Грамматическая основа русский язык – Грамматическая основа предложения с примерами

Задание 11. ОГЭ по русскому языку. Грамматическая основа сложного предложения — Теория заданий ОГЭ — Русский язык — Публикации


Скачать материал

 

Формулировка задания:

Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой:
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.  

Показать ответ Правильный ответ: 3

Комментарий: 1-я основа — Анна Федотовна прикрыла глаза, прислушалась; 2-я — душа молчала; 3-я — голос не звучал.


 
Задание 11 связано с заданием 8 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется выписать грамматическую основу. Поэтому вам следует для начала повторить материал задания 8 (ссылка откроется в новом окне). Учитывая специфику задания 11, главная ваша задача — посчитать количество основ в предложении. Поэтому в данной статье более детально рассмотрим теоретический материал. 

 

 

 

Что нужно знать:

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

 — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?». Можно задать вопрос, который вам поможет в любой ситуации: «Кто (или что) совершает действие?» При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

Пример: Книга лежала на столе. В этом предложении подлежащее — книга. Она лежала на столе. В этом предложении подлежащее — она.

В роли подлежащего может выступать:

1. любая часть речи, употребленная в значении существительного: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (прилагательное в значении существительного). Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо (причастие в значении существительного) Навстречу ему шли трое 

(числительное).

2. неопределенная форма глагола: Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.

3. местоимения других разрядов (относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже: Кто накормит кота? Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

Подлежащее, выраженное словосочетанием

Подлежащее может быть выражено цельным по значению словосочетанием:

1. именем собственным: С первого взгляда Мария Сергеевна ему не понравиласьЧерное море прекрасно;

2. устойчивым сочетанием слов: Гадкий утёнок на самом деле был лебедемЖелезная дорога идет вдоль берега Черного моря;

3. фразеологизмом: Медвежья услуга в виде шпаргалки, подброшенной товарищем, помешала ему сдать экзамен с первого раза;

4. сочетанием числительного с существительным в родительном падеже: На скамейке сидели три старика;

5. сочетанием существительного, имеющего количественное значение (большинство, ряд, часть и т.д.), с существительным в родительном падеже: Часть класса поехала на экскурсию;

6. сочетанием прилагательного, числительного или местоимения в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из: Каждый из нас хотел стать отличником;

7. сочетанием неопределенного местоимения с прилагательнымВ каждом из нас есть что-то особенное;

8. сочетанием существительного или местоимения в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом с: Мы с Тамарой ходим парой. (А. Барто)

Во всех этих случаях подлежащее — это все словосочетание целиком, а не отдельные слова в его составе.

Примечание

1. Следует отличать существительные в винительном падеже (они отвечают на вопросы «кого?», «что?» и являются зависимыми словами, выполняя в предложении роль дополнений) от существительных в именительном падеже (отвечают на вопросы «кто?», «что?» и выполняют роль подлежащего). 

Пример: Ветер колышет колос. В данном предложении два слова отвечают на вопрос «что?»: ветер и колос. Но подлежащим является только слово ветер, потому что оно соотносится со сказуемым, следовательно, стоит в именительном падеже. А слово колос является дополнением. Все новое интересует молодежь. Подлежащее здесь «все новое», так как его действие — интересует. А слово молодежь является дополнением.

2. Бывают предложения, в которых нет подлежащего. Это двусоставные неполные или односоставные предложения.

Пример: 

Откуда-то подуло. Мне дали возможность исправить двойку.

СКАЗУЕМОЕ — это главный член предложения, обозначающий действие или признак подлежащего и отвечающий на вопросы «что делает?» или «что это такое?». При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Пример: Ребята подчеркнули сказуемое двумя чертами

В школе изучается три вида сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

1. Одним глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Маша делает уроки. Маша не делает уроки (отрицательная частьца не всегда входит в состав сказуемого). Маша будет делать уроки. (будет делать — это составная форма будущего времени глагола делать.) Делай уроки! Пусть делает уроки (пусть делает — это повелительное наклонение, образованное при помощи частицы пусть и формы 3 л. ед.числа глагола). Маша делала бы уроки, если бы хорошо себя чувствовала (делала бы — это форма глагола в условном наклонении).

2. Устойчивым сочетанием глагольного характера: Ученик пришел к выводу (= понял), что сказуемое состоит из нескольких слов. Я буду принимать участие (= буду участвовать) в тестировании.

3. Фразеологизмом (в таких случаях сказуемое — это весь фразеологизм целиком, а не отдельные слова, входящие во фразеологизм):  Довольно бить баклуши! (= бездельничать). Соперники нередко вставляют друг другу палки в колеса (= мешают).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое может состоять из:

1. Вспомогательного глагола, обозначающего начало, продолжение или конец действия, и неопределенной формы глагола: Ветер продолжал завывать. Я начал изучать теорию литературы.

2. Вспомогательного глагола, обозначающего желание, возможность, способность или намерение совершить действие, и неопределенной формы глагола

: Мама хочет поехать на море.

3. Краткой формы прилагательного (рад, должен, обязан, готов и др.) и неопределенной формы глагола: Каждый должен учиться хорошо. Дети способны радоваться жизни. Я рад был помочь тебе.

4. Устойчивого сочетания и неопределенной формы глагола: Я не горел желанием прогуляться по улице в такой мороз.

5. Предикативных наречий: можно, нельзя, нужно, необходимо, надо и неопределенной формы глагола: Мне нужно закончить дело. Нельзя не задуматься о будущем. Иногда необходимо думать не только о себе. Надо было сразу об этом рассказать.

Примечание

Составное глагольное сказуемое всегда содержит неопределенную форму глагола. При этом неопределенная форма глагола не всегда входит в состав сказуемого.

Пример:
— Вася начал петь.
— Петя попросил Васю

петь тише.
В первом предложении петь — часть составного глагольного сказуемого, а во втором — дополнение (попросил о чем?).
Я хочу отдохнуть. Она присела (с какой целью?) отдохнуть

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое может состоять из:

1. Глагола-связки и имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др.: Небо было хмурым. За окном становилось темно. Солнце на горизонте казалось огромным. Море было синее-синее.

2. Имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. и нулевой связки: Он врач (он есть врач). Мама — инженер (мама есть инженер). Прогулки на свежем воздухе полезны (есть полезны). Хотя сказуемое в этих примерах состоит из одного слова, оно все равно называется составным именным.

Осложненное составное именное сказуемое:

Осложнённое СИС = вспомогательный глагол + связка-инфинитив + именная часть

Я хочу стать врачом.

В этом случае сказуемое состоит из объединения двух сказуемых: составного именного (стать врачом) и составного глагольного (хочу стать). Иногда такое сказуемое называют сложным или смешанным.

Осложнённое СИС = составное именное микросказуемое + связка-инфинитив + именная часть СИС

Я должен был стать врачом.

В этом случае сказуемое можно представить как сочетание трёх сказуемых: составного именного (должен был), составного глагольного (должен был стать) и составного именного (стать врачом).

Примечание

Если вы ищете грамматическую основу предложения, проверьте

а) является ли сказуемое составным. Если вы имеете дело с составным сказуемым, то в сказуемое включается и вспомогательный глагол, и основной смысловой глагол или другая часть речи.

б) выражено ли сказуемое устойчивым сочетанием или фразеологизмом. В этом случае все слова в составе устойчивого сочетания или фразеологизма включаются в сказуемое.

Частицы в составе сказуемого

В состав сказуемого входят некоторые частицы. Самой распространенной из них является частица не.

Я не люблю фатального исхода. 
От жизни никогда не устаю. 
Я не люблю любое время года, 
Когда веселых песен не пою. 
(В. Высоцкий)

Модальные частицы (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) также включаются в состав сказуемого.

Давайте говорить друг другу комплименты. (Б. Окуджава)

Пусть говорят!

Он чуть не плакал от обиды.

Кроме того, в состав сказуемого входят частицы так, да как, знай (себе), ну и, так и, себе.

Ну ты опоздал так опоздал, я уже полчаса жду. (Как правило, с частицей так глагол повторяется.)

В доме шум и гам, а наш кот знай себе спит.

Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.

Каждый из нас хотел стать более образованным. В этом предложении грамматическая основа — каждый из нас хотел стать более образованным.

Иногда в предложении может быть только подлежащее или только сказуемое. Тогда предложение является односоставным.

В предложении может быть несколько однородных подлежащих или несколько однородных сказуемых. В этом случае все они входят в грамматическую основу.

Как мальчики, так и девочки сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки — однородные подлежащие). В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются. (Стонут, трещат, ломаются — однородные сказуемые).
 

 

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

 

 

www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai

Грамматическая основа. Простые и сложные предложения

Василий Михайлович подгтовил уже две статьи на тему «Грамматическая основа». В прошлый раз мы говорили о сказуемом. Сегодня на повестве дня — простые и сложные предложения. 

Одна из главных ошибок при нахождении грамматических основ предложений связана с неумением различать однородные члены и сложные предложения. Однородные подлежащие или сказуемые, сколько бы их ни было, являются частью одной грамматической основы.

В пяти верстах от Красногорья,

Деревни Ленского, живет

И здравствует еще доныне

В философической пустыне

Зарецкий…

Здесь одна грамматическая основа: Зарецкий живет и здравствует. Живет и здравствует – однородные сказуемые.

Он уезжает со двора,

Спокойно дома засыпает

И сам не знает поутру,

Куда поедет ввечеру.

А здесь две: 1) он уезжает, засыпает и не знает; 2) поедет.

Почему глагол «поедет» не однородное сказуемое? Потому что не связано с остальными однородными сказуемыми бессоюзной или сочинительной связью. Куда – союзное слово, связывающее придаточное изъяснительное и главное в сложноподчиненном предложении. Придаточное – двусоставное неполное предложение. Подлежащее опущено, так как оно есть в главном предложении.

Или вот еще подобный пример:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас…

Тоже две грамматические основы: я разлюблю и любил бы. Тоже сложноподчиненное предложение, на что указывает союзное слово сколько с частицей ни. Придаточное уступительное разрывает главное.

Посчитаем?

Посчитаете сами? Сколько здесь грамматических основ?

Когда случалось где-нибудь

Ей встретить черного монаха

Иль быстрый заяц меж полей

Перебегал дорогу ей,

Не зная, что начать со страха,

Предчувствий горестных полна,

Ждала несчастья уж она.

(Четыре: 1) случалось встретить, 2) заяц перебегал, 3) начать, 4) она ждала).

Дни мчались; в воздухе нагретом

Уж разрешалася зима;

И он не сделался поэтом,

Не умер, не сошел с ума.

(Три: 1) дни мчались, 2) зима разрешалась, 3) он не сделался поэтом, не умер, не сошел с ума).

Умел он весело поспорить,

Остро и тупо отвечать,

Порой расчетливо смолчать,

Порой расчетливо повздорить,

Друзей поссорить молодых

И на барьер поставить их…

(Одна: он умел поспорить, отвечать, смолчать, повздорить, поссорить, поставить).

Татьяна взором умиленным

Вокруг себя на все глядит,

И все ей кажется бесценным,

Все душу томную живит

Полумучительной отрадой:

И стол с померкшею лампадой,

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром,

И вид в окно сквозь сумрак лунный,

И этот бледный полусвет,

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.

(Три: 1) Татьяна глядит, 2) все кажется бесценным, 3) все: стол, груда, кровать, вид, полусвет, портрет, столбик – живит душу).

Не забываем, что при однородных членах может быть обобщающее слово, которое тоже является одним из однородных членов.

Надеемся, что наши советы помогут вам при подготовке к успешной сдаче ОГЭ. Если же вы все еще сомневаетесь в своих силах, записывайтесь к нам на занятия – сами или с помощью дежурных преподавателей. Удачи в изучении русского языка и до встречи!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Конспект урока «Грамматическая основа предложения»

Тема урока

Грамматическая основа предложения (повторение при подготовке к ОГЭ в 9 классе).

Цель: подготовка к ОГЭ по русскому языку

Задачи:

1. повторить все о грамматической основе предложения;

2. научиться находить в предложении грамматическую основу;

3. развивать умение работать в группе, паре.

I Оргмомент. Учащимся дается установка на работу.

Ход урока.

II Работа в группах.

Задание первой группе.

Повторите.

1.Грамматическая основа (предикативная основа) предложения состоит из главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.

2. Следует помнить:

  • Односоставное предложение состоит из одного главного члена (только подлежащее или только сказуемое или их части). Например, без подлежащего бывают безличные, неопределённо-личные, определённо-личные и обобщённо-личные предложения. Без сказуемого — назывные.

  • Двусоставное предложение состоит из двух главных членов (есть и подлежащее, и сказуемое, хотя бы частично).

  • Простое предложение — с одной грамматической основой.

Сложное предложение — с двумя и более основами. Такие предложения делятся дальше по виду связи между основами — например, сложносочинённые , сложноподчинённые и бессоюзные .

Помни!
Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и:

1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;
Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.
2) конструкциями:
— числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;
У князя в сакле собралось множество народа. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.
— кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;
Лучший из учеников быстро решил эту задачу.
— кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;
Что-то такое ничтожное завязано в платке.
— существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!).
Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.).
Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).
3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.
Прожить по-барски – это дворянское дело

Ответьте на вопросы:

— Из каких частей состоит грамматическая основа?

— Каковы признаки односоставного предложения?

— Чем двусоставное предложение отличается от односоставного?

— Какое предложение называется простым?

— Какие предложения мы называем сложными?

— Назовите виды сложных предложений.

Задание второй группе.

Повторите.

Памятка.

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.
Мне необходимо сойти на этой остановке.
Ловушка!

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.
Она показалась мне смешной. Неверно!
Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).
Верно: Она показалась мне смешной
Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).
Верно: Учитель был строгим.

III Взаимообучение. Работа в парах.

IV Закрепление (общим фронтом – предложения на слайде)

Разбор заданий.

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Разбор задания.
1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений .

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»).

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

V Работа в парах сменного состава (ВПЗ).

Карточка № 1.

Выпиши грамматическую основу предложения.

1.Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.

2.Ну что рассказывать про Тараса Бульбу?

Карточка №2

Выпиши грамматическую основу предложения.

1.Что можно ещё увидеть в Мещёрском крае?

2.Парк издали не отличишь от степных перелесков.

Карточка №3

Выпиши грамматическую основу предложения.

1.Ветер по целым дням рвал и трепал деревья.

2.Потом всё завыло, засвистело.

Карточка № 4.

Выпиши грамматическую основу предложения.

1.Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса.

2.Как же идти, не видя пути?

Карточка № 5.

Выпиши грамматическую основу предложения.

1.Рисунок художника повесили в комнате.

2. Курсанты выровняли ряды и замерли на месте.

Карточка № 6.

Выпиши грамматическую основу предложения.

1.В Мещёрском крае нет особенных красот и богатств.

2. Помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?

Карточка № 7

Выпиши грамматическую основу предложения.

1. Почти все деревья тайги являются хвойными , вечнозелёными.

2. На небе нет ни облачка.

Карточка №8

Выпиши грамматическую основу предложения.

1.А можно мне съесть это последнее зёрнышко?

2.Дедушка Тит, а ты всё знаешь?

Карточка №9

Выпиши грамматическую основу предложения.

1. Сперва сядь вон там, поодаль.

2.У каждого явления есть два полюса.

Карточка №10

Выпиши грамматическую основу предложения

  1. Счастье – это отсутствие несчастья.

  2. Туристы предполагали добраться до небольшой горной речушки и устроить там ночлег.

Карточка № 11.

Выпиши грамматическую основу предложения.

  1. Проснись, дедушка, расскажи мне про всё!

  2. Всё было в порядке.

Карточка № 12.

Выпиши грамматическую основу предложения.

1.Когда- нибудь надо уйти.

2.Журчание ручья подо льдом наполнило весь мир.

V Подведение итогов (табло). Рефлексия

Определение д/з ( карточки, которые не выполнены).

Обоснование.

Технологии предметно-ориентированного обучения выбрана с целью повышения уровня качества знаний учащихся по теме «Грамматическая основа предложения» при сдаче ОГЭ по русскому языку.

Урок – обобщение изученного материала.

Способы работы: работа в группе, работа в парах сменного состава.

При использовании концентрированного обучения материал повторяется крупным блоком. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.

При закреплении материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то,что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.

Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.

ВПЗ позволит учащимся, выполнив задания, обсудить правильность выполнения как своего задания, так и задания напарника. (1 задание – с одним, второе – с другим). Личностно-ориентированный подход позволит выстроить работу на этапе закрепления по индивидуально-образовательному маршруту каждого отдельного ученика, на основе чего будет определяться объем и уровень сложности домашнего задания.

infourok.ru

Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему: грамматическая основа предложения

Слайд 1

Грамматическая основа предложения Подготовка к ОГЭ по русскому языку (задание 8, 11)

Слайд 2

Грамматическая основа предложения Задание 8 Выпишите грамматическую основу из предложения Задание 11 Укажите количество грамматических основ в предложении

Слайд 3

Грамматическая основа предложения – это основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого , — или одного из них.

Слайд 4

Подлежащее — это главный член предложения, обозначающий предмет речи ( то, о чем говорится в предложении)

Слайд 5

Способы выражения подлежащего Способ выражения Примеры 1. Имя существительное Равнодушие – это паралич души. Октябрь уж наступил… 2. Местоимение -личное -вопросительное -отрицательное -определительное -неопределённое Я помню чудное мгновение… Кто виноват? Никто не хотел умирать. Все были в сборе Что-то не давало мне уснуть 3. Имя прилагательное Большое видится на расстоянии. К нам стали подходить знакомые. 4. Имя числительное Десять делится на два. Двое подошли к нам. 5. Причастие Провожающие покинули вагон. Танцующие толпились и мешали друг другу

Слайд 6

Способы выражения подлежащего Способ выражения Примеры 8. Неопределённая форма глагола Любить – жить жизнью того, кого любишь. Сделаться героем – его цель. 7. наречие Наше завтра будет лучше, чем вчера 8. Служебной частью речи Однако – противительный союз 9. словосочетанием Наступило бабье лето. Входят семь богатырей.

Слайд 7

Сказуемое — Это главный член предложения, который зависит от подлежащего, обозначает действие, состояние, признак, присущие подлежащему ( то, что мы узнаём о подлежащем) Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ? КАКОВ ОН? ЧТО ОН ТАКОЕ? КТО ОН ТАКОЙ? и другие.

Слайд 8

Виды сказуемого

Слайд 9

Простое глагольное сказуемое обозначает действие, которое совершает или испытывает предмет речи и отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что сделал предмет? Что будет делать предмет? Что с ним делается? Что с ним сделалось? и т.п.

Слайд 10

Способы выражения простого глагольного сказуемого Способ выражения Примеры 1. Глагол в форме одного из наклонений Два месяца прошли в непрерывном ожидании письма. Русь! Чего же ты хочешь от меня? В спортивной секции вы тренировались бы более регулярно. Возьмите с собой в поход туристскую карту-схему. 2. Сложная форма будущего времени Весь вечер мы будем танцевать. Ты будешь ждать меня ? Я буду верить вопреки всему . 3. Неопределённая форма глагола И царица хохотать , И плечами пожимать. И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами…

Слайд 11

Способы выражения простого глагольного сказуемого Способ выражения Примеры 4. Глагольная форма междометия У двери кто-то звяк в кольцо. Вот мужу подвели коня… Он холку хвать и в стремя ногу. Прыг с окна – и был таков! 5. Глагольный фразеологический оборот Цветухин не спускал глаз с Лизы. (смотрел) Ребята весь день били баклуши . (бездельничали) Он изъявил согласие принять меня завтра. (согласился) Мы одержали победу в этом состязании. (победили) Российские спортсмены приняли участие в олимпиаде. (участвовали) 6.Сочетание глаголов в одинаковой спрягаемой форме, первый из которых обозначает ЕЙСТВИЕ, а второй указывает на его ЦЕЛЬ. А ты возьми и спроси прямо. Пойду пройдусь .

Слайд 12

Способы выражения простого глагольного сказуемого Способ выражения Примеры 4. Глагольная форма междометия У двери кто-то звяк в кольцо. Вот мужу подвели коня… Он холку хвать и в стремя ногу. Прыг с окна – и был таков! 5. Глагольный фразеологический оборот Цветухин не спускал глаз с Лизы. (смотрел) Ребята весь день били баклуши . (бездельничали) Он изъявил согласие принять меня завтра. (согласился) Мы одержали победу в этом состязании. (победили) Российские спортсмены приняли участие в олимпиаде. (участвовали) 6.Сочетание глаголов в одинаковой спрягаемой форме, первый из которых обозначает ЕЙСТВИЕ, а второй указывает на его ЦЕЛЬ. А ты возьми и спроси прямо. Пойду пройдусь .

Слайд 13

Составное глагольное сказуемое

Слайд 14

Способы выражения составного глагольного сказуемого Способ выражения Примеры 1. личная форма ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ГЛАГОЛА и инфинитив Я не хочу с тобою знаться. Он начал готовиться к отъезду заранее. Каждый может добиться желаемого. 2. личная форма ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ГЛАГОЛА и фразеологический оборот Они принялись перемывать косточк и всем знакомым. 3. крат. прил. со значением НЕОБХОДИМОСТИ, ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ : рад, горазд, должен, намерен, готов, способен, волен и др. в сочетании с глаголом-связкой БЫТЬ , который в наст. времени может быть опущен, и инфинитив Я буду рад встретиться с тобой. Он согласен решить за тебя эту проблему. 4. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ глагольного характера Они горели желанием попасть на концерт любимого артиста

Слайд 15

Составное именное сказуемое

Слайд 16

Чем может быть выражен глагол-связка? Глаголами быть, есть Глаголами стать, становиться , казаться, считаться, являться, называться, служить, слыть и др. Глаголами, обозначающими движение, перемещение, состояние : ходить, приехать, возвратиться, вернуться, сидеть, жить, проснуться и др. Запомните! В настоящем времени глагол-связка обычно отсутствует (нулевая связка).

Слайд 17

Чем может быть выражена именная часть? Способ выражения Примеры 1. Имя существительное Простота есть необходимое условие прекрасного. Сад был весь в цвету 2. Имя прилагательное Погода стояла чудесная. Тучи казались тоньше и прозрачнее 3. Имя числительное Котят было семеро. 5. Местоимения Я всюду свой. 6. Причастие Окончен труд, завещанный от бога мне, грешному. Встреча была непредвиденной. 7. Наречие Туфли ей будут впору 8. Неделимое словосочетание Савва был высокого роста ,с длинной нескладной фигурой. 9. Сравнительный оборот Наш двор как сад.

Слайд 18

Как найти в предложении грамматическую основу? 1. Задайте вопрос : о чем или о ком говорится в предложении? Это будет подлежащее. 2. Что мы узнаём из предложения о подлежащем? Это будет сказуемое. Белоснежный ландыш – символ ясного мая. Ландыш – символ Позорить своё отечество — предавать его. Позорить — предавать А потом всё пошло по-старому. Все пошло по-старому

Слайд 19

1. За­да­ние 8 № 3769. Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 11. – (10)Те­перь, милый, такой народ пошёл, что за­да­ром никто рукой не по­ше­ве­лит. (11)О душе те­перь не ду­ма­ют, толь­ко для брюха и живут. (12)Да смот­рят, как бы что друг у друж­ки из рук вы­рвать, как бы вы­го­ду свою не упу­стить. 2. За­да­ние 8 № 3774. Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 14. (12)Взгля­нув на часы и мах­нув рукой Юре, Ва­лер­ка в при­хо­жей то­роп­ли­во на­мо­тал шарф, надел паль­то. (13)Вы­бе­жав на улицу, перевёл дух и нашёл на фа­са­де дома Юр­ки­ны окна. (14)Три окна на де­вя­том этаже над квар­ти­рой Хло­по­то­вых были не­уют­но темны. 3. За­да­ние 8 № 3777. Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 44. (40)Спер­ва за­ра­бо­та­ли ноги. (41)Краб пе­ре­вер­нул­ся, мед­лен­но, с тру­дом под­нял­ся. (42)Встал, отды­хая и от­хо­дя. (43)Он стоял, боль­шой, ко­ря­вый, стоял и на­би­рал­ся сил. (44)И как-то сразу же про­па­ли все белые пятна. 4. За­да­ние 8 № 3788. Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 13. (13)Пер­вый раз Миху по­ко­ло­ти­ли уже пер­во­го сен­тяб­ря — не­силь­но и на­зи­да­тель­но — на боль­шой пе­ре­ме­не. (14)И даже не сами за­во­ди­лы, Му­ры­гин и Мутю­кин — те не сни­зо­шли, — а их под­пе­ва­лы и под­вы­ва­лы 5. За­да­ние 8 № 3790. Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 29. (28)Се­вер­ная де­рев­ня все­гда жила впро­го­лодь, а после войны все об­ни­ща­ли вко­нец, ра­бо­та­ли бабы и ре­бя­та. (29)Из трид­ца­ти ушед­ших на фронт мест­ных му­жи­ков вер­ну­лись с войны двое .

Слайд 20

№ п/п Номер Правильный ответ 1 3769 недумают,живут 2 3774 триокнабылитемны 3 3777 пропалипятна 4 3788 поколотили 5 3790 двоеизтрид­ца­тиму­жи­коввернулись

nsportal.ru

Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему: Готовимся к ОГЭ. Русский язык. Грамматическая основа. Теория.

Слайд 1

Русский язык. Задание 8. Грамматическая основа. Теория. Устинова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы Готовимся к ОГЭ

Слайд 2

Дорогой друг! Повтори теоретический материал по теме «Грамматическая основа предложения». Чтобы посмотреть пример предложения, нажми левой кнопкой мыши на теоретический материал, справа появится пример предложения. Удачи! Устинова Валентина Ивановна

Слайд 3

Вспоминаем Выделяй грамматическую основу в простом предложении и частях сложного. Грамматическая основа включает в себя главные члены в двусоставных предложениях или один главный член в односоставных . Двусоставные — это предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое. Односоставные — это предложения, имеющие только один главный член: подлежащее или сказуемое. Устинова Валентина Ивановна

Слайд 4

Грамматическая основа в двусоставном предложении Подлежащее — слово разных частей речи : Существительное (+ глагол ) Животные зевают , как и люди. Местоимение (+ глагол ) Прилагательное (+ глагол ) Причастие (+ глагол ) Числительное (+ глагол ) Он что-то кричит . Присутствующие недоумевают . Один зевнёт , и все начинают зевать. Больной выздоравливает . Устинова Валентина Ивановна Нажми

Слайд 5

Грамматическая основа в двусоставном предложении Подлежащее — словосочетание : И.п . существительного и формы Т.п. с предлогом с Мы с братом дерёмся от скуки . И.п . числительного и сущ. в Р.п . Местоим ., сущ., числит., прил. в форме превосходной степени и сущ. или мест. в форме Р.п .) Местоимение или существительное в И.п . с прилагательным или причастием Пять человек дописывают контрольную. Кто-нибудь знакомый зайдёт , я радуюсь. Самые маленькие скучают : им ничего непонятно. Устинова Валентина Ивановна

Слайд 6

Грамматическая основа в двусоставном предложении Подлежащее — неопределённая форма глагола Из пушек по воробьям – напрасная трата сил . Зевать невежливо . Подлежащее — фразеологизм или устойчивое сочетание Устинова Валентина Ивановна

Слайд 7

Грамматическая основа в двусоставном предложении Простое глагольное сказуемое Глагол в личной форме Он прыгает от радости. Инфинитив Междометие Повторы и устойчивые сочетания Глагол со вспомогательной частицей, глаголом и др. Звонок – он прыгать от радости. Я жду не дождусь его прихода. А он возьми да и прийди в этот самый момент. Пёс цап меня за палец! Устинова Валентина Ивановна

Слайд 8

Грамматическая основа в двусоставном предложении Составное глагольное сказуемое Глагол в фазисном значении : начинать , продолжать, переставать, заканчивать, прекращать и др. + инфинитив глагола, называющего действие Я начала готовить утром. Глаголы уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, предпочитать, любить, привыкнуть, ненавидеть и др . в личной форме + инфинитив глагола, называющего действие Глагол связка значить + инфинитив глагола, называющего действие Глагол связка быть + краткие прилагательные Я не умею готовить , но хочу научиться. Понять – значит простить . Я была готова к двум . Устинова Валентина Ивановна

Слайд 9

Грамматическая основа в двусоставном предложении Составное именное сказуемое Неименная часть: Она балерина . глагол связка быть (не выражена в наст. времени) + сущ. глаголы со значениями движения, состояния, деятельности: идти, ходить, вернуться, сидеть, лежать, стоять, работать, жить и др . + сущ. полузнаменательные глаголы: являться , бывать, оказаться, стать, остаться, считаться и др. + сущ. Она стала балериной . Она работала дворником . Устинова Валентина Ивановна

Слайд 10

Грамматическая основа в двусоставном предложении Составное именное сказуемое Она была (будет) балериной . Именная часть: И.п . или Т.п. (в конструкциях с глаголом быть в прошедшем или будущем времени) Прилагательное в любых формах Она умна . ( кр . форма) Устинова Валентина Ивановна

Слайд 11

Грамматическая основа в односоставном назывном предложении Главный член : Ночь. Тишина . Подлежащее И.п . существительного Устинова Валентина Ивановна

Слайд 12

Грамматическая основа в односоставном определённо-личном предложении Главный член : Иду по улице, смотрю по сторонам. Сказуемое Глагол в форме 1 и 2 л. ед. и мн.ч . в наст. или буд. времени в изъявит. накл. Глагол в форм повелит. накл. Иди сюда! Устинова Валентина Ивановна

Слайд 13

Грамматическая основа в односоставном неопределённо-личном предложении Главный член : Звонят! Сказуемое Глагол в форме 3 л. мн.ч . наст., буд. или прош . времени в изъявит. накл. Глагол в повелительного наклонения Пусть звонят. Глагол в форме условного наклонения Если бы мне сказали , я бы запомнила. Устинова Валентина Ивановна

Слайд 14

Грамматическая основа в односоставном обобщённо-личном предложении Главный член : Слышишь звонок и бежишь открывать. Сказуемое Глагол в форме 2 л. ед. и мн.ч . Глагол в форме 3 л. мн.ч . Так сейчас одеваются . Устинова Валентина Ивановна

Слайд 15

Грамматическая основа в односоставном безличном предложении Главный член : Смеркается. Меня тошнит. Сказуемое Гл . в форме 3 л. ед.ч . наст. или буд. времени Гл. в форме среднего рода ед.ч . в прош . времени или условного наклонения Смеркалось. В примерах подчёркнуты основы только в той части сложного предложения, о которой говорится в комментарии. Устинова Валентина Ивановна

Слайд 16

Не путай! Я буду ждать тебя. Быть может встречаться в составе формы будущего времени Инфинитив может не входить в сказуемое, а выполнять другие синтаксические роли в предложении. Я попросила ее подождать . В подобных случаях инфинитивы не входят в состав грамматической основы предложения. В таких случаях это не составное глагольное, а простое глагольное сказуемое. Дополнение Обстоятельство Я вышла на улицу подышать . Подышать – обстоятельство цели (с какой целью ?) Устинова Валентина Ивановна

Слайд 17

Устинова Валентина Ивановна

Слайд 18

Использованные материалы Открытый банк заданий ФИПИ – http:// 85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 ОГЭ 2016. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией Цыбулько И.П. 36 вариантов . М.2016 Теоретический материал http :// russkiy-na-5.ru/articles/293 картинка http://school7.ucoz.ru/_ nw/1/64783471.jpg Устинова Валентина Ивановна

nsportal.ru

Конспект урока по русскому языку Повторение «Грамматическая основа предложения»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе провела учительница русского языка и литературы Ачитуева Альбина Чойжинжаповна.

Тема : Повторение « Грамматическая основа предложения»

Цели урока:

1.             Повторить и уточнить знания учащихся о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения.

2.             Обобщить материал по теме «Словосочетание».

3.             Подвести учащихся к пониманию термина «односоставное» предложение.

4.             Научить детей  различать двусоставные предложения от односоставных, определять грамматическую основу, выраженную любыми частями речи, правильно определять тире между подлежащим и сказуемым.

5.             Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал – карточки.

Ход  урока:

l. Орг. момент.

2. Работа учащихся по карточкам.

3. Кроссвордный диктант по теме «Повторение».

1.      К какой группе славянских языков относится русский язык? (Восточнославянской)

2.      Раздел русского языка, в котором изучаются словосочетания и предложения.(Синтаксис)

3.      Раздел науки, в котором изучается правильная постановка знаков препинания.           (Пунктуация)

4.      Наука о звуках речи                                                               (Фонетика)

5.      Устойчивые словосочетания                                                 (Фразеология)

6.      Наука, изучающая богатый словарный запас, толкование слов.(Лексика)

7.      Слова, близкие по значению                                                 (Синонимы)

8.      Слова с противоположным значением                                (Антонимы)

9.      Слова, использующиеся среди определенных народностей.(Диалектные)

10.Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, интонационно составляют что?                                                                                                        (Текст)

4 . Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами обобщим  все знания по теме «Словосочетание», проанализируем и повторим материал по структуре простого и сложного предложения.

5. Синтаксическая пятиминутка.

*** У доски.     Запись на доске!

         Вставьте пропущенные орфограммы, произведите синтаксический разбор предложения.

Прик..сновение  к  природ..  неизбежно  возбужда..т  чу..ства  и порожда..т  мысли .

         Выписать словосочетания:                         ( на доске)

(сущ. + сущ.)  прикосновение к природе

(гл. + сущ. )     возбуждает чувства

(гл. + нар. )       возбуждает неизбежно

— Что такое словосочетание?

( Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов,связанных между собой по смыслу и грамматически).

— Какие виды словосочетаний по наличию главного  слова вы знаете? / глагольные, именные,  наречечные. /

— Какие виды связи в словосочетании вы знаете?

/сочинительная и подчинительная/

— Какие способы подчинительной связи вы знаете?

/согласование, управление, примыкание/.

6. Найдите и выделите грамматическую основу предложения.

*** У доски .

(Учащиеся выделяют грамматическую основу предложения, характеризуют предложение.)

1. Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной. (Л. Романов).

2.На перевале караван задержался.

3.     Присаживаемся к костру.

4.     Густой туман. Изморось.

5.     Дождь гонит ветер с гор.

6.     С утра морозит.

7.Полярники прислали в зоопарк двух медведей.

8.К вечеру похолодало.

* Какие виды предложений по наличию главных членов вы встретили в данных предложениях?

/Двусоставные и односоставные/

*В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа?
(Подлежащее или сказуемое)

— Какова роль односоставных предложений?

Вывод:

       Стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений.

7 . У доски.

Запись предложений под  диктовку  учителя.

Определите, простое предложение или сложное.

1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

2.      Звезды смотрят с высоты, и льется таинственный свет.

3.      Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

4.      Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнутся.

5.      Язык – душа нации.(А.Н.Толстой).

6.      Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.(К.Федин).

7.      Он выдержал экзамен и был принят в институт.

 

*  Что вы знаете о постановке тире между подлежащим и сказуемым? 

8.  После проведения синтаксического разбора учитель делает важный вывод:

Каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложненности, обязательным элементом его строения является грамматическая основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от любого другого сочетания слов.

1). Чтение теоретического материала п. 14,17 ,19, стр  24, 27,30.

2). Письмо по памяти.   (В) зарослях зеленых отзвенели трели,

И березы тронуты желтой акварелью.  (Н.Рыленков).

— Какая картина возникает?

 Поработайте волшебниками и превратите задание в человека

Больница – больной

Художество – художник

Живопись — живописец

Школа – школьник

Дача – дачник

Удача — удачник

 

9.  Работа с учебником.

*** упр.499    —   устно.

Дайте толкование слов:  комментировать, орфоэпия, морфология.

 10 . Проверка знаний, закрепление изученного.

Мы в стране вопросов

1.      Что называется подлежащим? §17.с.27.

2.      Что называется сказуемым? §17.с.27.

3.      Как называется подлежащее и сказуемое?

( Главные члены предложения, грамматическая основа )

4.. Что такое предложение?

( Предложение – основная единица синтаксиса, т.к. в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему.                     

  Предложение содержит высказывание о ком – то (о чем-то). §14.

5. Чем предложения отличаются от словосочетаний? §19.

—          Учитель:

Молодцы!. Все работали хорошо.

—          А это значит, что тема урока вами усвоена. (Сообщение оценок за урок.)

          11 . Домашнее задание: §§ 14, 17 , 19, закончить работу по карточкам ,найти двусоставные и односоставные предложения, выписать 4 предложения, разобрать.Повторить §§ 132 – 155.

12. Итог урока.

Урок окончен. Спасибо.

 

infourok.ru

Тема : « Грамматическая основа предложения»

Учитель русского языка и литературы сш.им.М.Ауезова с.Ушконыр Карасайского района Алматинской области Джанабаева Жулдыз Куралбаевна

Повторение изученного «Грамматическая основа предложения»

 

Тема  Повторение « Грамматическая основа предложения»

Цели урока:

1.             Повторить и уточнить знания учащихся о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения.

2.             Обобщить материал по теме «Словосочетание».

3.             Подвести учащихся к пониманию термина «односоставное» предложение.

4.             Научить детей  различать двусоставные предложения от односоставных, определять грамматическую основу, выраженную любыми частями речи, правильно определять тире между подлежащим и сказуемым.

5.             Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

Оборудование: раздаточный материал — карточки, ИКТ,

Учебник Русский язык 7 класс.

Ход  урока:

l. Орг. класса.

ll. Группа учащихся индивидуально работает по карточкам:

  lll. Кроссвордный диктант по теме «Повторение».

1.      К какой группе славянских языков относится русский язык?

(Восточнославянской)

2.      Раздел русского языка, в котором изучаются словосочетания и предложения.

(Синтаксис)

3.      Раздел науки, в котором изучается правильная постановка знаков препинания.           (Пунктуация)

4.      Наука о звуках речи                         (Фонетика)

5.      Устойчивые словосочетания                     (Фразеология)

6.      Наука, изучающая богатый словарный запас, толкование слов.

(Лексика)

7.      Слова, близкие по значению                                                 (Синонимы)

8.      Слова с противоположным значением                                (Антонимы)

9.      Слова, использующиеся среди определенных народностей.

(Диалектные)

10.Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, интонационно составляют что?                                 (Текст)

І. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами систематизируем и обобщим  все знания по теме «Словосочетание», проанализируем и повторим материал по структуре простого и сложного предложения.

Эти знания вам будут необходимы при написании итоговой контрольной работы за этот учебный год и при сдаче Государственной  итоговой  аттестации.

V. Синтаксическая пятиминутка.

*** У доски.     Запись на доске!

         Вставьте пропущенные орфограммы, произведите синтаксический разбор предложения.

Прик..сновение  к  природ..  неизбежно  возбужда..т  чу..ства  и порожда..т  мысли .

         Выписать словосочетания:                          на доске

(сущ. + сущ.)  прикосновение к природе

(гл. + сущ. )     возбуждает чувства

(гл. + нар. )       возбуждает неизбежно

— Что такое словосочетание?

( Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов,связанных между собой по смыслу и грамматически).

— Какие виды словосочетаний по наличию главного  слова вы знаете? / глагольные, именные,  наречечные. /

— Какие виды связи в словосочетании вы знаете?

/сочинительная и подчинительная/

— Какие способы подчинительной связи вы знаете?

/согласование, управление, примыкание/.

Vl. Найдите и выделите грамматическую основу предложения.

*** У доски .

(Учащиеся выделяют грамматическую основу предложения, характеризуют предложение.)

1. Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной. (Л. Романов).

2.На перевале караван задержался.

3.     Присаживаемся к костру.

4.     Густой туман. Изморось.

5.     Дождь гонит ветер с гор.

6.     С утра морозит.

7.Полярники прислали в зоопарк двух медведей.

8.К вечеру похолодало.

Какие виды предложений по наличию главных членов вы встретили в данных предложениях?

/Двусоставные и односоставные/

Vll . У доски.

Запись предложений под  диктовку  учителя.

Определите, простое предложение или сложное.
1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

2.      Звезды смотрят с высоты, и льется таинственный свет.

3.      Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

4.      Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнутся.

5.      Язык – душа нации.(А.Н.Толстой).

6.      Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.(К.Федин).

7.      Он выдержал экзамен и был принят в институт.

 

Что вы знаете о постановке тире между подлежащим и сказуемым?

  

Vlll.  После проведения синтаксического разбора учитель делает важный вывод:

Каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложненности, обязательным элементом его строения является грамматическая основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от любого другого сочетания слов.

1). Чтение теоретического материала

2). Письмо по памяти.   (В) зарослях зеленых отзвенели трели,

И березы тронуты желтой акварелью.  (Н.Рыленков).

— Какая картина возникает?

 Поработайте волшебниками и превратите задание в человека

Больница – больной

Художество – художник

Живопись — живописец

Школа – школьник

Дача – дачник

Удача — удачник

 

lX.  Работа с учебником.

*** упр.4,5    —   устно.

Дайте толкование слов:  комментировать,орфоэпия,морфология.

 

X . Проверка знаний,закрепление изученного.

Мы в стране вопросов

1.      Что называется подлежащим?

2.      Что называется сказуемым?

3.      Как называется подлежащее и сказуемое?

( Главные члены предложения,грамматическая основа )

4.. Что такое предложение?

( Предложение – основная единица синтаксиса, т.к. в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему.                     

  Предложение содержит высказывание о ком – то (о чем-то).

5. Чем предложения отличаются от словосочетаний? 

 

 

—        —          А это значит, что тема урока вами усвоена. (Сообщение оценок за урок.)

          Xl . Домашнее задание:  закончить работу по карточкам ,найти двусоставные и односоставные предложения, выписать 4 предложения, разобрать.Повторить.

Xll. Итог урока.

Урок окончен. Спасибо.

 

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *