Группы вводных слов – Группы вводных слов – таблица

Основные группы вводных слов и словосочетаний


⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 7Следующая ⇒

1.Вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи с сообщением:

к счастью к досаде на радость

к несчастью к сожалению на беду

по счастью к удивлению чего доброго

по несчастью к изумлению нечего греха таить

к радости к ужасу странное дело

к огорчению к стыду удивительное дело

к прискорбию на счастье не ровен час

и др.

 

2. Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверностисообщаемого(уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.п.):

конечно по всей вероятности не правда ли

несомненно может в сущности

без всякого сомнения может быть по существу

очевидно быть может по сути

безусловно должно быть право

разумеется кажется чай

само собой разумеется казалось бы надо полагать

бесспорно видимо думаю

действительно по-видимому надеюсь

верно подлинно

вероятно правда

и др.

 

3.Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения:

итак далее в частности

следовательно наконец прежде всего

значит впрочем кроме того

наоборот между прочим сверх того

напротив в общем стало быть

например кстати сказать с другой стороны

к примеру к слову сказать повторяю

главное во-первых подчеркиваю

таким образом во-вторых и т.д.

кстати с одной стороны и др.

 

 

4. Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей:

словом коротко говоря с позволенья сказать

одним словом попросту сказать лучше сказать

иными словами мягко выражаясь так сказать

другими словами если можно так сказать что называется

иначе говоря если можно так выразиться

и др.

5. Вводные слова, указывающие на источник сообщения:

передают по-моему по преданию

говорят по-твоему помнится

сообщают по-вашему слышно

по словам…… по-нашему дескать

по сведениям……. на мой взгляд мол

по мнению…… по слухам

и др.

6. Вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание к излагаемому:

видишь (ли) согласись (согласитесь)

видите (ли) вообрази (вообразите)

понимаешь (ли) представь (представьте) себе

понимаете (ли) извини (извините)

знаешь (ли) прости (простите)

знаете (ли) веришь (верите) ли

пойми (поймите) пожалуйста

поверь (поверьте)

послушай (послушайте) и др.

 

7. Вводные слова, передающие оценку меры того, о чем говорится:

самое большее

самое меньшее

по крайней мере

и др.

8.Вводные слова, показывающие степень обычности сообщаемого:

бывает по обычаю

бывало по обыкновению

случается и др.

9. Вводные слова, выражающие экспрессивность (силу проявления чувств, переживаний) высказывания:

по правде надо признаться

по совести сказать по чести

по справедливости честно говоря

кроме шуток между нами говоря

смешно сказать между нами будь сказано

не в укор будь сказано

признаться сказать и др.

 

 

2)Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:

авось даже по представлении

буквально едва ли по решению

будто исключительно приблизительно

вдобавок именно примерно

в довершение как будто притом

вдруг как бы почти

ведь как раз поэтому

в конечном счете к тому же просто

вот между тем решительно

вряд ли небось словно

все-таки по предложению якобы

по указанию по требованию

и др.

 

3) Следует иметь в виду следующее:

Пунктуация при словах и словосочетанияхнаконец, в конце концов, однако, конечно, вообще, в общем, во всяком случае, в свою очередь, в самом деле, в частности, главным образом, главное, значит, наоборот, например, по крайней мере, с точки зрения, со своей стороныи нек.др. имеет свои особенности.

1. Слово наконец является вводным:

а) если указывает на связь мыслей, порядок их изложения(можно заменить выражением «и еще»), завершает собой перечисление: Усевшись где-нибудь на кургане в степи, или на холмике над рекой, или, наконец, на хорошо знакомом утесе, я слушал шелест листьев да шепот травы.

Часто слову наконец предшествуют при однородных членах слова во-первых, во-вторых или с одной стороны, с другой стороны, по отношению к которым слово наконец является замыкающим перечисление.

б) если дает оценку факта с точки зрения лица говорящего или употребляется для выражения нетерпения, для усиления, подчеркивания чего-либо: Да уходи же, наконец!

Слово наконец не является вводным:

Если употребляется в значении «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего» ( в таких случаях к слову наконец можно прибавить частицу –то): Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы.

Аналогичное различие имеется между функцией водности и функцией обстоятельства у сочетания в конце концов.

2. Слово однако является вводным, если стоит в середине или в конце предложения: Смотри, однако, Вера, будь осторожна.

Слово однако не является вводным, если стоит в начале предложения (части сложного предложения) или как средство связи однородных членов, в этом случае оно имеет значение противительного союза

но:Канонада стала слабее, однако не стихла.

3. Слово вообще является вводным, если оно употреблено в значении «вообще говоря»: Подобные статьи, вообще, представляют интерес, но это вряд ли подойдет для нашего журнала.

Слово вообще не является вводным, употребляется как наречие в разных значениях:

а) в значении « в общем», «в целом»: Пушкин для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.

б) в значении «всегда», «совсем», «при всех условиях»: Разжигать костры он вообще запрещал, это было опасно.

в) в значении «во всех отношениях», «по отношению ко всему»: Он вообще смотрел чудаком.

4. Сочетание во всяком случае является вводным, если имеет ограничительно-оценочное значение: Я, во всяком случае, этого не утверждал.

Сочетание во всяком случае не является вводным

в значении «при любых обстоятельствах»: Вы во всяком случае будете поставлены в известность о ходе дела.

5.Сочетание в свою очередь не выделяется запятыми, если оно употреблено в значении, близком к прямому, или в значении «в ответ», «со своей стороны»: Рабочие благодарили своих шефов за помощь, в свою очередь представители шефов приглашали рабочих на заседании е совета.

В переносном значении сочетание водности в свою очередь приобретает значение водности и пунктуационно выделяется: Владислав, в свою очередь, не тратил времени впустую.

6. Сочетание в самом деле в значении «действительно» не является вводным: Он в самом деле интересовался математикой.

Еслиэто сочетание служит для выражения недоумения, возмущения, то оно становится вводным: Что он, в самом деле, строит из себя умника!

7. Сочетание в частности, указывающее на отношение между частями высказывания, выделяется запятыми

: Он интересуется, в частности, происхождением слов.

Если это сочетание входит в состав присоединительной конструкции( в начале ее или в конце), то оно выделяется запятыми вместе с этой конструкцией: Многие народы, населяющие нашу страну, в частности народы Крайнего Севера, получили письменность после революции.

8.Сочетание главным образом является вводным, если служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки: Шла широкая аллея, и по ней, главным образом, гуляла публика.(невозможно образовать сочетание «главным образом гулять»). Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить (значение «самое главное»).

Если сочетание главным образом имеет значение «в первую очередь», «больше всего», вводным оно не является: Он добился успеха главным образом благодаря трудолюбию.

Если сочетание главным образом

входит в присоединительную конструкцию, оно выделяется запятыми вместе с ней: С полсотни людей, главным образом офицеров, толпились невдалеке.

9. Слово главноеявляется вводным в значении «особенно важно», «особенно существенно»: Тему рассказа можете взять произвольную, но, главное, чтобы было интересно.

10. Слово значит является вводным, если оно синонимично словам следовательно, стало быть: Родятся люди, женятся, умирают, значит, так нужно. Та, значит, вы сегодня не можете прийти?

Если слово значит близко по смыслу к «означает», то пунктуация зависит от места, занимаемого им в предложении:

а) в положении между подлежащим и сказуемым оно служит средством связи главных членов предложения, перед ним ставится тире, после него знака нет: Бороться – значит победить.

б) в других случаях оно никакими знаками не отделяется: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем.

в) если слово значит находится между придаточным и главным предложением или между частями бессоюзного сложного предложения, то оно выделяется запятыми: Если наступит весна, значит, будет тепло. Прозвенел звонок, значит, урок кончился.

11. Слово наоборот в качестве вводного выделяется запятыми: Вместо того, чтобы затормозить, он, наоборот, встал на козлах и отчаянно закрутил над головой кнутом.

Если наоборот (после союза и) употребляется как слово, замещающее член предложения или целое предложение, то соблюдается следующая пунктуация:

а) когда замещается член предложения, то перед союзом и никакой знак не ставится: На картине светлые тона переходят в темные и наоборот (т.е. темные в светлые).

б) когда сочетание и наоборот присоединяется к целому предложению, то перед союзом иставится запятая: Чем ближе источник света, тем ярче излучаемый им свет, и наоборот

(замещается целое предложение: Чем дальше источник света, тем менее ярок излучаемый им свет).

в) когда сочетание и наоборот присоединяется к придаточному предложению, запятая перед союзом не ставится: Этим же объясняется и то, почему считавшееся преступным в древнем мире считается законным в новом и наоборот (образуются как бы однородные придаточные предложения с повторяющимся союзом и).

12. Слово например связано со следующей пунктуацией:

а) выделяется запятыми как вводное: Николай любил поспорить, например, о том, можно ли человеку в течение всей жизни объездить весь земной шар.

б) выделяется вместе с оборотом, в начале или в конце которого находится: Даже в городах, например в Москве, когда тронется Москва-река, все ее берега усыпаны народом.

в) требует постановки запятой перед собой и двоеточия после себя, если стоит после обобщающего слова перед перечислением однородных членов: Некоторые грибы очень ядовиты, например: бледная поганка, сатанинский гриб, мухомор.

13. Сочетание по крайней мере является вводным, если имеет оценочно-ограничительное значение, т.е. выражает отношение лица говорящего к высказываемой мысли: Один кто-то, движимый состраданием, решился, по крайней мере, помочь Акакию Акакиевичу добрым советом.

Сочетание по крайней мере не выделяется запятыми, если имеет значение «не меньше чем», «самое меньшее»: Савельич, насильственно разлученный со мною, утешался по крайней мере мыслию, что служит нареченной моей невесте.

14. Оборот, включающий сочетание с точки зрения, выделяется запятыми, если имеет значение «по мнению»: Пожалуй, с своей точки зрения, он прав.

Если такое сочетание имеет значение « в отношении», то оборот не выделяется запятыми: С точки зрения новизны книга заслуживает внимания.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

В помощь учащимся. Группы вводных слов по значению. 8 класс

Группы вводных слов по значению

Вводные слова

Примеры

Уверенность

Конечно, разумеется, бесспорно, без сомнения, безусловно, несомненно, действительно, в самом деле

Зима, конечно, будет снежная.

Неуверенность

Кажется, вероятно, очевидно, возможно, может быть, по-видимому, наверное, пожалуй, не правда ли

Зима, вероятно, будет снежная

Различные чувства:

Радость

К счастью, к радости, на радость, на счастье

Зима, к счастью, будет снежная

Удивление

К удивлению, к изумлению, удивительное дело, странное дело

Зима, на изумление, была снежная

Сожаление

К несчастью, по несчастью, к огорчению, к досаде, к прискорбию, к сожалению,

Зима, к сожалению, будет снежная

Страх

К ужасу, на беду, чего доброго, не ровен час,

Зима, на беду, была снежная

Стыд

К стыду, нечего греха таить

К своему стыду, мы не готовы к снежной зиме.

Источник высказывания

По словам, по мнению, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, (как) говорят, сообщают, передают, по сведениям, по слухам, на мой взгляд, помнится, слышно, дескать, мол и др.

По сообщению синоптиков, зима будет снежная

______________________________________________________________

Группы вводных слов по значению

Вводные слова

Примеры

Уверенность

Конечно, разумеется, бесспорно, без сомнения, безусловно, несомненно, действительно, в самом деле

Зима, конечно, будет снежная.

Неуверенность

Кажется, вероятно, очевидно, возможно, может быть, по-видимому, наверное, пожалуй, не правда ли

Зима, вероятно, будет снежная

Различные чувства:

Радость

К счастью, к радости, на радость, на счастье

Зима, к счастью, будет снежная

Удивление

К удивлению, к изумлению, удивительное дело, странное дело

Зима, на изумление, была снежная

Сожаление

К несчастью, по несчастью, к огорчению, к досаде, к прискорбию, к сожалению,

Зима, к сожалению, будет снежная

Страх

К ужасу, на беду, чего доброго, не ровен час,

Зима, на беду, была снежная

Стыд

К стыду, нечего греха таить

К своему стыду, мы не готовы к снежной зиме.

Источник высказывания

По словам, по мнению, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, (как) говорят, сообщают, передают, по сведениям, по слухам, на мой взгляд, помнится, слышно, дескать, мол и др.

По сообщению синоптиков, зима будет снежная

Порядок явлений (мыслей) и связь между ними

Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, таким образом, например, наоборот, напротив, кстати, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваю и др.

Во-первых, всю осень шли дожди. Во-вторых, зима была снежная. Значит, на полях будет много влаги.

Оценка стиля высказывания, способ выражения мысли

Другими словами, говоря образно, мягко говоря, прямо скажем, как говорится, коротко говоря, попросту говоря, иначе говоря, одним словом, иными словами, лучше сказать и др.

Зима, прямо скажем, была снежная

Призыв к собеседнику:

— привлечь внимание,

— внушить отношение

Видишь (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, пожалуйста, заметьте себе, сделайте милость и др.

Заметьте, зима была снежная

Оценка меры того, о чём говорится

Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличения

Зима, без преувеличения, была снежная

Степень обычности

Бывает, случается, бывало, по обыкновению, по обычаю

Зима, по обыкновению, была снежная

Подчёркивающие экспрессивность (эмоциональность) высказывания

По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будет сказано, надо признаться, честно говоря, между нами говоря

Зима, надо признаться, будет снежная.

______________________________________________________________

Призыв к собеседнику:

— привлечь внимание,

— внушить отношение

Видишь (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, пожалуйста, заметьте себе, сделайте милость и др.

Заметьте, зима была снежная

Оценка меры того, о чём говорится

Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличения

Зима, без преувеличения, была снежная

Степень обычности

Бывает, случается, бывало, по обыкновению, по обычаю

Зима, по обыкновению, была снежная

Подчёркивающие экспрессивность (эмоциональность) высказывания

По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будет сказано, надо признаться, честно говоря, между нами говоря

Зима, надо признаться, будет снежная.

infourok.ru

ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 8Следующая ⇒
1. Уверенность конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, действительно и др.
2. Предположение, неуверен­ность очевидно, вероятно, кажется, может быть, наверное, должно быть
3. Чувство радости, огорчения, удивления к счастью, к сожалению, к несчастью, к удивлению и др.
4. Источник мысли по-моему, по-твоему, по словам, говорят, по сообщению и др.
5. Порядок изложения мыслей во-первых, во-вторых, наконец и др.
6. Связь данной мысли с предыдущей итак, следовательно, значит, таким образом, например, между прочим
7. Вежливость, привлечение внимания собеседника извините, простите, пожалуйста, позвольте, допустим и др.

Обратите внимание!

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосоче­тания:

якобы, словно, даже, если, вдруг, буквально, будто, ведь, вряд ли, всё-таки, как раз, к тому же, по решению, по представлению, поэтому, вдобавок, в конечном счете, небось, как будто.

1)Слово однакоесли оно стоит в середине или в конце предложения является вводным и выделяется запятыми. В начале предложения оно имеет значение союза нои не является вводным: Долго, однако, нам пришлось тебя ждать. Ты опоздал, однако. Однако (=но) письмо он так и не получил.

2)Слово наконец является вводным и выделяется запятыми, если ука­зывает на связь мыслей и завершает собой перечисление и его можно заменить выражением «и еще»: А.П.Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец, образцом са­мовоспитания.

3)Слово наконецне является вводным и не выделяется запятыми, если употребляется в значении «под конец», «напоследок», «в результате все­го».

В подобных случаях к слову наконец можно прибавить частицу -то:

Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец дож­дался.

(Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец-то дождался).

4)Слово вообщеявляется вводным и выделяется запятыми, если упот­ребляется в значении «вообще говоря»: Вообще, мне хотелось бы услышать эту историю из твоих уст. Если вообщеимеет значения «в общем», «всегда», «совсем», «в це­лом», «ни при каких условиях», «во всех отношениях», то оно не выделя­ется: Ты меня вообще не жди.

5)Слово значитявляется вводным и выделяется запятыми, если его можно заменить словами «стало быть», «следовательно»: Над уроками ты сидишь редко, значит, вряд ли следует ждать хо­роших результатов. Ты, значит, к поезду не успел? Если значитзаменить словом означаетили оно стоит между подлежащим и сказуемым, то оно не выделяется запятыми:

Твое доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое.

Отвечать грубо значит показывать свою невоспитанность.

6)Слова собственно, точнее, скорее, вернееявляются вводными, если после них можно поставить слово говоря: Что, собственно, тебе от меня нужно? Это, точнее, было в конце прошлого столетия.

Особенности постановки знаков препинания при вводных словах.

Между рядом стоящими вводными сло­вами ставится запятая Правда, по мнению твоего друга, ты вел себя не лучшим образом.
Если вводное сочетание представляет собой неполную конструкцию, то вме­сто одной запятой ставится тире По сведениям разведчиков, враги засели в местечке, по моим же — движутся в нашу сторону.
Если вводное слово словом (одним словом) стоит после однородных чле­нов перед обобщающим, то перед ним ставится тире, а после него —запятая Альпинизм, горные лыжи, плавание, теннис — словом, его привлекало очень многое.
Между сочинительным союзом и ввод­ным словом ставится запятая, если вводное слово можно опустеть. Если это невозможно, то запятая не ставится. И, кстати, мной уже приготовлен ужин. Не год, а, может быть, десять лет прожил Иван за одну ночь.

Знаки препинания при вводных предложениях.

Запятыми выделяются вводные предложения в следующих случаях:

1) Если они безличные или неопределенно-личные:

Пропавший отряд, мне кажется, нужно искать на другом склоне горы.

2) Если они личные нераспространенные предложения: Дождь, я думаю, скоро закончится.

3) Если начинаются союзами или союзными словами: Против самых ворот, на стене, висел образ Николая Чудотворца, как сказал мне Ковляга.

Отличие вводных слов от членов предложения.

Часто вводными словами или членами предложения могут выступать одни и те же слова Необходимо помнить, что в некоторых случаях:

Вводные слова можно опустить, и смысл предложения не изме­нится:

Бобрята, верно, решили, что они в полной безопасности. Вводное слово верноможно опустить. Она поступила верно. В данном случае слово верноопустить нельзя. Вводные слова можно заменять другими, близкими по значению: Бобрята, верно (очевидно, вероятно, наверное),решили, что они в полной безопасности. Она поступила верно.

 

А 22. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения).

Однородные члены предложениятакие члены предложения, которые:

отвечают на один и тот же вопрос; относятся к одному и тому же члену предложения; соединяются между собой сочинительной связью.

Например: Снег ложился на крыши, скамейки, тротуары.

Однородными членами предложения могут быть все члены пред­ложения: подлежащие (Дети и взрослые радовались празднику), ска­зуемые (Швед колет, рубит, режет ), определения. (Елку украшали красные, желтые, синие огонечки), дополнения (Вижу небо. берег, море), обстоятельства (Люблю сильно, пламенно, нежно.).

Однородные члены предложения могут выражаться как словами одной части речи, так и словами разных частей речи; могут соеди­няться в предложении при помощи сочинительных союзов и пе­речислительной интонации; осложнять предложение один рядом, двумя или несколькими; иметь при себе обобщающие слова все, всюду, ничто и др.

Знаки препинания между однородными членами.

Запятая ставится:

1) Если нет союзов. На парте лежали учебник, тетрадь, ручка.

2) Перед противительными союзами а, но, да: Мы двигались быстро, но осторожно.

3) Перед повторяющимися союзами: Он купил дневник, и ручку, и тетрадь.

4) Перед второй частью двойных союзов: Как мальчики, так и девочки вышли на уборку территории.

Примечание. Запятая ставится перед союзом да и:

Он прекрасно говорил по-английски, да и по-французски знал неплохо.

Запятая не ставится:

Перед одиночными соединительными или разделительными союзами:

На лугу цвели ромашки и васильки. Я вам станцую или спою.

Примечание.Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни рыба ни мясо, ни то ни сё, и день и ночь, ни сват ни брат и т. п.

Однородные и неоднородные определения.

Запятая ставится,если определения однородные, т.е. они обозначают признаки, которые одинаково относятся к предмету, и между ними можно вставить союз и: У девочки в руках были оранжевые, красные, синие шары.

Определения могут быть как одиночные, так и распространённые:

Он был с девушкой невысокой, одетой в синий костюм с белой блузкой.

Запятая не ставится,если определения не однородные, т.е. они обозначают признаки, которые характеризуют предмет с разных сторон, между ними нельзя поставить союз и: В магазине он приобрёл кожаный чёрный дипломат.

 

Примечание:

1)Существуют определения, которые относятся к одному предмету, но могут

быть как однородными, так и неоднородными:

Красивый большой дом стоял на горке. Красивый, большой (= хороший) дом стоял на горке.

2) Определения-эпитеты (художественные, эмоциональные определения) обычно бывают однородными, например: Тяжёлые, чёрные тучи медленно ползли по небу.

Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях

С однородными членами.

1. Двоеточие:

Ставится после обобщающего слова перед однородными членами:

Он видел всё: лес, речку, дорогу.

2. Тире:Ставится после однородных членов перед обобщающим словом:

Лес, речку, дорогу — всё видел он.

3. Двоеточиеи тире:После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире, если предложение продолжается:

Всё: лес, речку, дорогу — видел он.

Примечание.После обобщающих слов перед однородными членами в книжной речи могут быть слова: аименно, например,как-то. Перед ними ставится запятая, после них — двоеточие. Нужно было приобрести разные канцтовары, например: альбомы, цветную бумагу, краски и гуашь.

Обратите внимание!

• Если однородные члены соединены парными союзами как…так и, не только…но и, не столы(я…сколько, не твк…кае и т.п. или двойными союзами если не…то, хотя…но, то запятая ставится только перед второй частью союза:

Как в лесу, так и на лугах появились робкие первоцветы. Не только охотники, но и рыбаки любят осеннюю пору. Если не мороз, то зной может убить тоненькие стебельки яблонь. Не столько обида, сколько растерянность сквозила в его словах.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому, решая вопрос о постановке запятых, необходимо рассматривать каждый ряд однородных членов отдельно:

(На опушке и на холме) росли (ивы и березы) — в данном предложе­нии два ряда однородных членов: однородные подлежащие ивы и березыи однородные обстоятельства на опушке и на холме.

(Отлогости и небольшие горы), (зеленые и круглые), как купола, иногда перемежевывали равнину. — В данном предложении также два ряда однородных членов: однородные подлежащие отлогости и го­рыи однородные определения зеленые и круглые.

Тучи устало ползут вверх и вниз, забились в ущелья и дымно курятся там.




infopedia.su

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку на тему: Вводные слова. Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ.

Значения вводных слов

Вводные слова и словосочетания

1. Большая степень уверенности

Конечно, несомненно, без всякого сомнения, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, в самом деле верно, подлинно, правда, в сущности, по существу, по сути, право, думаю и пр.

2. Меньшая степень уверенности

Очевидно, наверно, возможно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и пр.

3. Указывают на связь мыслей, последовательность изложения.

Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, тем  более, как водится, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых  …, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др.

4. Указывает на источник сообщения

Говорят, сообщают, передают, по словам…, по сообщению…, по сведениям…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, с точки зрения, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, как говорят, как пишут, как известно и др.

5. Выражают чувства говорящего

К счастью, к несчастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, чего греха таить, странное дело, удивительное дело, как нарочно, что обидно, неровен час и др.

6. Выражают отношение к стилю речи, к характеру и способу изложения

Словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.

7. Служат для подчеркивания, выделения того, что высказывается

 Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста, напоминаю, повторяю, подчеркиваю, что важно, что ещё важнее и т.д.

8. Содержит оценку меры того, о чём говорится

Самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.

9. Показывает степень обычности сообщаемого

Бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению и др.

10. Выражают экспрессивность высказывания.

По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будет сказано, признаться сказать, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря, между нами будет сказано и др.

nsportal.ru

Список вводных слов русского языка

Укажем спи­сок ввод­ных слов рус­ско­го язы­ка. Для удоб­ства поль­зо­ва­ния ввод­ные сло­ва в спис­ке рас­по­ло­же­ны по алфа­ви­ту.

Вводные сло­ва раз­но­об­ра­зят нашу речь, уси­ли­ва­ют её выра­зи­тель­ность и эмо­ци­о­наль­ность, под­чер­ки­ва­ют дру­гие сло­ва, смысл кото­рых стре­мит­ся акцен­ти­ро­вать гово­ря­щий. В спи­сок ввод­ных слов вклю­че­ны лек­се­мы с модаль­ным зна­че­ни­ем веро­ят­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го, с эмо­ци­о­наль­ной оцен­кой сооб­ща­е­мо­го, ука­зы­ва­ю­щие на источ­ник, после­до­ва­тель­ность изло­же­ния, спо­соб оформ­ле­ния мыс­лей и т. д.

А

а быть может
а вер­нее
а вер­нее ска­зать
а впро­чем
а глав­ное
а зна­чит
а луч­ше ска­зать
а меж­ду про­чим
а может быть
а наобо­рот
а напри­мер
а сле­до­ва­тель­но
а точ­нее

Б

без вся­ко­го сомне­ния
без сомне­ния
без­услов­но
без шуток
бес­спор­но
бла­го­да­ре­ние богу
бог даст
более того
боль­ше того
быва­ет
быва­ло
быть может

В

вдо­ба­вок ко все­му про­че­му
вери­те ли
веришь ли
вер­нее
вер­нее гово­ря
вер­нее ска­зать
вер­но
веро­ят­нее все­го
веро­ят­но
вести­мо
видать
види­мо
видит бог
види­те ли
видишь ли
вид­но
вишь
в кон­це кон­цов
вне вся­ко­го сомне­ния
вне сомне­ния
в общем
в общем-то
во вся­ком слу­чае
во-вторых
воз­мож­но
воис­ти­ну
воля ваша
воля твоя
вооб­ра­зи
вооб­ра­зи себе
вооб­ра­зи­те
вооб­ра­зи­те себе
вооб­ще
вооб­ще гово­ря
вообще-то
во-первых
в прин­ци­пе
впро­чем
в самом деле
в свою оче­редь
в сущ­но­сти
в сущ­но­сти гово­ря
в-третьих
в част­но­сти
выхо­дит

Г

глав­ное
глав­ное дело
глав­ным делом
гово­рят
греш­ным делом
гру­бо гово­ря

Д

да и то ска­зать
дай бог память
далее
дей­стви­тель­но
делать нече­го
долж­но быть
допу­стим
дру­ги­ми сло­ва­ми

Е

если поз­во­ли­те
если поз­во­лишь
если угод­но
если хоти­те
если хоти­те знать
если хочешь
если хочешь знать
есте­ствен­но
еще луч­ше
еще того луч­ше
еще того хуже
еще хуже

Ж

жал­ко
жаль

З

зна­е­те
зна­е­те ли
зна­ешь
зна­ешь ли
зна­мо
зна­мо дело
знать
зна­чит
зна­чит­ся

И

и вооб­ще
извест­но
и кро­ме того
и луч­ше того
и наобо­рот
ина­че гово­ря
ина­че ска­зать
и одна­ко
и прав­да
истин­ный бог
и таким обра­зом
и того луч­ше
и того хуже
и хуже того

К

кажет­ся
кажись
каза­лось
каза­лось бы
как бы там ни было
как бы то ни было
как вам извест­но
как види­те
как видишь
как вид­но
как водит­ся
как все­гда
как выяс­ни­лось
как выяс­ня­ет­ся
как гово­ри­лось
как гово­рит­ся
как гово­рят
как знать
как извест­но
как исклю­че­ние
как на заказ
как назло
как напри­мер
как нароч­но
как ни гово­ри
как ни гово­ри­те
как ни стран­но
как обыч­но
как ока­за­лось
как ока­зы­ва­ет­ся
как перед Богом
как по зака­зу
как пола­га­ет­ся
как поло­же­но
как пра­ви­ло
как при­ня­то
как при­ня­то гово­рить
как ска­за­но
как ска­зать
как след­ствие
как хоти­те
как хочешь
как это ни стран­но
к ваше­му све­де­нию
к несча­стью
ко все­му про­че­му
к огор­че­нию
конеч­но
корот­ко гово­ря
коро­че
коро­че гово­ря
к при­ме­ру
к при­ме­ру ска­зать
к при­скор­бию
к радо­сти
к радо­сти сво­ей
кро­ме все­го про­че­го
кро­ме того
кро­ме это­го
кро­ме шуток
к сло­ву
к сло­ву ска­зать
к сожа­ле­нию
кста­ти
кста­ти гово­ря
кста­ти ска­зать
к сты­ду
к сты­ду сво­е­му
к сча­стью
к тво­е­му све­де­нию
к удив­ле­нию
к ужа­су
к чести

Л

лег­ко ска­зать
луч­ше
луч­ше ска­зать

М

мало ска­зать
мало того
меж­ду нами
меж­ду нами гово­ря
меж­ду про­чим
может
может быть
может стать­ся
мож­но поду­мать
мож­но ска­зать
мол
мяг­ко выра­жа­ясь
мяг­ко гово­ря

Н

на беду
на ваш взгляд
навер­но
навер­ное
наде­юсь
надо быть
надо думать
надо пола­гать
назы­ва­ет­ся
нако­нец
на мой взгляд
на несча­стье
наобо­рот
на пер­вый взгляд
напри­мер
напро­тив
на самом деле
на сча­стье
на твой взгляд
нату­раль­но
на худой конец
небось
несо­мнен­но
нет слов
нече­го ска­зать
ниче­го не ска­жешь
но кро­ме того
но вообще-то

О

одна­ко
одна­ко же
одним сло­вом
ока­зы­ва­ет­ся
опре­де­лен­но
откро­вен­но
откро­вен­но гово­ря
откро­вен­но ска­зать
оче­вид­но

П

по-вашему
по ваше­му мне­нию
пове­ри­те ли
пове­ришь ли
по-видимому
по види­мо­сти
по всей веро­ят­но­сти
по всей види­мо­сти
по дан­ным
поди
поду­мать толь­ко
пожа­луй
пожа­луй­ста
по замыс­лу
поз­воль
поз­воль­те
по идее
по-ихнему
по край­ней мере
поло­жим
поло­жим­те
полу­ча­ет­ся
поми­луй
поми­луй­те
поми­мо все­го
поми­мо все­го про­че­го
поми­мо того
поми­мо это­го
по мне
по мне­нию
пом­нит­ся
по-моему
по мое­му мне­нию
по-нашему
понят­но
понят­ное дело
по обык­но­ве­нию
по обы­чаю
по опре­де­ле­нию
по прав­де
по прав­де гово­ря
по прав­де ска­зать
по пре­да­нию
по про­гно­зам
попро­сту гово­ря
попро­сту ска­зать
по све­де­ни­ям
по сво­е­му обык­но­ве­нию
по сло­вам
по слу­хам
по сове­сти
по сове­сти гово­ря
по сове­сти ска­зать
по сооб­ще­нию
по сооб­ще­ни­ям
по спра­вед­ли­во­сти
по спра­вед­ли­во­сти гово­ря
по сути
по сути дела
по сути гово­ря
по суще­ству
по суще­ству гово­ря
по сча­стью
по-твоему
по тво­е­му мне­нию
похо­же
по чести гово­ря
по чести при­знать­ся
по чести ска­зать
почи­тай
прав­да
прав­ду гово­ря
прав­ду ска­зать
пра­виль­нее
пра­виль­нее гово­ря
пра­виль­нее ска­зать
пра­во
пра­во сло­во
пред­по­ло­жим
пред­по­ло­жи­тель­но
пред­ставь
пред­ставь себе
пред­ставь­те
пред­ставь­те себе
преж­де все­го
при­знать­ся
при­знать­ся ска­зать
при­зна­юсь
при­мер­но
про­тив обык­но­ве­ния
про­ще гово­ря
про­ще ска­зать

Р

разу­ме­ет­ся

С

само собой
само собой разу­ме­ет­ся
с ваше­го поз­во­ле­ния
с ваше­го раз­ре­ше­ния
сверх того
с дру­гой сто­ро­ны
серьез­но
ска­жем
ска­зать по прав­де
ска­зать по сове­сти
ска­зать по чести
ско­рее
ско­рее все­го
сла­ва богу
сле­до­ва­тель­но
слов нет
сло­вом
слу­ча­ем
слу­чай­но
слы­хать
слыш­но
слышь
слышь ты
с моей точ­ки зре­ния
соб­ствен­но
соб­ствен­но гово­ря
с одной сто­ро­ны
соот­вет­ствен­но
со сво­ей сто­ро­ны
с поз­во­ле­ния ска­зать
спра­ши­ва­ет­ся
ста­ло быть
с тво­е­го поз­во­ле­ния
с тво­е­го раз­ре­ше­ния
с точ­ки зре­ния
стро­го гово­ря
судя по все­му

Т

так
таким обра­зом
так или ина­че
так ска­зать
точ­нее
точ­нее гово­ря
точ­нее ска­зать

Ф

факт

Х

хоро­шо

Ч

чай
часом
чего доб­ро­го
что и гово­рить
что назы­ва­ет­ся
что ни гово­ри
что ни гово­ри­те

Ш

шут­ка ли
шут­ка ли ска­зать
шут­ка ска­зать

Я

ясное дело

russkiiyazyk.ru

Открытый урок русского языка по теме «Вводные слова. Смысловые группы вводных слов». 8-й класс

Тип урока: урок  усвоения нового материала.

Цели:

  • Образовательные:
    • знать:
      • понятие вводных слов;
      • основные группы вводных слов по значению;
    • уметь:
      • опознавать вводные конструкции;
      • правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами;
      • определять принадлежность вводного слова  смысловой группе;
      • выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности.
  • Развивающие:
    • формирование мотивации к дальнейшему овладению правописанием;
    • развитие умения использовать  интерактивную доску в процессе обучения.
  • Воспитательные:
    • воспитание интереса к познанию нового;
    • воспитание самостоятельности и ответственности.

Оборудование:  «Русский язык: учеб. для 8 класса общеобраз. учреждений/С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2007», компьютер, проектор, интерактивная доска Smart Board.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (Приложение. Слайд 1)

2. Определение целей урока  (Приложение. Слайд 2–3)

3. Повторение с увлечением

а) Буквенный диктант. (Приложение. Слайд 4)

Задание: ответьте на вопросы, сложите первые буквы ответов и отгадайте зашифрованное слово.

1) К какому разряду относится прилагательное высокий? (Качественное)

2) Какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы имени прилагательного? (Определение)

3) Определите группу односоставных предложений с главным членом подлежащим. (Назывное)

4) Какой буквой обозначается на письме звук (э)? (е)

5) Какой частью речи является слово «пять десятых»? (Числительное)

6) Что такое «инфинитив»? (Неопределенная форма)

7) Как называется раздел науки, изучающий правила написания слов. (Орфография)

Ответ:  КОНЕЧНО

– Почему, как вы думаете, я зашифровала это слово?

4. Объяснение нового материала

а) Исследовательская работа. (Приложение. Слайды 5–6)

1. Запишите предложение: Уже наступила весна.

2. Инструкция:

– Проснувшись утром, вы удивились, что уже наступила весна. Введите в предложение слова, которые передадут ваше удивление.
– Вы несказанно счастливы, что уже наступила весна. Покажите это, использовав вводное слово и поставив его в середину предложения.
– Откуда вы могли узнать, что уже наступила весна? Укажите источник информации.

3. Проверьте свои записи:

Уже наступила весна.
К моему удивлению, уже наступила весна.
Уже, к счастью, наступила весна.
Уже наступила весна, по сообщению синоптиков.

4. Ответьте на вопросы и устно сделайте  выводы своего исследования.

– С какой целью вводятся в предложение вводные слова и сочетания слов?
– Изменяется ли смысл предложения?
– Если эти слова не влияют на содержание, будут ли они членами предложения?
– От какого условия зависит постановка знаков препинания?
– Прочитайте эти предложения. Выделяются ли вводные слова интонационно?

б) Знакомство со смысловыми  группами вводных слов. (Приложение. Слайд 7)

Рассмотрите в учебнике таблицу «Группы вводных слов по значению», что нового вы увидели на слайде? (Группа – вежливость, привлечение внимания собеседника: 1) Вежливость выделяет Малюшкин А.Б. «Учебные таблицы. 5-11 классы», 2) Привлечение внимания – он же + Воителева Т.М., Войлова К.М., Герасименко Н.А. «Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».)

5. Закрепление, тренировка и отработка умений

Работа по вариантам (одновременно):

1 вариант – учащиеся с высшими учебными возможностями;
2 вариант – учащиеся с высокими учебными возможностями;
3 вариант – учащиеся со средними и низкими учебными возможностями.

а) Творческая работа «Три минутки для шутки« (для сильных учащихся – I вариант) (Приложение. Слайд 8)

Задание распечатано на карточках для индивидуальной работы.

Задание: Прочитайте этот «рассказ». Можно ли понять его содержание? Добавьте недостающие с вашей точки зрения слова, чтобы получился рассказ на весеннюю тему (или на школьную). Условие – не выбрасывать и не переставлять указанные вводные слова и словосочетания. У вас все получится!

Признаться, надо сказать, без всякого сомнения, к страшной моей досаде, по словам очевидцев, мягко выражаясь, согласитесь, по слухам.

б) Самостоятельное составление предложений к каждой смысловой группе вводных слов. (II вариант – см. таблицу в учебнике)

в) Работа на интерактивной доске по  опознаванию  вводных слов и сочетаний (III вариант – каждому учащемуся по 1 предложению) (Приложение. Слайд 9)

Задание: найдите вводные слова, поставьте недостающие знаки препинания.

1. Книги как известно издавна почитались на Руси.
2. Пожар в лесу по словам очевидцев возобновился неожиданно.
3. Поезд отправляется через час следовательно нам нужно выходить из дома.
4. Конечно вы не раз видали уездной барышни альбом.
5. Вы одним словом легко отделались.
6. Он  слава богу остался жив.
7. По сообщению синоптиков скоро ожидается понижение температуры.

После этого на интерактивной доске работает 2 вариант – определяет принадлежность вводных слов смысловым группам. (Приложение. Слайд 10)

3 вариант в это время выполняет упражнение № 364, учебник, стр.182, учащиеся 1 варианта готовятся представить творческую работу.
После окончания работы 2 варианта на доске, учащиеся получают задание: работа в группах по составлению предложений с вводными словами и определению смысловой группы каждого вводного слова.
Проверка творческого задания 1 варианта, работа этих учащихся на интерактивной доске по подбору подходящих по смыслу вводных слов в текст. (Приложение. Слайд 11).

Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал для справок.

Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить.
_____________,он быстро передвигается. ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это,                        , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.
______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.

г) *Дополнительное задание «Семейный разговор». (Приложение. Слайд 12)

6. Подведение итогов урока. Выводы. (Приложение. Слайд 13)

– Что на уроке было главным?
– Добились ли мы поставленных целей?
– Имеются ли у вас вопросы по данной теме?
– Что было интересным?
– Чему научились?

7. Домашнее задание (Приложение. Слайд 14)

1 вариант: Подготовить индивидуальное сообщение по выбору учащегося:
– «Слова-хамелеоны» в русском языке (могут быть и вводными, и членами предложения – в зависимости от контекста)
– Слова, не являющиеся вводными, но похожие на них (исключительно, притом и др.)
2 вариант: Разработать словарный диктант по теме «Вводные слова».
3 вариант: Выполнить упражнение № 366.

urok.1sept.ru

Урок русского языка в 8 классе «Группы вводных слов по значению. Классификация вводных слов».

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

ТЕМА

Группы вводных слов по значению. Классификация вводных слов.

ЦЕЛЬ

Определить принципы классификации вводных слов.

ЗАДАЧИ

  • способствовать формированию умений находить и определять вводные слова; уметь определять их значение;

  • содействовать развитию устной и письменной коммуникативной компетенции;

  • оказывать содействие в обучении компьютерной грамотности;

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся знают синтаксическую функцию вводных слов, умеют определять значение вводных слов, расставлять знаки препинания при употреблении вводных слов, используют вводные слова в речи.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Вводные слова, значение вводных слов, пунктуация при вводных словах, употребление вводных слов.

ИСТОЧНИКИ

Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразоват. шк., /К.Л.Кабдолова, З.К.Сабитова, Л.Т.Килевая. — 3-е изд., перераб. — Алматы: Мектеп, 2012, — 214 с. ПРИЛОЖЕНИЕ «Вводные слова в тексте» (документ «Word»), Интернет-ресурсы:

http://russkiy-na-5.ru/articles/446;

http://www.pedlib.ru/Books/4/0038/4_0038-212.shtml;

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part5.htm#42114;

программа «Microsoft PowerPoint 2010».

МОДУЛИ

Новые подходы в преподавании и обучении, критическое мышление, возрастные особенности, использование ИКТ

ХОД УРОКА

ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЙСТВИЯ

УЧАЩИХСЯ

УЧИТЕЛЯ

hello_html_m264b07e9.png

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

МОМЕНТ

Деление на группы методом осознанного выбора.

Учащиеся группы А поочередно называют по одному членов своей команды.

Выбор сотрудников.

Помощь в организации распределения учащихся на группы.

2

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Создание проблемной ситуации.

Жили-были, по словам мудрецов, обособленные члены предложения, похожие друг на друга как две капли воды: определения и приложения, обстоятельства и дополнения.

Дружили они с дальними родственниками обращениями и их троюродными сёстрами-близнецами, любительницами осложнять предложения.

Не только ученики, но, по слухам, даже ГРАММАТИКА с трудом отличала их друг от друга.

Кстати, ГРАММАТИКА одному малышу даже волосы выстригла на затылке, да вот беда: кому именно, забыла напрочь. Конечно, Грамматика – супермногодетная мать, всех не упомнит…

Сегодня, надеюсь, мы поможем Грамматике определиться с малышами, узнаем их имена и характеры.

Перед нами проблема: выявление значений вводных слов. Разрешить проблему поможет несколько источников: лист заданий (ПРИЛОЖЕНИЕ), Интернет-ресурсы, учебная литература.

Выслушивание текста, запись незнакомых синтаксических конструкций.

«КОРЗИНА ПОНЯТИЙ, ИДЕЙ, ИМЁН»

Запись известных понятий и значений, заполнение корзины

Чтение сказки.

5

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ (ОПЕРАЦИОННАЯ СТАДИЯ)

30

УРОВНИ

ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРЕШЕНИЯ

ВОПРОСЫ,

ЗАДАНИЯ

ДЕЙСТВИЯ

УЧАЩИХСЯ

УЧИТЕЛЯ

ЗНАНИЯ

Изучение в учебнике таблицы «Группы вводных слов».

С какой целью употребляются вводные слова?

На какие группы они делятся?

ИНСЕРТ

(метод пометок)

Создание слайда №1.

Наблюдение за работой учащихся. Консультации. Постановка вопросов. Формативное оценивание.

5

ПОНИМАНИЕ

Обсуждение таблицы «Группы вводных слов».

Какую окраску придают высказыванию вводные слова?

Выполните задание №1 (см. лист заданий).

5

ПРИМЕНЕНИЕ

Выявление вводных слов.

Изучите текст на листе, выявите вводные слова.

Выполните задания №2, 3.

5

АНАЛИЗ

Разделение выявленных вводных слов на группы в зависимости от их значения. Изучение опубликованных в Интернете статей, посвящённых вводным словам.

На какие основные группы можно разделить вводные слова? Сравните классификацию в учебнике и на Интернет-ресурсах.

Выполните задание №4.

Слайд №2.

5

СИНТЕЗ

Составление электронной таблицы (или схемы Smart) .

Составьте электронную таблицу (схему) «Классификация вводных слов», используя все доступные средства получения информации

Составьте предложения с вводными словами каждой группы (см. задание №4), текст выступления.

Слайд №3.

Презентация работы.

5

ОЦЕНИВАНИЕ

Представление собственной точки зрения на классификацию вводных слов.

Какие группы вводных слов можно объединить или разделить? Почему?

Выступление спикеров групп. Выступление не должно превышать 30 секунд, должно быть аргументированным. Речь должна содержать вводные слова.

5

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Оцените собственную работу, используя цвет стикеров (красный – хорошо, оранжевый – отлично, зелёный – удовлетворительно) и смайлы, затем аналогичным образом оцените работу другой группы.

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRLLf8kFNyf4yn9Kj9kwiMgLpW9KrdomfxUHCBuOYYnZQezuVqHGw

http://duin.ru/images/smile-ravno.jpghttps://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTIe2NyRgIudZREJ0dn-AGCB5NQDsbkPByx4RqUvW8z4wrJ_s4H

«КОРЗИНА ПОНЯТИЙ, ИДЕЙ, ИМЁН»

Запись новых понятий и значений, заполнение корзины. СТИКЕРЫ

(эмоциональное оценивание)

Консультации.

7

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

На выбор учащихся:

  • составить сказку о вводных словах;

  • составить текст (около 100 слов на любую тему с использованием вводных слов;

  • составить 3 тестовых задания по материалам урока и учебника.

Рекомендации.

1

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание №1. Расставьте знаки препинания, объясните значения вводных слов и укажите, относятся ли они ко всему предложению в целом или к отдельному его члену.

I. 1. К счастью лихорадка застала меня в уездном городе. 2. Доктор не дайте мне умереть пожалуйста пожалуйста. 3. Признаюсь у меня самого кругом пошла голова. 4. Все сообщения так сказать прекратились совершенно. 5. Впрочем я кажется немного зарапортовался. 6. Я их тоже с своей стороны уверяю, что ничего дескать, а у самого душа в пятки уходит. 6. Или вы может быть меня не любите, может быть я обманулась… 7. Позвольте я вам все по порядку расскажу. 8. Старушка разумеется догадалась.

II. 1. Охотник Владимир говорил ни дать ни взять как провинциальный молодой актер. 2. Выражался он довольно удачно и видимо щеголял своими манерами; волокита тоже должно быть был страшный.

3. Всех подстреленных уток мы конечно не достали.4. Владимир к великому утешению Ермолая стрелял вовсе не отлично. (По произведениям И. Тургенева.)

Задание №2. Включите в предложения одно из вводных слов, данных в скобках. Запишите предложения с нужной пунктуацией. Объясните значения вводных слов в синонимических рядах (используйте текст задания №4).

1. Близилась буря (действительно, в самом деле, вне всякого сомнения). 2. Вы недавно на Кавказе? (вероятно, очевидно, видимо, по-видимому, кажется, по всей вероятности). 3. Лошадка его бежала недурно (на нашу радость, к нашему удовольствию, к истинному моему удивлению, удивительное дело).

4. Оба старичка очень любили покушать (как водится, по старинному обычаю, как часто бывает, по обыкновению). 5. Нрава она была смирного, или запуганного (точнее говоря, лучше сказать, говоря правильнее, правду сказать).

Задание №3. Найдите вводные слова.

Когда надо было идти в школу, смотреть вечерние фильмы бабушка не разрешала, и сразу после программы «Время» я отправлялся спать. Я лежал один в темной комнате, прислушивался к отдаленному бормотанию телевизора и ворочался от скуки, завидуя бабушке с дедушкой, которые ложились спать, когда им захочется. К счастью, школа была редким событием и рано ложиться приходилось нечасто.

Причин, по которым я пропускал занятия, было много, и все уважительные. Во-первых, я постоянно болел. Во-вторых, мама, наивно думавшая, что я буду жить с ней, записала меня в школу около своего дома, а дедушка, возивший меня учиться туда и обратно на машине, уезжал иногда под бабушкины проклятия по своим делам. Тогда нам приходилось добираться семь остановок на метро, и на такой подвиг бабушка решалась только в случае контрольной. Наконец, в-третьих, мы могли поехать куда-нибудь с утра на анализ, и эта причина была самой весомой.

Анализов, исследований и консультаций проводилось множество. У меня брали кровь из вены и из пальца, делали пробы на аллергию и снимали кардиограммы, смотрели ультразвуком почки и велели дышать в хитроумный аппарат, выписывающий подобные кардиограмме кривые. Все результаты бабушка показывала профессорам. (Павел Санаев, «Похороните меня под плинтусом».)

Задание №4. Составьте предложения с вводными словами каждой группы. Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, среди которых можно наметить следующие основные группы:

1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к досаде, к прискорбию, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на радость, на счастье, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело, неровен час и др.;

2) вводные слова, выражающие оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т. д.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.;

3) вводные слова, указывающие на источник сообщаемого: говорят, сообщают, передают, по словам…, по сообщению …, по сведениям…, по мнению …, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, по слухам, по приданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.;

4) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, напротив, наоборот, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, кроме того, сверх того, прежде всего, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др.;

5) вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления высказываемых мыслей: словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется, собственно говоря, вообще говоря, вернее сказать, точнее сказать и др.;

6) вводные слова, представляющие собой призывы к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми(те), поверь(те), послушай(те), согласитесь, вообразите, представь(те) себе, извини(те), прости(те), веришь (ли), верите (ли), скажем, допустим, предположим, пожалуйста и др.

Вводные слова могут указывать также оценку меры того, о чем говорится (самое большее, самое меньшее, по крайней мере), показывать степень обычности сообщаемого (бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению), выражать экспрессивность высказывания (по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаться сказать, надо сказать, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано).

Вводные слова выделяются запятыми. Если в вводном словосочетании пропущено слово, то вместо одной запятой обычно ставится тире, например: С одной стороны, сочинение интересно по своему содержанию, с другой — оно страдает неровностью изложения.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *