Игры с канатом – Подвижные игры, танцы, упражнения со скакалкой, резинкой, веревкой, канатом. Лимбо. Тарзанка (маятник)

Содержание

Игры с веревкой: на всю компанию


текст: Леха Андреев, lexa

В прошлых колонках про «колыбель для кошки» мы учились делать отдельные веревочные фигуры, а также рассказывать веревочные истории. Однако во время нашего мастер-класса на «Флаконе» я заметил, что подобным играм не хватает массовости: они рассчитаны на одного исполнителя (ну или максимум двух), в то время как остальные — просто зрители.

Но существуют и коллективные игры с веревочным кольцом, которые не только развивают моторику, но и обучают командной работе. Я собрал некоторые из них, чтобы попробовать в лагере, куда мы поедем в июле.


Салки с веревкой

Эта старинная русская игра, в которую играли и дети, и взрослые (например, на свадьбах). Берется веревка длиной метров десять, ее концы связываются. Играющие становятся в круг, веревку держат перед собой в руках и растягивают ее. Водящий становится внутри веревочного кольца. Его задача — осалить кого-нибудь из игроков за руку, но делать это можно только тогда, когда рука держит веревку. Тот, кого осалили, становится водящим.

Игроки могут отдергивать руку от веревки, или сдвигать ее по веревке. Но при этом нельзя ронять веревку на землю — то есть отпускать ее всем сразу нельзя. Тот, кто отпустил руки и допустил касание веревкой земли, становится водящим.

Более сложный вариант: нельзя отпускать обе руки сразу, только одну. Кто отпустил обе руки, становится водящим.

Для того, чтобы игроки лучше отвлекались, водящий может рассказывать им какие-нибудь истории — будь то сказки или смешные случаи с участием присутствующих.

Обитаемый остров

Веревочное кольцо раскладывается на земле, образуя круг. После чего группе играющих предлагается встать внутрь кольца. Все поместились? Теперь «островок» делается поменьше: например, веревка складывается пополам, и из нее снова делается круг на земле. И опять задача та же самая: все должны устоять на островке. После этого веревочный круг опять сокращается!

С какого-то момента игрокам придется поддерживать друг друга, стоя на одной ноге (и возможно, не на своей!).

Сквозь кольцо

Играющие встают в круг и берутся за руки. При этом на руку одного из них надето веревочное кольцо. Задача — не расцепляя рук,  игрок должен пролезть через кольцо и передать его по руке следующему игроку. То же самое должен проделать каждый следующий игрок.

В эту игру можно играть двумя командами с двумя веревками — кто быстрее проведет веревочное кольцо по полному кругу игроков. Либо можно играть одной командой, но на время. Вот например так:

Невидимый лабиринт

Перешегивание веревочного кольца напоминает другую популярную игру — «в резиночку». Как в нее играть, нам уже напоминал Дмитрий Пряник в своем обзоре. К слову сказать, на Западе ее называют «китайской веревкой». И видимо не случайно: у китайцев эта игра содержит много фигур и вообще похожа на какой-то удивительный танец (смотрите ролики в обзоре Дмитрия).

А я здесь напомню другую игру, в которой участвуют веревка и ноги. В нее можно играть точно так же, как в резиночку. Двое растягивают веревочную петлю на своих ногах, на некотором расстоянии от земли. А третий должен перепрыгнуть или просто перешагнуть веревку… с завязанными глазами. А потом обратно. И при этом не задеть веревку.

Коллективный вариант: растягивают длинное веревочное кольцо в виде лабиринта — веревку при этом могут держать несколько человек, а можно просто привязать ее к мебели (если в помещении) или к деревьям (если на улице). Водящие, которых может быть несколько, сначала смотрят и запоминают расположение веревок. А затем им завязывают глаза — и они должны пройти этот лабиринт, либо нагибаясь (где веревка высоко), либо перешагивая (где низко). Остальные присутствующие могут подсказывать водящим, где нагибаться, а где перешагивать.

Особый фокус состоит в том, что когда водящим завязали глаза, можно тихонько опустить веревку на землю. А затем попытаться удержаться от смеха, наблюдая за тем, как водящие перешагивают веревку, которой нет. Даже взрослые не могут удержаться:

Геометрия

Когда я дома делаю разные веревочные фигуры на пальцах, моя трехлетняя дочка может подбежать и неожиданно потянуть к себе веревку в самый ответственный момент. Вначале меня это раздражало, но потом я понял, что это такое скромное предложение поиграть вместе. И действительно, делать веревочные картинки вроде «Млечного пути» ей пока сложно. Но зато она вполне уловила идею о том, что веревочное кольцо на нескольких «точках опоры» дает разные геометрические фигуры.

И вот мы с ней начинаем их делать двоем, разводя и сводя руки с веревкой — сначала треугольник, потом квадрат, потом песочные часы или звезду… Иногда мы спорим, потому что каждый тянет веревку на себя, пытаясь сделать свою фигуру. Но постепенно договариваемся и делаем общую.

То же самое можно делать группой. Несколько человек встают в круг, берутся за веревку — и по команде ведущего они должны сделать какую-нибудь фигуру, растянув веревку в руках. Треугольник, например. Можно запустить соревнование двух команд с двумя веревками: кто быстрее выполнит задание.

Более сложный вариант: после получения задания запрещено переговариваться.

И еще более сложный вариант: делать это с закрытыми глазами (но в этом случае можно переговариваться).

Ткацкий станок: снова «колыбель для кошки»

В детстве я ездил в пионерский лагерь, и среди прочих странных активностей советско-детской культуры там была такая штука — «танец станков». Танец был довольно дурацкий: мы стояли в две шеренги, и растянув между ними красные ленточки, тупо поднимали и опускали руки с этим ленточками, как роботы. Это должно было изображить тканцкий станок, который ничего не ткал. Зато он начинал «ткать» в перерывах между репетициями, пока вожатые куда-нибудь уходили — вот тогда мы оттягивались с этими ленточками, обматывая ими все вокруг и друг друга, либо сплетая из этих лент разные причудливые сети. Но эта деятельность почему-то считалась «хулиганством», хотя именно она была наиболее интересной и творческой.

Я сразу вспомнил об этом, когда задумался, как сделать игру с веревкой на пальцах более коллективной. Можно, например, заметить, что и «лестница Якова», и многие другие веревочные фигуры предполагают симметричные движения двумя руками. Поэтому можно делать одну фигуру на двоих: левая рука — ваша, а правая — вашего приятеля. Суть игры в том, чтобы сделать все движения синхронно: это и будет залог правильной фигуры.

Получилось вдвоем? Теперь попробуйте втроем, впятером или в любом другом количестве людей, вставших в круг. При этом каждая ваша рука делает свою фигуру: правая — с соседом слева, левая — с соседом справа. Это уже нехилая концентрация внимания. Вот как делают эти девчонки:


 

Другой вариант коллективной игры — когда роль отдельных пальцев выполняют отдельные люди. Три человека с одной стороны (мизинец, указательный, большой), и три человека — с другой стороны. Плюс длинная веревка, метров тридцать. Плюс ведущий, который подсказывает, какой палец какую веревку хватает и куда переносит.

Вот как делается «Лестница Якова» на таком живом ткацком станке.

И еще один ролик в том же жанре, хотя уже более стильно сделано — игра «Колыбель для кошки», но не вдвоем, а коллективная:

Ну и последний видео-пример, специально для тех, кто думает, что веревочные игры — бесполезное занятие.  Этот ролик был снят скрытой камерой на одном из заводов автомобильного концерна Audi. Но автора ролика всё равно потом нашли — и уволили с работы за разглашение корпоративной тайны. Зато мы теперь знаем, как на самом деле проектируют эти автомобили:

P.S. Игры юных альпинистов
 
Вообще игр с веревкой довольно много. В моем обзоре собраны только те, которые учат работе в команде при решении задач пространственной координации. Не случайно во всех примерах используется веревка, связанная концами в кольцо — это своего рода символ объединения, коллектива.

Другая большая группа игр с веревкой — это игры более спортивные, в которых тренируется индивидуальная физическая сила и ловкость. Хорошая коллекция таких игр собрана в работе Ильдара Замалетдинова «Игры с веревкой и альпенштоком».

Читайте также:
Игры с веревкой: от фигуры к сказке
Колыбель для кошки: игры с веревкой
Резиночка и другие уличные игры детства
Игры на пальцах: пособие для юных хакеров

letidor.livejournal.com

Игры и конкурсы со скакалкой или веревкой — для детей и не только

devochki-so-skakalkoyМожет показаться, что данная статья будет интересна только девочкам лет  десяти. Однако скакалка — это универсальный спортивный инструмент, и уметь прыгать со скакалкой не зазорно и взрослому мужчине. И тем более, есть множество игр и конкурсов, в которых она может сыграть ключевую роль. Эти игры будут уместны как на детском празднике, так и на взрослой вечеринке.

  1.  Собственно, сами прыжки со скакалкой. Хотя это больше относится к упражнению, но можно превратить и в игру, включив в упражнение соревновательный элемент. (Например: кто больше сделает прыжков за 30 секунд и не собьется?)
  2. Прыжки через вращающуюся скакалку. Два человека держат скакалку и вращают ее, а остальные участники должны успеть перепрыгнуть, не задев скакалки.
  3. Здесь тоже нужны два помощника, которые будут держать скакалку, а остальные должны будут пройти под ней, не задев. При этом те, кто держат скакалку, периодически опускают её всё ниже и ниже, из-за чего игрокам приходится изловчиться, чтобы пролезть под ней.
  4. Следующий конкурс лучше проводить с длинной веревкой или с несколькими скакалками, связанными в одну. Конкурс называется «Горный перевал». Два помощника держат веревку натянутой, а между ними выстраивается баррикада из стульев, коробок, книг — чего угодно. Игрокам надо преодолеть все препятствия, одной рукой постоянно держась за веревку. Они на горном перевале, и если отпустят веревку, то упадут вниз.
  5. Перетягивание каната. Тут, конечно, лучше взять не скакалку, а веревку — достаточно крепкую, иначе она может порваться и участники игры могут пострадать. Правила просты: чья команда перетянет команду соперников за линию — та и победила.
  6. Этот конкурс тоже лучше проводить с длинной веревкой. Конкурс «Лабиринт». Раскладываем на полу веревку в виде лабиринта, при этом устанавливаем на ней различные препятствия. Нужно пройти лабиринт, не задев препятствия и не сойдя с веревки. Можно усложнить конкурс, дав игроку кружку с водой, которую нужно донести до конца «лабиринта», не расплескав.
  7. При наличии нескольких скакалок и двух команд, можно провести игру под кодовым названием «Морские узлы». Двум командам выдается одинаковое количество скакалок и предлагается за определенное время (30 секунд или минута) связать их в трудно распутываемый клубок. Потом они меняются клубками и по команде ведущего начинают распутывать то, что запутали их соперники. Кто быстрее справится — те победили.
Категории: Игры, конкурсы, ПраздникиТэги: дети, игры, скакалка

ja-doma.ru

Игры и конкурсы. Простой реквизит на детском празднике. Часть 1

Игры и конкурсы. Простой реквизит на детском празднике. Часть 1

Чтобы детский праздник прошёл весело и интересно, нужно заранее подготовить предметы, которые понадобятся для проведения игр и конкурсов. Список игр с применением разных вещиц и приспособлений будет полезен воспитателям и всем, кому придётся заниматься организацией детского праздника. Такая подборка пригодится и родителям, желающим порадовать своего ребёнка интересными развлечениями в день рождения.

Тихие и активные детские игры и развлечения

Картонные и пластиковые стаканчики

Одноразовых стаканчиков хватит как минимум на две игры. Их удобно переносить и можно брать с собой, выезжая с детьми на природу, сложив один стакан в другой.

Пирамидка (спокойный вариант)

В этой игре дети на скорость складывают пирамиду из стаканчиков, перевёрнутых вверх дном. Конкурс получится особенно весёлым, если игроки будут складывать пирамидку с завязанными глазами. Складывают по такой схеме: в нижнем ряду – 5 штук, в следующем – 4 (в шахматном порядке), затем 3, 2 и 1.

Танцы с препятствиями

Суть игры: ведущий строит пирамидку, а все участники должны, танцуя, перепрыгивать через неё. С каждым новым «этажом» сделать это будет сложнее. Пирамидку можно достраивать до тех пор, пока она не окажется в половину роста ребёнка. Эта игра похожа на гавайскую забаву «Лимбо»: танцующие наклоняются назад и в таком положении проходят под верёвочкой, которая постепенно опускается.

Куклы-перчатки и куклы-пальчики, ткань для ширмы 1,5х1,5 м

Театр

С детьми от 3 до 6 лет можно разыграть простую русскую народную сказку. С помощью ширмы создаётся импровизированный театр. Два человека держат ширму за верхние края, остальные дети получают кукол и роли, а ведущий рассказывает сказку.
Детям от 7 до 10 лет будет интереснее разыграть сказку, переделанную на новый лад, или другой необычный сюжет, только нужно заранее составить сценарий и придумать роли.

Шуточная игра «Теремок»

Здесь не обойтись без помощи взрослых. Они натягивают ткань параллельно полу и удерживают её за углы на высоте примерно 1 м. Это будет домик. Игра проходит по мотивам сказки «Теремок»: все дети получают роли, надевают на руки куклы-рукавички, а ведущий выступает одновременно в роли сказочника и медведя, который в конце игры «сядет» на крышу. Самый весёлый момент – когда медведь присматривается и думает, как бы поудобнее навалиться на теремок. Как только он пытается это сделать, дети разбегаются с визгом и смехом.

Игры и конкурсы с бельевой верёвкой

С верёвкой можно придумать множество весёлых развлечений, здесь лишь некоторые из них.

Лимбо

В игру можно играть с детьми любого возраста. Ведущие натягивают верёвку с двух сторон так, чтобы она была на уровне шеи, и удерживают её параллельно полу. Звучит весёлая музыка, все участники танцуют и проходят под верёвкой, наклонившись назад. Каждый раз реквизит опускают на 10-15 см ниже.

Эстафета

Верёвку раскладывают на полу в виде дорожек. Задача игроков – пройти по ним, как по канату. Игрок или команда, у кого это получится лучше и быстрее, становятся победителями.

Срежь приз!

На верёвке развешивают разные предметы. Задача игроков – дойти с завязанными глазами до верёвки и срезать приз.

Подарок

В коробку кладут подарок-сюрприз. Один конец верёвки привязывают к коробке, другой дают в руки игроку и вручают ему карандаш. Задача игрока – дойти до коробочки, наматывая верёвку на карандаш. Приз вручается тому, кто справится быстрее всех.

Сороконожка

Участники разделяются на две команды. Обеим командам вручают одинаковые отрезки верёвки. Каждого игрока нужно «нанизать» на верёвочку через рукава, петли, ремни, бантики или шнурки на обуви – у кого что есть. Побеждает команда, которая справилась первой.

Мыльные пузыри

Выдувание мыльных пузырей – весёлая детская забава и прекрасное развлечение для праздника. С мыльными пузырями получаются очень красивые видеоклипы в сопровождении весёлой музыки.

Боулинг

Игра с кеглями и мячом хорошо известна взрослым и детям. Она азартна и увлекательна, особенно если игроки в одной возрастной группе. Каждому ребёнку даётся несколько попыток, потом считают сбитые кегли и награждают победителя призом. Вместо фабричных кегель можно сбивать бутылки, на треть заполненные водой или песком.

Магнитный дартс

Мальчики очень любят эту игру, а сколько радости доставляет победителю звание самого меткого стрелка! Мишень мягкая, поэтому её удобно переносить, свернув в тубус, а для того, чтобы укрепить на стене, нужен всего один гвоздик.

Волшебная палочка

Таинственная волшебная палочка удивительным образом заставляет каркасы геометрических фигурок парить в воздухе. Очень интересный эффект, который вызовет восторг и у детей, и у взрослых!

Еще больше веселых и незатейливых конкурсов читайте в продолжении статьи здесь «Игры и конкурсы. Простой реквизит на детском празднике. Часть 2«.

eventspro.ru

Сценарий выпускного праздника «Гномики»

Сценарий выпускного праздника для группы раннего развития, тема: «Гномики»

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.

Оборудование:

Верёвка, шест, колышки, флажки, прищепки.
Заготовки-фонарики, флексика, салфетки красного цвета.

Стеклянные камешки.
Колокольчики на веревочках.
Разноцветный купол.
Картинка-заготовка «Веселый гномик», пластилин красного, синего и белого цвета. Планшеты.
Вода, одноразовые стаканчики с именами детей, гидрогель «Цветы».
Канат. Обручи. 
Медали, сертификаты.
Аудиозаписи: «Шествие гномов» Э. Григ, «Есть на свете гномики», «Жил в лесу дремучем гном», «Гномы».

Ход:

— Сегодня мы с вами поиграем в игру «Превращалки».

— Один, два, три, четыре, пять, начинаю превращать: все дети превращайтесь в гномиков! В добрых, веселых гномиков-волшебников.

Взрослый дотрагивается до детей «волшебной палочкой», «превращая» их в «гномиков».

Выращивание цветка (с использованием гидрогеля)

Гномики умеют делать чудеса. Сейчас вы сами сделаете маленькое чудо — вырастите волшебный цветок. Налейте в стаканчик немного воды. Возьмите маленький цветочек и положите его в стаканчик с водой. Теперь нужно вот так помахать руками над стаканчиком, потопать ногами, три раза хлопнуть в ладоши и подуть на стаканчик. Теперь нужно немного подождать и цветок вырастет большим.

Развешиваем флаги

На шест прикреплена веревка, расходящаяся по две стороны. На эту веревку дети с помощью прищепок прикрепляют флажки. Край каждой из двух веревок привязан к колышку, который втыкается в землю.

Фонарики для гномиков

Дети получают заготовки-фонарики, которые украшают наклейками-флексикой. Затем зажигают огонек в фонарике — сминают салфетку красного цвета и вкладывают внутрь фонарика.

— Поднимите фонарик высоко вверх, опустите вниз, покачайте фонариком слева-направо, посветите фонариком вокруг себя — покружитесь с фонариком.

Игры с канатом

Перетягивание каната, ходьба босиком по канату, перепрыгивание через канат, подлезание под канатом, ходьба колонной друг за другом, держась рукой за канат.

Эстафета «Гномики в каретах»

В обруч становятся, держась за него руками, взрослый и ребенок. По сигналу начинают двигаться к условленному месту.

Поиск сокровищ

В траве разбросаны разноцветные стеклянные камешки, которые дети должны найти и собрать.

Подвижная игра «Колокольчик, зазвени!»

Выше роста детей подвешиваются колокольчики. Дети, подпрыгивая и вытягивая руки вверх, должны задеть колокольчик, чтобы он зазвенел.

Подвижная игра «Гномы в доме»

Родители поднимают разноцветный купол над головами детей. По команде «Гномы в доме» дети должны забежать под купол, а родители медленно опускают его.

Лепка барельефная «Веселый гномик»

— У вас на картинке портрет веселого гномика. Но портрет не готов, нужно его закончить.

Глаза: разделить пластилин на две равные части; круговым раскатыванием сделать два шарика из синего пластилина и приложить на место глаз; придавить.

Рот: прямым раскатыванием сделать тонкую колбаску из пластилина красного цвета, изогнуть и приложить на место рта; придавить.

Борода: раскатать толстую колбасу, изогнуть и приложить к подбородку, вытянуть пальчиком «бороду».

Танцевальная разминка «Гномики»

Дети танцуют, повторяя движения за взрослым.

Вручение медалей и сертификатов выпускникам

Детям торжественно вручаются заранее распечатанные на плотном картоне «медали», а их родителям раздаются сертификаты об окончании курсов раннего развития.

Далее, по желанию родителей, можно отправиться с детьми на природу.

Скачать сценарий выпускного праздника для группы раннего развития на тему «Гномики»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

vospitatel.com.ua

Игры с веревкой — Летний лагерь

IND14331m.jpg

В такую игру часто играли девчонки в школьных коридорах и летних лагерях нашего детства. Пацаны играли реже. И если другие игры на пальцах я давно уже показал своим детям — и пальчиковых зверей, и КНБ, и тайные языки — то про «колыбель для кошки» вспомнилось только недавно. Однако с помощью Интернета можно не только восстановить забытое, но и научиться многим новым трюкам с веревочкой.

С чего начать

Брошюра «Узоры на пальцах», написанная Михаилом Балабанчиком из Минска. Эта самиздатовская книжка неплохо работает как вводное пособие — там есть основные стартовые позиции и пошаговое описание пятнадцати веревочных фигур.

Брошюра Михаила — редкое, но не единственное такое пособие на русском языке. Есть еще книжка «Игры с веревочкой» (Афонькина Е.Ю., Афонькина А.С.). Правда, она последний раз издавалась в 2001 году, так что найти бумажный вариант непросто — но она есть отсканированная на пиратских сайтах. А еще есть «Волшебные веревочки на пальцах» (Ирина Шебушева, АСТ, 2010).

Однако делать веревочные фигуры по текстовым инструкциям непросто. Их гораздо легче запомнить, когда показывают буквально «на пальцах». К счастью, у того же Михаила Балабанчика есть сайт «Игры с веревкой». Там собраны не только текстовые описания, но есть и раздел «Видео» — где Михаил в своих роликах показывает и начальные позиции, и некоторые фигуры. Вот один из его роликов:

Игра на двоих

А вот чего не хватает на сайте «Игры с веревкой» ,так это забавы на двоих — которая и была популярна у наших девчонок. Эта игра тоже существует в разных вариантах. Для любителей поломать голову есть текстовые описания, но опять же, проще разобраться на примерах видео.

Ниже приведен ролик, в котором сначала показано, как делать четыре самые популярные детские фигуры — «Чашка», «Эйфелева башня», «Метла» и «Лестница Якова». А затем идет собственно «колыбель для кошки» на двоих.

Американский вариант — начало такое же, а концовка опять чуть-чуть другая:

Немецкая версия посложнее — тут больше дополнительных комбинаций:

И совсем необычная — «колыбель для кошки» на троих:

Для продвинутых: немного истории

Прежде чем перейти к ссылкам на более серьезные пособия по веревочным играм, хочется сказать несколько слов об истории этого феномена.

История, как и сама игра — запутанная. Никто точно не знает, когда и где появились эти игры. Их находят у американских индейцев и австралийских аборигенов, у эскимосов и африканцев. Если бы я был этнологом, я бы наверняка связал «колыбель для кошки» с гораздо более серьезной веревочной системой — узелковым письмом майя, и назвал бы родиной этих игр Центральную Америку. Кстати, у некоторых народов (например, у маори) веревочные фигуры до сих пор играют роль «секретного письма», с помощью которого пересказываются древние мифы.

Первые серьезные исследования веревочных игр начались только в самом конце XIX века. Это было очень своевременно, поскольку многие малые этносы уже вымирали под натиском индустриальной цивилизации. Так что сохранению веревочных игр мы во многом обязаны этнологам начала века, которые собирали описания таких игр. Один из первых сборников — 175 фигур с инструкциями — составлен Даймондом Дженнессом во время арктической экспедиции к эскимосам Аляски и Канады в 1913-1916 годах. Посмотреть эту коллекцию можно здесь.

Одним из ведущих исследователей веревочных узоров считается русская девушка, которой на момент исследования было всего 23 года. В 1930 году американский антрополог Франц Боас отправился в экспедицию на канадский остров Ванкувер, к индейцам Квакиутль. Он пригласил с собой выпускницу геофака ЛГУ Юлию Аверкиеву, которая попала в США по программе студенческого обмена. Именно ей Боас поручил собрать информацию о веревочных играх индейцев. Отчет Аверкиевой объемом почти 400 страниц содержал детальное описание более 100 фигур — с фотографиями, рисунками и инструкциями.

А ее рукопись с веревочными играми 30 лет лежала у наследников Франца Боаса. В 1960 году они передали ее в американский Музей естественной истории, и там она пролежала еще 30 лет, пока в 1990 году ее не нашел биохимик Марк Шерман, на досуге изучавший веревочные узоры. Он переработал ее для печати и издал в 1992 году в США, под названием Kwakiutl String Figures. Считается, что это самая объемная коллекция веревочных игр, собранных у одного индейского племени. Скачать ее в PDF можно здесь.

Вот ролик, в которой показано, как делать одну из фигур индейцев Квакиутль из коллекции Юлии Аверкиевой. Фигура называется «Два дерева»:

Другие ресурсы: от Навахо до японцев

International String Figure Association

Международная ассоциация любителей веревочных фигур. Без регистрации на сайте можно поглядеть немногое — разве что последний выпуск видеопособия «Фигура месяца». Остальные ролики доступны только для членов Ассоциации (членство бесплатное, но нужно заполнить анкетку). Членам Ассоциации доступны также выпуски журнала String Figure Magazine, который издавался на бумаге до 2007 года, со множество инструкций по созданию фигур.

Dine String Games

Библиотека веревочных игр индейцев Навахо. Все фигуры сопровождаются видеороликами. Кстати, индейцы Навахо считают, что играть в эти игры можно только зимой, когда нечего делать. А летом — работать надо! Впрочем, на детей эти запреты не распространяются.

WWW Collection of Favorite String Games

Большая коллекция веревочных фигур, с инструкциями и роликами. Пополняется интернет-сообществом. Если вы занимаетесь с детьми, лучше всего начать со специального детского раздела.

Strings on Your Fingers

Большая библиография по веревочным играм. Включает ссылки на детские пособия (на английском) и многие другие книги и сайты.

Hawaiian String Figures

Гавайские игры — всего десяток роликов, зато очень необычные. Например, есть игра для двух человек с двумя веревками.

Ayatori

Японский блог про веревочные узоры. Японцы вообще очень любят играть в эти игры. Кажется, самой популярной детской фигурой у них является «Метла» — вот простая детская инструкция, а вот и более быстрая версия. Но похожая фигура под названием «Вигвам» есть и у индейцев Навахо. Так что я закончу свой обзор истинно японским роликом — как сделать «Восход солнца в горах».

http://www.youtube.com/watch?v=6k4gdWBr_Oc

Игры с веревкой: от фигуры к сказке

Это, конечно, вовсе не исключает «взрослого» увлечения веревочными играми. Особенно интересно делать фигуры, которые еще не были сняты не видео, а были описаны лишь словами и рисунками в книжках столетней давности. Взяв такую старую книжку с сотней индейских, эскимосских или гавайских фигур, а то и целую международную антологию, можно обеспечить себя ежедневными веревочными головоломками на несколько лет вперед.

Но это удел совсем уж замкнутых людей. Потому что на самом деле веревочные фигуры — это язык общения.


Дети как инопланетяне

Знаете ли вы, что «колыбель для кошки» рекомендуется использовать как метод контакта с инопланетянами? Серьезно. Для этого даже есть очень практичные обоснования:

«Во время Второй мировой войны американским летчикам, которые летали над удаленным экзотическим местами типа Борнео (Калимантан), рекомендовалось иметь при себе кусок веревки длиной около шести футов, связанный концами в петлю. Идея была в том, что если придется совершить вынужденную посадку в чужой стране, где не говорят по-английски, то при встрече с аборигенами пилот должен вынуть из кармана веревку и начать делать «колыбель для кошки», а также все другие веревочные фигуры, которые он знает. И говорят, это действительно работало. Аборигены следили за веревочными играми чужака с большим и дружественным интересом, после чего вежливо брали у него веревочное кольцо и тоже начинали показывать фигуры, которые популярны в их племени. Эта антропологическая техника Первого Контакта может быть полезна и при первом контакте с внеземной цивилизацией.»

Не знаю, пробовал ли кто делать такое с инопланетянами — но у нас с дочкой получился очень похожий «контакт». Особенно эффектно это вышло на контрасте с тем, как отнесся к веревочным играм ее старший брат, которому уже восемь лет. Когда я показал ему несколько фигур, он сразу захотел научиться делать такие же. И очень гордился полученным знанием, показывая впоследствии эти фируры у себя в школе, а также на нашем мастер-классе.

А вот трехлетняя Ева поступила как настоящий инопланетянин. Посмотрев на мои веревочные игры, она отобрала у меня веревку и стала сама крутить ее на пальцах. Мое предложение «хочешь, покажу, как делать…» она гневно отвергла: «Ты что, не понимаешь? — я делаю СВОИ фигуры!» И действительно, тут же стала показывать и называть разные образы в сплетении веревки у себя на пальцах.

Ну и прекрасно. Тоже творчество.


Переходим к сказкам

Однако я не сдавался и придумал другой способ контакта. Когда подошло время сказки на ночь, предложил ей показать сказку на пальцах, с веревкой. И на ходу сочинил историю из последовательности трех фигур. Это подействовало — на следующий день она попросила снова показать сказку «про девочку и звезду».

Вообще-то и мне самому веревочные фигуры нравятся именно в динамике, в истории перехода от одной к другой. Однако большинство пособий в Интернете — это одиночные безмолвные фигуры. В таком подходе, конечно, есть свой плюс: визуальный язык веревочных контуров на видео понятен человеку из любой страны, в то время как история на человеческом языке требует перевода. Однако, если судить по этнологическим исследованиям, изначально все эти веревочные фигуры действительно сопровождались историями, мифами и сказками. Многие из них, увы, исчезли вместе с теми культурами, в которых они веками передавались устно, из поколения в поколение.

Зато тут, как и с обычными сказками, открывается большой простор для собственного творчества. По крайней мере, у меня за пару недель сочинился уже пяток веревочных сказок, которые я показываю дочке перед сном. Записывать их я пока не тороплюсь, поскольку они с каждым разом растут — по мере изучения новых веревочных фигур я просто добавляю их в сказки. А иногда теперь специально ищу такие фигуры, которые мне для сказки нужны. Или придумываю собственные.

Но если кто хочет посмотреть, как может выглядеть веревочная сказка — вот симпатичный ролик, снятый британским учителем Майклом Тейлором, который давно занимается веревочными играми:

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=ZLh4ZrFRhm0

История кошки

В прошлом обзоре веревочных игр я совсем мало написал про ту игру, которая собственно и называется «колыбель для кошки» — в нее играют два человека, по очереди снимая петли с пальцев друг друга и получая новые фигуры. Я просто вставил в тот обзор три ролика, в которых игра последовательно усложняется. Но опять-таки, повторять безмолвные движения из ролика — это не особенно интересно ребенку. Совсем другое дело — когда есть история.

А историю подсказывает загадочное название игры. В большинстве стран, включая Китай, Корею, Японию, Германию и Россию, никакой кошки в названии нет. Игра в этих странах называется просто «веревочка» либо «плетёнка» (китайское Kang sok, немецкое Fadenspiel, японское Ayatori, и так далее).

Откуда же взялась кошка и почему она оказалась в колыбели?

Это произошло у англичан. Изначально игра называлась по-английски cratch-cradle, то есть «ясли-колыбель». Эти два слова обозначают две фигуры игры — самую первую, с которой игра начинается (сradle, детская люлька), и ее перевернутую версию, которая появляется в середине (cratch, или manger, то есть кормушка-ясли). Видимо, однажды кто-то сыграл со своими детьми в «испорченный телефон», потеряв всего один звук в выражении cratch-cradle. Так и получилось cat’s cradle, то есть «колыбель кошки».

(«А теперь расскажи историю про собаку!» — попросила Ева. «Хорошо, — сказал я. — У англичан есть выражение «dog in the manger», то есть «собака в яслях», а по-нашему «собака на сене». Ну вот, если собака забралась в ясли, то почему бы кошке в отместку не забраться в колыбель?»)

Но это еще не история, только ее начало — первая фигура. А дальше я уже сам сочинял. Вот как звучит вся моя считалка (жирным шрифтом выделены веревочные фигуры, которые показываются при этом на пальцах играющих):

Раз, два, три, четыре, пять —
захотела кошка спать
и залезла в колыбель,
а оттуда — на постель.
Из постели с громким треском
прыгнула на занавески,
после снова в колыбель,
и обратно на постель.
А с постели — на буфет,
а с буфета — в наш обед!
Съела рыбу для гостей,
бросила гору костей
и ушла на двор гулять…
Так хотела кошка спать!


По-английски эти фигуры называются несколько иначе: Cradle (колыбель), Soldier’s Вad (солдатская кровать), Candles (свечи), Manger (ясли), Cat’s Eye (кошачий глаз), Fish in the Dish (рыба на блюде), Clock (часы). Но никто ведь не мешает нам сочинять собственные названия для фигур! Тем более если это нужно для складной истории — так и запоминается лучше. В частности, я заменил устаревшие «свечи» на «занавески», которые более популярны у кошек.

А если вы не помните, как делать эти фигуры — смотрите ролик ниже.

Считается, что эти семь фигур — самая классическая версия игры. Последняя фигура, Clock (в моей версии «двор») является выходом, то есть после нее уже нет возврата в игру. А на всех предыдущих шагах можно вернуться — например, от «рыбы» можно перейти обратно к «кровати» или к «колыбели».

Существуют и дополнительные фигуры, которые удлиняют цепочку. Например, та, что у меня называется «гора костей», а в английских вариантах это «hand drum» либо «hour glass». Ещё пару необычных фигур после «рыбы» я видел вот в этом немецком ролике:

Кстати сказать, это вообще самая длинная версия «колыбели для кошки», которую я до сих пор видел. Если кто знает еще какие-то варианты, расскажите, как их делать! Подлинная история кошки, забравшейся в колыбель, ждет своего продолжения!


Игры с веревкой: на всю компанию

Но существуют и коллективные игры с веревочным кольцом, которые не только развивают моторику, но и обучают командной работе. Их можно попробовать в лагере.


Салки с веревкой

Эта старинная русская игра, в которую играли и дети, и взрослые (например, на свадьбах). Берется веревка длиной метров десять, ее концы связываются. Играющие становятся в круг, веревку держат перед собой в руках и растягивают ее. Водящий становится внутри веревочного кольца. Его задача — осалить кого-нибудь из игроков за руку, но делать это можно только тогда, когда рука держит веревку. Тот, кого осалили, становится водящим.

Игроки могут отдергивать руку от веревки, или сдвигать ее по веревке. Но при этом нельзя ронять веревку на землю — то есть отпускать ее всем сразу нельзя. Тот, кто отпустил руки и допустил касание веревкой земли, становится водящим.

Более сложный вариант: нельзя отпускать обе руки сразу, только одну. Кто отпустил обе руки, становится водящим.

Для того, чтобы игроки лучше отвлекались, водящий может рассказывать им какие-нибудь истории — будь то сказки или смешные случаи с участием присутствующих.


Обитаемый остров

Веревочное кольцо раскладывается на земле, образуя круг. После чего группе играющих предлагается встать внутрь кольца. Все поместились? Теперь «островок» делается поменьше: например, веревка складывается пополам, и из нее снова делается круг на земле. И опять задача та же самая: все должны устоять на островке. После этого веревочный круг опять сокращается!

С какого-то момента игрокам придется поддерживать друг друга, стоя на одной ноге (и возможно, не на своей!).


Сквозь кольцо

Играющие встают в круг и берутся за руки. При этом на руку одного из них надето веревочное кольцо. Задача — не расцепляя рук, игрок должен пролезть через кольцо и передать его по руке следующему игроку. То же самое должен проделать каждый следующий игрок.

В эту игру можно играть двумя командами с двумя веревками — кто быстрее проведет веревочное кольцо по полному кругу игроков. Либо можно играть одной командой, но на время. Вот например так:

Невидимый лабиринт

Перешегивание веревочного кольца напоминает другую популярную игру — «в резиночку». Как в нее играть, можно посмотреть в обзоре. К слову сказать, на Западе ее называют «китайской веревкой». И видимо не случайно: у китайцев эта игра содержит много фигур и вообще похожа на какой-то удивительный танец (смотрите ролики в обзоре Дмитрия).

А я здесь напомню другую игру, в которой участвуют веревка и ноги. В нее можно играть точно так же, как в резиночку. Двое растягивают веревочную петлю на своих ногах, на некотором расстоянии от земли. А третий должен перепрыгнуть или просто перешагнуть веревку… с завязанными глазами. А потом обратно. И при этом не задеть веревку.

Коллективный вариант: растягивают длинное веревочное кольцо в виде лабиринта — веревку при этом могут держать несколько человек, а можно просто привязать ее к мебели (если в помещении) или к деревьям (если на улице). Водящие, которых может быть несколько, сначала смотрят и запоминают расположение веревок. А затем им завязывают глаза — и они должны пройти этот лабиринт, либо нагибаясь (где веревка высоко), либо перешагивая (где низко). Остальные присутствующие могут подсказывать водящим, где нагибаться, а где перешагивать.

Особый фокус состоит в том, что когда водящим завязали глаза, можно тихонько опустить веревку на землю. А затем попытаться удержаться от смеха, наблюдая за тем, как водящие перешагивают веревку, которой нет. Даже взрослые не могут удержаться:

Геометрия

Когда я дома делаю разные веревочные фигуры на пальцах, моя трехлетняя дочка может подбежать и неожиданно потянуть к себе веревку в самый ответственный момент. Вначале меня это раздражало, но потом я понял, что это такое скромное предложение поиграть вместе. И действительно, делать веревочные картинки вроде «Млечного пути» ей пока сложно. Но зато она вполне уловила идею о том, что веревочное кольцо на нескольких «точках опоры» дает разные геометрические фигуры.

И вот мы с ней начинаем их делать двоем, разводя и сводя руки с веревкой — сначала треугольник, потом квадрат, потом песочные часы или звезду… Иногда мы спорим, потому что каждый тянет веревку на себя, пытаясь сделать свою фигуру. Но постепенно договариваемся и делаем общую.

То же самое можно делать группой. Несколько человек встают в круг, берутся за веревку — и по команде ведущего они должны сделать какую-нибудь фигуру, растянув веревку в руках. Треугольник, например. Можно запустить соревнование двух команд с двумя веревками: кто быстрее выполнит задание.

Более сложный вариант: после получения задания запрещено переговариваться.

И еще более сложный вариант: делать это с закрытыми глазами (но в этом случае можно переговариваться).


Ткацкий станок: снова «колыбель для кошки»

В детстве я ездил в пионерский лагерь, и среди прочих странных активностей советско-детской культуры там была такая штука — «танец станков». Танец был довольно дурацкий: мы стояли в две шеренги, и растянув между ними красные ленточки, тупо поднимали и опускали руки с этим ленточками, как роботы. Это должно было изображить тканцкий станок, который ничего не ткал. Зато он начинал «ткать» в перерывах между репетициями, пока вожатые куда-нибудь уходили — вот тогда мы оттягивались с этими ленточками, обматывая ими все вокруг и друг друга, либо сплетая из этих лент разные причудливые сети. Но эта деятельность почему-то считалась «хулиганством», хотя именно она была наиболее интересной и творческой.

Я сразу вспомнил об этом, когда задумался, как сделать игру с веревкой на пальцах более коллективной. Можно, например, заметить, что и «лестница Якова», и многие другие веревочные фигуры предполагают симметричные движения двумя руками. Поэтому можно делать одну фигуру на двоих: левая рука — ваша, а правая — вашего приятеля. Суть игры в том, чтобы сделать все движения синхронно: это и будет залог правильной фигуры.

Получилось вдвоем? Теперь попробуйте втроем, впятером или в любом другом количестве людей, вставших в круг. При этом каждая ваша рука делает свою фигуру: правая — с соседом слева, левая — с соседом справа. Это уже нехилая концентрация внимания.

Другой вариант коллективной игры — когда роль отдельных пальцев выполняют отдельные люди. Три человека с одной стороны (мизинец, указательный, большой), и три человека — с другой стороны. Плюс длинная веревка, метров тридцать. Плюс ведущий, который подсказывает, какой палец какую веревку хватает и куда переносит.

Вот как делается «Лестница Якова» на таком живом ткацком станке.

И еще один ролик в том же жанре, хотя уже более стильно сделано — игра «Колыбель для кошки», но не вдвоем, а коллективная:

Ну и последний видео-пример, специально для тех, кто думает, что веревочные игры — бесполезное занятие. Этот ролик был снят скрытой камерой на одном из заводов автомобильного концерна Audi. Но автора ролика всё равно потом нашли — и уволили с работы за разглашение корпоративной тайны. Зато мы теперь знаем, как на самом деле проектируют эти автомобили:

P.S. Игры юных альпинистов

Вообще игр с веревкой довольно много. В данном обзоре собраны только те, которые учат работе в команде при решении задач пространственной координации. Не случайно во всех примерах используется веревка, связанная концами в кольцо — это своего рода символ объединения, коллектива.

Другая большая группа игр с веревкой — это игры более спортивные, в которых тренируется индивидуальная физическая сила и ловкость. Хорошая коллекция таких игр собрана в работе «Игры с веревкой и альпенштоком».

summercamp.ru

2.4. Подвижные игры

Занятие 1.

Задачи:развитие физических качеств: силы, быстроты и ловкости.

Развитие равновесия и выдержки, преодоление трудностей.

1. Игра: «Бой петухов». Количество играющих: 20—40 человек. Место: зал, площадка.

Подготовка. Распределяют игроков по парам . В каждой паре играющие встают друг против друга, одна нога согнута, руки за спину.

Описание игры.По сигналу играющие стремятся толчком плеча вывести соперника из равновесия, заставив его встать на обе ноги. За каждую такую попытку насчитывается одно очко. Выигрывает игрок, набравший большее количество очков.

Методические указания:

1. Нельзя убирать руки из-за спины.

2. Нельзя толкаться кистями рук.

3. Нельзя менять ногу без команды.

2. Игра: «Шеренга на шеренгу»

Подготовка. Команда выстраивается в две шеренги лицом друг к другу. Первая шеренга заходит во вторую, захватив руки игроков второй шеренги, а свои соединив на уровне груди в замок. Вторая шеренга тоже соединяет руки на груди в замок. Образуется единая цепь.

Описание.По сигналу преподавателя игроки первой шеренги стараются соединить фланги, образовав кольцо. Игроки второй шеренги в свою очередь тоже пытаются соединить фланги, образовав своё кольцо. Побеждает команда, которая в силовой борьбе соединит свои фланги.

Методические указания: При борьбе нельзя разъединять руки.

3. Игра: «Перетягивание каната»

Подготовка.Игроки делятся на две команды, равные по силе и количеству игроков. Команды становятся по разные стороны линии, держа под мышками противоположные концы каната. Направляющие стоят у стартовой линии.

Описание.По сигналу преподавателя каждая из команд тянет канат в свою сторону. Проигрывает команда, первый участник которой переступит линию старта.

Методические указания: Игроки не должны перехватывать канат руками в процессе игры.

Занятие 2.

Задачи:Развитие: координации движений, ловкости в увертывании, внимание на движущийся предмет, реакции на условный сигнал.

Игра: «Охотники и утки». Место: зал, площадка.

Подготовка.В центре чертят большой круг. Играющих делят на две команды — «охотников» и «уток». «Охотники» встают за чертой круга и получают мяч (волейбольный). «Утки» располагаются внутри круга («озера»).

Описание игры.По команде руководителя «охотники», не заходя в круг, стараются попасть мячом в «уток». Те увертываются, перебегая внутри круга в более безопасное место. «Утка» выходит из игры, как только в нее попали мячом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «выбиты» все «утки». После этого, играющие меняются ролями. Выигрывает команда, которая затратит меньше времени или в установленное время «выбьет» больше игроков другой команды.

Правила.1. «Охотники» не имеют права заступать внутрь круга, иначе бросок не засчитывается.

2. «Утки» не имеют права покидать круг; нарушивший это правило выбывает из игры.

3. Попадание засчитывается, если мяч коснулся любой части тела, кроме головы, и не отскочил от пола или от другого партнера.

4. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры до смены команд.

Методические указания: Необходимо добиваться коллективности действий играющих, используя больше передач мяча между партнерами.

Игра: «День и ночь». Количество играющих: 20-30 человек. Место: зал, площадка.

Подготовка. В середине площадки намечают две параллельные линии. Играющих делят на две команды, которые располагаются вдоль линии напротив друг друга. Сзади них, в 2—3 м от стены, Чертят линии «домов».

Одна команда — «день», другая — <ночь».

Описание игры.Руководитель выкликает одну из команд. Названная команда ловит игроков другой команды, которые, повернувшись,

убегают в свой дом». После подсчета запятнанных игроков команды возвращаются на свои места, и игра повторяется. Выигрывает команда, имеющая большее количество пойманных игроков.

Правила.1. Начинать бег можно только по команде.

2. Ловить убегающих можно только до черты «дома».

3. Нельзя убегать от преследующих, изменяя направление бега.

Методические указания.Вызов команды должен быть для нее неожиданным, К судейству рекомендуется привлекать помощников.

Игра: «Группа!» Количество играющих: не более 30 человек. Место: зал, площадка.

Подготовка.Построение играющих в одну шеренгу

Описание игры. Преподаватель подает различные команды, которые нужно выполнять, если перед ней будет сказано слово «группа». Ошибающиеся делают шаг вперед, но продолжают играть. В конце игры отмечают самых невнимательных.

Правила.1. Игрок, не выполнивший команду с предварительным обращением, делает шаг вперед.

2. Шаг вперед делает и тот, кто выполнит команду без предварительного слова «группа».

Методические указания.Обязательно делать паузу между следующими друг за другом командами. Игру не обязательно проводить стоя на месте.

Занятие 3 .

Задачи: Совершенствование техники ловли, ведения и бросания баскетбольного мяча в корзину, а также развитие ловкости и внимания.

Игра: «Эстафета с элементами баскетбола». Количество играющих: З0—40 человек.

Место и инвентарь: зал, площадка, несколько баскетбольных мячей.

Подготовка. Играющих делят на несколько команд и располагают в колоннах на противоположных сторонах площадки. Каждая команда получает мяч.

Описание игры.По команде направляющие быстро ведут мяч к противоположному щиту и бросают в кольцо. Подобрав мяч после отскока, они ведут его обратно и передают следующему участнику, а сами встают за последним игроком в колонну. Выигрывает команда, которая раньше закончит эстафету и наберет наибольшее количество очков.

Правила.1. Ведение начинается только с линии площадки.

2. Очко засчитывается за попадание мяча в кольцо.

З. За нарушение правил ведения и передвижение с мячом назначается штрафное очко.

Методические указания.Эстафета может быть использована при изучении ведения мяча и бросков в кольцо. Бросающим можно давать несколько попыток забросить мяч в кольцо. За каждой командой должен наблюдать судья-счетчик очков.

Передачи и броски мяча должны выполняться обусловленными способами.

Игра: «Невод» («Рыбаки и рыбки»). Количество играющих: 20-З0 человек.

Место: спортивный зал.

Подготовка.Играющих делят на две группы — «рыбаков» и «рыбок». Два «рыбака» берутся за руки, образуя «невод». «Рыбки» свободно перемещаются по залу.

Описание игры.По сигналу руководителя «рыбаки» стараются поймать как можно больше «рыбок», для чего стараются окружить их цепью и сомкнуть ее. Пока круг не сомкнулся, «рыбки» могут обходить невод. Пойманной считается «рыбка, оказавшаяся в сомкнутом «неводе». Пойманные «рыбки» присоединяются к рыбакам, расширяя сеть. Игра продолжается, пока не останется две-три лучшие рыбки.

Методические указания.Невод в процессе игры не должен разрываться, а рыбки не должны покидать пределов площадки.

Игра «Салки с позами»

Подготовка.С помощью считалки выбирается салка.

Описание.На счёт три преподаватель называет одну из нескольких заранее оговорённых поз. Все разбегаются, а салка догоняет и салит игроков, не успевших принять эту позу. Осаленный становится новой салкой, а игра продолжается.

Методические указания.Количество поз не должно превышать четырёх, а их названия должные быть простыми.

Занятие 4.

Задачи:Развитие скорости, силы и внимания.

Игра «Эстафета с вызовом игроков»

Подготовка.Игроки строятся и рассчитываются по порядку. Перед каждой командой проводится линия старта, а в дальнем конце площадки ставят ориентиры (мячи, флаги). В 6-10-ти шагах от стартовой линии проводят линию финиша.

Описание.Преподаватель называет номер, игреки, имеющие его, устремляются вперед, обегают ориентиры и стараются скорее пересечь линию финиша. Преподаватель вызывает игроков в любой последовательности, что обеспечивает их постоянную готовность.

Методические указания.Преподаватель даёт чёткие команды голосом и жестом.

Игра «Эстафета с прыжками»

Подготовка.Две команды становятся в колонны по одному.

Описание.По очереди игроки каждой команды прыгают прыжки в

длину с места. Места приземления отмечаются линиями у пяток. С этих линий прыгают по очереди следующие игроки. Игра заканчивается, когда все игроки каждой команды сделают прыжки. Побеждает команда, прыгнувшая дальше расстояние.

Методические указания.Преподавателю следует следить за правильностью техники прыжка.

Игра «Слушай сигнал»

Описание. По команде преподавателя занимающиеся должны выполнить задание, подаваемое им во время продвижения группы по площадке. Например, по свистку все должны сделать поворот кругом и продолжать бег. Два свистка означают немедленную остановку, а три коротких – прыжок вверх толчком одной ноги с дальнейшим продвижением вперёд, и т.д. Тот, кто ошибается дважды, выбывает из игры.

Методические указания.Дистанция между игроками не менее 2 метров.

Занятие 5.

Задачи:развитие ловкости, силовой прыгучести и внимания, умение выполнение коллективных действий, согласованности движений в команде, быстроты реакции.

Игра: «Удочка»

Описание.две играющих команды становятся в один круг. Водящий, держит веревочку длиной два-три м. с волейбольным мячом на конце (в пакете). Удочку крутят на уровне не выше колен. Стоящие игроки в кругу, спасаясь от «удочки», перепрыгивают через верёвку. Выигрывает команда игроков, которой “удочка” задела меньшее количество раз. Осаленный игрок называет свою команду. Выходить из круга действия нельзя.

Методические указания.Водящий должен крутить “удочкой” с одной и той же скоростью, делать остановку для отдыха играющим через несколько кругов. Игра продолжается не более 3-4 минут, т.к. она требует большого внимания и прыжковой прыгучести.

Игра «Два стула и верёвочка»

Подготовка. На полу или на земле растягивается веревочка длиной 2-3 м. С двух сторон веревочки ставят по стулу так, чтобы конец веревочки выглядывал из-под переднего края стула. Стулья стоят спинами друг к другу. На каждый стул садятся по игроку.

Описание.Преподаватель предлагает им сидеть ровно, не оглядываться и подает команду: «Приготовиться, внимание, марш!» По команде «марш» оба вскакивают и бегут в левую сторону, обегая стул своего товарища. Каждый старается поскорее вернуться к своему стулу, сесть на него и схватив конец веревочки потянуть ее к себе, Кто раньше это сделал, тот и выиграл.

Методические указания.Во время бега нельзя прикасаться к стульям.

Игра: «Гонка сороконожек»

Подготовка.Участвуют одни ребята, разделённые на две команды в колоннах по одному. Каждая из команд берётся за руки, образуя шеренги. Перед каждой командой впереди на расстоянии 15-20 метров стоят по одной стойке для каждой команды.

Описание. Каждая колонна должна обежать свою стойку и вернуться на место. Чья команда выполнит вперед задание, считается победителем. Игра продолжается несколько раз. По количеству выигранных очков присуждаются места.

Методические указания.Нельзя разрывать цепь при беге.

Игра: «Не урони шарик»

Подготовка. Для игры нужны две ракетки и два шарика от настольного тенниса. Группа делится на две подгруппы, в каждой по пять человек. Первым игрокам в колонне дается по ракетке и шарику.

Описание.Задача играющих состоит в том, чтобы, продвигаясь вперед, ракеткой набивать шарик, обежать стоящую стойку на расстоянии 10 м. и не уронив шарика, передать ракетку товарищу, а самому встать в строй. Побеждает команда, уронившая шарик меньшее количество раз. При равенстве счёта побеждает команда, выполнившая быстрее задание.

Методические указания. В случае падения шарика, необходимо его поднять, положить на ракетку и продолжать бег. При этом игра не останавливается.

studfile.net

Занятие с канатом. Нетрадиционное использование спортивного инвентаря

Нетрадиционное использование спортивного инвентаря

Физкультурное занятие с канатом для детей

подготовительной к школе группе « Обезьянки»

( по Н.Н. Ефименко)

Литература: Н.Ефименко,« Театр физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Программное содержание:

  • Упражнять в ползании с опорой на ладони и колени и прыжках;

  • Развивать ловкость, смелость, взаимопомощь у ребят;

  • Поддерживать чувство « мышечной радости», удовольствия от выполнения упражнений;

  • Закреплять знания самомассажа

Оборудование: тонкий канат

Ход занятия:

В середине зала расстелен канат. Входит подгруппа детей. Педагог приглашает поиграть с волшебной лианой, но для этого дети должны превратиться в обезьянок. После волшебных слов дети поворачиваются на месте вокруг себя, превращаясь в обезьянок. Педагог предлагает показать обезьянам дорогу к волшебной лиане.

Рук-ль: — Обезьянки, чтобы дойти до волшебной лианы, надо проделать долгий путь. А на пути нас могут подстерегать разные препятствия. Мы смелые обезьянки? Никто не испугается? Тогда пора в дорогу.

Построение в колонну.

1 часть.

Рук-ль: — Сначала мы пойдем по широкой дороге ( ходьба в колонне по одному).

Внимание, обезьянки! Сейчас мы пойдем по дороге на которой много маленьких острых камешков ( ходьба на пятках, руки за голову).

А сейчас у нас на пути растут кусты, надо нам через них пробраться ( ходьба в приседе).

А теперь, обезьянки, надо пройти через джунгли, ветки у деревьев спускаются низко, надо их поднять, чтобы мы не зацепились ( ходьба на носках, руки вверх).

Вот мы и выбрались на ровную дорогу, по которой побежим ( бег в среднем темпе).

Ну, вот мы уже почти пришли ( ходьба).

2 часть.

Игровые задания.

Рук-ль: — Вот и волшебная лиана. Посмотрите, какая она длинная. С ней можно придумать много разных игр. ( Педагог предлагает детям придумать задания и выполнить их ).

  • « Обезьянки ходят по лиане» — ходьба по канату прямо и боком.

  • « Карабкаемся по лиане» — пройти, широко расставив ноги, стараясь не задеть канат, лежащий на полу между ног ( это задание видоизменяется: выполняется в ходьбе спиной вперед + в беге + проползти на четвереньках низких)

  • « Попрыгунчики» — прыжки через канат «змейкой»

Рук-ль: — А теперь обезьянки подошли к лиане и встали около неё, кому где нравится ( построение в шеренгу около каната)

  • « Чешем ножки» — катание каната правой ( левой ) ногой

  • « Сильные ножки» — приподнять канат с пола, обхватив его пальцами ног.

  • « Попрыгунчики» — прыжки через канат на двух ногах + на одной ноге, чередуя правую и левую.

Рук-ль: — Обезьянки, найдите себе друга! ( перестроение в колонну парами). Теперь вы поиграете со своим другом, но помните, что надо друг другу помогать, быть внимательными, не спешить и не потерять своего дружочка!

Рук-ль и его помощник натягивает канат над полом. Задания выполняются детьми в паре.

  • « Подлезть под лиану» — пролезть под канат на четвереньках, стараясь не задеть его, выполняя задание синхронно с партнером.

  • « Попрыгунчики» — дети перепрыгивают через натянутый канат, держась за руки ( прямо, боком, на одной ноге)

  • « Бегаем и прыгаем» — дети бегут по залу, держась за руки, добежав до натянутого каната, перепрыгивают его, выбирая произвольный способ.

  • « Смельчаки»— рук-ль и пом-ик вращают канат, дети пробегают под ним, стараясь его не задеть ( парами, четверками).

3 часть

Рук-ль: — Наигрались, обезьянки? Погуляйте со своим другом по поляне ( ходьба, упражнения на восстановление дыхания). Давайте сделаем массаж: наши ноги и руки хорошо поработали, надо им тоже отдохнуть ( выполняются элементы общего массажа: дети поглаживают по очереди спину друг другу, самостоятельно поглаживают свои руки и ноги, выполняют похлопывания).

Вам понравилось быть обезьянками и играть с волшебной лианой? Но нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы снова превратитесь в мальчиков и девочек! А еще я хочу попросить вас придумать другие интересные игры, в которые могут играть обезьянки с волшебной лианой, и в следующий раз, когда мы с вами увидимся, то снова превратимся в обезьянок, и вы меня научите играть в эти игры.

Дети прощаются, выходят из зала.

Составитель: Бойко О.А., руководитель физ. воспитания МДОУ № 115

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *