- Какой из следующих глаголов является исключением? 1) ненавидеть, 2) чувствовать, 3) перевозить, 4) высиживать?
- Отыщи глагол с буквой «И» в окончании: 1) напо…т, 2) посм…т, 3) завед…т, 4) пожина…т.
- Найди глагол, в котором пропущена буква «Е»: 1) слыш…т, 2) повстреча…шь, 3) улож…т, 4) увид…м.
- В каком случае во всех глаголах пропущена буква «Е»? 1) раду…шь, постро…те, слома…те, 2) слыш…м, нарису..шь, укро…шь, 3) посе…м, работа…те, пересыпа…те, 4) корм…шь, увол…т, выпь…шь?
- В каких примерах во всех словах пропущена «И»? 1) дела…шь, суд…шь, храп…т, 2) задерж…те, топ…т, плат…т, 3) перетащ…м, лета…м, дыш…м, 4) зна..м, рыда…шь, снима…шь?
- Где сказуемое выражено глаголом 2 спряжения? 1) Северяне с удовольсьвием улетают на юг. 2) Ты хорошо его знаешь? 3) Ученики поедут в Лондон на большом красном автобусе? 4) В огороде мы посадим чеснок.
- В каком из предложений сказуемое выражено глаголом 1 спряжения? 1) Они хорошо поют гимн. 2) Мама часто жарит вкусные котлеты. 3) Жених нежно любит невесту? 4) Как солдаты не услышали утром кукушку?
- Какие буквы являются признаками 1 спряжения? 1) е, ё, у, ю, 2) и, а, я, 3) е , ё, а, я, 4) и, у, ю?
- Какие гласные в окончаниях являются показателем 2 спряжения? 1) е, ё), а, я, 2) и, а, я, 3) е, ё, у, ю, 4) и, у, ю.

Ответы:
- — 2.
- — 1.
- — 4.
- — 1.
- — 1.
- — 1.
- — 2.
- — 3.
- — 2.
- — 4.
- — 1.
- — 1.
- — 2.
fb.ru