Грамматическая основа предложения 2 класс примеры – Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи — Справочник по русскому языку — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Задание 8 на ОГЭ. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Справочный материал.

Материал для подготовки к ОГЭ.

ЗАДАНИЕ 8

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Чем может быть выражено

Примеры

Имя существительное

Редела тень. Восток алел

Местоимение

Я помню чудное мгновение.

Никто не пришёл. Кто это сделал?

[Море, (которое плескалось рядом), очаровало меня).

Прилагательное в значении существительного

Наречие

Причастие в значении существительного

Приезжий был невысок ростом.

Завтра не будет похоже на сегодня.

Командующий перестал ходить по мостику.

Числительное + имя существительное

Два бойца сидят в дозоре.

Неопределённая форма глагола

Учиться всегда пригодится

Междометье в значении существительного

Далече грянуло ура

Синтаксически неделимое словосочетание

Анютины глазки росли около крыльца.

Шли два приятеля.

Несколько повозок въехало во двор гостиницы.

Числительное

Десять делится на два.

СКАЗУЕМОЕ

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

1. Выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения: Проснулись птицы. Ещё громче будут петь птицы

(сложная форма будущего времени)

Он пел. (Изъявительное наклонение)

Ты спел бы. (Условное наклонение)

Пой. (Повелительное наклонение)

Имеет две части: вспомогательную и основную = Н.Ф. глагола

Вспомогательная часть может быть выражена:

1. Глаголами, обозначающими начало, продолжение, конец действия, долженствование: мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться, стать, собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться:

Он хотел проехать мимо

Имеет две части:

именную части и глагол – связку, который может отсутствовать.

Именная часть сказуемого выражена:

1. Именем существительным в И.п. или Т.п.

Он ученик. Он был учеником.

2. Полным или кратким прилагательным, а также прилагательным в сравнительной степени

Мы молодые. Мы молоды. Мы моложе Мы были молодыми.

2. Глаголом в форме сложного будущего времени

Что я буду делать?

3. Глаголом в форме повелительного наклонения с частицами.

Да подойдите же сюда!

4. Глаголом с частицами было, так, знай, себе, таки и др.

Снег так и валил. Фадеев пошёл было с корзинкой на берег.

5. Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом)

Он стоял как вкопанный.

2. Краткими прилагательными (

рад, готов, должен, способен, обязан и др.)

Вы должны трудиться.

3. Фразеологизмами

Он горел желанием выступить

4. Словами состояния со значением желательности, необходимости (надо, нельзя, можно, нужно, лень, необходимо):

Надо учиться языку.

5.Словами состояния,

выражающими эмоциональную оценку действий (любить, бояться, стыдиться, опасаться и др.):

В знойные дни хорошо бродить по лесу.

Основная часть несёт в себе главную смысловую нагрузку и выражена глаголом в не-

определённой форме.

Примечание: Следует иметь в виду, что сочетание с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым.

1. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим.

Стал он кликать золотую рыбку.

Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом.

Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье.

2. При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством.

Я опять пришел сюда слушать прибой.

3. Кратким страдательным причастием, категорией состояния:

Дорога проложена. Жарко. Мне весело.

4. Предложно- падежным сочетанием:

Он в восторге. Небо

было в тучах.

5. Местоимением:

Дом теперь мой.

6. Числительным: Два + три будет пять

7. Наречием:

Ей туфли впору будут.

8.Синтаксически неделимым словосочетанием:

Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами.

Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета.

Сапожки – что тебе зеркало.

Глагол — связка может быть выражен:

1. Всеми формами глаголов: быть, стать, делаться, являться, казаться, становиться, иметь вид, называться

Ты был смелым. Всё делается светлее от первого снега. Дворец казался островом.

2. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния

(стоять, прийти, приехать, вернуться, сидеть и др.)

Я возвратился усталым.

Мы пришли веселые.

Ели и сосны стояли зеленые.

Примечание: В состав сказуемого могут входить частицы это, вот, как, не, будто, словно и др.

Поэзия – это душа подвига…

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку Грамматическая основа предложения 2 класс УМК Школа 2100

Русский язык 2 класс

Тема: Грамматическая основа предложения.

Цель: создание условий для развития умения находить грамматическую основу предложения.

Задачи:

— учить находить в предложении грамматическую основу,

-обозначать графически главные члены предложения;

— умение преобразовывать информацию – составлять алгоритм, схему.

Планируемые результаты:

— умение находить в предложении грамматическую основу,

-обозначать графически главные члены предложения;

— преобразовывать информацию – составлять алгоритм, схему.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

ΙV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

— Какая тема урока была вчера?

— Что мы уже знаем о словах-действиях?

— Чем будем заниматься сегодня на уроке?

Словарная работа.

— На стр. 66 учебника есть словарные слова, давайте их запишем, подчеркнем опасные места.

— Можем ли к нашим словарным словам поставить вопросы, подходят ли они к нашей теме урока?

— Можно ли из них составить предложение? Почему нет? Какого слова не хватает?

— Давайте запишем это предложение.

1.Наблюдение над построением предложения.

Ученик громко поет.

hello_html_72ca208a.gif

hello_html_72ca208a.gifhello_html_72ca208a.gif Можем ли мы сказать о ком или о чем говорится в предложении? Найдите эти слова и подчеркните

hello_html_794da236.gif Давайте выпишем эти 2 слова с вопросами ((кто?) Ученик (что делает?) поет.)

hello_html_m676bd3c3.gifhello_html_m30b3c085.gif

— Может ли предложение обойтись без этих слов?

(ученик, поет)

— Значит они главные в предложении.

2.Формулирование учителем цели урока.

— Сегодня на уроке мы будем учится находить в предложении главные слова, центр предложения. (слайд 1)

— Ребята, а что означает слово центр? Где вы встречались с ним? (Центр — главная часть: центр города; важный пункт чего-нибудь: торговый центр; ведущее учреждение: центр управления полётом.)

— Оказывается, такой центр (главная часть) есть и в предложении. и называется этот центр — грамматической основой.

— Давайте обратимся к нашему учебнику и потренируемся находить грамматическую основу. Стр. 66, упр. 88. Прочитаем задание и составим план действий (алгоритм):

1. Найти слово, называющее, о ком? или о чём? говорится в предложении, с помощью вопросов кто? что?

2. Найти слово, называющее, что именно говорится в предложении об этом предмете, лице, с помощью вопросов что делает? что делал? что делали?

3. Назвать главные слова в предложении, его центр (грамматическую основу).

— Сколько предложений вы видите в этом упражнении? Кто думает по другому? (работа в парах)

— Сейчас в классе мы с вами поработаем с предложениями №1,3. Выполним задания к упражнению.

— Посмотрите на доску, я тоже выполнила это задание, проверьте так ли у вас? (слайд 2)

— Докажите, что я не права. (слайд 3)

Самооценка.

– Что нужно было сделать в этом упражнении?

– Удалось найти главные члены предложения?

– Вы сделал всё правильно или были недочёты?

– Вы составил всё сами или с чьей-то помощью?

— Под какими номерами у вас остались предложения? (№2,4) с ними вы поработаете дома, пользуясь памяткой.

-Давайте поведем итог урока. На доске вы видите высказывания, прочитайте глазками, все ли они истинные? (слайд 4)

1. В предложении есть грамматическая основа.

2. Грамматическая основа это «центр» предложения.

3hello_html_m728e0b2c.gifhello_html_m728e0b2c.gif. Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? подчеркиваются

4hello_html_m728e0b2c.gif. Слова — действия подчеркиваются

Предложения под какими № у вас остались из упр.88? С ними вы поработаете дома, используя схему-опору для поиска главных членов.

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

4. Ориентироваться на развороте учебника.

5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

hello_html_m7b72b6df.jpg

infourok.ru

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Грамматическая основа предложения».

Русский язык, 2 класс («Школа 2100»)

Учитель Лайкина Анна Николаевна

Тема

Грамматическая основа предложения

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов предложения.

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания учащихся о предложении, развивать умение конструировать предложения.
  2. Закрепить навык правописания словарных слов.
  3. Учить находить главные члены предложения, пользуясь вопросами.
  4. Развивать внимание, мышление, речь.
  5. Формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.
  6. Воспитывать правильное отношение к животным.
  7. Организовать учебный процесс в соответствии с принципами здоровьесберегающего образования.

Оборудование: 

  1. презентация;
  2. карточки с образцами написания букв;
  3. иллюстрация с изображением медвежонка.

Ход урока

1. Организационный момент.

      С добрым утром, детвора!

            Новый день встречать пора.

            Петушок с утра поёт,

            На зарядку всех зовёт!  

2. Разминка.

Упражнения дети выполняют стоя.

1. Наклоны головы вперед. Возвращение в исходное положение.

2. Поворот головы вправо. Возвращение в исходное положение.

3. Поворот головы влево. Возвращение в исходное положение.

4. Круговые движения плечами вперед.

5. Круговые движения плечами назад.

6. Потянуться с поднятыми вверх руками.

7. Перекатывание с пяток на носок, стоя на месте.

8. Вращение туловищем в одну и в другую сторону.

3. Минутка чистописания.

(На каждой парте лежат две карточки с образцами написания букв. Заполнить внутри контура рисунка написанием буквы по образцу).

–Ребята, сейчас ваша задача состоит в том, чтобы определить, кто какую карточку возьмёт. Сделать вы это сможете, если верно отгадаете мои загадки.

                     (для первого варианта)

  1. Что за зверь такой лесной?

                  Встал, как столбик, под сосной.

                  И стоит среди травы-

                  Уши выше головы. (заяц)

                      (для второго варианта)

  1. Великан в бору живёт.

                  Он сладкоежка — любит мёд.

                  Когда испортиться погода,

                  Ложиться спать – да на полгода! (медведь)

               

4. Работа со словарными словами.

Ребята, а вы догадались словарные слова какой тематики  мы будем сегодня повторять? (словарные слова – названия животных)

  1. (Комментированное письмо) #Собака, петух, медведь, ворона, корова, воробей, заяц, сорока, лисица, баран.
  2. На какие группы можно разделить слова – названия животных? (Первая классификация: птицы и звери; вторая классификация: дикие и домашние животные)
  3. Назовите правила обращения с животными. (Не навязываться животному в друзья, если оно дружить не хочет. Не разорять птичьи гнёзда. Не гладить незнакомое  животное. Не трогать животное, когда оно находится рядом со своим детёнышем. Мыть руки после игры с животным. Не трогать животное, когда оно ест. и др.)

5. Развитие речи.

(на доске иллюстрация с изображением медвежонка)

  1. Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? (медвежонка) Составьте предложение из двух слов. (Медвежонок ест.)
  2. Что вы составили? (предложение)
  3. Про кого говорится в этом предложении? Что вы узнали про медвежонка? (он ест)
  4. А можно ли из вашего предложения узнать, ЧТО ест медвежонок?
  5. Составьте  новое предложение. (Медвежонок ест мёд.)
  6. Сколько слов в этом предложении? Прежде чем его записать, вспомните, как записывается предложение. (Начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставим точку, ! или ?)
  1. Голосом покажите, что это предложение может быть восклицательным.

 (меняем логическое ударение)

  1. Голосом покажите, что это предложение может быть вопросительным.

6. Изучение нового материала

  1. Вернёмся к нашему предложению. (учитель записал его на доске #Медвежонок ест мёд.) Представьте, что из предложения выпало первое слово. Прочитайте, что получилось? Нам понятно, кто ест мёд? Нравится вам такое предложение?
  2. А теперь выпало второе слово. Что получается? Это предложение? Что здесь непонятно?
  3. (действия медвежонка) 
  4. Из предложения выпадает третье слово. Можно ли назвать это предложением? (да)
  5. Верно, это предложение. Слова, которые входят в это предложение, называют главными. Без них предложение не получается.
  6. Далее идёт работа следующим образом: дети задают вопросы к каждому слову; смотрят, что оно обозначает. Учитель показывает, как подчёркиваем и называем главные члены предложения.
  7. Учитель проговаривает для  учеников несколько вариантов названий: грамматическая основа предложения, главные члены предложения, подлежащее и сказуемое.

7. Физкультурная пауза.

  1. Если я называю предмет, то вы хлопаете в ладоши. Если я называю действие, то вы приседаете.

Лес, дерево, прыгает, мышка, улыбаются, морковь, смотрит, мяукает, белка, дупло, сидит, кошечка, летают, плавает, кролик.

  1. На этом этапе можно выполнить любые упражнения для снятия усталости с глаз

8. Закрепление изученного материала.

  1. Слова, которые я произносила, взяты мною с иллюстрации. Прочитайте задание. Что такое грамматическая основа предложения? Что вы можете сказать о  подлежащем? Как подчёркиваем? Что вы можете сказать о сказуемом? Как подчёркиваем? Давайте выполним задание.
  2. Белка сидит на ветке. Корова смотрит на бочку. Кошка мяукает. и т.д.

9. Физкультурная пауза.

      Мы закроем все тетрадки

                        И приступим к физзарядке.

                        Руки за спину кладём,

                        По тропинке в лес идём.

(сопровождается движениями по сюжету)

Солнцу, утру каждый рад.

Звери встали дружно в ряд:

Поработали ушами,

На зарядку побежали.

Прыгни выше! Раз, два, три!

А теперь не стой, беги!

Зайка прыгает – прыг-скок!

Белка смотрит в потолок.

Петушок идёт вприсядку.

Вот и кончилась зарядка.

10. Домашнее задание.

«Дидактический материал» стр.40, упр79

11. Самостоятельная работа.

«Дидактический материал» стр.40, упр78

12. Итог урока.

  1. Что мы называем грамматической основой предложения?
  2. Спасибо за урок!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *