Аргументы на тему: Гордость и смирение в пьесе «На дне» (для итогового сочинения)
В прозе Максима Горького можно найти ответы на все вопросы, которое ставит перед нами итоговое сочинение. Но особенно много там аргументов по направлению «Гордость и смирение». Многомудрый Литрекон уже делал подборку примеров по этому направлению и банк аргументов, но никогда не будет лишним дополнить список примеров для ИС.
- По-настоящему гордым человеком в пьесе «На дне» является Сатин. Несмотря на свое нищенское положение, он не считает себя ниже кого-либо и не смиряется со своей судьбой. Он попал в ночлежку случайно: когда-то давно он заступился за честь сестры и убил обидчика. Четыре года каторги не прошли бесследно: герой стал шулером, чтобы заработать на жизнь в маргинальных кругах. В обществе приличных людей он уже не мог найти себя места с такой биографией. Но это обстоятельство его не удручает. Он открыто и гордо признает все то, что с ним происходит, и не выдумывает утешительных басен, как Настя или Барон. Да, он — шулер, да, его дорога ведет в острог, ну и что? Он высмеивает метод Луки и отрицает ложь во благо. Сатин не стесняется себя и восклицает: «Правда — бог свободного человека!». В своей гордости он видит возможность оставаться независимым, сильным и трезвомыслящим человеком.
- Олицетворением смирения в пьесе Горького является Лука. Странник прожил таинственную и полную лишений жизнь. Автор намекает, что он бежал с каторги и бывал в самых неблагонадежных местах. Наличие богатого жизненного опыта помогло старику понять и принять тех людей, которые его окружали. В ночлежке он сразу же стал своим и заручился доверием многих жильцов за свое умение слушать и слышать исповедь отверженных. Его мудрость понятна всем: он призывает нищих смириться с судьбой, но жить с надеждой на лучшее. Так, он утешает Анну и предрекает ей отдых в раю, подводя ее к мысли о том, что смерть — это избавление, а не горе. Актеру он советует признать свою проблему и заняться ее лечением, правда, не уточняет, где же ему это сделать. В философии Луки главным пунктом является смирение, а практические меры по решению проблем он не перечисляет. Однако даже его утешения помогли людям: Настя смогла на время забыть о своем унизительном ремесле, Актер на время бросил пить, а Анна отправилась в мир иной без сожалений и горечи.
- Гордыня без оснований представлена в образе Барона. Этот герой высокомерен и заносчив, хоть и находится в таком же безвыходном положении, что и остальные обитатели ночлежки. Даже его имя неизвестно читателю, ведь за героем закрепилась кличка, подчеркивающая его бывший социальный статус. Положение в свете и капитал Барон утратил, но привычка помыкать людьми осталась. Так, он бессовестно упрекает Настю в том, что она придумывает себе истории любви. Герой нисколько не сочувствует бедной девушке и бравирует своим отсутствием такта, чтобы посмеяться над ней. А ведь именно Настя без конца одалживает ему деньги, но бывший дворянин, видимо, привык к тому, что простолюдины должны его обеспечивать. В финале он вспоминает о своем прекрасном прошлом, чтобы еще раз подчеркнуть слушателям разницу между ним и теми, кто обитает по соседству. Его гордыня — однозначно отрицательное чувство, которое не дает ему объективно оценить свое положение и вести себя соответствующе.
- Еще одним гордым героем пьесы «На дне» является Клещ. Он свысока смотрит на обитателей ночлежки, потому что относит себя к труженикам, а не к бродягам. Своих соседей он презирает за праздность и дурные привычки и обращается с ними грубо. Он лелеет надежду на то, что своим трудом добьется переезда из подвала в нормальное жилье. Об этом он не устает напоминать всем и каждому, чтобы получить должное, по его мнению, уважение. Гордость Клеща настолько завладела им, что он даже к жене относится с брезгливым презрением. Для него она — помеха на пути к обеспеченности. Он не стесняется строить планы на тот день, когда обуза в виде супруги перестанет его беспокоить и отягощать. Анну он винит во всех бедах и нисколько не поддерживает. Данный пример показывает, что гордость нельзя назвать положительным качеством. Она приводит человека к высокомерию.
- Смирение может упростить жизнь. Это доказывает пример Анны, героини пьесы «На дне». Героиня была опасно больна и доживала последние дни, мучаясь от страха смерти. Ее судьба трагична: грубый муж бил и оскорблял ее, нищета истребила все силы. Женщина не видела счастья и даже не ела досыта. Такие условия жизни привели к образованию туберкулеза. Анне было обидно умирать, так и не познав радости. Она боялась потустороннего мира и страдала от несправедливости своего удела. Но беседы с Лукой помогли ей смириться со своим уделом. Да, ее участь незавидна, но в раю Бог вознаградит ее за терпение и готовность к жертве. Услышав такую трактовку смерти, героиня нашла в себе силы с достоинством покинуть этот мир и поверить в лучшее, пусть и потустороннее будущее. Смирение облегчило ее мучения.
аргументы из пьесы «На дне» М. Горького / Блог :: Бингоскул
«На дне»: аргументы по направлению «Мечта и реальность» итогового сочинения
Мечта и реальность: аргументы к итоговому сочинению
- «На дне». Несомненно, все люди разные. У каждого свой темперамент, характер, судьба. Однако есть нечто, что нас объединяет — это способность мечтать. В пьесе М. Горького «На дне» показана жизнь людей, разучившихся мечтать. Герои просто проживают свою жизнь день за днем, не понимая смысла своего существования. Эти несчастные обитатели ночлежки находятся «на дне» жизни, куда не пробивается луч надежды. Может показаться, что их ничего не объединяет с другими людьми, они все воры и пьяницы, нечестные люди, которые способны только на подлость. Но читая страницу за страницей, можно увидеть, что жизнь каждого когда-то была другой, но обстоятельства загнали их в ночлежку Костылевых, которые сами недалеко ушли от постояльцев. С появлением нового жильца Луки все меняется. Он жалеет их, и эта теплота будит проблеск надежды. Жители ночлежки вспоминают свои мечты: Васька Пепел хочет перебраться в Сибирь и зажить честной жизнью, Актер желает вернуться на сцену, даже бросает пить, умирающая Анна, уставшая от мучений на земле, приободряется мыслью о том, что после смерти обретет покой. К сожалению, мечты героев рушатся, когда Лука уезжает. В реальности они не сделали ничего, что могло бы изменить их положение. Однако сам факт того, что они хотели измениться, не может не радовать. Ночлежники не перестали быть людьми, несмотря на испытания, выпавшие им в жизни, и где-то в глубине их душ живут обычные люди, которые просто хотят радоваться жизни. Таким образом, способность мечтать объединяет таких разных людей, оказавшихся волею судеб в одном месте.
- Желая добра, Лука не способен бороться за него. Лука — тип утешителя пассивного. Он не задумывается об истинном положении вещей, об их объективной сути: «Во что веришь, то и есть…» Главное, по его мнению, с добром и состраданием отнестись к человеку. Он искренне хочет помочь людям. И вряд ли можно назвать его советы намеренной ложью. Теоретически и от алкоголизма можно излечиться, и настоящую любовь найти… Ночлежники, поддержанные сострадательным словом Луки, раскрываются лучшими сторонами личности. Они обретают возможность хотя бы на время стать людьми, у которых есть будущее. Но как только Лука исчезает, они теряют едва обретенную надежду. Благородные устремления ночлежников, да и самого Луки не переходят в поступки. У ночлежников не хватает сил бороться с тяжелыми обстоятельствами своей жизни. Всем ходом сюжета позиция Луки ставится под сомнение, а его исчезновение в кульминационный момент действия демонстрирует несостоятельность этого героя в столкновении с реальными конфликтами жизни. Он и сам предпочитает скрыться, предвидя неизбежную драматическую развязку. А в случае с Актером драматическое противоречие оказывается неразрешимым, и он кончает жизнь самоубийством. Авторская точка зрения выражается именно в сюжетном развитии. Все обещанное Лукой приводит к прямо противоположным результатам. Актер удавился, как и герой притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Хотя Лука говорил в ней о необходимости надежды. Жизнь ночлежников возвращается в прежнее страшное русло.
- Герои произведения – обитатели городской ночлежки, оказавшиеся на дне жизни по разным причинам. Действующие лица в большинстве своем — сломленные обстоятельствами люди, потерявшие нравственные ориентиры. При этом каждый обитатель «дна» живет мечтой, которая не имеет ничего общего с действительностью. Например, молоденькая Настя грезит о чистой любви, а поддерживать надежду в суровой реальности ей помогает книга «Роковая любовь». Спившийся Актер когда-то давно блистал на сцене, зрители знали его как Сверчкова-Задунайского. Теперь у него осталось лишь прозвище, напоминающее о былой жизни. Его мечта – попасть в лечебницу, а после – снова выйти на подмостки. Васька Пепел мечтает начать новую жизнь вместе с Наташей в далекой Сибири. Но, увы, грезам ночлежников не суждено осуществиться. Любой обитатель ночлежки желает лучшей жизни, но при этом ничего не предпринимает для исправления ситуации. Куда проще слушать утешительные слова странника Луки, вселяющие надежду на реализацию фантазий. Его идеология заключается во фразе: «Во что веришь – то и есть». Но мечта, не подкрепленная действием, губительна. Понять позицию автора помогает рассказанная Лукой ночлежникам притча о земле праведной: «Знал я одного человека, который в праведную землю верил. Был он – бедный, жил – плохо… и когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай,- духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! Потерплю! Ещё несколько – подожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…». Конец этой истории трагичен. Человек, веривший в «праведную землю», погибает, когда узнаёт от одного ссыльного ученого, что такого места на карте нет. Смысл этой истории, по мнению Луки, в том, что человек умер потому, что тот ссыльный учёный вовремя не пожалел ближнего своего. Если б солгал, что есть «праведная земля», человек бы и дальше жил спокойно, а так… Но сам автор считает по-другому. Горький выступает против утешающих иллюзий. Ведь если ушло заблуждение, то и жизнь, следовательно, вместе с ним. Подтверждение тому – судьба Актера, который повесился, лишившись утешительных историй Луки. Таким образом, даже самые светлые сокровенные мечты при бездействии навсегда обречены остаться таковыми, поскольку жестокая реальность куда сильнее…
- Лука — дарит жителям ночлежки мечту, строит «воздушные замки», его мечты являются бесплотными фантазиями,обещает примирение с действительностью, не помогает им физически, дает веру в то, что это возможно, оставляет тех, кто ему поверил, без надежды, когда покидает ночлежку.
- Сатин — не мечтает, считает себя мертвым человеком, говорит всем правду, какой бы неприятной она ни была, не любит работать, ценит удовольствия, не способен на действия ради мечты, не ставит целей, вступает в конфронтацию с Лукой.
- Настя — мечтательная, впечатлительная девушка, любит читать романы, фантазирует, часто принимает желаемое за действительно и сама верит в свою выдумку. Ее мечты – это попытка уйти от жестокой реальности, часто врет. Обитатели ночлежки либо смеются над ней, либо жалеют. Мечтает покинуть ночлежку и изменить свою жизнь,но не действует. «Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…» А леворверт у него – агромадный и заряжен десятью пулями… «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! – решился я бесповоротно… жить без тебя – никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой… Рауль…» И вот – отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете… потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни… как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты – вся их радость… Брось меня! Пусть лучше я пропаду… от тоски по тебе, жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)
- Наташа – мечтатель, мечтает о том, что кто-то придет и заберет ее из ада, в отличие от Насти, понимает, что это выдумка и этому не суждено осуществиться.
- Васька Пепел — незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать. Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы). Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.
Материалы для подготовки к итоговому сочинению «Мечта и реальность»:
Аргументы к итоговому сочинению из пьесы Горького «На дне» .Мечта и реальность, Доброта и жестокость. Месть и великодушие.
Лука (мечта)-дарит жителям ночлежки мечту, строит «воздушные замки», его мечты являются бесплотными фантазиями,обещает примирение с действительностью, не помогает им физически, дает веру в то, что это возможно, оставляет тех, кто ему поверил, без надежды, когда покидает ночлежку.Лука (доброта) Считает, что люди должны быть добры друг к другу, жалеет всех, но не помогает. «Добрый, жалостливый», не говорит людям правду, позволяя мечтать о фантастическом, врет о «бесплатной лечебнице» Актеру, чем косвенно и убивает его, когда правда вскрывается. Его стремление искоренить зло ничем не подкреплено, не действует во имя добра.
Сатин (отсутствие мечты, реалист) — не мечтает, считает себя мертвым человеком, говорит всем правду, какой бы неприятной она ни была, не любит работать, ценит удовольствия, не способен на действия ради мечты, не ставит целей, вступает в конфронтацию с Лукой.
Василиса Карповна Костылева (жестокость)– жестокая и бездушная женщина, издевается над сестрой, мечтает о смерти мужа, чего и добивается, оказывается в тюрьме.
Настя (мечта) – мечтательная, впечатлительная девушка, любит читать романы, фантазирует, часто принимает желаемое за действительно и сама верит в свою выдумку. Ее мечты – это попытка уйти от жестокой реальности, часто врет. Обитатели ночлежки либо смеются над ней, либо жалеют. Мечтает покинуть ночлежку и изменить свою жизнь,но не действует.
««Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…» А леворверт у него – агромадный и заряжен десятью пулями… «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! – решился я бесповоротно… жить без тебя – никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой… Рауль…»» «И вот – отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете… потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни… как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты – вся их радость… Брось меня! Пусть лучше я пропаду… от тоски по тебе, жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)»
Наташа (мечта) – мечтатель, мечтает о том, что кто-то придет и заберет ее из ада, в отличие от Насти, понимает, что это выдумка и этому не суждено осуществиться.
Наташа (доброта) — добрый, небезразличный человек, жалеет умирающую жену Клеща, советуя ему быть поласковее, в конце произведения исчезает.
Васька Пепел (доброта, мечта) – незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать. Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы). Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.
Месть: Пепел мстит Василисе за ее злобу, за то, что попадает в тюрьму (рассказывает о ее участии в преступлении, хотя она только планировала это сделать)
Клещ (жестокость, злость) – злой, жестокий человек, не проявляет заботы даже по отношению к умирающей жене. До болезни он относился к ней не лучше: бил и унижал. Жители ночлежки считают его «злыднем», «нечистым духом».
Клещ и мечта: мечтает вырваться из нищеты, жить в лучших условиях, так и остается жить в ночлежке, ничего не делает.
Актер (мечта) – когда-то играл в театр, но из-за пьянства его выгнали, считает, что его жизнь кончена, не мечтает до появления Луки, который вселяет в него надежду, лжет ему о «бесплатной больнице». На какое-то время Актер даже перестает пить, чтобы скопить денег на билет, когда узнает, что его мечта не может осуществиться, кончает жизнь самоубийством.
Барон (мечта) – мечтает о прошлом, считает, что в жизни нет ничего хорошего, все хорошее- в про
Аргументы на тему: Надежда и отчаяние в пьесе «На дне» (для итогового сочинения)
Многомудрый Литрекон догадывается, что пьеса «На дне», которую проходят в 11 классе, является любимым произведением для подбора аргументов по направлению «Надежда и отчаяние». У нищих масса поводов отчаяться, а у Луки для каждого найдется своя надежда. Сохраняйте себе примеры из пьесы «На дне», чтобы в решающий час воспользоваться своими наработками.
- Что помогает справиться с отчаянием? Конечно же, доброе слово, сказанное вовремя. Это доказал Максим Горький в пьесе «На дне». Смертельно больная Анна отчаялась, но пришел странник Лука и помог ей восстановить гармонию в душе. У героини были поводы для разочарования: она прожила всю жизнь в нищете и унижении. Муж бил ее, бедность мучала, а судьба ни разу не дала ей поблажки в борьбе за существование. Поэтому Анна страдала от того, что уже уходит из мира, так и не увидав счастья. Но Лука утешил ее тем, что Бог справедлив, а значит, он примет страдалицу в рай и наградит вечной радостью и покоем. В смерти она обретет долгожданный отдых. После этих бесед героиня была готова принять свою участь без ропота. Надежда на счастье в потустороннем мире вытеснила отчаяние из сердца.
- Отчаяние Актера в пьесе «На дне» никто не заметил вовремя, поэтому в финале герой совершил самоубийство. Судьба героя была незавидна: он работал в театре, но постепенно спился и потерял былую память. Нетрудно догадаться, что место он потерял, как и способность себя обеспечивать. Алкоголизм из развлечения превратился в причину социального и нравственного падения Актера. Но беседы с Лукой возродили в его сердце надежду на благополучие, ведь старик рассказал о бесплатных больницах для людей, зависимых от алкоголя. Там его могли вылечить. Герой настолько поверил в это, что даже сам бросил пить. Он всерьез готовился последовать совету Луки. Но насмешки товарищей и уход странника развенчали иллюзии. Он выскочил из ночлежки и уже никогда не вернулся. Таковы последствия отчаяния.
- Чем опасно отчаяние? Конечно же, тем, что человек теряет ориентиры в жизни и приходит к личной трагедии. Например, Максим Горький в пьесе «На дне» описал судьбу неоднозначного героя, который отчаивается на глазах читателя. В самом начале книги Клещ надменно возвышается над соседями и презирает их, ведь он в ночлежке временно. Рабочий человек, в отличие от бродяг и лентяев, всегда найдет способ прокормить себя и выйти в люди. Все надежды Клеща строились на смерти его жены, которая лишь тянула его вниз. Он не раз говорил, что как только она умрет, он развяжет себе руки и начнет подниматься вверх по социальной лестнице. Однако смерть Анны потребовала от Клеща финансовых издержек, и желанное событие обернулось крахом: он вынужден был продать инструменты, чтобы схоронить жену. Лишившись их, Клещ выпивал все больше и больше. Все его реплики говорят об отчаянии, и даже сладкие речи Луки вызывают в нем одно лишь раздражение. В финале герой уже не способен подняться со дна, ведь отчаяние придавило его окончательно.
- Как побороть отчаяние? Настю, героиня пьесы «На дне», трудно назвать счастливой девушкой: находясь в нищете, она вынуждена зарабатывать на хлеб проституцией. Ничего другого в жизни она не умела, ведь родители, такие же бедные и необразованные люди, не могли бы дать никаких навыков и знаний. Безвыходность ее положения усугублялась тем, что все деньги, заработанные ценой позора, уходили на первостепенные нужны, и она даже не могла скопить их и бросить унизительную работу. Ее участь была предрешена: больницы, бедность, мучительная смерть. От отчаяния в такой ситуации героиню спасала надежда. Она часто повторяла, что уйдет на край света, будет странствовать. Настя даже придумывала истории о том, как ее любил один благородный юноша. Все эти рассказы она черпала из дешевых книг, но лишь они утешали ее одинокое сердце. Сладостные иллюзии помогали ей жить дальше и терпеть унижение. Поэтому Лука и дает ей побольше поговорить о ее вымышленном кавалере. В этой наивной лжи было ее спасение от отчаяния.
- Почему люди поддаются отчаянию?
Аргументы: Человек и общество в пьесе «На дне»
Человек – неизменная часть общества, его главный элемент. В сложном механизме жизни ему всегда приходится подчинять личные мотивы и интересы общественным рамкам, которые оберегают его, и, одновременно, становятся причиной духовной несвободы. Ограничения и стандарты, выдвигаемые окружением, подчас не могут обуздать силу человеческого характера, его стремление к познанию мира и самовыражению. Поэтому конфликты между личностью и коллективом нашли отражение во многих произведениях русской литературы. Одно из таких произведений – драма М. Горького «На дне». Действие происходит в ночлежке для нищих, где собрались люди самого разного толка, однако все они отвергнуты социумом. У каждого из них – собственная жизненная трагедия, в основе которой лежат простые человеческие слабости.
- Однажды отвергнутый обществом, оказавшийся на «социальном дне» человек уже не в силах подняться, справиться с превратностями судьбы. Так считает один из обитателей ночлежки – Бубнов. Жизнь для него потеряла свою значимость: владевший когда-то красильной мастерской, герой в одночасье теряет всё. Сброшенный «на дно», потерявший веру в людей и правду, переживший предательство жены, теперь он убежден в том, что в мире все подчинено жестоким и непреложным законам, которым бессмысленно сопротивляться. Мысль выбраться из ночлежки, изменить привычный ход вещей и начать новую жизнь кажется Бубнову абсурдной. « Все люди на земле — лишние…» — отмечает герой. Покинутый окружением, он озлоблен на социум и не способен на веру и прощение.
- «Человек всё может – лишь бы захотел», — уверен другой герой пьесы, новый постоялец ночлежки, странник Лука, вступающий в условный конфликт с идейными утверждениями Бубнова. Лука – загадочный старец, почти блаженный, неизвестно откуда взявшийся и куда направляющийся. О его судьбе не знает никто, однако, по словам проповедника, на его долю выпало много горя и трудностей. Однако праведник уверен, что с внешней уродливостью, жестокостью жизни и общества можно справиться, достаточно верить в человека, вселять в него надежду, пусть порой и обманчивую. «Не всегда правдой душу вылечишь» — убежден старец, утешающий героев ночлежки. Отвергнутый обществом, как и прочие действующие лица пьесы, Лука продолжает верить в обитателей «дна», в высокое предназначение каждого из них.
- Несмотря на кажущуюся обреченность жизни, некоторые из героев не теряют веры в светлое будущее, мечтают подняться со дна социального на лучшую жизненную ступень. Васька Пепел – бунтующий образ в пьесе. Его отец был вором, и сам он привык к подобному ремеслу с детства. В отличие от других действующих лиц, Пепел отвергнут обществом изначально, как потерянный человек, судьба которого предопределена и заранее известна. Он стремится изменить самого себя, тем самым доказав коллективу, что его доля может быть лучшей, а сам он может стать честным и порядочным гражданином. Он любит Наташу, мечтает увести ее из ночлежки, где она вынуждена терпеть побои сестры, и переехать в Сибирь, где никто не узнает о его прошлом, а, значит, не станет судить за былые ошибки.
- «Человек – это звучит гордо!» — утверждает свою горькую правду еще один постоялец ночлежки, бывший телеграфист Сатин. Он убежден в том, что человеческая жизнь дорого стоит, поэтому каждый нуждается в сочувствии. Сатин, как и Лука, сострадателен к ближним, готов помочь нуждающимся. Однако пребывание на социальном «дне» делает его безразличным к жизни в целом. Он не видит смысла в действии, поэтому осознанно губит себя. Когда-то отправленный в тюрьму за убийство, а теперь обитающий в ночлежке, он не хочет измениться, поскольку считает существование «на дне» естественным ходом существования. Он отвергает общество, в котором больше не видит правды. Правда, по его мнению, – в самом человеке, однако, и до этого Сатину нет никакого дела. Сломленный обстоятельствами, он отказывается бороться, оставаясь безразличным к своей дальнейшей судьбе.
- Обреченные на гибель герои пьесы неизбежно идут ко дну. Их связывает общность судеб и положение, в котором они находятся, трагичность окружающего мира, отвергнувшего каждого из постояльцев ночлежки по разным причинам. Актер, в прошлом успешно выступающий на сцене, теперь беспробудно пьет. Он мечтает вылечиться от алкоголизма и вернуться на подмостки, постоянно цитирует знаменитые литературные отрывки. Однако осознание собственной слабости, забвение общества, невозможность выбраться из нищеты толкают героя на самоубийство. «Истину в вине» ищут и другие персонажи драмы: Андрей Митрич Клещ, слесарь, оказался на дне из-за болезни жены. С ее смертью он ждет облегчения от груза ответственности, однако теряет работу, ещё больше озлобившись на людей и потеряв последнюю цель существования, бездельничает вместе с Сатиным. Герои не в состоянии найти правильный путь, изгнанные из коллектива на социальное «дно», они гибнут там, лишенные надежды на будущее.
Автор: Валерия Пронина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!«Добро и зло» — аргументы из литературы для итогового сочинения 2019-2020
- 11.09.2019
Подборка аргументов для итогового сочинения в 2019-2020 году по направлению «Добро и зло» (для выпускников 11 класса).
Список коротких рассказов по направлению ДОБРО И ЗЛО
Видеоразбор аргументов ДОБРО И ЗЛО
Истинная доброта в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Ярким персонажем, иллюстрирующим безусловное добро в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является Иешуа Га-Ноцри. Персонаж — бродячий проповедник, главное убеждение которого — человечество создано для счастья, любви и добра, и только жестокость превращает человека в озлобленное существо. Он думал так даже о тех, кто предал и избил его: об Иуде, палаче. Проповедник готов отправиться на смерть, но не перестать верить в людей и добро в их душах.
Понтий Пилат — абсолютная противоположность Иешуа. Он осознает, что проповедник — вовсе не преступник, стремится помочь ему и сотворить добро, но не готов отказаться от зла: прокуратор склоняется помиловать невиновного Иешуа, но ему приходится вынести приговор из-за угрозы доноса. Прокуратору недостаточно силы воли на добрый поступок, страх неприятных последствий сделал его жестоким. Совесть заставила страдать Понтия Пилата из-за смерти невиновного Иешуа, он приказал убить Иуду, но не почувствовал облегчения с помощью нового убийства. Только искреннее раскаяние способно облегчить муки совести Пилата, поскольку насилие не способно порождать добродетель.
Два видеоурока по разбору направления ДОБРО И ЗЛО
Урок 1
Урок 2
Добро в пьесе Горького «На дне»
В этой пьесе 3 персонажа ярко иллюстрируют добро: Лука, Наташа, Васька Пепел.
Лука убежден, что всем необходимо добрее относиться к людям. Он жалеет окружающих, но и не стремится помогать им. «Добрый, жалостливый», однако он не правдив, позволяет им стремиться к «фантастическому», лжет Актеру о «бесплатной лечебнице», и тем самым фактически обрекает его на погибель, когда выясняется правда. Все его старания уничтожить зло по сути ничем не подкрепляются, потому что он не предпринимает никаких действий для совершения добра.
Наташа добра, не равнодушна, ей искренне жаль жену Клеща, она предлагает ему стать снисходительнее, в завершении пьесы героини не станет.
Васька Пепел — не несет в себе зла, но он недолюбливает Клеща за его озлобленность. Он убежден, что следует проживать свою жизнь достойно, чтобы уважение было к самому себе. Васька стремится перестать быть вором, ему жаль Наташу, он хочет уехать вместе с ней в Сибирь, чтобы начать жизнь с чистого листа. Он отказался принимать участие в преступном сговоре (убить мужа Василисы). Но мечты Васьки о новой жизни не сбылись, он оказался за решеткой за непреднамеренное убийство Костылева.
Что превращает человека в злого А.И. Солженицын «Матренин двор»
Один из ключевых персонажей произведения А. И. Солженицына «Матренин двор», до глубины души поражающих своей жестокостью — это Фаддей. Он давно любил Матрену, но отправился проходить срочную службу в армии, а затем на войне его объявили без вести пропавшим. С тех пор его семья утратила надежду на то, что сын вернется, а Матрену взяла в качестве супруги младшего сына. Женщина не стала возражать: тяжелые времена заставили согласиться с участью домработницы, поскольку семья в ней нуждалась. Когда Фаддей вернулся, он не понял ситуации и проявил крайнюю жестокость, обвиняя во всем, что произошло брата и любимую. Время текло, но обида не забывалась. Матрена, которая потеряла всех детей и мужа, именно в этот момент получает от Фаддея на воспитание Киру. Он и настоял на том, чтобы женщина отдала горницу.
После гибели Матрены Фаддей не смог простить обиду и холодно принял участие в разделении ее имущества. Жестокости героя нет предела и оправдания: Матрена всегда оказывала помощь в трудные времена его семье, только по этой причине она и оказалась ему неверна.
Сила доброты главной героини рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
Яркий персонаж, который является иллюстрацией идеи добра — это Матрена. Героиня — простая крестьянка, которая готова помочь всем, кто к ней обращается. Женщина с радостью помогает окружающим бескорыстно, ни от кого не требует денег, всегда стремится приносить пользу. Она проживает в скромном доме, из питомцев у нее колченогая кошка и коза. Невзирая на всю ее доброту, судьба героини оказалась тяжелой. Но она не обозлилась на людей, не стала замкнутой. Лишившись родных детей, Матрена воспитывала приемную девочку (Киру). Она выросла и не привязалась к матери, не выражала ей теплых чувств. Однако и это не обидело, не сделало жестокой Матрену. Напротив, героиня проявила все добро, которое находилось в ее душе и отдала горницу названной дочери.
Вскоре Матренина судьба трагически завершилась: она тащила груз через ж/д переезд и попала под поезд. И только когда матери уже не стало, Кира скорбела на похоронах. После прочтения произведения А.И. Солженицына нельзя не согласиться с автором: добро даже одного человека определенно меняет мир к лучшему.
Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Крайне остро категории зла и добра поднимаются в трудах о войне, когда очень сложно совершать добро: в условиях войны нет места жалости. Казак Андрий вынужден выбирать. Юноше трудно, у него горячее сердце и открытая душа, он активно участвует в войне с поляками, но однажды ему становится известно, что погибает его любимая в осажденном им городе. Панночка молила казака о том, чтобы накормить умирающую от голода мать. Андрий оказывается перед сложным выбором: помочь любимой и проявить доброту и оказать одновременно помощь врагу, проявив тем самым предательство по отношению к боевым товарищам.
Борьба между добром и злом, Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
В великом романе Ф. М. Достоевского присутствует яркий персонаж, душа которого не имеет ни капли жестокости. Она переполнена добром. Автор убежден: сопереживание, сострадание может пробудить человечность в людях. Сонечка Мармеладова была вынуждена продавать свое тело, чтобы обеспечить пропитание детям собственной мачехи, отцу-пьянице, таким образом она демонстрировала сочувствие. Невзирая на эти трудности, она сохраняет душевную доброту и не становится жестокой. Сонечка повстречала Раскольникова, героиня разделила его боль, отнеслась к нему со всем добром, и помогла спастись его душе.
Безусловное сострадание и доброта, Ф.М. Достоевский «Идиот»
Добрым по-настоящему можно назвать такого человека, которого заботят интересы других больше, чем свои собственные. Он готов в любой момент помочь тем, кто в этом нуждается и глубоко сопереживает людям. Все эти качества характерны герою произведения Ф.М. Достоевского «Идиот» — князю Льву Николаевичу Мышкину. Он из знатного рода, осиротел в молодом возрасте, несколько лет находился за границей из-за эпилепсии. Люди называют его странным, но отмечают, что он — очень интересная личность. Он удивляет их внутренней глубиной, неординарностью мыслей, но одновременно поражает крайней прямолинейностью. Тем не менее, все без исключения считают его открытым и добрым.
Доброта героя начала проявляться буквально сразу после того, как он познакомился с главными персонажами. Он оказался в центре семейной ссоры: сестра Гани Иволгина была против его свадьбы и в знак этого сделала плевок в его лицо. Мышкин встал на ее защиту, получив пощечину от Гани. Но князь не разозлился, а пожалел Иволгина. Герой убежден, что Ганя будет искренне раскаиваться из-за этого поступка.
У князя была еще одна важная черта характера — неиссякаемая вера в людей. Однажды он сообщил Настасье Филипповне: она гораздо лучше, нежели показывает окружающим. Его сопереживание людям, притягивает к князю людей. Его полюбила и Аглая, и Настасья Филипповна.
Удивительная особенность Мышкина в его глубоком чувстве сострадания к людям. Однако он не оправдывает отрицательные поступки, но сопереживает и с пониманием относится к боли людей, их совершивших. Полюбив Аглаю, он отказывается жениться на ней из-за того, что ему жаль Настасью Филипповну, он не способен ее бросить.
Лев Мышкин жалеет даже Рогожкина, убившего Настасью. Его сострадание не знает границ и абсолютно безусловно.
Добро или эгоизм, Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В культовом романе Ф. М. Достоевский создал образ героя, который является олицетворением поля битвы между добром и злом, и душевных терзаний, связанных с этим. Эти категории живут в главном персонаже романа рядом. Родион Раскольников сам по себе является добрым человеком, искренне любит людей, обожает сестру и свою мать, помогает им, неравнодушен к выпившей девочке, но одновременно демонстрирует невероятный эгоизм, злость и жестокость. Герой создал теорию том, что люди делятся на два разряда. В соответствии с ней, заранее определено, кто должен жить, а кто умереть.
Родион любил людей, страдал и сопереживал им, но жестоко расправился со старухой-процентщицей, а также ее сестрой Лизаветой. По убеждению героя, он решился на преступления во имя добра. Появляется парадокс: в основу добра положено зло, и борьба этих противоположных категорий постоянно ведется в его душе. Автор стремился продемонстрировать читателю на примерах рассуждений героя, насколько тяжело дается преодоление себя, когда стараешься выбрать путь добра, но внутреннее зло этому мешает.
Добрая душа Юшки в рассказе А. Платонова «Юшка»
Яркий герой, который был вынужден мириться с жестокостью людей — помощник кузнеца Юшка. Такое прозвище он получил в народе. Не только взрослые, но даже дети постоянно издевались над Юшкой, били, бросали в него песок, камни. Герой без обид и злых чувств терпеливо переносил все издевательства. Иногда ребята специально старались позлить Юшку, однако это было бессмысленно, порой им казалось, что он даже не жив. А герой считал, что все так демонстрируют свое внимание и любовь к нему.
Все деньги, которые зарабатывал Юшка, он никогда не тратил, пил одну воду. Он уезжал куда-то каждое лето в неизвестном направлении, всегда держал это в тайне и называл разные места.
От чахотки Юшке становилось постоянно хуже. И вот в очередное лето ему не удалось отправиться в поездку. Он вынужден был остаться и вечером, когда шел домой с работы жестко ответил на насмешки прохожего. Герой заявил: раз он появился на этом свете, значит нужен миру для чего-то. Задира не ожидал, что Юшка ответит и толкнул его в грудь, от чего наш герой упал и умер.
При прочтении произведения выяснилось, что летом герой навещал приемную дочь, копил деньги для ее содержания в пансионе. Она знала, что названный отец болен, получила профессию врача и пыталась всеми способами ему помочь. Не сразу ей удалось узнать о том, что отца не стало, когда он не прибыл на очередную встречу — дочь начала поиски. После того, как девушке стало известно о трагедии, она не перестала оказывать помощь людям и осталась работать там, где жил Юшка, а люди стали ее называть «Юшкиной дочерью». Таким образом, по мнению автора, добро создает добро.
Какие еще произведения можно использовать для аргументации
Русская литература
- Д.И. Фонвизин «Недоросль»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А. Грин «Алые паруса»
- А.И. Куприн «Олеся»
- А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля»
- М.А. Шолохов «Судьба человека»
- Н.В. Гоголь «Мертвые души»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
- А.Н. Островский «Гроза»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- Л.Н. Толстой «Воскресение»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- М. Горький «Старуха Изергиль»
- М. Горький «На дне»
- А.И. Куприн «Поединок»
- В. Каверин «Два капитана»
- В. Закруткин «Матерь человеческая»
- А.И. Куприн «Чудесный доктор»
- А.И. Куприн «Мирное житие»
- В. Быков «Волчья стая»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
- А. Грин «Зелёная лампа»
- А.П. Чехов «Драма на охоте»
- Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
- Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
- Н.С. Лесков «Левша»
Зарубежная литература
- М. Твен «Принц и нищий»
- В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- У. Шекспир «Отелло»
- Э. Бронте «Грозовой перевал»
- М. Митчелл «Унесённые ветром»
- В. Гюго «Отверженные»
Добавить комментарий
Комментарии без регистрации. Несодержательные сообщения удаляются.
Аргументы по направлению «Гордость и смирение» из книг М. Горького (для итогового сочинения)
Гордость и смирение – понятия, над которыми часто размышляет Горький в своих произведениях. Эти качества характера осмысляются по-разному и всегда помогают раскрыть образы героев. Многомудрый Литрекон собрал подборку аргументов по этому направлению для итогового сочинения.
Гордость
- Горький, «Старуха Изергиль». Главная героиня рассказа — свободолюбивая, страстная, гордая и цельная натура. Такие же качества характера привлекают её в других людях. Изергиль рассказывает историю своей жизни, в которой было множество любовных связей с разными мужчинами: рыбаком, рыжим гуцулом, старым турком и его 16-летним сыном, поляком с изрубленным лицом, гордым шляхтичем, молдаванином. Героиня не терпела попыток любовников «привязать» её к себе, подчинить своей воле. Она ценила личную свободу и не позволяла никому использовать её. Так, Изергиль сбросила «маленького полячка» с моста в реку, потому что он посмел сказать в адрес этой женщины «обидное слово». Всем, кто пытался ущемить гордое самолюбие героини, она давала отпор. Горделивый характер Изергиль ярко проявился в эпизоде освобождения пленного русскими шляхтича Аркадэка, которому она дала пинка ногой и хотела ударить в лицо. Героиню возмутило его желание быть с ней из благодарности за освобождение из плена. Для Изергиль это было унижением ее достоинства.
- Горький, «На дне». Сатин один из обитателей ночлежки, но отличающийся по своим взглядам от остальных героев социального «дна». Этот персонаж образован, начитан и имеет свои жизненные принципы. Сатин мог бы выбраться из своего нынешнего положения честным трудом, но ему это не надо: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек – выше! Человек – выше сытости!..». Герой горд, независим и правдив. Он высоко ценит личность, заявляя, что человек – «звучит гордо», «великолепно». Жалость к человеку унижает достоинство, по мнению персонажа. Его жизненная философия, основанная на идеях свободного, гордого, самодостаточного человека, доведена до крайности. Ведь герой провозглашает свободу от всего: от морали, труда, семьи, долга. Он является идеологом социального «дна», считая такую форму существования единственно справедливой для настоящей гордой личности.
- Горький, «Старуха Изергиль». В истории о Ларре, гордом сыне женщины и орла, Горький показывает судьбу человека, наказанного за своё самолюбие и эгоизм. Этот герой свободолюбив и высокомерен, не принимает законы своего племени и жестко убивает отвергнувшую его девушку. Везде и во всём он признаёт лишь свою волю, силу, желание. За это люди осудили Ларру на вечное скитание в одиночестве. Сам герой осознаёт всю мучительность наказания, но общаться с людьми или умереть он не может. Старуха Изергиль заканчивает рассказ о сыне орла восклицанием: «Вот как был поражен человек за гордость!» Сам Горький стремился показать в образе Ларры гордость индивидуалиста и эгоиста. Само же наличие самолюбия, гордости автор читает необходимым качеством уважающей себя личности.
- Горький, «Макар Чудра». Любовь Лойки Зобара и Радды – история двух гордых людей, для которых личная свобода – важнейший жизненный принцип. Рассказчик говорит о Лойке, как о славном цыгане, известном во многих краях. Он любил лишь «коней и ничего больше» до встречи с Раддой. Прекрасная цыганка была горда и капризна, намеренно задевала Лойко, даже ударила кнутом и уронила на землю, когда герой просил её руки. Зобар привык добиваться своей цели, ожидая смирения и повиновения, но возлюбленная сама потребовала признать его покоренным: унизиться перед всем табором, пав на колени перед девушкой. Герой не может переступить через гордость и свои принципы, поэтому убивает Радду кинжалом. Цыганка знала о таком исходе и, улыбаясь перед смертью, попрощалась с возлюбленным. Так, Горький показывает чувства двух сильных, гордых людей, которые слишком ценили личную свободу.
- Горький, «Песня о соколе». В центре повествования рассказ о Соколе и Уже, которые представляют собой два типа человека. Гордая птица олицетворяет собой стремление человека к свободе, любовь к жизни и способность совершать великие, храбрые поступки. Умирающий Сокол не боится смерти, ведь он славно прожил, знал счастье и храбро бился. Его единственное желание – снова ощутить себя парящим в небе, поэтому он бросается с края ущелья в небо, но сил ему не хватает, и он камнем падает в поток. Уж, совершенно не понимающий Сокола, делает вывод, что для птицы счастье в падении. А волны морские поют песню о гордом Соколе, восклицая: «Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!..»
Смирение
- Горький, «На плотах». В рассказе «На плотах» перед читателями предстаёт небольшой эпизод из жизни Мити, хилого, задумчивого, несчастного человека. Его родной отец находится в отношениях с женой героя, о чем известно всем. Сергей — работник, с которым Митя путешествует на плоту, недоумевает, как можно терпеть такое унижение. Митрий же спокойно и смиренно отвечает ему: «Их грех – их ответ». Сергей специально задаёт ему неудобные вопросы, совершенно не понимая своего собеседника. Для таких людей, как он, кажется странным смирение, нежелание наказать неверную жену и отца. Но Митя хочет лишь уйти в монастырь от «неправедной жизни» людей, которых он сравнивает с «волками безумными». Герой покорно принимает судьбу, не ввязываясь в конфликт с родственниками.
- Горький, «На дне». Идеологическим выразителем религиозных идей, сострадания к людям является в пьесе «На дне» Лука. Он – нищий старик, путешествующий по разным городам. Трудности и невзгоды не превратили его в чёрствого, циничного человека, напротив, герой смиренно относится к судьбе, ласков и добр с жителями ночлежки. Лука уверен, что «вовремя человека пожалеть хорошо бывает». Так, он вселяет надежду о счастье после смерти в умирающую Анну, актёру рассказывает о больницах, в которых лечат от алкоголизма, Ваське Пеплу говорит о возможности начать жизнь заново в Сибири с возлюбленной Натальей. Он будит в этих «бывших» людях надежду, мечту, веру. Философия сострадания, смирения Луки становится одной из двух идей, представленных в книге, которые порождают конфликт мировоззрений.
- Горький, «Дело Артамоновых». Смирением отличается герой романа «Дела Артамоновых» – Никита, младший сын Ильи Артамонова. От рождения он горбат, но не озлоблен на окружающих людей, воспринимающих его юродивым. Героя отличают женственность, любовь к природе, деревьям и цветам. Никита мудр, скромен, смиренен и несчастен. Герой влюблён в Наталью, жену брата Петра, которая не воспринимает его как достойного её мужчину. Эта любовь доводит Никиту до попытки самоубийства, после чего он решает уйти в монастырь. Герой смиряется перед обстоятельствами, чувствуя, что должен не мешать счастью брата и своей возлюбленной. Судьба этого персонажа подчеркивает мысль о жесткости мира, в котором нет места светлым и чистым душам. Убежищем от такой жизни для Никиты представляются лишь стены монастыря, где он находится до конца своих дней.
- Горький, «Детство». Акулина Ивановна Каширина, бабушка Алёши Пешкова, является важным персонажем повести «Детство». С ней главный герой проводит много времени, слушая её интересные рассказы, захватывающие истории. Акулина Ивановна отличается внутренней добротой, любовью к своим близким, набожностью. Вера в Бога часто помогает ей сохранять душевную гармонию и терпение. Множество побоев, оскорблений, трудностей пришлось пережить Акулине Ивановне с дедом Кашириным, но она смиренно терпела все невзгоды, живя и трудясь на благо семьи. Горький показывает, что кротость и долготерпение в случае с этой героиней вовсе не означают слабость воли. Она рискует своей жизнью, бросаясь в дом во время пожара, чтобы спасти людей и животных. В её характере скрыты огромная сила и мужество, сочетающееся со смирением и добротой.
- Горький, «Фома Гордеев». Любу, дочь купца Маякина, изначально сложно назвать смиренной девушкой. Она растёт свободолюбивой, пытаясь сопротивляться среде, в которой живёт. Героиня недовольна своей жизнью, ведь единственное, что ожидает её в будущем – замужество и семья. Но и сбежать от отца, которого она не уважает, у неё не хватает храбрости. Она пытается заниматься образованием, но мысли, которые она выражает, заимствованы из книг, а прочитанное оставляет непонятный осадок в душе. Постепенно Люба принимает окружающую жизнь, купеческий быт, подумывает о замужестве и перестаёт ненавидеть Маякина. Однако она чувствует, что отец «поворачивает её в сторону от того, что казалась ей таким простым и светлым». В итоге, героиня выходит замуж за Африкана Смолина и становится типичной представительницей своего сословия. Люба Маякина смиряется с обстоятельствами, не найдя в себе сил бороться против них.
Автор: Ксения Яблокова