Изложение это утро я начала с озорства – Поразмышляй ещё об одном слове, о его значении и строении. Расскажи о нём. Немного тебе поможет словарь. родословная

Содержание

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему: Русский Гармония

Слайд 1

На странице букваря Тридцать три богатыря, Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. Алфавит Максимчук Елизавета Сергеевна

Слайд 2

Алфавит. Слово алфавит произошло от двух как бы склеенных букв древней азбуки: алеф (бык) + бет (дом). Во время долгих странствий слово « алефбет » превратилось в «алфавит». А у нас появилось для него и второе, русское, слово – азбука , образованное из двух первых букв: аз и буки . Максимчук Елизавета Сергеевна

Слайд 3

Белый камешек растаял, На доске следы оставил. Мел Максимчук Елизавета Сергеевна

Слайд 4

Мел – это мельчайшие остатки древней жизни на Земле: раковин, обломков скелетов вымерших морских животных. Мел откладывался в течение миллионов лет. Вот из таких остатков и получается мел. Максимчук Елизавета Сергеевна

Слайд 5

Смотри, какой петляет след. Чей это след – ты дашь ответ? Ответ простой! Конечно, Даш! Ходил тут черный… карандаш Максимчук Елизавета Сергеевна

Слайд 6

Карандаш. Слово образовано от тюркского кара , что означает «черный» и таш – «камень». Свой путь карандаш начинал от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились черные палочки, стали готовить для них «одежду» – кожаную, металлическую и, наконец, деревянную. Максимчук Елизавета Сергеевна

Слайд 7

Крошки-птички сели в ряд И словечки говорят. Бумага и буквы Максимчук Елизавета Сергеевна

Слайд 8

Бумага. Начало пути этого слова в Иране ( памбак ). Попав в Италию, памбак превратился в бомбаджо . А на Руси стало звучать это слово как бумажник. Максимчук Елизавета Сергеевна

Слайд 9

В старину слово красный … В книгах начало первой строки… Страницы… Вот поэтому первую строку…. Со временем название красная строка … Теперь оно означает… Максимчук Елизавета Сергеевна

Слайд 11

Это утро я начала с озорства. Вдруг принялась… Брат терпел недолго. … Тут у нас началась… … Такого у нас… . Мы жили … Распахнулась дверь. … -Что случилось? Я и сейчас … . … А потом сказала…. .Мама попросила нас…

Слайд 12

& Домашнее задание: найти рассказы о происхождении слов в энциклопедиях.

nsportal.ru

Сжатое изложение. Прочитайте отрывок из очерка К. Паустовского «Страна за Онегой». Какой смысл имеет предложение Родина во мне затоскует в этом тексте? Напишите изложение от 3-го лица, сократив текст вдвое. Какие подробности описания можно исключить? О чём можно сказать более кратко (лаконично)? Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой. Цвела черёмуха, и было холодно. Летние холода на севере всегда совпадают с этим цветением. В деревне мне показали срубленную из толстой сосны высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Во дворе румяная старуха катала вальком бельё. Это и была Захарова. Она увидела меня, отложила валёк и вытерла потное лицо. На вальке были вырезаны цветы, травы, колосья, какие-то птицы. Захарова не сразу согласилась петь. «Я пою, — сказала она, — когда родина во мне затоскует». Я не понял. «Ну, как тебе это растолковать, желанный, — огорчилась Захарова. — Вот иной раз к вечеру выйдешь на озеро. Лежит оно перед глазами, как серебряный плат. Лист на осине — и тот трепещет. И так-то сладко станет на сердце, затоскует родина во мне, и я запою». Я догадался. Сказительница называла тоской по родине то чувство, которое мы, горожане, называем любовью. Очевидно, это означает, что чувство родной страны доходит до такой остроты, что требует немедленного выражения. Смысл, содержание предложения

Сжатое изложение. Прочитайте отрывок из очерка К. Паустовского «Страна за Онегой». Какой смысл имеет предложение Родина во мне затоскует в этом тексте? Напишите изложение от 3-го лица, сократив текст вдвое. Какие подробности описания можно исключить? О чём можно сказать более кратко (лаконично)? Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой. Цвела черёмуха, и было холодно. Летние холода на севере всегда совпадают с этим цветением. В деревне мне показали срубленную из толстой сосны высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Во дворе румяная старуха катала вальком бельё. Это и была Захарова. Она увидела меня, отложила валёк и вытерла потное лицо. На вальке были вырезаны цветы, травы, колосья, какие-то птицы. Захарова не сразу согласилась петь. «Я пою, — сказала она, — когда родина во мне затоскует». Я не понял. «Ну, как тебе это растолковать, желанный, — огорчилась Захарова. — Вот иной раз к вечеру выйдешь на озеро. Лежит оно перед глазами, как серебряный плат. Лист на осине — и тот трепещет. И так-то сладко станет на сердце, затоскует родина во мне, и я запою». Я догадался. Сказительница называла тоской по родине то чувство, которое мы, горожане, называем любовью. Очевидно, это означает, что чувство родной страны доходит до такой остроты, что требует немедленного выражения. Смысл, содержание предложения — это не только та информация, которая извлекается из предложения всяким носителем языка благодаря знаниям слов, образцов синтаксических конструкций и интонации, но и вся та информация, которая может быть извлечена из него благодаря общности знания участников речевого общения о мире, окружающей действительности, друг о друге, ситуации общения.

vipgdz.com

Утро — Изложения по русскому языку

Петя проснулся и был поражен, увидев себя в городской комнате среди забытой за лето мебели и обоев. Сухой луч солнца, пробившийся в щель между шторами, пересекал комнату. Пыльный воздух был как бы косо распилен сверху донизу. Ярко освещенные пылинки, ниточки, ворсинки, движущиеся и вместе с тем неподвижные, образовали полупрозрачную стену. Крупная осенняя муха, пролетая сквозь нее, вдруг вспыхнула и тотчас погасла.

Не слышалось ни кряканья уток, ни громкого кудахтанья курицы, снесшей за домом яйцо, ни глупой болтовни индюков. Не было слышно даже веселого чириканья воробьев, качающихся перед самым окном на тоненькой веточке шелковицы, согнувшейся под ними в дугу.

Звуки города слышались снаружи и внутри квартиры. На крышке пианино всякий раз начинала дрожать вазочка, когда под окнами проезжали экипажи или проносились автомобили. В столовой легко гремели стулья. Музыкально журчала струя воды из крана, в которой мыли стаканы и чашки. Из кабинета раздавался голос отца, который казался мужественным и по-городскому чужим.

Электрический звонок наполнял коридор, хлопала то парадная, то кухонная дверь, и Петя вдруг стал узнавать по звуку, которая из них хлопнула.

И вдруг среди всего этого гомона раздалось какое-то очень знакомое шипенье. Что-то щелкнуло, завелось, и один за другим послышались четкие удары. Что это? Да ведь это же часы! Те самые знаменитые столовые часы, которые, как гласила семейная легенда, папа подарил маме, будучи еще женихом. Как Петя мог о них забыть?! Это они отсчитывали время! Мальчик не успел сосчитать сколько, но что-то много. Петя вспомнил, что на даче он вставал в семь.
Мальчик вскочил, поскорее оделся, умылся в ванной и вышел в столовую, жмурясь от солнца, лежавшего на паркете горячими косяками.

— Как не стыдно! — воскликнула тетя, качая головой и вместе с тем радостно улыбаясь загоревшему и выросшему за лето племяннику. — Уже одиннадцать часов. Мы тебя нарочно не будили, потому что хотели посмотреть, до каких пор ты будешь валяться в постели, дачный лентяй. Скорей садись. Тебе с молоком или без? В стакан или в твою чашку?

Как это он забыл? У него была своя чашка, фарфоровая, с незабудками и золотой надписью с поздравлением. Пете подарили ее в прошлом году на именины.

Мальчик обвел глазами стол и увидел самовар. На его ручках грелись уложенные бублики. Оказывается, он об этом тоже забыл. А вот сахарница в форме груши и щипчики в виде цапли. А что это в руках у отца? Газета! Петя совсем забыл, что в природе существуют газеты!

Одним словом, вокруг Пети оказалось такое множество забытых за лето предметов, что у него разбежались глаза.

Он поскорее выпил чай и отправился во двор, чтобы повидаться с мальчиками. Но там никого не было. Тогда Петя решил пойти к морю, но ему не разрешалось ходить одному на берег. Мальчик засунул руки в карманы и покрутился равнодушно под окнами. Затем так же равнодушно, чтобы не возбуждать подозрений, он вышел на улицу, походил для виду возле дома, завернул за угол и со всех ног бросился к морю.

На середине переулка он наткнулся на знакомую фигуру. Кто это? Да ведь это же лучший друг Гаврик! (487 слов)

По В. Катаеву

resheba.net

Сжатое изложение

Аудиозаписи для подготовки к написанию сжатого изложения ОГЭ по русскому языку (по материалам сборника ОГЭ под ред. И.П. Цыбулько 2020 г.)

Текст 1



Художественный промысел… В самом сочетании слов таится противоречие: промысел подразумевает массовость, серийность, то есть одинаковость, а художество — это всегда образ, никогда не повторяющийся и непохожий на какой-либо другой.
Образ, индивидуальность изделия умирают в многочисленности одинаковых предметов, но ведь это не значит, что предметы при их множественности нельзя создавать разными. По-видимому, промысел можно называть художественным, если произведение отличается индивидуальностью, самобытностью, если оно несёт миру красоту, добро, воспитывает лучшие чувства у человека. Так, для художественного промысла характерны традиционная технология изготовления произведения, традиционные образы, но при этом обязательна художественная индивидуальность мастера.
При машинном производстве художественная индивидуальность исчезает, растворяясь в массовости и ширпотребе. Экономисты пытаются планировать красоту и эстетику, самоуверенно внедряют в творческий процесс законы массового производства. А ремесленник, равнодушный к творчеству, усвоивший традиционные приёмы и образы, но стремящийся к количеству, толкает художественный промысел к вырождению и гибели. На фоне всего этого кажется почти чудом существование в современном мире художественных промыслов, их противостояние серийной безликости.
(По В. И. Белову) 151 слово

Текст 2

Есть на русской земле удивительные города: чуть отойдёшь от главной улицы и увидишь луг в редких вербах, невдалеке лес и поле, отсвечивающее хлебами. Воздух чистый, дали неоглядные, тишина успокоительная. По городу идёшь, и вдруг остановит тебя старинный дом с затейливой кладкой стены или узорной резьбой по дереву, расписным крыльцом. Такое увидишь обычно в малом городке, в глубинке России.

Есть, на мой взгляд, в этих городках такое, что создаёт уют жизни. Это прежде всего близость природы. Маленький город от неё ничем не отгорожен. И жёлто- зелёные поля, и водная гладь реки или озера, и лесные тропинки — все прелести природы начинаются за окраиной городка.

Здесь нет неоновых реклам, не снуют машины, не слышен скрежет трамвайных колёс. Такой город живёт без спешки и шума. Не встретишь тут торопливых пешеходов, вечно куда-то бегущих, отвечающих на вопросы нехотя, на ходу. Напротив, приезжему тут ответят обстоятельно. Да ещё спросят: «Откуда, по каким делам приехал?» Люди здесь приветливые, добросердечные, услужливые. Они нежно привязаны к своему родному месту.

(По М. И. Ростовцеву) 159 слов

Текст 3


 
Репортаж — это сообщение с места событий. Поэтому задача любого репортёра заключается прежде всего в том, чтобы дать возможность людям увидеть описываемое событие глазами очевидца, то есть создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о ситуациях, событиях. Это позволяет читателю как бы самому побывать там, где находится репортёр.

Для репортёра важно не только наглядно описать какое-то событие, но и изобразить его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Это возможно осуществить разными путями. Например, изложением динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остаётся только показать этот процесс. Однако бывают события, развитие которых протекает вяло, неопределённо. В этом случае автора может выручить изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

Таким образом, своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает прежде всего в результате «развёрнутого» применения метода наблюдения. Поэ

rustutors.ru

Задание 85 § 11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы 9 класс Разумовская М.М.

Привет, вот как я написал про своего друга.
Мы познакомились на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.
Это был редчайшей душевности человек. Его уважали на работе, считали первоклассным биологом.
Все друзья называли его очень доверчивым человеком. Я и сам это видел, но не мог до конца понять природу его доверчивости. Возможно, это была львиная храбрость духа, возможно, обаяние щедрой и доброй натуры, которая никогда не стремилась ухватить побольше от жизни и поэтому никогда не наживала себе врагов. Может быть, и то, и другое.
Вариант зла и лжи просто не приходил ему в голову. Конечно, бывали люди, которые коварно использовали его. Прощения им
не было во веки веков: он не мстил низким людям, но испытывал к ним в дальнейшем хроническое отвращение. Это была какая-то музыкальная злопамятность.
Однажды в компании речь зашла о человеке, который насильно запихнул свою мать в дом престарелых.
«А чего вы удивляетесь? Я с ним учился в школе, этот подлец еще в седьмом классе скинул кошку с третьего этажа», — сказал на это мой друг.
Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о себе, о своих коллегах-чудаках, о своих должниках — а одалживал он направо и налево. Но особенно много рассказывал он о своем профсоюзном боссе.
Как-то мой друг сидел в заполненном автобусе. Шофер уже закрыл двери, когда друг заметил на остановке в числе осаждающих автобус профсоюзного босса. Босс потрясал высоко поднятым портфелем, давая понять шаферу, что содержимое портфеля требует срочной доставки совместно с его владельцем.
Сердце шофера дрогнуло, и он открыл двери, куда хлынул народ.
Как только профсоюзный босс оказался в автобусе, он немедленно начал ругать водителя за то, что тот впускает людей в переполненный транспорт. «Это классический пример разорванности сознания», — хохотал мой друг.
Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, о золотом сне Новгорода, об искусстве XX века, об интуиции Столыпина.
Я безумно любил его в эти часы! «Нет, не может сгинуть страна, пока в ней есть такие люди!» — думал я.

class.rambler.ru

«Изложения»

Золотая осень.

Стоял ясный день. Дети пошли на экскурсию в лес.

Солнце светило ярко. Небо было голубое . Стая журавлей косяком тянулась к югу.

Лес был сказочным. Он оделся в яркий наряд. От жёлтых листьев он казался золотым.

Подул лёгкий ветерок. Листья закружились в дружном хороводе. Началась пора листопада. Дети долго любовались красотой природы.

Потом они набрали разных листьев и вернулись домой.

План.

1.Стоял ясный день.

2.Сказочный лес.

3.Листья в хороводе.

4.Домой.

Орфография:

косяком, жёлтых, в хороводе, началась, красотой

Друг.

Даша давно мечтала о собаке. И вот на день рождения родители подарили ей щенка таксы.

Он был чёрный с рыжими лапками. На маленькой остренькой мордочке выделялись крупные карие глаза с длинными чёрными ресницами.

Даша была счастлива. Она осторожно прижимала к груди тёплый живой комочек. Щенок лизал ей лицо и руки. Девочка назвала своего нового друга Кингом.

Она заботилась о нём, водила щенка на прогулку, оберегала от крупных собак. А щенок рос. Постепенно он вырос в красивую таксу.

Кинг стал замечательным Дашиным другом

План :

1. Мечта Даши.

2. Подарок на день рождения.

3. Маленького друга назвали – Кинг.

4. Щенок вырос.

Орфография:

Давно, родители, лапками, глаза, прижимала, комочек, лицо водила, щенок, рождения, выделялись, счастлива, живой, лизал, назвала, оберегала, красивую. Подарили, осторожно, назвала, заботилась, оберегала, замечательным.

Сиротка.

Однажды случилась беда. Овца попала под машину. Остался маленький пушистый ягнёнок один.

За сироткой стала ухаживать Надя. Она кормила его молоком, угощала хлебцем. Особенно ягнёнок любил капусту.

Прошло лето. Теперь это был уже взрослый баран. А какие рога!

Баран всё время ходил за девочкой, как собачка. Он даже защищал её от мальчишек. Раз Надя пришла в кино, и баран за ней. Девочка вошла в зал. А баран уселся у двери и ждал её.  Настоящий друг!

 

План:

1.Почему ягнёнок стал жить у Нади?

2.Как Надя заботилась о сиротке?

3.Как изменился  ягнёнок в конце лета?

4.Почему ягнёнка можно считать настоящим другом?

 

Орфография:

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово.

    Б…да, с…ротка, к…рмила, мол…ком, уг…щала, р…га, х…дил, защ…щал, м…льчишек, наст…ящий.

    2. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово.

    О…ца, хле…цем, дру…

    3.Вставьте пропущенные буквы, запомните написание.

    М…шина, …гнёнок, м…локо, к…пуста, с…бачка, б…ран.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Урок развития речи в 3-м классе по теме «Изложение с творческим заданием по рассказу Э.Шима «Бывшие беспризорники»

    Цели урока:

    1. Обобщение знаний о структуре текста.
    2. Формирование универсальных учебных действий: умения выделять части в тексте, кратко (сжато) излагать главную мысль, точно употреблять слова в речи.

    Оборудование урока:

    1) эпиграф,

    2) план урока,

    3) текст (рассказ Э. Шима “Бывшие беспризорники”.

    4) иллюстрации с изображением цветов (колокольчик, ромашка, василёк),

    5) толковые словари.

    Эпиграф (на доске). …

    “Давайте будем
    К тому стремиться,
    Чтоб нас любили
    И зверь, и птица.
    И доверяли повсюду нам,
    Как самым верным
    Своим друзьям…”.
    ( И. Мазнин)

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Учитель. Ребята, сегодня на уроке развития речи мы будем писать изложение. Эпиграфом к уроку лучше всего подойдут строчки из стихотворения И.Мазнина “Давайте будем дружить друг с другом”. Прочитайте эти строки. Как вы понимаете их смысл?

    Дети. – В этих строчках говорится о том, что люди должны любить природу, беречь её, не убивать насекомых, птиц и животных, не ломать деревья, не рвать цветы.

    Учитель. – Молодцы. Правильно. Текст, по которому мы будем писать изложение, поможет лучше понять, что значит любить природу.

    II. Знакомство с планом работы на уроке.

    Учитель. – Дети, прочитайте план работы.

    Дети (читают план работы, записанный на доске)

    План

    1. Чтение текста.
    2. Определение темы и главной мысли текста. Лексический анализ.
    3. Анализ структуры текста.
    4. Орфографическая подготовка.
    5. Запись текста.

    а) Свободный диктант – I и II части.

    б) Изложение – III и IV части.

    в) Проверка работы.

    III. Работа с текстом. Подготовительная работа перед написанием изложения.

    1. Чтение текста.
    2. Бывшие беспризорники

      У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья, как серые тряпочки.

      Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенёс в школьный сад. Там он уже много таких беспризорников посадил. Вот ромашки, а вот васильки. Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает.

      И тогда происходят чудеса. Мелкие ромашки крупными делаются, глазастыми. Васильки как в голубых коронах стоят. А на колокольчиках столько цветов, что на целый букет хватит.

      Любуются ими люди. И невдомёк им, что это бывшие беспризорники.

      Учитель. –Почему рассказ назван “Бывшие беспризорники?” Что означает слово “беспризорник”?

      Дети. –Беспризорный – это бездомный, живущий на улице.

      Учитель. – Откройте толковые словари и найдите значение этого слова. Что ещё можно добавить в толкование этого слова?

      Дети. – Ещё в словаре говорится, что беспризорный – значит, лишённый присмотра, заботы, внимания.

      Учитель. – Так почему же рассказ назван “Бывшие беспризорники”?

      Дети. – В рассказе говорится о цветах, которые росли без присмотра, заботы и ухода людей. Учитель Сергей Степанович выкопал их, пересадил в школьный сад и стал за ними ухаживать.

    3. Определение темы и главной мысли текста. Лексический анализ.
    4. Учитель. – Ребята, как вы думаете, о чём этот текст?

      Дети. – Этот текст о том, как учитель ухаживает за цветами.

      Учитель. – Историю какого цветка описывает автор? Прочитайте, какой он был?\Дети. – Автор описывает историю колокольчика. В тексте говорится: “У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья, как серые тряпочки

      Учитель. – Как вы понимаете слово “хилый”? Подберите синонимы.

      Дети. – Хилый – это слабый, болезненный, вялый, чахлый.

      Учитель. – Как автор называет изменения, которые произошли с цветами?

      Дети. – Автор называет эти изменения чудесами. В тексте говорится: “И тогда происходят чудеса”.

      Учитель. – Какие же изменения происходят с цветами? Как их описывает автор?

      (Учитель демонстрирует иллюстрации)

      Дети. – Автор использует слова-антонимы: мелкие – крупные, сравнение: как в голубых коронах

      Учитель. – Какие имена прилагательные использует автор, чтобы описать чудесные превращения цветов (ромашек)?

      Дети. – Для описания ромашек автор использует прилагательные – крупные, глазастые.

      Учитель. – Почему важно использовать в тексте эти слова?

      Дети. – Они помогают показать разницу между тем, какими цветы были и какими они стали.

      Учитель. – Почему цветы такими стали?

      Дети. – Учитель ухаживает за ними.

      Учитель. – Как учитель заботится о цветах? Прочитайте предложения, в которых описываются действия учителя.

      Дети. – В тексте говорится: “Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенёс в школьный сад… Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает”.

      Учитель. – Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.

      Дети. – В этих предложениях встречаются однородные сказуемые, которые отделяются друг от друга запятыми. В первом же предложении между однородными сказуемыми стоит союз – и, поэтому в этом предложении запятой нет.

      Учитель. – В чём автор хотел убедить своих читателей?

      Дети. – Чудесные превращения произошли с цветами благодаря заботе человека.

      Учитель. – Что вы определили, отвечая на вопросы: о чём этот рассказ и в чём автор хотел убедить читателей?

      Дети. – Мы определили тему и главную мысль.

      Учитель. – Почему это важно сделать при подготовке к изложению?

      Дети. – Это нужно для того, чтобы раскрыть тему при написании изложения.

      Учитель. – Что автор отразил в названии рассказа “Бывшие беспризорники”?

      Дети. – Автор отразил главную мысль.

    5. Анализ структуры текста.

    Учитель. – Из каких частей состоит текст?

    Дети. – Вступление, основная часть и заключение.

    Учитель. – Прочитайте вводную часть. Сколько в ней предложений?

    Дети. – (Читают первый абзац). – Три предложения.

    Учитель. – Можно ли начать рассказ сразу со второй части?

    Дети. – Нет нельзя. Во второй части говорится: “Учитель выкопал этот колокольчик…” Совсем непонятно, какой “этот”.

    Учитель. – Что мы узнаём из вводной части?.

    Дети.- Мы узнаём, где вырос колокольчик, какой он был.

    Учитель. – Для чего нужна вводная часть?

    Дети. – Из неё мы узнаём , о чём пойдёт речь в рассказе.

    Учитель. – Следующая часть — основная. Она самая большая в тексте. На сколько частей разделена основная часть в этом тексте?

    Дети. – Основная часть разделена на 2 части.

    Учитель. – Расскажите, что произошло с колокольчиком и другими такими же цветами.

    Дети. – Учитель за ними ухаживал, и они стали очень красивыми.

    Учитель. – Почему основная часть разделена на 2 части?

    Дети. – Сначала рассказывается, как учитель ухаживал за цветами, потом – какими они стали.

    Учитель. – Прочитайте заключительную часть текста. Зачем она нужна?

    Дети. – Она делает текст законченным, подчёркивает главную мысль.

    4) Орфографическая подготовка.

    Учитель. – На какие правила встретились слова в тексте?

    Дети. – В тексте встретились слова с проверяемыми безударными гласными: выкопал, таких, посадил, поливает, глазастыми, стоят, цветов, хватит.

    Есть слова с непроверяемыми безударными гласными: ромашки, васильки, в коронах.

    Учитель. – Найдите слова с приставками.

    Дети. – выкопал, перенёс, беспризорники, посадил, поливает, подкармливает, происходит.

    Учитель. – обратите внимание на слова: выкопал и вырос. Перед какими союзами нужно ставить запятую?

    Дети. – Запятая всегда ставится перед союзами: а, что.

    IV. Физическая минутка.

    1. Запись текста.
    2. I и II части – свободный диктант.

      III и IV части – изложение.

    3. Проверка работы.

    Зачитываются 2-3 работы.

    V. Подведение итогов.

    Учитель: В заключение хочу сказать главное: любая травинка, любой лист, любое, даже самое непримечательное на первый взгляд живое существо по-своему красиво и интересно, заслуживает внимания и доброго отношения.

    И ещё: нельзя не сказать о беде, в которой оказалась природа. На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из-за этого уже исчезло с лица Земли, а многие другие вот-вот исчезнут. Вместо лесов во многих местах по вине людей появились пустыни, а вместо чистых рек потекли потоки мутной воды, из которых нельзя пить, в которых опасно купаться. На лесных опушках всё меньше бабочек, стрекоз, цветов. Зато всё больше мусора, кострищ, поломанных деревьев.

    Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей. Обязательно! Как другу, попавшему в беду.

    Я надеюсь, дети, что этот урок не оставит вас равнодушными, и вы будете относиться к родной природе как добрые и заботливые друзья.

    Использованная литература

    Н.Н.Максимчук. “Сборник изложений по русскому языку” — Мн.:ПКИП “Асар”, 1995.

    Т.Н.Соколова. “Школа развития речи” — М.: Росткнига, 2010.

    С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. “Русский язык. Комментарии к урокам” — М. : Вентана-Граф, 2010.

    О.Е.Жиренко, Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. “Учим русский с увлечением” (Формирование орфографической зоркости) – М.:5 за знания, 2007.

    urok.1sept.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о
    2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
    тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск