Викторина по математике для 5 классов «Занимательная математика»
Викторина по математике для 5 классов «Занимательная математика»Цели и задачи:
привитие интереса к изучению математики;
развитие внимания, логического мышления и стремления к приобретению новых знаний;
формирование сплочённого детского коллектива, воспитание чувства сотрудничества; формирование дружеских отношений и умение работать командой;
умение ориентироваться в незнакомой ситуации, быстро мобилизовать свои знания, умения и навыки для решения математических заданий.
В игре участвуют 5 команд по 5 человек.
Каждая команда, с выбранным капитаном, представляет своё название, девиз и эмблему (оценивается по пятибалльной системе)
Каждое задание оценивается: 3 баллами за полный ответ, 2 баллами за неполный ответ и 1 баллом за ответ, полученный с помощью болельщиков.
На решение каждого задания отводится одна минута (по песочным часам).
Игра начинается и заканчивается по гонгу.
Ход игры:
Представление жюри, в которое могут войти и учителя, и старшеклассники.
Представление команд.
Ведущий знакомит участников и их болельщиков с правилами игры.
1. “ Разминка”
Чтоб все в игре прошло без заминки,
Её мы начнем, ну конечно, с разминки!
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица,
Потому, что считаем в уме.
Выполните действие и расшифруйте слово (ИНТЕРЕС)
1. Произведение 9 и 4
2. Разность 57 и 45
3. Сумма 17 и 4
4. На какое число нельзя делить?
5. Частное110 и 5
6. Число а – а
7. 100 в : в
Е | И | Ч | Т | П | С | Н | Р | К |
0 | 36 | 0 | 21 | 525 | 100 | 22 | 11 |
Длина хвоста Васьки: (599+289):24-23+11, а Мурлыки: (512+256):32+16-15. Чей же хвост длиннее?
2.Викторина
Условия конкурса:
ведущий зачитывает вопросы, командам необходимо по очереди отвечать на свой вопрос. Если команда затрудняется ответить, то вопрос переходит к следующей команде. Правильный ответ – 1 балл.
Кто начнет игру, узнаем с помощью считалки:
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сороки прилетели,
Начинать тебе велели.
Вопросы командам:
|
|
|
Чему равен периметр квадрата со стороной 5 см? (20 см)
17 · 11=… (187)
10. Число 345 округлить до десятков. (350)
Чему равен периметр прямоугольника, если его длина 3 см, а ширина 2 см? (10 см)
3. “ Всезнайка ”
Число – как много в этом звуке
Для математики, друзья!
Но и в простой, обычной жизни
Без математики нельзя!
Все действия умеем делать,
И складывать, и вычитать,
И дроби все мы перемножим,
Разделим и получим “пять”!
Условия конкурса: Команды получают карточки с одинаковыми заданиями в которых 3 задания. Командам нужно правильно выполнить все задания быстрее соперников. (4 минуты)
Карточка:
1.У скольких двузначных чисел сумма цифр равна 10?
Ответ: у 9 чисел: 19,28,37,46,91,82,73,64,55.
2.Какими должны быть два следующих числа в последовательности:
10, 8, 11, 9, 12, 10, 13,… Ответ: 11,14.
3.Делится ли число 11· 21 · 31 · 41 · 51 – 1 на 10?
Ответ: да, потому что результат умножения оканчивается числом 1, а после вычитания 1 число будет оканчиваться нулем, т. е. будет делиться на 10.
«Слон».
Ребята, а вы знаете какое самое крупное наземное животное? (слон) Сейчас мы с вами узнаем, правда ли он такой большой и тяжелый. Для этого нам нужно посчитать его массу, рост, длину. (каждая команда получает карточку с заданием) 3 балла
Самое крупное наземное животное – африканский слон. С помощью рисунка узнайте:
Выразите высоту и длину тела слона в метрах. |
5. “Составь слово”
Составьте новые слова из слова МАТЕМАТИКА (каждое слово 1 балл, слова произнесенные командами не должны повторяться)
6. “Кроссворд”
Командам предлагается разгадать кроссворд.
За каждое верно угаданное слово команда получает 1 балл.
По горизонтали:
Задание на вычисление. (пример)
Наименьшее семизначное число. (миллион)
Мера длины. (метр)
Упражнение, выполняемое с помощью рассуждений и вычислений. (задача)
Числа, связанные знаками действий и скобками. (выражение)
Любимая оценка. (пятерка)
Десять сотен. (тысяча)
Знак арифметического действия. (минус)
Их зарабатывают на уроке. (оценки)
По вертикали:
Мера времени. (минута)
Наука, изучаемая в школе. (математика)
Равенство, содержащее букву. (уравнение)
Мера жидкости. (литр)
Арифметическое действие. (вычитание)
Четырехугольник. (квадрат)
Его пишут в конце решения. (ответ)
Часть целого или барабанная … (дробь)
Человек, получающий знания. (ученик)
Они есть в некоторых примерах. (скобки)
Наименьшее трехзначное число. (сто)
Подведение итогов игры. Дорогие ребята! Сегодня вы показали свою эрудицию, умение мыслить, рассуждать, умение работать командой. Слово жюри для подведения итогов. Награждение команд.
Интересные задачи по математике для 5–6 класса
Три делителя
Число 4 имеет ровно три делителя. Какие? Найдите еще три числа, имеющих ровно три делителя. Как можно записать или описать словами общий вид таких чисел?
4 делится на 1, 2, 4.
9 делится на 1, 3, 9.
25 делится на 1, 5, 25.
49 делится на 1, 7, 49. И так далее.
Это квадраты простых чисел. Они делятся на себя, на это простое число и на 1 — ровно три делителя.
Пять делителей
Придумайте два числа, имеющие ровно пять делителей. Сколько таких чисел, меньших 1000? Как можно записать (или описать словами) общий вид таких чисел?
16 делится на 1, 2, 4, 8, 16. Возьмем любое простое число p. Тогда p⁴ делится на 1, p, p², p³, p⁴. Будет ровно 5 делителей.
Сколько таких чисел меньших 1000?
16, 81, 625
Семь в четвертой степени уже больше тысячи. Меньше тысячи — три таких числа.
Контрольный вопрос на понимание: число имеет ровно пять делителей. Может ли оно делиться на 25? На 27? На 29? На 33?
625 делится на 25. 81 делится на 27. 29 — простое число, его четвертая степень имеет ровно 5 делителей, и делится на 29.
А на 33? Это тяжелый вопрос. 33=3·11 У числа 33 = 3·11 делителей четыре: 1, 3, 11, 33. Само число 33 нам не годится, попробуем его на что-нибудь домножить. Домножим на 3 или на 11, чтобы не очень много новых делителей получилось.
99 делится на 1, 3, 9, 11, 33, 99. Увы, стало 6 делителей. Можно доказать аккуратно, но если вы беседуете и 5–6-классниками, то достаточно и такого объяснения: мы видим, что если мы на что-нибудь домножим, то число делителей вырастет больше, чем на один. Значит, число с пятью делителями на 33 делиться не может.
Четыре делителя
Найдите все натуральные числа меньшие 20, которые имеют ровно 4 делителя. Как можно записать (или описать словами) общий вид таких чисел?
Я не буду приводить все числа, меньшие 20, у которых ровно 4 делителя. Найдите их сами, их пять. Число 33 из прошлого раздела нам подсказывает, как устроены такие числа. Давайте все же начнем с примера:
6 = 2·3 делится на 1, 2, 3, 6. Общий вид p·q, где p и q — простые числа. p·q делится на 1, p, q, p·q.
А еще есть число 8, оно другого вида, но тоже нам подходит. 8 делится на 1, 2, 4, 8. Это число вида p³, где p — простое. p³ делится на 1, p, p², p³.
Понятно, что других видов чисел нет. p² дает 3 делителя, большие степени — больше делителей. А если мы еще на что-то домножим p², p³ или p·q, уже будет больше делителей.
Разумеется, когда мы решаем эту задачу со школьниками, мы идем медленнее, составляем таблицы, у каких чисел сколько делителей, ищем закономерности
Сколько существует чисел кратных 5 и меньших 200, имеющих ровно 4 делителя?
Всю подготовительную работу мы провели. Это либо число 5³, либо 5·p. Перебираем все простые числа от 2 до 37 (потому что 5·40=200), кроме самого числа 5: 2, 3, 7, 11, 13, 17, 19, 23, 29, 31, 37. При умножении на 5 эти простые числа дадут нам удовлетворяющие условию.
Выводы
Последняя задача — уже серьезная задача с олимпиады — вытекает из того, что обычно делают на уроках в 5–6 классе. Только на уроках обычно идут дальше: НОД, НОК и переходим к дробям. Можно не торопиться и покопаться в делителях.
Источник: Д. Э. Шноль «Олимпиадные задачи на уроке в 5-6 классе», видеозапись семинара для учителей проекта «Математическая вертикаль»
Читайте также:
Иллюстрация обложки: Полина Хамитова
mel.fm
Интересные задачи по математике для 5–6 класса
Математика — это не только сложные скучные примеры с миллионом неизвестных. Наш блогер, учитель Наташа Нетрусова, делится задачами, с помощью которых можно показать детям, что математика — это интересно и увлекательно.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Взрослым очевидно, как разрезать один квадрат на 400 или 10 000 квадратов, а для детей это серьёзный шаг.
На 7 частей
Попробуйте разрезать квадрат на семь (не обязательно равных) квадратов. Разрежем квадрат на четыре равных квадрата, потом один из них ещё на четыре равных квадрата. Вот так:
Мы не считаем, сколько на рисунке квадратов, а разрезаем ножницами по линиям и считаем части. Со школьниками надо обсудить вопрос: почему было четыре квадрата, разрезали ещё на четыре (вроде 4 + 4 = 8), а получили семь квадратов. Дело в том, что тот квадрат, который мы разрезали, мы теряем. Получается операция «+3».
На 10 частей
Разрежьте теперь на десять частей. А вот так же:
Мы применили знакомый подход: прибавили три квадрата.
На 103 части
Число 103 при делении на три, семь или десять даёт остаток. То есть мы можем взять картинку из предыдущего примера, делать с ней операцию «+3» нужное количество раз, пока не получим 103.
Можно и по-другому действовать: 103 = 100 + 3
Важно, что когда квадратов становится много, уже не нарисуешь их все. Школьник переходит от картинки к тексту. Требуйте от него такого решения, которое бы он мог зачитать другу по телефону, чтобы тот понял.
На 6 квадратов
Свежая идея: 6 = 9 − 3. Разобьём лист на девять частей и объединим четыре квадратика в один.
На 8 квадратов
Та же самая идея: большой квадрат и граница из маленьких (8 = 16 − 8).
На 2018 квадратов
Попробуем создать конструкцию как выше: один большой квадрат и тонкая рамочка. У нас будет один большой квадрат, один угловой и две полосочки из квадратиков. Посчитаем, сколько их в полосочке: (2018 − 2): 2 = 1008. То есть берём маленький угловой квадратик, добавляем 1008 таких вправо, 1008 таких вниз, достраиваем до большого квадрата.
Школьникам полезно проговорить этот алгоритм, чтобы снова перейти от картинки к текстовому решению. Так мы научились делить квадрат на любое чётное число квадратиков, кроме двух.
На сколько угодно
Мы умеем делать шесть, семь, восемь квадратиков. Значит, операцией «+3» можем добиться любого нужного нам количества. Для нечётных чисел можно рассуждать и по-другому. Возьмём нужное нам нечётное число, вычтем три, получим чётное число. Разрежем нашим способом для чётных чисел, а потом применим операцию «+3».
Разумеется, есть и другие способы разрезания. Предложите школьникам придумать хотя бы два способа разрезать квадрат на 61 часть и описать словами, как они это делают.
Источник: Д. Э. Шноль «Олимпиадные задачи на уроке в 5–6 классе», видеозапись семинара для учителей проекта «Математическая вертикаль»
Читайте также:
Иллюстрация обложки: Анастасия Аверьянова. Остальные картинки: Наталья Нетрусова
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
mel.fm
Занимательные задачи по математике.5 класс
Буквенные выражения
Разгадай ребус
Тема: «Формулы». Разгадай письмо индейца
1
2
3
4
5
6
7
Ркв = 24 см, найти сторонуS = 45 км, t = 9 ч, V — ?
а = 3 см, b = 4 см, Рпрам — ?
а = 4 см, Vкуба — ?
а = 3 см, b = 2 см, с = 4 см, V — ?
l – длина ребер — ?
V = 40 км/ч, t = 2 ч, S — ?
6 – воскресенье
64 – сегодня
5 – ночь
14 – дождь
80 – ясная погода
24 – день
36 – солнце
Ответ: воскресенье ночь дождь сегодня день солнце ясная погода
Размеры параллелепипеда 6 см, 12 см, 18 см. Если Ваня распилит его на кубики с ребром 1 см и поставит их один на один, то сможет ли он достроить вышку, если заберется на 3-х метровую лестницу.
Распределительное свойство
(35 + а) · 2 = + 2а
( ) · 10 = 140 – 10х
· (4m – ) = 20m – 15
3b – 12 = (b – 4) ·
+ = 7 · (y + 11)
9c + = (9 + 6) ·
Вычисли площадь фигуры
Отрезок. Луч. Прямая. Окружность.
Реши анаграмму, исключи лишнее слово: мапряя, чул, резоток, рипетрем.
Отрезок Вам стишок читаю новый,
Кто запомнит – молодец.
У отрезочка любого
Есть начало и конец.
Луч Вдруг на небе
Из-за серых темных туч
Показался долгожданный
Солнца луч,
У которого, открою вам секрет,
Есть начало, а конца, ребята, нет.
Прямая Все что в жизни нашей свято
Мы не вправе отрицать.
У прямой же нет, ребята,
Ни начала, ни конца.
Угол У человека 2 плеча,
А в сутках – день да ночка,
Углом назвали 2 луча
С началом в общей точке.
Окружность У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность,
Она идет по краю круга
И называется окружность.
Тема «Окружность». Заполни кроссворд.
1
р
а
д
и
у
с
2
ц
е
н
т
р
3
к
р
у
г
4
д
и
а
м
е
т
р
5
о
к
р
у
ж
н
о
с
т
ь
6
ц
и
р
к
у
л
ь
infourok.ru
Занимательная математика: 5 секретных приемов
Воспользуйтесь нашими советами, чтобы заинтересовать изучением математики даже тех, кто уверен, что ему с лихвой хватит знаний, полученных в начальной школе!
Среди школьников и их родителей бытует мнение, что есть ученики, которые легко понимают математику, и те, кому «не дано». Так ли это на самом деле? И, если так, что делать учителю, который в идеале обязан дотянуть каждого хотя бы до троечки?
Мы считаем, что понять и полюбить математику может каждый. Конечно, кому-то это сделать значительно легче, а от кого-то потребуется немало усилий. И вот тут без дополнительной мотивации не обойтись.
Давайте разберемся, как прорекламировать математику и пробудить интерес любого ученика.
Совет 1. Приведите интересные примеры из жизни.
Докажите, что математика — наука о реальной жизни, а не об абстрактных формулах, функциях и графиках. Хотите продемонстрировать наглядную связь математики, биологии и архитектуры? Расскажите ребятам о золотом сечении.
Правило золотого сечения проявляется во всем вокруг нас: начиная от структуры ДНК и заканчивая творениями древних архитекторов, художников и композиторов или современных кутюрье и фотографов.
Совет 2. Расскажите о великих математиках.
Докажите, что математика — это наука, которую создают и развивают неординарные личности. Чтобы прочувствовать гармонию и закономерность в числах, нужно быть необычным человеком.
Пифагор
Великий мудрец и философ, известный школьникам как автор теоремы, устанавливающей соотношение между сторонами прямоугольного треугольника, был незаурядной личностью. Обосновавшись в Кротоне (одной из греческих колоний в Южной Италии), Пифагор создал тайное общество, которое фактически пришло к власти.
Кстати, в 2014 году авторитетное издание Businessinsider составило список величайших уравнений и равенств, изменивших историю. Догадались, какое равенство заслуженно получило первое место? Конечно же, теорема Пифагора!
Алан Тьюринг
Жизнь этого математика — сюжет приключенческого фильма. Он раскодировал легендарную «Энигму» — шифровальную машину немецкой армии. Коды к ней менялись каждое утро, а алгоритм кодировки был не по зубам английским математикам, инженерам связи несколько лет. Алан Тьюринг не только разгадал секрет немецкого чуда шифровальной техники, но и создал первые прообразы современных компьютеров.
Ада Лавлейс
Дочь самого Байрона и величайший математик викторианской Англии. Она ввела понятия «цикл» и «рабочая ячейка», создала первые проекты вычислительных машин. Не зря эта дама носит почетный титул первого «программиста».
Льюис Кэрролл
Этого детского писателя знают все. «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» заняли достойное место среди шедевров мировой литературы. Но писатель в первую очередь был математиком. И даже преподавал 26 лет студентам линейную алгебру.
Григорий Перельман
Именно он решил «загадку тысячелетия», доказав теорему Пуанкаре, но остается замкнутым и не любит шума вокруг своего имени. Великий математик отказался от Премии тысячелетия размером в миллион долларов, а позднее — и от Филдсовской премии, известной также как Нобелевская премия для математиков.
Совет 3. Предложите ученикам прочитать увлекательные математические книги.
Прививать любовь и интерес к дисциплине необходимо не только на уроках. Для этого воспользуйтесь подборкой тематических, развлекательных книг для школьников разного возраста. Уверены, эти произведения будут интересны самому широкому кругу читателей.
- Владимир Левшин «Новые рассказы рассеянного магистра». Автор умеет интересно в жанре приключенческой литературы описать разделы математики. Простота подачи информации, занимательный сюжет — за это произведения В. Левшина любят школьники и взрослые.
- Эвгения Кац «Необычная математика». Эта книга — реальный конкурент учебникам по математике для 1–2 класса. Интересные задачи не потребуют помощи родителей при их решении.
- А. Звонкина «Математика и малыши». Рекомендуем школьникам младших классов и их родителям. Пусть и взрослые поймут, что математика — не только арифметические действия со статичными цифрами.
- Яков Перельман «Занимательная арифметика». Автор популярной детской литературы воспитал любовь к математике не у одного поколения школьников.
- Леонард Млодинов «(Не)совершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью. Эта книга просто и доступно для всех, даже для гуманитариев, объясняет теорию вероятности, показывает связь между точной дисциплиной и естественными науками.
- Иэн Стюарт «Истина и красота. Всемирная история симметрии». О связи математики с точными науками знают все. Но влияние дисциплины ощутимо в архитектуре и мировых шедеврах. Заинтересовались? Тогда советуем прочитать книгу.
- Курант Р., Роббинс Г. «Что такое математика?». Книга устраняет разрыв между сухим материалом школьных уроков математики и реальной жизнью, естественными науками.
- Н. Я. Виленкин «Функции в природе и технике». Автор подробно объясняет, как знания о функциях в реальной жизни помогают не только инженерам, но и людям самых разных профессий.
Совет 4. Расскажите ученикам о математических приложениях для смартфонов.
Они смогут играть и заниматься по ним дома или на перемене. Вы проявите себя как современного учителя, который не отстает от жизни и легко работает с современными гаджетами.
Для владельцев планшетов и смартфонов под управлением Android:
- «Математейка» поможет выучить таблицу умножения без зубрежки.
- «Математически игры» научат школьников быстро считать в уме. Для игроков предусмотрена система достижений, которая дополнительно мотивирует учеников к совершенствованию.
- «MalMath» — верный друг и помощник старшеклассника. Это приложение помогает решать задачи и подробно расписывает ход решения. Для самостоятельных и ответственных школьников «MalMath» может частично заменить репетитора по математике.
- «Пифагория» и «Пифагория 60°» заинтересуют школьников увлекательными геометрическим задачами на построение.
- «Euclidea» — это электронный сборник увлекательных интерактивных задач по геометрии. Авторы рекомендуют это приложение учителям, школьникам и всем любителям математики.
Для владельцев iPhone и iPad:
- «МатематУМ» научит школьников быстро и точно считать в уме. Регулярные занятия помогут улучшить внимательность и скорость мышления.
- «Math academy» — сборник увлекательных математических игр с приятным визуальным оформлением.
- «Правила математики» — это сборник правил, формул и теорем. Незаменимый помощник для тех, кто хочет изучить алгебру, геометрию, тригонометрию, элементы математического анализа, статистики и теории вероятности.
- «Мобильная математика» — это приложение, которым пользуются старшеклассники и студенты вузов. В приложении собраны основные формулы, а также представлены около 30 калькуляторов.
- «Пифагория», «Пифагория 60°» и «Euclidea» — это увлекательные сборники интерактивных геометрических задач на построение.
Совет 5. Участвуйте в наших конкурсах и олимпиадах по математике.
Задания наших образовательных мероприятий создают методисты с практическим опытом преподавания математики. В заданиях мы делаем упор на прикладной характер математических знаний и учитываем возрастные особенности школьников.
Организаторам дистанционных олимпиад и конкурсов мы дарим комплекты рабочих листов «Математика с Лантиком». Оцените качество наших рабочих листов прямо сейчас.
Скачать рабочие листы «Математика с Лантиком»
Скачайте рабочие листы, распечатайте их на цветном принтере и докажите, что математика — это весело и увлекательно. Ждем ваших учеников на наших образовательных мероприятиях!
Вам слово:
С грамотным использованием интересных приемов даже математика станет понятной и увлекательной. Что вы используете для повышения интереса своих учеников к дисциплине?
Рекомендуем принять участие в мероприятих ЦРТ «Мега-Талант»
Понравилась статья?
Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту
mega-talant.com
Занимательные факты по алгебре (5 класс) по теме: Логические задачи для 5 класса по математике
Логические задачи для 5-6 классов.
Предисловие.
Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Нужно также развивать и всячески способствовать развитию логического мышления. Ведь это пригодится в жизни!
Для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и загадки. Как стандартные логические задачи головоломки, так и нестандартные. Это одновременно развивает логику, интеллект, воображение, фантазию.
Это всего лишь небольшой обзор тех увлекательных логических задач, которые могут быть использованы учителями во внеурочное время, а также при проведении внеклассных мероприятий.
1.Шарики.
На столе стоят три одинаковых ящика. В одном из них 2 черных шарика, в другом 1 черный и 1 белый шарик, в третьем 2 белых шарика. На ящиках написано: «2 белых», «2 черных», «черный и белый». При этом известно, что ни одна из записей не соответствует действительности. Как, вынув только один шарик, определить правильное расположение надписей?
2.Про школьников.
В класе 35 учеников, из них 20 школьников занимаются в математическом круже, 11- в литературном, 10 ребят не посещают эти кружки. Сколько литераторов увлекаются математикой?
3.Тайный поклонник.
На парту Оли упал бумажный самолет с нарисованными красными сердечками. Оля развернула его и прочитала: «Ты — лучшая девочка в классе!» Она повернулась в сидящим за ней ребятам: Ивану, Сергею, Алексею. Все три мальчика покраснели.
— Кто из вас делает мне такие комплименты? — спросила Оля.
— Это Сергей! — сказал Иван.
— Я ничего такого не делал! — сказал Сергей.
— Не имею никакого представления, о чем ты говоришь! — сказал Алексей.
Подруга Оли Маша ухмыльнулась: «Двое из них лгут!» Однако она не хочет больше ничего говорить. Кто является тайным поклонником Оли?
4.Названия птиц.
Прочитайте названия птиц в этих анаграммах. Какое слово здесь лишнее?
ВОЛИГА, НИЦАСИ, ГАЙПОПУ, РОКАСО, ВЕЙЛОСО, РЕЦСКВО, ЗАНАС, УССТРА, ЛИНФИ, БЕЙРОВО
5.Кошки-мышки.
Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку?
6.Опасная дорога.
Есть дорога по которой может проехать только одна машина. По дороге едут две машины: одна с горы, другая под гору. Как им разъехаться?
7.Бумажные стаканчики.
Имеются три бумажных стаканчика для мороженого. Требуется разложить по этим стаканчикам 10 монет так, чтобы в каждом стаканчике было нечетное число монет. Как это сделать?
8.Трудное наследство.
Один коневладелец оставил в наследство своим сыновьям конюшню. Он завещал старшему отдать половину, среднему треть, а младшему девятую часть всех лошадей. В конюшне на момент смерти владельца осталось 17 лошадей. Как можно не нарушив завещание поделить лошадей?
9.Двенадцать.
Как разделить пополам число двенадцать, что бы получилось семь?
10.Задача про велогонку.
Петя и Вася участвовали в велогонке. Все участники стартовали одновременно и показали на финише различное время. Петя финишировал сразу после Васи и оказался на десятом месте. Сколько человек участвовало в гонке, если Вася был пятнадцатым с конца?
11.Странное вычитание.
Можно ли от 29 отнять 1, чтобы при этом получилось 30?
12.Равенство
9999999 = 100
Расставьте скобки и математические знаки так, чтобы равенство было верным.
13.Учащиеся
Из 38 учащихся 28 посещают хор и 17 лыжную секцию. Сколько лыжников посещает хор, если в классе нет учащихся , котрые не посещают хор или лыжную секицю?
14. Может ли такое быть?
Одного человека спросили:
— Сколько вам лет?
— Порядочно, — ответил он.
— Я старше некоторых своих родственников почти шестьсот раз. Может ли такое
15. Два числа.
Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел.
16. Прилив.
С борта парохода был спущен стальной трап. Нижние 4 ступеньки трапа погружены в воду. Каждая ступенька имеет толщину в 5 см; расстояние между двумя соседними ступень ками составляет 30 см. Начался прилив, при котором уровень воды стал поднимается со скоростью 40 см в час. Как Вы считаете, сколько ступенек окажется под водой через 2 часа
Ответы. 1.Собственно ответ: Вытаскиваем шарик из коробки с надписью «белый и черный». Если шарик белый, то:
в коробке «белый и черный» — 2 белых шарика;
в коробке «2 белых» — 2 черных шарика;
в коробке «2 черных» — белый и черный шарики
Если шарик черный:
в коробке «белый и черный» — 2 черных шарика;
в коробке «2 белых» — белый и черный шарики;
в коробке «2 черных» — 2 белых шарика
2. Всего 35 учеников. 10 кружки не посещают. Значит, посещают кружки 35-10=25 учеников.
25 учеников посещают кружки. 20 учеников занимаются в математическом кружке. Значит, только литературный кружок посещают 25-20=5 человек.
В литературном кружке 11 человек. Лишь 5 из них посещают только литературный кружок. Значит, 11-5 = 6 человек-литераторов посещают ещё и математический кружок.
3.Алексей.
4.Иволга, синица, попугай, сорока, соловей, скворец, страус, филин, воробей. Лишнее слово здесь — «сазан», потому что это не птица, а рыба.
5..Пять
6.А зачем им разъезжаться? Они же обе вниз (под гору и с горы) едут.
7.Все дело в том, что один из стаканчиков можно вставить в другой. После этого в него можно положить любое нечетное число монет меньше 10. Например, 7. Оставшиеся монеты кладем в третий стаканчик.
8.Добавьте в конюшню еще одну лошадь. Теперь их получилось 18. Отдадим 9 лошадей старшему наследнику, 6 среднему и 2 младшему. Условия завещания выполнены. Можете забирать свою лошадь обратно.
9.Напишите это число римскими цифрами на листе бумаги и разрежьте его пополам.
10.Т.к. Петя финишировал сразу после Васи и оказался на 10-м месте, то Вася был девятым, т.е. перед ним было еще 8 участников. А раз известно, что Вася был пятнадцатым с конца, то всего было 15+8 = 23 участника.
11.Для того, чтобы на первый взгляд немыслимое стало естественным, нужно представить число 29 в римских цифрах. Тогда 29 — это XXIX. Отнимаем единицу, в данном случае I, и в результате получится XXX или 30.
12.(99-9):9 + (99-9) = 100
(99-99)* 999 = 10*0
999/9-99/9=100
(9*9+9)/9+99-9=100
(99-9)/9+(9-9)*9=10-0
(9*9+9)/9+(9-9)*9=10-0
99/99+(9-9)*9=1+0+0
(9*9+9)/9-9+9-9=1+0+0
13. 7 человек. Хор не посещают 10 человек, все они лыжники. Лыжников всего 17 человек, значит 7 человек надо «взять» из хора.
14.Может, например если человеку 50 лет, а его внуку или внучке 1 месяц.
15. «сто»-100 «миллион»-1000000
16.Через два часа под водой будут те же 4 ступеньки, потому что во время прилива лестница поднимается вместе с пароходом.
nsportal.ru
Сборник занимательных задач по математике для 5-6 классов
составители:
ученики 6 «Б» класса
МАОУ СШ 145
руководитель Коркина Н.Г.
Многим ученикам математика кажется скучной, очень серьёзной наукой, многие задания, на их взгляд, однообразны и не вызывают никакого интереса. Работа на уроках требует собранности и большой концентрации внимания. Мы решили, что, шуточные задания помогут учащимся ненадолго расслабиться и позабавиться, не переключаясь при этом на другие предметы, ведь развлечения тоже с математическим «уклоном».
Посещая кружок математики, прежде чем приступать решать сложные задачи, учитель всегда предлагала нам парочку забавных задач, что неизменно вызывало огромный интерес. Нам нравилось предлагать решить эти задачки своим одноклассникам на переменках. Но нам не удалось найти ни одной книжки, где были бы собраны такие задачки.
Составить и распечатать сборник веселых занимательных задачек, которые можно затем использовать для перерыва на уроках и проведения досуга.
1.Отобрать наиболее занимательные задачки из различных источников.
2. Распределить собранные задачи по темам.
3. Распечатать сборник задач с ответами.
Хотим особо обратить ваше внимание. Задачи не являются авторскими, они собраны из различных источников с учётом того, что могло бы заинтересовать наших сверстников. Но как мы уже отмечали, нам не удалось найти единого сборника, где было бы собрано большое количество подобных задач.
Наш сборник вызвал огромный интерес у учащихся нашей параллели. Задачи предлагаются друзьям, родителям, знакомым.
I. Задачи на логику
Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить — всем по одному досталось. Как это могло быть?
Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?
Когда Ваню спросили, сколько ему лет, он подумал и сказал: «Я втрое моложе папы, но зато втрое старше Серёжи». Тут подбежал маленький Серёжа и сообщил, что папа старше его на 40 лет. Сколько лет Ване?
Один работник получал в день столько копеек, сколько дней он работал, а другой получал в день на копейку больше первого, но работал днём меньше. Кто из работников заработал больше денег?
Как перевезти в лодке с одного берега на другой волка, козу и капусту, если известно, что волка нельзя оставить без присмотра с козой, а коза «неравнодушна» к капусте. В лодке только два места, поэтому можно брать с собой одновременно или одно животное, или капусту.
6. Прилетели галки, сели на палки.
Если на каждой палке сядет по одной галке,
То одной галке не хватит палки.
Если же на каждой палке сядет по две галки,
То одна из палок останется без галок.
Сколько было палок? Сколько было галок?
7. Вы стоите перед тремя выключателями. За непрозрачной стеной три лампочки в выключенном состоянии. Вам нужно произвести манипуляции с выключателями, зайти в комнату и определить, к какой лампочке относится каждый выключатель.
8. Лодка качается на воде. С неё по борту выкинута лестница. До прилива вода накрывала только нижнюю ступеньку. Через сколько времени вода накроет 3-ю снизу ступеньку, если во время прилива вода прибывает на 20 см в час, а расстояние между ступеньками 30 см?
9. Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
10. У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестер?
11. В подъезд одновременно зашли 2 человека. У одного квартира на 3-м этаже, у другого — на 9-м. Во сколько раз первый человек доедет быстрее второго? Примечание: они одновременно нажали кнопки в 2 лифтах, движущихся с одинаковой скоростью.
12. 6589 = 4; 5893 = 3; 1236 = 1; 1234 = 0; 0000 = 4; 5794 = 1; 1111 = 0; 4444 = 0; 7268 = 3; 1679 = 2; 3697 = 2; 2793 = 1; 4895 = 3
Вопрос: 5894 = ?
II. Логические задачи с картинками
1.
2. Сколько животных вы видите на картинке?
3. Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на 9 вопросов.
1) Сколько туристов живет в этом лагере?
2) Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
3) На чем они сюда приехали?
4) Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
5) Откуда дует ветер: с севера или юга?
6) Какое сейчас время дня?
7) Куда ушел Шура?
8) Кто вчера был дежурным? (Назовите по имени.)
9) Какое сегодня число и какого месяца?
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15. Фруктовый сад
Знаменитый садовод Лэсли Браун завещал свой сад сыновьям. Четыре сына должны были поделить сад так, чтобы каждый участок был одинаковой формы, одинакового размера и на каждом росло по три уникальных дерева.
Сыновья справились с этой непростой задачей. А вам она по силам?
16.
Пилигрим Томас Тинкер придумал эту головоломку в день основания колонии Плимут. Ежегодно там проводится конкурс на лучший торт! А теперь попробуйте тремя движениями большого ножа разрезать торт-победитель на восемь равных кусков. Желаем удачи!
17.
Ограбление оптового склада стало для Вилли, знаменитого взломщика сейфов, очень выгодным дельцем. Ему повезло с самого начала, когда он купил полный план всех этажей здания. В плане не было указано, к сожалению, как выглядит склад, который он собирался ограбить. Вилли выяснил, что склад — квадратной формы, а большая комната имеет выход на улицу. Сам склад поделен на шесть квадратных помещений. Четыре маленькие комнаты выходят в большую комнату. В пятой находится заветный сейф. Для получения полного плана Вилли просто провел четыре прямые линии в квадрате, изображенном на рисунке. Как он провел эти линии?
Почитайте математические стихи!
III. Задачи-шутки
1.Какое слово всегда пишется неправильно?
2. Можете ли вы установить, по какому принципу выстроена данная последовательность:
8 2 9 0 1 5 7 3 4
3. Стоят богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом первым будет тушить полиция?
4. По улице прогуливались двое солдат и толька они зашли за угол, увидели на земле 3 автомата. Каждый из них получил по одному автомату. Причем все 3 автомата нашли нового хозяина. Как такое возможно?
5. Три лягушки сидели на берегу пруда. Одна из них решила прыгнуть в пруд. Сколько лягушек осталось на берегу
6. Как правильно говорить: «не вижу белый желток» или «не вижу белого желтка»?
7.Чем оканчиваются день и ночь?
8. Первые оранжереи появились во Франции. Как вы думаете, для чего?
9. Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
10. Сколько лет в году?
11. Может ли дождь идти два дня подряд?
12. Какая гора была самой высокой на Земле до открытия Эвереста?
13. Скажите слово, которое содержит в себе 40 гласных букв.
14.. Почему птицы летают?
.
15. Сколько горошин могут войти в один стакан?
16. Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в неё. Как это?
17. Может ли страус назвать себя птицей?
.
18. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?
19.Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?
20. Что не войдёт в самую большую кастрюлю?
21. Когда человек находится дома без головы?
22. Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,..) и названий дней (понедельник, вторник, среда…)
23. В одной руке мальчик нёс один килограмм железа, а в другой столько же пуха. Что было тяжелее нести?
24. У трёх маляров был брат Иван, а у Ивана братьев не было. Как это
могло быть?
25. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?
26. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?
27. Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит?
28. Что можно приготовить, но нельзя съесть?
29. Какой конь не ест овса?
30. Чем их больше, тем вес меньше. Что это?
31. Под каким деревом сидит заяц, когда идёт дождь?
32. По какому пути ещё никто никогда не ходил и не ездил?
33. Какой пробкой нельзя заткнуть ни одну бутылку.
34 Где идёт сначала женитьба, а потом помолвка?
35. Какое колесо при повороте не двигается?
36. Карандаш положили на пол и попросили нескольких человек перепрыгнуть через него. Но никто не мог этого сделать. Почему?
37. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра?
38. В каком случае 3 дедки, 2 бабки, 4 внучки, 3 жучки, кошка и 7 мышек с репкой, забравшись под один зонтик, не намокнут?
39. Что станет с красным мячиком, если он упадёт в Чёрное море?
40. Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает?
41. Как вы думаете, каких камней не бывает в речке?
.
42. Один французский писатель ужасно не любил Эйфелеву башню, но постоянно там обедал (на первом уровне башни). Как он это объяснял?
43. Вы заходите в тёмную кухню. В ней есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжёте в первую очередь?
44. Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?
45. Мужчина вёл большой грузовик. Огни на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть её?
46. Одна яхта идет из Ниццы в Сан-Ремо, другая – из Сан-Ремо в Ниццу. Из гаваней они вышли одновременно. Первый час движения яхты шли с одинаковой скоростью (60 км/ч), но потом первая яхта увеличила скорость до 80 км/ч. Какая из яхт будет ближе к Ницце в момент их встречи?
47. Вы участвуете в марафоне и обогнали бегуна, бежавшего вторым. Какую позицию вы теперь занимаете?
48. У отца Мэри 5 дочерей: Чача, Чече, Чичи, Чочо. Как зовут пятую дочь?
49. Вы вели автобус с 42 пассажирами из Бостона в Вашингтон. На каждой из шести остановок из него выходило по 3 человека, а на каждой второй — по четыре. Как звали водителя, когда водитель через 10 часов прибыл в Вашингтон?
50. В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живёт всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?
IV. Задачи с зубочистками
1. Рак.
Рак из зубочисток ползет вверх. Переложите три зубочистки так, чтобы он полз вниз.
2. Весы.
Весы составлены из девяти зубочисток и не находятся в положении равновесия. Переложите пять зубочисток так, чтобы весы были в равновесии.
3. Храм.
Этот греческий храм построен из одиннадцати зубочисток. Переложите четыре зубочистки так, чтобы получилось пятнадцать квадратов.
4. Бокал.
Внутри бокала из четырех зубочисток находится монета. Не трогая монету, переложите две зубочистки так, чтобы монета оказалась снаружи такого же бокала.
5. Восемь прямых углов. Можно ли пятью зубочистками образовать восемь прямых углов? Зубочистки могут касаться друг друга только концами.
6. Дом.
Переложите две зубочистки так, чтобы дом повернулся другой стороной.
7. Два бокала составлены из 10 зубочисток.
Переложите шесть зубочисток так, чтобы получился дом из задачи №6.
8. Лампа.
В лампе переложите три зубочистки так, чтобы получилось пять равных треугольников.
9. Два квадрата.
В фигуре, изображенной на рисунке, переложите шесть зубочисток так, чтобы получилось два квадрата.
10. Можно ли из шести зубочисток составить четыре равносторонних треугольника?
11. Из зубочисток сложены верные равенства. Получите из них новые верные равенства
а)переложив одну зубочистку:
б)переложив две зубочистки:
в)добавив три зубочистки:
г)убрав две зубочистки и переложив одну:
д)переложив одну зубочистку:
12.
а) Исправьте неверное равенство, переложив одну зубочистку.
б) Исправьте неверное равенство, переложив две зубочистки.
Ответы
Логические задачи
Ответ: Их было всего 3-е, Отец, Дедушка и Сын.
Ответ: Два разреза
Ответ: Серёже 5 лет, Ване 15 лет, папе 45 лет
Ответ: Возьмите произвольное число, обозначающее количество дней, отработанных первым работником, и решайте далее в соответствии со сказанным в задаче, и у вас всегда будет получаться в ответе, что первый работник заработал 1 копейкой больше другого.
Ответ: Сначала взять козу и перевести её на другой берег, вернутся и взять волка. Потом оставить волка вместо козы, а козу перевести обратно. Взять капусту и перевести её к волку, вернутся, забрать козу и перевести ко всем остальным.
Ответ: 3 палки и 4 галки.
Ответ: Сначала нужно включить два выключателя. Через какое-то время один из них выключить. Зайти в комнату. Одна лампочка будет горячая от включенного выключателя, вторая – тёплая от выключенного, третья – холодная, от нетронутого выключателя.
Ответ: Никогда, так как лодка понимается вместе с водой
Ответ: Нет, так как через 72 часа будет ночь
Ответ: Одна
Обычный ответ: в 3 раза. Правильный ответ: в 4 раза. Лифты обычно ездят с 1-го этажа. Первый проедет 3-1=2 этажа, а второй 9-1=8 этажей, т.е. в 4 раза больше
Ответ: Главное – смотреть на задачу по-детски, тогда вы поймёте, что ответ 3 (три кружочка в записи цифр)
Задачи с картинками
Ответ: Влево
Ответ: 6 животных: мамонт, лошадь, обезьяна, собака, кошка, мышь.
1)Ответ: 4 туриста. 4 ложки и тарелки, список на дереве из 4 человек.
2)Ответ: несколько дней назад. Паутина на палатке.
3) Ответ: приплыли на лодке. Весла возле дерева.
4) Ответ: недалеко. На картинке видно курицу.
5) Ответ: с юга. На палатке виден флажок, который указывает направление ветра. Если посмотреть на сосны, то с северной стороны у них ветки короче. Значит ветер дует с юга.
6) Ответ: утро. Используя предыдущий ответ можно определить стороны света, а посмотрев на тень от повара видно, что солнце находится на востоке, а значит сейчас утро.
7) Ответ: ловить бабочек. За кустами видно сачок.
8) Ответ: Коля. Сегодня дежурит не Шура (он ловит бабочек), не Коля (он у рюкзака с буквой «К»), и не Вася (он фотографирует, в его рюкзаке с буквой «В» лежит штатив). Значит дежурный — Петя, а вчера дежурил Коля.
9) Ответ: 8 августа. Сегодня дежурит Петя, значит 8 число. Видно арбуз, значит сейчас август.
Ответ: 15
Ответ: Стас, Володя, Стас, Аня, Саша
Ответ: 8
Ответ: Соседка ни чего не потеряла и не приобрела, только в фальшивку в руках подержала)). Отдала 25 р и вернула 25 р.
Покупатель приобрел шапку 10 р. и 15 р сдачи, итого 25 р.
Соответственно продавец потерял 25 рОтвет: Нужно взять предпоследний стакан и перелить из него воду во второй стакан.
Ответ: 1 (один кружочек в записи числа)
Ответ: 6
Ответ: Цифры отражены зеркально, и поэтому имеют форму геометрических фигур.1ый ряд- 2+6=8.2ой ряд 1+3=4.ответ «а»
Ответ: 87
Ответ:
Ответ: Цифры обозначают бой часов, который раздается каждые полчаса. Четыре следующих цифры — 1, 4, 1, 5.
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Задачи-шутки
Ответ: неправильно
Ответ: все цифры следуют друг за другом в соответствии с алфавитным порядком их названий.
Ответ: полиция не тушит пожары.
Ответ: 3-ий автомат получил Толька.
Ответ: они все остались на месте.
Ответ: Желток обычно жёлтый.
Ответ: мягким знаком.
Ответ: Для выращивания апельсинов (оранж – апельсин).
Ответ: все месяцы.
Ответ: одно лето.
Ответ: нет, их разделит ночь
Ответ: Эверест. Просто его еще не открыли.
Ответ: Сорока, а именно сорок «А».
Ответ: По воздуху
Ответ: Нисколько, так как горошины не ходят.
Ответ: Вползти в комнату может каждый.
Ответ: Нет, так как он не умеет говорить
Ответ: Она должна стоять на одном месте
Ответ: Температуру
Ответ: Крышка от этой кастрюли
Ответ: когда он высовывает голову в окно.
Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
Ответ: они одинаково весят.
Ответ: У Ивана были три сестры.
Ответ: восемь
Ответ: ваше имя
Ответ: на ваших коленях
Ответ: домашнее задание
Ответ: шахматный
Ответ: дырки
Ответ: под мокрым
Ответ: млечный путь
Ответ: дорожной пробкой
Ответ: в словаре
Ответ: запасное
Ответ: его положили рядом со стеной (вплотную)
Ответ: 15
Ответ: В случае, если не будет дождя.
Ответ: Он намокнет.
Ответ: в шахматах.
Ответ: сухих камней
Ответ: это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно.
Ответ: Спичку.
Ответ: Нужно бросить яйцо на четыре метра, тогда первые три метра оно пролетит целым.
Ответ: Был яркий солнечный день
Ответ: В момент их встречи они будут находиться на одинаковом расстоянии от Ниццы.
Ответ: Вторую. Если вы ответили, что вы теперь первый – то это неправильно: вы обогнали второго бегуна и заняли его место, так что вы теперь на второй позиции.
Ответ: Мэри
Ответ: Как вас, ведь в начале было сказано, что вы вели автобус
Ответ: Независимо от распределения жильцов по этажам – кнопка «1»
Задачи с зубочистками
Решение:
Решение:
Решение: Переложив зубочистки так, как показано на этом рисунке, мы получим 15 квадратов: 9 совсем маленьких квадратиков, четыре квадрата побольше (каждый из них состоит из четырех маленьких квадратиков) и два больших квадрата.
Решение:
Решение: Надо сначала выложить из четырех зубочисток крест (это уже четыре прямых угла), а потом пятую зубочистку поставить вертикально в центре этого креста (она образует еще четыре прямых угла с зубочистками, лежащими на столе). Правда, вряд ли вам удастся это сделать без помощи пластилина.
Решение:
Решение:
Решение:
Решение:
Решение: Для этого нужно сложить вот такую пирамидку (у нее четыре треугольных грани). Правда, сделать это без помощи пластилина вам вряд ли удастся.
Решение:
А)
Б)
В)
Г)
Д)Здесь выложено верное равенство, но кверху ногами:
Решение:
А)
Б)
Литература
Спивак А.В. Математический кружок. 6–7 классы. – М.: Посев, 2003.
Таусенд Ч.Б. Самые трудные головоломки из старинных журналов.М.: — АСТ-ПРЕСС, 1998. – 96 с.
https://super-positive.ru/zagadki-na-logiku/
https://azbyka.ru/deti/logicheskie—i—zanimatelnye—zadachi
https://www.adme.ru/svoboda—narodnoe—tvorchestvo/15-zadach—s—podvohom—na—kotorye—otvetit—tolko—rebionok-1123010/
http://www.sochinika.ru/logich—zadachi-2.html
infourok.ru