Грамматическое значение прилагательного – Значение и грамматические признаки имени прилагательного

Значение и грамматические признаки имени прилагательного

9

Имя прилагательное- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? : Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые? И о чем звените вы в день веселый мая, средь некошеной травы головой качая? (А. К. Толстой.) С какой стороны мы подошли, где именно охотничья избушка (М. Пришвин.)

Под признаком в грамматике принято понимать свойства (хрупкий), принадлежность (вороний), количества (пятилетний) и т. д., характеризующие предметы.

По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные (красный флаг), относительные (гранитный монумент) и притяжательные (лисья

нора).

Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т. е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся (белый снег, новые проблемы, темными ночами).

Начальная форма имен прилагательных — именительный падеж в единственном числе мужского рода.

Имена прилагательные бывают в полной: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. (С. Есенин.) и в краткой форме: Облетевший тополь серебрист и светел. (.Есенин.) (только качественные).

В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого, например: В морские глубины пробьется, взойдет на Эльбрус и Казбек. И всюду победы добьется советский простой человек. (В. Лебедев-Кумач) — определения

морские, советский, простой выражены именами прилагательными в полной форме.

Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые: Его походка 6ыла небрежна и ленива. (М. Лермонтов.) — именная часть составного сказуемого выражена краткой формой прилагательного: небрежна, ленива. Будучи сказуемым, прилагательное согласуется с подлежащим, выраженным существительным, в роде и числе: Люблю тот край, где зимы долги, но где весна так молода! (А. К. Толстой.)

Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень: Короче становился день… (А. Пушкин.) (ср. короткий — короче — кратчайший).

Качественные прилагательные

Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени: А по земле идет светлая ночь

, расстилает по косогорам белые простыни. (В. Шукшин.) Сегодня ночь светлее. Вчера была самая светлая ночь.

форме (прямой, угловатый, кривой, круглый)

размеру (узкий, низкий, огромный, крупный)

цвету (красный, лимонный, багровый)

Качественные при — свойству (прочный, вязкий, хрупкий)

лагательные обозначают вкусу (горький, соленый, кислый, вкусный)

признак предмета по: весу (тяжелый, увесистый, невесомый)

запаху (ароматный, пахучий, приторный)

температуре (теплый, прохладный, жаркий)

звуку (громкий, оглушительный, тихий)

общей оценке (важный, вредный, полезный)

И т. д.

Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы: веселый — весел; веселая — весела; веселое — весело; веселые — веселы.

Полная форма изменяется по падежам, числам и родам.

Прилагательные в краткой форме изменяются по числам и родам. Краткие прилагательные не склоняются; в предложении употребляются как сказуемые. При образовании кратких форм прилагательных мужского рода в их основах может появляться беглый гласный о или е (если основа полного прилагательного имеет на конце два согласных звука):

долгий — долог, крепкий — крепок, теплый — тепел, умный — умен и др.

Прилагательное достойный имеет краткую форму мужского рода достоин. От прилагательных, оканчивающихся на -нный, образуются краткие формы мужского рода на -ен и —енен, однако в современном русском языке формы на -енен активно вытесняются формами на -ен: существенный — существен (не «существенен»), болезненный — болезнен (не «болезненен»). Лишь в некоторых случаях правильной является форма на -енен: искренний — искренен, низменный — неизменен, откровенный — откровенен. Отдельные краткие прилагательные не имеет формы мужского рода, реже — женского рода, еще реже имеют только форму множественного числа:

Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: рад, горазд, должен, надобен: Ах, Чацкий, я вам очень рада. (А. Грибоедов.) А разве пригожий Лель горазд на песни?

(А. Островский.) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А. Пушкин.} Где силой взять нельзя, там надобна ухватка. (И. Крылов.)

Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами (товарищеский, дельный, передовой, умелый, вороной, сиреневый), обозначающие высокую степень признака (сильнейший, малюсенький), и прилагательные, входящие в состав терминологических наименований (глубокий тыл, скорый поезд). Иногда прилагательные полной и краткой формы имеют разные значения

Качественные прилагательные могут сочетаться с наречием очень (очень смуглый, очень веселый), иметь антонимы (длинный — короткий). Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. По форме каждая степень может быть простой (состоит из одного слова) и составной

(состоит из двух слов).

studfile.net

Грамматическое значение имени прилагательного

Цели урока:

  1. Выявить общее грамматическое значение имени прилагательного как части речи.
  2. Помочь учащимся осознать различие между лексическим значением прилагательного и его общим грамматическим значением.
  3. Совершенствовать навыки анализа связного текста.
  4. Развивать умение пользоваться приемом сопоставления при анализе языкового материала.

Ход урока

1. Слово учителя:

Мы продолжим работу над широкой темой «Знаменательные слова», сегодня будем говорить о словах со значением «признак предмета». В этой работе нам поможет рассказ Николая Ивановича Сладкова.

Н.И. Сладков—автор многих книг о природе. Он поворачивает читателя лицом к ней, призывает не просто любоваться красотой лесов, гор, полей, а хранить, ценить и беречь их. С детства Сладков интересовался природой, был членом кружка юных натуралистов, которым руководил знаменитый Виталий Бианки. Сладков усвоил его уроки, но выбрал свой путь в литературе. Он показывает читателю тайны природы, открывает двери в её укромные уголки. И мы из читателей превращаемся в участников удивительных событий и необычных встреч.

2. Чтение рассказа учителем.

–На столах у вас текст одного из красивейших рассказов Николая Ивановича Сладкова:

Раннее утро на отмели у реки. Перед восходом над горизонтом висело большое, длинное, лиловое облако с огненным ободком. Разгорелась заря: красная, ветреная, тревожная. Потом вплыло нестерпимое красное солнце и все вокруг: землю и небо—окрасило в красный цвет. И сразу гнусаво и громко закричали в тростниковых зарослях фазаны, и раздались птичьи голоса.

Стою под развесистой ивой с красными листьями. Над головой пронеслись утки с красными брюшками. На песчаной косе дремлют розовые цапли. Над тростниками пролетают сороки—черные с розовым. Через реку летит огромная стая черных грачей с красными от зари носами. Промельтешил гурток багряных стрепетов. И я записал об этом на порозовевшем листке блокнота.

Красная река текла в розовых берегах. Из воды прыгали черные рыбки, а их хватали черные против солнца чайки.

Потом все стало желтеть, тускнеть, и вот стало привычным, обыкновенным. Стоило проспать это утро, и я бы никогда не узнал, что вода может быть красной, а чайки—черными.

Беседа по вопросам:

— Понравился ли вам рассказ?

— Лексическое значение каких слов, по вашему мнению, требует объяснения? (Гурток, стрепеты)

— К какому словарю следует обратиться за помощью при объяснении лексического значения слов? (К толковому словарю).

— Какие картины можно представить, слушая этот рассказ?

— В какой форме—монологической или диалогической—написан данный текст? (Монолог)

— Какова тема этого текста? (Утро на реке).

— Какова основная мысль этого текста?(Автор хочет показать, как необычно может выглядеть ранним утром привычный пейзаж)

—Как можно озаглавить этот рассказ? (Учащиеся предлагают название—«Необыкновенное утро».

3. Орфографическая работа.

Учитель предлагает выделить в тексте орфограммы, назвать их опознавательные признаки, виды орфограмм и условия выбора написания.

4. Стилистический анализ текста. Беседа по вопросам.

– Мы знаем, что первое и последнее предложения очень важны для понимания текста. Прочитайте первое предложение. Почему оно очень важно? (Это экспозиция, которая сообщает о месте и времени).

— Прочитайте последнее предложение. Какова его роль в тексте? (Оно выражает авторскую позицию)

— Какие микротемы можно выделить в этом рассказе? (Начало зари, птицы на озере, река на заре, все стало обычным, утро было необыкновенным).

— Что же объединяет эти микротемы? (Они последовательно ведут к исполнению авторского замысла и связаны между собой по смыслу. Они являются частями одной большой темы)

— В каком стиле написан текст? Аргументируйте свой вывод. (Это художественный текст, так как основная цель автора—вызвать у читателя сопереживание, заразить его своими впечатлениями. В тексте используются средства речевой выразительности.)

—Почему автор так часто повторяет слово красный? Он не может подобрать синонимы? Ведь у слова красный их очень много. Давайте обратимся к словарю синонимов. (Обучающиеся находят в словаре синонимов словарную статью с заголовочным словом красный). Почему же Сладков не старался разнообразить свою речь синонимами? (Писатель хотел показать, что везде господствует красный цвет. Повторение одного и того же слова здесь не от бедности словаря, а для того, чтобы показать, как много было в картине утра одного и того же цвета.)

Учитель подводит шестиклассников к выводу: повтор одного и того же слова—это тоже изобразительно-выразительное средство, называющееся лексическим повтором

—Каков тип данного текста? Аргументируйте свой вывод. (Этот текст сочетает в себе повествование и описание. Повествование, так как происходящее описывается в определенной последовательности. Но здесь речь идет не столько о событиях, сколько об изменении картины, поэтому описание).

5. Изучение нового материала.

–Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со знаменательной частью речи—именем прилагательным. Тема сегодняшнего урока—«Грамматическое значение имени прилагательного». Откройте 141 страницу учебника. Ознакомьтесь с вопросами, на которые предлагается ответить. Почему нужно ответить на эти вопросы перед началом изучения данной темы? (Для того, чтобы вспомнить, что у каждого слова есть лексическое и грамматическое значение, а также вспомнить, в какой морфеме заключено это значение).

Выпишите из рассказа Сладкова прилагательные, сгруппировав их по лексическому значению. (Обучающиеся вспоминают материал предыдущего урока, на котором речь шла о лексическом значении прилагательного, и распределяют прилагательные на тематические группы, которые им известны. Работа выполняется на доске и в тетрадях).

Получается следующая запись:

Признак по

времени форме размеру принадлежности цвету
раннее длинное большое птичьи лиловый
  развесистый огромный   огненный
        красный
        розовый
        багряный
        черный

—Каково лексическое значение этих прилагательных? (Обучающиеся комментируют, обращаясь при необходимости к толковому словарю).

–Встретились ли вам прилагательные, которые вы не отнесли ни к одной из известных вам групп? (ветреная, тревожная, тростниковые, привычный, обыкновенный)

—Значит, существуют и другие группы прилагательных, кроме уже рассмотренных нами. А как вы думаете, все ли группы прилагательных, выделяемые по лексическому значению, встретились нам в этом тексте? Почему? (Нет, далеко не все. В русском языке много различных групп прилагательных, выделяемых по признаку лексического значения, так как прилагательные отображают все разнообразие мира.)

—Какова роль прилагательных в данном тексте?( Прилагательные «расцвечивают» текст, а так как встретилось много прилагательных с самым разнообразным лексическим значением, то все они делают картину более выразительной).

—Какими общими признаками обладают все прилагательные? Что их объединяет при таком лексическом многообразии? (Все прилагательные имеют общее грамматическое значение—«признак предмета», отвечают на вопросы какой? чей?

Выпишем из второго предложения прилагательные с существительными, к которым они относятся. (Работа выполняется на доске и в тетрадях одновременно: большое, длинное, лиловое облако; с огненным ободком). Определим непостоянные морфологические признаки прилагательных: род, число, падеж. Как вы определили род, число, падеж у этих прилагательных?(Обучающиеся указывают на то, аналогичные значения существительных помогают установить и грамматические значения прилагательных).

—Давайте изменим у одного прилагательного род, а у другого — падеж. (Большой, большая; у огненного—огненному). Какая морфема при этом изменилась? Выделим её графически. (Обучающиеся выделяют окончания прилагательных).

—Сделайте вывод—что же является показателем грамматической формы у имени прилагательного?(Окончание, которое выражает грамматическое значение рода, числа и падежа).

—Изменилось ли лексическое значение слова, когда мы изменили его форму? (Осталось неизменным, лексическое значение выражено основой слова)

—Зачем нужно у прилагательного менять значения рода, числа и падежа? (Таким способом образуются различные грамматические формы прилагательных, которые могут соединяться с существительными в такой же форме).

—Мы сделали целый ряд выводов на уроке. Проверим по учебнику, верны ли эти выводы. (Обучающиеся читают теоретические положения на стр.142 учебника и делают вывод).

6. Закрепление.

Задание 1. А теперь выполним одно интересное задание. Для его выполнения мы должны вспомнить все, что знаем об имени прилагательном. Определите «лишнее» слово в каждой группе, обоснуйте свое решение.

  1. Белая, беловатая, беленькая, белизна.
  2. Твердый, твердого, твердые, твердокаменный.
  3. Стальной, золотой, медный, веселый.

Составьте с «лишними» словами словосочетания. Графически обозначьте формальный показатель грамматических значений у существительных и прилагательных. На какие признаки он указывает у существительных и прилагательных? Докажите правильность написания окончаний у прилагательных.

Задание 2. Сегодня мы читали красивый рассказ Н.И.Сладкова. у каждого из вас есть любимый уголок природы. Представьте его себе сейчас. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: 1 вариант: Что ты видишь и слышишь, представляя свой любимый уголок природы? 2 вариант: Какие чувства вызывает у меня любимый уголок природы?. Употребите прилагательные разных лексических групп. Графически обозначьте показатели формы прилагательных и существительных.

Учащиеся выполняют задание и выборочно читают свои работы.

Задание 3. Каковы ключевые слова сегодняшнего урока? Запишите их.

7. Подведение итогов урока.

8. Задание на дом.

Параграф 28, упр.250. Составьте небольшое описание пейзажа за окном дома. Используйте прилагательные с лексическим значением размера, цвета, материала, формы. Определите грамматические значения прилагательных и обозначьте их показатели.

urok.1sept.ru

Имя прилагательное. Общее грамматическое значение. Вопросы какой?, какая? какое? какие?

“Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 2 мектеп-лицей” ММ

ГУ «Школа-лицей №2 отдела образования акимата города Костаная»

Республиканский конкурс «Лучший конструктивистский урок».

Методическая разработка урока русского языка во 2 «В» классе по теме

«Имя прилагательное. Общее грамматическое значение. Вопросы какой?, какая?, какое?, какие?».

Железнякова Мария Ивановна

Учитель начальных классов

ГУ « Школа-лицей №2

отдела образования акимата г Костаная

Стаж работы-35 лет.

Учитель высшей категории.

г. Костанай 2015 г.

Пояснительная записка.

Урок по теме «Имя прилагательное. Общее грамматическое значение. Вопросы какой?, какая?, какое?, какие?»является первым в разделе «Имя прилагательное»

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: стандартная , с применением ИКТ — технологий. На уроке были поставлены следующие цели:

-Дать понятие об имени прилагательном, как самостоятельной части речи, уточнить его грамматическое значение. — Учить различать по вопросам, правильно употреблять и писать имена

прилагательные.

-Учить планировать и оценивать свою работу. -Формировать навык грамотного, сознательного письма.

— Развивать у учащихся умение критически мыслить через операции: анализ, синтез, обобщение, классификация; внимание, наблюдательность, связную речь детей.

-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, окружающему миру, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность, творческую активность.

Главным критерием успешности данного урока является создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, формирование базовых компетенций:

-коммуникативная и информационная (умение понять текст задания, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией).

— умение работать в коллективе для достижения поставленной цели,

— личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка)

Данный урок ориентирован на учебник русского языка для 2 класса, авторы С.Никитина, Л.Якунина, Р.Мендекинова, Т.Кульгильдинова. Отличительной особенностью данного урока является реализация основных целей через использование новых подходов в обучении и развитие критического мышления обучаемых, применение элементов здоровьесберега ющих технологий.

Задания для учащихся разработаны по 6 уровням таксономии Блума и направлены на сравнение, обобщение, анализ данных, синтез, аргументиро ванное рассуждение. С целью развития навыков критического мышления использованы приемы:

-самостоятельное определение темы и целей урока на стадии вызова,

-составление кластера, опорной таблицы «Имя прилагательное», дополнение предложений,

— тонкие и толстые вопросы,

-дерево предсказаний,

— техника работы с данными,

-различные виды рефлексии, благодаря которым учащиеся могут сформи ровать и развить самостоятельное мышление.

На протяжении всего урока осуществляется работа в парах постоянного состава и малых группах, что способствует формированию навыков ведения конструктивного диалога, организации взаимообучения, воспитанию толерантности, ответственности за свою точку зрения, умения слушать и слышать друг друга.

С целью повышения мотивации обучения, снятия эмоционального негатива с оценки используются различные стратегии оценивания: формативное самооценивание и взаимооценивание и суммативное оценивание через оценочные листы.

Использование ИКТ (презентация из 12 слайдов), дидактического и раздаточного материала также способствует повышению мотивации учащихся, более качественному усвоению изучаемого материала, развитию речи и творческого воображения обучаемых.

В ряде выполняемых заданий на уроке отдельным учащимся (талантливым и одаренным) предоставлена возможность проявить свои организаторские и творческие способности (кластер, дополнение предложений, составление словосочетаний)

Моя роль учителя на уроке состоит в том, чтобы направить процесс обучения, организовать парную и групповую работу, выявить среди учащихся лидеров- консультантов для тех обучающихся, которые нуждаются в помощи и поддержке, предоставить этим учащимся интерактивную поддержку, которая поможет выполнить самостоятельно трудные для них задания.

Все этапы урока построены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Для создания психологически комфортной обстановки и эффективной познавательной деятельности на первом организационном этапе проводятся тренинги по созданию коллаборативной среды «Музыкальный привет», «Добрые ладошки». В ходе урока использованы элементы здоровьесберегающей технологии: физминутки для пальчиков, упражнения для глаз, музыкальная физминутка, рефлексия «Украсим елочку».

Все задания урока составлены с учетом психологических и умственных особенностей учащихся 8-9 лет, постоянно происходит смена видов деятельности учащихся. Время выполнения заданий дозировано, распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока связаны между собой и работают на главную цель. 

Главным преимуществом преодоления возникающих проблем является реализация важных для современного урока русского языка подходов:

 Текстоориентированный: работа с листом заданий, памяткой.

 Функциональный: определение подходящих по смыслу имен прилагательных.  

 Интегрированный: связь с музыкой, изо, окружающим миром.

 Личностно-ориентированный подход реализуется через внимание к речи других людей, обучение связной речи.

Для реализации задач урока использованы необходимые материалы и оборудование: презентация, демонстрационный и раздаточный материал, оценочные листы для учащихся.

Литература:.

1. Учебник русского языка для 2 класса. С.Никитина, Л.Якунина, Р.Мендекинова,,Т.Кульгильдинова.

«Атамура» , Алматы, 2011г.

2. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) Республики Казахстан . c 3

  1. Руководство для учителя. Третий базовый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2012 г.,с.154, 155, 156

Урок русского языка.

2 «В» класс.

Учитель. Железнякова М. И.

Тема. Имя прилагательное. Общее грамматическое значение. Вопросы какой?, какая? какое? какие?

Цели урока. Дать понятие об имени прилагательном, как самостоятельной части речи, уточнить его грамматическое значение.

Учить различать по вопросам, правильно употреблять и писать имена прилагательные. Учить планировать и оценивать свою работу.

Формировать навык грамотного, сознательного письма.

Развивать у учащихся умение критически мыслить ( операции: анализ, синтез, обобщение, классификацию), внимание, наблюдательность, связную речь детей.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, окружающему миру, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность, творческую активность.

Оборудование. презентация, демонстрационный и раздаточный материал, оценочные листы для учащихся.

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом.

Форма. Стандартная, с применением ИКТ технологий.

Ход урока.

Этапы урока.

Содержание урока.

Фо

пд

МО

Уу

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Оргмомент.

Мотивацион ный этап.

Актуализация опорных знаний, уме –ний, навыков.

Стадия вызова.

Стадия осмысления.

Работа по теме.

Физминутка.

Стадия рефлексии.

Итоги урока.

.

Домашнее задание.

1). Психолого- педагогический настрой на работу.

Добрый день, ребята! Улыбнитесь друг другу, пожмите ручки и пожелайте друг другу добра.

Музыкальное приветствие друг друга. (Слайды 1,2)

2). Проверка готовности к уроку.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся на урок в школу волшебницы Зимы. А помогут нам на уроке в этой школе её верные помощники. Назовите их:

-Снеговик, Снегурочка, снежинки, снегирь. (Слайд3).

  1. Минутка чистописания.

А) Определение букв для письма.

-Прочитай слова. (Слайд 4).

Снеговик, Снегурочка, снежинки, снегирь.

— Установи, что общего в этих словах.

-Докажи, что они однокоренные.

-Буква, которую мы будем писать, находится в имени существительном множественного числа и обозначает парный, звонкий, всегда твёрдый согласный звук.

-Вспомни, особенности этой буквы.

Б) Гимнастика для пальчиков. Упражнение «Вышли пальчики гулять».

В) Написание соединения букв: Жж. (слайд5)

-Вспомни, какие орфограммы связаны с этой буквой.

Г) Напиши предложение. Объясни его смысл. Прокомментируй орфограммы.

Движение- это жизнь.

Д) Работа с оценочным листом. Оцени написание соединения букв (пункт 1) Самооценка.

2). Орфографическая разминка.

А). Запиши данные слова. Найди и объясни в них орфограммы.

Б) Сгруппируй данные слова в 2 группы и объясни ход своего рассуждения.

Работа в паре. Взаимопроверка. (Слайд 6)

В) Работа с оценочным листом. Оцени правильность выполненного задания ( пункт2) . Самооценка.

  1. Словарная работа.

А) Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы.

м..роз к..ньки

к..ток п..года

вет..р ин..й

вал..нки вар..жки (2 человека у доски)

Работай в паре. Взаимопроверка по ключу:

О А Е Е О О Е Е

Взаимооценка.

Б) Работа с оценочным листом. Оцени правильность выполненного задания ( пункт 3) .

Физминутка для глаз. (Слайд7).

Проследи за танцем снежинок.

1). Определение темы урока.

-Опиши снежинки. Составь предложение о них, подобрав подходящие слова признаки.

-Уточни, на какие вопросы отвечают данные слова.

-Вспомни, какой частью речи являются данные слова.

-Это название темы нашего урока. (Слайд 8)

  1. Определение целей урока.

Работа в парах. Дерево рассуждений.

Могу и хочу

Соедини части высказываний.

Знать. Уметь.

1. Что такое имя прилагательное.

2. Определять имена прилагательные по вопросам по алгоритму..

3. Вопросы имени прилагательного.

4. Правильно употреблять и писать имена прилагательные.

5. Алгоритм определения имен прилагательных.

Знать. Уметь.

-Особенности части речи- -Определять имена

имени прилагательного. прилагательные по вопро -Вопросы имени прилага сам. тельного.

Роль прилагательного в — Правильно употреблять в речи. речи и писать имена при

лагательные.

Алгоритм определения — Применять алгоритм имен прилагательных. определения имен прила

гательных.

1). Уточнение понятия об имени прилагательном и его особенностях. Работа в малых группах.

А). Изучить текст памятки №49. Учебник- с166.

Б) Представить памятку в виде постеров.

1ряд. Работа в группах.

Составить кластер «Имя прилагательное» (в виде снежинок)

Самостоятельная часть речи

Вопросы: какой? какая? какое? какие?

Признак предмета

Связано с существительным

Украшает речь.

Волнистая линия

hello_html_m1c04ed7d.png

2 ряд. Восстанови опору, выбрав из перечня нужные слова.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

(Самостоятельная часть речи, служебная часть речи,

какой? какая? какое? какие? кто? \что?, признак предмета, предмет)

3 ряд. Восстанови предложения, дополнив нужными словами.

Имя прилагательное- _________________ часть речи, которая обозначает ______________ _____________ и отвечает на вопросы _____________, ____________, ____________, ___________. Имя прилагательное связано с ______________ _____________________ .

(Каждая группа представляет свой постер.)

Веселый снеговик. (Слайд 9)

1) Упражнения в определении и использовании имен прилагательных. имен прилагательных.

А) Исследуй слова и запиши их в 2 столбика: в 1-й- имена существительные, во 2-й- имена прилагатель ные. Объясни в словах орфограммы. (Работа у доски).

Мороз, северный, снежная, ветер, крепкий, зима, погода, морозная.

Б). Предложи памятку- алгоритм определения имен прилагательных Работай в паре.

1. Прочитаю слово

2. Задам к словам вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

3. По вопросам определю имя прилагательное.

В). Работа по оценочному листу. Взаимопроверка. Взаимооценка. (Пункт 4).

Г) Индивидуально. Составь словосочетания, подобрав к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

День, погода, солнце, облака, снег.

2). Разноуровневая самостоятельная работа.

1 уровень.

Запиши предложения. Подчеркни в них имена прилагательные.

Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом.

Под деревьями легли высокие сугробы.

2 уровень

К данным именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные. Запиши их.

____________________ денёк, ______________ берёза, _______________ облако, ___________ сугробы.

(Слова – помощники: морозный, снежное, белая, большие)

3 уровень.

Образуй от данного имени существительного имена прилагательные по вопросам какой? какая? какое? какие?. Запиши их.

Мороз-

3). Подведение итогов урока.

Работа с деревом предсказаний.

-Проанализируй, как выполнены цели урока. Чего удалось достичь? Над чем предстоит поработать на следующем уроке?

4) Рефлексия. «Дерево успеха.» Укрась елочку снежинками.

Оцени свою работу, выбрав нужную снежинку.

-У меня всё получилось отлично- голубая..

-У меня всё получилось хорошо, но иногда мне было трудно- синяя.

-Мне было трудно, у меня не всё получилось- сиреневая.

Памятка №49, с 167 упр.474.

ф

ф.

Ф.

ф

И.

И

И

И

П.

И

И

П

П

ф

ф

П

Г

Г

Г

Г

Ф

П

П

П

И

И

П

И

И

О-и

О-и

П.

О-и

р

П.

П

П.

П

П

П

П

П

О-и

П

П

П

П

П

П

О-и

П

П

П.

П

П

П.

П

О-и

1

1

3

1

2

3

3

3

3

3

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

3

1

infourok.ru

Помогите! 6кл русский язык! Очень прошу!

Общее грамматическое значение прилагательного — признак предмета Общее грамматическое значение наречия — признак действий или признак признаков Общее грамматическое значение причастия — признак предмета по действию Общее грамматическое значение существительного — предметность Общее грамматическое значение глагола — действие Общее грамматическое значение деепричастия — добавочное действие Ну как-то так..

ИЗЗИ ЗИЗИЗЗИИЗЗИЗИИЗИЗЗИЗИЗИЗИ ПИЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗИИИИИИИИИИИИИИИ

Общее грамматическое значение прилагательного — признак предмета Общее грамматическое значение наречия — признак действий или признак признаков Общее грамматическое значение причастия — признак предмета по действию Общее грамматическое значение существительного — предметность Общее грамматическое значение глагола — действие Общее грамматическое значение деепричастия — добавочное действие

touch.otvet.mail.ru

Урок русского языка «Имя прилагательное. Общее грамматическое значение».

Урок русского языка

во 2 классе по теме «Имя прилагательное. Общее грамматическое значение.

Вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?».

Завьялова Светлана Васильевна

Учитель начальных классов

ГУ « Станционная средняя школа

отдела образования акимата Карабалыкского района»

Стаж работы-24 года

Учитель высшей категории.

С.Станционное 2017г.

Пояснительная записка.

Урок по теме «Имя прилагательное. Общее грамматическое значение. Вопросы какой?, какая?, какое?, какие?» первым в разделе «Имя прилагательное»

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: стандартная, с применением семи модулей и ИКТ — технологий.

На уроке были поставлены следующие цели:

-Дать понятие об имени прилагательном, как самостоятельной части речи, уточнить его грамматическое значение. — Учить различать по вопросам, правильно употреблять и писать имена

прилагательные.

-Учить планировать и оценивать свою работу. -Формировать навык грамотного, сознательного письма.

— Развивать у учащихся умение критически мыслить через операции: анализ, синтез, обобщение, классификация; внимание, наблюдательность, связную речь детей.

-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, окружающему миру, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность, творческую активность.

Главным критерием успешности данного урока является создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, формирование базовых компетенций:

-коммуникативная и информационная (умение понять текст задания, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией).

— умение работать в коллективе для достижения поставленной цели,

— личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка)

Данный урок ориентирован на учебник русского языка для 2 класса, авторы С.Никитина, Л.Якунина, Р.Мендекинова, Т.Кульгильдинова. Отличительной особенностью данного урока является реализация основных целей через использование новых подходов в обучении и развитие критического мышления обучаемых, применение элементов здоровьесберега ющих технологий.

Задания для учащихся разработаны по 6 уровням таксономии Блума и направлены на сравнение, обобщение, анализ данных, синтез, аргументиро ванное рассуждение. С целью развития навыков критического мышления использованы приемы:

-самостоятельное определение темы и целей урока на стадии вызова,

-составление кластера, опорной таблицы «Имя прилагательное», дополнение предложений,

— тонкие и толстые вопросы,

-дерево предсказаний,

— техника работы с данными,

-различные виды рефлексии, благодаря которым учащиеся могут сформи ровать и развить самостоятельное мышление.

На протяжении всего урока осуществляется работа в парах постоянного состава и малых группах, что способствует формированию навыков ведения конструктивного диалога, организации взаимообучения, воспитанию толерантности, ответственности за свою точку зрения, умения слушать и слышать друг друга.

С целью повышения мотивации обучения, снятия эмоционального негатива с оценки используются различные стратегии оценивания: формативное самооценивание и взаимооценивание и суммативное оценивание через оценочные листы.

Использование ИКТ (презентация из 12 слайдов), дидактического и раздаточного материала также способствует повышению мотивации учащихся, более качественному усвоению изучаемого материала, развитию речи и творческого воображения обучаемых.

В ряде выполняемых заданий на уроке отдельным учащимся (талантливым и одаренным) предоставлена возможность проявить свои организаторские и творческие способности (кластер, дополнение предложений, составление словосочетаний)

Моя роль учителя на уроке состоит в том, чтобы направить процесс обучения, организовать парную и групповую работу, выявить среди учащихся лидеров- консультантов для тех обучающихся, которые нуждаются в помощи и поддержке, предоставить этим учащимся интерактивную поддержку, которая поможет выполнить самостоятельно трудные для них задания.

Все этапы урока построены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Для создания психологически комфортной обстановки и эффективной познавательной деятельности на первом организационном этапе проводятся тренинги по созданию коллаборативной среды «Музыкальный привет», «Добрые ладошки». В ходе урока использованы элементы здоровьесберегающей технологии: физминутки для пальчиков, упражнения для глаз, музыкальная физминутка, рефлексия «Украсим елочку».

Все задания урока составлены с учетом психологических и умственных особенностей учащихся 8-9 лет, постоянно происходит смена видов деятельности учащихся. Время выполнения заданий дозировано, распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока связаны между собой и работают на главную цель. 

Главным преимуществом преодоления возникающих проблем является реализация важных для современного урока русского языка подходов:

 Текстоориентированный: работа с листом заданий, памяткой.

 Функциональный: определение подходящих по смыслу имен прилагательных.  

 Интегрированный: связь с музыкой, изо, окружающим миром.

 Личностно-ориентированный подход реализуется через внимание к речи других людей, обучение связной речи.

Для реализации задач урока использованы необходимые материалы и оборудование: презентация, демонстрационный и раздаточный материал, оценочные листы для учащихся.

Дата 07.02.2017г.

Урок русского языка.

2 класс.

Учитель. Завьялова С.В.

Тема. Имя прилагательное. Общее грамматическое значение. Вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Цели урока. Дать понятие об имени прилагательном, как самостоятельной части речи, уточнить его грамматическое значение.

Учить различать по вопросам, правильно употреблять и писать имена прилагательные.

Учить планировать и оценивать свою работу.

Формировать навык грамотного, сознательного письма.

Развивать у учащихся умение критически мыслить (операции: анализ, синтез, обобщение, классификацию), внимание, наблюдательность, связную речь детей.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, окружающему миру, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность, творческую активность.

Оборудование: презентация, демонстрационный и раздаточный материал, оценочные листы для учащихся.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: стандартная, с применением ИКТ технологий.

Ход урока.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Оргмомент.

Мотивацион ный этап.

Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

Стадия вызова.

Стадия осмысления.

Работа по теме.

Физминутка.

Стадия рефлексии.

Итоги урока.

.

Домашнее задание.

1). Психологический настрой на работу.

Добрый день, ребята! Улыбнитесь друг другу, пожмите руки и пожелайте друг другу добра.

2). Проверка готовности к уроку.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся на урок в школу волшебницы Зимы. А помогут нам на уроке в этой школе её верные помощники. Назовите их:

-Снеговик, Снегурочка, снежинки, снегирь. (Слайд3).

  1. Минутка чистописания.

Определение букв для письма.

-Прочитай слова.

Снеговик, Снегурочка, снежинки, снегирь.

— Установи, что общего в этих словах.

-Докажи, что они однокоренные.

-Буква, которую мы будем писать, находится в имени существительном множественного числа и обозначает парный, звонкий, всегда твёрдый согласный звук.

-Назовите особенности этой буквы.

Б) Написание соединения букв: Жж.

-Вспомните, какие орфограммы связаны с этой буквой.

В) Напиши предложение. Объясни его смысл. Прокомментируй орфограммы.

Движение — это жизнь.

Г) Работа с оценочным листом. Оцени написание соединения букв Взаимооценка.

2). Орфографическая разминка.

А). Запиши данные слова. Найди и объясни в них орфограммы.

Б) Сгруппируй данные слова в 2 группы и объясни ход своего рассуждения.

Работа в паре. Взаимопроверка.

В) Работа с оценочным листом. Оцени правильность выполненного задания ( пункт2) . Самооценка.

  1. Словарная работа.

А) Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы.

м..роз к..ньки

к..ток п..года

вет..р ин..й

вал..нки вар..жки (2 человека у доски)

Работай в паре. Взаимопроверка по ключу:

О А Е Е О О Е Е

Взаимооценка.

Б) Работа с оценочным листом. Оцени правильность выполненного задания ( пункт 3) .

1). Определение темы урока.

-Опиши снежинки. Составь предложение о них, подобрав подходящие слова признаки.

-Уточни, на какие вопросы отвечают данные слова.

-Вспомни, какой частью речи являются данные слова.

-Это название темы нашего урока.

  1. Определение целей урока.

Соедини части высказываний.

Знать. Уметь.

1. Что такое имя прилагательное.

2. Определять имена прилагательные по вопросам (алгоритм)

3. Вопросы имени прилагательного.

4. Правильно употреблять и писать имена прилагательные.

5. Алгоритм определения имен прилагательных.

Знать. Уметь.

-Особенности части речи- -Определять имена

имени прилагательного. прилагательные по вопросам

-Вопросы имени прилагательного.

Роль прилагательного в речи — Правильно употреблять в речи

и писать имена прилагательные. Алгоритм определения — Применять алгоритм определения прилагательных. имен прилагательных

1). Уточнение понятия об имени прилагательном и его особенностях. Работа в малых группах.

А). Изучить текст памятки о прилагательном. Учебник – с.166.

Б) Представить памятку в виде постеров.

1ряд. Работа в группах.

Составить кластер «Имя прилагательное» (в виде снежинок)

hello_html_m1c04ed7d.png

Самостоятельная часть речи

Вопросы: какой? какая? какое? какие?

Признак предмета

Связано с существительным

Украшает речь.

Волнистая линия

2 ряд. Восстанови опору, выбрав из перечня нужные слова.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

(Самостоятельная часть речи, служебная часть речи,

какой? какая? какое? какие? кто? \что?, признак предмета, предмет)

3 ряд. Восстанови предложения, дополнив нужными словами.

Имя прилагательное- _________________ часть речи, которая обозначает ______________ _____________ и отвечает на вопросы _____________, ____________, ____________, ___________. Имя прилагательное связано с ______________ _____________________ .

(Каждая группа представляет свой постер.)

Веселый снеговик.

1) Упражнения в определении и использовании имен прилагательных.

А) Исследуй слова и запиши их в 2 столбика: в 1-й- имена существительные, во 2-й- имена прилагательные. Объясни в словах орфограммы. (Работа в группах).

Мороз, северный, снежная, ветер, крепкий, зима, погода, морозная.

Б). Предложи памятку — алгоритм определения имен прилагательных. Работай в паре.

1. Прочитаю слово

2. Задам к словам вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

3. По вопросам определю имя прилагательное.

В). Работа по оценочному листу. Взаимопроверка. Взаимооценка.

Г) Индивидуально. Составь словосочетания, подобрав к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

2). Разноуровневая самостоятельная работа.

1 уровень.

Запиши предложения. Подчеркни в них имена прилагательные.

Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом.

Под деревьями легли высокие сугробы.

2 уровень

К данным именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные. Запиши их.

____________________ денёк, ______________ берёза, _______________ облако, ___________ сугробы.

(Слова – помощники: морозный, снежное, белая, большие)

3 уровень.

Образуй от данного имени существительного имена прилагательные по вопросам какой? какая? какое? какие?. Запиши их.

Мороз-

3). Подведение итогов урока.

-Проанализируйте, как выполнены цели урока. Чего удалось достичь? Над чем предстоит поработать на следующем уроке?

4) Рефлексия. «Дерево успеха» Укрась елочку снежинками.

Оцени свою работу, выбрав нужную снежинку.

-У меня всё получилось отлично — голубая..

-У меня всё получилось хорошо, но иногда мне было трудно- синяя.

-Мне было трудно, у меня не всё получилось — сиреневая.

С.166 (правило), с 167 упр.474.

infourok.ru

«Общее грамматическое значение имен прилагательных.

Русский язык

Тема «Общее грамматическое значение имен прилагательных. Нахождение имен прилагательных по значению, вопросам» 3 класс

Общие цели:

Ученики будут знать существенные признаки имени прилагательного, понятие «имя прилагательное»

Уметь распознавать имена прилагательные в речи, работать в парах, делать выводы

Результаты обучения:

Ученики знают существенные признаки имени прилагательного, понятие «имя прилагательное»

Умеют распознавать имена прилагательные в речи, работать в парах, делать выводы

Ресурсы:

Учебник, таблицы, карточки, презентация

Орг. момент

2мин

Проверка наличия принадлежностей, учебников.

— В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Этап «Вызов»

7мин

«Покопаемся в памяти» всё об имени существительном.

Формативное оценивание. (За три правильных ответа ученик получает один балл)

Тест по теме «Склонение имен существительных»

1.К какому из падежей не подходят вопросы?

А) И.п- кто? Что?

Б) Р.п.- кого? Чего?

В) Д.п- кому? Чему?

Г) В.п- кого? Что?

Д) Т.п- о ком? О чем?

Е) П.п- кем? Чем?

2.Выбери существительное в Р.п.

А) ехать по степи

Б) петь в тиши

Г) аромат сирени

3.Найди существительное в Д.п.

А) радовать бабушку

Б) стихи о весне

В) идти по улице

4.Подбери вопросы П.п.

А) кому? Чему?

Б) о ком? О чем?

В) кем? Чем?

5.Измени слова в Родительный падеж

А) ПОВАР- _________________________

Б) Вода- ____________________________

6.Просклоняй слово ЛИСА

Взаимопроверка.

Ключи ответов на мониторе:1Д,Е, 2Г, 3В, 4Б, 5А-повара, 5Б-воды.

6.

А) И.п. кто? лиса

Б) Р.п. кого? лисы

В) Д.п.кому? лисе

Г) В.п. кого? лису

Д) Т.п.кем? лисой

Е) П.п.о ком? о лисе

Если всё верно-2 балла,

Если 1-5 или 6-1 балл

Слово учителя

— Сегодня, на этом уроке мы много узнаем, поймём.

Помогут нам в этом птицы. Мы их на урок позовём.

— Посмотрите на экран.

Каких птиц вы узнали? (…) Ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз….

— Прочитаем их название. Какие из них зимующие? (ястреб и голубь).

— На какую орфограмму все эти слова? (парные согласные на конце слова)

— Вспомним, как проверяются парные согласные на конце слова?

— Назовите пропущенные буквы в этих словах. ( б, д ).

Минутка чистописания.

Сообщение темы и целей урока.

Азбука добрых слов.

-Вспомните и назовите добрые слова, которые начинаются с этих букв.(добрый, душевный, дружелюбный, доброжелательная, достойное, благородный, бережливый, благополучный)

Молодцы! Посмотрите на экран, я знаю ещё несколько таких слов. Прочитайте их.

— На какие вопросы отвечают все эти слова? Вспомните, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы, какой?, какая?, какое?, какие? (признак предмета).

— Кто догадался, какая тема нашего урока? Имя прилагательное.

— Вы правы.

Тема нашего урока: «Общее грамматическое значение имен прилагательных. Нахождение имен прилагательных по значению, вопросам.

К концу урока

ученики будут знать существенные признаки имени прилагательного, понятие «имя прилагательное»

Уметь распознавать имена прилагательные в речи;

Этап «Осмысле

ние новой информации»

27 мин

Работа в парах

Карточка

Прочитайте два текста и сравните их.

1.Зима для птиц – время года, и подкормить их в этот период – значит спасти сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны.

2.Зима для птиц – самое тяжёлое время года, и подкормить их в этот трудный период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться тёплой весны.

— Какой текст вам нравится больше? Почему?

(более точное описание, более красивый текст).

— Подчеркните слова, которые помогли украсить этот текст.

-Что они обозначают?

-На какие вопросы отвечают (выделяются на слайде цветом)

— Вы догадались, какие это части речи? (имя прилагательное)

На доске — опорная схема.

Вывод.

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

— Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи? (Они украшают речь, дают точное описание предмета)

Чтение правила на с.109

-А теперь давайте закрепим наши знания. Внимание на экран.

а) наблюдение над ролью имён прилагательных в речи.

— Прочитайте слова.

Непоседа … ,

Птица … ,

Птица … ,

Самая … .

— Можем ли мы догадаться, о какой птичке идёт речь? Почему это сделать трудно? (не указаны признаки).

— Давайте попробуем вставить пропущенные слова: (пёстрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая).

б) словарная работа

— О какой птице идёт речь? (сорока). Какое это слово? (словарное)

Какие слова помогли нам угадать эту птицу? (говорливая….)

На какой вопрос отвечают все эти слова? (какая?)

А что обозначают эти слова? (признак предмета)

Какой частью речи они являются? (прилагательные).

— Запишите загадку и отгадку самостоятельно. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

– Какие слова вы подчеркнули? Почему? (имена прилагательные).

Что такое имя прилагательное?

Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета (опорная схема на доске).

— Молодцы! Вы отлично поработали, а теперь пора отдохнуть

«Давай подумаем» и вспомним ещё об одной красивой птице.

— Перед вами деформированное предложение, которое мы должны восстановить и записать красиво

К, прилетели, кормушке, снегири, красногрудые.

— Запишите это предложение. Как на письме оформляются предложения? Дай характеристику предложению, подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены. (Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях).

— Вспомним тему урока. (Имя прилагательное)

-На какие вопросы оно отвечает

-Есть ли имена прилагательные в этом предложении (снегири (какие?) красногрудые)

— Как подчеркнём? Подчеркните волнистой линией.

— Ребята, а вы знаете, почему птица снегирь имеет такое название?

— Птица, снегирь, названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.

— А почему именно зимой птицам требуется больше заботы и внимания от человека? (холодно, голодно, меньше корма)

Вывод: Ребята, помните, что зимой птицам нужна наша забота.

Устная работа с.110 упр.293.

Помоги Айсулу собрать «цепочки»

Предмет-вопрос-признак предмета.

Самостоятельная работа.

1.Найди в тексте имена прилагательные, подчеркните их волнистой линией.

На краю леса жила белая сова. Она была большая. Крылья у птицы широкие. Клюв крючковатый.

2.Вставь подходящие по смыслу прилагательные, подчеркните их.

Синица.

В наших местах живёт _______. синица. Эта птица_________. Песни у синицы _______.

Слова для справок: быстрая , рыжий, звонкие, красивая, круглое.

Самооценивание.

За каждое правильно выполненное задание-1 балл

Тест по теме: «Имя прилагательное».

1. Имя прилагательное обозначает:

а). предмет;

б). признак предмета;

в). действие предмета;

2. Имя прилагательное связано по смыслу:

а). с прилагательным;

б). с глаголом;

в). с существительным;

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

а). что делает? что сделает?;

б). какой?, какая?, какое?, какие?

в). кто? что?

4. Имена прилагательные подчёркиваем:

а). волнистой линией;

б). одной чертой;

в). двумя чертами.

5. В каком ряду только прилагательные?

а). белый, белка, белеть;

б). большой, умный, белый;

в). красота, красивый, краснеть.

Ключ: 1б, 2в, 3б, 4а, 5б.

Самооценивание.

Если всё выполнено правильно- 1 балл

Выставление общей оценки + дополнительный балл

Физминутка

3мин

Этап

«Рефлексия»

3 мин

Подготовленный ученик читает стихотворное правило

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

А называют его… прилагательное.

— Какая часть речи помогла вам правильно ответить на вопрос?

Что она обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи?

Рефлексия ур

1 мин

Смайлики. Моё настроение.

Дом. зад

2 мин

С.110 упр.295, правило с.109

infourok.ru

Методическая разработка урока «Имя прилагательное. Грамматическое значение. Синтаксическая функция в предложении»

Методическая разработка урока русского языка

«Имя прилагательное. Грамматическое значение. Синтаксическая функция в предложении»

Тема урока:

Имя прилагательное. Грамматическое значение. Синтаксическая функция в предложении.

Цели:

1) повторить: а) общее значение, морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных;

б) разряды имен прилагательных;

г) правописание прилагательных;

д) произношение прилагательных;

2) развивать любознательность и творческие способности

учащихся.

Задачи урока:

1.образовательные:

— углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;

— закрепить умения обучающихся определять грамматические признаки прилагательных;

— определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.

2.развивающие:

— развивать мыслительные способности обучающихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте.

3.воспитательные:

— привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь обучающимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи, в профессиональной деятельности.

Тип урока: урок повторения и закрепления изученного ранее материала.

Оборудование: отрывки из текстов поэтических произведений, раздаточный материал, карточки с заданием, опорный конспект, тетради.

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Наш урок я хочу начать с загадки.

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

— О чем идет речь? (имя прилагательное) – Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?

2. Давайте попробуем определить тему нашего урока…

Имя прилагательное. Грамматическое значение. Синтаксическая функция в предложении.

(запись темы в тетрадях)

— Сегодня на уроке мы с вами вспомним, что такое имя прилагательное как часть речи, его грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении. Постараемся понять, для чего мы используем прилагательные в своей речи.

3. Работа по теме урока.

А. И. Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

— Запишите это предложение в тетрадях. (у доски 1 об)

— Найдите имена прилагательные, что вы можете сказать о них? (краткая форма) Определите синтаксическую функцию этих имен прилагательных. Выделите грам.основу предложения.

— Что вы можете сказать о правописании прилагательного певуч? (прил. с основой на шипящую пишутся без мягкого знака)

(работа в парах: написать как можно больше кратких имен прилагательных с основой на шипящую).

— Много сложностей в правописании имен прилагательных. А умеем мы правильно произносить их? В следующем задании вам встретятся не только имена прилагательные, но и другие части речи, в произношении которых мы иногда допускаем ошибки.

Орфоэпическая минутка.

— Запишите предложенные вам слова, поставьте ударение.( у доски 1 об)

Сливовый, начался, жалюзи, баловать, неряшливый, красивее, зубчатый, каталог, языковое чутье, языковая колбаса, оптовый, столяр, августовский, юродивый, ходатайствовать, непутевый.

Этимологическая справка

— Как вы понимаете значение слова непутевый?

(Непутевый – легкомысленный, беспутный, разгульный.)

— А теперь послушайте этимологическую справку об этом слове. (Индивидуальное сообщение обучающегося.)

При дворах русских князей были разные должности. Должность тогда называлась путь. Говорили: путь соколиный, путь ловчий, путь конюшний и т.д. Бояре домогались у князя пути-должности, но не все получали. О том, кто не имел должности при княжеском дворе, с пренебрежением говорили : «Непутевый человек».

— В зависимости от значения прилагательных, они делятся на 3 разряда. Какие? (качественные, относительные, притяжательные)

— Определите разряд записанных прилагательных. (с использованием ОК)

Распределительный диктант.

— Распределите словосочетания с прилагательными по группам в зависимости от разряда:

Каменный дом, лисий хвост, вчерашняя газета, тихий шорох, великолепный день, соловьиная песня, мамино кружево, голубой небосклон, грустный взгляд, городской автобус……

— Из записанных словосочетаний и названия самой части речи, мы видим, что прилагательное должно к чему-то прилагаться, присоединяться. К чему? (к имени существительному)

— А о чем это говорит? (прилагательное имеет те же род, число, падеж, что и сущ., к которому оно относится).

— Перед вами отрывки из известных вам стихотворных произведений (отрывки розданы заранее). Прочитайте их выразительно.

1. Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто , как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

2. Парус

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

  1. Поэт

Отделкой золотой блистает мой кинжал;

Клинок надежный, без порока:

Булат его хранит таинственный закал —

Наследье бранного востока

-Выберите по одному имени прилагательному, выполните морфологический разбор (работа у доски по 1 человеку от ряда).

4. Обобщение материала.

— Морфологический разбор имени прилагательного помог нам вспомнить, что:

1. имя прил. обозначает….

2. имя прил. изменяется по…..

3. может быть в полной и ……форме

4. делится на ………разряда

5. имя прил. необходимо в речи, чтобы…….

— А только ли в разговорной речи и художественных произведениях используются имена прилагательные?

— А в вашей профессиональной речи они употребляются? Когда?

(Задание по группам)

Напишите с использованием имен прилагательных рецепт приготовления любимого блюда из макарон

(работа на оценку)

5. Этап рефлексии.

— Сегодня на уроке вы еще раз убедились, что изучение русского языка необходимо не только для вашего общего развития, но и для профессиональной деятельности.

— Что было трудным сегодня на уроке?

6. Постановка целей на следующие уроки.

7. Выставление оценок за работу на уроке.

Приложение к уроку

— Тексты для морфологического разбора имен прилагательных

1. Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто , как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

2. Парус

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

3.Поэт

Отделкой золотой блистает мой кинжал;

Клинок надежный, без порока:

Булат его хранит таинственный закал —

Наследье бранного востока

— Задание для орфоэпической минутки

Сливовый, начался, жалюзи, баловать, неряшливый, красивее, каталог, языковое чутье, языковая колбаса, оптовый, столяр, августовский, юродивый, ходатайствовать, непутевый

РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

hello_html_m5c1a3988.gif

Дозирование и смешивание ингредиентов теста

Смешивание ингредиентов, или — замес, происходит в тестосмесителях ______________________действия, входящих в состав прессов. Мука и вода в тестомес поступают через дозаторы, которые перед работой настраиваются на _____________дозы, согласно рецептуре. Существуют однокорытные тестомесы и многокорытные, в зависимости от применяемой технологии.

При замесе теста из крупки требуется более _________________замес, чем из ____________________муки, потому что проникновение влаги вовнутрь более крупных фракций происходит более ____________время. Поэтому замес должен длиться около 20 минут. Для этого нужна многобункерная система замешивания. Для замеса _____________муки достаточно одного бункера, со временем замеса около 10 минут.

Муку и воду в мукосмеситель подают при помощи дозаторов _______________действия.

По принципу действия, дозаторы могут быть ____________и___________. В зарубежном оборудовании употребляют обычно роторный дозатор объемного дозирования.

Приготовление макаронных изделий.

_______________изделия перед ___________обработкой перебирают, удаляя _______________примеси, ___________изделия разламывают на части до 10 см, мелкие — просеивают.

Варку макаронных изделий осуществляют 2 способами:

(несливной): Так варят __________изделия для запеканок и макаронников, а также макаронные изделия из ____________сортов пшеницы, так как они при варке не становятся__________. В кипящую подсоленную воду (на 1 кг изделий 2,2—3 л воды и 30 соли) засыпают макаронные изделия и варят до загустения, в конце варки добавляют жир, накрывают посуду __________крышкой и доваривают на ____________огне.

Сырье, используемое при производстве макаронных изделий

_____________сырьем, применяем в макаронном производстве, является мука. ГОСТ предусматривает использование в качестве основного сырья макаронного производства __________муки ___________или I сортов. При этом изделия лучшего качества, имеющие _______________или ________________цвет, получаются из специальной макаронной муки высшего сорта (крупки), полученной размолом зерна ____________пшеницы или мягкой стекловидной пшеницы. Из макаронной муки I сорта получаются изделия с _______________оттенком большей или ______________интенсивности. Макаронные изделия, полученные из хлебопекарной муки высшего сорта, имеют обычно _________________цвет, а из муки I сорта—______________________с серым оттенком.

Сливовый, начался, жалюзи, баловать, неряшливый, красивее, каталог, языковое чутье, языковая колбаса, оптовый, столяр, августовский, юродивый, ходатайствовать, непутевый.

РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

hello_html_m5c1a3988.gif

РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

hello_html_m5c1a3988.gif

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *