Запятая на стыке союзов: ставится или нет?
В сложном предложении при перестановке придаточной части иногда появляется стечение союзов (двух подчинительных или сочинительного и подчинительного). Такое сочетание иногда разделяется запятой, а иногда — нет. Но как отличить предложения, в которых запятая на стыке союзов нужна, от тех, где между союзами будет стоять только пробел?
В каких случаях могут встретиться союзы?
Чем сложнее конструкция предложения, тем больше в нём союзов, помогающих выстроить иерархию отношений между его частями.
1 В сложноподчинённых предложениях, где несколько придаточных образуют последовательное подчинение*, союзы могут образовать свободные сочетания, такие как:
- «что если»,
- «что когда»,
- «что хотя» и т.д.
*Справка: последовательное подчинение образуется тогда, когда каждое придаточное — главное для следующего за ним. В этом случае первое придаточное — это придаточное первой степени, второе — второй степени и т. д.
Вот скворечник
, в котором
живёт воробей, который
нас совершенно не боится.
Комплекс из нескольких союзов образуется в тех случаях, когда придаточное второй степени оказывается внутри придаточного первой.
Забавно
, что
, когда
поезд уже тронулся, люди на перроне советовали мне бежать за ним.В этом СПП одно главное предложение, состоящее из наречия «забавно», и два придаточных: «что люди на перроне советовали мне бежать за ним» (придаточное первой степени) и «когда поезд уже тронулся» (придаточное второй степени).
2 В сложном предложении с двумя видами связи также могут оказаться рядом два союза: сочинительный и подчинительный. Это возможно, когда придаточное оказывается внутри предложения с сочинительной связью.
Налепили пельменей, мама испекла пирог к чаю
, и
, хотя
гостья отнекивалась, усадили Марину за стол со всеми.
Два подчинительных союза
Чтобы расстановка знаков препинания в сложном предложении не вызывала трудностей, проще всего воспользоваться таким правилом:
1 На стыке союзов в сложноподчинённом предложении запятая ставится, когда второй союз не имеет соотносительной части «то», «так», «тогда» и т.д. В этом случае оба придаточных являются структурно независимыми и могут меняться местами или удаляться из предложения.
Вернёмся к нашему примеру:
Забавно
, что
, когда
поезд уже тронулся, люди на перроне советовали мне бежать за ним.Если переставить придаточное второй степени в конец предложения, получится:
Забавно
, что
люди на перроне советовали мне бежать за поездом, когда
он уже тронулся.Предложение можно изменить ещё раз, опустив последнее придаточное:
Забавно
, что
люди на перроне советовали мне бежать за поездом.
2 Если у второго союза появляется соотносительная часть «то», «так», «тогда» и т.д., запятая ставится только перед ней.
Мы начали играть в «Мафию» и настолько увлеклись
, что когда
увидели полночь на часах, то
долго не могли в это поверить.Если в этом предложении опустить придаточное второй степени «когда увидели полночь на часах», в первом придаточном останется соотносительное слово «то».
Мы начали играть в «Мафию» и настолько увлеклись
, что
то
долго не могли в это поверить.«Что» входит в состав единой конструкции из двух придаточных и не отделяется запятой от второго союза «когда».
Сочинительный и подчинительный союзы
1 По аналогичной схеме запятая между сочинительным и подчинительным союзами ставится, если второй из союзов не имеет соотносительной части «то», «так», «тогда» и т. д., а также если за придаточным не следуют сочинительные союзы «но» или «однако».
Налепили пельменей, мама испекла пирог к чаю
, и
, хотя
гостья отнекивалась, усадили Марину за стол со всеми.В примере обе части независимы друг от друга, союз «и» относится к предложению «усадили Марину за стол со всеми» и отделяется от «хотя» запятой. Придаточное «хотя гостья отнекивалась» можно без нарушения структуры предложения переставить в другое место.
Налепили пельменей, мама испекла пирог к чаю
, и
усадили Марину за стол со всеми, хотя
гостья отнекивалась.Его можно также и убрать:
Налепили пельменей, мама испекла пирог к чаю
, и
усадили Марину за стол со всеми.
2 Если после придаточного появляются слова «однако», «но», «то», «так», «тогда» и т.д., запятая не ставится на стыке сочинительного и подчинительного союзов.
Дочь уже неделю ходила какая-то задумчивая
, и когда
я, скрывая волнение, начала свои расспросы, то
она, наконец, поведала, что решила покрасить волосы в синий цвет.
Подведём итоги
Из таблицы видно, когда запятая между двумя союзами необходима, а когда на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или двух подчинительных) оставляют пробел.
Тип предложения | Запятая нужна (одиночный союз) | Запятая не нужна (составной союз) |
---|---|---|
СПП | что , если …, …что , хотя …, …что , когда …, …хотя , когда …, …хотя , если …, … и т.д. | что если …, то (так) …что хотя …, но …что когда …, то …хотя когда …, то …хотя если …, то … и т.д. |
ССП | и , хотя …, …и , если …, …и , когда …, …но , когда …, … и т. д. | и хотя …, но (однако) …и если …, то …и когда …, то (но) …но когда …, то … и т.д. |
Больше примеров для усвоения материала
«и когда»
Сестра как-то подловила момент
и
, когда
всех начали фотографировать, наставила мне рожки. (второй союз одиночный)
В доме постоянно сильный сквозняк
, и когда
кто-то входит на кухню, то
слышно, как воет ветер. (второй союз составной)
«что если»
Я подумал
, что если
отец войдёт и спросит, что я здесь делаю, то
я расскажу всё как есть. (второй союз составной)
«что когда»
Ей не зря говорят
, что
, когда
она играет на скрипке, люди готовы слушать часами. (второй союз одиночный)
«и хотя»
Была она весёлая, высокая, быстрая на меткое словцо
, и хотя
далеко не красавица, но
умела нравиться даже капризным бабушкам на лавочке. (второй союз составной)
Сочинительные союзы. Запятая перед союзами в сложносочиненном предложении
· Сегодня мы поможем составить выступление.
· Немного посочиняем.
· И проникнем в очередную тайну запятых.
Мы уже знаем, что союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
По значению союзы делятся на сочинительные (и, а, но, не то – не то, либо, не только – но и и т. д.) и подчинительные (когда, если, потому что, где, что и т. д.)
Сегодня мы обратим внимание на сочинительные союзы.
Дело в том, что наш старый знакомый Коля Диванкин получил задание. Он будет рассказывать в своем классе о сочинительных союзах.
− Коля, что же тебе не нравится?
− Да просто они скучные, и о них нечего рассказывать! Вы представляете? Я прихожу в класс и заявляю: «Сочинительные союзы соединяют однородные члены и части простых предложений». А одноклассники это знают!
Я рассказываю дальше: «Сочинительные союзы связывают простые предложения, равноправные по смыслу. И получается сложносочиненное предложение». А одноклассники и это знают!
А больше я рассказать ничего не могу. И надо мной посмеются!
− На самом деле сочинительные союзы совсем не скучные. Как ты думаешь, почему их называют сочинительными?
− Может, потому что с ними удобно сочинять?
− Сочинительный – от праславянского слова «чин, чинить», то есть, делать, совершать, устраивать. Но действительно, сочинять с этими союзами очень удобно!
Напишем маленькое сочинительное сочинение.
Наступила суббота и дети отправились в зоопарк. Они не пожелали разглядывать ни птиц ни змей. Их внимание привлек старый зато огромный лев. Дети шумели, толкались а лев просто спал. На жирафов или медведей никто смотреть не захотел. То ли жирафы неинтересные то ли настроение испортилось.
Что можно сказать о нашем тексте?
− Кажется, тут мало запятых!
− Мы обязательно их поставим, а сначала давай посмотрим на союзы!
Мы зазвали сочинение сочинительным, потому что в нем есть только сочинительные союзы!
− Разве? Но ведь они такие разные… И, ни-ни, зато, а, или, то ли – то ли… разве все они могут быть сочинительными?
− Да, потому что сочинительные союза выражают разные смысловые отношения. И поэтому по значению эти союзы делятся на три группы.
Сочинительные союзы могут быть соединительными, противительными и разделительными.
И и НИ-НИ – это соединительные союзы. Они обычно выражают перечисление. К соединительным еще относятся союзы тоже, также и да в значении и.
Элементы, которые соединяются при помощи таких союзов, обычно равноправны и дополняют друг друга. Между ними можно поставить плюс.
В нашем первом предложении простое предложение Наступила суббота при помощи соединительного союза и соединяется со вторым Дети отправились в зоопарк. Между двумя частями можно поставить плюс, они дополняют друг друга. У нас получилось сложносочинённое предложение, между частями которого мы поставим запятые.
Наступила суббота, и дети отправились в зоопарк.
Нужно запомнить, что между частями сложносочинённых предложений обычно ставится запятая.
Они не пожелали разглядывать ни птиц, ни змей.
Да-да, союз НИ-НИ – тоже соединительный! С его помощью перечисляется то, на что дети не захотели смотреть. Перед второй частью союза мы поставим запятую.
Если союз повторяется, то перед второй его частью ставим запятую.
В третьем и четвертом предложении есть сочинительные союзы А и ЗАТО.
А и ЗАТО – это противительные союзы. Такие союзы используются для сопоставления и противопоставления. К противительным относятся союзы НО, ОДНАКО, ДА в значении НО. При противительных союзах элементы противостоят друг другу.
Для них подходит знак минус, выражающий противоположность.
Их внимание привлек старый, зато огромный лев.
В третьем предложении определение
А в четвертом предложении противопоставлены два явления.
Дети шумели, толкались, а лев просто спал.
Перед противительными союзами мы всегда ставим запятые.
Обратим внимание на пятое и шестое наше предложение. В них есть союзы ИЛИ и ТО ЛИ – ТО ЛИ.
Это разделительные союзы. Они используются для взаимоисключения и чередования. К разделительным союзам относится также ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО – НЕ ТО.
При разделительных союзах одним равным элементом можно заместить другой. Между ними можно поставить знак равенства.
На жирафов или медведей никто смотреть не захотел.
В пятом предложении при помощи разделительного союза создается ситуация выбора: жирафов или медведей.
То ли жирафы неинтересные, то ли настроение испортилось.
То же самое происходит в последнем предложении, где правдиво одно из двух: жирафы неинтересные или настроение испортилось.
В этом случае перед второй частью союза мы ставим запятую, потому что союз повторяющийся.
− Ну что, Коля? Теперь тебе есть, что рассказать о сочинительных союзах?
− Ну, еще бы!
Что же нам требуется запомнить?
Запятые при сочинительных союзах ставятся:
· при однородных членах, е есть противительный союз (перед союзами А, НО, ЗАТО, ОДНАКО).
· если союзы повторяются − перед второй и следующими частями: И – И, ТО – ТО, ИЛИ – ИЛИ, ТО ЛИ – ТО ЛИ.
· в сложносочинённых предложениях между частями ставится запятая, вне зависимости от союза.
III. Запятая между однородными членами предложения
§ 143. Запятая ставится между однородными членами предложения, не соединёнными посредством союзов, например:
Со всех сторон слышались смех, песни, веселье (Л. Толстой). В комнате всё смотрело уютно, чисто, светло (Салтыков-Щедрин). У ног его две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки (М. Горький).
Примечание 1. Два или несколько прилагательных, согласованных с одним и тем же существительным и не соединённых между собой посредством союзов, являются однородными только в том случае, пока каждое из них непосредственно относится к этому существительному, например:
По мшистым, топким берегам темнели избы здесь и там (Пушкин). С бодрым чувством надежды на новую, лучшую жизнь он в девятом часу ночи подъехал к своему дому (Л. Толстой). Где жаркое волненье, где благородное стремленье и чувств, и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых? (Пушкин). Стал накрапывать редкий, мелкий дождь (Чехов).
Но прилагательные не являются однородными, если предшествующее прилагательное относится ко всему последующему словосочетанию, а не непосредственно к существительному, например:
Шёл длинный товарный поезд (Чехов). За дорогой – стриженая липовая аллея (Л. Толстой). Были в конторе старые висячие стенные часы (Л. Толстой).
Примечание 2. Не являются однородными членами предложения и, следовательно, не разделяются запятыми два одинаковых по форме глагола, следующие один за другим и образующие единое смысловое целое, например: Пойду узнаю. Пойти посмотреть. Возьми отнеси. Сядем потолкуем. Посидели поговорили.
§ 144. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединёнными посредством союзов а, но, да (в значении «но»), однако, хотя и т.п., например:
Не род, а ум поставлю в воеводы (Пушкин). Она говорила мало, но толково (Тургенев). На взгляд-то он хорош, да зелен (Крылов). Неодолимая, хотя и тихая сила увлекала меня (Тургенев).
§ 145. Запятая ставится между парными однородными членами предложения, соединёнными посредством союзов как – так и, не столько (не столь) – сколько (сколь), столько же (столь же) – сколько (сколь), не только – но и, если не – то, хоть (хотя) – но (а) и т. п. (запятой же перед как, не столько, если и т.п. в этих случаях ставить не следует), например:
А я не только впредь не трону здешних стад, но сам за них с другими грызться рад (Крылов). Он с виду хоть и прост, а свойство чудное имеет (Крылов). Как недостатки, так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой (Белинский). Необходимо побывать если не во всех, то по крайней мере в большинстве районов.
§ 146. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединёнными посредством повторяющихся союзов и…и, да…да, то…то, ли–ли, или–или и т.п., например:
Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать (Тургенев). Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал (Тургенев). Здесь барство дикое без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца (Пушкин). Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Дадон (Пушкин). Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком? (Пушкин). Овсяников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом (Тургенев). Бывало, с самого раннего утра убегаю или на пруд, или в рощу, или на сенокос, или к жнецам (Достоевский).
Примечание. Если повторяющимися союзами и, ни соединены два однородных члена с противоположными значениями, образующие одно цельное выражение, то запятая между ними не ставится, например: ни то ни сё, и так и этак, ни тот ни другой, ни да ни нет, и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, ни жив ни мёртв, ни взад ни вперёд, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять.
Запятая не ставится также между двумя однородными членами предложения, соединёнными повторяющимся союзом и образующими тесное смысловое единство (обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов), например:
Были и лето и осень дождливы (Жуковский).
§ 147. Запятая ставится между всеми однородными членами предложения и в том случае, когда только часть их имеет впереди себя повторяющиеся союзы, например:
Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны (Пушкин). Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну (Пушкин). Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов (Пушкин). Буду ли я пеною в море, или голубою мглой на горах, или вечерней тенью степной – я всегда буду помнить о тебе (М. Горький). Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон (Пушкин).
§ 148. Запятая ставится между парными группами, на которые могут распадаться однородные члены предложения (внутри таких пар не ставится), например:
Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному (Белинский). Когда мы были студентами, мы всюду втискивали науку, кстати и некстати, с умыслом и без умысла, искусно и неискусно (Писарев).
→ Запятая между повторяющимися словами
← Запятая между главным и придаточным предложениями
Дата публикации:
7 декабря 2000 года
укажите предложение в котором между двумя подчинительными союза милый запятая не ставится и
Помогите пожалуйста ❤️ 14. Спишите текст. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу глаголы с приставками. Перескажите текст в третьем лице. В комнат … е у меня был полнейший беспорядок. Что бы это значило? Уж не …. сюда кто-нибудь из моих младших братьев в моё отсутствие?! Я … к раскрытому книжному шкафу. Так и есть! Старых книжек Александра Дюма на месте не было, Их … с собой, конечно, Митя; он готов день и ночь читать и перечитывать „Трёх мушкетёров». Эти книги мне подарила моя старенькая тётя, которая много лет тому назад … их из Парижа. я отправился на поиски братьев, предполагая найти их в каком-нибудь укромном местечке. Но я … весь дом, во все комнаты, к соседям, но так никого и не нашёл. Тогда я решил, что братья или … вместе с родителями в гости, или … покататься на машине. Я вернулся к себе в комнату. Каково же было моё удивление, когда я … мимо шкафа с одеждой и услышал оттуда чьи-то вздохи. Ребята … туда, ожидая моего прихода, да так там и заснули. Митя … из шкафа сам, а Серёжу мне пришлось на руках . .. в детскую и уложить прямо в постельку.
СРОЧНО ПОМОГИТЕ!Сочинение. Подготовьте публичные выступления для родительского собрания на тему «Взрослые и мы» («Как мы понимаем друг друга», «Что бы … хотелось изменить в наших отношениях» и т.д.).(Пожалуйста того что нет в интернете. Наш учитель проверяет)
контрольный диктант по русскому языку с грамматическими заданиями по теме «Имя прилагательное» подскажите пожалуйста у меня завтра по этой теме дикта … нт пятый класс
упражнение 448 помогите пожалуйста
чем можно заменить союз а?
СРОЧНААА ПЛЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. ПЛЗЗЗЗ
600. Какое из слов не является числительным?А) столько В) пятый С) миллионD) полтора E) семеро
607. При каком из собирательных числительныхсуществительное употребляется в формеединственного числа?А) трое В) четверо С) пятероD) оба E) семеро
Волчица разобрать по составу
Подготовка к ЕГЭ. Задание 19.
Запятая между двумя союзами.Упражнение 1. Определите, нужно ли ставить запятую между двумя подчинительными союзами (или подчинительным союзом и союзным словом). Впишите номера предложений в соответствующую строку таблицы.
а) нужна запятая;
б) не нужна запятая.
1. Она (Каштанка) знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро.
(А.Чехов)
2. Я уже подумал, что если в решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (А.Пушкин)
3. Какая это великая истина, что когда человек весь отдается лжи, его оставляет ум и талант. (В.Белинский)
4. На задаваемые вопросы он (Дерсу) отвечал, что если в тихую погоду туман поднимается кверху и если при этом бывает сильное эхо, непременно надо ждать затяжного дождя. (В. Арсеньев)
5. Ночами темно так, что сколько ни старайся, не разглядишь и собственных пальцев. (И.Соколов-Микитов)
6. Корчагин знал, что если он слезет с лошади, то принимать участие в маневрах не сможет. (Н.Островский)
7. Я заметил, что куда ни приедешь, найдешь что-нибудь. (И.Гончаров)
8. Я вошел в свою комнату и почувствовал, что пока меня не было в Тифлисе, комната умерла. (К.Паустовский)
9. Случилось так, что когда мы ехали, не было ни малейшей зыби. (М.Пришвин)
10. Я давно заметил, что если происходит какая-то большая неприятность, то мелкие неприятности расступаются перед ней, добровольно уступают дорогу. (В.Шефнер)
11. Егорушка вспомнил, что когда цветет вишня, эти белые пятна мешаются с вишневыми цветами. (А.Чехов)
12. В его (о. Христофоре) позе было что-то вызывающе надменное и презрительное и в то же время в высшей степени жалкое и комическое, потому что чем внушительнее становилась его поза, тем ярче выступали на первый план его короткие брючки, куцый пиджак, карикатурный нос и вся его птичья, ощипанная фигурка. (А.Чехов)
13. Выпив молча стаканов шесть, Кузьмичев расчистил перед собой на столе место, взял мешок, тот самый, который когда он спал под бричкой, лежал у него под головой, развязал на нем веревочку и потряс им. (А.Чехов)
14. У Васи был еще другой мир, свой собственный, никому не доступный и, вероятно, очень хороший, потому что когда он глядел и восхищался, трудно было не завидовать ему. (А.Чехов)
15. Спать его (Егорушку) положили на сундуке и предупредили, что если он ночью захочет покушать, то чтобы сам вышел в коридорчик и взял там на окне цыпленка, накрытого тарелкой. (А.Чехов)
16. К ним (часам) все так привыкли, что если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не замкнешь. (М.Булгаков)
17. В это самое мгновение мне пришло на мысль, что когда я обернусь назад, то непременно увижу Смита. (Ф.Достоевский)
18. Она (старуха) подняла глаза и увидала, что как лесенки, перекинутые через небо, по которым можно ступать только босиком, поверху бьют суматошные от радости, еще не нашедшие землю солнечные лучи. (В.Распутин)
19. Медведь так полюбил Никиту, что когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. (М.Горький)
20. Окраска зверька до того походила на цвет коры, что если бы он оставался неподвижным, то его совершенно нельзя было бы заметить. (В.Арсеньев)
21. Администрация решила, что так как Красноярск лежит на большом сибирском тракте, то ссыльных лучше перевести в Минусинск. (В.Короленко)
22. Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то назначенное выступление обычно не отменяется. (В.Арсеньев)
23. Сначала страшно показалось Вакуле, когда он поднялся от земли и пролетел, как птица, под самым месяцем, так что если бы он не наклонился, то задел бы его шапкой. (Н.Гоголь)
24. Собакевич в четверть часа с небольшим доел осетра всего, так что когда полицмейстер вспомнил было о нем, то увидел, что от произведения природы оставался один хвост. (Н.Гоголь)
25. За огородом следовали крестьянские избы, которые хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но показывали довольство обитателей. (И.Тургенев)
Ответы
Упражнение 1.
а) 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 16, 18, 19, 23;
б) 2, 6, 10, 12, 15, 17, 20, 21, 22, 24, 25.
Упражнение 2. Поставьте недостающие знаки препинания. Впишите номера предложений в соответствующую строку таблицы.
а) запятая перед и;
б) запятая после и;
в) запятая перед и после и;
г) не нужны запятые.
1. Изредка какой-нибудь погонщик встрепенется от дум, вспомнит, что впереди его идут вверенные ему быки и чтобы показать себя занятым человеком, со всего размаха ударит палкой по спине быка. (А.Чехов)
2. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. (А.Чехов)
3. Уже начинался рассвет и это особенно было заметно по той отчетливости, с какою стали выделяться в воздухе клубы дыма и кроны деревьев. (А.Чехов)
4. Я похолодел, руки и ноги у меня онемели и я почувствовал в груди боль, как будто положили туда треугольный камень. (А.Чехов)
5. А Ариадна презирала практику жизни, ей не было никакого дела до всего этого и когда я, бросая тысячи франков на удовлетворение ее безумных желаний, кряхтел, как старое дерево, она с легкой душой напевала «Прощай, прекрасный Неаполь». (А.Чехов)
6. Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатываясь по релке на две стороны; опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. (В.Распутин)
7. За день она (Дарья) извелась и когда услышала, что снаряжают лодку в поселок за продуктами, тут же спохватилась: пусть сплавляет Андрей, пусть разузнает, что там с отцом. (В.Распутин)
8. Проехали полдороги и Павел почувствовал, как плеснуло на повороте сыростью. (В.Распутин)
9. Вот что решительно выстраивалось перед Павлом, едва он поднимался на яр и открывалась перед ним родная деревня со всем тем, что знал и видел он с самого детства. (В.Распутин)
10. Объяснение простое: не для себя строили, смотрели только, как легче построить и меньше всего думали, удобно ли будет жить. (В.Распутин)
11. А поглядите вы в зеркало, которое висит на одной из стен и вашу физиономию перекосит во все стороны самым безжалостным образом! (А.Чехов)
12. Хочу теперь все записать и если бы я не изобрел себе этого занятия, мне кажется, что я бы умер с тоски. (Ф.Достоевский)
13. Она (Анна Федотовна) ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и когда он наконец раздался, вздохнула с облегчением. (Б.Васильев)
14. Спала деревня: не лаяли, как вчера собаки, не скрипели двери и не доносились изнутри слабые тревожные звуки. (В.Распутин)
15. День, который выступал вслед за ним, вкратце повторил основные положения Года и так как времени на другое у него не осталось, он закончил свое выступление тем, что надо беречь каждую секунду. (Ф.Кривин)
16. Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники и иди дальше. (Л.Толстой)
17. Мне невольно пришло на мысль, что ночью я слышал тот же голос; я на минуту задумался и когда снова посмотрел на крышу, девушки не было. (М.Лермонтов)
18. Слышались голоса лесных синичек, а лес еще не шумел, потому что было очень рано и ветер еще только-только нарождался вдали. (В.Белов)
19. Когда Катерина перебралась к Дарье, стало поспокойнее Павлу: вместе старухам будет все-таки поспособней, полегче и он мог меньше тревожиться о матери. (В.Распутин)
20. На душе у нее (Олечки) было беспокойно и жутко и когда воротничок потребовал новых башмаков, она легла в постель и проплакала весь вечер. (Тэффи)
Ответы
Упражнение 2.
а) 2, 3, 4, 8, 10, 11, 16, 19;
б) 7, 13, 15;
в) 1, 5, 12, 17, 20;
г) 6, 9, 14, 18.
Правила постановки запятой | Польский язык. Самоучитель польского языка для начинающих с нуля
В этом разделе будут перечислены типы синтаксических конструкций, в которых русские правила пунктуации предусматривали бы постановку запятой, но в соответствии с польскими правилами это не обязательно.
Выделение одиночных деепричастий
Запятая не ставится для выделения одиночных деепричастий, если они стоят в начале, середине или конце предложения, например: Żołnierz schylając się przeciskał się pod gałęziami świerków — «Солдат, наклонившись, пролез под лапками елок». Сказанное не касается деепричастий, которые выступают как вставные члены (что наблюдается довольно редко), а также перед союзами, например: Ewa, zatrzymawszy się, zauważyła w tłumie znajomą twarz — «Эва, задержавшись, увидела в толпе знакомое лицо»; Słyszałem jakieś głosy, nie wiedząc, kto mówi — «Я слышал какие-то голоса, не зная, кто говорит». Впрочем, авторитетный «Nowy słownik poprawnej polszczyzny» под ред. А. Марковского рекомендует выделение причастий и деепричастий запятыми во всех случаях.
Выделение причастий и деепричастий с зависимыми словами
Запятая не ставится для выделения причастий и деепричастий с зависимыми словами, если они непосредственно присоединяются к главному компоненту и указывают на его существенную, постоянную характеристику, например: Przejrzała się w lustrze wiszącym w przedpokoju — «Она посмотрела в зеркало, которое висело в передней»; Krasicki należał do obozu związanego z królewskim programem reform — «Красицкий принадлежал к лагерю, связанному с королевской программой реформ». Если же причастие или деепричастие не выражают вместе с главным членом единого сложного понятия, между ними ставится запятая, например: Na samym wierzchu leżała książka, obłożona starannie w szary papier — «На самом верху лежала книга, старательно обернутая серой бумагой». То, что книга обернута серой бумагой, является ее случайной характеристикой, поэтому причастный оборот выделяется с помощью запятой. Запятая ставится и тогда, когда конструкция с деепричастием вставляется в середину предложения, например: Francja, chcąc uniknąć kontroli Anglii w Gibraltarze, przebudowała kanał — «Франция, желая избежать контроля Англии в Гибралтаре, перестроила канал».
Выделение деепричастий после подчинительных союзов
Запятая не ставится перед деепричастным оборотом, который находится после подчинительного союза, например: Nie przewidzieliśmy, że zaplanowawszy dokładnie trasę wycieczki, zabłądzimy w górach — «Мы не предусмотрели, что, точно распланировав трассу экскурсии, потеряемся в горах».
Разделение однородных членов
Запятая не ставится между членами сочинительной конструкции, которые связаны союзом а в соединительном значении, например: Wiatr był świeży a chłodny — «Ветер был свежий и холодный».
Разделение компонентов сложносочиненного предложения
Запятая не ставится между компонентами сложного предложения, которые связаны соединительными союзами i, oraz, tudzież, разделительными союзами lub, albo, bądź, czy, отрицательными союзами ani, ni, например: Wuj może był tego dnia zmęczony czy może trapiły go jakieś zmartwienia — «Дядя был в этот день, кажется, уставший, или, может быть, его что-то беспокоило». Допускается постановка запятой перед союзом і в сложносочиненных предложениях, если они содержат значение результативности, например: Jest to stanowisko słuszne, i niepotrzebnie się z niego wycofujecie — «Это правильная позиция, и вы зря от нее отказываетесь». Если упомянутые выше союзы повторяются, то, как и в русском языке, простые предложения разделяются запятой, например: I myślę o podjęciu pracy, i chciałbym się dalej uczyć — «И о самостоятельной работе я думаю, и дальше учиться хочу»; Albo sam podejmę decyzję, albo się poradzę rodziców — «Или я сам приму решение, или посоветуюсь с родителями».
Разделение компонентов сложноподчиненного предложения
Запятая не ставится между главным и зависимым предложением, если к зависимому присоединяется наречие, прилагательное, местоимение, частица или существительное, которое создает с ним единый функциональный комплекс. Речь о таких сочетаниях, как tak aby, tak żeby, tak by, tak że, dlatego że, tym bardziej że, dopiero gdy, w chwili gdy, teraz gdy, wtedy gdy, potem gdy, tam gdzie, ta, skąd, tam dokąd, tak jak, taki jaki, taki sam jak, ten sam co, to co, w czasie gdy, w miarę jak, na wypadek gdy, mimo że, zwłaszcza gdy, właśnie gdy и т.д. Это правило всегда действует, если подобные комплексы находятся в начале предложения, например: W razie gdybyś nie miał dostatecznych funduszów, postaraj się o kredyt — «В случае, если у тебя не будет необходимых фондов, постарайся получить кредит». Если наречие, прилагательное, местоимение, частица или существительное относятся к главному предложению и не создают вместе с союзом единой служебной конструкции, между ними ставится запятая, например: Dotarliśmy tam, gdzie przed nami jeszcze noga ludzka nie stanęła — «Мы попали туда, где до нас не ступала нога человека».
Выделение модальных слов
Запятой не выделяются модальные слова może, widocznie, oczywiście, rzeczywiście, zresztą, niestety, niewątpliwie, naprawdę и др., если они не стоят в начале высказывания и не соответствуют по значению придаточным предложениям, например: Nie dowiedziałem się niestety ani słowa więcej — «Я не узнал, к сожалению, ни слова больше»; Miał niewątpliwie słuszność — «Он был, несомненно, прав»; Nic o tym naprawdę nie wiedziałem — «Я, на самом деле, ничего не знал». В целом же для пунктуационного оформления модальных слов в польском языке нет однозначных и строгих правил — в одних случаях запятая ставится, в других нет. Слова niestety, przeciwnie и др. чаще выделяются запятыми, слова widocznie, pewno, prawdopodobnie и др. чаще не выделяются. Более подробную информацию об этом содержит «Słownik interpunkcyjny języka polskiego» Е. Подрацкого.
Разделение двух подчинительных союзов
Запятая не ставится между двумя подчинительными союзами, например: bo jeśli, że jeśli, że kiedy, że ponieważ и т.д.
Читать далее
Определите, нужна ли запятая между двумя рядом стоящими подчинительными союзами. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Нарисуйте схемы
избегайте прогулок в одиночестве в малолюдных местах;
откажитесь, по возможности, от ночных передвижений, в крайнем случае, воспользуйтесь такси;
если к вам грубо обращаются по поводу якобы допущенной ошибки или делают вас объектом насмешек, не отвечайте и не поддавайтесь на провокации;
старайтесь предвидеть и избегать неприятных ситуаций;
не останавливайте, по возможности, машины автостопом и не соглашайтесь на то, чтобы вас подвозили незнакомые люди;
никогда не показывайте деньги или драгоценности, их надо держать во внутреннем кармане, в дипломате или в другом надежном месте;
не нагружайте себя свертками и пакетами, лучше всегда иметь свободу движений на тот случай, если возникнет необходимость защищаться;
если кто-либо мешает вам передвигаться, и вы не можете освободиться, обратитесь к милиционеру, позвоните в звонок на любой входной двери;
в незнакомом городе передвигайтесь с картой, которая позволит время; по той же причине побольше обращайтесь к разным людям, когда вы ищите какой-нибудь адрес, потому что единственный ответ может быть неправильным;
не показывайте слишком ясно, что вы турист; прогуливайтесь с местной газетой под мышкой, смешивайтесь с местными жителями;
будьте внимательны к подворотням и плохо освещенным углам, стараясь по возможности их избегать;
если какой-нибудь автомобилист спрашивает совета, дайте его быстро и четко или извинитесь, что вы не знаете этого места, но не вызывайтесь сопровождать незнакомого человека;
избегайте садиться в пустой автобус, а если вам все-таки приходится делать это, садитесь ближе к водителю;
когда вы передвигаетесь в городе, всегда удобно иметь в распоряжении несколько мелких монет и билетов на городской транспорт. избегайте мест большого скопления людей: рынки, толпы, очереди и т.д. именно в толпе легко столкнуться с тем, кто крадет сумки и бумажники. сами вы этого даже не заметите из-за нехватки времени. вот еще несколько советов, которые, хотя они и очевидны, полезно не забывать:
обращайтесь в учреждения для оплаты какой-либо квитанции или для продления срока действия какого-либо документа не в час пик и не в последние дни перед окончанием срока действия документа;
Использование координирующих союзов — The Writing Center — UW – Madison
Используйте координирующие союзы, чтобы указать, что элементы, к которым они присоединяются, равны по важности и структуре.
Определение координационных союзов
Координирующие союзы соединяют грамматически похожие элементы (два существительных, два глагола, два модификатора, два независимых предложения):
- и
- или
- или
- т.
- но
- для
- еще
Как расставлять координационные союзы
Когда координирующее соединение объединяет два независимых предложения, перед координирующим соединением используется запятая (если два независимых предложения не очень короткие).
Союзы, за которыми не следуют второстепенные элементы, никогда не следует ставить запятыми.
Возможно, ни один бюджет не обходится без некоторой жирности, но официальные лица университетов утверждают, что их уникальная функция требует особых стандартов оценки.
Когда какое-либо независимое предложение в составном предложении содержит запятую для выделения вводных или несущественных элементов, читателя может ввести в заблуждение запятая перед координирующим союзом. В этом случае запятую можно заменить точкой с запятой.
Цифры, в частности, в элитных университетах, вызывают шок; тем не менее, нынешний прирост во многих школах является самым низким за десятилетие.
Когда НЕ следует акцентировать координационные союзы
Если предложение начинается с координирующего союза, за ним не ставится запятая
Тем не менее, типичная зарплата штатного профессора в размере 43 500 долларов по-прежнему представляет собой на 10% меньше покупательной способности, чем эквивалентная зарплата в 1970 году.
Запятые — это , а не , используемые между двумя глаголами, двумя подлежащими, двумя дополнениями или двумя объектами, соединенными координирующим союзом.
Это сбивает с толку большинство аналогий между университетами и коммерческими предприятиями. [составной объект предлога]
Пожертвования и дары составляют остальное. [составной субъект]
Джорджтаун, например, упразднил одну треть своих программ для выпускников за последние пять лет и недавно решил закрыть свою стоматологическую школу. [составной глагол]
— Все примеры взяты из «Facing Up to Sticker Shock», Time (20 апреля 1987 г.), 70.
Запятая между наборами корреляционных конъюнкций | Грамматика
Корреляционные пары союзов включают такие слова, как ни… ни, не… но, и оба… и. Для этого правила пунктуации мы можем также рассматривать наборы слов, такие как , не только… но также и . Когда используются пары или наборы союзов, их не нужно отделять друг от друга запятой. Однако между союзами может использоваться запятая, чтобы учесть другое грамматическое правило (см. Исключения).
Либо… либо — корреляционная пара союзов. В этом предложении следует удалить запятую, чтобы союзы не отделялись друг от друга.
Вот совет: Хотите, чтобы ваш текст всегда выглядел великолепно? Grammarly может уберечь вас от орфографических ошибок, грамматических и пунктуационных ошибок и других проблем с написанием на всех ваших любимых веб-сайтах.
Некоторые общие наборы коррелятивных союзов включают:
- либо
- . . . или
- ни то, ни другое. . . ни
- оба. . . и
- ли. . . или
- не только. . . но также
Запятые Редко отдельные корреляционные союзы
Вообще говоря, запятые , а не должны разделять пары корреляционных конъюнкций.Рассмотрим следующие примеры:
Исключения, касающиеся запятых между корреляционными соединениями
Как и в случае со многими правилами грамматики, есть исключения из правила относительно запятых между коррелятивными союзами. Если запятая выполняет другую грамматическую функцию в предложении, то ее следует использовать независимо от того, разделяет ли она части корреляционной пары союзов.
Например, если запятые необходимы для компенсации неограничивающего предложения, то они могут использоваться между соответствующими парами союзов.Рассмотрим пример ниже:
Обратите внимание, что пара коррелятивного соединения «ни. . . «ни», разделенный двумя запятыми, необходим для компенсации не ограничивающей оговорки, «в которой выплачивается только минимальная заработная плата».
Запятые также могут разделять пары корреляционных союзов, когда запятая разделяет два независимых предложения с координирующим союзом. Это характерно для коррелятивного союза «не только». . . но также.» Посмотрите на предложение ниже:
Обратите внимание, что когда часть пары коррелятивного соединения удваивается как координирующее соединение, ему предшествует запятая.Более того, субъект независимой оговорки (в данном случае «он») также разделяет в данном случае «но» и «также».
Запятые обычно не разделяют пары коррелятивных союзов, но есть исключения.
Координирующие союзы: правила Как их использовать
Координирующее союзы — это слово, которое объединяет два элемента с одинаковым грамматическим рангом и синтаксической важностью. Они могут соединять два глагола, два существительных, два прилагательных, две фразы или два независимых предложения.Семь координирующих союзов: для, и, ни, но, или, тем не менее, и , т. Е. .
Познакомьтесь с ключевыми игроками: фанаты
Лучший способ запомнить семь координирующих союзов — использовать аббревиатуру FANBOYS :
Для А также Ни Но Или же Еще Так
Вот совет: Хотите, чтобы ваш текст всегда выглядел великолепно? Grammarly может уберечь вас от орфографических ошибок, грамматических и пунктуационных ошибок и других проблем с написанием на всех ваших любимых веб-сайтах.
Из этих семи, , поэтому могут использоваться как координирующее соединение, так и как подчиненное соединение. В качестве координирующего союза , поэтому может связывать два независимых предложения способом, аналогичным , следовательно, , а в качестве подчиненного союза он может связывать два неравных предложения (одно независимое предложение и одно зависимое предложение) в смысле , так что .
Координатное соединение:
Подчиненное соединение:
Союзы, соединяющие два слова
Координирующие союзы могут соединять два глагола…
… два существительных…
… два прилагательных…
… два наречия…
… или любые два слова с одинаковым синтаксическим значением. И и или также могут использоваться для соединения двух последних элементов в серии, при этом остальные элементы разделяются запятыми.
Ставите ли вы запятую перед и , или — это вопрос стилистического выбора. Когда вы ставите запятую перед последним союзом в ряду, это называется «последовательной запятой» или «оксфордской запятой». Несмотря на то, что он рекомендован руководством по стилю Oxford University Press, большинство авторов британского английского не используют его.Однако в США это довольно распространено. Можно утверждать, что при написании на американском английском использование последовательной запятой является лучшим выбором, поскольку она устраняет любую возможность двусмысленности и создает порядок для читателя. Если ваш учитель английского был определенного возраста, вы можете подумать, что ставить запятую перед такими словами, как и , недопустимо, но это не имеет истинной грамматической основы.
Союзы, соединяющие две фразы
Правила использования координирующих союзов для объединения грамматически одинаковых фраз одинаковы.
Союзы, соединяющие два предложения
Координационные союзы, также известные как FANBOYS, могут соединять два независимых предложения. Независимые предложения называются так потому, что каждое из них может стоять само по себе как предложение. Однако мы связываем их с FANBOYS, чтобы не выплевывать все предложения, как роботы.
Координационные союзы заставляют эти идеи звучать более плавно.
При соединении двух предложений координирующим союзом всегда ставьте запятую перед союзом.
Начало предложения с координационного союза
Возможно, ваш учитель научил вас, что вы никогда не должны начинать предложение с FANBOYS. Но правда в том, что вы можете. (Я только что это сделал.) Причина, по которой ваш учитель, возможно, научил вас этому, заключалась в том, чтобы отговорить вас от написания фрагментов предложений. Однако после того, как вы пройдете эту стадию развития, нет причин, по которым вы не можете начинать предложение с союза. Давайте изменим приведенные выше примеры.
Просто помните, что нельзя злоупотреблять такими предложениями, потому что слишком многие из них могут звучать резковато.
Конъюнктивные наречия
Вы могли подумать: «Подождите! Я знаю, что раньше видел, как слова, отличные от FANBOYS, объединяли два независимых предложения. Когда эти слова получат грамматическое признание, которого они заслуживают? » Не волнуйтесь, этот момент настал. Слова, о которых вы думаете, действуют аналогично координирующим союзам, но они классифицируются как соединительные наречия. Некоторыми примерами конъюнктивных наречий являются , более того, а именно, тем не менее, тем временем, впоследствии и , а также .
Когда использовать запятые с союзами
Запятые не должны вводить в заблуждение.
В конце концов, вы знаете, что такое запятая: знаки препинания, используемые для обозначения деления в предложении, например разделения слов, фраз, предложения или последовательности.
И запятые часто сопровождают союз, который представляет собой слово, которое соединяет фразы, предложения или предложения (например, и , потому что , но и но ) или любые другие слова или выражения, которые дают аналогичные функция (например,г., в любом случае ).
Уловка состоит в том, чтобы правильно использовать запятые и союзы вместе .
Эта шпаргалка поможет объяснить, когда именно запятые и союзы следует использовать вместе и почему это важно (без, как мы надеемся, введения вас в кому, вызванную запятыми).
Знайте свои статьи
Использование запятой во многом связано с предложениями, которые вы комбинируете. Два предложения, между которыми обычно требуется запятая, — это независимое предложение (предложение, которое может быть отдельным автономным предложением) и зависимое предложение , которое не может быть автономным.
Рассмотрим этот пример:
- Мы все еще могли видеть кошку, которая шла за нами на 10 футов.
Первая половина, Мы все еще могли видеть cat , это независимое предложение, потому что оно может стоять отдельно как отдельное предложение. Вторая половина, , которая следовала за на 10 футов позади нас, является зависимым предложением, потому что не может быть отдельным предложением. Его смысл зависит от предложения в начале предложения.
Знай свои союзы
В дополнение к соединениям, упомянутым выше, существует также координирующих соединений .Это слова, которые могут соединять два независимых предложения.
Всего их семь: для , и , или , , но , или , , но , и , так что . Это всегда требует запятой.
Легкий способ запомнить все семь — использовать аббревиатуру FANBOYS.
Что такое относительное местоимение?
Относительное местоимение — это слово, которое используется для отсылки к ранее упомянутому существительному.Относительные местоимения часто используются для соединения предложений. Какие , , , , , , , , , , , и , , наиболее часто используемые.
Вот пример:
- Писатель, написавший эту статью, простудился.
В этом предложении , который — относительное местоимение, которое относится к существительному писатель .
(Подожди.Скоро вернемся к запятым.)
Что такое зависимое наречное придаточное предложение?
Зависимое придаточное придаточное слово или придаточное придаточное придаточное предложение — это предложение, которое также действует как наречие или модифицирует его. Он не может стоять отдельно как отдельное предложение, поэтому зависимые наречия должны использоваться как часть более крупной структуры предложения, содержащей независимое предложение.
Посмотрите на это предложение:
- Мышь вернулась, когда мы выключили свет.
W Когда мы выключили свет — это зависимое наречие, а — возвращенная мышь — это независимое предложение.
После всего этого, как узнать, когда два предложения нуждаются в запятой, чтобы разделить их, а когда можно обойтись без?
Ознакомьтесь с нашей шпаргалкой по запятым
Вы использовали координирующее соединение , такое как и , , но и или , чтобы связать два независимых предложения? Если да, добавьте запятую, как в этом примере:
- Не дошли, но завтра новый день.
Вы использовали относительное местоимение , например, who, who, which, what (или одно из их составных -ever или -soever ) с условием, которое необходимо для идентификации? Если да, опустите запятые, как в этом примере:
- Мальчик , который играет на кларнете , очень талантлив. (Какой это мальчик? Здесь инструмент — важная часть информации.)
- Совет от профессионала: , если вы не уверены, является ли ваше предложение важным, посмотрите, не изменит ли его удаление значение вашего предложения.
- Например: Антон , , который играет и на кларнете, и на фортепиано, очень талантлив . Поскольку у нас есть конкретная информация о мальчике (Антоне), пункт больше не является существенным. Требуется запятая.
Вы использовали относительное местоимение , такое как или , которое не было необходимо для идентификации? Если да, то без запятой:
- Юбка , которую купил вчера , уже порвана.
Использовали ли вы зависимое наречное придаточное предложение перед независимым предложением? Если да, добавьте запятую, как в этом примере:
- Когда я готовлю, дети сидят у моих ног.( M y дети сидят у моих ног — независимое придаточное предложение, когда я готовлю — зависимое наречное придаточное предложение.)
Использовали ли вы зависимое наречное придаточное предложение после независимого придаточного? Если да, то запятую добавлять не нужно.
- Корова ест траву, когда мы смотрим в сторону. ( Корова ест траву. — независимое придаточное предложение, — когда мы отводим взгляд. — зависимое наречие.)
Интересный факт: союзы , хотя и , , тогда как , , , и , хотя и принимают запятую, когда они являются частью зависимого наречного предложения, которое следует за независимым предложением.
- Она очень хотела вынести мусор, , хотя он был неполным.
Хорошие новости, предложения можно начинать с союзов!
И, если вы используете союз в начале предложения (как мы только что сделали), вы должны ставить запятую после него, только если оно будет первым в серии запятых. Это означает, что если единственная запятая в вашем предложении — это та, которую вы поставили после начального союза, вы должны удалить ее.
Например, вам не нужно использовать запятую после открывающего союза в предложении ниже, потому что запятая после слов и будет единственной в предложении:
- И это было концом.
Однако вам нужно будет использовать один после открывающего союза в предложении ниже, потому что предложение требует ряда запятых:
- Итак, она все равно сказала правду, хотя знала, что это положит конец ее карьере.
Запятая и не соединения:
, значит, и тожеКак вы используете запятые, когда речь идет о таких словах, как , и тоже (или любых других не союзов, которые объединяют предложения в середине предложения)?
Когда дело доходит до использования слова вместо , практическое правило состоит в том, что если оно начинается с вашего независимого предложения, должна быть запятая. Однако, если он стоит в начале зависимого предложения, вы можете пропустить запятую.
Все еще не уверены, следует ли использовать запятую? Попробуйте заменить слово на на , то есть на или , чтобы .Если значит работает, то запятая нужна.
- Моя сестра весь день устала, поэтому рано легла спать требует запятой, потому что это похоже на выражение Моя сестра устала весь день, поэтому рано легла спать.
Если так, чтобы можно было использовать без изменения значения, тогда вам нужно пропустить запятую.
- Я пошел на пляж, чтобы лучше разглядеть закат. работает точно так же, как сказать «Я пошел на пляж, чтобы лучше рассмотреть закат» .
Так как работает в любом случае, запятая не нужна.
Что касается слова тоже , все зависит от акцента, который вы ищете. Запятая должна стоять перед словом тоже , если вы используете ее для обозначения сдвига мысли в середине предложения, как в примере: Я тоже люблю кошек. Но это не обязательно в конце предложения: Я тоже люблю кошек .
Некоторые из этих правил легче запомнить, чем другие, но с практикой — и с этим руководством — вы скоро будете обсуждать расстановку запятых, как лучшие из них.Только остерегайтесь дебатов «Оксфорд или нет». Они не для слабонервных!
Получите это эссе, электронное письмо или письмо Нане до финиша с небольшой помощью в написании текста от Grammar Coach ™. Получите проверку грамматики, помощь по орфографии и многое другое бесплатно!
Соединение предложений запятыми и точками с запятой
Многие из вас просили помощи с пунктами между предложениями и фразами в предложениях. Вы хотите знать, когда следует использовать запятую, а когда — точку с запятой.Вот несколько правил с примерами, которые, я надеюсь, вам очень пригодятся.
запятые
Правило: Используйте запятую между двумя независимыми предложениями, когда их соединяют такие соединения, как и , или , , но , для , или .
Пример: Я покрасил весь дом, но она все еще шлифует полы.
Правило: Если предложения короткие (ваш звонок), то запятую опускайте.
Пример: Я покрасил и отшлифовал.
Правило: Если у вас есть только одно предложение (одна пара подлежащее и глагол), вам обычно не нужна запятая перед союзом.
Пример: Я покрасил дом, но полы еще нужно отшлифовать.
В этом предложении два глагола, но только одно подлежащее, поэтому в нем только одно предложение.
точка с запятой
Так когда же точка с запятой окажется в центре внимания?
Правило: Используйте точку с запятой, если у вас есть два независимых предложения, которые вы соединяете без конъюнкции.
Пример: Я покрасил дом; Мне еще нужно полы отшлифовать.
Правило: Также используйте точку с запятой, когда у вас есть запятые для меньшего разделения, и вам нужна точка с запятой, чтобы показать большее разделение.
Пример: У нас была встреча с семьей из Солт-Лейк-Сити, штат Юта; Лос-Анджелес, Калифорния; и Олбани, Нью-Йорк.
Pop Quiz
Выберите предложение с правильно поставленными пунктами.
1а. Я хожу на показы мод, а мой муж ходит в джаз-клубы.
1б. Я хожу на показы мод, а муж ходит в джаз-клубы.
1с. Я хожу на показы мод; а мой муж ходит в джаз-клубы.
2а. Я люблю моду, а он любит джаз.
2б. Я люблю моду, а он любит джаз.
2с. Я люблю моду; и он любит джаз.
3а. Я хожу на показы мод, но не в джаз-клубы.
3б. Я хожу на показы мод, но не в джаз-клубы.
3с. Я хожу на показы мод; но не джаз-клубы.
4а. Я хожу на показы мод, мой муж ходит в джаз-клубы.
4б. Я хожу на показы мод, муж ходит в джаз-клубы.
4с. Я хожу на показы мод; мой муж ходит в джаз-клубы.
5а. Я покупаю сыр, молоко и яйца на местном рынке: яблоки, апельсины и виноград на фермерском рынке, а аспирин, крем для бритья и дезодорант в аптеке.
5б. Я покупаю сыр, молоко и яйца на рынке по соседству, яблоки, апельсины и виноград на фермерском рынке, а аспирин, крем для бритья и дезодорант в аптеке.
5с. Я покупаю сыр, молоко и яйца на рынке по соседству; яблоки, апельсины и виноград с фермерского рынка; а также аспирин, крем для бритья и дезодорант из аптеки.
Pop Quiz Answers
1б. Я хожу на показы мод, а муж ходит в джаз-клубы.
2а. Я люблю моду, а он любит джаз.
3а. Я хожу на показы мод, но не в джаз-клубы.
4с. Я хожу на показы мод; мой муж ходит в джаз-клубы.
5с. Я покупаю сыр, молоко и яйца на рынке по соседству; яблоки, апельсины и виноград с фермерского рынка; а также аспирин, крем для бритья и дезодорант из аптеки.
Если вы хотите ответить на вопрос или комментарий другого читателя, нажмите соответствующую кнопку «ОТВЕТИТЬ». Если статья или существующие обсуждения не затрагивают вашу мысль или вопрос по данной теме, используйте поле «Комментарий» внизу этой страницы.
42 комментария о соединении предложений запятыми и точками с запятой
|
| |
| ||
| ||
|
| |
| ||
| ||
| ||
|
Грамматика: запятые
/ ru / grammar / abbreviations-and-acronyms / content /
Что такое запятая?
Запятая — это знак препинания, который можно использовать по-разному.В основном он используется для разделения вещей — например, двух мыслей в предложении, нескольких прилагательных или элементов в списке.
Существует множество правил, которые говорят нам, как следует использовать запятые, но пусть это вас не пугает. После небольшой практики это станет для вас второй натурой. Некоторые правила высечены в камне . Каждый раз они работают одинаково, поэтому вам не нужно слишком много о них думать. Остальные правила сложнее. В этих случаях вы должны понимать, что означает в предложении, чтобы знать, когда и где использовать запятую.
Использование запятых
Основные правила для использования запятых довольно надежны. Другими словами, их легко применить к вашему письму, потому что они всегда работают одинаково. Вам не нужно беспокоиться о каких-либо особых исключениях или задаваться вопросом, куда должна идти запятая. Каждое правило говорит вам, что именно делать.
Соединение двух предложений
Вы уже знаете, как соединить два предложения с помощью союзов, таких как и , или , , но , и , так что .Мы делаем это постоянно в обычном разговоре, если не в письменной форме.
Как видите, запятая ставит между двумя предложениями, прямо перед соединением . Он говорит вам, где заканчивается одна мысль и начинается другая. Ставить запятую после союза было бы неправильно, потому что союз является частью второй мысли.
Список предметов в предложении
Запятые также можно использовать для разделения трех или более элементов в списке.Просто поместите запятую между каждым элементом (и соответствующий знак препинания в конце). К последнему элементу обычно присоединяется союз, например и , или , или или . Как и правило соединения предложений, запятая ставится прямо перед союзом.
Географические названия и даты
Существуют определенные типы географических названий (например, город / штат и штат / страна ), которые всегда разделяются запятыми при их написании.Вы можете увидеть это правило в действии на любом почтовом конверте.
Феникс — это место внутри Аризоны, поэтому между городом и штатом стоит запятая. Это правило применяется всякий раз, когда вы относитесь к месту подобным образом, будь то MTV Studios , Times Square (это даже не город, штат или страна) или England , United Королевство .
Даты работают почти так же. Например, когда вы пишете полную дату, она должна выглядеть примерно так: 1 января 2014 г. .Это почти как если бы день и месяц равнялись внутри года, что в некотором смысле верно. Мы говорим о 1 января года в году 2014 года. Вот почему между датой и годом стоит запятая.
Котировки
Котировки обычно состоят из двух вещей: цитаты , (что сказал человек) и тега , (человека, который это сказал). Запятые тоже играют важную роль — они отделяют цитату от тега, поэтому мы можем сказать, что они отдельные, но связаны.
Так где же запятая? Это зависит от структуры предложения. Вот три примера.
- Перед цитатой: Ванесса спросила: «Кто-нибудь еще голоден?»
- После цитаты (внутри кавычек): «Я могу пойти на пиццу», — сказала Элизабет.
- В обе стороны (в середине цитаты): «Я хочу пиццу, — сказал Рик, — но не с анчоусами!»
Чтобы узнать больше, прочтите наш урок о кавычках.
В примере ниже отсутствуют две запятые . Вы можете сказать, куда они должны идти? Щелкайте по точкам, чтобы убедиться, что вы правы!
Нет!
Это не совсем так, но вы близки. Помните: при соединении двух предложений запятая всегда ставится перед союзом.
Верно!
Здесь должна стоять первая запятая — прямо перед союзом. Он говорит вам, где заканчивается одна мысль (я слышал звук на чердаке) и начинается другая (я пошел посмотреть, что это было).
Попробуйте еще раз!
Это должна быть точка, а не запятая. Вы можете это сказать, потому что следующее предложение — это законченное предложение (и нет союза, соединяющего их вместе).
Правильно!
Это хороший пример цитаты после тега. В таком случае запятая всегда ставится перед кавычкой (вне кавычек).
Еще запятые
Чтобы использовать запятые в более сложных и предложениях, вам придется действовать самостоятельно.Это означает, что вам нужно обдумать каждое предложение (и убедиться, что вы действительно понимаете, почему оно работает), прежде чем применять запятую.
Пусть вас это не пугает. Как всегда, если вы сделаете ошибку, это не конец света. Если вы застряли на каком-либо правиле, попробуйте внимательно изучить пример — иногда это помогает увидеть правило в действии. Если вы не носитель языка Английский язык , эти правила могут быть особенно трудными для понимания. Вы можете попросить о помощи кого-нибудь из ваших знакомых, например друга, коллегу или учителя.
Прилагательные
Другой раз, когда вы используете запятые, — это когда в предложении есть два или более прилагательных . Просто поставьте между ними запятую — это разделит их и упростит чтение предложения.
Это правило довольно универсально, но не всегда верно. Запятую следует использовать только в том случае, если прилагательные взаимозаменяемы .
Взаимозаменяемость означает, что вы можете перечислить прилагательные в в любом порядке , и это не изменит значения предложения.Чтобы выяснить, являются ли два прилагательных взаимозаменяемыми, попробуйте поменять их местами, а затем посмотрите, имеет ли предложение смысл.
Вот тот же пример с другой парой прилагательных: вкусно и заморожено . На этот раз прилагательные не являются взаимозаменяемыми. (Если вы перевернете их, вы, вероятно, поймете, почему.) Это означает, что их не следует разделять запятой.
По правде говоря, замороженный йогурт — это больше, чем просто прилагательное, за которым следует существительное.Это типа вещей , например, миниатюрный пудель , полосатая рубашка или даже горячего шоколада . Все эти примеры состоят из двух слов, но представляют собой одно целое. Если вы разделите их запятой или напишете в другом порядке, слова потеряют свое значение.
Вводные статьи
Возможно, вы уже знаете, что неполное предложение — это фрагмент. Когда вы начинаете предложение с фрагмента, это называется вводным предложением .(Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с нашим уроком о фрагментах.)
Совершенно нормально начинать предложение таким образом, а затем следовать за ним полной мыслью . Вам просто нужно разделить эти мысли запятыми. Это облегчает чтение предложения, а также указывает читателю, где сделать паузу, если необходимо.
В приведенном выше примере вещь перед запятой (, когда вы спали ) является фрагментом; вещь после запятой ( Я дал вам новую стрижку ) — это законченное предложение.Запятая необходима только в том случае, если в предложении вводится предложение . Если бы фразы были написаны в обратном порядке, вы бы не использовали запятую.
А как насчет таких выражений, как , к счастью, , , однако и , как вы видите, ? Чаще всего их можно увидеть в начале предложения, но они могут появиться и в конце. В отличие от вводных предложений, они не обязательно добавляют к предложению ничего нового. В любом случае их всегда следует разделять запятой.Например: Я сделал вам новую стрижку, как видите.
Несущественные статьи
Вы также должны использовать запятые для разделения несущественных предложений , которые появляются в середине предложения. Несущественное предложение — это то, что добавляет смысл, но это не совсем необходимо. Другими словами, если бы вы вынули его, предложение все равно означало бы в основном то же самое.
Чтобы выяснить, является ли предложение несущественным, попробуйте удалить его из предложения, а затем посмотрите, как оно звучит.Вышеупомянутое предложение все еще имело бы смысл, если бы мы удалили детали об аскоте. Было бы: Стив очень аккуратный.
Если бы предложение было существенным, мы не смогли бы его удалить, . Попробуйте вместо этого следующее предложение: Мужчины, носящие аскоты, очень опрятны. Если мы уберем детали об аскоте, мы получим немного другое: Мужчины очень опрятны. Это слишком общее, чтобы быть правдой — в конце концов, некоторые мужчины действительно небрежны. Вот откуда вы знаете, что предложение имеет важное значение для смысла предложения.
Другие случаи
По мере того, как вы приобретаете опыт работы с запятыми, вы будете сталкиваться со случаями, когда ваше суждение будет иметь большее значение, чем когда-либо. Эти случаи труднее определить, но они основаны на правилах, которые мы только что обсудили.
Например, некоторые предложения заканчиваются фрагментом, называемым модификатором free . Это просто причудливое слово для чего-то, что поясняет другую часть предложения или относится к ней. Когда вы используете такой бесплатный модификатор, всегда разделяйте его запятой.
Другие предложения заканчиваются отчетливой паузой , за которой следует что-то более неоднозначное. Этим финальным ударом может быть имя человека, с которым вы разговариваете, подтверждение или отдельное слово. Как бы то ни было, этот бит также следует разделять запятой.
Ниже приведены два предложения, состоящие из нескольких запятых: одно правильное, а другое — нет. Используйте то, что вы только что узнали, чтобы решить, какой из них правильный, затем щелкните точки, чтобы убедиться, что вы правы!
Не совсем так!
Здесь существенный пункт был ошибочно принят за несущественный пункт.Предложение должно быть написано без запятых:
Тем, кто живет в стеклянных домах, нельзя бросать камни.
Правильно!
Запятая в этом предложении использована правильно. Он отделяет вводное предложение (если вы продолжаете гримасничать) от остальной части предложения (так и останется).
Распространенные ошибки, связанные с запятыми
Соединение двух предложений без союза
Люди часто делают ошибку, используя запятую для соединения двух предложений без союза.Например:
Обратите внимание, как в первой версии предложения чего-то не хватает? Для правильного соединения двух половин требуется соединение, подобное и или , но . Вместо этого вы также можете использовать точку с запятой , чтобы исправить это: Она была девушкой из маленького городка; он был городским мальчиком . Или вы можете переписать предложение как два предложения с точкой между ними.
Присоединение к составному подлежащему или сказуемому
Помните, как вы должны использовать запятую для разделения трех или более элементов в списке? Будьте осторожны, чтобы не переборщить и не начать разделять на два элемента , которые принадлежат друг другу (другими словами, составное подлежащее или сказуемое).
Это может помочь думать о соединении как о единой идее или мысли. В приведенном выше примере учитель физкультуры и директор школы являются частью истории свиданий тети Рут — и перечислены только они. Вы не разбили бы их, если бы и основной не были переписаны как законченное предложение. Например: Тетя Рут встречалась с учителем физкультуры, но бросила его ради директора .
Когда фрагмент следует за предложением
Легко спутать фрагмент в конце предложения с вводным предложением — они действительно похожи.Мы уже касались этого правила, когда рассматривали вводные пункты, но не помешает повторить его еще раз.
Фрагмент работает как вводное предложение, только если он находится в начале предложения. Если это в конце, запятая не нужна. В этом примере запятая нужна в предложении, только если оно написано в обратном порядке: Пока мой муж ходил в поход, я поехала в Вегас .
Принудительная пауза
Использование запятой, чтобы заставить читателя сделать паузу — распространенная ошибка.Просто помните: запятые предназначены для облегчения чтения, а не обязательно влияют на способ чтения , .
Если вы хотите, чтобы программа чтения остановилась, вам придется проявить творческий подход к форматированию. Например, вы можете использовать эллипсы (очень распространенный способ обозначения паузы), как в примере выше. Или вы можете написать слово, которое хотите выделить, в коде заглавными буквами или курсивом .