Сжатое изложение по тексту А.Камкина «Издавна в народном сознании …» — Подготовка к ОГЭ по русскому языку — Каталог статей
Задание №1 ОГЭ по русскому языку 9 класс
Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Исходный текст
Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.
Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.
Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.
(По А.Камкину)
Сжатое изложение
Издавна в народном сознании по-особому воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков . Оно могло болеть, стонать, скрипеть или быть сильным и крепким.
Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых страницах упоминаются два дерева райского сада: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом подразумевается вера, под его плодами – любовь, духовная чистота, бессмертие. Второе дерево призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни путь добра или зла. Об этом и думает верующий человек, видя изображение дерева на иконах.
Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили немало живописных и словесных образов таких деревьев. В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно становится чутким собеседником, другом.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Цель урока:
подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста.
Задачи урока:
-научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами;
-учить анализировать текст, вычленять микротемы;
-правильно, кратко и логично излагать свои мысли;
-уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;
— ознакомить с текстом на литературную тему
Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Вид урока: урок развития речи
Оборудование: на каждой парте текст «Дерево», у каждого учащегося таблица1 и таблица2, текст «Леса» для каждого ученика (для домашней работы).
Ход урока
I. Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжим готовиться к государственной итоговой аттестации.
II. Формулирование цели и задач урока
Учитель: Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения, тренироваться в умении анализировать текст, вычленять микротемы и учиться способам и приемам сжатия текста.
III. Актуализация опорных знаний
Учитель: Вспомните, в чем особенности сжатого изложения?
(при сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное)
Учитель: Задачей сжатого изложения является отбор существенной информации, краткая передача содержания текста при условии, что основные мысли автора передаются без искажений.
Учитель: Вспомните, что такое микротема?
(это тема фрагмента текста, его части; сумма микротем передает основное содержание текста)
IV. Знакомство с текстом
Учитель: Слушаем текст, постарайтесь определить тему, основную мысль, тезисы.
«Дерево»
Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.
Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.
Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.
(По А.Камкину) 198 слов
V. Практическая работа
Учитель: Определите тему текста.
( значимость дерева в жизни человека)
Учитель: Определите идею текста.
( автор показывает сходство дерева и человека)
Учитель: Определите тип речи данного текста. Докажите.
( тип текста- рассуждение, так как автор рассуждает и доказывает, что дерево имеет много общего с человеком)
Учитель: Какова структура текста-рассуждения?
(текст-рассуждение состоит из трех частей: тезис, доказательства и вывод). Найдем в тексте признаки рассуждения.
(тезис- нашим предкам дерево напоминало человека; доказательства:
-дерево, как и человек, росло, мужало, старело, умирало;
-в Библии упоминаются древо жизни и древо познания добра и зла;
-художники, поэты, музыканты воспевали в своих произведениях дерево.
Вывод: дерево- постоянный спутник человека, его друг.
Учитель: Определите стиль текста.
(стиль-публицистический, так как текст воздействует на читателя и знакомит его с определенной информацией).
Учащимся раздаются листки с текстом.
Учитель: Текст разделен на три абзаца. С какой целью?
( каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему)
Учитель: Определим микротему каждого абзаца, найдем ключевые слова.
Данные будем заносить в таблицу. ( у каждого учащегося на парте листок с основой таблицы, с напечатанными абзацами в первом столбце; микротему и план вписывают сами, работая с текстом)
Таблица1
Абзац | Микротема | План |
Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость. | Нашим предкам дерево напоминало человека. Как и человек, дерево росло, мужало, старело, умирало, давало плоды, обладало крепостью, силой и твердостью. | Схожесть с человеком. |
Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах. | Важную роль в истории человечества сыграли упомянутые в Библии древо жизни и древо познания добра и зла. Первое символизирует веру и ее дары, второе- выбор между добром излом. | Два дерева райского сада. |
Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом. | В русском искусстве немало живописных и словесных образов. В лирических песнях дерево становится чутким собеседником, другом. | Дерево в искусстве. |
VI. Работа над сжатием текста
Учитель: Сжать текст можно двумя способами: обобщение частной и исключение второстепенной информации.
К исключению второстепенной информации относится:
А) Исключение отдельных слов, словосочетаний, вводных слов и конструкций, уточняющих членов предложения.
Б) Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.
В) Исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную информацию, подробности, детали.
Г) Удаление поясняющих конструкций (однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части).
К обобщению информации относится:
А) Близкие по смыслу предложения внутри абзаца.
Б) Ряд однородных членов.
VII. Самостоятельная работа
Учитель: Используя приемы сжатия, сократите текст ( на партах учащихся листки с таблицей; в первом столбце напечатаны абзацы, задача ребят- заполнить второй и третий столбцы)
Таблица 2
Абзац | Что применили? | Что получилось? |
Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость. | — исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; -замена фрагмента предложения синонимичным выражением; -исключение предложений, содержащих рассуждения, поданные слишком широко и полно. | Нашим предкам дерево напоминало человека. Как и человек, оно росло, мужало, старело и умирало, давало плоды. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Дерево обладало силой, крепостью, твердостью. |
Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах. | -исключение предложений, содержащих рассуждения, поданные слишком широко и полно: -исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов: -исключение повторов; -исключение второстепенной информации. | Важную роль в истории человечества сыграли упомянутые в Библии древо жизни и древо познания добра и зла. Первое дерево символизирует веру и ее дары: любовь, духовная чистота, бессмертие. Второе же дерево призвано испытать эту веру. |
Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом | -исключение второстепенной информации; -исключение повторов; — исключение предложений, содержащих рассуждения, поданные слишком широко и полно. | Русские художники, поэты, музыканты оставили нам немало живописных и словесных образов деревьев. В лирических песнях дерево становится собеседником, другом. (80 слов) |
VIII. Подведение итогов
Учащиеся сравнивают свои результаты. Зачитывают полученные тексты.
IX. Домашнее задание
Определить микротемы текста, найти ключевые слова, составить план текста.
«Леса»
Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.
Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.
В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе , кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы , охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.
(По К.Паустовскому) 187 слов
ТЕКСТ №2 «Дерево» СЖАТЬ ДО 70 СЛОВ, русский язык
5-9 класс
Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.
Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.
Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.
(По А.Камкину) 198 слов
07 мая 2013 г., 13:07:26 (6 лет назад)
Нашим предкам дерево напоминало человека с руками, ногами, головой.Оно росло, давало плоды, старело , умирало. В нем шло движение живительных соков.Оно могло болеть, стонать, имело силу, крепость.
На страницах Библии упоминаются два дерева : древо жи3ни и древо по3нания добра и 3ла.Плоды первого приносят бессмертие, второго — веру. Человек выбирает между добром и 3лом.
Ответить
Другие вопросы из категории
Изложение в 6 классе » Соседи»
Урок русского языка 6 класс
Тема « изложение »
Цель: научить учащихся слышать, анализировать и воспроизводить звучащий текст.
Задачи:
научить учащихся определять особенности текста и его построения;
продолжать формировать умение воспроизводить текст как в устной, так и в письменной форме;
развивать умение строить самостоятельное письменное высказывание;
развивать речь учащихся.
Ход урока
1). Постановка цели.
— Сегодня на уроке мы будем писать изложение.
2). Вступительное слово учителя.
— В природе часто встречается, что одни растения или животные живут за счет других. Мы сажаем цветы, а рядом вырастают сорняки и отнимают у цветов солнце и воду.— А бывает ли так среди людей?
Одни люди стараются помочь человеку в трудную минуту, приходят на помощь попавшим в беду, иногда ценой собственной жизни спасают совершенно незнакомых людей. Знаете ли вы такие примеры?
Какими чертами характера обладают люди, способные на такие поступки?
( доброта, милосердие, великодушие, самопожертвование – на доске). Объясните смысл каждого слова. Все они являются близкими по значению, т.е. – (синонимами).
Другие заботятся только о себе, о собственном благополучии и ради этого благополучия готовы навредить окружающим. Какие черты характерны для них? (жестокость, чёрствость, эгоизм – на доске) Слова в левом и правом столбиках являются – (антонимами).
3). Слушание текста.
— Итак, внимательно слушаем текст, запоминаем последовательность изложения.
Соседи
У корня виноградной лозы обронили семя, и выросла яблонька. Пока дерево росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.
Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.
Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым. Того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы налить кисти винограда сладчайшим соком.
Всё бы хорошо, но яблоня отняла солнце у виноградного куста. Дерево раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнца. А яблоня лишь плотнее сомкнула над ней ветви.
Но проходило время, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями, она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но никто не помнит, чтобы появилось на его ветвях хоть одно яблочко.4). Беседа по содержанию, составление плана.
— Определите стиль и тип текста. Докажите. (художественный, повествование с элементами описания). Найдите выразительные средства речи характерные для художественного описания. Олицетворение ( великодушная лоза не обижала и т.д.), эпитеты ( сладчайший сок), метафора ( раскудрявило крону).
— Как отнеслась лоза к появлению яблоньки?
1. (пункт плана) Великодушная лоза делилась с яблонькой пищей и водой. (запись пунктов на доске и в тетрадях)
— Как стало вести себя деревце, когда выросло?
2. Дерево уже не просит пищи, а берет сколько нужно.
3. Виноградная лоза привыкла обходиться малым.
— Когда дерево загородило солнце, о чем его попросила лоза?
4. Лоза попросила соседа не заслонять солнца.
— Погибла ли лоза?
5. Лоза радовала глаз новыми гроздьями винограда.
5).Работа над элементом сочинения.
6. Бывает ли так среди людей?
— Элемент сочинения у вас должен представлять собой рассуждение о том, поступают ли люди так, как яблоня?
— Из каких частей состоит текст рассуждение? (тезис, доказательства (аргументы), вывод) Какой у нас будет тезис? (Одни люди стараются помочь человеку в трудную минуту, а другие – думают только о себе)
В качестве доказательства вам нужно привести пример из жизни о каком-то добром или эгоистичном поступке человека.
Вывод. А каким должен быть человек? ( Я считаю, я думаю, мне кажется…)
6).Словарная работа.
— Перед вторым прочтением мы с вами запишем слова с орфограммами из этого текста, чтобы вы в них не допустили ошибок.
Обр…нили выр..сла б..рет пот..снилась отн..ла \ра..кинуло бе..раздельно ра..кудрявило. ( один учащийся записывает на доске, объясняет орфограммы)
7).Чтение текста по абзацам, между абзацами паузы. Дети делают записи.
8). Пересказ текста детьми по абзацам.
9). Написание изложения.
Помогите написать сжатое изложение «Дерево»
Среди удивительных чудес растительного мира Африки, а конкретно тропической её части, одно из главенствующих мест принадлежит баобабу. Распространен он в зоне жарких африканских саванн, представляющих собою тропические лесостепи, где год обычно состоит из всего двух многомесячных сезонов, сменяющих друг друга — жаркого дождливого и жаркого сухого.Трудно найти в Африке другие растения пользующиеся столь же горячей любовью местного населения, как чудо-дерево баобаб. Он абсолютно неповторим, его невозможно спутать ни с одним другим. Окружность некоторых экземпляров баобаба превышает 10 м.Удивительна и необычайная жизненная сила баобаба. Когда с него срывают кору, баобаб, в отличие от многих других деревьев, не умирает — кора нарастает снова. Баобаб не гибнет даже тогда, когда падает на землю. Если после этого хоть один корень сохранит контакт с землей, дерево продолжит расти лежа.В основном баобабы не слишком высоки, но, если верить некоторым сообщениям, появившимся не так давно в прессе, в африканских саваннах найден настоящий гигант – самое высокое дерево на нашей планете, достигающее 189 м высоты, диаметр ствола которого составляет 43,5 м! Ну а в «Книге рекордов Гиннеса» в 1991 г. зафиксирован баобаб обхватом 54,5 м.Зачастую в стволах этих «зеленых гигантов» появляются огромные дупла, например, выдающийся английский путешественник Ливингстон писал о том, как 20-30 человек спокойно спали в огромном дупле высохшего баобаба, и при этом никто никому не мешал.В Кении на шоссе Найроби — Мобаса находится баобаб-убежище, дупло в котором оборудовано дверью и окном. В Зимбабве в дупле одного из баобабов оборудована автобусная станция, в зале ожидания которой может разместиться до 40 человек. Поблизости от городка Касана в Республике Ботсвана вырос баобаб, дупло которого служило тюрьмой.В Намибии находится баобаб, в дупле которого оборудована баня, где есть даже ванна.Баобаб – это в высшей степени универсальное дерево:Плоды баобаба, напоминающие большие огурцы, характерны отменным вкусом и высоким содержанием разнообразных витаминов, ну а по своей питательности они приравниваются к телятине. Плоды быстро усваиваются организмом и способны снимать усталость. Плоды баобаба используют не только люди — их очень любят обезьяны, охотно живущие среди пышной листвы баобабов, из-за чего последние получили название «обезьянье дерево».Высушенную твердую оболочку плода используют вместо стакана, а дым, выделяющийся при сжигании сухой внутренности плода отлично отгоняет комаров и других насекомых.Семя плода баобаба съедобно в сыром виде, а после его прожарки и измельчения из него варят кофе.Из золы плода изготавливается мыло и, что особенно удивительно, масло для жарки.Порошком, сделанным из плодов баобаба, моют голову женщины Восточной Африки, а красным соком, содержащимся в его корнях, раскрашивают лица.Из листьев баобаба делаю вкусный салат и варят суп, ну а молодые побеги отваривают как спаржу.Цветочную пыль баобаба используют при изготовлении клея.Из золы , появляющейся при сжигании коры баобаба, делают достаточно эффективные лекарства от простуды, дизентерии, лихорадки, сердечно-сосудистых заболеваний, зубной боли, астмы, укусов насекомых.
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ
Цель: развитие речи учащихся.
I. Чтение текста.
СОСЕДИ У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.
Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.
Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что осталось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.
Все бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним свои ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнце. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви.
Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями — ведь она привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязало на своих ветвях хоть один плод.
Л. Гурунц Задание: напишите изложение, дополнив текст рассуждениями о великодушии и черствости, об эгоизме и самопожертвовании (или приведите примеры из жизни людей, добрых и злых, жестоких и милосердных). II. Предварительные упражнения.
1. Сгруппируйте слова в соответствии с основными правилами правописания. Сделайте словообразовательный анализ 2-3 слов (по выбору учащихся).
Кто (то), что (то), (ни, не) кто, (с) ним, (над) ней, обронил, выросло, деревце, (в) помощи, плод, растет, (не) обижало, потеснилось, оставалось, привыкло, приходил, (не) хватает, безраздельно, великодушная (лоза).
2. Просклоняйте словосочетания. Придумайте с этими словосочетаниями предложения:
виноградное семя, великодушная лоза, бескорыстная помощь. Проспрягайте глаголы терпеть — вытерпеть.
3. Разберите по членам предложения. Объясните постановку знаков
препинания.
У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Оно раскинуло над ней свои ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не вытерпела, попросила соседа не заслонять солнце. Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями — ведь она привыкла обходиться
малым.
III. Работа над содержанием текста.
1. Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?
2. Раскройте смысл понятий: великодушие, порядочность, милосердие — безнравственность, эгоизм, примитивность. Что значит великодушный человек, безнравственный поступок, проявить милосердие, поступить безнравственно! Приведите примеры из жизни, подтверждающие ваши рассуждения.
3. Разделите текст на части, озаглавьте их.
Примерный план
1) Великодушная лоза делится пищей и водой.
2) Дерево уже не просит пищи, а берет сколько нужно.
3) Виноградная лоза привыкла обходиться малым.
4) Просьба — не заслонять солнце.
5) Лоза радует глаз гроздьями — дерево растет бесплодным.
IV. Написание изложения с элементами сочинения.
Подробное изложение текста «Говорящее дерево» 4класс
Приложение 10.
Конспект урока по теме: Подробное изложение текста «Говорящее дерево»
Класс:4
Цель: продолжать формирование умения писать подробное изложение текста-повествования, по коллективно-составленному плану.
Задачи: обучающая: продолжать формирование умения определять основную мысль, структуру, составлять план, совершенствовать умение строить текст;
развивающая: развивать устную и письменную речь, умение записывать текст, соответствующий данному плану, наблюдательность, логическую последовательность.
воспитывающая: любовь к языку, аккуратность письма.
Ход урока:
2.Слово учителяАнализ исходного текста
Языковой анализ
Орфографический анализ
Написание изложения
-Ребят, скажите, из чего получаются дрова?
— Хорошо, а кто-нибудь из вас видел личинок короеда?
-А чем они питаются?
— Хорошо, молодцы, сегодня мы с вами будем писать изложение.
-Название текста вы видите на доске. Сейчас я прочту текст, а вы послушайте и подумайте, соответствует ли название тексту и почему?
Учитель читает текст.
-Итак, вы прослушали текст, скажите, соответствует ли название тексту и почему?
— Какова основная мысль текста?
-От чьего имени идет повествование текста?
— О чем повествует автор?
-О каких еще людях говорится в тексте?
— На каждой парте лежит текст. Прочитайте его еще раз и подумайте, на сколько частей его можно разделить?
-Каким образом?
— Кто предложит другое разделение на части?
-Я предлагаю вам остановиться на пяти частях, и столько же пунктов будет в нашем плане.
-О чем говорится в первой части?
-Как можем озаглавить эту часть?
-Запишите в первый пункт плана тот вариант заглавия, который больше всего понравился.
— О чем говорится во второй части?
-Как озаглавим?
-Во второй пункт плана записываем первое или второе заглавие.
-О чем говорится в третьей части?
— Как назовем эту часть?
— Записали в третий пункт плана. О чем идет речь в четвертой части?
-Как назовем?
— И наконец, о чем говорится в пятой части?
-Как можем озаглавить?
-Сейчас проведем языковой анализ текста, он нам необходим для того, чтобы научиться более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания изложения.
— Во всем тексте мы встречаем слова шепот и скрип, как мы можем объединить эти слова?
— Ребят, что такое колун?
— Где можем узнать значение этого слова?
— Итак, что такое колун?
-Хорошо, молодцы. Кто скажет, какой подберем синоним?
-Как в тексте автор называет дрова?
— Вы так же, как и автор можете использовать разные синонимы.
-Что такое лесосека?
-Открываем словарь и находим значение.
-Подберите синонимы к слову извлек.
— Подберите синоним к слову удовлетворен.
Учитель записывает все синонимы, предложенные учащимися.
— Найдите и объясните орфограмму в слове шепот
-В слове пошел найдите и объясните орфограмму.
— Найдите и объясните орфограмму в слове древесина.
-Перед тем, как вы начнете писать изложение, вы должны учесть то, что автор ведет рассказ от своего имени и говорит Я – это личное местоимение 1 лица, а вы должны писать от третьего лица, то есть он.
— А теперь вам предстоит написать свое изложение, близкое к тексту. План у вас есть, приступайте к работе.
-Они из дерева, ими топят печь
-да
-Корой деревьев
Слушают текст
-Название тексту соответствует, потому что автор и его сын слышали скрип и шепот от чурок в сарае.
-Внутри еловых чурбаков были личинки, они и издавали шум, похожий на скрип и шепот.
-от имени автора
-о своей находке внутри еловых чурбаков
-о сыне героя-автора
-на четыре части
— Первая часть заканчивается предложением: «Червяк любопытства точил душу».
— Вторая часть: «Еловые чурбаки».
-Третья часть: «…извлек я из каждой чурки».
-Четвертая часть – до конца.
— Можно разделить последнюю часть на две. Четвертая часть заканчивается: «У личинок челюсти как сверла».
-О том, как сын автора услышал странный шум в сарае и позвал отца. Чтобы узнать, откуда шум, они пошли в сарай.
— Странные звуки в сарае.
-Загадочный скрип и шепот в сарае.
— о том, что автор вернулся в сарай, чтобы найти источник шепота и скрипа
— Любопытство взяло верх.
-Вторая попытка найти источник странных звуков.
— о том, что автор нашел разгадку – расколол чурку, а в ней личинки усача.
-Разгадка найдена!
-Личинки из чурки.
-автор рассказывает, как личинки могли попасть внутрь дров.
-Дрова с «начинкой».
— это разговор автора с сыном
— Хочешь увидеть шептунов?
— шум
— не знаем
— в толковом словаре
— это разновидность топора, предназначенного для колки дров
-топор
— чурки, чурбаки
-не знаем
— это участок леса, отведенный для рубки главного пользования, лесовосстановительных рубок, рубок ухода за лесом и санитарных.
— достал, вытащил
— доволен
— шёпот, безударная гласная в корне, проверим словом шепчет.
— пошёл, проверим шедший
— древесина – безударная гласная в корне, древесный – проверочное слово.
-Приступают к написанию изложения.
3. Самопроверка
— А теперь обменяйтесь тетрадями в парах, проверьте последовательность написания плана, а так же, соответствует ли текст плану.
-Вернули тетради.
Проверяют тексты друг друга
4.Итог урока
— Что, как вам кажется, не получилось при написании изложения?
— Правильно располагать части текста.