Горячие сердца в драмах гроза и бесприданница: Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Бесприданница Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения – Attention Required! | Cloudflare

Содержание

Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Бесприданница Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Островский А.Н. / Бесприданница / Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

    Островский пишет свою драму «Бесприданница» в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал пьесу «Гроза» и многие другие произведения, среди которых и «Горячее сердце». Эти три произведения писателя объединены одной темой — темой «горячего сердца». Катерина в «Грозе», Параша в «Горячем сердце», Лариса в «Бесприданнице», а затем и Купава в «Снегурочке» — все они относятся к одному типу женщин, женщин с «горячим сердцем». Но, несмотря на то, что все они переживают из-за любви, то есть ее недостатка, у каждой из них своя драма.

    Раньше Островским образ женщины пылкого и чистого сердца, не принимающей и не желающей принять ужасный мир, ищущей и не могущей найти человека, достойного большой любви, противопоставлялась галерея страшных фигур «темного царства». Теперь драматург сталкивает Ларису Огудалову с жестоким миром буржуазных отношений.

    Главная тема пьесы — драма человеческой личности в бесчеловечном обществе. Чья же это драма? И в чем она заключается?

    Лариса Дмитриевна — очень хорошо воспитанная и добрая девушка. Отсюда — ее хорошее отношение к людям, ее уважение к матери. Но нам становится жаль девушку, уже когда мы видим ее мать. Огудалова во всем ищет выгоду, хочет найти своей дочери богатого жениха. Для этого она учит Ларису хитростям, которые та должна применять в жизни. Мать Ларисы — более приземленная натура, чем дочь, довольно практичная.
    Это непонимание между дочерью и матерью, это разительное отличие их характеров сразу бросается в глаза. Безусловно, Ларисе от этого только тяжелее. Мало того, что она уже однажды разочаровалась в любви, оказалась покинутой, так теперь должна унижаться поиском богатых женихов, который ведет ей мать.

    Таким образом, уже сама жизнь Ларисы в родном доме не окрашена в светлые тона, она омрачена царившим вокруг нее непониманием и постоянным унижением. Мать Ларисы говорит: «Мы люди бедные, нам унижаться всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».

    Самая главная же драма Ларисы — это ее душевная, сердечная драма. Разочарование в любви и предательство уже познала эта бедная девушка, когда «Сергей Сергеевич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда».

    И теперь героине ничего не остается, как выйти замуж за Карандышева. Конечно, в ее представлении он не идет ни в какое сравнение с Паратовым. Лариса верит в идеальность, в достоинства Сергея Сергеича даже после его исчезновения. Она, несомненно, любила и любит только его, любит по-настоящему. Забыть его девушка надеется в заботах семейной жизни с Карандышевым. Но она видит всю ничтожность Юлия Капитоныча, даже стыдится его «высокомерия», ведь он ничто для всех окружающих

    От всех бед, от стыда она ищет спасения в деревне, в природе. Она постоянно говорит матери, что хочет вырваться в деревню: «Я, по крайней мере, душой отдохну»,

    Душа Ларисы отдыхает и когда она поет, полностью отдается во власть чарующих звуков. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Этот мир не такой, как мир Кнуровых и Вожеватовых.

    Поэтическая натура Ларисы (ее имя в переводе с греческого означает «чайка») летит над миром на крыльях музыки, прекрасного. И когда Паратов возвращается, Лариса думает, что он чужд тому миру холодных и расчетливых дельцов, а принадлежит к миру музыки, любви и поэзии.

    Еще до его приезда из слов самой Ларисы мы видим всю власть Паратова над нею. И он пользуется этим, увозя героиню на Волгу, снова очаровывая ее. Но нужно ли ему это? Да, Сергей Сергеич хочет весело провести время, свои последние холостые денечки. Конечно, он очарован Ларисой искренне, но, в конце концов, почти обманывает ее. А девушка совсем не такая, как он. Она ничего от него не скрывает от «богатого барина», эта правдивость ее замечается всеми персонажами пьесы. Но главное в отношениях Ларисы и Паратова — это то, что тут-то и проявляется ее «горячее сердце».

    Она открыта с Сергеем Сергеевичем. В их первый разговор после разлуки на его вопрос, любит ли она его, Лариса отвечает утвердительно. Она рассказывает Паратову о причинах своего замужества. Его самолюбию льстит, что кто-то его до сих пор любит. И с его стороны, я думаю, довольно жестоко было говорить Ларисе, что «в любви равенства нет», что «в любви приходится иногда и поплакать» женщине. Все это находит подтверждение и в их истории. Лариса любит, плачет, страдает, а Сергей Сергеевич спокойно принимает неравную любовь.

    Самое главное для Ларисы — любовь к человеку и любовь в человеке. Она говорит Паратову об одном достоинстве Карандышева — он любит ее. Ее сердце жаждет любви, ее сердце может и хочет любить и быть любимым. Но не любого: не такого, как Карандышев или Кнуров, а такого, каким она видела Паратова. Думая, что Паратов в ее жизни больше не появится, Лариса говорит Карандышеву, что не любит и не полюбит никого. Но тут появляется он, ее повелитель.

    Он видит ее красоту и прелесть, обещает ей: «Я брошу все расчеты, и уже никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью», и зовет девушку на Волгу. Лариса же видит решительность ПАратова, видит любовь в этих словах и отдается своему счастью, а главное, она верит ему.

    Однако Кнуров и Вожеватов знают этого барина лучше. Они догадываются, что «тут не без обмана, что он опять словами поманил ее», что, «должно быть, обещания был и определенные и серьезные». Но знают они и то, что Паратов не променяет на бесприданницу миллионершу.

    Полна драматизма сцена разговора Паратова с Ларисой после поездки по Волге. Лариса ждет, чтоб ее герой вот-вот сделает ей предложение, иначе для чего все эти прекрасные слова, все время, проведенное с нею. Она даже не может дождаться этого и сама просит, чтобы Паратов признал ее невестой. Но герой обвиняет ее в необоснованной, неправомерной требовательности, даже трусит и хочет отложить разговор. И, наконец, говорит ей страшные слова: «Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны». И буквально добивает Ларису признанием, что обручен.

    Разве это не драма? Что может быть хуже? Что теперь Ларисе ждать от жизни? Даже брак с Карандышевым не может спасти ее. Хотя Карандышев все-таки спасает героиню: выстрелив, он совершает «благодеяние».

    Лариса всю жизнь ждала своего единственного — честного, любящего ее. Она ждала, да не того. И ждать-то ей больше некого. А тот еще слова Карандышева, бросившего ей, что она «вещь». А тут еще и Кнуров с Вожеватовым, разыгрывающие ее, действительно, как вещь. Это ли не драма «горячего сердца»? Лариса всю жизнь искала настоящей любви, а дождалась лишь предложения Кнурова поехать в Париж. Все ее чувства оказались попранными, отвергнутыми и обманутыми

    В «Грозе» горячее сердце Катерины искало любви, но в мире Кабанихи живые чувства запретны. И героиня входит в противоречие с мрачными условиями подневольного существования. В комедии «Горячее сердце» жаждущая любви Параша находит лишь человека с отшибленными чувствами. В «Бесприданнице» Лариса никого уже найти не может, тщетны порывы ее горячего сердца в мире торжества денег. Она сама становится вещью, принадлежностью.

    Смертью своей бросает Катерина вызов миру лабазников. Блаженными причитаниями завершаются поиски Параши. А Лариса? «Я не нашла любви, так буду искать золота» — говорит она. Золото — то же омут, и в него кинулась Лариса. Так жестокая власть торгашеского мира обесчестила и горячее сердце женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств. Так и самая оптимистическая вера великого драматурга, вера в «горячее сердце», оказалась поруганной.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Островский А.Н. / Бесприданница / Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»


Смотрите также по произведению «Бесприданница»:


ДРАМА «ГОРЯЧЕГО СЕРДЦА» В ПЬЕСЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА» — КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 10 класс — Сочинение по русской литературе — сочинение по зарубежной литературе — Лучшие сочинения

ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 — 11 КЛАСС

10 класс

Сочинения по русской литературе

ДРАМА «ГОРЯЧЕГО СЕРДЦА» В ПЬЕСЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА»

Никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого… слова… так жить холодно!..

А. Н. Островский

А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью.

В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах.

Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса «Бесприданница» , сюжет которой во многом напоминает сюжет «Грозы», но гораздо сложнее, шире и современнее. На смену невежественным диким и кабановым приходят промышленники и негоцианты, управляющие фирмами и торговыми домами. Бурлацкие песни на Волге сменяются пронзительными гудками пароходов. В мире наступило «торжество буржуазии», где в моде театр, выставки, романсы. «… Теперь искусство на вес золота».

Более «цивилизованными», «европеизированными», степенными стали герои. Но это только внешне. На самом же деле, если проникнуть в глубину этого «блистающего» мира, можно увидеть ту же пошлость, низость, подлость, что и раньше. За показным спокойствием таятся грубые денежные расчеты, корыстные стремления, нешуточные страсти. Откровенный, бессовестный цинизм, холодная расчетливость, нагло идущая в наступление, уверенная в абсолютной и непререкаемой власти банкнот и чековых книжек, определяют психологию героев «Бесприданницы».

В этой удушливой обстановке эгоизма, отсутствия истинных чувств, в этом бездушном мире, в котором кипят борьба самолюбий и мелкие желания, оказывается главная героиня пьесы, Лариса Огудалова — девушка чуткая и впечатлительная, наделенная неповторимым характером, «горячим сердцем» и стремлением к настоящей жизни и любви: «Я вас всех люблю…», «Когда же меня любить будут?»

Лариса чувствует себя неуютно в этом продажном мире, где ее окружают люди, постоянно готовые или покупать, или продаваться. Ее собственная мать, озабоченная лишь тем, как бы выгоднее пристроить дочерей, не задумываясь, берет деньги у купцов. Девушка не хочет повторить судьбу своих сестер, «проданных» родной матерью. Она устала от «цыганского табора» в доме. И потому, стремясь хоть каким-то образом сохранить человеческое достоинство, соглашается выйти замуж за Карандышева и уговаривает его уехать в деревню, не рисковать своим хрупким счастьем. Однако ее жених отравлен тем же цинизмом, что и остальные герои. Его любовь оказывается на деле лишь жаждой самоутверждения. Потому и затевает он званый вечер, на котором собирает бывших поклонников Ларисы.

Устремленная к высокому романтическому идеалу, мечтающая о достойной человеческой жизни и стремящаяся вырваться из давящей на нее пошлой повседневности, героиня Островского рвется «за Волгу», «на ту сторону», «в лес» или «в деревню», где она сможет найти душевное спокойствие. Но все ее попытки порвать с окружающим миром: сватовство Карандышева, «дружба» с Вожеватовым, «любовь» Паратова или «содержание» у Кнурова приводят ее к тупику. Все эти «прорывы» замкнутого вокруг Ларисы круга не могут дать ей счастья и не могут изменить ее судьбу.

Героиня пьесы, человек с богатой душой, цельная натура, наполненная музыкой и лиризмом, даже в этой невыносимой «рыночной» обстановке, в этом прозаическом мире все же сохраняет способность любить, одухотворенность, искренность. Она свято верит в свой идеал мужчины — мужественного человека широкого размаха и сильных страстей. Таким идеалом для нее становится Паратов. Лариса слепо доверяет ему и, спрашивая: «Я — жена ваша?», ничуть не сомневается в его честности. Когда же она понимает, как жестоко ошиблась, когда ей открывается истинное отношение к ней ее избранника, подлинная натура Паратова, живущего по принципу «Другие дела, другие расчеты…» или «Найду выгоду, так все продам», — рушится вера героини в высокий идеал, ее жизнь теряет смысл. Для нее наступает момент трагического прозрения: она разыграна в орлянку и вынуждена признать правоту жестоких слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Лариса окончательно теряет почву под ногами. И все-таки она не принимает правил этого эгоистичного мира. Отправляясь на заведомо скандальную прогулку на катере с Паратовым, она говорит матери: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Смерть для героини — единственный достойный выход из сложившейся ситуации, единственная возможность освободиться и сохранить душу чистой и незапятнанной. А восклицание Ларисы: «Если быть вещью, то очень дорогой», — это лишь крик отчаяния. Она ни за что не согласится быть вещью, даже дорогой, она никогда не продаст свою душу. Именно потому выстрел Карандышева не случаен. Он дает героине эту единственную возможность сохранить себя. И за это Лариса благодарит убийцу. Теперь она смягчена и успокоена, она всех прощает и счастлива, потому что вырвалась из тисков удушливого, пошлого мира. А еще потому, что наконец-то вызвала вспышку настоящего чувства — безрассудный, лишенный какого-либо расчета поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.

В пьесе «Бесприданница» перед нами раскрывается драма незаурядной женской натуры, отвергнувшей законы несправедливого мира и нашедшей в смерти свое освобождение от неволи. Финал произведения Островского трагичен. Но иначе и не могло быть. Нет иного выхода для человека, жаждущего любви в «безлюбовном мире», который несет в душе музыку, живя в прозаичном окружении, который стремится сохранить живую, пылкую душу, находясь в среде, где человек воспринимается как вещь, в лучшем случае дорогая, подобная ценному бриллианту, заслуживающему соответствующей оправы.

Создавая образы таких людей, как Катерина из «Грозы», Лариса из «Бесприданницы», героиня сказки «Снегурочка» и многие другие, А. Н. Островский стремился вскрыть перед нами все язвы жестокого общества, основанного на жажде наживы и власти, лишенного света, тепла, чистоты, правды; общества, где люди забыли, что такое любовь, дружба, достоинство, настоящая яркая жизнь.

Автор показал, насколько губительным оказывается такой мир для любого, кто несёт в себе хоть маленькую частичку того, что называют справедливостью, для любого, в чьем сердце горит огонь добра и света, для любого, кто стремится жить и быть счастливым. Поднятые писателем вопросы и проблемы остаются актуальными во все времена и поэтому сохраняют свое огромное художественное значение для нашей современности.



ДРАМА «ГОРЯЧЕГО СЕРДЦА» В ПЬЕСЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА»

А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью.

В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах.

Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса «Бесприданница» , сюжет которой во многом напоминает сюжет «Грозы», но гораздо сложнее, шире и современнее. На смену невежественным диким и кабановым приходят промышленники и негоцианты, управляющие фирмами и торговыми домами. Бурлацкие песни на Волге сменяются пронзительными гудками пароходов. В мире наступило «торжество буржуазии», где в моде театр, выставки, романсы. «… Теперь искусство на вес золота».


Более «цивилизованными», «европеизированными», степенными стали герои. Но это только внешне. На самом же деле, если проникнуть в глубину этого «блистающего» мира, можно увидеть ту же пошлость, низость, подлость, что и раньше. За показным спокойствием таятся грубые денежные расчеты, корыстные стремления, нешуточные страсти. Откровенный, бессовестный цинизм, холодная расчетливость, нагло идущая в наступление, уверенная в абсолютной и непререкаемой власти банкнот и чековых книжек, определяют психологию героев «Бесприданницы».

В этой удушливой обстановке эгоизма, отсутствия истинных чувств, в этом бездушном мире, в котором кипят борьба самолюбий и мелкие желания, оказывается главная героиня пьесы, Лариса Огудалова — девушка чуткая и впечатлительная, наделенная неповторимым характером, «горячим сердцем» и стремлением к настоящей жизни и любви: «Я вас всех люблю…», «Когда же меня любить будут?»

Лариса чувствует себя неуютно в этом продажном мире, где ее окружают люди, постоянно готовые или покупать, или продаваться. Ее собственная мать, озабоченная лишь тем, как бы выгоднее пристроить дочерей, не задумываясь, берет деньги у купцов. Девушка не хочет повторить судьбу своих сестер, «проданных» родной матерью. Она устала от «цыганского табора» в доме. И потому, стремясь хоть каким-то образом сохранить человеческое достоинство, соглашается выйти замуж за Карандышева и уговаривает его уехать в деревню, не рисковать своим хрупким счастьем. Однако ее жених отравлен тем же цинизмом, что и остальные герои. Его любовь оказывается на деле лишь жаждой самоутверждения. Потому и затевает он званый вечер, на котором собирает бывших поклонников Ларисы.

Устремленная к высокому романтическому идеалу, мечтающая о достойной человеческой жизни и стремящаяся вырваться из давящей на нее пошлой повседневности, героиня Островского рвется «за Волгу», «на ту сторону», «в лес» или «в деревню», где она сможет найти душевное спокойствие. Но все ее попытки порвать с окружающим миром: сватовство Карандышева, «дружба» с Вожеватовым, «любовь» Паратова или «содержание» у Кнурова приводят ее к тупику. Все эти «прорывы» замкнутого вокруг Ларисы круга не могут дать ей счастья и не могут изменить ее судьбу.

Героиня пьесы, человек с богатой душой, цельная натура, наполненная музыкой и лиризмом, даже в этой невыносимой «рыночной» обстановке, в этом прозаическом мире все же сохраняет способность любить, одухотворенность, искренность. Она свято верит в свой идеал мужчины — мужественного человека широкого размаха и сильных страстей. Таким идеалом для нее становится Паратов. Лариса слепо доверяет ему и, спрашивая: «Я — жена ваша?», ничуть не сомневается в его честности. Когда же она понимает, как жестоко ошиблась, когда ей открывается истинное отношение к ней ее избранника, подлинная натура Паратова, живущего по принципу «Другие дела, другие расчеты…» или «Найду выгоду, так все продам», — рушится вера героини в высокий идеал, ее жизнь теряет смысл. Для нее наступает момент трагического прозрения: она разыграна в орлянку и вынуждена признать правоту жестоких слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Лариса окончательно теряет почву под ногами. И все-таки она не принимает правил этого эгоистичного мира. Отправляясь на заведомо скандальную прогулку на катере с Паратовым, она говорит матери: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Смерть для героини — единственный достойный выход из сложившейся ситуации, единственная возможность освободиться и сохранить душу чистой и незапятнанной. А восклицание Ларисы: «Если быть вещью, то очень дорогой», — это лишь крик отчаяния. Она ни за что не согласится быть вещью, даже дорогой, она никогда не продаст свою душу. Именно потому выстрел Карандышева не случаен. Он дает героине эту единственную возможность сохранить себя. И за это Лариса благодарит убийцу. Теперь она смягчена и успокоена, она всех прощает и счастлива, потому что вырвалась из тисков удушливого, пошлого мира. А еще потому, что наконец-то вызвала вспышку настоящего чувства — безрассудный, лишенный какого-либо расчета поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.

В пьесе «Бесприданница» перед нами раскрывается драма незаурядной женской натуры, отвергнувшей законы несправедливого мира и нашедшей в смерти свое освобождение от неволи. Финал произведения Островского трагичен. Но иначе и не могло быть. Нет иного выхода для человека, жаждущего любви в «безлюбовном мире», который несет в душе музыку, живя в прозаичном окружении, который стремится сохранить живую, пылкую душу, находясь в среде, где человек воспринимается как вещь, в лучшем случае дорогая, подобная ценному бриллианту, заслуживающему соответствующей оправы.

Создавая образы таких людей, как Катерина из «Грозы», Лариса из «Бесприданницы», героиня сказки «Снегурочка» и многие другие, А. Н. Островский стремился вскрыть перед нами все язвы жестокого общества, основанного на жажде наживы и власти, лишенного света, тепла, чистоты, правды; общества, где люди забыли, что такое любовь, дружба, достоинство, настоящая яркая жизнь.

Автор показал, насколько губительным оказывается такой мир для любого, кто несёт в себе хоть маленькую частичку того, что называют справедливостью, для любого, в чьем сердце горит огонь добра и света, для любого, кто стремится жить и быть счастливым. Поднятые писателем вопросы и проблемы остаются актуальными во все времена и поэтому сохраняют свое огромное художественное значение для нашей современности.

Драма “горячего сердца” в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”🔥

Островский пишет свою драму “Бесприданница” в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал свою пьесу “Гроза” и многие другие пьесы. Среди которых и “Горячее сердце”. Эти три произведения писателя объединены одной темой – темой “горячего сердца”. Катерина в “Грозе”, Параша в “Горячем сердце”, Лариса в “Бесприданнице”, а затем и Купава в “Снегурочке” – все они относятся к одному типу женщин, женщин с “горячим сердцем”. Но, несмотря на то, что

все они переживают из-за любви, ее недостатка, у каждой из них своя драма. –
Раньше островский образ женщины пылкого и чистого сердца, не принимающий и не желающий принять ужасный мир, ищущей и не могущей найти человека, достойного большой любви, противопоставлялась галерея страшных фигур “темного царства”. Теперь Островский сталкивает Ларису Огудалову с жестоким миром буржуазных отношений.
Главная тема пьесы – драма человеческой личности в бесчеловечном обществе. Чья же это драма? И в чем она заключается?
Лариса Дмитриевна – девушка очень хорошо воспитанная и добрая. Отсюда и ее хорошее отношение к людям, ее уважение к матери, которое ничем непоколебимо. Нам становится жаль девушку, уже когда мы видим ее мать. Она во всем ищет выгоду, хочет найти своей дочери богатого жениха. Для этого она учит дочь хитростям, которые та должна применять в жизни. Мать Ларисы более приземленная натура, чем дочь, довольная практичная. Это непонимание между дочерью и матерью, это разительное отличие их характеров бросается в глаза. Безусловно, Ларисе от этого только тяжелее. Мало того, что она уже однажды разочаровалась в любви, оказалась покинутой, так теперь должна унижаться поиском богатых женихов, который ведет ей мать.
Таким образом, уже сама жизнь Ларисы в родном доме не окрашена в светлые тона, она омрачена царившим в доме непониманием и постоянным унижением. Мать Ларисы говорит: “Мы люди бедные, нам унижаться всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески”.
Самая главная же драма Ларисы – это ее душевная, сердечная драма. Разочарование в любви и предательство уже познала эта бедная девушка, когда “Сергей Сергеевич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда”.
И теперь ей надоело унижаться, а потому ничего не остается, как выйти замуж за Карандышева. Конечно, у нее он е сравнение не идет. Она верит в идеальность, в достоинства Сергея Сергеича даже после его исчезновения. Она, несомненно, любила и любит только его, любит по-настоящему. Забыть его она надеется в заботах семейной жизни с Карандышевым. Но она видит всю ничтожность Юлия Капитоныча, даже стыдится его “высокомерия”, ведь он ничто для всех окружающих.
От всех бед, от стыда она ищет спасения в деревне, в природе. Она постоянно говорит матери, что хочет вырваться в деревню: “Я, по крайней мере, душой отдохну”.
Ее душа отдыхает и когда она поет, полностью отдается во власть чарующих звуков. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Этот мир не такой, как мир Кнуровых и Вожеватовых.
Поэтическая натура Ларисы (ее имя в переводе с греческого означает “чайка”) летит над миром на крыльях музыки: она прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара звучит в ее руках.
И когда Паратов возвращается, Лариса думает, что он чужд тому миру холодных и расчетливых дельцов, а принадлежит к миру музыки, любви и поэзии.
Еще до его приезда из слова самой Ларисы мы видим всю власть его над нею. И он пользуется этим, увозя ее на Волгу, снова очаровывая ее. Но нужно ли ему это? Да, он хочет весело провести время, весело проводить свои последние холостые денечки. Конечно, он очарован ею искренне, но в конце концов почти обманывает ее. А она совсем не такая, как он. Она ничего от него не скрывает, эта правдивость ее замечается всеми персонажами пьесы. Но главное в отношениях Ларисы и Паратова – это то, что тут-то и проявляется ее “горячее сердце”.
Она открыта с Сергеем Сергеевичем. В их первый разговор после разлуки на его вопрос, любит ли она его, она отвечает утвердительно. Она рассовывает ему о причинах своего замужества. Его самолюбию льстит, что кто-то его до сих пор любит. И с его стороны, я думаю, довольно жестоко было говорить Ларисе, что “в любви равенства нет”, что “в любви приходится иногда и поплакать” женщине. Все это находит подтверждение в их истории. Она его любит, плачет, страдает, а он спокойно принимает неравную любовь.
Самое главное для Ларисы – любовь к человеку и любовь в человеке. Она говорит Паратову об одном достоинстве Карандышева – он любит ее. Ее сердце жаждет любви, ее сердце может и хочет любить и быть любимым. Но не любого: не такого, как Карандышев или Кнуров, а такого, каким она видела Паратова. Думая, что Паратов в ее жизни больше не появится, она говорит Карандышеву, что не любит и не полюбит никого. Но тут появляется он, ее повелитель.
Он видит е красоту и прелесть, обещает ей: “Я брошу все расчеты, и уже никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью”, – и зовет ее на Волгу. Она же видит его решительность, видит любовь в этих словах и отдается своему счастью, а главное, она верит ему.
Однако Кнуров и Вожеватов знают его лучше. Они догадываются, что “тут не без обмана, что он опять словами поманил ее”, что, “должно быть, обещания были определенные и серьезные”. Но знают они и то, что он не променяет на бесприданницу миллионершу.
Полна драматизма сцена разговора Паратова с Ларисой после поездки по волге. Лариса ждет, что он вот-вот сделает ей предложение, иначе для чего эти его прекрасные слова, все время, проведенное с нею. Она даже не может дождаться этого и сама просит его, чтобы он признал ее невестой его. Но от обвиняет ее в необоснованной, неправомерной требовательности, даже трусит и хочет отложить разговор. И, наконец, говорит ей страшные слова: “Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны”. И буквально добивает Ларису признанием, что обручен уже.
Разве это не драма? Что может быть хуже? Что теперь ей ждать от жизни? Даже брак с Карандышевым теперь не может спасти ее. Хотя Карандышев все-таки ее спасает: выстрелив, он совершает “благодеяние”.
Она всю жизнь ждала своего единственного – честного, любящего ее. Она ждала, да не того. И ждать-то ей больше некого. А тот еще слова Карандышева. бросившего ей, что она “вещь”. А тут еще и Кнуров с Вожеватовым, разыгрывающие ее действительно как вещь. Это ли не драма “горячего сердца”? Лариса всю жизнь искала настоящей любви, а дождалась лишь предложения Кнурова поехать в Париж. Всей ее чувства оказались попранными, отвергнутыми и обманутыми.
В “Грозе” горячее сердце Катерины искало любви, но в мире Кабанихи живые чувства запретны, она входит в противоречие с мрачными условиями подневольного существования. В комедии “Горячее сердце” жаждущая любви Параша находит лишь человека с отшибленными чувствами. В “Бесприданнице” Лариса никого уже найти не может, тщетны порывы ее горячего сердца, в мире торжества денег. Она сама становится вещью, принадлежностью.
Смертью своей бросает Катерина вызов миру лабазников. Блаженными причитаниями завершаются поиски Параши. А Лариса? “Я не нашла любви так буду искать золота”. Золото – то же омут, и в него кинулась Лариса. Так жестокая власть торгашеского мира обесчестила и горячее сердце женщины, не находившей человека, достойного высоких чувств. Так и самая оптимистическая вера великого драматурга, вера в “горячее сердце”, оказалась поруганной.

Урок внеклассного чтения «А.Н.Островский. «Бесприданница»: тема «горячего» сердца»

10 класс, литература

Урок внеклассного чтения

Тема: А.Н. Островский. «Бесприданница»: тема «горячего сердца»

Цели и задачи урока: 

дать общее представление о драме, вызвать к ней интерес,

помочь учащимся определить суть основного конфликта пьесы,

отметить характерные черты главной героини,

выяснить, кто виновен в трагедии Ларисы;

продолжить совершенствование навыков исследовательской работы,

развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-

психологические особенности человеческой личности,

совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывания, делать выводы.

Ход урока

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Лучшей психологической драмой Островского, по праву, считается «Бесприданница». «Этой пьесой начинается «новый сорт моих произведений», – пишет драматург, сознавая необычность своей пьесы.

«Бесприданница» была опубликована через 19 лет после «Грозы», то есть в 1879 году. «Бесприданница» – драма буржуазной эпохи. Герои – дельцы новой формации. Но в центре произведения Островского – судьба женщины.

Известный в конце XIX века – начале XX века театральный деятель, актёр, режиссер, основоположник МХАТА К.С. Станиславский сказал однажды об А.Н.Островском: «Я не знаю среди русских писателей второго такого страстного борца за права русской женщины, как Островский. Русская женщина у Островского, вернее, её горькая доля — это один цельный характер, только поставленный автором то в одни, то в другие обстоятельства жизни».

К числу таких героинь можно по праву отнести и Ларису Огудалову из пьесы «Бесприданница», героиню, мучительно жаждущую сильного и красивого в жизни, но принимающую за истинно прекрасное мишурный пустоцвет.

Задача нашего урока – выяснить, кто же виновен в трагедии Ларисы, трагедии «горячего сердца»?

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Словарная работа.

Как вы понимаете смысл заглавия драмы – «Бесприданница»? Давайте обратимся к словарям.

Ожегов:

Бесприданница — в старое время: бедная девушка, не имеющая приданного

Приданое — имущество, даваемое невесте ее семьей для жизни в замужестве.

Даль:

Приданница — невеста с богатым приданным.

Бесприданницей зовут, в похвалу, невесту, которую берут безо всего.

Это девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданное.

Ответы учеников

2. Слово учителя

События в драме «Бесприданница» разворачиваются на живописных берегах красавицы Волги, в провинциальном городе Бряхимове. Тишину провинции нарушают гудки пароходов, грохот повозок по булыжной мостовой. Живет в Бряхимове «теперь чистая публика». Купцы совсем не похожи на Дикого и Кабаниху из «Грозы».

Это достаточно образованные и культурные предприниматели, читающие европейские газеты, посещающие промышленные выставки за границей, общающиеся с равными себе.

Но за внешним лоском и образованностью новых хозяев жизни скрываются бессердечность, цинизм и расчетливость. Отношения между людьми всецело начинают определять чековые книжки и тугие кошельки.

А. Н. Островский своей героиней делает женщину – «единственную живую душу» в мире «хищных, цепких и умных дельцов».

Лариса Огудалова резко отличается от окружающих своим богатым душевным миром, способностью по-настоящему любить и чувствовать красоту. Она талантлива, любит музыку и пение.

Конфликт пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.

Давайте познакомимся с жителями города, которые окружают героиню и ответственны за происходящее.

3. Творческое опережающее задание «Заговори, чтобы я тебя увидел»

1. ХАРИТА ИГНАТЬЕВНА

2. ПАРАТОВ

3. ВОЖЕВАТОВ.

4. КНУРОВ

5. КАРАНДЫШЕВ

4. Беседа-анализ содержания пьесы.

Четверо  героев  –  мужчины  (Кнуров,  Паратов,  Вожеватов,  Карандышев) – претендуют  на  внимание  и  общество  Ларисы  Дмитриевны  Огудаловой. О ней говорят и ею восхищаются, но Человека в ней не видят. Для бряхимовских богачей она – развлечение, удобный случай потешить тщеславие, удовлетворить свое любопытство. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят на вас, как на вещь», – бросает оскорбительные (но верные) слова Ларисе Карандышев. Лариса: «Вещь!.. Да, вещь… Они правы, я вещь, а не человек!» Это слова измученной женщины, но это и отчаянный протест против лживого и циничного общества.

Перед нами идолы общества (за исключением Карандышева), безнравственные дельцы, циничные и наглые, хищные и тщеславные, жизненное мерило для них – выгода. С такой меркой они подходят к людям, в том числе и к Ларисе.

Что же влечет их к девушке, ведь всем известно, что она бесприданница.

Ориентировочные ответы учеников:

Лариса резко выделяется на фоне окружающих её людей. Она девушка незаурядная, чистая, любящая жизнь, художественно одарённая. Душа Ларисы вырастает из русских романсов, цыганских песен, стихов Баратынского. Натура её утончённая и поэтическая: она прекрасно поёт, играет на разных инструментах, чувствует красоту природы. Поэтичность её характера подчёркивает и её имя Лариса, в переводе с греческого означающее чайка. Лариса живёт в мире, который она создала для себя – в мире мечты, романтики. Через пелену мечтательности она не замечает в людях пошлых сторон, а видит лишь то, что сама желает. Ларису отличает честность, прямота. Так, Вожеватов замечает Кнурову: «К кому расположена, нисколько этого не скрывает». (Д. I, явл.2.). Она способна глубоко и страстно любить. Всей душой она полюбила Паратова, «любила чуть не умерла с горя, а когда уезжал, бросилась за ним вдогонку, уж мать со второй станции воротила», — смеясь, рассказывает Вожеватов Кнурову. Лариса доверчива, и люди ей кажутся лучше, чем они есть на самом деле. Так, Паратов кажется ей замечательным, сильным человеком. «Да разве можно быть в нем неуверенной?» — восклицает Лариса, рассказав перед этим историю о выстреле Паратова на расстоянии 12 шагов в монету, которую Лариса держала в руках. Из-за своей доверчивости Лариса не смогла разглядеть в Паратове самовлюблённого эгоиста и поэтому до последней минуты верит ему; не поняла, что зачастую за его благородными поступками (бедным давал деньги), его лихостью, бесшабашностью скрывается лишь бравада, желание произвести эффект. Её талантливость, стремление к правде и чистоте высоко поднимает её над миром дельцов, в котором она вращается. Она является исключением в этом мире, где всё продаётся и покупается. Незаурядность Ларисы признают Кнуров и Вожеватов, привыкшие оценивать всё с точки зрения выгоды, они и к Ларисе подходят с этой меркой. Так, Кнуров цинично заявляет: «Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует». (Д.I, явл.2).

5. Творческая работа.

Кто же она, Лариса Огудалова?

ЭЙДОС-КОНСПЕКТ

(гитара, корзина, коробочка с драгоценностями, кукла, разбитое сердце, пистолет)

6. Работа с текстом: характеристика Ларисы.

1).Авторская характеристика, данная посредством ремарки: «Лариса — молодая девушка, одетая богато, но скромно».

2). У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «приятно с ней одной почаще видеться, без помехи…» или «Лариса создана для роскоши…»

3). Мнение Кнурова разделяет и давний друг Ларисы — Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. какая чувствительная!»

4). Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К тому расположена, нисколько этого не скрывает».

5). В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

7. Продолжение работы над текстом драмы.

Незаурядность, природная одаренность, талантливость Ларисы высоко поднимает ее над окружающими; этих качеств не мог не заметить Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев. Надо отдать им должное: ценить красоту и восхищаться талантом они способны. Но возникает другой вопрос, могут ли они ценить её бескорыстно, по-настоящему?

Ответы учеников

8.Составление опорной схемы: «Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы? »

“Я на распутье…” Что означают эти слова героини?

(Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня).

Составление схемы на доске

Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

Отработка версий учащихся:

1) “Мой дом – моя крепость”, — принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово “дом”?

(Работа с текстом. Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом – это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. “Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда”. “Бежала б я отсюда, куда глаза глядят”. “Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы”. “Я по крайней мере душой отдохну”. “Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем”. Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши).

Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев “цыганским табором”, закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна.

2) Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни?

(Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над ее порывами поселиться в Заболотье. “Без хитрости не проживешь” — вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: “Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди… А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика”. становится поступок дочери для нее – игра ва-банк

Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью.

3) Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. “Дорогой бриллиант дорогой оправы требует”, оценивают ее они.)

(Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова “Что вам угодно?” до слов “Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово”)

Что поражает больше всего в этом диалоге “друзей” Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

4) Любовь… Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

(Их объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на “золотых приисках”.

Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение “жениха”, для того чтобы “покрасоваться” перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно.

И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После объявления Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

9. Продолжение работы с текстовым материалом.

А на что надеется Лариса, собираясь замуж за Карандышева?

(Ответы учеников: чтение Д.I, явл.4)

Лариса надеется, что со временем привыкнет к Карандышеву, найдёт душевное спокойствие, рана, нанесённая Паратовым ещё сильна, и поэтому Лариса уговаривает Карандышева поехать в деревню.

Расскажите, что произошло между Карандышевым и Паратовым? Какое событие обнаружило всю ничтожность Юлия Капитоновича?

(Ответы учеников: сцена обеда Д.1 явл.1-13)

Измываясь над Карандышевым, никто не считается с чувствами Ларисы:

«Да ведь они меня терзают, — в отчаянии говорит она Харите Игнатьевне.

— А кому нужно, что ты терзаешься? – отвечает мать дочери».

Действительно, никому нет дела до Ларисиных страданий. У всех насчет Ларисы другие цели. Действие идет к кульминации. Где же она наступает?

Ответ учеников

Кульминация драмы — решение Ларисы ехать с Паратовым.

А что заставило Ларису пойти на этот шаг?

Ответы учеников

Лариса ставит на карту свою жизнь: «Или тебе радоваться мама, или ищи меня в Волге». Не увидела, не разглядела Лариса в Паратове безжалостного эгоиста, самовлюбленного циника. Но предвидели и знали, что вскоре произойдет Кнуров и Вожеватов. Как хищники ждут они минуты, когда можно будет вцепиться в жертву. Они понимали, что Паратов никогда не откажется от брака с невестой-миллионершей, Лариса не в его интересах; а Лариса не останется с Карандышевым (не в ее характере). «Кажется, драма начинается. Я уж у Ларисы Дмитриевны слезки видел», — говорит Кнуров Вожеватову. Пришёл черед Кнурова принять участие в судьбе Ларисы. Он устраняет единственного соперника Вожеватова, разыграв Ларису в орлянку.

Все ближе и ближе трагическая развязка. В ходе развития пьесы намечаются 3 варианта финала судьбы героини, какие?

Ответы учеников:

1) стать содержанкой, любовницей Кнурова; 
2) остаться с Карандышевым; 
3) физическая смерть.

Почему Островский единственно возможным выходом выбирает для Ларисы третий вариант?

Примерные ответы учеников:

1) Карандышев не достоин Ларисы, мелок и ничтожен для неё. 
2) разврат, блеск, роскошь – не для Ларисы: изменить себе, своим идеалам героиня не может, слишком она чистая и непорочная, чтобы перешагнуть через себя во имя того, «чтобы жить, хоть как-нибудь да жить».

Лариса ищет смерти, но мы видим, что у героини не хватает сил покончить с собой, как это сделала Катерина из «Грозы». Положение Ларисы ужасно.

Но самое страшное для Ларисы ещё впереди.

9. Работа с отрывками из фильма «Жестокий романс»

Давайте обратимся к киноверсии драмы – фильму Э.Рязанова «Жестокий романс».

Отрывок из фильма, романс «А напоследок я скажу»

В киноверсии Лариса любит беззаветно и безоглядно, ей не нужны клятвы и обещания. Обращаясь к возлюбленному «Прощай, любить не обязуйся!» она как бы снимает с него ответственность.

Искушение любовью для Ларисы закончилось трагически, она вновь возвращается в мир материальных ценностей. Почему на пути поиска материальных благ ее постигает новая неудача?

Отрывок из фильма: Лариса и Карандышев

Каким же беспросветно черным должен был казаться Ларисе мир, если пулю Карандышева она принимает с радостью, как избавление, и каждому из нас становится ясно, чего стоило Ларисе согласиться с тем, что она вещь. «Милый мой, какое благодеяние вы мне сделали». Перед лицом смерти Лариса остаётся верной себе. Умирая, она поднимает с земли пистолет и инсценирует самоубийство, звучат её последние слова.

Отрывок из фильма, романс «Любовь – обманная страна»

 Счастья, любви искала Лариса. Но не нашла. Уходит из жизни юное, прекрасное создание, мечтавшее о том, что вправе иметь каждый человек, живущий на земле. Что же стало причиной, и кто явился виной трагедии ещё одного «горячего сердца»?

10. Рефлексия: прием «В роли литературоведа»

Владимир Лакшин: «Выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние: душа устала обольщаться и страдать. Она благодарит Карандышева и умирает под громкий хор цыган, посылая своим мучителям прощальный поцелуй.… В смерти рядом с цыганским разгулом, в словах прощения и любви, обращенных к дурным людям, есть какое-то святотатство… Можно ли судить Ларису за горестную опустошенность, попытку цинического вызова обстоятельствам, явившуюся как выплеск отчаяния?»

Попробуйте дать ответ литературному критику.

А как вы думаете, подобные ситуации возможны в современной жизни?

Ответы учеников.

Именно поэтому внимание к пьесе А.Н. Островского не угасает и по сей день, а трагическая судьба Ларисы – вечное напоминание нам о том, что человек должен всегда оставаться человеком, должен утверждать своё человеческое достоинство, не смиряясь с подлостью ни по большому счёту, ни по маленькому.

IV. ИТОГИ УРОКА.

« Упраздняется человечность, упраздняется то, что сообщает жизни ее цену и смысл», — писал Островский в одном из своих писем. И мы не ошибемся, если скажем, что «Бесприданница» рассказывает именно об этом «упразднении» человечности. И если душа не осталась равнодушна к страданиям Ларисы, если вы переживали вместе с ней, восхищались искренностью и красотой ее чувств, значит, в вас произрастают зерна человечности. Мудрый Островский затронул струны и вашей души.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить сопоставительную характеристику героинь А.Островского Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой: сходства и различия.

Тема «горячего сердца» в пьесе «Бесприданница»

Тема «горячего сердца» в пьесе «Бесприданница»

Вот красота-то куда ведет (показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут.

А. Н. Островский. “Гроза”

Через все творчество А. Н. Островского проходит образ великой рус­ской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики “темного царства”, и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, “какая в природе разлита”, и красоту “горячего сердца”, измученного не­волей, жаждущего света, воздуха, освобождения.

В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Ка­терина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела смерть Лариса, человек “горячего сердца” из пьесы “Беспри­данница”. В поэтике Островского с замечательным мастерством слились’ две стихии: жестокая реалистическая стихия “темного царства” и роман­тическая, просветленная взволнованность “горячего сердца”.

Мир диких и кабаних в “Бесприданнице” претерпел существенные из­менения. Здесь “значительные лица в городе” — европеизированные дель­цы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежест­венную Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает барин — судовладелец Сергей Сергеевич Паратов (произошло сближение между торговым сословием и дворянством, некогда сторонившимся предприни­мательства). Но за внешним лоском этих хозяев жизни —тяжкое дыхание бессердечного мира, купли-продажи, циничного торга, беспощадного при­обретательства. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед ро­ковым выстрелом говорит Ларисе: “Они не смотрят на вас, как на женщи­ну, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь”. И героиня согла­шается, она наконец прозревает и понимает свое место в этом обществе:

“Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…” Смертельно ранен­ная женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором “ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно”.

Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви” в ней нет никакого рас­чета, пошлости: “Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет” — замечает Кнуров.

Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение, вид спор­та: “Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву”. Выстрел Карандышева приносит ей избавление от страшной жиз­ненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача Кнуро­ва: “…Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты… Я не нашла любви, так буду искать золото”.

Золото — тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает “горячее сердце” женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств.

В этом “темном царстве” красота — проклятие, красота — гибель, или физическая, или духовная.

Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

Вот красота-то куда ведет

(показывает на Волгу).

Вот, вот, в самый омут.

А.Н. Островский. «Гроза»

Через все творчество А.Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения.

В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела смерть Лариса, человек «горячего сердца» из пьесы «Бесприданница». В поэтике Островского с замечательным мастерством слились две стихии: жестокая реалистическая стихия «темного царства» и романтическая, просветленная взволнованность «горячего сердца».

Мир диких и кабаних в «Бесприданнице» претерпел существенные изменения. Здесь «значительные лица в городе» — европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает барин — судовладелец Сергей Сергеевич Паратов (произошло сближение между торговым сословием и дворянством, некогда сторонившимся предпринимательства). Но за внешним лоском этих хозяев жизни — тяжкое дыхание бессердечного мира купли-продажи, циничного торга, беспощадного приобретательства. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь». И героиня соглашается, она наконец прозревает и понимает свое место в этом обществе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…» Смертельно раненная женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета, пошлости: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», — замечает Кнуров.

Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение, вид спорта: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». Выстрел Карандышева приносит ей избавление от страшной жизненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача Кнурова: «…Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты… Я не нашла любви, так буду искать золото».

Золото — тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств.

В этом «темном царстве» красота — проклятие, красота — гибель, или физическая, или духовная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *