Приведите примеры протекания химических реакций для которых характерны признаки – Attention Required! | Cloudflare

Признаки химических реакций

 Химические реакции – это превращения одних веществ в другие, которые сопровождаются явлениями, называемыми признаками химических реакций.

Основными признаки химических реакций являются:

·       изменение цвета;

·        выделение или поглощение теплоты;

·        образование газа;

·        появление запаха;

·        появление света;

·        выпадение и растворение осадка.

Рассмотрим каждый из этих признаков.

Например, в стакане находится бесцветный раствор щёлочи. Обнаружить его можно с помощью веществ, которые называются индикаторами. Индикатор (от латинского indication) означает «указатель». Добавим в стакан со щёлочью спиртовой раствор фенолфталеина, который является в данном случае индикатором. При этом раствор становится малинового цвета, значит, в стакане была щёлочь. Затем прильём к содержимому раствор кислоты. Постепенно малиновая окраска исчезает. В данном опыте мы наблюдали такой признак химической реакции, как

изменение цвета.

Рассмотрим ещё один опыт, в ходе которого происходит изменение цвета раствора. В одном стакане у нас находится фиолетово-розовый раствор, который представляет собой раствор перманганата калия в щелочной среде, а во втором стакане – оранжевый раствор, который представляет собой подкисленный раствор дихромата калия. Добавляем в каждый стакан бесцветный раствор сульфита натрия. В первом стакане раствор становится зелёного цвета, во втором – также приобретает зелёную окраску.

В стакан с водой добавим несколько кристалликов перманганата калия, а затем сюда же поместим таблетку аскорбиновой кислоты. Перемешаем всё. Раствор становится бесцветным. Во всех этих опытах мы наблюдали изменение цвета.

 В газовых зажигалках можно увидеть бесцветную жидкость, которая является смесью двух газов: пропана и бутана. Здесь они в жидком состоянии, потому что находятся под высоким давлением. Если нажать на кнопку зажигалки, послышится характерное шипение – это газы вырываются наружу. Происходит реакция горения пропана и бутана.

Таким образом, переход пропана и бутана в жидкое состояние – это физическое явление

, а горение этих газов – химическое.  В данном эксперименте мы наблюдали выделение света и тепла – это также признаки химических реакций.

Рассмотрим ещё один признак химической реакции – образование и растворение осадка. В два химических стакана, содержащих бесцветный раствор гидроксида натрия и желтоватый раствор жёлтой кровяной соли, добавим раствор хлорида железа. В первом стакане образуется осадок бурого цвета, а во втором – осадок синего цвета.

Если в первый стакан с бурым осадком добавить соляную кислоту, то осадок начинает растворяться.

Благодаря образованию нерастворимого вещества карбоната кальция в результате химических превращений в пещерах растут сталактиты и сталагмиты. Такие процессы длятся тысячелетиями.

Рассмотрим ещё один признак химической реакции – образование газа. В пробирку с кусочками мрамора добавим соляной кислоты. Происходит бурное выделение пузырьков газа.

videouroki.net

Урок 10. Признаки химических реакций – HIMI4KA

В уроке 10 «Признаки химических реакций» из курса «Химия для чайников» рассмотрим, что из себя представляют физические и химические явления; выясним, что такое химическая реакция, а также признаки и условия протекания химических реакций.

Давайте внимательно посмотрим вокруг себя. Мы уже знаем, что весь окружающий нас мир состоит из различных веществ: органических и неорганических, простых и сложных, твердых, жидких и газообразных. Остаются ли эти вещества в природе неизменными? Нет, в природе происходят различные изменения, которые называются явлениями. В зависимости от того, какие изменения происходят с веществами, различают явления физические и химические. Эти два рода явлений можно отличить друг от друга.

Физические явления

Нальем воду в колбу и нагреем ее до кипения. Каждый из вас знает, что при кипении вода превращается в пар, т. е. переходит в другое агрегатное состояние. Однако несложно доказать, что вода и пар — это одно и то же вещество. Подумайте, как это можно сделать.

Нагреем тонкую стеклянную трубку в пламени спиртовки. Стекло станет мягким, и мы легко изменим форму трубки, но стекло как вещество остается тем же.

Эти явления физические. При физических явлениях не происходит образования новых веществ. Изменяется только агрегатное состояние веществ, их форма, а состав веществ остается прежним (рис. 48).

Например, вода — это вещество, которое в природе образует не только реки, моря, но и ледники, и облака. Ледники тают, облака роняют капли воды, вода испаряется, т. е. происходит изменение ее агрегатного состояния, но состав молекул остается неизменным.

Физические явления

Физические явления

Сгибание проволоки, дробление соли, плавление металлов (рис. 49), образование мраморной крошки, перемалывание зерна в муку, превращение воды в пар при кипячении — все это физические явления. Они осуществляются в результате деятельности человека. У веществ при этом изменяется только форма или агрегатное состояние.

Физические явления

Физические явления

 Физическими называются явления, при которых изменяется только форма или агрегатное состояние веществ.

Химические явления (реакции)

Всегда ли вещества остаются неизменными? Нагреем красную медную проволоку в пламени спиртовки. Проволока покрывается черным налетом, который можно легко соскоблить ножом в виде черного порошка. Это уже новое вещество, в которое превратилась медь. Оно отличается от меди по цвету и плотности. В этом опыте мы наблюдаем химическое явление, которое происходит благодаря химической реакции.

Химические реакции — это явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие.

Природа — это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал.

Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и образование новых веществ.

Например, в результате сгорания магния образуется новое вещество MgO (рис. 50). При сгорании метана получаются два вещества: углекислый газ CO2 и вода H2O. Из одного сложного вещества HgO в результате его разложения образуются два новых — ртуть Hg и кислород O2 (рис. 51).

Химические явления

Химические явления

Ржавление железа (рис. 52), кипячение воды, горение лучины, распространение запаха — какие из этих явлений можно отнести к химическим реакциям? По каким признакам можно судить, что химическая реакция произошла?

Химические явления

Химические явления

Признаки химических реакций

Проведем несколько химических реакций. Нагреем в пробирке зеленый порошок малахита (рис. 53) — минерала, в состав которого входят атомы меди, углерода, водорода и кислорода. Порошок малахита начинает «кипеть» из-за выделяющегося газа. Поднесем к отверстию пробирки спичку, она гаснет — это выделяющийся углекислый газ препятствует ее горению. На стенках пробирки заметны капельки воды, на дне остается черный порошок соединения меди (CuO). Наблюдения доказывают, что образуются новые вещества с другими свойствами. Прекратим нагревание. Сразу прекращается выделение углекислого газа — реакция больше не протекает.

Признаки химических реакций

Признаки химических реакций

Существуют и другие признаки химических реакций. Например, при горении магния излучается яркий свет и выделяется много теплоты (см. рис. 50).

На заметку: Раньше вспышка магния использовалась для освещения объекта во время фотографирования.

При сливании некоторых растворов наблюдается выпадение осадка (рис. 54). Некоторые осадки можно растворить при помощи других веществ. Например, при сливании растворов соды и известковой воды образуется белый осадок, который легко растворяется в уксусе.

Условия протекания химических реакций

Условия протекания химических реакций

При сгорании спички ощущается резкий запах. Какие еще признаки химических реакций наблюдаются при горении спички?

Изменения, происходящие с веществами, свидетельствуют о протекании химических реакций и являются признаками химических реакций.

Признаки химических реакций:
   • Выделение газа.
   • Образование или исчезновение осадка.
   • Изменение цвета.
   • Появление запаха.
   • Излучение света.
   • Выделение или поглощение теплоты.

Большинство веществ не могут взаимодействовать друг с другом самопроизвольно. Для протекания многих химических реакций необходимо создавать определенные условия.

Условия протекания химических реакций

Необходимое и главное условие для протекания большинства реакций между различными веществами — это их соприкосновение. Для обеспечения лучшего контакта вещества измельчают, переводят в газообразное состояние. Многие вещества лучше реагируют друг с другом, если они растворены в воде.

Во многих случаях этого недостаточно, поэтому реагирующие вещества нагревают. Деревянная лучинка, смесь железа и серы, медь могут долгое время сохраняться при комнатной температуре, реакции начинаются только при их нагревании.

Мало знать, как начать химическую реакцию, надо еще знать, при каких условиях она будет протекать дальше. Почему необходимо все время нагревать сахар, чтобы добиться его полного сгорания, а деревянную лучинку зажигают один раз и она продолжает гореть?

Если при образовании новых веществ выделяется много теплоты, то ее бывает достаточно, чтобы нагревались новые порции вещества и реакция продолжалась. Во многих случаях реакции, начавшись, продолжаются за счет теплоты, выделяемой в этих реакциях, не требуя дополнительной энергии. Примером является горение угля. Другие реакции, например разложение сахара, требуют постоянной затраты энергии на ее продолжение.

В некоторых случаях для начала химического процесса необходимо освещение. Одной из таких реакций, требующих постоянного освещения, является известная вам реакция фотосинтеза.

Таким образом, окружающий нас мир состоит из множества веществ, которые вступают в различные химические реакции. Изучая химические реакции, человек познает сущность процессов, протекающих в живой и неживой природе. Полученные знания помогают более эффективно использовать вещества для получения больших урожаев, выращивания животных, борьбы с различными болезнями. Человечество учится бережно и грамотно относиться к окружающему нас миру.

Краткие выводы урока:

  1. Химические реакции — это явления превращения одних веществ в другие.
  2. О протекании химических реакций судят по выделению газа, выпадению или исчезновению осадка, изменению цвета, появлению запаха, поглощению или выделению теплоты и излучению света.
  3. Необходимым условием протекания большинства химических реакций является соприкосновение реагирующих веществ.

Надеюсь урок 10 «Признаки химических реакций» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.

himi4ka.ru

Открытый урок «Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций»

Тип урока: приобретение новых знаний.

Вид урока: беседа с демонстрацией опытов.

Цели:

Обучающие — повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций.

Развивающие — развивать умения, опираясь на знание химии, ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы., обобщать.

Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся , воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик-ученик», «ученик-учитель», а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

Методы и методические приемы: Беседа,  демонстрация опытов; заполнение таблицы , химический диктант, самостоятельная работа с карточками.

Оборудование и реактивы. Лабораторный штатив с пробирками, железная ложечка для сжигания веществ, пробирка с газоотводной трубкой, спиртовка, спички,   растворы хлорида железа FeCL3, роданида калия KNCS, медного купороса (сульфат меди) CuSO4, гидрооксида натрия NaOH, карбоната натрия Na2CO3, соляной кислоты  HCL,порошок  S.

Ход урока

Учитель. Мы изучаем главу «Изменения, происходящие с веществами» и знаем что изменения могут быть физическими и химическими. В чём отличие химического явления от физического?

Ученик. В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления  состав вещества остается без изменения, а меняется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел.

Учитель. В одном и том же опыте можно одновременно наблюдать химические и физические явления.  Если медную проволоку расплющить молотком, то получится медная пластинка. Изменяется форма проволоки, но состав её остаётся прежним. Это физическое явление. Если медную пластинку нагреть на сильном огне, то исчезнет металлический блеск. Поверхность медной пластинки покроется чёрным налётом, который можно соскрести ножом. Значит, медь взаимодействует с воздухом и превращается в новое вещество. Это химическое явление. Между металлом и кислородом воздуха происходит химическая реакция.

Химический диктант

Вариант 1

Задание. Укажите о каких явлениях (физических  или химических)  идет речь. Поясните свой ответ.

1. Сгорание бензина в двигателе автомобиля.

2. Приготовление порошка из куска мела.

3. Гниение растительных остатков.

4. Скисание молока.

5. Выпадение дождя

Вариант 2

1. Горение угля.

2. Таяние снега.

3. Образование ржавчины.

4. Образование инея на деревьях.

5. Свечение вольфрамовой нити  в лампочке.

Критерии оценивания

Максимально можно набрать 10 баллов (по 1 баллу за правильно указанное явление и по 1 баллу за обоснование ответа).

Учитель. Итак, вам известно, что все явления подразделяются на физические и химические. В отличие от физических явлений при химических явлениях , или химических реакциях, происходит превращение одних веществ в другие. Эти превращения сопровождаются внешними признаками.  Для того чтобы познакомить вас с химическими реакциями, я проведу ряд демонстрационных  опытов. Вам нужно определить признаки, по которым можно сказать , что произошла химическая реакция. Обратите внимание на то,  какие условия необходимы для протекания этих химических реакций.

Демонстрационный опыт №1

Учитель. В первом опыте нужно выяснить,  что происходит с хлоридом железа (111) при добавлении к нему раствора роданида калия  KNCS.

FeCL+ KNCS   = Fe(NCS)3 +3 KCL

Ученик. Реакция сопровождается изменением окраски

Демонстрационный опыт №2

Учитель. В пробирку нальём 2 мл медного купороса, добавим немного раствора гидрооксида натрия.

CuSO4 + 2 NaOH = Cu (OH)2↓ +Na2SO4

Ученик. Выпадает осадок голубого цвета Cu (OH)

2↓

Демонстрационный опыт №3

Учитель. К полученному раствору Cu (OH)2↓добавить раствор кислоты HCL

Cu (OH)2↓ + 2 HCL = CuCL2 +2 HOH

Ученик. Осадок растворяется.

Демонстрационный опыт №4

Учитель. В пробирку с раствором карбоната натрия прильём раствор соляной кислоты HCL.

Na2CO3 +2 HCL = 2 NaCL + H2O + CO2↑

Ученик. Выделяется газ.

Демонстрационный опыт №5

Учитель. Подожжем в железной ложечке немного серы . Образуется сернистый газ-оксид серы (4) — SO2.

S + O2 = SO2

Ученик. Сера загорается синеватым пламенем, даёт обильный едкий дым, выделяется тепло и свет.

Демонстрационный опыт №6

Учитель.

Реакция разложения пермангата калия — реакция получение и распознавания кислорода.

KMnO4 =

Ученик. Выделяется газ.

Учитель. Эта реакция идет при постоянном нагреве, стоит его прекратить , как прекращается и реакция (кончик газоотводной трубки прибора, где получали кислород, опущен в пробирку с водой — пока нагревание, кислород выделяется, и его можно заметить по выходящим из кончика трубки пузырькам, если же нагревание прекратить – прекращается и выделение пузырьков кислорода).

Демонстрационный опыт №7

Учитель. В пробирку с NH4CL хлоридом аммония добавить немного щелочи NaOH при нагревании. Попросить одного из учеников подойти и понюхать, выделяющийся аммиак. Предупредить ученика  о резком запахе!

NH4CL +NaOH = NH3 ↑+ HOH + NaCL

Ученик. Выделяется газ с резким запахом.

Учащиеся записывают в тетрадь признаки химических реакций.

Признаки химических реакций

Выделение (поглощение) тепла или света

Изменение цвета

Выделение газа

Выделение (растворение) осадка

Изменение запаха

Используя знания учащихся о химических реакциях, на основе проделанных демонстрационных опытов составляем таблицу условия возникновения  и протекания химических реакций

Химические реакции

Условия возникновения

Условия протекания

1. приведение веществ в тесное соприкосновение (измельчение, перемешивание, растворение).

2. нагревание веществ до определённой температуры.

1. тесное соприкосновение реагирующих веществ(необходимо)

2. нагревание (возможно)

а) для начала реакции

б)постоянно (на протяжении всей реакции)

Учитель. Вы изучили признаки химических реакций и условия их протекания. Индивидуальная работа по карточкам.

Какие из признаков характерны для химических реакций?

А) Образование осадка

Б) Изменение агрегатного состояния

В) Выделение газа

Г) Измельчение веществ

Заключительная часть

Учитель подводит итоги урока, анализируя полученные результаты. Выставляет оценки.

Домашнее задание

Приведите примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве, в природе.

По учебнику О.С.Габриеляна «Химия -8 класс» § 26, упр. 3,6 с.96

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *