Ирдвтп падежи – Урок русского языка 3 класс на тему «Падеж имён существительных»

Урок русского языка 3 класс на тему «Падеж имён существительных»

Цель урока: закрепить знания о системе падежей русского языка.

 

Задачи

Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.

 

Развивающие —  развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость,  способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных  действий.

 

Воспитательные — воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения,  аккуратность в работе.

 

Оздоровительные – формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения,  развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.

 

Планируемые результаты

 

Личностные:

— осознание значимости отобранного материала;

— формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;

— формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

 

Метапредметные

Регулятивные УУД:

— формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

— целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

— готовность к преодолению трудностей; 

Познавательные УУД:

— развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи; 

— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

— формировать умение  находить общее решение;

— умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

— способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты:

закрепление навыка определения падежей имён существительных,  правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемых ударением, слов с парными глухими и звонкими согласными, закрепление умения разбора предложения по членам предложения; 

— создание условий для исследовательской деятельности учащихся;

— выведение алгоритма действий.

 

Оборудование: компьютер, доска,  карточки с заданиями,  перфокарты, светофоры.

 

Тип урока:  урок систематизации и обобщения  знаний и умений.

 

Технология: повторение и закрепление полученных знаний с элементами проблемного обучения.

 

Форма работы: работа в группах.

 

Методы работы:

словесные (рассказ,беседа),  

наглядные (карточки, перфокарты), 

практические (работа по карточкам), проблемные,  игровые.

Структура урока:

Организационный момент.

Минутка чистописания.

Актуализация знаний.

Постановка темы и цели урока.

Работа над темой урока.

Физкультминутка.

Работа в группах.

Закрепление.

Итог урока.

Выставление отметок.

Объяснение домашнего задания.

Рефлексия.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, станьте ровно, красиво. Порядок у всех на рабочих местах?

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их. Первыми сядут девочки, мальчики сядьте ещё тише.  Молодцы!

 

Ученик читает стихотворение:

Я живу в России, и русский – мой язык.
Нет его красивей, я к нему привык.
Хоть язык мой трудный, я его люблю:
Я пишу диктанты, правила учу
И хотя он не цветок, он нуждается в заботе.
Прихожу я на урок и уже готов к работе.

Учитель: Ребята, а вы готовы к уроку русского языка? И сейчас мы это проверим.

2. Минутка чистописания.                                                                                   

ИРДВТП

Паде .    – падежи, падежные вопросы

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв мы будем сегодня повторять? (Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП ).

Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? (Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии).

Открою тетрадь, напишу на «5»!

Выполните минутку чистописания, а я посмотрю кто красивее всех напишет? Спинки, локти на месте? Молодцы! Красивее всех написала… (Имя ребенка).

Назовите звуки этих букв. Как вы думаете, какая буква лишняя? Почему?

3. Актуализация знаний.

Учитель: Может, кто-то догадался, почему именно эти буквы вы писали? (Первые буквы в названиях падежей).

 

а) Дети, а что вы знаете о названиях падежей? Как они появились?

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. (Настя)

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный. (Рита)

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.

 

Почему у каждого падежа по два вопроса?

Как называются все  падежи кроме  Именительного? (Косвенные).

 

А что вы знаете о падежах? (В русском языке 6 падежей, И.,Р., Д., В., Т., П., у которых есть вопросы и слова – помощники).

В каком падеже стоит подлежащее? (Им.п.)

Какой падеж без предлога не употребляются? (П.п.)

Предлоги к и по пишутся с существительными в (Д.п.)

Вспомогательное слово “вижу” (В.п.)

Какой падеж никогда не имеет при себе предлога? (И.п.)

Вспомогательное слово “горжусь” (Т.п.)

Какая поговорка помогает запомнить последовательность падежей в русском языке? (Иван рубит дрова, Варвара топит печь)

4. Постановка темы и целей урока.

Учитель: Ребята, а кто-нибудь догадался  какая у нас будет тема урока? Тема урока русского языка «Падеж имён существительных» И как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке? (Упражняться в определении падежей имён существительных).

Паде [ . ]  – падежи, падежные вопросы

Какую букву надо здесь написать? Почему? Какое это слово? Значит какое будет проверочное? А как эти слова ещё можно назвать?

Запишите эти слова себе в тетрадь.

5. Работа над темой урока.

Как определить падеж имени существительного?

1. Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос.

2. По вопросу и предлогу определить падеж. Например:

 

б) Работа по учебнику. Работа с текстом.

Учитель: Тогда приступим к определению падежей имён существительных.

Откройте учебники по закладкам на странице 23, упр.4.

1. Вова (м.р., ед.ч., И.п.) принёс альбом (м.р., ед.ч., В.п.) для рисования (ср., ед.ч., Р.п.).

2. Поезд ( м.р., ед.ч., И.п.) приближался к станции (ж.р., ед.ч., Д.п.).

3. За дверью (ж.р., ед.ч., Т.п.) послышались шаги (м.р., мн.ч., И.п.).

 

в) Физкультминутки. 

«Мы боксёры»

Мы боксеры, мы штангисты.

Бегуны и футболисты.

Мы плывем через моря.

Всюду есть у нас друзья.

 

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули …

Покрутили …

Постучали …

И открыли!

 

г) Игра «Заселяем дома»

На доске прикреплены изображения домов (из цветной бумаги), на крыше которых написаны названия падежей, у учащихся на столах листочки с напечатанными словосочетаниями (стоит под деревом, шла по дороге и т.д.) Ребята,  определив падеж существительного, прикрепляют эти листочки на домик с нужным падежом.

 

д) Работа в группах. Выполнение творческих заданий.

Приступаем к выполнению творческих заданий. Они у вас на карточках.

 

1 группа — к данным именам существительным подобрать имена существительные, близкие по значению, но не однокоренные.

Вьюга, стужа, неправда, врач, друг, кино.

Поставьте их в творительном падеже.

 

2 группа — из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы.

Перьями птица человек а красна ученьем.

Не спеши делом торопись языком.

Определить падежи имен существительных, объяснить значение пословиц.

 

3 группа — вписать подходящие по смыслу предлоги, указать падеж.

Доехать….. дома, подбежать …. школе, летел …. полем, думал …. маме, смотрел …. море.

 

Проверка заданий и работа с перфокартами.

 

е) Игра «Какое яблоко с этой яблони?»

На доске прикреплено изображение яблони, на которой написано В.п., а ниже яблони яблоки со словосочетаниями в Р.п. и В.п. Ребята должны выбрать те яблоки, существительные которых стоят в В.п.

 

ё) Игра «Кто быстрее определит в команде какого он падежа»

Классная доска разделена на три части, на которых написано: Д.п., Т.п., П.п.

У детей на столах лежат маленькие прямоугольные листочки, на которых написаны словосочетания, в которых существительные стоят в данных падежах. Они определяют падеж и прикрепляют листочек в команду своего падежа. Побеждает команда того падежа, в которой учащиеся быстро и правильно выполнили работу.

 

6. Закрепление.

Учитель: Что такое родина? Подберите к нему слова синонимы (отечество, отчизна).

— Измените слово родина  по падежам.

 

И.п.  что?                   родина  

Р.п.  нет чего?            Родины (а это хорошо, когда нет родины? Почему?)

Д.п. рад чему?           родине

Р.п. вижу  что?           родину

Т.п. любуюсь чем?   родиной

П.п. говорю о чём?  О родине

 

Это слова родственные?  Изменение слова по падежам – это …

Придумайте предложение, чтобы слово родина стояло в И.п. (Моя родина – Россия).

В П.п. (Дети поют песню о родине).

В В.п. (Мы любим свою родину). 

А что значит любить родину?

(Сажать цветы, деревья, заботиться о людях, помогать всем, своим трудом и достижениями прославлять её, изучать историю нашей России).

 

Песня «С чего начинается Родина».

 

Учитель: А с чего для вас начинается родина? (С родного дома, села, школы и, конечно, с урока русского языка).

 

 7. Итог урока.

Учитель: Скажите, в чём упражнялись мы на уроке русского языка?

Как же определить падеж имени существительного?

1.Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос.

2. По вопросу и предлогу определить падеж. Например…

Ребята, а как вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания о падежах? (Грамоте учиться – всегда пригодиться).

И где же? (Грамотно писать диктанты, помочь младшему брату или сестре).

Мы русские люди, и должны хорошо знать русский язык. А Валентин не должен забывать и свой родной украинский язык.

 

Теперь, используя фразы-помощники, расскажите о вашем мнении об уроке:

— сегодня я узнал…

— было интересно…

— я научился…

— было трудно…

 

8. Домашнее задание: упр. 3, стр. 23 (учебник).

 

9. Выставление отметок с комментированием.

 

10. Рефлексия

 

Учитель: Закончился наш урок русского языка, все старались, кто как мог, и сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.

Красный круг – недоволен своей работой.

Жёлтый круг – есть над чем работать.

Зелёный круг – доволен своей работой.

 

Наталья Падалко, учитель начальных классов Жуковской средней школы №22 Ростовской области

Фото с сайта http://verniedruzaj.ucoz.ru. 

www.ug.ru

Урок русского языка «Все падежи»

Дата: 14.03

Урок русского языка № 103

Тема: «Все падежи»

Цели:

Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.

 

Развивающие — развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость,  способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных  действий.

Воспитательные — воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения,  аккуратность в работе.

Оборудование: карточки с заданиями, таблички «домик», компьютер, доска, цветы, бабочка.

Тип урока:  урок систематизации и обобщения  знаний и умений.

 Технология: повторение и закрепление полученных знаний с элементами проблемного обучения.

Формы работы: работа в группах, работа в парах, коллективная работа, индивидуальная работа.

Методы работы:

словесные (рассказ,беседа),  

наглядные (карточки, компьютер, иллюстрация), 

практические (работа по карточкам), проблемные,  игровые.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент(слайд 1) 2 мин

1. Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой детей

Учитель: Ребята, станьте ровно, красиво. Порядок у всех на рабочих местах?

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их. Первыми сядут девочки, мальчики сядьте ещё тише.  Молодцы!

– Сегодняшний урок я начну с очень древней мудрой легенды: (слайд 2)

«Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг.

Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет- мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее» Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший,- живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал:

«Всё у тебя в руках!»

– И сегодня, ребята, в ваших руках, в ваших силах на этом уроке систематизировать свои знания в определении падежей.

II. Актуализация опорных знаний 10 мин

1. Минутка чистописания.                                                                                   

ИРДВТП

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв мы будем сегодня повторять?(Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП

Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? (Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии).

Открою тетрадь, напишу на «5»!

Выполните минутку чистописания, а я посмотрю кто красивее всех напишет? Спинки, локти на месте? Молодцы! Красивее всех написала… (Имя ребенка).

Учитель: Может, кто-то догадался, почему именно эти буквы вы писали? (Первые буквы в названиях падежей).

 2. Проверка домашнего задания

Вашим домашним заданием было инсценирование падежей.

                 

Воскликнул Именительный: (слайд 3)

                  — Мой именинник тот,

                   Который изумительно науку познаёт!

                  — Того, — сказал Родительный, — (слайд 4)

                   Я отрицаю, кто

                  Не может без родителей

                  Надеть новое пальто.

                  — Тому, — ответил Дательный, — (слайд 5)

                   Плохое имя дам,

                  Кто не любил старательно уроки делать сам.

                  — Того, — сказал Винительный,- (слайд 6)

                Я буду обвинять,

                 Кто книжку выразительно не может прочитать.

                  — С тем, — заявил Творительный, — (слайд 7)

                Я только лишь в ладу,

                 Кто очень уважительно относится к труду.

                 — О том, — сказал Предложный, — (слайд 8)

                 Я предложу рассказ,

                 Кто в жизни делать может полезное для нас.

3. Словарная работа

– Итак, в этот чудесный, весенний день, если вам, конечно, не лень мы отправляемся в путешествие. Мы сядем в современный (показ рисунка) автомобиль (слайд 9) (запись слова), и ровно в 8 часов отправляемся на (показ рисунка) вокзал(слайд 10), отправление поезда в 20 часов(слайд 11), поезд опаздывает на 11 минут(слайд 12), мы ещё успеем купить что? билет(слайд 13), купили мы билет, можно ещё обед(слайд 14).

– А сейчас посмотрим, умеете ли вы подбирать рифмы к словам.

– Всё, что нужно на обед, сложим мы сейчас в пакет(слайд 15).

Взаимопровера(слайд 16)

III. Постановка целей и задач урока 1 мин

— На протяжении последних 2 недель мы с вами занимались научно-исследовательской работой – изучением падежей. И вот сегодня мы проводим обобщающий урок по этой теме.

IV. Обобщение и систематизация знаний 16 мин

1. Игра «Засели жильцов»

— Ну что же, а сейчас мы с вами поиграем

– Перед вами домик с двумя подъездами.

– В первом живут названия падежей, во втором их вопросы. Заселите жильцов.

2. Коллективная работа

— А сейчас проверим как вы можете определять падежи имен существительных в предложении.

Вова принёс альбом для рисования.

Поезд приближался к станции.

За дверью послышались шаги.

Физкультминутка (слайд 17)

3. Работа в парах по карточкам(слайд 18)

На каждую парту даётся карточка, вместе определить падежи имён существительных с помощью слова-командира и предлога.

Птицы в клетке,

Листики на ветке,

Кошка под столом,

Садик за углом,

Книжка у подруги,

Песенка о друге.

V. Контроль усвоения знаний 13 мин

1. Индивидуальная работа (разноуровневая) (слайд 19)

— Дети, какое сейчас время года? (Весна) Все пробуждается ото сна. Весна дарит людям первые цветы. И сегодня она сделала подарок и для вас. У каждого из вас на партах лежат цветы. Примите этот подарок. И выполните задание:

Те ученики, у которых тюльпаны выполняют задания 1 уровня, у кого – подснежники – задания 2 уровня.

1 уровень – списать, определить падеж выделенного слова.

Банты Алла потеряла,

И о бантах плачет Алла.

«Нету бантов!» Не беда,

Бабочки летят сюда!

2 уровень – списать, поставив слова в нужную форму и определить падеж.

(Бант) эти прилетели,

На косички Алле сели.

(Бант)довольна Алла;

О таких она мечтала.

Алла новым (бант) рада,

Ей других совсем не надо!

2. Дистанционный диктант «Дельные пословицы» с объяснением смысла пословиц.

Меньше слов – больше дела.

Взялся за дело – сделай умело.

Велик телом, да мал делом.

– Определить падеж слова «дело».

VI. Домашнее задание 1 мин

Повторить изученные правила о падежах. Творческое задание: составить сказку о падежах.

VII. Итог урока. Рефлексия 2 мин

  • Наш урок подходит к концу. Сегодня вы хорошо поработали на уроке. Я предлагаю оценить свою работу на уроке, выбрав одно из утверждений.

(слайд 20)

  • Урок полезен – всё понятно

  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно

  • Ещё придётся потрудиться

  • Да, трудно всё-таки учиться!

— Спасибо за урок! (слайд 21)

infourok.ru

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: ЗНАЧЕНИЯ — Методика РКИ для всех

При объяснении родительного падежа (и при объяснении других падежей и грамматических тем вообще) можно идти двумя путями: от значения к форме и от формы к значению. А можно и совмещать оба способа: на практике так чаще всего и получается. В первом случае учащимся предлагается небольшой текст, где встречаеся изучаемая форма; их задача — догадаться о её значении, а затем вывести правило, как она образуется и когда употребляется. Во втором случае преподаватель сам комментирует и вводит новую форму слова. В интенсивном курсе полезно комбинировать эти приёмы.
Родительный падеж имеет следующие значения (или функции):
1) Субъект обладания (тот, у кого что-то есть; у кого есть что): дом отца, кабинет директора
В конструкции у кого есть что: ž У брата есть собака.
2) Объект при отрицании (после слова нет): У него нет сестры.
3) Количество чего-либо: пачка масла, пакет молока
Здесь ещё можно выделить так называемый второй родительный (партитив), характерный для разговорной речи: стакан чаю
4) После числительных два, три, четыре + Р.п. ед.ч. (два окна, двадцать три года, пятьсот тридцать четыре рубля) после числительных пять и далее, а также слов много, мало, сколько, несколько + Р.п. мн. ч. (шесть лет, восемь часов, пятнадцать книг)
5) Родительный падеж даты (когда? какого числа?): третьего января
ž НО! Какое сегодня число? – Третье января.
6) Характеристика: человек высокого роста, учебник русского языка
7) С предлогами:
ž — адресат: книга для детей
ž — пространственные отношения: далеко от дома, взять из библиотеки, посередине комнаты, у окна, около магазина
ž — время: в течение дня, с утра до вечера, во время урока, после уроков
ž — причина: от боли, из-за дождя, из скромности, вследствие недоговоренности
ž — цель: для учёбы, ради карьеры, с целью привлечения инвестиций
ž — условие: в случае (чего) дождя
— после предлога кроме: Пришли все, кроме Пети.

Формы родительного падежа можно объединить в виде следующих таблиц:
единственное число

множественное число

особые формы множественного числа
Ж, Ш, Ч, Щ, Ь, Е + ЕЙ
Этаж – этажЕЙ
Нож – ножЕЙ
Врач — врачЕЙ
Плащ – плащЕЙ
Ночь – ночЕЙ
Площадь – площадЕЙ
Море – морЕЙ
Поле – полЕЙ

–ИЯ, -ИЕ + ИЙ
Аудитория – аудиторИЙ
Здание — зданИЙ

!!!
друзья – ДРУЗЕЙ
деньги — ДЕНЕГ
год – ЛЕТ
раз – РАЗ
человек — ЧЕЛОВЕК

А ещё важный комментарий по поводу прилагательных, который часто упускается в учебниках:
Для существительных мужского рода: 2 высоких (родительный множественного) дома. Для существительных женского рода: 3 интересные книги, 3 интересных книги (возможны и именительный, и родительный множественного).
Подробнее в: http://www.evartist.narod.ru/text1/65.htm#з_03

В практике преподавания русского языка как иностранного все эти формы не вводятся сразу, а поэтапно, концентрически. Иностранца, который только недавно приступил к изучению русского, вначале знакомят только с базовыми значениями (после слова нет и при обозначении количества). Так материал предъявляется и в учебниках по РКИ и отрабатывается в системе языковых и речевых упражнений.
Вот целое пособие о родительном падеже
Russian Genitive: its forms and usage
http://www.litres.ru/n-rayan/russian-genitive-its-forms-and-usage-roditelnyy-padezh-v-russkom-yazyke-formy-i-upotreblenie/?utm_campaign=Retargeting&utm_medium=LowerFunnel&utm_source=Criteo

А это видео поможет проследить, как используют родительный падеж герои фильма «Ирония судьбы»:

marjulia.livejournal.com

Дательный падеж — Методика РКИ для всех

— Почему в русском языке глагол УЧИТЬ требует дательного падежа, а не винительного? УЧИТЬ МАТЕМАТИКЕ. (Преподавать математику — винит.)

— Дело в том, что дательный падеж может иметь и функцию прямого объекта, как с глаголом учить: учить чему.

Дательный падеж может выражать:

1) Значение адресата (особенно с глаголами речи и передачи материального объекта): написать декану / другу
2) Значение прямого объекта: учиться чему?
3) Субъектное значение: Брату 20 лет.
4) Причина: Собака рада хозяину.

А при употреблении с предлогами:
1) Объект: любовь к кому
2) Место: ехать по дороге
3) Направление: к отцу
4) Время: к вечеру
5) Причина: по рассеянности, благодаря помощи
6) Инструмент: по телефону
7) Распределительное значение: съесть по яблоку
8) Определительное значение: учебник по русскому языку

— Вопрос студента (владеющего несколькими языками) был о том, откуда взялся дательный именно с таком варианте (учить математике) — какова логика или происхождение этого дательного? Так он сравнивает с другими языками и очень аналитично подходит к изучению иностранного языка, пытается понять и объяснить себе конструкции. Есть же ещё другой вариант: учить русский язык, учить слова (с винительным падежом).
— Это просто разные лексико-семантические варианты глагола «учить» с разным управлением.
Объяснить логически не всегда возможно, ведь даже в других падежных языках формы падежей зачастую не совпадают с формами русского языка.
Например, в немецком Ich gratuliere dir zum Geburtstag, где после глагола поздравлять — дательный падеж.
И если сравнить ещё современные языки и посмотреть древние языки, можно увидеть, что падежи имеют различные функции. Например, в латыни есть дательный заинтересованности (обозначает лицо или предмет, в интересах которого совершается действие: Non scholae, sed vitae discimus. — Мы учимся не для школы, а для жизни (на русский переводится предлогами для, ради).

May be you’ll find helpful this video:

marjulia.livejournal.com

Технологическая карта урока русского языка по теме «Падеж имен существительных»

Дата проведения:19.02.2019г.

недоволен своей работой.

есть над чем работать.

доволен своей работой.

из данных слов нужно составить предложения так, чтобы получились пословицы. Определить падежи имен существительных, объяснить значение пословиц.

Красна птица перьями, а человек учением.

из данных слов нужно составить предложения так, чтобы получились пословицы. Определить падежи имен существительных, объяснить значение пословиц.

Не спеши языком торопись делом.

3 группа — вписать подходящие по смыслу предлоги, указать падеж.

Доехать….. дома,

подбежать …. школе,

летел …. полем,

думал …. маме,

смотрел …. море.

Предмет

Русский язык

Класс

3

Учитель

Бутакова А.Е.

Автор учебника

Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема урока

«Падеж имён существительных»

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель

закрепить знания о системе падежей русского языка.

Задачи

-Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении;

-Развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных действий;

-Воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения, аккуратность в работе;

–Формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения, развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.

Методы проведения урока

Игровые, коммуникационные, проблемные.

Формы работы

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Технологии

Здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные.

Оборудование

Компьютер, доска, карточки с заданиями, перфокарты, светофоры.

Формирование УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

— осознание значимости отобранного материала;

— формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;

— формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

— формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

— целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

— готовность к преодолению трудностей.

— развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;

— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

— формировать умение находить общее решение;

— умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

— способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

— закрепление навыка определения падежей имён существительных, правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемых ударением, слов с парными глухими и звонкими согласными, закрепление умения разбора предложения по членам предложения;

— создание условий для исследовательской деятельности учащихся;

— выведение алгоритма действий.

Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. Способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, усидчивость, дисциплинированность, умение находить выход из спорных ситуаций.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность

Время,

Мин

учителя

учащихся

№1

Организационный этап.

Цель: создать благоприятный психологический климат

№2 Минутка чистописания

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.

Регулятивные: Целеполагание.

Личностные:

Самоопределение. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, формирование мотивации и формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию.

Учитель: Ребята, станьте ровно, красиво. Порядок у всех на рабочих местах?

Первыми сядут девочки, мальчики сядьте ещё тише. Молодцы!

Учитель: Ребята, а вы готовы к уроку русского языка? И сейчас мы это проверим.

2. Минутка чистописания.

ИРДВТП

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв мы будем сегодня повторять? (Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП).

Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? (Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии).

Открою тетрадь, напишу на «5»!

Выполните минутку чистописания, а я посмотрю кто красивее всех напишет? Спинки, локти на месте? Молодцы! Красивее всех написала… (Имя ребенка).

Как вы думаете, какая буква лишняя? Почему?

Готовятся к уроку, настраивают себя на работу.

Читает стихотворение наизусть

Я живу в России, и русский – мой язык.

Нет его красивей, я к нему привык.

Хоть язык мой трудный, я его люблю:

Я пишу диктанты, правила учу

И хотя он не цветок, он нуждается в заботе.

Прихожу я на урок и уже готов к работе.

Открывают тетрадь, записывают число, «классная работа», выполняют запись в тетрадь.

Дети отвечают на вопросы.

3

5

№3

Этап актуализации знаний.

Цель: Проверить изученный материал, стимулировать активность ученика на восприятие учебного материала.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Может, кто-то догадался, почему именно эти буквы вы писали? (Первые буквы в названиях падежей).

а) Дети, а что вы знаете о названиях падежей? Как они появились?

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. (Настя)

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный. (Рита)

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.

Почему у каждого падежа по два вопроса?

Как называются все падежи кроме Именительного? (Косвенные).

А что вы знаете о падежах?

В каком падеже стоит подлежащее? (Им.п.)

Какой падеж без предлога не употребляются? (П.п.)

Предлоги к и по пишутся с существительными в (Д.п.)

Вспомогательное слово “вижу” (В.п.)

Какой падеж никогда не имеет при себе предлога? (И.п.)

Вспомогательное слово “горжусь” (Т.п.)

Какая поговорка помогает запомнить последовательность падежей в русском языке?

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на поставленные вопросы.

(В русском языке 6 падежей, И.,Р., Д., В., Т., П., у которых есть вопросы и слова – помощники).

(Иван рубит дрова, Варвара топит печь)

3

№4

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: познакомить с темой урока и целью

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение использовать речь для регуляции своего действия, строение понятные для окружающих высказывания.

Регулятивные: Целеполагание. Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Личностные: Самоопределение, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

4. Постановка темы и целей урока.

Учитель: Ребята, а кто-нибудь догадался какая у нас будет тема урока?

Тема урока русского языка «Падеж имён существительных»

И как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке? (Упражняться в определении падежей имён существительных).

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Называют тему урока «Падеж имён существительных»

Проговаривают цели урока.

5

№ 5 Работа над темой урока.

Цель: повторить правило определения падежа у имен существительных

Познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний.

5. Работа над темой урока.

Как определить падеж имени существительного?

1. Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос.

2. По вопросу и предлогу определить падеж. Например:

а) Работа по учебнику. Работа с текстом.

Учитель: Тогда приступим к определению падежей имён существительных.

Откройте учебники по закладкам на странице 59, упр.107.

б.) Работа в группах. Выполнение творческих заданий.

Приступаем к выполнению творческих заданий. Они у вас на карточках.

1 и 2 группа — из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы.

Перьями птица человек, а красна ученьем.

Не спеши делом торопись языком.

Определить падежи имен существительных, объяснить значение пословиц.

3 группа — вписать подходящие по смыслу предлоги, указать падеж.

Доехать….. дома, подбежать …. школе, летел …. полем, думал …. маме, смотрел …. море.

Проверка заданий.

Проговаривают правила: Как определить падеж имени существительного?

Работа по учебнику.

Осуществляют проверку

Выполняют задания в группах

10

№6

Физминутка.

Цель: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональ-ную разгрузку учащихся.

Личностные: личностная ориентация на здоровый образ жизни.

Топай мишка, хлопай мишка!

Приседай со мной, братишка!

Руки вверх, вперед и вниз!

Улыбайся и садись!

Повторяют движения за учителем.

2

№7

Этап обобщения и систематизации знаний

Цель: повторить падежные вопросы, корректировать знания учащихся после выполнения задания.

Познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли контроль, коррекция, оценка.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Личностные: формирование позитивной самооценки.

7. Закрепление.

Учитель: Что такое родина? Подберите к нему слова синонимы (отечество, отчизна).

— Измените слово родина по падежам.

И.п. что? родина

Р.п. нет чего? Родины

Д.п. рад чему? родине

Р.п. вижу что? родину

Т.п. любуюсь чем? родиной

П.п. говорю о чём? О родине

Это слова родственные? Изменение слова по падежам – это …

Придумайте предложение, чтобы в них было слово родина.

А что значит любить родину? (Сажать цветы, деревья, заботиться о людях, помогать всем, своим трудом и достижениями прославлять её, изучать историю нашей России).

Учитель: А что для вас родина? (родной дом, село, школа и, конечно, урок русского языка).

Выполняют оценку результатов деятельности.

10

№8

Этап подведения итогов учебного занятия

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.  

Познавательные: структурировать, выделять главное и второстепенное.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учета выделенных.

Личностные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

8. Итог урока.

Учитель: Скажите, в чём упражнялись мы на уроке русского языка?

Как же определить падеж имени существительного?

1.Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос.

2. По вопросу и предлогу определить падеж. Например…

Ребята, а как вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания о падежах? (Грамоте учиться – всегда пригодиться).

И где же? (Грамотно писать диктанты, помочь младшему брату или сестре).

Теперь, используя фразы-помощники, расскажите о вашем мнении об уроке:

— сегодня я узнал…

— было интересно…

— я научился…

— было трудно…

Отвечают на вопросы.

3

№ 9. Домашнее задание:

Цель: обеспечение понимания детьми содержания и выполнения домашнего задания

Познавательные: осуществлять анализ информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

9. Домашнее задание: упр. 106, стр. 59 (учебник).

Записывают в дневник: упр. 106, стр. 59 (учебник).

Фиксируют информацию, задают вопросы.

2

№10

Рефлексия

Цель: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении темы.

Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Личностные: формирование самооценки.

10 Рефлексия

Учитель: Закончился наш урок русского языка, все старались, кто как мог, и сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.

Красный круг – недоволен своей работой.

Жёлтый круг – есть над чем работать.

Зелёный круг – доволен своей работой.

Оценивают свою работу на уроке.

2

compedu.ru

Именительный и винительный падежи имён существительных. Русский язык. 4 класс. Конспект урока

Класс: 4.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Образовательные: совершенствовать умения учащихся распознавать существительные в именительном и винительном падежах.
  2. Развивающие: создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
  3. Воспитательные: создать условия для развития умений работать в группе, умении вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.

Задачи урока: Создать условия для знакомства учащихся с алгоритмом распознавания именительного и винительного падежей имен существительных.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Звенит веселый колокольчик.
Забавы все свои оставь.
Гостей нам нужно поприветствовать,
И у столов красиво встать.

Если вы готовы работать, откройте ладошки новым знаниям, улыбнитесь друг другу и всем окружающим и произнесем нашу волшебную фразу «Я хочу много знать».

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Ну и грамотно писать.

В тетрадях у кого «5», аплодисменты.

Запишите число, классная работа. На полях изобразите своё настроение. Кому вы бы хотели передать (подарить) своё хорошее настроение?

2. Словарная работа

Разгадывание кроссворда (на карточках). Фронтальная работа.

  1. Антоним слову безобразный (прекрасный)
  2. Мера веса (килограмм)
  3. Где вы живете? Что вы назвали? (адрес)
  4. Однокоренное слово шоссейный, шоссейка (шоссе)
  5. Синоним слова «золотистый», янтарный цвет (жёлтый)

Что объединяет записанные слова? Если возникли трудности, сомнения, обратитесь к словарю.

Проверка. Оценка на полях.

– Какое новое слово вы видите по вертикали? ПАДЕЖ

– Запишите его в тетрадь.

– Назовите глухие согласные звуки [ п ] , [ ш ]

– Чем они отличаются? [ ш – всегда твердый ]

– Как проверить согласный звук на конце слова?

– Запишите проверочное слово. ПАДЕЖИ.

– Можно ещё по-другому проверить? ПАДЕЖНЫЙ

– Чем отличаются проверочные слова ПАДЕЖИ и ПАДЕЖНЫЙ? (форма слова, однокоренное слово).

Падеж – словоизменительная категория имени (лексическое значение [одна из категорий имени существительного])

– Что вы знаете о существительном?

Постоянные признаки:

  • одушевленное, неодушевленное;
  • собственное, нарицательное;
  • имеют род.

Непостоянные признаки: изменяется по числам, падежам;

– Как существительное ПАДЕЖ можно связать с темой урока?

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И.п., В.п. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить. А вы умеете? Помогите придворным и определите падеж слова солнце в этих предложениях.

Взошло яркое солнце.
Туча закрыла солнце.

– Почему оказались разные падежи?

– Что может помочь нам в умении отличать И. п. от В. п.?

(Как отличить?)

Давайте подумаем, какова тема сегодняшнего урока.

(Именительный и винительный падеж имен существительных.)

– Что мы уже знаем по данной теме?

Я – Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
 С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.

А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них готов прожить.

– Что вы узнаете на сегодняшнем уроке?

– Самое главное сегодня на уроке научиться распознавать именительный и винительный падежи имен существительных?

Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.

4. Работа по теме урока

– Предлагаю вам поработать самостоятельно в группе и найти ответ на главный вопрос нашего урока: как отличить именительный падеж имен существительных от винительного падежа. Обсудите это в группе и составьте алгоритм.

Работа в группе.

– Если будет трудно, то поднимите руку.

Алгоритм как отличить именительный падеж от винительного

  1. Найди в предложении имя существительное (оно обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)
  2. Определи, каким членом предложения является имя существительное (главным или второстепенным).
  3. Если это подлежащее, то существительное стоит в именительном падеже; если это второстепенный член предложения, то существительное стоит в винительном падеже.

– Расскажите, как же отличить именительный падеж имен существительных от винительного падежа.

– Как вы, используя свой алгоритм, смогли определить падеж слова солнце в наших предложениях.

– Сравните ваши ответы с выводом учебника. Стр. 81.

5. Работа по учебнику

– Авторы учебника предложили свою памятку, чем они похожи, чем отличаются?

– А я вам хочу предложить такое стихотворение

Что? – вопрос двух падежей
Различить ты их сумей.
Именительный падеж – это подлежащее,
А в винительном – обстоятельство или дополнение
Разберешься, если знаешь члены предложения.

– Как вы думаете, где пригодятся эти знания?

ФИЗМИНУТКА

На зарядку солнышко приглашает вас
Из-за парт вставайте по команде раз!
А теперь, не зевай, веселее повторяй!

– Ребята, предлагаю вам посмотреть задания учебника.

– Как вы думаете, какие упражнения нам помогут лучше научиться распознавать именительный и винительный падежи.

– Да, действительно, эти упражнения помогут. Выполните одно на выбор.

Работа по учебнику.

Прочитайте задание и объясните, какое задание будете выполнять.

– Расскажите, как отличить именительный падеж от винительного?

– Зачем выполняли это упражнение?

– Что вам помогало распознавать падежи?

Оцените свою работу на полях.

Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.

– Ребята, а на что же похожи одуванчики?

– Когда эти цветы распускаются?

– Значит, они радуются солнышку.

– Но радуются солнцу не только одуванчики, но и вся природа

Предлагаю поработать с текстом. Текст не совсем обычный, в нем есть ошибки в определении падежей.

6. Закрепление

Выпишите предложения, в которых были допущены ошибки и исправьте их.

Задание

– С какой целью выполняли это задание?

Взаимопроверка.

Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга, а для этого предлагаю правильно выполненное задание.

Поставьте оценку на полях.

Я потом проверю, насколько вы были внимательны.

– Какие знания пригодились, чтобы правильно выполнить эту работу?

7. Контроль знаний

Итогом нашей работы будет тест, он покажет, как вы научились различать именительный падеж от винительного. Выберите на карточках правильный ответ и подчеркните его.

Тест

I. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

Н. Кто? Что?

         

 О. Кем? Чем?

П. Кого? Что?

 

 Р. Кого? Чего?

II. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

А в, на, через

         

 Я. без предлогов

В. к, по

 

 Г. у, из, до, около

III. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?

А подлежащим

       

 Б. сказуемым

Т. второстепенным членом 

 

 

 
IV. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении
Уронило солнце лучик золотой.

А И.п.

        

 Б. Р.п.

В. Т.п.

 

 ь. В.п.

Поставьте оценку на полях. (Если ответили верно, прочтите слово «пять»)

8. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Как вы думаете, научились ли вы различать именительный и винительный падежи имен существительных? Покажите это на шкале знаний.

Вы научились и можете помочь другим.

Вы считаете, что научились распознавать именительный и винительный падежи имен существительных, но вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке.

Поставьте оценку себе за урок, сравните, пожалуйста, желаемую с реальной. Я тоже оценила вашу работу на сегодняшнем уроке.

9. Рефлексия

Покажите свое настроение от работы на уроке в тетради на полях.

Домашнее задание.

Предлагаю задание на выбор. Составить с любым из слов 2 предложения так, чтобы в одном предложении существительное стояло в И.п., в другом – в В.п. (ветер, голос, море)

Спасибо за урок.

rosuchebnik.ru

О падежах в РКИ — Методика РКИ для всех

При изучении языка важнейшим аспектом является усвоение его грамматической системы. В связи с этим возникает вопрос о том, в каком объёме и каким образом вводить грамматический материал на уроке на разных этапах обучения. Тем более это важно для русского языка с его сложнейшей системой словоизменения, богатством предложно-падежных форм. Освоение предложно-падежной системы в овладении русским языком занимает ведущее место. Сегодня мы остановимся на том, в каком порядке вводить падежи на уроках РКИ, какой порядок представлен в разных учебниках и пособиях по РКИ, в частности, в учебниках «Жили-были» и «Поехали!»
Мы с одной группой работали на занятиях по учебнику «Поехали!»

При отборе материала и при определении последовательности введения падежей мы руководствуемся прежде всего частотностью и функциональной значимостью, употребительностью форм. Изучение в полном объёме форм, значений и употребления падежей в той последовательности, как это имеет место в традиционной для русских описательной грамматике, системе обучения по частям речи, при обучении русскому языку иностранцев неприемлемо. Линейное распределение учебного материала находится в противоречии с функционирующей в речи системой языка. Нецелесообразна также и практика введения падежных форм и значений одновременно по всем частям речи.

Таким образом, в рамках функционально-системного лингводидактического описания языкового материала последовательность введения падежей может быть следующей:
1. Предложный падеж существительных (прежде всего, со значением места с предлогами в и на).
Лексический минимум, которым учащиеся овладевают на первом этапе обучения, включает имена существительные почти всех типов и разновидностей склонения. Наличие в словарном запасе учащихся уже на начальном этапе обучения таких слов, как лекция, аудитория, площадь, тетрадь, преподаватель, здание, делает необходимым введение большинства вариантов оформления падежа. Предложный падеж позволяет строить элементарные предложения на лексике, вводимой в начальный период обучения. Предложный падеж наиболее прост по своему оформлению. Учащиеся должны запомнить нормы употребления только двух окончаний –е и и. Окончание –у вводится лексическим путём по мере поступления в словарный запас учащихся, принимающих это окончание. Таких слов не очень много и запоминаются они довольно быстро, в учебнике «Поехали!» они выделены отдельно после таблицы с окончаниями.
Чтобы естественно начать знакомство с новой грамматикой, преподаватель может имитировать следующую ситуацию. Например, изобразить, что вы ищете отсутствующий в аудитории или забытый дома предмет, или поинтересоваться, где студент, опаздывающий или не пришедший на урок. Сделайте вид, что вы готовите необходимые для урока предметы, при этом можно говорить как бы для себя: Интересно, где моя ручка? Или обратитесь к кому-либо:
Хуан, вы не знаете, где моя ручка?
Если кого-то нет на уроке, можно, обращаясь к группе, задать вопрос:
Скажите, пожалуйста, где Данни?
Вопрос может быть и таким:
А вы знаете, где находится книжный магазин «Москва»? Там очень большой выбор книг.
Затем напишите вопросительное слово Где? на доске и спросите:
Где ваше домашнее задание?
Привязывание коммуникативных речевых образцов к реальной ситуации обеспечивает их более быстрое запоминание. А выполнив задания, студенты лучше поймут и запомнят формы предложного падежа со значением места, что, безусловно, соответствует индуктивному, коммуникативному принципу: от коммуникации (речевого образца) – к формальному средству выражения.
После знакомства с окончаниями существительных в предложном падеже студентам предлагается ответить на вопросы. Преподаватель может добавить свои вопросы, поинтересоваться, например, где живут родители, брат, сестра учащихся, лишний раз, таким образом, потренировав нужную конструкцию и формы глагола жить.

2. Вслед за предложным обычно вводится винительный падеж, так как
на этом этапе обучения усваиваются некоторые переходные глаголы и вводятся глаголы движения без приставок. Таким образом, форма винительного падежа вводится в значении прямого объекта и обстоятельства места, обозначающего направление. Для объяснения и закрепления винительного падежа в значении прямого объекта необходимы образцы употребления переходных глаголов. Даются они, как правило, в виде тренировочных упражнений. Например:
Я читаю газету (детектив, книга, журнал, реклама …).
При первом знакомстве с винительным падежом мы не вводим формы одушевлённых существительных мужского рода (как друг – друга, студент – студента, преподаватель – преподавателя).
Обращаем внимание студентов на наличие твёрдого и мягкого типов склонения и в соответствии с этим разных окончаний (У / Ю), на неизменяемость существительных женского рода, оканчивающихся на –Ь.
Демонстрируем абсолютное совпадение форм мужского и среднего рода, а также форм множественного числа с формами именительного падежа.

3. Родительный падеж вводится в наиболее необходимых для
речевой практики значениях:
1) Пространственное значение, выражаемое при помощи предлогов из и с:
Откуда Вы приехали, Се Ишань? – Я приехала из Китая.
2) Значение принадлежности:
У кого есть учебник? – У Ангуса есть учебник.
3) Значение объекта с отрицанием:
Санни, у вас есть книга? – Нет, у меня нет книги.
4) В количественно-именных сочетаниях:
Дайте, пожалуйста, бутылку вина.
 Дайте, пожалуйста, три книги.

Для объяснения пространственного значения используются обычно следующие объяснения. После предложений
Сергей пришёл с работы. Студент пришёл из института.
задаются вопросы:
Где сейчас Сергей? На работе или дома? Где был студент? Откуда он пришёл?
Неплохо для тренировки понимания формы и значения родительного падежа применять тактику переспросов. Эта тактика также называется не понял, не расслышал. Например:
Всё-таки, у кого билеты? У кого книга? У кого нет билетов? У кого ещё нет пропуска? Не поняла, у кого ещё нет учебника? Что? Что? Почему у вас нет мобильника?

4. Затем обычно вводится дательный падеж. По статистическим данным он является наименее частотным. Однако эта форма выражает очень важное для диалогической речи значение адресата действия, и значение её позволяет расширить уже введённую ранее модель предложения с прямым объектом:
Я дала книгу другу.
Поскольку диалогическая речь изобилует вопросительными конструкциями, студенты лучше осваивают форму дательного падежа (и не только дательного) в вопросительных предложениях. Поэтому в учебную работу включаются, например, тренировочные упражнения такого типа:
— Кому ты пишешь письмо? Брату? Сестре? Другу?
 — Кому ты подарил цветы? Маме? Жене? Сестре? Подруге?
 — Кому ты сказал новость? Студентам? Коллегам? Друзьям?

Знакомство с дательным падежом начинается с чтения диалогов. После каждого диалога мы задаём вопросы и предлагаем найти на них ответы. Учащийся должен ответить, используя форму дательного падежа. Здесь важно, чтобы наши студенты просто произнесли падежные формы, сконцентрировав тем самым на них своё внимание. Затем мы обращаемся к окончаниям дательного падежа, используя таблицу. Материал таблицы можно подкрепить записью на доске, показав зависимость окончания от формы слова в именительном падеже:
брат – брату
Андрей – Андрею
сестра – сестре
Катя – Кате
Мария – Марии
мать – матери
студенты, сёстры – студентам, сёстрам
друзья, преподаватели, дочери – друзьям, преподавателям, дочерям

После этого можно спросить учащихся, какие сувениры они обычно привозят из путешествий родственникам и друзьям. Далее важно перейти к реальному общению, для чего задание можно конкретизировать, задав модель и попросив сказать, какие сувениры и из какого города (страны) они привезли. Например, преподаватель говорит:
Недавно я была в Испании и купила маме веер.
Потом обращается к студенту с вопросом:
А где были вы и какие сувениры купили?
При этом диалоги желательно развить, задав дополнительные вопросы. Если ваш студент был в Германии, можно спросить, понравилась ли ему Германия, в каком городе он был, говорят ли немцы по-русски, по-английски и т.п.

5. Творительный падеж прежде всего вводится в значении совместности действия:
Я ходила в кино с другом.

Каждая падежная форма может вводиться в одном или нескольких значениях в зависимости от степени владения учащимися тем языковым материалом, который позволяет ввести эту форму в речь. Например, введя форму предложного падежа в пространственном значении (Я живу в Москве), можно вслед за этим давать её употребление в функции косвенного объекта (рассказывать о семье, работе).
На начальном этапе преобладающая масса лексического и грамматического материала, в том числе и предложно-падежные конструкции, активизируются, то на продвинутом этапе часть материала оставляется для пассивного усвоения. Это относится в первую очередь к малопродуктивным конструкциям, выходящим из употребления, а также к конструкциям, употребление которых ограничено определённым стилем.
В целом, учитель при освоении учащимися этой системы и её частей идёт от простого к сложному, придерживаясь принципа концентрического расположения материала, постепенно обогащая знания студентов в области лексики и грамматики русского языка.

По книге для преподавателя к учебнику «Жили-были»

marjulia.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *