Виды смеха и их отличия. Ирония, юмор, сатира, сарказм

В нашем случае речь пойдёт о видах смеха вроде юмора, иронии, сатиры и т.п. Часто такие виды называют литературными, поскольку произошли они именно оттуда, но и в реальной жизни такие виды не исключены и пользуются огромной популярностью.
Виды смеха и их отличия описываются ниже каждый по отдельности, также к ним даются хорошие примеры, чтобы было понятно каждому. Представлены такие виды смеха, как: юмор, ирония, сатира, сарказм и гротеск.
Юмор – весёлый, добрый смех, помогает человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Юмор, в отличие от иронии, сатиры и прочих злых насмешек, конструктивен и идёт в пользу человеку однозначно. Хотя, в настоящее время под словом «юмор» подразумевается не только юмор в прямом смысле слова, но и всё, что вызывает смех. Юмор – это то, что смешно и не наводит на расстройство.
Примеры:
«Помогите, люди добрые, кто чем не шутит!»
«Не волнуйся, а то станешь волнистым!»
«Ой, не могу! Пошёл памперс менять…»
«Все мы над червями ходим.»
«Если счастье не в деньгах, отдай их соседу.»
Ирония — улыбка над сложностями или недостатками, но добрая и не унижающая. Иными словами, тонкая насмешка над какой-либо проблемой, вызывающая улыбку. Но всё-таки ирония – это не к добру, поскольку антипод иронии – это радость и восхищение. Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст. но всё же! Ирония – хоть это и злая насмешка, но всё-таки и она тоже конструктивна и мотивирует на успех.
Примеры:
«Умён-умён!»
«Ну ты храбрец!»
«О! Пролетарий умственного труда! Работник метлы!»
Сатира – произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Иными словами, злая насмешка в литературе, а также в виде карикатуры, обычно над пороком общества или же какого-либо явления, например насмешка над технической неисправностью в кинотеатре, из-за чего сеанс показа пришлось завершить раньше времени. В более жёсткой форме – насмешка над катастрофой, в которой пострадали люди. Иногда сатира проявляется даже над гибелью людей… А вообще сатира – это любое унизительное обличение явлений при помощи различных неблагоприятных насмешек вроде: иронии, сарказма, пародии, гротеска и др. То есть сатирой можно называть и сарказм, и иронию и всё, что не к добру.
Например:
В реке утонул пьяный. Милиционер пишет: «Акт о входе тела в воду и о невыходе тела из воды.»
Сарказм – это когда язвительно говорят одно, а подразумевают другое. Обычно нашмешка или замечание над недостатком одного только человека, предмета человека или какого-либо явления, не имеющая никаких обид или сочувствия, действующая кому-либо специально на зло. Злая ирония, короче говоря. Предмет бессовестного и бессердечного человека. Как и сатира, сарказм – это едкая и издевательская насмешка.
Примеры:
«Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.» © Фаина Раневская
«Россия будет справедливой и развитой страной! Растёт, растёт…»
«Ты такооой умный! Прям, герой тут нашёлся!» – насмешка гопника над интеллигентом.
Стоит человек на солнечной жаре уже 3 часа, а у него спрашивают, мол, не жарко ли тебе… – Нет, блин, замёрз!!
Кощунство – тот же самый сарказм, только в этом случае он идёт против церкви, божьей веры и всего святого. Вот, собственно, и всё. А примеры проводить не буду, иначе не сдержаться будет Богу от желания меня за это наказать… 🙂
Гротеск – он, как и сатира, обычно является произведением искусства. Однако, в отличие от сатиры, гротеск – это нереалистичное преувеличение, смесь реального и фантастического, создающая абсурдные ситуации, комические несоответствия, противоречащие здравому смыслу. Другими словами, чистое нарушение правдоподобия. А вообще, гротеск, в отличие от видов смеха, перечисленных выше, отличается тем, что смешное в нём не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Гротеск – это совмещение реального и нереального, смешного и ужасного, прекрасного и безобразного… Хотя, глядя на вышеописанное, слово «гротеск» в реальной жизни практически не используется.
Примеры:
У Салтыкова-Щедрина в произведении «История одного города» градоначальник огурцом зарезался.
Кентавр – это тоже гротеск! 🙂
И напоследок насчёт иронии и сарказма. Есть у них общая черта: в обоих понятиях выражается антипод, но и отличия у них конечно же есть. Как обычно говорят, мол, сарказм – это злая ирония, а ирония – добрый сарказм! )))
Похожие темы
Трагическое и комическое. Юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск — Теория литературы — Литература — Публикации
Трагическое — (от греч. tragodia — козлиная песнь < греч. tragos — козел и ode — песнь) — эстетическая категория, обозначающая принципиальную неразрешимость конфликта в художественном произведении, трагическое противостояние личности и мира влечет за собой гибель или тяжелейшие страдания героя, достойного глубокого сочувствия и уважения. Однако эта гибель вызывает не только отчаяние, но и просветление, очищение, катарсис, возвышает душу читателя. Трагическое может быть свойственно произведению любого жанра. Хорошим примером трагического является монолог Гамлета:
Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
Комическое — (от греч. komikos — смешной, веселый) — эстетическая категория, отражающая противоречия действительности и содержащая их критическую оценку. В основе комического — противоречие, несоответствие безобразного и прекрасного, ничтожного и возвышенного, реального и идеального и т. п. Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск.
Юмор — вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в добродушной насмешке; смех, имеющий своей задачей не обличение, а указание или намек на недостатки, которые не носят характера пороков.:
Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Ирония — вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка. Не путать с иронией как средством выразительности. Комический эффект достигается посредством того, что говорится прямо противоположное подразумеваемому:
Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Сатира — вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сатира — наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор — осмеяние «частного», то сатира, как правило, — осмеяние «общего», обличение социально-нравственных пороков и недостатков:
Но глуповцы тоже были себе на уме. Энергии действия они с большою находчивостью противопоставили энергию бездействия.
— Что хошь с нами делай! — говорили одни, — хошь — на куски режь; хошь — с кашей ешь, а мы не согласны!
— С нас, брат, не что возьмешь! — говорили другие, — мы не то что прочие, которые телом обросли! нас, брат, и уколупнуть негде!И упорно стояли при этом на коленях. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Сарказм — вид комического: злая, язвительная насмешка, издевка, содержащая уничтожающую оценку лица, предмета или явления, высшая степень проявления иронии. Сущность иронии заключается в иносказании, тонком намеке, для сарказма же характерна крайняя степень эмоциональной открытости, пафос отрицания, переходящий в негодование:
Ты умрешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением)…Н.А. Некрасов
Гротеск — (от итал. grottesco — причудливый) — вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Гротеск близок к фарсу. Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. п.) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ:
Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
ирония, сарказм, юмор, гротеск, сатира — Рефераты бесплатно — база рефератов, курсовых, шпаргалок и словарей
Рефераты бесплатно — база рефератов, курсовых, шпаргалок и словарейToggle navigation
- Дипломы
- Архитектура и строительство
- Гуманитарные науки
- Безопасность жизнедеятельности
- Иностранные языки
- История
- Исторические личности
- Искусство и культура
- Культурология
- Литература русская
- Музыка
- Педагогика
- Политология
- Психология
- Религия и мифология
- Социология
- Туризм
- Журналистика
- Естественные науки
- Астрономия
- Биология
- Геология
- География
- Математика
- Естествознание
- Технические науки
- Авиация и космонавтика
- Металлургия
- Транспорт
- Технология
- Кулинария
- Косметология
- Медицина
- Управление
- Делопроизводство
- Логистика
- Менеджмент
- Организация и нормирование труда
- Организация производства
- Планирование на предприятии
- Стратегия бизнеса
- Теория организации
- Товароведение
- Экономика
- Анализ хозяйственной деятельности
- Бухгалтерский учёт и аудит
- Банковское дело
- Внешнеэкономическая деятельность
- Государственное регулирование
- Государственный бюджет
- Деньги и кредит
- Инвестиции
- Инновации и экономика инноваций
- Коммерческая деятельность
- Маркетинг
- Микроэкономика и макроэкономика
- Малый бизнес и совместное предпринимательство
- Налогообложение
- Предпринимательство
- Рынок ценных бумаг
- Юриспруденция
- Административное право
- Гражданское право и процесс
- Государство и право
Криминалистика- Международное право
- Международные отношения
- Право
- Право и процесс
- Трудовое право
- Уголовное право и процесс
- Страхование
- Рекламная деятельность
- Диссертации
- Архитектура и строительство
- Гуманитарные науки
- История
- Литература русская
- Психология
- Педагогика
- Религия и мифология
- Туризм
- Естественные науки
- Биология
- Естествознание
- Технические науки
- Технология
- Кулинария
- Управление
- Менеджмент
- Планирование на предприятии
- Экономика
- Деньги и кредит
- Инновации и экономика инноваций
- Маркетинг
- Микроэкономика и макроэкономика
- Налогообложение
- Юриспруденция
- Криминалистика
- Право
- Конспекты
- Архитектура и строительство
- Гуманитарные науки
- Безопасность жизнедеятельности
- История
- Иностранные языки
- Искусство и культура
- Культурология
- Литература зарубежная
- Логика
- Музыка
- Психология
- Педагогика
- Политология
- Религия и мифология
- Естественные науки
- Биология
- Геология
- География
- Математика
- Естествознание
- Технические науки
- Авиация и космонавтика
- Стандартизация
- Транспорт
- Технология
- Экономика
- Бухгалтерский учёт и аудит
- Банковское дело
- Внешнеэкономическая деятельность
- Деньги и кредит
- Инвестиции
- Коммерческая деятельность
- Маркетинг
- Микроэкономика и макроэкономика
- Предпринимательство
- Рынок ценных бумаг
- Медицина и физкультура
- Медицина
- Управление
- Логистика
- Менеджмент
- Организация производства
- Планирование на предприятии
- Теория организации
- Товароведение
- Статистика
- Юриспруденция
- Административное право
- Государство и право
- Гражданское право и процесс
- Криминалистика
- Международное право
- Право
- Контрольные
- Архитектура и строительство
- Гуманитарные науки
- Безопасность жизнедеятельности
- История
- Иностранные языки
- Искусство и культура
- Культурология
- Литература русская
- Логика
- Музыка
- Педагогика
- Психология
- Политология
- Религия и мифология
- Социология
- Туризм
- Журналистика
- Естественные науки
- Астрономия
- Биология
- География
- Геология
- Математика
- Естествознание
- Физика
- Кулинария
- Медицина
- Косметология
- Управление
- Делопроизводство
- Логистика
- Менеджмент
- Организация производства
- Планирование на предприятии
- Стратегия бизнеса
- Теория организации
- Теория рисков и риск-менеджмент
- Товароведение
- Информатика и радиоэлектроника
- Технические науки
- Авиация и космонавтика
- Металлургия
- Транспорт
- Технология
- Экономика
- Анализ хозяйственной деятельности
- Банковское дело
- Бухгалтерский учёт и аудит
- Внешнеэкономическая деятельность
- Государственное регулирование
- Деньги и кредит
- Инвестиции
- Инновации и экономика инноваций
- Коммерческая деятельность
- Маркетинг
- Микроэкономика и макроэкономика
Сатира и ирония
Сатира — подчеркнутая, уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности. проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений. Юмор в определенных вопросах (политика, религия) не может считаться сатирой, так как направлен на сам предмет, а не на его социальные последствия.Она всегда актуальна, злободневна, так как ее объектом являются недостатки современности. Сатира используется, когда отрицательны не отдельные черты, а явление в своей сущности, когда оно социально опасно. Сатирический смех — злой, бичующий, уничтожающий, изобличающий.Между юмором и сатирой находится целая гамма разнообразных оттенков комического, что отражает эстетическое богатство действительности и духовного склада личности. Это — шутка, каламбур, ирония, сарказм, гротеск, бурлеск, гэгг и др.
Иро́ния (от греч. eironeia — притворство),1) отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения.2) Стилистическая фигура: выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его.3) Вид комического, когда смешное скрывается под маской серьезного (в противоположность юмору) и таит в себе чувство превосходства или скептицизма. Ирония является категорией эстетики и берёт своё начало из традиции античной риторики. Именно античная ирония дала рождение европейской иронической традиции нового времени, получившей особое развитие, начиная с последней трети XIX века. Ирония, как средство комической подачи материала, является мощным инструментом формирования литературного стиля, построенного на противопоставлении буквального смысла слов и высказываний их истинному значению («Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя» Георгий Александров). Элементарной моделью иронического стиля является структурно-экспрессивный принцип различных речевых приёмов, помогающих придавать содержанию своим скрытым контекстом противоположный или идейно-эмоционально обличающий смысл. В частности, в качестве снятия претенциозности или помпезности повествования используется метод самоиронии, позволяющий передать авторское отношение к буквальному описанию сюжетного момента («Моё лицо, если только оно меня слушалось, выражало сочувствие и понимание», Рекс Стаут). В качестве завуалированной демонстрации негативной позиции применяется метод иронии насмешка («Сараевское покушение наполнило полицейское управление многочисленными жертвами», Ярослав Гашек), псевдоутверждение используется для разрушения какого-либо атрибута общественного сознания («Ленин и сейчас живее всех живых, только руками трогать нельзя» Виктор Нюхтилин), а псевдоотрицание для подтверждения действительных истин («Нет ничего проще, чем бросить курить — лично мне удавалось это проделывать около тридцати раз», Марк Твен). Иронический приём превосходства часто становится доминирующим способом высмеивания героев литературного произведения через внешне нейтральное изложение их характеристик («Он горделиво ощущал, что двадцать девять месяцев армейской службы ничуть не ослабили его способности попасть впросак» Джозеф Хеллер), а приём иронического снисхождения используется авторами для пессимистической оценки значимости персонажей («Если художник хочет по-настоящему взвинтить цены на свои картины, совет ему могу дать только один: пусть руки на себя наложит», Курт Воннегут). Действенным ироническим способом коротких форм жанра юмора является коннотационная оговорка, рассчитанная на быструю реакцию читателя или зрителя («Врачи боролись за его жизнь, но он выжил», Михаил Жванецкий).Более жёсткими, бескомпромиссными формами иронии можно считать сарказм и гротеск.
Презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему: Юмор и сатира.
Слайд 1
Юмор. Сатира. Басня И.А. Крылова Учитель: Лужбинина Марина МаратовнаСлайд 2
Виды юмора: ирония, сатира, сарказм Юмор– это все, что вызывает смех или веселое расположение уха. В более узком смысле – это явление, которое подчеркивает комические стороны предметов, событий и личностей.
Слайд 3
Ирония – это вид юмора, который основан на противоречиях с действительным положением вещей, она вызывает насмешку над людьми, мнение которых остро противоречит действительности, подтверждая его. Например: «Да-да, ты очень сильный» — иронический прием, который высмеивает слабого человека, который считает себя сильным.
Слайд 4
Сатира – вид юмора, который открыто, высмеивает ту или иную ситуацию, либо человека. Следует отметить, что сатира сама по себе является также разновидностью критики, однако, несколько смягченной по сравнению с ней. Сарказм – это синтез иронии и сатиры, насмешка, имеющая негативную окраску. Сарказм не завуалировано подчеркивает негативные качества либо события. В отличие от иронии и сатиры, сарказм применяется в комедиях довольно редко, так как имеет откровенный негативный подтекст.
Слайд 5
И.А. Крылов «Он вполне исчерпал в них и вполне выразил ими целую сторону русского национального духа: в его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются, с его сметливостью, остротою и добродушно саркастическою насмешливостью; с его природного верностью взгляда на предметы и способностью коротко; ясно и вместе кудряво выражаться. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род».
Слайд 6
Свинья под дубом Невежа — грубый, невоспитанный человек. Невежда — малообразованный человек Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.
Что такое сатира, ирония, сарказм? Их взаимоотношение ?
Иро́ния (от др. -греч. εἰρωνεία — «притворство» ) — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. По определению Аристотеля, ирония есть «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто действительно так думает» . Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!» , «Умён-умён…» . Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст. Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии. Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений. Юмор в определенных вопросах (политика, религия) не может считаться сатирой, так как направлен на сам предмет, а не на его социальные последствия. Сарка́зм (греч. σαρκασμός, от σαρκάζω, буквально «разрывать [мясо]» ) — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого. Сарказм — это жёсткая насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит. Как и сатира, сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их. Беспощадность, резкость изобличения — отличительная особенность сарказма. В отличие от иронии, в сарказме находит свое выражение высшая степень негодования, ненависть. Сарказм никогда не является характерным приёмом юмориста, который, выявляя смешное в действительности, изображает её всегда с известной долей симпатии и сочувствия. Комический элемент в саркастическом изобличении может быть весьма ничтожен. В сарказме негодование высказывается вполне открыто. С таким сарказмом говорит, например, М. Ю. Лермонтов о своём поколении: «богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом…» , и заключает свою «Думу» едким сравнением отношения к нему будущих поколений с «насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом» .
объединяет эти три понятия-высмеивание, шутка, насмешка. Сарказм-в более грубой, язвительной форме
Ирония, сатира, сарказм, гротеск. Всё идёт по наростающей. Повышение степени от шутки до насмешки в унизительно-оскорбительном тоне.
Для этого есть словари, в том числе словарь литературных терминов, иностранных слов. Словари имеются и в интернете, пользуйтесь. Кроме того, взаимоотношениЯ — во множественном числе.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор. Ирония, сарказм. Гротеск. — Мегаобучалка
Трагическое – эстетическая категория для которой характерно наличие неразрешимого конфликта. В центре внимания, как правило, страдания и гибель героя или его жизненных ценностей.
Комическое – одна из основных категорий эстетики, служащая для оценки тех социальных явлений, нравов, обычаев, деятельности и поведения людей, которые полностью или частично не соответствуют, противоречат объективной закономерности общественного развития и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил, а потому вызывает осуждение в форме осмеяния. «Бывает смех издевательский, язвительный, смех от отчаяния и т.д. Комическому же, напротив, свойственна бесконечная благожелательность и уверенность в своём безусловном возвышении над собственным противоречием, а не печальное и грустное его переживание» (Г.Гегель). «Всякое противоречие есть источник комического и смешного» (В.Г. Белинский).
Сатира – в переводе: переполненное блюдо, мешанина. Род художественной литературы высмеивающей и бичующей те или иные общественно вредные явления жизни или пороки человека. «В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу, как высшей реальности» (Ф. Шиллер». С. характеризуется резкостью изобличения; как жанр развивалась ещё в римской литературе. «Для того чтобы сатира была действительно сатирою и достигла своей цели, надобно, во-первых, чтобы она дала почувствовать тот идеал, из которого отправляется творец её, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено её жало…» «Сатира провожает в царство теней всё отжившее» (М.Е. Салтыков-Щедрин). «Сатира моделирует свой облик, создавая образ высокой степени условности, что достигается «направленным искажением» реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации, гротеска» (А.З. Вулис).
Юмор – особый вид комического, который в отличие от сатиры, мягко высмеивает недостатки и слабости общества, однако между юмором и сатирой нельзя провести резкой грани, они часто сходятся. Ю. очень распространён в быту и в искусстве, часто встречается в произведениях фольклора: в песне, частушке, сказке. Это также литературное направление, в котором отражается смешное, комическое в жизни. «Юмор есть смех над безобидными комическими противоречиями, соединённый с жалостью к людям, проявляющим эту комичность» (Е.Г. Руднева). «В согласии с этимологией слова, юмор заведомо «своенравен», личностно обусловлен, отмечен отпечатком «странного» умонастроения самого «юмориста» (Л.Е. Пинский).
Ирония – один из тропов, стилистический оборот, при котором притворно утверждается обратное тому, что говорится о предмете. Пример. Осла спрашивают:
Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
Крылов «Лиса и осёл»
«Иронию как художественный принцип следует отличать от иронии в качестве стилистического средства. В последнем случае ирония содержится в речи персонажей или самого автора. Посредством такой иронии создаётся комический эффект, так как здесь высказанное имеет смысл прямо противоположный тому, что сказано автором» (Д.Л.Чавчанидзе).
Сарказм – злая и едкая насмешка, высшая степень иронии, исключающей двусмысленное толкование.
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что станет полным, наконец.
Пушкин (эпиграмма на гр.Воронцова)
«Если сущность иронии в иносказании, в тонком намёке, в сарказме главное – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование» (А.С. Сулейманов).
Гротеск – «причудливый», «затейливый». Вид художественной образности, обобщающий жизненные явления с помощью чрезмерного, причудливого заострения той или иной темы. Г. нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность, фантастический характер, до предела обнажая сущность явлений. Г. это сочетание реального и запредельного, трагического и комического, прекрасного и безобразного. «Сближая далёкое, сочетая взаимоисключающее, нарушая привычные представления, гротеск в искусстве родствен парадоксу в логике. С первого взгляда гротеск только остоумен и забавен, но он таит большие возможности» (Л.Е.Пинский). «Гротескный образ характеризует явление в состоянии его изменения, незавершённой ещё метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления. Отношение к времени, к становлению – необходимая конститутивная (определяющая) черта гротескного образа» (М.М. Бахти).
Язык художественного произведения. Тропы. Звукопись.
Стиль.
Свойство художественной формы, совокупность её элементов, придающая произведению искусства определенный эстетический облик, устойчивое единство образной системы.